Религия мракобесие. Мракобесие в современном обществе - как с ним бороться? Какая идеология нам нужна

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Эту фразу в августе 2008 года произнес один из участников событий на Валааме, о которых повествует один из видеороликов , размещенных на Красном ТВ.

О том, как монастырь в стране, являющейся по конституции светским государством, используя государственные суды и мощь государственной службы судебных приставов, выселил на улицу семью бывшего сотрудника Валаамского музея-заповедника. Дело, о котором много писал журнал Скепсис, насколько можно судить, рассматривает Европейский суд по правам человека.

НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ?

В конце этой недели стало известно о письме преподавателей родителей и учеников Детской Художественной школы имени В.Серова к властям Москвы и патриархии: «Преподаватели, ученики и родители учеников московской Художественной школы им. Серова просят московские власти и патриархию срочно вмешаться в ситуацию, грозящую, по их мнению, «гибелью» учебному заведению.

В открытом письме они просят защиты от действий преподавателя-священника, пытающегося сломать в школе академическую систему обучения, заменив ее на «ново-русскую» концепцию. «Мы убеждены, что ново-русская концепция развития школы, которую предлагает нам (преподаватель) православный священнослужитель, настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцево отец Михаил Малеев, противоречит интересам многонационального и многоконфессионального ученического коллектива школы, и считаем недопустимым ее внедрение в систему обучения наших детей», - говорится в письме. Один из его авторов утверждает, в частности, что сама постановка вопроса «звучит примерно так, как если бы кто-то предложил, например, в Большом театре заменить классический балет на народные танцы с уклоном в православную религию и древнерусское искусство».

«Мы считаем, что нашим детям нужна академическая система художественного образования, сложившаяся за 75 лет успешного существования школы», - отмечается в письме. Отказ от этой системы, по мнению составителей документа, приведет «к развалу педагогического коллектива и гибели самой школы».

Даже краткое знакомство с «Концепцией развития художественной школы № 1 им. Серова в рамках национальной самобытности, народности традиций древнерусского и изобразительного искусства XVIII – и начала ХХ веков» показывает обоснованность тревоги автора письма: «Создание класса православного иконописания на базе ДХШ №1 явилось бы новым стимулом развития Новорусского стиля и изучением древнего искусства. «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела – как украшение храма, - считал В.Васнецов. В храме художник соприкасается с самой положительной стороной человеческого духа – с человеческим идеалом». – это из «концепции» Малеева. О том, с чем человек сталкивается в ином храме, мы еще расскажем. А пока

примечательно, что художник Дмитрий Врубель в своем живом журнале опубликовал эту фотографию и написал: «В Москве ученики школы им. Серова ЗРЯ просят защиты от преподавателя-священника».

«Килограмм 25-30 мозаики»

19 февраля газета «Новые Известия» публикует письмо 150 работников российских музеев Дмитрию Медведеву. Его есть смысл привести целиком:

«Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Обращаемся к Вам как гаранту Конституции и соблюдения законности в России, где каждому гражданину обеспечена доступность к памятникам культуры его Отечества. Согласно Основам законодательства РФ о культуре, "Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и других объединений" (ст. 9).

Однако это несомненное право российского гражданина поставлено под сомнение готовящимся законом о передаче имущества религиозного назначения в распоряжение религиозных организаций. При условии, что почти все художественное наследие России далеких эпох связано с религиозной тематикой, предполагаемая передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование, выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели.

Как представители музейного сообщества реставраторов и хранителей древних ценностей, призываем Вас открыто высказаться против необдуманной и сомнительной законодательной инициативы, способной нанести непоправимый ущерб культурному наследию России.

Ни один православный храм в России сам по себе не способен обеспечить правильное хранение икон и фресок, живописный слой которых стал чрезмерно хрупким.

Объясняется это и ветхостью состояния памятников, и особенностями богослужений при большом скоплении народа и горящих свечах. Мы имеем уже печальный опыт утраты стенописей гениального Андрея Рублева в двух действующих соборах - Успенском во Владимире и Успенском в Звенигороде. Они погибли от тривиальных вещей - сырости, сквозняков и свечной копоти. Под слоем грязи и копоти находится иконостас работы Рублева и его артели в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, живопись которого была раскрыта реставрацией 60 лет тому назад. Иконостас еще можно спасти, если вынести его из собора, вновь подвергнуть реставрации и поместить в условия музейного хранения. О примерах такой судьбы величайших памятников древнего искусства в условиях действующего храма говорить больно, но необходимо, потому что она ожидает и все наше древнее наследие, если закон, предполагающий передачу памятников культуры в безраздельное пользование церкви, будет принят. Икона в музее не только оберегается от гибели, но и получает вторую жизнь через научную реставрацию, которая открывает нам истинный образ иконы, в то время как церковное "поновление" направлено на создание благолепного вида иконы, когда творения древних мастеров дополняются современным художником сообразно вкусам заказчика. Здесь, в музее, путем кропотливых научных изысканий, устанавливается время и место написания иконы, которая, таким образом, оказывается в контексте духовных устремлений народа в определенный период истории нашего Отечества. И наконец, только в залах музея икона, как культурная и духовная ценность, общедоступна всем нашим соотечественникам, тогда как, находясь храме, будучи сокрыта даже для верующих, она заведомо недоступна для людей неверующих и членов других конфессий. Однако прошлое у нас одно на всех. Древние иконы, миниатюры, фрески являются достоянием всего народа, без них, как без языка, литературы, памятников светского искусства человек утрачивает ощущение своей национальной идентичности.

Тысячи школьников и студентов ежегодно посещают столичные и региональные музеи, где знакомятся с наследием прошлого своей родины, унося в памяти идеальные образы Древней Руси вместе со словами из Жития Сергия Радонежского: "Воззрением на Святую Троицу побеждается ненавистная рознь мира сего".

Со второй половины XIX века древние иконы и другие предметы культа при содействии государственной власти России переходили в музейные собрания. За прошедшее с тех пор время путем сознательной планомерной работы музеев выявлен основной корпус древних памятников, понята история развития религиозного искусства в России. Подсчитан процент сохранности нашего древнего художественного наследия. Он катастрофичен, ибо не превышает 2% от всего когда-то созданного нашими предками. Основной пласт его утрачен в результате войн, пожаров, политических переворотов и, наконец, просто небрежения. В церковном обиходе древние иконы ранее не сберегались, их выносили в сараи, передавали в отдаленные села, продавали. При воцарении новых вкусов в церквах заменялись целые иконостасы. Так в 1653 г. из Успенского собора Московского Кремля был вынесен иконостас 1481 г. работы прославленного Дионисия и заменен новым. Та же участь постигла иконостас во Владимирском Успенском, связанный с Рублевым - и многие другие. В начале третьего тысячелетия утрата древних памятников не должна повториться.

Сотрудники Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Гос. историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", Гос. Исторического музея и других организаций И.Л. Бусева-Давыдова, доктор искусствоведения, лауреат Госпремии РФ, вед. научный сотрудник НИИ Рос. академии художеств; Н.В. Бартельс, ст. научный сотрудник НИИ Рос. академии художеств; М.А. Бусев, член-корреспондент и член Президиума Рос. академии художеств, зам. директора по науке НИИ РАХ; О.Ю. Тарасов, доктор искусствоведения, вед. научный сотрудник Института славяноведения Рос. академии наук; Л.М. Евсеева, кандидат искусствоведения, зав. научно-исследовательским отд. Музея им. Андрея Рублева; О.А. Дьяченко, искусствовед, научный сотрудник Музея им. Андрея Рублева; И.А. Коробейчук, художник-реставратор по темперной живописи, музей-заповедник "Московский Кремль"; Т.А. Герасимова, реставратор библиотечных и архивных материалов, музей-заповедник "Московский Кремль"; С.Г. Зюзева, научный сотрудник отд. "Оружейная палата"; Н.В. Мартынова, ст. научный сотрудник отд. "Оружейная палата"; Л.А. Дементьева, лауреат Госпремии РФ, зав. отд. ГИМ; О.Н. Мельникова, вед. научный сотрудник отд. металла ГИМ; Л.П. Тарасенко, кандидат искусствоведения, зав. отд. древнерусского искусства ГИМ; Д.Д. Лотарева, зав. сектором отд. реставрации ГИМ.

Всего 150 подписей»

А "Портал-Сredo.Ru" приводит выдержки из письма Патриарху Кириллу, причем не деятелей культуры, а как раз православных прихожан московского Спасо-Преображенского храма в Тушино. Они просят его «разобраться» с новым настоятелем храма, приводят множество примеров недопустимого, с их точки зрения, его поведения и действий. Среди прочего пишут и том, что «… по прихоти матушки Елены, произведена замена верхних деревянных рам второго яруса в центральном приделе храма на пластиковые, хотя здание храма является памятником архитектуры ХIХ века и охраняется государством. Это сделано без согласования с Комитетом по культурному наследию Москвы и несмотря на то, что весь приход и приходской совет были против этой замены. Деревянные рамы, которые стояли, были крепки и простояли бы еще сотню лет. Кроме того, в них стояли вытяжные вентиляторы. Установленные воздухонепроницаемые рамы нарушили циркуляцию воздуха в верхнем уровне центрального придела. Теперь конденсат приводит к размоканию штукатурного слоя и к уничтожению мозаичного полотна, за которое в свое время автор получил Государственную премию. В 2007 году под руководством Фатеева к престольному празднику Преображения была произведена очистка потемневшей мозаики от нагара. Делалось это топорно и непрофессионально, поэтому появились проплешины, которые закрашивались в тон краской. А сыпавшую, как дождь, мозаику собирали уборщицы. Собрали килограмм 25-30. Так она и лежит, ожидая настоящих реставраторов». Разве это не подтверждение правоты работников ведущих музеев страны?

Молитвы о власти

В Орле 18 февраля вступал в должность мэра «избранный» член «Единой России» Виктор Сафьянов. В приветственном слове, обращенном к вступающему в должность мэру, архиепископ РПЦ МП Пантелеимон (Кутовой) заявил, что должность новому градоначальнику дарована "свыше" и что "по-другому и не может быть".

Фото пресс-службы мэрии

«Мы молимся Господу о власти, мы благословляем власть и тех людей, кто находится у власти», - отметил глава Орловской епархии. И напомнил градоначальнику слова Апостола Павла о том, что властям дан меч при бедре, чтобы заграждать путь беззаконию, защищать слабых, хранить добродетель. «Пользуйтесь этой властью на все 100 процентов, храните мир и прямые стези, по которым ходит добро, благоденствие, процветание», - сообщил информационный отдел Орловско-Ливенской епархии.

Пользуйтесь властью на все 100 процентов

Вот «Новая газета» 19 февраля публикует статью о том, как власти пользуются властью на 100 процентов, на что тратят деньги налогоплательщиков: «Главное управление государственных финансов министерства бюджета Франции официально сообщило 8 февраля о завершении процесса продажи лакомого участка госсобственности в центре Парижа. (на фото из «Новой газеты»: 1- купленный участок, 2 – дворец-резиденция президента Франции, 3 – Эйфелева башня)

Стоимость сделки высокие торгующиеся стороны сразу же объявили "коммерческой тайной", а парижские эксперты по недвижимости оценивают ее как минимум в 60 млн евро (почти 2,5 млрд рублей).

Но самое интересное в этой сделке - цель, с которой управление делами президента на бюджетные средства купило "кусочек Парижа" в двух шагах от Эйфелевой башни. По словам пресс-секретаря управделами президента Виктора Хрекова, на участке будет построен кафедральный собор Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ МП), воскресная школа и другие церковные объекты. А президент Международного фонда единства православных народов, близкого к Кремлю, Валерий Алексеев поясняет, что сюда переедет еще и "миссионерская семинария" РПЦ МП, открытая осенью прошлого года в одном из пригородов Парижа. Право собственности на участок и здания на нем будет закреплено за Россией, власти которой передадут всю эту недвижимость в безвозмездное пользование РПЦ МП.

«Хотелось бы прояснить смысл дорогостоящих приобретений (и за счет бюджета, и за счет средств Патриархии) в условиях, когда церковь могла бы помочь еще очень многим своим прихожанам. Все-таки в стране 1 млн беспризорных, 700 тысяч детей-сирот, а большинство домов престарелых в ужасающем состоянии... Известно, что церковь помогает многим, но разве существует какой-то лимит? К моменту подписания этого номера представители РПЦ не нашли возможности ответить на вопросы "Новой"».

Чем будем гордиться?

"Я считаю, что например, учителя физики могли бы давать знания (по новому курсу "Основы религиозной культуры и светской этики") не менее успешно, чем учителя истории. У них есть свои знания, своя система видения, которая позволила бы им вести это курс достаточно успешно, может быть, даже более успешно", - приводит слова Министра науки и образования РФ Андрея Фурсенко ИТАР-ТАСС 19 февраля.

Наверное, министр не видел фильм «Взлет», а мы предоставляем возможность посмотреть отрывок из него. Как раз о физике и попах.

«Поверьте, что через несколько лет мы будем гордиться, что мы начали это дело», - сказал министр о том, что десятилетних школьников будут по его приказу заставлять учить новый школьный курс в обязательном порядке.

Фурсенко собирается гордиться. Фактически тем, что он и ему подобные нарушают Конституцию страны. Тут стыдиться надо, а не щеки надувать!

Что почем?

Между прочим, во всех вышеописанных историях немалое место занимает сугубо материальный чисто капиталистический интерес. На Валааме церковь монополизировала всю торговлю продовольствием, большую часть торговли сувенирами, всю экскурсионную деятельность, а это около 100 000 туристов за сезон!

Представитель приходского совета Спасо-Преображенского храма в Тушино Ольга Карпова с гордостью официально заявила в 2010 году, что за прошедший год храм "заработал" 20 миллионов рублей. Монастырь на Валааме получает еще и огромные деньги от государства. Об этом писали и газеты, и журналы.

Услужливые перед церковью чиновники задумали не просто вновь превратить церковь в крупнейшего собственника, но заставить всех, подчеркну – всех граждан страны вне зависимости от их отношения к религии – платить за процветание церковников. Ведь на те деньги, что мы платим государству в виде налогов, покупаются участки в центре Парижа и других местах на планете. Из этих денег государство делает церковникам щедрые подарки в виде собственности и материальных ценностей.

Дать отпор мракобесию

Неслучайно обычный рядовой человек произнес слова, ставшие заголовком статьи. Они, бывшие работники закрытого Музея, уже испытали, что происходит, когда церковь и государство ведут себя по принципу «рука руку моет».

И совершенно неслучайно депутат Госдумы от КПРФ, лауреат Нобелевской премии физик Жорес Алферов вместе с 9 другими академиками еще три года назад выступили с открытым письмом, в котором выразили крайнюю озабоченность возрастающей клерикализацией российского общества и активным проникновением Церкви во все сферы общественной жизни.

Сто раз прав член ЦК КПРФ, депутат Госдумы, член-корреспондент РАН математик Борис Кашин, когда призывает к соблюдению Конституции РФ, требуя убрать из текста государственного гимна России неконституционного Бога.

Ими можно и нужно гордиться. В том числе и потому, что они, хотя Фурсенко и сетует, забивать головы младшим школьникам «новыми курсами» не будут никогда. Сейчас надо объединять всех, кто видит угрозу скатывания к средневековью, для того, чтобы поставить заслон государственно-церковному мракобесию. Ибо борьба с мракобесием есть борьба именно общедемократическая.

Из истории Валаама.

Самый ранний конфликт описан еще в летописи XVI в. - «Сказании… о создании пречистой обители Господа Бога на Валааме». В переводе на современный язык сходство с нынешними событиями получается почти буквальное: «Правители города, повинуясь словам архиепископа чтобы был тот остров Валаам отдан преподобному Сергию, а живущие там люди изгнаны отрядили посланцев с письменными указами. Посланники людей с острова высылать начали. Тогда они, бесом вооруженные, ополчились и устроили войну против посланных. И многие из язычников были низвержены - рукою всесильного Христа Бога их одолели и многих избили, и вскоре с острова изгнали». Если верить сказанию, преподобный Сергий на Валааме тоже долго не задержался: дьявол обуял монахов, и те выгнали святого с острова «принуждением и бесчестием».

Мракобесие – непонятный для многих термин, который является вольным переводом термина «обскурантизм» и переводится с латинского языка как «затемняющий». Его можно применять к разным жизненным сферам, начиная с религии и заканчивая государственным управлением.

Что это мракобесие?

Идейное настроение, основанное на враждебном отношении к науке, культуре и личной свободе, называется мракобесием. В качестве организованного течения оно появилось в период начала научно-технического прогресса. Многие люди, описывая, что это - мракобесие, говорят про поклонение бесам. Это течение основывается на нескольких идеях:

  • вредность просвещения большого количества людей;
  • разрушительное влияние НТР;
  • противостояние каким-либо реформам, направленным на увеличение личной свободы человека.

Мракобесие и невежество

Как бы грустно это не звучало, но мракобесие и невежество – это компоненты современного общества, которые, по сути, являются дефектами. Если сравнить стремления современных людей и тех, кто жил в 60-70-х годах, то разница уникальна. Обскурантизм привел к тому, что люди перестали стремиться получать образование (физическое, историческое, математическое), считая, что это пустая трата времени и можно и без этого. Встретить разностороннего человека ой как непросто. К чему приведет такая тенденция непонятно, но перспективы, к сожалению, плачевны.


Лженаука и мракобесие

В последнее время большой популярностью пользуются разные астрологические прогнозы, техники работы с энергиями, телекинез и другие направления, которые на самом деле не имеют научного подтверждения, хоть в них и нет недостатков. Все это лженауки, которые являются примером нерелигиозного мракобесия. Объясняется это тем, что наука проявляет излишний консерватизм по отношению к новым альтернативным течениям и подобные рассуждения находятся во власти мракобесия.

Православное мракобесие

Взаимодействие религии и обскурантизма просматривается с самого начала развития человеческой мысли. Выясняя, что значит мракобесие в религиозных течениях, стоит отметить присущий им консерватизм, поскольку их задача заключается в сохранении нравственного устоя общества. Религиозное мракобесие проявляется в негативном отношении к каким-либо нововведениям. Священнослужители утверждают, что люди должны соблюдать все церковные правила, регулярно ходить в храм, придерживаться запретов и так далее.

Иногда религия дает послабление и в пример можно привести интернет, который еще совсем недавно церковь называла дьявольским проявлением, но через время это мнение было пересмотрено и в сети появились разные официальные сайты епархий, приходов и так далее. В других же вопросах мракобесие пока сохраняется. Стоит заметить, что оно проявляется не только в православии, но и в других религиозных направлениях.

Правительственное мракобесие

Печально констатировать факт, но люди, занимающие правительственные должности, делают все возможное, чтобы люди никак не развивались и не создавали проблем. Правительственный обскурантизм проявляется в отстранении от существующих проблем в науке, культуре, образовании и так далее. Есть перечень методов, которые используют мракобесы:

  • имитирование научной деятельности;
  • создание поддельных документов;
  • дезинформация общественности;
  • применение разных манипуляций;
  • формирование тайных сообществ;
  • уничтожение талантливых и умных людей;
  • подавление инакомыслящих.

Как бороться с мракобесием?

Учитывая распространение обскурантизма в разных сферах жизни, искоренить его будет непросто. Борьба с мракобесием включает несколько действий, но при этом стоит учитывать, что они не всегда очевидны.

  1. Вовлекать общество в открытое обсуждение существующих проблем.
  2. Ввести запрет на принятие важных решений в автономном режиме.
  3. Активно распространять информацию и демонстрировать необразованность и корысть людей, действующих против прогресса.
  4. Побороть современное мракобесие можно, если распространять науку в достойной форме, что поможет рассеять существующее невежество.
  5. Противостояние бескультурью и тоталитаризму, что является основой для развития мракобесия.
  6. Оказание помощи и пропаганда свободы творчества, в том числе и научного.

Пока он является обязательным только для неких "православных детских садов" (видимо, такие существуют), а также "православных групп" на базе государственных (!) дошкольных учреждений. В государственных и муниципальных дошкольных учреждениях в целом его предлагается использовать на добровольной основе. По крайней мере, пока.

В числе основных принципов "православного компонента" заявлены такие положения как "единство Церкви, семьи и дошкольного образовательного учреждения", а также "христоцентричность". Кто-нибудь знает, что такое "христоцентричность"?

Итак, что же хочет РПЦ внушить дошкольникам?

1) "формирование личности ребенка, [...] устремленной к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Иисусе Христе".
2) "обучающие задачи направлены на открытие и познание ребенком окружающего мира (дать первые понятия о Боге, вере и человеке, [...] Православной Церкви и православном храме...)".
3) "воспитывать чувство сопричастности к жизни Церкви, заложить основы христианского образа жизни, благоговения к святыням".
4) "способствовать к приобщению детей к молитве как к естественной форме богообщения".
5) "В православном детском саду отводится место для икон, а в групповых комнатах – место для православной литературы, для игрушек и игр на темы православных праздников".
6) "укрепить в детях веру в любовь и мудрость Творца. С самого раннего возраста приучать ребенка к молитве".
7) "научить детей накладывать крестное знамение с верой и благоговением".
8) "дать детям представление о том, что миром вокруг нас управляет Господь Вседержитель".
9) "расширить представления детей о мире как творении Божием, формировать целостное православное мировоззрение на каждой возрастной ступени".
10) "научить детей некоторым молитвам: «Господи, спаси и сохрани!», «Господи, благослови!», «Слава Тебе, Господи!»".
11) "формировать отношение к иконе как к святыне, особому виду художественного творчества, к которому надо относиться с благоговением и почитанием".

- "вера и любовь к Богу и ближним";
- "осознание Бога как Творца, что Бог есть Любовь";
- "естественное и позитивное отношение к православной традиции";
- "представление о Церкви Христовой как доме Божием";
- "представление о Библии как Священной книге";
- "знание основных заповедей Божиих";
- "умение накладывать крестное знамение";
- "умение петь простые молитвенные песнопения";
- "регулярное участие в церковных Таинствах".

Именно так РПЦ планирует превратить детские сады в фабрики по конвейерному производству своих рабов, с младенчества безальтернативно навязывая им свой миропорядок.

† Сайт GOLD-CUPOLA Благовещенской Епархии

В программе "Неделя с Марианной Максимовской " одиозный протоиерей Всеволод Чаплин открыто объявил войну гражданскому обществу.

Он оправдал избиение мирных пикетчиков (в том числе хрупкой девушки) и открыто призвал к насилию, в том числе и вооруженному, против мирных граждан.

Чаплин сообщил, что церковь «не раз призывала к оружию» против своих врагов, приравнял несогласных с церковными догмами к интервентам и заявил, что в ответ на высказывание гражданином своих убеждений «государство должно применить силу». И если государство эту силу не применит, то «эту силу должен применить народ».

Чаплин:
– А теперь о том, как должны себя вести верующие люди.
Вся православная традиция говорит о том, что когда посягают на твоих ближних, на твою Родину, на твой народ, на твои святыни, ты должен защищать их от любой агрессии всеми способами, какие у тебя есть. Вспомним, как в древние века церковь призывала к оружию, к тому, чтобы изгнать интервентов из Кремля, к тому, чтобы встать на защиту Родины в 45-м году, и защита святынь не менее важна, чем защита Родины.

Максимовская:
– Вы говорите об интервентах, но люди, которые пришли к зданию суда, они не интервенты, они выражали свою гражданскую позицию, стояли с плакатами.

Чаплин:
– Я надеюсь везде, где будут появляться защитники этих кощунниц, буду появляться и православные христиане, которые будут с этими защитниками и защитницами спорить. Конечно, это нужно делать мирно, если только на тебя не посягают, если не распускает руки другая сторона.

Максимовская:
– Этот человек, который ударил девушку по лицу кулаком, написал о том, что огромное количество людей пишет ему в ответ: «Возьми нас в следующий раз с собой, вот мы им уже покажем!» Вы считаете такие призывы допустимы?

Чаплин:
– Те, кто пришёл в ХХС, хуже, однозначно хуже. Виноват тот, кто все это начал. В ответ на это кощунство и в ответ на попытки его оправдать государство должно применить силу. Если оно не применяет силу, тогда ДОЛЖЕН ПРИМЕНИТЬ СИЛУ НАРОД.

Иными словами, любому фашиствующему фанатику достаточно заявить, что "они первые начали", – и руки у него развязаны: он может бить, издеваться, убивать. "Во имя святынь", которые дороже Родины, дороже закона, дороже жизни других людей. Чаплин благословил, можно не сдерживаться.

В противостоянии путинской хунте мы не успеваем заметить, как страну стремительно ввергают во мрак черносотенных погромов, средневековой инквизиции и фашизма. И делают это не отмороженные скинхеды-гопники, а официальные высшие руководители РПЦ – открыто, прямо в эфире федеральных телеканалов.

Сразу дам ответ на вопрос в заголовке:

Высказываюсь на эту тему из-за статьи Дмитрия Меньшикова, опубликованной на сайте "Эхо Москвы". Статья называется "Веруют ли мракобесы? ". Идея её в том, чтобы немного подлатать репутацию православных, которая сильно прохудилась в связи с последними скандалами с участием иерархов РПЦ и православной массовки. В статье делается попытка доказать, что настоящие верующие, в отличие от злых и противных мракобесов - они белые и пушистые, они "не такие, они другие". Попытка эта - беспомощная и неудачная, что далее и будет показано в моих ответах (цитаты из статьи - выделены):

"Верующий в суждениях и поступках осторожен как сапер, ведь «на кону» вечная жизнь, а безошибочность ему не гарантирована"
============================
Сомнения в правильности поступков присущи людям с критическим мышлением, к коим верующие люди, на мой взгляд, не относятся. Верующие потому и называются верующими, что им не надо доказательств того, что говорится в священном писании. Если неверующий вынужден сам делать выбор, и он понимает, что его выбор может быть ошибочным, то верующий полагается на Бога, а Бог не ошибается. Если верующий не знает какова воля Бога в конкретной ситуации, то он может обратиться к специалистам по божественной воле, то есть, к православным батюшкам. Они ему все растолкуют, а он просто примет их слова на веру (он же верующий)

"верующему безошибочность не гарантирована"
============================
Как это "не гарантирована"? Бог, проявляя свою волю в священном писании, или через совет пастыря - не может ошибаться. Если верующий не понимает божией воли, если он не понимает, что с точки зрения его религии хорошо, а что плохо - то он не верующий. А если он божью волю и божье слово понимает, то какие же у него могут быть сомнения в том, что Бог прав?

"Используя доктрину в своих целях мракобес легко может обосновать практически любой свой поступок"
=======================
Воцерковленный верующий может обосновать конечно не любой поступок, но например, такое злодеяние как убийство, он вполне может обосновать, ссылаясь на христианских святых, которые и сами множество народа убили "по Божией воле", и верующих призывают делать то же с врагами веры. Например, высказывание Иоанна Златоуста:
"Если увидишь жида или еретика на перекрестке или на торжище - освяти свою руку раной"

Заметьте, призывается бить жидов только за то, что они жиды (то есть люди иудейского вероисповедания). Причем, это не высказывания какого-то психопата или маргинала, а цитата из писаний почитаемого в РПЦ святого, то есть, авторитетное для верующих мнение, часть Священного Предания. А Священное Предание как и Священное Писание - это часть идеологии православия. А теперь пара вопросов:
1) Может ли православный человек соглашаясь с этим мнением (про жидов и еретиков) - не считаться мракобесом?
2) Может ли православный человек не соглашаясь с мнением святого Иоанна Златоуста, считать себя православным?

"Внутренний же страх мракобесу не свойственен"
==========================
У верующего поступающего (как ему кажется) про божией воле - нет никакого страха.

"Поэтому мракобесы часто занимают руководящие посты в организационных структурах своей конфессии, ведь верующему не выдержать конкуренции с ними" .
=============================
Противопоставлять верующих и мракобесов, это все равно что противопоставлять гитлеровцев и эсэсовцев. Это одно и то же. На руководящих постах РПЦ всегда были верующие. Их как угодно называть можно, но они истинно верующие православные. Других православных в РПЦ нет, и никогда не было:

"Усилия верующего чаще всего направлены внутрь себя и на свою семью, свое ближайшее окружение, свою общину, приход, мракобес же сосредоточен на общественных отношениях"

Опять ошибочное противопоставление. Если верующий занимает пост в Московской патриархии и вынужден по долгу службы участвовать в общественной жизни, то ему от этого никуда не деться. Ну, а если он живет в избушке в глухом лесу, то и нет проблем. И кстати, тот верующий который лезет в общественную жизнь пытается всюду проповедовать и укоренять свою религию - он поступает именно по заповеди Христа, который сказал: 15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф 5, 15). Ну и далее, Христос говорит апостолам: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всем людям" (Мк 15, 16). Заметьте, он не говорит им: "Не лезьте вы в общественную жизнь со своими проповедями, а копайтесь лучше в себе". Он призывает их, как раз, к тому, в чем Вы обвиняете мракобесов. Кроме того, с точки зрения христианского учения, весь мир это божие творение, и поэтому верующие считают себя вправе требовать уважения к своим религиозным канонам не только у себя в храмах, но и всюду, например, в театрах, на улице, на художественных выставках, и т. д.

"«Религиозная жизнь» мракобеса заключается в отправлении обрядов напоказ, ему необходимо выделяться одеждой, поведением, а также оказывать влияние на поведение других людей"
=============================
Про форму одежды это Вы загнули. Верующие одеваются как им дозволяется канонами своей религии. Никакого особенного отличия в одежде у них нет. Обряды напоказ - это осенение себя крестным знамением, что ли? А что, есть православные, которые не крестятся публично по причине стеснения? И "влиять на других людей" - это же заповедь Христа.

"Верующий скорее видит мир действующим от имени Бога, по Его воле"
===============================
Вот это явная ересь, как бы сказали православные священники. Как это "весь мир действует от имени Бога"? Педофилы насилуют детей от имени бога, что ли? Войны и всяческие преступления, от его имени разве творятся? Нет, верующие именно должны различать - что от имени Бога, а что нет. Не "весь мир" действует от имени Бога, а от имени Бога действует сам верующий, ибо у верующих есть такая поговорка, что у Бога нет рук кроме наших. Верующий должен понять волю Бога и её осуществить. То есть, именно он сам и есть инструмент Бога для улучшения мира и борьбы со злом. (Это я конечно излагаю понимание верующих. Сам я так не думаю)

"Мракобесие возникает тогда, когда не верующие в сущности люди начинают симулировать веру, изображая её так, как они способны, и активно используя в своих интересах" .
==========================
Нет, это не мракобесие, это лицемерие, то есть, совсем иное качество. Оно конечно может быть у верующих (т. е. у мракобесов), как и прочие грехи, а может и не быть.

Чтобы понять, что такое религия , давайте трезво оценим её основное понятие – «вера» – в том ключе, в котором этот термин использует современная церковная идеология. желает, чтобы паства молча и истово, не задумываясь и не сомневаясь, верила во всё, что проповедуют её (корпорации) функционеры, то бишь, попы; и исполняла всё, что они наказывают. Т.е. понятие «вера» , навязываемое нам сегодня церковью, предполагает бездумное верование в их словоблудие и полное подчинение их приказам и распоряжениям.

Однако, для Человека Разумного бездумная вера является пережитком далёкого прошлого, серьёзно тормозящим его эволюционное развитие. Об этом очень коротко и доступно рассказал академик Николай Левашов в 1 томе замечательной книги «Сущность и Разум» . Он сообщает всем интересующимся, что в самом начале эволюционного развития Человека, религии играли положительную роль, позволяя разными способами объединять людей в борьбе за существование и благодаря этому выживать. Позднее, по мере эволюционного роста, вынужденная вера естественным путём заменялась Знаниями , и религии постепенно отмирали.

Об этом давно известно. Вот, что написал лауреат по химии, Николай Семёнов в 1962 году в журнале «Наука и религия»: «Религия – это потёмки человеческого разума, это – шоры на глаза свободного человека. Вред, который принесла и приносит до сих пор религия, невозможно измерить…» А вот эта сакральная фразочка прозвучала в анонсе христианской передачи на Радио FM : «Надейся на Господа Бога твоего, а на ум свой не полагайся…»

Теперь Поль Анри Гольбах : «Религия – это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие…» И ещё он же : «Невежество – первая предпосылка веры, и поэтому Церковь так высоко его ценит …» Зигмунд Фрейд : « – общечеловеческий навязчивый невроз…» Адольф Гитлер : «Мы не потерпим никого в наших рядах, кто нападает на идеи христианства... фактически, наше движение – христианское…»

Если изложенное постараться понять и крепко запомнить, то на его основе становится очень легко различать правду от лжи в многочисленных словесах любых авторов и политиков. Нужно посмотреть, как они относятся к , и вам всё сразу станет понятно! Если автор, кем бы он ни был, говорит, что он является «православным христианином», нужно понимать, что он либо враг , либо глупец , либо глупый враг . Ведь честный, порядочный, здравомыслящий и эрудированный человек верить кому попало не будет! Для такого человека верование – это сегодня противоестественный процесс!

В нашем сегодняшнем мире нельзя кому-либо верить, надеясь на порядочность этого человека или группы людей! Необходимо всё проверять, убеждаться в правдивости имеющейся информации, и только тогда принимать решение о её использовании в своих целях. А если этого не делать, то вас обязательно обманут ! Типичным примером такого обмана можно считать поведение руководства КПРФ , описываемое в статье Александра Головенко, приведённой ниже. Коммунисты в Думе снова не только не придерживаются своих же принципов в отношении , но даже не принимают во внимание здравый смысл…

Простейший вопрос: почему после празднования 50-летия полёта в космос русского парня Юрия Гагарина, мы вдруг стали замечать, что Россия скатывается в мрачное Средневековье? Пять лет назад из школы окончательно изгнали астрономию, а на её место поставили . Школьные экскурсии по театрам, музеям, картинным галереям и разным героическим достопримечательностям всё больше заменяются поездками в и монастыри.

Журналист Сергей Пархоменко рассказывал, как в перерыве одного светского мероприятии этот господин уплетал бутерброд с ветчиной. Всё бы ничего, однако это была Страстная пятница Великого поста. То есть, самый строгий постный день в память о том, что именно в эту пятницу, согласно священному писанию, был распят Иисус Христос. На упрёк журналиста протоиерей ответил: «Ну, не надо быть таким ортодоксом» . Назвать после этого служителем православной веры язык не поворачивается. Сразу вспоминается стих Гейне о таких «слугах господа»: «Они тайком попивали вино, проповедуя воду публично» .

– Это что, шаг к клерикальном государству? – теряются в догадках облагодетельствованные депутатами избиратели.

Казалось бы, своё веское слово должна сказать и фракция КПРФ во главе с бессменным, а теперь уже и «бессмертным» вождём тов. Зюгановым. Ан, нет. Всецело поддержал:

– Нужно вести борьбу со всякими кощунственными проявлениями против традиции, веры, национальных обычаев, потому что без этого не существует народа и не может быть сильным, достойным, уважаемым государство, – как всегда, витиевато просветил Геннадий Андреевич корреспондента «Интерфакс-Религии» в кулуарах Всемирного русского народного собора. На вопрос, нужно ли вводить уголовное наказание за оскорбление верующих и осквернение святынь, «главный коммунист страны» ответил: «Нужно» .

Вдумайтесь в смысл этой фразы. Фактически выступил за наказание своих же членов КПРФ – атеистов, коим по статусу надлежит вести антирелигиозную пропаганду. Поэтому ничего нет удивительного, что фракция КПРФ, при всех её несогласных, в целом одобрила этот закон. Таким образом, Государственная дума светского государства своим голосованием установила, что Бог есть, и поклонение ему должно быть защищено законом.

Пока на сегодня нашёлся один здравомыслящий человек в большой , выступивший против мракобесия. Это Уполномоченный в России по правам человека В. Лукин . Тем же самым депутатам он представил своей ежегодный доклад, в котором, по сути, осудил их карательный раж. Он, в частности напомнил им: «Статьи 14 и 28 Конституции РФ гарантируют равные права всем гражданам, исповедующим любую религию или не исповедующим никакую вообще».

И вот очень неприятный для «святой инквизиции» вывод: «…Между тем атеисты тоже имеют убеждения. И такое же право на их защиту государством, как представители любой религиозной конфессии, большой или малой». Но кто из власть имущих вспомнит об этом до третьего чтения закона? Может быть ?

Отвечая в своё время журналистам, написавшим книгу-интервью «От первого лица» , он сделал любопытное признание. Вопрос:

– Когда вы вышли из партии?

– Я не выходил. КПСС прекратила существование, я взял партийный билет, карточку, положил в стол – там всё и лежит.

Значит, есть крохотная надежда, что не выходивший из КПСС президент-атеист, который клялся на Конституции служить всему народу, как говорит Задорнов, «наложит вето на табу…» . Иначе скатимся, ей богу, скатимся в мрачное Средневековье...

«…коммунисты боролись не столько с белыми, буржуазией, кулаками или фашистами, сколько с историческим прошлым России…» Вествуд «Россия 1917-1964 годов», из книги Андрея Дикого «Евреи в России и в СССР» .

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мракобесие в современном обществе - как с ним бороться? Мракобесие в современном обществе - как с ним бороться? Шесть признаков, что девочка точно тп Что значит тп у молодежи Шесть признаков, что девочка точно тп Что значит тп у молодежи Псалмы на разные случаи жизни: какие и когда нужно читать Молитвослов чтение псалтири в разных случаях Псалмы на разные случаи жизни: какие и когда нужно читать Молитвослов чтение псалтири в разных случаях