Все матные слова. Что изначально означали русские матерные слова

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


Психологи считают, что сквернословие – прекрасное средство для снятия стресса и восстановления энергетики. Некоторые историки считают русский мат следствием уничтожения табу. А пока специалисты ведут профессиональные споры, в народе «матом не ругаются, на нём разговаривают». Сегодня речь о происхождении русского мата.

Бытует мнение, что в дотатарской Руси «крепкого словца» не знали, а ругаясь, друг друга сравнивали с различными домашними животными. Однако, лингвисты и филологи с этим утверждением не согласны. Археологи утверждают, что впервые русский мат упомянут был в берестяной грамоте начала XII века. Правда, что именно было написано в той грамоте, археологи не обнародуют. Попробуем разобраться в тонкостях ненормативной лексики, которая является неотъемлемой частью русского языка.

Как правило, говоря о мате и его происхождении, лингвисты и филологи выделяют три основных производных слова. К этим производным относится название мужского полового органа, название женского полового органа, и наименование того, что бывает при удачном стечении обстоятельств между мужским и женским половым органом. Некоторые лингвисты к анатомическим и физиологическим производным, добавляют еще социальную производную, а именно – слово, которым называют женщину легкого поведения. Безусловно, существуют и другие нецензурные корни, но именно эти четыре, в народе являются наиболее продуктивными и эффективными.


Восторг, удивление, согласие и не только

Самое, пожалуй, часто употребляемое слово среди ненормативной лексики, слово, которое чаще других пишут на заборах по всей России, обозначает мужской половой орган. Лингвисты так и не сошлись в едином мнении о том, откуда взялось это слово. Часть специалистов приписывает слову старославянские корни, утверждая, что в древние времена оно обозначало «прятать» и звучало, как «ховать». А слово «ковать» в повелительном наклонении звучало, как «куй». Другая теория приписывает слову праиндоевропейские корни. В котором корень «ху» обозначал «отросток».
Сегодня говорить об убедительности каждой из теорий чрезвычайно сложно. То, что можно утверждать однозначно - слово это очень древнее, как бы того не хотели люди с диосинкразией обсценной лексики. Стоит также отметить, что «это самое слово» из трех букв, является самым продуктивным корнем, образующим новые слова в русском языке. Это слово может выражать сомнение, удивление, возмущение, восторг, отказ, угрозу, согласие, уныние, поощрение и т.д., и т.п. Только в одноименной статье Википедии приводится более семи десятков идиом и слов, которые образованы от этого корня.

Воровство, драка и смерть

Слово, обозначающее женские половые органы, в русской нецензурной лексике менее продуктивно, чем слово - представитель сильного пола. Тем не менее, это слово подарило русскому языку достаточно много выражений, как нельзя лучше отражающих всю суровость русской действительности. Так, однокоренные слова от этого общеизвестного слова нередко обозначают: лгать, вводить в заблуждение, бить, воровать, говорить без умолку. Устойчивые выражения, как правило, обозначают ход событий, разворачивающийся не по плану, воспитательный процесс, драку, избиение, неудачу и даже поломку или смерть.
Происхождение этого слова некоторые особо яростные лингвисты относят к санскриту. Впрочем, эта теория не выдерживает даже самой гуманной критики. Наиболее убедительной теорией, исследователи считают происхождение из праиндоевропейских языков. Там, по мнению ученых, однокоренные второму по популярности в русском мате слову, означали «седло», «то на чем сидят», «сад» и «гнездо». Стоит также отметить, что слово это может иметь как строго отрицательную окраску, так и положительную.

О половом акте и не только о нём

Слово, что сегодня в нецензурной лексике обозначает половой акт родом из праиндоевропейского языка (jebh-/oibh- или *ojebh) и в чистом виде означает «совершать половой акт». В русском же языке это слово породило огромное количество весьма популярных идиом. Одной из самых популярных является фраза «**б твою мать». Лингвисты утверждают, что древние славяне использовали это выражение в контексте «Да я тебе в отцы гожусь!». Известны сегодня и другие выражения с этим глаголом, означающие вводить в заблуждение, выражать равнодушие, предъявлять претензии.

Девальвация мата

Справедливости ради стоит отметить, что умением вставить в свою речь «крепкое слово» отличались многие российские литераторы. Присутствовал мат даже в некоторых стихотворениях . Безусловно, речь не о сказках и не о любовной лирике, а о дружеских эпиграммах и сатирических произведениях. И стоит отметить, что великий Пушкин владеет матерщиной органично и умело:

Молчи ж, кума; и ты, как я, грешна,
А всякого словами разобидишь;
В чужой п**де соломинку ты видишь,
А у себя не видишь и бревна!

(“От всенощной вечор...”)

Беда же современного русского языка в том, что сегодня в силу различных обстоятельств происходит девальвация мата. Он используется настолько широко, что теряется экспрессия выражений и сама суть мата. В результате это обедняет русский язык и, как ни странно, культуру речи. Для сегодняшней ситуации подходят слова, сказанные ещё одним известным поэтом – Владимиром Маяковским.


В 2013 году, 19 марта Государственной думой РФ был принят законопроект о запрете обсценной лексики в СМИ. Те из СМИ, которые все-таки рискнут употребить то или иное «крепкое» словцо, должны будут заплатить штраф порядка 200 тысяч рублей. Примечательно, что ярыми сторонниками данного законопроекта стали депутаты из фракции «Единая Россия», которые комментировали свои действия, как желание защитить население страны от аморальной информационной среды. Впрочем, большинство россиян считают, что борьба с матом бесполезна. Не помогут в этом ни агитация, ни штрафы. Главное – внутренняя культура и воспитание.

Дата публикации: 13.05.2013

Мат, матершина, нецензурные выражения - явление неоднозначное. С одной стороны, существуют малообразованные и некультурные люди, которые и двух слов без мата связать не могут, с другой - достаточно интеллигентные и воспитанные люди порой тоже матерятся. Порой эти слова сами вылетают из наших уст. Ведь бывают такие ситуации, когда невозможно иначе выразить свое отношение к происходящему...

Итак, давайте же разберемся с тем, что же это за явление и откуда оно взялось.

Мат — разновидность ненормативной лексики в русском и других языках. Обществом мат осуждается в большинстве своем и воспринимается негативно. А иногда и вовсе может расцениваться как хулиганство. Кроме того, известны случаи когда мат употреблялся в произведениях классических авторов, таких как Пушкин (да-да! сложно поверить, но это действительно так), Маяковский и др.

Если кто-то кроет кого-то или что-то нескончаемым потоком матерных слов, причем, делая это по-своему замысловато, то подобное называется «трехэтажным матом».

Происхождение

Бытует мнение, что матершина на нашу землю была занесена татаро-монгольскими ордами. И что будто бы до этого самого момента на Руси бранных слов не знали вовсе. Естественно, это не так. Т.к. позиция в духе «все пакостное нам принесли извне» очень уж удобна, и так свойственна многим из нас.
Кочевники тут совсем не причем, т.к. у них не было обычая сквернословить. Данный факт отмечал еще в 13 веке итальянский путешественник Плано Карпини, посетивший тогда Центральную Азию. Он писал, что бранные слова у татаро-монгол вообще отсутствовали, и наоборот, русские летописные источники говорят нам о том, что мат был распространен на Руси задолго до ордынского ига.
Современная нецензурная брань, корнями уходит в далекую языковую древность.

Самым главным матерным словом считается слово х**, то самое, что можно встретить на стенах и заборах всего мира:)

Если взять это культовое слово из трех букв, то ему так же соответствует слово «хер». На древнерусском языке, «похерить» - означает перечеркнуть крест на крест. А слово «хер» - значит «крест». Мы же привыкли считать, что данное слово используется для обозначения мужского полового органа, наряду с тем самым бранным словом из трех букв. Дело в том, что в христианском философском символизме, крест на котором распяли Иисуса Христа, рассматривается не как орудие позорной казни, а как победа жизни над смертью. Таким образом, слово «хер» использовалось на Руси для обозначения слова «крест». Буква «х» в русском языке обозначается в виде пересеченных линий, и это не просто так, ведь Христос, христианство, храм, хер (крест). Также существует мнение, в соответствии с которым, фраза «Пошли вы все на ***!» была придумана защитниками славянского язычества. Они выкрикивали ее ругаясь на христиан, пришедших насаждать свою веру. Первоначально это выражение обозначало проклятье, перефразируя можно сказать, что они имели в виду «Ступайте на крест!», т.е. пускай вас распнут как и вашего Бога». Но в связи с победой православия на Руси, термин «крест» перестал иметь негативное значение.

В христианстве, например, сквернословие почитается за великий грех, то же и в исламе. Русь приняла христианство позже своих западных соседей. К этому времени мат вместе с языческими обычаями прочно укоренился в русском обществе. С приходом на Русь христианства началась борьба с бранными словами. Православие объявило войну мату. Были случаи, когда в Древней Руси сквернословов наказывали плетьми. Матершина была признаком раба, смерда. Считалось, что благородный человек, к тому же православный, никогда не станет сквернословить. Сто лет назад человека, который дурно выражался на людях, могли забрать в полицейский участок. И советская власть вела войну с матершинниками. По советским законам сквернословие в публичном месте должно было наказываться штрафом. На деле же эта мера наказания применялась весьма редко. Наряду с водкой, мат в это время уже считался неким атрибутом молодецкой доблести. Ругались милиционеры, военные, высшие чиновники. У высшего руководства "крепкое словцо" и сейчас в ходу. Если вождь употребляет матерные выражения в разговоре с кем-то, это означает особое доверие.

Лишь в интеллигентной среде ругаться матом было признаком дурного тона. А как же Пушкин, скажете вы, а Раневская? По свидетельству современников, Пушкин в жизни не употреблял грубых выражений. Однако в некоторых его "тайных" произведениях можно встретить матерные слова. Это был всего лишь эпатаж - пощечина рафинированному обществу, которое его отвергало. Ах, вы такие лощеные - так вот вам мой "мужицкий" ответ. У Раневской мат был неотъемлемой частью ее богемного образа - имиджа, как теперь говорят. Для того времени это было оригинально - внутренне очень тонкая натура, внешне ведет себя как мужик - дымит вонючими цыгарками, ругается матом. Сейчас, когда мат звучит на каждом шагу такой фокус уже не пройдет.

Вообще лингвисты считают, что корни матерных слов есть во многих индоевропейских языках, но по настоящему развиться они сумели только на нашей земле.

Итак, три основных матершинных слова, обозначающие мужские и женские половые органы и сам половой акт как таковой. Почему же эти слова, которые всего на всего обозначают вещи присущие всем живым существам, стали в итоге ругательствами? Видимо наши предки придавали очень большое значение детородной функции. Словам, которые обозначали детородные органы, придавалось магическое значение. Их запрещено было произносить всуе, чтобы не навести на людей порчу.

Первыми нарушителями данного запрета были колдуны, которые занимались тем, что наводили порчу на людей и занимались прочими очаровательными вещами. После, это табу начали нарушать те, кто хотел показать что им закон не писан. Постепенно матом начали выражаться просто так, от полноты чувств, например. При этом все это развивалось, и основные слова обрастали массой производных от них слов.

Существуют три основные лингвистические версии привнесения мата в русский язык, основанные на исследованиях, проведенных в разное время различными историками и лингвистами:

1. Русский мат - наследие татаро-монгольского ига (одна из теорий, которая, как мы уже выяснили, несостоятельна сама по себе);
2. Русские матерные слова когда-то имели по два значения, впоследствии вытеснив одно из значений или слившись воедино и превратив значение слова в негативное;
3. Мат был и есть неотъемлемой частью оккультных и языческих обрядов, существующих в разных языках у разных народностей.

Нет единой точки зрения, откуда произошло само слово мат. В некоторых справочных пособиях можно найти версию, что "мат" - это разговор. Но почему слово «мат» так похоже на слово мать?
Есть версия, связанная с тем, что слово «мат» пришло в русский язык после появления выражения «послать к матери». Практически, это одно из первых выражений, ставших неприличным. После появления именно этого словосочетания многие слова, существовавшие и ранее в языке, стали относить к бранным и неприличным.

Практически, до 18 века те слова, которые мы сейчас относим к матерным и ругательным, таковыми вовсе не являлись. Слова, ставшие неприличными, обозначали ранее или какие-то физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами.
Сравнительно недавно (всего-то какую-то тысячу лет назад) в число матерных вошло слово, означающее женщину легкого поведения, оно происходит от вполне обычного в древней Руси слова "блевать", что значит "исторгать мерзость".

Глагол «блядити» в древнерусском языке имел значение - "пустословить, обманывать". В древнерусском языке был ещё глагол блудити - "блуждать". Выделяется два значения этого слова: 1) уклонение от прямого пути и 2) незаконное, безбрачное сожитие. Существует версия, что произошло как бы слияние двух глаголов (блядити и блудити).

В древнерусском языке было слово «мудо», обозначающее "мужское яичко". Слово это было мало употребляемо и не имело непристойного оттенка. А потом, видимо, оно дошло до наших времён, превратившись из малоупотребительного в употребительное.

Дополнение к статье от Артёма Аленина:

Тема мата в России - это очень уж плодородная и популярная тема. При этом в интернете блуждает очень много неправдивых фактов и слухов, касающихся мата. Например: «Однажды ученые поставили эксперимент. Они обругали воду отборным матом, после чего полили ею семена пшеницы. В результате, из тех зерен, которые были политы водой с матом, взошли только 48%, а семена, политые святой водой проросли на 93%». Естественно, это всё ложь и вымысел. Нельзя «зарядить» воду одним лишь словом. Как говорится, законы химии и физики ещё никто не отменял. Кстати, этот миф в своё время был прекрасно развеян в шоу Разрушители легенд.

Мат очень часто пытаются запретить. Постоянно выходят различные законы, которые ограничивают употребление мата в СМИ. Но этого делать не надо! Причина кроется в следующих аспектах.
Во-первых, мат - это не обязательно оскорбительное слово. Поработайте недельку на стройке и поймёте, что мат - это отличный способ общения. Особенно мат помогает общаться с гражданами союзных республик, которые кроме мата ничего больше не понимают:)

К тому же, можно не используя мат оскорбить человека и даже довести его до убийства или самоубийства. Так что запрещать нужно не мат, а оскорбления и унижение в СМИ.

Во-вторых, мат - это слово, отражающее очень глубокое чувство. Мат у нас ассоциируется с резкими негативными чувствами вроде ярости или гнева. А потому, запретить материться невозможно - для этого нужно менять сознание. Теоретически, если ребёнка с детства отгораживать от мата, то он не будет материться. Однако он всё равно придумает слова, которыми будет выражать гнев.
О чувственной подоплёке мата говорит и тот факт, что человек при амнезии, даже если не помнит языка, всё равно может ругаться матом.

Наши законодатели - люди умные, а потому нет статьи, наказывающей за мат. Зато есть логичные статьи о клевете и оскорблении. Причём, недавно статьи эти отменили, так как ответственность за них чересчур уж низкая (публичное извинение). Но потом эти статьи снова вернули. Видимо государство смекнуло, что отсутствие хотя бы какого-то наказания спустит людей с «цепи». Особенно это касается мата в СМИ.

Что интересно, в Европе и США запрещён не сам мат, а именно оскорбления (что логично). При этом не надо думать, что в английском языке нет матерных слов. По статистике, в английском языке матерных слов больше, чем в русском. Мата также очень много в нидерландском и французском языках (с их знаменитым «курва», которое теперь есть в польском и других языках).

Спасибо за внимание!

P.S. То, что мы так лояльно говорим о мате, не означает что нужно материться на нашем сайте:) Так что пишите комментарии в обычном цивилизованном стиле.


Последние советы раздела «Люди»:

Вам помог этот совет? Вы можете помочь проекту, пожертвовав на его развитие любую сумму по своему усмотрению. Например, 20 рублей. Или больше:)

РУССКИЙ MАT

Каждый человек в России с самого раннего детства начинает слышать слова, которые называет матерными, похабными, нецензурными. Даже если ребенок растет в семье, где не употребляют мат, все равно он слышит его на улице, заинтересовывается значением этих слов и довольно скоро сверстники растолковывают ему матерные слова и выражения. В России неоднократно делались попытки борьбы с употреблением нецензурных слов, вводили штрафы за матерщину в общественных местах, но безуспешно. Бытует мнение, что мат в России процветает из-за низкого культурного уровня населения, однако я могу назвать множество имен высококультурных людей прошлого и настоящего, которые принадлежали и принадлежат к самой высокоинтеллигентной и культурной элите и в то же время - большие матерщинники в быту и не чураются мата в своих произведениях. Я их не оправдываю и не призываю всех употреблять мат. Боже упаси! Я категорически против матерщины в общественных местах, против использования нецензурных слов в художественных произведениях, а особенно по телевидению. Однако мат существует, живет и не собирается умирать, как бы мы ни протестовали против его употребления. И не надо быть ханжами, закрывать глаза, надо изучать это явление и с психологической стороны, и с точки зрения языкознания.

Я занялась сбором, изучением и толкованием матерных слов студенткой в шестидесятых годах. Защита моей кандидатской диссертации проходила в такой секретности, словно речь шла о новейших ядерных исследованиях, и сразу же после защиты диссертация ушла в спецхраны библиотек. Позже, в семидесятых годах, когда я готовила докторскую, потребовалось уточнить некоторые слова, и я не смогла получить в Ленинской библиотеке собственную диссертацию без специального разрешения органов. Так было совсем недавно, когда, как в известном анекдоте, все прикидывались, что знают диамат, хотя никто не знал его, но все знали мат, а прикидывались, что не знают его.

В настоящее время каждый второй писатель употребляет в своих произведениях нецензурные слова, матерщину слышим мы с экрана телевидения, но все же несколько лет ни одно издательство, которым я предлагала издать научный толковый словарь матерных слов, не решилось выпустить его. И только сокращенным и адаптированным для широкого круга читателей словарь увидел свет.

Для иллюстрации слов в настоящем словаре я широко использовала фольклор: матерные анекдоты, частушки, которые издавна жили в народе, часто использовались, но опубликованы были в последние годы, а также цитаты из произведений классиков русской литературы от Александра Пушкина до Александра Солженицына. Много цитат взято из стихов Сергея Есенина, Александра Галича, Александра Твардовского, Владимира Высоцкого и других поэтов. Конечно, не могла я обойтись без произведений Ивана Баркова, без «Русских заветных сказок» А. И. Афанасьева, без народных матерных песен, стихов и поэм, без современных писателей, таких, как Юз Алешковский и Эдуард Лимонов. Кладезем для исследователей русского мата является цикл хулиганских романов Петра Алешкина, которые почти полностью написаны нецензурными словами. Я могла бы проиллюстрировать этот словарь только цитатами из его произведений.

Словарь предназначен для широкого круга читателей: для тех, кто интересуется матерными словами, для литературных редакторов, для переводчиков с русского языка и т. д.

В этом словаре я не указывала, в какой среде функционирует слово: относится ли оно к уголовному жаргону, к молодежному сленгу или к жаргону сексуальных меньшинств, потому что границы между ними довольно зыбкие. Нет слов, которые употреблялись бы в одной среде. Также я указывала только матерное значение слова, оставляя за его пределами другие, обычные значения.

И последнее. Вы держите в руках толковый словарь «Русский мат»! Помните, что в нем только матерные, похабные, нецензурные слова. Иных вы не встретите!

Профессор Татьяна Ахметова.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

Из книги Русский мат [Толковый словарь] автора Русский фольклор

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

Из книги Энциклопедия доктора Мясникова о самом главном автора Мясников Александр Леонидович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

РУССКИЙ ДОМ «Журнал для тех, кто все еще любит Россию». Выходит ежемесячно с 1997 года. Учредитель - Фонд русской культуры при поддержке Московской Патриархии. Объем - 64 полосы с иллюстрациями. Тираж в 1998 - 30 000 экземпляров. Занимает умеренно-националистическую позицию;

Из книги автора

РУССКИЙ MАT Каждый человек в России с самого раннего детства начинает слышать слова, которые называет матерными, похабными, нецензурными. Даже если ребенок растет в семье, где не употребляют мат, все равно он слышит его на улице, заинтересовывается значением этих слов и

Из книги автора

Из книги автора

7.8. Русский характер Как-то раз в Нью-Йорк приехал писатель из России и участвовал в одной из многочисленных передач на тамошнем телевидении. Конечно, ведущий спросил его про загадочную русскую душу и русский характер. Писатель проиллюстрировал это следующим

П ытаясь открыть происхождение русского мата, в первую очередь нужно обратить внимание на то, что миллионы людей не знают, откуда взялся этот язык. Явление само по себе непонятное. Говорить говорят, а не знают, почему именно так говорят? Это невольно обращает внимание. Если происхождение неизвестно, то почему столь упорно и устойчиво им пользуются? При этом мат нельзя считать исключительно русским. Он есть в еврейском идиш. Многими специалистами давно замечена связь между древнееврейским и славяно-новгородским языками. Это явно указывает на общих предков. Теперь причину этой связи нетрудно доказать.

Мат считается нецензурным языком. То есть запрещенным к официальному использованию. Из этого можно сделать довольно уверенное предположение, что он дописьменный. Православная церковь его всегда осуждала и запрещала. Следовательно, он появился у наших предков до того, как византийское православие повсеместно утвердилось в средневековой Руси. А, судя по тому, что христианство пришло в Византию из Рима, где появилось в первых веках Новой эры, следовательно, и у евреев мат появился до возникновения этой религии.

Но здесь возникает еще один вопрос: новгородцы появились не ранее 7 в. Новой эры, а евреи в Египте и на Ближнем Востоке на две-три тысячи лет раньше. Каким образом и у тех и у других появился одинаковый язык, о происхождении которого ни те, ни другие ничего не знают? Значит, что и у тех и у других были общие предки пользовавшиеся этим языком.

Неглубокое изучение русского мата позволяет сделать заключение, что его многочисленные выражения и слова имеют всего несколько корней. Их смысловое значение меняется в зависимости от окончаний и произносимой интонации. Из одного слова можно сделать десяток других.

К своему несчастию, я не знаю, как не повторяя прошлые рассказы, объяснять другое неизвестное. Потому как та информация тоже является уникальной. Поэтому прошу прощения за повторы.

Чтобы понимать мир древних язычников, нужно представлять, как выглядело арийское жилище с его дымоходом. Это было куполообразное сооружение похожее на монгольскую юрту. Жерди, называемые пругами, толстыми концами втыкались по кругу в землю. А в куполе тонкие концы сходились на специальном колесе, где привязывались ремешками – верьвью. Знакомые каждому слова – пруги, вервь. Отсюда происходят понятия су-пруги и старославянское вервь – род.

Наконечник каждой пруги, торчавший внутрь колеса-дымохода, имел свое название и знак. Знаки вырезались на посохе родового вождя «чертами и резами» и были похожи на птичьи следы – piste. Отсюда epistola – письмо. Каждый наконечник пруги также был носителем цифры, слога, молитвы, имени, которое давалось членам рода.

В некоторых арийских родах, вожди дублировали названия наконечников определенным узелком на ремешке, который постоянно носили с собой. Это была веревочная азбука. Поэтому слова вервь, веревка, вера, верх, вертеть имеют один корень. От вер – круг, колесо.

Бесспорно, по этому колесу можно было создать только очень простой язык. Но для создания нового рода родоначальнику другого и не требовалось. Колесо было матрицей первоначального языка, на котором разговаривали с гибридными матерями — роженицами. Недаром мат называют матерным языком. Или говорят: «Ругался по матери».

О происхождении его от арийского дымового колеса говорит и слово матершина. Подробно: матер-джина. Мат- палка, линия. Ер – деревянная. То есть, жердь, пруга, конец которой торчал в колесе-дымоходе. Окончание шина означает колесо или круглый предмет. Например: рейсшина – рей с шиной. Палка с колесом. Проушина, фашина, машина. И т.д. В свою очередь, джи-на – небо на. Слово «шина» говорит о дымовом колесе, которое «на небе».

Чтобы расшифровать первоначальное значение матерных слов, можно составить небольшой словарик.
Ба – тело.
Ва,ка — вместе
Да – горло.
Е – сверху.
Идз\идж – небо.
Й – наконечник.
П – приставить, приложить.
Ку – вместе, маленький
Ла – губы, пальцы.
Ма – тело.
Ман – колесо, круг, круглый.
Т – стоять.

Теперь слагаем п-идз – да – приставленное к небу горло. Дымовое отверстие арийского жилища.
Перепроверяем: ман-да – колесо- горло. По нему давали имена и составляли роды, поэтому в некоторых языках ман означает «человек».

Само слово мат означает все, что стоит. Это и трава – мята, и волос по которому отличали женщину от мужчины. Отсюда слова мат и мать звучат одинаково. Мат, также, просто палка.

Наиболее употребляемое матерное название мужского полового органа происходит от двух слов-слогов ку – й. Ку – вместе, й – наконечник. Вместе с наконечником.
Составить шаблон языка не представлялось особой сложности. Поэтому арийские родовые вожди, имея навык, легко конструировали новые языки. Этот примитивный язык они использовали в общении с роженицами. Те, в свою очередь, передавали его своим детям.

С увеличением численности родов и с усложнением жизни вообще, языки пополнялись новыми сконструированными словами, основанными на первоначальном шаблоне. Арии создавали анклавы по всему свету. Поэтому в совершенно разных языках можно найти эти шаблонные слова. К примеру, в чеченском есть слово буд, означающее женский половой орган. В русском будка, побудка. Столица Венгрии – Будапешт. Тибетская религия называется буддизм.

В чем связь, спросите вы? – Да в том, что буд – один из синонимов, которым арии называли дымовое отверстие своего жилища. Буд-ка – с дыркой вместе. По-буд-ка – поверху дырка вместе. Дымовое отверстие, с которого по утрам родовой вождь сдвигал длинной к-люкой люк, объявляя по-будку.

Топоним Буда — Пешт прямо указывает на буд печи. То есть круглое колесо дымохода, по которому арии давали имена членам рода. В этом случае название означает «родовое жилище» или «родовые жилища». Гигантский город начинался с нескольких родов созданных здесь арийскими вождями.

На древнетюркском слово «budun» означает «народ». Буд-ун — дырка одна. А русское » означает на-род — сверху род. Колесо Рода по которому давали имена членам рода.
О том, что по этому колесу давали имена. говорит известная фамилия Буданов. Она происходит от буд-ан — дырка сверху.

В прошлые века в дагестанских аулах существовала общественная должност «будун». Этот человек обязан был следить за ночным временем и чтобы не спали часовые охранявшие аул. Он отслеживал время по звездам и точно в одно и тоже время совершал побудку народа грохоча дубинкой в подвешенный медный таз.

Название религии с корнем буд говорит, что в связи с дымовым колесом сложился довольно сложный комплекс знаний. Чтобы понять происхождение самого бога Будды, достаточно прочитать мою расшифровку мифа об Исусе Христе. Это два разных описания появления первого после полярной ночи света в дымовых дырках арийских заполярных жилищ. Только в первом случае его назвали идз-уз – неба узок. А во втором буд-да – круглая дырка.

Расхожее ругательство, которым обзывают гулящих и женщин вообще, является очередным синонимом дымовой дырки. Лядой до сих пор на юге называют вход на чердак дома. Б-ляд – тело ляда, тело-дырка. Коляда – название нескольких часов вечера перед Рождеством происходит от ко-ляда – круг ляды. То есть открытое дымовое колесо-ляда.

Вот и все. Есть еще пара матерных слов. Воспользуйтесь словариком самостоятельно. У вас получится.
Меня всегда удивляло, что на подобные вещи мне ни один филолог не написал ни одного слова. Даже матерного. Правда, однажды один доктор наук из известного ВУЗа заметил, что в моем тексте есть орфографические ошибки и неправильно расставлены знаки препинания. Очень полезное замечание. Мне захотелось немедленно отправиться в среднюю школу доучиваться. Жалко, что слона-то он и не примин….., извините, не приметил.

(Кстати! Слово мин-ет состоит из мин- дырка, ет — сверху. То есть рот. Средневековый подкоп под стены осажденной крепости — мина. Та же дырка. Титулы китайских императоров династии Мин и имя египетского бога Мина происходят от дырки дымового колеса арийского жилища. Единственный источник света в темном чертоге — фара. Отсюда фара-он. фара круглая.

В детстве я слышал от стариков нашей станицы такую историю: Во время русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг.казаки спрашивали у болгар: «Почему вы смеётесь, когда кто-то спрашивает спичку?» Те отвечали, что на их языке слово «пичка» означает женский половой орган. С праязыка это можно перевести как п-идж-ка — приставленная небо вместе. Все та же дымовая дырка арийского жилища. В итоге выходит, что как бы вы не избегали употребления матерных слов, вы все равно иной раз невольно это сделаете упомянув в разговоре обыкновенную спичку. Если в одном из родственных славянских языков «пичка» — это то самое место у женщины, то деревянная палочка с наконечником из красной серы, есть мужской орган, который для этого места и предназначен.

Господа фило-логи! Внимательней изучайте пилу логоса! И когда ваш великий и могучий достигнет должной высоты, поймете, чем отличается коник дома от кондома. А заодно научитесь отличать пичку от кички.

Все знают, что такое русский мат. Кто-то сможет наизусть воспроизвести казачий матерный загиб, а кому-то для прояснения значения придется обратиться к знаменитому «Словарю русского мата» Алексея Плуцера-Сарно. Однако для многих история возникновения русского мата остается загадкой за семью печатями. Как мат связан с индоевропейской мифологией, кто имеется в виду под «матерью» в матерном языке и почему на нем раньше общались только мужчины - в материале T&P.

«Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии»

Б.А. Успенский

Работы Б.А. Успенского, проливающие свет на происхождение русского мата, стали классическими. Исследуя данную тему, Успенский упоминает о ее крайней табуированности, в связи с чем в литературной традиции разрешаемыми могут считаться лишь «церковнославянизмы типа совокупляться, член, детородный уд, афедрон, седалище». В отличие от многих западноевропейских языков, прочая «народная» обсценная лексика в русском языке фактически является табу. Именно поэтому матерные слова были изъяты из словаря Даля, русского издания «Этимологического словаря» Фасмера, сказок Афанасьева; даже в академических собраниях сочинений Пушкина матерные выражения в художественных произведениях и письмах заменяются многоточиями; «Тень Баркова», известная обилием матерных слов (напр.: Уж ночь с *** [похотливою] луной / На небо наступала / Уж *** [падшая женщина] в постеле пуховой / С монахом засыпала) вообще не печаталась во многих собраниях сочинений. Такая табуированность мата, затрагивающая даже профессиональных филологов, связана, по мнению Успенского, с «целомудрием цензоров или редакторов», а Достоевский говорит даже о целомудрии всего российского народа, оправдывая обилие матерных слов в русском языке тем, что, в сущности, они не всегда означают что-то плохое.

Изображения крестьян XII–XIV веков: крестьянин за работой; отдыхающий крестьянин; игрища

Действительно, мат может служить и дружеским приветствием, и одобрением, и выражением любви. Если он так многозначен, то возникает вопрос: откуда же появился мат, каковы его исторические корни? Теория Успенского предполагает, что когда-то мат имел культовые функции. В доказательство этого можно привести примеры матерных слов и выражений из русских языческих свадебных или сельскохозяйственных обрядов, в которых мат мог быть связан с культами плодородия. Интересно, что русский филолог Борис Богаевский сопоставляет русский мат с греческим сквернословием земледельцев. Христианская же традиция запрещает матерную ругань в обрядах и быту, ссылаясь на то, что она «позорная лая» оскверняет душу, что «еллинское…словие» [словоблудие] - это бесовская игра. Запрет русского «срамословья», то есть матерной лексики, был напрямую связан с борьбой православия против языческих культов, в которых она использовалась. Смысл запрета становится особенно понятен ввиду того, что матерная брань «в ряде случаев оказывается функционально эквивалентной молитве». Найти клад, избавиться от болезни или козней домового и лешего в языческом мышлении можно было с помощью мата. Поэтому в славянском двоеверии часто можно было найти два параллельных варианта: или прочесть перед нападающим чертом молитву, или выругаться на него матом. Находя корни русского мата в языческих ритуальных заклинаниях и проклятиях, Успенский связывает так называемую главную формулу русского мата («*** твою мать») с архаическим культом земли.

Един человек одноважды в день по-матерну избранится, -

Мать сыра земля потрясется,

Пресвятая Богородица с престола сотранется

В связи с двоеверческими славянскими представлениями о «трех матерях» - матери-земле, Богородице и родной - мат, направленный на оскорбление матери адресата, одновременно заклинает и сакральных матерей, оскверняя само материнское начало. В этом можно найти отголоски языческих метафор о беременности земли и совокупления с ней; одновременно этим можно объяснить поверье о том, что под ругающимся матом разверзается земля или что ругань может потревожить предков (лежащих в земле).

Прояснив объект матерной формулы, Успенский переходит к субъекту: анализируя формы выражения «*** твою мать», он приходит к выводу, что ранее фраза не была безличной. Осквернение производил пес, о чем свидетельствуют старинные и более полные упоминания матерной формулы: например, «Чтоб пес взял твою мать». Пес был субъектом действия в данной формуле как минимум с XV века во многих славянских языках; таким образом, «песья лая», как издревле называли мат, связана с мифологией собаки, «дана псом». Нечистота пса - древняя категория, предшествовавшая славянской мифологии, но и отраженная в уже более поздних христианских представлениях (например, в рассказах о псеглавцах или преображении киноцефала Христофора). Пес сравнивался с иноверцем, так как у обоих нет души, оба ведут себя неподобающим образом; именно по той же причине духовникам не разрешалось держать собак. С этимологической точки зрения пес также нечист - Успенский связывает лексему «пес» с другими словами индоевропейских языков, в том числе с русским словом «***» [женский половой орган].

Таким образом, Успенский предполагает, что образы пса-осквернителя и матери-земли во фразе «пес *** твою мать» восходят к мифологическому браку громовержца и матери-земли. Сакральный брак, в ходе которого землю оплодотворяют, оскверняется в данной формуле травестийной заменой громовержца на пса, его мифологического соперника. Поэтому матерная фраза становится кощунственным заклинанием, оскверняющим божественную космогонию. В более поздней народной традиции этот миф редуцируется, и мать-земля становится матерью собеседника, а мифологический пес - обычной собакой, а потом фраза и вовсе обезличивается (глагол «***» [вступать в сексуальные отношения] может соответствовать любому лицу единственного числа).

На глубинном (исходном) уровне матерное выражение соотнесено, по-видимому, с мифом о сакральном браке неба и земли - браке, результатом которого является оплодотворение земли. На этом уровне в качестве субъекта действия в матерном выражении должен пониматься бог неба, или громовержец, а в качестве объекта - мать-земля. Этим объясняется связь матерной брани с идеей оплодотворения, проявляющаяся в частности в ритуальном свадебном и аграрном сквернословии.

«О матерщине, эмоциях и фактах»

А.А. Беляков

А.А. Беляков, ссылаясь на легенды русского фольклора, возводит происхождение мата к мифу о «славянском Эдипе»: однажды мужчина убил своего отца и осквернил свою мать. Затем он дал «матерную формулу» своим потомкам - для того, чтобы навлекать с ее помощью на противников проклятия предков или призывать предков на помощь. Беляков соглашается с тем, что более глубокие корни этой легенды находятся в ранних языческих культах, связанных с почитанием «матери сырой земли и идеей ее оплодотворения».

«Ненормативный анекдот как моделирующая система»

И.Г. Яковенко

И.Г. Яковенко в своей статье о мате отмечает, что традиционная культура, патриархальная по своему складу, склонна профанировать роль женщины. Именно этот мотив мы видим в матерных формулах - почти всегда они связаны с грубыми образами насилия над женщиной. Яковенко противопоставляет «знак высшей опасности» («…» [женский половой орган], женское начало) мужскому фаллосу, «знаку-защитнику», приводя в пример множество матерных выражений. Как оказывается, женских обсценных формул гораздо меньше, чем мужских; более того, женская парадигма носит окраску чего-то убогого, ложного, имеющего отношение к несчастью, воровству, лжи («…» [конец], «…» [украсть], «…» [врун]), в то время как мужская парадигма мата отсылает к табуации или опасности. Вредоносный характер женщины, воспринимаемой через женский символ, вагину, подчеркивается в многочисленных пословицах и поговорках, сказках и легендах: мы можем вспомнить приводимые В.Я. Проппом представления о «зубастой вульве», с которой герой-мужчина должен был бороться.

Русский мат - форма бытования языческого сознания в монотеистической культуре

В дальнейшем традиция говорения на матерном языке из языческих культов перешла в русское скоморошество, с которым государство активно боролось начиная с XVII века. От почти исчезнувших скоморохов, тем не менее, традиция перешла в лубок, кабацкие песни, петрушечный театр, к ярмарочным зазывалам и так далее. Табуированная лексика патриархального и языческого периода русской культуры продолжила жить в несколько иных формах.

«Русский мат как мужской обсценный код: проблема происхождения и эволюция статуса»

В.Ю. Михайлин

В работе В.Ю. Михайлина традиция возведения генезиса русского мата к культам плодородия оспаривается; несмотря на то что Михайлин во многом согласен с Успенским, он предлагает существенную доработку его теории и рассматривает историю мата от языческих культов до современной дедовщины. Связь теории «основного мифа» Топорова - Иванова с мифологическим противником громовержца, псом, его не устраивает: «Позволю себе один-единственный вопрос. По какой такой причине извечный противник громовержца, традиционная иконография которого предполагает в первую очередь отнюдь не собачьи, но змеиные ипостаси, именно в данном контексте принимает вид пса, причем принимает его неизменно и формульно?»

Плодородная земля, как считает автор, не могла ассоциироваться с мужским началом в архаике: это чисто женская территория. Напротив, сугубо мужской территорией считалась та, что имеет отношение к охоте и войне, маргинальное пространство, в котором добрый муж и семьянин готов проливать кровь и грабить, а порядочный юноша, не смеющий поднять взор на соседскую девушку, насилует дочерей врага.

Михайлин предполагает, что на таких территориях мат был некогда связан с магическими практиками мужских военных союзов, отождествляющих себя с «псами». Именно поэтому ругань также называли «песьей лаей»: символически воины являлись воплощением волков или псов. Этим же можно объяснить тот факт, что еще недавно мат был преимущественно мужским языковым кодом.

В индоевропейской культуре каждый мужчина проходил инициацию, так или иначе сопровождающуюся периодом, который можно обозначить как «песья» стадия. Воин-«пес», живущий за пределами домашней зоны, на маргинальной территории, существует вне культуры очага и сельского хозяйства. Он не полноправен, не зрел, обладает «боевым бешенством», частью которого можно назвать и употребление неприемлемого дома мата. «Волкам» и «псам» не место на человеческой территории, для которой одно их присутствие может быть чревато осквернением: соответствующие нормы и формы поведения строго табуированы, а их носители, не пройдя обрядов очищения и не превратившись тем самым из «волков» обратно в люди, не имеют элементарнейших гражданских прав. Они по определению являются носителями хтонического начала, они магически мертвы и как таковые попросту «не существуют».

Таким образом, формула «*** твою мать» в мужских «песьих» союзах была заклинанием, магически уничтожающим оппонента. Такое заклинание символически сравнивало соперника с сыном хтонического существа, отождествляло его мать с сукой и выводило его в исключительно маргинальную, нечеловеческую территорию, где подобный коитус мог произойти. Следовательно, и все матерные слова подразумевают собачьи половые органы и звериный коитус, не имеющий ничего общего с человеческим, происходящим в домашнем пространстве и обрамленному обрядовой традицией и другими знаками культуры.

В дальнейшем чисто мужская природа матерного языка в России переносится на более общий контекст. Начиная с революционных событий 1917 года парадигма языка претерпевает большие изменения. Мат наравне с новоязом становится одним из средств общения патриархальной (хотя внешне и антисексистской) элиты. Сыграли роль и советские лагеря, и повышенный интерес к эксплуатации женского труда - в том числе и в армейских структурах, где мат напрямую наследовал функцию общения архаичных мужских союзов. Поэтому уже вскоре табуирование мата в женской или смешанной среде перестало быть сильным, а затем и вовсе ушло в прошлое. Мужской обсценный код стал всеобщим.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Салат с корейской морковкой и крабовыми палочками: пошаговый рецепт с фото Салат с крабовыми палочками и вареной морковью Салат с корейской морковкой и крабовыми палочками: пошаговый рецепт с фото Салат с крабовыми палочками и вареной морковью Ленивые вареники с вишней Ленивые вареники с вишней Оригинальные бутерброды для детей: рецепты для праздника или завтрака Оригинальные бутерброды для детей: рецепты для праздника или завтрака