Как израильтяне относятся к русским. Жизнь русских в Израиле — важные особенности перспективы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Пишет наша читательница Олеся: Я была в Израиле несколько раз, здесь живут мои друзья. Многое было записано с их слов.

1. Израиль - рай для туристов. Здесь найдутся экскурсии на любой вкус. Религиозные туристы могут отправиться по библейским местам. Можно посетить христианский Иерусалим или Иерусалим трех религий, где вас проведут по значимым для мусульман, христиан и иудеев местам. Любители оздоровиться и понежиться на солнышке могут поехать к Мертвому морю, где можно не только полежать в соленой воде и не утонуть, но также посетить сероводородные и грязевые ванны. Мужчинам будет интересна экскурсия в Танковый музей под открытым небом, где собрана военная техника разных стран и годов. Недалеко от музея находится Латрунский монастырь Богородицы, где проживают монахи-молчальники. При монастыре есть небольшой уютный магазинчик, где продают вино и бренди. Желающим устроят дегустацию. В том же районе расположен парк «Мини-Израиль», где все значимые достопримечательности Израиля представлены в миниатюре. Парк будет интересен и взрослым и детям. Для любителей флора открыт парк «Утопия», где растут орхидеи и парят бабочки. А женщинам стоит заглянуть на Алмазную биржу в Тель-Авиве, где опытные геммологи помогут подобрать камень на ваш вкус и кошелек.

2. Израиль - это пустыня. При подлете к береговой линии вы не увидите ничего кроме песка и домов в цвет песка. Но стоит очутиться на земле, и вы измените первое впечатление. Здесь очень много зелени: кактусы, пальмы, газоны. Ко всем лужайкам подведена система орошения. На траве можно спокойно прилечь отдохнуть, что и делают не только туристы, но и местные жители. Но вот на разделительных аллеях дорог пластиковая трава, на ней лежать не надо.

3. Бен Гурион - человек и аэропорт. Международная ассоциация аэропортов трижды признавала его лучшим на Ближнем Востоке. Говорят, что в «Бен-Гурионе» теряется только два чемодана из тысячи. Испытала на личном опыте: в один их прилетов мою сумку по ошибке забрал другой пассажир, сумки оказались абсолютно одинаковыми. А я на конвейере обнаружила его сумку. В тот же вечер мне доставили ее в другой город.

4. Столицей страны является Иерусалим. Там расположены основные государственные учреждения. Но деловым центром Израиля признан Тель-Авив, где сосредоточены штаб-квартиры международных корпораций и консульства большинства стран.

5. Как в России в любом городе есть улица Ленина или площадь Ленина, а иногда и то и другое вместе, так в Израиле в каждом городе есть улица имени Давида Бен Гуриона или Теодора Герцля. Вообще здесь всячески воспевают идеологов сионизма.

6. Института официального, то есть оформленного органами ЗАГС, брака не существует. Не один раз пытались протащить законопроект, но в Кнессете (местный парламент) он не набирает необходимого количества голосов. Поэтому существует только религиозный брак. Сыграть свадьбу могут только представители одной религии. Межрелигиозным влюбленным предстоит совершить путешествие на Кипр или в Чехию, где вас распишут в ратуше за 5 минут. Израиль признает браки, заключенные в других странах.

7. В связи со сложившейся ситуацией распространен так называемый «Парагвайский брак». Это брак, не требующий присутствия двух сторон на церемонии. Он заключается по нотариальной доверенности на заключение брака от будущей/его супруги/супруга. Свидетельство о браке заверяется консулом Израиля в Парагвае и официально признается. Такой брак рекомендуется оформлять парам, которые опасаются, что в случае выезда МВД откажется впустить в страну супруга, гражданина другой страны.

8. Неделя начинается в воскресенье. А в субботу (шабат) все вымирает. Хотя, как говорят местные жители, сейчас уже не так, как лет 15 назад, кое-какие магазины открыты.

9. Население всей страны равно населению половины Москвы. Из них четверть - русскоязычные выходцы из стран СНГ.

10. Официальными языками в стране являются иврит и арабский (это второй язык, но главный иврит), но признаются также английский (на нем даже дублируются указатели), русский (куда же здесь без него), грузинский, французский и амхарский.

11. Столько французов как в Израиле, наверное, и во Франции нет. Есть даже шутка по этому поводу: «Хотите выучить французский, поезжайте в Эйлат». (Эйлат - курортный и самый южный город страны, расположенный на берегу Красного моря).

12. Иврит - несложный и очень логичный язык. К нему просто надо привыкнуть, особенно к тому, что в алфавите нет гласных и что пишут справа налево. Тягу открывать книги сначала, а не с конца, как положено, побороть трудно.

13. Слов в иврите мало, а глаголов так и вообще раза в четыре меньше, чем в русском языке. Поэтому худо-бедно изъясняться вы сможете довольно скоро, на это уйдет около 6 месяцев при условии постоянной разговорной практики. Чтобы читать философские труды времени уйдет гораздо больше, но «шуковский» (от слова шук - рынок) иврит «возьмете» быстро.

14. В Израиле можно всю жизнь прожить и практически не знать иврита, даже родившиеся здесь израильтяне вас поймут. Но в качестве работы дальше продавца в магазине с сувенирами для русских туристов вы продвинуться не сможете. Чтобы найти хорошую работу, надо знать иврит.

15. А вот вам русский фольклор от репатриантов из стран СНГ: «Живу в дыре, купаюсь в яме», что в переводе означает: «Живу в квартире, купаюсь в море». Квартира на иврите - дира, море - ям:)

16. Климат влажный и жаркий. Зимой, однако, довольно прохладно: +15 градусов здесь это по ощущениям то же самое, что «0» в России.

17. Здесь запросто можно встретить девушку в босоножках и в меховой шубе или наоборот в коротких шортах и майке, но в меховых сапогах.

18. Приблизительно в июне купание в Средиземном море становится экстримом. К побережью подходит несметное количество обжигающих медуз. Их яд оставляет на коже сильные ожоги. Лучше не купаться и дождаться уменьшения количества этих жителей морей. Когда они уйдут, капельки яда еще неделю будут досаждать отдыхающим, поэтому берите с собой бутылочку с уксусом. Если ожег большой, то до оказания профессиональной медпомощи уксус вас спасет.

19. Купить землю в собственность практически невозможно. Частный сектор есть, но земля в аренде почти на век. А 3-х комнатная квартира без ремонта обойдется примерно в 200–250 тысяч долларов. Поэтому многие живут в съемном жилье десятилетиями или оформляют ипотеку.

20. Средняя зарплата здесь выше, чем в России, раза в 2, но при этом цены на ряд товаров выше в раза в 3. Поэтому, получая здесь 2000 тысячи долларов, половину отдашь за аренду маленькой квартиры, четверть уйдет на еду и хозтовары.

21. Коммунальные платежи съедают еще четверть зарплаты. Электричество раза в 2 дороже, вода почти на вес золота. У всех дома стоит фильтр, так как пить из-под крана не рекомендуется. А то в почках не то что песок и камни, но и кирпичи для строительства дома появятся:)

22. Сплит-системы есть у всех и в каждой комнате в квартире. Но их стараются не включать и терпеть до последнего и когда жарко и когда холодно, электричество-то дорогое.

23. Если вы обзавелись здесь личным автомобилем, приготовьтесь за литр бензина отдавать 7 шекелей (2 доллара). И цена постоянно растет. Но местные готовы тратить любые суммы, лишь бы ехать в собственном автомобиле, а не в общественном транспорте.

24. Кстати, каждый четверг вечером и каждое воскресенье утром в автобусы и поезда без особых навыков не втиснуться. Причина в том, что солдатов отпускают из армии домой на выходные. Отпускают по очереди практически всех, где бы не служили, и каждые 2 недели.

25. В армии служат и юноши и девушки, худые и полные, высокие и низкие, здоровые и не очень - всем находят занятие.

26. Патриотизм развит до невиданных высот. Практически вся молодежь, даже репатрианты, которые приехали сюда подростками, считают своим долгом отслужить 3 года в армии. Говорят, что если не они, то кто защитит родителей и дом.

27. Отношения с соседними странами у Израиля напряженные. Здесь как нигде актуальна фраза: «Хочешь мира, готовься к войне». И граждане Израиля готовы 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году.

28. Многие граждане ходят с оружием. Чаще всего это служебное оружие. Сотрудники службы безопасности, охранники и т. д. Не говоря уже о солдатах-срочниках, которые вообще выходят в увольнительные с автоматами. Первое время это дико, потом привыкаешь.

29. Перед входом в каждый торговый центр (каньон), госучереждение, школы и университеты стоит рамка металлоискателя и один-два сотрудника службы безопасности. Пока проходишь через рамку, твою сумку откроют и изучат содержимое. Причем абсолютно без спроса. Здесь очень серьезно относятся к безопасности.

30. Полицейские авто здесь курсируют часто. Но к мирным гражданам и туристам не пристают. Однако раз наблюдала такую картину: на трехполосной дороге полицейский остановил маршрутку за превышение скорости. Маршрутка двигалась по крайней правой полосе и там же остановилась, полицейская машина остановилась на средней полосе, перекрыв движение. Полицейский вышел, попросил выйти водителя маршрутки и очень бурно и громко объяснял водителю маршрутки, что тот не прав. Собрались зеваки. Темпераментный попался служитель закона, хотя тут все-такие. Восток все-таки.

31. Преступности в Израиле практически нет. Как говорят местные жители, им просто некогда думать о всяких глупостях, так как приходится очень много работать. Родители спокойно отпускают своих несовершеннолетних детей гулять на всю ночь.

32. Обменом валюты занимаются в основном грузины. Необъяснимо, но факт.

33. Поезда в Израиле двухэтажные. Обязательно покатайтесь:)

34. Израиль славится своей медициной. И она здесь действительно на очень высоком уровне.

35. Работающий гражданин может не волноваться о своем здоровье, страховка оплатит даже дорогостоящие исследования и процедуры, если они будут необходимы.

36. Стариков в Израиле много, в связи с большой продолжительностью жизни и хорошей медициной. И они не сидят дома, а сохраняют социальную активность. Если есть необходимость, к пожилому человеку приставят соцработника, который и по дому поможет, приготовит покушать и составит компанию на прогулке.

37. Дети тут полные, особенно девочки. Женщин в Израиле вообще меньше, чем мужчин, поэтому даже не очень симпатичные представительницы слабого пола легко находят себе пару.

38. Детей в Израиле много. Если верить статистике, то приблизительно 3 ребенка на женщину. Таким высоким показателем страна обязана религиозным гражданам, в чьих семьях 5–7 детей.

39. Местное население очень дружелюбное, помогут и объяснят на пальцах. Если вы немного владеет ивритом, но совершаете ошибки, вас поправят и абсолютно без злобы или насмешек.

40. Бродячих собак нет, но кошек огромное количество. Когда добрые местные жители выходят подкормить бездомных кошачьих, сбегается целая стая из 20–30 вполне себе увесистых морд. Они здесь не голодают. Даже голуби спокойно проходят перед их носом, абсолютно не опасаясь за свою жизнь и здоровье.

41. С насекомыми в Израиле беда. Тараканы размером с американских - сантиметров 5 в длину. Стоит на ночь оставить на тумбочке у кровати кусочек шоколада, муравьи и его съедят и вас утащат в муравейник. Поэтому все съестное, включая картошку, обязательно хранится в холодильнике, а не в мешке в кладовке. Крупы и макаронные изделия лучше хранить в герметичных стеклянных банках, а то долгоносик не дремлет, изничтожит все подчистую.

42. В кафе и ресторанах Израиля кормят на убой. Если Вы закажете цыпленка табака, готовьтесь к тому, что вам принесут цыпленка размером со взрослую курицу. А если хотите отведать свинины, то вам прямая дорога в русские заведения. Свинина - продукт не кошерный.

43. Вообще, что касаемо кухни, то здесь она очень разнообразна. Ведь в Израиль приезжали репатрианты из многих стран. Кое-какие заимствованные блюда стали национальными. Как, например, йеменский схуг (что-то наподобие аджики). Его едят в основном с мясом, но некоторые индивиды добавляют его и в борщ:)

44. Также национальным блюдом является хумус - закуска из нутового пюре, которую поливают оливковым маслом, посыпают различными приправами и едят с питой. Некоторые русские называют его герметиком из-за внешнего вида, но он очень вкусный.

45. Из измельченного нута также готовят Фалафель - обжаренные во фритюре шарики. Блюдо является арабским, но в Израиле его очень любят. Со вкусом Фалафеля даже есть сухарики. Они очень хороши к пиву.

46. Очень много русских магазинов под вывесками на русском, с русскоязычными продавцами и русскими продуктами. Но вот классической Докторской колбасы я так и не нашла.

47. Если любите нежирный кефир не доверяйте надписи на русском языке «Кефир 3%», по густоте он напоминает 15% сметану, из бутылки приходится ложкой перекладывать в кружку. Лучше брать 1,5-процентный аналог израильского производства, он в большей степени похож на привычный продукт.

48. В супермаркетах цены выше, чем на рынке, притом гораздо. Поэтому большинство людей закупается на базаре, где овощи даже чище, чем в магазинах, картофель весь мытый. Выбор фруктов колоссальный, и они не считаются в Израиле экзотическими.

49. Представляете что такое восточный базар? Продавцы не просто кричат, они орут, при чем не какие-нибудь слова, а просто издают звуки, чтобы обратили внимание на их торговую точку.

50. Если встретите на своем пути пекарню, не проходите мимо. Выпечка просто потрясающая: мини-пиццы, пирожки с картошкой, тунцом, шпинатом, творогом и т. д., я уж не говорю о классических восточных сладостях. Пальчики оближите.

51. Самый значимый из всех религиозных праздников Израиля(который на самом деле не является праздником, а скорее днем памяти и скорби) несомненно Ём Кипур или Судный день. В этот день строгий пост, нельзя пить воду. Запрещается даже чистить зубы и умываться. Вождение автомобиля, разговоры по мобильному телефону тоже табу, не работает радио и телевидение. Зато детям раздолье - катаются на велосипедах и роликовых коньках прямо по проезжей части, даже на трассах.

52. Как и в любой стране мира быть туристом и проживать в ней - это разные вещи. Но в Израиле этот контраст ощущается особо.

 08.09.2013

В Рунете появилась небезынтересная статистика отношения к России населения 38 стран мира. Опрос в преддверие встречи лидеров «Большой двадцатки» провел американский исследовательский центр Pew Research.

Оказывается, что любят Россию, например: в Греции - 63% положительных мнений против 33% отрицательных, в Южной Корее, соответственно - 53% и 33%, в Китае 49% и 39%, Малайзии - 47% и 22%, в Индонезии 43% и 33% и даже в Австралии и Канаде - 42% и 39%.

В большей части остальных стран опроса нас, преимущественно, не любят: лучшие среди худших результаты в Великобритании и США: отрицательно к России относятся 39% опрошенных англичан, и почти такое же количество - 38 %, положительно, в США этот показатель, соответственно, 43% против 37%. В Ливане и ЮАР нас не любят по 53% опрошенных, в Польше - 54%, в Италии - 56%, в Палестинской автономии - 57%, в Германии - 60%, во Франции и Египте - 64%, в Турции - 66 %, в Иордании - 70%.

Но пальму первенства прочно удерживает Израиль, оставивший далеко позади себя как озабоченную либерально-гомосексуальной темой Европу, так и взбаламученных сирийским кризисом арабов и мусульман. 77% израильтян относятся к России плохо и только 21 % хорошо.

Отдельно подчеркивается, что на отрицательные настроения части опрошенных повлияла позиция России по защите суверенитета Сирии. Так, в Иордании из-за неё нас стали осуждать на 23% больше, в Египте - на 16% и в Израиле - на 8%.

Вполне могу допустить, что 8 процентов израильтян, возненавидевших Россию в ходе сирийской войны, это «израильтяне» арабского происхождения, не умеющие взять в толк, зачем Россия мешает Аль-Каиде захватить власть в Сирии и затем скинуть в море Израиль с его еврейским населением (по ходу, отдельный привет всем евреям Израиля, не любящим нас).

Как бы там ни было, но 69 процентов израильтян и до сирийского кризиса были настроены по отношению к России враждебно. Особенно пикантно эта нелюбовь к нам смотрится на фоне отношения к Израилю российских граждан. По опросам Левада-центра хорошо, либо, скорее хорошо относились к Израилю в 2011 году 69 % россиян (данные за 2013 год есть, но только по резко отрицательному отношению к Израилю, они еще красноречивее, о чем ниже).

Индифферентны, равнодушны и далеки от какого бы то ни было интереса к Израилю 16% россиян. Неприязненные установки по отношению к Израилю и сионизму присущи 15% опрошенных (в массе своей пожилых людей, зараженных, как заботливо разъясняет Левада-центр, антисионисткой пропагандой еще советских времен). При этом (внимание!), в соответствии со свежим опросом того же Левада-центра, откровенно враждебным государство Израиль считают российские граждане в количестве статистической погрешности, не входящей, по этой причине, в отчетность.

Итак, 69 процентов израильтян (вычтем 8 процентов внезапно обиженных войной в Сирии) не любят Россию и 69 процентов граждан России относятся к Израилю хорошо. Удивительная симметрия (если не сказать каббалическая) - 69 против 69, т.е. неприязнь строго пропорциональная расположению. В чем тут дело и как нам дальше жить, - так и хочется спросить у новодворских, альбац и прочих борцов с ужасами «русского фашизма» гозманов?

Действительно, в чем проблема? В сирийском катаклизме, настроившем против России значительную часть арабо-мусульманского мира? Нет, и это видно из того же опроса. В либеральной пропаганде и гей-сумасшествии, обуявших, например, Европу? Тоже нет. Израилю до разгула европейской педерастии далеко, да и с либеральным укладом в израильском обществе ситуация, мягко говоря, неоднородная. В отличие от однородного, как показывает опрос - более трех четвертей - враждебного отношения к России.

Так в чем же дело? Не иначе, и как всегда, - во врожденном русском антисемитизме? Или памяти о нем. Уверен, нам скажут, что дело в нем. Конечно, в нем, а как иначе? Вот только в чьих головах? И какого русского антисемитизма? Того, очевидно, что поселился в еврейском, пардон, израильском сознании. Покоящегося, как видим, на массовой русофобии.

Да простят меня альбацы, но я вспомню хрестоматийное: «Антисемитизм появляется там, где появляются евреи» и «Русский национализм - это всегда ответная реакция на притеснение русских».

Не стало в коридорах Кремля евреев, а точнее - «семибанкирщины», березовских, гусинских и иже с ними, - и улетучился еврейский вопрос из умов непросвещенных русских обывателей. Поубавилось на экранах телевизоров назойливых менторов с характерными фамилиями и, несмотря на «врожденный антисемитизм», большинству русских людей стало не до евреев и Израиля. Более того, оказалось, что «бедных евреев» можно и пожалеть - бомбят их там, в Израиле, и обстреливают арабские террористы, или борцы за свободу (кому как нравится). Да не важно кто. Людей, если их бомбят, русскому человеку жалко - сирийцев, арийцев, евреев, папуасов - если беда, то чего уж там про «семибанкирщину» то вспоминать...

Иное, как мы видим, в Израиле.

Русский народный антисемитизм - вранье, еврейские общины в России процветают (к слову, только в Москве постоянно проживает более ста тысяч «русских израильтян», вернувшихся, видимо, чтобы вновь окунутся в атмосферу бытового и государственного антисемитизма), российская дипломатия подчеркнуто корректна по отношению к Израилю (несмотря на тяжкие хитросплетения Ближнего Востока), российский ВПК не торопится поставлять противоракетные комплексы стремящемуся к союзу с нами Ирану и даже сражающейся Сирии (во многом, из-за чувствительности этого вопроса для Израиля). Россия, наконец, стоит в Сирии заслоном на пути у Аль-Каиды, мечтающей уничтожить Израиль...

Но все это, оказывается, не имеет ровным счетом никакого значения. Русофобия (боюсь произнести заветное слово - врожденная), берет верх. В красноречивом, зеркальном, почти мистическом (привет каббалистам) отражении - 69 против 69.

Если бы я писала эту статью десять лет назад, в начале большой алии, возможно, ответы израильских мужчин по поводу того, что они думают о "русских" женщинах, были бы иными. Что и говорить, за десять лет нам удалось избавиться от многих ярлыков, которые спешили навесить на нас уроженцы страны. Теперь почти ни у кого из них репатриантки из стран СНГ не ассоциируются с девушками из "массажных кабинетов". И все же некая неуловимая грань ментальности часто становится камнем преткновения во взаимоотношениях израильских мужчин и "русских" женщин.

Итак, что они в нас любят?

- "Русские" по ментальности очень близки к европейским женщинам (Итай, 52 года), красивы (Итамар, 50 лет), у них прекрасная кожа, они очень ухоженны (Зеэв, 29 лет)," женственны (Мордехай, 48 лет), не вульгарны (Йоси, 45 лет), открыты, искренни (Натан, 35 лет), непритязательны (Ицик, 20 лет).

Чего они в нас не любят?

- "Русские" слишком прагматичны, среди них немало интересанток, возможно, это объясняется их экономическим положением (Йоси, 45 лет).
- Они постоянно носят маску, недоверчивы, возможно, потому, что росли, в отличие от нас, при тоталитарном режиме (Мордехай, 48 лет).
- "Русские" женщины больше руководствуются разумом, нежели чувствами, они идут на сближение с мужчиной слишком медленно (Итай, 52 года).

В чем мы выигрываем и в чем проигрываем по сравнению с уроженками страны в их глазах?

Уроженки страны слишком увлеклись феминизмом, курят не меньше мужчин, любят соленые шутки, чаще носят брюки, чем юбки. Они менее интеллигентны и скромны по сравнению с "русскими". Более того, они могут быть вульгарны во всем - начиная от реакций во время беседы и кончая одеждой и украшениями. У них плохая кожа - в этом виноват климат, в котором они живут. Но зато они более спонтанные, открытые, знают, чего хотят, самостоятельные, уверенные в себе. На них можно положиться. А кроме того, они раскованные в постели (Итамар, 50 лет).

А теперь несколько реальных историй на тему "русско-израильских" взаимоотношений.

Невеста с приданым

Итай (52 года) развелся с женой четыре года назад. Жена его была уроженкой страны, и развод не обошелся без осложнений по поводу дележки имущества. И все же Итай получил некую приличную сумму, позволившую ему купить квартиру и машину.

Я для нового союза в экономическом отношении мужчина-нетто. Дети взрослые, алиментов не плачу, есть квартира, машина, постоянная, хорошо оплачиваемая работа, но до сих пор не могу найти себе спутницу жизни, - сокрушается Итай.

От себя добавлю визуальные наблюдения. Итай вовсе не урод, не коротышка, не толстяк, не лысый. Интеллигентен, образован, без вредных привычек - не пьет и не курит. В чем же дело? Оказывается, в том, что ему постоянно достаются невесты с "приданым".

Итай, прожив более 20 лет со своей женой-саброй, решил искать новую спутницу жизни исключительно среди "русских". И, как он уверяет, готов жениться даже на нееврейке, если она ему придется по сердцу. Первой подругой Итая, после того как он развелся с женой, стала Наташа. Красивая, образованная женщина. Итай влюбился в нее с первого взгляда, Наташа ответила взаимностью. Сначала Итаю не мешало даже то, что у Наташи было двое маленьких детей от первого брака. Но в какой-то момент он вдруг поймал себя на том, что большую часть времени вынужден тратить на беготню по магазинам, детским врачам и аптекам. Ему бы уже собственных внуков нянчить, а он таскает в сумке "памперсы" для чужих детей. Спустя пять месяцев Итай - не без сожаления - сообщил Наташе, что вынужден с ней расстаться. Она приняла это очень тяжело. Он и сам не скоро оправился и два месяца провел в полном одиночестве.

Потом Итай сошелся с Ирой. "Химия" возникла после первой же встречи, и вскоре Итай предложил Ире переехать к нему жить. Она согласилась. Но зато стала возражать ее мама. До того как Ира встретила Итая, она жила с мамой и старшей сестрой на съемной квартире. У мамы, когда она услышала, что младшая дочь собирается переехать к другу-сабре, тут же подскочило давление - при том что она ничего конкретно против Итая не имела. Мама переживала по другой причине - она категорически не хотела расставаться с дочерью. Ее не устраивал даже альтернативный вариант, который предложил Итай, - переехать со старшей дочерью в дом по соседству. Мама не разговаривала с Ирой в течение двух месяцев - несмотря на то что та после работы первым делом бежала к матери, а потом уже к своему другу. В конце концов дочь не выдержала материнского бойкота и вернулась домой.

Итай отходил от удара в течение трех месяцев - пока не познакомился с Анной. Анна была, по признанию Итая, - "высший класс". Красивая, внимательная, неизбалованная. И она - о счастье! -согласилась тут же переехать к Итаю вместе со своим сыном, мамой и папой.

Сына твоего я люблю и ничего против его проживания с нами, разумеется, не имею. Но объясни мне, почему мы должны жить вместе с твоими мамой и папой, которые к тому же не знают ни одного слова на иврите? Как мы будем общаться? И не слишком ли это много - четыре человека на одной кухне?

Мои родители - немолодые, больные, неустроенные люди. Не знаю, как у вас, а у нас родителей на произвол судьбы не бросают! - отрезала Анна.

И она была по-своему права. Потому что в России - не от хорошей жизни, конечно, - иногда три поколения ютились в одной квартире. И это было скорее нормой, а не исключением. И Итай был по-своему прав. Потому что в Израиле, напротив, с детства привыкают к тому, что у каждого есть своя территория. Сначала это отдельная детская комната, потом отдельная съемная квартира (обычно сразу после окончания школы), а затем - собственное жилье. Но, как бы то ни было, любовная лодка разбилась о непреодолимое препятствие. И везение Итая тоже неожиданно кончилось. После трех замечательных "русских" женщин, даривших ему свою любовь и даже недорогие подарки, ему стали попадаться сплошные интересантки. Например, он приглашал в кафе свою новую подругу Юлю, а она неожиданно приходила с подругой, приехавшей издалека, и ее сыном. Итаю, естественно, приходилось платить за всех. Следующей была Вера, которая охотно приняла приглашение Итая поехать вместе за границу, но не готова была вложить в это предприятие ни агоры, хотя зарабатывала вдвое больше его и имела свой бизнес.

О вещах меркантильных

Тут мы случайно затронули крайне деликатную тему - кто за кого платит? Моя подруга-сабра, женщина феминистского склада, уверяет, что когда она идет с мужчиной в кафе, то предпочитает платить за себя сама. Если они едут за границу - то, разумеется, расходы делятся пополам. Что же касается мужчин, то если они идут в кафе с женщиной, с которой их связывают чисто дружеские отношения, обычно каждый платит за себя. Если же это романтическая встреча - угощает мужчина. Поездки за границу чаще оплачиваются поровну. Один из моих приятелей со смехом сказал мне, что может даже объяснить природу этого явления, которое шокирует "русских" женщин, привыкших к мужской опеке (сам он, кстати, в этом отношении нетипичный уроженец страны - он всегда и везде платит за женщин):

Ты знаешь, Израиль всегда и во всем равняется на Америку. Там появились феминистки, и тут же они появились в Израиле. Женщины стали проявлять независимость во всем. Они предпочитали платить за себя сами - и постепенно израильские мужчины к этому привыкли, и кое-кому это даже очень понравилось. Теперь "русские" женщины пытаются все вернуть на круги своя, но инерция столь велика, что это потребует немало времени.

Похоже, что он прав. Я знаю одну замечательную израильскую пару, которые являются партнерами вот уже семь лет. Они разведены, живут порознь, но все отпуска и уик-энды проводят вместе. За развлечения платят всегда поровну, Я спросила Эли, почему у него не возникает желания хотя бы раз побаловать Эсти - пригласить ее на уик-энд за свой счет?
- Если у меня такое желание и возникает иногда, я говорю себе: "Эсти зарабатывает вдвое больше меня - она руководит отделом в банке, у нее есть дети, и у меня дети, почему же я должен платить за нее?"

"Русские" - очень странные

29-летний Зеэв одинаково лоялен к репатрианткам из СНГ и родившимся в Израиле, он никому не отдает предпочтения. Его опыт общения с "русскими" невелик. У Зеэва было всего две подружки из России.

Обе были очень странными. Одна выгоняла меня спать в салон из-за храпа. Она могла пойти со мной в бар и на спор пить до потери созна-ния. При этом совсем не была алкоголичкой. В споре ей всегда было важно настоять на своем. До такой степени, что иногда ей не хватало терпения доспорить и она просто обзывала меня тупым ослом. А вторая была спящей красавицей. Ее было невозможно вытащить из дома. В 10 вечера она уже была в по¬стели. Больше всего она любила поспать. Может, это была своего рода болезнь - типа "полулетаргии"?

"Ищу серьезный вариант"

48-летний Мордехай большую часть жизни провел за границей, где работал от одной израильской фирмы. Он давно развелся с женой, а теперь, когда решил обосноваться в Израиле, хочет строить новую семью.

За границей у меня было много связей, но я понимал, что это временно, и не относился к ним серьезно, - говорит Мордехай. - Теперь другое дело. Я ищу жену. Причем "русскую". На израильтянке не женюсь под дулом пистолета - они все грубые, как мужики. А мне в доме нужна хозяйка - мягкая, женственная, красивая, без сигареты в зубах. "Русские" ближе всего к этому идеалу. За границей я познакомился с одной женщиной из Литвы, готов был привезти ее сюда, но она не захотела. У нее в Литве серьезный бизнес - есть что терять. И потом, она слишком самостоятельная, чтобы жить "при муже". Что мне мешает в "русских" - это их "маски". Они ни за что не скажут после первой встречи, понравился ты ей или нет. Они будут уверять тебя, что ты спешишь, а они к этому не привыкли, хотя ты вовсе не собираешься тащить их в постель после первой же встречи. Просто у нас принято говорить прямо: подходит - не подходит. Уроженки страны в этом смысле гораздо легче идут на контакт (я имею в виду вовсе не физическую близость, тут они как раз могут промурыжить мужика довольно долго). Просто это так очевидно - есть контакт или нет. Если нет, то зачем терять время, встречаться еще и еще раз? И еще, что мешает в "русских", так это то, что они никогда не скажут тебе в лицо всей правды. А я так устроен, что предпочитаю услышать правду, какой бы неприятной она ни была. Если я, скажем, хам - так скажите мне это прямо, а не прячьте правду в карман с фальшивой улыбкой. Что меня еще поражает в молоденьких "русских", так это их готовность спать с пожилыми состоятельными мужчинами. В Израиле на этом уже давно делают бизнес всевозможные своднические конторы. Последнее время вообще привозят с Украины 20-летних невест для 45-летних женихов. Здесь такой жених хоть и при деньгах, но кто на него посмотрит, а для этих девочек он - иностранец, богач. Вот и продают себя, дурехи.

Непреодолимая дистанция

50-летний Итамар предпочитает "русских" подруг Их у него за последние пять с половиной лет (с тех пор как он развелся с женой) было четыре. По словам Итамара, он готов жениться даже на нееврейке, но при условии, что это будет та самая, един¬ственная. Что ему мешает встретить эту единственную?

Моя первая подруга, ее звали Регина, не отличалась высоким интеллектом, - говорит Итамар. - В постели с ней было великолепно, а говорить не о чем. Когда мы спустя полтора месяца расстались, она плакала и не понимала, почему я принял такое решение.

Вторая - Елена - была интеллигентна и образованна. Все в ней Итамару подходило. Но она, по его мнению, была слишком са-мостоятельной и независимой.

Я не представляю ее на кухне, - говорит Итамар. - Конечно, я не ищу жену-домохозяйку, но все же...

Пока Итамар предавался сомнениям, Елена ушла к другому. Третья подруга, Марина, была с Украины. Она, по его мнению, была слишком скрытной.

Я человек прямой и предпочитаю, чтобы мне тоже все высказывали прямо в лицо, без обиняков. Пока я пытался разбить в Марине этот лед, мои чувства к ней успели остыть. Решение о расставании она восприняла спокойно. Я теперь вообще сомневаюсь в том, что она ко мне что-либо испытывала.

Четвертая, Света, по словам Итамара, была великолепна и в постели, и в общении. Она быстро приспособилась к израильской ментальности. Итамар мог рассказать ей любую шутку - она понимала все с полуслова. А вот он ее шуток не понимал. Они требовали дополнительных разъяснений - вся соль уходила. Света ушла от Итамара сама, обвинив его в эгоизме и неспособности "подставить плечо" в трудной ситуации.

Это была самая большая потеря в моей жизни за последние пять лет, - сокрушается Итамар. - Но удержать ее было невозможно. Если Света решила - это все, окончательно.

Я спросила Итамара, который не теряет надежды встретить ту самую единственную "русскую" женщину, - как он представляет себе совместную жизнь с ней, учитывая, что они - из разных миров. Разные ассоциации, разный опыт, разная ментальность...

Я думаю, что можно найти нечто среднее, попытаться соединить наши два таких разных мира. Во всяком случае я, со своей стороны, готов сделать шаг навстречу.

А готовы ли сделать такой шаг навстречу "русские" женщи¬ны? Об этом - как-нибудь в другой раз.

P.S. Интересно, какие ответы можно было бы получить сегодня, спустя еще десять лет?

Я в Израиле недавно – еще и полутора лет не прошло. Я не приплыла сюда на гребне волны репатриации, как большинство наших, приехавших двадцать лет назад. Я без волны, сама по себе, приехала не алию совершать, а жить с любимым человеком.

Больше скажу: до того, как я познакомилась с тем, кого сейчас называю своим мужем, я совершенно не планировала эмигрировать в Израиль. Как-то не задумывалась об этом, хотя в Москве мой круг общения состоял в основном из евреев – либо тех, кто так же не собирался совершать алию, либо наоборот, тех, кто вернулся жить в Россию. Все ругали Москву, а кухонные разговоры вечно крутились вокруг эмиграции в Европу – в Европу, не в Израиль. Те, кто вернулся оттуда, очень уж неодобрительно отзывались об исторической родине. И работы-де там нет, и все, мол, друг друга обманывают, и вообще все плохо. Много масла в огонь подливали мои родители, очень категорично настроенные против Эрец Исраэль. Мама, например, считала, что большинство новых репатриантов скатывается по наклонной плоскости в ортодоксальный иудаизм и вскоре после приезда начинает носить либо кипу, либо платочек на голове.

Понятно, что, когда я внезапно полюбила гражданина Израиля, я залезла на самую высокую в Москве колокольню и смачно плюнула оттуда на все негативные отзывы и добрые советы. Меня многое держало в столице – мама, родственники, друзья, друзья моего ребенка, любимая работа. Но такой уж я идиот-романтик и женщина-декабрист: подхватила ребенка и полетела. Навстречу своему счастью, как выяснилось чуть позже.

Но счастье – это дело личное, а репатриация – общественное. Каждый новый репатриант едет сюда с определенными ожиданиями и чаяниями, и каждый неминуемо сталкивается с какими-то национальными неожиданностями. У меня никаких ожиданий не было вообще. То, чем меня стращали, не сбылось: работу я нашла быстро (сначала не по специальности (поваром), а потом – ту самую, которой посвятила себя еще в Москве (режиссером), в религию не ударилась, каким-то глобальным обманам до сих пор не подверглась. Но некоторые особенности этой страны меня таки да удивили. Я не претендую на уникальность взгляда (понятно, что каждый взгляд уникален, однако все мы тут в одной связке, и все впечатляются более или менее одним и тем же), но все-таки список израильских чудес, который у меня получился, – субъективный. Здесь же все играет роль: возраст, образование, прошлый жизненный опыт. Кое о чем хочется сказать развернуто, а о другом – кратко. В общем, вот он, этот список – израильских особенностей, которые меня немало удивили.

Первое: красота израильских мужчин
Какая девушка не мечтает о пушистых, длинных, бархатных ресницах? Всякая мечтает. Однако, попав в Израиль, эта девушка понимает, что бархатные ресницы в мире распределены крайне несправедливо. Сразу видно, что Б-г очень любит народ Израиля, особенно его мужчин, потому что длинные, прекрасные, густые ресницы достались именно им.

Первые два месяца жизни в Иерусалиме у меня не проходил шок от того, какое количество писаных красавцев меня окружает. На улицах, в автобусах, в магазинах – повсюду крепкие, плечистые молодые мужики с большими волосатыми руками, стройными ногами, бритыми черепами, как у Брюса Уиллиса. И у всех – взгляд с поволокой и ресницы, ресницы…

Удивительно, но оказалось, что еврейский мужчина в диаспоре и еврейский мужчина в Израиле – это как будто два разных биологических вида. Тощенькие, миниатюрные кадыкастые мальчики со скрипкой здесь, на этой земле, превращаются в сильных и здоровых спортсменов. В подавляющем большинстве – выше среднего роста. Я не смыслю в биологии, но предполагаю, что это – потомки еврейских крестьян, сионистов, приехавших покорять Палестину в двадцатые годы прошлого века. В России я видела сибирских евреев: все они, и мужчины, и женщины, были высокими, сильными, словно вытесанными из грубого камня. Видимо, здесь за три четверти века с еврейскими мужчинами произошла та же благоприятная перемена.

Конечно, через два-три месяца мое трепетное девичье сердце к этим красотам привыкло. К хорошему, как известно, быстро привыкаешь. Но до сих пор всякий раз, когда я, замужняя девушка, встречаюсь глазами с еврейским мачо, с трудом отвожу взгляд.

Второе: гопники
Или, как их в последние годы принято называть – быдло. Только я этого слова не люблю. Однако как их ни называй, гопники в Израиле все-таки есть, причем в немалом количестве. Когда я столкнулась с этим явлением, то была поражена до глубины души. Представьте себе: девочка, выросшая в рафинированной московской интеллигентной среде, где все евреи были либо врачами, либо профессорами, либо музыкантами, приезжает на историческую родину, и вдруг оказывается, что евреи вовсе не в полном составе обременены интеллектом. Многие из них могут говорить (и говорят!) «ложить» вместо «класть» и «позвОнишь» вместо «позвонИшь». Перед шабатом они покупают пиво и семечки в русском магазине и лузгают их, сидя вечерком на лавочке, обсуждая прохожих.

Поначалу я столкнулась с простым людом в среде коренных израильтян (например, соседей по дому), и долгое время считала, что цвет местной интеллигенции составляют выходцы из бывшего Союза. Ведь именно они в массе своей посещают поэтические вечера, на которых мы с мужем бываем, именно на них я обращала внимание в залах на концертах классической музыки. Однако мои русскоязычные знакомые дружно взялись меня переубеждать: по их версии выходило, что местные «русские» в большинстве своем не относятся к касте интеллектуалов. Напротив, люди, прожившие здесь больше десятка лет, завоевавшие определенное положение в обществе, стремятся селиться вдали от своих русских собратьев, потому что… стесняются их! Я не верила. Ровно до тех пор, пока не побывала в израильских городах, которые традиционно считаются «русскими». Там я увидела все своими глазами и, признаться, расстроилась. Хотя разрушение иллюзий – это всегда полезно. Кроме трезвого взгляда на жизнь я обрела толерантность. Например, одна из моих хороших подруг постоянно говорит «ложить», потому что она выросла в деревне. И я ее ни разу не поправила, поскольку главное в человеке – все-таки что-то другое, а не правильная русская речь.

Третье: расслабленность
Разумеется, израильская расслабленность тянет на тему для диссертации. Израильтяне – народ, конечно, по-восточному суетливый и сумасшедший, да и Иерусалим – абсолютно безумный город. Однако вся эта суматошность – поверхностна. На самом деле этому народу хорошо известно главное правило жизни: расслабься и получай удовольствие.
Здесь не стесняются ходить по улицам в домашних тапочках и чуть ли не в пижамах. В израильских отделениях знаменитых на весь мир модных брендов ассортимент сильно отличается от европейского. Только здесь продается такое количество мягких широких штанов и кофт-размахаек, только здесь продается такое количество шлепанцев. Я знаю, почему так: почти все израильтяне (или не они сами, а их родители, бабушки-дедушки) приехали в эту страну из других мест. Вернулись на родину, домой, из изгнания. А что делает человек, попав домой? Расслабляется. Какую одежду он носит? Домашнюю. То-то и оно.

Впрочем, расслабленность касается не только внешнего вида израильтян. У меня создалось такое впечатление, что серьезные деловые вопросы здесь тоже решаются, исходя из принципов здорового пофигизма. Или не очень здорового. По крайней мере, я точно никогда не скажу, что пунктуальность и обязательность – отличительные черты моей нации. И – обманывают, да. Работодатель обманывает работника, работник ворует у шефа, торговцы нагревают покупателей, и далее по кругу. Мне везет, как я уже говорила, но по общему ощущению того, что творится вокруг, весь Израиль – это такой большой восточный базар. Который живет по своим правилам, логическому объяснению не поддающимся.

Четвертое: здесь всем и до всего есть дело
Иногда это любопытство вынести ну совершенно невозможно! Стоишь на остановке, никого не трогаешь, и вдруг подходит к тебе старушка и начинает въедливо допытываться, почему-де она тебя не встречала в этом районе раньше, да и с кем ты живешь, не одна ли (а то у нее на примете как раз есть один прекрасный дядечка) и так далее, в том же духе. Такая страна, восток: души нараспашку, соседи бдительно следят за твоей семейной жизнью и знают всю подноготную (хотя ты с ними только здороваешься!), а если вдруг они переругаются по какому-то своему, межсоседскому поводу, то будьте уверены: назавтра одна из обиженных сторон раскидает по почтовым ящикам листки с описанием конфликта и попросит вас поучаствовать, занять сторону пострадавшего.
Однако эта, казалось бы, не самая приятная черта имеет другую, удивительную и прекрасную сторону.

Пятое: тебе всегда помогут
Стало плохо? Потерял сознание-открытый перелом-очнулся-гипс? Тебя здесь не бросят в беде. Не оставят умирать на улице. Сунут под нос нашатырь, помогут подняться, еще и домой отвезут. Недавно я ехала в автобусе и увидела, что на улице женщина шла-шла, а потом вдруг села на асфальт. Водитель моего автобуса тоже это увидел. Он остановил машину, выбежал из кабины и подбежал к той женщине. Вскоре вокруг нее собралась толпа, сразу нашелся врач, водитель вернулся в кабину, и мы поехали дальше. Вы видели такое в России? И я тоже не видела.

Шестое: Любовь к детям.
О том, что евреи любят детей, известно так же хорошо, как и то, что грузины гостеприимны, а финны – медлительны. По крайней мере, я неоднократно слышала потрясающие байки о самоотверженной любви еврейских родителей, да что там слышала! Моя матушка – настоящая аидише маме, так что я на себе испытала все плюсы и минусы такой любви.

В Израиле любовь евреев к детям достигла своей кульминационной точки. Естественно, что детям позволено все. Естественно, что интересы детей всегда ставятся на первое место. Приятно удивляет, как нянчатся со своими отпрысками еврейские отцы. А еще любовь к детям здесь приняла форму государственной политики (точнее, ювенальной юстиции). Однако, как и любая безоглядная страсть, стремление защитить детей и сделать их детство максимально счастливым доходит иногда до абсурда. В различных израильских комьюнити ЖЖ уже много раз обсуждался, к примеру, такой вопрос: как поступить мужчине, который видит на улице заблудившегося ребенка? Каждый порядочный человек подошел бы к такому ребенку, постарался бы его успокоить, вызвал бы полицию. Но порядочный человек не может этого сделать! Потому что любой прохожий, который увидит плачущего ребенка, с которым разговаривает взрослый дядя, позвонит в полицию куда быстрее и заявит о том, что ребенка домогается педофил. По законам этой страны мужчину арестуют на основании всего лишь этого словесного заявления. Так что человек десять раз подумает перед тем, как пойти утешать потерявшегося малыша.

По сути, с израильской ювенальной юстицией сейчас происходит ровно то же самое, что и в США с проблемами дискриминации черных и сексуальных домогательствах. То есть драма превратилась в фарс, в абсурдистскую комедию, и выхода не видно.
Впрочем, в обычной, повседневной жизни я об этом не думаю. Моему ребенку тут хорошо, я чувствую, что она защищена, и, как и все наши соседи с детьми, не боюсь отпускать ее гулять во дворе или ходить в супермаркет.

Седьмое: любовь к книгам

Я собиралась закончить на трогательной детской теме, но недавно удивилась в очередной раз, и решила это удивление тоже включить в список.

Иерусалимская Национальная библиотека разослала тысячам своих пользователей письма о том, что в определенный день в десять утра будет проводиться раздача слонов. Библиотека собиралась избавиться от тридцати тысяч старых книг и призывала всех ученых и библиофилов явиться и забрать их с собой, кто сколько сможет.
Мой муж, который всерьез увлекается библеистикой, решил, что там могут оказаться ценные книги и научные журналы с полезными статьями, так что в день и час икс мы подъехали ко входу в Университет, где, собственно, расположена библиотека. Еще из окна автобуса мы увидели длинную, извивающуюся очередь, как на вход в мавзолей в советские времена. Большинство людей пришли с чемоданами, продуктовыми тележками или огромными походными рюкзаками.

Перед самим зданием библиотеки собралась толпа в несколько тысяч человек. Увидев лихорадочный блеск в их глазах, я подумала, что именно так, должно быть, раздавали царские подарки на Ходынском поле. Конечно, мне могут сказать, что еврейский (как и любой восточный) народ просто падок на халяву. Но где, скажите мне, вы видели такую алчность в отношении книг?! Я поняла бы, например, если бы раздавали бесплатное пиво на центральной площади. Или бесплатные жвачки в школе. Или билеты на премьеру в Большой театр. Я бы поняла. И то не уверена, что, реши Большой театр устроить подобный аттракцион невиданной щедрости, на него явилось бы такое количество народу. Потому что привыкла считать, что массы охочи в основном до материальной пищи.

Могучие грузчики вывозили коробки с книгами на огромных строительных тележках. Моментально от общей массы людей отделялась группа в пятнадцать-двадцать человек и набрасывалась на эти коробки. Они раздирали их, хватали столько томов, сколько вмещали руки, и отбегали в сторону. Кое-кто сразу засовывал добычу в чемодан и быстро ретировался (чтобы не отняли, наверное), а другие, стоя в сторонке, внимательно разглядывали трофеи и ненужные книги оставляли прямо на асфальте.

Мы провели там полчаса. Я стояла в отдалении и фотографировала на телефон общий ажиотаж, а мой муж копался в ящиках, просматривая забракованные другими книги. В итоге мы вышли оттуда с несколькими журналами по религиоведению и парой русских томов всеобщей истории искусства.

Я, наверное, скорее порадовалась за нашу нацию, нежели огорчилась. Отныне я буду считать, что евреи – действительно народ Книги, и сказать тут больше нечего.

На вопрос Как евреи относятся к русским? слышала чмного русских в Израиле и евреев в Белоруссии эт правда? заданный автором философичный лучший ответ это Незнаю как Белорусии насколько их много, а в Израиле много полуруских полуевреев, у славян национальность передается по отцу, а у евреев по матери вот из за этого не разбериха в Россие они были Русскими в Израиле стали Евреями. Об отношении евреев к другим национальностям расказывать не нужно, все об этом знают.

Ответ от Простаивать [гуру]
Как к гоям. В государственному строю в России не видно чтоли?


Ответ от Константин Петров [гуру]
евреи черты оседлости = ашкенази
то есть русские, белорусские, молдавские.... но все те же самые ашкенази
Израиль=пиратская страна русских ашкенази
первый президент Израиля=русский
ты спрашиваешь КАК ОТНОСЯТСЯ они друг к другу?
или КАК ОТНОСЯТСЯ они к порабощенному ими русскому народу?


Ответ от Европейский [гуру]
Как то спорила с одной еврейкой по поводу национальности. Она мне про материнскую линию пробовала доказать, я ей обратное.
А именно: если мы в землю сажаем семя огурца, из него ж не вырастет помидор, так? Ну, а если ее осеменит русский?
Всё дело то в семени! Яйцеклетка - это всего лишь ложе, где начинается развитие
С ответом Кости согласна абсолютно


Ответ от Ёергей Макаревич [гуру]
Нормально мы относимся, чтобы тут не вопили... Вопрос не в национальности, а в адекватности человека...


Ответ от Болабол пипиркин [гуру]
акаждый сам за себя!
и всё ровно какая там национальность!


Ответ от старый телевизор [гуру]
Для Ольги. Всегда известно, кто у ребёнка мать, но далеко не всегда, кто отец. Так как же можно определить национальность по неизвестному?
Для Гарпунщика. Для Вас слово "гой" наверное является оскорблением? Но ведь слово "гой" у евреев означает просто "не еврей".И ни в коей мере не является оскорблением. Конечно, если Вы судите по аналогии с русским языком, то конечно да. Например как русские говорят о: кавказцах -чернож-пые, азиатах - косоглазые, чурки, украинцах- хохлы и т. д. Украинцы на русских говорят кацапы.
Для Кости. Ашкеназ в переводе с идиш означает Германия.
А по заданному вопросу полностью согласен с Сергеем Макаревичем.


Ответ от Андрей [гуру]
евреи к русским относяться нормально!
вот в Израиле почти четверть населения это граждане бывшего СССР и не все из них евреи. Да они живут, работают, отдыхают в Израиле и никто не показывает на них пальцем мол это не евреи. В Израиле к этому относяться спокойно


Ответ от FallingUp [гуру]
masha, ponjatie nacional"nosti est" tol"ko v sovke, vo vsem mire est" prinadlezhnost" k gosudarstvu i veroispovedanie.
Obraschajas" k inostrancam, ja by po drugomu formuliroval by vopros ! 🙂


Ответ от Sola bakinskaja [гуру]
Спокойно как ко всем нациям не имеющим отношения к своей нации.


Ответ от Александрович [гуру]
КАТЕХИЗИС (ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ) ЕВРЕЯ В СССР.
(Издано в Тель-Авиве в 1958 г. Передается с незначительными сокращениями)
Евреи! Любите друг друга, помогайте друг другу. Помогайте друг другу, даже если ненавидите друг друга! Наша сила - в единстве, в нем залог наших успехов, наше спасение и процветание. Многие народы погибли в рассеянии потому, что у них не было четкой программы действия и чувства локтя. Мы же благодаря чувству коллективизма прошли через века и народы, сохранились, преумножились и окрепли. Единство - это цель, оно же и средство к достижению цели. Помогайте друг другу, не бойтесь прослыть националистами. Наш национализм интернационален и поэтому вечен. В него открыты двери евреям всех национальностей, всех вероисповеданий, всех партий. Истинный интернационализм только тот, что кровными узами связан с еврейством, всё остальное - провокация и обман.
Формируйте свои национальные кадры. Кадры решают всё. Кадры сегодня - это наше завтра. Каждая лаборатория, каждая кафедра, каждый институт должны стать кузницей наших национальных кадров. Готовьте еврейскую молодежь принять эстафету поколений. Пусть каждое поколение неевреев сталкивается с нашей глубоко эшелонированной обороной. Для этого необходимо как можно раньше выдвигать на руководящие должности наших молодых людей, доказывая их зрелость и гениальность. Пусть пока это не так, они дозреют на должности. В преемственности поколения - наша сила, наша стабильность, наше безсмертие.
Мир жесток, в нем нет места филантропии. Каждый народ - кузнец своего счастья. Не наше дело заботиться о русских национальных кадрах. Если они не думают о себе, почему мы должны думать о них? Не берите пример с русских и арабов, которые живут созерцательно, надеясь на авось. Не ждите милости от природы - взять их наша задача.
Создавайте свои коллективы и этими коллективами выталкивайте неевреев. Помните: все высокооплачиваемые, влиятельные, прибыльные должности - всё это наш национальный доход. Помните, что каждый нееврей, доросший до нашего уровня, может занять место, которое могло бы принадлежать каждому из наших.
Русские неспособны глубоко мыслить, анализировать и делать глубокие обобщения. Они подобны свиньям, которые живут, уткнувшись рылом в землю, не подозревая, что есть небо. Они воспринимают все явления слишком поверхностно, слишком конкретно, они не видят факты в их последовательности, в их связях, они не способны думать, обобщать и абстрагироваться. Для них каждый случай - только случай, как бы часто он ни встречался.
Все, что знают и умеют они, умеем и знаем мы. То, что знаем и чувствуем мы, им знать и чувствовать не надо. Всё, что они имеют, - это их предел. Всё, что имеем мы, - это наше средство к достижению большего. Всё, что они имеют сегодня, - это наше в их временном пользовании. Взять у них то, что нам завещано богом, - это наша задача.
Русские упрямы, но они не обладают достаточным упорством в достижении цели. Они ленивы, поэтому всегда спешат. Все проблемы они пытаются решить разом. Они пренебрегают малым ради большой решающей победы. Мы исповедуем тактику малых побед, хотя и не против больших. Малая победа - тоже победа!
Русские завистливы, они ненавидят своих собратьев, когда те выдвигаются из серой массы. Предоставьте им возможность разорвать этих выдвиженцев - они с удовольствием разорвут. Будьте всегда арбитрами, становитесь в позу миротворцев, защищайте “несчастных”, против которых ополчается толпа, но лишь настолько, чтобы прослыть добрыми и объективными. Немного выдержки, и вы займете место того, которого только что растерзали.
Русские не умеют просить, считая это унижением, а сами без того унижены и бедны. Мы говорим: “Всякое унижение благо, если оно дает выгоду”. Нет аморальных вещей, если они способствуют утверждению и процветанию нашего народа. Цель освещает средства.
Русские глупы и грубы. Свою глупость и грубость они именуют честностью, порядочностью и принципами. Неумение приспосабливаться и менять своё поведение в за

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мракобесие в современном обществе - как с ним бороться? Мракобесие в современном обществе - как с ним бороться? Шесть признаков, что девочка точно тп Что значит тп у молодежи Шесть признаков, что девочка точно тп Что значит тп у молодежи Псалмы на разные случаи жизни: какие и когда нужно читать Молитвослов чтение псалтири в разных случаях Псалмы на разные случаи жизни: какие и когда нужно читать Молитвослов чтение псалтири в разных случаях