Психотерапия чувства вины с точки зрения различных подходов: стратегический и нарративный подходы, системная семейная терапия субличностей, психодрама и схема-терапия. Ричард К

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Одним из специфических методов психосинтеза, используемых также на первом этапе, является метод работы с СУБЛИЧНОСТЯМИ.

Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни.

Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Р...

Взято из Википедии
"Субличность (англ. subpersonality) - воспринимаемое сознанием как нечто отдельное от себя, а также внутренний образ, привязанный к этим элементам. Субличности возникают на разных этапах развития человека и обеспечивают его защиту, реализацию его потребностей и позволяют ему жить так, как он живёт.

Базовым представлением метода психологического исследования личности «Диалог с голосами» (англ. Voice Dialogue) (авторы: Сидра и Хэл Стоуны) является положение, что личность...

Давайте рассмотрим это более подробно. Но надо понимать, что все эти процессы происходят на уровне энергий, поэтому для лучшего восприятия будем объясняться образными сравнениями.

Итак, субличности находятся около Души, их можно представить…

В виде «разумных» туманностей. С одной стороны, они близко расположены к Душе и испытывают влияние этой очень сильной антиматериальной структуры, так сказать близость «дыхания Вечности», «присутствия частицы из мира Бога». С другой стороны, субличности...

Субличность - это психологическое образование, подобное живым существам. Внутри личности может быть множество субличностей. Каждая субличность имеет собственные мотивы, чувства, привычки и мнения, способ поведения, образ себя.

Это как бы личность в миниатюре. Они формируются в ответ на различные обстоятельства нашей жизни. Среди них могут быть персонажи разбойника и домохозяйки, тирана и мыслителя, Бабы Яги и проститутки. Все они как-то относятся друг к другу и не всегда мирно сосуществуют...

Профанация о Саботажнике

Вы, конечно, знаете про субличности. Это такие маленькие частички «Я», которые друг с другом конкурируют, с тем, чтобы руководить нашими действиями и поступками. Но больше всего они ввязываются в наши мысли.

И, если Вы разговариваете с собой, или с телевизором или, хотя бы с попугайчиком, и получаете мысленные ответы – знайте Вы разговариваете с какой-либо своей субличностью. Но мы этого не осознаем. Мы думаем, что Мы -это Мы. Конечно, Я – это Я.

Я по-прежнему...

Случаи, конечно, бывают разные. Но, если речь идёт о врождённом даре человека, то это означает, что в прошлом воплощении данной Души Личность духовно развивалась, достигла определённых результатов в работе над собой и понимании этого мира.

То есть был хороший скачок в духовном развитии, но этого оказалось недостаточно для того, чтобы покинуть систему Аримана, вырваться из круга перерождений. Однако в новой жизни у новой Личности с такой Душой есть некоторые преимущества по сравнению с другими...

Еще в начале прошлого столетия гениальный Карл Густав Юнг выдвинул теорию о том, что наша психика состоит из нескольких субличностей, которые живут в нашем подсознании и оттуда управляют нашим поведением и в известном смысле нашей судьбой.

Они формируют наши эмоции, желания, импульсы и влияют на наше поведение.

Ядром нашей личности являются три основных персонажа:

Внутренний Ребенок,
Внутренний Мужчина
и Внутренняя Женщина.

Каждый из них несет в себе свой особый смысл и...

Техники разные, но у всех есть нюансы.
Есть супертехника вейланс - но там надо иметь хорошее воображение, а у меня с ним проблема.

Турбо-сусулик скоро буду применять заново как вычисли все факторы влияющие на результат - пока энергию и намерение только вычислил - при них срабатывает. Лазарев, как и Свияш, тоже говорит чем больше энергии, тем быстрее эффект.

ПЭАТ много сессий надо - моё мнение.
РПТ не даёт 100% гарантии - а самому обучиться не возможно ей.

ТМО почему то не работает...

Согласно концепции системной семейной терапии субличностей Р. Шварца, в структуре психики может одновременно находиться множество субличностей в виде «людей разного возраста, темперамента, с разными способностями и склонностями; все вместе они образуют внутреннюю семью» . Коррекция суицидального поведения предполагает работу с суицидальной субличностью. Практика показала, что наибольшая эффективность терапии суицидальности достигается с помощью использования специального плана терапии и ассоциативных карт .

Описывая особенности работы, например, со страхом разоблачения семейных секретов (скелетов в шкафу), Р.Шварц отмечал, что «Иногда части-Изгнанники хранят не только тягостные переживания, но и тайны о жизни клиента, содержание которых является неприемлемым или может поставить под угрозу благосостояние кого-то из членов семьи клиента, так что Менеджеры неспроста этого боятся» . Приведем пример использования ассоциативных карт в коррекции страха разоблачения информации о перенесенном сексуальном насилии и суицидальных намерений, связанных с детскими травматическими инцестуозными переживаниями.

С жалобами на неумение выстраивать длительные интимные отношения с мужчинами, невозможность выйти замуж к нам обратилась «одинокая», молодая незамужняя женщина 29 лет. Клиентка работает экономистом, получает второе высшее образование. Жалобы на ощущение внутренней пустоты, чувство безысходности, утрату смысла жизни, одиночество, неспособность любить, недоверие к мужчинам и конфликты с женщинами на работе. В 14 лет была изнасилована любовником матери. Тяжело пережила госпитализацию в психиатрическую больницу, в связи с незавершенным суицидом. С тех пор не может избавиться от постоянных негативных мыслей и чувств и суицидальных мыслей. Запрос: Хочет разобраться в причинах неумения выстраивать длительные интимные отношения с мужчинами, создать семью, иметь детей и избавиться от страха и суицидальных мыслей.

Для работы с клиенткой использовались наборы ассоциативных карт «Семейная история», «Калейдоскоп родительских ресурсов» и «InnerActiveCards».

Психолог (П): Выберите 5-7 карт и с их помощью расскажите как можно детальнее историю о своем детстве, в которой были бы начало, середина и конец. Подтвердите главные эпизоды рассказа картами – воспоминаниями, которые перекликаются с изображенными на картинках сюжетами.

Клиентка (К) выбирает картинки из набора «Семейные истории», раскладывает их перед собой и, тяжело вздохнув, начинает рассказ.

Карта 1 Карта 2 Карта 3 Карта 4 Карта 5 Карта 6 Карта 7

Рисунок 1. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с инцестуозной психотравмой.

Все мое детство прошло в постоянных переживаниях по поводу скандалов родителей. Они часто ссорились и ругались (Карта 1). Отец был военным. Дома я видела его редко, лучше бы не видела совсем. В перерывах между постоянными командировками в горячие точки он много пил, проводил время с другими женщинами, а когда возвращался домой, в ответ на претензии матери был очень жесток: бил мать и меня (Карта 2). Однажды в командировке он получил сильную черепно-мозговую травму, его привезли инвалидом. Это был обездвиженный, ничего не соображающий овощ, который не мог ни пить, ни есть и оправлялся под себя. Мать перевозила его из одной больницы в другую, но помочь ему никто не мог (Карта 3). Мать была вынуждена много работать, так как денег не хватало, заставляла меня его кормить, убирать отходы его жизнедеятельности, мыть его гениталии. Поскольку я была подростком, меня от ужаса и отвращения тошнило и рвало. Думаю, что она терпела отца из корыстных материальных побуждений, так как после травмы ему выделили квартиру и хорошую пенсию.

Вскоре мать привела в дом любовника, с которым они жили в соседней комнате (Карта 4). Начались скандалы, и мать отвезла отца к его родителям. Однако ссоры «молодоженов» не прекращались и она, не желая потерять этого козла, которого сильно любила (это для меня у нее никогда не было времени), постоянно использовала меня как посредника в их примирении. Помню, как я бегала из комнаты в комнату, передавая на словах, что один хочет сказать другому (Карта5).

Однажды, когда мать была на работе, он меня изнасиловал. Когда я в ужасе рассказала ей об этом, она сделал вид, что ничего особенного не произошло. Я поняла, что ненавижу ее (Карта 6). С тех пор в ее отсутствие он часто использовал меня, но помощи ждать было не от кого. Родители матери умерли, а родителям отца я была не нужна. Несколько раз я убегала из дома, меня возвращали и все начиналось сначала. Когда я забеременела, пришлось делать аборт. Мать разругалась с этим ничтожеством, а я перерезала себя вены и попала в психушку. Понимая, что никому не нужна, при первой возможности убежала из дома и начала учиться в техникуме, где получила место в общежитии. С тех пор прошло много лет. Мать ненавижу, живу одна, хочу замуж, мечтаю о ребенке, нахожусь в поиске постоянного партнера, но они почему-то рядом со мной долго не задерживаются. Может быть потому, что не удается скрыть, что я готова их всех перестрелять (Карта 7).

П: Спасибо за откровенный рассказ. Если оценивать выраженность ваших переживаний по 10 бальной шкале, сколько баллов соответствует вашим чувствам и ощущениям?

К: Да, пожалуй, все десять.

Теперь уберите из расклада самую «болезненную» карту и снова расскажите свою историю.

Клиентка убирает карту 5 и начинает рассказ. Повторно рассказанная история оказалась меньшей по объему, исключала самый негативно заряженный эпизод и сопровождалась меньшей эмоциональной насыщенностью.

П: Как теперь вы себя чувствуете и что ощущаете в теле?

К: Чувствую злость и ненависть в адрес матери. А в теле напряжение и скованность.

П: Какова сейчас выраженность ваших переживаний?

К: 8-9 баллов.

П: Спасибо. Уберите еще одну «болезненную» карту и расскажите историю заново.

Клиентка убирает карту 6 и в нескольких предложениях рассказывает ровным голосом историю детской травмы, но уже гораздо спокойнее и с менее выраженным эмоциональным накалом.

П: Как вы себя чувствуете и каковы ощущения в теле?

К: Мне стало полегче (7-8 баллов). А вот напряжение и скованность в теле не проходят.

П: Каким, с вашей точки зрения, мог бы быть счастливый конец этой истории? Чего Вы хотите?

К: Хочу выйти замуж и иметь детей. Еще хочу простить мать. Трудно жить с такой обидой и ненавистью.

П: Выберите две карты-помощницы в осуществлении вашего желания и придумайте новый рассказ со счастливым окончанием.

Женщина выбирает из набора «Калейдоскоп родительских ресурсов» пару карт, ассоциирующихся с желаемым окончанием истории, и кратко излагает последовательность событий.

Карта 8 Карта 9 Карта 10 Карта 11 Карта 12 Карта 13 Карта 14

Рисунок 2. Расклад карт для финального рассказа с устраивающим клиентку окончанием

П: Почему вы выбрали именно эти карты?

К: Сердце – это любовь, которой мне так не хватает! (карта 13), а ребенок – это продукт их любви (карта 14).

П: Изменились ли чувства и ощущения в теле после этого рассказа?

К: Да, теперь я страдаю на 7-8 баллов, скованность прошла, но напряжение в теле сохраняется.

Подводя итог начального этапа терапии, следует отметить, что работа с детской травмой была направлена на снижение ее «болезненности». Целью создания нескольких историй травмирующей ситуации являлась экстероризация переживаний и снижение их остроты. Вызванный травмой интериоризированный негатив, хранящийся «внутри», был экстероризирован с помощью выбранных клиенткой карт и рассказанных ею нарративов, позволивших «извлечь из психики» травматические переживания, проработать их с помощью ассоциаций с изображениями на картах, которые клиентка выложила перед собой. Такая работа с травмой позволила избежать ретравматизации, определить желаемое состояние и ресурсы для его достижения.

I. Представление модели клиенту.

III. Исследование местности. Выделение субличностей Изгнанника (внутренний ребенок), Менеджера (внутренний родитель) и Пожарного.

III. Вход во внутреннюю семью клиента.

IV. Деполяризация частей и дифференциация Самости.

V. Идентификация препятствий, воздействующих на часть.

VI. Освобождение субличности от ограничений.

VII. Гармонизация внутренней семьи.

Первый этап – Представление модели клиенту.

Терапевт знакомит клиента с основными понятиями модели, сообщая, что каждая личность состоит из субличностей и Самости. Задача терапевта – диагностировать наличие всех субличностей и возможных конфликтов между ними, наладить контакт между ними, осознать их потребности, цели и мотивации, нейтрализовать конфликты, примирить их между собой и интегрировать все субличности в структуру личности.

К примеру, примирение враждующих между собой субличностей обратившейся к нам клиентки позволило (как описано далее) высвободить заблокированный ресурс любви, решив тем самым поставленную задачу.

Клиентка согласилась работать в таком формате, поэтому мы приступили ко второму этапу.

Второй этап – Исследование местности. Выделение субличностей Изгнанника, Менеджера, Пожарного.

Клиент исследует свои субличности и взаимодействие между ними. Изучаются факторы, которые актуализируют «выход на сцену» каждой субличности.

П: Вы сказали, что при общении с матерью Вы испытываете гнев и ярость. Выберите карты, соответствующие этим чувствам, и положите их так, как ложатся.

Клиентка выбирает карты Менеджера (Родителя) и Изгнанника (Ребенка) и кладет их одну под другой.

Карта 15 – «Внутренний Родитель»

Карта 16 – «Внутренний Ребенок»

Рисунок 3. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с субличностями «Внутренний Родитель» и «Внутренний Ребенок»

П: Как вы относитесь к каждой из этих частей?

К: К Родителю очень плохо, а к ребенку с жалостью.

П: А как они относятся друг к другу?

К: Родитель достал своими командами, поэтому ребенок не хочет с ним общаться.

П: Какие внутренние и внешние факторы (ситуации, состояния, конфликты) актуализируют «выход на сцену» каждой субличности?

К: Родитель не уходит с командного поста никогда, а ребенок появляется там крайне редко, когда его силой за шкирку вытаскивает из укрытия Родитель.

П: Уточните, пожалуйста, что вы имеет в виду?

К: Несмотря на то, что мы с матерью живем отдельно, мы часто ссоримся. Я не хочу ее видеть, но она властно настаивает хотя бы на ежемесячных встречах. Также к людям, которые будоражат некоторые части моей личности, относятся мужчины, с которыми я ищу отношений с целью выйти замуж и женщины-коллеги по работе, с которыми я часто ссорюсь из-за своего трудного характера.

На следующем этапе мы обращаемся к Самости клиентки с просьбой организовать диалог субличностей.

П: Предложите карточным персонажам поговорить друг с другом и расскажите о последней ссоре с матерью.

Клиентка описывает ссору подробно, характеризуя поведение, чувства и ощущения обеих конфликтующих сторон. Анализ диалога матери и дочери показал, что во время ссоры каждая из них пребывала в разных состояниях. У обеих женщин актуализировались разные субличности, главными из которых оказались части Менеджера (Внутренний Родитель) и Изгнанника (Внутренний Ребенок).

Третий этап – Вход во внутреннюю семью клиента.

П: Есть ли в вас части, которые не хотят, чтобы мы с ними знакомились?

К: Возможно, это Ребенок, которому сейчас плохо.

П: Почему ему плохо, что он чувствует?

К: Опустошенность, бессилие, одиночество.

Для отслеживания в дальнейшем эффективности терапии и динамики трансформации состояния клиентки задаем следующий вопрос:

П: На сколько баллов (по 10-ти бальной шкале) вы оцениваете выраженность этих чувств?

К: На каждое приходится по 7-8 баллов.

П: Что еще чувствует ребенок?

К: Пустоту.

П: Сколько баллов вы присвоили бы этому чувству?

П: Правильно ли я поняла, что наиболее тревожащим вас чувством является пустота?

П: Найдите на картах изображение своего актуального состояния и объясните, почему вы выбрали именно эти карты.

К: Я выбрала две карты, ассоциирующиеся с образом себя, переживающей пустоту, и карту, которая напоминает «пустоту».

Карта 17 Карта 18

Рисунок 4. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с образом своего актуального состояния.

П: Имеют ли эти карты отношение к вашей жизни?

К: Конечно! Этот несчастный растерянный мужчина – это я. А мужчина и женщина, думающие только о себе и разбегающиеся в разные стороны, – это какие-то важные для меня люди, лишившие меня веры в людей и опоры. Это все про меня, про пустоту в душе (таким образом, мы диагностировали актуальное состояние клиентки).

П: Что вы при этом чувствуете, когда испытываете пустоту?

К: Не знаю.

П: По какой причине вы испытываете пустоту?

К: Не знаю, наверное, потому, что тех, кто мог бы полюбить меня, рядом нет.

П: А чего хочет этот человек?

Таким образом, за переживанием пустоты скрывается главная проблема клиентки: отсутствие любви.

После поиска и обсуждения личностных качеств клиентки, как основы будущих позитивных изменений, задаем вопрос:

П: Представьте, что пустота ушла из вашей жизни. Чем заполнится свободное пространство?

К: Счастьем.

П: Что означает для вас счастье?

К: Помощь, внимание и любовь.

П: Как этот мужчина себя чувствует и как он выживает в этом образе?

К: Я уже сказала, что ему очень плохо. Ему все безразлично. Он никому не верит и никого не любит.

П: Выберите карту, отражающую его мечту. Каким бы он хотел стать, например, лет через пять? (Диагностика желаемого состояния).

Карта 19 Карта 20

Рисунок 5. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с идеальным образом себя (желаемое состояние)

П: Что вы видите на этих картинках?

К: Мужчина хотел бы стать вот таким гордым, красивым и самодостаточным деревом (карта 19). Поэтому он много учится и стремится стать профессионалом. Он ждет любви. Ждет, когда под ним смогут встретиться мужчина и женщина (карта 20), которые, благодаря ему, станут счастливыми.

В финале подробного описания и анализа чувств, мыслей и ощущений клиентки задаем вопрос:

П: Нравится ли вам такое окончание вашей истории и совпадает ли он с вашим главным желанием?

К: Да, очень.

Комментарии: Предполагаем, что в ответ на ненависть к матери и мотива «не стать такой же, как она», стремления стать другой, быть лучше и жить другой жизнью, в качестве стратегии выживания женщиной избрана стратегия самосовершенствования. В дальнейшем будем опираться на эти картинки как на ресурс, а пока откладываем их на край стола «про запас».

Четвертый этап – Деполяризация частей и дифференциация Самости.

П: Давайте вернемся к выбранным вами картам «Внутреннего Родителя» и «Внутреннего Ребенка». С кем из них вы моги бы познакомить меня в первую очередь? Расскажите про каждую из них. Какая из них самая больная, самая главная и какой хуже всех?

К: Самая больная – ребенок. Ему хуже всех.

П: Как вы думаете, не будет ли возражать Родитель, если мы обратимся к нему чуть позже?

К: Думаю, нет.

П: Опишите своего ребенка, что вы видите?

К: Несчастную запуганную, забитую, никому не нужную девочку.

П: Что вы чувствуете и ощущаете по отношению к ребенку?

К: Сочувствие и сострадание. Родитель страшно сердится на него.

Такой ответ свидетельствует о дифференциации Самости от Ребенка и продолжающемся дисгармоничном слиянии Самости с Родителем. Противостояние Родителя и Ребенка-признак того, что Родитель отказывается отделяться от Самости. Поэтому необходим анализ всех вовлеченных в противостояние частей с обсуждением их состояния.

П: Теперь опишите своего Родителя.

К: Родитель считает себя самым главным, знающим, «как» надо. Его задача – заставить всех двигаться по выбранному именно им пути.

П: Что вы чувствуете по этому поводу?

К: Досаду и печаль.

П: Выберите Родителя, воспроизведите его команды. Что он говорит? К чему призывает? Чего хочет?

Клиентка выбирает карты внутренних родителей.

Карта 21 Карта 22

Рисунок 6. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с образами «Внутренних родителей» – отца и матери

П: Кто из них главный и хочется ли что-нибудь сделать с этими «Родителями»?

К: Главный – мой отец (карта 21), раздающий указания и готовый хлопнуть указкой тех, кто им не следует. Хочу убрать мать подальше (убирает карту в дальний угол стола). Она меня раздражает.

Монашка со строгим лицом (карта 22), моя мать – фальшивая, злая и расчетливая. Она была женщиной «не очень строгих правил», боялась осуждения соседей и поэтому строила из себя праведницу, призывая меня «не выносить мусор из избы».

П: Выберите более значимый образ родителя и положите, так как ложится карту внутреннего ребенка.

Карта 23 Карта 24

Рисунок 7. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с образами «Внутреннего Родителя и Ребенк а»

П: Опишите своего Родителя. Сколько ему лет, как, что и какую из существующих субличностей он чувствует, чего хочет и чего ждет? Как он относится к ребенку?

После подробных ответов на эти вопросы, уточняем:

П: Видит ли он ребенка, чувствует ли его, как к нему относится?

К: Он его в упор не видит, но все-таки, наверное, любит.

П: Как он относится к тому, что ребенок на карте от него отвернулся?

К: Ему не до ребенка. У него так много своих проблем, что больше ни на что не хватает сил. Он очень устал.

П: Войди в образ того, чья карта лежит на углу стола (мать) и посмотри ее глазами на ситуацию. Как вы думаете, что чувствует ваша мать, глядя на Вас со стороны?

К: Безысходность, стыд и вину.

П: Ожидала ли она такого исхода ситуации?

К: Думаю, что нет. Она хотела, как лучше.

П: Какой из субличностей хуже, а какой лучше всех и кто из них главный?

К: Хуже всех ребенку.

С помощью этого вопроса мы определяем, где лежит основной заряд и с какой картой нужно начинать работать в первую очередь.

П: Есть ли связь между матерью и ребенком?

П: А между отцом и девочкой?

П: А что это за связь?

К: Ребенок хочет любви, но не принимает поддержки родителя и рассчитывает только на себя (обращаем внимание, что при этом взгляд клиентки «ищет» выделенные ею ранее ресурсные карты).

П: Что теперь Вы чувствуете по отношению к своим субличностям?

К: Мне их очень жаль. Хочется плакать.

Поскольку в результате терапии поляризованные части отсепарировались от Самости, переходим к следующему этапу терапии.

Пятый этап – Идентификация препятствий, воздействующих на часть.

П: Выберите из набора картинки, отражающие самые актуальные для вас (здесь и сейчас) переживания.

Клиентка раскладывает выбранные карты следующим образом:

Карта 25 Карта 26 Карта 27

Рисунок 8- Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с самыми актуальными переживаниями

П: Расскажите про каждую из них.

К: Главная из них – девочка, которая спряталась под стулом от своих родителей.

Начинаем погружение (фантазирование, визуализацию, воображение) в образ этой девочки. Задаем вопрос:

П: Что это за образ, где вы его видели? Что девочка делает?

К: Сидит под стулом.

П: Что случилось, почему девочка забралась под стул?

К: Она испугалась матери, которая приказывает сидеть тихо и молчать, чтобы соседи не узнали про наши скандалы.

П: Имеет ли это воспоминание какое-нибудь отношение к вашей жизни?

К: Конечно! Я этот приказ слышу до сих пор. Поэтому скрываю и прячу в себе свои чувства и проблемы.

После ответов на вопросы, спрашиваем, какой груз тащит на плечах эта часть? Кто его на нее взвалил и в каком времени она застряла в прошлом?

К: Этой девочке шесть лет. Она забралась под стул, во-первых, потому, что испугалась матери, а, во-вторых, из-за того, что отчим пришел пьяный, которого она боялась.

П: Спросите девочку о том, чего бы она хотела?

К: Ей хочется выбраться из-под стула, но ей страшно.

П: Что вы чувствуете к этой девочке?

К: Сострадание и жалость.

П: Скажите ей об этом.

Клиентка от имени своего селфа произносит в адрес девочки утешающие, успокаивающие, поддерживающие фразы.

Комментарии: работая с Изгнанником, важно «разморозить» его желания и потребности и проговорить их. Реализация потребностей «оживит» ребенка, жизненные проявления которого заблокированы страхом. Исполнение желаний будет означать активизацию витальных побуждений клиентки.

Комментарии: таким образом, происходит терапия травмированного ребенка. Проговаривание и проживание Изгнанником вызванного травмой неадаптивного поведения и связанных с ним негативных чувств происходит в процессе организованного нами диалога: разговора селфа клиентки с Изгнанником. Поскольку Селф – это взрослая, нетравмированная часть личности клиентки, она в состоянии отвечать на ее вопросы, помогать, советовать и поддерживать Ребенка. Происходит контакт частей (субличностей), терапия травмы и улучшение состояния клиентки.

П: Давайте вернемся к карте 26. Что изображено на ней?

К: Это-смерть-страшные последствия моего суицида.

По мнению Р. Шварца, «…при работе с травмированными Изгнанниками…яростные суицидальные…Пожарные могут выйти на первый план. Сопротивление Менеджеров перспективе подпустить Самость к Изгнанникам происходит …из страха, что при этом активизируются Пожарные. Разумно оговорить с Менеджерами страхи, касающиеся…суицидального поведения, …чтобы разрядить их пугающий, разрушительный потенциал» . «Часто Менеджеры опасаются, что Самость сольется с разъяренной суицидальной субличностью, разбуженной воспоминаниями… В сферу ответственности Менеджеров входит, так, чтобы воспоминания появлялись в безопасное время и в безопасном месте» . «Самость остается с субличностью до тех пор, пока часть не почувствует себя в безопасности и устраивает все так, чтобы части было комфортно. Самость спрашивает, не хотелось бы субличности, чтобы с нею остался кто-то из других частей-присматривать, когда Самости не будет. Если часть этого хочет-Самость ищет добровольцев среди других частей. Обычно вызывается один из Менеджеров. Защита и забота оказываются новой ролью этой части» .

П: Почему суицидальная субличность находится так близко к ребенку?

К: Она напоминает о страшном событии, повторения которого надо бояться.

П: Если я правильно поняла, то необходимость присутствия этой части в вашей психической реальности уже отпала?

К: Да, но я почему-то не могу с ней расстаться.

Возникшее сопротивление преодолеваем с помощью следующих вопросов .

Почему ты делаешь или говоришь…?

Что ты на самом деле хочешь?

Если ты перестанешь это делать-что страшное произойдет?

Если бы ты могла делать в системе то, что ты бы хотела, что бы это была за роль?

Ты хотела бы, чтобы мы помогли тебе перейти в эту новую роль?

«В случае с Менеджерами и Пожарными цель заключается в поиске предпочитаемой ими роли и проработке того, что продолжает удерживать их от предпочитаемого поведения» .

В связи с этим задаем вопрос:

П: Если исходить из предположения, что любая часть существует в нас не случайно и она призвана выполнять определенную функцию, может быть предложим этой субличности какую-нибудь другую роль?

К: Давайте. Пусть перестанет меня пугать, а наоборот, начнет охранять моего внутреннего ребенка.

П: Не вывести ли этого охранника за пределы границ Ребенка, чтобы он мог заботиться и о других частях тоже?

К: Согласна. И мне будет спокойнее.

Переносит карту смерти (суицидальную субличность) на периферию.

Карта 27 ассоциировалась с находящиеся в бессознательном нереализованными желаниями и мечтами.

П: Что это за желания?

К: Мечтаю о любви, цветах, семье.

Таким образом, анализ описания клиенткой карт 25-27 позволил выявить тесно связанные с образом внутреннего ребенка переживания в виде следующих субличностей:

1) карта 25 – внутренний ребенок, получивший вредоносный интроект «Тихо! Замри, а то услышат соседи и осудят…».

2) карта 26 – суицидальная субличность.

3) карта 27 ассоциировалась с находящиеся в бессознательном нереализованными желаниями и мечтами (о любви, цветах, семье).

П: Кому из этих частей хуже, а кому лучше всех?

К: Хуже всех суицидальной субличности.

П: Не хотите ли с ней поговорить?

В число основных субличностей вошли: первоначально выбранный образ ребенка, новый образ ребенка (под стулом), отец и мать.

Клиентка разложила их таким образом:

Карта 28 Карта 29 Карта 30 Карта 31

Рисунок 9. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с главными частями ее личности.

П: Опишите каждую из карт.

К: Карта 28 – первоначально выбранный образ ребенка; карта 29 – новый образ ребенка (под стулом); карта 30 – отец; карта 31 – мать.

Кто из них главный и кому хуже всех?

К: Девушке в углу.

П: Что она чувствует?

К: Покинутость и обиду.

Происходит разговор терапевта с этой частью. Мы поддерживаем ее, уделяем внимание, успокаиваем и убеждаем в том, что скоро вместе поищем того, кто сможет ей помочь и о ней позаботиться.

Шестой этап – Освобождение субличности от ограничений.

Перестройка (реконструкция) взаимодействия.

С целью отказа клиентки от политики противостояния субличностей и их деполяризации, используем прием «Разговор с субличностями».

П: Посмотрите на внутреннего ребенка и поговорите с девочкой, сидящей под стулом.

К: Ты та, кого били и обижали. О тебе мало кто заботился и поэтому ты заморозилась в этом состоянии. Когда-то я тоже отвернулась от тебя. Мне было так легче и безопасней.

П: Что вы чувствуете, говоря об этом?

Женщина плачет.

П: Связана ли эта девушка с матерью, изгнанной в угол стола?

П: Посмотрите на мать и скажите: «Когда-то я ненавидела тебя. Но теперь я тебя понимаю. Ты всю жизнь живешь без чьей - либо помощи и поддержки. Ты – та, на кого я очень давно не смотрю, но я понимаю, что когда-то с тобой случилось что-то очень плохое и с тех пор ты перестала быть источником любви. Я признаю, что после этой ситуации ты закрылась, потеряла любовь и как будто умерла. Я признаю, как эта стратегия «умереть» для любви и открытых контактов с близкими до сих пор защищает и оберегает меня и мою семейную систему от чего-то более страшного. Иногда выгоднее выбрать символическую смерть».

П: Что вы чувствуете, говоря об этом? Не вызывают ли протеста эти слова?

П: Продолжаем: «Но я признаю разницу между умиранием и жизнью, как признаю разницу между умиранием и безопасностью».

П: Есть ли между ними связь?

П: Для вас это разные вещи или одно и то же?

К: Надо подумать.

П: Как известно, существует три стратегии реагирования на стресс: бей, беги, замри. И в каком-то смысле умирание связано с защитой. В норме есть разница между умиранием и безопасностью. Но в вашей ситуации они сцепились и идут по жизни вместе. Умирание стало означать безопасность. А это – уже проблема.

П: Попробуйте сказать: «Я буду в безопасности, если буду не умирать, а жить. Я признаю, что когда-то эта девочка не могла понять этой разницы. И эта стратегия до сих пор живет во мне и пытается меня защищать. Я признаю, что моя стратегия «умереть» защищает и оберегает меня от проблем. Раньше я считала, что лучше умереть, чем жить так, как живу я, поэтому умирание и безопасность были для меня синонимами, но теперь я признаю разницу между ними и понимаю, что я могу быть в безопасности и могу нормально жить, решая свои проблемы. И даже, если при встрече с трудной задачей, я начну замирать, я разрешу себе жить и полагаться на близких людей».

П: Что чувствует теперь ваш ребенок?

К: Он разрывается между жизнью и смертью и пытается сделать выбор.

П: Что чувствуете вы?

К: Жалею всех и оплакиваю ситуацию.

П: Что еще вы хотели бы сказать своей матери?

К: Обращается к матери: «Я злюсь на тебя и признаю, что до сих пор пыталась с этим что-то сделать, используя любимую стратегию избегания. Я избегаю тебя и всего, что с тобой связано, и поэтому не смотрю на тебя».

П: Давайте попробуем найти другой способ совладения с трудной ситуацией. Вообразите, что вы сами стали Внутренним Взрослым для самой себя?

К: Трудно, но возможно.

П: Выберите карту внутреннего взрослого и разместите его как хотите рядом с предыдущим раскладом (рисунок 10).

Клиентка выбирает Внутреннего Взрослого (карта 32) и кладет его между травмированным ребенком (карта 28) и матерью (карта 31).

Карта 28 Карта 32 Карта 31

Рисунок 10. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с «Внутренним Ребенком», «Внутренним Взрослым» и образом матери

П: Может ли Внутренний Взрослый позаботиться о них? Может ли он посмотреть на ребенка и сказать: «Я знаю, как заботиться о маленькой девочке». Представьте, что ваш взрослый принимает и любит вас. Он –открытый, надежный, способный обеспечить безопасность. Вообразите, что на него можно опереться. Что он чувствует?

К: Любовь.

П: Скажите: «Я разрешаю себе столько любви, сколько захочу, чтобы компенсировать ее отсутствие за все прожитые годы. Я возьму ее просто так, потому, что я есть, и я отказываюсь винить себя за это, и вообще за все…за то, что у меня, как и у моей матери, не было сил отдавать энергию любви родным и близким».

П: Представьте, что эта девочка растет с ощущением опоры. На кого она могла бы быть похожа?

К: Она хочет быть красивой как это дерево и счастливой как эта женщина, которой мужчина дарит цветы.

Подкладываем ранее выбранные клиенткой ранее ресурсные карты, на которые она все время украдкой бросала взгляд, выполняя задания (см. рисунок 5).

П: Что вы чувствуете?

К: Тепло и надежду. Хочу, чтобы появившийся ресурс любви мне помог. Кажется, что кто-то когда-то в моем роду пожертвовал любовью, например, моя мать, сначала, чтобы помочь инвалиду-отцу, а потом, чтобы выжить с подлецом-любовником. Я должна принять и этот факт, и ее жертву.

П: Почувствуйте, меняется ли отношение к матери после того, как пришло понимание и признание того, что когда-то вашу мать, как и вас, лишил и любви?

П: Попробуйте сказать матери такие слова: «Я больше не буду на тебя злиться и от тебя отворачиваться потому, что поняла, в каких условиях тебе приходилось выживать. Я перестану отворачиваться от тех мужчин, которых полюблю. В память о тебе я разрешаю себе любить».

П: Почувствуйте себя девочкой, посмотрите на мать и скажите: «В память о тех, кому не хватило любви, и тех, кто лишил себя любви ради выживания, я разрешаю себе много любви, много свободы и радости».

П: Как мать реагирует на эти слова? Будет ли она против, если вы будете счастливой и понесете любовь дальше?

П: Почувствуйте, что происходит с картой матери сейчас? Ее образ уходит, остается, меняется?

К: Это уже не важно.

Поработав с ребенком, внутренним взрослым и родителем, просим выбрать их карты-образы и положить так, как они ложатся.

Клиентка раскладывает карты:

Карта 28 Карта 31 Карта 32

Рисунок 11. Выбор клиенткой карт, ассоциирующихся с «Внутренним Ребенком», «Внутренним Родителем» и «Внутренним Взрослым»

Карты Внутреннего ребенка, родителя и взрослого женщина кладет в ряд и по нашей просьбе интегрирует (принимает каждого из них) в свою психическую реальность. В случае эффективной терапии новые образы «размещаются» там идеально.

Таким образом, под управлением Самости произошла деполяризация субличностей. Противостояние между ними исчезло, они взглянули друг на друга по-новому, что привело к реконструкции старых отношений и конструированию новых. Родился новый итоговый образ личности путем интеграции всех субличностей. Внутренний родитель перестал командовать другими частями, тяжелая ноша в виде сохранения лояльности семейной системе была снята, травмированный ребенок переместился по линии времени из прошлого в настоящее, у него появились помощники: Внутренний Взрослый и охранник (новая роль суицидальной субличности), готовые позаботиться о нем. Проведенная работа позволила клиентке по-новому взглянуть на отношения с матерью.

Седьмой этап – Гармонизация внутренней семьи. Отработка и закрепление нового варианта взаимодействия.

Когда поляризация между субличностями исчезла, Самость собирает их вместе, чтобы достигнуть полной договоренности и интеграции личности.

П: Обращаясь к клиентке: «Как вы себя чувствуете?»

К: Спасибо, значительно лучше. Ненависть к матери и злость на отца прошли, а главное-я поняла в чем моя проблема и теперь я знаю, что мне делать.

Таким образом, критериями эффективности использования ассоциативных карт в коррекции суицидальных намерений в контексте системной семейной терапии Р. Шварца являются:

1) снижение степени выраженности негативных эмоций (с 10-ти до 3-4-х баллов);

2) нейтрализация конфликта субличностей;

3) трансформация негативной роли суицидальной субличности в позитивную (охранник и защитник Внутреннего Ребенка) и перемещение ее из центра личности на периферию;

4) интеграция субличностей, признание руководящей роли Самости в поддержании здоровой и гармоничной психо-физической интегральности личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. – Монография. Новосибирск, 2015. – 228 с.

2. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Ассоциативные карты в работе с трудным случаем. Учебно-практическое руководство. – СПб., Изд-во «ГАЛАРТ+». 2016., 242с.

3. Дмитриева Н.В., Перевозкина Ю.М, Лопатина Е.В. Анализ частей личности индивида посредством системной семейной терапии субличностей Р.К. Шварца. – Международный научно-практический и методический журнал «Смальта», 3 (2016). С. 41-47.

4. Шварц Ричард К. Системная семейная терапия субличностей /Пер. с англ. Х.М. Воскановой. –М.: Научный мир, 2011. – 336 с.

Программа является практически ориентированной программой дополнительного профессионального образования (программа повышения квалификации).

Цель программы: повышение квалификации и уровня профессиональной подготовки специалистов в области практической психологии и работы в рамках интегративного подхода - системной терапии субличностей (СТС).

Задачи программы:

  • познакомить слушателей с одним из современных подходов для работы с системами - системной терапией субличностей;
  • изучить методологию данного подхода и базовые приемы работы в этом подходе;
  • развить навыки наблюдения, анализа и синтеза демонстрируемого материала;
  • научить выстраивать и осуществлять интервенции при работе в этом подходе как в индивидуальном режиме, так и при работе с супружескими парами и семьями;
  • сформировать базовые навыки диагностики состояния клиентов, определения последовательности взаимодействия элементов системы и основных приемов/техник консультирования в данном подходе;
  • освоить возможности самостоятельного использования данного подхода в консультативной и психотерапевтической работе;
  • контролировать усвоение полученного материала.

Срок обучения: 54 часа.

Видео, где Алена Рихмаер делится основными понятиями системной семейной терапии субличностей, излагает теорию Ричарда Шварца на Конференции “Открытое поле”.

Программа состоит из 5 разделов, которые логично связаны друг с другом, и включают в себя теоретические и практические блоки, расширяющие представление слушателей о возможностях консультирования с использованием системной терапии субличностей.

Изучение данной дисциплины реализуется в следующих формах:

  • информационная лекция с использованием традиционных образовательных технологий, предполагающих прямую трансляцию знаний от преподавателя к слушателю (преимущественно на основе объяснительно-иллюстративных методов обучения);
  • демонстрация преподавателем отдельных приемов консультативной работы и фрагментов терапевтической работы в данном подходе для участников образовательных групп;
  • организация самостоятельного анализа наблюдаемых приемов и отдельных работ;
  • самостоятельное практическое использование приемов работы, предполагающих выполнение индивидуальных и коллективных заданий, направленных на формирование умений и навыков психологической работы. Часть самостоятельных работ выполняется под наблюдением преподавателя;
  • дискуссия - организованное преподавателем обсуждение слушателями полученного на лекциях и в результате наблюдения за работой преподавателя материала, направленное на улучшение качества усвоения материала.

Программа составлена с учетом государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования и в соответствии с требованиями к содержанию программ, сформулированных в ст.76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Основные понятия системной семейной терапии субличностей.

Истоки возникновения системной системной терапии субличностей. Идеи множественности психики К.Г. Юнга, Р. Ассаджиоли, расщепления - как реакция на травму (М. Кляйн, О. Кернберг, Д. Виникотт). «Самость» и ЭГО в психоанализе. Системное мышление. Распространение системного мышления на системы, окружающие человека (социальные) и существующие у него внутри. Индивид, рассматриваемый как система субличностей, его части и особенности их взаимодействия. Отличительные особенности данной модели от других, опирающихся на множественность психики.

Системы взаимодействия на внутриличностном уровне. Модели, позволяющие совмещение внутриличностного и межличностного уровней терапии.

Особенности понятия «Самости» в данном подходе. Типы частей, их задачи и функции. Система из трех групп «Изгнанники», «Менеджеры», «Пожарные». Поляризация частей. Понятие «Груз прошлого». Восстановление равновесия и лидерства «Самости» как задачи терапии.

Раздел 2. Системная терапия субличностей при индивидуальной работе с клиентом.

ТЕМА 1. Организационные аспекты СТС

Установление надежного контакта и сотрудничества «терапевт - клиент». Этапы работы в данном подходе. Представление модели клиенту.

ТЕМА 2.

Основные техники и приемы СТС.

Первичные навыки выделения субличностей. Обсуждение моделей взаимоотношений между частями и частями и «Самостью». Возможности укрепления доверия к «Самости».

Процессы, происходящие с различными частями. От слияния к дифференциации частей. Дифференциация частей, как базовый прием при работе с субличностями клиента. Распознавание типов частей и направления работы с каждой из частей на начальном этапе терапии. Работа со внутренними опасениями и страхами. Особенности работы с травмами в данном подходе. Различные приемы, направленные на «возвращение застрявших в прошлом» частей и освобождение их от «груза прошлого». Техники «Внутренний взор», «Прямой доступ», «Внутренняя комната» и другие приемы данного подхода. Использование системных вопросов и циркулярного интервью при работе с субличностями.

Раздел 3. Техники различных подходов в СТС.

Психосинтез и его приемы при выделении частей. Наиболее часто встречающиеся субличности в психосинтезе и приемы работы с ними. Возможности использования психодрамы в данном подходе: дублирование и монодрамма. Гештельт-подход и его особенности работы с субличностями клиента. Техника «пустой стул», ее плюсы и ограничения. Использование арт-терапевтических приемов и работы с ассоциативными картами. «Расстановка внутренних частей» и системная семейная терапия субличностей. Сходство и отличие системной семейной терапии субличностей и теории травматического расщепления Ф. Рупперта. Упражнения «Я и моя «Самость», «Препятствия на пути к «Самости», «Самость» как ресурс» и другие техники системно-феноменологической психотерапии.

Раздел 4. Субличности психотерапевта.

Принципы работы в данном подходе. «Самость» и субличности самого терапевта. Их влияние на ход терапии. Вмешательство «Беспокойных и Заботливых менеджеров», а также других частей в процесс психотерапии. Способы диагностики и возможности дальнейшей психотерапии. Возможности использования переноса и контрпереноса в данном подходе. Правила безопасности при работе с внутренней системой клиентов. Особенности сопротивления и методы обхождения. Устойчивость и контакт с «Самостью» самого психотерапевта, как основа дальнейшей работы.

Ответственность терапевта за процесс.

Раздел 5. Семейная и супружеская терапия с точки зрения системной терапии субличностей.

ТЕМА 1. Особенности работы с семьей в СТС

Семья и ее развитие с точки зрения данной модели. Карта базовых проблем в четырех аспектах семейных систем. Развитие в ограничивающих условиях - бремя травмы. Травмы, полученные в ходе развития семьи и супружеской пары, полученные в виде грузов родительского наследия и грузов развития. Способы работы с ними. Дисбаланс, как один из аспектов проблемы. Виды дисбаланса. Проблемы лидерства в семье и паре. Проблемное руководство, как одна из базовых проблем. Понятие семейный и супружеский процесс.

ТЕМА 2. Принципы и техники работы с супружеской парой в СТС

Виды поляризаций в паре. Паттерны взаимоотношений частей по типу слияния, колебания от слияния к поляризации и от поляризации к слияния. Прослеживание последовательности взаимодействия субличностей между супругами. Работа с частями каждого из супругов в присутствии другого как основа восстановления доверия. Фекторы, которые необходимо учитывать при работе с супружеской парой. Техники повышения уверенности к «Самости». Использование методов терапии по М. Боуэну, как дополнение к данной модели.

Список основной литературы:

  1. Щварц Р.К. Системная семейная терапия субличностей. М. Научный мир 2011.
  2. Ассаджиолли Р. Психосинтез. М. Наука. 1997.
  3. Реноуттер Дж Это в ваших силах Ростов- на дону Феникс. 1995.

15.03.2019

Проводится по адресу: Горького, 1, комната 8. Записаться

Другие тренинги

Теория и практика семейного консультирования. Базовый курс. АВ-3 Повышение квалификации: "Особенности работы с зависимыми и членами их семей" Повышение квалификации: "Телесная лаборатория (обучение + личный опыт)" Семинар-практикум «Снятие венца безбрачия… и другое приданное» - взгляд психолога-расстановщика Семинар: "Открытая работа с семьей" Повышение квалификации: "Перинатальная психология и психология родительства" Тренинг для мужчин и женщин "Секреты семейного счастья" Тренинг для родителей "Радость воспитания" Практикум: "Арт-терапия - творчество в жизни" Интервизорская группа по расстановкам "Древо рода" (эксперимент) Группа по семейным расстановкам Интервизорская группа "Телесная лаборатория" Семинар-практикум «Программа психологической подготовки учащихся к ЕГЭ» Психотерапевтическая группа "Телесный коучинг" Танцевально - психологический тренинг "Искусство движения" Фестиваль "Семейный круг 2015" от Гильдии психологов и педагогов Группа "Надо расслабиться" (телесно-ориентированная терапия) Тренинг "Исполнение желаний в Новом году" "Неделя семьи" - мастер-классы для семейного взаимодействия

Система из трех групп: Изгнанники, Менеджеры и Пожарные

Процессы, организующие человеческие системы, разделяются на три группы. Члены одной группы имеют склонность к опекающему поведению, оперативным решениям и заинтересовавши контроле над ситуацией, чтобы быть уверенными в безопасности. Во внутренней семье членов, входящих в эту группу, называют «Менеджерами». В другую группу входят самые чувствительные члены системы. Их, раненых или оскорбленных, менеджеры изолируют - для безопасности их собственной и всей системы в целом; они становятся «Изгнанниками». Представители третьей группы склонны к мощным автоматическим реакциям на неблагополучие Изгнанников - они пытаются подавить или смягчить эти чувства. Эту группу называют «Пожарные». Во многих случаях возникает поляризация как между тремя группами, так и внутри группы между отдельными ее членами.
Способ, которым многие люди реагируют на травму, может положить начало поляризации между Изгнанниками и теми, кто старается защитить систему и поддерживать ее функционирований. Чем больше травмированным, разъяренным или сексуально использованным изгнанникам «затыкают рот», тем сильнее их тенденция впадать в крайности, и тем более обоснованными становятся старания менеджеров и пожарных не давать им вырваться. Приходится прибегать к более радикальным способам подавления. Чем большее давление оказывается на Изгнанников, тем сильнее они стараются вырваться, так что все три группы оказываются жертвами нарастающего по спирали порочного круга…

Менеджеры стараются избежать любых отношений или ситуации, в которых Изгнанники могут попытаться вырваться на свободу или сделать определенные чувства, ощущения или воспоминания доступными сознанию. Разные менеджеры прибегают к разным стратегиям. Следует помнить, что менеджеры вынужденно оказываются в ролях, которые им совершенно не нравятся - они просто не видят другого выхода, кроме как вести себя именно так, а не иначе.
Часто встречается Менеджер, пытающийся заставить человека держать под своим контролем все отношения или ситуации, опасаясь, что малейшая оплошность или неприятная неожиданность активизируют одну из юных травмированных частей. Такой Менеджер может быть очень разумным, он успешно справляется с задачами, но он будет с какой-то одержимостью отталкивать любые чувства. Клиенты часто называют такого Менеджера «Ревизором», «Контролером» и т.д. Эта или другая часть будут как толкать человека к карьерному росту или благосостоянию, сделать его высокостатусным, наделенным властью, так и стараться отвлечь его от чувств. Чтобы мотивировать человека, эта часть надзирает за действиями, отпуская едкие критические замечания, и никогда не бывает довольна ни самой работой, ни результатом.
Другая часть бывает чрезвычайно требовательна к внешнему виду и манерам, пребывая в уверенности, что если человек будет хорошо выглядеть и все будут им довольны - его не бросят и не ранят. С булимичными клиентами эта часть (часто она называется «Оценщиком») озабочена контролем над весом, называя клиента толстяком или обжорой. Другой менеджер может стараться держать клиента в роли жертвы, при которой гарантирована забота других людей. Его имя - что-то вроде «Зависимый», и его функции - делать так, чтобы человек выглядел беспомощным, обиженным и пассивным.
Также бывает Менеджер, занятый избеганием рисков, связанных с близкими отношениями, особенно в ситуациях, в которых возможен гнев, сексуальное возбуждение или страх. Такой «Пассивный Пессимист» может привести человека в состояние полной апатии и отстранения, так что он даже и не пытается с кем-нибудь сблизиться. Обычно эта часть подрывает уверенность в себе и саботирует попытки начать действовать, так чтобы у человека не хватило смелости для достижения своих целей. Или же эта часть будет пристально высматривать и подчеркивать недостатки в объекте желания, подтачивая стремление обладать им. У людей, переживших тяжелое насилие, эта часть может превратиться во внутреннего Террориста, приобретающего характеристики насильника и запугиванием приводящего человека к состоянию еще большей пассивности.
Многие женщины воспитаны в привычке полагаться на менеджера по имени «Хранительница очага»: ее крайний вариант - заставлять женщину жертвовать своими собственными потребностями ради других, думать в первую очередь о других и о них заботиться. Такой свойственно обвинять женщину в эгоизме, стоит ей лишь задуматься о себе. Также часто встречаются Вечно Беспокоящаяся или Караулящая части, постоянно пребывающие в состоянии готовности к опасности; они специализируются на проигрывании перед человеком сценариев «худшего варианта развития событий», стоит возникнуть малейшему намеку на риск. Встречается также Отрицающая часть, искажающая восприятие так, что человек не видит возможного риска и не реагирует на информацию о том, что ситуация небезопасна. Также встречается часть Имеющая Право, подбивающая человека получать все, чего ему хочется, и неважно, что при этом можно навредить кому-то (привычку опираться именно на этого менеджера обычно воспитывают у мужчин).
Важно помнить, что изначальная задача всех Менеджеров - держать Изгнанников в ссылке, как в целях безопасности самих Изгнанников, так и для защиты всей системы от них, Изгнанников. Важно не допустить утечки чувств и мыслей, связанных со страхом…
Встретив у клиента беспокойную, перфекционистскую, ищущую признания часть - Менеджера, мы далее обнаружим у нее похожие чувства, связанные ощущением собственного несчастья и оставленности - поскольку должен же кто-то держать пол контролем всю жизнь человека…

Пожарные Случается, что несмотря на все усилия Менеджеров I Изгнанники активизируются и берут верх. Когда такое происходит, в дело вступает еще одна группа частей. Эти субличности пытаются задержать или загасить чувства, ощущения или образы. Я назвал их «Пожарными», потому что они реагируют немедленно, стоит активизироваться Изгнаннику. Будто звучит сигнал тревоги, и они молниеносно бросаются тушить пожар чувств. Они делают все, что, по их мнению, необходимо, чтобы человек отделил или загасил чувства трепещущих от ужаса Изгнанников, не очень-то учитывая возможные последствия.
Излюбленные приемы Пожарных заключаются в разнообразных действиях с притупляющим эффектом - это могут быть самоповреждения, приступы обжорства, пьянство или наркотики, навязчивая мастурбация или сексуальная распущенность. Будучи активизирован, Пожарный берет над человеком такой контроль, что человек перестает чувствовать что бы то ни было, кроме неодолимого желания делать что-то для отвлечения или самоуспокоения. Такие Пожарные могут сделать человека сфокусированным на самом себе (нарциссичным), с нездоровой, по сравнению с другими, тягой к материальным благам.
Другие проявления Пожарных могут заключаться в использовании ярости как средства защиты и достижения состояния бесчувственности, воровства, дающего приятное чувство возбуждения и свободы, или мыслей о самоубийстве как утешительных и создающих комфорт.
Хотя в целом у Пожарных та же роль, что и у Менеджеров, ~ им надо держать Изгнанников в изгнании - их роли и стратегии изрядно отличаются друг от друга, а часто прямо противоречат менеджерским. Менеджеры стараются предотвратить восстание Изгнанников, вставляя человека держать все под контролем и угождать всем, в особенности - тем, от кого зависит человек. Обычно они чрезвычайно рациональные, организованные, они готовы предвидеть и предотвратить чреватые восстанием ситуации. Пожарные, напротив, начинают реагировать после того как Изгнанники оказались активизированными. Они делают человека ни за что не отвечающим и неприятным для всех вокруг. Часто они импульсивные, бездумные и реактивные. Тогда как Менеджеры будут склонные реагировать на разыгравшихся Изгнанников попытками спрятать их еще дальше, Пожарные будут искать что-то, что могло бы успокоить или насытить Изгнанника» — чтобы загасить разбушевавшееся пламя.
Менеджеры и Пожарные, однако, уживаются между собой странно и плохо. Менеджеры рассчитывают на Пожарных и призывают их в случае необходимости, а потом презрительно отталкивают за то, что они позволили человеку распуститься, сделали его слабовольным, из- за них человек оказался в опасности или стал невнимателен к другим. То есть Пожарные вызывают шквал критики как со стороны внутренних Менеджеров, так и со стороны Менеджеров, окружающих людей. Такое неодобрение снова пробуждает Изгнанников, что приводит к повторному всплеску активности Пожарных, и так далее. Человек оказывается в замкнутом порочном круге: чем больше Изгнанники стараются прорваться, тем более отчаянно Менеджеры и Пожарные стараются их удержать, но то, как именно они их сдерживают, Изгнанников только активизирует.
Большинство людей, даже тех, кто никогда не бывал серьезно травмирован, внутри организованы в соответствии с этим принципом: Менеджеры, Пожарные и Изгнанники.

Несостоятельность и потребность в искуплении грехов.
Если ребенку прямо или косвенно сообщают, что он мало что значит, наиболее юные части его личности организуют свой убеждения в соответствии с этой установкой. Они отчаянно хотят восстановиться в глазах человека, который так его оценивает, на этих лежит Груз никчемности, моторы й позволяет им думать, что их не полюбит - и они будут держаться за это убеждение, какую бы обратную связь они ни получали от других. Как будто тот, кто обесценил ребенка; отобрал у него самооценку и теперь ею владеет.
Эти нагруженные юные субличности оказывают мощное воздействие на близкие отношения человека, поскольку постоянно находятся в поиске спасителя - того, кто снимет с них проклятие «нелюбимости». Они будут раз за разом возвращаться к тому, кто отнял у них самооценку, или будут искать кого-то, кто на него похож. Часто это заканчивается историей о насилии или неудовлетворенности в близких отношениях…

Другие Ноши прошлого.
По тому же сценарию другие детские части, скорее всего, присвоят качества, свойственные тому, кто похитил их самооценку и чувство безопасности. Эти субличности так отчаянно стараются завоевать одобрение, что начинают копировали этого человека, чтобы такое дитя стало более приемлемым. Часто они превращаются в менеджеров внутри ребенка: часто это внутренние критики и морализаторы, несущие на себе бремя перфекционизма, уверенные, что стоит им все-таки добиться от ребенка идеала - и его примут и спасут.
Аналогичным образом принимают на себя другие Грузы прошлого. Часто передаваемые ноши - ощущение обязанности защищать другого члена семьи; ощущение необходимости быть очень успешным; или уверенность в том, что успеха никогда не будет, и что мир слишком опасен. Фактически каждая склонная к крайностям часть родителя или авторитета может быть с копирована этой ищущей признания детской частью.

РАБОТА С СУБЛИЧНОСТЯМИ

Нахождение новых способов

Вы уже знаете о том, что болезнь- это внешнее проявление на физическом уровне определенных мыслей и эмоций.

Человек является сложным сбалансированным существом, психика и тело всегда взаимосвязаны. И поэтому у человека ни чего не появляется просто так. Любое поведение человека, включая болезнь, могут иметь какую- то цель.

Поэтому выяснить причину заболевания- значит найти то скрытое желание, которое подсознание пытается осуществить за счет болезни.

Чтобы избавиться от болезни, нужно понять какую проблему пытается решить подсознание с помощью болезни, т.е. для чего оно создало эту болезнь и найти другие способы для осуществления этого желания не прибегая к болезни.

Шаг 1 Определите для себя ту болезнь или то состояние, которое вам не нравиться и вы хотели бы изменить это состояние.

Шаг 2 Придумайте образ той части вас, которая создала то состояние, которое вам в самом себе не нравиться. Как бы этот образ мог выглядеть, если бы вы его себе представили?

Шаг 3

Шаг 4 Мысленно обратитесь внутрь себя, к самому себе, а точнее к той части своего подсознания (субличности), которая создала болезнь. Задайте ей вопрос:

После того, как задали вопрос, просто замечайте, что будет происходить- любые изменения в чувствах, образах или мыслях.

Шаг 5 Выясните намерения соответствующей части подсознания для этого задайте такой вопрос: Что ты стараешься для меня сделать с помощью такого поведения? Какой цели пытаешься достичь?

Шаг 6 Придумайте образ той части вашего подсознания, которая отвечает за новые идеи, фантазии. Как бы этот образ мог выглядеть, если бы вы его себе представили?

Шаг 7 Поблагодарите эту часть вашей личности за ту заботу, которую она проявляет о вас

Шаг 8 Обратитесь внутрь себя, к этой творческой части своего подсознания. Задайте ей вопрос: Готова ли ты общаться со мной?

Шаг 9 Предложите вашей творческой части придумать альтернативные способы данного намерения для скажите: Придумай другие способы поведения для достижения той же цели, чтобы они были не менее эффективными и надежными, чем старые способы.

Шаг 10 Определите нет ли внутри вас тех частей личности, которые против принятия новых способов поведения. Для этого обратитесь внутрь себя с вопросом: Есть ли такие части моей личности, которые возражают против новых способов?

Если да, то снова обратитесь к своей творческой части с просьбой заменить или усовершенствовать способы против которых были возражения: Измени или усовершенствуй эти способы, чтобы они устраивали все другие части моего подсознания.

Если нет, то переходите к шагу 7

Шаг 11 Снова обратитесь к той части себя которая создала болезнь и скажите: Готова ли ты принять эти новые способы вместо старых?

Если ответит да, то скажите: Тогда сделай это прямо сейчас!

Шаг 12 Создайте в своем воображении образ себя самого, как бы из будущего, который уже решил свою проблему, избавился от болезни и соединитесь с ним, станьте им.

Если вы все сделали правильно, то уже сейчас вы можете наблюдать у себя какие- то изменения, а может быть вы заметите их позже.

Работа с конфликтующими субличностями

Наша личность состоит из множества различных частей, каждая из которых ведет свой собственный стиль жизни. Причем нередко эти различные части нашей личности относятся друг к другу не самым лучшим образом

Шаг 3 Пусть конфликтующие субличности поговорят друг с другом, находя друг у друга положительные качества

Шаг 4 Войдите в одну из субличностей и поговорите с другой. Потом выйдете из нее, снова став собой и войдите во вторую субличность. Став второй субличностью ответе первой субличности.

Шаг 5 Когда субличности договорятся, снова станьте собой, а ваши субличности пусть опять сидят на ваших ладонях. Теперь вам нужно сделать так, чтобы эти субличности стали одним целым. Для этого произнесите: Не успеют мои руки сомкнуться, как две мои субличности станут одним существом . При этом сомкните ладони и прижмите их к груди.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Презентация на тему собор святой софии в константинополе Проект на тему храм святой софии Презентация на тему собор святой софии в константинополе Проект на тему храм святой софии Натюрморт презентация на тему Натюрморт презентация на тему История обучения в УрГПУ (Уральский государственный педагогический университет) Ургпу институты История обучения в УрГПУ (Уральский государственный педагогический университет) Ургпу институты