Что стало с Анатолием Кашпировским, Алланом Чумаком и другими знаменитыми психотерапевтами-"целителями"? Кашпировский: великий и ужасный В зоне особого внимания.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Имя Анатолия Кашпировского знали миллионы жителей Советского Союза. Гипнотерапевт собирал у экранов телевизоров страждущих избавиться от болезней при помощи его лечебных сеансов. До сих пор нет единого мнения о том, что же это было - чудо или шарлатанство.

Детство и юность

В самом начале биография Кашпировского не предполагала всесоюзной, да что там - мировой популярности. О месте рождения Анатолия Михайловича информация расхожая - то ли это село Ставница, то ли город Проскуров (нынешний Хмельницкий) в Украине. На официальном сайте и вовсе местом рождения указан поселок Меджибож. Анатолий родился в августе 1939-го, по национальности он, как предполагают СМИ, еврей. В семье росли еще брат и две сестры.

Принцип воздействия, практикуемый им самим, Кашпировский называл программированием внутренних резервов человеческого организма на самоисцеление, а работу с аудиторией - практической философией. Необходимые лекарства уже содержатся в теле в микродозах, и специальное влияние извне активизирует их действие, что в конечном итоге ведет к выздоровлению, уверял он. Впрочем, в результатах труда действительно поражала регенерация соединительной ткани: исчезновение шрамов, ожогов, следов обморожения.

В 1996-м у Анатолия, по собственному признанию, взыграло самолюбие: он предложил неслыханную акцию - провести 10 операций под обезболиванием из космоса. Как ни странно, начальник Звездного городка, космонавт Петр Климук, согласился. Психотерапевт не прошел летные испытания на тренажерах, но посчитал, что путь в небо преградили лица, не заинтересованные в успехе его методов лечения. Если бы задумка удалась, то даже церковь согласилась бы с тем, что он обладает даром исцеления.

Личная жизнь

Первая супруга Анатолия, Валентина, родила ему сына Сергея и дочь Елену. Сын фамилию отца не носит. Дочь с мужем и ребенком уехала в Канаду, после развода перебралась в Америку. Есть внук Шон и внучка Инга, трехкратная чемпионка Штатов по карате.

Анатолий Кашпировский - психотерапевт, известный на территории всего Советского Союза. Знаменитые сеансы здоровья помогли ему завоевать популярность. Но можно ли считать его великим целителем или он очередной шарлатан?

В статье:

Анатолий Кашпировский - биография

Анатолий Михайлович рожден 11 августа 1939 года в городе Проскуров, ныне Хмельницкий. Две его сестры и брат не отличались удивительными способностями. В период Великой Отечественной войны, когда отец будущего психотерапевта был отправлен на поле боя, семья переехала в Казахскую Советскую Социалистическую Республику.

1951 г. Украина. С родителями

Кашпировский был обычным ребенком, поступил в медицинский институт, из которого выпустился в 1962 году. После получения высшего образования 25 лет проработал в психиатрической больнице имени академика А. И. Ющенко в Виннице. Психотерапевтическая карьера была успешной.

Он был специалистом по ЛФК, психотерапевтом команды Советского Союза по тяжелой атлетике, управляющим центра психотерапии УССР с 1989 по 1993 год. За это время Кашпировский успел завоевать авторитет среди коллег и стал известным экспертом.

Анатолий Кашпировский в молодости

Кашпировский - лечебные сеансы, карьера на телевидении

Лечебный сеанс, установка на излечение - то, с чем ассоциируется имя Анатолия Кашпировского.

Популярность настигла Анатолия Михайловича в 1988 году, после того как были проведены два больших телемоста Киев-Москва и Москва-Киев. Цель эксперимента - подтвердить, что даже при отсутствии непосредственного контакта можно психологически воздействовать на пациента.

Исследователи уверяли, что в ходе трансляции Москва-Киев 31 марта 1988 года было сделано обезболивание на дистанционном уровне во время серьезного хирургического вмешательства.

Любовь Грабовская, операция на молочной железе

Пациентке Любови Грабовской должны были провести операцию на молочной железе. Эксперимент проводился при помощи академика-онколога Н. М. Бондаря и врача И. Королёва, широко известного в медицинских кругах.

Успех был головокружительным. Лечебная методика Кашпировского стала востребованной. В этом же году на украинском телевидении начали появляться передачи с Кашпировским.

На этот раз он гарантировал излечение детей от энуреза. Впоследствии появились данные, что за 3 часа 15 минут удалось оздоровить около 72% детей. На тот момент это было около 800 тыс. человек.

Однако на этом волшебные сеансы Кашпировского не закончились. 2 марта 1989 года состоялся телемост Киев-Тбилиси. Он вызвал еще больший резонанс.

Во время телемоста при помощи своего удивительного метода Анатолий дистанционно обезболивал две операции одновременно. Вырезание грыж у О. Б. Игнатовой и Л. Н. Юршовой проходило под руководством академика Г. Д. Иоселиани, работали хирурги З. Мегрелишвили и Г. Бочаидзе. Во время телемостов гипноз не применялся.

Иоселиани прокомментировал эксперимент так:

Это не чудо - это сверхчудо!

С 1989 года начинается головокружительная карьера Кашпировского на телевидении. После встречи с представителями студии «Останкино» за год в эфир вышло 6 оздоровительных сеансов от врача Анатолия Кашпировского.

Психотерапевт гарантировал, что за 6 часов сможет излечить около 10 млн человек от разнообразных недугов. Передача выходила по воскресеньям 2 раза в месяц. На протяжении 1990 года лечебные сеансы показывали во Вьетнаме.

В 1991 году Анатолий даже выступил с докладом в штаб-квартире ООН. Там он предложил использовать свою методику, которая, по его мнению, может помочь людям, пострадавшим от радиоактивного излучения, больным СПИДом.

Кашпировский издал несколько книг и монографию. Его работы «Пробуждение», «Верь в себя», «Мысли на пути к вам» имели немалый успех.

Работа в качестве политического деятеля

Анатолий Михайлович активно участвовал и в политической жизни Российской Федерации. В 1993 году он стал депутатом Государственной думы от ЛДПР по 189-му Ярославскому избирательному округу.

13 января в Госдуме была организована фракция партии, но психотерапевт в нее не был зачислен, так как на тот момент проживал на территории Соединенных Штатов Америки.

5 марта он послал факс и заявил о выходе из фракции, объяснив это тем, что его взгляды не сходятся со взглядами Жириновского. В свое время он обвинил Владимира Вольфовича в пропаганде военных действий и расизме. Окончательно Кашпировского исключили из партии только 1 июля 1995 года.

Методы лечения

Психиатр заявляет, что воздействует именно на физические нарушения в человеческом организме (психические отклонения излечить не в силах). На ток-шоу «Пусть говорят» 14 декабря 2005 года Кашпировский отметил:

С больным мозгом излечить невозможно, больной мозг я не лечу.

Анатолий утверждает, что использует в своей работе психотерапевтические методы, которые способны включить в теле пациента восстановительные процессы. В результате в организме вырабатываются жизненно важные вещества. Они помогают избавиться от болезненных ощущений, симптомов и в конечном итоге от самой болезни.

Наш организм - это аптека, вся таблица Менделеева.

Эту фразу нередко повторял Анатолий Михайлович. Он уверяет, что любые лекарства уже содержатся в теле человека, правда, в минимальных дозах. Их недостаток и приводит к заболеваниям.

Если же извне запрограммировать организм так, чтобы он сам регулировал количество лекарств в организме, можно нормализовать все жизненные процессы.

Кашпировский не единственный лекарь в СССР. Также были известны , Грабовой и другие. Нередко публика пытается приписать Кашпировскому и Чумаку некое противостояние.

Однако незримой битвы между ними не было. Кашпировский не позиционировал себя как экстрасенса, утверждал, что они используют абсолютно разные методы, поэтому сравнивать их бесполезно.

На Первом канале в 2002 году вышел документальный фильм «Кашпировский против Чумака». Но эксперты сходятся во мнении, что события, показанные в картине, значительно приукрашены.

Происшествие в Будённовске

Кашпировский - миротворец. Буденновск, 1995

В 1995 году в Будённовске произошел террористический захват, в ходе которого Анатолий позиционировался как миротворец. Он взял на себя роль переговорщика в противостоянии федеральных сил и лидера террористов Шамиля Басаева. Происходящее описано Сергеем Гамаюновым в книге «Буденновск: 10 лет спустя».

Стоит отметить, что психотерапевт тогда смог спасти многих. Современники утверждают, что именно благодаря дипломатическим способностям Анатолия Михайловича большая часть людей была освобождена.

В подтверждение этого факта есть документальное видео, где ситуацию описывает Шамиль Басаев. Поступок только усилил веру граждан в невероятный дар Кашпировского.

Где сейчас Кашпировский?

Сегодня Анатолий Михайлович проживает на территории Соединенных Штатов Америки, однако время от времени навещает свою квартиру на территории Украины. В России не так давно появилась идея продолжать трансляцию сеансов психотерапевта, но проект так и не был реализован.

У целителя до сих пор есть поклонники, которые искренне верят в методику лечения своего гуру. Некоторые утверждают, что сумели излечиться благодаря Кашпировскому. Известно, что у целителя есть сын, однако он носит другую фамилию. Психотерапевт старается оградить наследника от контактов с прессой.

Лженаука или реальные чудеса?

Многие современные целители, подобно Кашпировскому, не устают удивлять людей, которые верят в чудо. Однако реальны их способности или это все самообман?

Если верить академику Э. П. Круглякову, председателю Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, ничего мистического и удивительного в работе таких психотерапевтов нет.

Кругляков уверяет, что Лонго, Кашпировский, Чумак, и прочие очень далеки от врачебной практики. Академик считает, что волшебная исцеляющая сила - простое самоубеждение. В реальности она очень опасна для людей, так как целители не устраняют проблему, а запускают ее.

Кратковременное облегчение всего лишь надежда на лучшее, на положительный результат, но о полном выздоровлении речи идти не может.

Негативно в 1989 году высказалась относительно подобных лечебных сеансов и Русская православная церковь. Ее представители уверяют, что с большой радостью отправляли бы людей на исцеление с помощью данной методики. Однако люди в трансе, странно двигающиеся, рыдающие и тут же смеющиеся, не выглядят здоровыми или излечившимися. Скорее всего, это напоминает своеобразный акт экзорцизма. Ведь так себя могут вести только одержимые нечистым.

Негативные отзывы получила работа Кашпировского и от евангельских христиан-баптистов. Пресвитер в городе Мытищи Л. Сергиенко уверяет:

О, как глубоко заблуждается тот, кто хоть на мгновение подумал, что все это благо, такой человек не знает, к какому печальному концу приводят подобные подарки от диавола - отца лжи.

Сеансы Кашпировского действительно принесли ему немалую популярность, но до сих пор сложно сказать, было это реальное лечение или грандиозная афера. Каждый сам решает, верить ему в удивительные способности целителя или нет.

Вконтакте

Наталья Петровна Бехтерева (1924-2008) — советский и российский нейрофизиолог. Академик РАН (АН СССР до 1991 года) и РАМН (АМН СССР до 1992 года). С 1990 года научный руководитель Центра «Мозг» Академии наук СССР, а с 1992 года — Института мозга человека РАН (Санкт-Петербург). Доктор медицинских наук, профессор. Внучка В.М. Бехтерева. Лауреат Госпремии СССР в области науки. Кавалер ордена Ленина. Ниже размещен фрагмент из ее книги: Магия мозга и лабиринты жизни. - СПб.: Нотабене, 1999.

Наталья Петровна Бехтерева. 1974 год. РИА Новости

Я всю свою долгую жизнь изучала живой мозг человека. И, так же как и все, в том числе и люди других специальностей, неизбежно сталкивалась со «странными» явлениями. Причем очень многое - фальшивка, шарлатанство; многое только кажется странным, его можно объяснить уже сейчас, и, таким образом, многое «сверхъестественное» (странное) становится естественным. Но не всё. «Есть многое на свете, друг Горацио…» И вот о многом, что как бы есть и чего как бы нет, что почти все знают, но либо обходят молчанием, либо яростно критикуют, навешивая ярлыки, я тоже расскажу здесь. Потому что я не хочу делать вид, что этого нет. Потому что я надеюсь, придет время - и «странные» явления будут более понятными, что, кстати, отсечет дорогу и шарлатанам всех мастей. Потому что лишь приняв их в расчет - и, конечно, не только то, о чем я пишу, а и многое, о чем я не пишу, - можно будет себе представить более полную картину того, как же мыслит человек. И, может быть, более полно - что такое человек.

<…> Полупопулярная литература после создания реанимационной службы все больше наполняется сообщениями о выходе чего-то (души?) из тела - с возвратом в него, естественно, в случае оживления. Это описывается разными авторами и наблюдается далеко не у всех больных. Почему? Известный нейрохирург А. после двух клинических смертей на вопрос: что там? - отвечал: там черная яма… Только ли «реанимационный» это феномен? Или выход души из тела может наблюдаться и не рядом со смертью? Также невероятными кажутся сообщения о контактах отдельных лиц с теми (или душами тех), кто ушел из жизни…

Словом, «Зазеркалье». Против врачебно-вредящих влияний на расстоянии выступила наша Церковь, против описания реанимационных феноменов - американская ортодоксальная церковь. Однако в разговоре с владыкой Иоанном, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, прозвучали совсем другие акценты. Мы говорили о как будто бы поступившем в Санкт-Петербург приборе, очень нужном нам для диагностики больных с болезнями мозга, для нас - подсобном к позитронно-эмиссионному томографу. Прибора мы не получили, у владыки были на него свои планы, однако его заинтересовали наши мысли о прорыве в очень трудно познаваемые области науки. В соответствии с формулами, принятыми в Церкви, владыка неожиданно для меня произнес: «Благословляю вас на эти исследования». Как мне потом разъяснили, это примерно то же, что в светской жизни приказ к действию. Не просто одобрение научного интереса к «странным» явлениям, а приказ изучать их.

<…>Сначала все казалось исключениями: пророчества болгарки Ванги; общение с теми, кого уже нет, американца Андерсена; влияние на аудиторию и отдельных людей Кашпировского. Мы с детства слышали о пророках, о ясновидящих. Но это были какие-то особые люди, жившие давно, да иногда казалось: а жившие ли? И так ли все было? Мы знаем, как лжет история народов, написанная «ориентированным» человеком, а не безразличным монахом-летописцем. Почему бы не лгать истории личностей? Почему бы не выдумать героев, если они нужны - ну мало ли для чего?

<…>Как же обстоит дело со «странными» явлениями сейчас, на границе третьего тысячелетия? Оставим пока рассуждения, посмотрим факты. Была будто бы реальная пророчица. Жила она в Болгарии, близ города Петрич, в селе - вернее, принимала посетителей в селе, а жила в самом Петриче, - Евангелина, тетя Ванга, к которой приезжали узнать, что с пропавшей коровой, что с пропавшим человеком, будет ли жить больная, - да мало ли о чем может захотеть узнать человек.

Приехала я в Болгарию, когда мы все были воодушевлены нашей революцией сверху, нашей перестройкой, - и не узнала Болгарию после почти тридцатилетнего перерыва. Кругом все так же, как в то время у нас, - пустые прилавки, специальные закрытые магазины для партийно-государственной элиты и почетных гостей. А и там-то какое убожество! (Мы сейчас забыли, что в конце правления Брежнева именно так жили, спасаясь низкими ценами на продукты первой необходимости и знакомством со спекулянтами.) Мои научные лекции в Болгарии шли при закрытых дверях: не дай Бог, я поделюсь нашими восторгами (время разочарований и негативизма было еще впереди). Мы стали угрозой устоявшемуся раю элиты, и элита это хорошо чувствовала. Все это меня - в тогдашней нашей эйфории - не очень-то встревожило. К Ванге! К Ванге!!!

Но сначала все-таки пришлось заехать на чашку кофе к секретарю горкома Петрича - правила игры распространялись и на «чудеса», или, как мы приняли ранее, «странные» явления. Правда, речь шла о прекрасной Болгарии, о ее южных краях (естественно, наиболее прекрасных), и о том, что мне надо торопиться. Кстати, действительно не опоздать к Ванге помог только переход на летнее время, не учтенный в нашей поездке и не учитываемый Вангой. Она, как выяснилось позднее, всегда очень точно (слепая!) знала, который час, но не признавала переходов ни на летнее, ни на зимнее время. Или, судя по реальности, с которой я встретилась при посещении Ванги, она жила всегда по тому времени, которое у нас называется зимним.

До этой поездки я видела в Софийской студии документальных фильмов фильм о Ванге. Он, безусловно, впечатляет, однако ни в какое сравнение не идет даже с короткой личной встречей. Ведь не секрет, что, какие бы чудеса мы ни увидели в записи, сделанной не нами, мы вносим поправку в то, что видим на экране, равно как будет вносить поправки и любой другой зритель, если «чудеса» будем на пленке предъявлять мы.

Водитель оставил машину метрах в трехстах от домика Ванги, на пыльной проселочной дороге, по которой мы и пошли дальше. Там же стояло еще несколько машин посетителей, приехавших ранее нас. Иными словами, звуки приехавшей и не близко от дома Ванги остановившейся машины не только вообще, но и в тот день не могли считаться чем-то специально привлекающим внимание. А шли мы по мягкой от пыли проселочной дороге, и, таким образом, шаги наши не были слышны. И тем не менее вскоре после того, как я подошла к забору вокруг дворика при домике Ванги и встала за одним из многочисленных жаждущих встречи с Вангой, раздался ее пронзительный голос: «Я знаю, что ты приехала, Наталья, подойди к забору, не прячься за мужчину». Так как я всего этого не ожидала, да еще не Бог весть как понимала болгарско-македонскую речь Ванги, то сообразила, что произошло, с третьего или с четвертого перевода, - люди обернулись ко мне и, как могли, объяснили, о чем идет речь, что сказала Ванга. О моем приезде в этот день Ванга была предупреждена заранее, ей могли сказать, что я приехала, - так спокойно я восприняла эту первую «странность». Прием посетителей начался в точно назначенное время, и Ванга сразу же прислала ко мне кого-то из своих близких сказать, что не принимает меня среди первых, так как ей нужно «войти в определенное состояние, разогреться».

Перед встречей с Вангой я очень хотела помолчать и сосредоточиться. Но, случайно или нет, мое окружение, приехавшие со мной медики, сделало все, чтобы это было невозможным. И я договаривала ответ на какой-то очередной вопрос, когда меня позвали к Ванге. Малюсенькие деревенские сени - ну, что-нибудь метра два на полтора. У окна стол. Против входа на стуле за этим столом сидит Ванга, «тетя Ванга», которая всех называет на «ты» и которую надо также называть на «ты». Она слепая, лицо перекошено, но по мере того, как на нее смотришь, лицо кажется все более и более привлекательным, чистым и милым, хотя она поначалу была уж никак мной не довольна. Не было у меня традиционного куска сахара, который я должна была сутки держать при себе до прихода к ней, - по убеждению Ванги, кусок сахара за сутки впитает в себя информацию о приходящем, а затем Ванга пальцами рук ее считывает. Традиционный подарок… Я подарила ей чудный павловопосадский платок в полиэтиленовом пакете. Ванга протянула руку за сахаром. «Нет у меня сахара, тетя Ванга…» Вынула из пакета платок: «Ах, да ты же совсем его не трогала» - и начала поглаживать полиэтиленовый пакет. «Ты зачем пришла? Что знать хочешь?» - «Ничего специального, - ответила я, - хотела познакомиться с тобой. Я исследую свойства мозга человека, и мне хотелось самой поговорить с тобой». - «Для науки, значит, ну да. Марию знаешь? Якова знаешь? Сергея?» - «Нет, тетя Ванга, не знаю».

Помолчала Ванга, откинулась на стуле, что-то недовольно пробормотала (кажется, о науке) и вдруг слегка отклонилась влево, лицо стало заинтересованным. «Вот сейчас твоя мать пришла. Она здесь. Хочет тебе что-то сказать. И ты ее можешь спросить». Зная, что Ванга нередко говорит о недовольстве ушедших в иной мир родственников, о том, что они сердятся из-за невнимания детей к их могилам, я, ожидая того же ответа, сказала Ванге: «Мама, наверное, сердится на меня». (Мама умерла в 1975 г., я у Ванги была в 1989-м. Я после смерти мамы ездила пять лет подряд к ней на могилку.) Ванга послушала-послушала и вдруг говорит: «Нет. Она на тебя не сердится. Это все болезнь; она говорит: это все болезнь». (Кстати, мама при жизни часто именно так и говорила.) И далее - мне, одновременно показывая руками: «У нее же был вот такой паралич. - Руки Ванги имитируют дрожание. - Вот такой». - «Паркинсонизм, - комментирую я. - Да, да, правильно, паркинсонизм. Так и было, мама двенадцать лет болела тяжелейшим паркинсонизмом…»

«У матери к тебе две просьбы: сходи к монахам и закажи, чтобы ее поминали. К монахам». - «В Ленинграде, - спрашиваю я, - в Москве?» - «Да нет, к монахам». - «Загорск?» - «Да, да, Загорск. А вторая просьба - поезжай в Сибирь». - «Навсегда? Когда? Куда?» - «Куда тебе сказано, в Сибирь. Не навсегда. Когда? Сама поймешь, скоро… А что это - Сибирь? - Ванга смеется. - Город? Место?» - «Да никого у меня в Сибири нет. И зачем я туда поеду?» - говорю я. Ванга: «Не знаю. Мать просит». Кстати, совершенно неожиданно по приезде в Ленинград я получила приглашение в Сибирь на чтения, посвященные моему деду - академику В.М. Бехтереву. И не поехала. И жалею об этом до сих пор. Значительно более поздняя поездка оказалась просто приятной: Байкал красив и с пологой и со скалистой стороны. Может быть, если бы… Но кто может сейчас ответить на этот вопрос?!

А дальше Ванга начала меня спрашивать: «Где твой отец?» - «Не знаю», - не совсем правду ответила я. «Как же ты не знаешь, ведь это же было убивство, убивство! А где гроб? (Гроб - это могила.) Гроб его где?» - «Не знаю». - Здесь уже правда. - «Как же ты не знаешь, ты должна знать, ты постарайся - и будешь знать». Ах, Ванга, Ванга, подумала я, ну кто же мне скажет, где лежат кости моего расстрелянного отца! Сказали. Переспросила через другие каналы. Подтвердилось. Весьма вероятно, что вместе с такими же несчастными мой отец похоронен вблизи Ленинграда, в Левашово… «А ты зачем ходишь к замминистра? Не твой это человек, пообещает - и ничего тебе не сделает, ходи к министру. Это - твой человек» (Ванга). Действительно, в последнее время я пробовала решать организационные, строительные и денежные вопросы с заместителем министра здравоохранения СССР. Ничего из этого не вышло. Позже я к нему, по крайней мере систематически, не обращалась. Трудна директорская должность, особенно директора вне Москвы. От этой непролазной бюрократии я уставала больше, чем от всего остального. Поэтому и решила избавиться от директорства к 65 годам. О чем объявила в 64 года вполне официально. Чем и развязала в институте яростную борьбу за власть. Но об этом - в другом месте.

Мне казалось, что о моих походах к замминистра тетушка Ванга уж никак не должна была знать. Догадалась случайно? Сейчас полагаю - догадаться об этом невозможно: мои приезды в Москву были в разное время. Дальше: «Что-то я очень плохо вижу твоего мужа, как в тумане. Где он?» - «В Ленинграде». - «В Ленинграде… да… плохо, плохо его вижу». Несколько месяцев спустя мой муж умер в весьма трагической ситуации. Имели ли слова Ванги отношение к страшным моим личным событиям? Не знаю. Не думаю. «А несколько лет тому назад рядом с тобой было три смерти». Я как-то не сообразила и сказала: «Да, дед, отец, мать». - «Ну что ты об отце и деде, те погибли много раньше. Трое - почти рядом». Правда, подумав, молча согласилась я, было так. Моя мать, жившая с нами, мать первой жены моего мужа и моя единственная, очень любимая мною подруга. С расстоянием между смертями около двух лет. Но почему вдруг об этом?! Хотя сейчас я бы ответила себе: а почему бы и нет? Ведь я не задала определенного вопроса Ванге, я просто хотела ее послушать. Да, смертей было три. И вдруг: «А ты, может быть, о себе беспокоишься? Так у тебя со здоровьем все в порядке. Вот сестра твоя не выздоровеет, так и будет болеть, не поправится никогда». Да, мне нездоровилось, а сестра моя лежала, уж не знаю который раз, в больнице. И сейчас она хворает, и все то же, то же, что и было. Моложе меня на девять лет, в 55 лет вышла на пенсию, теперь - инвалид первой группы.

А что с ней? Трудно сказать. Язва голени - то есть, то нет. Хроническая язва голени. Нет сил. Замедленность движений. Не всегда может встать. В давние времена про таких говорили - сглазили. Сглазили - и что тут гадать докторам, тем более что ни лучшие, ни просто хорошие доктора помочь ей не могут. А была она в юности редкой красавицей: высокая, стройная, белокурая, зеленоглазая. Да недолго была. Уже к тридцати - тридцати пяти стала просто миловидной женщиной, а к пятидесяти поверить в прошлую красоту было уже невозможно. Очень любила ее мать, и она была дочерью, душевно близкой матери. И вот прошло десять лет после моего разговора с Вангой. Моя сестра, слава Богу, жива. Но она действительно не вылечилась. Ей - скажем так - не лучше. Всё то же. Но как об этом могла знать Ванга, «тетя Ванга»? Ведь то, что я ей сказала о болезни сестры, было очень невинно: «Немножко приболела, скоро поправится». - «Твоя сестра не поправится». Откуда ей это было известно? Не знаю. И мой муж, и сестра были от Ванги на одинаковом расстоянии. Откуда ясное видение событий, связанных с моей сестрой, и - «мужа твоего неясно вижу, как в тумане»? Не знаю.

Было и что-то еще. Вспомню - доскажу. Тогда, когда подобные встречи происходят, кажется, будешь помнить каждое слово всю жизнь. А потом и это, как, к счастью, и другое, постепенно бледнеет, как будто на прошлое ложится все менее прозрачная пелена, через которую все еще просвечивают факты и потихоньку бледнеют, выцветают краски, выцветают и эмоции. Как прекрасно, что эмоции могут выцветать! Как великолепно, что прячутся в сундуки истории великие и малые трагедии! И пусть с ними даже уйдут и прошлые радости. Это - цена! Я готова ее платить, хотя есть у большинства людей своего рода защита - берегут они память о радостях. И поэтому - «что прошло, то будет мило».
Лиц, претендующих на возможности видеть прошлое, настоящее и будущее, очень немало. В мои задачи не входит ни их оценка, ни сравнение, ни отделение «чистых» от «нечистых», истинных пророков от шарлатанов. Мне важно было повидаться с человеком, чьи особые свойства действительно прошли проверку и числом и временем, - мне неважно, сколько их, похожих или даже таких же. Пусть один, пусть тысяча. Мне важно было убедиться самой: да, такое бывает. И далеко не всё можно отвергнуть, как добытое «штатом осведомителей». Кстати, при штате осведомителей, вряд ли имеющемся, куда деть найденных в болотах, в чаще лесов коров и телят - по точному указанию Ванги: «Как странно - корова, а говорит, где она!»

Ванга в конце разговора очень звала приехать еще. Да я бы и съездила, но цель-то уже была достигнута. Человек с особым ви́дением, ясновидением - кстати, при слепоте физической - существует, он имеет имя, адрес, его можно описать, потрогать, он живет среди нас - Ванга. Мне важно было лично убедиться, что такого рода феномен - ви́дение событий прошлого, настоящего, отдаленного территориально за пределы возможностей сенсорной сферы, и тем более событий будущего - может существовать. Я не могу не верить тому, что слышала и видела сама. Ученый не имеет права отвергать факты (если он ученый!) только потому, что они не вписываются в догму, мировоззрение.

Позднее, когда я стала ближе к Церкви, я была уже полностью подготовлена к тому, чтобы легко поверить в существование пророков Божьей милостью. Являлась ли Ванга пророком Божьей милостью? Этого мне не дано знать. Она была религиозна, по крайней мере внешне, она много физически страдала - не знаю, были ли у нее душевные страдания с признанием Божьей воли и терпением, - словом, не знаю очень многого. Но то, что я знаю, - Ванга не может быть отнесена к шарлатанам. По данным Болгарской АН, количество теперь уже сбывшихся ясновидений о настоящем и пророчеств о будущем достигает у Ванги 80%! Что же касается остальных 20% - здесь могут быть и те случаи, которые и я первоначально относила к возможному знанию обо мне и не оценивала как ясновидение. И конечно, имеющаяся в нашем распоряжении свобода воли - действительно, во многих мелочах мы свободны.

Что мне хочется сказать здесь еще о Ванге? Интерес к ней всегда был очень велик, и, вероятно, если бы за контактом с ней последовало зло, не случайное, а у множества лиц, это было бы известно. У нее было много сторонников, но уж и противников хватало, не пропустили бы такой лакомый кусочек! Мое стремление самой удостовериться в «странных» явлениях и дать им по возможности объективную оценку сыграло со мной злую шутку (да и далеко не шутку!) тогда, когда меня заинтересовало влияние Кашпировского на индивидов и аудиторию. Скажу сразу: слова мои, ставшие названием второго интервью в газете «Час пик», - «Уж лучше бы он был шарлатаном» - это был просто крик души, моей души.

Первое знакомство с Анатолием Михайловичем Кашпировским состоялось в Москве, в академической гостинице, куда он пришел ко мне то ли за советом, то ли за помощью. Дальше я много раз его видела и видела, как он создавал свой образ («имидж» - мы теперь любим все иностранное). А вначале я разговаривала с врачом из провинции, могущим, как он говорил, и желающим помочь детям с энурезом - ночным недержанием мочи. И только. Для этого нужно было телевидение, так как детей таких много и телевизионный контакт обеспечит лечение очень большого числа больных. Я не предвидела в этом первом случае во время разговора никаких сложностей. Не только право, но и обязанность врача - помогать. Случай же этот очень подходил именно для психотерапевтического воздействия. Так к чему запреты? Представить себе не могла особенностей влияния Анатолия Михайловича, его претензий и стремлений.

Наверное, степень внушаемости у меня близка к средней - я могу и согласиться с чужим мнением, и противостоять ему и словами и поступками. Во всяком случае, избыток внушаемости меня никогда не преследовал. И, несмотря на это, через час после разговора с Кашпировским, где он совершенно вскользь прошелся по моей возможной диете (исключить хлеб, картошку и т.д.), мы пошли с моей приятельницей обедать в наш гостиничный привычный ресторан. Мы разговаривали, и я обратила внимание на то, что моя визави как-то не так ест. Когда же я взглянула на свою тарелку, я увидела, что «не так» ела именно я, а не она. Жареная картошка, которую я люблю, была на моей тарелке аккуратно сдвинута в сторону(!). «Ничего себе влияньице», - подумала я и немедленно как бы «закрылась» от Анатолия Михайловича. Удалось ли мне это полностью - мне судить трудно, однако ни в каких последующих контактах моих с Анатолием Михайловичем ничего похожего со мной не происходило. Я хотела и хочу похудеть, но не считала, что к этому должен иметь отношение А.М.

И тем не менее я продолжала считать телевизионные сеансы А.М. для лечения детей с энурезом не только возможными, но и желательными, причем маленький эпизод с неожиданным моим поведением за едой насторожил меня только в отношении меня самой - ну как же, разговор о весе, картошке и хлебе был, да еще в условиях прямого диалога, - ну, случилось, может быть, я сама уж очень хотела похудеть. Надо быть осторожнее. И пока - всё.

Насторожилась я позже. Мне показали видеофильм, снятый в Киеве во время сеанса А.М. на стадионе. Я увидела, как легко, с каким удовольствием, сладострастием прямо-таки, А.М. делает почтенных (хотя бы по возрасту) людей смешными, заставляя их рыдать, заламывать руки, выходить на лужайку стадиона. И тут же - сеанс «обезболивания». Ряд мужчин - и юркий А.М. со всей силы топчет каблуком пальцы их ног. Им не больно, хотя один просто падает. А целы ли их ноги? Этого никто не проверяет. Ну нет, это абсолютно недопустимо, так может поступать не врач-психотерапевт, а просто садист. И никакие дальнейшие уже широкоэкранные вещания А.М. о добре, покое для людей меня не могли убедить в его искренности. Это удобная форма: так надо. Еще до просмотра стадионного безобразия, все еще веря, что мы имеем дело с врачом, мы исследовали двух добровольцев.
Действительно, физиологические и биохимические показатели организма легко «двигались» под воздействием А.М.

Считая это началом работы, мы не организовали ни контроля, ни повторения. Да и кто же мог предположить, что А.М. этих двух исследований достаточно «на всю оставшуюся жизнь». Что непродолжение работ поможет сохранять имидж непризнанного (или признанного не всеми) «гения», у которого нет условий для научной работы, для желанной проверки и т.п. Эту-то сторону изучить - «как изменяются показатели жизнедеятельности организма под влиянием воздействия», причем какого бы то ни было, - очень просто в любой работающей лаборатории. Несложно посмотреть и на вторую сторону - и даже не словесный состав «воздействия», а рисунок голоса А.М. Уж если «влияние» может осуществляться с пластинок-пленок, да еще только определенное время (что-то около 6 раз), а дальше «воздействие» слабеет, - надо анализировать звук, искать в нем необычные компоненты или необычные сочетания обычных. Не надо надеяться, что именно в этих двух типах работ будет получен полный ответ, объясняющий интенсивность воздействия. (Аналогичным, но более слабым воздействием владеют многие.) Но что-то будет яснее. В частности, окажется возможным дать ответ на вопрос, правильно ли представление о том, за счет чего организмы людей выдают «чудеса» Кашпировского. И конечно, если гипотеза окажется верной, ограничить до минимума эти и подобные им воздействия.

В чем суть гипотезы? Предполагается, что эффекты типа выпадения бородавок, папиллом и т.п., да и остальные, вызываются срочной единовременной мобилизацией всех резервов организма. Если цель того заслуживает, ну что ж… Но от главной возможной цели А.М. отказался: от онкологии. А если цель - папиллома, а через короткое время человек сталкивается с чем-то, требующим максимума его физических и душевных резервов, - что тогда? Иногда плохо, очень плохо, если резервы ушли на борьбу с папилломой.
Плохо может быть и тогда, когда в ходе воздействия А.М. от организма требуются уже истраченные резервы. Вот тогда и возникают «непробудный» (защитный) сон, эпилептические припадки, психические нарушения…

Нет, не нужно Кашпировскому изучения его влияния. Он знает о себе больше, чем говорит, и иногда по желанию (своему) направленно причиняет зло. Вызов к жизни гиперрезервов? Намеренное их истощение? Жаль, что научное сотрудничество с Кашпировским невозможно. Но я сама теперь уже не стала бы играть с этим злым огнем.

На его век желающих чуда хватит. А связанные с ним «странные» явления, пока не понятые до конца, просятся на роль чудес. Но уж здесь, в отличие от Ванги, я не скажу: не знаю. Не знаю до конца, но предполагаю механизмы воздействия. Изменения в организме человека могут быть изучены. Голос - если это голос - можно проанализировать, рассчитать, воспроизвести. Конечно, все телевизионное представление с чтением писем о чудесных излечениях тоже имеет значение, настраивая, экзальтируя аудиторию, - и уж тут-то…
Резюме: нет здесь чудес. Есть возможности, разработанные, руководимые сильной, не всегда доброй волей человека, не тратящего себя на других, не у Бога (или не всегда у Бога) просящего помощи недужным.

Итак: это лишь формально «Зазеркалье», а по существу, хотя и не полностью, - уже и сейчас изучаемый феномен. Но феномен - есть.

Как стало известно «АиФ», Анатолий Кашпировский , собиравший на своих телевыступлениях многомиллионную аудиторию, никуда не исчез. Он по-прежнему проводит свои сеансы в России и за рубежом, в том числе и в США. Только теперь эти мероприятия называет по другому: «творческие вечера» и «конференции». «У меня российский паспорт и вид на жительство на Украине, — сказал психотерапевт корреспонденту „АиФ“. — В США, где я имею возможность выступать, ко мне приходят и иммигранты, мои давние поклонники, и коренные американцы. Кроме того, гастролирую по миру: в Израиле, Германии, Канаде, Польше, Чехии и Словакии, Болгарии. Но живу в России. В Москве у меня квартира».

Сейчас Кашпировский в Новосибирске. Потом у него запланированы гастроли в Иркутске и Москве. Своё отсутствие на ТВ он объясняет так: «Просто мне перекрыли там кислород, и всё. Но люди всё равно мне верят».

«Возрождение плоти»

Не так давно Кашпировский провёл серию выступлений под броскими афишами «Я пришёл воскрешать живых», а потом написал книгу с тем же названием. «Эта фраза — мой старый афоризм, подчёркивающий главную направленность моей работы: возрождение умирающей или уже умершей той или другой части физической плоти, анатомии, — попытался растолковать он мне. — Например, умерших зубов, волос, омертвевших тканей сердца, пищевода, желудка, печени, почек, грудной железы. Воскрешение отдельных частиц и частей происходит в пределах одного и того же живого организма, которому угрожала гибель из-за разных нарушений. Отсюда такое, казалось бы, парадоксальное, я бы сказал, поэтичное название, не имеющее ничего общего с религиозным воскрешением. Я не занимаюсь воскрешением мёртвых. Пусть этим занимаются другие. А вот если у человека что-то частично умерло и может воссоздаться — это ко мне».

Борец с храпом 29 июня Кашпировский провёл акцию, которую назвал так же громко — «Всемирная дистанционная коррекция носа». Она предназначалась для тех, кто имеет многолетние проблемы с носовым дыханием и храпом. Суть её, как объясняет Кашпировский, не только в мгновенном исправлении носа, но и в абсолютном отсутствии визуальных, аудио- и видеоконтактов с самим психотерапевтом. Участники акции в это время могли находиться в любом уголке земного шара. Условие одно: во время акции нужно было сосредоточиться на 3 минуты, а потом в течение 6 часов не касаться своего носа.

В ближайших планах некогда легендарного телемага — провести схожую акцию по подтяжке кожи лица и шеи. Он официально разведён, но, если когда-нибудь найдёт ту, для которой сам будет «богом», обещает сразу узаконить отношения.

Кашпировский, которому уже 78 лет, находится в отличной для своего возраста физической форме и поддерживает её ежедневными занятиями спортом. «Шесть лет назад я приседал с весом 255 кг на спине, — рассказывает он. — Сейчас качаю пресс — бывает тысяча подъёмов на пресс в день, а то и больше». Он и сегодня приседает 1200 раз: 600 утром и 600 вечером. «Я вылечил от болезней 10 млн человек, — уверяет Кашпировский. — Цифра установлена не мною, а независимыми экспертами. Но если даже миллион или 100 тыс. — что из этого? Назовите мне врача, у которого столько излеченных, причём дистанционно, без операций и лекарств! Но почестей мне никто не оказывает. К примеру, случается юбилей у какого-нибудь клоуна, и его целый день поздравляют по ТВ. А если у меня — тишина. Почему? Я многое делаю для здоровья общества. Но этого не видят. Потому действую, как боксёр, который бьётся на ринге с наручниками за спиной: боксирую подбородком, грудью, плечами. Мне не дают развернуться. Но я пробиваюсь».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мракобесие в современном обществе - как с ним бороться? Мракобесие в современном обществе - как с ним бороться? Шесть признаков, что девочка точно тп Что значит тп у молодежи Шесть признаков, что девочка точно тп Что значит тп у молодежи Псалмы на разные случаи жизни: какие и когда нужно читать Молитвослов чтение псалтири в разных случаях Псалмы на разные случаи жизни: какие и когда нужно читать Молитвослов чтение псалтири в разных случаях