Ароморфозы палеозойской эры таблица. Развитие жизни в палеозойскую эру, выход растений и животных на сушу, первые земноводные

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

А1.Жизнь на Земле возникла:
1)первоначально на суше
2)первоначально в океане
3)на границе суши и океана
4)одновременно на суше и в океане
А2.Первые живые организмы, появившиеся на Земле по способу питания и дыхания были:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А3.При истощении запаса синтезированных абиогенным путем органических веществ, на Земле появились организмы по способу питания и по способу питания:
1)аэробными автотрофами.
2)анаэробными автотрофами.
3)аэробными гетеротрофами.
4)анаэробными гетеротрофами.
А4.Крупнейшим ароморфозом, оказавшим существенное воздействие на ранние этапы эволюции жизни на Земле, было:
1)появление прокариот
2)появление эукариот
3)возникновение фотосинтеза у прокариот
4)возникновение дыхания у эукариот
А5.Самая древняя из перечисленных в истории Земли эра:
1)архей
2)палеозой
3)мезозой
4)протерозой
А6.С момента выхода первых живых организмов на сушу прошло, в млрд лет:
1)около 3,5
2)около 1,5
3)около 2,5
4)около 0,5
А7.Основные организмы, существовавшие на Земле в архее:
1)бактерии и сине-зеленые водоросли (цианобактерии)
2)многоклеточные водоросли и кишечнополостные
3)коралловые полипы и многоклеточные водоросли
4)морские беспозвоночные животные и водоросли
А8.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в протерозое:
1)выход растений на сушу
2)выход многоклеточных животных на сушу
3)появление и расцвет эукариот (зеленых водорослей)
4)появление и расцвет прокариот (сине-зеленых водорослей)
А9.Основные организмы, существовавшие на Земле в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур) :
1)Костные рыбы, насекомые и водоросли
2)трилобиты, панцирные рыбы и водоросли
3)кораллы, хрящевые рыбы и споровые растения
4)хрящевые рыбы, насекомые и споровые растения
А10.Основные организмы, существовавшие на Земле в позднем палеозое (девон, карбон, пермь) :
1)хрящевые рыбы, трилобиты и водоросли
2)панцирные рыбы, трилобиты и папоротникообразные
3)хрящевые и костные рыбы, насекомые и папоротникообразные
4)панцирные и хрящевые рыбы, пресмыкающиеся и голосеменные
А11.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине мезозоя (юра)
1)господство голосеменных и появление первых птиц
2)расцвет папоротникообразных и появление голосеменных
3)расцвет земноводных и появление первых млекопитающих
4)появление папоротникообразных и расцвет пресмыкающихся
А12.Господствующее положение млекопитающих в эволюции органического мира связано с их:
1)относительно крупными размерами тела
2)высокой плодовитостью и заботой о потомстве
3) теплокровностью и внутриутробным развитием
4)приспособленностью к разным способам размножения
А13.Главное эволюционное событие в развитии органического мира в середине кайнозоя (неоген) :
1)господство млекопитающих, птиц и насекомых
2)вымирание пресмыкающихся и появление птиц
3)господство голосеменных и вымирание пресмыкающихся
4)появление первых млекопитающих и вымирание пресмыкающихся

1. В Архейскую эру произошли крупные ароморфозы в

органическом мире, какое они имели биологическое значение для эволюции?
Заполните таблицу»

Ароморфоз Значение

1) Возникновение:

2) Клеточного
ядра

3) Фотосинтеза

4) Полового
процесса

5) Многоклеточного
организма

Помогите плиз заранее спасибо

Помогите, с ответами.

Зарание спасибо!
1)Земля образовалась:
а)2.5 млрд.лет б)3.5 млрд.лет в) 4.5 млрд.лет
2)Объединяясь,молекулы различных веществ образовали многомалекулярные комплексы:
а) клетки б) коацерваты в) концерогены
3) Первые одноклеточные организмы были:
а)гетеротрофы б)автотрофы в) симбионты
4)Появление большого количества гетеротрофов привело к появлению:
а)фотосинтеза б)хемосинтеза в)биосинтеза
5)Появления ядра привело к:
а) бесполому процессу б) половому процессу
6)Разделение функций клеток у первых многоклеточных организмов привели к образованию:
а)дифференцированных б)первичных тканей.
7)В палеозойской эре появляются первые наземные растения:
а)сукуленты б)псилофиты в)папоротники
8)Крупным ароморфозом в палеозойскую эру является появление:
а)двух кругов кровообращения б)совершенствование нервной системы в)появление аппарата хватательного типа
9)Первыми наземными дышащими воздухом животные были:
а)насекомые б)членистоногие(паукообразные) в) птицы
10)Появление первых покрытосеменных растений произошло в:
а)палеозойскую эру б)мезозойскую эру в)кайнозойскую эру
11)Значительные изменения в растительном мире в кайнозойскую эру сопровождалось:
а)засухой б)глобальным потеплением в)олединением
12)Раположите в нужном порядке положение человека в системе животного мира:
а)отряд-приматы б)тип-хордовые в)класс-млекопитающие
г)семейство-гоминиды д)царство-животные е)род-человек ж)вид-человек умелый.
13)Перечислите специфические черты, присущие человеку.
14)Животные имеющие рост 120-150см, вес 20-50кг мозг массой
550г назывались:
а)человек умелый б)древнейший человек в)автралопитек.

Вопрос 1. Какие ароморфозы произошли в протерозое и палеозое?

К концу протерозойской эры появились все типы беспозвоночных, а также первые хордовые животные — подтип бесчереп­ных.

Крупнейшими ароморфозами протеро­зоя считаются появление животных с дву­сторонней симметрией тела и возникнове­ние первых хордовых животных.

В палеозое произошел выход растений и животных на сушу. И важнейшие аро­морфозы были связаны с освоением живыми организмами сухопутной среды. У растений это — появление защитной по­кровной ткани, механической ткани, про­водящей (сосудистой) ткани, семенного размножения.

В палеозойскую эру появились и вы­мерли первые наземные растения — риниофиты, появились мхи, хвощи, пла­уны, папоротники, голосеменные. Таким образом, к концу палеозоя на Земле су­ществовали все группы растений, кроме покрытосеменных.

У животных в связи с выходом на сушу произошло образование органов, обеспе­чивающих дыхание атмосферным возду­хом, перемещение в менее плотной, чем вода, среде, внутреннее оплодотворение и др.

К концу палеозоя в фауне Земли не хва­тало только птиц и млекопитающих.

Вопрос 2. Какие условия способствовали вы­ходу растений и животных на сушу?

Выходу растений и животных на сушу способствовало накопление в атмосфере кислорода и, как следствие, образование озонового экрана, защищающего все жи­вое от ультрафиолетового излучения.

Вопрос 3. Какие приспособления возникают у растений и животных в связи с выходом на сушу?

С выходом на сушу для растений пона­добилась сосудистая система, обеспечи­вающая проведение воды и питательных веществ. Дальнейшая эволюция растений на суше была направлена на дифференцировку таллома на органы и совершенство­вание полового размножения — уменьше­ние зависимости от воды. Не меньшее зна­чение имело и появление механических тканей, обеспечивающих поддержание формы тела в менее плотной по сравнению с водной наземно-воздушной средой.

Для животных, вышедших на сушу, важнейшее значение имели органы, обес­печивающие: возможность дышать атмо­сферным воздухом (системы трахей, ле­гочные мешки, легкие), передвижение (свободные конечности с их поясами) и размножение (органы, обеспечивающие возможность внутреннего оплодотворе­ния, появление яйцевых оболочек).

Вопрос 4. Чем объяснить процветание папо­ротникообразных в карбоне и их постепенное вы­мирание к концу палеозойской эры?

В девоне широко распространились хво­щи, плауны, папоротники. Наибольшего расцвета они достигли в каменноуголь­ный период. Этому способствовал теплый и влажный климат карбона, благоприят­ствующий их эффективному размноже­нию. В пермский период климат стал су­ше и прохладнее. Это привело к вымира­нию крупных папоротниковидных.

Вопрос 1. Когда появились первые наземные растения? Как они назывались и какие отличительные особенности имели?

В начале палеозойской эры (эры древней жизни) растения населяют в основном моря, но спустя 150–170 млн. лет появляются первые наземные растения – псилофиты, занимающие промежуточное положение между водорослями и наземными сосудистыми растениями. Псилофиты уже имели слабо дифференцированные ткани, способные к проведению воды и органических веществ, и могли укрепляться в почве, хотя настоящие корни (как и настоящие побеги) у них ещё отсутствовали. Такие растения могли существовать только во влажном климате, при установлении засушливых условий псилофиты исчезли. Однако они дали начало более приспособленным наземным растениям.

Вопрос 2. В каком направлении шла эволюция растений на суше?

Дальнейшая эволюция растений на суше шла в направлении расчленения тела на вегетативные органы и ткани, совершенствования сосудистой системы (обеспечивающей быстрое передвижение воды на большую высоту). Широко распространяются споровые растения (хвощи, плауны, папоротниковидные).

Вопрос 3. Какие эволюционные преимущества даёт переход растений к семенному размножению?

Переход к семенному размножению дал растениям много преимуществ: зародыш в семени теперь защищён от неблагоприятных условий оболочками и обеспечен пищей. У части голосеменных (хвойных) процесс полового размножения уже не связан с водой. Опыление у голосеменных осуществляется ветром, а семена снабжены приспособлениями для распространения животными. Всё это способствовало расселению семенных растений.

Вопрос 4. Охарактеризуйте животный мир палеозоя.

Животный мир в палеозойскую эру развивался чрезвычайно бурно и был представлен большим количеством разнообразных форм. Пышного расцвета достигла жизнь в морях. В самом начале этой эры (570 млн. лет назад) уже существовали все основные типы животных, кроме хордовых. Губки, кораллы, иглокожие, моллюски, громадные хищные ракоскорпионы – вот неполный перечень обитателей морей того времени.

Вопрос 5. Назовите основные ароморфозы в эволюции позвоночных в палеозое.

У позвоночных животных палеозойской эры можно проследить ряд ароморфозов. Из них отмечается возникновение челюстей у панцирных рыб, легочного способа дыхания и строение плавников у кистеперых рыб. Позднее крупными ароморфозами в развитии позвоночных было появление внутреннего оплодотворения и формирование ряда оболочек яйца, защищающих зародыш от высыхания, усложнение в строении сердца и легких, ороговение кожных покровов. Эти глубокие изменения привели к возникновению класса пресмыкающихся.

Вопрос 6. Какие условия внешней среды и особенности строения позвоночных животных послужили предпосылками их выхода на сушу?

Большая часть суши была безжизненной пустыней. По берегам пресноводных водоёмов в густых зарослях растений обитали кольчатые черви, членистоногие. Климат сухой, с резкими колебаниями температуры в течение суток и по сезонам. Уровень воды в реках и водоёмах часто менялся. Многие водоёмы полностью высыхали, зимой промерзали. Водная растительность при пересыхании водоёмов гибла, накапливались растительные остатки. На их разложение расходовался кислород, растворённый в воде. Всё это создавало очень неблагоприятную среду для рыб. В этих условиях их могло спасти только дыхание атмосферным воздухом.

Вопрос 7. Почему земноводные каменноугольного периода достигли биологического процветания?

Рептилии (пресмыкающиеся) приобрели некоторые свойства, позволившие им окончательно порвать связь с водной средой обитания. Внутреннее оплодотворение и накопление желтка в яйцеклетке сделали возможным размножение и развитие зародыша на суше. Ороговение кожи и более сложное строение почки способствовали резкому уменьшению потерь воды организмом и, как следствие, широкому расселению. Возникновение грудной клетки обеспечило более эффективный, чем у амфибий, тип дыхания – всасывающий. Отсутствие конкуренции вызвало широкое распространение рептилий на суше и возвращение некоторых из них – ихтиозавров – в водную среду.

Вопрос 8. Сведите информацию, полученную из данного параграфа, в единую таблицу «Эволюция растительного и животного мира в палеозойскую эру».

Вопрос 9. Приведите примеры взаимосвязи эволюционных преобразований растений и животных в палеозое.

В палеозое шло совершенствование органов размножения и перекрестного оплодотворения у покрытосеменных параллельно с эволюцией насекомых;

Вопрос 10. Можно ли утверждать, что в основе ароморфозов лежат идиоадаптации - частные приспособления к конкретным условиям внешней среды? Приведите примеры.

В основе ароморфозов действительно лежат частные приспособления к конкретным условиям внешней среды. примером этого служат появление голосеменных растений из-за изменения климата – он стал более теплым и влажным. У животных таким примером может служить появление парных конечностей как следствие ухудшение условий среды обитания и последующим выходом на сушу.





































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задачи: Изучение проблем филогенетики и закономерностей эволюции органического мира, позволяющий раскрыть пути использования исторического подхода к изучению явлений живой природы. Дать научное объяснение истории развития животного и растительного мира с применением новейших технологий позволяющие показать разнообразие и многообразие древней жизни.

Образовательная задача: Добиться усвоения учащимися знаний доказательств макроэволюции основных направлений и путей исторического развития живой природы, главных ароморфозов и идиоадаптаций в мире растений и животных.

Воспитательные задачи: Использовать доказательства эволюции для отстаивания взглядов на реальность исторического развития живой природы и продолжить формирование научного мировоззрения учащихся при раскрытии картин эволюции органического мира, выявление противоречивого характера этого процесса.

Развивающие задачи: Формирование умения выявлять основные ароморфозы и идиоадаптации в мире растений и животных, раскрыть причинно-следственные связи между путями и направлениями эволюции, дать материалистическое объяснение исторических изменений живой природы. Развитие творческой активности учащихся используя новейшие технологии.

Тип урока: Комбинированный (проблемный)

Метод: Дидактический

Оборудование: компьютер, таблица, рисунки, полезные ископаемые.

Ход урока

1 . Закрепление изученного материала.

Здравствуйте.

На прошлом уроке мы с Вами начали изучать очень интересную и важную тему «Развитие жизни на Земле».

Какую эру Земли и основные направления эволюции мы изучали?

Сейчас наша с вами задача состоит в том, чтобы закрепить изученный материал. 4 ученика работают за компьютером, где они выполняют домашнее тестовое задание на 5-10 мин. А с остальными работаем устно- фронтальный опрос.

Тест (компьютер):

  1. Какова длительность архейской эры
    а.900 млн лет
    б.3500 млн лет
    в. 2000 млн лет
  2. Каков возраст архейской эры
    а. 2000 млн лет
    б. 3500 млн лет
    в. 900 млн лет
  3. Ароморфозы в архейской эре
    а. становление фотосинтеза
    б. кислородное дыхание
    в.половой процесс
    г. многоклеточность
  4. Как называется архейская эра
    а. эра ранней жизни
    б.древнейшая жизнь
    в.древняя жизнь
  5. К чему открывает ароморфоз широкий простор
    а. дивергенции
    б.биологическому прогрессу
    в.дегенерации
    г.идиоадаптации

Работа с классом:

  1. По какому принципу историю Земли делят на эры и периоды.
  2. Расскажите, как и как возникли первые живые организмы.
  3. Какие важные ароморфозы произошли в архейскую эры. Какое это имело значение для развития жизни на Земле.
  4. Когда и в, результате, каких процессов появился в атмосфере Земли кислород. Как это, отразилось,на развитие жизни.
  5. Объясните одновременно существование различных способов дыхания, питания, размножения и простых и сложных организмов.
  6. Какова идиоадаптация архейской эры.
  7. По какому принципу шло развитие архейской эры. Докажите.
  8. Приведите примеры живого мира архейской эры.

Подвести итоги тестового задания и опроса домашнего задания.

3. Новая тема.

Объяснение с использованием компьютера. Презентация по теме « Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах»

Учащиеся записывают новую тему урока в тетрадях «« Развитие жизни в протерозойской и палеозойской эрах».

На границе архейской и протерозойской эр произошло усложнение строения и функций организмов, что положило начало биологической эволюции. Протерозойская эра длилась 2000 млн лет.

Каков ландшафт протерозойской эры, где сосредоточена жизнь.

Климат: Стал более суровым, ледниковый покров распространился почти по всей планете.

Суша: Была безжизненной, но по берегам начались почвообразовательные процессы в результате деятельности бактерий, водорослей и грибов. Господствовали сине-зеленые водоросли, сменившиеся обилием зеленых водорослей, в том числе и многоклеточных, которые в эволюционном отношении были более совершенными по способу питания, размножения и строения(листья, стебель, корень). Но все же жизнь была сосредоточена в воде.

Проследить эволюцию протерозойской эры сложно, т.к. происходил процесс перекристаллизации осадочных пород и уничтожения органических остатков. В результате сохранились остатки бактерий, водорослей, грибов, низших беспозвоночных и низших хордовых.

Крупным шагом было появление организмов с:

  1. 2-х сторонней симметрией тела(передний, задний отдел, левая и правые стороны, спинная и брюшная поверхности, каждая из которых выполняет свою функцию.
  2. Многоклеточность.

Как называется гипотеза о возникновении многоклеточных организмов и кем она была создана?

Какой живой организм был взят за основу гипотезы многоклеточности, какие ткани образовались и какие функции они выполняли?.

Отсюда делаем вывод, что ароморфозы – 3-хслойное тело червеобразной формы, у которых появились новые органы- это новообразование, от них произошли членистоногие давшие начало древним хордовым.

Каковы ароморфозы растений и животных протерозойской эры?

Заполните таблицу (заполняется учащимися)

Третья очень важная эра Земли – протерозойская эра- эра древней жизни, возраст ее оставляет 570 млн. лет, а длилась она330 млн.лет, она состоит из 6 периодов (см. таблицу)

Вспомнив главные ароморфозы архейской и протерозойской эр, подведите итог этой жизни? (в течение примерно 3-х млрд. лет жизнь на Земле под влиянием движущих сил эволюции достигла разнообразия и была в основном сосредоточена в воде)

Действительно, в начале палеозойской эры растения населяют в основном моря, но уже в ордовике и силуре появляются первые наземные растения –псилофиты.

Рассмотрите ландшафт этого периода, каковы его особенности.

Как вы думаете, чем можно объяснить освобождение суши от воды и гибель многих водорослей.

Рассмотрите рисунок первого наземного растения- псилофита и выявите черты приспособленности к новой среде. (наличие тканей защищающие клетку от высыхания, проводящая воду сосудистая система, поддерживающая тело в вертикальном положении, наличие корнеподобных выростов укрепляющие растение в воде)

Назовите предков псилофитов.

Дальнейшая эволюция растений на суше шла в направлении расчленения тела на вегетативные органы и ткани, совершенствовалась система.

Но, к сожалению, в засушливом девоне псилофиты исчезают и появляются хвощи, плауны и папоротникообразные, которые в связи с влажным и теплым климатом достигли большого развития в каменноугольном периоде, в это время также появились и голосеменные растения произошедшие от семенных папоротников.

Как вы думаете сравнивая наземные растения палеозойской эры, от какого растения произошли папоротники.

Почему естественный отбор действовал в направлении сохранения папоротникообразнных.

Только ли по пути идиоадоптации шло дальнейшее развитие папоротникообразных.

Учащиеся просматривают презентацию о растениях палеозойской эры.

Задание: Заполните таблицу - ароморфозы растений.

Ароморфозы растений :

Животный мир палеозойской эры развивался очень бурно и был представлен большим количеством разнообразных форм. Пышного расцвета достигла жизнь в морях. В кембрийском периоде - это все основные типы животных (кроме хордовых) – это губки, кораллы, иглокожие, моллюски, громадные хищные ракоскорпионы, панцерники.

Затем в ордовике произошел ароморфоз- появление челюстей с помощью которых челюстноротые захватывали пищу и выжили панцирников.

Каков характер взаимоотношения панцирниками и челюстноротыми.

Эволюция животных палеозоя шла по пути ароморфоза, идиоадаптации, прогресса и регресса.

В силурийском периоде на сушу вместе с первыми наземными растениями – псилофитами, вышли первые дышащие воздухом животные- членистоногие пауки, скорпионы, многоножки.

В девонских морях обитали двоякодышащие рыбы- поэтому этот век называют «веком рыб». Они могли дышать атмосферным воздухом (плавательный пузырь), но в основном жилив воде.

Какие рыбы осуществили выход на сушу.

Как передвигались.

Каков климат девонского периода и почему именно этот период способствовал появление кистеперых рыб (работа с учебником)

Кистеперые дали начало первым земноводным – стегоцефалам, которые достигли расцвета в каменноугольном периоде. Они разделились (дивергировали) на несколько групп от мелких, питавшиеся беспозвоночными до крупных рыбоядных хищников. Сохранилась та группа которая потерпела большие изменения:

  1. Возникло внутреннее оплодотворение
  2. Яйцо-запас желтка и плотная оболочка
  3. Развитие зародыша в яйце на суше.
  4. роговой покров.

Это особенности пресмыкающихся в пермского периода – которых называли котилозаврами. Они были травоядными и хищниками(зверозубые ящеры). От этой группы в дальнейшем п произошли рептилии и млекопитающие.

Какие ароморфозы животного мира характерны для этой эры.

Заполните таблицу (один ученик работает у доски, а остальные в тетради)

Ароморфозы животных:

Возникновение челюстей

Легочное дыхание

Строение плавников

Внутреннее оплодотворение- яйцо

Эволюция кровеносной системы

Появление крупных систематических групп.

Приведите примеры идиоадаптаций палеозойской эры.

По какому пути шло развитие палеозойской эры.

4. Закрепление.

Решение кроссворда (работа за компьютером).

  1. Назовите первого представителя земноводных
  2. В каком периоде исчезают псилофиты
  3. Назовите идиоадаптацию к недостатку кислорода в воде.
  4. Назовите крупный ароморфоз в эволюции позвоночных.
  5. Как называется форма эволюции благодаря которой стегоцефалы разделились на большое число форм.
  6. Какой период называют «век рыб»
  7. Первые наземные растения.
  8. В каком периоде достигает наибольшего расцвета наземная растительность.
  9. Назовите группу, животных от которых произошли рептилии и млекопитающие.

Подвести итог работы.

5. Домашняя работа: выучить параграф и ответить на вопросы.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как оформить завещание на квартиру Как сделать завещание на жилплощадь Как оформить завещание на квартиру Как сделать завещание на жилплощадь Плюсы и минусы кредита: общие наблюдения Плюсы и минусы кредита: общие наблюдения Предложения с обособленными приложениями Предложения с обособленными приложениями