Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
А1.Жизнь на Земле возникла:
1)первоначально на суше
2)первоначально в океане
3)на границе суши и океана
4)одновременно на суше и в океане
А2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А3.При истощении запаса синтезированных абиогенным путем органических веществ, на Земле появились организмы по способу питания и по способу питания:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А4.Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, было:
1)появление прокариот
2)появление эукариот
3)возникновение фотосинтеза у прокариот
4)возникновение дыхания у эукариот
А5.Самая древняя из перечисленных в истории Земли эра:
1)архей
2)палеозой
3)мезозой
4)протерозой
А6.С момента выхода первых живых организмов на сушу прошло, в млрд лет:
1)около 3,5
2)около 1,5
3)около 2,5
4)около 0,5
А7.Основные организмы, существовавшие на Земле в архее:
1)бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии)
2)многоклеточные водоросли и кишечнополостные
3)коралловые полипы и многоклеточные водоросли
4)морские беспозвоночные животные и водоросли
А8.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:
1)выход растений на сушу
2)выход многоклеточных животных на сушу
3)появление и расцвет эукариот (зеленых водорослей)
4)появление и расцвет прокариот (сине-зеленых водорослей)
А9.Основные организмы, существовавшие на Земле в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур) :
1)Костные рыбы, насекомые и водоросли
2)трилобиты, панцирные рыбы и водоросли
3)кораллы, хрящевые рыбы и споровые растения
4)хрящевые рыбы, насекомые и споровые растения
А10.Основные организмы, существовавшие на Земле в позднем палеозое (девон, карбон, пермь) :
1)хрящевые рыбы, трилобиты и водоросли
2)панцирные рыбы, трилобиты и папоротникообразные
3)хрящевые и костные рыбы, насекомые и папоротникообразные
4)панцирные и хрящевые рыбы, пресмыкающиеся и голосеменные
А11.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине мезозоя (юра)
1)господство голосеменных и появление первых птиц
2)расцвет папоротникообразных и появление голосеменных
3)расцвет земноводных и появление первых млекопитающих
4)появление папоротникообразных и расцвет пресмыкающихся
А12.Господствующее положение млекопитающих в эволюции органического мира связано с их:
1)относительно крупными размерами тела
2)высокой плодовитостью и заботой о потомстве
3) теплокровностью и внутриутробным развитием
4)приспособленностью к разным способам размножения
А13.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине кайнозоя (неоген) :
1)господство млекопитающих, птиц и насекомых
2)вымирание пресмыкающихся и появление птиц
3)господство голосеменных и вымирание пресмыкающихся
4)появление первых млекопитающих и вымирание пресмыкающихся
органическом мире, какое они имели биологическое значение для эволюции?
Заполните таблицу»
Ароморфоз Значение
1) Возникновение:
2) Клеточного
ядра
3) Фотосинтеза
4) Полового
процесса
5) Многоклеточного
организма
Помогите плиз заранее спасибо
Помогите, с ответами.Зарание спасибо!
1)Земля образовалась:
а)2.5 млрд.лет б)3.5 млрд.лет в) 4.5 млрд.лет
2)Объединяясь,молекулы различных веществ образовали многомалекулярные комплексы:
а) клетки б) коацерваты в) концерогены
3) Первые одноклеточные организмы были:
а)гетеротрофы б)автотрофы в) симбионты
4)Появление большого количества гетеротрофов привело к появлению:
а)фотосинтеза б)хемосинтеза в)биосинтеза
5)Появления ядра привело к:
а) бесполому процессу б) половому процессу
6)Разделение функций клеток у первых многоклеточных организмов привели к образованию:
а)дифференцированных б)первичных тканей.
7)В палеозойской эре появляются первые наземные растения:
а)сукуленты б)псилофиты в)папоротники
8)Крупным ароморфозом в палеозойскую эру является появление:
а)двух кругов кровообращения б)совершенствование нервной системы в)появление аппарата хватательного типа
9)Первыми наземными дышащими воздухом животные были:
а)насекомые б)членистоногие(паукообразные) в) птицы
10)Появление первых покрытосеменных растений произошло в:
а)палеозойскую эру б)мезозойскую эру в)кайнозойскую эру
11)Значительные изменения в растительном мире в кайнозойскую эру сопровождалось:
а)засухой б)глобальным потеплением в)олединением
12)Раположите в нужном порядке положение человека в системе животного мира:
а)отряд-приматы б)тип-хордовые в)класс-млекопитающие
г)семейство-гоминиды д)царство-животные е)род-человек ж)вид-человек умелый.
13)Перечислите специфические черты, присущие человеку.
14)Животные имеющие рост 120-150см, вес 20-50кг мозг массой
550г назывались:
а)человек умелый б)древнейший человек в)автралопитек.
Вопрос 1. Какие ароморфозы произошли в протерозое и палеозое?
К концу протерозойской эры появились все типы беспозвоночных, а также первые хордовые животные — подтип бесчерепных.
Крупнейшими ароморфозами протерозоя считаются появление животных с двусторонней симметрией тела и возникновение первых хордовых животных.
В палеозое произошел выход растений и животных на сушу. И важнейшие ароморфозы были связаны с освоением живыми организмами сухопутной среды. У растений это — появление защитной покровной ткани, механической ткани, проводящей (сосудистой) ткани, семенного размножения.
В палеозойскую эру появились и вымерли первые наземные растения — риниофиты, появились мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные. Таким образом, к концу палеозоя на Земле существовали все группы растений, кроме покрытосеменных.
У животных в связи с выходом на сушу произошло образование органов, обеспечивающих дыхание атмосферным воздухом, перемещение в менее плотной, чем вода, среде, внутреннее оплодотворение и др.
К концу палеозоя в фауне Земли не хватало только птиц и млекопитающих.
Вопрос 2. Какие условия способствовали выходу растений и животных на сушу?
Выходу растений и животных на сушу способствовало накопление в атмосфере кислорода и, как следствие, образование озонового экрана, защищающего все живое от ультрафиолетового излучения.
Вопрос 3. Какие приспособления возникают у растений и животных в связи с выходом на сушу?
С выходом на сушу для растений понадобилась сосудистая система, обеспечивающая проведение воды и питательных веществ. Дальнейшая эволюция растений на суше была направлена на дифференцировку таллома на органы и совершенствование полового размножения — уменьшение зависимости от воды. Не меньшее значение имело и появление механических тканей, обеспечивающих поддержание формы тела в менее плотной по сравнению с водной наземно-воздушной средой.
Для животных, вышедших на сушу, важнейшее значение имели органы, обеспечивающие: возможность дышать атмосферным воздухом (системы трахей, легочные мешки, легкие), передвижение (свободные конечности с их поясами) и размножение (органы, обеспечивающие возможность внутреннего оплодотворения, появление яйцевых оболочек).
Вопрос 4. Чем объяснить процветание папоротникообразных в карбоне и их постепенное вымирание к концу палеозойской эры?
В девоне широко распространились хвощи, плауны, папоротники. Наибольшего расцвета они достигли в каменноугольный период. Этому способствовал теплый и влажный климат карбона, благоприятствующий их эффективному размножению. В пермский период климат стал суше и прохладнее. Это привело к вымиранию крупных папоротниковидных.
Вопрос 1. Когда появились первые наземные растения? Как они назывались и какие отличительные особенности имели?
В начале палеозойской эры (эры древней жизни) растения населяют в основном моря, но спустя 150–170 млн. лет появляются первые наземные растения – псилофиты, занимающие промежуточное положение между водорослями и наземными сосудистыми растениями. Псилофиты уже имели слабо дифференцированные ткани, способные к проведению воды и органических веществ, и могли укрепляться в почве, хотя настоящие корни (как и настоящие побеги) у них ещё отсутствовали. Такие растения могли существовать только во влажном климате, при установлении засушливых условий псилофиты исчезли. Однако они дали начало более приспособленным наземным растениям.
Вопрос 2. В каком направлении шла эволюция растений на суше?
Дальнейшая эволюция растений на суше шла в направлении расчленения тела на вегетативные органы и ткани, совершенствования сосудистой системы (обеспечивающей быстрое передвижение воды на большую высоту). Широко распространяются споровые растения (хвощи, плауны, папоротниковидные).
Вопрос 3. Какие эволюционные преимущества даёт переход растений к семенному размножению?
Переход к семенному размножению дал растениям много преимуществ: зародыш в семени теперь защищён от неблагоприятных условий оболочками и обеспечен пищей. У части голосеменных (хвойных) процесс полового размножения уже не связан с водой. Опыление у голосеменных осуществляется ветром, а семена снабжены приспособлениями для распространения животными. Всё это способствовало расселению семенных растений.
Вопрос 4. Охарактеризуйте животный мир палеозоя.
Животный мир в палеозойскую эру развивался чрезвычайно бурно и был представлен большим количеством разнообразных форм. Пышного расцвета достигла жизнь в морях. В самом начале этой эры (570 млн. лет назад) уже существовали все основные типы животных, кроме хордовых. Губки, кораллы, иглокожие, моллюски, громадные хищные ракоскорпионы – вот неполный перечень обитателей морей того времени.
Вопрос 5. Назовите основные ароморфозы в эволюции позвоночных в палеозое.
У позвоночных животных палеозойской эры можно проследить ряд ароморфозов. Из них отмечается возникновение челюстей у панцирных рыб, легочного способа дыхания и строение плавников у кистеперых рыб. Позднее крупными ароморфозами в развитии позвоночных было появление внутреннего оплодотворения и формирование ряда оболочек яйца, защищающих зародыш от высыхания, усложнение в строении сердца и легких, ороговение кожных покровов. Эти глубокие изменения привели к возникновению класса пресмыкающихся.
Вопрос 6. Какие условия внешней среды и особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками их выхода на сушу?
Большая часть суши была безжизненной пустыней. По берегам пресноводных водоёмов в густых зарослях растений обитали кольчатые черви, членистоногие. Климат сухой, с резкими колебаниями температуры в течение суток и по сезонам. Уровень воды в реках и водоёмах часто менялся. Многие водоёмы полностью высыхали, зимой промерзали. Водная растительность при пересыхании водоёмов гибла, накапливались растительные остатки. На их разложение расходовался кислород, растворённый в воде. Всё это создавало очень неблагоприятную среду для рыб. В этих условиях их могло спасти только дыхание атмосферным воздухом.
Вопрос 7. Почему земноводные каменноугольного периода достигли биологического процветания?
Рептилии (пресмыкающиеся) приобрели некоторые свойства, позволившие им окончательно порвать связь с водной средой обитания. Внутреннее оплодотворение и накопление желтка в яйцеклетке сделали возможным размножение и развитие зародыша на суше. Ороговение кожи и более сложное строение почки способствовали резкому уменьшению потерь воды организмом и, как следствие, широкому расселению. Возникновение грудной клетки обеспечило более эффективный, чем у амфибий, тип дыхания – всасывающий. Отсутствие конкуренции вызвало широкое распространение рептилий на суше и возвращение некоторых из них – ихтиозавров – в водную среду.
Вопрос 8. Сведите информацию, полученную из данного параграфа, в единую таблицу «Эволюция растительного и животного мира в палеозойскую эру».
Вопрос 9. Приведите примеры взаимосвязи эволюционных преобразований растений и животных в палеозое.
В палеозое шло совершенствование органов размножения и перекрестного оплодотворения у покрытосеменных параллельно с эволюцией насекомых;
Вопрос 10. Можно ли утверждать, что в основе ароморфозов лежат идиоадаптации - частные приспособления к конкретным условиям внешней среды? Приведите примеры.
В основе ароморфозов действительно лежат частные приспособления к конкретным условиям внешней среды. примером этого служат появление голосеменных растений из-за изменения климата – он стал более теплым и влажным. У животных таким примером может служить появление парных конечностей как следствие ухудшение условий среды обитания и последующим выходом на сушу.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Задачи: Изучение проблем филогенетики и закономерностей эволюции органического мира, позволяющий раскрыть пути использования исторического подхода к изучению явлений живой природы. Дать научное объяснение истории развития животного и растительного мира с применением новейших технологий позволяющие показать разнообразие и многообразие древней жизни.
Образовательная задача: Добиться усвоения учащимися знаний доказательств макроэволюции основных направлений и путей исторического развития живой природы, главных ароморфозов и идиоадаптаций в мире растений и животных.
Воспитательные задачи: Использовать доказательства эволюции для отстаивания взглядов на реальность исторического развития живой природы и продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира, выявление противоречивого характера этого процесса.
Развивающие задачи: Формирование умения выявлять основные ароморфозы и идиоадаптации в мире растений и животных, раскрыть причинно-следственные связи между путями и направлениями эволюции, дать материалистическое объяснение исторических изменений живой природы. Развитие творческой активности учащихся используя новейшие технологии.
Тип урока: Комбинированный (проблемный)
Метод: Дидактический
Оборудование: компьютер, таблица, рисунки, полезные ископаемые.
Ход урока
1 . Закрепление изученного материала.
Здравствуйте.
На прошлом уроке мы с Вами начали изучать очень интересную и важную тему «Развитие жизни на Земле».
Какую эру Земли и основные направления эволюции мы изучали?
Сейчас наша с вами задача состоит в том, чтобы закрепить изученный материал. 4 ученика работают за компьютером, где они выполняют домашнее тестовое задание на 5-10 мин. А с остальными работаем устно- фронтальный опрос.
Тест (компьютер):
- Какова длительность архейской эры
а.900 млн лет
б.3500 млн лет
в. 2000 млн лет - Каков возраст архейской эры
а. 2000 млн лет
б. 3500 млн лет
в. 900 млн лет - Ароморфозы в архейской эре
а. становление фотосинтеза
б. кислородное дыхание
в.половой процесс
г. многоклеточность - Как называется архейская эра
а. эра ранней жизни
б.древнейшая жизнь
в.древняя жизнь - К чему открывает ароморфоз широкий простор
а. дивергенции
б.биологическому прогрессу
в.дегенерации
г.идиоадаптации
Работа с классом:
- По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды.
- Расскажите, как и как возникли первые живые организмы.
- Какие важные ароморфозы произошли в архейскую эры. Какое это имело значение для развития жизни на Земле.
- Когда и в, результате, каких процессов появился в атмосфере Земли кислород. Как это, отразилось,на развитие жизни.
- Объясните одновременно существование различных способов дыхания, питания, размножения и простых и сложных организмов.
- Какова идиоадаптация архейской эры.
- По какому принципу шло развитие архейской эры. Докажите.
- Приведите примеры живого мира архейской эры.
Подвести итоги тестового задания и опроса домашнего задания.
3. Новая тема.
Объяснение с использованием компьютера. Презентация по теме « Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах»
Учащиеся записывают новую тему урока в тетрадях «« Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах».
На границе архейской и протерозойской эр произошло усложнение строения и функций организмов, что положило начало биологической эволюции. Протерозойская эра длилась 2000 млн лет.
Каков ландшафт протерозойской эры, где сосредоточена жизнь.
Климат: Стал более суровым, ледниковый покров распространился почти по всей планете.
Суша: Была безжизненной, но по берегам начались почвообразовательные процессы в результате деятельности бактерий, водорослей и грибов. Господствовали сине-зеленые водоросли, сменившиеся обилием зеленых водорослей, в том числе и многоклеточных, которые в эволюционном отношении были более совершенными по способу питания, размножения и строения(листья, стебель, корень). Но все же жизнь была сосредоточена в воде.
Проследить эволюцию протерозойской эры сложно, т.к. происходил процесс перекристаллизации осадочных пород и уничтожения органических остатков. В результате сохранились остатки бактерий, водорослей, грибов, низших беспозвоночных и низших хордовых.
Крупным шагом было появление организмов с:
- 2-х сторонней симметрией тела(передний, задний отдел, левая и правые стороны, спинная и брюшная поверхности, каждая из которых выполняет свою функцию.
- Многоклеточность.
Как называется гипотеза о возникновении многоклеточных организмов и кем она была создана?
Какой живой организм был взят за основу гипотезы многоклеточности, какие ткани образовались и какие функции они выполняли?.
Отсюда делаем вывод, что ароморфозы – 3-хслойное тело червеобразной формы, у которых появились новые органы- это новообразование, от них произошли членистоногие давшие начало древним хордовым.
Каковы ароморфозы растений и животных протерозойской эры?
Заполните таблицу (заполняется учащимися)
Третья очень важная эра Земли – протерозойская эра- эра древней жизни, возраст ее оставляет 570 млн. лет, а длилась она330 млн.лет, она состоит из 6 периодов (см. таблицу)
Вспомнив главные ароморфозы архейской и протерозойской эр, подведите итог этой жизни? (в течение примерно 3-х млрд. лет жизнь на Земле под влиянием движущих сил эволюции достигла разнообразия и была в основном сосредоточена в воде)
Действительно, в начале палеозойской эры растения населяют в основном моря, но уже в ордовике и силуре появляются первые наземные растения –псилофиты.
Рассмотрите ландшафт этого периода, каковы его особенности.
Как вы думаете, чем можно объяснить освобождение суши от воды и гибель многих водорослей.
Рассмотрите рисунок первого наземного растения- псилофита и выявите черты приспособленности к новой среде. (наличие тканей защищающие клетку от высыхания, проводящая воду сосудистая система, поддерживающая тело в вертикальном положении, наличие корнеподобных выростов укрепляющие растение в воде)
Назовите предков псилофитов.
Дальнейшая эволюция растений на суше шла в направлении расчленения тела на вегетативные органы и ткани, совершенствовалась система.
Но, к сожалению, в засушливом девоне псилофиты исчезают и появляются хвощи, плауны и папоротникообразные, которые в связи с влажным и теплым климатом достигли большого развития в каменноугольном периоде, в это время также появились и голосеменные растения произошедшие от семенных папоротников.
Как вы думаете сравнивая наземные растения палеозойской эры, от какого растения произошли папоротники.
Почему естественный отбор действовал в направлении сохранения папоротникообразнных.
Только ли по пути идиоадоптации шло дальнейшее развитие папоротникообразных.
Учащиеся просматривают презентацию о растениях палеозойской эры.
Задание: Заполните таблицу - ароморфозы растений.
Ароморфозы растений :
Животный мир палеозойской эры развивался очень бурно и был представлен большим количеством разнообразных форм. Пышного расцвета достигла жизнь в морях. В кембрийском периоде - это все основные типы животных (кроме хордовых) – это губки, кораллы, иглокожие, моллюски, громадные хищные ракоскорпионы, панцерники.
Затем в ордовике произошел ароморфоз- появление челюстей с помощью которых челюстноротые захватывали пищу и выжили панцирников.
Каков характер взаимоотношения панцирниками и челюстноротыми.
Эволюция животных палеозоя шла по пути ароморфоза, идиоадаптации, прогресса и регресса.
В силурийском периоде на сушу вместе с первыми наземными растениями – псилофитами, вышли первые дышащие воздухом животные- членистоногие пауки, скорпионы, многоножки.
В девонских морях обитали двоякодышащие рыбы- поэтому этот век называют «веком рыб». Они могли дышать атмосферным воздухом (плавательный пузырь), но в основном жилив воде.
Какие рыбы осуществили выход на сушу.
Как передвигались.
Каков климат девонского периода и почему именно этот период способствовал появление кистеперых рыб (работа с учебником)
Кистеперые дали начало первым земноводным – стегоцефалам, которые достигли расцвета в каменноугольном периоде. Они разделились (дивергировали) на несколько групп от мелких, питавшиеся беспозвоночными до крупных рыбоядных хищников. Сохранилась та группа которая потерпела большие изменения:
- Возникло внутреннее оплодотворение
- Яйцо-запас желтка и плотная оболочка
- Развитие зародыша в яйце на суше.
- роговой покров.
Это особенности пресмыкающихся в пермского периода – которых называли котилозаврами. Они были травоядными и хищниками(зверозубые ящеры). От этой группы в дальнейшем п произошли рептилии и млекопитающие.
Какие ароморфозы животного мира характерны для этой эры.
Заполните таблицу (один ученик работает у доски, а остальные в тетради)
Ароморфозы животных:
Возникновение челюстей
Легочное дыхание
Строение плавников
Внутреннее оплодотворение- яйцо
Эволюция кровеносной системы
Появление крупных систематических групп.
Приведите примеры идиоадаптаций палеозойской эры.
По какому пути шло развитие палеозойской эры.
4. Закрепление.
Решение кроссворда (работа за компьютером).
- Назовите первого представителя земноводных
- В каком периоде исчезают псилофиты
- Назовите идиоадаптацию к недостатку кислорода в воде.
- Назовите крупный ароморфоз в эволюции позвоночных.
- Как называется форма эволюции благодаря которой стегоцефалы разделились на большое число форм.
- Какой период называют «век рыб»
- Первые наземные растения.
- В каком периоде достигает наибольшего расцвета наземная растительность.
- Назовите группу, животных от которых произошли рептилии и млекопитающие.
Подвести итог работы.
5. Домашняя работа: выучить параграф и ответить на вопросы.