Овечкины. Трагичная история семьи овечкиных, примеривших на себя роль террористов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В 1988 году в СССР произошло шокировавшее всех событие. 8 марта многодетная иркутская семья Овечкиных, состоявшая из матери и 11 детей, совершила попытку захватить самолет Ту-154 с целью бегства из Советского Союза за границу.

Однако их затея потерпела неудачу: после того как воздушное судно приземлилось не там, где им было нужно, оно было взято штурмом. При этом погибло пять новоиспеченных террористов: мать, Нинель Овечкина, и четверо ее старших сыновей. Над оставшимися в живых детьми был произведен показательный суд. Мы хотели бы осветить эту тему и рассказать, как семья Овечкиных захватывала самолет.

В тот злополучный год семья Овечкиных состояла из матери, Нинель Сергеевны, и 11 детей в возрасте от 9 до 32 лет. Была еще одна, самая старшая дочь Людмила, но к тому времени она уже вышла замуж и жила от своей родни отдельно, а потому в захвате самолета не участвовала. Был когда-то в семье и отец, но он умер еще в 1984 году от сильных побоев, которыми наградили его старшие сыновья. Однако тогда никаких доказательств не оказалось, а если и был такой инцидент в биографии Овечкиных, то за что сыновья избили родного отца - непонятно.

Слева направо: Ольга, Татьяна, Дмитрий, Нинель Сергеевна с Ульяной и Сергеем, Александр, Михаил, Олег, Василий

Мужской состав семьи Овечкиных состоял из семи братьев, которые с ранних лет занимались музыкой. Они даже в 1983 году обратились за помощью к преподавателю Иркутского училища искусств, чтобы он посодействовал им в создании семейного джазового ансамбля, так называемого джаз-бенда. Учитель был не прочь, и в итоге появилась джазовая группа «Семь Симеонов».

Постепенно новоиспеченная группа начала набирать популярность. Братьев начали приглашать играть на местные мероприятия, проходившие в Иркутске. Они даже выступали в городском парке на праздниках. Но по-настоящему крупный успех к ним пришел в 1984 году, когда они приняли участие в фестивале «Джаз-85» общегосударственного уровня. После него «Семь Симеонов» стали приглашать на съемки в телепрограммы и даже сняли о них документальный фильм. В 1987 году семью Овечкиных в составе матери и сыновей пригласили на гастроли в Японию. Именно тогда глава семейства Нинель Овечкина, побывав по ту сторону железного занавеса, пришла к выводу, что им крупно не повезло родиться и жить в Советском Союзе. Поэтому и появилась идея бежать из СССР.

ДОЛГАЯ ПОДГОТОВКА

Во время гастролей по Японии все пришли к выводу, что с таким талантом и успехом они могли бы добиться настоящей славы за рубежом. После возвращения домой семья Овечкиных во главе с Нинелью Сергеевной начала вынашивать план побега. Так как в СССР всех за границу не пустили бы, то семейство решило захватить самолет на внутренних авиалиниях, а затем направить его в другую страну.

Реализацию плана назначили на 8 марта 1988 года. В тот день вся семья Овечкиных, кроме старшей дочери Людмилы, которая была не в курсе дел, купила билеты на самолет Ту-154, следовавший рейсом Иркутск - Курган - Ленинград. Знакомым и сотрудникам аэропорта было заявлено, что Овечкины полетели на гастроли и потому берут с собой множество музыкальных инструментов. Естественно, тщательного досмотра им не устроили. В итоге преступникам удалось пронести на борт воздушного судна два оружейных обреза, сто патронов и самодельную взрывчатку. Все это добро было спрятано в музыкальных инструментах. Более того, семья Овечкиных к моменту захвата самолета уже успела продать все вещи из дома и купить новую одежду, чтобы за границей сойти за своих.

ЗАХВАТ САМОЛЕТА

Девятилетний Сергей Овечкин

Уже в самом конце своего пути, когда самолет подлетал к Ленинграду, Овечкины через стюардессу передали записку с требованием лететь в Лондон или любую другую столицу стран Западной Европы. Иначе они грозятся взорвать самолет. Однако экипаж воздушного судна решил схитрить и сообщил террористам, что у самолета не хватит топлива, а потому нужна будет дозаправка. Было заявлено, что самолет будет заправляться в Финляндии, но связавшиеся с наземными службами пилоты посадили самолет на военном аэродроме неподалеку от советско-финской границы.

ТРАГЕДИЯ НА БОРТУ

Ольга Овечкина на суде

Заметив на аэродроме советских солдат, Овечкины поняли, что их решили обмануть, и открыли огонь. Один из старших братьев застрелил стюардессу, после чего все вместе пытались взломать дверь в кабину пилотов. Тем временем начался штурм. Поняв, что их постигла неудача, Нинель Сергеевна потребовала, чтобы ее застрелили, после чего произвели взрыв самолета. Один из старших братьев застрелил мать, но взрыв бомбы оказался направленным, и должного эффекта достигнуть не удалось. Но в результате него погибли три пассажира и еще 36 получили ранения. После этого старшие братья - Василий, Олег, Дмитрий и Александр - по очереди застрелились из обреза. Из-за взрыва начался пожар, в результате которого самолет полностью выгорел.

ПОСЛЕДСТВИЯ

8 сентября 1988 года был проведен суд над оставшимися в живых Овечкиными. Старшие брат Игорь и сестра Ольга получили восемь и шесть лет заключения соответственно. Несовершеннолетние Овечкины были первоначально отданы в детский дом. Однако затем их взяла под свою опеку старшая сестра Людмила. Ольга, у которой уже в тюрьме родилась дочь, и Игорь отбыли лишь по половине своих сроков и были освобождены.

Семья Овечкиных жила в небольшом домике на улице Детской в городе Иркутске. Сейчас от этого домика номер 24 остались одни развалины на фоне Князе-Владимирский церкви, которая словно напоминает: Бог есть, он рядом, но жизнь твоя и в твоих руках.

Семья была многодетной, за это мать Нинель Овечкина в 1979 году была награждена медалью "Мать-героиня". Отец, Овечкин Дмитрий Дмитриевич, умер в 1984 году. Мать - Нинель Сергеевна (51 год) Дети - Людмила, Ольга (28 лет), Василий (26 лет), Дмитрий (24 года), Олег (21 год), Александр (19 лет), Игорь (17 лет), Татьяна (14 лет), Михаил (13 лет), Ульяна (10 лет), Сергей (9 лет).
Старшая дочь Людмила жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.

Учились они, как и большинство детей из Рабочего, в школе N 66. Старшие во всем опекали младших, младшие во всем слушались старших, а все вместе беспрекословно подчинялись матери. Ее слово или решение были законом для всех и обсуждению не подлежали.
Права на индивидуальность здесь не имел никто, кроме матери. Если музыканты, то все, а дочери, как и она, по торговой части. Упорный труд не оставлял в их жизни места для другого, разве что для музыки, которая тоже родилась здесь, в их доме.

Они быстро прославились. Осенью 1983 года они пришли к Владимиру Романенко, преподавателю Иркутского училища искусств, и попросили помочь им организовать джазовый ансамбль. Потом в училище состоялся смотр-конкурс, на котором присутствовал представитель Министерства культуры. Вот он и сказал, что этот номер нужно обязательно показать в Москве. Показали. 1985 год принес им известность. Всесоюзный фестиваль "Джаз-85" в Тбилиси, творческий отчет "Всемирный фестиваль молодежи и студентов", передача Центрального телевидения "Шире круг" - везде блистали иркутские "Семь Симеонов".
Юных музыкантов устроили в Иркутское училище искусств, потом обком выбил места в Институте имени Гнесиных. Только учиться по-настоящему музыке оказалось некогда: грянули гастроли: сначала в Москве, Кузбассе, потом за рубежом - в Японии. А по возвращении оттуда учиться уже не хотелось.

Окончательно вскружила голову Япония. "Симеоны" вернулись с гастролей в полной уверенности: только за рубежом по-настоящему смогут оценить их талант. Тогда-то, видимо, и возникла мысль "мотануть" в капстрану.

8 марта 1988 года семья Овечкиных совершила попытку захвата пассажирского самолета Ту-154(бортовой номер 85413), выполнявшего рейс Иркутск - Курган - Ленинград, с целью угона за границу.
"Следовать в Англию (Лондон). Не снижаться. Иначе самолет взорвем. Вы находитесь под нашим контролем" - бригадир бортпроводников Ирина Васильева не поверила. Так и сказала командиру корабля Валентину Куприянову, мол, не пойму, может, столь оригинальная шутка по случаю 8 Марта?
Командир корабля не разделял оптимизма бортпроводницы. Он отдал ясные и четкие команды: с этого момента в пилотскую кабину не входить, связь поддерживать по телефону, выяснить, действительно ли реальна угроза, что конкретно требуют террористы?

Всего через несколько минут девушки поняли справедливость слов Куприянова. Когда Тамара Жаркая и Ирина Васильева появились во втором салоне, в конец которого ушли после посадки в Кургане Овечкины, они увидели направленные в грудь стволы охотничьих обрезов.
- Вдвоем не подходить! Одной оставаться на месте! - раздался окрик.

15. 01. Главный центр управления воздушным движением получил информацию из Ленинграда: на траверзе Вологды вооруженными преступниками захвачен самолет Ту-154. Высота полета 11. 600 метров.
... Бандиты обнаружили себя после вылета из Кургана. Пассажиры хвостового отсека с удивлением увидели, что молодой человек в сером свитере и фетровом берете не пускает людей в туалет. Не пустил женщину, потом ребенка. Не успел подняться со своего места мужчина, как услышал резкую команду: "А ну сядь!.. " Он обернулся - два парня подняли обрезы и направили их в пассажира.

15. 15. Борт самолета N 85413 информировал "Землю": в салоне 11 угонщиков. Остаток топлива на 1 час 35 минут полета.
15. 22. Удаление самолета от Ленинградского аэродрома Пулково - 180 километров.
15. 30. Начальник смены главного центра УВД передает на борт: бортинженера можно выпустить в салон для переговоров. Соблюдать меры предосторожности.
Бортинженер Иннокентий Ступаков вышел во второй, задний, салон. Едва вошел, крик: "Стоять! Дальше ни ша1у1" Как можно спокойнее предложил: "Подойдите кто-нибудь один, поговорим... " Сошлись на середине салона, сели в кресла по разные стороны прохода. Террорист нервничал:

Требуем лететь в Лондон!

Горючего не хватит. У нас топлива едва до Ленинграда. Надо садиться на дозаправку.

Тогда садитесь за границей...
- Хорошо, - сказал Ступаков, - я доложу командиру. Чтобы не подвергать риску пассажиров, экипаж первоначально принял решение лететь за рубеж. "Земля" дала добро. Но чем ближе лайнер подходил к Ленинграду, тем яснее становилось: до ближайшего финского или шведского аэродрома не дотянуть.

В Кургане самолет был дозаправлен, но ровно настолько, чтобы долететь до Ленинграда, на крайний случай - до запасного аэродрома в Таллинне. Если же следовать в Финляндию, то у неизвестного аэродрома пришлось бы маневрировать, изучать подходы, тут и могло бы кончиться топливо. Как быть? Садиться в Ленинграде или Таллинне? А если террористы узнают город с высоты? Обещание взорвать "бомбу" более чем реально.

"Земля" приказывает уходить на запасной аэродром, который находится в стороне от Ленинграда. Самолет делает разворот почти на 180 градусов...
А в салоне раздаются истеричные крики террористов: "Что такое? Что происходит? Почему самолет поворачивает? Всех взорвем! "

К бандитам бросается бортпроводница Тамара Жаркая, пытается их успокоить, объясняет: самолет делает маневр перед посадкой в финском городе Котка. По громкой связи звучит сообщение: лайнер идет на дозаправку в Финляндию, просим пассажиров оставаться на своих местах, пристегнуть ремни, сохранять спокойствие.

15. 55. ТУ-154 у цели. Впереди аэродром Вещево. Высота 1500 метров. Командир корабля Валентин Куприянов запрашивает "Землю": какие рекомендации? Рекомендация одна - продолжать переговоры.

Самолет резко идет на снижение. Низкая облачность. Преступники беспокоятся, требуют сделать круг над землей. Но у пилота свой план: надо скорее посадить лайнер. 16. 05. Самолет произвел посадку.
Пилоты, пассажиры и, конечно же, террористы увидели, как от края летного поля к лайнеру бегут солдаты. Знакомые шинели, фуражки, автоматы Калашникова. Бандиты понимают: их провели. Гремят первые выстрелы, пока предупредительные, в салонную переборку.
Преступники требуют, чтобы экипаж вышел из кабины и выстроился лицом к стене.

Командир корабля передает через бортпроводницу Ирину Васильеву о подходе автомобиля-заправщика. Вновь в салоне крики: "Взлет! Взлет! Не нужна дозаправка, взорвем! " Василий и Дмитрий Овечкины ломятся в дверь пилотской кабины, бьют ногами, прикладами обрезов, стремянкой. Грозят: "Если экипаж не будет подчиняться, начнем убивать пассажиров".

Тамара Жаркая просит их успокоиться, уговаривает: "Не надо стрелять! Взорвется самолет, погибнут люди. Сейчас подойдет заправщик и полетим дальше". Двое бандитов хватают ее за руки и усаживают с собой. А через несколько минут Дмитрий Овечкин, красавец-трубач в ансамбле "Семь Симеонов", убивает Тамару.

Подошел первый заправщик. С борта самолета видно, как находящийся на заправщике офицер спешно срывает с шапки кокарду. Люди, стоящие у края летного поля, делают жесты, тоже понятные всем - они направляют действия штурмующих. Обстановка накаляется. Василий рвется в кабину: "Открывай! Иначе кого-нибудь застрелю... " Олег бегает с оружием по салону и истерически орет: "Не смотрите на меня - перестреляю! "

Командир передает в салон: при дозаправке без бортинженера не обойтись.

17. 04. С борта самолета сообщили: разрешение на выход бортинженера получено.

Иннокентию Ступакову ловко удалось выскользнуть из кабины, да так, что никто из преступников не успел проникнуть к пилотам. Вот он уже на крыле, открыл горловину, опустил в нее шланг. Бандиты внимательно следили за каждым его движением.

17. 12. Первый дозаправщик заправил самолет. С борта требуют второй.
17. 18. Напряжение на земле растет. Спасатели на вертолетах перебазировались ближе к самолету. Рейсовые самолеты огибают опасный район.
17. 20. Угонщики, угрожая оружием, требуют немедленного вылета в Хельсинки.
17. 50. К Ту-154 подошел второй заправщик.
18. 10. Заправка окончена.

Теперь перед Ступаковым стояла задача - вновь проскользнуть в кабину, не дав прорваться туда бандитам. Но как это сделать? Овечкины "пасут" каждый его шаг.
Поднявшись на борт, Иннокентий передает бандиту стремянку, просит: "Подержи, надо люк закрыть. " Пока тот возится со стремянкой, удается совершить обратный маневр.
В это время - вызов по СПУ. Кто-то из террористов, взяв трубку у бортпроводницы, спрашивает: "Почему не взлетаешь, командир? " " Надо развернуться, жду тягач". "Жди, но только пять минут, понял? Не взлетишь, взорвем самолет! "

18. 35. Два человека из группы захвата поднялись в кабину. Начинается подготовка к обезвреживанию бандитов.
18. 50. Продолжаются угрозы взорвать самолет. Бортпроводники проявляют выдержку.
В 19. 10 самолет тронулся с места и группа рванула дверь пилотской кабины.

В те дни газета "Известия" дальнейшие события живописала так: "Сразу началась бешеная стрельба. Через несколько секунд дверь захлопнулась. Два бойца, разрядившие пистолеты в преступников, упали на пол кабины, обливаясь кровью. Их раны, к счастью, оказались не опасны для жизни".

В том, что "два бойца разрядили пистолеты", сомнения нет, но вот в кого? Преступники не получили и царапины. Куда же летели пули, в кого палили два бойца? Вот что рассказывает участница тех событий, бортпроводница Валентина Николаева:

"Они приоткрыли дверь и начали беспорядочную стрельбу по салону, не видя и не думая, что кроме преступников здесь находятся бортпроводницы, пассажиры. Пули летели не в преступников, а в мою сторону. Я присела, закрыв голову руками, пули летели над головой, через панель, в пассажиров первого салона".

В какой-то момент раздался хлопок. Это был взрыв. С левой стороны сзади крыла образовалась дыра, откуда повалил едкий желтый дым.В самолет вспыхнул пожар. И в тот же момент из разбитых иллюминаторов, из люков и дверей с обеих сторон самолета на землю стали прыгать люди...
Между тем в салонах творилось что-то невообразимое. Бандиты тоже поняли, что выбора больше у них нет. Снаружи врывались бойцы группы захвата. Изнутри кому-то удалось открыть аварийный люк. Со всех сторон шла стрельба. В эти мгновения, по словам очевидцев, бандиты пристрелили мать. Двое из них покончили с собой, еще один погиб при взрыве. ...

Старший следователь военной прокуратуры Ленинградского военного округа майор юстиции Андрей Ковалев, который вел следствие, так оценивает действие группы захвата:

"От экипажа группе захвата было известно, чем вооружены преступники, но это не помогло.

"Когда в нас понесся град выстрелов, - рассказывали они, - мы подумали, что стреляют из автомата... " В ответ сами стали палить из пистолетов. Прикрывшись щитами, стреляли вслепую в конец салона, где находились Овечкины. Ранили пассажира майора Я. Таюрского. Он сидел в трех-четырех метрах от кабины самолета, из которой вела огонь группа захвата. Вместе с ним пострадали еще три человека. И только чудом можно объяснить тот факт, что в такой перестрелке не поубивали пассажиров, находившихся в салоне самолета... Замечу, так действовали не солдаты срочной службы, а профессионалы, которые за свой труд получают деньги".

Не прав старший следователь только в одном: хотя бойцы группы захвата получают деньги и числятся в профессионалах, они далеки от этого высокого звания.

Такие же "профессионалы" действовали и в хвостовой части самолета. Ничего лучшего они не придумали, как, открыв люк, разрезать ножом коврик под ногами прямо у бандитов.

Однако было бы неверно во всем случившемся обвинять только группу захвата. От первого своего шага в аэропорту Иркутска до последней минуты в горящем самолете, террористы Овечкины встречались с вопиющим непрофессионализмом. Исключение составляет, пожалуй, только экипаж самолета - не теряющие самообладания пилоты, мужественные бортпроводники. Остальные крепко повязаны неумением работать, низкой служебной квалификацией.

Первыми, кто сказал бандитам "счастливого полета", была смена иркутского аэропорта под руководством капитана милиции К. Джикая. На выходе номер три в тот день контролировали посадку и вели досмотр ручной клади сержант В. Макеев, младший сержант В. Журнист, в также диспетчеры отдела перевозок Г. Сергеева и И. Богомолова. Кроме ручной клади и инструментов, других вещей у Овечкиных не было. Ничего подозрительного в поведении пассажиров милиционеры не обнаружили. Да особенно придирчиво и не присматривались, ведь это ж "сами Овечкины", музыканты, гордость области.

Один из старших братьев даже попытался поставить контрабас в рентгенотелевизионный интроскоп. Галина Сергеева попросила положить инструмент на стол, дернула молнию на чехле, махнула рукой: проходи! Вот и вся проверка.

О действиях группы захвата и тех, кто "встречал" на земле убегающих из горящего самолета пассажиров, мы рассказали. Надо добавить, что и в верхнем эшелоне руководства операцией профессионализма было не больше.

Начальник управления КГБ по городу и области генерал-лейтенант В. Прилуков руководил операцией непосредственно из... Ленинграда. Как? На этот вопрос он отвечал сам: "Держал связь с Москвой"...

Итог трагедии...
Всю ночь, до четырех утра продолжалась операция самого тяжелого больного, 26-летнего ленинградского аспиранта Игоря Мойзеля. Пуля угодила в поясницу, прошла навылет через легкое. ...
Игорь в кромешной тьме оказался раньше всех у открытого люка. В лицо ударила морозная свежесть. Игорь спрыгнул вниз, указывая спасительный путь остальным. На земле он оказался одним из первых. Опасность, казалось, миновала, но в этот момент и прогремел выстрел. Откуда? Он так и не понял. ...
Какой же ценой удалось предотвратить угон "ТУ-154"? Самолет сгорел дотла, погибло, включая пятерых преступников, 9 человек, ранено - в том числе двое из группы захвата - 19 человек, многие из которых могут остаться инвалидами. Можно ли было избежать подобных жертв? Возможны ли были другие решения в сложившейся ситуации. ...
Убитую стюардессу Тамару Жаркую посмертно наградили орденом Мужества. Семье оказали материальную помощь. В Иркутске хотели назвать улицу именем погибшей девушки, но потом эту идею похоронили. Коллеги Тамары ежегодно 8 марта собираются у ее могилы. А в авиакомпании, где Жаркая работала, есть музей в ее честь...

6 сентября 1988 года в Иркутске начался суд над оставшимися в живых членами семьи, по возрасту подлежащими уголовной ответственности - Игорем и Ольгой Овечкиными. Суд вынес приговоры: Ольге - 6 лет лишения свободы, Игорю - 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков). Во время захвата и суда Ольга была на шестом месяце беременности; дочь Лариса родилась в заключении, её взяла на воспитание сестра Ольги - Людмила. Несовершеннолетние Овечкины были переданы в детский дом,откуда ценой неимоверных усилий Людмиле,у которой было трое собственных детей, удалось их забрать в свою семью и воспитать вместо матери.
В 1999 году на основе истории семьи Овечкиных был снят художественный фильм «Мама».

Игорь Овечкин в 1990-е годы был вторично арестован, на этот раз за распространение наркотиков.
8 июня 2004 года Ольга Овечкина была убита своим сожителем в ходе бытовой пьяной ссоры.
Михаил Овечкин переехал в Санкт-Петербург, где участвовал в джазовом коллективе «Easy Winners»

По материалам Михаила Болтунова, "Альфа - сверхсекретный отряд КГБ" и А.ЭБНЕР

Через несколько дней после побоев, нанесённых старшими сыновьями), в том числе 7 сыновей входили в семейный джазовый ансамбль «Семь Симеонов».

Мать - Нинель Сергеевна (51 год). Дети - Людмила, Ольга (28 лет), Василий (26 лет), Дмитрий (24 года), Олег (21 год), Александр (19 лет), Игорь (17 лет), Татьяна (14 лет), Михаил (13 лет), Ульяна (10 лет), Сергей (9 лет). (Возраст всех членов семьи указан на момент захвата). Семья проживала в Иркутске, на улице Детская, дом 24.

Старшая дочь Людмила жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.

Ансамбль был организован в конце 1983 года и вскоре добился побед на ряде музыкальных конкурсов в различных городах СССР, получил широкую известность: об Овечкиных писали в прессе, сняли документальный фильм и т. д. В конце 1987 года , после гастролей в Японии , семья решила бежать из СССР.

Захват самолёта

Штурм самолёта был осуществлён силами подразделений МВД СССР , не предназначенных для выполнения подобных задач. В результате действий группы захвата трое пассажиров были убиты, ещё 36 получили ранения. Группе захвата также не удалось помешать террористам привести в действие взрывное устройство, с помощью которого они пытались покончить с собой: когда стало ясно, что побег из СССР не удался, Василий застрелил Нинель Овечкину по её требованию, после чего старшие братья попытались совершить самоубийство, взорвав бомбу. Однако взрыв получился направленным и не принёс желаемого результата, после чего Овечкины по очереди застрелились из одного обреза.

По свидетельствам пассажиров, обращение солдат МВД с покинувшими самолёт пассажирами было грубым и жёстким. Им заламывали руки, клали лицом на бетон. Один из пассажиров получил выстрел в спину и был с трудом спасён врачами. Эти действия позднее были объяснены тем, что среди пассажиров могли скрываться террористы.

В общей сложности в ходе штурма погибли 9 человек: бортпроводница, трое пассажиров, Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей.

Суд

Ольга Овечкина на суде

Ульяна родила ребёнка в 16 лет, вела асоциальный образ жизни. Пыталась покончить с собой, стала инвалидом.

Сергей некоторое время играл в ресторанах вместе с Игорем, затем следы его теряются.

О судьбе Татьяны общедоступной информации нет.

Отражение в культуре

Ссылки

  • «СМ Номер один» - Овечкиным надоело быть живыми сувенирами
  • Военно-исторический форум - Материал про штурм самолета с Овечкиными

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Захват заложников
  • Захват движения

Смотреть что такое "Захват самолёта семьёй Овечкиных" в других словарях:

    Семь Симеонов - Семья Овечкиных многодетная семья из Иркутска, захватившая 8 марта 1988 года самолёт Ту 154 (бортовой номер 85413) с целью бегства из СССР. Содержание 1 Предыстория 2 Захват самолёта 3 Суд … Википедия Википедия

    Овечкина, Ольга Дмитриевна - Семья Овечкиных многодетная семья из Иркутска, захватившая 8 марта 1988 года самолёт Ту 154 (бортовой номер 85413) с целью бегства из СССР. Содержание 1 Предыстория 2 Захват самолёта 3 Суд … Википедия

    Террористические акты, совершённые в России - (Российской империи, СССР, Российской Федерации) в хронологическом порядке. Список неполный. Количество жертв террористических актов в … Википедия

    Террористические акты - Террористические акты, совершённые в России Террористические акты, совершённые в России (Российской империи, СССР, Российской Федерации) в хронологическом порядке. Список неполный. Количество жертв террористических актов в Российской Федерации … Википедия

    Террористические акты в СССР - Террористическая активность в СССР направленная против государства была относительно слабой в связи с большим контролем со стороны государства. Повышение подобной активности приходится на периоды правления Л.Брежнева и М.Горбачева. Многие теракты … Википедия

    Список выпусков телепередач «Криминальная Россия» и «Криминальные хроники» - В данном списке представлены серии телепередачи «Криминальная Россия». Цикл выходил с 1995 по 2007 год на телеканалах НТВ и Первый канал, впоследствии переименован в «Криминальные хроники», который выходил в 2009 2010 годах на «Первом канале».… … Википедия

Организовавшая семейный музыкальный коллектив " Семь Симеонов". 8 марта 1988 захватили самолёт Ту-154 (бортовой номер 85413) с пассажирами с целью бегства из СССР.

История семьи Овечкиных

Cемья Овечкиных жила в небольшом частном доме на улице Детской в в . В 1979 мать Нинель Овечкина была награждена медалью "Мать-героиня". Отец, Овечкин Дмитрий Дмитриевич , умер в 1984. Дети - Ольга , Василий , Дмитрий , Олег , Александр , Игорь , Татьяна , Михаил , Ульяна , Сергей . Учились в школе № 66 г. . Семья была дружной и сплоченной, мать Нинель Сергеевна пользовалась беспрекословным авторитетом в семье.

Почти все дети в семье Овечкиных посещали музыкальную школу. Старшие сыновья Василий и Дмитрий после окончания школы поступили в иркутское училище искусств. В 1983 году организовали семейный ансамбль "Семь Симеонов ". Широкую известность получили в 1985 году после участия во всесоюзном фестивале "Джаз-85" в Тбилиси и передаче Центрального телевидения "Шире круг".

Угон самолета

После гастролей в Японии Овечкины решили уехать жить за границу. Легальной возможности не было, поэтому на семейном совете все члены семьи, кроме старшей Людмилы (она к этому времени жила отдельно), единогласно приняли решение угнать самолет.

К захвату самолета готовились тщательно. 8 марта 1988 года семья Овечкиных, кроме Людмилы, совершила попытку захвата пассажирского самолета Ту-154, выполнявшего рейс Иркутск - Курган - Ленинград.

Официальной целью поездки являлись гастроли в Ленинграде. При посадке в самолёт тщательного досмотра ручной клади произведено не было, что позволило Овечкиным пронести на борт два ружейных обреза, 100 патронов и самодельные взрывные устройства, спрятанные в музыкальных инструментах.

При приближении самолёта к Ленинграду один из братьев передал стюардессе записку с требованием изменить курс и приземлиться в Лондоне под угрозой взрыва самолёта.

Овечкины запретили пассажирам покидать свои места, угрожая обрезами. После переговоров террористов удалось убедить разрешить посадку для дозаправки самолёта на территории Финляндии. Однако в действительности самолёт приземлился на военном аэродроме Вещево неподалёку от финской границы. Увидев в иллюминаторы советских солдат, Овечкины поняли, что их обманули. Дмитрий Овечкин застрелил бортпроводницу Тамару Жаркую , совместно с братьями попытался выломать дверь кабины пилотов. По воспоминаниям участника событий, майора милиции И. Власова , на переговоры Овечкины не шли в принципе, на предложение отпустить хотя бы женщин и детей последовал категорический отказ.

Штурм самолёта был осуществлён сотрудниками милиции. Группе захвата не удалось помешать террористам привести в действие взрывное устройство, с помощью которого они пытались покончить с собой: когда стало ясно, что побег из СССР не удался, Василий застрелил Нинель Овечкину по её требованию, после чего старшие братья попытались совершить самоубийство, взорвав бомбу. Однако взрыв получился направленным и не принёс желаемого результата, после чего Василий, Олег, Дмитрий и Александр по очереди застрелились из одного обреза. В результате пожара, начавшегося от взрыва, самолет полностью сгорел.

В общей сложности, погибли 9 человек - Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей, бортпроводница и трое пассажиров; ранения и травмы получили 19 человек (двое Овечкиных, два сотрудника милиции и 15 пассажиров). Погибшие Овечкины были похоронены в Выборге в поселке Вещево на городском кладбище.

Суд

6 сентября 1988 в начался суд над оставшимися в живых членами семьи - Игорем и Ольгой Овечкиными , потому что только они по возрасту подлежали уголовной ответственности. Ольге присудили 6 лет лишения свободы, Игорю - 8 лет (они отбыли лишь по половине своих сроков).

Во время захвата и суда Ольга была беременна и в заключении родила дочь Ларису . Суда избежала только Людмила Овечкина , так как она задолго до захвата вышла замуж и уехала из семьи. О захвате ничего не знала. Несовершеннолетних Овечкиных суд отдал под её опеку. После суда власти предлагали Людмиле публично отречься от матери, но она отказалась.

После суда

Дальнейшая судьба оставшихся в живых Овечкиных сложилась по-разному. Игорь Овечкин играл в иркутских ресторанах, был убит в следственном изоляторе иркутской тюрьмы. Михаил Овечкин переехал в Санкт-Петербург. Ольга Овечкина в 2004 году была убита своим сожителем в ходе бытовой пьяной ссоры. Ульяна родила ребёнка в 16 лет, вела асоциальный образ жизни. Пыталась покончить с собой, стала инвалидом. Татьяна вышла замуж, родила ребёнка и поселилась в

8 марта 1988 года семья Овечкиных захватила и попыталась угнать пассажирский самолёт Ту-154Б-2. Diletant.ru вспоминает о том, как это было.

В 1988 году семья Овечкиных состояла из матери и 11 детей (отец, Дмитрий Дмитриевич, умер 3 мая 1984 года), в том числе 7 сыновей входили в семейный джазовый ансамбль «Семь Симеонов» и официально числились музыкантами при объединении городских парков «Досуг».

Джазовый коллектив «Семь Симеонов» считался визитной карточкой Иркутска. Первым во дворец пионеров, пришел заниматься на ударных Василий. Следом потянулись младшие: Дмитрий на трубе, Олег на кларнете и саксофоне. Когда к ним присоединились Саша с Игорем, Василий попросил заведующего эстрадным отделением училища искусств, Романенко позаниматься с ними. Убедившись, что на концертах пятеро братьев пользуются неизменным успехом, Романенко занялся ансамблем. А когда вместе с ними начали выступать подросшие младшие Миша и Сережа, Василий придумал ансамблю название «Семь Симеонов», по старинной русской сказке и семи братьях. Победа на фестивалях и конкурсах придала братьям веру в собственные силы. Звездным в судьбе ансамбля стал 85 год. Удачные выступления в Москове и Кемерово, Тбилиси и Риге, привлекают к «Симеонам» пристальное внимание. Режиссер Герц Франк снимает о них фильм, который так и называется «Семь Симеонов».

Во время зарубежных гастролей ансамбля «Семь Симеонов» в 1987 году в Токио члены семьи Овечкиных приняли решение покинуть Советский Союз. После возвращения в СССР, «Симеоны» начали готовиться к бегству за границу.

Овечкины решили угнать самолёт, который будет совершать рейс внутри Союза. Дмитрий Овечкин изготовил из ружей обрезы, а также собрал три самодельные бомбы, одну из которых взорвал с целью оценить эффект взрыва. Также он сделал двойное дно в контрабасе и закрепил там оружие, бомбы и сотню патронов. Овечкины также договорились — если побег не удастся, взорваться всей семьёй.

8 марта 1988 года семья Овечкиных — Нинель и её 10 детей — прибыли в аэропорт на посадку в самолёт Ту-154, выполнявший рейс по маршруту Иркутск — Курган — Ленинград. На момент захвата Нинель Сергеевне Овечкиной был 51 год, Людмиле — 32 года, Ольге — 28, Василию — 26, Дмитрию — 24, Олегу — 21, Александру — 19, Игорю — 17, Татьяне — 14, Михаилу — 13, Ульяне — 10 и Сергею — 9 лет. Старшая дочь Людмила, выйдя замуж, жила отдельно от остальной семьи и в захвате самолёта участия не принимала.

Обычно мать только провожала сыновей на гастроли. А в поездки отправлялась их сестра Ольга, чтобы помочь в дороге, присмотреть за младшими. Но в тот день, на стойку регистрации легли билеты на всю семью: мать и десять детей. Музыкантов узнали и практически недосматривали. Самый большой предмет контрабас, сотрудница попросила положить на стол и ограничилась поверхностным осмотром. В этот момент, пассажир, стоявший рядом, услышал странный разговор. Один из музыкантов сказал: — «Прощелкали!» Другой его оборвал: — «Заткнись!» Объявили посадку и в 13:30 по местному времени на борт ТУ154 поднялась семья Овечкиных.

Во время посадки пассажиров попросили разместиться в первом салоне. Мест было достаточно. Туда прошли мать с младшими и Ольгой. Старшие братья отправились с инструментами во второй салон. Саша с Дмитрием бережно несли контрабас. Борт проводник Алексей Дворницкий еще удивился: — «Как же они на нем играют, если он такой тяжелый?!» Алексей тогда вспомнил, что месяц назад, двое ребят везли точно такой же. В середине февраля Саша с Дмитрием действительно летели из Ленинграда в Иркутск. Они хотели проверить, как досматривают багаж в аэропорту Пулково. Братья обратили внимание, что помещенный в интероскоп контрабас, едва проходит по ширине, достаточно было слегка увеличить его габариты, чтобы избежать просвечивания. Массивный металлический звукосниматель мог решить и вторую проблему. Объяснить наличие металла при проходе через контрольную рамку. Вернувшись в Иркутск, Дмитрий сделал зажим из мясорубки. Другой более оригинальный способ пронести на борт самолета оружие, трудно было придумать. И к моменту взлета ТУ 154 это оружие уже находилось на борту самолета.

2 Захват

В 14:53, когда самолёт летел в районе Вологды, двое старших братьев Овечкиных встали с мест и запретили остальным пассажирам покидать свои места, угрожая ружейными обрезами. В 15:01 Василий Овечкин передал бортпроводнице Ирине Васильевой записку с требованием изменить курс и приземлиться в Лондоне или в другом городе на территории Великобритании под угрозой взрыва самолёта. В 15:15 борт сообщил, что топлива осталось на 1 час 35 минут полёта.

В соответствии с Воздушным кодексом СССР, в сложившихся обстоятельствах экипаж самолёта имел право самостоятельно принимать решения. Чтобы не подвергать риску пассажиров, экипаж первоначально принял решение лететь за рубеж. Но чем ближе лайнер подходил к Ленинграду, тем яснее становилось: до ближайшего финского или шведского аэродрома не дотянуть. В Кургане самолёт был дозаправлен, но ровно настолько, чтобы долететь до Ленинграда, на крайний случай — до запасного аэродрома в Таллине. Если же следовать в Финляндию, то у неизвестного аэродрома пришлось бы маневрировать, изучать подходы, тут и могло бы кончиться топливо.

Положение осложнялось тем обстоятельством, что экипаж Ту-154 не имел опыта и не был подготовлен к совершению международных перелётов: не знал расположения воздушных коридоров и зарубежную систему эшелонирования полётов; на самолётах внутренних линий не было необходимых справочников по ведению радиосвязи, схем заходов на посадку и др. В этих условиях, появление в воздушном пространстве иностранного государства самолёта, не соблюдающего установленных правил поведения в воздухе и не исполняющего отданных в установленном порядке команд с земли могло привести к катастрофическим последствиям.

Ещё одной проблемой был «языковой барьер», на выполнявшем внутренний рейс «Ту-154» английский язык знал только штурман.

В 15:30 бортинженер Иннокентий Ступаков вышел в салон и в результате переговоров сумел объяснить, что для совершения полёта в Великобританию недостаточно топлива, после чего ему удалось убедить террористов разрешить посадку для дозаправки самолёта на территории Финляндии.

3 Приземление на аэродроме Вещево. Штурм

В 16:05 самолёт приземлился на военном аэродроме Вещево неподалёку от финской границы. По громкой связи в салоне самолёта было объявлено, что авиалайнер производит посадку на дозаправку в аэропорту финского города Котка.

Увидев в иллюминаторы советских солдат, Овечкины поняли, что их обманули. Братья Овечкины потребовали немедленно взлетать, попытались выломать дверь кабины пилотов, угрожали начать убивать пассажиров. Дмитрий Овечкин застрелил бортпроводницу Тамару Жаркую.

Чтобы разрядить обстановку, командир запустил двигатели и попросил у штаба разрешение начать движение по взлетной полосе, пока обе группы захвата в кабине и багажном отделении не будут готовы к штурму. Между группами не было связи, отказали рации. Из-за шума двигателя общались с помощью записок. Когда самолет остановился в конце взлетной полосы для разворота, в кабину приникли еще двое Омоновцев с запиской. Сигналом штурма для обеих групп должно было стать начало движения самолета.

В 19:10 начался штурм. Он был осуществлён сотрудниками специального подразделения патрульно-постовой службы милиции ГУВД Леноблисполкома, которым командовал подполковник милиции С. С. Ходаков. Штурм самолёта выполняла группа под командованием ст. лейтенанта милиции А. М. Лагодича из 10 человек, в оцеплении находились сотрудники милиции из ГОВД Выборга.

Одна группа должна была ворваться в первый салон из кабины, другая во второй салон, через люки в полу. В первом салоне, Олег, отстреливаясь из двуствольного обреза, не дал группе захвата даже выйти из кабины, ранив двоих омоновцев. Во втором салоне не сумев проникнуть внутрь через люки в полу, из-за ковровой дорожки, группа захвата в слепую вела огонь. Дмитрий отстреливался из одноствольного обреза. Люди в ужасе прятались за кресла, сползали на пол. Салон выглядел абсолютно пустым. Расстреляв по обойме, Омоновцы закрылись и стали эвакуировать раненых товарищей. Олег Овечкин был ранен, ранили самого младшего Сергея. Игоря Овечкина пуля зацепила возле кухни.

Вся семья собралась вместе. Звали Игоря. Но тот не отозвался, он не хотел умирать. Выдержки из показаний Михаила Овечкина: «Братья поняли, что их окружили, и решили застрелиться. Первым выстрелил себе под подбородок Дима. Затем Василий и Олег подошли к Саше, встали вокруг взрывного устройства, и Саша поджег его. Когда раздался взрыв, никто из ребят не пострадал, только у Саши загорелись брюки, а также обшивка кресла, и выбило стекло иллюминатора. Начался пожар. Тогда Саша взял у Олега обрез и застрелился… Когда Олег упал, мама попросила Васю, чтобы он застрелил ее… Он выстрелил маме в висок. Когда мама упала, он сказал нам, чтобы мы убегали, и застрелился сам».

От взрыва в самолете начался пожар. Бортпроводникам удалось открыть два люка и развернуть надувные трапы. Через два других люка часть пассажиров в панике выпрыгивала прямо на бетонную полосу.

В результате пожара самолет полностью сгорел.

В результате теракта из 8 членов экипажа и 76 пассажиров (включая 11 Овечкиных) погибли 9 человек: пять террористов (Нинель Овечкина и четверо её старших сыновей), бортпроводница Т. И. Жаркая и трое пассажиров; ранения и травмы получили 19 человек (двое Овечкиных, два сотрудника милиции и 15 пассажиров).

Останки Овечкиных пронумеровали, упаковали в полиэтиленовые мешки и увезли на экспертизу. Похоронили под Выборгом, в поселке Вещево под номерами.

Ольга Овечкина на суде

Судебное разбирательство длилось 7 месяцев. Было исписано 18 томов дела с разными показаниями. И вот 23 сентября Ленинградский областной суд вынес решение: «За вооруженный захват самолета с целью угона за пределы СССР Ольга Овечкина приговорена к 6 годам лишения свободы, Игорь Овечкин — к 8. Четверо — Сергей, Ульяна, Татьяна и Михаил — освобождены от уголовной ответственности по малолетству».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт