Храм Преображения Господня, с. Спас-Угол

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

С. Спас-Угол.

Свое название, Спас-Угол, село получило 1776 г. по находящемуся в нём храму и по своему административно-географическому положению в самом углу Калязинского уезда Тверской губернии. Издавна оно принадлежало дворянскому роду Салтыковых.

В 1627 г. селом владел Тимофей Тимофеевич Салтыков. В то время здесь стояла деревянная церковь Преображения Спасова. Она была "без пения", то есть богослужения не совершались за отсутствием священника. В 1653 г. селом владела вдова Тимофея Тимофеевича Федосья и его дети Степан и Иван. После смерти Ивана в 1669 г. село принадлежало Степану, а после его кончины в 1679 г. - его вдове Акилине и детям Дмитрию (ум. 1713) и Ивану. После Дмитрия Степановича владела его вдова Лукерья Фёдоровна и Иван Михайлович, Семён и Иван Ивановичи, а также Андрей Алексеевич Салтыковы. Владение продолжало дробиться, позднее часть села принадлежала Богдану Ивановичу Салтыкову, после смерти которого в 1743 г. принадлежавшая ему часть села перешла к его детям Василию и Ивану Богдановичам.

По разделу селом стал владеть Василий. Он участвовал в государственном перевороте 1762 г., возведшем на престол Екатерину II , и получил крупное вознаграждение. В конце XVIII в. село перешло к его сыну, коллежскому советнику (он служил в Москве , в Коллегии иностранных дел) Евграфу Васильевичу Салтыкову, который в 1795-1797 гг. построил ныне существующую каменную церковь Преображения Господня (трапезная и колокольня построены в начале XIX в.).

Он управлял вотчинами из Москвы посредством строгих писем-приказов вроде такого: "Всех срослых женихов приказываем переженить, которым теперь исполнились совершенные года... а за каждую свадьбу буду взыскивать мёду самого лучшего по пуду и чтобы без всяких оговорок, крестьяне, которые имеют сыновей в совершенных годах, всех переженили бы непременно, а если их не будут женить, то мы их холостых в солдаты будем отдавать, а женатых всех беречь будем". Несмотря на все старания хозяина, дела в салтыковских вотчинах шли всё хуже и хуже, и Евграф Васильевич, дожив холостяком до 40 лет, вынужден был поправлять своё материальное положение обычным в то время путём – женитьбой на богатой невесте.

В 1816 г. он выстроил в усадьбе новый дом больших размеров - длиной приблизительно в 36 аршин (1 аршин = 0, 71 метра), а шириной 20, со множеством комнат.

Нижний этаж сложен из кирпича, второй и "вышка" (мезонин) из дерева, но оштукатурены, и окрашен весь дом белой краской. Нижний этаж был предназначен для служащих. Во втором, разделяемом коридором на две неравные части, при входе с переднего крыльца налево располагалась часовня со множеством предметов, необходимых для служения, далее небольшой кабинет, столовая, гостиная, спальня прислуги, спальня хозяев и кухня. На другой стороне - комната, заставленная книжными шкафами и этажерками; следующая - самая большая в доме - служила залом, здесь стоял прекрасный рояль, на котором играли во время танцев, были и другие музыкальные инструменты. Затем комната, где дети Салтыковых спали, а в зимнее и ненастное время играли с няньками.

В последнем помещении стояли кровать и столик со стулом для ночлега гостей. В этой комнате родился писатель М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889). На "вышке" были три комнаты, но они не имели особого назначения, и в них складывались домашние вещи, вышедшие из употребления. Дом поражал величавостью и богатством, в нём было много мебели и картин высокой ценности.

Вскоре сюда вошла хозяйкой пятнадцатилетняя дочь московского купца Ольга Михайловна Забелина. Несмотря на молодость, она проявила такую силу характера и властность, что вскоре подчинила себе всех, в том числе мужа. Евграф Васильевич предоставил ей управление хозяйством, а сам занимался только воспитанием детей. Шестым ребёнком в семье, после Надежды (1818), Веры (1822), Любови (1823), Дмитрия (1819) и Николая (1821), 27 января (по ст. ст.) 1826 г. родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Потом появились на свет Сергей (1829) и Илья (1834). В родовой усадьбе прошло детство будущего писателя, здесь он проводил каникулы, когда учился в Московском дворянском институте и Царскосельском лицее, приезжал и позднее, когда был знаменит. Евграф Васильевич не пропускал ни одного престольного праздника в округе, он и его жена были людьми глубоко верующими, по их инициативе и на их средства построены церкви в сёлах Спас-Угол, Станки и Глебово.

Но благочестие странным образом сочеталось с грубостью и жестоким обращением с крепостными. В своих "приказах" Евграф Васильевич в 1806 г. пишет приказчику, "чтобы шельмы крестьяне... чем свет ходили на барскую работу... и если хоть один кто только получасом после солнечного восхода на работу придёт, то такого на миру, как шельму, высечь", приказывал также продать "девку" не дешевле чем за 130 рублей. Ольга Михайловна в письмах к мужу выражалась не менее решительно: "Марье-вдове накажи, что бы она со всем усердием служила, а не то я её несчастной сделаю",

"Я его просто сгною, скотину", "Ивку я жестоко наказала". Такая грубость ранила их сына Михаила. Прочитав в 8-летнем возрасте Евангелие, он был поражён противоречием между евангельским призывом к любви и состраданию к ближним и окружавшей его грубостью и часто жестокостью.

"Помню, - пишет М. Е. Салтыков в "Пошехонской старине", - что когда я в первый раз прочитал Евангелие, то оно произвело на меня потрясающее действие... Это чтение пробудило во мне тревожное чувство. Мне было не по себе. Прежде всего, меня поразили не столько новые мысли, сколько новые слова, которых я никогда ни от кого не слыхал. И только повторительное, все более и более страстное чтение объяснило мне действительный смысл этих слов и сняло темную завесу с того мира, который скрывался за ними..." Евангелие, по словам Салтыкова, произвело в нём полный переворот. "Я не говорю, -продолжает он, - ни о той восторженности, которая переполнила мое сердце, ни о тех совсем новых образах, которые вереницами проходили перед моим умственным взором, - все это было в порядке вещей, но в то время играло второстепенную роль. Главное, что я почерпнул из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести и вызвало из недр моего существа нечто устойчивое, свое, благодаря которому господствующий жизненный уклад уже не так легко порабощал меня.

При содействии этих новых элементов я приобрел более или менее твердое основание для оценки как собственных действий, так и явлений и поступков, совершавшихся в окружающей меня среде. Словом сказать, я уже вышел из состояния прозябания и начал сознавать себя человеком. Мало того: право на это сознание я переносил и на других. Доселе я ничего не знал ни об алчущих, ни о жаждущих и обремененных, а видел только людские особи, сложившиеся под влиянием несокрушимого порядка вещей; теперь эти униженные и оскорбленные встали предо мной, осиянные светом, и громко вопияли против прирожденной несправедливости, которая ничего не дала им, кроме оков. То "свое", которое внезапно заговорило во мне, напомнило мне, что и другие обладают таким же, равносильным.своим"... Я не хочу сказать этим, что сердце мое сделалось очагом любви к человечеству, но несомненно, что с этих пор обращение мое с домашней прислугой глубоко изменилось и что подлая крепостная номенклатура, которая дотоле оскверняла мой язык, исчезла навсегда. Я даже могу с уверенностью утверждать, что момент этот имел несомненное влияние на весь позднейший склад моего миросозерцания".

К детям родители относились чрезвычайно неровно, порывы любви сменялись гневом и жестокими наказаниями.

В 4 года Михаил стал учиться французскому (с помощью гувернантки мадам де Ламбер), затем немецкому и в 7 лет русскому (сначала его учил старик, крепостной живописец, потом старшая сестра), латинский язык преподавал священник с. Заозерье о. Иван Преображенский. В 1836 г. Михаил, успешно сдав экзамены, поступил сразу в 3-й класс Московского дворянского института.

В доме была установлена строжайшая экономия; бывало, пищу и готовили из протухших продуктов. Ольга Михайловна проявляла удивительную энергию для того, чтобы укрепить и расширить имение. По несколько раз в месяц она выезжала из Спасского, чтобы продать дальние деревеньки и худосочные земли и приобрести что-нибудь по соседству. Её деятельность увенчалась успехом, Салтыковы стали крупнейшими землевладельцами в уезде, Спасское превратилось в высокодоходное имение. Велась оживлённая торговля, товары отправлялись в Москву и на ярмарки в соседние сёла. На территории усадьбы были построены многочисленные амбары, скотный двор, оранжереи, разбит фруктовый сад.

Ольга Михайловна не имела образования и писать научилась только в Спасском. Евграф Васильевич же в молодости занимался многими науками, переводил, сочинял стихи. Много читал в течение всей жизни. Его сын Николай окончил Московский университет, Михаил - Царскосельский лицей (1844 г.) и поступил работать в канцелярию Военного министерства. Начал писать. По свидетельству современников, М.Е. Салтыков первые три года по выходе из лицея очень бурно справлял "праздник жизни, молодости годы".

К 1841 г. относится его первое появление в печати (стихотворение "Лира").

В начале 1845 г. она послала Михаилу альбом, портфель и пюпитр для его "милой поэзии", но почти в то же самое время писала старшему сыну Дмитрию: "Мне кажется, его вся хандра происходит от его поэзии, которая никогда мне не нравилась, потому что я много начиталась даже бедственных примеров насчет этих неудачных поэтов в деньгах. Я ему никогда не советовала мечтать о своей поэзии на интересных видах. Сперва надо всегда стараться войти в известность без всяких интересов, а потом уж, разумеется, само собой пойдет. А можно ли ему мечтать, имея службу! Это невозможно. Одним чем-нибудь надо заниматься!"

В 1848 г. за повесть "Запутанное дело" титулярного советника М.Е. Салтыкова отправили на службу в Вятку. Родители были потрясены. Мать упала в обморок и долго находилась в тяжёлом состоянии, заболел и отец. Через месяц Михаил попросил помощи. Евграф Васильевич обратился в Петербург с просьбой о помиловании, которая была отклонена. В начале 1850 г. в Петербург поехала Ольга Михайловна, и тоже безрезультатно. 13 марта (по ст. ст.) умер Е.В. Салтыков. Находившийся в Вятке, в тяжёлом нравственном состоянии (родным он писал: "Я в совершенном одиночестве... жизнь моя постоянная и нестерпимая мука... мне до крайности грустно и тяжело... я страдаю такой несносной скукой, что уже потерял надежду на лучшее будущее"), Михаил Евграфович не сделал попытки приехать, в Спасское на похороны отца.

До 1855 г. он служил в Вятке. В 1856 г., став чиновником особых поручений при министре внутренних дел (и тогда же к нему пришёл настоящий - литературный успех - начали публиковаться "Губернские очерки", восторженно встреченные определённым кругом читателей), женился на бесприданнице Елизавете Аполлоновне Болтиной - к большому неудовольствию матери, два года пытавшейся удержать его от этого шага. В 1861 г. взял взаймы у неё 23000 рублей на покупку усадьбы, обещая выплатить долг к 1863 г. Потом просил отсрочки, мать сначала согласилась, а потом подала в суд ко взысканию - вероятно, узнала себя и мужа в рассказе Салтыкова "Семейное счастье", опубликованном в "Современнике". О героине (Boловитиновой) говорится: "И всё-то она одна, всё :" то своим собственным хребтом устроила, потому что хоть и был у ней муж, но покойник ни во что не входил, кроме как подавал батюшке кадило во время всенощной". Была описана и продана с аукциона часть земель М.Е. Салтыкова. Он поехал к матери, и иск был отозван.

В декабре 1874 г. Ольга Михайловна умерла и была похоронена под церковью Святого великомученика Георгия в Станках, ею построенной. Владение усадьбой Спас-Угол ещё в 1852 г. перешло к её старшему сыну Дмитрию, Ольга Михайловна переехала в новую усадьбу Ермолино, устроенную уже после смерти мужа. Дмитрий унаследовал от отца любовь к церковным службам, охотно беседовал с духовными лицами, его речь полнилась религиозными нравоучениями. У него были очень плохие отношения с братом Михаилом, который ещё в 1873 г. писал матери: "Злой дух, обитающий в Дмитрии Евграфовиче, неутомим, и, вероятно, отравит остаток моей жизни", "что касается до... выраженного Дмитрием Евграфовичем желания, чтобы я приехал к нему, то я нахожу, что самое лучшее и даже единственное средство не ссориться с ним - это совсем его не видеть... Видеться с ним значит подливать в огонь масла, потому что этот человек не может говорить резонно, а руководится только одною наклонностью к кляузам. Всякое дело, которое можно было бы в двух словах разрешить, он как бы нарочно старается расплодить до бесконечности. Я положительно слишком болезнен, чтобы выносить это! Не один я - все знают, что связываться с ним несносно, и все избегают его... Ужели наконец не противно это лицемерие, эта вечная маска, надевши которую этот человек одною рукою Богу молится, а другою делает всякие кляузы!" М.Е.Салтыков описал Дмитрия Евграфовича в романе "Господа Головлевы" (1870е гг.) в образе Иудушки Головлёва.

После смерти матери Михаил Евграфович в Спасском больше никогда не был. Раздражительность его самого с годами всё увеличивалась и становилась тяжела даже для ближайших друзей. В своих произведениях он (ум. 1889) не раз описывал Спас-Угол и его окрестности (в семей ной хронике "Пошехонская старина" преобразив их в усадьбу Малиновец).

На кладбище у церкви похоронены несколько поколений Салтыковых: пращуры писателя Евдоким Тимофеевич, Тимофей Тимофеевич, прапрадед Стефан Тимофеевич, прадед Богдан Стефанович, дед Василий Богданович, бабушка, отец Евграф Васильевич, сестра и братья. Усадебный дом сожгли в 1919 г. Сохранились только пруды, часть парка, остатки фруктового сада и оранжерей. Спасский храм, где был крещён М.Е. Салтыков, закрыт и разорён в 1940 г. В 1986 г. в нём устроен музей. В 1994 г. храм передан общине верующих и находится в совместном пользовании верующих и музея.

Через год после Октябрьской революции усадьба Салтыковых в Спас-Угле была конфискована, а потом сгорела. В сельской церкви до 70-х годов хранили семенной картофель.

Главная достопримечательность села Спас-Угол это музей Салтыкова-Щедрина. Музей занимает часть помещения действующей церкви Спас-Преображение (1797 г.).

Рядом установлен памятник писателю. Свои воспоминания о жизни в Спас-Углу Салтыков-Щедрин перенес на страницы своего последнего романа «Пошехонская старина», в котором усадьба называется Малиновцем (хотя село с таким названием существует в 3-х километрах от Спас-Угла).

"Я вырос на лоне крепостного права... Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе."

В экспозиции представлены предметы барского и крепостного быта. В музее можно увидеть макеты домов усадьбы Салтыковых в Спас-Угле, а также в селе Заозерье Ярославской области Угличского района (дома не сохранились).

При церкви Спас-Преображение (1797 г.) сохранилось родовое кладбище Салтыковых. Здесь находится могила отца Салтыкова-Щедрина и других родственников писателя. Сам писатель похоронен на Волковом кладбище (Санкт-Петербург), рядом с .

Интересно, что на колокольне церкви в роли колоколов висят газовые баллоны. Дело в том, после революции настоящие колокола сбросили. В 2000-х годах денег на новые колокола не нашлось, поэтому временно повесили газовые баллоны, которые и продолжают там висеть. По крайней мере так было в 2012 году (нет ничего постояннее временного ).

В селе сохранились - родник Иорданка с целебной водой, часть усадебного парка с аллеями и прудами.

Историческая справка

Спас-Угол впервые упоминается в писцовой книге в 1627 году. Название происходит от имени церкви Спаса-Преображения и расположения села на сходе (углу) трёх губерний: Московской, Тверской и Ярославской.

Как добраться

Расположен в 110 км к северу от Москвы (90 км от МКАД).

На автомобиле - по Дмитровскому шоссе, затем повернуть на трассу Р112 и ехать до , затем до Спас-угла.

На электричке - из г. Москвы с Савеловского вокзала до ст. , затем добраться до Спас-угла.

Карта

Изображения

Музей Салтыкова-Щедрина в церкви Спас-Преображение Памятник Салтыкову-Щедрину Схема бывшего поместья Салтыковых Вход в церковь и музей
Музей Салтыкова-Щедрина Юбилейный фарфор, посвященный Салтыкову-Щедрину Макет главного дома поместья Салтыковых в Спас-Угле Могила отца Салтыкова-Щедрина
Газовые баллоны вместо колоколов колокольни церкви Спас-Преображение

Небольшое селение Спас-Угол расположено в северо-восточной части Подмосковья. Название этого населенного пункта тесно связано с историей русской литературы. Именно здесь 15 (27) января 1826 года в родовом имении своего отца родился великий русский писатель-сатирик М.Е. Салтыков-Щедрин. Именно здесь будущий писатель всесторонне узнал о жизни крепостных. Как писал он сам «Оно поселило в моём сердце зачатки общечеловеческой совести».

В 1957 году на территории бывшего имения Салтыковых был установлен памятник писателю-сатирику. А в год 160-летия Салтыков-Щедрин, храме Преображения Господня был открыт музей. В нем и сейчас вы можете увидеть много мемориальных вещей: герб рода Салтыковых, календари-месяцесловы (XVIII – XIX вв.), курительную трубку отца писателя Е.В. Салтыкова, документы, рукописи, фотографии, письма (XIX-нач. ХХ вв.), и многое другое.

«Я вырос на лоне крепостного права,
вскормлен молоком крепостной кормилицы,
воспитан крепостными мамками и, наконец,
обучен грамоте крепостным грамотеем…»
М.Е. Салтыков-Щедрин
«Мелочи жизни».

Рядом со Спас-Углом в Ермолино находится усадьба мамы Салтыкова-Щедрина с сохранившимся парком, а в соседнем селе Станки сохранился храм, где находилось ее надгробие. Пост подготовлен совместно с Администрацией Талдомского района.

На второй день после своего рождения М.Е. Салтыков-Щедрин был крещен в родовой церкви господ Салтыковых, храме Преображения Господня, священником села Спасского Иваном Новоселовым.

По совершении крещения московский мещанин Дмитрий Михайлов Курбатов (крестный отец Михаила Евграфовича) пророчествовал, что младенец сей будет «воин», «супостатов покоритель».

2. Музей М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Отец М.Е. Салтыкова-Щедрина - Евграф Васильевич Салтыков был потомственным дворянином. Мать Ольга Михайловна Забелина была купеческого рода. Оба родителя, по утверждению Щедрина, были «настоящими поместными дворянами, которые забились в самую глушь Пошехонья, без шума сбирали дани с кабальных людей и скромно плодились...». Евграф Васильевич знал много иностранных языков, и являлся образованнейшим человеком своего времени. Ольга Михайловна была любящей матерью большого семейства и прекрасной хозяйкой имения. Знакомые называли ее «министр в юбке», «кулак-баба». При ней владения семьи увеличились с 275 душ и 3,5 тысяч десятин земли до 2600 крепостных душ и 17,5 тысяч десятин земли. В результате чего Салтыковы из небольших помещиков стали крупнейшими землевладельцами Тверской губернии.

Миша Салтыков в раннем детстве. 1827(?)г.

3. Преображенский храм был построен старанием бабушки писателя помещицей Н.И. Салтыковой в 1797 году.

Маленький Михаил был самым выделяющимся среди своих братьев и сестер. Он отличался резкой прямотой и живостью характера. Уже в три года он знал азбуку, в четыре – «со слуха» научился болтать по-немецки и по-французски, а в семь лет начал обучаться грамоте крепостным живописцем Павлом Соколовым. В восемь лет Миша уже сам прочитал Евангелие, которое пробудило в нем жалость к простому мужику. «Оно поселило в моём сердце зачатки общечеловеческой совести», - вспоминал писатель в «Пошехонской старине».

4. Макет главного дома усадьбы "Спас-Угол".

В первые годы советской власти порядок в парке поддерживала молодежь. Здесь проводили субботники, высаживали цветы. Барский амбар был приспособлен под театр. В начале войны на территории усадьбы построили колхозный птичник, внешний вид имения из-за которого был сильно испорчен. Также ухудшилось и состояние усадебных парков. Вода в прудах почернела, а верхний пруд был частично засыпан. Церковь была закрыта и разорена, ее использовали под склад: хранили зерно, доски и минеральные удобрения.

В 1868 году М.Е. Салтыков-Щедрин отставил службу и полностью занялся литературой, став также редактором знаменитого журнала «Отечественные записки». Его служба в качестве чиновника дала ему богатейший материал для творчества. В результате, им были созданы произведения самых разных жанров.

Наблюдения над самодержавным порядком вещей и крепостническим бытом окружающих мест помогли писателю создать такие произведения, как «Господа Головлевы», «Убежище Монрепо», «Благонамеренные речи» и другие произведения.

В музее находятся реликвии семьи Салтыковых: герб рода Салтыковых, календари-месяцесловы (XVIII – XIX вв.), курительная трубка отца писателя Е.В. Салтыкова, документы, рукописи, фотографии, письма (XIX-нач. ХХ вв.). Когда Михаилу было десять лет, он поступил в Московский Дворянский институт, его сразу взяли в третий класс. А через два года будущий писатель был переведен в Царскосельский лицей, в котором когда-то учился А.С. Пушкин. Михаил Евграфович любил великого поэта, и он даже пробовал писать стихи. В журнале «Библиотека для чтения» в 1841 году был опубликован его первый стих «Лира».

После окончания Лицея в 1844 году с чином Х класса, как и А.С. Пушкин, Михаил Евграфович служил в канцелярии Военного министерства коллежским секретарем. Будучи в ссылке в Вятке, он был чиновником особых поручений при губернаторе. После этого служил вице-губернатором в Рязани и Твери, а также был председателем Казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани.

В 1957 году на территории усадьбы был установлен памятник М.Е. Салтыкову-Щедрину. Это копия работы 1881 года знаменитого скульптора Л.А. Бернштама. Сам писатель при жизни считал этот бюст «весьма удачным», завещав установить его на своей могиле.

В середине XX века бывшее имение Салтыковых стало усадьбой совхозов «Спутник» и «Красное знамя».

Многолетняя кропотливая работа сотрудников Талдомского краеведческого музея во главе с директором Т.Н. Куликовой стала залогом открытия музея М.Е. Салтыкова-Щедрина на его родине в селе Спас-Угол. Также активное участие приняли местные энтузиасты: редактора районной газеты «Заря» В.П. Саватеев, заведующий отделом пропаганды и агитации райкома партии А.П. Кузнецов, педагог Л.Н. Нешумова и многие другие почитатели творчества сатирика.

9. Среди музейных экспонатов также книги, мебель, панно «Панорама села Ермолина», сделанное из пробкового дерева, церковная утварь, предметы труда и быта крестьян, одежда конца XIX-начала ХХ веков, а также макеты господских домов, находившихся в селах Спас-Угол и Заозерье.

В 1976 году распоряжением Совета Министров РСФСР и решением исполкома Мособлсовета, принятыми в год 150-и летнего юбилея со дня рождения великого русского писателя-сатирика М Е. Салтыкова-Щедрина, на его родине в селе Спас-Угол было предусмотрено: «восстановить историко - мемориальную усадьбу Салтыкова – Щедрина в с. Спас – Угол Талдомского района». В результате, был намечен целый ряд мероприятий: восстановление усадебного дома Салтыковых, реставрация церкви и фамильного кладбища при ней, перенос праха матери писателя и других родственников, захороненных при храме великомученика Григория Победоносца у деревни Станки, на фамильное кладбище в Спас-Угле; благоустройство парка, прудов, создание охранной зоны, установление нового памятника писателю. Было также намечено строительство нового клуба, кафе и гостиницы для туристов.

11. Схема усадьбы Салтыковых.

В музее широко представлены работы по произведениям Салтыкова-Щедрина известных художников: Бориса Ефимова, Сергея Алимова, Валентина и Галины Караваевых, Ипполита Новодережкина, Сергея Лемехова., Анатолия Зыкова.

Фото до 1918 года. Спас-Угол. Источник: Книга "Подмосковье" - Памятные места в истории русской культуры XIV-XIX веков. - Московский рабочий 1962 год.

Рабочий проект восстановления планировки и озеленения усадьбы Салтыковых был разработан Гослесхозом СССР, Всесоюзным Государственным проектно-изыскательским институтом «Союзгипролесхоз». 3 июля 1976 года, при большом стечении народа, на территории усадьбы состоялся первый Всесоюзный литературный Щедринский праздник. На празднике выступали председатель правления Союза писателей РСФСР С.В Михалков, щедриноведы С.А. Макашин, А.С. Бушмин и другие.

В 1970-х годах было решено отреставрировать единственный из сохранившихся памятников архитектуры - родовую церковь Салтыковых. И в ней открыть музей М.Е. Салтыкова-Щедрина до восстановления сгоревшего господского дома. Восстановительные работы в храме вели специалисты треста «Мособлстройреставрация» под руководством архитектора Л.П. Поляковой. Авторская группа Московского областного краеведческого музея во главе Л.Г. Невзоровой совместно с художниками Тайдаковыми создали уникальную экспозицию музея в созвучии с последним романом писателя «Пошехонская старина».

13. До нас дошло также родовое кладбище у стен храма, где покоятся дед и бабушка, отец и братья, сестры и другие родственники великого писателя.

27 июля 1986 году, в год 160-летия писателя, храме Преображения Господня был открыт музей М.Е. Салтыкова – Щедрина, ставшего филиалом Талдомского историко-литературного музея». В 1989 году восстановлена церковная ограда.

В 1994 году часть экспозиционной площади музея (алтарная и храмовая части) были переданы Спасскому приходу. Два учреждения в одном здании-музей и приход - мирно соседствуют и несут духовность в массы.

Фото 1997 года. Село Спас-Угол, церковь Спаса-Преображения. Источник: pastvu.com .

15. Восстановленная часовня во имя Корсунской Божьей Матери (2012г.).

В наше время все музейное пространство связано с романом «Пошехонская старина». «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными няньками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…» писал о себе Салтыков-Щедрин. Атмосфера, быт десятилетнего Михаила легко представляются посетителям музея с помощью многочисленных экспонатов, детально рисующих село начала Х1Х века.

18. На этом месте находился господский дом Салтыковых.

На родине Салтыкова-Щедрина состоялись премьеры фильмов Н.П. Бурляева, Н.С. Бондарчук, И.М. Хуциева «Пошехонская старина» и С.М. Овчарова «Оно».

20. В своих воспоминаниях Салтыков-Щедрин сетовал, что гулять в парке в детские годы не доставляло удовольствия, т.к. не было тени. Липы были маленькие и их стригли на иностранный манер.

Очень часто после экскурсий люди заново открывают для себя Салтыкова-Щедрина. За 45 минут перед посетителями пролетают исторические факты, воспоминания. Экспонаты будто оживают и подтверждают сказанное. Выстраивается временная лестница и выхватывает из реальности.

23. Колодец.

В своих воспоминаниях Михаил Евграфович часто вспоминал и описывал свои родные места. В «Губернских очерках» он объяснялся в любви к дорогому уголку России: «Я люблю эту бедную природу, может быть, потому, что какова она ни есть, она всё-таки принадлежит мне; она сроднилась со мной точно так же, как и я сжился с ней; она лелеяла мою молодость, она была свидетельницей первых тревог моего сердца, и с тех пор ей принадлежит лучшая часть меня самого». Эти впечатления нашли наиболее яркое отражение в последнем романе «Пошехонская старина». Известный щедриновед С.А.Макашин назвал его «топонимическим памятником» Спас - Углу.

Салтыков-Щедрин писал: «...Видения детства, отрочества и юности… оставили по себе и нечто такое, что залегло во мне довольно прочно». В произведении «Убежище Монрепо» есть строки: «Замечательно, что я родился и вырос в деревне». А в одном из своих писем П.Г. Елисееву Щедрин написал «…Ежели я что-нибудь вынес из жизни, то все-таки оттуда, из десятилетнего деревенского детства…».

28. В ХХ веке облик бывшей господской усадьбы Салтыковых претерпел сильные изменения. Родной дом писателя сгорел в 1919 году, большое количество старых деревьев погибло. Сохранились только хвойные и липовые аллеи, каскад прудов и источник Иорданка.

Как-то в музей приезжали японцы. Они готовились к постановке спектакля по произведению «Господа Головлевы» на сцене нового драматического театра в Токио. Во время их посещения экскурсовод ответил на многие вопросы о Салтыкове-Щедрине. Они не понимали, откуда он – дворянин-так правдиво знал все тонкости жизни при крепостном праве. Главный режиссер нового драматического театра в Токио, независимый продюсер и костюмер дизайнер внимательно изучали экспозиционный зал, а после возложили цветы на родовое кладбище Салтыковых. Гости из Японии побывали на колокольне, на усадьбе обнимали вековые липы, и вдыхали полной грудью спасский воздух, чтобы впитать в себя «дух Салтыковский». На прощанье они даже собрали шишки, чтобы положить их на сцену во время премьеры для связи с родиной писателя.

«Пусть нас меньше почитают, но больше читают», - завещал потомкам Салтыков-Щедрин.

30. Преображенский храм в селе Спас-Угол. Внутри храма находится и музей М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина работы И.Н. Крамского.

Рядом со Спас-Углом есть еще два интересных места, которые нужно посетить. Это усадьба Ермолино, мамы писателя. О.М. Салтыкова приобрела Ермолино у корнета Петра Александровича Нащокина и полковника Павла Александровича Нащокина в 1836 году, деревня тогда состояла из 33 дворов. Здесь помещица выстроила дом и хозяйственные постройки, разбила сад и парк, вырыла пруд. В соседнем селе Станки находится заброшенная Георгиевская церковь 1807 г. в стиле классицизм, перестроенная в 1850-х гг. на средства О.М. Салтыковой, в которой были надгробия её, И.Е. Салтыкова и его дочери.


31. Церковь Святого Георгия в соседнем селе Станки. 32. Первое упоминание о церкви Святого Георгия относится к 1796 году.

33. Архитектура церкви типична для сельских храмов конца XVIII - начала XIX веков. У здания обычная трехчастная схема – основной объем храма, трапезная и колокольня, которые располагались на одной оси с востока на запад.

34. Основной объем храма был построен по традиционной схеме «восьмерик на четверике» и завершен восьмилотковым сводом.

35. Сейчас у церкви Святого Георгия отсутствует колокольня, когда-то она примыкала к западной стене трапезной.

36. Сохранились сведения «О прихожанах церкви». В них указано, что «в сельце Ермолино жительствует помещица коллежская советница Ольга Михайловна Салтыкова». Сельцо от церкви находится в 2-х верстах.

В.П. Саватеев в своей книге «Летописи Салтыковской вотчины» описал вклад О.М. Салтыковой в обустройство храма в деревне Станки: "В 1836 году 25 ноября Ольга Михайловна отправляется из Спасского в Ермолино. Наутро 26 ноября она ездила к Станкам (в двух верстах от Ермолина), в церковь святого Георгия, что на Хотче. В то первое посещение церковь на погосте была еще деревянная. Каменный храм при усердии Ольги Михайловны, был отстроен и освящен в сентябре 1853 г. в присутствии, кстати, Михаила Евграфовича, который был тогда отпущен на четыре месяца из Вятки".

38. 39.

40. Храм интересно сочетает в себе мотивы классики и древнерусского кирпичного узорочья XVII века.

От усадьбы мамы писателя остался парк и пруд.

42. Усадебный парк в Ермолино.

43. Пруд в Ермолино.

Талдом - «столица» русских обувщиков и богатейшего купечества! Отреставрированный, ухоженный, утопающий в зелени парков, украшенный прозрачными жемчужинами хрустальных озер, Талдом - город прекрасно сохранившихся чудо-теремков богатых купцов и фабрикантов, которые не скупились на пышную изразцовую отделку своих особняков. Талдом - город русского провинциального модерна и «живой» островок уютной и благополучной русской провинции! В ходе очаровательной прогулки по старинным улочкам Талдома , вы полюбуетесь старинной Пожарной каланчой, в которой ныне весьма креативно расположился районный ЗАГС. Насладитесь красотой летящих к небу золотых куполов необычной «изразцовой» церкви Михаила Архангела, и ее нарядной колокольни, возведенной в редко встречающемся русско-византийском стиле и полюбуетесь колоритной архитектурой обаятельного городка.
Герб Талдома украшает белоснежный красавец-журавль в красном сафьянном сапожке, и это совсем неспроста! Когда-то Талдом снабжал обувью пол-России , а предприимчивые талдомские купцы добились того, что через город провели железную дорогу. Особенно преуспели талдомские башмачники в производстве дамской фасонной обуви. Существует легенда, что в начале XIX века, одна француженка, вывезя из Талдома пару модных ботиночек-«румынок», так выгодно продала их в Париже, что окупила свою поездку в Россию!
До сих пор, уже почти 100 лет, здесь работает Талдомская обувная фабрика . Сегодня это самое современное производство, на котором шьют стильную, модную, высококачественную обувь из натуральной кожи по высоким стандартам и итальянским лекалам. Талдомская обувь под маркой «Enzo Logana» известна по всей России и продается даже в таких московских Мега-Моллах, как «Крокус-Сити» и «Вегас».

Талдом - настоящая природная жемчужина и живописный и зеленый город, украшенный изумрудными парками и прозрачными озерами. Обед в ресторане на берегу озера (доп. плата) . Здесь вы сможете погрузиться в особенную атмосферу уютной и неторопливой жизни и насладиться красотой чудесных окрестностей из панорамных окон стильного ресторана-шале, откуда открываются невероятные виды на озеро и обширный парк. Чудесные получаются фотографии!
Экскурсия в Талдомский Историко-литературный музей.
Музей расположен с красивейшем здании Талдома - доме купца Первой гильдии Волкова. В двухэтажном «модерновом» особняке с фасадом, богато декорированном керамическими изразцами, вас ждет увлекательное знакомство с историей города и башмачного промысла Талдома, а также с жизнью его именитых обитателей. Ведь с талдомскими местами связана жизнь «ярчайшего певца сказочного мира народных поверий» Сергея Антоновича Клычкова, а его близкий друг поэт Сергей Есенин часто гостил в Талдоме. В Талдоме жил и работал «певец русской природы», писатель-натуралист Михаил Михайлович Пришвин. На Талдомской земле родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин - великий «пересмешник» пороков российского общества, чьи высказывания о России сегодня актуальны, как никогда . Откройте любое произведение писателя - кажется, что он пишет о России современной, а его меткие высказывания о вековечном воровстве чиновников и власти управителей и сегодня «бьют не в бровь, а в глаз»!
Отправляемся в Спас-Угол.
Свои детские годы Михаил Евграфович провел в родовом имении Спас-Угол под Талдомом, где сходились четыре губернии - Московская, Тверская, Владимирская и Ярославская - отсюда и название села. Здесь прошло «пошехонское детство» писателя, и роман Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» основан на детских впечатлениях и воспоминаниях…

На увлекательной экскурсии в новом, современном музее Салтыкова-Щедрина в деревне Спас-Угол, навсегда вошедшей в историю русской литературы, вы познакомитесь с многогранной личностью Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина - большого писателя, общественного деятеля и «странного русского чиновника», искренне болевшего за судьбу России. На родине писателя, стараниями неравнодушных людей, возник удивительный музей, вобравший в себя современные технологии и старинные предметы из усадьбы , портреты писателя, его личные вещи. На небольшом пространстве оживают герои его книг, звучат строки из его произведений, "слышны" голоса из прошлого. Мы полюбуемся старинным усадебным храмом Спаса Преображения, в котором когда-то крестили маленького Мишу Салтыкова-Щедрина. Пройдем на старинный некрополь, где покоятся дед и бабушка писателя, его братья и сестры и услышим рассказ о большой и дружной семье. Все, что осталось от некогда богатой усадьбы - одичавший, роскошный старинный парк, одинокая красавица-церковь и необыкновенной, одухотворяющей красоты картины родной природы… Удивительные, вдохновляющие впечатления!

!В качестве бонуса и при наличии свободного времени Вам будет предоставлено свободное время в фирменном магазине при фабрике "Enzo Logana" для покупки первоклассной обуви гораздо (процентов на 40-50!) дешевле, чем в Москве! Вдобавок, в магазине постоянно проходят распродажи коллекций обуви с большими скидками!

Село с названием Спас-Угол – это родина Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Нельзя же, в самом деле, обойти вниманием человека, который учил нас не путать «отечество» с «его превосходительством». :)

Место это расположено на самом севере Московской области, близ Талдома. Есть версия, что название Спас-Угол происходит от местоположения села на стыке – на «углу» – трех губерний, Московской, Тверской и Ярославской. А известно оно – по первым упоминаниям – с начала XVI века. Здесь стояла родовая усадьба Салтыковых, здесь родился будущий писатель и вице-губернатор. Однако сейчас усадьбы не существует – как многие другие, в первые послереволюционные годы она сгорела.

И тем не менее музей в селе Спас-Угол есть. Возник он, правда, далеко не сразу. Сама идея была высказана в 1976 году, когда отмечали 150-летие со дня рождения Салтыкова-Щедрина. Ну, а открыли музей еще через десять лет, в 1986 году.

Да, открыли в здании местной церкви. Которая тоже непосредственно связана с фамилией Салтыковых. Собственно говоря, храм известен столько же, сколько и село (которое от него тоже получило часть своего названия). А нынешнее, каменное здание было выстроено «усердием помещицы Надежды Ивановны Салтыковой» – то есть бабушки писателя. Сохранилось ее на этот счет прошение и первые наброски проектов.

Четырехэтажную колокольню отстроили позже, в 1830-х годах. И в таком виде церковь просуществовала до советских времен, когда ее, понятно, закрыли. Здание использовали под склад.

Ничего удивительного, таким образом, что церковное здание в конце 1980-х приспособили под музей. Правда, скоро ситуация опять поменялась: в начале 1990-х в селе возникла православная община и музею пришлось потесниться.

Выгладит это теперь так: здание просто поделили на два учреждения. Соответственно, две таблички и два входа.

Понятно, что для музея такое урезание пространства означало и уплотнение – а местами и сокращение – экспозиции. Но она, тем не менее, весьма насыщена. Главная ее часть носит название «Пошехонская старина». Что абсолютно не случайно – по сути, в этом произведении Салтыков-Щедрин описал собственную семью и собственных родителей.

Отец, Евграф Василевич Салтыков, получил хорошее образование, знал несколько языков. Служил в коллегии иностранных дел, дослужился до довольно высокого чина коллежского советника (этот гражданский чин был приравнен к военному чину полковника). Годам к сорока вышел в отставку, уехал в имение и женился. На юной особе, мало на него – если верить сыну-писателю – похожей. Но дадим слово самому Михаилу Евграфовичу: «Брак этот был неровен во всех отношениях. Отец был порядочно образован; мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла, мать цепко хваталась за деловую сторону жизни ». Это из «Пошехонской старины, но вполне автобиографично.

А вот и детский портрет нашего героя.

Вообще о салтыковской фамилии и о жизни усадьбы здесь рассказывают много любопытного. Так что весьма стоит не ограничиваться самостоятельным просмотром экспозиции, а и послушать экскурсовода.

Здесь же – раздел, посвященный крестьянскому быту.

Материалы, посвященные деятельности Михаила Салтыкова как государственного чиновника (он, напомню, дослужился до вице-губернатора).

Ранние и поздние издания, прижизненные карикатуры, книжные иллюстрации (кто только Салтыкова-Щедрина не иллюстрировал!).

История многочисленных театральных и кинопостановок по произведениям Салтыкова-Щедрина.

Наконец, даже многочисленные сувениры, которые у нас неизменно выпускают к разнообразным юбилеям – Салтыкова-Щедрина при этом тоже не обошли.

В общем, понятно, что фонды музея обширны, а вот места для экспонирования мало. И – понятно также – встал вопрос о возможном восстановлении усадьбы.

Сама по себе это вещь вполне осуществимая – вспомним хотя бы блоковское .

Есть ли документальная основа для восстановления усадьбы в селе Спас-Угол? Да, сохранились описания и планы, на основе которых стало возможным исполнить макет.

Обнаружились акварели с изображением некоторых усадебных интерьеров.

Известен план усадьбы второй половины XIX века.

Из того, что на нем обозначено, сохранилось, помимо церкви, родовое кладбище Салтыковых (оно известно как минимум с 1611 года).

Эта аллея вела к усадебному дому. Место его тоже выяснено.

И что же? Представьте, когда все музеи жалуются на стесненное положение в связи с кризисом, здесь, в Талдомском районе, всерьез надеются на восстановление усадебного дома.

Во всяком случае, недавно состоялась торжественная закладка камня на месте главного дома усадьбы – в присутствии потомков писателя, местной власти, спонсоров, священнослужителей и даже духового оркестра. Ну, и понятно, жителей села и прочих праздных зевак.

Что ж, планы амбициозные и будем ждать их реализации. Но и сейчас посетить музей Салтыкова-Щедрина интересно. В любой день, кроме понедельника и последней пятницы месяца.

Как добраться: Ориентируемся в любом случае на город Талдом.

Общественным транспортом : до Талдома из Москвы на электричке с Савеловского вокзала или автобусом № 310 от метро Савеловская. Далее из Талдома – местный автобус № 27 до Спас-Угла. Во всех случаях обязательно проверяйте расписание.

На автомобиле : по Дмитровскому шоссе, далее после Дмитрова через А-108 – на шоссе Р-112, мимо поворота на Вербилки до села Квашёнки, где свернуть по указателю направо на Спас-Угол (дополнительный ориентир – полуразрушенная церковь в стиле классицизма).

Ну, и еще: как выяснилось, именно в Талдомском районе расположен известный природный заказник «Журавлиная родина », где останавливаются во время своих перелетов серые журавли. Журавлей удалось повидать, о чем обещаю тоже рассказать в ближайшее время. :)

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Как приготовить суп харчо в домашних условиях Как приготовить суп харчо в домашних условиях