Когда был потоп? Всемирный потоп, и что мы о нем знаем Сколько дней был потоп в библии.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

А был ли в действительности Всемирный потоп? Этот вопрос будоражит умы всего человечества на протяжении многих столетий. Неужели правда то, что все население было уничтожено волей Божьей с лица Земли в одно мгновение таким варварским способом? А как же любовь и милосердие, которое приписывают Творцу все мировые религии?

Ученые всего мира по сей день пытаются найти достоверные факты и научное объяснение глобального наводнения. Тема Всемирного потопа фигурирует в литературных произведениях, а на картинах известных художников библейский апокалипсис отражает всю мощь природной стихии. На знаменитом полотне Айвазовского смертоносный катаклизм изображен так ярко и реалистично, что, кажется, великий живописец лично был его свидетелем. Всем известна и знаменитая фреска кисти Микеланджело с изображением представителей рода человеческого за шаг до своей гибели.

Картина Айвазовского «Всемирный потоп»

«Всемирный потоп» Микеланджело Буонарроти

Тему Всемирного потопа воплотил на экране американский кинорежиссер Даррен Аронофски в кинокартине «Ной». Он представил на суд зрителей свое видение известного библейского сюжета. Фильм вызвал множество споров и противоречивых рецензий, однако никого не оставил равнодушным. Режиссера обвиняли в расхождении сценария с общепринятой канвой развития событий в библейском изложении, затянутости и тяжести восприятия. Однако автор изначально не претендовал на оригинальность. Факт остается фактом: фильм посмотрели без малого 4 миллиона зрителей, а кассовые сборы составили более 1 миллиарда рублей.

О чем гласит Библия

Об истории возникновения Всемирного потопа знает каждый человек хотя бы понаслышке. Давайте проведем краткий экскурс в историю.

Бог не мог больше мириться с неверием, распутством и беззаконием, которое люди учинили на земле, и решил наказать грешников. Всемирный потоп призван был закончить существование людей смертью в морской пучине. Лишь Ной со своими близкими на тот момент заслуживали милости Создателя, ведя благочестивую жизнь.

По Божьему указанию Ной должен был соорудить ковчег, способный выдержать продолжительное плавание. Судно должно было соответствовать определенным размерам, и его необходимо было оснастить нужным снаряжением. Был оговорен и срок постройки ковчега – 120 лет. Стоит заметить, что продолжительность жизни на тот момент исчислялась столетиями, и на момент завершения работы возраст Ноя составлял 600 лет.

Далее Ною предписывалось войти в ковчег вместе со всем семейством. Кроме того, в трюмах судна разместили по паре нечистых животных от каждого вида (тех, что не употреблялись в пищу по религиозным или другим предубеждениям, а также не использовались для жертвоприношений), и по семь пар чистых животных, существующих на земле. Двери ковчега закрылись, и для всего человека наступил час расплаты за грехи.

Небеса будто разверзлись, и вода нескончаемым мощным потоком хлынула на землю, не оставляя ни единого шанса на выживание. Стихия бушевала 40 дней. Под толщей воды скрылись даже горные массивы. В живых на поверхности бескрайнего океана остались лишь пассажиры ковчега. По прошествии 150 дней вода пошла на убыль, и судно причалило у горы Арарат. Спустя 40 дней Ной выпустил ворона на поиски суши, но многочисленные попытки не увенчались успехом. Лишь голубю удалось найти землю, после чего люди и животные обрели почву под ногами.

Ной совершил обряд жертвоприношения, а Бог дал обещание, что потоп больше не повторится, и род людской продолжит свое существование. Так начался новый виток в истории человечества. По замыслу Божьему, именно с праведника в лице Ноя и его потомков был заложен фундамент нового здорового общества.

Для простого обывателя эта история полна противоречий и вызывает массу вопросов: от сугубо практического «как можно было соорудить такую махину силами одной семьи» до морально-этического «неужели это массовое убийство было настолько заслуженным».

Вопросов много… Попробуем найти ответы.

Упоминание о Всемирном потопе в мировой мифологии

В попытках найти истину, обратимся к мифам из других источников. Ведь если брать за аксиому то, что гибель людей была массовой, то пострадали не только христиане, но и другие народности.

Большинство из нас воспринимают мифы как сказки, но тогда кто же автор? Да и событие само по себе довольно реалистично: в современном мире все чаще приходится наблюдать смертоносные смерчи, наводнения и землетрясения во всех уголках мира. Человеческие жертвы от природных катаклизмов исчисляются сотнями, да и возникают они порой там, где быть их вовсе не должно.

Шумерская мифология

Археологи, работавшие на раскопках древнего Ниппура, обнаружили рукопись, в которой говорится о том, что в присутствии всех богов по инициативе владыки Энлиля (одного из трех главенствующих богов) было принято решение устроить великий потоп. В роли Ноя выступил персонаж по имени Зиусудра. Стихия бушевала целую неделю, а после Зиусудра покинул ковчег, принес богам жертвоприношение и обрел бессмертие.

«Исходя из того же списка (прим. Ниппурского царского списка) можно сделать вывод, что всемирный потоп случился 12 тыс. лет до н. э.»

(Википедия)

Есть и другие версии возникновения великого потопа, однако все они имеют одно существенное различие с библейской трактовкой. Шумерские источники причиной бедствия считают прихоть богов. Эдакая блажь, чтобы подчеркнуть свою власть и могущество. В Библии же акцент делается на причинно-следственную связь жизни во грехе и нежелании ее изменить.

«Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней»

- А. Джеремиас (Википедия)

Несмотря на различные предпосылки для глобального наводнения, упоминания в древних рукописях шумеров о нем есть.

Греческая мифология

По версии древнегреческих историков, потопов было целых три. Один из них, Девкалионов потоп, частично перекликается с библейским сюжетом. Все тот же спасительный ковчег для праведника Девкалиона (по совместительству сына Прометея) и причал у горы Парнас.

Однако по сюжету части людей удалось спастись от потопа на вершине Парнаса и продолжить свое существование.

Индуистская мифология

Здесь мы сталкиваемся, пожалуй, с самой сказочной трактовкой потопа. По легенде, родоначальник Вайвасвата поймал рыбку, в которую воплотился бог Вишну. Рыбка пообещала Вайвасвату спасение от предстоящего потопа взамен на обещание помочь ей вырасти. Далее все по библейскому сценарию: по указанию выросшей до огромных размеров рыбы праведник строит корабль, запасается семенами растений и отправляется в путь, ведомый спасительницей-рыбой. Остановка у горы и жертвоприношение богам – финал повествования.

В древних рукописях и других народов есть упоминания о великом наводнении, совершившем революцию в человеческом сознании. Не правда ли, что такие совпадения не могут быть случайными?

Всемирный потоп с точки зрения ученых

Такова уж человеческая природа, что нам непременно нужны веские доказательства существования чего-либо на самом деле. А в случае с глобальным наводнением, обрушившимся на землю тысячелетия назад, ни о каких прямых свидетелях не может быть и речи.

Остается обратиться к мнению скептиков и принять во внимание многочисленные исследования природы возникновения такого масштабного наводнения. Стоит ли говорить о том, что мнения и гипотезы по этому вопросу существуют самые разные: от самых нелепых фантазий до научно обоснованных теорий.

Скольким Икарам пришлось разбиться, чтобы человек усвоил, что ему никогда не подняться в небо? Однако это свершилось! Так и в случае с потопом. Вопрос о том, откуда на земле могло взяться такое количество воды, сегодня имеет научное объяснение, ибо он возможен.

Гипотез существует множество. Это и падение гигантского метеорита, и крупномасштабное извержение вулкана, повлекшее за собой цунами невиданной силы. Выдвигались версии о сверхмощном взрыве метана в глубине одного из океанов. Как бы там ни было, Всемирный потоп – исторический факт, не вызывающий сомнений . Слишком уж много существует доказательств на основе археологических исследований. Ученым остается лишь сойтись во мнении о физической природе этого катаклизма.

Проливные дожди, идущие месяцы напролет, бывали в истории не раз. Однако ничего страшного не случалось, человечество не погибало, и мировой океан не выходил из берегов. Значит, истину нужно искать в другом. Современные научные группы, в составе которых трудятся климатологи, метеорологи и геофизики, совместными стараниями ищут ответ на этот вопрос. И весьма успешно!

Не будем утомлять читателей мудреными для человека несведущего научными формулировками. Говоря простым языком, одна из популярных теорий возникновения Всемирного потопа выглядит так: вследствие критического разогрева земных недр под воздействием внешнего фактора земная кора раскололась. Эта трещина не была локальной, раскол за считанные часы не без помощи внутреннего давления пересек весь земной шар. На свободу мгновенно вырвалось содержимое подземных недр, большую часть которых составляли подземные воды.

Ученым даже удалось рассчитать мощность выброса, которая более чем в 10 000 (!) раз превышает самое страшное масштабное извержение вулкана, пришедшееся на долю человечества. Двадцать километров – именно на такую высоту поднимался столб воды и камней . Последующие за этим необратимые процессы спровоцировали обильные ливни. Ученые делают акцент именно на подземных водах, т.к. существует множество фактов, подтверждающих существование подземных водных резервуаров, в разы превышающих по объему воды мировой океан.

Одновременно с этим исследователи природных аномалий признают, что не всегда можно найти научное объяснения механизму возникновения стихии. Земля – живой организм, обладающий огромной энергетикой, и в какое русло эта сила может быть направлена – одному Богу известно.

Заключение

В заключении хочется предложить на суд читателя точку зрения некоторых священнослужителей на Всемирный потоп.

Ной строит ковчег. Не тайно, не под покровом ночи, а среди бела дня, на возвышенности и целых 120 лет ! У людей было достаточно времени, чтобы покаяться и изменить свою жизнь – Бог дал им этот шанс. Но даже когда нескончаемая вереница животных и птиц направилась к ковчегу, они воспринимали все как увлекательное представление, не понимая, что даже звери на тот момент были благочестивее людей. Разумные существа не предприняли ни единой попытки спасти свою жизнь и душу.

Не так уж много изменилось с той поры… Нам по-прежнему нужны только зрелища – действа, когда душе не нужно работать, а мысли окутаны сахарной ватой. Если каждому из нас будет задан вопрос о степени собственной нравственности, сможем ли мы искренне ответить хотя бы самим себе, что способны стать спасителями нового человечества в роли Ноя?

В школьные годы чудесные в 70-х – 80-хгодах прошлого века учителя воспитывали умение вырабатывать свою точку зрения незамысловатым вопросом: «А если все прыгнут в колодец, ты тоже прыгнешь?». Самым популярным был ответ: «Конечно! А чего мне, одному оставаться?». Весь класс весело смеялся. Мы готовы были упасть в пропасть, лишь бы и там быть вместе. Затем кто-нибудь добавлял фразу: «Зато не нужно будет никогда больше делать уроки!», и массовый прыжок в бездну становился вполне оправданным.

Грех – это искушение, которое заразно. Стоит ему поддаться, и остановиться практически невозможно. Это как инфекция, как оружие массового поражения. Быть безнравственным стало модно. Природа не знает другого противоядия от чувства безнаказанности, как показать человечеству свою мощь – не в этом ли причина участившихся природных катаклизмов разрушающей силы? Возможно, это прелюдия нового Всемирного потопа?

Конечно, мы не будем причесывать все человечество под одну гребенку. Очень много среди нас людей добрых, порядочных и честных. Но ведь и природа (или Бог?) пока лишь локально дает нам понять, на что она способна…

Ключевое слово «пока».

К началу работ по постройке ковчега Ною было 500 лет и у него уже было три сына. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. Время от объявления потопа Богом до окончания постройки ковчега, согласно богословским толкованиям Быт. , составляло 120 лет.

Когда работа была завершена, Ною было велено зайти в ковчег с семьёй и взять с собой по паре от каждого вида нечистых животных и по семь - каждого вида чистых животных, живущих на земле (Быт. ). Ной исполнил указание (в некоторых переводах - животные сами зашли в ковчег) , и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю. Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники. Вода стояла так высоко, что ею покрылись все высокие горы. Спустя 150 дней вода стала убывать, и в семнадцатый день седьмого месяца ковчег пристал к горам Арарат (имеется в виду горный массив). Однако лишь первого числа десятого месяца показались горные вершины. Ной ждал ещё 40 дней, после чего выпустил ворона, который, не найдя суши, каждый раз возвращался назад. Затем Ной трижды (с перерывами по семь дней) выпускал голубя. В первый раз голубь также вернулся ни с чем, во второй - принёс в клюве свежий масличный лист, что означало, что показалась поверхность земли. В третий раз голубь не вернулся. Тогда Ной смог покинуть корабль, и его потомки вновь заселили землю.

Выйдя из ковчега, Ной принёс жертвоприношения, и Бог обещал восстановить порядок вещей и более никогда не уничтожать людской род через потоп. Как знак этого обещания в небесах воссияла радуга - завет Бога с людьми . Бог благословил Ноя, его потомков и всё, что на земле.

По гипотезе В. В. Емельянова (в статье 1997 г.), в полуразрушенной строке 255 упоминалась женщина, которую боги дают в жёны Зиусудре.

Сказание об Атрахасисе Сказание об Утнапиштиме

Первоначальный рассказ о потопе в вавилонской версии удалось найти при раскопках знаменитой библиотеки Ашшурбанипала Ормузду Рассаму, христианину-халдею, бывшему дипломату, выполнявшему раскопки в Ниневии для Британского музея в Лондоне . Прочитать и перевести найденные таблички сумел Джордж Смит . Точнее, Смиту удалось разыскать начало эпического повествования о Гильгамеше , который в поисках травы бессмертия отправляется на край земли к единственному человеку пережившему древний потоп - Утнапиштиму . Здесь повествование обрывалось, однако Смит отправился на холм Нимруд, скрывавший древнюю Ниневию, и обнаружил там недостающую часть текста - в общем целых 384 таблички.

История потопа, изложенная в эпосе о Гильгамеше (таблица XI, строки 9-199, где Утнапиштим рассказывает её Гильгамешу), вероятно, была первоначально самостоятельной поэмой, позже целиком включённой в эпос. Имя Утнапиштим - аккадское соответствие шумерскому имени Зиусудра («Нашедший жизнь долгих дней»).

Рассказ начинается с того, что на собрании всех богов было решено уничтожить человечество. Причины такого решения не упоминаются. Один из инициаторов потопа - бог Энлиль - взял с каждого из других богов слово, что те не будут предупреждать людей. Бог Нинигику (Эа) решил спасти своего любимца и преданного ему человека - властителя города Шуруппака на берегу реки Евфрат - Утнапиштима , которого эпос называет «обладающий величайшей мудростью». Чтобы не нарушать клятвы, Нинигику-Эа сообщает во время сна Утнапиштиму, что тот должен построить корабль и готовиться к собственному спасению. Нинигику-Эа также советует Утнапиштиму отвечать тем, кто будет расспрашивать его о причинах неожиданного строительства, так, чтобы те ни о чём не догадались (он говорит, что собирается покинуть страну).

Следуя указаниям Нинигику-Эа, Утнапиштим приказывает горожанам строить корабль (чертёж рисует сам Утнапиштим) - квадратное в плане сооружение с плоским днищем площадью три десятины, шестью палубами, высокими (сто двадцать локтей) бортами и кровлей. Когда корабль был готов, Утнапиштим погрузил на него своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи.

Нагрузил его всем, что имел я,
Нагрузил его всем, что имел серебра я,
Нагрузил его всем, что имел я злата,
Нагрузил его всем, что имел живой я твари,
Поднял на корабль всю семью и род мой.
Скот степи, зверей степи, всех мастеров я поднял.

Ветер свирепствовал шесть дней и семь ночей и накрыл потопом всю землю без остатка (земля здесь отождествляется с равниной Шумера). На седьмой день вода успокоилась и Утнапиштим смог выйти на палубу. Всё человечество к тому времени было уничтожено и «стало глиной». Тогда корабль пристал к маленькому островку - вершине горы Ницир. На седьмой день стоянки Утнапиштим выпустил голубя и тот вернулся. Затем выпустил ласточку , но и она прилетела назад. И только ворон нашёл показавшуюся из воды сушу и остался на ней.

Тогда Утнапиштим покинул корабль и принёс богам жертвоприношения. «Божества слетелись как мухи на запах принесённых жертв » и начали ссориться между собой. Эллиль гневается, что люди спаслись. Иштар говорит, что лазурный камень на её шее всегда будет ей напоминать о днях потопа. После ссоры боги убедили Энлиля в его неправоте и тот благословил Утнапиштима и его жену и, подарив бессмертие, поселил вдали от людей в недоступном месте у истока рек (очевидно, Тигра и Евфрата).

Рассказ Бероса

Вавилонская легенда о потопе долгое время была известна европейским учёным благодаря её изложению у «халдейского» историка Бероса (III в. до н. э.), писавшего на греческом языке. Сам труд Бероса не сохранился, но его рассказ был пересказан греческим учёным Александром Полигистором , которого, в свою очередь, цитирует византийский автор Георгий Синкелл . Таким образом, данная версия могла быть искажена и, вероятно, несёт на себе отпечаток греческого влияния.

Согласно Беросу, бог (которого он называет Кронус или Крон) явился во сне (Ксисутру), десятому царю Вавилонии и сообщил, что боги решили уничтожить людской род и великий потоп начнётся в 15 день месяца десия (8 месяца по македонскому календарю). Посему Ксисутрусу было приказано написать историю мира и для сохранности закопать её в городе Сиппаре, и, построив огромный корабль, достаточный, чтобы вместить семью царя, его друзей и родственников а также домашних птиц и четвероногих животных, и, когда всё будет готово, отплыть «к богам», но прежде того «молиться о ниспослании добра людям».

Царь выполнил приказание, выстроив ковчег длиной в пять и шириной в два стадия . Из сохранившихся отрывков неясно, сколько дней продолжался потоп. Когда вода стала убывать, Ксисутрус выпустил одну за другой несколько птиц. Но, не найдя себе нигде пищи и приюта, птицы вернулись на корабль. Через несколько дней Ксисутрус снова выпустил птиц, и они вернулись на корабль со следами глины на ногах. В третий раз он их выпустил, и они больше на корабль не вернулись. Тогда Ксисутрус понял, что земля показалась из воды, и, раздвинув несколько досок в борту корабля, выглянул наружу и увидел берег. Тут он направил судно к суше и высадился на горе (называется Армения) вместе со своей женой, дочерью и кормчим. Высадившись на опустевшую землю, Ксисутрус воздал почести земле, построил алтарь и принёс жертву богам. Берос уточняет, что Ксисутрус, его жена, дочери и кормчий первыми вышли из корабля, и были отправлены к богам. Остальные спутники больше их никогда не видели, небесный голос объявил им, что за благочестие Ксисутрус и его семья присоединились к сонму богов. Согласно этой версии, человечество произошло от спутников Ксисутруса, вернувшихся в Сиппар.

Возможная дата Потопа согласно шумерскому Списку царей

Сравнение легенд о потопе
Тема Библейская легенда Шумерская легенда,
III тыс. до н. э.
(сохранилась во фрагментах XVIII в. до н. э.)
Вавилонская легенда,
XVIII-XVII вв. до н. э.
Источник Книга Бытия Клинописные таблички, найденные при раскопках Ниппура . 1) Вавилонский историк Берос , III в. до н. э., дошёл в пересказе греческих историков;

2) Клинописные таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала , вставной рассказ в XI таблице «Песне о Гильгамеше»;
3) То же, другой вариант текста.

Персонаж Ной ,
в 10-м поколении после Адама
Зиусудра ,
царь и жрец бога Энки
Зиусудра в буквальном переводе с шумерского означает «нашедший жизнь долгих дней»
1) Ксисутрус (Зиусудра), 10-й царь Вавилона ;
Спасающий бог Яхве Энки (Эйа) 1) Кронус;
2) Эа
Приказ Построить ковчег, взять с собой семью и животных В тексте лакуна, но видно, что он близок к аккадской версии: упоминается обращение бога к стенке хижины, которое слышит Зиусудра Боги принимают решение на совете, но Эйа в тайне от остальных богов сообщает их решение Ут-напишти и советует построить ковчег, взять с собой семью и животных
Длительность ливня 40 дней и 40 ночей 7 дней и 7 ночей 7 дней и 7 ночей
Птицы Выпускает ворона, затем трижды выпускает голубя (текст отсутствует) 1) несколько птиц;
2) голубь, затем ласточка и ворон
Место причаливания «горы Араратские» (Урарту) 1) Армения ;
2) г. Ницир
Жертвоприношение после спасения Постройка алтаря и принесение жертвы Принесение в жертву быков и овец Постройка алтаря и принесение жертвы в виде воскурений от мирта, тростника и кедра
Благословение Бог заключает Завет с Ноем и благословляет его Ан и Энлиль даруют Зиусудре «жизнь как боги» и «вечное дыхание» и поселяют его вместе с женой на острове блаженных Дильмун (Тильмун в аккадском варианте) Ут-напишти и его жена (либо Атрахасис без жены) по выходе из судна получают благословение бога Эллиля

Мнения исследователей о происхождении библейского рассказа можно разделить на три группы:

Отличие библейской истории от древнемесопотамских

Внешнее сходство с повествованием Книги Бытие очевидно: в обоих текстах речь идёт об уничтожении всего человечества в водах Потопа, о спасении одного человека с семьёй, о том, что он берёт с собой в корабль животных, посылает птиц на разведку, а, выйдя из корабля, приносит жертвы.

Однако гораздо большее значение имеют те отличия, которые при беглом знакомстве ускользают от внимания. По мнению Сончино , вавилонский эпос не основывается на каких-либо морально-этических нормах. Всё происходящее описывается в нём, как результат прихоти или игры божеств. Впрочем, С. Н. Крамер отмечает, что уже в шумерском сказании Зиусудра «предстаёт как набожный и богобоязненный царь, во всех своих делах руководствующийся указаниями, полученными от богов в сновидениях и предсказаниях» .

С традиционной точки зрения, Библия раскрывает пути управления мира Творцом, подчёркивая, что ничто в мире не происходит случайно. Господь посылает на землю Потоп только потому, что сам человек извращает пути свои на земле, «наполняя» её грабежом, насилием и развратом. Тут же, хотя и в скрытой форме, содержится мысль о том, что ответственность за состояние общества разделяют все, кто вольно или невольно принял его нормы и не выразил протеста. Ной спасается не по причине каприза божества и не потому, что он «обладает величайшей мудростью» (что не исключает возможности творить зло и приносить горе другим), а потому, что он человек праведный, то есть стремящийся к добру. Бог спасает Ноя не для того, чтобы тот мог бы вечно блаженствовать, а для того, чтобы он и его потомки стали фундаментом обновлённого человечества. Согласно Й. Вейнбергу, в Пятикнижии «Потоп изображён как испытание, которым и в процессе которого завершается превращение допотопного предчеловечества в послепотопное истинное человечество».

Морально-этическую силу, заложенную в библейском рассказе о Потопе, признают и исследователи из школы «Библейской критики »:

«Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней»

А. Джеремиас

«Вавилонский текст о Потопе словно специально был составлен для того, чтобы превосходство идеи Израиля о Едином Боге стало ещё более ясным и отчетливым. Со своей же стороны, Библия перечёркивает все те описания Потопа, которые были известны древнему миру до неё: их отталкивающие образы теряют какое-либо значение»

Анализ и датировка истории о Потопе

Согласно традиционной еврейской библейской хронологии , Всемирный потоп начался 17 числа второго месяца (то есть Хешвана) в 1656 году от Сотворения мира (2104 год до н. э.) (Быт. ) , а выйти из Ковчега на появившуюся сушу Бог повелел Ною 27 Хешвана 1657 года от Сотворения мира (2103 год до н. э.) (Быт. ) .

Дата начала всемирного потопа высчитывается по словам из 5 главы книги Бытие, в которой приводится родословная по линии Сифа, 3-го сына Адама.

  1. Адам прожил [ 130 ] лет и у него родился Сиф (Быт. 5:3)
  2. Сиф прожил [ 105 ] лет и у него родился Енос (Быт. 5:6)
  3. Енос прожил [ 90 ] лет и у него родился Каинан (Быт. 5:9)
  4. Каинан прожил [ 70 ] лет и у него родился Малелеил (Быт. 5:12)
  5. Малелеил прожил [ 65 ] лет и у него родился Иаред (Быт. 5:15)
  6. Иаред прожил [ 162 ] года и у него родился Енох (Быт. 5:18)
  7. Енох прожил [ 65 ] лет и у него родился Мафусал (Быт. 5:21)
  8. Мафусал прожил [ 187 ] лет и у него родился Ламех (Быт. 5:25)
  9. Ламех прожил [ 182 ] года и у него родился Ной (Быт. 5:28)
  10. Ною было шестьсот лет, когда на земле произошёл водный потоп (Быт. 7:6)

Сотворение Адама [ 0 ] + Адам [ 130 ] + Сиф [ 105 ] + Енос [ 90 ] + Каинан [ 70 ] + Малелеил [ 65 ] + Иаред [ 162 ] + Енох [ 65 ]+ Мафусал [ 187 ] + Ламех[ 182 ] + Ной [ 600 ] = 1656 г.

Для этих версий примечательно не только то, чем они отличаются, но и то, что факты, в принципе совпадающие в обеих версиях, всё же упоминаются дважды, например:

  • дважды сообщается, что у Ноя было три сына - Сим , Хам , Иафет : в Быт. и Быт.
  • дважды сообщается, что Бог видит, что велико зло на земле: в Быт. названо имя Яхве , в Быт. - Элохим
  • дважды Бог обращается к Ною и указывает ему спасение в ковчеге: в Быт. названо имя Элохим, а в Быт. - Яхве
  • дважды повторяется формула «и сделал он так, как ему повелел бог»: Быт. и Быт.
  • дважды описывается, как Ной вместе с семьей и животными входят в ковчег: Быт. и Быт.
  • дважды описывается, как Ной выходит из ковчега: Быт. и Быт.

Помимо этого, при прочтении библейской истории Всемирного потопа бросаются в глаза ряд противоречий:

Отличия между версиями
Источник I (J) Источник II (P) Вывод библейской критики
Проводится различие между чистыми и нечистыми животными: первые были взяты в ковчег по семь пар от каждого вида, а последние - только по одной паре. Отсутствует разделение на чистых и нечистых животных, число спасаемых в ковчеге животных ограничивается одной парой от каждого вида. Возможно, по представлению источника P, различие между чистыми и нечистыми животными было впервые открыто богом Моисею, так что Ной ничего об этом не мог знать; автор же Яхвиста полагал, что различие между чистыми и нечистыми животными является естественным и существовало с давних времён.
Ливень, вызвавший Потоп, продолжался 40 дней и 40 ночей, после чего [Ной] оставался в ковчеге ещё 3 недели, пока не спала вода и не показалась земля. Всего 61 день. До спада воды прошло 150 дней. Всего Потоп длился 12 месяцев и 10 дней. Принимая во внимание, что у евреев принят лунный календарь, 12 месяцев составляют 354 дня. Таким образом, Потоп длился 364 дня - целый солнечный год, что указывает на знакомство с вычислениями солнечного цикла.
В качестве причины Потопа указывается ливень - вода с небес. Вода хлынула одновременно с неба и из-под земли.
Описывается принесение жертв Ноем в благодарность за спасение от гибели во время Потопа. Жертвоприношение не упоминается Возможно свидетельствует о более позднем происхождении текста, когда появился запрет жертвоприношений вне Иерусалимского храма .
Апологетика
  • Предположение о механическом совмещении двух источников, использующих разные имена Бога, весьма сомнительно. Имя Элохим , использованное в первой главе Книги Бытие , встречается также во второй и третьей главе 20 раз вместе с Тетраграмматоном (четырёхбуквенным именем). «Библейские критики», разрешая эту проблему, объясняют её работой «редактора» или «редакторов».
С точки зрения еврейской традиции, появление в тексте разных имён Бога и их сочетание друг с другом не вызывает трудностей: имя Элохим употребляется всегда, когда говорится о проявлении правосудия Творца, а Тетраграмматон (имя Яхве) (отдельно или в сочетании с именем Элохим) - тогда, когда говорится о проявлении Его милосердия. Эти имена сменяют друг друга в зависимости от контекста. Три авторитетных учёных (Д. Гоффман, В. Грин и Б. Джейкоб) произвели тщательный анализ текста Книги Бытие и показали во всех без исключения случаях соответствие имени Бога контексту: в зависимости от проявления качества милосердия или правосудия. Рассмотрим один из многочисленных примеров: «и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог (Элохим). И затворил Господь (Тетраграмматон) за ним [ковчег]» (Быт. ). Здесь в одном отрывке встречаются оба имени Бога. Адепты школы «библейской критики» утверждают, что этот отрывок написан на основе источника P. Но если это так, то, согласно их же теории, в тексте должно было бы встретиться только имя Элохим. Поэтому они разбивают этот отрывок на два и приписывают «основной текст» источнику J, а «вставку» относят к источнику P. В то же время, с традиционной точки зрения, употребление в этом стихе двух имён легко объяснить: четырёхбуквенное имя употребляется в связи с тем, что Всевышний закрыл вход в ковчег, спасая находившихся в нём от гибели, что, без сомнения, является проявлением милосердия Творца.
  • Противоречие в указаниях, которые даются Ною, также нетрудно объяснить. В Ною приказано взять в ковчег по паре каждого вида животных, в то время, как в следующей главе ему велено взять по паре нечистых животных и по семь пар чистых.
Однако, фактически, стих 6:19 может рассматриваться как общее указание о том, что животные, которые войдут в ковчег, должны составлять пары. Это указание даётся за какое-то время до начала Потопа. В следующей главе даётся Ною конкретное указание непосредственно перед его выполнением. Здесь разъясняются детали, которые ранее были опущены: чистых животных должно быть по семь пар, так как впоследствии они будут нужны Ною для принесения жертв и для употребления их в пищу. Такой порядок описания заповедей Торы, - когда сначала приводится общее правило, а вслед за ним конкретизация, - отражён в одном из правил толкования Торы, которое определяет соотношение между общим правилом и его частной деталью.
  • Выводы школы «библейской критики» выглядят ещё более сомнительно при рассмотрении вавилонской версии описания Потопа, которая в целом совпадает с библейской историей. Между сведениями, приводимыми в вавилонском тексте и целым рядом сведений, приписываемых источнику P, наблюдается ряд соответствий: например, точные указания, как должен быть построен ковчег, тот факт, что он остановился на горе и т. п. Есть также несколько характерных совпадений вавилонского текста с теми отрывками Книги Бытие, которые приписывают источнику J. Например, посылание птицы, строительство жертвенника и принесение жертв. Само по себе совпадение вавилонского текста с теми текстами, которые приписывают источникам P и J, может считаться веским доказательством цельности библейского текста, повествующего о Потопе.

Греческая мифология

По наиболее распространённой греческой версии, потопов было три: Огигов, Девкалионов, Дарданов (в таком порядке). По Сервию, их было два, по Истру, четыре, по Платону , множество.

Огигов потоп

Огигов потоп произошёл в правление Огига , одного из мифических фиванских царей и основателя Элевсина . Вследствие потопа Аттика была опустошена и её полисы разрушены: наступил период безвластия, длившийся около двухсот лет и окончившийся лишь с воцарением Кекропа . Согласно Сексту Юлию Африкану , христианскому историографу III в. н. э., время Огигова потопа соотносится с исходом евреев из Египта.

Девкалионов потоп

Девкалионов потоп был вызван нечестием Ликаона и его сыновей, предложивших Зевсу человеческие жертвы. Зевс решил погубить в потопе греховное людское поколение. Сын Прометея Девкалион спасся со своей женой Пиррой в ковчеге, построенном по указаниям отца. На девятый день потопа ковчег остановился на горе Парнас или одной из вершин Офрийского хребта в Фессалии .

Сойдя на землю, они отправились к святилищу титаниды Фетиды у реки Кефисс, где вознесли молитву о возрождении людского рода. Фетида ответила им: «Покройте головы ваши и бросайте кости праматери через голову!» - поскольку у Девкалиона и Пирры были разные матери, они сочли, что «кости праматери» - это камни - кости Геи . Они стали собирать камни и бросать их через голову; из камней, брошенных Девкалионом, появлялись мужчины, а из камней, брошенных Пиррой, - женщины.

Однако Зевс не достиг своей цели: кроме Девкалиона спаслись и жители города Парнаса, основанного сыном Посейдона Парнасом, который изобрёл искусство предсказания. Они были разбужены волчьим воем и следом за волками направились на вершину горы Парнас, где переждали потоп. Часть из них затем переселилась в Аркадию и продолжила там Ликаоновы жертвоприношения .

Индуистская мифология

Анна Биррелл выделяет 4 традиции описания причин потопа и его ликвидации, связанные: с богиней Нюйва (содержится только в «Хуайнань-цзы »); с образом Гун Гуна (англ.) русск. («Хуайнань-цзы», «Гуань-цзы », «Го юй »); с образами Гуня (англ.) русск. («Вопросы к небу» и проч.) и Юя Великого (наиболее распространённый вариант. Биррелл выступает за раздельное трактование мифов о Гуне и Юе, несмотря на то, что традиционно они изображаются как отец и сын).

Башкирская мифология

§ 104. Есть против возвышения гор со дна морского и поднятия с собою раковин другое мнение, за которое стоят писатели не из черни ученого общества приписывая оное действие единствено Ноеву потопу; однако и сие важными доводами легко уничтожается. 1) Что прибывание воды морской не может поднять к верху раковин ради их большей тягости, и самое искусство показывает, что они на берега никогда не поднимаются с приливом, которой во многих местах не тише встает, как вода должна была прибывать, производя описанное при Ное потопление, что легко вычислить можно. Известно, что в изведанном землеописательми свете нет горы, до одной мили восходящей к верху перпендикулярно, выше равновесия морской поверхности. И так положим, что в сорок дней поднялась вода на 3500 сажен; то будет на час по 4 сажени. Такая скорость во многих местах бывает, где во время равноденственных новолуний и полнолуний в узких местах приливается самою большею скоростью; ибо хотя прибывание шесть часов продолжается; однако с начала и к концу весьма тихо; а самое сильное действие и много что два часа происходит, возводя воду до 6 и до 7 сажен. 2) Потопляющая при Ное вода нисходила сильным дождем: следовательно, сливаясь с высот, стремилась навстречу раковинам и их не допускала в гору. 3) Невозможно и того положить что бы черепокожные всползли на горы во время 150 дней, как вода стояла над землею затем что сих животных движение весьма коснительно; к тому же, крупные раковины ищут всегда глубин. Наконец 4) натуре противно что бы оне поднялись на горы искать себе неведомого селения и пищи, оставив природные.

Научные гипотезы

История о всемирном потопе распространена у многих народов, обитающих за десятки тысяч километров друг от друга. Реконструкции абсолютного возраста потопа дают примерно схожий массив данных от 8 до 10 тыс. лет назад. Из данных палеогеографии известно, что последнее покровное оледенение (Лаурентидский ледниковый щит в Северной Америке) в Северном полушарии исчезло от 8 до 10 тыс. лет назад.

Существует гипотеза Райана - Питмена (Уильям Райан и Уолтер Питмен из Колумбийского университета) о том, что история о потопе является своеобразным отражением глобального процесса подъёма уровня Мирового океана [ ] . Согласно В. А. Сафронову , общепланетарную катастрофу, вызванную быстрым таянием ледников, следует датировать 8122 годом до н. э.

В частности, Райан и Питмен связывают со Всемирным потопом подъём уровня воды Чёрного моря на 140 метров около 5500 г. до н. э. (см. Теория черноморского потопа). Ими установлено (по данным анализа затопленных береговых линий и распространения слоёв осадочных пород), что в это время уровень моря поднялся на десятки метров от −50 до 0 метров (в современной системе абсолютных координат), одним из следствий чего было образование Босфорского пролива и увеличение площади Чёрного моря почти в 1,5 раза. Эффект от подобного затопления значительных прибрежных пространств мог, по мнению исследователей, сыграть свою роль в появлении и глобальном распространении истории о потопе.

Исследователь морских глубин Р.Баллард считает, что нашёл подтверждение гипотезе Райана и Питмена. С помощью подводных роботов он обследовал затонувшие поселения у берегов северной Турции. Анализ данных показал, что затопление было внезапным и датировка этого события по мнению Балларда близка к библейской. .

В пользу гипотезы о Потопе могло бы говорить связанное с подъёмом уровня Мирового океана изменение базиса эрозии рек и соответствующей резкой одновозрастной перестройки всех речных долин на

Глав о том, почему поляки пережили Потоп отдельно от всей цивилизации…Где спаслись люди…Когда это было… и чем отличаются брюнеты от блондинов.

Сказание о глобальной катастрофе, когда вода затопила всю Землю, - есть практически во всех древних книгах всех мировых религий. Когда это было? И было ли? Или это какая-то аллегория? Сегодня можно однозначно сказать, что на нашей планете такое событие было в реальности. Случилось это примерно 13600 лет назад, а закончился потоп 11600 лет назад. То есть длился он около 3 тысяч лет.

Арийские Веды сообщают, что Ману, сын Вивасвата, поселился у южных гор. Однажды, когда он умывал руки, ему попалась в воде маленькая рыбка. Она ему сказала: «Сохрани мне жизнь, и я спасу тебя». — «От чего ты спасешь меня?» — спросил удивленный Ману. Рыба сказала: «Придет потоп для всех живых существ. От него я спасу тебя». — «Как же мне сохранить тебе жизнь?» И она сказала: «Нам, рыбам, пока мы так малы, отовсюду грозит смерть. Одна рыба пожирает другую. Ты сначала держи меня в кувшине, а когда я из него вырасту, выкопай пруд и держи меня там; и когда я вырасту еще больше, отнеси меня к морю, ибо тогда смерть уже не будет грозить мне ниоткуда». Ману так и сделал. Вскоре она стала огромной рыбою джхаша с рогом на голове. Тогда она сказала: «В такой-то год будет потоп. Ты сделай корабль и жди меня. А когда настанет потоп, взойди на корабль, и я спасу тебя».

И в том году, который ему указала рыба, Ману построил корабль. Когда настал потоп, он взошел на корабль, и рыба приплыла к нему. Семь святых мудрецов, сыновей Ангираса, взошли на корабль вместе с ним. Повинуясь велению рыбы, Ману взял с собою семена различных растений. Ману, семеро мудрецов и рыба были единственными живыми существами в водном хаосе. Свирепые ветры раскачивали корабль. Но рыба привела корабль Ману к горе Хималая. Тогда она сказала Ману: «Спускайся постепенно, вслед за спадом воды». Ману последовал совету рыбы. С тех пор это место в северных горах называется «Спуск Ману».

А потоп смыл все живые существа. Один Ману остался, чтобы продолжить человеческий род на земле. Когда это было? Исследуя тексты древних книг, мы пришли уже к однозначному мнению, что рыбы, птицы, животные не просто так появляются в текстах. Они обычно указывают на астрологическую эпоху. Так что значит раба, спасшая человеческий род?
Излагается в основном по ведийской версии («Шатапатха-брахмана» кн. I). Семь мудрецов, сопровождающих Ману и некоторые детали заимствованы из мифа о потопе в кн. III «Махабхараты» . Версия «Махабхараты» существенно отличается от ведийской; рыба, спасшая Ману, в эпосе выступает как воплощение бога Брахмы. В более поздних версиях, в пуранах, рыба — одно из воплощений («аватар») Вишну.

Астрологическая эра в астрологии - период, в течение которого точка весеннего равноденствия находится в одном и том же зодиакальном созвездии. Смена астрологических эр связана с явлением прецессии земной оси. По имени зодиакального созвездия, в котором расположена точка весеннего равноденствия, называется и астрологическая эра. Предполагается, что в настоящее время мы живём на рубеже эпохи Рыб и эпохи Водолея. Идея прецессионого года тесно переплетается с идеей Великого года - Махаюги. Указать точные годы смены астрологических эр невозможно, поскольку нет ясности в том, где именно проходят границы созвездий.

Астрологи обращают внимание, что при смене астрологических эр происходят изменения в религии и культах. Так рассвет христианства соотносится приблизительно с началом эпохи Рыб, а на приблизительное начало эпохи Овна приходится становление на Руси и в Древнем Египте культа бога Амона, имеющего баранью голову.
Астрологическая эпоха влияет на тонкий психологический план человечества, определяя его духовные и нравственные ценности. В качестве примера можно привести смену Эры Овна на Эру Рыб, которая произошла около двух тысяч лет назад и примерно совпала с рождением Иисуса Христа.

Прецессию астрологи используют в качестве шкалы времени для разметки периодов эволюции нашей цивилизации. Для удобства расчётов в астрологии полный круг движения точки весеннего равноденствия по эклиптике, так называемый Великий год Платона (инд - Махаюга) , полагается равным 25920. В Зодиаке 12 знаков, соответствующие 12 фазам развития любого явления. Разделив 25920 на 12, получим 2160 лет - месяц Великого года. Земля, считают астрологи, в настоящее время переживает пятую эру своей жизни, кайнозойскую, в четвёртом (четвертичном) периоде (эпохе) которой мы живём.
А в какую по счёту, от начала цивилизации, астрологическую эру мы вступаем? Вопрос, на который нет ответа: от какой печки танцевать?
Сколько знаков Зодиака наша цивилизация уже прошла - тоже неведомо. Если считать от вселенской катастрофы 12-13 тыс. лет назад, уничтожившей почти всё человечество и оставшейся в памяти поколений в образе Всемирного потопа, получится 6 знаков, вступаем в седьмой - впереди ещё половина пути. Но если мерить с момента начала расселения по планете, когда после глобального извержения вулкана в Срединоземноморье пепел скрыл надолго солнце? Было это примерно 26 -32 тысячи лет назад. Тогда погибли неандертальцы, а наши предки впервые вышли из предледниковых лесов. Тогда получается, что мы стоим на пороге окончания Великого года.
Интересно, что астрологическая периодизация истории хорошо совпадает с исторической и археологической. Далёкий от астрологии историк Л.Н. Гумилёв исчислил время жизни этноса приблизительно в 2000 лет.
После Великого потопа первая эра, о которой мы что-то знаем - эра Льва (9-11 тыс. лет до н.э.), Это конец каменного века. Человек вёл жизнь охотника и воевал с пещерными львами и медведя. В наскальной живописи тех времён часты сцены охоты и изображения льва.
В Зодиаке в характере любого знака просматриваются черты противознака, расположенного диаметрально противоположно, который как бы сдерживает разрушительную суть главного на данный момент знака. В образе жизни человека эры Льва - одинокого охотника - нетрудно заметить элементы знака Водолея. Эре Льва предшествовал Потоп. Противоположному «знаку укротителю» соответствует знак Рыбы (то есть христианская эпоха). По существу этот миф говорит, что людей спас во время Великого потопа Иисус Христос. Удивительно, но эти мифы Индии возникли задолго до пришествия Иисуса Христа!
Вот как соотносятся астрологический календарь Востока и Запада.

Собака- Лев
Кабан -Рак
Крыса-Близнецы (6 - 4 тысячи лет назад)
Бык -Телец
Тигр -Овен
Кот -Рыбы (0 - 2 тысячи)
Дракон -Водолей (современность)
Змея- Козерог
Лошадь- Стрелец
Коза -Скорпион
Обезьяна- Весы
Петух -Дева

Но теперь давайте сравним с исследованиями современных ученых. Группа из Института биофизики клетки РАН (Пущино, Московская обл., Россия) исследовал ледники Гренландии. В 2009 году ученые Карнауховым А.В., Карнауховым В.Н., была обнародована составленная ими моделей оледенений в Северного полушария планеты.

На рис. 5А приведена карта Евразии в период последнего оледенения 14670 лет тому назад. Из-за опреснения воды замерз Северный ледовитый океан. Это случается периодически из-за прерывания теплых атлантических течений.
Эта ситуация складывалась постепенно. Вначале стоками рек Оби, Енисея и Лены была затоплена вся Западно-Сибирская низменность, после чего через Тургайскую ложбину воды этих сибирских рек хлынули в Аральское море и начали затопление Туранской низменности, а затем и Каспийского и Черного морей с прилегающими к ним Прикаспийской, Причерноморской и Придунайской низменностями.

Людям, которые к этому времени практически расселились по всей планете ничего не оставалась делать, как уходить от воды и собираться на возвышенностях. Вся история человечества в дальнейшем живописует только потомков людей, спасшихся на Среднерусской и Валдайской возвышенности. О судьбе всех других людей, которые могли спастись, например, на Памире ничего и нигде не сказано.
Вероятнее всего, что Среднерусская и Волдайская возвышенности во время Потопа была соединена с Уральскими горами грядой «Северные увалы», которая тянулась по водоразделу Волги и Северной Двины. Удивительно, что на западной оконечности этой гряды расположен Валдай, где в каменном веке были храмы и большие поселения, а на восточной, на Урале, археологи нашли знаменитый город Аркаим и прилегающею к нему долину древних городов. Аркаим расположен строго на водоразделе.
Тогда на Урале мог возникнуть этнос эпического народа, названного в арийских ведах - асур. При обратном прочтении получаются - руса. То есть белокожие брюнеты возникли на Урале (это асуры), а белокожие блондины на Валдае и Среднерусской возвышенности (это русы). Позже из асур и русов выделилась особая каста жрецов, которая поселилась на Валдае - она стала именоваться богами.
В летописях упоминается еще один народ - Пании. Он смешиваются с чертами какого-то реального народа. Индра, самый сильный из 12 племенных вождей Валдая (сыновей Ангираса), в вернул богам священных коров, похищенных племенем паниев, которое обитало в неведомых землях, за пределами мира богов и асуров. Пании угнали коров в далекую страну за рекою Раса, текущей на краю света, и спрятали их в горной пещере.
Боги жили в валдайско-балтийском ареале, асуры контролировали все Поволжье до самых Уральских гор. Значит Пании после окончания потопа прикочевали из-за Урала. Но где они там могли спастись? Вся Западная Сибирь была скрыта водами Евразийского океана!
Похоже, что арийские Веды повествуют о спасении во время Потопа двух разных групп. В одном мифе о спасшемся Ману, от которого пошел человеческий род, слились две истории. В том мифе, где вместе с Ману спасаются на корабле и 7 мудрецов, рассказывает о людях, собравшихся на Среднерусской и Валдайской возвышенности. Именно здесь впоследствии обнаруживаются следы этих семи мудрецов (Риши). В честь их названо созвездие Большой и Малой Медведицы. На Руси их звали Медведями. По мере таяния ледников они добрались до Хибин (в Индии это название исказилось до Хималай) От них пошла первая после потопа мировая цивилизация Сарматия.
А вот в другой версии арийских Вед на корабле не было мудрецов и Ману спасся один. Скорее всего, здесь речь идет о людях, которые спаслись в верховьях Енисея. И действительно Ману последовал совету рыбы, говорят Веды, с тех пор это место в северных горах, где он спасся, называется «Спуск Ману».
А теперь взглянем на карту окрестностей Красноярска. Выше Красноярска в двадцати пяти верстах в Енисей справа впадает красивая таежная река Мана. Ее быстрые и прозрачные воды идут из белогорий, в которых на значительной высоте находятся Манские озера, дающие из себя на север р.Ману. Ну что убедил?
Некоторые исследователи отождествляют этот народ с древним племенем полянов, живших на Среднем Дону. Скорее всего, они вернулись в первородный мир после окончания потопа. Во время Всемирного переселения народов они откочевали на Запад, где на этом субстрате, после ассимиляции со славянами-кривичами, возникли поляки (паны). Вообще-то по этому сюжету можно восстановить древнейшую историю польского народа. Истинная родина Поляков -окрестности Красноярска. Здесь они жили изолированно от остальной цивилизации почти 3 тысячи лет.
От имени легендарного человека Ману произошли названия: .

Мана — таёжная река в Красноярском крае;
. Мана — небольшой остров в Новой Зеландии;
. Мана — запас магических сил.
. Манная крупа — пшеничная крупа грубого помола.
. Манна небесная — согласно Библии, пища, которой был накормлен Богом Моисей и его соплеменники во время 40-летних скитаний после исхода из Египта.
. Манна — древнее государство на территории современного Ирана.

Если потоп надвигался постепенно и люди успевали, по большей части, уходить на возвышенности, то закончился он почти мгновенно.
Тогда еще не существовало пролива Босфор, Но именно здесь вода прорвалась в мелкое Срединоземное озеро Сметая все на своем пути она ворвалась в низину, вода поднялась на несколько сотен метров и хлынула, расширяя и углубляя, в пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки. Евразийский океан вытек в Атлантический. Освободились от воды огромные территории Евразии, а уровень Мирового океана резко поднялся на сотню метров, затопив огромные прибрежные пространства. Если для жителей первобытной Руси эти события окончания потопа прошли без последствий. То в остальном мире погибло множество людей, селившихся обычно по побережью. Возможно, остались некоторые замкнутые анклавы людей в горах, которые впоследствии стали основой рождения негроидов и монголоидов.
Каспийское и Аральское моря разделились, вероятно, всего 2-3 тыс. лет тому назад.
Главные катастрофические события, связанные с окончанием последнего ледникового периода происходили в период между 12000-11640 лет тому назад. Упоминания о "великом потопе" встречаются в шумерских и греческих мифах и древнеславянских преданиях. Ту же основу имеют и письменные источники - ведические и библейские тексты.
О прорыве Босфора и Дарданелл писали греческие ученые. В III веке до нашей эры физик Стратон из Лампсака писал: "Евксинский Понт (Черное море) прежде не имел выхода у Византия, но реки, впадающие в Понт прорвали и открыли проход и вода устремилась в Пропонтиду (Мраморное море) и Геллеспонт (Дарданеллы)".
Другой греческий ученый Платон, сообщавший со ссылкой на Солона, который в свою очередь ссылался на сведения, полученные от египетских жрецов, что 11600 лет тому назад в результате катастрофического затопления погибли афинское войско (вероятно, в Эгейском море) и Атлантида, находившаяся в Атлантическом море.

Приведенная выше дата 11600 лет тому назад складывается из времени жизни Солона (6 век до нашей эры), сведений египетских жрецов о том, что катастрофа произошла за 9000 тыс. лет до момента сообщения этих сведений Солону и 2000 лет, прошедших от начала новой эры.
В современной науке преобладает мнение о том, что Платон выдумал Атлантиду для иллюстрации своего идеального государственного устройства и нет никаких объективных доказательств того, что Атлантида могла существовать. Полезно, однако, сопоставить дату гибели Атлантиды Платона (11600 лет т.н.) и дату катастрофически быстрого изменения климата в Северном полушарии (11640 лет т.н.), определенную по изменению толщины слоев льда в Гренландии, которую ученые связывают с моментом быстрого затопления шельфа Средиземного моря водами Евразийского океана после прорыва Босфора и Дарданелл. В это время уровень мирового океана резко поднимается, воды вновь затопляют прибрежные территории и прорываются в низины на месте сегодняшнего Белого и Балтийского морей. Так возникла современная география мира.

Согласно библейской истории, тогда, когда был Всемирный потоп,на Земле не уцелело ничто живое. сделал исключение только для Ноя и его семьи, предупредив того о потопе за 120 лет. За это время Ной успел построить ковчег таких размеров, чтобы в нем уместились многие виды животных и птиц. Какую дату можно соотнести с нашим летоисчислением, чтобы понять примерное время данной кары Господа?

Гипотезы о Библейском потопе

В процессе исследования библейской истории можно было сделать вывод, что Всемирный потоп случился в 2370 году до нашей эры. Но геодезические и исторические данные не подтверждают такую дату. Так как в то время на Земле не происходило ничего подобного.

Согласно археологическим и геологическим исследованиям Ближнего Востока, массовое затопление поверхности планеты имело место 5 500 лет до н.э. назад. В то время произошло крупномасштабное землетрясение, которое сделало Черное море открытым, разомкнув его берега. Уровень воды тогда поднялся примерно на 140 метров. Так были затоплены самые густонаселенные местности на планете.

Была ли затоплена вся Земля во время потопа?

В Библии на этот вопрос содержится и свой ответ. Согласно церковной истории вся поверхность Земли действительно покрылась водой. Священнослужители выделяют девять подтверждений в пользу этой гипотезы. Рассмотрим их подробнее:

В своих беседах с Ноем Бог четко указывает на намерение стереть людей с планеты. Видимо, грехи людские тогда достигли таких масштабов, что безгрешных представителей человеческой расы просто не осталось. Указания на то, когда был Всемирный потоп, есть в Бытие 7:21 и 9:1.

Кто, кроме Ноя, смог спастись?

Поскольку все, кто дышал воздухом, погибли, то на Земле остались только водоплавающие млекопитающие и другие обитатели морей и океанов. А также сам Ной с семьей в ковчеге. Многие животные, которые не поместились в ковчег, также были стерты с лица Земли.

Возродились только те виды, которые были выбраны человеком для спасения. Еще в водах мирового потопа исчезли многие виды растений и птиц. Существует версия, что флора и фауна планеты после затопления кардинально изменились.

Исходя из библейских данных, гнев Бога длился 40 дней и 40 ночей. Затем целых 150 дней вода постепенно убывала. Еще 40 дней Ной выпускал на волю ворону, которая не найдя пристанища неизменно возвращалась к ковчегу. И лишь спустя этот период все живое высадилось из своего корабля на священной горе Арарат.

Свидетельства о потопе встречаются и в поздних апокрифах. В первой Книге Еноха указана другая причина Всемирного потопа. Там сказано, что он начался из-за того, что ангелы соединялись с дочерьми земли, и на свет рождались исполины. Из-за этого начала распространяться магия, возникло социальное неравенство, начались войны.

Филон Александрийский пытался найти доказательства в пользу Всемирного потопа. Он ссылался на морские раковины, которые находили на самых высоких и отдаленных от воды горах.

Археологические находки, относящиеся к Шумеру и Вавилону, также указывают на реальность всеобщего потопа. Так археологами были найдены таблички, описывающие нечто, похожее на потоп.

Схожие истории Всемирного потопа имеются у многих культур и народов, проживающих за десятки тысяч километров друг от друга. Например, исследование затонувших поселений у побережья Турции показало, что их затопило внезапно. И произошло все это как раз во времена потопа.

Ответить на вопрос о том, когда был Всемирный потоп, точно и конкретно нельзя. Его предполагаемые даты, из-за давности происходящего, могут относиться к разным эпохам. Но сомнения в том, что такое событие на Земле происходило, постепенно развеиваются разными научными исследованиями и историческими находками. Был ли всеобщий потоп столь масштабным, как указано в Библии? Скорее всего, все так и происходило. Хотя споры по данному поводу не утихают и сегодня. Даже различные христианские конфессии могут высказывать противоположные мнения на этот счет. Ведь у каждого религиозного направления Библия трактуется по-своему.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Самолет сонник значение сна для девушки Самолет сонник значение сна для девушки Салат из копченой курицы и сухариков Салат из копченой курицы и сухариков Много черных кошек во сне Много черных кошек во сне