Теория социальной стратификации.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Среди теорий социальной стратификации заслуживают внимания прежде всего классические теории К. Маркса и М. Вебера. Маркс считал классами реально существующие группы людей с антагонистическими интересами. Основу деления людей на такие группы он видел в разделении человеческой деятельности на труд и управление в условиях господства частной формы присвоения результатов труда. Во всех существовавших в истории обществах Маркс выделял две такие противоборствующие группы: свободных (рабовладельцев) и рабов, помещиков и крепостных, буржуа (собственники предприятий) и пролетариев (наемные рабочие). По его мнению, классовая система -- это система доминирования одних людей над другими, позволяющая эксплуатировать чужой неоплаченный труд, т.е. превращать в свою частную собственность блага, созданные другими людьми. Всякое улучшение условий жизни одного класса возможно только на основе ухудшения условий жизни другого. Это служит причиной непрекращающейся классовой борьбы. Так будет до тех пор, пока частный способ присвоения благ, порождающий классовые противоположности, не будет заменен общественным, при котором эти противоположности исчезнут. Основой классового неравенства у Маркса служат такие объективные условия производства материальных благ, при которых одни люди могут обогащаться за счет других. Поэтому с точки зрения марксизма при изучении социальной стратификации необходимо в первую очередь учитывать такие характеристики, как положение в производстве, отношение к средствам производства, род занятий, роль в управлении производством, источники и уровень доходов.

Теория стратификации Вебера основана на учете не только объективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности занимаемых социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а на основе отношения к власти -- на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать. Например, в современной России наиболее престижны профессии юристов и экономистов, хотя по уровню доходов их опережают работники торговли. А 40 лет назад у нас наиболее престижной была профессия инженера, хотя по уровню реальных доходов на первом месте были номенклатурные работники партийного и государственного аппарата. Здесь основным структурирующим фактором является отношение людей к объективно существующим в обществе социальным различиям.

Партии представляют собой группировки людей, мобилизованные для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей различных классов и статусных групп, объединенных совпадающими политическими интересами. Партии занимают определенные позиции по отношению друг к другу, точно так же как и статусные группы. Вступление в ту или иную партию и выход из нее -- результат добровольного решения людей на основе субъективной оценки ими политических различий, существующих в обществе из-за неравного доступа людей к государственной власти.

Дополнение объективных параметров социальной стратификации субъективными является особенностью веберовского подхода, способствовавшего выработке преобладающего в настоящее время представления о многомерности социального пространства. Особую роль в формировании этого представления сыграли труды российского, а с 1930 г. -- американского социолога Питирима Александровича Сорокина.

П. А. Сорокин (1889--1968) разработал систему, состоящую из множества признаков, обладание которыми «вызывает притяжение в группировку сходных в отношении этих признаков индивидов».

Он структурировал людей на следующие важнейшие группы:

  • 1) расовую;
  • 2) половую;
  • 3) возрастную;
  • 4) семейную;
  • 5) государственную;
  • 6) языковую;
  • 7) профессиональную;
  • 8) имущественную;
  • 9) правовую;
  • 10) территориальную;
  • 11) религиозную;
  • 12) партийную;
  • 13) психоидеологическую.

Элементарной группой П.А. Сорокин называл «реальную, а не мнимую совокупность лиц, объединенных в единое взаимодействующее целое каким-либо одним признаком, достаточно ясным и не сводимым к другим признакам». Группы, объединенные в единое целое на основе нескольких признаков, он называл кумулятивными. Такие группы можно выделять на основе интегральных критериев, например, профессионально партийно-расовых и других комбинаций вышеперечисленных элементарных социальных признаков. Класс, с этой точки зрения, представляет собой разновидность кумулятивной социальной группы, объединенной на основе таких элементарных признаков, как имущественный, профессиональный, правовой. Нация также относится к кумулятивным группам. Сорокин не исключал возможности дальнейшего дробления элементарных признаков. Его подход предоставляет широкие возможности структурирования на селения с целью выделения внутренне однородных «совокупностей лиц» и имеет большое значение для изучения механизмов социальной обусловленности политического поведения людей. Сорокин ввел в научный оборот множество понятий, которые используются социологами: «социальное пространство», «социальная дистанция», «социальная позиция» и др.

Оригинальную теорию стратификации разработал французский социолог Пьер Бурдье. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих сходную позицию» в социальном пространстве -- многомерном ансамбле автономных полей (экономического, политического, социального, культурного), в которых осуществляется взаимодействие этих агентов. Поля, в свою очередь, образуются соответствующими видами капиталов. «Отдельные виды капитала... являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле (действительно, каждому полю... соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в данном поле как власть или ставка в игре)». Бурдье выделяет экономический, политический, социальный, культурный капиталы. Специфические сочетания этих капиталов образуют определенные позиции в социальном пространстве, которые могут занимать различные социальные агенты (индивидуальные и коллективные).

Таким образом, социальная позиция конкретного агента в этом пространстве «может определяться по его позициям в различных полях» [Там же, 57]. Каждая такая позиция характеризуется набором диспозиций (от лат. dispono -- размещаю, располагаю). Диспозиции характеризуют взаиморасположение позиций, т.е. их отношение друг к другу. Применительно к конкретному социальному агенту диспозиция означает его предрасположенность (склонность) к определенному типу восприятия и оценки других позиций, а также к соответствующему типу поведения. Совокупность присущих социальному агенту диспозиций Бурдье называет габитусом. Габитус «определяет отношение к занимаемой в настоящее время позиции и, тем самым, выработку практической или эксплицитной позиции по отношению к социальному миру» [Бурдье, 127]. Он представляет собой результат освоения или «опривычивания» (от франц. habitude -- привычка, навык, обычай) социальным агентом определенной позиции в процессе его социализации. В этом плане габитус можно назвать «инкорпорированным классом».

Габитус -- это присущий каждому классу особый принцип конструирования социального пространства, который отличает его от других классов. Качалов трактует габитус как ансамбль схем классификации, позволяющий социальному агенту найти сходных с ним и отличающихся от него агентов, как чувство своей и чужой социальной позиции, позволяющее людям ориентироваться в социальной действительности. В то же время габитус как система усвоенных индивидуальными и коллективными агентами динамических стереотипов мышления и действия способствует освоению и преобразованию определенной социальной позиции. Бурдье называет габитус «системой предрасположенностей» и «порождающей способностью» к производству схем восприятия, мышления и действия.

Можно утверждать, что класс формируется благодаря образованию габитуса -- сближению схем восприятия, оценки и действия у различных социальных агентов, занимающих сходную позицию в социальном пространстве на основе сходных условий жизни. Далее, габитус способствует превращению совокупности социальных агентов из потенциального в реальный класс.

Для того чтобы близкие по условиям жизни агенты смогли образовать реальный класс, они должны не просто занять соответствующую позицию, но и мобилизоваться для борьбы за свои групповые интересы на основе определенной стратегии коллективного поведения. Мобилизация группы людей, объективно занимающих определенную позицию в социальном пространстве, зависит от степени их идентификации с этой позицией.

Бурдье отмечает, что «в социологии идентичными считаются все индивиды, которые, будучи продуктами одних и тех же объективных условий, имеют одинаковый habitus». Теоретически сконструированный (возможный) класс нельзя отождествлять с реально существующим классом.

Для выяснения реальной стратификации населения необходимо изучить не только совокупность социальных условий, объективно детерминирующих классовую структуру, но и совокупность социальных практик агентов, субъективно конструирующих эту структуру. Недостаточно построить теоретическую (претендующую на объективность) классификацию действующих социальных агентов, нужно сопоставить ее с «классификацией, которую сами агенты производят беспрерывно в их будничном существовании, с помощью чего они стремятся изменить свою позицию в объективной классификации или даже заменить сами принципы, согласно которым эта классификация осуществляется». Важно также учитывать социальную траекторию агента -- «эволюцию его свойств во времени», которая «лежит в основе субъективных представлений об объективно занимаемой позиции».

Подход П. Бурдье позволяет воспроизвести в социологической теории то единство объективного и субъективного, которое существует в социальной действительности. В отличие от других теорий социальной стратификации, противопоставляющих эти факторы структурирования населения, теория Бурдье раскрывает механизм их взаимодополняемости.

Социальная стратификация представляет собой процесс и ре­зультат деления людей на неравнозначные группы, образующие иерархическую (упорядоченную по принципу: низшие - высшие) последовательность на основе одного или множества признаков [Гидденс (№ 9), 112-119; Сорокин, 1992, 302; Трансформация со­циальной структуры..., 8]. Такими признаками обычно являются собственность (размер имущества, доход), власть (административ­ное положение, политическая принадлежность), социальный статус (род занятий, квалификация, образование и др.). На этой основе социологи обычно дифференцируют все население на низшие, средние и высшие классы. К высшему классу относят владельцев значительных состояний, имеющих высокие доходы, максималь­ный доступ к социальным благам, власти, элитному образованию и престижным профессиям. Это в основном крупные предприни­матели и руководители высокого ранга. Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса (старый средний класс), управленческий персонал, специалисты, работники сферы образо­вания, торговли, медицинского обслуживания, фермеры (новый средний класс). К низшему классу относят лиц физического труда и неквалифицированных наемных работников, занятых во всех сферах. Внутри каждого из этих классов выделяют высшие, сред­ние и низшие слои.

Понятие «класс», в отличие от понятия «слой» (strata), исполь­зуется для обозначения не просто отличающихся друг от друга, а конфликтующих групп населения. Слои бывают внутриклассовы­ми и межклассовыми. Социальная стратификация вообще и клас­совое деление в частности возникают из-за ограниченности мате­риальных ресурсов и обусловленного этой ограниченностью об­щественного неравенства. В борьбе за распределение и перерас­пределение ресурсов население той или иной страны само себя структурирует в зависимости от степени доступа к ним. В разные периоды истории и в разных странах современного мира можно обнаружить различные системы стратификации населения: рабо­владельческую, кастовую, сословную и классовую [Гиденс (№ 9), 113-114]. К этому перечню можно добавить еще и корпоративную систему, которая, по мнению Э. Дюркгейма, должна прийти на смену классовой.

В настоящее время в социологии преобладает многомерный подход к изучению социальной стратификации [Трансформация социальной структуры..., 6]. Каждая социальная группа выделяется среди населения на основе агрегирования (объединения) значи­тельного числа признаков, которые могут быть присущи конкрет­ным людям в различной степени и в различных сочетаниях. Гид-денс, например, делит все население современных индустриальных западных стран на высший, средний и рабочий классы. Отсутствие градации «низший класс» объясняется тем, что многие не хотят относить себя к этому классу, к рабочему классу относят себя без колебаний [Гидденс (№ 11), 107]. Здесь мы сталкиваемся с пробле­мой соотношения двух способов социального структурирования: объективного (общественное положение людей) и субъективного (идентификация людей с этим положением).


Социальная идентификация (от лат. identicus - тождественный) представляет собой процесс отождествления с определенной ста­тусной группой и одновременно дистанцирования от других. Пер­вые попытки американских социологов изучить стратификацию населения США на основе «чистой» трехуровневой модели (выс­ший-средний-низший класс), привели к абсурдному результату: 80% опрошенных отнесли себя к среднему классу [Гидденс, (№ 11), 107]. При изучении стратификации необходимо сочетать объективный и субъективный методы: анализ социальных позиций и анализ социальной идентификации.

Среди теорий социальной стратификации заслуживают внима­ния прежде всего классические теории К. Маркса и М. Вебера. Маркс считал классами реально существующие группы людей с антагонистическими интересами. Основу деления людей на такие группы он видел в разделении человеческой деятельности на труд

и управление в условиях господства частной формы присвоения результатов труда. Во всех существовавших в истории обществах Маркс выделял [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 424] две такие противоборствующие группы: свободных (рабовладельцев) и рабов, помещиков и крепостных, буржуа (собственники предпри­ятий) и пролетариев (наемные рабочие). По его мнению, классовая система - это система доминирования одних людей над другими, позволяющая эксплуатировать чужой неоплаченный труд, т.е. пре­вращать в свою частную собственность блага, созданные другими людьми [Там же, 3, 433]. Всякое улучшение условий жизни одного класса возможно только на основе ухудшения условий жизни дру­гого. Это служит причиной непрекращающейся классовой борьбы. Так будет до тех пор, пока частный способ присвоения благ, по­рождающий классовые противоположности, не будет заменен об­щественным, при котором эти противоположности исчезнут [Там же, 4, 447]. Основой классового неравенства у Маркса служат такие объективные условия производства материальных благ, при которых одни люди могут обогащаться за счет других. Поэтому с точки зрения марксизма при изучении социальной стратификации необходимо в первую очередь учитывать такие характеристики, как положение в производстве, отношение к средствам производ­ства, род занятий, роль в управлении производством, источники и уровень доходов.

Теория стратификации Вебера основана на учете не только объ­ективных (экономический интерес), но и субъективных (престиж и власть) факторов. Если на основе экономического интереса люди делятся на классы, то в зависимости от престижности занимаемых социальных позиций они структурируются на статусные группы (профессиональные, квалификационные, образовательные), а на основе отношения к власти - на партии. Причем эти два вида стратификации могут не совпадать [Вебер, 149-156]. Например, в современной России наиболее престижны профессии юристов и экономистов, хотя по уровню доходов их опережают работники торговли. А 40 лет назад у нас наиболее престижной была профес­сия инженера, хотя по уровню реальных доходов на первом месте были номенклатурные работники партийного и государственного аппарата. Здесь основным структурирующим фактором является отношение людей к объективно существующим в обществе соци­альным различиям.

Партии представляют собой группировки людей, мобилизован­ные для борьбы за власть. Они возникают не только на классовой, но и на профессиональной, этнической, религиозной основе и могут включать представителей различных классов и статусных

групп, объединенных совпадающими политическими интересами. Партии занимают определенные позиции по отношению друг к другу, точно так же как и статусные группы. Вступление в ту или иную партию и выход из нее - результат добровольного решения людей на основе субъективной оценки ими политических разли­чий, существующих в обществе из-за неравного доступа людей к государственной власти.

Дополнение объективных параметров социальной стратифика­ции субъективными является особенностью веберовского подхода, способствовавшего выработке преобладающего в настоящее время представления о многомерности социального пространства. Осо­бую роль в формировании этого представления сыграли труды рос­сийского, а с 1930 г. - американского социолога Питирима Алек­сандровича Сорокина.

П. А. Сорокин (1889-1968) разработал систему, состоящую из множества признаков, обладание которыми «вызывает притяже­ние в группировку сходных в отношении этих признаков индиви­дов» [Сорокин, 1993, 87]. Он структурировал людей на следующие важнейшие группы: 1) расовую, 2) половую, 3) возрастную, 4) се­мейную, 5) государственную, 6) языковую, 7) профессиональную, 8) имущественную, 9) правовую, 10) территориальную, 11) религи­озную, 12) партийную, 13) психоидеологическую [Сорокин, 1992, 88]. Элементарной группой П.А. Сорокин называл «реальную, а не мнимую совокупность лиц, объединенных в единое взаимодейст­вующее целое каким-либо одним признаком, достаточно ясным и не сводимым к другим признакам». Группы, объединенные в еди­ное целое на основе нескольких признаков, он называл кумулятив­ными [Сорокин, 1993, 65]. Такие группы можно выделять на осно­ве интегральных критериев, например профессионально-партийно-расовых и других комбинаций вышеперечисленных элементарных социальных признаков. Класс, с этой точки зрения, представляет собой разновидность кумулятивной социальной группы, объеди­ненной на основе таких элементарных признаков, как имущест­венный, профессиональный, правовой [Там же, 88]. Нация также относится к кумулятивным группам. Сорокин не исключал воз­можности дальнейшего дробления элементарных признаков. Его подход предоставляет широкие возможности структурирования на­селения с целью выделения внутренне однородных «совокупностей лиц» и имеет большое значение для изучения механизмов соци­альной обусловленности политического поведения людей. Сорокин ввел в научный оборот множество понятий, которые используются социологами: «социальное пространство», «социальная дистан­ция», «социальная позиция» и др.

Оригинальную теорию стратификации разработал французский социолог Пьер Бурдье. Он определяет класс как «совокупность агентов, занимающих сходную позицию» [Бурдье, 59] в социаль­ном пространстве - многомерном ансамбле автономных полей (экономического, политического, социального, культурного), в ко­торых осуществляется взаимодействие этих агентов [Там же, 40; 82]. Поля, в свою очередь, образуются соответствующими видами капиталов. «Отдельные виды капитала... являются властью, которая определяет шансы на выигрыш в данном поле (действительно, каждому полю... соответствует особый вид капитала, имеющий хождение в данном поле как власть или ставка в игре)». Бурдье выделяет экономический, политический, социальный, культурный капиталы. Специфические сочетания этих капиталов образуют оп­ределенные позиции в социальном пространстве, которые могут занимать различные социальные агенты (индивидуальные и кол­лективные).

Таким образом, социальная позиция конкретного агента в этом пространстве «может определяться по его позициям в различных полях» [Там же, 57]. Каждая такая позиция характеризуется набо­ром диспозиций (от лат. dispono - размещаю, располагаю). Диспо­зиции характеризуют взаиморасположение позиций, т.е. их отно­шение друг к другу. Применительно к конкретному социальному агенту диспозиция означает его предрасположенность (склонность) к определенному типу восприятия и оценки других позиций, а также к соответствующему типу поведения. Совокупность прису­щих социальному агенту диспозиций Бурдье называет габитусом. Габитус «определяет отношение к занимаемой в настоящее время позиции и, тем самым, выработку практической или эксплицитной позиции по отношению к социальному миру» [Бурдье, 127]. Он представляет собой результат освоения или «опривычивания» (от франц. habitude - привычка, навык, обычай) социальным аген­том определенной позиции в процессе его социализации. В этом плане габитус можно назвать «инкорпорированным (включенным в структуру агента. - Г.А.) классом» [Там же, 126].

Габитус - это присущий каждому классу особый принцип кон­струирования социального пространства, который отличает его от других классов. ЮлГС. Качалов трактует габитус как ансамбль схем классификации, позволяющий социальному агенту найти сходных с ним и отличающихся от него агентов, как чувство своей и чужой социальной позиции, позволяющее людям ориентироваться в со­циальной действительности [Качанов Ю.Л. Политическая тополо­гия: структурирование политической действительности. М, 1995. С. 62-73; 90-91]. В то же время габитус как система усвоенных

индивидуальными и коллективными агентами динамических сте­реотипов мышления и действия способствует освоению и преобра­зованию определенной социальной позиции. Бурдье называет га­битус «системой предрасположенностей» и «порождающей способ­ностью» к производству схем восприятия, мышления и действия [Бурдье 77. Структуры. Habitus. Практики. // Современная социаль­ная теория: Бурдье. Гидденс. Хабермас. М, 1995. С. 16, 20].

Можно утверждать, что класс формируется благодаря образова­нию габитуса - сближению схем восприятия, оценки и действия у различных социальных агентов, занимающих сходную позицию в социальном пространстве на основе сходных условий жизни. Далее, габитус способствует превращению совокупности социаль­ных агентов из потенциального в реальный класс. Для того чтобы близкие по условиям жизни агенты смогли образовать реальный класс, они должны не просто занять соответствующую позицию, но и мобилизоваться для борьбы за свои групповые интересы на основе определенной стратегии коллективного поведения. Моби­лизация группы людей, объективно занимающих определенную позицию в социальном пространстве, зависит от степени их иден­тификации с этой позицией.

Бурдье отмечает, что «в социологии идентичными считаются все индивиды, которые, будучи продуктами одних и тех же объек­тивных условий, имеют одинаковый habitus» [Там же, 25]. Теоре­тически сконструированный (возможный) класс нельзя отождест­влять с реально существующим классом. Для выяснения реальной стратификации населения необходимо изучить не только совокуп­ность социальных условий, объективно детерминирующих классо­вую структуру, но и совокупность социальных практик агентов, субъективно конструирующих эту структуру. Недостаточно постро­ить теоретическую (претендующую на объективность) классифика­цию действующих социальных агентов, нужно сопоставить ее с «классификацией, которую сами агенты производят беспрерывно в их будничном существовании, с помощью чего они стремятся из­менить свою позицию в объективной классификации или даже за­менить сами принципы, согласно которым эта классификация осу­ществляется» [Там же, 63]. Важно также учитывать социальную траекторию агента - «эволюцию его свойств во времени», кото­рая «лежит в основе субъективных представлений об объективно занимаемой позиции» [Там же, 143].

Подход П. Бурдье позволяет воспроизвести в социологической теории то единство объективного и субъективного, которое суще­ствует в социальной действительности. В отличие от других теорий

социальной стратификации, противопоставляющих эти факторы структурирования населения, теория Бурдье раскрывает механизм их взаимодополняемости.

1. Этому классику социологии принадлежит идея о том, что солидарность членов общества покоится на коллектив­ном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной социальной группы или общества
М.Вебер
К.Маркс
Э.Дюркгейм
О.Конт

2. Эти общества, по Э. Дюркгейму, основаны на механической со­лидарности, где личность не принадлежит себе и поглощается кол­лективом
архаические
индустриальные
гражданские
постиндустриальные

3. Наиболее развернутая теория социальной стратификации принадлежит
К.Марксу
П.Сорокину
М.Веберу
Э.Дюркгейму

4. Этот классик социологии застал начальную стадию капитализма
М. Вебер
Э. Дюркгейм
О. Конт
Г. Спенсер

5. Ведущее место производственным отношениям при построе­нии своей теории отдавал
К. Маркс
М. Вебер
Г. Спенсер
Э. Дюркгейм

6. Согласно концепции М. Вебера, социальным действиями, в наи­большей степени определяющими последовательную рационали­зацию общественной жизни, являются
целерациональные
традиционныеценностно-рациональные
аффективные

7. Идея о необходимости революционного преобразования социаль­ных отношений составляет главный вывод
позитивизма
исторического материализма
понимающей социологии

8. Эмилю Дюркгейму принадлежит
теория эволюции
концепция идеальных типов
идея о различии механической и органической солидарности
теория конфликта

9. Суть исторического материализма состоит в
рассмотрении исторического процесса как материальной суб­станции
признании преимущества материального мира перед духовным
выделении в качестве ведущих отношений по поводу производ­ства материальных благ
особом внимании к материальным объектам и вещам

10. Деятельность бюрократии как механизма управления и особого со­циального слоя служит выражением
целерационального типа социального действия
ценностно-рационального типа социального действия
традиционного типа социального действия
аффективного типа социального действия

11. Этому классику социологии принадлежит следующее высказывание: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»
Карл Маркс
Эмиль Дюркгейм
Огюст Конт
Макс Вебер

12. Этому классику социологии принадлежит следующее высказывание: «Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые могут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименова­ниями - теологическая, метафизическая и научная»
Карл Маркс
Эмиль Дюркгейм
Огюст Конт
Макс Вебер

13. Этот социолог-классик, в противовес К. Марксу, настаивал на определяющем воздействии надстройки на базис
Огюст Конт
Герберт Спенсер
Эмиль Дюркгейм
Макс Вебер

14. Эти факторы социального развития Г. Спенсер относит к вто­ричным
климат
последствия вырубания лесов
флору и фауну
интеллектуальные качества социальных единиц

15. Гипотеза в социологическом исследовании - это
прогноз (предсказание) того, что должно произойти
положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными
описание процедуры сбора данных
выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки

ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

Предлагаемый аспект социальной структуры общества показывет как неравенство воздействует на общество и как стратификация влияет на жизнь отдельных людей.

Все социологические концепции признают, что неравенство рас­пространено в обществе, но по-разному определяют его сущность и причины. Взгляды расходятся: что является главным компонентом неравенства - богатсво, власть или престиж? Каковы основные причины неравенства?

Люди различаются по полу, озрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и др. признакам. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными или естественной дифференциацией.

Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства, однако главным является социальное неравенство, которое связано с социальными различиями, с социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия,которые порождены социальными факторами: разделением труда (работники умственного и физического труда), укладом жизни (городское и сельское население), социальными ролями (отец, враг, политический деятель) и т.д. Социальные различия могут накладываться на естественные (например, ученым становится умный, талантливый человек). Но нередки случаи, когда слабые люди обретают силу благодаря оружию.

Может ли общество существовать без социального неравенства? Много несправедливости вносит в жизнь людей социальное неравенство: недалекий человек с примитивным умом может оказаться на вершине социальной лестницы, а другой, трудолюбивый, одаренный, всю жизнь довольствоваться минимумом материальных благ и испытывать постоянно пренебрежительное к себе отношение. Чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях социаль­ного организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни. Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облагая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления на управленческий и подчиненный исполнительский труд. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается представлением лидеру особых прав.

В дальнейшем мы будем оперировать термином "социальная стратифи­кация". Социальная стратификация - структуирование неравенства между различными группировками людей, что означает их ранжирование в соответствии с ограниченными ресурсами, которые они контролируют: деньги, собственность, престиж, власть. Под стратой понимается определенный социальный срез или слой, выделяемый по одному пара­метру - доход, образование, собственность и т.п.

Социальную стратификацию часто отждествляют с социальным не­равенством и выделяют в ней две главные черты, первая связана с дифференциацией населения в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои (классы). Вторая заключается в неравном распре­делении социокультурных благ и ценностей, перечень которых весьма широк. Но в различных концепциях социальной стратификации ведущими факторами социального неравенства выступают права и привилегии, обязанности и ответственность, социальное богатство и нужда, власть и влияние (выделены П.Сорокиным).

В концепциях социальной стратификации социальное неравенство является исходным пунктом.

В социологии наиболее известны два подхода к анализу социальной структуры общества. Прежде всего теория К.Маркса. К.Маркс считал организацию экономики основой стратификации.

Согласно К.Марксу, человеческую историю можно разделить на этапы в зависимости от того, каким образом осуществляется производство товаров - он назвал их способами производства. Способ производства определяет экономическую организацию каждого этапа. Он считал экономическую организацию основным аспектом жизни общества. Она включает технологию, разделение труда и, самое главное, отношения, складывающиеся между людьми в системе производства. Эти отношения - ключ к марксистской концепции класса. К. Маркс утверждал, что при любом типе экономической организации есть господствующий класс, который владеет средствами производства (фабриками, сырьем и т.д.) и осуществляет над ними контроль. Благодаря экономической власти гоподствующий класс решает судьбу тех, кто на него работает. В феодальном обществе дворяне осуществляют контроль над крепостными; в капиталистическом обществе буржуазия (владельцы средств производства) - пролетариатом (рабочими).Это разделение общества на классы - основа теории К. Маркса. Он также утверждал, что история – ряд перемен, при которых одна классовая система (например, феодализм) преобразуется в другую (например, капитализм). Маркс признавал, что существует разделение и среди основных классов, учитывал существова­ние люмпен-пролетариата - преступников, наркоманов и т.п., полностью выброшенных из общества.

Согласно Марксу сущность взаимосвязи между господствующими и подчиненными классами заключается в том, что правящий класс эксплуа­тирует класс рабочих.Эта эксплуатация формируется способом производ­ства. При капитализме владельцы собственности покупают труд рабочих. В результате этого труда из сырья создается продукт, который после продажи приносит прибыль. Маркс считал, что эта прибыль получена за счет прибавочной стоимости, вырабатываемой рабочим.

Маркс сделал вывод, что в конечном итоге рабочие поймут: приба­вочная стоимость продукта поступает в карманы владельцев, а не в собственные. Осмыслив это, рабочие осознают, что подвергаются эксплуатации. Это приведет к глубокому, неизбежному конфликту между рабочими и собственниками. Маркс предсказывал, что по мере развития капитализма буржуазия будет становиться богаче,а пролетариат -беднее.

Конфликт усилится, в конце концов, рабочие совершат революцию. Революция станет всемирной, что приведет к свержению капитализма и переходу к стадии социализма.

Таким образом, Маркс считал неравенство результатом деятельности влиятельных групп, стремящихся сохранить статус-кво.

Поэтому сущность стратификации заключается в распределении людей по социальным позициям, которые обладают различной степенью социаль­ного престижа. Занимающие низшие позиции будут стремиться продвинуться на более престижные должности и получить соответствующие им привилегии, доход, власть, культурные ресурсы, которые выступают мотивом исполнения людьми своих обязанностей. Люди стремятся к тому, что выше уценится, чего всегда не хватает, то дает им больше власти, уважения и т.п.Стратификация с закрепленными позициями упорядочивает движение вверх,котрое при иных обстоятельствах могло бы превратиться в хаотическую борьбу за власть, войну всех против всех.



Второй подход связан с концепцией М.Вебера, где были заложены основы социальной стратификации. Вебер выделил 3 основных компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми.Первый компонент - имущественное неравенство.Вебер указывал, что люди в каждом социальном классе - крестьян, рабочих,купцов, имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров.

До этого момента теория Вебера аналогична теории Маркса. Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства -группы людей в разной мере пользуются почетом, уважением и имеют неодинаковый престиж.

Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий тип стратифи­кации. Речь идет о власти, имеющей политический характер. (Имеется в виду способность человека или группы проводить в жизнь планы, принимать меры и вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей или групп).

Вопросы стратификации подняты немецким социологом Р.Дарендорфом, который предложил в основу социальной стратификации положить поли­тическое понятие "авторитет", которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между социальными группами за власть.

Теория стратификации американского социолога Л.Уорнера опирается на критерии репутации людей внутри общности. Согласно этой теории, принадлежность к тому или иному социальному классу определяется самими членами общности.

В настоящее время часто используют понятие "класс" для характе­ристики деятельности социальных групп в жизни общества,но используют несколько иную трактовку классовой дифференциации. Наиболее распро­странен веберовский подход к характеристике классов. Он предполагает учет не только отношения к средствам производства, но и размеров богатства, дохода, уровня образования, юридических привилегий и других характеристик, которые проявляются в определенном образе жизни и чувстве принадлежности к соответствующей группе. При этом рассматриваются не только объективные социальные показатели, но и социальная самооценка, включающая различные ценностные ориентации.

Отношения между классами не сводятся к борьбе за власть и к эксплуатации владельцами средств производства производителей мате­риальных благ. Классы могут иметь солидарные связи, общие интересы в политике и строить свои отношения на принципах сотрудничества, решая проблемы распределения капиталовложений, налогообложения, занятости или защиты окружающей среды.

Большое внимание в социальной стратификации уделяется средним слоям или так называемому "среднему классу".

Выделяют "высший класс", "средний" и "низший". (Э.Гидденс)

К высшему классу в Англии он относит 1% населения, владеющего значительной собственностью. На долю 95% населения приходится 10% всех акций, а 9/10 их концентрируются в руках 5% держателей. То есть мелкие владельцы акций по существу не играют ни какой роли в большом бизнесе, но помогают банкам аккумулировать средства. В то же время 5% населения страны получают 16% общего дохода, 20% представителей высших слоев получает 42% всех доходов, 50% представителей низших слоев получает только 5% дохода (данные 1985 г.).

Принятое деление ориентируется на доходы. Доходы высшего класса значительно превышают средние показатели,средний класс - со средними доходами и низший класс - с низкими доходами.

В развитых западных странах более половины населения относят к среднему классу. Например, в США (минимальная зарплата 17000 долл. для женщин, 25000 долл. для мужчин) реализует ся концепция "двух третей" - высший и средний класс составляют богатые, а остальные - бедные. При детализации уровней доходов часто вводится понятие "высшего среднего" и "низшего среднего" класса.

Высший средний класс состоит в основном из менеджеров и профес­сионалов, большинство имеет высшее образование. Низший средний класс включает большинство женщин: учителя, продавцы, медсестры и т.д.

Рабочий класс включает лиц, занятых физическим трудом. Как и у среднего класса проявляется тенденция разделения рабочего класса. Важный его источник - уровень квалификации. Высший рабочий класс включает квалифицированных рабочих, его члены имеют высокий доход, лучшие условия труда, гарантию работы. Низший рабочий класс занят полу- и неквалифмцированным трудом,имеет маленький доход и небольшую гарантию занятости.

Основное разделение в рабочем классе происходит между коренным этническим большинством и непривилегированным меньшинством - теми, кто составляет низший класс (эмигранты).

Определенный интерес представляет трансформация социальной структуры России в настоящее время.

В СССР существовал мощный пласт людей среднего достатка. Крайние слои были сравнительно немногочисленны: относительно богатыми можно было считать высший слой номенклатуры, пользовавшийся значительными привилегиями, и часть наиболее квалифицированной интеллегенции. Относительно бедными были часть колхозников и работников совхозов в слабых хозяйствах, пенсионеры с малой пенсией, служащие в сфере культуры и т.д. Основная масса населения имела средние доходы.

Современный процесс социальной поляризации изменил существовавшее отношение. Появилась сравнительно небольшая группа людей с очень высокими доходами, сопоставимыми часто с "высшим" классом западных стран. На другом полюсе оказалось большинство общества: почти все люди наемного труда, их семьи, пенсионеры, студенчество. Если общий уровень доходов населения снизился за 1992-1993 гг. вдвое,то у этого большинства в 3 - 5 и более раз. Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных (так называемый децильный коэффициент) в 1991 г. составляло 4.5. К концу 1992 г. он поднялся до 7.5 - 8, к концу 1993 г. - до 11. В марте 1994 г. на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 30% всех доходов,тогда как на долю 10% наименее обеспеченных сограждан - 2%. Соотношение в уровнях доходов этих крайних социальных групп составило 12.3. Разрыв в зарплате еще больший. Директора даже плохо работающих пред­приятий часто имеют оклады в 100 раз больше, чем рчдовые рабочие. Доходы высшей администрации превышают минимум оплаты труда в 20 и более раз. К началу 1994 г. за чертой прожиточного минимума было 58 млн. россиян. До 10 млн. человек находились за чертой физиологи­ческого минимума - кто недоедает, не имеет средств на приобретениепредметов личной гигиены и необходимейших лекарств.

Данные Госкомстата за 1994 г. показывают, что доходы самых бога­тых 10% населения сейчас в 21 раз превышают доходы самых бедных 10%. Доходы граждан в среднем на душу населения распределялись таким образом:

Проиллюстрировав тенденцию социальной стратификации в России в настоящее время,необходимо показать потребность общества в подобном неравенстве и его воспроизводстве.

Довольно часто социальная стратификация рассматривае тся как объективная потребность общества. С одной стороны она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой -она является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, которые определяют значи­мость той или иной деятельности. Кроме того, складывающееся социаль­ное неравенство узаконивается, поскольку возникает в силу неравно­мерного распределения наград и поощрений. Социальное неравенство является средством, при помощи которого общество сознательно обеспе­чиваеи занятие наиболее важных постов квалифицированными индивидами. Чем больший вклад вносит индивид в сохранение социальной системы, тем выше должно быть его вознаграждение. Оценочный характер социаль­ной позиции индивида связан и с принятыми в обществе моральными нормами, ценностями.

Изучение преобладающей морали позволяет объяснить феномен, престиж групп, которые пользуются особым почетом. Любая престижная группа наделялась уникальными правами и привилегиями в силу их особо ценимых господствующей властью и идеологией заслуг. Высокопрестижные группы всегда служили ближайшей опорой власти. А наличие непристижных социальных групп "социального дна" объясняют, например, американцы, нежеланием людей делать карьеру,неприятием доминирующих общественных ценностей, пассивностью в профессиональной деятельности.

Возникает вопрос:каким образом может поддерживаться устойчивость иерархической системы? Обеспечить стабильность системы возможно только силой: либо силой оружия, обладание которым и использование его было исключительным правом высших слоев, либо силой религии, имевшей исключительные возможности воздействия на умы людей, либо силой соответствующих законов, норм, обычаев, на соблюдение которых была нацелена вся мощь государственного аппарата.

В современном обществе, провозгласившем равенство всех граждан от рождения, тем не менее существует своя система институтов, поддерживающих стратификационную структуру. Институт собственности и наследования делает неравными шансы богатого наследника и родив­шегося в бедной семье. Институт образования позволяет подняться к престижным видам деятельности лишь тем,кто обладает соответствующими способностями. Политические институты формируют политическую элиту, получающую право осуществлять власть, руководить и управлять массами. Социальные институты всегда остаются стражами социальной иерархии, обеспечивающими либо неприкосновенность границ между высшими и низшими ее эшелонами, либо превращающимся, как подметил П.Сорокин, в своеобразный селективный мезанизм, формирующий верхние пласты общества.

Важной особенностью современного общества является то, что оно, поддерживая в массовом сознании представления о необходимости и целесообразности социальной иерархии, дает шансы каждому испытать свои силы в труднейшем подъеме по ступеням стратификационной лестницы.

Тем самым создаются условия для направления энергии, генерируемой недовольством своим положением в иерархической структуре, не на разрушение самой структуры и охраняющих ее институтов,а на достижение личного успеха.В массовом сознании создается устойчивое представление о персональной ответственности за свою судьбу, за свое место в пирамиде власти, престижа и привилегий.

В совокупности социокультурное расслоение общества и отлаженная работа социальных институтов придают стратификационной системе необходимую прочность, исключающую проявление массового оспаривания, неподчинения, стремления выйти из-под контролирующего влияния и достаточно жесткого распределения по этажам социальной иерархии.

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства,видя в нем упорядывающее начало, без которого невозможно воспроизводство социальных связей и интеграции нового.Это же свойство присуще и обществу в целом.

Большая часть общества организована таким образом, что их институты неодинаково распределяют блага и ответственность среди разных категорий людей и социальных групп. Неравенство существует на всех этапах человеческого общества. Даже в простейших культурах, где фактически нет различия по уровню богатства или собственности, имеет место неравенство между людьми – мужчинами и женщинами, молодыми и старыми. Человек, например, может иметь более высокий статус, чем другие, потому, что успешнее охотится, или потому, что он или она имеет «особый доступ» к родовым духам. Описывая неравенство, социологи говорят о существовании социальной стратификации.

Под социальной стратификацией понимают вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям (стратам) по признаку неравенства доходов, доступа к образованию, объема власти и влияния, профессионального престижа . Иными словами, стратификация - разделение общества на страты (страта от англ. Strate - слой, прослойка).

Страта - представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конституциированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям.

Социальная стратификация обладает несколькими отличительными признаками. Наиболее существенные из них сводятся к следующему (1Бабосов):

1. В процессе стратификации происходит дифференциация людей в иерархически оформленные группы, т.е. высшие и низшие слои, касты, страты общества.

2. Социальная стратификация разделяет людей не только на высшие (по доходу, образованию, власти и т.п.) и низшие слои, но и на привилегированное меньшинство (знать, богатые и др.) и ущемленное в каком-либо отношении меньшинство (малообеспеченные, не участвующие во властных структурах и т.п.).

3. Социальная стратификация приводит к возникновению у высших слоев стремления переместиться в более обеспеченные, привилегированные слои, что порождает социальные противоречия, конфликты, потрясения.



В основе стратификации лежит социальная дифференциация – процесс появления функционально специализированных институтов и разделения труда (Волков). Чем выше развито общество, тем сложнее и дифференцированнее оно устроено, тем более развито в нем разделение труда, тем многообразнее и богаче его статусно-ролевая система. При этом неизбежно какие-то из статусов и ролей предпочтительнее и продуктивнее для индивидов, и потому являются более престижными и желанными, а какие-то рассматриваются большинством как в чем-то унизительные, сопряженные с дефицитом социального престижа и низким уровнем жизни в целом. Т.о., термин “стратификация” используется как понятие, обозначающее основные социальные различия и неравенства (социальную дифференциацию) в современном обществе.

В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы по различным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и мн. другим.

Проблема расслоения на классы поднималась еще в трудах древних мыслителей.

Платон, Аристотель рассматривали факторы расслоения людей на бедных и богатых. Кроме того, античные мыслители признают в этой связи и тот факт, что благополучие государства зависит от того, какой класс составляет его основу. Так, Аристотель в “Политике” замечает, что средний класс - наилучший, так как по условиям жизни он больше, чем остальные готов следовать разумному установлению, закону и справедливости, тогда как богачи и бедняги не склонны следовать этим принципам, становясь в конечном сете в большинстве своем мошенниками и преступниками.

Н. Макиавелли - известный мыслитель времен Возрождения признавал в государстве наличие богатых и бедных, и отмечал, что нецелесообразно доверять управление ни тем, ни другим.

Социальные философы Д. Локк, Ж. Руссо, Т Гоббс вполне отчетливо осознавали, что наличие в обществе социальных классов и слоев неравных по своей сути независимо от их природы, имеет место, и это влечет за собой разного рода социальные катаклизмы и проблемы.

Наиболее существенный вклад в развитие этой темы внесК. Маркс в своей знаменитой “Теории классов”.

Основные выводы Маркса заключаются в следующем:

1. Маркс, констатирует факт расслоения общества на классы и противоречивый (конфликтный) характер их взаимодействия. В этом кроется основное противоречие между трудом и капиталом, между классом буржуазии и классом рабочих (пролетариата). Именно К. Маркс в рамках классовой теории признал данное противоречие объективным и неразрешимым. Но, наш взгляд, концепции партисипативного управления, гуманизации труда, появившиеся в 20 веке доказали преувеличенность данного утверждения, так как позволяют регулировать, а в некоторых случаях разрешать противоречия интересов между работниками и работодателями.

2. Такая острая оценка дана современному ему обществу, и в настоящее время не оспаривается. Маркс подчеркивает, что деление общества на классы, явившееся следствием общественного разделения труда и основанного на нем социального неравенства, - это упрощение сложной сети различий в обществе, появившейся в силу особенностей развития буржуазной формации.

3. Маркс не отрицает того факта, что почти в каждом из классов находятся “особые градации”, что свидетельствует о сложности самой классовой структуры, предполагающей внутреннюю дифференциацию, наличие промежуточных слоев и т.д.

М. Вебер указывал на такие параметры стратификации как власть и престиж. Класс в его понимании - это люди, находящиеся приблизительно в общем положении в экономической сфере, т.е имеющие сходные профессии, одинаковые доходы, приблизительно одинаковое материальной положение.

Вебер выделяет следующие классы:

1) рабочий класс;

2) мелкая буржуазия;

3) лишенные собственности “белые воротнички”: технические специалисты и интеллигенция;

4) администраторы и менеджеры;

5) собственники.

П. Сорокин – человек, первый в мире давший полное теоретическое объяснение социальной стратификации – представлял ее в виде социального пространства, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны.

Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее есть четыре измерительные линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально друг с другом:

· власть,

· образование,

· престиж.

Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Он измеряется в рублях, или другой валюте. Доходом называют сумму денег, полученную в виде заработной платы, пенсий, пособий, алиментов, гонораров, отчислений от прибыли. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

Престиж – авторитет, влияние, уважение в обществе, степень которых соответствует определенному социальному статусу. Престиж – явление неосязаемое. Однако в повседневной жизни человек обычно стремится придать престижу ощутимость – присваивает титулы, соблюдает ритуалы уважения, выдает почетные степени. Самыми различными способами люди демонстрируют почтение человеку более высокого ранга. Так, в ритуалах знакомства применяются символические действия – поклоны, комплименты.

Власть измеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое решение. Власть – способность навязывать свою волю вопреки желанию других людей . В сложном обществе власть охраняется законами и традициями, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам, позволяет принимать жизненно важные для общества решения, в том числе законы, как правило, выгодные высшему классу.

В соответствии с критериями в социологии выделяют три базисных вида стратификации:

· экономическую (доход),

· политическую (власть),

· профессиональную (престиж)

и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.

Учитывая эти критерии можно причислить человека к тому или иному классу.


Обнищание обогащение

Рис. 3. Функция колебания экономической пирамиды

В обществе действуют социальные лифты – переход из класса в класс (образование, армия и т.д.)

Доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус. Социальный статус – это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии (волков).

Неравенство людей, социальных общностей является одной из главных характеристик общества на протяжении всей истории его развития. Каковы же причины социального неравенства? В современной западной социологии господствует мнение, что социальная стратификация вырастает из естественной потребности общества в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их деятельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологических школах и направлениях интерпретируется по-разному. В этой связи можно выделить функционализм, статусную, экономическую теории и др.

Представители функционализма объясняют причину неравенства дифференциацией функций, выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение задач, жизненно важных для всего социального организма: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормального функционирования общественного организма необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности, но некоторые из них являются более важными, другие менее важными. Так, складывается соответствующая иерархия групп, слоев и классов. На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление, ибо только они могут поддерживать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций .

Близким по смыслу функционализму является статусное объяснение причин социального неравенства. С точки зрения представителей этой теории, социальное неравенство – это неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть профессором, изобретателем, адвокатом), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (происхождение, владение собственностью, принадлежность к влиятельным политическим силам и т.д.).

Экономический подход при объяснении причин социального неравенства связан с интерпретацией отношений собственности. С точки зрения представителей этого подхода те индивиды и группы, которые обладают собственностью, прежде всего собственностью на средства производства, занимают господствующее положение и в сфере управления, и в сфере распределения и потребления материальных и духовных благ.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Артикль a, an, the в английском языке: примеры употребления, правило Артикль a, an, the в английском языке: примеры употребления, правило Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ) Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ) Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица