Как учить азбуке. Как правильно учить с дошкольником буквы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Многие родители задаются вопросом, в каком возрасте знакомить ребенка с алфавитом. Родственники, знакомые и педагоги рекомендуют разные сроки начала изучения букв. Кто-то считает, что начинать раньше 2-х лет не имеет смысла, другие предупреждают, что после 3-х будет уже поздно. Начинать изучать с ребенком алфавит целесообразно в промежутке от 2 до 4-х лет. Ориентироваться при этом нужно в первую очередь на самого ребенка.

Подготовка к изучению с ребенком алфавита

Не волнуйтесь, если ребенок не проявляет интереса к алфавиту в 2 года. В этом возрасте важнее привить ему любовь к чтению, показать, что книга это источник знаний, а также увлекательных и поучительных историй. При чтении соблюдайте несколько простых правил:

  • читайте ребенку каждый день. Позволяйте ему самому выбирать книгу, сказки или стихи для чтения;
  • во время чтения водите пальцем от строки к строке и разрешайте переворачивать вам страницы. Обращайте внимание ребенка на иллюстрации к тексту, выражение лица героев и другие важные детали;
  • не прячьте книги. Если малыш имеет склонность оценивать литературную ценность произведения на зуб, купите ему книгу с плотными картонными, резиновыми или ламинированными листами, и пусть он развивает свой литературный вкус;
  • обсуждайте прочитанное на доступном для понимания ребенка уровне. Учите его воспроизводить последовательность событий и кратко пересказывать прочитанное.

Когда придет время, ребенок сам заявит о своей готовности познакомиться с алфавитом поближе. Услышав вопрос, какая буква изображена, что написано на вывеске магазина, приготовьте все необходимые «инструменты», с помощью которых вы можете ввести ребенка в мир букв и символов: магнитную азбуку, букварь, плакат с алфавитом, кубики с буквами.

Существует множество методик и дидактических пособий, предназначенных для обучения алфавиту, однако универсального метода нет. Помните, что каждый ребенок уникален, и по-своему реагирует на те или иные приемы обучения и в индивидуальном темпе усваивает информацию.

В каком возрасте учить алфавит с ребенком

Принцип учета возрастных особенностей. Дети 2 - 4-х лет не умеют концентрироваться на одном объекте или деятельности в течение длительного времени. Поэтому при обучении целесообразно использовать игровые методы, занятия должны быть интересными и носить творческий характер. Несколько кратковременных (5 - 10 мин.) занятий в течение дня более эффективны, чем пара продолжительных «уроков», во время которых ребенок устает и начинает отвлекаться.

Необходимо отметить также ограниченные возможности ребенка распределять внимание на несколько объектов сразу, поэтому оптимально учить и показывать в день не более 2 - 3-х букв. Желательно подбирать их не в алфавитном порядке, а таким образом, чтобы ребенок мог с первых занятий составить свои первые слова (ау, ах, мяу). Рекомендуется называть не саму букву, а звук, который она обозначает. Не переходите к изучению новых букв, пока не убедитесь, что ребенок хорошо усвоил предыдущие.

Мотивация - неотъемлемая часть процесса обучения. Объясните, что буквы составляют важную часть человеческой жизни. Покажите ребенку в качестве подтверждения клавиатуру компьютера, сотового телефона, название улицы на указателе. Совет: для маленького ребенка сочините сказку о зайчике, который хотел пойти в магазин, но не умел читать, не смог найти нужное ему место и поэтому попал в ряд смешных ситуаций, а потом решил пойти в школу, чтобы научиться читать.

Игровые методы: как учить с ребенком алфавит

Многие дети не отличаются постоянством интересов и периодически отказываются учить буквы, поэтому используйте преимущественно игровые формы обучения. Таким образом, обучение превратится в увлекательное занятие.

Флеш-карточки. Нарисуйте на листе формата А4 букву и приклейте рядом 1 - 3 картинки с изображением предметов, которые начинаются с этой буквы. Следите за тем, чтобы картинки не привлекали к себе много внимания и не были больше буквы по размеру.

Показывая букву ребенку, назовите ее и попросите его повторить за вами.
1. Разложите 3 - 4 карточки с буквами на полу и предложите малышу прыгать на букву, которую вы назовете. Занятия, организованные в игровой форме, где нужно проявить физическую активность, всегда вызывают живой интерес у детей.
2. Поиграйте с буквами в прятки. Возьмите 3 - 4 карточки с изображениями букв, которые вы изучаете на данном этапе, и спрячьте их (можно приклеить их скотчем на внутреннюю поверхность дверцы шкафа, с обратной стороны балконного стекла и т.д.), а после - отправляйтесь с ребенком на поиски «беглянок».
3. Развесьте на 2 - 3 дня карточки с изучаемыми буквами в тех местах дома, где ребенок бывает чаще всего. Постоянно наталкиваясь на них взглядом, он будет запоминать их визуально.

Магнитная азбука. Купите набор букв на магнитах и прикрепите их к металлической поверхности, например, к дверце холодильника. Позвольте ребенку передвигать их по своему усмотрению. Магнитная азбука полезна тем, что ощупывая букву, ребенок запоминает ее физический образ.
1. Расположите 4 - 5 изученных букв в алфавитном порядке, назовите их, попросите ребенка повторить, а потом уберите одну букву и снова назовите все, делая особое ударение на пропавшей букве. Затем предложите ребенку самостоятельно перечислить буквы вместе с той, что пропала.
2. Смешайте несколько букв и попросите у ребенка найти нужную вам или, к примеру, похожую на дом, на стул и т.д.
3. Возьмите одну из магнитных букв как образец, откройте детский букварь и попросите ребенка найти как можно больше таких же букв.

Подручные материалы. Устройте день, посвященный изучаемой букве. Лепите ее из пластилина или теста для лепки, устройте конкурс лучшего рисунка буквы, испеките печенье в форме буквы. Сложите ее из деталей конструктора, счетных палочек и других материалов.

Азбука, сделанная своими руками. Создайте с малышом авторский букварь. Вам понадобятся старые журналы, цветная бумага, клей и альбом для рисования. Нарисуйте и вырежьте по контурам изучаемую букву и картинки с изображением предметов, которые на нее начинаются. Вклейте все это на одну из страничек обычного альбома для рисования. Ребенок придет в восторг от сделанной своими руками книги, и с нетерпением будет ждать следующих занятий, чтобы заполнить свой альбом. А впоследствии можно будет с гордостью продемонстрировать его бабушке и дедушке.
Следуя таким нехитрым советам вы легко научите своего малыша алфавиту.

Как и когда можно начинать учить ребенка алфавиту

Оценка посетителей: (0 Голосов)

К пяти годам знать азбуку уже нужно. Только при выполнении этого условия дошкольник сможет превратиться в первоклассника. Вопрос о том, как научить ребенка алфавиту, решается различными способами. И хотя систематически заниматься ребенок способен лишь с трех лет, некоторые методики позволяют работать и с полугодовалыми малышами. Можно ли обучить азбуке в таком возрасте? Практика различных семей показывает, что можно.

До трех лет

Если малыш еще не умеет говорить, это не значит, что он не понимает сказанного ему. Методика обучения в этом возрасте основана на подсознательном запоминании, конкретнее - на зрительной памяти. Для того, чтобы связать в голове ребенка между собой изображение и звук, достаточно бывает просто время от времени демонстрировать чаду карточки с буквами.

Важно не название буквы проговаривать при этом, а звук (например, не «рэ», а «р-р-р»). Начинать обучение следует с наиболее часто встречающихся звуков. Чтобы запустить механизм неосознанного запоминания, карточки нужно демонстрировать очень быстро - не дольше секунды. Но произносить при этом соответствующий звук необходимо очень отчетливо.

Листая с малышом его первые книжки, можно показывать на текст и читать его. Постепенно чадо поймет, для чего нужны буквы и где они встречаются.

Если интереса к обучению еще нет, его можно пробудить просмотром развивающих мультфильмов в интернете. Алфавит для детей широко представлен на YouTube.

В три года

Осознанный интерес к буквам у детей начнет проявлять после трехлетнего возраста. Важно поймать этот момент: именно тогда и нужно начинать ежедневные «уроки». Пусть эти занятия будут очень короткими (до десяти минут), но зато регулярными (каждый день). Если заканчивать урок еще до того, как малышу это надоест, будет поддерживаться интерес к дальнейшим занятиям.

Отныне меняется и методика. Теперь каждую букву учим подробно и каждой отводим не менее двух суток. Первыми рассматриваются буква «а» и та, с которой начинается имя ребенка. Лучше всего связать звук и изображение с тактильными ощущениями - сделать так, чтобы букву можно было потрогать. На помощь придут:

  • кубики с изображением букв;
  • магниты на холодильник в виде алфавита для детей;
  • карандаши и мелки - все, чем можно вместе нарисовать изучаемую буковку.

При занятиях лепкой можно попробовать изобразить предмет изучения пластилином. В ход могут пойти и любые другие подручные материалы. Все это удобнее делать за столом, поэтому заранее нужно оборудовать малышу рабочее место.

В четыре года

Указанные ранее занятия продолжаются, обогащаясь новыми приемами:

  • буквы, выпиленные из оргалита или вырезанные из картона, помещают в непрозрачный мешок. Малыш запускает в мешочек руку и угадывает пойманное;
  • отпрыск подбирает к каждой букве по нескольку карточек с изображением предметов, название которых с нее начинается.

В интернете можно подобрать подходящую онлайн-игру на тему «Найди букву». Подобные тренажеры намного полезнее просмотра развивающих мультфильмов, но и последние для снятия напряжения можно иногда просматривать.

Мультики хороши такие, которые создают в мозгу ребенка ассоциативные связи. Отличным примером ассоциативного мультфильма является «Пластилиновая азбука», но недостатки у нее тоже есть. Так, слово «окно» в качестве примера для «о» не подходит, так как начинается со звука «а». Это является грубой педагогической ошибкой. Прежде чем учить алфавит при помощи анимации, заранее необходимо ознакомиться с ее содержанием.

В пять лет

Для пятилеток выпускают специальные рабочие тетради «Изучаем буквы». Их использованием отныне и должны разнообразиться проводимые с дошкольником занятия.

Очень важным критерием правильности образования в этом возрасте становится речевое развитие. Малыш должен хорошо изъясняться и верно составлять предложения. Обогащать словарный запас необходимо совместным чтением, обсуждениями мультфильмов, разговорами.

Использование карточек Домана с написанными на них целыми словами поможет зрительно запоминать правописание. Изучающих алфавит детей могут заинтересовать и взаимосвязи между буквами. Именно так маленьким людям проще всего научиться читать .

Главным в изучении алфавита должен быть принцип поддержания интереса. Малыш очень быстро впитает все, лишь бы ему не было скучно. Увлеките родных отпрысков, чтобы впоследствии гордиться своими детьми.

На сегодняшний момент моей дочери уже 11 лет, а ее успехи в обучении начались еще в раннем возрасте. В 2 года она достаточно чисто говорила сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А в 5 лет уже самостоятельно читала книги. Весь период между этими возрастами ушел на то, чтобы научить дочку читать. Много это или мало — судите сами.

Как научить ребенка разговаривать – это отдельная тема, остановимся сегодня только на том, как правильно учить алфавит. Слово «правильно» в данном случае имеет субъективный оттенок, поскольку я поделюсь только личными советами, которые сработали в жизни. Но если вы сторонник научно обоснованных методик, то они тоже есть. Очень кратко перечислю их. А уже затем поделюсь своим опытом.

Методики изучения алфавита

Чаще всего такие разработки называются по фамилии автора. Если у вас появится желание познакомиться с ними поближе и использовать в своей практике, то найти их описание не составит труда – в интернете они все есть.

Методика Бахтиной

Изучение русского алфавита построено на создании зрительного образа или ассоциации. Проще говоря, нужно найти предмет, который похож на букву и при этом начинается с нее. Например, букву «Б» можно связать с бегемотом, у которого большой животик.

Методика Монтессори

Запоминание букв по этой схеме происходит при одновременной работе трех видов анализаторов: тактильных, зрительных и слуховых. То есть ребенок должен видеть букву, слышать ее звучание и держать ее в руках. При этом буквенные макеты рекомендуется делать шершавыми.

Методика Зайцева

Изучение начинается сразу со слогов, которые написаны на игровых кубиках. То есть можно сказать, что этап знакомства с отдельными буквами не является первым. Многие педагоги находят в этом как плюсы, так и минусы.

Методика Полякова

Основной идеей данной разработки является изучение буквенных знаков в созвучных парах. Например, «А – Я», «О — Ё». Сначала рассматриваются гласные, а затем согласные. Последние также рифмуются: «БА — БЯ». Все парные сочетания сведены для удобства в таблицу, а сами буквы нужно не проговаривать, а пропевать.

Когда начинать учить ребенка буквам

Этот вопрос не имеет однозначного и категоричного ответа. Детские психологи и педагоги называют разные возрастные планки. Кто-то считает, что начинать учить следует уже в 2 года, кто-то рекомендует в 5-6 лет. Я помню, когда Лера пошла в первый класс, нашей учительнице на первой встрече кто-то из родителей задал вопрос: «А ребенок обязательно должен уметь читать к 7 годам?» На что наш педагог ответила: «Не переживайте, мы всему научим».

Считается, что чем раньше ребенок осваивает новые знания и умения, тем лучше. Активнее идет развитие мышления, логики, памяти. Позднее ребенку легче учиться в школе и усваивать информацию из разных областей знания.

Однако такая точка зрения разделяется не всеми. Часть психологов считает, что не стоит спешить – получать новые навыки нужно согласно возраста. В частности, учить буквы и начинать читать – в 6-7 лет (как и запрограммировано школьной программой).

На мой взгляд, вывод напрашивается один – в отношении своего ребенка вы вправе выбирать любой путь развития. Если малыш проявляет любознательность, стремление к освоению нового, у него есть потенциал для более активного развития, то, нужно ли его сдерживать и ждать до 5-6-7 лет? И, наоборот, если ребенок еще не готов к добровольному освоению алфавита, не проявляет интереса и у него не хватает усидчивости, то не следует торопить события.

Критерии, по которым определяют, что уже можно начинать учить буквы:

  • Ребенок хорошо разговаривает, четко проговаривает все звуки и правильно произносит слова.
  • Проявляет усидчивость или по-другому — концентрацию внимания.
  • У него выражен интерес к новой для него информации.
  • Ребенок обладает хорошей памятью (в первую очередь зрительной).
  • Любит рассматривать книги и любит, когда ему читают книги.

Если под всеми пунктами вы ставите плюсик, то самое время начинать учить буквы. Хотя в отношении последнего тезиса я не была бы так категорична. Жизнь показывает, что далеко не все дети любят книги. И ждать, когда они их полюбят, бессмысленно. Для таких малышей можно найти другие способы учить буквы, благо их немало.

Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:

Порядок освоения букв

Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными — «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».

Произношение букв

Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.

Повторение

Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно. Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по , спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.

Постепенность

Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!

Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.

Умеренность

Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей. Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день. Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.

Что нужно для изучения букв

Книги и азбуки

Без этих помощников невозможно обойтись. Купите ребенку несколько разных азбук (хотя бы две). Они должны быть яркими и красочными. Лучше, если каждая буква описывается в стихотворной форме – дети быстрее воспринимают рифму.

Сейчас есть азбуки, в которые монтированы звуковые приложения. То есть нажимаешь на кнопку в книжке и звучит буква. С такими книгами малыш сможет заниматься и самостоятельно.

Читайте ребенку как можно больше, чтобы у него появился интерес к книгам. И начинать чтение нужно с рождения, а не ждать часа Х. И книги должны быть разными по дизайну и качеству. Например, в нашей домашней библиотеке было несколько красочных книг с CD-дисками, на которых был записан текст сказки из книжки. Я включала диск, а дочка сидела с книгой в руках, слушала и «читала», вовремя перелистывая страницы. Читать она тогда еще не могла, но, думаю, что стремление и желание подстегивалось хорошо.

Игры

Учить буквы проще всего в игре. А этот вид деятельности у детей постоянно, поэтому вам остается только подыгрывать своему малышу. Существует много готовых игр и творческих принадлежностей, которые можно приспособить для изучения букв:

  • лото;
  • мозаика;
  • раскраски;
  • цветные мелки;
  • конструктор;
  • пластилин.

Дидактический материал

Сюда относятся различные карточки с написанными буквами, магнитная доска, кубики, плакаты с алфавитом (в том числе звуковые). Многие из этих вещей пригодятся и потом, когда придется складывать слоги и слова. У нас магнитными буквами, а в последствие словами из них был облеплен даже холодильник – с детской точки зрения, оказывается, так интереснее, чем на доске.

Если с выбором азбуки и другой печатной продукции по изучению букв есть проблемы, то можете поискать подходящее вот на этой витрине . Здесь много замечательных красочных азбук и пособий, поэтому выбрать нужные для ребенка материалы не составит труда. Многие их этих вещей были и у нас дома.

Мультфильмы

Детскую жизнь сложно представить без мультяшек. И замечательно, когда их можно совместить с домашним обучением. В качестве закрепления новой буквы включайте малышу нужную серию мультфильма.

Сейчас очень много разных мультипликационных сериалов на данную тему. Это серии с Лунтиком, с тетушкой Совуньей, с грузовичком Левой. Есть и другие, менее знаменитые мультики. Вот один из них. Посмотрите, как происходит знакомство с буквой «А» в этом мультфильме:

Надеюсь, что у вас не будет проблем, как учить буквы с ребенком. И вы сделаете это правильно, ориентируясь не только на советы, но также на темперамент и способности своего малыша.

Успехов вам! Надежда Горюнова

Многие родители задумываются, как научить ребенка алфавиту? В каком возрасте приступать к обучению? Чтобы кроха был подготовлен к учебному процессу, знакомить его с буквами нужно еще до школы. Детсадовец уже способен понять и запомнить алфавит - основу письма и чтения.

Когда пора начинать обучение?

По мнению некоторых ученых, учить алфавиту следует практически с рождения: с 2-3 месячного возраста. Однако многие специалисты говорят о нецелесообразности такого обучения и советуют подождать, пока ребенку не исполнится 1,5 года. К этому возрасту малыши становятся очень любознательными и проявляют тягу к познанию нового. Если вы решили начать обучение крохи буквам до 2-летнего возраста, следите за нагрузкой. Переутомление плохо скажется на неокрепшей нервной системе малыша, а его интерес к занятиям пропадет надолго.

Большинство педиатров и педагогов советуют приступать к освоению алфавита после 3-летнего возраста. Именно с 3 до 11 лет любознательность крохи находится на пике. В этот период высока его обучаемость.

Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому выбирать возраст, подходящий для обучения буквам, родителям придется самостоятельно. Ребенок не готов к освоению алфавита, если он не выговаривает многие звуки, заикается, запинается при произношении. Важна и психологическая готовность крохи. Результат обучения будет малоэффективным, если во время уроков малыш будет быстро утомляться, часто отвлекаться, плачем реагировать на свои ошибки.

Как подготовить малыша?

В первую очередь важно привить любовь крохи к чтению. Ежедневно читайте ему короткие увлекательные истории, сказки, стихи. При этом придерживайтесь простых правил:

  • разрешайте малышу самостоятельно выбирать книгу для чтения;
  • позволяйте ребенку самому перелистывать страницы;
  • обращайте внимание малыша на иллюстрации;
  • обсуждайте с ребенком прочитанное доступным ему языком, учите его делать краткий пересказ;
  • если малыш пробует все на зуб, приобретите для него книги с резиновыми или плотными картонными листами.

Игровые методы обучения детей до 3 лет

Обучение алфавиту детей постарше

  1. Настольные игры. Приобретите лото, домино, кубики с буквами. Выбирайте самые простые изображения, чтобы лишние детали не сбили ребенка с толку.
  2. Мастерская букв. Как научить ребенка алфавиту по азбуке, сделанной его руками? У дошкольника хорошо развита мелкая моторика и воображение, поэтому предложите ему самостоятельно слепить буквы из пластилина, сложить их из камешков, склеить из макаронных изделий или крупы.
  3. Ассоциации. Найти отражение в буквах может все, что окружает вас с малышом. Пусть определенные предметы ассоциируются у него с конкретными буквами. Нарисуйте тигра, похожего на букву «Т», обезьяну, свернувшуюся буквой «О», крокодила с открытой пастью в виде буквы «К».

Основные нюансы обучения

Сделайте уроки комфортными и увлекательными для ребенка. Не забывайте, что лучше всего обучать малышей в форме игры. При этом теорию нужно сократить до минимума. Продолжительность урока не должна превышать 10 минут для двухлеток, и 30 минут для деток постарше. Занятия по изучению алфавита важно проводить регулярно.

Учебный процесс не должен быть навязан малышу.

Учебный процесс не должен быть навязан малышу. Приступать к урокам следует лишь тогда, когда кроха находится в хорошем настроении. Если ребенок в процессе обучения получит негативные эмоции, это может бессознательно отбить у него все стремление к познанию нового.

Обучая ребенка, не показывайте свое недовольство его ошибками. Нельзя сравнивать результаты крохи с неудачами и успехами других детей. Помните: ваш малыш индивидуален. Проявляя терпение и хваля его, вы постепенно получите видимый результат.

Закрепляем материал

Чтобы малыш лучше запомнил алфавит, чаще просите его назвать буквы, которые он видит в окружении. Например, на прогулке, при посещении поликлиники, в процессе игры. Просите кроху рисовать буквы на бумаге и раскрашивать их. Вместо привычной сказки перед сном рассказывайте ребенку истории о приключениях букв.

Не забывайте, что вы учите своего малыша алфавиту не для того, чтобы выделять его среди других детей и получать похвалу от мамочек на детской площадке. Раннее и правильное знакомство с азбукой способствует развитию детских способностей, подготавливает ребенка к чтению и служит полезной формой времяпрепровождения крохи с родителями.

Оптимальный возраст для изучения алфавита – 5-6 лет. К этому времени малыш уже перестанет искажать произносимые звуки, будет быстрее воспринимать информацию и запоминать ее. Познавательный интерес, направленный на изучение окружающего мира и активно проявляющийся как раз в этот период развития ребенка, будет огромным подспорьем в освоении букв.

Знакомство с алфавитом

Изучение алфавита должно происходить регулярно и систематически, но при этом занятия не должны утомлять маленького ученика.

С этой целью можно не только , но и рассматривать иллюстрации к сказкам, предполагать, о чем будет речь в произведении, размышлять о поведении персонажей. Постепенно развиваемый читательский интерес будет побуждать к изучению алфавита и .

Когда ребенок будет готов к обучению, можно приступать к изучению букв. Чтобы после знакомства с буквами ребенок не потерял интереса к читательской деятельности, важно учесть несколько моментов.

  • Звуки или буквы?

Выбрать нужно один вариант: учить или буквы, или звуки.

При этом важно понимать , что звуки детям выделять в слове легче ([б] – барабан, по сравнению с «бэ» — «барабан»), да и в процессе обучения чтению им будет проще соединять 2 звука, чем 2 буквы («бэ» и «а» они будут читать «бэа» вместо «ба»).

Если малыш все схватывает на лету, то ему будет любопытно узнать, что буквы – это значки, с помощью которых зашифровываются издаваемые звуки, и не всегда их название читается так, как называемый звук.

  • Сразу или постепенно?

Не нужно вываливать на ребенка всю информацию сразу. Знакомство с буквами должно происходить постепенно.


На одну букву можно потратить не один, а несколько дней, пока она не станет узнаваемой. Только потом можно переходить к следующей.
  • С чего начать?

Не всегда целесообразно изучать буквы в порядке алфавита. Лучше начать с гласных, а потом уже приступить к знакомству с согласными. Самые сложные буквы оставляют напоследок (ь, ъ).

  • В какое время проводить занятия?

Не стоит выделять для занятий строго определенное время: ребенку сложно заниматься одним видом деятельности более 10-15 минут, а если не закреплять изученное постоянно, то все забудется очень быстро.

Лучше ввести процесс изучения алфавита в быт ученика: утром с буквой познакомились, выложили ее на завтрак из овощей, во время прогулки нашли слова, начинающиеся с этой буквы, а вечером раскрасили или сделали макет из подручного материала.

  • Кнут или пряник?

Однозначно второе – любые наказания в конечном итоге провоцируют появление негативного отношения к той деятельности, которая их спровоцировала. А если ребенку неинтересно то, чем он занимается, то все усилия будут безрезультатными.

Чтобы мотивировать ученика , повысить уверенность в своих силах, нужно как можно чаще его хвалить за любой успех. С этой же целью не следует проводить разного рода проверки и экзамены: все дети разные, и усваивают они материал по-разному.

Методы изучения алфавита

Любое занятие должно проводиться в игровой форме с использованием разнообразных методов, которые помогут запомнить всю выдаваемую информацию (или, по крайней мере, большую ее часть).

Обучение будет легким и интересным, если использовать в процессе:

  • Занимательные задания (головоломки «Спряталась буква», «Сколько букв на строчке», раскраски, загадки, стихотворения).
  • Словесные игры («Выдели первый звук», «Какая буква спряталась в домике, если известны хозяева», «Найди как можно больше слов на нужную букву»).
  • Метод ассоциаций (взрослый называет букву, ребенок – слово, начинающееся на эту букву).
  • Практические методы (изготовление алфавита из пластилина, соленого теста, природного материала, ткани и т.п.).
  • Магнитные буквы или кубики , из которых можно будет складывать даже целые слова.
  • Развивающие мультфильмы и видео.
  • Компьютерные игры .

Быстро запоминаются буквы, изученные в нестандартной ситуации . Например, совместная выпечка печенья – букв, рисование букв на снегу или песке во время прогулки, съедобные буквы (из горошка или кукурузы на поверхности салата, из крема на верхнем корже торта).

Еще интересно и увлекательно будет находить буквы, спрятанные вокруг (облако в виде «о», стволы деревьев – «к», столбы – «л»). Если задействовать все способы запоминания, то процесс изучения алфавита будет проходить легко и быстро.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Алкогольный гепатит — симптомы, лечение Какой анализ крови показывает алкогольный гепатит Алкогольный гепатит — симптомы, лечение Какой анализ крови показывает алкогольный гепатит Как избавиться от повышенной чувствительности зубов Лечение повышенной чувствительности Как избавиться от повышенной чувствительности зубов Лечение повышенной чувствительности Сколько яиц в день нужно употреблять беременной? Сколько яиц в день нужно употреблять беременной?