Самооценка человека как важнейший компонент его «Я-концепции. Что такое самооценка: как формируется восприятие себя

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Самооценки не может быть слишком много, ее может либо быть достаточно, либо недоставать. Вопрос об избытке самооценки поднимают люди, не уверенные в себе.

Натаниель Брандер

Что такое самооценка?

Самооценка – это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, – регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм).

Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение-самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.

Виды самооценки

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения.

Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности – парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний.

Рассматривают самооценку как адекватную/неадекватную, т. е. соответствующую/несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по-разному.

Адекватная самооценка

Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений.

Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии – будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так?


Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки.

Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку.

Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы "примеряет" на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения – самооценку.

Исследование самооценки

В каждом конкретном случае, прежде чем приступить к работе по запросу, с помощью специальных методик проводится всестороннее исследование самооценки клиента, анализируется его семейная ситуация, система ценностей, сложившихся в его/ ее семье и социальной группе. Исследование глубинных слоев самосознания позволяет выявить истинные причины проблемы, что дает возможность провести эффективную коррекцию заниженной самооценки

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины

Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни – внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: "Ты не на что не годен!", подчас применяя при этом физическое воздействие.

Иногда родители злоупотребляют "тиранию долженствований", вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: "Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек", "Ты должен слушаться во всем маму".

В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я" – чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень.

У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи – также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными.

Завышенная самооценка и ее причины

Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко.

В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла.

Перфекционизм и уровень самооценки

Перфекционизм – стремление соответствовать максимальным критериям совершенства в тех или иных областях – нередко служит еще одной причиной завышенной или заниженной самооценки. Проблема в том, что критерии оценок в тех или иных областях могут различаться, а достичь совершенства по всем возможным направлениям ("быть отличником по всем предметам") заведомо невозможно. В этом случае, чтобы повысить самооценку человека (вернее, сделать самооценку более адекватной) стоит выделять отдельные области с более или менее общими критериями и сформировать отдельную самооценку в них.

Уровень притязаний при самооценке

Важным моментом при исследовании самооценки, с моей точки зрения, служит уровень притязаний индивида. Если человек выдвигает нереалистические притязания, его чаще подстерегают непреодолимые препятствия на пути к цели, он чаще испытывает неудачи. Критериями оценок обычно служат современные индивиду общекультурные, социальные, индивидуальные ценностные представления, стереотипы восприятия, стандарты, усвоенные им в течение жизни.

В этом случае возникает вопрос, имеем ли мы дело с самооценкой? Ведь человек принимает внешнюю оценку за собственную и живет с ней. Внешние оценки при этом отличает ригидность , они трудно поддаются изменениям, если только человек не научится себя оценивать более адекватно.

Известная формула классика У. Джемса: Cамооценка = Успех / Уровень притязания,

Это значит, что самооценку можно повысить, либо повышая уровень успеха, либо снижая притязания.

В реальности все может обстоять сложнее: нередко люди, изначально придерживаясь подхода, что все равно у них ничего не выйдет, могут увеличить свой успех, а в других случаях лица с заниженной самооценкой буквально до минимума занижают свои притязания, но повышения самооценки это не вызывает. Творческие люди, движимые неудовлетворенностью собой, нередко ставят более сложные задачи, склонны стремиться к совершенствованию, к самоактуализации – более полному выявлению и раскрытию своих личностных возможностей.

Как повысить самооценку

Существует немало способов поднять самооценку. На практических консультациях мы с Вами найдем такие методы, которые наилучшим образом соответствуют именно Вашей личности. Также вы можете уже сейчас попробовать изменить свою самооценку и стать более успешным, более уверенным в себе человеком. Найдите свои положительные качества

Возьмите бумагу и ручку и запишите 5−10 качеств, за которые вас ценят и любят близкие люди. В моменты, когда вам кажется, что вы не справитесь, берите этот листок и перечитывайте.

Перестаньте себя жалеть

Жалея себя, вы принимаете тот факт, что вы не способны справиться с чем-то, что вы беспомощны, а всему виной обстоятельства. Вы имеете право на ошибку, но будьте объективны – берите ответственность на себя.

Заведите журнал успеха

Каждое свое достижение (в любой области, будь то работа, хобби или отношения с женщиной/мужчиной) записывайте. Периодически перечитывайте свои записи.

Планируйте свои дела

Это поможет избежать "безвыходных" ситуаций, которые могут вывести вас из равновесия. Лучше составлять план с вечера, а утром корректировать, если есть необходимость.

Стимулируйте себя

Придумайте себе вознаграждение за действия или работу, которых вы избегаете по причине неуверенности в себе (выступить на публике, пойти в тренажерный зал и т.д.). Сделайте себе подарок: купите желаемую вещь, съездите на отдых.

Ищите плюсы

В случае неудачи, осознайте сложившуюся ситуацию и найдите положительные моменты. Вы потеряли работу – зато у вас появится время усовершенствовать свои знания или сменить профессию. Найденные плюсы избавят вас от депрессии и помогут вынести пользу из сложившейся ситуации.

Доброго времени суток уважаемые читатели блога!
«Для того чтобы тебя ценили нужно ценить себя самого». Если не будете относиться к себе с уважением, то не стоит ожидать того же от окружающих. Люди подсознательно считывают, какого именно отношения мы ожидаем. И не разочаровывают нас.

Поэтому, если вы не цените себя, то другие будут делать то же самое. Поэтому сегодня будем разбираться с тем, что такое самооценка и что она дает человеку.

  • Самооценка: что это?
  • Нужно ли себя оценивать?
  • Какая бывает самооценка

Самооценка: что это?

Грубо говоря, самооценка — это то, как человек оценивает свои возможности и личные качества.

Для определения самооценки чаще всего используется три критерия:

  1. Что человек о себе думает?
  2. Что человек по поводу себя чувствует? (гордится или чаще чувствует себя униженным, никчемным);
  3. Как человек себя ведет? (можно держаться робко, запуганно, уверенно, нагло и т. д).

Ответив на все три вопроса можно поставить себе оценку. Полученный результат и будет отражать отношение человека к себе.

Но не стоит думать, что такая процедура происходит один раз в жизни, а потом результат сохраняется. Мы оцениваем себя каждую секунду. Особенно это видно по женщинам.

Признайтесь, кто не разглядывал себя в каждой витрине, каждый раз убеждаясь, что сегодня выглядит на все 100. И наоборот, если звезды не сошлись и женщина проспала, не успела накраситься, просто в плохом настроении (нужное подчеркнуть), то вряд ли она будет ловить свое отражение.

Так что самооценивание — это процесс, он длится всю нашу сознательную жизнь.

Однако бывает так, что «оценка» зависит не только от нашего ощущения, а и от того, что говорят нам окружающие. Особенно это влияет на детей.

Если малыша хвалить (за дело, конечно), то он будет лучше к себе относится во взрослой жизни.

А если ребенку постоянно показывают, что он недостоин хорошего отношения, то будучи взрослым, он потратит большую часть своей жизни на то, чтобы доказать другим, что он ничем не хуже. И еще вопрос, принесет ли ему этот процесс удовольствие.

Нужно ли себя оценивать?

Оценивать себя необходимо. Однако, как вы уже поняли, самооценка — это сложная штука. Если сегодня что-то получилось, то вы на коне. А завтра все может быть не так и радужно.

Необходимость самооценки:

  1. Дает понятие о том, что сейчас происходит в вашей жизни. Двигаетесь в правильном направлении или то, что вы делаете заставляет чувствовать вас несчастным;
  2. Помогает найти сильные стороны своего характера;
  3. Дает возможность обнаружить и ликвидировать негативные стороны характера;

Внимание! Во время оценки не стоит сравнивать себя с другими. Поверьте, всегда найдется тот, кто выше, умнее, сильнее и вообще по жизни молодец. Такое оценивание-сравнение рано или поздно приведет к снижению веры в себя, разочарованию в своей жизни или даже к депрессии.

Поэтому если вам так уж необходимо сравнивать себя с кем-то, то вспомните себя на пару лет моложе и проведите сравнительный анализ. Отметьте, в каких аспектах вы стали сильнее и умнее. А в каком направлении стоит еще немного поработать.

Как происходит формирование самооценки?

Мы учимся оценивать себя с детства. И поскольку у ребёнка нет критического мышления и вся полученная информация воспринимается как чистая стопроцентная правда, взрослый человек продолжает оценивать себя так же, как ему говорили в детстве.

Поэтому, если у вас есть дети, то не стоит их перехваливать или заставлять стремиться к идеалу. Похвала или наказание всегда должны быть уместными. Кстати, если наказываете детей, то обязательно объясните за что именно.


Обратите внимание! Если не помочь ребенку вовремя (а механизмы формирования самооценки прививаются с детства и до подросткового возраста включительно), то во взрослой жизни у человека появляются сложности с поиском своего места в мире и налаживанием социальных контактов.

Какая бывает самооценка

В психологической литературе встречается огромное количество классификаций.

Наиболее часто используемые виды:

  • Низкая

В этом случае человек слишком критично к себе относится. Постоянно стремится к идеалу. В детстве человек часто слышал от своих родителей, что он неумеха и ни на что не годится.

При таком воспитании развивается неуверенность в себе. Во взрослой жизни при низкой самооценке сложно принимать решения, проявлять инициативу или брать на себя ответственность.

Относясь к себе уничижительно можно не реализовать себя в жизни (как личной, так и профессиональной) и получить комплекс неполноценности;

  • Нормальная (адекватная)

Характеризуется способностью человека реалистично оценивать свой потенциал и возможности. При этом присутствует оптимальный уровень критичности к себе, что помогает развиваться и достигать новые цели.

Адекватное оценивание своих сил дополняется такими качествами как готовность к переменам, умение сохранять внутреннее равновесие, инициативность;

  • Завышенная

Такие люди отличаются высокомерием, их часто могут сравнивать с Нарциссом из хорошо известного нам мифа. Мнение такого человека часто расходится с мнением окружающих, при этом он всегда остается уверен в своей правоте.


Как определить уровень самооценки

Определить уровень самооценки довольно просто. Для этого достаточно пройти психологический тест.

Внимание! Не используйте популярные тесты, они вряд ли составлены по всем правилам, а значит никто не может поручиться за достоверность результата.

В качестве одного из профессиональных тестов предлагаю методику М. Розенберга. Для его заполнения не нужно тратить много времени, поскольку состоит он из 10 вопросов.

Обратите внимание! Все без исключения психологические тесты имеют одну особенность: полученный результат через некоторое время может быть уже не актуален.

Например, сегодня вы заполните тест М. Розенберга и окажется, что уровень самооценки (самоуважения) у вас низкий. Но послезавтра вы узнаете, что ваша работа настолько понравилась начальнику, что он выписал вам огромную премию.




Как вы думаете, если пройти тест сразу же после этого известия, останется ли самооценка на прежнем уровне? Думаю, что она однозначно повысится!

Также не стоит забывать, что у всех нас бывают плохие дни, когда нам кажется, что мы ни на что не годны. Это, конечно, неприятно, но чаще всего так наш мозг сигнализирует нам об усталости (физической или психологической). Поэтому в этом случае через несколько дней отдыха вы снова почувствуете себя нормально.

И еще одно: если у вас заниженная самооценка и никак не получается её поднять, то рекомендую обратиться к специалисту. Помните, что если долго находиться в подобном состоянии, то можно испортить себе всю жизнь. А оно вам надо?

Итак, на сегодня у меня все. Искренне надеюсь, что у вас все хорошо с уровнем самооценки. Если же нет, то помните, что все поправимо.

Главное, работать над собой. В следующих статьях мы с вами еще будем обсуждать особенности работы с самооценкой, поэтому подписывайтесь на обновления блога. И не забывайте делиться интересными материалами с друзьями в социальных сетях.

До встречи!

С вами была, практикующий психолог Мария Дубынина.)

В процессе личностного роста и реализации собственных планов на жизнь каждый человек обращается к своей самооценке, которая представляет собой психологические особенности каждой личности в отдельности. Ее наличие, вид и характеристика отчасти представляют психотип человека. Изменение самооценки очень трудный процесс, требующий комплексной и глубокой работы с личностью. На фоне недостаточного и некомпетентного лечения истинная сущность человека будет прорываться "наружу" в ходе взаимодействия с общественностью. Каждый индивид должен понимать, какие эмоции он на самом деле испытывает по отношению к себе.

Самооценка: что это?

Самооценка - это возможность оценить свои интеллектуальные и физические возможности, видеть себя со стороны и давать оценку собственным действиям и поступкам. Она позволяет человеку формировать мнение о своих способностях и принимать решение в отношении какого-либо поступка. Самооценка входит в состав ядра личности и регулирует поведение индивида. Оказывает непосредственное влияние на эффективность деятельности и способствует развитию иных качеств человека. От уровня самооценки зависит степень трудности поставленных к выполнению задач. Несоответствие ожидаемого результата с фактическим приводит человека к эмоциональному дискомфорту. Возникают такие эмоции, как агрессия, разочарование, подавленность и тревожность. От уровня самооценки зависит способность воспринимать новую информацию, интеллектуально развиваться и взаимодействовать с окружающим миром.

Понятие самооценки включает в себя две основные функции для личности - регуляторную и защитную. На основе первой происходит решение поставленных задач и оценка собственных способностей, вторая обеспечивает личностную независимость и стабильность. У развитого индивида она отображает целостное приятие и неприятие себя. Самооценка имеет определенные критерии формирования:

  • Собственный образ . Создается путем сравнения своего внутреннего "Я" с идеалом, к которому стремится личность. Несоответствие этих представлений определяет зону роста и развития. Помогает человеку отказаться от негативных черт характера и нарастить положительные. Является вспомогательным элементом в социальной адаптации.
  • Математическая величина . Этот критерий показывает разницу между желаниями и потребностями и реальными возможностями личности. Различие в показателях характеризует несостоятельность личности и переоценку собственных возможностей.
  • Интериоризация . Представляет собой переход от внешних факторов на личные качества. Каждый индивид оценивает себя не только с внутренней точки зрения, но и в зависимости от отношения окружающих. Этот критерий отображает степень зависимости от мнения социума и показывает восприимчивость к нему.
  • Результативность . Внутри своего сознания личность дает оценку каждому полученному результату по отношению к первоначально поставленной цели. Чем больше разница ожидаемого и действительного, тем выше степень отклонения от адекватного восприятия себя и своих возможностей.
  • Равнение на идеал . В качестве идеала или авторитета воспринимаются другие личности, которые имеют более высокий социальный статус, степень влияния на окружающих и являются важными в жизни индивида. В процессе жизнедеятельности происходит постоянное сравнение собственного "Я" с их возможностями и достижениями.

Возрастные особенности

Основные характеристики гармоничной самооценки формируются в детском возрасте и закладываются в процессе воспитания. На них влияет уровень оценки родителями совершенных действий и комфортный микроклимат внутри семьи. Формирование качеств характера происходит в момент становления личности.

Основной пик развития самосознания приходится на подростковый и юношеский периоды. До этого момента закладываются основы восприятия себя по отношению к окружающему миру и положению в обществе. У дошкольников на основании взаимоотношений в семье формируется предрасположенность к развитию личностных качеств. Первые тесты на социальную адаптацию и заложенные черты характера проводятся в возрасте 6 лет. Когда ребенок поступает учиться в первый класс, с ним работает детский психолог, который определяет зону дальнейшего роста и развития личностных качеств.

В начальной школе ответственность частично перекладывается на педагога, но ключевую позицию в формировании адекватной самооценки у младших школьников по-прежнему занимают родители. Они являются более авторитетными для ребенка и больше времени проводят рядом с ним. У учащихся старших классов в обязательную программу образования вводятся такие предметы, как психология и социология. Они помогают в процессе стабилизации и облегчают глубокий процесс самосознания.

Критическим периодом развития самосознания считается ранний юношеский возраст. Ввиду индивидуальных особенностей каждого ребенка, его возрастные рамки колеблются от 10 до 15 лет. Окончательное становление личности по психологическим меркам должно наступить к 21 году. Период становления очень сложный и проходит несколько этапов формирования. Сначала подросток начинает изучать свой внутренний мир и познавать свои интересы, потом углубляется и рассматривает себя по отношению к внешнему миру. Это время самое нестабильное, любые влияния извне могут наложить свой отпечаток на образующийся тип личности. К окончанию формирования человек должен иметь представление о себе в рамках "Я-концепции".

Виды

В психологии каждый отдельный вид самооценки имеет четкое определение и присущие ему характеристики, которые отображают поведение личности. Все виды условно разделены на образующие их основания:

  • Приближенность к реальности: адекватная, неадекватная самооценка.
  • Уровень: высокая, средняя и низкая.
  • Устойчивость: стабильная, плавающая.
  • Степень охвата: частная, общая, ситуативная.

Самооценка одного человека может включать в себя сразу несколько видов. Идеальной формулы сочетания не существует, каждый имеет свой непосредственный набор качеств, которые характеризуют индивида, как личность.

Характеристика видов

Адекватная и неадекватная самооценка отображает способность воспринимать себя и свои действия объективно или субъективно. Адекватная является оптимальной, потому что в таком случае соблюдается баланс между желаниями и возможностями. Такие люди с наибольшим успехом достигают поставленных перед собой целей, могут объективно оценить свою пользу для окружающих и выполняют поставленные задачи. Неадекватная самооценка может быть завышенной или заниженной. Независимо от этого, у личности проявляются нарушения в восприятии реальности, что влияет на ее способности и результативность. У таких людей деформированное восприятие личных качеств, проблемы с мотивацией и эмоционально-волевой сферой.

Проявлениями заниженной самооценки являются:

  • неуверенность в своих силах;
  • застенчивость, робость, нерешительность.

У завышенной противоположные проявления:

  • переоценка сил;
  • собственная идеализация;
  • высокомерие;
  • нежелание признавать поражения;
  • уверенность в своей правоте и отрицание критики.

Высокий уровень самооценки характеризует успешных людей, которые не боятся сложных задач, всегда готовы быть полезными для окружающих. На практике такие личности сильны духом, быстро поднимаются по карьерной лестнице. Это обусловлено высоким уровнем мотивирующих факторов.

Индивиды со средним уровнем отличаются своей стабильностью. Они не возлагают больших надежд на собственные результаты, не берутся за дела, в реализации которых они не уверены. Для достижения чего-то большего им не хватает рывка, но и ниже имеющегося они не опускаются.

Низкий уровень самооценки является уделом слабых и неуверенных в себе личностей. Отсутствие мотивации обычно спровоцировано предыдущими неудачами или страхом перед конкуренцией с более сильными соперниками.

Стабильная или плавающая самооценка характеризует этап формирования человека. В психологии ядро личности считается готовым уже в подростковом возрасте, когда заканчивается переходный период. Обладатели сильной жизненной позиции, удовлетворенные своими внутренними качествами и собой в целом, считаются стабильными. Люди с плавающей самооценкой подвержены постоянному самоконтролю и переоценке совершенных поступков. Рациональное восприятие собственных ошибок и их коррекция приводит к стабилизации.

Частная самооценка позволяет критиковать отдельные качества поведения человека.

Общая или глобальная - является проявлением значения индивида в обществе, отображает его ценности и эмоциональный спектр.

Ситуативные, они же оперативные, позволяют оценить конкретное действие или обстоятельство. У человека формируется мнение и отношение в целом к возникшей ситуации.

Методы определения

Методика Дембо-Рубинштейна позволяет определить три основные параметра личности: уровень, устойчивость и реалистичность. Суть метода заключается в распределении предложенных качеств по шкале значимости. Простой анализ расположения точек по полюсам и шкалам отображает лишь поверхностные критерии самооценки. Для более детального изучения индивида требуется интерпретация теста компетентным психологом. Он может попросить прокомментировать расположение метки и дать более детальный анализ.

Количественная методика определения самооценки проводится по Будасси. Так можно выявить ее адекватность и степень. Автор предлагает 48 прилагательных, характеризующих личность, которые необходимо выстроить по рангам значимости. Исследуемый должен указать к каждой характеристике численные показатели, отображающие реальное присутствие качества и желаемое, необходимое в идеальном представлении себя. Результат определяется с помощью ранговых корреляций.

Тест Каттелла является распространенным при трудоустройстве и других видах анкетирования. С помощью него можно выявить стабильность и адекватность личности. В ходе заполнения опросника открывается 16 основных факторов, которые являются определяющими в поведенческой и эмоциональной сферах человека.

Для определения самооценки школьников часто используется методика В. Щур под названием"Лесенка". Она имеет групповую и индивидуальную форму. В первом случае применяется в рамках учебного класса и показывает взаимоотношения между детьми и их собственное восприятие по отношению к коллективу. Во втором проводится индивидуально с каждым учеником, отображая степень нарушений развития личности. Ребенку предлагают разместить себя и других учеников класса на лестнице из семи ступеней, где на первой находятся прилежные и авторитетные дети, а на седьмой - противоположные им.

В своей работе психологи используют и более сложные методики, например, по Айзенку, выполнение которых занимает много времени и требует специфической интерпретации результата, ориентированной на конкретную личность. Это необходимо для более точной диагностики нарушений и определения верной тактики по коррекции качеств характера, присущих человеку.

То, как личность относится к себе, «программирует» ее на дальнейшие свершения. Самовосприятие играет большую роль в жизни каждого, поэтому его не стоит упускать из вида. Базовые знания об этом не повредят никому, а, скорее всего, даже пойдут на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и, по возможности, скорректировать. В статье говорится о понятии самооценки, ее формировании, возможности изменения, выделяемых видах и уровнях.

Что такое самооценка

Самооценка - это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общаться с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема заниженной самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Как формируется самооценка

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей. Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике . Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование . Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Виды самооценки

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная . Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Уровни самооценки

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

Низкая

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

Нормальная

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

Высокая

Третий уровень присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу - самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.

Самооценка как компонент самосознания представляет собой то, как человек оценивает себя, свои возможности и свое место среди других людей. С готовой самооценкой человек не рождается, она формируется в процессе социализации благодаря механизмам интериоризации (включение чужих оценок собственной личности во внутренний план, использование их в качестве самооценок) и идентификации (постановка себя на место другого человека, оценивание своей личности с позиций этого человека).

Самооценка может быть высокой адекватной; средней; завышенной; заниженной; низкой. Уровень самооценки ребенка зависит от условий семейного воспитания. Условия формирования низкой самооценки у ребенка в семье: недоброжелательные отношения между отцом и сыном; требование от ребенка безусловного послушания и постоянной аккуратности, бесконфликтного отношения со сверстниками; несамостоятельность ребенка. Высокая адекватная самооценка формируется у ребенка, если отец выполняет функцию главы семьи; в семье демократический стиль общения; родители являются успешными людьми, и дети знают об их достижениях; у родителей высокие ожидания в отношении детей (Р. Бернс, 1986).

Имеются данные о том, что самооценка выше, как правило, у первого ребенка в семье. Средняя самооценка формируется при либеральном воспитании в семье. Строгие требования, предъявляемые к ребенку в семье при уважении к его личности, способствуют раннему формированию у него умений саморегуляции и высокой адекватной самооценки (Р. Бернс, 1986).

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной. К оптимальной относят высокую адекватную самооценку . Обладая такой самооценкой, человек уважает себя, доволен собой, стремится к самосовершенствованию. Такой человек старается не переоценивать себя, но и не относится сильно критично. Если самооценка неадекватно завышена , то у человека возникает идеализированный образ собственной личности. При переживании неуспеха он эмоционально отталкивает объективные оценки результатов и справедливые замечания, что нарушает его представление о себе ради сохранения высокой самооценки. Самооценка может быть неадекватно занижена . В этом случае человек проявляет неуверенность, не ставит перед собой трудных целей, слишком критичен по отношению к себе. Слишком высокая или низкая самооценка могут приводить к конфликтам. При завышенной самооценке они возникают из-за того, что человек пренебрежительно относится к другим людям, при заниженной - человек, требовательный к себе, проявляет еще большую требовательность к окружающим.

Самооценка связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний - этожелаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности целей, которые индивид ставит перед собой. Уровень притязаний формируется под влиянием удач и неудач на жизненном пути человека. При адекватном уровне притязаний человек ставит перед собой такие цели, который может реально достигнуть. Высокий адекватный уровень притязаний характеризуется тем, что человек ставит высокие цели, которые при усиленной работе вполне достижимы. Умеренный уровень притязаний характеризуется тем, что человек решает успешно круг задач средней сложности и не стремится улучшить свои достижения. При завышенном уровне притязаний он берется за непосильные задачи, терпит неудачи. Заниженный и низкий уровень притязаний характеризуются тем, что человек выбирает простые цели, что объясняется низкой самооценкой или «социальной хитростью». В последнем случае имея высокую самооценку, человек избегает ответственности.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стручковая фасоль в сметане Стручковая фасоль в сметане Простые рецепты своими руками Простые рецепты своими руками Происхождение восточного гороскопа Происхождение восточного гороскопа