Самые интересные факты о медузах. Медузы: интересные факты, виды, строение и особенности

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Выдающийся шведский ученый и естествоиспытатель Карл Линней в 1752 году назвал это удивительное животное медузой. Это было вызвано сходством его щупальцев с шевелящимися змеями- волосами легендарной героини греческой мифологии, чей взгляд обращал в камень человека.

Что такое медуза

Медузами называют свободно плавающих желеподобных морских животных. Их относят к древнейшим на Земле с историей насчитывающей 650 млн. лет. Количество их видов огромно, однако ученые регулярно отмечают появление новых, ранее неведомых людям. Распространены они от поверхностных слоев до больших глубин Мирового океана.


Некоторые медузы обитают в пресной воде. Они маленькие, в диаметре не больше 2,5 см, бесцветные и не способны жалить. Их тело образуется из зонтообразной шапки и щупальцев-усиков. Шапка, мышцы которой сокращаются, обеспечивает реактивное движение в воде, Усики, как правило, предназначаются для захвата добычи. Они оснащены специальными клетками со жгучим ядом.

Название, размножение, развитие, питание и другие особенности

Медуза – необыкновенное существо, не перестающее удивлять человека своими особенностями. Вот некоторые из них.

  1. После слияния сперматозоидов мужских особей медуз и яйцеклеток женских появляется называемая планулой личинка. Она находится на дне, постепенно превращаясь в бесполый полип. Когда полностью созревает, от него отрываются следующее поколение медуз. Существуют медузы, которые могут воспроизводиться путем деления.
  2. Известны женские особи медуз, производящие в сутки свыше 40 тысяч личинок.
  3. Пищей медуз является мелкие организмы, называемые планктоном, которые свободно дрейфуют по течению. Им могут быть водоросли, бактерии, моллюски,икра рыб, личинки беспозвоночных.
  4. У медуз нет кровеносной, нервной, выделительной и дыхательной систем, а также мозга. Они растут в течение всего периода своего существования.
  5. Только два процента тела медуз не являются водой. Их жизнь на берегу, где они гибнут, невозможна.
  6. В некоторых восточноазиатских странах отдельные виды медуз относят к деликатесной пище
  7. Ими питаются рыбы или животные, живущие на поверхности воды или в ее глубине.
  8. Медузы обладают способностью скапливаться в огромные массы. Такие явления называются цветниками или роем.
  9. Сильные продолжительные дожди негативно влияют на численность медуз в морях и океанах.
  10. Медузы для охоты и защиты имеют щупальца, покрытые содержащими яд клетками, которые могут втыкаться в тело жертвы, обездвиживать или запутывать ее.

Большие, маленькие, ядовитые и светящиеся

Известно, что крупнейшие в мире медузы достигают в диаметре 2,5 метров , имея щупальца более 40 метров длиной.

К самым большим медузам относят гигантских медуз , которые распространены в Желтом и Восточно-Китайском морях. Достигая диаметра 2 метра, такое существо может весить до 200 кг. Их количество постоянно растет, что создает проблемы рыболовству. В 2009 году переполненные этими медузами сети послужили причиной опрокидывания небольшого рыболовного судна.


Такие же размеры и у медузы, называемой львиной гривой. Она распространена в поверхностных слоях воды вблизи берегов севера Атлантического и Тихого океанов. Длина щупалец у нее может составлять до 33 метров.

Одна из достаточно больших медуз, называемой пятнистой австралийской , представляет опасность для рыбного промысла. В сутки она пропускает через себя свыше 13 тонн воды, заглатывая при этом икру промысловых рыб и другую морскую живность.

Самым опасным ядовитым океанским животным является обитаемая у берегов Австралии и Индонезии медуза, называемая морской осой . Ее почти невидимый в морской воде купол в диаметре достигает 30 см. В клетках, покрывающих щупальца, содержится сильнейший яд. Он почти моментально поражает сердечно-сосудистую и нервную системы, а также кожаный покров. Известны примеры, когда человек умирал спустя несколько минут после прикосновения к этому животному.

В последние годы в акваториях океанов и морей в тропических и субтропических зонах все чаще встречается медуза, получившая название «португальский кораблик» или физалис . Фактически это не единичная медуза, а их сообщество, собравшееся в одном месте. Его щупальца могут протянуться на полсотни метров. Токсичность их ожога сравнима с укусом ядовитой змеи, что особенно опасно для людей с аллергическими проблемами, детей и стариков. Однако летальные исходы в результате такого контакта не часты.

К самым маленьким медузам относят Антарктический диаметром 4 см. Его совсем недавно выявили исследователи в водах у ледового континента. Не большего размера достигает медуза-крестовик, живущая морской траве у берегов Тихого океана и западной Атлантики.


Свое название она получила из-за похожего на крест рисунка образованного цветными внутренними органами, идущими вдоль четырех каналов пищеварительной системы. Крест хорошо виден сквозь прозрачный зонтик животного, по краям которого расположены щупальца, способные своими ядовитыми клетками причинить сильную боль.

Некоторые виды медуз способны светиться и менять свой цвет. Так, многие из обитающих практически по всему миру «гребневиков» обладают свойствами биолюминесценции. Называются эти существа так из-за схожести с расческой. Фактически это своеобразные щупальца, с помощью которых они перемещаются. Они могут достигать полутораметрового размера. Некоторые их гребневиков обитают на больших глубинах.

Другая биолюминесцентная медуза или медуза «кристалл» часто встречается у тихоокеанского западного побережья США, в Беринговом море.

имеет удивительную способность преобразовывать свой цвет из ярко-красного до черного. Это достаточно крупное животное с колоколом метрового диаметра и щупальцами шестиметровой длины.

Загадочные и невероятно красивые обитатели морей и океанов нашей планеты. Встреча с ними может быть смертельной для человека, однако, люди все время стремятся их исследовать и наблюдать за их жизнью.

Они - одни из самых древних обитателей Земли, которые еще не изучены до конца, в частности, из-за того, что некоторые медузы обитают на глубине до 10 тыс. метров. В некоторых странах, в частности, в Японии и Китае, медуз употребляют в пищу, предварительно маринуя тело медузы без щупальцев.

Медузопроизводящие (Медузы) — это подтип стрекающих организмов. Организмы этого подтипа разделенные на классы сцифоидных, кубомедуз и ставромедуз.

В большинстве случаев медузы свободно плавают в толще воды, однако у некоторых гидроидных полипов имеются сидячие медузоидные особи, не отделяющиеся от колонии (в предельном случае, как у пресноводного полипа — гидры, медузоидное поколение полностью утрачено и гаметы развиваются непосредственно на полипе). Считается также, что медузоидные особи постоянно находятся в составе колонии у некоторых сифонофор.

Учёным пока очень мало известно о медузах, в частности, как существо без мозга, но с глазами, может ориентироваться в кромешной тьме и активно охотиться.

Наиболее известны в этом отношении кубомедуза морская оса (Chironex fleckeri Southcott, 1956), обитающая близ северного побережья Австралии и в водах Юго-Восточной Азии, и гидромедуза крестовик (Gonionemus vertens Agassiz, 1862), обитающая в северной части Тихого океана. Яд морской осы смертелен. Знаменитый «Португальский кораблик», также известный силой своего яда, это не медуза, а сифонофора.

Интересные факты

  1. Медуза дышит всем телом.
  2. В студенистом теле медузы имеется целых 24 глаза.
  3. Ротовое отверстие служит медузе как для употребления пищи, так и для её выведения. Когда медуза не переваривает до конца пищу, то её остатки выводятся через то же отверстие.
  4. Медуз часто используют в медицине. Ещё в средние века из корнерота изготовляли мочегонные и слабительные средства. А сейчас из яда, содержащегося в щупальцах медуз, вырабатывают лекарства для лечения лёгочных болезней и регулирования кровяного давления
  5. Фермеры стран Карибского бассейна используют яд физалий как отраву для крыс
  6. Люминофоры, выделенные из медуз, используют для биохимического анализа. Гены медуз пересадили многим животным, например, мышам, в результате биологи получили возможность наблюдать за недоступными ранее процессами. Результат опытов был удивительным - у мышей стали расти зелёные волосы
  7. Медузы помогают бороться со стрессом. В Японии медуз разводят в аквариумах. Плавные, неторопливые движения медуз успокаивают людей, хотя содержать медуз весьма хлопотно и недёшево
  8. В Японии появились первые медузы-роботы. В отличие от настоящих медуз они не только плавно и красиво плавают, но и при желании владельца могут «потанцевать» под музыку
  9. Медуз определённого вида вылавливают у берегов Китая. Там же у них удаляют щупальца, а «тушки» держат в специальном маринаде, отчего медуза превращается в полупрозрачную лепёшку нежного тонкого хрящика. В виде таких лепёшек медузы привозят в Японию, где их тщательно отбирают по размеру, цвету и качеству. Для одного из салатов лепёшку медузы разрезают на тонкие полосочки шириной около 3—4 мм, смешивают с припущенными овощами, зеленью и поливают соусом.

Сегодняшняя статья посвящена одному из самых странных существ на земле – медузе ! Они на самом деле, не свойственны нашей планете! Давайте разберемся, что же вызвало такое мнение:

  • Они питаются мелкими простейшими, большими многоклеточными и другими мелкими рыбами в море. Они, как правило, ловят их в свои щупальца.
  • Мужчины медузы выпускает свою сперму в воду, которая затем отправляется в рот самки медузы. Эта процедура необходима для оплодотворения яйцеклетки. Большинство из этих рыб носят яйца в своих устных подмышках, образуя выводок в камере для оплодотворения.

  • Щупальца медузы представляют собой важный механизм защиты. Каждое щупальце покрыто стрекательными клетками, известными как «cnidocytes».
  • Медузы не имеют мозга или других органов чувств. Они имеют небольшие органов чувств и «нервную систему» для выявления света и запаха. Медузы использовать их «нервные сети», чтобы обнаружить прикосновение другого организма. Этот простейший тип нервной системы находится на эпидермисе этих рыб.

  • Медузы плавают, создавая водные потоки своими щупальцами. Они делают это, открывая и закрывая свое колоколообразное тело в ритм.
  • Медузы, как правило, не опасны для человечества . Тем не менее, некоторые могут быть очень токсичными и вызвать смерть человека . Жало этих рыб крайне болезненно и может также вызывать различные аллергии у людей.

  • Люди в некоторых странах едят медуз!

  • Помимо того, что у медуз нет мозга, некоторые виды имеют глаза! Спрашивается зачем?
  • Медузы в основном состоят из воды и белков.

Что такое цветение?

  • При огромном количестве растений или животных появившихся внезапно, происходит процесс, который ученые называют «цветение ». В некоторых районах мира, миллионы медуз могут плавать вместе, и эти скопления вызывают проблемы для рыболовства и туризма. Если Вы были на пляже или на лодке, и в какой-то момент, оказалось, что медузы повсюду — тогда, возможно, вы даже видели цветение медуз !

Как медузы образуют цветение?

  • Медузы являются планктоном , (от греч. «Planktos» — бродить или дрейфовать) то есть, пловцы с них никудышные, поэтому они надеяться на милость океанических течений. Цветения часто образуются там, где встречаются два течения.

Ну а теперь пришла очередь самых интересных видео о медузах:

А така гигантских медуз!

Гигантские медузы

Экзотические медузы

Медузье озеро

Каракатицы и медузы

Лидия Куранова
Конспект НОД «Путешествие в подводный мир. Медузы»

Пояснительная записка

Занятие «Путешествие в подводный мир. Медузы» подготовлено для проведения в подготовительной группе детского сада по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность).

Предложенное занятие построено на основе требований Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От Рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям.

При составлении комплексно-тематического планирования были использовании следующие образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

На занятии решались следующие задачи:

образовательные: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения; учить конструировать изображение пейзажной композиции; медузы, добиваясь передачи её характерных внешних особенностей;

развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; самостоятельность, активность, творчество детей;

воспитательные: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах; формировать бережное отношение к природным богатствам.

Реализуя поставленные задачи, я делала акцент на умение детей правильно и грамотно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы сложными предложениями всех видов. При планировании учитывала возможности и возрастные особенности детей: дети способные, подвижные, интересующиеся, возрастное и психическое развитие соответствует детям данного возраста.

Была проведена предварительная работа: рассматривание глобуса и географической карты Приморского края, иллюстраций по теме «Подводный мир Японского моря»; картинок с изображениями морских рыб, моллюсков; беседы, просмотр журналов, картинок, чтение и разучивание (по выбору педагога) стихотворений С. Пескова, Н. Капустюк, Н. Белостоцкой, С. Пшеничных о медузе, рисование «Золотая рыбка», «Волшебная страна – подводное царство»; аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»; оригами «Рыбка»; лепка рыбок, осьминога из солёного теста; дидактические игры «Рыба, птица, зверь», “Собери картинку”; разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», подвижных игр «Море волнуется …», “Земля, Вода, Воздух”, чтение рассказов и интересных фактов о морских обитателях, сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», легенды о медузе «Морское сердце»

В ходе занятия я использовала следующие методы: наглядный (картинки, соответствующие тематике, содержанию и гигиеническим требованиям, словесный (инструкция, пояснения, вопросы разного характера, проблемный (дидактическая игра, решение творческих задач, информационно-рецептивный (рассматривание, показ и анализ предмета); активизировала детей, использовала художественное слово, чтобы сконцентрировать внимание. Чтобы не было утомляемости, была проведена физминутка. Оборудование соответствовало содержанию и основным методам.

На занятии были решены все поставленные задачи, дети были собраны, активны, работали в заданном темпе; необычность организации занятия повысило их внимание, интерес; многие дети умеют высказывать свою точку зрения. Взаимосвязь задач просматривается в структуре занятия, это – единый сюжет. Учитывала смену поз детей и смену видов деятельности.

При анализе детских работ я подчеркнула сходство с изображаемым предметом, выразительность изображения; вызывала детей на активное высказывание. Старалась закреплять у них умение давать образную характеристику своим работам (самооценку которой ещё нужно совершенствовать) и работам своих товарищей, замечать ошибки, намечать пути их исправления путём повторений, упражнений в тех или иных действиях. Создавая изображение, дети отражают в них свои впечатления о предметах социального окружения.

Время проведения соответствует САНПИН и гигиеническим требованиям.

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

Конспект НОД по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность)

Возрастная группа: подготовительная

Тема: «Путешествие в подводный мир. Медузы»

Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

образовательные: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях, об их образе жизни; учить детей поддерживать беседу о морских обитателях, рассуждать, высказывать свою точку зрения; учить конструировать изображение пейзажной композиции; медузы, добиваясь передачи её характерных внешних особенностей;

развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развивать самостоятельность, активность, творчество детей;

воспитательные: вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах; формировать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: географическая карта Приморского края; магнитная доска; иллюстрационные материалы «Морские обитатели»; выставка картин И. Айвазовского; предметы и элементы для пейзажной композиции «Обитатели моря»: маленькие картинки с изображением морских обитателей и разных рыб, разноцветные морские камушки, двухсторонний скотч, магнитофон; диск “Волшебные звуки природы”; раскрашенные в разные цвета небольшие картонные тарелочки с петелькой на внешней стороне; цветная тесьма; узкие разноцветные ленточки; ленточки для оформления букетов цветов (можно заранее закрутить спиралью с помощью ножниц); ножницы; круглая сушка для белья с прищепками.

Словарная работа: батискаф, обитатели моря, хищница, щупальца.

Предварительная работа: рассматривание глобуса и географической карты Приморского края, иллюстраций по теме «Подводный мир Японского моря»; картинок с изображениями морских рыб; беседы; просмотр журналов, картинок; чтение и заучивание стихотворений С. Пескова, Н. Капустюк, Н. Белостоцкой, С. Пшеничных о медузе, сказки А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»; рисование «Золотая рыбка», «Волшебная страна – подводное царство»; аппликация «Красивые рыбки в аквариуме»; оригами «Рыбка»; лепка рыбок, осьминога из солёного теста; дидактические игры «Рыба, птица, зверь», «Собери картинку»; разучивание пальчиковой гимнастики «Подводный мир», подвижных игр «Море волнуется …», «Земля, Вода, Воздух», «Караси и щука»; чтение рассказов и интересных фактов, легенды о медузе «Морское сердце»; домашнее задание детям: составить небольшой рассказ о морских обитателях: морская звезда, скат, осьминог, меч – рыба, акула, дельфин.

Подготовительная работа: подготовить лист ватмана с нарисованным изображением залива моря и морского дна; по толще воды наклеить небольшие кусочки двухстороннего скотча.

Методические приемы: наглядный (картинки, соответствующие тематике, содержанию и гигиеническим требованиям, словесный (инструкция, пояснения, вопросы разного характера, проблемный (дидактическая игра, решение творческих задач, информационно-рецептивный (рассматривание, показ и анализ предмета); художественное слово.

Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по содержанию рассказа, употребляя в речи сложные предложения разных видов; знает обитателей подводного мира, выполняет конструирование поделки по образцу, соблюдая пропорции его частей; умеет правильно оценивать работы сверстников, аргументировать своё мнение.

Ход НОД

На стене, магнитных досках развешены географическая карта Приморского края, иллюстрации морского пейзажа, нарисованная картина с изображением залива моря и морского дна; выставка картин И. Айвазовского; на столах возле доски разложены предметы и элементы для пейзажной композиции “Обитатели моря ”: маленькие картинки с изображением морских обитателей и разных рыб, разноцветные морские камушки; на рабочих столах для конструирования - раскрашенные в разные цвета небольшие картонные тарелочки, нарезанные цветная тесьма, узкие разноцветные ленточки, ленточки для оформления букетов цветов, закрученные спиралью с помощью ножниц (на каждого ребёнка).

Дети и педагог сидят на коврике, по краям на подставках развешены окошки-иллюминаторы.

1. Вводно-организационный.

Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? А делать открытия? Тогда мы с вами отправимся в путешествие, но в какое я вам сразу не скажу. Догадайтесь сами. Сначала отгадайте загадку (загадка про море):

Кругом вода, а с питьем беда. (море)

(Педагог обращает внимание детей на выставку картин И. Айвазовского, на которых изображено море.)

Педагог: Ребята, что художник изобразил на этих картинах?

Дети: Море.

Педагог. Что же такое море? (Ответы детей).

Правильно, моря – это части океанов. Есть и такие моря, что отгорожены от остальной части океана островами, как редким забором.

Посмотрите на карту. Мы с вами живём в Приморском крае, недалеко от побережья Японского моря.

Удивительно красивы морские берега Приморья. Высокие каменистые обрывы чередуются местами с пологими песчаными пляжами. Причудливо извиваясь, они образуют многочисленные заливы и бухты Японского моря.

Японское море – одно из самых богатых жизнью морей России. Многочисленные птицы гнездятся по его обрывистым берегам. В прибрежье без труда можно встретить различных ластоногих – нерпу, котика и сивуча; в море обитают японский и серый киты. Но особенно разнообразен и причудлив подводный животный и растительный мир.

2. Мотивация на деятельность.

Педагог: Мы сегодня с вами отправимся в морское путешествие по Японскому морю. Точнее, мы спустимся на морское дно в батискафе, чтобы исследовать подводный мир. Вы сейчас закроете глаза и представите себе, что мы все на подводном корабле, погружаемся в глубины морские.

У меня как раз есть волшебные слова, которые помогут нам опуститься на морское дно, но сказать их нужно дружно и громко. (Первый раз педагог произносит слова сам, затем дети повторяют вместе).

Детский сад наш изменился, в океан он превратился,

Мы отправимся гулять, дно морское изучать!

Сколько водорослей разных, звёзд, медуз и рыб прекрасных,

Ламинарии, ежи и ракушки хороши!

Через специальные окошки-иллюминаторы понаблюдаем этот необычно красивый и загадочный подводный мир. (Дети закрывают глаза. Тихо звучит музыка “Шум моря”)

Педагог: Вот какое море – без конца и края.

На песчаный берег волны набегают.

Перестанет ветер на море сердиться.

Станет видно, кто там в глубине таится.

3. Расширение имеющихся знаний.

Педагог: Ребята, что же мы видим в морской глубине? Каких обитателей моря вы знаете? (Дети рассказывают о морских обитателях, демонстрируют картинку, подходят к столу с разложенными предметами и элементами для пейзажной композиции «Обитатели моря», берут маленькие картинки с изображением таких же морских обитателей и разных рыб, морские камушки, прикрепляют их на нарисованное на большом листе ватмана панно с изображением залива моря и морского дна (на ватмане заранее наклеены небольшие кусочки двухстороннего скотча).

1 ребёнок: Вот посмотрите, это – морская звезда. Она очень похожа на звезду. Движется она очень медленно, обитает на дне, не прячась от врагов. Питается устрицами, всевозможными моллюсками и морскими гребешками.

2 ребёнок: Скат напоминает птицу с огромными крыльями. Глаза у него - наверху головы, а рот – на брюхе. А на конце длинного хвоста – ядовитое зазубренная игла.

3 ребёнок: Дельфины. Они активны, умны, любознательны и очень хорошо относятся к человеку. Дельфины прекрасно различают оттенки цветов, размеры и геометрические формы. Некоторые из них даже могут «рисовать», держа кисточку во рту. Дельфины имеют необычайно развитый слух. Они способны слышать звуки, которые никогда не услышит человек.

4 ребёнок: Осьминог. У осьминога восемь ног, они передвигаются медленно. Когда осьминогам угрожает опасность, они выпускают чернильное облако и способны быстро и резко изменять свой цвет.

5 ребёнок: Меч – рыба – самое быстрое из всех животных на планете. Она плавает со скоростью автомобиля!

6 ребёнок: Акула прекрасно плавает, очень быстро двигается в воде. Зубы у акулы очень острые с длиной до 8 сантиметров и они постоянно меняются.

Педагог: Вот с какими обитателями моря мы познакомились. А теперь, ребята, немножко отдохнем.

4. Динамическая пауза

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

3. Объяснение нового материала.

Педагог: А теперь я хочу рассказать вам ещё об одном обитателе подводного мира. Но сначала отгадайте загадки:

Что за зонтики смешные? И ряды из них сплошные?

Они плавают в воде, тронешь их и быть беде.

Кроткий вид их – лишь обман. Ядовитый в них дурман.

Любоваться ими можно, только будьте осторожны. (медуза)

Жизнь её проходит в море, плавает не зная горя.

Словно студень её тело, щупальца всех жалят смело.

Плавает не так, как рыба, её тело в виде гриба.

Ни плавник, ни хвост не нужен, все зовут её … (медуза)

Вы правильно угадали. Это – медуза.

Педагог демонстрирует картинки с изображениями различных видов и размеров медуз.

Летом и осенью у берегов Японского моря много медуз. Они забивают рыболовецкие сети, мешают купающимся в море, иногда выбрасывает их на берег волна. По-разному называли их: морское сало, морская луна, морское сердце. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Плавающие в морских водах медузы бесподобно красивы. Они почти прозрачны, потому что состоят из воды. Медузы живут на Земле много миллионов лет. Они появились раньше, чем динозавры и акулы.

Медуза обычно имеет форму зонтика или колокола. Ее величина может быть с копеечку, а может с зонтик, который мы раскрывает над нашей песочницей. А мелкая медуза пелагия-ночесветка поражает бывалых моряков ярким светом среди ночи из морских глубин.

У медузы нет ни внутреннего, ни наружного скелета, но она сохраняет определенную форму. Это обеспечивается отчасти тем, что студенистая масса пронизана прочными волокнами. Кроме того, медуза упруга, потому что наполнена водой, так же, как упруг надутый воздухом шарик (педагог демонстрирует наполненный воздухом шарик)

Медузы бывают круглыми, как шар.

Бывают медузы с тарелкою схожи, другие на колокол больше похожи.

Круглые, длинные, разнообразные, все студенистые, сводообразные.

Красивые есть, что взгляд не отвесть, и щупальцев столько, что просто не счесть.

Что форму меняют свою и окрас, на теле медуз есть множество глаз.

Медуза питается водным планктоном, плавает - по реактивным законам.

Дышит, колышется жгучим всем телом, «Не трогай меня!», говоря между делом.

(З. Крепс)

Двигаются медузы реактивным способом. Работая, как насос, медуза втягивает воду в свой зонтик, а затем, сокращаясь, выталкивает ее наружу. Вода выбрасывается в одном направлении, а медуза продвигается в противоположном. В большей или меньшей степени все медузы ядовиты. Точнее, ядовита не вся медуза, а только ее щупальца. Поэтому, столкнувшись с медузой, можно получить ожог. Ожог этот напоминает ожог крапивой. Отсюда еще такие названия медуз, как жгучка, морская крапива. Ожоги эти неприятны, но чаще всего безопасны. Существуют совершенно безобидные для человека медузы. Однако другие виды медуз обжигают, словно крапива, причем болезненное жжение может ощущаться несколько дней. Но, пожалуй, самая опасная из медуз - морская оса. Яд морской осы всегда смертельный.

Раньше считалось, что глаз у медузы нет и, значит, она ничего не видит. Но один русский ученый внимательно наблюдал за медузами и заметил, что они из темноты стремятся к свету. Значит, медузы видят свет! Но никто не верил этому ученому. А он не сдавался и нашел у медуз глаза на щупальцах. Вот недаром говориться: «терпение и труд все перетрут».

Двигаясь по волнам, медуза выбрасывает яйца, из которых выводятся крохотные личинки. Они опускаются на морское дно, прикрепляются к нему. Малыши рождаются уже самостоятельными, и взрослые медузы не заботятся о потомстве.

Добычей больших медуз становятся раки и морские моллюски. При случае могут съесть и мелкую рыбешку. Маленькие медузы питаются планктоном.

Беседа о море и морских обитателях.

Как называется море, недалеко от побережья которого мы живём?

Назовите морских обитателей Японского моря.

Как по-разному называют медуз?

Как называется самая опасная медуза?

Могут ли медузы светиться в морских глубинах?

Каких форм бывают медузы?

Где находятся у медузы глаза?

Чем питаются медузы?

5. Практическая работа. Конструирование «Медуза» (из картонных тарелочек небольших размеров)

Педагог: Сейчас я хочу предложить вам изготовить медузу из картонных тарелочек. С помощью ножниц, скотча и, разумеется, ваших умелых рук, мы сделаем вот такую медузу. (показ готовой поделки). Педагог приглашает детей пройти к столам.

План конструирования поделки

1. чтение стихотворения

У медузы - нету пуза, только зонтик-голова,

Ножки-щупальца оттуда шевелятся, как трава.

Зонтик бабочкой порхает или просто так висит,

Всё, что вкусно, поглощает - утоляет аппетит. (С. Пескова)

2. демонстрация образца поделки;

3. рассматривание деталей поделки (на столах лежат раскрашенные заранее в разные цвета картонные тарелочки с петелькой на внешней стороне, на подносах – цветная тесьма, узкие разноцветные ленточки, ленточки для оформления букетов цветов, закрученные спиралью; на внутренней стороне тарелочки прикреплён в нескольких местах двухсторонний скотч)

4. пальчиковая гимнастика «Вот плывут медузы в гости на арбузы» (дети выполняют движения по показу педагога)

Что плывёт в воде такое, непонятное такое:

Прозрачное, воздушное, течению послушное.

Шляпа есть и есть шипы, очень разной все длины.

Но они все ядовиты. Осторожнее ты будь,

Не дотронься как-нибудь …

5. самостоятельное конструирование детьми поделки «Медуза» (дети прикрепляют разноцветные тесьму и ленточки к скотчу, наклеенному посередине внутренней стороны картонной тарелочки; все поделки крепятся к прищепкам на круглой сушке для белья, приставленной к нарисованному панно с изображением морского дна и оформленному с помощью картинок обитателей моря; медузы как будто плавают в воде; при необходимости педагог оказывает индивидуальную помощь).

6. Выход из деятельности

Педагог с детьми рассматривают поделки. Два ребёнка читают стихотворения:

«Медуза»

Барышня-Медуза в пышных кружевах весело танцует на морских волнах.

Длинные серёжки очень ей идут. Ими любоваться рыбы все плывут.

Вы только взгляните на эту чудачку: одета медуза в балетную пачку!

Танцует медуза везде и всегда. Медузе, как сцена морская вода.

Медуза, конечно, артистка большая. Она балерина, но только морская!

(С. Пшеничных)

Педагог: Ребята, я очень надеюсь, что вам понравилось наше морское путешествие. Мы научились исследовать морские глубины, сделали новые открытия, узнали много интересного. До новых встреч!

В конце занятия можно провести игру «Море волнуется …».

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три,

На месте морская фигура замри!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как зарегистрировать факт расхождения при поставке товаров? Как зарегистрировать факт расхождения при поставке товаров? Социализации теория Т. Парсонса. Теория систем парсонса Парсонс социология Социализации теория Т. Парсонса. Теория систем парсонса Парсонс социология Иван Александрович Ильин: жизнь, творчество, из наследия Иван Александрович Ильин: жизнь, творчество, из наследия