«Зимние явления в неживой природе. Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе» Явления живой и неживой природы зимой

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Развитие игрового замысла, обучение детей отвечать на поставленные вопросы; активизация ласкательных существительных; закрепление знаний о зимних явлениях; вызов положительных эмоций; развитие творческой фантазии и воображения; воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зимние явления в неживой природе. Подготовили воспитатели МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 118 » г. Воронеж: Мизенко И. Н. Яворская С. А Для старшего дошкольного возраста. Материал: 1.Л.Г. Горькова, А. В. Кочегарина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»/ средняя, старшая, подготовительная группы/ М.: ВАКО,2005.-240 с./ Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем. 2. Яндекс.Картинки 3. Википедия

Внимательно посмотрите на снеговика, какой он? грустный или весёлый? -Опишите грустного снеговика. -Почему он такой грустный?

Рассказ снеговика: Прилетела ворона, села прямо на плечо, клюнула и сказала, что он не вкусный. -Почему ворона так сказала? -Из чего сделан снеговик? -Что представляет из себя снег? -Какие бывают снежинки? -Значит наш снеговик красивый? Но снеговик опять не доволен, так как вороне он не понравился на вкус. Снег - форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда

Посмотрите на снег, рассмотрите его. -Какой он? -Почему снег липкий?

При какой температуре снег может быть липким? - каким бывает снег при отрицательной температуре? -Что произойдет со снегом, если его занести в помещение?

Физкультминутка М ы-снежинки, мы-пушинки мы танцуем день и ночь. Мы снежинки- балеринки, покружиться мы не прочь. Встанем вместе все сейчас, получается снежок. Налетел ветерок-и умчался весь снежок.

Можно ли кушать снег? -какая получится вода если растопить снег? -Какого цвета вода? -Если у неё запах, вкус? -Почему ворона назвала снеговика не вкусным?

Сравните снеговиков, какой весёлый, какой грустный. Почему вы так решили?

Зимние явления в неживой природе: Вьюга-перенос снега ветром в приземном слое воздуха Снегопад- выпадение снега из облаков Метель- перенос ветром снега над землей (=вьюге)

Зимние явления в неживой природе: Гололёд- слой плотного стекловидного льда Буран-степная метель Оттепель-временное Иней-тонкий слой т аяние снега зимой, ледяных кристаллов ранней весной образующихся из водяного пара атмосферы


«Как образуется снег» - Давайте изучим свойства снега и льда. Первые снежинки в воздухе кружатся, Упадут на землю, но не залежатся. Снег белый. В тепле снег и лёд тают. Лёд прозрачный. Пух летит - В глазах рябит, А поймаешь - Холодит. Снежинки образуются высоко в небе, в облаках. Для чего? Не драгоценный камень, а блестит.

«Неживая природа в зиму» - Неживая природа зимой. Зимние месяцы. Снегопад. Зимние явления в неживой природе. Изморозь. Оттепель. Декабрь Январь Февраль. 2. Январь - «студень». Изменения в неживой природе в нашем крае. 1. Декабрь - «ветрозим». Характеристика зимы. 1. Оттепель 2. Гололедица 3. Снегопад 4. Метель 5. Изморозь. 3. Февраль - «снежень».

«Зимой в лесу» - Красив и печален зимний лес. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Королек. Синица. Да и шубку сменил. Много снега в лесу! Желна. Поползень встречается в смешанных стайках синиц, дятлов, корольков. Сойка. Ведь в белой шубке зайчика не сразу заметит лиса. Покормите птиц зимой!

«Дикие животные зимой» - Зимой волки живут стаями. Действующие лица. - Мы сегодня не поговорили еще об одном прекрасном животном- медведе. - Еще есть зайцы- русаки. - Школьники должны быть прежде всего экологически культурными людьми. Цель. Охота открывается в определенное время и в определенных местах. - Здесь рассказывали, как белка защищена от врагов.

«Снег зима» - Сегодня день от солнца звонок, Разлёгся иней по ветвям, Пришла зима. За окошком в белом поле – Сумрак, ветер, снеговей... Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. Бела дороженька, бела. Глядя друг на друга, Спят в снегу дома.

«Окружающий мир зимой» - Зимние игры. Какие зимние забавы вы знаете? Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, родной природе. Признаки зимы. Какие признаки зимы вы знаете? Авторы: Воспитатели МДОУ «Детский сад п.Восточный» Баннова И.В. Какие времена года вы знаете? Цель проекта. Угадайте время года. Учебные вопросы.

Всего в теме 13 презентаций


Сезонная периодичность относится к числу наиболее общих явлений в живой природе. Она особенно ярко выражена в умеренных и северных широтах. В основе внешне простых и хорошо знакомых нам сезонных явлений в мире организмов лежат сложные приспособительные реакции ритмического характера, которые выяснены сравнительно недавно.

Сезонность в природе

В качестве примера рассмотрим сезонную периодичность в центральных районах нашей страны. Здесь ведущее значение для растений и животных имеет годовой ход температуры. Период, благоприятный для жизни, продолжается около шести месяцев.
Признаки весны появляются, как только начинает сходить снег. Еще не распустив листья, зацветают некоторые ивы, ольха, лещина; на проталинах даже сквозь снег пробиваются ростки первых весенних растений; прилетают перелетные птицы; появляются перезимовавшие насекомые.

В середине лета, несмотря на благоприятную температуру и обилие осадков, рост многих растений замедляется или полностью прекращается. Уменьшается количество цветущих растений. Заканчивается размножение птиц. Вторая половина лета и ранняя осень - период созревания плодов и семян у большинства растений и накопления питательных веществ в их тканях. В это время уже заметны признаки подготовки к зиме. У птиц и млекопитающих начинается осенняя линька, перелетные птицы сбиваются в стаи.
Еще до прихода устойчивых морозов в природе наступает период зимнего покоя.

Состояние зимнего покоя

Зимний покой не просто остановка развития, вызванная низкой температурой, а очень сложное физиологическое приспособление. У каждого вида состояние зим него покоя наступает лишь на определенной стадии развития. Так, у растений (в зависимости от вида) зимуют семена, надземные и подземные части с покоящимися почками, а у некоторых травянистых растений - прикорневые листья. На разных стадиях развития наступает зимний покой у насекомых. Малярийный комар и бабочки-крапивницы зимуют в стадии взрослого насекомого, бабочки-капустницы - в стадии куколки, непарный шелкопряд - в стадии яйца.

Зимующие стадии растений и животных имеют много сходных физиологических особенностей. Значительно снижена интенсивность обмена. Ткани организмов, находящихся в состоянии зимнего покоя, содержат много запасных питательных веществ, особенно жиров и углеводов, за счет которых поддерживаются сниженные процессы обмена в течение зимовки. Обычно уменьшается количество воды в тканях, особенно в семенах, зимних почках растений. Благодаря всем этим особенностям покоящиеся стадии способны длительно переживать суровые условия зимовки.

Причины биологических ритмов. Фотопериодизм

У каждого вида в процессе эволюции выработался характерный годичный цикл интенсивного роста и развития, размножения, подготовки к зиме и зимовки. Это явление получило название биологического ритма. Совпадение каждого периода жизненного цикла с соответствующим временем года имеет решающее значение для существования вида.

Наиболее заметна связь всех физиологических явлений у организма с сезонным ходом температуры. Но хотя она влияет на скорость жизненных процессов, все же не служит главным регулятором сезонных явлений в природе. Биологические процессы подготовки к зиме начинаются еще летом, когда температура высока. Насекомые при высокой температуре все-таки впадают в зимующее состояние, у птиц наступает линька и появляется стремление к перелету. Следовательно, какие-то другие условия, а не температура влияют на сезонное состояние организма.

Главным фактором регуляции сезонных циклов у большинства растений и животных является изменение продолжительности дня. Реакция организмов на продолжительность дня получила название фотопериодизма.

Рыбы в промерзшем водоеме впадают зимой в оцепенение, в глубоких водах продолжают плавать. В прудах, зарывшись в ил, зимуют лягушки, под корнями старых пней - жабы. Птицы, оставшиеся зимовать и прилетевшие к нам из северных мест, держатся в лесах, парках, садах. Одни - питаются семенами, и плодами деревьев и кустарников, другие - личинками насекомых, которых добывают в щелях древесной коры.

К неблагоприятным условиям жизни зимой звери приспосабливаются по-разному. У некоторых зверей понижаются все физиологические процессы, и они впадают в спячку. Спит под корнями деревьев на подстилке из листьев еж. Накопив запасы жира еще до установления снегового покрова, ложится в берлогу медведь и дремлет там всю зиму.

Звери, проводящие зиму в активном состоянии, покрываются густой и длинной шерстью. По свежим следам на снегу можно узнать, какие звери не спят. Нетрудно пронаблюдать маленькие следы мышей и характерные отпечатки лап зайца: две ямки рядом, две друг за другом. Иногда удается встретить следы лисицы и волка, очень похожие на следы маленькой и большой собаки, отпечатки копыт лося и лапок белки, спустившейся на землю, чтобы отыскать спрятанные осенью желуди, орехи.

Лисица бегает по полям и лугам, охотится за зайцами и мышами. Голодные волки семьями бродят по лесам и полям, иногда в поисках пищи забегают в деревни. Лоси чаще обитают в лиственных лесах, так как кормом им зимой служит кора деревьев. Белки вылущивают семена из шишек, оставляя только стержни. В сильные морозы белки не видно: забирается в свое гнездо и спит там, прикрывшись пушистым хвостом.



Елена Новикова
Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе».

Тема: Зимние явления в неживой природе.

Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега, поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.

Программное содержание:

1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха).

2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа

4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.

6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.

Предварительная работа

1 .Рассматривание картин на зимнюю тематику

2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.

3 .Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.

4. Рисование снежинок.

5. Вырезывание снежинок из салфеток.

Материалы и оборудование

Дем. - модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. - одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.

«Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И ВЕСНА настала!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Дети: .

Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси,вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте представим, что планета наша разделена на четыре части, на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского

«Летят снежные пушинки». Хотите его послушать?

Ответы детей.

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

О каких снежных пушинках идет речь?

На что были похожи снежинки? («Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)

Где побывали ученые? (в облаках)

Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)

Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)

Как образуется наст?(твердая корочка на снегу)

Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?

А почему заяц по насту мчится как по паркету?

Физкультминутка "Зимний сон"

Тихо, тихо сказку напевая,

Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)

Теплым одеялом укрывая,

Землю и деревья, и дома.

Над полями легкий снег кружится,

В полночь звезды падают с небес.

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на елках золотые совы,

В сказочном сиянии луны.

На опушки леса спят сугробы

Как большие снежные слоны.

Все меняет форму и окраску,

Гасят окна сонные дома.

И, зима рассказывая сказки

Засыпает медленно сама.

Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые- исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) . А, что еще вы видите на столах?(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле) . А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово"пожалуйста") .Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите?(вода грязная) . Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег)Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный) .Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным).

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат ). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)

Воспитатель:Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).

Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращает внимание детей на то, что снег - это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно – экспериментальной деятельности как средства формирования.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Конспект занятия по ознакомлению с объектами живой и неживой природы «Дом и его части» Дом и его части Тема: «Дом под крышей голубой». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям понять, что природа – это наш.


Явления природы характеризуют погоду с сезонными изменениями природы и наблюдаются в определенные сезоны года. Каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы: цветение весной, гроза летом, листопад осенью и снег зимой.

Зимние явления в неживой природе:
1. Оттепель
2. Гололедица
3. Снегопад
4. Метель
5. Изморозь.

Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская погода сменяется декабрьскими морозами, сковывающими водоемы, одевающие землю в пушистое снежное одеяло. День становится коротким, а ночи томительно тянутся в ожидании первого лучика солнца.

Самый короткий день приходится на период зимнего солнцестояния. Это 21 декабря в ночь на 22. Самый короткий день и самая длинная ночь. С этого времени начинается обратный отчет и дневное время увеличивается, сокращая ночное.
Облака снижаются ниже, становятся тяжелыми, серыми от переполненной влаги. В них нет легкости и кучности, они застилают все зимнее небо, наполняя воздух запахом влаги и свежести. Именно они приносят обильные снегопады, покрывающие землю метровыми сугробами.

Снег – это зимние осадки. Зимой они плотным покрывалом покрывают все вокруг, создавая своеобразный микроклимат, помогающий растениям и мелким животным пережить суровые холода. Чем ниже температура воздуха, тем рыхлее становится снежный настил, он жестче хрустит под ногами и колется при прикосновении к нему.

В безветренную погоду снег падает большими снежинками, с увеличением интенсивности снег превращается в метель – самое грозное зимнее явление природы. Она возникает при появлении первого порыва ветра. Он поднимает снежный покров и несет его, увлекая за собой. В природе различают верховую и низовую метель в зависимости от перераспределения воздушных масс. Как правило, сильные метели случаются в середине зимы, в самый пик сезонных температур. Именно от этого явления природы зависит формирование снежного ландшафта: разнесенный ветром снег принимает причудливые формы сугробов.

Частый попутчик зимней погоды – гололедица. Это ледяная корка, которая образуется на любой поверхности после резкого перепада температур. Мокрый снег, дождь перед сильным морозом могут спровоцировать ее появление. Как правило, именно гололедица сковывает всю площадь мелких ручьев, других источников влаги, поэтому для ее появления необязательно должен пойти дождь.
Если зимой стоят суровые продолжительные морозы, они сковывают самые глубокие водоемы, которые промерзают на очень приличные глубины, так начинается ледостав, парализующий судоходство. Лед тронется только при сильном потеплении, когда лучи солнца начнут прогревать его твердь.

Морозы относятся к опасным явлениям природы. Они могут устанавливаться на долгое время, если в округе властвует зимний антициклон. Как правило, аномальные морозы – явление редкое. Отклонение от привычной нормы происходит не везде и не всегда. Низкие температуры могут принести значительный ущерб сельскому хозяйству и спровоцировать появление чрезвычайной ситуации, поэтому все коммунальные службы зимой находятся в состоянии боевой готовности.

Еще один непременный атрибут зимы – сосулька – кусок льда конусообразной формы, который свисает с какой-либо плоскости. Днем солнце прогревает снег, он начинает таять и подтекать, а ночью мороз усиливается, все вокруг замерзает. Масса сосульки растет по мере таяния снега, потом она обрушивается от собственного веса и рассыпается от столкновения с землей.

Именно с таяния сосулек начинается плавный переход к весне, когда температура воздуха постепенно поднимается, дни становятся длиннее, а морозные узоры исчезают, просачиваясь талой водой в прогретую землю.
Снег – это зимний вид атмосферных осадков. Он имеет свою кристальную структуру, в основе которой лежат замерзшие микроскопические капли воды. Когда капля проходит сквозь холодные атмосферные слои воздуха и падает на землю, она замерзает и обрастает своими собратьями, цепляясь за них, образовывая шестиконечные снежинки. Такая форма обусловлена физическими законами замерзания воды.

Из чего состоит снег?
Каждая из снежинок редко превышает размеры в 5 мм, но вот ажурное переплетение граней может быть самое разнообразное. Пока еще непонятно, почему каждая снежинка не похожа друг на друга, почему каждая из них имеет идеальную симметрию. Сегодня уже доказано, что все снежинки имеют четкие геометрические линии, которые объединены в шестиугольном формате, именно шестиугольную форму имеет сама молекула воды, поэтому, замерзая в облаках и превращаясь в кристалл льда, вода и формируется по данному принципу, захватывая по цепочке другие молекулы, находящиеся в тесном соседстве.

На причудливую форму влияет и температура воздуха, и показатель его влажности. Но в том, что снежинка по своей сути – это звенья одной цепочки замерзшей молекулы воды, уже никто сегодня не сомневается. Контуры самой снежинки угловаты. Кончики, скорее всего, напоминают острые наконечники или иглы. Причем все они разные, у каждой снежинки - свой остроконечный узор. Сегодня нет ответа на вопрос, почему так происходит. Возможно, мы совсем скоро станем свидетелями новых научных открытий, которые откроют нам тайну геометрической симметрии и непохожести снежинок.

Наличие снега играет важную роль. Снежное покрывало укутывает землю толстым слоем белого покрывала. Оно держит тепло и не дает погибнуть растениям и мелким животным. Без него погибнут озимые, не будет урожая, не родится хлеб. Снег создает тот необходимый запас влаги, который так важен при весеннем пробуждении. Поэтому переоценить значение снега нельзя.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе Упражнения для развития речевого дыхания у школьников Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе Упражнения для развития речевого дыхания у школьников Алкогольный гепатит — симптомы, лечение Какой анализ крови показывает алкогольный гепатит Алкогольный гепатит — симптомы, лечение Какой анализ крови показывает алкогольный гепатит Как избавиться от повышенной чувствительности зубов Лечение повышенной чувствительности Как избавиться от повышенной чувствительности зубов Лечение повышенной чувствительности