Дуализм сознания. Дуальность мира, в котором мы живём

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Научные и духовные течения сходятся к тому, что дуальность мира мнима. Мир един, так как он произошел из единого начала. Это начало - точка отсчета, в которой пространство и время слиты в одно. Эта точка – ноль, зародыш, в котором существуют в потенции все варианты развития вселенной.

В Теории Большого Взрыва первоисток вселенной называют«точкой сингулярности». Это момент покоя, когда две дуальности: материя и энергия еще не начали своего взаимодействия.

В эзотерической системе этому состоянию космоса соответствует Сефира «Кетер» - корона. Кетер - это чистое существование, изначальный свет Сознания Творца.

Дуальности мира и Сознание Творца

В Сознании Творца все едино, но жизнь и течение времени начинается с разделения, когда Высшее Сознание отделяет свое бытие от небытия. Творец провозглашает о своем существовании и начинает процесс сотворения. Из точки сингулярности в один миг изливается вся энергия и материя космоса.

Каждая физическая форма мира материальной природы: атом, космическое тело или человек - есть результат взаимодействия дуальностей: энергии и материи. Потому, когда дуальность мира называют иллюзией, это так и не так. С уровня Высшего Сознания Кетер, весь мир - иллюзия. Но с уровня сознания человека, материальный мир дуальностей реален, а состояние Кетер - непостижимая Истина. Считается, что тот, кто полностью познает Кетер, тот потеряет свое физическое тело и покинет дуальный мир, растворившись в единстве с Творцом.

Состояние слияния с Творцом называют пассивным существованием. Это подобно тихому осознанию своего бытия, достигаемого при медитации.

Активное взаимодействие и развитие невозможно без существования неравномерности, которую создают дуальные пары. Потому, дуальности, проистекающие из Единого, вместе с Единым формируют Триединый мир. Пара противоположностей и объединяющий центр – вот, что в действительности лежит в основе любой системы. При этом, только Сознание может направить энергию в русло созидания. А до этого момента существует только темная мертвая материя и свет, который – есть та же тьма, если ему не от чего отразиться.

Дуальность человеческого восприятия

Подобно тому, как из одной точки появляется целая Вселенная, так и сознание человека однажды загорается, рассеивая тьму его отсутствия. Момент, в который человек отделяет свое сознание от мира внешнего, он отделяет тонкое от плотного, небо от земли.

Человеческий разум по своей природе делит мир на дуальности. Так происходит процесс познания: разделяя явление мира на дуальные пары, человек вновь соединяет их внутри своего сознания, формируя собственную картину мира. Таким образом объективный мир субъективно отражается в сознании каждого из нас.

Чем ближе картина мира к истине, тем выше уровень эволюции сознания и тем ближе сознание к изначальному Единству. Чем ближе картина мира к крайностям, тем сильнее сознание погружено в одну из дуальностей, и тем сознание дальше от Истины.

Категоричное оценочное мышление - это уход ума в дуальности. Любая оценка: плохо или хорошо, правильно или неправильно - носит субъективный характер. Проработкой дуальности будет осознание сути явления с позиции обоих сторон. Например, препятствие - это не только зло, которое тормозит движение. Препятствие - это еще и возможность стать сильнее, мудрее и опытнее.

Эволюция сознания

Путь от дуальностей к единству - это извечный путь эволюции сознания. И человек - первая осознанная суть на этом пути. Первая, но не единственная. Достигая пика эволюции в человеческом теле, сознание переходит в другую форму существования. С уровня физического мира эти формы жизни могут выглядеть как небесные тела: спутники, планеты и звезды.

Пиком развития Сознания является достижение уровня Архонта или Творца. В космосе такое событие знаменуется взрывом Сверхновой Звезды. Взрыв Сверхновой - это момент слияния всех дуальных пар в Единстве Высшего Разума. Это момент достижения и момент рождения новой параллельной Вселенной.

Вывод

Разделение - метод познания ума. Соответсвенно, дуальность мира существует лишь на уровне логического мышления. С уровня бессмертной души, дуальность мира мнима, поскольку бессмертная душа живет в вечности -за пределами первичных дуальностей: пространства и времени.

Двойственность (дуальность) ума и материального мира

Проработка дуальностей и выход за пределы ума

Первое, что должен знать человек об уме - это то, что он им (умом) не является. Душа или сознание - не есть ум, но из-за отождествления с умом складывается именно такое впечатление, и это отождествление само по себе является результатом деятельности ума. Как душа (сознание) не является телом, так же она не является и умом. Сознание - это то, что воспринимает (или осознаёт) ум и тело, и каждый человек в основе своей является этим сознанием, .

Чтобы выйти из-под влияния и контроля ума, нужно перестать с ним отождествляться, а для этого нужно понять двойственную природу ума, о чем мы сейчас и поговорим.

Ум имеет такую же двойственную природу, как и весь этот материальный мир , состоящий из противоположностей. Например, жарко-холодно, светло-темно, добро-зло, правильно-неправильно и т.д. Все эти двойственности существуют в материальном мире, поэтому также отражены в уме индивида, и человек, хочет он того или нет, подвержен влиянию этих двойственностей.

На что вы направляете внимание, туда и устремляется ваш ум, так как ум движется вместе с вниманием. Если вы направляете внимание на негатив, ум этот негатив впитывает и начинает об этом думать, поэтому полезно уравновешивать позитивом. Например, если случилось неприятное событие, посмотрите на это с другой точки зрения - вы ведь не знаете, к чему ведет это событие. Возможно, именно благодаря этому плохому событию в вашу жизнь придет успех и счастье. Черная полоса не может длиться вечно, если, конечно, вы не думаете постоянно о плохом, не давая таким образом притянуть в свою жизнь что-нибудь хорошее.

Всё, что появляется в нашей жизни, берет свое начало в уме ; если мы думаем о негативном - притягиваем негатив. Думаем о позитивном - притягиваем позитив. Поэтому неправильный подход «я против войны, голода и т.п.», потому что таким образом в вашем уме постоянно крутится война, война, война, голод, голод…, и вы это притягиваете. Правильный подход - «я за мир и благополучие», и чем больше вы концентрируетесь на мире и благополучии, тем больше мира и благополучия входит в вашу жизнь. Чем более активно вы выступаете против какого-нибудь зла, тем больше в вашем уме собирается этого зла, оно обрастает подробностями, формируется, и рано или поздно это зло постучится в вашу собственную дверь и скажет «Вы меня вызывали, вот я и пришло. Теперь я с вами».

На чем вы концентрируете свое внимание, то и притягивается в вашу жизнь. Так можно контролировать ум и свою жизнь в материальном мире. Нужно научиться переключаться на позитивный полюс и не погружаться в негатив, а еще лучше - занимать нейтральную позицию, абсолютную толерантность, но это уже уровень мудрецов. Они знают, что «добро» и «зло» - это относительные понятия, существующие лишь в уме человека, причем именно для этого человека. Такие люди находятся выше двойственностей ума, они живут на платформе разума, это выше. И это свобода от влияния и контроля ума. Нужно хорошо понять и устройство человека вообще, включая понимание души и , и благодаря этому знанию мы можем избегать нежелательного и строить свою жизнь так, чтобы не жалеть потом о глупо прожитых годах.

Двойственности - это крайности, а человек, попадающий из крайности в крайность, не может быть спокойным, не может быть счастливым, он всегда напряжен, вынужден отстаивать ту или иную крайность, полярность (один из полюсов дуальности). Ум движется , такова его природа, он не может остаться посередине.

«Серединный путь» Будды - это состояние не-ума, это баланс, нейтральное состояние, это нахождение посередине двойственности, а не в каком-то ее полюсе. Это нулевая точка, точка разума, это бытие вне ума.

Как выйти за пределы дуального ума

Духовная жизнь начинается, когда человек выходит за пределы дуального ума, выходит из двойственности, перестает судить «хорошо» или «плохо», опираясь на свойства ума принимать или отвергать в зависимости от того, нравится или не нравится. Конечно, уму продолжает что-то нравиться или не нравиться, но так как человек перестал себя отождествлять с умом, он вышел из-под его влияния и перестал судить о вещах на основе симпатий или антипатий двойственного ума.

Контроль ума начинается с уравновешивания полюсов, что значит не залипать в одном полюсе надолго. Просто увидьте второй полюс, противоположную полярность, и осознайте себя душой или сознанием, которое находится вне их обоих (если вы видите обе полярности, значит вы, соответственно, не являетесь ни одной из них).

Ум человека склонен к самообману. Он говорит: «Чтобы стать счастливым, я должен купить то, съездить туда, сделать это, пятое, десятое». Конечно, это не приносит длительного счастья, лишь временное удовольствие, неизбежно сменяющееся разочарованием. И не все могут осознать, что ум обманывает сам себя, раз за разом, бесконечно. Люди продолжают гоняться за материальными удовольствиями этого бренного мира, думая «в этот раз я точно получу счастье!» и получая в награду немного удовлетворения, за которым неизбежно следует очередное разочарование и , так как материальные удовольствия и страдания есть две стороны одной монеты. Нельзя взять только одну сторону монеты: если ты хватаешь одно, ты автоматически получаешь и другое.

Вырваться из порочного круга двойственного ума - задача не из легких. Для этого нужно развивать разум, изучать мудрость, анализировать. А когда человек зациклен на материальном, ему не до этого. Многие даже не понимают, зачем вообще нужно выходить из двойственностей ума, они верят, что могут в материальном мире найти настоящее счастье, которое не повлечет за собой разочарование и страдания. В таком случае человек должен настрадаться «под завязку» и настолько разочароваться в материальном мире, что у него не останется никаких надежд найти в нем настоящее счастье. И тогда он начинает искать выход в эзотерике, читая соответствующие книги, слушая мудрецов и пробуя различные техники и практики.

Проработка дуальностей

Есть специальные техники для работы с умом, они основаны на проработке дуальностей (двойственностей) и предназначены для того, чтобы вытащить внимание человека, которое застряло (сильно погрузилось) в одном из полюсов дуальности. Существуют техники, предназначенные для работы в паре (схема психолог-клиент), что проще на начальных этапах работы с двойственностями ума, а также техники, адаптированные для самостоятельного применения, они описаны в статье «Проработка дуальностей - выход за пределы дуального ума » - это техники проработки дуальностей (полярностей) первого уровня (см. подробнее в статье по ссылке).

Используя такие техники, внимание человека высвобождается из полюса (полярности), в которой оно застряло, и таким образом человек обретает спокойствие, нейтральное состояние, "состояние не-ума" - как говорил Ошо. Техники проработки дуальностей универсальны и легко применимы ; они освобождают человека от накопленного негатива, ложных убеждений, фанатизма в той или иной сфере деятельности, а также сопутствующих психологических проблем, стрессов, депрессий и болезней, то есть от всех последствий застревания в одном полюсе двойственности.

Избавляясь от влияния двойственности ума, человек автоматически избавляется от влияния двойственности материального мира , потому что эти два явления напрямую взаимосвязаны и взаимозависимы - одно без другого не существует. Однако, несмотря на то, что эти техники освобождают и позволяют «держаться на плаву жизни», следует помнить, что они являются не целью, а средством, так как конечной , а не комфортное существование в этом физическом мире.

Выход за пределы ума позволяет человеку сосредоточить внимание на самом важном занятии - самопознании, познании своей вечной блаженной духовной природы.

Статья написана по материалам ведических лекций Серебрякова, в частности на основе лекции «Двойственная природа ума» из семинара «Тайны ума»; также использованы другие эзотерические тексты.

Вы можете почитать сотни удивительных отзывов о проработке дуальностей - на сайте автора по ссылке выше. Читая успехи других людей, испробовавших эти несложные техники, приходишь к выводу, что практически любая жизненная проблема может быть решена, если проработать ее описанным образом. Попробуйте и вы, вам понравится!


Обсудить на форуме эзотерики :

сложные физические системы, такие как звезды, горы и деревья, состоят из элементарных физических частиц.

Другая сущность по своей природе ментальна. По определению, «ментальное» – это нечто нефизическое, нечто скорее принципиально отличное от физического, нежели его часть или разновидность. Нет ясности в том, из чего именно состоит эта ментальная сущность, но представляется вполне естественным принять, что каким бы ни был этот «строительный материал», он такой же, как и тот, который образует нашу субъективную психологическую реальность. Следовательно, ментальность образована субъективными, качественными состояниями сознания, расположенными внутри ментального пространства,

в котором происходят осознаваемые события. Она непосредственно проявляется в наших ощущениях, восприятиях, мыслях, эмоциях, образах, субъективно переживаемых в потоке сознания. Как правило, нефизическую субстанцию изображают как некую призрачную ментальность, не зависящую не только от физической материи, но даже и от физических законов, которые правят физическим миром. Считается, что ментальность не поддается физическим измерениям и наблюдениям и, возможно, состоит из чрезвычайно деликатных, неосязаемых «атомов души», не похожих ни на какие физические частицы и существующих

в ментальном «пространстве души», лежащем за пределами физического пространства и времени.

Определение монизма

В отличие от дуалистических теорий все монистические теории исходят из того, что мир (Вселенная как единое целое) состоит исключительно из субстанции одного типа. Однако разные монистические теории расходятся в том, какова конечная природа этой фундаментальной субстанции. Согласно одним из этих теорий, сущность Вселенной материальна (материализм или физикализм), тогда как другие утверждают, что Вселенная состоит исключительно из ментальной субстанции (идеализм). Однако известны и теории, полагающие, что в своей основе Вселенная и не «ментальна», и не «материальна» (нейтральный монизм). В свое время мы вернемся к этим различиям, а сейчас более подробно рассмотрим дуалистические теории сознания.

Дуалистические теории сознания

Дуалистические теории считают само собой разумеющимся, что как физическая материя, так и субъективное сознание являются реальными феноменами, существующими независимо друг от друга. Они ничем не обязаны друг другу и существуют во Вселенной на равных. Просто они совершенно разные. Это – одна из привлекательных характеристик дуалистических теорий. Они демонстрируют одинаково уважительное отношение как к внешнему физическому миру, в основном принимая все естественные науки насколько это возможно, так и к нашему внутреннему, субъективному миру, признавая, что это особая реальность, находящаяся за пределами физической реальности.

Однако и дуалистическим теориям тоже присущи некоторые серьезные недостатки. Во-первых, они испытывают трудности, отвечая на вопрос, изкакого «материала» состоит нефизическая ментальная субстанция и где она располагается относительно физического пространства. Они говорят лишь о том, чем онане является: она не является физической. Но что значит быть нефизической или нематериальной? Если наше сознание основано на нефизической ментальной субстанции, тогда нам нужна проверяемая научная теория, описывающая и объясняющая точно, что такое ментальная субстанция, как она ведет себя и где ее можно найти. Следовательно, дуалистические теории не всегда способны

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

предложить нам убедительные решения онтологических проблем, связанных с базовой природой сознания. Но еще хуже обстоят дела, когда они пытаются ответить на вопрос о взаимоотношениях: какие именно отношения существуют между нефизической ментальной субстанцией и физическим миром, такими как наш мозг и наше тело.

Если нам что-то и известно о связи между сознанием и физической реальностью, так это то, что, похоже, эти два мира гармонично сотрудничают друг с другом всякий раз, когда мы воспринимаем внешние объекты или выполняем преднамеренные действия. С одной стороны, сенсорные органы наших тел получают физическую энергию из внешнего мира и превращают ее в нейронные сигналы, которые каким-то образом трансформируются в субъективные ощущения и восприятие в нашем внутреннем психологическом мире. С другой стороны, мы формулируем мысли и строим планы и испытываем желания и пристрастия к чему-либо в своем сознании. Одним усилием воли мы можем заставить свои мышцы, конечности и тела передвигаться в физическом пространстве «под руководством» нашего сознания и намерения. Складывается впечатление, что взаимодействие сознания и физической реальности – это «улица с двусторонним движением»: сначала внешний мир «проникает» в наше сознание, которое благодаря этому воспринимает и ощущает его, а затем наше сознание обращается к внешнему миру и, таким образом, управляет поведением тела по своему желанию.

Как правило, дуалистические теории отличаются друг от друга тем, как они отвечают на вопрос взаимоотношений, а именно на вопрос о том, какие отношения существуют между нефизической ментальной субстанцией и физическим миром, в первую очередь между нашим мозгом и телом? Известны три основные альтернативы: интеракционизм, эпифеноменализм и параллелизм.

Интеракционизм

Как следует из названия этой теории, ее основная идея заключается в двустороннем причинном взаимодействии между внешней физической реальностью и субъективной психологической реальностью, или между мозгом и сознанием. Иными словами, физические стимулы во внешнем мире (например, электромагнитная энергия в виде света) сначала воздействуют на органы чувств (например, на сетчатку глаза), затем сигнал трансформируется в нейронные импульсы, которые поступают в мозг, в первую очередь – в зрительную зону коры в затылочной области головного мозга, после чего на какой-то стадии, покрытой тайной, физическая активация мозга приходит во взаимодействие с нефизической субстанцией, или сознанием, что позволяет нам получить субъективное переживание: мы видим. Это – причинный путь «снизу вверх», путь от физического входа до осознанного выхода. Причинный путь «сверху вниз», называемый также «ментальной причинностью», проходит в противоположном направлении от сознательного «входа» (мысль, желание или намерение совершить действие) до физического действия. Рассмотрим пример. Допустим, вы чувствуете внезапное сильное желание поесть шоколада. Это желание – осознанное переживание. Оно заставляет вас оглянуться по сторонам в поисках шоколадного батончика, быстро схватить его, сунуть в рот и вонзить в него зубы. Таким образом, осознанное переживание вызывает физические изменения сначала в вашем мозге, а затем и в нейронных импульсах, идущих от мозга к мышцам. В конце концов эти изменения приводят к физическим движениям вашего тела.

Часто в нашей повседневной жизни причинные пути «снизу вверх» и «сверху вниз» образуют интерактивные сенсомоторные петли. Наступив босой ногой на колючее растение, вы чувствуете боль и настоятельную потребность избавиться от нее. Потом вы пытаетесь определить болевую точку, смотрите на пораненное место и ощупываете его, а нащупав

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

колючку, вы с облегчением выдергиваете ее. Прогуливаясь по засаженному клубникой полю

в поисках спелой красной ягоды и увидев такую (в результате нейронной активности по принципу «снизу вверх» от сетчатки глаза к зрительной коре, а далее в сознание), вы протягиваете руку, чтобы сорвать ее (в результате активности по принципу «сверху вниз», от осознанного восприятия и желания до явного физического действия).

Похоже, что причинное взаимодействие физического и нефизического миров протекает весьма гладко. Действительно, в нашей повседневной жизни нам вообще не приходится задумываться об этом. Как только мы открываем глаза, на нас начинают воздействовать физические стимулы, в результате чего возникают осознанные зрительные переживания. Мы используем свои физические тела для реализации наших намерений и для удовлетворения желаний, и, похоже, что все это работает без сбоев. Проблема заключается в том, чтобы объяснить, как именно два диаметрально противоположных мира – такие физические процессы, как нейрональная активность, и такие нефизические качественные вибрации души, как наши ощущения, мысли и желания, – вообще способны взаимодействовать друг с другом, не говоря уже о таком непосредственном взаимодействии. Иными словами, интеракционистский подход должен вооружить нас научной теорией, хотя бы предварительной, о механизмах взаимодействия двух миров.

Почему же тогда интеракционисты не предложили нам ни теории, ни хотя бы описания этих механизмов? Проблема заключается в том, что физический мир причинно замкнут

в себе, а нефизический мир, соответственно,причинно инертен (по крайней мере, по отношению к материальному). Причинная замкнутость физического мира означает, что физические события могут быть вызваны только другими физическими событиями и способны вызвать дальнейшие события, имеющие исключительно физическую природу, посредством чисто физических механизмов. Причинная обусловленность (причинность) требует механизмов, обладающих такими физическими свойствами, как масса, энергия, силовые поля, физическое движение в физическом пространстве и т. д. Причинная инертность сознания означает, что наши переживания, если они абсолютно нефизические, вовсе не обязательны для того, чтобы произошло какое-либо физическое событие, и их природа такова, что они не могут повлиять решительно ни на что в физическом мире, включая и нейронную активность в нашем мозге. Если сознание состоит из призрачной ментальной субстанции, значит, оно, как и призраки-прототипы, должно просто плавно перемещаться через все материальные предметы, не оказывая на них никакого влияния!

Проблема, с которой сталкивается дуалист, такова. Чтобы причинно взаимодействовать с физическим миром (например, с мозгом), некая сущность должна как минимум обладать некоторыми физическими свойствами. Следовательно, ментальная субстанция должна, в конце концов, иметь какие-то физические свойства, чтобы оказывать какое-то влияние на активность нашего мозга. Однако для дуалиста сознание по определению является чем-то нефизическим. Как нечто абсолютно нефизическое, лишенное массы, энергии, движения, силы тяжести, протяженности в пространстве, местоположения и всех мыслимых физических свойств, может вызвать какие-либо изменения в таком объекте физического мира, как мозг? Как именно ментальная субстанция оказывает физическое влияние на мозг и реализует физическое проявление своей свободной воли? Это тайна за семью печатями. До тех пор, пока не появятся убедительные научные гипотезы о механизмах взаимодействия души и мозга, интеракционизм остается чисто метафизической спекуляцией, имеющей значение исключительно для философии, но не играющей никакой роли в эмпирической науке о сознании.

Проблема, связанная с объяснением природы двустороннего взаимодействия сознания и мозга, – не единственная проблема интеракционизма, хотя, возможно, и самая трудная. Другие проблемы возникают, когда мы пытаемся «встроить» дуалистический

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

взгляд на сознание в научное представление о мире, сформированное благодаря другим отраслям эмпирической науки, в том числе историей эволюционного учения (филогенезом), индивидуальным развитием (онтогенезом) и нейропсихологией. На каком этапе эволюционного развития нематериальная ментальная субстанция впервые оказалась причинно связанной с биологическими организмами? Как и почему это произошло, если исключить божественное вмешательство? Когда у первого живого создания появилась душа и оно превратилось в мыслящее существо, способное «видеть свет» и ощущать свое собственное существование? Предположительно, до этого величайшего в истории жизни на Земле момента каждое существо на этой планете было зомби, полностью лишенным сознания, простым биологическим механизмом без какой бы то ни было ментальной жизни. Аналогичный вопрос может быть задан и о человеческом зародыше или младенце: когда, как и почему возникает связь между ментальной субстанцией и его развивающимся мозгом? Когда младенец впервые «видит свет» или ощущает собственное существование?

Считается, что сама по себе ментальная субстанция способна превратить биомеханических зомби в мыслящие существа, обладающие внутренней субъективной жизнью. А это значит, что есть насущная потребность найти ответы на вопросы, касающиеся возникновения внутренней жизни в процессе эволюции и развития ребенка.

бы признать таким радикальным поворотным пунктом, или представить себе какой-то механизм, способный объяснить, как все это произошло. Все изменения, которые мы можем объективно зафиксировать на эволюционном пути, представляются чисто физическими, химическими и биологическими и образуют плавный, непрерывный континуум. С позиции биологии место, в котором душа якобы оказалась связанной с мозгом, представляет собой произвольную точку в континууме, в которой непостижимая сила связала вместе душу и мозг.

Другая проблема, с которой сталкивается дуалист, связана с нейропсихологией. Сегодня нам известен ряд неврологических расстройств, при которых повреждения ткани мозга или его функций, возникшие в силу разных причин, вызывают серьезные изменения сознания и личности. Вследствие мозговой травмы больной может частично утратить способность воспринимать, чувствовать изменения телесного образа или даже иметь внетелесные переживания, утратить память обо всей своей жизни или столкнуться с такими изменениями темперамента и личности, которые превращают его в совершенно другого человека. Следовательно, складывается впечатление, что структура и содержание субъективной психологической реальности должны напрямую и полностью зависеть от структуры и функций мозга (более подробно этот вопрос будет рассмотрен в разделе, посвященном нейропсихологии и сознанию, главы 4-6).

Однако если предположить, что нефизическая ментальная субстанция совершенно не зависит от физической субстанции – мозга, почему же такие признаки души, как сознание

и селф 1 человека, оказываются необратимо разрушенными в результате повреждения незначительных участков физического мозга? Ведь согласно дуализму, душа должна благополучно продолжать свое существование без каких-либо проблем и в отсутствие мозга. Однако все эмпирические доказательства, полученные из нейропсихологии, свидетельствуют о том, что всех нас ожидает заслуживающая сожаления судьба: разрушь

1 Селф (Я) – центральная часть сознания, обобщающая индивидуальный опыт человека. В русском языке нет различий между «я» активным и «я» пассивным. В английском я-субъекту соответствует «the I», или «я». Я-объекту соответствует «the self», т. е. «self» включает элементы рефлексии. Например, мы говорим: «Я задел себя», т. е. и объект

и субъект представлены одним рефлексирующим человеком. Таким образом, «self» означает личность, одновременно и

совершающую действие, и претерпевающую его. – Примеч. науч. ред.

Тот, кто занимается духовной практикой или прикладной эзотерикой, наверняка, сталкивался с таким понятием как дуальность (двойственность) мира и восприятия. Данный термин употребляется очень часто, особенно в контексте медитаций, направленных на остановку «внутреннего диалога», что в итоге должно привести к непосредственному восприятию реальности, не двойственной и недуальной. Но действительно ли все обстоит именно так? Что вообще такое дуальность и почему ее нужно непременно устранить? А самое главное – а точно ли нужно выходить из дуального мира? Ведь на самом деле, тут, как и во многих областях эзотерики и духовной практики, есть множество ловушек и иллюзий, в которые попадают те, кто привык слепо следовать традициям, а не осознанно вершить свой путь.

Дуальность и «феномены-антагонисты»

Одним из самых распространенных представлений о дуальности является тот факт, что в мире все имеет свою противоположность – земля и небо, верх и низ, день и ночь, мужчина и женщина и так далее. И как апофеоз такого представления – мир разделен на Свет и Тьму, на Добро и Зло.
В этом контексте мы не можем отрицать то, что мир, действительно, имеет множество двойственных антагонистов, которые некоторые особо рьяные современные кибер-эзотерики вообще склонны считать неким бинарным кодом мироздания.
Но… есть одно большое «но», которое рушит всю эту концепцию. А именно – в реальности нет никакого четкого разделения на «черное» и «белое», ведь есть сотни оттенков черного и белого, есть множество других цветов и так далее. То же самое можно сказать и о любом другом явлении из этого разряда. Например, Добро и Зло. Согласитесь, если бы в жизни все так легко можно было бы разделить на крайние категории, все было бы проще, но это не так. А если еще и учесть, что Добро и Зло каждым воспринимается по-своему, то вообще возникает путаница. Но важнее всего понять, что наличие градаций, оттенков и нюансов показывает простой факт – четкое «бинарное» разграничение любых феноменов говорит не о двойственности (дуальности) мира, а о человеческой духовной слепоте и ограниченности.
Видеть только «черное» и «белое» - это не воспринимать реальность, а продолжать пребывать в иллюзиях. Мир не дуален, он разнообразен. Дуальным может быть только восприятие изначально ограниченного существа, того, кто отказывается видеть полноту бытия.
Таким образом, важность медитации становится весьма сомнительной: зачем садиться в позу лотоса, чтобы увидеть (постичь, проникнуть) недуальный мир? Для этого вполне достаточно просто перестать себя ограничивать, перестать отворачиваться от оттенков жизни. Ведь если вдуматься, то сама по себе медитация и есть еще одно заблуждение, еще одна дуальность - мир недуальный и мир дуальный. А медитирующий (вот молодец!) из одной крайности перешел в другую.
Если говорить еще проще – зачем стремиться в недуальный мир, если он и так по определению недуальный, а многообразный? Тот, кто потратит хотя бы 10 минут своего времени на то, чтобы взглянуть на эту проблему, сняв очки «духовных авторитетов», убедится, что подобные медитации – просто ловушка сознания.
Итак, мир не дуален, а имеет оттенки. Чтобы их видеть, нужно не медитировать, а просто «шире открыть свои глаза».

Дуальность: реальность и иллюзии

Еще одной не менее распространенной «версией» видения проблемы дуальности и недуальности, является представление о том, что дуальный мир – это иллюзия, а не дуальный мир – истинная реальность. Поэтому, если медитирующий сумеет остановить «внутренний диалог» и войти в недвойственное восприятие, то он автоматически окажется в истинной реальности. Крайностью такого подхода нередко является вообще призыв отказаться от дуального мира.
Начнем по порядку.
Во-первых, как мы уже говорили выше, дуального мира не существует по определению, поэтому, фактически, никакого противопоставления между дуальным и недуальным миром нет – это лишь стереотип, «эзотерический шаблон» в головах горе-мистиков.
Во-вторых, необходимо понимать, что реальность – это не какая-то особая сакральная территория или священное время. Реальность – это состояние полной реализации. Реальность – это не то, куда ты приходишь, а то, в чем ты пребываешь, то есть, кем являешься на самом деле. Можно быть иллюзорным в реальном мире и можно быть реальным в иллюзиях. Все решает не то, видишь ли ты дуальность или недуальность, а то, сколько реальности ты воплощаешь в себе. Рай – это не то, куда ты придешь, а то, что создаешь вокруг себя, то же самое касается и реальности: она не награда за старания, она – следствие твоей реальной жизни, то есть такой жизни, когда ты, в первую очередь, не лжешь самому себе. Реальность наступает не когда ты весь напрягся в поисках недуального мира, а когда наконец-то расслабился и перестал себя дурачить.
В-третьих, если считать недуальный мир или восприятие реальностью, то что это значит? Это мир, где нет оттенков и нюансов? Или мир – изначальный? Допустим, мы можем провести аналогию, что дуальный мир – это цветовой спектр, а не дуальный мир – это белый свет, который раскладывается на оттенки спектра. Но ведь и белый свет имеет свои оттенки. И вот тут, мы приходим к пониманию еще одной важной вещи – раз мир бесконечен, то в какую сторону мы бы не двигались, то постоянно будем сталкиваться с «вечностью убегания». Иными словами, что бы мы не находили, с каким бы феноменом не сталкивались, все время будем обнаруживать его оттенки, нюансы и так далее. Иными словами, любая недуальность окажется новым уровнем дуальности, пусть более тонким, но все же…
Таким образом, иллюзия и реальность – это не дуальный или недуальный мир, а способность видеть или не видеть вечность, бесконечность. Иллюзорно лишь то, что ограничено, а реально только то, что вечно. То есть, если вы достигнете недуального восприятия, вы вновь попадете в иллюзии, так как она сама по себе будет условностью, так еще и появятся новые антагонисты – дуальность и недуальность.

Дуальность и недуальность, в чем подвох?

Итак, стоит ли стремиться к недуальному миру или нет? Правы ли древние мастера, предлагавшие своим ученикам различные медитации, способствующие непосредственному (недвойственному) восприятию? Конечно же, правы! Но… недуальное восприятие – не панацея, не нечто, куда можно сбежать или чем можно вооружиться, как оружием, рассекающим иллюзии. Все это мы уже обговорили. Недуальное восприятие – это всего лишь еще один из способов вступать в контакт с мирозданием и не более того. Это всего лишь еще один уровень взаимодействия с миром, который необходимо освоить, чтобы обладать объемным виденьем, но не единственный истинный способ жить. Недуальность (недвойственность) только тогда имеет хоть какой-то смысл, когда она является чем-то одним из множества, а не одним, заменяющим множество.

© Алексей Купрейчик

Главное в этой Вселенной, конечно, человек как творящая или способная творить Божественная субстанция, поэтому за Сознание человека, а значит, за возможность управлять им уже много тысячелетий идут самые настоящие кровопролитные войны между конфессиями всех мастей, а в последнее время между религиями и наукой! Нужно сказать, что человеческая жизнь - самый сложный и непознанный объект для исследования самим человеком!

Для понимания глубины проблемы лучше всего подходит выражение Создателя, который однажды сказал, что «человек ещё неизвестен человечеству»! Человеческие мытарства по жизни чаще всего связывают с непониманием смысла жизни и, как следствие, отсутствием возможности раскрытия того, Высшего, Божественного потенциала, который был заложен в человеке ещё при рождении!

Дуальность представлений человека

Однако современное человечество, увлёкшееся высокими технологиями, передало вопросы философии и анализа жизнедеятельности, собственного здоровья и, в конце концов, собственного долголетия на откуп High Tech, позабыв, что все эти вопросы должен решать сам человек! Увидев образовавшуюся пустоту и помня, что «свято место пусто не бывает», основные мировые конфессии решили заполнить собой Духовную составляющую самого человека и, как следствие, человеческой жизни. Тем не менее церковные догмы, сформированные несколько тысячелетий назад, не в состоянии открыть людям понимание Пространства и смысла жизни, ибо в эти представления вкрадывается дуальность представлений человека.

Отсутствие фундаментальных знаний о Мироздании не позволяет человечеству ответить на земные уроки, сокрытые от Сознания, и эта неосознанная игра в разделённость не позволяет человеку определить приоритеты своей жизни. Представления о Мироздании способствуют пересмотру всего свода законов Плотного плана, однако далеко не все люди готовы встретиться с этими представлениями, ибо устоявшиеся взгляды на жизнь могут быть низвергнуты самой жизнью .

Как правило, дуальность человека связывают с балансом (нейтральностью) внутренней энергии, которая состоит из положительных и отрицательных значений, а значит, с балансом человеческих эмоций разных знаков! Одним из самых распространённых представлений о дуальности является тот факт, что в мире всё имеет свою противоположность, так же, как земля и небо, верх и низ, день и ночь, мужчина и женщина и так далее. И как апофеоз, есть разделение Пространства на Свет и Тьму, на Добро и Зло.

Резкие контрасты Пространства будоражат Сознание человека, и очень часто они являлись не только предметом исследований, но и основой высокого искусства, на своём уровне и на своих представлениях изучавших эмоциональные крайности (основы), определяющие поведенческие инстинкты, а значит, здоровье и срок жизни человека!

По представлениям науки, в реальной жизни нет никакого чёткого разделения на «чёрное» и «белое», ибо есть множество оттенков чёрного и белого, есть и множество других цветов.

Но, самое главное, дуальность, или различие представлений на противоположные субстанции, есть субъективная реакция человека на предложения жизни, воспринимаемые разными людьми по-разному и, к сожалению, очень часто совершенно противоположно, исходя из собственных представлений не только о морали и нравственности, но и Пространства Космоса, в котором люди оказались не по своей воле!

Ещё одной, но не менее распространённой «версией» видения проблемы дуальности Мира, является представление о том, что дуальный мир - это иллюзия, а недуальный мир - истинная реальность. Поэтому, если человек сумеет установить «внутренний диалог» и войти в недвойственное восприятие, то он автоматически окажется в истинной реальности.

Делая вывод, можно сказать, что дуальность - это идея о наличии двух несводимых друг к другу Начал, пары противоположностей (полярностей, полюсов) в Сознании человека! В метафизике считается, что Дуальность есть способ объяснения многообразия сущего двумя разными, одинаково древними или извечными, не сводимыми друг к другу или противоположными началами. Реальность жизни предстаёт в дуальности «не как сосуществование двух разных планов бытия, а как их неразрывная взаимосвязь», ибо две субстанции (Материальная и Духовная) неразделимы.

Георг Зиммель, немецкий социолог и философ, писал: «В глубине нашей души кроется, очевидно, некоторый дуализм, который, не позволяя нам воспринимать картину мира как неразрывное единство, постоянно разлагает её на целый ряд противоположностей». В медицине считается, что модель поведения человека, его Сознание в экстремальных условиях дуального информационного воздействия определяется электрической мозговой активностью, фиксируемой при помощи электроэнцефалограммы.

Информационные потоки

Исследования мозговой активности человека в раннем возрасте показали, что процесс накопления и анализа информационного поля ограничивается диапазоном частот от низкочастотных дельта-волн до высокочастотных бета-волн. Причём было установлено, что с момента рождения примерно до двухлетнего возраста человеческий мозг собирает и вырабатывает информацию в диапазоне частот от 0,5 до 4 колебаний в секунду, так называемых «дельта-волн». В возрасте до шести лет фиксируется более высокая частота вибрации, равной 8 Герц, соответствующая «бета-волнам». С возрастом люди становятся более восприимчивыми к внешним информационным потокам, следовательно, приходят к пониманию дуальности окружающего их мира, поэтому мозговая активность определяется уже высокочастотными альфа-волнами (12 Герц), достигая величины более 35 Герц к 30-летнему возрасту.

В НИИ «Здоровьесберегающих технологий» были проведены исследования интенсивности (суммы сигналов) электрических импульсов при моделировании поведения человека в условиях внешнего дуального Пространства. Проводились они при изучении процессов диссипации (рассеивания) при «насильственной» смерти клетки и показали, что при рождении человека и развитии вплоть до «возраста Христа», когда вопросы Дуальности Пространства, как правило, формируются и не очень волнуют Сознание молодого человека, электрическая энергия, или интенсивность электрических импульсов, увеличивается с возрастом человека (рис.1). (Следует отметить, что в данном скрининге участвовали люди, относящие себя к категории глубоко верующих .)

Исследования более 100 человек показали, что интенсивность электрических сигналов в процессе жизни не только меняется, но и позволяет выделить этапы жизни, которые и определяют продолжительность существования людей, а с учётом теории подобия Л.И. Седова - даже народов или целых государств. Хорошо видно (рис.1), что до тридцатилетнего возраста формируется человек как личность, способная принимать взвешенное решение, определяющее активную позицию (мотивацию) в обществе, и выделять те приоритеты, которые и определят для человека его будущее, или цель жизни.

Как видно из представленных данных, уже первая встреча с дуальностью. или реалиями человеческой жизни, разделяет людей на три группы, где к первой группе относятся люди глубокой Веры, чаще всего люди творческих профессий, у которых жизнь имеет определённый смысл. Это возвышенное состояние сопровождается и высоким уровнем электрической энергии, а значит, отменным здоровьем и длительным сроком жизни.

Ко второй группе относятся люди, проживающие полноценную человеческую жизнь, исполняя основные требования общества, ориентируясь на правило: «иметь семью, иметь детей, посадить дерево и построить дом». Но есть и третья группа людей, которые потеряли всякий смысл существования, не рассчитывают на будущее, проживают, как правило, более короткий срок жизни, сопряжённый с вечными недугами или патологическими заболеваниями. Если посмотреть на историю человечества, хорошо видно, что и государства, не ставящие перед собой глобальных задач развития или совершенствования общественных отношений, очень быстро исчезают со страниц истории, не оставляя о себе значительной памяти. И наоборот, даже исчезнувшие Империи, такие, как Римская Империя, до сих пор заставляют современное человечество пользоваться многими основами или законами общественных отношений (например, Римское право). Как было сказано выше, исходя из Теории подобия можно заключить, что как для человека, так и для народа, и даже для государства, существуют единые механизмы, регулирующие активность и долговечность этого элемента в Великой цепи эволюции человечества! При анализе поведенческих характеристик человека, сталкивающегося с дуальностью представлений Плотного и Тонкого планов, при собственной внутренней дуальности, возникает вопрос о том, как объяснить преждевременный уход человека или целого народа до исполнения своей задачи по совершенствованию Сознания?

Уничтожение клетки

Современная медицинская наука обнаружила, что есть ген смерти живого объекта, отвечающего за его жизнь, имеющий название «апоптоз», без которого невозможен процесс обновления клеточного пространства человека. Нужно сказать, что апоптоз есть та естественная причина смерти клетки, без которой невозможно развитие системы, ибо этот биологический механизм обеспечивает утилизацию старых клеток и на основе этого внутреннего биологического материала запускает строительство новых клеток.

Здесь следует уточнить, что для утилизации (отмирания) клеток как основного строительного материала для человека или Народа существуют два сценария. Как было сказано выше, по сценарию апоптоза отмирание клетки приносит максимальную пользу, ибо, уходя из жизни, она отдаёт свой биоматериал новым клеткам, обеспечивая их энергией, возникающей при распаде клеточного ядра. При сценарии под названием «некроз клетки» клетка не получает команду умереть, она как бы обесточивается, или её отключают, что приводит к разложению клетки, и это связано с патологией, ибо клетка, погибшая по сценарию некроза, становится очагом заразы. Такая клетка сама закладывает фундамент заболевания организма.

Возникает принципиальный вопрос: кто же даёт команду на уничтожение клетки ради будущего и кто решает, что клетка должна умереть, оставляя после себя источник заражения? Медицинская наука утверждает, что ген смерти включен в оба сценария, и выбор одного из них является прерогативой самого человека!

Важно отметить, что сценарий апоптоза включается автоматически, ибо энергообмен внутри клеточного пространства обеспечивает существование человека вне его представлений и понимания смысла жизни. А вот механизм некроза активизируется командой ДНК человека, но только при определённых условиях, спровоцированных устойчивыми отрицательными эмоциями человека.

Если под влиянием собственной дуальности и дуальности внешнего Мира энергия отрицательных эмоций (недовольства условиями жизни) становится доминирующей, ДНК - важнейший аспект Сознания, спроецированный на физический уровень, понимает это как хроническое недовольство жизнью, или как нежелание продолжать жить, активирует программу биологического распада клеточного пространства (клетки).

Программой самоуничтожения (функция некроза) выводится из спящего состояния. Функция некроза становится постоянной и активной, вследствие чего ещё большее количество клеток включается в этот процесс. Из анализа экспериментальных данных (рис.1) видно, что жизнь для большинства людей (группа три) сопровождают негативные эмоции (гнев, злоба, уныние, страх и т.д.), а значит, люди, несмотря на присутствие Веры, настроены крайне негативно, с высокой долей пессимизма, что приводит к тяжёлым заболеваниям и сокращению жизни. Но есть люди, являющиеся в высшей степени Духовными (группа первая), которые не только определились со смыслом своей жизни, но несут позитивный заряд Любви и Пассионарности. Такие оптимистичные люди могут прожить, по словам Создателя, до 120 и более лет! Есть, наконец, люди (группа два), которые являются среднестатистическими единицами Пространства, оставляющими за собой фон сомнений и вечного поиска. Выходит, что от выбора самого человека зависит не только срок жизни, но и то, в каком состоянии будет находиться его тело. В этом случае вопрос «Как быть?» адресован к Сознанию самого человека!

Если человек, его Сознание, понимает предназначение человека в Вечности, если человек не погрязнет в отрицательных эмоциях, тогда у ДНК не будет повода активизировать Программу самоуничтожения, или биологического распада, значит, человек проживёт полновесную жизнь без патологии и преждевременного старения! Тогда возникает следующий вопрос: кто же управляет Сознанием человека и предопределяет, тем самым, мотивацию человека творить самого себя? Принимаем для себя, что виновницей принятого решения является Сознание человека. Ответить можно так: виновником принятого решения является Сознание Сознания самого человека!

Таким образом, Сознание в широком смысле трактуется как самостоятельная сущность, или субстанция, способная творить не только Мир, но и себя или заниматься самосовершенствованием .

Сознание как субстанция - вечно, поэтому в философии идеализма вопрос о происхождении Сознания никогда не ставился. Также как не ставился и никогда не обсуждался вопрос появления самого Бога ни в религии, ни в философской литературе!

Современная психология, исследуя сферу Сознания, отмечает, что как при идеалистическом, так и при материалистическом подходах к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов всё же имеет свои недостатки. Вместе с тем имеется множество фактов, которые чётко показывают зависимость между психическими процессами и процессами мозговой активности.. По остроумному замечанию философа Анри Бергсона, «плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней, но это не означает, что плащ и вешалка - одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу .

Задача сознания

Сознание можно рассматривать в качестве высшей формы психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно- историческому существу.

При таком понимании главной задачей Сознания является организация целесообразного и логического поведения для реализации потребности индивидуума, которая для него в данный момент актуальна. Самосовершенствование человека необходимо для того, чтобы он осознал смысл собственной жизни, а осознав, развивал свои Духовные, нравственные, умственные качества и профессиональные навыки.

Возвращаясь к анализу электрический активности человека и его отношения к своей жизни, можно сказать, что несовершенное Сознание и, конечно, отсутствие фундаментальных знаний о Мироздании и о месте человека в его структуре может стать причиной негативного взгляда на жизнь и, как результат, неприятия условий жизни, привести к преждевременному уходу.

Нам представляется, что человек, исключённый из процесса постижения Истины или Знаний, не сможет определиться со своим взглядом на окружающий Мир и понять собственное целеполагание.

Поэтому вопросы образования и подготовки людей к встрече с Великим Космосом - одна из важнейших задач цивилизации, однако участившаяся последнее время замена Знаний на разговоры о религии, вводимые в школьные программы (рис. 2), говорит о том, что среди людей нет понимания, что есть Знания и что есть церковные обряды, и что это совсем не одно и то же.

Никто не против изучения истории развития религии, но вступающему в жизнь человеку необходимо объяснять основы Мироздания и необходимость самосовершенствования, дабы человек не утратил интереса к жизни, а значит, мог бы рассматриваться как активная Сущность, творящая Начало Начал. Конечно, можно не бить в набат и всё пустить на самотёк, но жизнь такова, что если где-то убывает, то Пространство немедленно наполняется совершенно противоположным. А если вспомнить, что Сознание управляет действиями человека, то подготовка человека к самостоятельной жизни должна осуществляться в стенах школ и институтов, но никак не внутри церквей или религий.

Цивилизация, подменяя глубокие Знания о Мироздании церковными догмами, обречено на вымирание, ибо человек, не понимающий своего предназначения, как правило, не доволен жизнью. Сознание такого человека не в состоянии разобраться не только с внешней дуальностью Пространства, но и с собственными дуальными представлениями, запуская в себе механизм самоуничтожения (некроза), и реализует тем самым мечту теневого правительства о «золотом» миллиарде!

Маслов Л.И. , Генеральный директор НИИ «Здоровьсберегающих технологий»,

доктор технических наук, профессор, академик РАЕН,

Козырева Т.П. , медицинский специалист высшей категории,

Пенкин А. Г. , Генеральный директор, ООО «СДС»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Морская пехота рф Российский флот и морская пехота – дорога к славе Морская пехота рф Российский флот и морская пехота – дорога к славе Биография Г а спиридов чем прославился Биография Г а спиридов чем прославился Как не платить за капитальный ремонт на законном основании Как не платить за капитальный ремонт на законном основании