Биография захара прилепина краткое содержание. Дружная семья захара прилепина

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Российский писатель

Российский писатель и публицист, лауреат премии "Супернацбест" (2011). Известен своими романами "Патологии", "Грех" и "Санькя". В прошлом - командир подразделения ОМОНа, участник чеченских кампаний 1996 и 1999 годов. Член незарегистрированной партии "Другая Россия" (председатель - Эдуард Лимонов).

Евгений Николаевич Прилепин, более известный под псевдонимами Захар Прилепин и Евгений Лавлинский, родился 7 июля 1975 года в селе Ильинка Скопинского района Рязанской области. Его мать была медсестрой в сельской больнице, а отец - учителем истории , , , .

Детство Прилепин провел в Скопине , а середине 80-х годов (по словам самого Прилепина, "где-то в 1986-м году" ) его семья переехала в Дзержинск Нижегородской области, где его родители получили квартиру и быстро нашли работу (мать стала работать на химическом заводе "Корунд") , . В 16 лет начал работать и сам Прилепин - устроился грузчиком в хлебный магазин . Когда юноше было 17 лет и он еще учился в школе № 10 города Дзержинска, умер его отец , .

В 1994 году Прилепин был призван в армию. Подробностей прохождения им срочной службы не найдено (прим.ред.) - кроме упоминания, что, по некоторым данным, будущий писатель был "комиссован по невыясненным причинам" ) .

Известно, что Прилепин учился в Школе милиции (в какие годы, не уточнялось) , . В 1996 году он начал служить в Отряде милиции особого назначения (ОМОНе) , , . В должности командира отделения ОМОН в 1996 и 1999 годах принимал участие в вооруженных действиях на территории Чечни и в общей сложности провел там полгода , . Между тем сведения о Прилепине как об омоновце и возможность получения им должности командира отделения у некоторых наблюдателей, анализировавших тексты писателя о чеченской кампании, вызывали недоверие .

Параллельно со службой в ОМОНе Прилепин учился на вечернем отделении филологического факультета Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и жил "на два города" , , . По некоторым данным, вуз он окончил в 1999 году .

После дефолта 1998 года Прилепину, по его собственным словам, стало не хватать омоновской зарплаты на содержание семьи, и иногда он был вынужден подрабатывать вышибалой в ночных клубах. Не скрывал он и того, что в последний год работы в ОМОНе "брал смены на московскую трассу, тормозил все фуры с Кавказа и отнимал у них арбузы, апельсины, бананы, потому что дома была только картошка" , .

В 1999 году (по другим данным - в 2000 году ; упоминалось также, что спустя 6 лет после начала работы ) Прилепин ушел из ОМОНа , , и в 2000 году вместе с женой и сыном Глебом переехал в Нижний Новгород , , где стал писать для одной из нижегородских газет и быстро сделал карьеру. В частности, он работал в "Агентстве политических новостей - Нижний Новгород". Как журналист Прилепин пользовался разными псевдонимами, самый известный из которых - Евгений Лавлинский , (иногда в СМИ отмечалось, что Лавлинский и есть его настоящая фамилия ). Литературой Прилепин стал заниматься позже. Его первые публикации - поэтические - относятся к 2003 году. В том же 2003 году Прилепин написал роман "Патологии" о "второй чеченской" войне и стал искать возможность опубликовать его. Роман печатался сначала в журналах, а в 2005 году вышел отдельной книгой в издательстве "Андреевский флаг" , , , .

Начиная с 2006 года в различных российских издательствах вышли книги Прилепина "Санькя" (2006), "Грех" (2007), "Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы" (2008), "Я пришёл из России" (2008), "Terra Tartarara: Это касается лично меня" (2008), "Именины сердца: Разговоры с русской литературой" (2009) и другие. К лету 2011 года Прилепин издал 9 романов и составил 4 антологии. Кроме того, он написал биографию писателя Леонида Леонова для серии "Жизнь замечательных людей" , . Прилепин стал лауреатом многочисленных премий, среди которых – "России верные сыны" (2007 год, за роман "Грех"), "Солдат Империи" (2008 год, за прозу и публицистику), "Национальный бестселлер" (2008 год, за роман "Грех") и всекитайская премия "Лучший зарубежный роман" (2007 год, за роман "Санькя") . В 2009 году Прилепин стал секретарем Союза писателей России , , .

Не оставлял Прилепин и журналистскую деятельность. По данным на 2011 год, он был колумнистом журналов "Огонек", "Русская жизнь" и "Медведь", а также являлся главным редактором нижегородского отделения "Новой газеты". Кроме того, Прилепин входил в состав редколлегии журнала "Дружба народов" . Публицистика Прилепина появлялась и в других изданиях, в том числе в журналах "Sex in the city" и "Glamour" .

Произведения Прилепина становились и объектом критических выступлений. Так, в октябре 2008 года президент "Альфа-банка" Петр Авен написал для журнала "Русский пионер" отрицательную рецензию на роман "Санькя", в которой указал, что герои Прилепина занимаются революционной деятельностью от безделья и нежелания работать . Статья Авена породила бурную дискуссию в прессе, которой на официальном сайте Прилепина был посвящен отдельный раздел . Авен был не единственным критиком Прилепина. Писатель Александр Бушковский, сам служивший в Специальном отряде быстрого реагирования - СОБРе, в статье "Перечитывая "Патологии". Нелепицы и странности в рассказах о войне", опубликованной в "Вопросах литературы" в 2011 году, отмечал, что роман не отличается правдоподобностью в том, что касается деталей проведения боевых операций. Недоверие у критика вызывала и используемая автором терминология .

СМИ писали о леворадикальных взглядах Прилепина. В 1996 году он познакомился с главой незарегистрированной Национал-большевистской партии Эдуардом Лимоновым , а в 1997 году вступил в НБП , . В июне 2005 года НБП ликвидировали как общественную организацию и исключили из единого госреестра юридических лиц, а в марте 2007 года прокуратура Москвы дополнительно объявила о приостановке деятельности НБП за нарушение лимоновцами закона "О противодействии экстремистской деятельности" . Тем не менее, в интервью французскому изданию Liberation в 2009 году Прилепин рассказывал о себе как о нацболе. Он особо подчеркивал, что руководитель его партии - "пророк свободы", который не является сторонником насилия и "ни разу не пролил ни капли крови" . Кроме того, Лимонова писатель упоминал и в числе наиболее почитаемых им писателей, отмечая, что влияние того на литературу "сопоставимо с тем влиянием, которое оказали в свое время Достоевский и Толстой" .

Известно, что Прилепин учился в одной из Школ публичной политики, созданных в различных регионах России благотворительным фондом "Открытая Россия", основанным главой НК "ЮКОС" Михаилом Ходорковским , , , . В какой именно Школе и в какие годы писатель проходил обучение, не уточнялось (известно, что Нижегородская региональная Школа публичной политики была открыта весной 2005 года ).

Упоминался Прилепин и как участник коалиции "Другая Россия" . В 2007 году писатель стал одним из организаторов нижегородского Марша несогласных , . В том же году он вместе с Алексеем Навальным и Сергеем Гуляевым основал всероссийскую общественную организацию "Народ", провозгласившую своей идеологией "демократический национализм" - борьбу за демократию и права русских (по некоторым данным, организация прекратила свое существование уже в 2008 году ) , , , . К июлю 2010 года прекратила свое существование и коалиция "Другая Россия". На ее базе по инициативе Лимонова была создана одноименная партия, которую, впрочем, так не удалось зарегистрировать . Ставший членом этой партии Лимонова в дальнейшем называл себя одним из наиболее активных ее деятелей в Нижнем Новгороде , . В 2011 году в одном из своих интервью Прилепин говорил о своей внутренней необходимости участвовать и политической жизни и о том, что в России "человек, который является многодетным отцом, ...не может являться членом "Единой России ", но физически должен присутствовать в политическом пространстве" .

Писатель несколько раз встречался с Владимиром Путиным в Новоогареве, когда тот был президентом России. Беседа во время встречи главы государства с писателями шла не только о литературе, но и о политике. На заданные Прилепиным острые вопросы о взаимоотношениях России с Грузией и Белоруссией, о Чечне, о положении бюджетников и пенсионеров в России, Путин, по словам самого писателя, отвечал "убедительно, но глубоко бессмысленно" , , .

В мае 2011 года Прилепин стал лауреатом премии "Супернацбест" за лучшую прозу десятилетия, обойдя других претендентов на эту награду - писателя Виктора Пелевина и поэта Дмитрия Быкова . По словам Прилепина, часть денег, полученных за "Супернацбест", он отдал политзаключенным нацболам, "помог нескольким семьям", а остальное планировал потратить на свою семью , , . В том же месяце режиссер Кирилл Серебренников поставил спектакль "Отморозки" по роману Прилепина "Санькя" , . Писатель отзывался об этой постановке, на которую он ходил четыре раза, как о "бесподобно хорошей" . В сентябре 2011 года Прилепин получил награду мужского журнала GQ в номинации "писатель года" .

В июле 2012 года Прилепин стал шеф-редактором интернет-портала "Свободная пресса" .

Неоднократно Прилепин упоминал, что писательский труд для него - это способ прокормить семью , . Писатель женат (его супруга также училась на филфаке ННГУ ), у пары четверо детей: Глеб, Игнат, Кира и Лилия, родившаяся 1 августа 2011 года , , . Отмечалось, что Прилепин - православный христианин, регулярно посещает церковь, все его дети - крещеные . По данным на 2011 год, писатель проживал в Нижнем Новгороде. Сообщалось, что у него есть дом в лесу на берегу реки Керженец, где он любит проводить время с семьей, сенбернаром Шмелем и котом Биней , , .

У Прилепина есть сестра Лена, которая вместе с их матерью живет в Дзержинске . В СМИ упоминалось, что родственником Прилепину приходится первый заместитель руководителя администрации президента России Владислав Сурков . Кроме того, сообщалось, что Сурков и Прилепин выросли в одном и том же городе. Сам же писатель уточнял, что они с Сурковым "не кровные родственники, и давно уже вообще не родня" - сестра Прилепина в прошлом была замужем за двоюродным братом Суркова , , .

Использованные материалы

К читателю. - Свободная пресса , 02.07.2012

Люди года названы. - GQ , 22.09.2011

1 августа у Захара Прилепина родилась дочь. - Официальный сайт Захара Прилепина , 01.08.2011

"У меня сменились мишени". - Полит.ру , 20.07.2011

Галина Юзефович . Мертвые души. - Итоги , 30.06.2011. - №22 (781)

Александра Архипова . "Грех" жаловаться. - Российская газета , 06.06.2011

Дарья Завгородная . Лауреат премии "Супер Нацбест" писатель Захар Прилепин: "Ксения Собчак ломает женщинам судьбу и мозг". - Комсомольская правда , 02.06.2011

Павел Зайцев, Сергей Куксин . Счастье от "Греха". - Российская газета , 30.05.2011. - №5490 (114)

Ксения Ларина . Поколение несогласованных. - The New Times , 23.05.2011. - №17

Алексей Крижевский . По голове постучите. - Газета.Ru , 17.05.2011

Лев Данилкин . Захар Прилепин "Черная обезьяна - это не про негров". - Афиша , 17.05.2011

Захар Прилепин родился в 1975 году на Рязанщине в простой семье. Отец учил детей в школе истории, мать трудилась медсестрой. Через несколько лет семья получила квартиру в Дзержинске Нижегородской области. Подросток рано начал работать, так как умер отец. Матери одной приходилось тяжело, большую часть времени она проводила на химзаводе, поэтому помощь сына была очень кстати.

Служба

Окончив школу, юноша перебрался в областной центр, отсюда призывался в армию. Затем последовала школа милиции и служба в ОМОНе. Новобранца отличала хорошая физическая подготовка и высокий рост. В 1996-м Прилепин попал в Чечню. Спустя три года ему довелось вновь применять оружие в вооруженном конфликте в Дагестане. Зарплата омоновца была небольшая, поэтому приходилось подрабатывать охранником в ночных клубах или разнорабочим. Все это время будущий филолог совмещал службу с обучением в Нижегородском университете.

Литература

В 1999-м дипломированный специалист ушел из ОМОНа и начал литературную деятельность. Сотрудничество с газетой «Дело» сделало его популярным журналистом. Печатался под разными псевдонимами, наиболее популярным был «Евгений Лавлинский». Уже через год начинающий литератор возглавил редколлегию издания.

Первые произведения писателя напечатала газета «День литературы» в 2003-м. С его творчеством познакомились читатели «Литературной газеты», журналов «Роман-газета», «Новый мир», «Аврора». В этот период он создал дебютный роман «Патология», поднимавший тему Чеченской войны. Произведение печаталось отрывками и было издано полностью только в 2005 году. Далее последовали работы: «Санькя», «Грех», сборники «Ботинки, полные горячей водкой», «Я пришел из России», «Terra Tartarara». Многие считают Захара родоначальником современной военной прозы.

Известность писателя росла с каждым годом. Новые произведение «Черная обезьяна», книги «Восьмерка», «Летучие бурлаки» и «Не чужая смута» вызвали огромный читательский интерес. Роман «Обитель» был признан лидером продаж и самой востребованной книгой в московских библиотеках в 2015-м, а его автор занял вторую строку в рейтинге «Писатель года в России». Вскоре ему все же удалось подняться на верхнюю ступень литературного пьедестала. Произведения популярного автора изданы большими тиражами в нашей стране и переведены на многие языки мира.

Политика

В 2004-м Прилепин примкнул к нижегородским национал-большевикам и даже возглавил их газету «Народный наблюдатель». Вскоре Захар окончил Школу публичной политики и стал соучредителем движения «Народ». Оппозиционную деятельность он продолжал все последующие годы. Активно участвовал в массовых мероприятиях протеста с лозунгами о «необходимости менять систему» и «выведении страны из политической заморозки». После событий в Крыму оппозиционер объявил власти «личное перемирие». Такое решение он объяснил изменениями, происходящими в стране, о них он мечтал два десятилетия. В 2014 году писатель в качестве военкора лично посетил зону боевых действий на юго-востоке Украины, его заметки печатались в «Комсомольской правде».

Журналистика и ТВ

В второй половине 2000-х наблюдался активный период журналистской деятельности Прилепина. В Нижнем Новгороде он возглавил редакцию «Новой газеты» и сайта «Свободная пресса». В разное время он публиковался в «Огоньке», «Новой газете», «Известиях». В 2013-м на радио «Дождь» в эфире звучала программа «Прилепин». Авторские передачи писателя вынесли на суд зрителей телеканалы «НТВ», «Рэн-ТВ» и «Царьград».

Музыка и кино

Писатель попробовал себя в роли рэп-исполнителя, снялся в клипе группы «25/17». В 2011-м Прилепин создал группу «Элефанк», ребята записали три альбома. В музыкальной биографии Захара есть несколько совместных работ с популярными российскими рок-исполнителями.

Его кинодебют состоялся в 2012-м в картине «Инспектор Купер». В следующем году режиссер Алексей Учитель предложил литератору небольшую роль в экранизации его романа «Восьмерка». По словам создателя картины, начинающий актер продемонстрировал исключительный комедийный талант.

Как живет сегодня

Личная жизнь знаменитости остается в тени. Известно, что он женат и является отцом троих сыновей и дочки. Со своей женой Натальей он познакомился во время учебы в НГУ, они поженились на третьем курсе.

Не слишком доверяя СМИ, он отказывается от интервью и приглашений на телевидение. Уделяя большую часть времени литературному творчеству, Захар порадовал своих поклонников новым сборником «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы». Книга посвящена биографиям русских писателей, отличившихся на поле боя.

Захар живет на средства, заработанные свои трудом. Следуя христианским принципам не скупится жертвовать на благотворительность пострадавшим семьям. Писатель мечтает провести на Донбассе рок-фестиваль и увидеть этот регион снова процветающим.

Он не только модный писатель, но и примерный семьянин - однолюб с четырьмя детьми. Но были в жизни Захара и брошенный ВУЗ, и работа грузчиком, и Чечня…

Захар Прилепин с женой и детьми. Фото: личный архив Захара Прилепина.

Первый же роман Прилепина «Патологии» принес ему известность и несколько литературных премий. Было это ровно десять лет назад. Сейчас на прилавках его одиннадцатая по счету книга — «Обитель». И трудно представить, что было время, когда никто и имени такого не слышал — Захар Прилепин! Впрочем, при рождении его назвали Евгением. Захар — творческий псевдоним. Кстати, деревенская родня ну никак не могла предвидеть, что из мальчика получится писатель с мировым именем. По признанию самого Прилепина, от него вообще большого толка не ждали. Странный был, стихи все читал, и даже вслух… Отец работал сельским учителем, мама — медсестрой. В деревне Ильинка, что в Рязанской губернии, будущий «властитель дум» жил с родителями и сестрой до девяти лет. Потом семья перебралась в «столицу химии и прочей там заразы» (местный фольклор) — в город Дзержинск Нижегородской губернии. Колоритная «столица», взятая в кольцо химзаводами, окутанная в советские годы газовым смогом… Захар говорит, что почувствовал себя взрослым, когда — еще подростком — потерял отца. По-другому взглянул на мир. Без иллюзий. Однако со своим будущим поступил как истинный поэт: пустил его на самотек, доверяясь импульсам и чувствам. Так, ушел с филфака университета. Так, записался в ОМОН, дослужился до командира, поехал воевать в Чечню. Вернувшись с войны и к гражданской жизни, восстановился в университете. На одном из экзаменов встретил будущую жену Машу, в которую влюблен до сих пор… Кстати, прилепинское однолюбие и многочадие поражают не меньше, чем Чечня и ОМОН. Четверо детей! Два сына и две дочки. Дом, полный зверья (кошки и пес), открытый для друзей, «обуюченный» талантливой хозяйкой, — чистое счастье! Неожиданное, даже неприличное для писателя. Ведь писателю полагается страдать в личной жизни: влюбляться, разочаровываться, все рушить, снова влюбляться — и черпать в этом вдохновение. У Захара иначе…

Вы верите писателям, которые всерьез говорят, что это не они сами пишут, а им якобы диктуют свыше?
Захар Прилепин:
«Я таких ненавижу и всегда хочу избить табуреткой по голове. Потому что чаще всего подобное всерьез произносят люди, которые пишут удивительную херню. И выходит — либо это бог дурак, либо… В общем, тут явно какой-то непорядок. Я никаких голосов не слышу, никто мне ничего не диктует. Я пишу только сам и не кровью сердца, просто на ноутбуке набираю слова, они собираются в предложения. Не кровоточа…»

Значит, вы могли бы вообще не писать?
Захар:
«Наверное, мог бы. Я же не писал до тридцати лет. И жил прекрасно. В принципе, я бы предпочел сидеть на берегу с друзьями, пить пиво и чтобы дети вокруг бегали голопузые, собака большая Шмель… Все это гораздо приятнее, чем писательство. Но я сам себя ловлю иногда за хвост, потому что есть какие-то важные вещи, которые дает этот вид деятельности. Ощущение нужности немалому количеству людей, полезности… Я безумное уже количество писем получил — и из России, и из других стран. Конечно, дико приятно знать, что кому-то в жизни ты очень важен. Значит, все не случайно».

Для многих вы не только прекрасный писатель, но и пример семьянина. Кстати, однажды на встрече с читателями вы сказали, что хотели бы, чтобы опыт вашей семьи транслировался на всю Россию…
Захар:
«Ну, это было сказано с долей юмора, аудитория была приятная, доброжелательная, вот я и позволил себе… После каждой такой фразы должен был бы стоять смайлик. (Смеется.) Зачем с меня брать пример? Ну, сделали мы с женой определенное количество детей, а в остальном — та же самая история». (Смеется.)

Однако не та же самая.
Захар:
«Понимаете, семья — это тоже моя работа. Есть работа, связанная с книжками, но она как бы не основная. Вот как-то у моего друга Саши Велединского (а он режиссер, сценарист, фильмы снимает) журналисты спросили: вы кем себя ощущаете? Имея в виду, наверное, профессию. Он: отцом. И я вдруг понял, что если меня тоже спросят, кем я себя ощущаю — писателем, публицистом, журналистом — я отвечу так же: отцом. Потому что любое из своих занятий я могу остановить на какое-то долгое время, может быть, на годы. Вот когда-то я писал стихи, потом перестал, и меня этот вопрос сегодня совсем не интересует. Может так случиться и с прозой. С журналистской деятельностью — тем более, она мне давно надоела. А вот то, что касается моей семьи, моих детей… Это будет всегда. Потому что это главное ощущение моей жизни. Помните, как у Есенина сказано: „Как страшно, что душа проходит, как молодость и как любовь“. Душа проходит, как и все. И самое верное средство сохранить свое человеческое существо, свою человеческую состоятельность, — это семья и все, что с ней связано».

Вряд ли вы обо всем этом думали, когда женились. Вы были молоды и просто полюбили правильного человека. Так?
Захар:
«Да, просто совпало. Видимо, интуиция хорошо работала и у моей жены, и у меня. Мы иногда посмеиваемся по этому поводу. Отчасти иронично, отчасти нет. Я помню, что, когда мы познакомились, я работал в ОМОНе. Рядовой омоновец, потом командир отделения. В любом случае, какого-то рывка в иные сферы не предполагалось».

Бесперспективный был жених?
Захар:
«Да. Маша занималась каким-то бизнесом, была одной из первых бизнес-леди в Нижнем Новгороде. Не что-то грандиозное делала — просто быстро думала, быстро соображала, что-то покупала, что-то перепродавала, какие-то офисы снимала, потом их сдавала. Во всяком случае, у нее все это в девяностые годы уже работало. И вдруг она налаженное дело бросает и связывает свою жизнь с омоновцем. К удивлению всех подруг. Мама у Маши (уже покойная, к сожалению) была замечательным человеком, но и ее тоже озадачило, что дочь больше не приносит денег в семью». (Смеется.)

Однако выбор был правильный. Вы ведь идеальный муж, все успеваете и книги писать, и детей воспитывать. С девочками, наверное, сложнее приходится?
Захар:
«С девочками гораздо проще. То есть мне и с сыновьями просто. Мы прекрасно все ладим. Летом я жил с четырьмя детьми в деревне. Собственно, каждое лето это делаю, пока жена немного отдыхает. И без проблем. Если бы у меня не было так много поездок, я бы вообще жил круглый год с детьми в деревне. Понятно, что им учиться надо, а так я с бытом справляюсь легко. Но девочки больше развернуты к отцу, безусловно. А мальчики больше к матери. Я это с какого-то момента отчетливо почувствовал. Если мы садимся за стол с гостями и мест мало, сын младший всегда к маме на колени — оп! А дочка — ко мне. Ну, младшая, ей три исполнилось, еще может и туда, и сюда. А вот те, что постарше, ищут, видимо, какие-то образцы мужского или женского поведения. Чтобы лучше понять… А старший уже совсем отдельный человек. Ему шестнадцать».

Отец вы опытный. А молодым писателем вас еще называют? Вы ведь в литературе десять лет.
Захар:
«Я-то все думал, что я молодой прозаик. Но оказалось — уже и нет. Россия вообще вернулась на прежние градации возраста. А то ведь у нас в девяностые годы, в силу того, что был вал возвращенной прозы, в молодых ходили Пелевин, Сорокин, Татьяна Толстая, Юрий Поляков… А им было уже лет по сорок-сорок пять. А реально молодых писателей тогда практически не появлялось. Время как-то не благоприятствовало. Помните, Есенин в 1923 году написал: „Я ощущаю себя хозяином русской поэзии“? Ему было двадцать восемь. Сейчас какой молодой поэт такое скажет? Пушкина в тридцать три или в тридцать четыре года уже включили в учебники литературы! И сегодня происходят вещи подобного толка. Мои произведения тоже проходят в школе. Вот решил похвастаться».

А кто, с вашей точки зрения, сегодня молодой перспективный прозаик?
Захар:
«Скажем, Сергей Самсонов. Он из Питера. Написал уже несколько романов. Книжка под названием „Аномалия Камлаева“ получилась очень хорошо. И он реально молод — лет тридцать. Я составил антологию современной мужской прозы нулевых годов. Она называется: „Десятка“. И там все плюс-минус — от двадцати восьми до сорока двух. Все прозаики. Десять человек. А потом я издал другую антологию, женской прозы, под названием „Четырнадцать“. Оказалось, что среди женщин больше хороших прозаиков. Кто? Алиса Ганиева, Полина Клюкина… У нас есть где разгуляться читательскому глазу. И поэтов молодых много хороших. Но я немножко о другом скажу. В целом восприятие мира молодыми литераторами оно даже не скептическое, а апокалипсическое, оно очень тяжелое. А литература всегда была таким градусником, замеряющим „температуру тела“. И вот, если судить по литературе, то у нас точно не все в порядке».

Книга «Книгочет», которую вы назвали пособием по новейшей литературе с лирическими и саркастическими отступлениями, будет иметь продолжение?
Захар:
«Будет, безусловно. Потому что я на самом деле читаю большое количество книг. Чаще всего в самолетах. Вот когда говорят, мол, нет времени на чтение, это неправда. Время есть всегда. Хотя бы когда мы ездим в общественном транспорте. Конечно, гораздо нужнее и важнее для человека прочитать книгу, чем провести сорок часов в Интернете. Я в соцсети тоже иногда захожу и зависаю надолго. Знаете, это нам только кажется, что мы живем в век информации и что-то такое важное понимаем из бесконечной ленты новостей. Все не так. Например, можно прочитать все газеты за тот год, когда писалась „Анна Каренина“, а можно прочитать „Анну Каренину“, и это даст человеку гораздо больше, чем все газеты. Так и сейчас. Я вот каких-то друзей увидел, услышал в соцсети, и мне хорошо. Но когда сижу там четыре часа, то потом вылезаю, будто бомж из мусорного бака. Что я там делал? Непонятно. А вот потратил такое же время на чтение романа „Немцы“ Александра Терехова и сразу многое узнал про жизнь, про любовь, про женщину, про Лужкова». (Смеется.)

Что в планах кроме «Книгочета»?
Захар
: «После „Обители“ будут два сборника эссе. А потом, наверное, сяду делать книгу о музыке».



Кстати, где можно послушать вашу музыкальную группу «Элефанк»?
Захар:
«Группа „Элефанк“ даже не нижегородская — всероссийская. Музыканты, с которыми я делаю этот проект, очень серьезного уровня. Отчасти это дань юности. Тогда музыка значила очень много — для меня и для людей моего поколения. „Элефанк“ доступен на моем сайте. Послушайте. Я буду счастлив, если вам понравится. В первую очередь за своих товарищей. Потому что у меня-то в жизни все удалось и даже больше, чем я ожидал, даже больше, чем моя мама от меня ожидала. А мои музыканты, которые так хорошо играют, у них… как говорится, карма. Карма, разрушенная всякими бракоразводными процессами, брошенными детьми, пьянством, наркоманией, всем остальным. И я надеюсь своей светлой кармой вытащить их всех… Это мой личный эксперимент. Может, и не получится».

А кино вы смотрите?
Захар:
«Сердце ангела» Алана Паркера я смотрел раз сорок. Он потряс меня еще в юности. Не скажу, что я великий специалист в этой области, но фильмов хороших видел много. За несколько дней до смерти Германа я написал в статье, что все его картины смотрел раза по три или четыре, кроме «Хрусталева». Фильмы Германа меня зачаровывают, они живут во мне как часть меня. Какие-то герои оттуда для меня более реальны, чем живые люди. Я долго очень плохо относился к современному русскому кино, пока не стал дружить с Дуней Смирновой. А она, со своей стороны, говорила, что у нас очень плохая современная русская литература. Я: «Дуня, сейчас я напишу тебе список из десяти книг, ты их прочитаешь и скажешь, что неправа». И написал список. Она прочитала. После чего я услышал: «Захар, я была дура, я занималась не тем, чем надо. Я снова начинаю читать книжки». Понимаете, нужно просто иметь хорошего проводника. Дуня мне тоже предложила на выбор десять фильмов. И я посмотрел «Свободное плавание» Бори Хлебникова, посмотрел Попогребского, Вырыпаева (мне больше понравилась «Эйфория», чем «Кислород»), «Шапито-шоу» Сергея Лобана, «Измену» Кирилла Сереберенникова… Я понял, что у нас каждый год выходит по несколько отличных картин. Безусловно, есть и огромное количество всякой киношной дряни, которую снимают какие-то непрофессионалы и глупцы. Но есть ребята, которые работают удивительно".

Чтобы сесть за письменный стол, важно дождаться вдохновения?
Захар:
«Я не знаю этого чувства. Без всякого кокетства. Оно мне незнакомо. Иногда я думаю, что не совсем настоящий писатель, потому что никогда не испытывал восторга сладострастного от того, что творю. Никогда. И не то, чтобы я с мукой начинаю этим заниматься, но всегда с некоторой, знаете… Слава богу, в деревне, в которой я живу, у меня нет Интернета, мобильной связи и телевидения, поэтому мне нечем себя занять. Все же знают: когда нечего делать, надо на минуточку забежать на свою страничку в соцсети и там можно часа на четыре залипнуть. Поэтому что мне делать в деревне? Пошел погулял с собакой, накормил, посмотрел на реку и сел писать. Иногда уже в процессе возникает чувство, что работа как-то тащит за собой. Ну, это известная тема: роман сначала тащишь в гору до середины, а потом он уже сам катится. Надо только за ним поспевать».


А герои свою линию гнут?
Захар:
«Знаете, я долго воспринимал как некое кокетство слова Льва Николаевича Толстого, мол, вот ведь что учудила Наташа Ростова — вышла замуж за Пьера Безухова. Но это действительно так: иногда герои сами меняют сюжет. Если говорить упрощенно, есть два типа литераторов: „достоевский“ и „толстовский“. Достоевский — писатель идей. У него есть идеи, и они влекут его роман и себе все подчиняют. У Толстого тоже было много разных идей, но он писатель, грубо говоря, жизни. Все, что происходит в его романах, соответствует реальному жизненному развитию личности. Я, конечно, писатель „толстовского“ типа. Реальная модель человеческого поведения, движения его духа мне важней, чем все мои завиральные идеи. Вы заметили, скажем, что дневники и публицистические работы Достоевского и его романы не вступают ни в какое противоречие, во многом способны перемещаться одно в другое. А разница между философским воззрением Толстого и многими его текстами зачастую просто огромна. Именно в силу того, что Достоевский подчиняет повествование своей идеологии, а Толстой не может противиться жизни. Скажем, я хотел, чтобы роман „Санькя“ выглядел как манифест национал-большевизма. Я сам революционер и желаю немедленного рукотворного бунта. Но когда я писал этот текст, там все вступило в противоречие с этой моей установкой, и роман получился такой, что, скажем, Лия Ахеджакова нашла в нем, как она сказала, „много близкого себе“. И Сергей Юрский то же говорил. Люди, которые до прочтения романа все это ненавидели. Так или иначе, наша либеральная и всякая иная интеллигенция, к моему счастью, обнаружила в романе какие-то вещи, которые им понятны и органичны. Упаси бог вас подумать, что я сравниваю, но так воспринимался в свое время „Тихий Дон“: и „белые“ и „красные“ считали его своим романом».

В чем ваша главная печаль сегодня?
Захар:
«Времени не хватает на семью и детей. А надо, чтобы хватало. Потому что дети очень быстро растут. Это твое детство огромное — ни конца, ни края, а тут… Помню, уезжал я в очередной раз, моя младшая дочка Лиля еще только лопотала, а вернулся — она уже очень четко говорит „не буду“ по любому поводу. А я не слышал, когда это произошло в первый раз, и мне обидно. И всегда в какой-нибудь долгой поездке я мечтаю, что вот скоро вернусь, залягу дома и буду целыми днями писать и на них смотреть…»

Откуда черпаете энергию?
Захар:
«Думаю, все дело в том, что у меня нет никаких уж очень серьезных претензий к жизни. А из-за них у человека, как правило, отбирается энергия. Я же всем всегда доволен. Такой с детства. А логика высших сил, которые нас всем этим одаривают, наверное, следующая: раз ты счастлив, то — на, вот тебе еще сил немножко. Это я пытаюсь и своей жене внушить: будь всем довольна, и все будет хорошо. И у нас все, слава богу, все в порядке. Хотя, я понимаю, сил на четырех детей у нас никак не должно было хватить. И денег этих я не должен был бы заработать. Когда мы их рожали, мы были совершенно сумасшедшие люди — полунищие. Но каждый раз, когда эти нелогичные иррациональные поступки мы совершали, появлялся новый ребенок, пространство жизни как-то раскрывалось все больше. Есть такое высказывание: каждый ребенок рождается со своим хлебом. А мало того, что ребенок со своим хлебом, так еще и родителям перепадает — и хлебушка, и других благ. И жизнь все лучше и веселее. Вот сейчас кончилась последняя премия, и я думаю: может, еще одного родить?»

Имя: Захар Прилепин.

Место рождения: деревня Ильинка Скопинского района Рязанской области.

Родители: Прилепин Николай Семенович, учитель истории.
Нисифорова Татьяна Николаевна, медик.

Место проживания: Россия, Нижний Новгород.

Образование: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, филологический факультет.
Школа публичной политики.

Публикации: публикуется с 2003 г.
Проза: «Дружба народов», «Континент», «Новый мир», «Искусство кино», «Роман-газета», «Север».

Писатель, актёр, музыкант. Шеф-редактор сайта «Свободная пресса». Секретарь Союза писателей России. Ведущий авторской программы «Уроки русского» на телеканале НТВ. Член исполкома Общероссийского народного фронта. Заместитель художественного руководителя МХАТа им. М. Горького.

В октябре 2019 года Захар Прилепин создаёт Общественное движение «За правду». С 2020 года — Председатель партии «За правду».

Фонд Захара Прилепина занимается гуманитарной помощью жителям Донбасса.

Книги:

1. «Патологии», роман (2005)
2. «Санькя», роман (2006)
3. «Грех», одна жизнь в нескольких рассказах (2007)
4. «Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы» (2008)
5. «Я пришёл из России», эссе (2008)
6. «Это касается лично меня», эссе (2009)
7. «Леонид Леонов: Игра его была огромна», исследование (2010)
8. «Чёрная обезьяна», повесть (2011)
9. «Восьмёрка», маленькие повести (2011)
10. «Книгочёт», пособие по новейшей литературе (2012)
11. «Обитель», роман (2014)
12. «Летучие бурлаки», эссе (2014)
13. «Не чужая смута», эссе (2015)
14. «Непохожие поэты: Мариенгоф, Луговской, Корнилов», исследование (2015)
15. «Семь жизней», сборник малой прозы (2016)
16. «Всё, что должно разрешиться…: Хроника идущей Войны», нон-фикшн (2016)
17. «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы» (2017)
18. «Некоторые не попадут в ад», роман-фантасмагория (2019)
19. «Истории из лёгкой и мгновенной жизни», эссе (2019)
20. «Есенин. Обещая встречу впереди», ЖЗЛ (2019)

Составитель антологий и сборников:

1. «Война. WAR» (2008, «АСТрель»)
2. «Революция. Revolution» (2009, «АСТрель»)
3. «Именины сердца. Разговоры с русской литературой» (2009, «АСТрель»)
4. «Лит Перрон. Антология нижегородской поэзии» (2011, «Книги»)
5. «Десятка. Антология прозы „нулевых“ годов» (2011, «Ад Маргинем»)
6. «Лимонка в тюрьму». (2012, «Центрполиграф»)
7. «14. Антология женской прозы „нулевых“ годов» (2012, «АСТрель»)
8. Леонид Леонов. Собрание сочинений в шести томах (2013, «Терра»)
9. Анатолий Мариенгоф. Собрание сочинений в трёх томах (2013, «Терра»)
10. Поэты XX века: Васильев, Есенин, Корнилов, Луговской, Мариенгоф. Антология в пяти книгах (2015, «Молодая Гвардия»)
11. «Лимонка в войну» (2016, Алгоритм)
12. «Я — израненная земля» (2017, «Терра»)

Фильмография:

1. «Ева» (КМФ, 2019) — украинский олигарх, отец Евы.
2. «Дежурство» (КМФ, военная драма, 2017) — ополченец Кот.
3. «Гайлер» (х/ф, 2017) — Дима.
4. «УГРОза: Трепалов и Кошелек» (сериал, 2016) — поэт Владимир Луговской.
5. «Восьмерка» (х/ф, 2013) — таксист.
6. «Инспектор Купер» (сериал, 2012) — Сергей Васильев, киллер.

Экранизации:

  • «Белый квадрат» (режиссёр — Иван Павлючков), 2012. Экранизация рассказа «Белый квадрат». В 2012 году фильм получил приз «Бронзовая рама» на 12 международном кинофестивале короткометражных фильмов «Невиданое кино» в Маарду (Эстония) и Гран-при на международном кинофестивале «Метры» (Россия).
  • «Восьмёрка» (режиссёр — Алексей Учитель), 2013. Экранизация повести «Восьмёрка».
  • «Fucking story» (режиссёр Мара Тамкович, Польша) 2015. Короткометражный фильм по рассказу Захара Прилепина «Блядский рассказ».
  • «Собачатина» (режиссёр - выпускница ВГИКа Ксения Тищенко), 2017. Короткометражный фильм по одноимённому рассказу Захара Прилепина.

Дискография:

  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Времена года» (2011)
  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Переворот» (2013)
  • Рич и Захар Прилепин — «Патологии» (2013)
  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Охотник» (2015)
  • Рич и Захар Прилепин — «На океан» (2016)
  • Захар Прилепин и группа «Элефанк» — «Цветной» (2019)

Награды:

Финалист премий:

  • 2005: «Национальный бестселлер» (роман «Патологии»)
  • 2005: «Борис Соколофф-приз» (роман «Патологии»)
  • 2006: «Русский Букер» (роман «Санькя»)
  • 2006: «Национальный бестселлер» (роман «Санькя»)
  • 2006: диплом премии «Эврика» (роман «Санькя»)
  • 2007: им. Ю.Казакова — за лучший рассказ года (рассказ «Грех»)
  • 2009: им. И. А. Бунина — за книгу публицистики «Terra Tartarara: Это касается лично меня»
  • 2012: «Большая книга» (роман «Чёрная обезьяна»)
  • 2014: «Русский Букер» (роман «Обитель»)

Лауреат премий:

  • 2005: премия БРФ «Вдохнуть Париж»
  • 2006: премия «Роман-газеты» в номинации «Открытие»
  • 2007: всекитайская литературная премия «Лучший зарубежный роман года» — роман «Санькя»
  • 2007: премия «Эксклюзив года» сайта Назлобу.ру за политическую публицистику
  • 2007: премия «Ясная Поляна» «За выдающееся произведение современной литературы» (роман «Санькя»)
  • 2007: премия «России верные сыны» (за роман «Грех»)
  • 2008: премия «Солдат Империи» — за прозу и публицистику
  • 2008: премия «Национальный бестселлер» (роман «Грех»)
  • 2008: Премия «Бестселлер OZON.RU» — по результатам продаж в Интернет-магазине OZON.RU
  • 2009: «Арт-персона» года по версии радиостанции «Европа плюс»
  • 2010 Национальная премия «Лучшие книги и издательства-2010» в разделе «Биографии» — за книгу «Леонид Леонов: Игра его была огромна»
  • 2011: премия «Супернацбест» (100 000 долларов за лучшую прозу десятилетия)
  • 2011: писатель года по версии журнала GQ
  • 2012: «Бронзовая Улитка» (2012) в номинации «Крупная форма» за лучший фантастический роман года — «Чёрная обезьяна».
  • 2012: Человек города (Нижний Новгород).
  • 2012: премия BookMix.ru в номинации «Выбор экспертов» (роман «Чёрная обезьяна»)
  • 2014: премия «Книга года» за роман «Обитель» (Ежегодный национальный конкурс)
  • 2014: «Книжная премии Рунета-2014» в номинации «Лучшая художественная книга» (роман «Обитель»)
  • 2014: премия «Большая книга» (роман «Обитель»)
  • 2014: Нижегородская региональная премия «Пробуждение» в номинации «Лидер года»
  • 2014: «Премия имени Александра Ивановича Герцена» (за книгу «К нам едет Пересвет»)
  • 2015: «Премия имени Вадима Валерьяновича Кожинова» (за «Заметки из Новороссии», общественную и литературную активность)
  • 2015: Захар Прилепин стал лауреатом Есенинской премии
  • 2015: Роман Захара Прилепина «Обитель» стал победителем IV конкурса «Ревизор — 2015» в номинации «Выбор покупателя. Издатель бестселлера в бумажном варианте»
  • 2017: Премия имени Иво Андрича (Сербия) за книги «Обитель» и «Семь жизней»
  • 2017: премия Правительства РФ за достижения в области культуры
  • 2017: награждён Крестом «Доброволец Донбасса»
  • 2017: удостоен высшей награды Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь» (Иркутск) — золотой медали им. А.С. Пушкина
  • 2017: стал лауреатом Премии «Александр Невский». Писателю присуждена первая премия за книгу «Взвод. Офицеры и ополченцы русской литературы».
  • 2018: награда «За сохранение традиций русской литературной школы, просветительскую и общественную деятельность».
  • 2018: Военная драма «Дежурство» (КМФ) получила главный приз Best Narrative Short на фестивале Tribeca в Нью-Йорке и стала претендентом на «Оскар». Режиссёр — Ленар Камалов, в главной роли — Захар Прилепин.
  • 2018: Лауреат международной премии города Кассино «Letterature dal fronte» за роман «Патологии» (Италия).
  • 2018: Лауреат Лермонтовской премии в номинации «За достижения в литературном творчестве, получившем общественное признание» за книги «Непохожие поэты» и «Взвод».
  • 2018: Лауреат международной премии «Человек года — 2018». Гуманитарная деятельность. Донбасс.
  • 2020: Лауреат национальной премии «Лучшие книги и издательства года» в номинации «Художественная литература» за роман «Некоторые не попадут в ад».

Французское издание книги Захара Прилепина «Патологии» получила во Франции престижную премию «Русофония» — за лучший перевод русской книги.

Фильм «Белый квадрат» (режиссёр Иван Павлючков) получил приз «Бронзовая рама» на 12 международном кинофестивале короткометражных фильмов «Невиданое кино» в Маарду (Эстония) и гран-при на международном кинофестивале «Метры» (Россия).

Произведения Захара Прилепина переведены на 25 языков: английский, арабский, армянский, болгарский, венгерский, вьетнамский, греческий, датский, итальянский, испанский, китайский, латышский, молдавский, немецкий, норвежский, польский, румынский, сербский, словацкий, словенский, украинский, финский, французский, чешский, японский.

Книги Захара Прилепины включены в программу российских гуманитарных ВУЗов. В изданном в 2013 году учебнике «История русской литературы XX века» (рекомендован Министерством образования и науки, является первым учебником, полностью соответствующим Федеральному государственному стандарту) введена отдельная глава о Захаре Прилепине, завершающая курс современной литературы.

Деятельность: журналист (ранее: разнорабочий, охранник, грузчик, командир отделения ОМОН и т. д.)

Семейное положение: счастливо женат.

Достижения: четверо детей.

Убеждения: национал-большевик, патриот.

Пристрастия:

Проза:
Гайто Газданов: «Вечер у Клэр», «Ночные дороги», «Призрак Александра Вольфа»
Ромен Гари: «Обещание на рассвете»
Борис Зайцев: «Золотой узор»
Томас Манн: «Иосиф и его братья»
Генри Миллер: «Сексус»
Анатолий Мариенгоф: «Циники»
Владимир Набоков: «Ада или Радости страсти»
Леонид Леонов: «Пирамида», «Вор», «Дорога на Океан», «Evgenia Ivanovna»
Эдуард Лимонов: «Это я, Эдичка», «Дневник неудачника»
Александр Проханов: «Дворец», «Третий тост»
Михаил Тарковский: «Замороженное время»
Александр Терехов: «Каменный мост», «Бабаев»
Джонатан Франзен: «Поправки»
Михаил Шолохов: «Тихий Дон»
Русская классика XIX века, ПСС.

Поэзия:
Сесар Вальехо, Павел Васильев, Сергей Есенин, Эдуард Лимонов, Борис Рыжий.
Русский серебряный век. Греческая поэзия XX века. Латиноамериканская поэзия XX века.

Напевы:
Marc Almond — «Enchanted», «Open All Night»
Cure — «Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me», «Disintegration»
Manu Chao — «Proxima Estacion. Esperanza»
50 cent — «Get Rich Or Die Try»
Аквариум — «Радио Африка», «Русский альбом»
Александр Башлачев — «Вечный пост»
Александр Дольский — «Государство синих глаз», «Портрет в раме»
«Машнин Бэнд» — «Бомба»

А также:
— А-ha, Nick Cave, Depeche Mode, Rob Dougan, Marley и сыновья, Sinead OʼConnor.
— «25/17», «АукцЫон», Михаил Щербаков, Елена Фролова.

Кино:
«Сердце Ангела», реж. Алан Паркер
«Среди серых камней», реж. Кира Муратова

Любимая цитата:
«Разве я сторож брату своему?» (Каин).
«Говорили, будто я оскорбил королеву Пруссии, вовсе нет. Я только сказал ей: „Женщина, возвращайся к своей прялке и хозяйству“. Мне не в чем себя упрекнуть. Я велел освободить ее фаворита Хатцфельда, а то бы его расстреляли» (Наполеон).
«Умрешь — и все узнаешь; или перестанешь спрашивать» (Лев Толстой).

Подготовлено по интервью и публикациям Захара Прилепина.

Захар Прилепин - русский писатель, филолог, журналист.

Захар Прилепин - член Национал-большевистской партии с 1996 года. Родился Захар Прилепин 7 июля 1975 года в селе Ильинка Скопинского района Рязанской области в семье учителя и медсестры. Трудовую деятельность начал в 16 лет. Захар Прилепин закончил филологический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского и Школу публичной политики. Захар Прилепин работал разнорабочим, охранником, служил командиром отделения в ОМОНе, принимал участие в боевых действиях в Чечне в 1996 и 1999 годах.

Имя при рождении: Евгений Николаевич Прилепин
Псевдонимы: Захар Прилепин
Дата рождения: 7 июля 1975
Место рождения: д. Ильинка, Скопинский район, Рязанская область, РСФСР, СССР
Гражданство: Россия
Род деятельности: российский писатель, филолог, журналист
Годы творчества: с 2003
Направление: реализм

В 1999 году, ввиду финансовых затруднений, Захар Прилепин оставляет службу в ОМОНе и устраивается на работу журналистом в нижегородскую газету «Дело». Публикуется под многими псевдонимами, самый известный из которых «Евгений Лавлинский».
В 2000 году Захар Прилепин становится главным редактором газеты. Параллельно Захар Прилепин начинает работу над своим первым романом «Патологии».
«Газета, правда, была желтая, страшная, местами даже черносотенная, хотя и входила в холдинг Сергея Кириенко. И я понял, что трачу жизнь ни на что, - и стал писать роман. Сначала это был роман про любовь, но постепенно (я работал года три-четыре) он превратился в роман про Чечню как про самый сильный мой жизненный опыт - как говорится, у нас что ни делай, а выходит автомат Калашникова».

Первые произведения Захара Прилепина были опубликованы в 2003 году в газете «День литературы».
Произведения Прилепина печатались в разных газетах в том числе и в «Литературной газете», «Лимонке», «На краю», «Генеральной линии», а также в журналах «Север», «Дружба народов», «Роман-газета», «Новый мир», «Сноб», «Русский пионер», «Русская жизнь».
Был главным редактором газеты нацболов Нижнего Новгорода «Народный наблюдатель». Захар Прилепин участвовал в семинаре молодых писателей Москва - Переделкино (февраль 2004 года) и в IV, V, VI Форумах молодых писателей России в Москве.

Захар Прилепин - убежденный национал-большевик, на разных временных промежутках - последовательный сторонник НБП коалиции «Другая Россия», принимал участие в организации нижегородского Марша Несогласных 24 марта 2007 года.
В 2007 году Захар Прилепин стал соучредителем национал-демократического движения «Народ». 23-24 июня 2007 года в Москве прошла учредительная конференция движения и первое заседание его политсовета. Сопредседателями движения стали Сергей Гуляев, и Захар Прилепин. Впоследствии предполагалось присоединение движения «Народ» к коалиции «Другая Россия», но этого не произошло.

10 марта 2010 года Захар Прилепин подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». В интервью, опубликованном 16 марта 2010 года, сказал в ответ на вопрос о целях кампании:
«Путин - это система, и менять надо всю систему. Необходимо открытое политическое пространство. Прежде всего страну надо вывести из состояния политической заморозки. Для этого нужны свободный парламент, дискуссия, независимая пресса.»

В настоящее время Захар Прилепин работает главным редактором «Агентства политических новостей - Нижний Новгород», генеральным директором «Новой газеты в Нижнем Новгороде». С июля 2009 года - ведущий программы «Старикам здесь не место» на телеканале «PostTV». Член Гражданского Литературного Форума России.
1 июля 2012 года Захар Прилепин вместе с Сергеем Шаргуновым возглавил редакцию сайта «Свободная пресса». Шаргунов стал главным редактором, а Захар Прилепин - шеф-редактором.

Захар Прилепин успешно и счастливо женат. Имеет четырёх детей.

Награды Захара Прилепина

Лауреат премии Бориса Соколова (2004)
Лауреат премии газеты «Литературная Россия» (2004)
Захар Прилепин - лауреат премии «Роман-газеты» в номинации «Открытие» (2005)
Диплом премии «Эврика» (2006)
В 2005 и 2006 годах входил в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» (2005, 2006)
В 2006 году стал финалистом премии «Русский Букер»
Лауреат Всекитайской Международной Литературной премии «Лучшая иностранная книга 2006-го года» (2007)
Лауреат ежегодной литературной премии «Ясная Поляна» имени Льва Толстого (номинация «XXI век») за роман «Санькя» (2007)
Захар Прилепин - лауреат литературной премии «России верные сыны» имени Александра Невского за роман в рассказах «Грех» (2007)
Лауреат всероссийской премии Института национальной стратегии «Солдат Империи» (2008)
Лауреат премии «Национальный бестселлер» за роман в рассказах «Грех» (2008)
Серебряная медаль Бунинской премии за книгу «TerraTartarara: Это касается лично меня» (2009)
Лауреат премии «Супер Нацбест», роман «Грех» назван лучшей книгой десятилетия (2011)
Лауреат премии «Русский Букер десятилетия» (2011)
Захар Прилепин - лауреат премии «Бронзовая Улитка» в номинации «Крупная форма» за лучший фантастический роман года - «Чёрная обезьяна»(2012).

Книги Захара Прилепина

«Патологии» (роман) - 2004 изд. «Андреевский флаг»
«Санькя» (роман) - 2006 изд. «Ad Marginem»
«Грех» (роман) - 2007 изд. «Вагриус» (премия «Супер-нацбест», 2011 год)
«Ботинки, полные горячей водкой» (сборник рассказов) - 2008 изд. «АСТ»
«Я пришёл из России» (сборник эссе) - 2008 изд. «Лимбус Пресс»
«Terra Tartarara. Это касается лично меня» (сборник эссе) - 2009 изд. «АСТ»
«Леонид Леонов: Игра его была огромна» (биография) - 2010 изд. «Молодая гвардия», серия Жизнь замечательных людей
«Чёрная обезьяна» (роман) - 2011 изд. «АСТ»
«Восьмёрка» (сборник повестей) - 2012 изд. «Астрель»
«Книгочёт» (пособие по новейшей литературе) - 2012 изд. «Астрель»

Компиляции Захара Прилепина:

«Какой случится день недели» (сборник избранных рассказов из книг «Грех» и «Ботинки, полные горячей водкой») - 2008 изд. «Ясная Поляна»
«Грех и другие рассказы» (сборник рассказов, включающий книги «Грех», «Ботинки, полные горячей водкой» и 2 рассказа, не входившие в эти книги) - 2011 изд. «Астрель»
«К нам едет Пересвет» (собрание эссе на основе книг «Я пришёл из России» и «Это касается лично меня» с включением нескольких новых эссе) - 2012 изд. «Астрель»
«Дорога в декабре» (собрание прозы в одном томе; за исключением сборника «Восьмёрка») - 2012 изд. «Астрель»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
«Ворожей не оставляй в живых «Ворожей не оставляй в живых Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Собор архистратига михаила и прочих сил бесплотных Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Собор архистратига михаила и прочих сил бесплотных Священный синод 18 век какие издал постановление Священный синод 18 век какие издал постановление