Какую особенность имеет сложное предложение по интонации. Предложения по цели высказывания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Виды простых предложений

Простые предложения делятся на виды по цели высказыва­ния, эмоциональной окраске, по составу главных членов, по наличию (или отсутствию) второстепенных членов, по наличию или отсутствию необходимых членов предложения.

Виды простых предложений по цели высказывания

По цели высказывания – сообщение, вопрос, побуждение – прос­тые предложения делятся на повествовательные, воп­роситель­ные, побудительные.

В повествовательных предложениях сообщается о каком-либо событии, факте: Другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдаль к зелёным стенам леса (М. Горький).

В устной речи в повествовательном предложении голос повы­шается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

Вопросительные предложения выражают вопрос: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. Пуш­кин). Вопрос часто бывает заключён в вопросительных место­имениях, наречиях и частицах: Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (А. Пушкин); Отчего ты печаль­но, вечернее небо? (И. Бунин); “Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь).

Вопросительные предложения произносятся с вопроситель­ной интонацией – повышением голоса на вопросительном сло­ве и к концу предложения.

В побудительных предложениях выражаются раз­личные по­буж­дения к действию – приказ, просьба, призыв, совет и др.: Товарищ, прислушайся, встань, улыбнись и с вызо­вом миру поведай (О. Берггольц); Отец, пойдём! (А. Чехов); Хлеб-соль ешь, а правду режь (пословица).

В побудительные предложения нередко включаются обра­щения. В побудительных предложениях сказуемые выражают­ся глаголами в повелительном наклонении. Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией – с повышением голоса, напряженно.

Виды простых предложений по эмоциональной окраске

Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции (чувства) говорящего и пишущего. Произносятся они при этом с осо­бой интонацией восклицания: Уж постоим мы головою за ро­дину свою! (М. Лермонтов). Такие предложения называются восклицательными.

Предложения, в которых не выражено чувство, называются невосклицательными.

По цели высказывания восклицательным может быть каж­дое простое предложение: повествовательные восклицательные, вопросительные восклицательные, побудительно-восклица­тельные. Например: Как хорошо в лесу! Разве это хорошо? Пойдём в лес!

В восклицательных предложениях местоимения и наречия, а также междометия используются в роли усилительных частиц: Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут? Ох, признаюсь – хоть это мне и больно – не прав и я! (И. Кры­лов).

По наименованию главных членов (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные)

По наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённые, нераспространённые)

По наличию или отсутствию необходимых членов (полные, неполные)

Синтаксический разбор простого предложения

1.План разбора

2.Простое или сложное

3.Вид по цели высказывания

4.Вид по эмоциональной окраске

5.Вид по составу грамматической основы

6.Вид односоставного предложения

7.Вид по наличию второстепенных членов

8.Вид по наличию или отсутствию необходимого члена предложения

9.Осложнённое или неосложнённое

10.Главные и второстепенные члены предложения

Цель: дать представление о классификации предложений по цели высказывания, развивать устную и письменную речь, чувство языка, воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация на тему «Виды предложений по цели высказывания», учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс, 1 часть, тетрадь – задачник 1 часть.

Ход урока

1. Организационный момент.

Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики.
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.

– Дорогие ребята! Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в путешествие, чтобы открыть ещё одну тайну нашего языка. Как вы думаете: «Зачем мы совершаем это путешествие, и чем будем заниматься во время него?» Слайд №1

(Дети строят предположения, основываясь на записанной, на доске теме)

Сегодня мы в путешествие возьмём Антона. Давайте вместе с ним вспомним, что мы знаем о предложении. В этом нам поможет компьютер.

2. Повторение пройденного.

Как мы выражаем свои мысли и чувства? Слайд №2

Как в устной речи мы отделяем одно предложение от другого? Слайд №3

– А в письменной речи? Слайд №4

3. Словарная работа.

А теперь поиграем в нашу любимую игру «дешифровщики». Научим играть Антона и повторим словарные слова.

На доске:

1. Перо, канал (1, 2) - пенал.
2. Сомы, баран, каток(1, 1,1)-собака.
З. Погода, мизинец, коридор (1, 1,3) - помидор.
4. Корень, роза, слова (1, 1, 2) - корова
5. Строка, пустой, газета (2, 1, 3) - капуста.
6. Палатка, ранка, Дашка (3, 1, 1)- карандаш.

– Какие слова мы записали? Как их можно назвать одним словом? (словарные)

– На какие группы можем разделить?

Дети записывают слова с комментированием.

4. Знакомство с новым понятием «диалог» .

Прочитаем задание к упражнению 202, стр. 89.

– Прочитаем по ролям. Сколько человек участвует в беседе? (Двое)

– Беседу, разговор называют научным словом ДИАЛОГ.

А теперь найдите предложение, которым первое произносит мама.

То, которым сын ей отвечает.

То, в котором он просит её, побуждает что-то сделать.

(1.) Что ты кричишь? 2) Там в лесу кто-то дразнится. 3) Вот послушай…)

Слайд №5

5. Физкультминутка.

(под музыкальное сопровождение)

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Потом мы руки разведём
И побежим кругом.

6. Работа над новой темой.

Я познакомлю вас с новыми научными словами. А вы будете помогать мне вставлять правильные слова. Итак… Слайд №6

– Как вы понимаете смысл слова «побудительное»?

(Ответы детей)

Вы правильно подумали: «побудительное предложение»- будить-помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, надо действовать. Побуждение подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

– Найдите среди выбранных нами предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное.

1) Что ты кричишь? (вопрос.)
2) Там в лесу кто-то дразнится. (повеств.)
3) Вот послушай… (побуд.)

– Молодцы!

7. Закрепление.

Следующий пункт нашего путешествия – упражнение 204, с.91 – 92.

– Из какой сказки мы видим героев? (А. Толстой «Приключения Буратино»)

– Кто изображён? Что вы можете сказать об этих героях? (Дети дают ответы).

– Найдите предложения, в которых пропущены знаки препинания.

(– Сядьте, положите руки перед собой

– Кто вас воспитывает)

– Какие это предложения по цели высказывания? (Побудительное и вопросительное.)

– Правильно это побудительное и вопросительное. После записи предложений

В скобках укажем сокращённо какие это предложения. Предложение, которое мы назвали побудительным прочитайте повнимательнее и скажите: это просьба или требование? (Требование)

А как должна прозвучать просьба? (Ответы детей)

8. Подведение итогов.

Слайд №7

Какую тайну нашего языка мы сегодня открыли?

– Что вам понравилось?

– Кому было трудно?

9. Задание на дом .

Посмотрите, пожалуйста, на упр.205, с.53. в тетради-задачнике.

– Прочитайте задания. Какого предложения по цели высказывания здесь нет?

– Придумайте его и напишите.

– Какое слово Дениска написал с опиской?

– Почему внутри одного предложения стоят запятые?

– Что вы не поняли? Что хотите уточнить?

(Учитель отвечает на вопросы учеников)

– Это ваше домашнее задание. Слайд №8

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

ТЕМА : Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные («Какие бывают предложения?»)

ЦЕЛИ УРОКА:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: формирование представления о классификации предложений по цели высказывания.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы; развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т.д.); выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли; осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: привитие внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме .

Задача урока : дать представление о классификации предложений по цели высказывания .

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ :

Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Раз, два выше голова,

Три, четыре руки шире,

Пять, шесть тихо сесть.

II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Что из темы нашего урока вам понятно?

Что такое предложение?

Как бы вы объяснили, какие бывают предложения?

Значит, цель нашего урока разобраться, какие бывают предложения по цели высказывания.

1 слайд «Помогите Незнайке составить предложения»

После 2 слайда.

На доске карточки со словами.

Разделите слова на три группы - зачем, с какой целью мы произносим предложения.

СООБЩИТЬ, ПОВЕСТВОВАТЬ, ИНФОРМИРОВАТЬ, ОБЪЯСНЯТЬ, РАССКАЗЫВАТЬ; СПРОСИТЬ, УЗНАТЬ, РАССПРОСИТЬ, ОПРОСИТЬ, РАЗВЕДАТЬ, ВЫСПРОСИТЬ; ПОВЛИЯТЬ, ПОБУДИТЬ К ДЕЙСТВИЮ, ЗАПРЕТИТЬ, ПРИКАЗАТЬ, ПОДЕЙСТВОВАТЬ, ПОСОВЕТОВАТЬ, ПОПРОСИТЬ.

3 -6 слайды. Ознакомления с классификацией предложений по цели высказывания.

ФИЗМИНУТКА.

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, а раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

  1. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ.

7 слайд. Повторение классификации предложений по цели высказывания.

Какие предложения я использовала в физминутке?

Аргументируйте свой выбор.

8 слайд. – Прочитайте повествовательные предложения. Почему вы так считаете?

- Прочитайте побудительное предложение. Объясните свой выбор.

- Какое предложение у нас осталось?

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

Работа с учебником с. 102, упр. 205

Что такое диалог?

Т етрадь с печатной основой с. 51, упр 205

Знакомство с новым словарным словом МОРОЗ.

Замените слово ПО КАТЫВАЕШЬСЯ словом-синонимом, словом близким по значению.

С. 101, упр. 204 (опустите, есть, сядьте)

  1. РЕФЛЕКСИЯ.

9 слайд

10 слайд.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

С. 100, важные сведения, с. 102, упр 206, упр 207

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предложения по цели высказывания. Какие бывают предложения?

Помоги Незнайке восстановить предложения: 1 . вывела, маленьких, берлоги, Медведица, из, медвежат. 2 . спит, медведь, зимой, Почему? 3. птицам, зимой, голодным, Помоги! Медведица вывела из берлоги маленьких медвежат. Почему медведь спит зимой? Помоги зимой голодным птицам!

Каждое предложение произносится с определённой целью.

Предложения по цели высказывания 1. Медведица вывела из берлоги маленьких медвежат. Это предложение содержит сообщение, вест ь, поэтому называется «по вест вовательное»

2. Почему медведь зимой спит? Это предложение содержит вопрос, поэтому оно называется « вопрос ительное» .

3. Помоги зимой голодным птицам! Это предложение содержит призыв, побужд ение к действию, поэтому называется « побуд ительное».

Предложения по цели высказывания ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (повеств.) ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (вопрос.) ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (побуд.)

Зачем птицы весной возвраща- ются в наши края? Они вьют гнёзда. Потом в гнёздах появляются маленькие птенчики. Не разоряй птичьи гнезда!

Вспомним, чему научились. Если предложение содержит сообщение, вест ь, оно называется «по вест вовательное». 2. Если предложение содержит вопрос, оно называется « вопрос ительное» . 3. Если предложение содержит призыв, побужд ение к действию, оно называется « побуд ительное».


Тема урока: «Типы предложений по цели высказывания».

Общаясь друг с другом, мы говорим или пишем не просто так, а зачем-то, с какой-то целью . Иногда мы хотим сообщить о каких-либо фактах, событиях, явлениях. Так я сообщила вам тему урока.

Иногда хотим получить от собеседника какую-либо информацию, спросить о чём-то. Я могу задать вам вопрос: «Вы приготовились к уроку?»

А когда-то мы побуждаем что-то сделать: просим, предлагаем, советуем, требуем. Я могу посоветовать вам: «Будьте внимательными».

Вот почему предложения, которые мы строим, бывают разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные или побудительные.

Прочитаем диалог, т. е. разговор двух людей. Постараемся объяснить, зачем, с какой целью говорились эти предложения.

-Мама!.. Мама!.. - что было сил завопил я.

-«А-ма-ма-ма-ма-а-а-а-!» - будто передразнил меня кто-то вдали.

-Что ты кричишь? Что случилось?

-Я думал, ты далеко! - сразу успокоившись, ответил я. -Там в лесу кто-то дразнится.

-Кто дразнится?

-Не знаю. Я кричу - и он тоже. Вот послушай: Ау! Ау!

-«Ау! Ау! Ау!» - отозвалось из лесной дали.

-Да ведь это эхо! (По Г. Скребицкому)

Мама задаёт сыну вопросы:

-Что ты кричишь? Что случилось? Кто дразнится?

Это вопросительные предложения.

Мальчик сообщает ей:

- Я думал, ты далеко! Там в лесу кто-то дразнится. Не знаю. Я кричу - и он тоже. Да ведь это эхо!

Предложения, в которых мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то - это повествовательные предложения.

Найдём предложение, в котором сын просит маму, побуждает что-то сделать.

- Вот послушай

Это побудительное предложение.

Объясню термин «побудительное предложение». Будить - помогать проснуться (отсюда слово будильник ), а значит, начать действовать; побуждение - подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.

Побудительные предложения могут выражать совет, просьбу, предложение, пожелание, требование.

Расположите предложения в данном порядке: 1) совет, 2) просьба, 3) предложение, 4) пожелание, 5) требование.

Позовите, пожалуйста, Сашу к телефону. (Просьба)

Не барабань пальцами по столу! (Требование)

Будьте добрыми! (Пожелание)

Давайте играть в прятки. (Предложение)

Вы лучше встаньте утром пораньше. (Совет)

Требование всегда можно превратить в просьбу, если добавить одно волшебное слово: Не барабань пальцами по столу, пожалуйста. Не барабань, пожалуйста, пальцами по столу. Слово пожалуйста выделяется запятыми.

Вы заметили, что в конце некоторых предложений стоит восклицательный знак?

Предложения бывают разными не только по тому, зачем, с какой целью мы говорим, но и по тому, как это делаем: спокойно или с особым чувством. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения можно произносить с разной интонацией .

Предложения, в которых заметно выражены чувства (радость, восторг, страх, удивление, огорчение, досада), произносятся с восклицательной интонацией. Их так и называют: восклицательные.

Предложениям, в которых чувства не выражаются или не подчёркиваются, дали название: невосклицательные .

В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Хотите - запомните: деление предложений по интонации можно называть и по-другому: по эмоциональной окраске.

Прочитайте предложения. В чём вы видите различие предложений в каждой группе? (Эти предложения разные по интонации). Прочитаем предложения так, как требуют знаки. Определим, каким является каждое из предложений по цели и интонации.

1. Хороший снеговик получился.

Хороший снеговик получился!

2. Что тут у вас происходит?

Что тут у вас происходит?!

3. Не ссорьтесь, не обижайте друг друга.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга!

1. По цели эти предложения повествовательные, так как сообщают о том, что снеговик получился хороший. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, в нём выражена радость.

Хороший снеговик получился. (Повеств., невоскл.)

Хороший снеговик получился! (Повеств., воскл.)

2. По цели эти предложения вопросительные, так как задают вопросы. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное, произносится с особым чувством.

Что тут у вас происходит? (Вопрос., невоскл.)

Что тут у вас происходит?! (Вопрос., воскл.)

3. По цели эти предложения побудительные, они побуждают нас не ссориться, не обижать друг друга. По интонации первое предложение невосклицательное, а второе - восклицательное.

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга. (Побудит., невоскл.)

Не ссорьтесь, не обижайте друг друга! (Побудит., воскл.)

В вопросительных предложениях мы часто используем специальные вопросительные слова: кто, что, чей, кого, чего, сколько, какой, как, зачем, почему, где, куда, откуда, когда и другие.

Кто живёт в капле речной воды?

Почему летом жарко, а зимой холодно?

Что будет, если исчезнут насекомые?

Какой зверь самый хищный на свете?

Где и как рождается снег?

Откуда берётся роса на траве?

Вопросительное предложение может быть заголовком в тексте.

Какими по цели и интонации могут быть предложения, обозначенные такими схемами?

Что каждый из знаков говорит об интонации?

По интонации первое предложение - невосклицательное, а второе и третье - восклицательные.

Что каждый из знаков говорит о цели?

Вопросительный знак точно подсказывает цель предложения. Третье предложение - вопросительное.

Каждое из двух первых предложений по цели может быть повествовательным или побудительным.

Прочитаем диалог и определим, какие предложения подходят к схемам.

- Какой шум!

- Не бойся меня, заяц. Я ёжик.

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! Это листья под лапами шуршат. (По Э. Шиму)

- Какой шум! (2 схема: повествовательное, восклицательное)

- Не бойся меня, заяц . (1 схема: побудительное, невосклицательное)

Я ёжик . (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

- Что ты такой шум поднял?!

- Да разве я виноват?! (3 схема: вопросительное, восклицательное)

Это листья под лапами шуршат. (1 схема: повествовательное, невосклицательное)

Потренируйтесь. Прочитайте текст. Найдите вопросительные, повествовательные, побудительные предложения.

Вы знаете, кто я? Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Вы спросите, почему? Потому что у меня есть волшебная полочка.

Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины. Каждый день будут прилетать к вам птицы. (По Н. Сладкову)

Вопросительные предложения: Вы знаете, кто я? Вы спросите, почему?

Повествовательные : Я - повелитель птиц. Захочу - и птицы сами прилетят ко мне. Потому что у меня есть волшебная полочка. Каждый день будут прилетать к вам птицы.

Побудительные : Сделайте и вы себе волшебную полочку. Положите на неё кусочек сала или кисти рябины.

Теперь вы знаете, что предложение бывает

1)по цели: повествовательное,вопросительное или побудительное;

2) по интонации : восклицательное или невосклицательное.

Повествовательное - это предложение, в котором мы хотим рассказать что-то, повествуем о чём-то.

Вопросительное предложение задаёт вопрос.

Побудительное предложение побуждает к действию.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. School-collection.edu.ru ().
  3. Социальная сеть работников образования Nsportal.ru ().
  • Из слов составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложения: "Дети, читать, интересный, книги, библиотека, в".
  • Прочитайте. Какие знаки поставите в конце каждого предложения? Чтобы ответить на этот вопрос, определите, какие это предложения по цели высказывания и по интонации.

Хотите узнать любопытную вещь Нет у носорога рогов Вы удивились А что же тогда у него на носу Волосы Они очень сильно срослись и образовали на носу жёсткий хохолок

(По В.Волиной)

  • Найдите в тексте побудительные предложения. Выполните задания, которые даны в побудительных предложениях.

Скоро зима. Выпадет снег. Знаешь ли ты «снежные» слова: наст, пороша, позёмка ? Можешь ли ты объяснить их значение? Составь словарик «снежных» слов. Объясни значение слов наст и пороша . Составь предложение со словом позёмка.

(По Н. Надеждиной)

Существуют 3 точки зрения:

1) классическая (по А.А. Шахматову; В.В. Бабайцева, Н.С. Валгина): повествовательные, вопросительные, побудительные;

2) повествовательные и вопросительные; побудительные – это разновидность повествовательных (И.П. Распопов Спорные вопросы синтаксиса. – Ростов н/Д, 1981);

3) повествовательные, вопросительные, побудительные, оптативные (содержащие пожелание) (О.Б. Сиротинина, Русская грамматика-80, СРЯ / под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1981; СРЯ / под ред. П.П. Шубы. – Ч. 3. – Минск, 1998).

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии: Маленькие молнии в небе небольшом. Для повествовательных предложений характерна специфическая повествовательная интонация: понижение тона к концу предложения; прямой порядок слов. Они чаще всего двусоставные.

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос и делятся на 3 группы: 1) собственно вопросительные (вопрос предполагает обязательный ответ): Вы любите музыку? ; 2) риторические вопросы (содержат скрытое утверждение или отрицание и не требуют ответа): Зимою что может быть лучше веселой пылающей печки! = Зимою ничего не может быть лучше… ; 3) вопросительно-побудительные (заключают в себе оттенок побуждения к действию): Поехали на речку, а?

Есть и другие классификации вопросительных предложений (П.П. Шуба; «Синтаксис СРЯ» – СПб., 2008): 1) собственно вопросительные предложения, требующие обязательного ответа (а) общевопросительные, направленные на получение информации о ситуации в целом; ответ либо «да», либо «нет»: Есть хотите? и б) частновопросительные – требуют сообщения в ответе новой информации: Который час? Что сейчас происходит в актовом зале? ); 2) несобственно вопросительные: риторический вопрос-утверждение (Как не помочь другу? = Другу нужно помочь ), риторический вопрос-отрицание (Кто так готовится к занятиям? = Никто так не готовится… ), вопрос-побуждение (Вы не могли бы повторить вопрос? ).

Для оформления вопроса используются интонационные средства (повышение тона голоса на слове, с которым связан вопрос), особый порядок слов (слово, с которым связан вопрос, выносится в начало или конец предложения – так называемые «актуализирующие позиции»), лексико-грамматические средства (вопросительные частицы неужели, разве, ли , вопросительные местоимения и наречия): Что вы можете написать ему? Что объяснить? Как утешить?

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (приказ, совет, просьбу, разрешение, мольбу и т.д.). Грамматическими средствами оформления побудительности являются форма повелительного наклонения глагола-сказуемого или инфинитив (Позовите его! Позвать его! ), императивные частицы (Пусть поторопится, да чтоб не забыл ничего. Ну-ка позвони ему.) , побудительная интонация (предложения, выражающие приказ и требование, произносятся высоким тоном, с большой силой напряженности). В качестве сказуемого побудительного предложения может быть использован глагол в форме изъявительного или сослагательного наклонения: Ты бы послушала, какая в душе у меня музыка. Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви. Структурным центром побудительных предложений в разговорной речи могут выступать междометия: Ш-ш-ш! Айда, марш, цыц.



Оптативные предложения выражают пожелание: «Дождя… – шептала ночь, – дождя…» (Е. Евтушенко); Если бы зашел кто-нибудь в гости!; Только бы здоровье… Все они эмоционально окрашены, как правило, имеют грамматический показатель – частицу бы.

Классификация предложений по эмоционально-экспрессивной окраске.

В зависимости от эмоционально-экспрессивной окраски предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные, и вопросительные, и побудительные (Я ищу свободы и покоя! Кто б Измаила смел спросить о том?! О, пощади его!... постой! ). К грамматическим средствам оформления восклицательных предложений, наряду с интонацией, относятся междометия (Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства… Тьфу, господи, прости!), восклицательные частицы междометного, местоименного и наречного происхождения (ну, о, ну и, куда как, какой, что за: То ль дело Киев! Что за край! ; Как хороши, как свежи были розы! ). Часто восклицательными являются нечленимые предложения: Ах! Увы! Батюшки!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе Упражнения для развития речевого дыхания у школьников Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе Упражнения для развития речевого дыхания у школьников Алкогольный гепатит — симптомы, лечение Какой анализ крови показывает алкогольный гепатит Алкогольный гепатит — симптомы, лечение Какой анализ крови показывает алкогольный гепатит Как избавиться от повышенной чувствительности зубов Лечение повышенной чувствительности Как избавиться от повышенной чувствительности зубов Лечение повышенной чувствительности