Телесно-ориентированная психотерапия. Телесно-ориентированная психотерапия: Базовые психологические проблемы человека, уродующие его тело

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В большинстве методов телесно ориентированной психотерапии доминирует развивающий аспект используемых приемов - развитие телесного потенциала личности, функциональных ресурсов организма и осознание психосоматических процессов. Телесный развитие личности обеспечивается моделированием различных функциональных процессов. Такие процессы возможны по мере снижения проявлений паттернов (моделей) защитной, дезадаптивному или явно патогенной поведения.

По направленности работы подходы телесной психотерапии объединены в следующие группы:

1. Аналитические направления, ориентированные на использование в практических целях, кроме работы-с телом, анализа бессознательных (вытесненных) компонентов телесного и социального опыта: вегетоаналитична терапия характера (В. Райх), биоэнергетический анализ (А. Лоуэн), биосинтез (Д. Боаделла), психосоматическая терапия (Г. Аммона), Хаком-терапия (Р. Курц).

2. Структурно-функциональные направления, преимущественно сосредоточены на активной работе с телом и интеграции получаемого в процессе ее нового телесного опыта: веге-тотерапия (А. Ракнес), техника Ф. Александера, структурная интеграция (И. Рольф), сенсорное осознание (Ш. Сельвер, Ч. Брукс), функциональная интеграция (М. Фельденкрайз), биодинамика (Г. Бойсен).

3. Культурологический направление, что, кроме телесных компонентов, считается также на этико-эстетические, культу-ные и экзистенциальные особенности личности: п-стик-когнитивный подход (В. Никитин), танатотерапия (В. Баскаков), а также подходы, основанные на театральной и танцевально-двигательной технике.

4. Духовно-телесные направления, которые используют в практической ррботи нетрадиционные для западной культуры технологии телесного развития: подходы на основе адаптации индийских, тибетских и китайских психофизических систем (хатха-йога, янтра-йога, ци-гун, у-шу), технологии этнических (преимущественно шаманских) практик, акупунктура и акупрессура, телесные практики духовных традиций (чань-буддизм, буддизм Тибета, бон-по, суфизм, исихазм и т.д.).

Эта классификация не исчерпывает всего многообразия подходов, многие из которых трудно соотнести только с одним направлением.

Мишенями психотерапевтического воздействия является проявления, нарушающих естественную динамику и гармонию телесного функционирования в процессе достижения субъектом поставленных целей и задач на определенном этапе жизни. Кроме этого, телесная психотерапия направлена на стимуляцию механизмов автокоррекции субъективных состояний, осознанного поиска компенсаторных эффектов по психосоматического дисбаланса.

Среди методов телесной психотерапии выделяют следующие основные виды техник:

1) когнитивно-аналитические техники. Ориентированы на аналитическое исследование источников и психосоматических последствий психотравмирующая переживаний и осознание особенностей актуальных телесных процессов, требуют анализа ранних детских травм и их фиксации в соматических структурах;

2) дыхательные техники. Направленные на снятие напряжения с респираторных мышц (диафрагма, межреберные мышцы и др.), Предлагают анализ дыхательного паттерна, контроль респираторного цикла, а также повышения или "релвисування" энергетики тела с помощью усиления (гипервентиляции) или торможения (гиповентиляции) дыхательной активности;

3) техники релаксации. Связанные с автокоррекцией психосоматической напряжения и ориентируются на достижение аутогенной транса (релаксация) из-за снижения мышечного тонуса

4) постизометрическая и массажные техники. Используют дополнительные внешние гетеро- или аутотактильни действия, направленные на активизацию обновительных и корректирующих процессов в организме формально приемы связаны с разминкой, растяжением, тонической напряжением и расслаблением, соответственно, мышц, связок, сухожилий, суставов, кожных покровов и тканей органов брюшной полости;

5) театральные техники. Направленные на достижение психоэмоциональной свободы, отреагирование и преодоления внутренних переживаний и комплексов в театральном действии (драматические этюды, психодраматические постановки); также поддерживают освоения нового опыта телесной активности через творческое самовыражение в постановочной действия;

6) экспрессивные техники. Связанные со спонтанной двигательной активностью, двигательным и речевым усилением состояний, помогают катарсический Отреагирование эмоциональных комплексов и угнетенных аффективных состояний;

7) танцевально-двигательные техники. Направленные на формирование навыков спонтанности и свободного самовыражения, способности к дифференциации элементов телесного восприятия; обеспечивают возможность эмоционального самовыражения, преодоление двигательных стереотипов с помощью танцевальных па, движений и действий (классических, современных, спонтанных или трансовых)

8) тактильно-коммуникативные техники. Связанные с использованием тактильной коммуникации; прикосновения осуществляет терапевт к телу клиента, если это терапевтически оправдано, целесообразно, нравственно и корректно, или в групповой работе - участники друг к другу. Эти приемы направлены на преодоление внутренних коммуникативных барьеров в достижении личной открытости, развитие телесной сенситивности и углубления понимания другого человека;

9) двигательные (локомоторные) техники. Предполагается перемещения человека в пространстве и водной среде в соответствующих направлениях телесной терапии, различные модификации двигательной активности, направленной на «погружение» человека в движение и осознание структуры и направленности. Диапазон интенсивности - от предельно медленных до максимально быстрых (при условии сохранения осознания в момент исполнения), форма движений любая из актуально доступных для человека - от простых, линейных и единичных до сложных, пластических и ризноспря-правленных;

10) альтернативные техники. Ориентированы на достижение пластичности поведения человека в социальном контексте, формирования гармоничности и уравновешенности психологического состояния с помощью специфических психофизических техник, разработанных в различных этнокультуры (индийской, тибетской, китайской, африканской, латиноамериканской). Чаще всего в контексте телесной психотерапии применяют двигательные (асаны) и дыхательные (пранаямы) приемы хатха-йоги, а также двигательные и дыхательные приемы китайской пластической гимнастики тайцзи-цюань.

Терапевтическое управления респираторным циклом является одним из центральных приемов телесно ориентированной психотерапии, который активно используют наряду с биосинтеза в большинстве других ориентированных на тело подходах. Оно эффективно для снятия у клиента психоэмоциональной или мышечного напряжения, возбуждения и для достижения определенного трансового эффекта с целью реализации, например, имаго-нативных техник или глубокого фокусировки на соматических ощущениях, вызванных мышечными блокадами.

Управление респираторным циклом начинается с того, что клиенту предлагают расположиться удобно, откинувшись на спинку кресла, и последовательно расслабить мышцы спины, плеч, рук, ног, лица. Фоновероз-слаблення является важным подготовительным этапом, в дальнейшем обеспечивает пристальное внимание клиента к своему дыханию и исключает отвлечение на ощущение мышечных гипертоний-сел в разных участках тела (которые, в свою очередь, могут быть связаны с чувством тревоги или необходимостью компульсивного над контроля за своим телом).

После достижения фонового расслабления можно переходить к работе с дыханием, что предполагает фокусирование внимания клиента на фазах дыхательного цикла. Ему предлагается, не напрягаясь, проследить за своим вдохом, за тем, как воздух медленно втягивается в легкие, равномерно наполняет их и возникает ощущение внутреннего расширения. Внимание концентрируется на этом ощущении. В конце вдоха происходит короткая естественная пауза, после которой начинается плавный выдох. Выдыхать нужно не спеша, растягивая воздуха. После выдоха также может возникнуть естественная короткая пауза, за которой снова происходит переход к фазе вдоха. С каждым вдохом и выдохом дыхание становиться все тише, глубже и равномерным. Продолжительность дыхательного цикла увеличится.

Подобную, возможно в расширенном и детальном варианте, своеобразную "гипнотическую песню" терапевт проговаривает, формируя и удерживая фокус внимания клиента на собственном дыхании. "Погружение" человека в свое дыхание дает более стойкий и генерализованный релаксувальний эффект, чем попытка расслабиться усилием воли. Достижения вытянутости дыхания является важным диагностическим признаком того состояния, в котором находится клиент.

Такую дыхательную процедуру можно осуществлять и самостоятельно, однако целесообразнее ее проводить в контексте других приемов, постепенно подключая к дыханию процесс имагинации - формирование перед внутренним зрением клиента чувственно или визуально воспринимаемых ассоциативных образов, имеющих как диагностическое, так и катарсичное значение, которое обеспечивает процесс сам в восстановление внутреннего порядка души.

Итак, само дыхание способно обеспечить или восстановить в случае нарушения связи между органической природой тела и психическим уровнем рефлексии процессов, детерминированных телесной природой человека.

Большинство названных техник являются специфическими для телесно ориентированной терапии. Однако некоторые из них могут быть использованы в рамках других лечебных стратегий. Это связано с общей тенденцией в современной психотерапевтической практике к интеграции различных подходов и методов, например в психоаналитической терапии, когда затрагивается проблема соматизации симптома и возникает необходимость рассмотрения вопросов телесности. Это касается и гештальт, когнитивно-поведенческой и экзистенциальной терапии. В частности, широко используются в различных направлениях психотерапии когнитивно-аналитические телесные техники, направленные на выявление событий, отношений, а также психических механизмов, которые повлекли переход переживаний на соматический уровень; дыхательные и релаксационные техники. их применение обусловлено необходимостью снять ситуативное или стойку психоэмоциональное напряжение или создать гипнотическое фон для терапевтических интервенций. Тактильно-коммуникативные приемы часто используют в гуманистически ориентированных и экзистенциальных подходах, чтобы с помощью прикосновения наладить более доверительные, значимые и открытые отношения.

Освоение специалистом навыков работы с телесностью клиента может значительно усилить его терапевтическую производительность, поскольку, как правило, именно телесность человека оказывается тем перекрестком, где пересекаются линии напряжения симптомов, патологических отношений и пережитых травматических ситуаций.

Психодрама – это метод групповой психотерапии, в котором используется сценическая форма действия и драматургическая лексика. Психодрама была разработана врачом Морено, проявлявшим особый интерес к эмоциональной сфере и социальным отношениям своих пациентов. 1921 год считается годом рождения психодрамы: именно тогда Морено создал проект под названием «Театр Спонтанности» и стал применять драматическое действие в качестве психотерапевтического метода.Сам Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии. В этом методе он выделял пять основных элементов:Протагонист – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.
Директор – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. Директор выступает в роли терапевта.
Вспомогательные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса.
Зрители – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. Даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее остаются активно и позитивно вовлеченными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу.
Сцена – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения.

Классическая психодрама состоит из трех стадий: разогрева, драматического действия и шеринга.

Разогрев

Разогрев имеет несколько важных конкретных целей:

Способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы. Морено обращал особое внимание на то, чтобы психодрама создавала все условия для развития и использования личностного потенциала каждого человека (как любого члена группы, так и директора).

Облегчает общение между участниками, увеличивая ощущение доверия и принадлежности к группе с помощью разных техник, помогающих улучшить взаимодействие и взаимопонимание между всеми членами группы (например, знакомство, обмен каким-то жизненным опытом, физическая активность, которая может включать в себя разные варианты тактильного контакта или невербальной коммуникации). Процесс разогрева усиливает групповую сплоченность, одновременно давая возможность каждому из присутствующих получить представление о достоинствах и характерных чертах остальных участников группы.

Опытный директор обладает большим репертуаром техник разогрева. Вместе с тем директор может (используя свой творческий потенциал) разработать новые техники, которые могут оказаться особенно полезными в группе, с которой он в данный момент работает.

Выбор протагониста

Как правило, по окончании разогрева один или несколько участников проясняют для себя проблемы (с разной степенью уверенности и фокусировки), которые они бы хотели как-то исследовать во время этой сессии. В этот важный момент принятия решения, касающегося выбора роли протагониста, участникам следует оказать поддержку. Затем следует выбор одного из претендентов на эту роль. Иногда бывает совершенно ясно, кто из них является главным претендентом (кто-то из кандидатов по своему эмоциональному состоянию больше соответствует этой роли, чем остальные), но может случиться и так, что несколько человек достаточно разогреты. Тогда при помощи специальных техник директор и группа выбирают одного протагониста на текущую сессию (за того или иного кандидата могут голосовать участники группы, претенденты могут решить между собой, кому из них в данный момент более необходима личностная работа, сам директор может выбрать участника, который, по его мнению, на сейчас больше остальных соответствует этой роли). Вне зависимости от способа выбора протагониста очень важно, чтобы он получил одобрение и поддержку группы.

Драматическое действие

Теперь наступает время драматического действия, когда протагонист (при поддержке директора) занимается исследованием проблем, прояснившихся для него в процессе разогрева. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагониста, вспомогательных лиц и директора. Как правило, эта стадия психодраматического процесса начинается с того, что протагонист вместе с директором проясняют и уточняют тему, которую собираются исследовать. Внешне эта беседа между ними напоминает заключение контракта. Первые слова протагониста следует выслушать очень внимательно (например: "У меня всегда возникают трудности с мужчинами" или "Во время разогрева мне вспомнилось, как я расстроилась вчера вечером, посмотрев телепередачу о сексуальном насилии"). "Контракт" между протагонистом и директором позволяет сфокусироваться на конкретной теме, которую можно исследовать в течение данной сессии.

По своей сути психодрама – сценический процесс, поэтому действие достаточно быстро переходит в драму. Протагонист и директор принимают совместное решение относительно сцены, с которой начнется драма, и протагонист, в соответствии со своим описанием приступает к ее построению (без использования декораций).

Директор поощряет протагониста к действию (воспроизводя прошлые события, протагонист говорит в настоящем времени), определяет, какие действующие лица из ближайшего окружения протагониста могут потребоваться для разыгрывания данной конкретной сцены (т.е. родители, братья, сестры, сотрудники) и просит его выбрать участников на все необходимые роли вспомогательных лиц участников, которые более всего им соответствуют.

Однако у директора существует возможность (используя свой клинический опыт) перейти в пространство воображаемой реальности ("surplus reality"). В этом пространстве могут разворачиваться события, которые никогда не происходили, и звучать слова, которые до сих пор никто никогда не слышал (например, переживание человеком материнского внимания и заботы в процессе психодраматического действия, тогда как его детские годы, проведенные в семье, были наполнены болью и отчаянием, связанными с родительским произволом), или происходит проигрывание ситуаций, которые уже никогда не возникнут в будущем (например, когда протагонист разговаривает с отцом, умершим много лет назад, или встречается с человеком, с которым нет никакой возможности вступить в более близкие отношения.

На завершающей стадии психодрамы директор может вернуть драматическое действие к реальным отношениям (в сцену, где разыгрываются события сегодняшнего дня), то есть к началу сессии. В результате контакта с сильными чувствами, пережитыми им когда-то в прошлом, протагонист получает больше информации о своем собственном поведении, почерпнув ее из сцен своего прошлого. Это позволяет ему опробовать новые типы поведения и другие варианты выхода из тупика, в который в настоящий момент зашли его отношения.

Шеринг

Телесно-ориентированный подход - это сочетание практической работы с телом и психологической составляющей.

Телесно-ориентированный подход основан на представлении о существовании связи между телом и сознанием человека.

В телесно-ориентированном подходе используются техники и упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов в теле, что приводит к разрешению многих психологических проблем, "закодированных" в теле.

Когда человек испытывает травматические переживания, подавление эмоций, внутренние конфликты, получает психологическую травму, неотреагированная проблема остается в теле, в виде блоков и зажимов, заковывающих человека в панцирь. Человек начинает по-новому двигаться, реагировать, жить. С этого-то этапа не человек управляет своим телом и сбрасывает в него свои не решенные проблемы, а тело вынуждает человека жить, исходя из своих возможностей. Память о травматическом опыте вытесняется в бессознательное и дает о себе знать в виде физической боли, негативных эмоций. Для удаления из карты тела негативного опыта прошлого и высвобождения заблокированной энергии, существуют приемы и упражнения, направленные на исследование и изменение в привычках, укорененных в телесном самовыражении клиента.

Преимущество телесно-ориентированный подхода в том, что он не подвергается цензуре сознания клиента, а значит, действует быстрее и эффективнее "вербальных" техник. Этот метод позволяет очень бережно подойти к истокам проблем, о которых иногда не хочется рассказывать, найти источник проблем и переработать его.

Основы телесно-ориентированной терапии были заложены Вильгельмом Райхом , который изначально придерживался принципов психоанализа, но позже отошел от этого подхода и создал свой собственный метод психотерапии. В то время, как психоаналитический сеанс предусматривал лишь вербальное общение, Райх не избегал тактильных контактов с пациентами. Он заметил, что многие эмоции у человека возникают совместно с различными проявлениями в теле и понял, что практически все проблемы психического уровня имеют свою аналогию и находят свое отражение в его теле в виде мышечных напряжений, зажимов, болезненных точек и областей.

Кроме того, Райх обнаружил, что во время психотерапевтического сеанса люди склонны использовать различные виды защит, которые назвал броней характера . На уровне физического тела эта броня становится мышечным панцирем . – совокупностью блоков и зажимов в теле, возникших из-за подавления эмоций. Психотерапевту необходимо уметь обходить или разрушать броню характера, для того, чтобы помочь своему пациенту максимально раскрыться, а процесс психотерапии непременно должен включать в себя методики, позволяющие избавиться от мышечного панциря. Устранение блоков и зажимов не только снимает хроническое напряжение в определенных участках тела и ведет к его глубокому расслаблению, но и позволяет высвободить застоявшиеся эмоции, что ведет к исцелению психики. С этой целью Вильгельм Райх разработал специальные приемы, методы и техники, состоящие, кроме всего прочего, и из особых физических упражнений. Его подход, названный вегетотерапией , послужил началом телесно-ориентированной терапии.


Джеймс Кепнер: Телесный процесс - подход "личность как целое".

Джеймс Кепнер

Телесный процесс

Подход "Личность как целое"

И то, что едино и просто по своей природе, человеческая извращенность разделяет, и когда человек старается получить часть того, что не имеет частей, он не получает ни части его, которая есть ничто, ни целого, которым он завладеть не может.

(Боэций, 1963 с72)

Отделение тела от "Я" (self) и усугубление отделения тела и психики есть ни что иное , как адаптация к стрессовым явлениям в жизни, которые мы ощущаем физически. Личность - это целое, но мы ощущаем себя состоящим из частей. В этом делении себя на части "Я"(1) обычно индентифицируется с психическим функционированием (рождением мыслей, образов и т.д.), а те аспекты телесного опыта, которые являются проблематичными и угнетающими, мы ощущаем, как нечто происходящее за пределами нашего "Я". Те неудобства, которые мы испытываем, являются результатом разделения на его "Я" (self) на части и потерей способности отождествлять части с целым. Лишь терапия, рассматривающая личность как целое и не отождествляющее проблему с чем-то, возникающем в какой-либо части, может изменить это. Терапевтический метод должен воссоединить ощущения клиентов в нечто единое, открывая и помогая ему присвоить отвергнутые аспекты его "Я", в частности, телесные аспекты.

Перед терапевтами, интересующимися работой в рамках целостного подхода, возникают две проблемы. Первая - традиционные терапевтические модели, рассматривающие тело и психику как отдельные сущности, причем "Я" (the self or "I") обычно индентифицируется с психическим функционированием. Или психику лечат с помощью вербальной терапии, или тело с помощью физической терапии. И в том, и в другом случае происходит разделение личности на части, и подобные методы не могут излечить разрыв, происходящий при условиях, которые мы надеемся устранить.

Во-вторых, люди попадают к терапевту с различными "дистанциями между их чувством себя и их телесным процессом, а также с разной степенью приближения к их телесному опыту. Терапевтам необходимо достичь понимания того, что значит подойти к личности как к целому и определить, что нужно вернуть из того, что было разделено на части и отчуждено, и способствовать интеграции частей в целостную, функционирующую личность.

Ориентации на личность.

Традиционно целью психотерапии являлось влияние на психику, как на нечто отдельное от тела, и результатом этого было усиление внимания к преимущественно вербальной методологии, но она никогда не была целостной. Телесно-ориентированная психотерапия, образовавшаяся из сплава и комбинации разнообразных, зачастую несоизмеримых подходов, признающих важность человеческих потенциальных движений, по крайней мере, формально была близка к понятию целостности (holism). Теперь же мы столкнулись с проблемой выделения подобных влияний на философию и методику.

Недавнее резюме (Kogan, 1980) описывает по меньшей мере 15 различных подходов, грубо определенных как "работа с телом", некоторые из которых являются чисто психотерапевтическими по своей цели, а другие более точно описаны как физические терапии, главной целью которых становятся телесное здоровье. С одной стороны, мы имеем чисто психофизические подходы, такие как терапия Райха (Reich, 1942-1945\1972; Baker, 1967), неорайхианские терапии (Lowen.1958: Kelly.1976: Keleman,1979,1985) и гештальт терапия (Perls, 1947/1969: Perls et al, 1951): а с другой стороны - преимущественно физические терапии, такие как рольфинг (Rolf ,1977), метод Фельденкрайза (Feldenkrais, 1972) и техника Александера (Alexander,1971).

Сюда можно добавить практику комбинированных методов, таких как метод Дарбона (Darbonne, 1976), соединение рольфинга, биоэнергетики и гештальт-терапии, или метод Рубенфельда (Rubenfeld, 1984), комбинацию техники Александера, метода Фельденкрайза и гештальт-терапии, и метод Меля (Miel,1981), объединяющий гипноз и прикладную кинесиологию.

Все эти методы претендуют называться целостными, и часто таковыми кажутся, - по крайней мере, их главное убеждение состоит в том, что процессы, относимые к телу, и процессы, относимые к психике, определенным образом связаны. Но говорить о личности, как о составленной из соединенных частей вовсе не то же самое, что говорить о ней как о целом; и также использование объединенного вербального и физического вмешательства не приводит к появлению интегрированной терапии. Что же на самом деле означает целостный подход и что делает терапию единым психофизическим подходом?

В этой главе будут обсуждаться проблемы и трудности в понимании и работе с личностью как с единым целым , а не как с состоящей из разделенных, но взаимосвязанных частей. Будет выделен развивающийся процесс целостной интервенции, который признает права всех частей личности, при этом подчеркивается путь, по которому эти части формируют целостную личность.

Личность как части.

Наука XIX века рассматривала Вселенную как собрание связанных, но четко разделенных частей и частиц, каждая из которых могла быть изучена и понята отдельно. (Bohm.1980). Большинство систем психотерапии и терапии тела придерживаются противоположенной точки зрения и рассматривают личность, как состоящую из сплава частей. С этой точки зрения целое равно сумме его частей. Если личность представляет собой сумму отдельных частей, то, следовательно, каждая из этих частей может быть отделена от целого и рассмотрена, как определенное дополняющее единство.

Эта психотерапевтическая модель рассматривает личность, как состоящую из двух главных "типов частей" - тела, которое сделано из органов, клеток и т.д. и психики, которая состоит из сознательного и бессознательного, или "Я" и "Это" (это зависит от определенной "теории психики", которой вы отдаете предпочтение), что в комплексе составит личность. В большинстве случаев "Я" отождествляется с психикой, которая находится в теле. Эти части рассматриваются как отдельные и не связанные между собой владения, хотя они могут случайно влиять друг на друга. Например, такие телесные явления, как физическая травма или болезнь, могут повлиять на психику, вызывая депрессию, или психические стрессы могут повлиять на тело, вызывая высокое кровяное давление, психосоматические или соматические явления рассматриваются как функции случайных взаимодействий между двумя четко отделенными друг от друга владениями. В мире существуют три основные ветви теории "личность, как части": монизм, дуализм и параллелелизм. Каждое реализуется, в соответствии с системой убеждений, в различных терапевтических подходах. С монистической точки зрения психика - это не более, чем продукт электрофизической химии в мозге, т.е. личность приравнивается к функционированию органов, и проблемы решаются излечиванием соответствующих органов. Этот взгляд привел к появлению современного химиотерапевтического подхода к лечению (биологическая психиатрия), но обсуждаться здесь этот подход не будет, т.к. он не видит пользы в психотерапии для того, что он считает медицинскими проблемами.

В дуализме владения психика и тело полностью отделены друг от Друга, и каждое требует лечения в соответствии с их особенностями; вербальная терапия для психических проблем, а физиотерапия - для телесных недомоганий. В некоторых дуалистических подходах за этими отдельными владениями признается возможность влияния друг на друга, но правильное лечение в области, где кроются "настоящие проблемы", считается наиболее желательным подходом. Я определяю этот подход к лечению, который возникает из дуалистической модели, как "исключающий" (singular) подход.

В параллелистской модели владения тела и психики считаются раздельными, но связанными воедино, т.е. одно неизбежно влияет на другое, завися от степени связанности этих частей, проблемы в одной области ведут за собой изменения функционирования другой, и изменение в одной сфере вызывает реакцию в другой. В параллелизме, например, психологический стресс рассматривается, как фактор, влияющий на тело, вызывая физиологическое возбуждение; соматические проблемы могут представлять собой эмоциональные конфликты, или телесное недомогание может вызывать психическую депрессию. Если личность - это набор связанных , но разделенных частей, то тогда каждая часть может быть излечена отдельно, но с пониманием того, что изменения в одной области могут повлиять на другую по причине их тесной связи. Я назвал этот подход к лечению "чередующим" (alternating) методом.

Исключающие подходы.

Большинство терапий, будь то психотерапия или физиотерапия, традиционно утверждают "исключающий подход к личности, в философии ли, в методике ли, или в обеих областях. Психологические терапии, такие как психоанализ (Фрейд,1938), клиент-центрированный подход (Роджерс, 1951) и рационально-эмотивная терапия (Эллис,1962, Эллис и Харпер.1968) используют средства почти исключительно вербальные. Практикующие врачи отождествляют изменения с психическими процессами или структурами. В зависимости от того, насколько телесные процессы связаны с психологическими процессами, как при психосоматических проблемах (физические явления, причиной которых является психика) физические процессы часто рассматриваются как эпифеномены - связанные, но отделенные от лежащих в основе психических явлений.

Такие крайние по форме многочисленные терапии тела, как структурная интеграция (Рольф, 1977), техника Александера (Александер, 1971) и техника Фельденкрайза (Фельденкрайз, 1972) и другие соматические подходы признают вклад психологических процессов в развитие телесного напряжения и нарушение позы.

Однако нет формальной методологии работы с психологическими процессами или связывания их с соматической работой. Как и традиционные психологические, эти соматические подходы обращаются с физическим как с существенно отделенным от психического.

Поскольку считается, что личность состоит из отдельных частей, и что только один аспект личности проблематичен, исключающий подход кажется правильным. Когда болит тело, вы лечите его соматическим методом и стараетесь как можно меньше внимания обращать на психологический аспект. Когда расстроилась психика, вы лечите ее вербальным методом, и физические проблемы решаются, когда психические решены.

Если посмотреть на личность с целостной точки зрения, исключающий подход представит некоторые философские и методологические дилеммы. Первая состоит в том, что исключающий подход, поскольку он обращен только к одному аспекту личности, к части целого, способствует обособлению и разрыву "Я". Такой источник дисбаланса в организме, когда важная часть личности оказывается неспособной к функционированию, скорее утверждается, чем излечивается, даже когда психотерапия вербально обращается к соматическому феномену, интерпретируя соматический симптом, как психологический конфликт, недостаток соматической методологии (прямой работы с телом) оставляет личность с чувством, что части его "Я" линейно связаны: психические конфликты являются причиной физических симптомов скорее чем органическая дилемма, имеющая различные проявления. Бертон (Berton) и Хеллер (Heller, 1964) описывают эту дилемму в своих рассуждениях о теле и психоанализе:

Тело в психоанализе в конечном счете становится вместилищем комплексов, в лучшем случае, и, и помехой психоанализу из-за этих комплексов - в худшем. Оно становится на пути у анализа, и если оно страдает от боли, оно должно быть отнесено к чему-либо, или сама боль должна стать предметом анализа. Таким образом, сегодня мы имеем, да простят мне подобную метафору, анализ всего комплекса, освобожденного от бремени тела... И наказанием за это часто бывает сужение комплекса, помимо ухудшения здоровья пациента. Раз тело не является частью лечения, то оно ему и не подлежит... и ни психика, ни тело сами по себе недостаточны, чтобы составить современного человека как целое (стр. 125).

Когда нет ясного метода объединения психологических и физических явлений, клиенту легче обособить телесные и психические сегменты, как это и делают терапевты, когда стараются разобраться в клиенте.

Некоторые исключающие подходы признают взаимосвязь, хотя и не подлинную целостность, тела и психики. Такое признание исходит из убеждения во взаимосвязи между структурой и функцией. Например, с психологической точки зрения, если вы измените психологические процессы (конфликт или защиту), то вы измените и соматическую структуру, зависящую от них. С соматической точки зрения, если вы измените структуру (тело), то вы измените и функции (психологические), зависящие от нее. Эта предпосылка - структура/функция - подробно описывается во многих соматических терапиях (Рольф, 1977; Барлоу, 1973; Фельденкрайз, 1972; Файтус, 1978) и подразумевается в пути, по которому многие исключающие подходы и психотерапии понимают соматические жалобы и обращаются к ним.

Наиболее общий пример структурно-функциональной зависимости в этих соматических терапиях - пример позы и психического отношения человека, находящегося в депрессии. Если вы измените вялую , согнувшуюся позу, клиент будет чувствовать себя менее угнетенным - функция следует за структурой. Если бы лечение депрессии заключалось лишь в том, чтобы обучить клиента более удобным позам, то не было бы никакой нужды в какой бы ни было терапии, угнетенный человек не может поддерживать неугнетенное физическое или психическое состояние, пока подавленные элементы его "Я" (self) не будут проявлены и чувства, которые подавлялись, не освободятся и не заявят о себе. Таким образом, психодинамическое исследование конфликта и подавленности, следы которых находят отражение в депрессии клиента, не всегда улучшают неровное дыхание и искаженную позу, что с целостной точки зрения является неотъемлемым признаком депрессии. Клиенту будет легче вернуться к эмоциональной модели, поскольку физическая модель все же существует и стремится формировать восприятие и чувства.

Я вовсе не хочу сказать, что не существует связи между телесной структурой и организмическими функциями. В самом деле, если бы это было не так, то не было бы никакого смысла писать книгу, в которой исследуется важность телесных явлений в терапии. Многие психотерапевты видели, что клиенты решали некоторые насущные проблемы, и наблюдали, как менялась поза клиента, его дыхание и его манера поведения. Также многие терапевты были свидетелями того, как возврат равновесия позы улучшал психическое состояние и отношение клиента. Я не хочу сказать, что подобные вещи не случаются, но только то, что такие изменения основываются не на случайных связях одной части с другой (психики с телом или тела с психикой), но на том, что все эти аспекты личности - одно целое. Если условия способствуют объединению этих частей, то тогда происходит изменение всего, но если условия не способствуют этому, то изменение структура-функция или функция-структура не происходит или длиться мгновение. У исключающих подходов нет пути восстановления отношений структура-функция как целого с целью предотвращения изоляции этих частей. Исключающий подход стремится взглянуть на отношения структура-функция как на линейные и идущие в одном направлении.

Для человека, прошедшего через различные терапии, не будет необычным не обнаружить никаких изменений в эмоциональной жизни. Зачастую он не способен сохранить его позиционные и мускульные организационные изменения, поскольку он не определил место этих физических аспектов в своей эмоциональной жизни, также существуют люди, прошедшие экстенсивную психотерапию, чьи обычные телесные отношения все еще препятствуют инсайту воплотиться в их поведение и взаимодействия.

Чередующие подходы.

Одной из альтернатив в создавшейся дилемме исключающих подходов, является отдание должного уместности соматического и психологического аспектов личности при изменении физических и психологических методов терапии. Каждый, кто испытал чувство телесных изменений и освобождения в телесно-ориентированных искусствах, знает им цену. Подобным образом разрешение длительного эмоционального конфликта или изменение восприятия самого себя, что является результатом психотерапевтической работы, могут утверждать важность такого образа развития. Не разумнее ли будет найти способ объединить эти два метода и тем самым стать способным к работе по интеграции личности? Это было естественным направлением для многих психотерапевтов, изучавших соматические подходы, и для практикующих врачей, изучавших искусство терапии.

Одним из способов объединения психической и физической работы является чередование этих типов вмешательства. Эта точка зрения часто характеризуется словом "и", например, биоэнергетика и гештальт терапия и рольфинг (Дарбонн, 1976); рольфинг и терапия фантазии (Шутц и Тернер, 1977); или техника Фельденкрайза и психотерапия. Терапевт работает с помощью вербальной терапии, а затем с помощью телесно-ориентированного подхода, пытаясь обратиться и к психическому, и к физическому элементам опыта и функционирования клиента.

Такое чередование подходов может появиться внутри одной терапевтической сессии или в совершенно разных сессиях, и даже с разными терапевтами. В чередующей работе нет совпадения методов, их используют в разное время, и не делаются даже попытки работать одновременно и с телесными, и с психологическими процессами, как с единым целым. Каждому методу свое время. Как говорит Дарбонн (1976) в своей статье о комбинировании рольфинга и гештальт-терапии, "в течение сессии рольфинга я не прерываюсь ради использования психотерапии".

2) либо терапевт должен основательно изменить один из подходов, чтобы ничем не походил на исходный. Таким образом, можно законным путем чередовать рольфинг и гештальт-терапию, но только если кто-то решается использовать их вместе, то он либо не должен будет строго придерживаться теории и духа рольфинга, либо теории и духа гештальт-терапии, или обоих. По настоящему объединенный подход стремится к целостности и в методологии и во взгляде на личность. Личность как целое.

Целостный взгляд основан на том принципе, что целое - это нечто большее, чем сумма его слагаемых, или отличается от нее. Целое - это не просто результат срастания частей, но, скорее, ему присуща особая целостность, структура и интеграция частей. Например, слово состоит из частей, называемых буквами, которые могут состоять отдельно, но слово, сформированное из букв, это целое само по себе, и существенно отличается от простого набора букв. Оно имеет особый порядок и форму. Также и большее по размеру целое - предложение, состоящее из слов, - не просто эффект сложения набора слов, но оно имеет свое собственное значение благодаря своей структуре. Те же слова могут составить другое предложение с совершенно другим значением, совершенно новое целое, и каждое целое - это нечто большее, чем сумма его частей.

В человеческой сфере принцип целостности призывает нас взглянуть на личность в ином свете, отличном от того, который превалирует в культуре и науке. С точки зрения традиционной дуалистической перспективы, мы определяем "личность" как набор частей, собранных вместе; тело, которое само - собрание частей, в нем находится психика, так же состоящая из частей (например, эго, ид, супер-эго, или Я-концепция, Персона и т.д.). Как китайский ящик, тело содержит психику, которая содержит "Я"- и т.д.

Рассматривать личность как целое, большее, чем сумма его частей, - значит рассматривать личность во всех ее частях: тело, психика, мышление, чувства, воображение, движение и т.д.; но это не то же самое, что рассматривать каждую часть отдельно. Это интегрированное функционирование различных аспектов целого, во времени и пространстве, что и есть личность. С этой точки зрения считать один аспект личности исключительной причиной возникновения проблемы - значит искусственно разделять то, что на самом деле - функционирующее единство.

Целостный подход.

Целостный (integrated), или холистический, подход к личности старается взглянуть на любой процесс (такие как конфликт, жизненная тема, физический симптом) как на часть большого целого, которое включает соматические и физиологические аспекты. Любое психологическое явление (например, конфликт между частями "Я", эмоциональная травма, незаконченное взаимодействие) есть часть большого гештальта, которое включает физическое выражение этой дилеммы (например, паттерн, напряжение, манера поддерживания тела, задержка дыхания). Любой соматический симптом, такой как хроническое напряжение или искажение позы, - есть выражение большого целого, включающее психологическую дилемму и являющееся частью его выражения. Обратите внимание на употребление слов "включает" ("includes") и "часть" вместо "порождается" ("caused by") и "причина". Классический психосоматический взгляд, существующий в психиатрии, заключается в убеждении, что психиатрический конфликт является причиной физических симптомов. Целостный подход рассматривает и то и другое как единое выражение "Я" или, в терминах гештальт-терапии, организма.

В отношении метода целостный подход нацелен на совмещение всех аспектов личности так, чтобы личность могла почувствовать себя единым организмом, а не смешением частей. С этой точки зрения терапевтическая техника не должна разрывать личность, рассматривая какой-либо один аспект личности как непременно отличающийся от других.

Более определенно, в целостной терапии:

Психологические процессы, будучи вербализованы - например, конфликты или убеждения - явно связаны со своими телесными выражениями.

Физические процессы, такие как позы, мышечный панцырь и соматические нарушения, рассматриваются как значимые выражения личности.

И физические, и психологические процессы рассматриваются как аспекты одного целого

Личность/организм; деление на части внутри каждого владения - предмет терапевтического рассмотрения. Терапевтическая техника стремится вернуть ощущение себя как целого и восстановить единство частей.

Давайте рассмотрим несколько примеров. Возьмем случай, когда у клиента возник дискомфорт в сексуальной сфере. Терапевт, приверженец исключающего подхода, может рассматривать негибкость контроля супер-эго клиента или его иррациональные убеждения, касающиеся секса. Соматичевский терапевт может сосредоточить внимание на снятии напряжения в области таза клиента. В целостной терапии, однако, напряжения в области таза и сдерживание противоположных движений и дыхания, и убеждения и конфликты внутри личности видятся идентичными. Сексуальные конфликты включают обе сферы: и физическое напряжение и психические конфликты. В целостной терапевтической работе эти две вещи объединены вместе и излечиваются как функциональное целое, причем внимание уделяется тому пути, по которому этот конфликт становится чем-то между "Я" и телом, т.е. определяется отражение телесных аспектов "Я".

Также физические симптомы, такие как напряжения в области плеч, являются частью целого, включающего и психологический контекст. Например, такое напряжение может сдерживать за спиной руки, чтобы клиент не поддавался импульсу оттолкнуть кого-либо и установить границы. Терапевтическая работа помочь не только преодолеть это напряжение в плечах, но и соединить это напряжение с убеждением: "Я не должен настаивать на моем желании оттолкнуть" и осуществлять работу с помощью незавершенной ситуации, которая вызывает в клиенте страх и напряжение, освобождая его руки для агрессивного движения. Под связью я подразумеваю не только интеллектуальное понимание или интерпретацию, но переживания в настоящий момент обоюдного единства, целостности, напряжения в плечах и страха утверждения своих прав. Пренебречь напряжением и работать только с убеждениями - значит пренебречь целым и оставить опыт клиента разделенным и не связанным.

Интеграция как процесс развития

Возможно, что читателю уже стало ясно, что хотя и желаемые с философской точки зрения, условия, необходимые для целостной работы, часто не существуют для многих людей, проходящих индивидуальную терапию. Как ранее подчеркивалось в этой книге, начальная ситуация для многих из нас, клиентов и терапевтов - это осуществление нашего существования как фрагментарного или отождествленного с разными частями до такой степени, что понимание себя как целого, и тем самым возможность целостной работы, едва ли могут появиться на начальном этапе терапии. Именно ощущение себя разделенным на части заставляет нас обратиться к терапии. Так, хотя наша точка зрения заключается в том, что личность - это целое, она далека от исходного положения терапии в отношении чувства себя.

Даже целостный подход должен начинаться в существующих условиях ощущения себя состоящим из частей и способствовать осознанию этих частей и того, как они отделены от целого, а также способствовать объединению ощущений клиента в ощущение себя как целого.

Целостность не может быть передана терапевтом с помощью теоретического положения, ей нельзя "научить", подобно тому, как учат идеям и понятиям (Перлз и др., 1951).

Предмет нашего спора не в том, что эти концепции "тело-психика"- обычные ошибки, которые могут быть исправлены конкурирующими гипотезами и проверками; или что они - лишь семантические аномалии. Скорее, они даны в непосредственном опыте определенного сорта и могут утратить свою остроту и очевидный вес, только если изменятся условия этого опыта.

Терапия - это процесс развития, в котором мы должны создавать условия, необходимы для продвижения вперед к ощущению целостности.

Определенная основа должна существовать для того, чтобы стал возможным такой высокий уровень организменной интеграции. В какой же точке может возникнуть целостная работа? К тому же если мы должны приспосабливать не клиента к терапии, а терапию к клиенту, как мы объясним различия в потребности развития? Интегративную работу можно рассматривать как конечную цель целостной терапии, но не будет ли это неуважением к клиенту - подталкивать его к цели терапевта (интеграции), если потребность в ней ему не ясна? Объединяющая терапевтическая работа требует ряда условий, чтобы быть возможной и существенной:

1) Достаточная степень осознавания тела. Без адекватного осознавания тела клиент теряет значительную часть данных, которые создают целое, к которому мы стремимся. Степень же, в которой многие из нас препятствуют выражению своих телесных ощущений, совершенно ясна любому терапевту, использующему телесные подходы в терапии. Прежде чем станет возможной объединяющая работа, должны существовать хотя бы несколько ограниченные способности к осознаванию тела.

2) Достаточная степень осознавания связи своего "Я" с текущими проблемами жизни. Без чувства воплощенности психологических явлений в своей жизни интеграция не имеет основания , например, если у меня нет ощущения тех главных явлений, с которыми я сталкиваюсь, чувства воплощенности моей личной истории в моем настоящем функционировании и соответствие моего функционирования в данный момент тому, что я представляю собой как личность, то тогда нет того, что можно связать с телесными процессами. Я должен признать, что все беды в сегодняшней жизни не случаются со мной, но имеют нечто общее с тем, что я такое, как я отношусь к миру.

3) Основное убеждение в связанности телесных процессов и психологических явлений. Когда развивается осознание тела и психологического функционирования, обособление этих двух частей должно постепенно исчезать. Должна существовать базовая вера в связь этих двух вещей, чтобы привести клиента к интеграции высокого уровня. В то время как некоторые люди, проходящие терапию, могут уже ощутить некоторую степень объединения, для большинства это трудно достижимо. Это строится из маленьких связок, накапливающихся в процессе терапевтических экспериментов, т.е. вне ощущений клиента происходит воссоединение разлома между физическим и психическим процессами.

Исходя из общего принципа, что личность это целое, и что терапия это процесс развития условий переживания себя как целого, мы можем теперь рассматривать чередующий, послойный и целостный подходы скорее как стадии процесса развития, а не как отдельные метод. Таким образом, терапевт может использовать исключающий, чередующий или послойный подход для создания фундамента интеграции, то есть как подходящий для определенных ступеней развития, а не как находящиеся в противоречии в интеграции (если предположить, что измененные и объединенные эти методы совместимы в теории, философии и применении).

Также, терапевт может считать философию и конечную цель целостной работы основными принципами, не теряя такого клиента, какой он есть; таким образом, мы можем определить степень интеграции каждого и помочь приспособиться к обстоятельствам жизни, а не критиковать недостаточную интеграцию клиента. Благодаря этим принципам и наша философия и наш подход позволяет нам постичь других и подойти к ним и к себе как к целому.

По мнению В.Райха, автора подхода, не­вротические и психосоматические проблемы являются следст­вием застоя биологической, сексуальной по своей природе энер­гии, которую он назвал оргонной. Застой приводит к фиксации энергетических блоков на той или иной группе мышц, создавая в них напряжение, становящееся со временем хроническим. Так появляется «мышечный панцирь», который можно считать универсальным эквивалентом подавления эмоций. «Мышечный панцирь» становится основой формирования «брони характера», что создает благоприятную почву для развития невротиче­ского характера. По Райху, в «мышечном панцире» можно вы­делить семь основных защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, которые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Они располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза. Телесная терапия направлена прежде всего, на восстановление свободного протекания оргонной энергии через тело путем «распускания панциря» в каждом сегменте. Для достижения этой цели используются три основные техники: глубокое дыхание, через которое скапливается энергия; мануальное воздействие на хронические мышечные за­жимы (массаж, давление, касания, разминание мышц); вербальный анализ и откровенная проработка совмест­но с терапевтом причин возникновения мышечных зажимов.

Любое эмоциональное состояние, по мнению М.Фельденкранза, отпечатывается на матрицах нервно-мышечной сис­темы и порождает в них хронические блоки, которые, в свою очередь, оказывают отрицательное влияние на психику. По его мнению, в результате возникновения этого порочного круга уси­ливается деформация образа Я, он становится аморфным и не­структурированным. Метод М.Фельденкрайза «является одним из подходов телесной терапии, который направлен на ут­верждение и структурирование образа Я, расширение самосо­знания, восприятия и развития собственных возможностей» (Э.А.Цветков, 1995, с.171).

В тренингах личностного развития приемы телесной терапии используются достаточно активно ввиду их эффективности при снятии некоторых психосоматических симптомов, а также для преодоления физического и психического напряжения, создания ощущения раскрепощенности и свободы, что, в свою очередь, позволяет активизировать личностные ресурсы в отношении психологического роста и процесса самопознания.

7.2.6. Технологии групповой работы в нлп

Групповая работа в НЛП чаще всего используется для обучения эффективной коммуникации.

Под нейро-лингвистическим программированием понимают процесс моделиро­вания внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса.

Одним из главных отличий НЛП от других психологических направ­лений является отсутствие всякого интереса к содержанию процессов коммуникации, а вместо этого - изучение структуры процесса: всех последовательных шагов програм­мы взаимодействия или внутрен­него действия у наиболее эффек­тивно коммуницирующих людей. Описание этой структуры необходимо делать, опираясь только на категории сенсорного опыта, в котором специалисты НЛП выделяют три основные модальности - визу­альную, аудиальную и кинестетическую. Наиболее содержательными показателями невербальных отве­тов в процессе коммуникации в НЛП считаются стереотипы гла­зодвигательных реакций, которые связаны с преобладанием опре­деленной модальности в структуре внутреннего опыта человека. Эти невербальные сигналы раскрывают для нас репрезента­тивную, ведущую и референтную системы собеседника. Под «ведущей системой » авторы НЛП имеют в виду систему, исполь­зуемую для поиска определенной информации. «Репрезентативная система » - это то, что уже введено в сознание и обозначено опре­деленными словами. «Референтная система » - это то, с помощью чего вы решаете, является ли известная вам информация истин­ной или ложной» (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 28). Определить эти системы позволяют также специфические предикаты, используемые в речи человека (например: «я вижу эту проблему так...», «перспективы для меня ясны », «вопрос освещен со всех сторон» и т.д.).

Изучение структуры субъективного опыта необходимо специалистам НЛП для того, чтобы помочь челове­ку изменить свое поведение. Как считают авторы, практически все психологические проблемы возникают у людей из-за субъективной невозможности вырваться из цепей привыч­ных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации должно иметься не менее трех возможностей выбора, иначе он становится рабом одной-единственной программы.

Одним из самых мощных средств, используемых для этой цели в НЛП, является установка «якоря». Под этим термином имеют в виду введение дополнительного компонента в любую сенсорную систему человека, установление связи между некоторым определенным состоянием сознания че­ловека и каким-либо действием психолога. Чаще всего для этого используется кинестетическая система. Психофизиологическим механизмом «якорения» служат условные рефлексы. Благодаря подобному перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, из которых он делает наилучший выбор.

Специфическая особенность НЛП заключается в том, что в этом направлении безусловное предпочтение отдается подсознательному выбору вариантов поведения. Если психологи и психотерапевты других школ видят свою задачу в том, чтобы оказать помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознательном поиске путей их решения, то специалисты НЛП считают главным присое­диниться к подсознанию клиента, минуя его сознание, коммуницировать именно с подсознанием, причем, как уже было сказано выше, попытаться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержание проблем данного конкретного человека. Они осно­вываются на убеждении, что «люди имеют ресурс, необходимый им для того, чтобы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к этим ресурсам в соответствующем контексте» (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с.143).

Вследствие четкости предлагаемых рекомендаций, их поразительной эффективности, сочетающейся с минимальными вре­менными затратами, методы НЛП могут быть использованы практически в любой психотехнологии. Особенно действенными, как показывает опыт, эти приемы и техники оказываются в групповой работе по развитию самосознания.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на реально сущест­вующую опасность некорректного и неэтичного использования методов НЛП в манипулятивных целях, поскольку очень распро­страненным приемом в этом направлении является введение уча­стников группы в трансовое состояние сознания, в котором путем «якорения» возможно введение почти любых поведенческих про­грамм. Поэтому работа в техниках НЛП оставляет на совести психотерапевта или психолога этичное применение этих техник. Хотя это замечание можно отнести ко многим наиболее эффективным техникам из других психологических направлений.

Упражнения и приемы, характерные для той или иной пси­хологической школы тренинга, являются не более чем инстру­ментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего. Вследствие этого мы считаем, что даже жестко манипулятивные внешне приемы НЛП могут быть использованы не в целях манипуля­ции, а в целях облегчения процессов самораскрытия и самоактуализации участников группы.

Селиванова Дарья Александровна

Телесно-ориентированная психотерапия – это одно из современных направлений в психологической практике, возникшее около века назад в Америке, благодаря работам Вильгельма Райха и ставшее вскоре одним из самых распространенных, благодаря своей инновационности и эффективности. Это направление уникально тем, что привычная психологическая работа дополняется работой с телом человека.

В рамках любых восточных духовных практик, таких как йога, цигун и пр. тело никогда не рассматривается отдельно от психики, и это не случайно. Дело в том, что тело – это такое же отражение нашей психики, как и эмоции или мысли. Многим это покажется удивительным, но тело хранит следы всех важных событий, переживаний, и порой даже более точно, чем память.

Известно, что любая эмоция имеет свое телесное проявление. И оно не ограничивается только лишь жестами или мимикой. В эмоции принимает участие все тело.

Совсем не сложно понять: злится сейчас Ваш любимый пес или радостен. Его тело говорит само за себя. Так и человеческое тело реагирует на эмоциональное состояние соответствующим образом. И если в жизни человека преобладают радостные эмоции и чувства, то и тело «радуется». А если негативные чувства – то и тело также «горюет, тоскует и гневается».

Это проявляется в соответствующих физиологических изменениях. Например, при негативных эмоциях происходит напряжение основных групп мышц, которые помогают дать обидчику сдачи или убежать, ускоряется сердцебиение, повышается частота сердечных сокращений и артериальное давление, увеличивается свертываемость крови и уровень сахара в крови. Таким образом, народные поговорки «кровь в голову ударила» или же «от страха сердце готово выскочить из груди» имеют вполне конкретную физиологическую основу.

Каждый, кто вспомнит человека, находящегося в состоянии гнева, сможет перечислить множество телесных проявлений этой эмоции: и сжатые челюсти, и напряженная шея и плечи, и быстрое дыхание, и кулаки. Так вот тело имеет особенность не только реагировать физиологическими изменениями на эмоциональное состояние, но и хранить эти изменения, если эмоция не выражается. Представляете, сколько напряжения хранится в теле человека, который постоянно злится на кого-то, но по той или иной причине не может эту злость проявить?

Телесно-ориентированный подход имеет весомые преимущества перед другими направлениями при работе с эмоциональными проблемами. Ведь эмоциональная сфера не подчиняется рациональному контролю. Неоднократно приходиться слышать, что клиент уже обладает всеми нужными знаниями, прекрасно понимает, что и как нужно изменить, но.… У него, к сожалению, ничего не получается.

В критический момент человек срывается на привычный, стереотипный способ реагирования, ведомый нахлынувшими на него эмоциями – раздражением, страхом, злостью, тревогой. Все потому, что логическое мышление – это результат деятельности левой лобной доли головного мозга. В то время как за эмоции ответственна правая доля. Вот и получается, что человек работает с одной сферой – рациональной, а в коррекции нуждается совсем другая сфера – эмоциональная.

Телесно-ориентированная психотерапия позволяет научиться слушать и понимать свое тело, а, следовательно, и эмоции. Ведь связь тела и эмоций не односторонняя. Если эмоции влияют на тело, то и через тело можно влиять на эмоциональное состояние. С помощью телесно-ориентированной психотерапии можно избавиться от гнетущих тяжелых переживаний и перестать их накапливать.

Специалист во время работы создает для тела такие условия, чтобы мышцы, которые были напряжены – смогли расслабиться, чтобы дыхание стало более равномерным и глубоким, чтобы человек смог снять телесное, а, следовательно, и эмоциональное напряжение. При этом клиент не теряет осознания происходящего, в отличие от гипноза, а всего лишь находиться в состоянии расслабления, или по-научному «кинестетического транса».

Когда человек фиксирует свое внимание на телесных ощущениях, то он тем самым активирует правую часть мозга. И получается, что работа идет именно с той областью, которая и нуждается в коррекции. При этом клиент может полностью контролировать происходящее, что позволяет избежать опасений, связанных с «вмешательством в его психику» другого человека, пусть даже и профессионального специалиста.

Безусловно, рациональные методы и техники нужны и важны, но они недостаточны и малоэффективны, когда речь идет об эмоциональных проблемах.

Таким образом, телесно-ориентированный подход позволяет эффективно преодолевать эмоциональный проблемы разной степени. Это могут быть незначительные трудности: усталость, бессонница, раздражительность, невозможность полноценно отдохнуть, повышенная впечатлительность и чрезмерная эмоциональность. Но также могут быть и более серьезные проблемы: комплексы и страхи, неуверенность в себе, фобии, панические атаки, чрезмерная забота о своем здоровье и здоровье близких, тревожные расстройства и пр.

Кроме этого, телесно-ориентированная психотерапия является крайне эффективной в работе с психосоматическими расстройствами. Существует ряд заболеваний, которые возникают по психологическим причинам. В их основе – все те же эмоциональные нарушения. Традиционно к ним относят: вегето-сосудистую дистонию, болезни сердечнососудистой системы (в частности, ишемическую болезнь), гипертонию, сахарный диабет, язвенные болезни, бронхиальную астму и пр. Однако список болезней может быть гораздо шире. Зачастую, даже обычное простудное заболевание может оказаться психосоматическим. Как это происходит?

В основе лежит неосознанное желание человека «заболеть». Это может показаться невероятным, но все же. Несмотря на очевидные минусы болезни, есть и плюсы: больного человека жалеют, ему уделяют много внимания, к нему предъявляют меньше требований. Он может много не делать, многого избегать. Так вот бывает, что эта самая «выгода» болезни настолько важна для человека, что он бессознательно старается заполучить ее, даже в ущерб собственному здоровью. И получается, что на уровне сознания человек хочет поправиться, а на уровне бессознательном – болеть. А так как бессознательная часть психики у нас больше, нежели сознательная, то болезнь – побеждает.

Или же возможна другая ситуация: человек долго находиться в состоянии стресса. Стрессом может быть не только какое-то отдельное событие. Например, работа, вызывающая постоянное напряжение из-за своей сложности или не сложившихся отношений в коллективе – это тоже стресс. Организм такого человека работает на пределе. А любому, даже самому сильному и здоровому человеку, необходимо время для отдыха и восстановления.

Если этого не происходит, такие стрессы накапливаются, и через какое-то время наступает критический момент. Представьте, что Ваш организм – это веревочка, к которой снизу привязан груз. И с каждым новым стрессом груз становиться все тяжелее и тяжелее. Постепенно, веревочка начинает рваться в самом уязвимом месте. Но этот процесс также постепенный, так как сначала протирается одна ниточка, затем другая…

И мы замечаем, что что-то не в порядке только тогда, когда веревка полностью обрывается. И каковы в большинстве случаев наши действия? Быстро, наспех, связать эту веревку, даже не подумав о том, чтобы отцепить груз снизу. Да и завязываем обычно с обещанием, что вот потом, когда будет время, то перевяжем веревку покрепче, а пока и так сойдет.

Добавим еще, что стрессов в нашей жизни намного больше, чем мы привыкли думать. Современные ученые считают, что, например, каждая поездка в метро – это стресс, так как спуск под землю для человека является эволюционно и биологически неестественным. Стрессом также являются наши ежедневные передвижения на большие расстояния и встречи с большим количеством людей, которые нам незнакомы, а значит, неосознанно воспринимаются нами как враждебные. Даже такие радостные события, как свадьба, отпуск, или банальная поездка за город – это тоже стресс, какой бы приятный он ни был.

Вот и получается, что человек заболевает потому, что устал, что хочет отдохнуть. Или же, потому что ему нужно внимание и забота близких. Или он боится брать на себя какую-то ответственность, обязанности. И причина его болезни лежит в психологической сфере, а отнюдь не в медицинской. Поэтому и работа с такими заболеваниями должна вестись не только и не столько врачами, сколько психологами и психотерапевтами. И в работе с такими заболеваниями телесно-ориентированная психотерапия является, безусловно, очень эффективной.

Однако этим перечнем список показаний не ограничивается. Многие люди не понимают, что у них есть эмоциональные трудности. Такой человек может не осознавать, что причина его проблем глубже, чем он привык считать.

Рассмотрим пример: мама никак не может найти подхода к своему ребенку. Тот не слушается, часто закатывает истерики, бунтует по поводу и без. При более глубоком взгляде на ситуацию оказывается, что мама сама достаточно часто срывается на малыша, кричит, не может заставить его слушаться, не применяя наказания или угроз. Причем мама уже «начитанная», знает, что нужно действовать по-другому, но не получается. Почему?

В основе – все те же эмоциональные трудности. У мамы есть эмоциональные проблемы, ей сложно самой совладать со своим раздражением, сложно не обижаться на ребенка. Однако ведь изначально проблема, которая была заявлена, заключалась не в эмоциональных трудностях мамы, а в непослушании малыша.

Еще одним плюсом телесно-ориентированной психотерапии является приобретение нового навыка – умения понимать и слушать свое тело. А это в свою очередь позволяет лучше понимать себя и свои эмоции.

Вот пример: моя клиентка поехала на встречу, чтобы договориться об определенной работе, которую должна была сделать для нее некая фирма. После заключения договора прошло немного времени, и она почувствовала тошноту. Раньше она не обращала внимания на таки мелочи. Но теперь, зная, что любые телесные ощущения является подсказками, она задумалась: чтобы это могло значить? Путем несложных размышлений и анализа последних событий, она пришла к выводу: она согласилась на неприемлемые для себя условия. Постеснялась отказаться, так как это было не совсем удобно. Ей не хотелось расстраивать этих людей, ведь они потратили на нее свое время.

В итоге – теперь для нее будут выполнять работу, которая ей не нужна, да и к тому же является слишком дорогой. Проанализировав это, она перезвонила, отказалась от услуг данной фирмы. Практически сразу после звонка тошнота прошла и самочувствие улучшилось. Таким образом, были сэкономлены деньги, время, а главное – обретено хорошее самочувствие и настроение.

Благодаря телесно-ориентированной психотерапии человек научается лучше понимать себя, свои эмоции, свои переживания. А это позволяет перестать накапливать негативные чувства, а значит – становиться более счастливым и радостным.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Основные конфигурации нижних и верхних планет Внутренние планеты могут иметь следующие конфигурации Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою Реферат: Действие солдат в бою Что должен уметь солдат в бою Функции приставок в сочетании с глаголами движения Функции приставок в сочетании с глаголами движения