Для чего мне нужна религия. Зачем нужна религия человеку в современном мире и обществе

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Религия - это, прежде всего, вера. Вера во что-то сверхъестественное, непостижимое, невозможное с точки зрения научного знания. Это вера в бога или богов, которые управляют нашей жизнью, являются активными участниками или пассивными наблюдателями происходящего на земле, а то и вовсе отстранённых от нашего мира. Религия - это вечный "парадокс", который не только выживает в нашем мире, но и набирает новые обороты.

Насколько я помню, в философии существует два основных направления онтологии, которые объясняют всё, что ни существует: что есть дух и материя, что из них первично. Современное поколение не читает Энгельса и Маркса, но кто слышал об этом, наверняка сумеет свести эту непростую задачу к двум направлениям философской мысли - идеализму и материализму. Да, было бы грубо сказать, что материализм - это жёсткий атеизм, а идеализм обязательно предполагает религиозное мировоззрение. Вовсе нет. Два лагеря не только философов - всего человечества!

Материалисты, которые считают, что первична материя, и всё, что ни есть, создано вследствие стихийных астрономических, геохимических, биологических и психологических процессов, которые подвели нас к современности, составляют один лагерь. Откуда пошёл отсчёт времени? Где тот чудесный механизм, который запустился вместе с нашей историей? И тут есть объяснение: большой взрыв - невероятнейший астрономический процесс и катастрофа, которая образовала Вселенную и весь материальный мир. Возможно...


Некоторые говорят, что все под Богом ходим. Ближе к идеализму, однако, как я и сказал, не обязательно. Бог - это создатель, творец. В средневековой философии континентальной Европы эта тема была развита как нельзя лучше, была выдвинута идея креационизма, стали создаваться представления об ограниченности времени. Это в христианстве. Но ведь подобные представления есть и в исламе, и в буддизме... Есть между этими религиями принципиальные отличия: философские, догматические и прочие расхождения. Однако есть и общая идея: создатель, который видит всё, даёт жизнь, он сам имеющий причину в себе, потому нет выше него никого!

Мифология... Вспомним майя, ацтеков, государство Теотиуакан в Центральной Америке, существовавшие многие века до нас. Их мифология не может быть близка к мифологии европейских народов, как африканские религии не могут быть близки к древнеиндийским философским представлениям о мире. Причина тому - давнее расхождение исторических путией этих народов. И всё же... даже в этих мифологиях есть сходства: ограниченность времени, идея конца света. Случайно ли то, что мифологии и религии многих народов переплетаются в основных вопросах, тем не менее, различаясь в их различных толкованиях и мелочах? Например, персонажами, событиями и временами, когда те происходили?


И вот... начинается XXI век. Человечество захотело знать, откуда пошли эти философские представления. Обратили внимание на это сходство. И решили, что если взяться за эти ниточки, то можно прийти к первоисточнику наших представлений о мироздании, и тогда решить, наконец, вопрос, что первично. Это непросто. Очень непросто. История тщательно заметает следы, однако можно разглядеть многие очертания, которые контуром обрисовывают нам картину прошлого, пусть туманную, но обнадёживающую.

Уфологи стали искать в религиозных источниках элементы, подтверждающие теорию внеземного вмешательства в жизнь наших далёких предков. Библейские истории, Махабхарата индийев, другие тексты древности и те знания, которые передавали посвящённые из поколения в поколение, - все они говорят о том, что человечество на одной из стадий своего развития вдруг резко поменяло свой курс.

Палеоконтакт - это только теория. Пускай она навязывается СМИ как истина, а историками выдаётся за ревизионизм, нет оснований ей не доверять, ибо она базируется на неопределённости исторического процесса и тех фактах, которые не могут быть объяснены историей.


Посудите: несколько веков назад существовала алхимия, которая в принципе не могла иметь успеха (как паранаука). Но с другой стороны, именно знания, накопленные алхимиками позволили после 60-х годов XIX века возникнуть такой науке как химия! Здесь мы проведём именно такую параллель: исследования древних источников сейчас - это возможный залог нового направления мысли, доказуемого в неопределённом будущем.

Как сегодня люди верят в теорию Дарвина, так и тогда будут верить, что инопланетное вмешательство на Земле имело место быть, что мы сами носители уникального ДНК, содержащего элементы внеземной жизни, что вмешательство разумных сил стало причиной изменения истории. Что есть Всемирный потоп? Почему о нём писали в источниках различного происхождения: разные люди описывали одно и то же, но под своим углом зрения. Одни тексты вошли в Ветхий завет, другие - ушли в небытие. Почему древние индейцы изображали гигантских людей, древние египтяне изображали летательные аппараты, а народы Австралии и Океании до сих пор наряжаются в причудливые костюмы, похожие на скафандры космических путешественников? Ммм?


Существование внеземных сил, которые не отвечают представлениям религиозным, но и не могут быть отнесены к научной картине мира, составляют третий лагерь, причём достаточно весомый. Религия тесно переплетается с философией, а философия - с наукой. Все они являются типами мировоззрения. И имеют право на существование. Вопрос в том, как доказать. Как доказать, что Будда Шакьямуни стал просветлённым и познал тайны мироздания, сидя под деревом? Как доказать, что Христос после распятия был воскрешён? Как доказать, что Аллах заставил Мухаммеда собрать весь арабский мир под одной религиозной крышей? Никак.

Потому что если бы Будда соврал, Христос не был бы Сыном Божьим, а Мухаммед не был бы действительным пророком Аллаха, то вся человеческая история, получается, была бы большим обманом, а человечество испытало бы величайший религиозный кризис. Миллиарды верующих по всему миру глядели бы назад, в прошлое, на те жертвы, которые принесли они во имя своей религии, а тут... выяснилось, что несколько тысяч лет они были обмануты самими собой и историей! Чем в этом случае подкрепляется вера? Нежеланием потерпеть крах или природной потребностью человека во что-то верить? Ведь и это правда: человек верит, значит ему есть, зачем жить.


Без веры человек как без стержня. Древние люди, сидя в пещерах, голодные, бросали мясо убитого животного в огонь, принося жертву богам. Индейцы убивали тысячи человек, жестоко обращаясь с их трупами, чтобы задобрить какого-нибудь Уицилопочтли. А греки и римляне не жалели лучшего вина на то, чтобы Дионис снова порадовал восходами виноградарей. Это не глупость - это восхитительное явление, ибо оно являет альтруизм, создаёт особую мораль, задаёт вектор жизни. Оно и зовётся религией.

Можно верить в людей - они материальны. Можно верить в вещи - их мы ощущаем. Но как верить в то, чего не видно? Чайник Рассела - летает где-то в космосе, но его не видно! Это не значит, что его нет, - с издёвкой замечает учёный. Розовый невидимый единорог или летающий макаронный монстр в пастафарианстве - это тоже бред, но ведь в него "верят"! Да, с иронией относятся учёные-материалисты к религии. Они говорят, что верить нужно в то, что мы делаем. Мы хозяева своей судьбы, природа мастерская и так далее... Базаровщина и гуманизм... Ведь это привело нас на такую ступень технического и технологического развития! Да?

Ладно... Я начал этот разговор не для того, чтобы ответить на вопросы так, как думаю я. Я не знаю. Я не могу знать, и учить кого-то - тем более. Моя голова - не голова Берлиоза, и мне не хотелось бы её лишаться под колесами трамвая за такое. Вы думайте сами, как бы хотели видеть этот мир, посмотрите на него хорошенько: вы порождение духа или вы вышли из материи? Ммм? Это занимательно, особенно если понимаешь, насколько глобальны эти мысли.

Александр Михаленко

Нашли ошибку в тексте? Выделите слово с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.


Другие новости

"История учит тому, что она ничему не учит людей"
Г.В.Ф. Гегель, немецкий философ-диалектик,18-19 вв.

В последние годы в России и в других постсоветских республиках, включая Беларусь и Украину, отмечается резкий рост религиозного сознания граждан, сопровождающийся экспансией православной и других церквей в гражданское общество, укреплением их влияния не только на сознание отдельных людей, но и на различные стороны деятельности государства и его структур: президента, парламента и правительства, армии и полиции, прокуратуры и суда, учреждений культуры, образования и науки. Что лежит в основе этого процесса, к чему он может привести общество и как отразится на жизни каждого конкретного человека? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить уроки прошлого.

Два мировоззрения

В человеческом обществе, несмотря на все многообразие взглядов и мнений, существуют только два принципиально противоположных друг другу мировоззрения или мироощущения - религиозное и атеистическое. Религия (от лат. religio вера) основана на вере в реальность сверхъестественного, т.е. Бога в монотеизме (от греч. monos один + theos бог) и богов или духов в язычестве, или политеизме (от греч. poly много). В процессе исторического развития мировой цивилизации религия претерпела изменения от первобытных мифов и верований родоплеменных обществ до монотеистических национально-государственных (например, иудаизм) и мировых религий (христианство, ислам, буддизм). В рамках мировых и этнических религий существуют сотни направлений и сект, отличающихся друг от друга второстепенными деталями (набором религиозных догм, особенностями исполнения культа, структурой религиозных организаций и т.п.), но которые, тем не менее, объединяет главная религиозная догма - признание сверхъестественного, божественного происхождения материального мира и человека в нем как “божьей твари”, созданной однажды богом наряду со всеми другими земными живыми существами.

Религии вот уже более двух тысячелетий противостоит атеизм (от греч. atheon - безбожие) - материалистическое мировоззрение, возникшее в Древней Греции (6-5 вв. до н.э.), отвергающее все религиозные представления и основанное на признании реальности саморазвития материального мира, в процессе которого естественным путем из неживой материи (атомов и простейших химических соединений) зарождается живая материя (сложные органические соединения), эволюционирующая от простейших микроорганизмов к высшим формам жизни, включая человека. Религия отрицает возможность познания человеком, т.е. ”божьей тварью”, бога-творца (“неисповедимы пути господни” - гласит “священное” писание), “божьих” замыслов и его творений. Но атеизм, наоборот, утверждает возможность познания человеком, т.е. “материальной, или природной, тварью”, естественных законов развития материи и всех многообразных созданий природы, включая самого человека. Дух, сознание и подсознание человека, рассматриваемые религией как необъяснимые “божественные свойства”, на самом деле являются сложной полевой формой материи (к ней относятся гравитационные, электрические, магнитные, электромагнитные и другие виды полей), которая дополняет известную с древности форму материи в виде вещества (физических, химических и биологических макротел и элементов микромира - молекул, атомов, элементарных частиц). Главным инструментом познания мира для атеиста является человеческий разум, опыт и наука, а основным методом познания - научный эксперимент и создание объясняющих мир теорий, истинность которых подтверждается всей совокупностью научных фактов.

Принципиально важно, что научные факты и теории не являются, как в религии, “вечными” догмами, а, наоборот, в процессе развития науки и общемировой человеческой практики постоянно перепроверяются, уточняются и дополняются, гарантируя тем самым достоверность научного познания и его соответствие реальному миру.

По оценкам американской энциклопедии “Britannica” все население Земли к концу двадцатого столетия имело по религиозным основаниям следующий состав: христиане (включая католиков, православных, протестантов) - 35%, мусульмане - 18%, индуисты - 14%, буддисты - 6%, верующие в другие религии - 11%, нерелигиозные (люди, верящие в сверхъестественные силы, т.е. по сути являющиеся религиозными, но не отождествляющие себя с конкретной религией и не исполняющие религиозные обряды) - 12% и атеисты - 4%. Статистическое, выборочное исследование, проведенное международным центром Гэллапа в 2012 г. в 59 странах, охватывающих около 70% населения Земли, уточнило вышеприведенные цифры следующим образом: к религиозным людям себя относят около 60% населения мира, к нерелигиозным - около 23%, а к атеистам - около 13% (но, с учетом того, что атеистами считают себя 47% китайцев, или около 700 млн. человек, принужденных быть атеистами в коммунистическом Китае, подобно тому, как прежде к атеистам относили большинство населения СССР, мировая доля истинных, убежденных атеистов в 3-4 раз меньше и не превышает, по всей вероятности, 3-4% - Г.А.Л.). В России, где на протяжении 74 лет советской власти государственный атеизм “правил бал”, количество убежденных атеистов, согласно проведенному опросу, не превышает 6% (вопреки оптимистическому мнению некоторых постсоветских наблюдателей, считающих, что в России “атеизм навсегда сломал хребет религии”). Таким образом, следует признать, что в начале третьего тысячелетия нашей эры подавляющее большинство населения планеты (более 80%) составляют религиозные люди и люди, верящие в реальность сверхъестественных сил.

Это положение вполне объяснимо для человека науки: достаточно вспомнить, что нынешняя цивилизация существует почти 10 тыс. лет, а современная наука, являющаяся фундаментальной основой научного атеизма (хотя наивный атеизм возник 2,5 тысячи лет назад), зародилась, по существу, в конце средневековья, в начале 17-го столетия, и ей всего около четырех столетий. Так как носителями атеизма в обществе являются, прежде всего, высокообразованные, активно мыслящие люди, составляющие не более одного процента населения планеты, то отсюда и столь низкий в мировом масштабе уровень распространения атеизма.

Чтобы стать человеку верующим (а вера внушается, как правило, с детских лет) ему достаточно запомнить ограниченный список архаичных, примитивных религиозных догм, слепо поверить в них и следовать до самой своей смерти раз и навсегда установленным культовым ритуалам. Разум и даже рассудок для этого не требуются, а лишь вера и чувства. Но чтобы стать убежденным, думающим атеистом, человеку необходимо совершить громадную духовную работу по критическому освоению опыта и научных знаний, выработанных человечеством на всем пути его исторического развития. Для этого требуется длительное и максимальное напряжение человеческого духа, его разума и развитого логического мышления. Далеко не все люди хотят, способны и готовы идти по такому многотрудному пути познания мира. Для большинства индивидов проще жить иллюзиями в выдуманном, виртуальном, “божественном” мире и все возникающие жизненные проблемы относить не к собственным ошибкам и недостаткам, но на счет других людей-врагов и на счет действия неких потусторонних, сверхъестественных сил. А для тех людей, которые утратили свои адаптационные возможности для жизни в суровом реальном мире, религия остается последним, иллюзорным убежищем, гарантирующим убогую стабильность и защиту от жизненных бурь.

Уроки истории

Несмотря на мнение великого немецкого философа Гегеля, считавшего, что история ничему не научает людей, уроки истории следует знать и делать из них правильные выводы для будущего. Тот, кто этого не делает, обязательно переживет уроки истории многократно в виде проблем уже не прошлой и чужой, а собственной и сегодняшней или завтрашней жизни. Таков суровый, но справедливый, закон природы: кто не делает правильных выводов и повторяет ошибки прошлого, тот неизбежно несет бремя повторных наказаний и страданий.

Этот закон относится не только к отдельным людям, но к целым народам, государствам и человечеству в целом. Поэтому вспомним уроки истории хотя бы на примере появления и развития христианства - религии, которая сегодня является господствующей в Европе и на постсоветском пространстве. Кто-то, возможно, воскликнет: ”Зачем копаться в прошлом. Оно было и прошло. Современная религия уже освободилась от старых грехов и ошибок”. На самом-то деле религия всегда была, есть и будет верна своим архаичным догмам, целям и действиям. Какой она была прежде, такой она останется и впредь, если, конечно, общество и государство позволят проявить ей свою подлинную сущность. В противном случае, если бы религия была способна развиваться и отрекаться от своих примитивных догматов, от своего прошлого, от буквы и духа своего архаичного “священного” писания, то она просто перестала бы быть религией.

Христианство зародилось в Римской империи в период ее расцвета на рубеже новой эры и сразу же вступило в бой с господствовавшей в империи языческой идеологией - религиозной опорой римской власти. В течение трех веков эта борьба была не в пользу новой религии: христиане подвергались гонениям и преследованиям, уничтожались на арене античных цирков подобно диким животным и претерпевали другие мучительные казни от меча, веревки, креста, воды и огня римлян. Но в период упадка империи, уже в начале четвертого века, при императоре Константине Великом (285-337; император с 306 г.; перенес в 324 г. столицу империи из Рима на побережье малоазийского полуострова, в Византий, который позже был переименован в Константинополь, а ныне называется Стамбулом; восточная, византийская, православная церковь причислила Константина к лику святых) христианство получило государственную поддержку. В 2013 году христианский мир отметил 1700-летие Медиоланского (Миланского) эдикта 313 года, изданного Константином, который провозгласил веротерпимость государства по отношению к христианской религии и сделал ее равноправной среди традиционных языческих религий империи. Константин передавал христианским церквам земли, имущество и гарантировал им особые привилегии. Под его управлением в 325 году в Никее состоялся первый Вселенский собор христианских церквей, который утвердил первую редакцию православного символа веры и, осудив арианство, “ошибочно” ставившее Христа ниже Бога-отца, начал непримиримую борьбу с ересями (от греч. hairesis особое вероучение).

Уже к концу 4-го века, при императоре Феодосии I (346-395) христиане из преследуемых превратились в преследователей адептов языческих культов. В 380 году Феодосий провозгласил христианство господствующей религией империи, в 391 году запретил все языческие культы и ереси, а в 394 году - языческие олимпийские, дельфийские, истмийские и другие спортивные и культурные состязания и праздники (еще в 380 г. на Лаодикийском соборе светские зрелища были осуждены церковью как “безбожная мерзость”). Христиане сполна, по принципу “око за око, зуб за зуб”, отомстили прежним своим языческим хулителям и гонителям, дотла сокрушив их древний и величественный культовый мир. Они разрушили огромное количество языческих храмов и уничтожили тысячи прекрасных образцов античной культуры: стадионы, библиотеки, скульптуры богов и героев, картины, фрески и рукописи древних языческих ученых и мыслителей. Так, например, в 391 г. христиане разгромили храм Аполлона в Дельфах и храм Сераписа в Александрии, а также сожгли большую часть рукописей Александрийской библиотеки - крупнейшего в древности (до 700 тыс. томов) хранилища рукописных философских, научных и религиозных книг.

В 415 г. н.э. христианскими фанатиками по наущению архиепископа Александрии Кирилла (позднее он был возведен церковью в ранг святого) была убита Гипатия (Ипатия) - женщина-ученый, математик, астроном и философ-неоплатоник, последний руководитель александрийского Мусейона (храма муз и наук). С нее, с живой, фанатики, ослепленные ненавистью к просвещенным, здравомыслящим людям, содрали кожу острыми морскими раковинами. Эта женщина стала в истории науки символом борьбы со слепой религиозной верой, невежеством и насилием христианства по отношению к другим верованиям и к самой науке. Она стала для набирающего силу христианства одной из первых, но далеко не последних его жертв среди ученых и свободомыслящих людей. Позднее, уже в средние века христианская католическая церковь создала для борьбы с ересями, инакомыслием и атеизмом специальный судебно-следственный орган - инквизицию (от лат. inquisitio расследование). Начало ей положил в 1183 г. веронский церковный консилиум, провозгласивший в целях “чистоты доктрины и обычаев” судебное преследование еретиков, включая их официальное наказание за ересь путем сжигания на костре. Это решение было подтверждено папой Иннокентием III в 1215 году на четвертом Латеранском соборе в Риме, а в 1224 году - синодом в Тулузе. Позже аналогичные решения были приняты в феодально-раздробленной Европе и другими многочисленными духовными и светскими властями. В 1231 году инквизиция была передана папой Григорием IX в введение нищенствующего доминиканского ордена, созданного в Испании в 1216 г. специально для борьбы с еретиками (доминиканцы, или братья-проповедники, называли себя “псами господа”, разыскивающими и наказывающими еретиков). В 1245 г. на лионском церковном соборе были одобрены все методы инквизиции, особенно применение к еретикам жестоких пыток и смертной казни. За семь веков деятельности инквизиции на ее кострах в европейских и других странах (включая испанские и португальские колонии в Латинской Америке) было заживо сожжено великое множество людей: ученых, мыслителей, общественных и церковных деятелей, “колдунов” и “ведьм”, еретиков и простых людей, подпавших под подозрение “псов господних” или местных религиозных доносчиков из-за своих неординарных мыслей, поступков, образа жизни или даже особенностей своей внешности
(см. Григулевич И.Р. “Инквизиция”, Хуан Антонио Льоренте “История испанской инквизиции”, Г.Ч.Ли “История инквизиции в средние века”, С.Г.Лозинский “История инквизиции в Испании”).

Так, в частности, жертвами христианского насилия стали ректор Карлова университета в Праге Ян Гус, обличавший злоупотребления и моральное разложение духовенства (сожжен в 1415г.), его сподвижник, чешский ученый Иероним Пражский (сожжен в 1416г.), испанский мыслитель и врач Мигель Сервет, открывший в человеческом организме малый круг кровообращения (сожжен в 1553г.), итальянский мыслитель Джордано Бруно, развивавший идеи Николы Кузанского и Николая Коперника о негеоцентрической вселенной (после 8 леттюрьмы и пыток с требованиями отречься от своих убеждений сожжен в Риме на площади Цветов в 1600 г.), итальянский философ Джулио Ванини, последователь Джордана Бруно, обвиненный в ереси и атеизме, утверждавший, что “бог - выдумка попов, желающих держать в рабстве простой народ” (сожжен в Тулузе в 1619 г. вместе со своей книгой “Об удивительных тайнах природы - царицы и богини смертных”), белорусский мыслитель Казимир Лышчинский, написавший книгу ”О несуществовании бога” и открыто защищавший свои атеистические взгляды (обезглавлен и сожжен в 1689 г., а прах его развеян выстрелом из пушки - ”чтобы духа не было”), и многие другие просвещенные люди. Церковь уничтожала не только ученых, но и их труды, которые горели на кострах точно так же, как и их творцы. В 1559 г. папой Павлом IV был создан “Индекс запрещенных книг” - перечень сочинений, запрещенных церковью для издания, продажи и чтения верующими под страхом смерти или, в лучшем случае, отлучения от церкви. Этот перечень действовал до 1966 года, т.е. свыше 400 лет, переиздавался более 40 раз (последний - в 1955 году) и содержал свыше 20 тыс. названий книг, среди которых были лучшие произведения человеческой мысли.

По разным источникам общее число всех жертв христианской инквизиции по всем странам и за все “инквизиционное время” оценивается в количестве от нескольких сотен тысяч до 9-12 млн. человек. Такая значительная разбежка чисел связана с тем, что большая часть местных архивов инквизиции была со временем уничтожена ее сторонниками (с целью скрыть следы преступлений) или погибла при стихийных бедствиях (пожарах) и религиозных войнах, а также с тем, что многие документы инквизиции до сих пор надежно скрыты в подвалах Ватикана. Поэтому исследователям часто приходится опираться в своих выводах не на первоисточники, а на вторичные документы и различную другую, менее достоверную литературу (видимо, историкам еще предстоит найти, проанализировать и систематизировать в более полной мере всю информацию о деятельности средневековой инквизиции). Но и без этого вполне ясна античеловеческая, безумная, преступная, садистская, темная и мерзкая сущность той религиозной организации, которая была создана церковью якобы для защиты “чистоты веры” и духовных “христианских ценностей”. Удивительно, но и сегодня находятся церковники и их слуги, которые готовы обелить злодеяния инквизиции, ссылаясь на врожденную греховность людей (нарушение библейскими прародителями человечества, Адамом и Евой, “божественных” заповедей) и необходимость их сурового церковно-светского наказания за это.

Церковь никогда не прощала речей, направленных против ее догматов - тех столпов, на которых держится все ее мирское могущество. Насаждаемые веками религиозные догмы лишали людей способности здраво мыслить и делали их послушными воле церковных и светских правителей. Именно поэтому первыми и главными противниками церкви всегда были ученые, часто платившие в религиозном обществе свободой и самой жизнью за свое право сомневаться и искать истину. Основоположник современного экспериментального метода научного познания великий Галилио Галилей (1564-1642), поддерживавший учение Коперника, которое церковь запоздало расценила как противное священному писанию, был на склоне лет, больным и почти слепым заключен в тюрьму инквизиции, где подвергся допросам и под страхом пытки был вынужден отречься от своих взглядов, изложенных в его книге ”Диалог о двух важнейших системах Птолемея и Коперника”, изданной во Флоренции в 1632 г. Вот начальный текст отречения: ”Отрицаю, презираю и проклинаю от чистого сердца и с неизмеримым убеждением все названные заблуждения и ереси, а равно и все другие противные святой Церкви заблуждения и еретические секты…”. Так выглядит в чистом виде духовный гнет религии над совестью, честью и честностью ученого.

Церковь преследовала и уничтожала не только ученых, но и простых людей, на которые другие завистливые и невежественные люди писали религиозные доносы. Один из бесконечного перечня примеров - латышская “ведьма” Катрина, сожженная в 1689 г. в Ливонии (современная Латвия) на берегу Даугавы. Она была красивой сельской девушкой, в руках которой спорились все дела, но ее привлекательность и работоспособность порождали зависть: окрестные жены жаловались на то, что она “привораживает” к себе взоры всех мужчин. Катрина была по доносу недоброжелателей схвачена служками церкви и в процессе пыток созналась “во всем”, включая колдовство, после чего ее сожгли. Так она стала еще одной, очередной жертвой безграмотного, завистливого и жаждущего религиозного насилия христианского общества. Заметим, что религиозная Европа считала Ливонию классической страной ведьм и колдунов, где их так много, как нигде в мире. Поэтому здесь часто проходили большие процессы над ведьмами, оборотнями и колдунами (например, после одного из них на костер было оправлено сразу 24 человека).

И все же пальму первенства в расправе с еретиками и ведьмами следует, видимо, отдать в Европе не Ливонии, а Испании во времена 40-летнего правления Филиппа Второго (1527-1598), который фанатически преследовал одну цель - торжество католицизма и беспощадное истребление еретиков. При нем испанская инквизиция превратилась в часть государственного аппарата. Во славу церкви за время власти Филиппа было устроено более ста аутодафе (от порт. auto-de-fe акт веры) - позорных публичных шествий и издевательств над людьми, в конце которых сжигали на кострах иногда сразу по 80-90 человек (первое аутодафе состоялось в Испании в 1507 г., а последнее - в 1826 г.). Разветвленная система религиозного шпионажа охватывала всю страну. Ложные доносы и стремление инквизиции обогатиться за счет имущества казненных увеличивали число ее жертв, причем в целях наживы людей за несоблюдение религиозных обрядов тысячами продавали в рабство. Понимая всю грязную подоплеку своих судилищ, церковь стремилась от них же и отстраниться, передавая своих жертв (после изощренных пыток и допросов) для расправы светской власти с “невинной” формулировкой: “для наказания без пролития крови”. Церковники всегда лицемерно заявляли: “Церковь не испытывает жажды крови”. Говоря современным языком, церковь была заказчиком, а светская власть исполнителем религиозных казней. Общее для католицизма и православия “гуманное” требование церкви избежать кровопролития при казни своих жертв светская власть осуществляла за счет процессов сожжения, повешения, утопления и закапывания людей заживо в землю или их замуровывания в толстые стены замков, церквей и монастырей.

Поиск ведьм и колдунов был поставлен церковью на поток (первые церковные законы против ведьм были приняты еще в Париже в 859 году) и представлял собой в истории человечества одну из самых его позорных и трагических страниц. Были разработаны соответствующие церковные пособия для такой работы, в частности, известный ”Молот ведьм” (издан в 1486 г. двумя монахами-инквизиторами,переиздавался в разных странах 28 раз!), который до 18-го века являлся главным источником сведений по ведовству, колдовству, магии и борьбе с ними. Это пособие содержало смесь церковного права, религиозного мракобесия, основанного на идее борьбы бога и дьявола в душе человека, а также ненависти к людям в целом и к женщинам в особенности. Впрочем, еще во втором веке известный богослов Ириней, автор сочинения ”Пять книг против ересей”, пытался установить первые “правовые отношения” между богом и дьяволом, которым, якобы, одержимы все неугодные церкви люди (страстью плодить безумные, фантастические домыслы и применять их в своей повседневной религиозной деятельности христианская церковь отличалась с первых шагов своего существования). Введение понятия дьявола в церковную догматику стало сильным религиозным оружием, позволившим выявлять, клеймить и уничтожать всех еретиков и противников церкви во многих странах мира (в 1542 г. папа Павел III создал Священную канцелярию - высший апостольский трибунал для борьбы с ересями уже не в отдельных европейски странах, а по всему миру).

Но христианская церковь в своей почти двухтысячелетней истории не ограничилась выяснением отношений только между верующими и еретиками или атеистами. Она заняла непримиримую позицию в отношении других мировых и этнических религий, включая ислам и иудаизм (например, в 1492г. по инициативе главного инквизитора Испании Торквемады частью были уничтожены, а частью изгнаны из страны все правоверные евреи). Только крестовые походы на Ближний Восток в 11-13 вв., организованные католической церковью под лозунгом освобождения Гроба Господня и Святой земли от неверных (мусульман), унесли сотни тысяч молодых жизней с обеих сторон. Еще больше людей погибло в религиозных войнах, происходивших в средневековой Европе между двумя ветвями христианских верований -католиками и протестантами. Только за одну ночь 24 августа 1572 г. (Варфоломеевскую ночь) в Париже и в ближайшие к ней дни в других городах Франции, католиками были умерщвлены десятки тысяч гугенотов (адептов кальвинизма).

Некоторые современные защитники христианства полагают, что преступления церкви против человечности лежат только на совести католицизма и не относятся к другим ветвям христианства, в частности, к православию. На самом деле это не так: кровь невинных жертв религиозного насилия и безумия лежит на христианах всех направлений и сект, включая православие. У всех них едины корни, едины главные религиозные догмы и едины методы порабощения сознания и жизни людей. В случае православия достаточно вспомнить, каким репрессиям со стороны княжеской и религиозной власти, начиная с 988 г., сопровождалось его введение на языческой Руси: людей силой загоняли в реки креститься, языческие капища и идолы уничтожали, а непокорных язычников казнили на месте без суда и следствия. Древние русские летописи полны упоминаний о сожжении язычников, ведьм и инакомыслящих (см. Шацкий Е.О. “Русская православная церковь и сожжения”, Грекулов Е.Ф. “Православная инквизиция в России”). Так, например, в 1227 г. в Новгороде христиане сожгли четырех волхвов (волхвы - служители дохристианских культов, чародеи, маги, мудрецы, звездочеты). В 1411 г. христианами Пскова были сожжены 12 колдуний по подозрению в том, что они, якобы, наслали на город мор (эпидемию чумы). В 1444 г. по указке церкви была сожжена в Можайске “за волшебство” боярыня Мария Мамонова. В 1490 г. новгородский архиепископ Геннадий велел сжечь на головах нескольких еретиков берестяные шлемы. Двое из наказанных сошли с ума и умерли (сам архиепископ впоследствии был причислен церковью к лику святых). В 1504 г. церковный собор приговорил к сожжению несколько десятков “жидовствующих”, т.е. исповедующих иудаизм, еретиков. В августе 1575 г. в Новгороде было сожжено 15 ведьм. В 1666-1667 гг. на церковном соборе был осужден глава старообрядчества и идеолог раскола в РПЦ (русской православной церкви), писатель Аввакум Петров, а его сторонники были прокляты (преданы анафеме). После этого он провел 15 лет в земляной тюрьме, а в 1682 г. был сожжен в срубе вместе с тремя своими сотоварищами (сожжение не на костре, а в деревянном срубе было для РПЦ излюбленным способом казни своих жертв). До этого в 1675 г. была уморена голодом в земляной тюрьме сподвижница Аввакума боярыня Морозова. Преследования и казни старообрядцев и раскольников продолжались РПЦ на протяжении трех веков (в общей сложности было сожжено несколько тысяч староверов). Только в 1971 г. собор РПЦ снял со старообрядцев проклятие и признал законность их культовых обрядов.

Во времена господства христианства на Руси и в Европе действовал один метод борьбы с инакомыслящими и инаковерующими - сыск, доносы, пытки, конфискация имущества и смертная казнь. Если у католиков орудием насилия выступал, прежде всего, специализированный церковный суд - инквизиция, то у православных такую деятельность осуществляли Патриарший суд, суды епархиальных архиереев, Приказ духовных дел, Приказ инквизиционных дел, Раскольническая контора и другие церковные организации. В новое и в новейшее время РПЦ осталась верна себе, продолжая натравливать своих верующих фанатиков на неугодных церкви людей. Достаточно вспомнить черносотенные, антиеврейские погромы на западе Российской империи в конце 19-го - начале 20-го веков и анафемы на великих просветителей, включая Льва Толстого (1901 г.). Вся мировая история учит тому, что главным способом насаждения и распространения религии в обществе у христианства (да и не только у него) всегда было принуждение и насилие. Христианство никогда не удовлетворялось тем, что только какая-то часть общества его принимала, а другая отвергала. Оно всегда стремилось подчинить своей власти общество целиком, уподобляясь в этом отношении любой иной тоталитарной системе или секте. Существование в теократическом обществе пусть немногих, но здравомыслящих людей, всегда приводило церковников в ярость и бешенство. Их религиозное невежество и безумие в зеркале разума просвещенных людей всегда видело свое истинное, звериное отражение и не могло с этим смириться. Ответ церковников на суд разума был один - разбить зеркало, запугать или уничтожить носителей разума!

Мысли великих людей о религии

Тягостны, но в то же время очень поучительны вышеприведенные уроки истории для тех, кто не хочет их повторения. Любая религия, когда она из частного мироощущения превращается в государственную идеологию, становится разрушительной силой, способной уничтожить свободу и счастье большинства людей, остановить прогрессивное развитие общества. Тоталитарная религия (христианство, ислам) несовместима со свободой мысли и слова, со свободой совести. Именно поэтому на протяжении всей истории человечества наиболее передовые мыслители и ученые были непримиримы к
религиозному мракобесию и духовному насилию над сознанием людей. Вот всего лишь некоторые из их высказываний на этот счет.

К.Маркс: "Религия есть опиум народа.. Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял",

К. Лыщинский: "Учение, будь то логическое или философское, которое кичится тем, что оно учит истине о боге, ложно",

Д.Менделеев: "Суеверие есть уверенность, на знании не основанная. Наука борется с суевериями, как свет с потемками",

Л.Н.Толстой: "Духовенство и сознательно и преимущественно бессознательно старается для своей выгоды держать народ в диком суеверии. Церковь, все это слово, есть название обмана, посредством которого одни люди хотят властвовать над другими. И другой нет и не может быть церкви",

Л.Фейербах: "Со всякой религией связано суеверие; суеверие же способно ко всякой жестокости и бесчеловечности… Чем ограниченнее кругозор человека, тем меньше он знаком с историей, природой и философией, тем искреннее его привязанность к религии",

И.Гете: "Природа - творец всех творцов… Вера не начало, а конец всякой мудрости…Вся история церкви - смесь заблуждения и насилия", В.Белинский: "В словах бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут".

Вольтер: "Величайшие распри производят меньше преступлений, чем религиозный фанатизм",

Гельвеций: "Всякий религиозный догмат - это зародыш преступлений и раздоров между людьми…Чему учит нас история религий? Что они повсюду раздували пламя нетерпимости, устилали равнины трупами, поили землю кровью, сжигали города, опустошали государства; но они никогда не делали людей лучшими",

Гольбах: "Невежество - первая предпосылка веры, и поэтому церковь так высоко ее ценит… Долой разум! - вот основа религии … Евангелие действительно принесло "не мир, но меч". От апостолов и до нашего времени христианский мир раздирается ненавистью, преследованиями и яростью",

Дидро: "Истинная религия должна была бы быть вечной, всеобщей и очевидной; но нет ни одной религии с тремя этими признаками. Тем самым трижды доказана ложность всех…Нет такого уголка в мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью".

Лукреций: "На сколько страшных злодейств толкнула людей религия!",

Луначарский: "Верят там, где не могут знать",

Мелье: "Слепая вера, лежащая в основе всех религий, - источник заблуждений, иллюзии и шарлатанства",

Монтень: "Люди ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают, и никто не выступает с такой самоуверенностью, как сочинители всяких басен - например, астрологи, предсказатели, хироманты",

Спиноза: "Страх есть причина, благодаря которой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается",

Е.Ярославский: "Некоторые думают, что религия объединяет людей. Религия на самом деле разделяет людей. Религия являлась и является источником целого ряда войн",

И.Дицген: "Историческое развитие религии состоит в ее постепенном исчезновении".

Современная экспансия религии

Тяжелый, кровавый опыт средневековья не прошел для Европы даром: на ее просторах вместо религиозных государств, в которых церковь была слита с государственной властью, возникли современные светские государства (согласно словарю русского языка Ожегова, не церковные, мирские, гражданские, т.е. не управляемые церковью и другими религиозными организациями), по конституции которых церковь была отделена от государства, став всего лишь одной из организаций гражданского общества. В светских государствах основой воспитания и образования граждан являются светские школы, свободные от влияния и вмешательства церкви (эти школы отличаются от конфессиональных школ, находящихся на содержании и под контролем церкви). Образование в светских школах базируется на системе естественных, технических и гуманитарных наук. Поэтому, по существу, в основе любого истинно светского государства, его школ и институтов явно или неявно лежит научный атеизм! В России переход к светской форме государства был осуществлен в 1918 г. с принятием “Декрета о свободе совести, церковных и религиозных обществах”. Декрет установил, что
”1. Церковь отделяется от государства…
3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются. Примечание. Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется…
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождается никакими религиозными обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан…”.

Прекрасное постановление, под которым готов и сегодня подписаться каждый здравомыслящий человек. Но большевики в этом и в последующих делах отошли от своих благих намерений. Начались гонения на церковь и верующих, люди уничтожались, ссылались, а церковное имущество и земли экспроприировалось в пользу рабоче-крестьянского государства. Церковь потеряла многовековую власть в обществе и в очередной раз стала преследуемой. Государственной идеологией советской страны стал социализм и идея классовой борьбы, а на место религии силовым порядком был установлен ее непримиримый противник - атеизм. Фактически граждане страны на протяжении существования советского государства были лишены свободы совести, свободы вероисповедания, свободы мысли и слова (против инакомыслящих советская власть в лице коммунистической партии и ее организаций вела беспощадную борьбу: наказанием “за антисоветскую пропаганду и деятельность” была тюрьма и
расстрел). И только с распадом СССР на независимые государства в девяностых годах 20-го столетия началось истинное возрождение утраченных в тоталитарном государстве духовных прав и свобод.

Сам по себе процесс возрождения религиозного сознания граждан не представляет опасности, если он только не сопровождается тем насилием, к которому церковь привыкла за сотни лет своей власти над умами людей. Главная опасность кроется в том, что религиозный маятник может качнуться так далеко, что у большой группы воцерковленных граждан появится соблазн превратить новые светские государства в религиозные, вновь соединив церковь и государственную власть. И такие признаки уже налицо, начиная, в частности, с отношения к православной церкви первых лиц государства, которые, будучи в прошлом коммунистами и атеистами, ныне публично, под пристальным оком телекамер демонстрируют свою приверженность господствующей в обществе религии, посещая церковные богослужения, ставя богу свечки, целуя кресты и иконы. Неужели так быстро сменили свои убеждения? Видимо, как раньше они были псевдоатеистами, так и ныне стали псевдоправославными. У здравомыслящих людей такая метаморфоза первых лиц государства ничего иного не может вызвать, кроме, мягко говоря, сочувствия и недоумения. Но в поведении правящей элиты уже усматриваются ее далеко идущие планы по привлечению церкви к процессам управления обществом и государством.

Церкви предоставляются государственные субсидии на строительство храмов и иную религиозную деятельность, возвращаются конфискованные революцией земли и культовые сооружения (в России за последние 15 лет в собственность РПЦ были переданы сотни храмов), имущество религиозного назначения. По состоянию на 2009 г. в РПЦ действовало 234 мужских и 244 женских монастырей, 16 тысяч приходов (по данным 2013 года - уже 25 тыс. храмов) и 4696 воскресных школ (помимо РПЦ в России имеются 220 католических приходов, более 4 тысяч мечетей и около 70 синагог). Государством планируется передача церкви ее земель из бессрочного пользования в собственность, что превращает РПЦ в крупнейшего, а с учетом стоимости каждого участка и сооружений на нем, и в богатейшего собственника страны, в нового олигарха (впрочем, еще в царской России, до революции РПЦ была крупнейшим землевладельцем, эксплуатируя на своих землях свыше одного миллиона крестьян). Церковь все активнее вторгается во все процессы жизни государства и общества, предлагая собственные модели будущего страны, и воздействуя на обучение и воспитание граждан не только через конфессиональные, но и светские школы (уже сегодня в начальных классах некоторые педагоги начинают внушать детям мысль о том, что люди созданы богом и должны ему поклоняться).

В программы светских школ под давлением церкви включаются религиозные предметы, например, ”Православная культура”, и все чаще раздаются голоса с требованием исключить из школьных программ преподавание эволюционной теории Дарвина, подрывающей основную догму церкви о божественном происхождении человека. Инспирируются на эту тему, как и два века назад, местные судебные ”обезьяньи” процессы по искам верующих родителей, обеспокоенных ”безбожным воспитанием детей в школе”. Все государственные средства массовой информации, включая телевидение, газеты и журналы, пронизаны пропагандой титульной религии и блокируют любую атеистическую пропаганду. Религия начинает навязываться гражданам так же, как это происходило постоянно на протяжении всей истории христианства. Один из примеров тому - посещение в марте 2010 г. патриархом Кириллом Московского инженерно-физического института (МИФИ). По приказу ректора МИФИ и вопреки массовому возмущению студентов в институтском дворике был демонтирован памятник студенту, а на его место водружен крест, который и приехал освятить патриарх. Пресса сообщила, что отвечая на вопрос о том,
носит ли темная энергия демонический характер, патриарх призвал физиков “не бояться черных дыр и антиэнергий... Их нужно изучать …с благоговением и смирением”. Ректор МИФИ вручил иерарху диплом и мантию почетного доктора наук. Что ж, если такое происходит в центре российской науки, то возврат в средневековье не за горами. Со всеми вытекающими из этого последствиями.

Еще один яркий пример церковной экспансии в современном светском обществе - это ”слет” 20 января 2009 г. депутатов Госдумы, руководителей партии власти и религиозных представителей фонда ”Русский предприниматель” на территории Даниловского монастыря. Ими создан документ ”Инициатива ”Декалог-XXI” и проблемы нравственного возрождения российского общества”. Первый тезис этого документа, озаглавленный как заповедь ”Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе боги иные, разве Мене”, провозглашает: ”Этические принципы, базирующиеся на духовных ценностях традиционных религий РФ, являются нравственным фундаментом российского общества. Отказ от них может завести российскую цивилизацию в тупик, станет причиной тяжелейшего нравственного и политического кризиса ”. Что ж, пугать людей ужасами апокалипсиса - главный и традиционный прием христианской церкви. Как коммунизм призывал людей терпеть настоящее ради ”светлого будущего”, так и церковь призывает к тому же, но только ради ”загробного рая”. “Свято место пусто не бывает” - и вот освободившееся место коммунистической идеологии в спешном порядке занимает христианская догматика.

Более того, в 2013 году российское государство издает закон о защите чувств верующих, который фактически запрещает всякую критику религии со стороны просвещенных людей, философов, ученых, так как такая критика может рассматриваться как “оскорбление верующих”. Церковь, несмотря на всю пронизанную безумием и кровью свою историю, вновь и вновь присваивает себе право определять ”истинные ценности” в обществе и быть судьей нравственности граждан. Нынешней правящей элите России (да и не только России) такая смена
идеологий кажется перспективной. Но так ли это в действительности?

Зачем человеку религия?

Тот факт, что в начале третьего тысячелетия подавляющая часть жителей планеты относит себя к верующим в бога (богов, духов, мировой разум, другие сверхъестественные силы) заставляет еще раз попытаться понять причины этого. Многие постсоветские исследователи, следуя марксистско-ленинской идеологии, чаще всего причину этого связывают с экономическим состоянием общества. Да, безусловно, экономика, бытие влияют на сознание, и в богатом обществе, как правило, атеистов больше, чем в бедном. Но, что интересно, и это показывают различные
исследования, незначительно больше: львиная часть населения и в богатом обществе остается религиозной. В чем же дело?

Оказывается, что на религиозность людей влияют не только экономические условия их жизни, но и нечто другое: то, что до этого философы-марксисты не хотели замечать. Несомненно, что одной из первых и важнейших причин религиозности является страх любого человека перед неизвестным будущим с его возможными болезнями и несчастьями, неизбежной смертью. Сразу же встает вопрос о смысле жизни, находящейся всего-то между двумя ”ничто”: небытием до рождения и небытием после смерти. Человек, несмотря на присвоенное им самим себе звание ”Покорителя природы”, по сравнению с силами космоса и
окружающего мира всегда был, есть и будет слаб и ничтожен. Болезни, силы природных (ураганы, землетрясения, извержения вулканов, наводнения и т.п.) и искусственных (техногенные аварии и катастрофы) стихий доказывают эту непреложную истину ежесекундно всем и вся. Ежегодно из жизни по различным причинам уходит около 1,5% населения планеты, т.е. почти 100 млн. людей (каждую секунду 3 человека). Все это вселяет в душу индивида ужас и заставляет человека задавать риторическую триаду вопросов: за что? почему? как спастись?

Вторая, и не менее важная причина, - ограниченность человеческого знания. Мы живем в мире, который до конца не знаем и не понимаем (хотя и стремимся узнать и понять с помощью науки!), который дает нам не только радость и счастье, но и представляет угрозу для нашей жизни и благополучия. Мы не знаем себя, не знаем, по существу, всего своего прошлого и не можем правильно оценить свое будущее. Мы не знаем, как нам правильно жить в настоящем, как достичь счастья и избежать невзгод и, более того, даже если мы что-то и знаем, то мы зачастую пытаемся жить по чувствам и инстинктам, вопреки своим знаниям и своему разуму. Человечество накопило колоссальный опыт в решении всех этих проблем, но кто из нас пытается применить этот опыт к себе, кто способен львиную долю своей жизни посвятить вопросам истинного, но многотрудного познания мира и себя, своих возможностей и способностей?

Лишь немногие. Мы все стремимся жадно хватать доступные сегодня радости жизни, избегая по возможности сопутствующих им страданий и не задумываясь о том, что своими ежедневными случайными действиями мы разрушаем себя и свое будущее, мир, в котором живем и в котором предстоит жить нашим потомкам. Воистину, живем по-христиански, одним днем и под королевским девизом: ”После нас хоть потоп!”. И только тогда, когда теряем из-за своей жадности, лености и невежества все, что имеем, мы начинаем повторять все ту же банальную триаду вопросов.

Третья, и не менее важная причина, заключается в том, что мы все являемся рабами своих жизненных материальных потребностей. Нам надо пить, есть, иметь крышу над головой, одеваться, получать удовольствия и т.п. И для того, чтобы все это иметь, нам приходится приспосабливаться к окружающему обществу и правилам общего жития. Нам приходится ради удовлетворения своего материального душить те свои духовные потребности, которые направлены на развитие и совершенствование личности: инстинкты свободы, познания и гармонии. Ради похлебки и других материальных благ мы готовы отказаться и от свободы, и от познания, и от гармонии как высшего выражения счастья - главных человеческих устремлений и достоинств. Но когда наша сытая жизнь начинает клониться к закату, и мы прощальным взглядом охватываем ее главную ценность - время, которое уже безвозвратно ушло, то опять начинаем задавать себе все те же риторические вопросы.
“За что?” – ”За грехи”, “Почему?” – ”Так угодно богу”, “Как спастись?” – ”Верить в бога и в загробную жизнь”.

Религия во всех случаях услужливо предлагает удобные и примитивные, доступные для любого уровня понимания ответы: бог вас создал по своему образу и подобию, вы его творение - ”божья тварь”, без его воли не один волос не упадет с вашей головы, он отвечает за вас, он обеспечит вам вечную жизнь в раю, но только после вашей смерти в материальном мире, и то при условии, что вы будете его почитать и славить при жизни, выполнять религиозные заповеди и нести в церковь свои материальные подношения. И эти религиозные установки срабатывают в течение тысячелетий. Очень удобная позиция для человека: я ни за что при жизни не отвечаю, все определяется не моей волей, а богом (“так угодно богу”). Поскольку бога никто не видел и не знает (и не может знать, так как реальный мир свободен от бога - выдумки человеческого сознания!), то его можно трактовать как угодно (и церковь безоговорочно присвоила себе такое право), а также на него можно смело валить все свои грехи и преступления. В крайнем случае, покайся в грехах (а то, как это было в средневековье, откупись, заплатив за папскую буллу с отпущением грехов или сделав богатое подношение церкви!) и принимайся за старое. Что ж, каждый получает то, во что он верит и что он заслуживает. Религиозная вера настолько поработила сознание людей, что вопрос о каких-то сомнениях в ней для них нелеп. Как сказал один верующий, футбольный тренер: ”Самая главная дурость - думать, что бога нет”. Но не следует забывать и то, что у каждого верующего свой собственный бог, иначе не было бы в мире столько религиозных направлений и сект. Нацисты, уничтожая народы, также верили: ”Gott mit Uns” (“Бог с нами”). Тут кто-то может припомнить: ”А коммунисты-безбожники тоже уничтожали людей”. Верно. Только следует понять, что большевики и коммунисты никогда не были настоящими атеистами, способными, подобно Джордано Бруно, взойти на костер за свои убеждения (доказательство тому - их нынешнее массовое перерождение в верующих).

Они использовали атеизм как средство с одной целью - разрушить старую религию и на ее обломках возвести здание новой коммунистической религии с культом вождя и лозунгом: ”Кто был ничем тот станет всем” (а тот, кто был всем, соответственно станет ничем? Но от перемены слагаемых сумма не меняется: чем одни лучше других? Мы уже увидели тех, кто стали ”всем”, но потом и они обратились в прах). Фактически большевистский переворот стал новым переделом власти и собственности с очередным одурачиванием и порабощением собственного народа (а позже и уничтожением лучшей его части на полях сражений во времена гражданской войны, в ленинско-сталинских концлагерях во времена индустриализации, в Великой Отечественной войне, при
исполнении “интернационального” долга в зарубежных странах).

Виноват ли в этом атеизм? Нет. Виноваты люди - “твари природы” (твари, которые, нравится нам это теперь или нет, в далеком прошлом были обезьянами и во многом до сих сохранили в себе обезьяньи качества: агрессию, жестокость, страх и зависть), охваченные жаждой власти, славы и богатства. Надо уметь смотреть правде в глаза и не пытаться обелять или возвышать людей их якобы “божественным” происхождением. Чем ближе в своих объяснениях сущности человека мы станем к реальности, к природе, тем больше у человечества будет шансов стать когда-то в будущем действительно обществом Homo Sapiens.

Атеизм - это мировоззрение, которое на протяжении более двух тысячелетий развивали лучшие умы человечества, которое рождалось в муках борьбы с религиозным мракобесием, дурманом, насилием, и которое действительно способно открыть дорогу к развитию и совершенствованию человеческого рода. В отличие от религии, стоящей на “вечных” догмах, не подлежащих сомнениям и пересмотру и поэтому блокирующих всякое духовное развитие человечества, атеизм является единственным способом исследования и познания вечно движущегося, изменяющегося мира и человека в нем. Атеизм совместно с материализмом способен привести к пониманию естественных законов мира в целях разумного следования им и гармоничного существования человечества на Земле и в Космосе. Научному атеизму, всегда отстаивавшему право на сомнение и поиск истины, чуждо насилие над личностью: на протяжении столетий он боролся за свободу мысли от религиозных цепей, допуская в то же время свободу частного вероисповедания. Никто не может и не должен насильно навязывать атеизм верующим (но в светском государстве, тем не менее, воспитание и образование должны носить нерелигиозный, светский характер и подтверждаться соответствующими государственными документами, позволяющими как атеистам, так и верующим, заниматься квалифицированной общественно полезной деятельностью). Точно так же никто не может и не должен насильно навязывать свою веру другому. Мысль можно победить только мыслью, но не мечом и огнем. Вера, не основанная на знании, слепа, слаба и уязвима. Именно поэтому в
мире существует бесчисленное количество верований, каждое из которых ничем не хуже и не лучше других (все они являются непродуктивными отходами деятельности человеческого сознания). Веру нельзя победить другой верой, но только знанием, которое объективно, достоверно и проверяемо на опыте, т.е. адекватно реальному миру.

Позиция Православной церкви по отношению к проповедуемой религии. Наше понятие Христианства.

Для чего людям нужна религия?

«Зачем же князь Владимир, в большинстве своем насильно, крестил Русь? Русь была языческой, люди покланялись многим богам, а следовательно было очень тяжело держать народ в кабале. Гораздо проще управлять народом, когда он поклоняются одному богу, а религия поддерживает божественное происхождение их правителя. Поэтому вывод только один — религия необходима для одурачивания народа, для того, чтобы было легче держать народ в кабале» — из объяснений учителя истории средней школы Советского государства. Несколько поколений детей учили в школах именно этому. Так почему же многие из этих детей, вырастая, достигнув определенных успехов в жизни, получив высшее образование, принимают христианство? Почему наш, Российский президент, открыто заявляет, что он христианин? Он что, в другой школе учился? Или это дань моде? Я думаю, что нет.

Я не могу, конечно судить за всех — возможно кто-то и отдает дань моде, но я уверен в абсолютно одном: Человек, развиваясь и постигая мир рано или поздно понимает, что не все происходящее в мире можно объяснить с точки зрения цифр и формул. Некоторые законы стоят за пределами математического восприятия окружающего мира. Они подчиняются миру духовному.

Так было со мной. Я зашел в тупик, пытаясь познать мир с позиции цифр и логики. Тогда я и обратил свой взор на религию.

Для меня религия это путь духовного развития. Это возможность ответить на многие вопросы мироздания. Путь познания Вселенной.

Причем, не важно, каким путем идет человек, если это только не путь разрушения. Кто-то познает мир идя по пути язычества, кто-то по пути Буддизма, кто-то по пути Христианства. Важно только, чтобы человек не садил себя в клетку законов и постулатов. Важно, чтобы человек с помощью той религии, которую он посчитал наиболее близкой для себя, научился гармонировать с окружающим миром и наслаждаться им, а не бояться возмездия; научился жить и дышать полной грудью, а не испытывать чувство вины.

Позиция Православной церкви по отношению к проповедуемой религии.

Итак, Христианство. Давайте с Вами посмотрим, что предлагает нам церковь? Она нас опекает, оберегает и совсем не видит, что мы уже выросли и начинаем мыслить самостоятельно. А что же получается?

Попробуйте трехлетнему ребенку объяснить откуда он взялся. Попробуйте ему рассказать, что сперматозоид оплодотворил яйцеклетку… Да. Максимум, что он поймет, это то, что он взят из больницы, где много таких деток, как он. А попробуете дать ему в игрушки все те предметы, с которыми в совершенстве обращаются взрослые: ножи, бритвы, ножницы (я уже не говорю про огнестрельное оружие). Рискнете? Вот так и церковь видя что человек еще не в состоянии понять и принять знания об устройстве мироздания сказала всем: это нельзя! — и была права. Но человечество за прошедшие века выросло, а позиция церкви, увы, не изменилась. Что же мы получаем сейчас? Вернемся к нашему малышу. Он немного подрос. Приходит к маме наш малыш и говорит: «Мама, во дворе ребята говорят ужасные вещи! Я с ними спорил, объяснял что вы меня взяли в больнице, что я там появился сам по себе, а они надо мной смеются!» Что делает мама? Она говорит: «не играй с ними, они плохие». Что делает церковь? Она выдает своим прихожанам списки сатанинских организаций. Да, среди этих списков действительно есть несколько объединений, пропагандирующих насилие, также как и в любом дворе всегда найдутся 1-2 отъявленных хулигана. Но не разумнее было бы объяснить малышу где добро, а где зло, а не запрещать. Рассказать ему, что хорошо, а что плохо, чтобы он сам мог во всем разобраться и сам для себя определил, с кем ему играть, а с кем нет. Наша церковь перестала служить проводником в духовный мир, перестала давать знания, оставив одни лишь запреты.

Я считаю, что именно поэтому многие отвергают христианство, как путь к духовному самосовершенствованию, рассуждая что кроме запретов эта вера ничего не дает. Именно поэтому выбирают другой путь духовного совершенства, содержащий меньше запретов. Но для того человеку и разум был дан, чтобы самому искать свой путь.

Какими бы не были незыблемыми заповеди Христианства — каждый понимает их по-своему. Ведь у каждого человека свои понятия греха и морали. И не стоит забывать, что библия переписывалась людьми. Не стоит забывать, что много веков церковь действительно использовалась как государственный институт власти. И чтобы не говорили церковные служители — они тоже люди. А людям свойственны пороки.

Наше (создателей сайта) понятие Христианства.

Я хочу рассказать Вам о своем пути к Богу.

Я уже писал выше, что зайдя в тупик своего логического восприятия мира, я задумался о том, чего нельзя потрогать руками, нельзя объяснить с точки зрения логики. Но христианство вызывало во мне, мягко говоря, огромное недоверие. Я временно живу в маленьком городке, где все у всех на виду. Не хочется рассказывать об ореоле славы, которым окружен настоятель храма. Вкратце расскажу лишь о скандалах в которых замешана его половина и которые были отображены в местной прессе. Так как приход не большой, то жена настоятеля старается извлечь максимальную выгоду из каждого визита в храм. В будние дни это не очень заметно — не все прихожане знают, что в природе существуют церковные свечи, дешевле 15 рублей — не у всех есть возможность бывать в других церквях. Но в праздники ее коммерческая жилка достойна сравнения с подвигами Остапа Бендера. Так, например, в день Богоявления, Вам не дадут святой воды, пока Вы не купите что-нибудь у церкви. В ход идут прошлогодние церковные газеты и брошюры, бесплатно раздаваемые в областном центре. Ну и последний газетный скандал. На пасху у входа в церковь поставили двух молодчиков в форме блюстителей порядка и пропускали в храм только тех, кто покупал дорогую церковную свечу.

Естественно, моему возмущению не было предела. Я говорил о том, что эта церковь коммерческая и ничего общего с духовным развитием она не имеет. И тогда мой духовный наставник сказал золотые слова: «Настоятель храма священник, но не Бог. Но приходя в храм, ты приходишь не к настоятелю храма, а к Богу. И неважно как этот человек живет — все мы люди со своими пороками. Важно как будешь жить ты, и каким будет твой путь.»

И я подумал, что очень часто мы ставим всех в один ряд. После обсчитавшего нас продавца мы говорим, что все продавцы спят и видят, как бы всех обсчитать, после таксиста, везшего нас окружным путем в чужом городе, мы говорим, что честных таксистов не бывает, после инспектора ГИБДД, несправедливо нас оштрафовавшего, мы говорим, что все они … (кто как называет).

Что же мы хотим Вам сказать? Давайте с Вами посмотрим на Христианство начиная не с того, что нельзя, а с того, что можно. Давайте разберемся во всех заповедях и постараемся понять, почему нельзя делать то или другое. Не жить в страхе за предстоящий суд Божий ожидая возможного наказания, а жить осознавая, что можно, а что нельзя. Не трогать огонь голыми руками не потому, что НЕЛЬЗЯ, а не трогать потому, что можно обжечься. Постигнув и поняв законы мироздания, уверяю Вас, Вы убедитесь в справедливости всех заповедей и запретов, Вы почувствуете их сердцем.

Сообщество "Каков твой Бог?" — 11.08.2011

Можно понять человека глубокой древности, когда те или иные свойства природы объяснялись влиянием духов и богов. Но как понять нынешнего приверженца какой-либо религии? Сейчас мы можем сказать, что если что-то и непонятно, то не из-за божественной природы, а только потому что человеческие познания ещё не достигли определённых высот, необходимых для понимания некоторых необъяснимых (пока) фактов бытия. На мой взгляд, если ты являешься поклонником определённого направления (не важно, религиозного или музыкального), то тебе будет интересно узнать о нём как можно больше из различных источников. Вплоть до мельчайших деталей, возможных отклонений или сомнений. Удивляет то обстоятельство, что верующие напрочь отвергают любые сомнения и исследования относительно источника своей веры. Создаётся впечатление что «истинно» верующий подстать душевнобольному, одержимому некоей манией, не позволяющей ему адекватно мыслить и оценивать окружающее. Ко всему прочему следует добавить что данная ситуация выгодна государственным мужам и религиозным деятелям, которые всегда играли ключевую роль в манипуляциях с сознанием народов. Глубокая религиозность всего лишь показатель абсолютной внушаемости и (как следствие) управляемости человека. Власть – вот корень всех религий. Власть над душами даёт возможность властвовать над телами и всеми материальными составляющими. Вера в Бога не имеет ничего общего с религией. Мало того, они далеки как «Да» и «Нет»... Интересно, вы бы удивились, если бы вам сказали что на самом деле вы верите в дьявола; что всё учение искажено до неузноваемости, а в некоторых местах – абсолютная ложь? Что станет с мыслями и психикой маньякально верующего? Он станет ещё более безумен и потеряет доверие вообще ко всему. Отчасти (как не странно), именно благодаря религии этого не происходит J

Давайте разберём небольшую ситуацию. В маленьком городке есть одно градообразующее предприятие, от которого напрямую зависит существование всего городка с его инфраструктурой и благосостояние жителей. Другой работы в городе нет. Вы являетесь директором этого предприятия. Человек недосягаемой величины для простого обывателя. Гипотетически, вы – бог для всего населения (ну или наместник бога, если вам угодно J) . А теперь подумайте, вы будете знать чем занимается конкретный слесарь Ваня Иванов в механическом цехе в 11.06 ? На месте директора вам не придёт в голову даже думать об этом, если только так не сложатся обстоятельства, или вас это не заинтересует. Согласитесь, что я прав. Так разве вы вправе ставить в такую немыслимую ситуацию Бога? Вы уверены что он ежесекундно за вами наблюдает, вы так думаете? Какое вы имеете право заставлять Бога думать так же как и вы? Вы что, знаете о чём он думает? Значит вы равны Богу? Это утопия, правда?

Во многих религиях учат любить ближнего, а в евангелии сказано даже как:"Возлюби ближнего своего как самого себя". Интересно, как можно научиться любить ближнего, если мы себя не только не любим, но попросту игнорируем J Пояснить можно на простом примере. Человеческий организм это конгломерат (сообщество) миллиардов живых существ и клеток. Каждый из них – сам практически законченный организм. По неизвестным причинам им выгодно сосуществовать в едином сообществе. Вершиной всего этого является мозг – коллективное сознание. Вдруг это самое сознание начинает считать себя отличным от всего сообщества, неким отдельным организмом на который должны все работать. Всё бы ничего, если бы мозг продолжал заботиться о каждом организме, составляющем всё целое. Но нет. Мозг ведёт себя так, будто он не от мира сего и разрушает свой дом самыми изощрёнными способами, выдумав для себя некий рай вне тела. Парадокс? Курение, обжорство, употребление алкоголя, самоистязание и т.д. Все эти излишества вам не знакомы? И вот, допустим, печень подаёт сигнал вам о своём нездоровье. Она молит вас о пащаде, ведь вы – мозг, вы для неё бог. А вы кормите её таблетками чтобы заткнуть ей рот и заглушить её крик. И только когда она при смерти начинаете обращать на неё внимание. Так чего же вы ждёте от Бога? Каков ваш Бог? Если такой как вы, то я вам глубоко сочувствую...

Сохранено

Потому что религии обращаются к инстинктивно-гормональным формам поведения. Об этом лучше всего писал профессор С.Савельев. В интернете много роликов на ютубе и его книг. Человеческое поведение формируется из двух составляющих. Одна из них ― то, что нам досталось от животных ― инстинктивно-гормональные формы организации поведения. Это три простых принципы: еда, размножение и доминантность. Это, то, что у нас прячется в мозгах, и мы это называем словом «хочу».

Вторая же часть ― это уже социально выработанная форма поведения, за которую отвечает уже другая часть мозга. Это кора с бороздами и извилинами, которая предопределяет нашу рассудочную деятельность. То есть рациональное и разумное социальное поведение, которое позволяет нам не резать друг друга на улицу впрямую, не отнимать, а зарабатывать деньги и на них покупать.

И вот нормальный человек всю жизнь мучается и мечется между двумя проблемами. С одной стороны, он хочет поступить как разнузданный бабуин, размножаться везде, где только можно, красть, бездельничать и развлекаться. А с другой стороны, социальные условия вокруг него говорят, что так нельзя. Надо поработать, прежде чем размножиться.

рассудок очень выгоден, если его подчинить некой религиозной идее. Мозг радостно туда бежит. Потому что он начинает экономить. Расход уже не 25% от всего организма, а 9%. Есть список правил, с которыми человек живѐт. Бейся лбом и вперѐд с песнями. И, в результате, возникает религиозный фанатизм, как способ эффективной экономии энергии мозга. Вместо того, чтобы думать, он экономит энергию.

При этом не важен объект поклонения. В социологии религии есть пониятие квазирелигия (). Например, либерализм, социализм и коммунизм,нацизм. Религиовед Е. С. Элбакян отмечает, что для квазирелигиозности исключительно присуща вера в «естественные события, в личности (культ личности напр.), а также процессы и создание на основе подобной веры определённых мифомоделей, как правило, находящих отражение и поддержку в массовом сознании».

Т.о. если более поверхностно, то религия - это перенос ответственности. Мы делегируем свою индивидуальность в набор правил. А глубинный мотив, ко-

нечно, ― экономия энергии.

Во-вторых, На основе обозначенного мотива также произрастает общественная поддержка религии. Когда общество не одобряет того, кто пытается выделиться тем или иным способом. Начинаться это может вполне бессознательно. У общества есть проверенный консервативный способ, который когда-то работал, почему бы не забыть о том, что он может устареть или быть непригодным в современных религиях и просто привить его подрастающему поколению. Из-за экономии энергии религиозные гипотезы кажутся более красивыми. Человеку трудно принять ответственность за свои действия, ограниченность временем и т.д., поэтому человек, который дает ответы на эти вопросы, опираясь на религиозную гипотезу, выглядит более привлекательным с точки зрения продолжения рода, чем научные объяснения, и уж тем более более привлекательным, чем дающий ответ "не знаю".

И в-третьих, о причинах возникновения религий. Религии возникают там где человечество не может дать ответ на вопрос "почему?". Например, основатели марксизма разработали концепцию, согласно которой корнем религии является реальное практическое бессилие человека, сперва перед природными, затем перед социальными явлениями, проявляющееся в его повседневной жизни, выражающееся в том, что он не может самостоятельно обеспечить успеха своей деятельности. Таким образом, когда в науку вмешивается механизм, построенный на вере во что-то (а они вмешиваются из-за ограниченности в познания человека, вследствие отсутствия технологий на данном этапе, корыстных желания ученого, готового провести некорректный эксперимент, отсутствия компетенций и т.д, т.е. всего того о чем я писал в первом пункте), то эта ветвь науки превращается в профанацию. А позднее на таких ветвях строятся новые псевдорелигии.

Поэтому, даже не смотря на статьи, доказывающие отсутствие необходимости религии с точки зрения научных и общественно моральных аргуметнов (), религии будут появляться и успешно существовать до тех пор, пока не изменится строение мозга и процесс человеческого мышления.

Фактическая ошибка в фразе:

Все религии мира говорят, что есть ад, а есть рай, есть бог, а есть дьявол ― выбирай.

Вы выстроенной модели религию можно заменить на культуру (чем древнее времена, тем меньше разницы между предметной областью этих понятий) и получится, что культура тоже фикция. Хотя с инженерной точки зрения (которую можно назвать точкой зрения биоробота) так оно и есть.

Ответить

Мда, какая псевдонаучная чушь с весьма малым знакомством с предметом.

Все религии мира говорят, что есть ад, а есть рай, есть бог, а есть дьявол ― выбирай.

Вообще-то нет. У буддистов и большинства индуистов никакого рая нет, а ад это такое чисто техническое место между перерождениями. Так же дьявола как такового тоже нет. Отсутствуют полностью концепции рая, ада и дьявола в шаманизме, тотемизме и других верованиях неписьменных народов. А концепция Бога у них - Бог условно вынесен за скобки, он "не действующий". Как таковой рай, диавол и ад отстутсвовал у язычников Греции, Рима, в скандинавской мифологии.

Экстраполировать исключительно представления авраамических религий, тем более заведомо их упрощая и подгоняя их под удобную теорию - на весь религиозный поиск человечества - это даже не наивность, это именно что предвзятая некомпетентность.

Ответить

Прокомментировать

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Как приготовить суп харчо в домашних условиях Как приготовить суп харчо в домашних условиях