Модный приговор где васильев. Александр Васильев покидает «Модный приговор

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

8 декабря 1958 года родился уникальный человек настоящий патриот своей великой родины Александр Александрович Васильев. Сейчас его называют: историком моды, одним из лучших искусствоведов, талантливым писателем и гениальным телеведущим. Но в первую очередь в тот памятный зимний день страна получила великого патриота и ценителя русских традиций.

Юность Александра Васильева

Вся жизнь Александра Александровича была посвящена культуре. Родившись в интеллигентной семье, где отец, Александр Павлович, работал главным художником Московского театра, а Мать, Татьяна Ильинична, завораживала зрителя своей игрой драматических ролей на сцене. У Александра просто не было шанса избежать своей судьбы.

Свои первые костюмы для кукольного спектакля он разработал всего лишь в пятилетнем возрасте. А в 7 лет уже радовал юных зрителей в телепередачах «Театр колокольчика» и «Будильник». Для довольно таки серьезной постановки « Волшебник изумрудного города», костюмы и декорации мальчик создал, когда ему исполнилось только 12. Так что нет ничего удивительного что, в 1974 году, как только ему исполнилось 16 лет, и законодательство разрешило Саше оформить трудовую книгу, он сразу же был принят на работу бутафором в театр «Современник» где и проработал до МХАТа. Школу студию Васильев заканчивает в 22 года и переходит работать художником по костюмам «На малой Бронной».

Роль женщин в жизни Александра Васильева

Неизвестно как бы дальше сложилась судьба великого искусствоведа, если бы не его бурный роман с Машей Лавровой. Молодая горячая кровь хотела всегда быть рядом с любимой женщиной. Но её мама вышла замуж за француза, забрав свою дочь в другую страну.

-“Ты должен приехать ко мне туда - в этот самый прекрасный город на земле!” Александр Александрович до сих пор вспоминает эти слова. И он пообещал приехать. 21-летний парень тогда даже представления не имел как, но твёрдо верил, что у него всё получится.

Возможность представилась уже через два года. В МГУ, совершенствовать русский язык приехала французская девочка, Анна. Она и стала пропуском Васильева в Европу.

В 1982 году молодые люди скрепляют свои отношения браком и покидают страну советов.

Александр Васильев в Париже

Париж встречает молодого человека своими контрастами, тёмные переулки сменялись цветущими Елисейскими полями. Ночной город просто сверкал от диковинных русскому человеку лайтбоксов. В Париже был выбор, была свобода. Поражало даже обыкновенное ресторанное меню. Жили молодожены в 14 округе в маленькой квартирке на пятом этаже.

В том доме даже не было лифта. После 100 метровых московских хором то. Но свобода была дороже. Свобода и та любимая сердцу девушка, которой он пообещал два года назад поменять свою жизнь.

Потом было путешествие на виллу в Аркашон, райское место на побережье Атлантического океана. Чудесные пляжи и просто восхитительные кругозоры не смогли оставить равнодушным творческого человека. Гений долгое время проводит возле моря.

Единственное что вызывало протест, это однообразие и монотонность. Ужин в одно и тоже время, одни и те же блюда, одни и те же порядки. А всё живое в Александре играло, требовало реформ. Первое, что поменял художник, оказалось старое покрывало на супружеском ложе. Но даже к такой мелочи он подошел со всем своим талантом и креативом. Его выбор оценили все.

Не доверяйте подругам-Александр Васильев.

Три месяца пролетели быстро, виза истекла, Саша подает документы на продление срока пребывания во Франции, и его просьбу удовлетворяют. Сейчас это звучит обыденным, но в то время, это было на уровне фантастики. Только спустя многие годы Васильев узнал, что этому способствовало само КГБ, у которого на русского декоратора были свои планы.

Первые шаги в Европе

Безделье закончилось. Художник поступает в школу при Лувре, а по её окончании и в аспирантуру театрального факультета Сорбонны. Уже осенью 1982 года Васильева приглашают декорировать спектакль "Папесса Иоанна", которая прошла в театрах «Пуатье» и «Картушери». Дальше были декорации и костюмы для пьес "Галереи дворца", "Триумф любви", "Галереи дворца"… Ему приходится работать с такими звёздами как: Валери Древиль, Реджепом Митровицей, Мишель Витольд.

К сожалению жена не разделяла стремления мужа, и после того как он отказался быть учителем русского языка в местном лицее они расстались.

Признание Александра Васильева

Как оказалось, Васильев рискнул не зря. Его талант не остался не замеченным. Уже в 1985 году его приглашают в Рейкьявик. Где он готовит костюмы для постановок «Платон» и «Дикий мёд». Спектакли ждал аншлаг, а художника признание.

В том же 1985 году Васильев начал работать для балетных спектаклей. Что уже через год привело его к Галине и Валерию Пановым, которые дают ему должность художественного директора во фландрийском Королевском балете. Гений оказывается буквально нарасхват, его буквально засыпают предложениями ведущие театры всех европейских стран.

Историк моды Александр Васильев - о школьной форме

В 1989 году Александра Александровича приглашают в Японию. Где Масако Ойя предложила ему оформить балет Чайковского «Щелкунчик».

Отметился Васильев и в кинематографе. Тесно сотрудничая с Роберто Энрико, он создаёт костюмы для кинофильма «И проходит война». А также для кинолент: "Мой друг - предатель" Жозе Джовани и «Манжклу» Моше Мизрахи.

Васильев - педагог

Просто поражает трудоспособность этого человека, выполняя колоссальный объем работы, он находит время для преподавания. Лекции и семинары в высших школах искусств Лондона, Парижа, Пекина, Брюсселя, Ниццы…и это только неполный список достижений Васильева как педагога. В 1994 году он представляет свою программу лекций на 4 языках. Этот труд читается во всём мире.

Александр Васильев сегодня

2003 год. И вновь Александр удивляет мир. Открыв в Москве, да-да, в своём родном городе, дизайн студию «Интерьеры Александра Васильева», он поражает зрителей необыкновенно богатой коллекцией антикварной одежды. Купленные на различных аукционах старинные костюмы воистину уникальны. И с ними, коллекционер, не расстаётся ни за какие деньги. Хотя деньги, всего лишь за прокат вещей, предлагали не малые.


В 2009 по состоянию здоровья с Первого канала уходит известный модельер Вячеслав Зайцев .

На место ведущего популярного телешоу «Модный приговор» приглашают Александра Васильева. В том же 2009-ом, он занимает пост руководителя Московской Академии Моды, что организована при Московском Институте Телевидения и Радиовещания «Останкино».

Сейчас великому историку моды, несмотря на все прожитые годы, до сих пор 18. Он полон энергии и инициативы. Пишет книги, проводит лекции, является ведущим многих теле- и радиопрограмм.

Александр Васильев (историк моды)

Александр Александрович Васильев. Родился 8 декабря 1958 года в Москве. Русский и французский историк моды, искусствовед, коллекционер, декоратор интерьеров, театральный художник, телеведущий.

Отец - Александр Павлович Васильев (1911-1990), театральный художник, Народный художник РСФСР, создатель декораций и костюмов.

Мать - Татьяна Ильинична Васильева-Гулевич (1924-2003), драматическая актриса, профессор, одна из первых выпускниц Школы-студии МХАТ.

Вырос в театральной атмосфере. Большое влияние на него оказало творчество отца, который создал декорации и костюмы к более чем 300 постановкам на отечественной и зарубежной сцене.

С ранних лет увлекался созданием костюмов и декораций. Сперва он делал их для спектаклей в кукольном театре, позже - для своего собственного спектакля «Волшебник Изумрудного города», который поставил в двенадцатилетнем возрасте.

Принимал участие в съёмках детских передач на советском телевидении «Театр Колокольчик» и «Будильник».

Александр Васильев в детстве в программе "Будильник"

Учился в английской спецшколе № 29, откуда был отчислен по причине плохой успеваемости. Далее учился в школе рабочей молодёжи № 127.

В 1981 году Васильев окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ. Работал художником по костюмам в Московском театре на Малой Бронной вместе с отцом, оформлял спектакли.

В начале 1980-х после фиктивного брака с француженкой уехал в Париж. Там работал декоратором для различных французских театров и фестивалей, таких как Ронд Пуант (Théâtre du Rond-Point) на Елисейских Полях, Студия оперы Бастилии, Люсернер (Théâtre du Lucernaire), Картушери (Théâtres de la Cartoucherie), Авиньонский фестиваль, Бале дю Нор, Молодой балет Франции и Королевская опера Версаля.

С 1994 года Александр Васильев стал читать курсы лекций и демонстрировать мастер-классы в различных университетах и колледжах мира. Владеет семью иностранными языками (английский, французский, испанский, итальянский, польский, сербскохорватский, турецкий), и читает лекции на трёх из них - английском, французском и испанском.

С 2000 года под его руководством в Самаре проходит Фестиваль моды и театрального костюма «Поволжские сезоны Александра Васильева».

В 2003 году открыл дизайн-студию «Интерьеры Александра Васильева» .

В России читает лекции по курсу «Менеджмент и теория моды» в Московском государственном университете, в лекционных залах различных городов России. В 2005 году начала работу выездная школа Александра Васильева, в рамках которой со слушателями совершаются поездки в различные культурные столицы, среди которых - Париж, Лондон, Венеция, Рим, Марокко, Камбоджа, Мадрид, Стамбул, Рига, Вильнюс.

С 2005 года в Русско-британском институте управления в Челябинске работает Музей истории моды XX века. Идею создания музея подарил институту Васильев.

Театральные работы Александра Васильева

Александр Васильев является создателем декораций для опер, театральных постановок, фильмов и балетов. Оформлял балеты «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро», «Анна Каренина» - всего более 100 постановок в 25 странах мира.

Васильев работал над сценическим оформлением и костюмами спектакля Театра имени Пушкина «И вдруг...», который идет в пушкинском фойе театра, с Национальным театром в Лондоне, Шотландским балетом в Глазго, Королевским балетом во Фландрии, а также с балетами Японии, США, Чили и другими.

В России постановки, оформленные Александром Васильевым, шли в Московском театре оперетты, Академическом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко, оперных театрах Новосибирска, Самары, Ростова-на-Дону.

В 2012 году в Самарском академическом театре оперы и балета осуществил капитальное возобновление одноактного балета «Павильон Армиды» на музыку Н. Черепнина. Дирижёр-постановщик - Евгений Хохлов.

С 2002 года Александр Васильев стал работать на телеканале «Культура» в качестве автора и ведущего передачи «Дуновение века». С 23 ноября 2009 года Александр Васильев - постоянный ведущий заседаний модного суда в программе «Модный приговор» вместо Вячеслава Зайцева.

В 2009-2012 годах - научный руководитель Московской академии моды при Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино», где вел мастер-классы. В 2012-2013 годах - мастер курса на факультете «Дизайн и мода» в Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино».

С 2012 года сотрудничает с «Радио Маяк». В 2013 году - ведущий цикла программ «Портреты великих модников» на «Радио Маяк».

В 2016 году снялся в небольшой роли в фильме «Герой».

Александр Васильев в фильме "Герой"

Коллекция Александра Васильева

Владеет частной коллекцией моды и костюма, предметы из которой выставлялись в Австралии, странах Европы, Азии и Америки. Коллекция, хранящаяся во Франции, пополняется на протяжении уже 30 лет и состоит из более чем 50 тысяч экспонатов от XVII века до современности, среди которых - шедевры высокой моды, созданные лучшими ателье своей эпохи. Значительную часть коллекции составляют фотографии и живопись, связанные с историей моды, и, в особенности - с историей Русского зарубежья.

В коллекции есть костюмы, принадлежавшие в прошлом княжне Марии Щербатовой, баронессе Галине Дельвиг, графине Жаклин де Богурдон, графине Ольге фон Крейц. Кроме того, в дар были получены предметы гардероба таких российских звёзд театра и кино как , Наталья Дурова, Ольга Лепешинская, Галина Уланова, .

Балерина передала в коллекцию несколько уникальных предметов из своего гардероба, в их числе:

Ансамбль, состоящий из хитона и комбинезона. Дом моды «Пьер Карден». Париж. 1973 год;
- Ансамбль из набивного шёлка, отделанный воланами. Дом моды «Пьер Карден». Париж. Конец 1980-х годов;
- Костюм из двухслойного стёганного шёлка «космос», подаренный балерине лично Коко Шанель.

Эти фрагменты гардероба стали экспонатами выставки «Мода за железным занавесом. Из гардероба звёзд советской эпохи», а также попали в одноимённый иллюстрированный каталог (ISBN 978-5-9903435-1-1), составителем которого стал Александр Васильев.

В планах Васильева - создание в России Музея исторического костюма, в котором его коллекция была бы открыта для постоянного публичного доступа.

В 2011 году Александр Васильев учредил первую международную премию за интерьер «Лилии Александра Васильева» . Лауреатами премии становятся заведения в России и за рубежом, отвечающие его высоким представлениям о стиле. Победителям вручается фирменный знак - керамическая лилия ручной работы. Каждая лилия обладает индивидуальным номером и паспортом оригинала, что гарантирует её подлинность. Лилии за интерьер, атмосферу, свет, музыкальное сопровождение и детали оформления уже получили заведения России, Италии, Франции, Латвии, Литвы и других европейских стран.

Награждён негосударственными наградами - медалью С. П. Дягилева за пропаганду русского искусства, медалью В. Нижинского, орденом «Меценат», Золотой медалью Академии художеств России. Дважды является лауреатом премии «Тобаб» в Турции. Был представлен в номинации «Легенда моды» на World Fashion Awards в 2010 году. В 2011 году жители Самарской области присудили Васильеву региональную премию «Народное признание». В том же году Васильев стал почетным членом Российской академии художеств.

Автор трёх десятков книг. Его книга «Красота в изгнании», вышедшая в издательстве Слово/Slovo, с 1998 по 2008 год выдержала шесть переизданий на русском языке, а в 2000 году была издана в Нью-Йорке на английском языке. Васильев - автор книги «Русская мода. 150 лет в фотографиях» (также издательство Слово/Slovo, 2004), в которой представлено свыше 2000 фотографий по истории русской, советской и постсоветской моды c середины XIX века до начала XXI века.

Большинство книг иллюстрированы фотографиями из коллекции автора.

На страницах книги «Русские интерьеры» Васильев воссоздал убранства российских дворцов, дворянских усадеб, купеческих и мещанских домов, общественные интерьеры Царской России.

Состояние Александра Васильева

Александр Васильев - достаточно состоятельный человек. Он владеет домами во Франции, Турции и Литве.

Ему принадлежит недвижимость в Европе и России. Во всех квартирах звезды живет прислуга, есть садовники, а обставлены помещения антикварной мебелью. Его имущество и недвижимость оценивается, по некоторым данным, в полтора миллиона евро.

Александру Васильеву принадлежит дом в центральной части Франции, провинции Овернь, дом в Литве, квартиры в Анталье, Москве и Калининграде, на Куршской косе. Кроме этого, на условиях пожизненной ренты он владеет апартаментами в Париже, которые стоят полмиллиона евро.

«В Париже у меня трехкомнатная квартира. Но ценна не она сама по себе, а то, что в ней находится. Я, моя собачка, коллекции», - рассказывал историк моды. За то, что собрано в парижских апартаментах Васильева, готовы биться музеи мира. Там все – ценные экспонаты: люстры, подсвечники, картины в позолоченных рамах, серебряные кубки, кровать из красного дерева, дубовый стол.

В имении в Оверне, состоящем из трех домов, Васильев, как правило, проводит лето.

Дом в Литве достался телеведущему от деда. Главная ценность поместья в Прибалтике – старинная библиотека, ванна девятнадцатого века и роскошный сад. «Дом был построен в 1912 году. На верхнем этаже живут мои кузен и кузина. У них три комнаты с отдельным входом. У меня семь комнат внизу. В доме сохранилась мебель, старинная печка, много старых вещей. Я все это обожаю. Все реставрировал сам», - рассказывал Александр Васильев.

О квартире в Анталье историк моды говорил, что она была передана ему в качестве гонорара.

В каждом жилище Александра Васильева есть антиквариат: «У меня много живописи, две тысячи полотен восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого века. Я умею купить дешево. У меня есть дар сбить цену, объяснить людям, что это ерунда. Я не миллионер, я – Васильев», - делился он.

Александр Васильев. Наедине со всеми

Личная жизнь Александра Васильева:

В 1982 году женился на француженке. Брак был фиктивным, с целью уехать во Францию. Продлился пять лет.

Своих детей у него официально нет. По словам Александра Васильева, у него есть три крестных дочери. Постоянное общение он поддерживает лишь с одной из них - Марфой Миловидовой. Крестным папой девушки он стал по просьбе ее мамы, одноклассницы и давней подруги.

Сама Марфа говорила: «Я всем рассказываю, что Александр Васильев - мой крестный папа, потому что очень им горжусь. Он – невероятный человек, он – мой мотиватор по жизни. Александр часто дарит мне модную одежду. У меня три брата, и в детстве я им часто подражала, носила брюки, а крестный научил меня одеваться женственно».

По словам Александра, он уже составил завещание. Часть его имущества будет принадлежать фонду, которым он руководит. Также упомянута в документе и крестная дочь Марфа Миловидова.

По слухам, у Александра Васильева есть внебрачный ребенок. Косвенно это подтверждается его . «Вы все узнаете из моих воспоминаний, не все можно рассказывать публично», - отрезал Васильев.

Александр Васильев. Секрет на миллион

Фильмография Александра Васильева:

1990 - Русский балет без России (документальный)
2007 - Красота по-советски. Судьба манекенщицы (документальный)
2008 - Фильм о фильме. Собака на сене. Не советская история (документальный)
2009 - Алла Ларионова. Сказка о советском ангеле (документальный)
2012 - Людмила Гурченко. Как я стала богиней (документальный)
2012 - Богини социализма (документальный)
2013 - Список Лапина. Запрещённая эстрада (документальный)
2016 - Герой - историк моды

Библиография Александра Васильева:

1998 - Красота в изгнании
2004 - Русская мода. 150 лет в фотографиях
2006 - Европейская мода. Три века. Из коллекции А. Васильева
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 1. Русские красавицы
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 2. Костюмы «Русских сезонов» Дягилева
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 3. Костюмы русского императорского дома
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 4. Звезды мирового немого кино
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 5. Мода и путешествия
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 6. Пляжная мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 7. Свадебная мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 8. Русские красавицы-2
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 9. Рождественская мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 10. Детский маскарад
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 11. Русские денди
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 12. Звезды сталинской эпохи
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 13. Наши питомцы
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 14. Кристиан Диор
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 15. Меха и мода
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 16. Дамские шляпки
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 17. Костюмы русского театра XIX-XX веков
2006-2012 - Carte Postale. История моды. Выпуск 18. Парижская мода 1910-х
2007 - Этюды о моде и стиле
2008 - Я сегодня в моде...
2009 - Судьбы моды
2010 - Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки (в соавторстве с Ксенией Триполитовой)
2010 - Русский Голливуд
2013 - Детская мода Российской империи
2013 - Париж-Москва: долгое возвращение

Александр Васильев – известный российский дизайнер и историк моды, популярный телеведущий, родился 08.12.1958 года, коренной москвич.

Детство

Детство, да и вся жизнь Александра прошли в творческо-театральной обстановке. Его отец – известнейший художник, создавал костюмы для лучших московских, а позже и мировых театров и рисовал потрясающие картины. Мать – талантливая актриса, закончившая Школу-студию МХАТ в первые годы после ее открытия.

В молодости

Естественно, любовь к искусству Александр впитал буквально с материнским молоком. Тем более в такой творческой жизни было сложно разобрать, где начинается дом и заканчивается театр. В гостях часто были известные актеры, Сам Александр почти все детство провел за кулисами – родителям просто не с кем было оставить малыша, и они брали его с собой на репетиции.

Никто даже не удивился, когда пятилетний мальчик показал родителям первый костюм, созданный собственноручно. Можно сказать, что с этого момента и начался творческий путь Александра. В 12 лет он уже был главным художником-оформителем детской театральной студии, которую с удовольствием посещал.

Попробовал он свои силы и на телевидении – его приглашали на съемки любимой детворой программы «Будильник».

Но лицедейство не так увлекало мальчика, как возможность самостоятельно творить образы героев. Этим и определился его выбор дальнейшего жизненного пути. После окончания средней школы он поступил во МХАТ на постановочное отделение. Родители одобрили такой выбор и всячески поддерживали его.

Начало карьеры

Еще будучи студентом он помогал отцу создавать костюмы для таких звезд как Фаина Раневская и . А после получения диплома постановщика он начал самостоятельную работу в театре на Малой Бронной. Там он встретил свою первую любовь, благодаря которой вскоре оказался в мировой столице моды.

Юный Александр влюбился. Чувства были взаимными, но вскоре пару разлучило замужество матери его возлюбленной. Ее избранником оказался француз, и она, не желая даже слышать о том, чтобы оставить девочку в Москве, укатила вместе с ней в Париж. Прощание было слезным и романтичным, и Александр пообещал во что бы то ни стало приехать к любимой.

Через два года он действительно пересек границу Франции, правда, уже будучи женатым на приехавшей учиться в Москву француженке. Это был его первый выезд за границу. Неудивительно, что Париж просто оглушил его ночными огнями и размеренной дневной жизнью.

Здесь все было новым, все было другим. Медовый месяц пролетел стремительно, и вскоре Александру надо было принимать решение возвращаться в Москву или оставаться в Париже.

Тогда он не понимал, что визу ему продлили не случайно. Этому посодействовали сотрудники КГБ, которые надеялись подключить талантливого художника к своей работе и через него найти выходы на нужных людей. Продление визы казалось настоящим подарком судьбы, которым Александр решил воспользоваться на полную.

Он старательно занимается изучением языка и уже через несколько месяцев поступает учиться в театральную школу при Лувре, в затем переводится в знаменитую Сорбонну. Еще будучи студентом, он находит признание своих работ, поэтому буквально через полгода после приезда Васильев начинает активно сотрудничать с местными театрами.

Увы, его жене это категорически не нравится. Она предпочла бы его видеть степенным домоседом, как это принято во французских семьях. Когда Александр отказался поступить на надежное, но не слишком доходное место преподавателя русского языка в одном из парижских лицеев, в молодой семье разразился страшный скандал, который позже привел к окончательному разводу.

Но Васильев не слишком горевал по этому поводу – брак все равно заключался не по любви, а с целью перебраться через «железный занавес». Будучи теперь совершенно свободным, хотя и проживая в непривычно стесненных бытовых условиях, Александр полностью сосредоточился на работе.

Признание

Мировое признание пришло к нему быстро. Сказалась его неординарная творческая натура, а также полное погружение в театральную среду, которая была для него с детства родной и знакомой. Он досконально знал все тонкости создания костюмов и декораций, поэтому его работы были такими стильными и в то же время комфортными для актеров.

В 1985 27-летный художник переезжает в Рейкьявик, где создает шедевральные костюмы для чеховского «Дикого меда». Спектакль собирает полные залы, а самого художника признают одним из самых талантливых в Европе. Он получает сразу несколько очень серьезных предложений и выбирает место художника королевского балета во Фландрии.

Через четыре года он перебирается в Японию, где под его руководством создаются костюмы для всемирно известного балета «Щелкунчик», которые только упрочили мировую славу художника. Он начинает активно преподавать в лучших университетах мира, и вся его жизнь теперь проходит в постоянном движении.

В 2003 году уже прославленный историк моды возвращается в родную Москву, где сразу же открывает собственную дизайнерскую студию. При ней создается его частный музей истории моды, который признан одной из богатейших мировых коллекций.

Неоднократно Васильеву предлагали деньги за продажу или прокат экспонатов, но он пока не соглашается расстаться ни с одной вещью – уж слишком кропотливо собирались они на всех мировых аукционах.

Россияне узнали и полюбили Васильева, когда он заменил Вячеслава Зайцева в качестве ведущего популярного шоу «Модный приговор». Александр заявил о себе не только как о талантливом художнике, но и раскрылся как очень тонкая, неординарная личность, с отличным чувством юмора и любовью к людям.

Сегодня он также возглавляет Академию Моды, созданную в том же 2009 при Останкинской телестудии, ведет множество посвященных моде и дизайну программ, продолжает преподавать и пишет книги об истории моды. После неудачной первой любви и полуфиктивного брака, он больше не связывал себя серьезными обязательствами. Художник одинок, но счастлив в своем творчестве и ни о чем не жалеет.

«Я не многого прошу, но не хочется связывать свою жизнь с той, которой придется объяснять, чем отличаются Гоголь от Гегеля, Гегель от Бабеля, а Бабель от кабеля.»
Впервые на французскую землю ведущий программы «Модный приговор» Александр Васильев ступил почти 30 лет назад. Тогда у него не было ни денег, ни связей, ни конкретных планов. Но именно в Париже начался сумасшедший взлет карьеры будущего историка моды. Здесь хранится его уникальная коллекция старинных костюмов и находится квартира, в которой, как признается сам хозяин, «душа поет». В парижском доме телеведущего побывали Алла Занимонец и Андрей Федечко.

Александр Васильев
Когда и где родился: 8 декабря 1958 года в Москве
Знак зодиака: Стрелец
Семья: сестра — Наталья Толкунова, преподаватель Академии моды; племянник — Дмитрий (35 лет), продюсер; крестные дочери — Марфа (18 лет, живет в Москве), Настя (21 год, живет в Германии), Марина (17 лет, живет в Париже)
Образование: окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ
Карьера: автор 29 книг, из них 6 бестселлеров. Книга «Красота в изгнании» в 1998 году в 25 странах мира была названа лучшей иллюстрированной книгой года. В 2002 году на телеканале Культура создал цикл передач «Дуновение века». С 2009 года — руководитель Московской академии моды, ведущий программы «Модный приговор»
Вкусы: еда — блюда французской, итальянской и азиатской кухни; напиток — шампанское.

— «Ты должен приехать ко мне туда — в этот самый прекрасный город на земле!» — она плакала.
Мне был 21 год, моей подруге Маше Лавровой — 19. Мы вместе учились в Москве, в школе рабочей молодежи № 127, и у нас случился бурный роман. Но Машина мама вышла замуж за француза и теперь вместе с Машей переезжала в Париж.
Прижимаю ее к себе. «Ну пожалуйста, не плачь. Я приеду. Обязательно!» Хотя сам даже понятия не имел, как смогу оказаться в Париже. Через пару лет способ нашелся сам: я женился на француженке. Анна приехала в МГУ совершенствовать русский язык…

Да на что он годен?

В свою квартиру на бульваре Лефевр — недалеко от Версальских ворот — Васильев наведывается четыре раза в год, каждый сезон. И каждый раз ему приходится разбирать посылки, приходящие сюда со всего света. Это купленные Александром на аукционах экспонаты для коллекции старинных костюмов, которую он собирает уже почти четыре десятка лет: платья, украшения, обувь, портреты, отображающие моду прошлого… Васильев сортирует их, нумерует, описывает в каталогах и отправляет в просторное хранилище, расположенное неподалеку от парижского аэропорта Орли. А в квартире, больше походящей на музей, а не на жилое помещение, остаются особо полюбившиеся ему вещицы. Мы застали Александра в приподнятом настроении: его коллекция в этот день «потяжелела» на 150 кг нарядов конца XVIII века. На счастье историка моды, Бруклинский музей в Нью-Йорке устроил в эти дни распродажу.
Хозяин дома встретил нас радушно. Запретил снимать обувь: «Хозяева иногда любят свой паркет больше, чем гостей, ну, а я люблю гостей, и у меня не мечеть!»

Васильев усадил нас в старинные кресла, расставил на столе раритетные фарфоровые чашки, разлил чай.
— Александр, а что же Маша, ваша первая любовь? Здесь, в Париже, вам удалось увидеться с ней?
— Конечно. Правда, когда мы встретились, она призналась, что влюблена в одного француза, и я… почувствовал облегчение. К тому времени понял, что мои честолюбивые помыслы оказались сильнее любовных переживаний. Женись я на Маше, скорее всего, осел бы на месте, играл вечерами с детьми — и прощай, дерзкие мечты! Маша и теперь живет в Париже. Она вышла за того самого парня замуж, родила ребенка. Мы остались друзьями, она часто забегает в гости — в эту самую квартиру. Сделала карьеру в современной живописи, став прекрасным художником-абстракционистом. И я до сих пор финансово ей помогаю, дарю деньги… У нас с ней невидимая миру связь: если бы не эта женщина, мои мечты о Париже не стали бы такими четкими…
В Москве, еще до отъезда, мне частенько приходилось слышать о себе: «Да на что он годен? Если бы не отец, и шагу не ступил бы!» Да, мой папа, Александр Васильев, народный художник России, известный живописец, оформлял постановки Большого, Малого и Художественного театров. Но за его спиной я никогда не прятался. В 16 лет работал бутафором в «Современнике». В 22 года, поступив на службу в Московский театр на Малой Бронной, готовил костюмы для спектакля «Волки и овцы». Мою работу все хвалили.
Пересмотри взгляды на жизнь!

— А как сложились ваши отношения с Анной — женщиной, которая стала вашей женой?
— Никто не уличит нас в фальши — брак был настоящим. Если вы хотите знать, спали ли мы в одной постели — спали, был ли у нас секс — был. Мы делали все, что положено молодоженам. Потом Анна уехала домой, во Францию, а я подал документы на выезд, чтобы увидеться с женой. Мы поселились на курорте Аркашон, на вилле ее родителей. Это юг Франции и берег Атлантического океана. В то солнечное утро мы с Анной, как обычно, завтракали на террасе. Я вдыхал морской воздух, рассеянно следил за чайками, лениво размышлял, пойдем ли мы с женой купаться или сначала покатаемся на велосипедах. И вдруг, наливая в чашку только что сваренный кофе, Анна сказала: «Знаешь, милый, Франция — это страна чиновников, и хорошо бы тебе пересмотреть свои взгляды на жизнь. Иди-ка ты лучше работать учителем русского языка в лицей — это постоянный заработок, не то что твои работы над костюмами».
Должность госчиновника для многих во Франции — это заветная мечта: 13 зарплат в год плюс социальные льготы…
Я поразился: «Анна, стать учителем — не совсем то, ради чего я пролетел тысячи километров, расстался со своей страной, языком, родителями». Она усмехнулась: «Ну тогда я тебе помочь не смогу». — «Что ж, я надеюсь найти свой путь сам», — ответил я.

В метро подают плохо

— Французские театры, в которых я мог бы работать декоратором, иноземцев с распростертыми объятиями не принимали… И поначалу мне даже пришлось петь в парижском метро на пару со знакомым словацким музыкантом, прекрасно говорившим по-русски. Дебют выглядел так: доехали до станции «George V», выходящей на Елисейские Поля, встали у стеночки и затянули: «Дорогой длинною…» Стыдно не было: когда в кармане гуляет ветер, согласитесь, смущаться ни к чему… Другое дело, что в метро, как выяснилось, подают очень плохо. И мы решили попытать счастья у роскошных кафе. Лето, столики вынесены на улицу, народу полным-полно. Наше творчество понравилось, посетители кафе не скупились: за три песни мы получали по теперешним масштабам примерно 100 евро. Еще я какое-то время распространял театральные афиши. Заходил в кафе, галереи, рестораны и просил разрешения повесить плакат. За одну пристроенную афишу мне платили 1 франк.
Я тогда весь Париж исходил пешком, до сих пор прекрасно ориентируюсь, знаю все улицы и проходные дворы.
— А с женой удалось найти общий язык?
— Нет, разногласия остались. И вскоре я переселился, договорившись с Анной о процедуре развода (через три года мы официально развелись). Впоследствии Анна вышла замуж за своего давнего любовника, родила троих детей. Мы перезваниваемся. Правда, встречаться со мной она уже много лет упорно не хочет. Заявляет: «Я растолстела, не хочу, чтобы ты на меня смотрел…»

Я владею искусством лести

— Как-то в Париже, на ужине у графини де Богурдон, меня, 27-летнего, представили Майе Михайловне Плисецкой. За десертом разговорились, я показал альбом со своими эскизами, она внимательно его просмотрела и предложила: «Сашенька, мне кажется, вам надо попробовать себя в балете. Сделайте три эскиза костюмов к моему балету „Чайка“, я хочу посмотреть». Я загорелся, нарисовал их в ту же ночь и в скором времени показал ей. Она оценила: «Молодец!»
Та встреча оказалась не просто приятным эпизодом моей биографии… В то время я преподавал в Бельгийской Королевской академии искусств. Художник, читающий курс по истории театрального костюма, румын Николай Иванеану, предложил познакомить меня с директором Королевского балета в Антверпене Валерием Пановым и повез в гости. У подъезда — новенький «мерседес», собаки огромные бегают, в кабинете запах дорогущих духов. Думаю: «Куда я попал?!» Панов, деловой человек, пожал мне руку и спрашивает: «Ну и что ты умеешь?» Я и говорю: «Да вот, Майя Плисецкая похвалила мои эскизы, заказала костюмы…» Имя балерины оказалось ключиком к заветной двери. Мой собеседник сразу оживился: «Показывай-показывай свои работы!»
Я стал дизайнером Королевского балета. Позже с помощью Панова я получил работу в Японии, Турции, Южной Америке… А потом мы отправились с ним и его женой, балериной Галиной Пановой, в Чили. Работали в Театре оперы и балета города Сантьяго над постановкой «Идиота», а когда контракт кончился, Пановы уехали, а мне там предложили поработать еще… В общем, в Чили я задержался еще на десять лет. Не так чтобы безвылазно, но времени проводил там очень много. Я видел закат хунты, когда на каждом углу стояли пулеметчики.
Моя первая постановка была еще при Пиночете, в 1989 году. К слову сказать, одна из его дочерей, уж не помню, как ее звали, училась у меня на курсе по истории моды.
Кстати, в квартире, где мы сейчас с вами сидим, чтоб вы знали, почти вся мебель из Чили. Знаете, что меня особенно там поразило? Люди в Южной Америке живут эмоциями. Первое, о чем они спрашивают при знакомстве: «Что у вас на сердце?» У них слезятся глаза от симпатии к вам. Барометр чувств для них гораздо важнее, чем для европейцев.
Испанский, кстати, я выучил очень быстро, практически за неделю. Поначалу лекции в школе моды читал на французском языке с синхронным переводом на испанский. Говорю пару предложений и жду, пока барышня переведет. День проходит, два… Через неделю предлагаю ей: «Можно попробую сам?» И пошло-поехало! Языки мне вообще легко даются. Работая в Оперном театре Флоренции, выучил итальянский: другого языка там не признают. А в Турции, в Национальной опере Анкары и Стамбула, не говорили ни по-английски, ни по-французски, ни по-немецки. И пришлось осваивать турецкий. Я не могу читать на нем лекции, но фразы на бытовом уровне — «Отрежьте мне десять метров красного бархата и принесите сюда прожектор» — произнесу свободно. Я оформил там 18 постановок, дважды получил премию «Лучший турецкий декоратор» из рук президента страны. И научился не только языку, но еще и искусству лести. Знаете, как говорят? Лестью змею из логова можно выманить. В России так не умеют. В Турции первое обращение к людям: мой любимый, моя любимая… Это правильно, человек сразу к тебе расположен.
А сколько тульских самоваров я купил в Анкаре в свою коллекцию — не счесть! Сколько ковров… Личный ассистент Рудольфа Нуриева как-то попросил: «Поедешь в Турцию — привези Рудику два килима (безворсовый ковер), хорошо?» Я нашел прекрасные варианты с насыщенным восточным рисунком. Привез и продал, можно сказать, по дешевке: всего в десять раз дороже. На аукционе в Лондоне стартовая цена таких ковров выше закупочной в пятьдесят раз.

Из-за эмиграции я потерял семью

— Вы не думали о том, чтобы вернуться в СССР? Ведь в Москве остались пожилые родители.
— Может, и вернулся бы, но меня здорово напугали службой в Афганистане. Когда я отправился продлевать визу, мне сказали: «Вам пора на родину — пришла повестка из военкомата». Я — к консулу. Он смотрит на меня, худющего, и говорит: «Наверное, вас отправят в Афганистан» (тогда война была в самом разгаре). Я спрашиваю: «Вы меня что, пугаете?» — «Я вас предупреждаю. На вашем месте я бы остался здесь». Я понял. И стал оформлять французский паспорт.
При всех заслугах папы их с мамой не выпускали ко мне до 1990 года, а меня не впускали к ним. Встретились мы только через восемь лет. Да, из-за эмиграции я потерял семью, это была моя боль и грусть. Но лучше сына, чем я, представить нельзя. Мы постоянно были на связи: письма, посылки, разговоры по телефону. Нас соединяла большая дружба и огромная любовь. Благодарю Бога за то, что успел увидеться с отцом, ведь его не стало в том же 1990 году… Потом мама каждый год приезжала ко мне в Париж, жила в этой квартире. Мы вместе объездили всю Европу…
— Вы никогда не сомневались в себе? Согласитесь, покорить Запад удается немногим… — Ни один человек, достигший чего-то в жизни, не страдает излишней скромностью. С самого начала надо понимать: если вы не можете себя продать, не ждите, что за вас это сделает кто-то другой.

Плохое настроение скрывать сложно

— Вы появились в программе «Модный при говор» с легкой руки Вячеслава Зайцева. Он сообщил, что уезжает в отпуск и оставляет программу в надежных руках. — У Зайцева в то время была сумасшедшая нагрузка. Он так переутомился, что заболело сердце. Вячеслав Михайлович — друг моего папы и нашего дома с 1955 года. Именно он, кстати, делал свадебное платье моей сестре Наташе.
Когда меня спрашивают, счастлив ли я в «Модном приговоре», отвечаю: да, счастлив, хотя прекрасно понимаю, что все свои знания там не использую. Конечно, мне хочется сказать больше, но я знаю, что люди просто хотят увидеть сказку. Пришла лягушка, а вышла царевна. Поэтому если удается во время этих превращений еще и добавить что-то об истории моды — уже хорошо. Но если честно, мечтаю иметь собственную передачу, желательно на Первом канале. И мой маленький мизинчик подсказывает, что это когда-нибудь случится!
— Благодаря «Модному приговору» вы стали еще более известным человеком. Каково для вас быть знаменитым?
— В любом случае звездная болезнь мне не грозит. Я еще в детстве, в 1960-е годы, вел передачи «Будильник» и «Театр «Колокольчик». Сам факт, что тебя узнают все: билетерши, таксисты, бабушки на рынке, — это испытание. Вывод я сделал такой: придется всегда быть в форме, тщательно выбритым, хорошо одетым. Куда сложнее скрывать плохое настроение, которое бывает, как и у любого живого человека. Зрители привыкли видеть мою улыбку.

Пару раз в год хожу к гадалкам

— Вы родились, когда вашему отцу было 49 лет. Вам самому сейчас 52, а детей у вас пока нет. Кому собираетесь оставлять свои сокровища? — Пару раз в год я хожу к гадалкам — правда, не в России, там, где меня не знают. Незадолго до нынешнего Нового года одна из них сказала, что наступивший год — Железного Кролика — всем холостякам принесет пару. Я надеюсь, это случится!
— Как-то в интервью я читала ваши требования к избраннице: хороший генофонд, знание иностранных языков…
— Обязательно! И еще это должен быть человек, который любит искусство. Если женщина интересуется «мерседесами» или отдыхом у бассейна — не пойдет дело.

У женщины, которая сможет меня привлечь, должны быть интересные хобби, профессиональные достижения. Ей может быть лет около сорока — молоденькие не нужны. Я не хочу ту, которая рассчитывает на наследство… И, что очень важно, она не должна быть истеричкой.
Я не многого прошу, но не хочется связывать свою жизнь с той, которой придется объяснять, чем отличаются Гоголь от Гегеля, Гегель от Бабеля, а Бабель от кабеля.
— Ну да, как в том анекдоте: «А поговорить?»
— Не только. Любой успешный брак — это содружество. Страсть остынет, а содружество — это спайка на всю жизнь. Кроватный роман длится года полтора, у очень активных — два. А дальше — холодная ванна, и не знаешь, как оттуда выбраться.
И если не найду женщину, от которой захочу иметь детей, что же… У меня есть три крестные дочери.
С Хромченко обмениваюсь СМС
— Здесь, в Париже, вы ведете семинары для женщин, приезжающих к вам из разных городов, мечтающих повысить свой культурный уровень: водите их по городу, по музеям и, что сразу замечаешь, уделяете внимание каждой… — В моих школах занимаются дамы от 17 до 70 лет, и действительно все хотят моего внимания. Каждая по очереди пройдет со мной под ручку, что-то расскажет о себе, иногда попросит: «Ой, Васильев, подскажите…» или начнет спрашивать: «А какие Бабкина и Хромченко в жизни?» И я с удовольствием рассказываю о том, что Надежда — по-настоящему красивая и умная женщина. И украшения на ней подлинные — бриллианты, жемчуга и аметисты. Это и на меня, кстати, сразу произвело впечатление. С удовольствием рассказываю и об Эвелине, умнейшей женщине. Нам с ней потребовалось время, чтобы найти точки соприкосновения, зато теперь отношения настолько нежные, что каждые два дня шлем друг другу СМС.
Из-за того, что на экране появляюсь каждый день, совершенно забросил писать книги — нет времени! Но я рад, что есть Московская академия моды, созданная при Московском институте телевидения и радиовещания «Останкино», куда со всей страны слетаются желающие учиться лично у меня. Одна из учениц вообще приезжает из Риги! Вы представляете, какой сейчас интерес к истории моды?! Вот поэтому наше учебное заведение вновь объявило набор слушателей, весной буду знако миться с новыми жаждущими знаний. Очень люблю приезжать в академию: там царит особая атмосфера. Мы расположились в уникальном здании — усадьбе Строгановых на Яузе, где во время Отечественной войны 1812 года была ставка Наполеона. Здесь все пропитано историей, высоким стилем. Уверен, что на моих занятиях слушатели получают уникальную информацию: я всегда сопровождаю рассказ демонстрацией слайдов, модных журналов разных эпох. Конечно, во многом помогает мне и моя коллекция. Таким образом, в наших аудиториях будто оживает мода прошлого. Многие мои слушатели, уверен, станут настоящими профессионалами. Летиция Краэ, например, стала первой ассистенткой Карла Лагерфельда, делает аксессуары в Доме Chanel. Наши ученики работают в Домах Patou, Loewe, Hermes. Свои коллекции создает литовский дизайнер Йозас Статкявичюс, Кирилл Гасилин вошел в десятку лучших дизайнеров России.
Я мечтаю о том, чтобы написать еще книг двадцать, оформить еще много спектаклей и, наконец, открыть в России музей моды. Это собирался сделать Валентин Юдашкин, даже заручился поддержкой Лужкова, но времена изменились. Я же всегда рассчитываю только на собственные силы. Я страшный трудоголик, катаюсь по миру, как савраска без узды, но мечтаю стать еще больше востребованным — как Ростропович, например, или Нуриев, Дягилев. Для меня работа — высшая степень самовыражения. Если же обстоятельства оказываются сильнее, говорю себе: «Значит, будет что-то другое, еще лучше!» Я, знаете ли, фаталист и верю: случается только то, чему суждено…

Безусловно, Александр Васильев - историк моды, которого знают практически все, поскольку он человек публичный. Он преподает в университетах, ведет известную всем передачу на телевидении, выступает перед широкой аудиторией, рассказывая о том, какие предметы гардероба сегодня наиболее актуальны.

Вероятно, многие согласятся с тем, что Александр Васильев - историк моды с большой буквы. Как известно, мода - дама переменчивая и капризная. Ее история является отражением того, как менялись представления о женской красоте на протяжении столетий. И очень важно научиться улавливать малейшие изменения в том, какая одежда будет популярна завтра.

И следует отметить, что Александр Васильев - историк моды, который в совершенстве овладел этим мастерством. Он с самого детства мечтал посвятить себя творческой профессии. Кто же он, каков был его путь к славе? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Биография

Александр Васильев - историк моды - появился на свет 8 декабря 1959 года в семье интеллигентных людей, живших в российской столице. Его отец был народным художником, а мать служила в одном из московских театров. Маленький Саша воспитывался в атмосфере любви к искусству и творчеству.

Сегодня Александр Васильев - историк моды, советы которого для многих российских кутюрье - это бесценный дар.

Детство

Сам Александр с восторгом и ностальгией вспоминает о годах своей юности: «Мой отец был настоящим мастером кисти, а мать великолепно играла роли в театре. Все мои предки были так или иначе связаны с творчеством. Папа сам создавал костюмы и декорации для театра. Он был настоящим профессионалом своего дела. У нас была огромная библиотека, поэтому я много читал. Я с удовольствием ходил на спектакли и художественные выставки.

Уже в детстве мне было понятно, что моя жизнь также будет связана с творчеством».

Историк моды Александр Васильев, биография которого просто уникальна, будучи юношей, настолько прикипел к театру, что самостоятельно начал шить костюмы и придумывать декорации для своих кукол. В 12 лет он уже ставил спектакли.

Студент МХАТа

Вполне естественно, что после окончания школы он захотел связать свою жизнь с театром, подав документы для поступления на постановочный факультет школы-студии МХАТ. Мечта осуществляется, он становится студентом данного театрального вуза. После получения диплома он некоторое время работает художником по костюмам в

В 1982 году будущий историк моды Александр Васильев, биография которого необычайно интересна и примечательна, отправляется за границу в столицу Франции, где впоследствии учится и работает. И именно здесь его ждет успех.

Путь к славе

Необходимо отметить: несмотря на то, что семья Александра Васильева, историка моды, была очень известна в российской столице, в Париже начинающего театрального художника заметили далеко не сразу. Было время, когда в материальном плане он едва сводил концы с концами. Он не мог себе позволить даже приобрести стул, а деньги зарабатывал тем, что пел русские песни вместе с уличными музыкантами.

Однако черная полоса в жизни не могла продолжаться бесконечно. Спустя какое-то время Васильеву стали заказывать декорации несколько известных парижских театров. Будущий коллекционер и писатель длительное время учился во Франции: он с успехом окончил школу Лувра по специальности «дизайнер интерьеров больших дворцов». Также он много времени уделял самосовершенствованию, регулярно читая книги о моде.

В итоге 1994 году он подготовил собственный курс лекций на эту тему, который был переведен на несколько языков. И сегодня ведущий программы «Модный приговор» активно занимается преподавательской деятельностью. Его знают студенты университетов и колледжей разных стран мира.

Возвращение на Родину

В начале нулевых годов текущего столетия историк моды возвращается в Россию и разворачивает активную деятельность. Он становится телеведущим на канале «Культура». Александр ведет авторскую передачу под названием «Дуновение ветра». Его приглашают преподавать в Московский Государственный Университет. Он же организовывает для студентов туры для знакомства с европейской культурой. Слушатели его курса отправляются в Испании, Италии, Англии и Франции.

В 2003 году Александр Васильев создает дизайн-студию, стилисты которой в своей работе комбинируют уникальные традиции русской культуры с

Спустя несколько лет писатель и коллекционер становится главой Академии моды, которая была учреждена при институте телевидения и радиовещания «Останкино». В настоящее время Александр Васильев ведет известную россиянам телепередачу под названием «Модный приговор».

Отношение к противоположному полу

Несмотря на то, что Александр Васильев - публичная личность, раскрывать секреты личной жизни он явно не намерен. И тот факт, что он успел многого добиться (стал успешным декоратором, искусствоведом, телеведущим, коллекционером, историком моды, писателем), для представительниц противоположного пола не остается незамеченным, поэтому они проявляют к Васильеву особый интерес.

Безусловно, в его личной жизни были взлеты и падения, иначе просто невозможно, поскольку путь к славе был сложен и тернист.

В связи с тем, что ведущий «Модного приговора» не любит афишировать свои личные отношения с противоположным полом, некоторые российские печатные издания начали активно распускать слухи о том, что, дескать, наш Александр Васильев - историк моды - гей. Так это или нет, неизвестно.

Сам театральный художник ранее заявлял о том, что ему нравится точка зрения, которая оправдывает мужскую полигамность.

Александр Васильев признался, что он может испытывать страсть сразу к нескольким женщинам одновременно. При этом он ничуть этого не стесняется. Такое эпатажное поведение еще больше притягивает противоположный пол. Безусловно, у известного телеведущего, писателя и коллекционера огромное количество поклонниц.

Связан ли сегодня Александр Васильев брачными узами

Весьма любопытен тот факт, что первая жена Александра Васильева (историка моды) была француженкой. Поговаривают, что только благодаря этой женитьбе он и оказался за границей.

Следует отметить, что брак с ней был фиктивным и просуществовал недолго - всего три года.

Спустя какое-то время театральный художник женился во второй раз. Его избранницей стала исландка, с которой он также впоследствии развелся.

Дети Александра Васильева (историка моды) так и не появились на белый свет, о чем ведущий «Модного приговора» очень сожалеет. Причина заключается в том, что ему так и не удалось жениться на любимой женщине. Сегодня Александр Васильев не связан брачными узами.

Александр Васильев гордится тем, что он смог доказать, что девушка с ярко окрашенными белыми волосами - это уже не так стильно и модно, как раньше. Он также доволен, что сумел разубедить представительниц слабого пола в необходимости оголять перед окружающими животы и надевать джинсы, декорированные стразами.

Театральный художник мастерски владеет семью иностранными языками, три раза путешествовал вокруг света. Он твердо уверен в том, что человеку не имеет смысла засиживаться на одном месте, поскольку жизнь очень коротка.

Александр Васильев - владелец уникальной коллекции нарядов русской культуры. Он неоднократно демонстрировал ее в европейских и азиатских странах, США и Австралии. Коллекция собиралась на протяжении трех десятков лет. Она представлена эксклюзивными моделями, начиная от 17 века и до сегодняшнего дня. К их числу относятся экспонаты, которые создавались Домами моды Chanel, Doucet, Givenchy, Valentino, Paco Rabanne, Gaultier.

Некоторые модели из коллекции носили в прошлом известные дамы своего времени, такие, как баронесса Галина Дельвиг, графиня Ольга фон Крейц, княжна Мария Щербатова. Много эксклюзивных вещей было подарено знаменитостями: Натальей Фатеевой, Кларой Лучко, Майей Плисецкой, Людмилой Зыкиной, Натальей Дуровой, Людмилой Гурченко.

Еще и писатель

Александра Васильева знают как талантливого писателя. Его произведение под названием «Красота в изгнании» переиздавалось более шести раз, оно было переведено на английский язык и удостоилось звания «Лучшая иллюстрированная книга 1998 года». Также он написал серию статей об истории русской моды, которая получила название «Русская мода. 150 лет в фотографиях». Васильев также является соавтором произведения «Людмила Лопато. Волшебное зеркало воспоминаний», изданное в 2003 году.

Награды

Ведущий «Модного приговора» награжден медалью за то, что ему удалось обратить еще большее внимание общества на русское искусство, а также он получил золотую медаль Академии Художеств, медаль В. Нижинского, орден «Меценат».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
К чему снятся черные черти К чему снятся черные черти К чему снится снег во сне для женщины? К чему снится снег во сне для женщины? Что означает приснившаяся церковь Что означает приснившаяся церковь