Можно ли давать грибы ребёнку, и в каком возрасте? Схема строения шляпочного гриба. Загадки про грибы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Все живое на Земле принято относить либо к растительному, либо к животному миру, однако, есть особые организмы - грибы, которые долгое время ученые затруднялись отнести к определенному классу. Грибы уникальны по своему строению, способу жизнедеятельности и разнообразию. Они представлены огромным количеством разновидностей и отличаются по механизму своего существования даже между собой. Грибы вначале относили к растениям, затем к животным и только недавно было принято решение относить их к своему, особому царству. Грибы - не растение и не животное.

Что такое грибы?

Грибы, в отличие от растений, не содержат пигмент хлорофилл, который придает зеленую окраску листве и добывает питательные вещества из углекислого газа. Грибы не способны самостоятельно производить питательные вещества, а добывают их из того объекта, на котором они растут: дерево, почва, растения. Питание готовыми веществами очень сближает грибы с животными. Кроме того, этой группе живых организмов жизненно необходима влага, поэтому они не способны существовать там, где нет жидкости.

Грибы могут быть шляпочными, плесневыми и дрожжевыми. Именно шляпочные мы собираем в лесу. Плесневые грибы - это всем известная плесень, дрожжевые - дрожжи и им подобные очень мелкие микроорганизмы. Грибы могут развиваться на живых организмах или питаться продуктами их жизнедеятельности. Грибы могут создавать взаимовыгодные отношения с высшими растениями и насекомыми, эти отношения называются симбиоз. Грибы являются обязательным компонентом пищеварительной системы травоядных животных. Они играют очень большую роль в жизни не только животных, растений, но и человека.

Схема строения шляпочного гриба

Всем известно, что гриб состоит из ножки и шляпки, именно их мы и срезаем, когда собираем грибы. Однако, это только небольшая часть гриба, называемая «плодовым телом». По строению плодового тела можно определить съедобный гриб или нет. Плодовые тела состоят из переплетенных нитей, это "гифы". Если перевернуть гриб и посмотреть на шляпку снизу, то можно заметить, что у одних грибов там тонкие пластики (это пластинчатые грибы), а у других как будто губка (губчатые грибы). Там-то и образуются споры (очень мелкие семена), необходимые для размножения гриба.

Плодовое тело составляет только 10% от самого гриба. Основная часть гриба - мицелий, он не виден глазу, потому что находится в почве или коре дерева и тоже представляет собой переплетение гифов. Еще одно название мицелия - «грибница». Большая площадь грибницы необходима для сбора грибом питательных веществ и влаги. Кроме того, она прикрепляет гриб к поверхности и способствует дальнейшему распространению по ней.

Съедобные грибы

К самым популярным у грибников съедобным грибам относятся: белый гриб, подберезовик, подосиновик, масленок, моховик, опёнок, груздь, сыроежка, лисичка, рыжик, волнушка.

У одного гриба может быть много разновидностей, оттого и выглядеть грибы с одним названием могут по-разному.

Белый гриб (боровик) обожают грибники за его непревзойденный вкус и аромат. Он очень похож по форме на бочонок. Шапка этого гриба похожа на круглую подушку и имеет коричневый цвет от бледного до темного. Поверхность ее гладкая. Мякоть плотная, белого цвета, не имеет запаха и обладает приятным ореховым вкусом. Ножка белого гриба очень объемная, до 5 см толщиной, белого, иногда бежевого цвета. Большая ее часть находится под землей. Этот гриб можно собирать с июня по октябрь в хвойных, лиственных или смешанных лесах и внешний вид его зависит от того, где он растет. Употреблять белый гриб можно в любом виде.




Подберёзовик обыкновенный

Подберёзовик обыкновенный (обабок) также довольно желанный для грибников гриб. Шляпка его также имеет форму подушки и окрашена либо в светло-коричневый, либо в темно-коричневый цвет. Ее диаметр до 15 см. Мякоть шляпки белого цвета, но может слегка порозоветь на срезе. Длина ножки составляет до 15 см. Она слегка расширяется книзу и имеет светло-серый цвет с коричневыми чешуйками. Подберезовик произрастает в лиственных и смешанных лесах с июня и до поздней осени. Он очень любит свет, поэтому чаще всего его можно встретить на опушках. Подберезовик можно употреблять в вареном, жаренном и тушеном виде.





Подосиновик

Подосиновик (красноголовик) легко узнать по интересному цвету его шляпки, напоминающей осеннюю листву. Цвет шляпки зависит от места произрастания. Он варьирует от почти белого до желто-красного или коричневого. В месте надлома мякоть она начинает менять цвет, темнеет вплоть до черного. Ножка подосиновика очень плотная и крупная, длиной достигает 15 см. На вид от подберезовика подосиновик отличается еще и тем, что у него на ножки черные пятнышки нарисованы как бы горизонтально, а у подберезовика больше вертикально.Этот гриб можно собирать с начала лета до октября. Он чаще всего встречается в лиственных и смешанных лесах, в осинниках и мелколесье.




Маслёнок

Маслёнок имеет довольно широкую шляпку, до 10 см в диаметре. Она может быть окрашена цветом от желтого до шоколадного, выпуклой формы. Кожицу можно легко отделить от мякоти шляпки и на ощупь она может быть очень слизистая, скользкая. Мякоть, находящаяся в шляпке, мягкая, желтоватая и сочная. У молодых маслят губка под шляпкой затянута белой пленочкой, у взрослых от нее на ножке остается юбочка. Ножка имеет форму цилиндра. В верхней части она желтая, а в нижней может быть слегка темнее. Масленок произрастает в хвойных лесах на песчаной почве с мая по ноябрь. Его можно употреблять в маринованном, сушеном и соленом виде.




Козляк

Козляк очень похож на старый масленок, но губка у него под шляпкой темнее, с большими порами и нет юбочки на ножке.

Моховик

Моховики имеют подушковидную шляпку с бархатной кожицей от бурого до темно-зеленого цвета. Ножка плотная, желто-бурая. Мякоть может синеть или зеленеть на разрезе и имеет бурый цвет. Чаще всего встречаются зеленый и желто-бурый моховики. Они имеют отменные вкусовые качества и могут употребляться в жареном и сушеном виде. Перед тем, как принимать его в пищу нужно обязательно почистить шляпку. Произрастают моховики в лиственных и хвойных лесах умеренных широт с середины лета до середины осени.





Дубовик

Дубовик растет преимущественно в дубовых лесах. На вид по форме напоминает белый гриб, а по цвету - моховик. Поверхность шляпки у молодых грибов бархатистая, в сырую погоду бывает слизистая. От прикосновений шляпка покрывается тёмными пятнами. Мякоть гриба желтоватая, плотная, у основания ножки красная или красноватая, на срезе синеет, потом буреет, без запаха, вкус неострый. Гриб съедобный но его легко спутать с несъедобными: сатанинским и желчным грибом. Если часть ножки покрыта темной сеткой, это не дубовик, а его несъедобный двойник. У оливково-бурого дубовика мякоть на срезе сразу синеет, а у ядовитого двойника медленно меняет цвет сначала на красный, а потом синеет.

Все выше описанные грибы - губчатые. Среди губчатых грибов ядовиты только желчный гриб и сатанинский гриб, они похожи на белый, но сразу меняют цвет на срезе, да еще перечный не съедобен, потому что горький, о них ниже. А вот среди пластинчатых грибов много несъедобных и ядовитых, поэтому ребенку стоит запомнить названия и описания съедобных грибов перед тем, как отправляться на "тихую охоту".

Опёнок

Опёнок растет на основании деревьев, а луговой опенок - на лугах. Его выпуклая шляпка диаметром до 10 см имеет желтовато-коричневый цвет, похожа на зонтик. Длина ножки до 12 см. В верхней части она светлая и имеет кольцо (юбочку), а внизу приобретает коричневатый оттенок. Мякоть гриба плотная, суховатая, с приятным запахом.

Опенок осенний растет с августа по октябрь. Его можно обнаружить как на основании мертвых, так и живых деревьев. Шляпка коричневатая, плотная, пластинки желтоватые, на ножке белое кольцо. Чаще всего он встречается в березовой роще. Этот гриб можно есть в сушеном, жареном, маринованном и вареном виде.

Опенок осенний

Летний опёнок, как и осенний, растет на пнях все лето и даже осенью. Его шляпка по краю более темная, чем в серединке и более тонкая, чем у осеннего опёнка. На ножке бурое кольцо.

Опенок летний

Опёнок луговой растет на лугах и пастбищах с конца мая. Иногда грибы образуют круг, который грибники называют "ведьмино кольцо".

Опенок луговой

Сыроежка

Сыроежки имеют круглую шляпку с легко отделяемой по краям кожицей. Шляпка достигает 15 см в диаметре. Шляпка может быть выпуклой, плоской, вогнутой или воронкообразной. Цвет ее разнится от красно-коричневого и сине-серого до желтоватого и светло-серого. Ножка белая, хрупкая. Мякоть также имеет белый цвет. Сыроежки можно встретить как в лиственном, так и в хвойном лесу. Они также растут в березовом парке, и на берегу реки. Первые грибы появляются в конце весны, а наибольшее количество встречается в начале осени.


Лисичка

Лисичка - приятный на вид и вкус съедобный гриб. Ее бархатистая шляпка отличается рыжим цветом и напоминает по форме воронку со складочками по краям. Мякоть ее плотная и имеет тот же цвет, что и шляпка. Шляпка плавно переходит в ножку. Ножка также рыжая, гладкая, сужается книзу. Длина ее составляет до 7 см. Лисичка встречается в лиственных, смешанных и хвойных лесах. Ее можно часто найти во мхе и среди хвойных деревьев. Она растет с июня по ноябрь. Употреблять ее можно в любом виде.

Груздь

Груздь имеет вогнутую шляпку с воронкой в центре и волнистыми краями. Она плотная на ощупь и мясистая. Поверхность шляпки белого цвета и бывает покрыта пушком, бывает сухой или наоборот, слизистой и мокрой в зависимости от вида груздя. Мякоть ломкая и при разломе выделяется белый сок с горьковатым вкусом. В зависимости от вида груздя сок может желтеть или розоветь на сломе. Ножка груздя плотная, белого цвета. Этот гриб растет в лиственных и смешанных лесах, часто укрыт сухой листвой так, что его не видно, а видно лишь холмик. Собирать его можно с первого летнего месяца по сентябрь. Грузди хорошо подходят для маринования. Значительно реже их жарят или употребляют в вареном виде. Груздь бывает и черным, но у черного вкус гораздо хуже.

Белый груздь (настоящий)

Сухой груздь (подгруздок)

Осиновый груздь

Черный груздь

Волнушка

Волнушки отличаются небольшой шляпкой, имеющей вдавление в центре и красивую бахрому по слегка подвернутым краям. Ее цвет варьирует от желтоватого до розового. Мякоть белая и плотная. Это условно-съедобный гриб. Сок имеет очень горький вкус, поэтому перед тем, как готовить этот гриб, его нужно долго отмачивать. Ножка плотная, до 6 см в длину. Волнушки любят влажную местность и растут в лиственных и смешанных лесах, предпочитая березы. Их лучше всего собирать с августа по сентябрь. Волнушки можно есть в засоленном и маринованном виде.


Рыжик

Рыжики похожи на волнушки, но больше по размеру, у них нет бахромы по краям, они светло-оранжевого цвета, а мякоть на срезе тоже оранжевая, по краю зеленеет. У гриба нет горького сока, поэтому готовить его можно сразу, не вымачивая. Гриб съедобный. Рыжики жарят, варят и маринуют.

Шампиньон

Шампиньоны растут и в лесу, и в городе, и даже на свалках и в подвалах с лета по осень. Пока гриб молодой, его шляпка имеет форму половины шара белого или сероватого цвета, обратная сторона шляпки затянута белой пеленой. Когда шляпка раскрывается, пелена превращается в юбочку на ножке, обнажая серые пластинки со спорами. Шампиньоны съедобны, их жарят, варят, маринуют без особой предварительной обработки.

Скрипица

Гриб, который слегка поскрипывает при проведении по нему ногтем или при трении шляпок, многие называют его скрипухой. Растет она в хвойных и лиственных лесах, обычно группами. Скрипица похожа на груздь, но в отличии о груздя ее пластинки отливают желтоватым или зеленоватым цветом, а шляпка так же может быть не чисто белой, к тому же, на бархатистая. Мякоть гриба белая, очень плотная, твёрдая, но ломкая, со слабым приятным запахом и очень острым вкусом. На изломе выделяет очень едкий белый млечный сок. Белая мякоть на воздухе приобретает зеленовато-жёлтый цвет. Млечный сок, высыхая, становится красноватым. Скрипица - условно-съедобный гриб, она съедобна в соленом виде после вымачивания.

Валуй (бычок) имеет светло-коричневую шляпку с беловатыми пластинками и белую ножку. Пока гриб молодой, шляпка загнута вниз и слегка скользкая. Молодые грибы собирают и употребляют в пищу, но только после удаления шкурки, длительного вымачивания или отваривания гриба.

Можно встретить в лесу и на лугу такие причудливые грибы: сморчок, строчок, навозник, строфарию сине-зеленую. Они условно-съедобны, но в последнее время все реже употребляются в пищу людьми. Молодой гриб-зонтик и дождевик съедобны.

Ядовитые грибы

Несъедобные грибы или продукты питания, содержащие их яды, могут вызвать сильное отравление и даже гибель. К самым опасным для жизни несъедобным, ядовитым грибам относятся: мухоморы, бледная поганка, ложные опята.

Очень заметный в лесу гриб. Его красная шляпка с белыми крапинками видна леснику издалека. Однако, в зависимости от вида, шляпки могут быть еще и других цветов: зеленого, коричневого, белого, оранжевого. Шляпка по форме напоминает зонтик. Этот гриб довольно крупных размеров. Ножка обычно расширяется книзу. На ней расположена «юбочка». Она представляет собой остатки оболочки, в которой находились молодые грибы. Этот ядовитый гриб можно спутать с сыроежкой золотисто-красной. У сыроежки шляпка, немного вдавленная в центре и нет "юбочки" (вольвы).



Бледная поганка (мухомор зеленый) даже в небольшом количестве может нанести большой вред здоровью человека. Шляпка ее может быть белого, зеленого, серого или желтоватого цвета. А вот форма зависит от возраста гриба. Шляпка молодой бледной поганки напоминает небольшое яйцо, а со временем она становится почти плоской. Ножка гриба белого цвета, сужается книзу. Мякоть не изменяется в месте надреза и не имеет запаха. Бледная поганка растет во всех лесах с глиноземной почвой. Этот гриб очень похож на шампиньоны и сыроежки. Однако, пластинки шампиньонов обычно окрашены темнее, а у бледной поганки они белого цвета. У сыроежек нет этой юбочки на ножке, и они более ломкие.

Ложные опята можно легко спутать со съедобными опятами. Они обычно растут на пнях. Шляпка этих грибов имеет яркую окраску, а края покрыты белыми хлопьевидными частичками. В отличие от съедобных опят, запах и вкус у этих грибов неприятные.

Желчный гриб - двойник белого. Отличается от боровика тем, что верхняя часть его ножки покрыта темной сеткой, а мякоть розовеет на срезе.

Сатанинский гриб также похож на белый, но его губка под шляпкой красноватая, на ножке красная сеточка, а срез становится лиловым.

Перечный гриб похож на моховик или масленок, но губка под шляпкой лилового цвета.

Ложная лисичка - несъедобный двойник лисички. По цвету ложная лисичка более темная, красновато-оранжевая, на изломе шляпки выделяется белый сок.

И у моховика, и у лисичек тоже есть несъедобные двойники.

Как вы поняли, грибы - это не только те, у которых есть шляпка и ножка и которые растут в лесу.

  • Дрожжевые грибы применяют для создания некоторых напитков, используя их в процессе брожения (к примеру, квас). Плесневые грибы являются источником антибиотиков и ежедневно спасают миллионы жизней. Особые виды грибов применяют для придания продуктам, например, сырам, особенного вкуса. Также их используют для создания химических веществ.
  • Споры грибов, с помощью которых происходит их размножение, могут прорости через 10 лет и более.
  • Встречаются и хищные виды грибов, которые питаются червяками. Их грибница образует плотные кольца, при попадании в которые уже невозможно вырваться.
  • Самому древнему грибу, найденному в янтаре, насчитывают 100 млн лет.
  • Интересным фактом является и то, что муравьи-листорезы способны самостоятельно выращивать грибы, необходимые им для питания. Такую способность они обрели 20 млн лет назад.
  • В природе насчитывается около 68 видов светящихся грибов. Чаще всего они встречаются в Японии. Такие грибы отличаются тем, что светятся в темноте зеленым цветом, особенно эффектно это смотрится, если гриб растет в середине подгнивших стволов деревьев.
  • Некоторые грибы приводят к серьезным заболеваниям и поражают сельскохозяйственные растения.

Грибы - это загадочные и очень интересные организмы, полные нераскрытых тайн и необычных открытий. Съедобные виды являются очень вкусным и полезным продуктом, а несъедобные могут принести большой вред здоровью. Поэтому важно уметь их отличать и не стоит класть в корзину гриб, в котором нет полной уверенности. Но этот риск не мешает восхищаться их разнообразием и красотой на фоне цветущей природы.

Цель: Закрепление и уточнение активного и пассивного словаря по теме «Осень. Грибы». Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Формировать и закреплять словарь существительных по теме «Грибы»;
  • Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы;
  • Учить навыкам согласования существительных с прилагательными по числам и родам;
  • Упражнять детей в образовании слов – антонимов;

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Развивать мышление, память, внимание;

Коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес детей к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Интегрирование образовательных областей: Образовательная область «Социализация».

Цель: Развивать по отношению к сверстникам готовность к сотрудничеству, к взаимопомощи.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: слайды (слайд №1 – картинки с изображением «Золушки»; слайд № 2 – картинка с изображением осеннего леса; видеопроектор; экран; предметные картинки с грибами (подосиновики, подберезовики, боровики, рыжики, волнушки, лисички, мухомор, поганки, опята, маслята, сыроежки); конверт с письмом от «Золушки»; конверт с заданиями от «Мачехи»; плоскостные деревья, пни; магниты.

Раздаточный материал: предметные картинки (подосиновики, подберезовики, боровики, рыжики, волнушки, лисички, мухомор, поганки, опята, маслята);

Предварительная работа: беседа об осени; чтение сказки Ш.Перо «Золушка»; развитие навыков согласования существительных с прилагательными по числам и родам, в образовании слов – антонимов.

Ход развивающей ситуации

Организационный момент.

Логопед: Ребята, сегодня в детский сад почтальон принесла письмо. Письмо написала Золушка из сказки (слайд №1). Сейчас, я вам его прочитаю: «Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Злая мачеха хочет отправить меня за грибами в заколдованный лес. Но, чтобы собрать грибы, нужно выполнить сложные задания. Каждое задание вы найдете на пеньках в лесу».

Логопед: Ребята, хотите помочь Золушке? (Ответы детей). Чтобы собрать грибы нам придется выполнить много сложных заданий в нашем путешествии.

Логопед: Реснички опускаются
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.

Смотрим глазками опять.

Логопед: Наше путешествие началось (слайд №2). Ребята, посмотрите, на поляне корзинки и первое задание. Задание «Угадай загадку». (Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают загадки.)

Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся.
Что это, ребята? (Гриб)

Дети: Это, гриб!
Не спорю – не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)

Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички, золотистые….(Лисички).

Глубоко был спрятан он
Раз-два три – и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый я тебя найду! (Боровик)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
Зовусь я …..(Подосиновик).

Логопед: О чем были загадки? (ответы детей). Молодцы, все загадки отгадали! А сейчас мы познакомимся с грибами, которые растут на пнях.

Развитие мелкой моторики «Опята».

На пеньке живет семья (Одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки).

Мама, папа, братья, я. (Ладошку снимают, пальчики поочередно разжимают)

Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)

Есть у каждого своя. (Крыша из ладошек).

Упражнение «Скажи со словом грибной».

Дождь (грибной дождь), начинка (грибная начинка), пирог (грибной пирог), место (грибное место), запахи (грибные запахи), ножка (грибная ножка), шляпка (грибная шляпка), корни (грибные корни), корзина (грибная корзина), запеканка (грибная), полянка (грибная полянка).

Развитие общей моторики «По грибы».

Мы шли, шли, шли (маршируют, руки на поясе).
Грибок нашли. (наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги и наоборот).
Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют).
Мы идем искать опять. (Наклоны вперед, руки касаются носков).

Логопед: Ребята, в следующем задании «Отвечай-ка», назовите грибы, которые растут под березой (подберезовики), под осиной (подосиновики), на пеньках (опята); грибы рыжего цвета (рыжики, лисички); круглые с волнистыми шляпками (волнушки), с маслянистыми шляпками (маслята); грибы, названия которых похожи на лесного зверя (лисички), на домашнее животное (свинушки); грибы, которые, судя. по их названию, можно есть сырыми (сыроежки); которые морят мух (мухомор); нехорошие грибы, или поганые (поганки); какие грибы названы в честь дождя (дождевики).

Логопед: Злая мачеха приготовила еще задание. Составьте загадку описание по схеме об одном из этих грибов. (Каждый ребенок составляет загадку: описывает гриб по форме, цвету и размеру его ножки и шляпки с обязательным указанием на то, съедобный это гриб или несъедобный). Попробуйте отгадать мою загадку: округлый, с красной шляпкой на белой толстой ножке, гриб съедобный. Какой это гриб? (Ответы детей).

Логопед : Ищем следующий пенек! В следующем задании «Скажи наоборот», нужно закончить предложение по картинке противоположным по значению словом.

Игра «Скажи наоборот».

Старый подосиновик большой, а молодой…..(маленький).

У боровика толстая ножка, а у подосиновика….(тонкая).

Сыроежка – съедобный гриб, а мухомор – …..(несъедобный).

Логопед: Верно, молодцы, и с этим заданием мы справились! Злая мачеха приготовила последнюю, но очень сложную задачу и нам надо справиться (берет корзинку с картинками, дети достают по одной картинке). Назовите гриб. Скажите, какой это гриб: съедобный или несъедобный? (Ответы детей). Все съедобные грибы, кладите в свою корзину.

Логопед: Молодцы! Сегодня вы очень порадовали Золушку. Выполнили все задания и собрали полную корзину грибов. Золушка прощается с вами до следующих встреч. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
Из страны сказки улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.

Логопед: Открываем глаза. Ну, вот мы с вами вернулись в свой детский сад. Как вы считаете, мы помогли Золушке выполнить задания и собрать полную корзину грибов?

Дети: Да, мы справились с заданиями и помогли собрать Золушке грибы.

Логопед: Давайте вспомним, какие грибы, мы с вами называли? (Ответы детей). Назовите, съедобные и несъедобные грибы (ответы детей). На этом наше занятие окончено, до свидания!

Яркие картинки с грибами, рассказ про каждый гриб и раскраски с грибами. Изучая удивительный мир окружающей природы, не забудьте поподробнее рассказать детям о грибах –

уникальных обитателях природного мира, занимающих срединное положение между царством животных и растений.

Урок на тему «Грибы» — думаем, рассуждаем, узнаем

Если спросить малышей, к какой группе относятся грибы, они, без сомнения, ответят – к растениям.

В качестве доказательств могут быть приведены следующие доводы:

  • неподвижный образ жизни;
  • пассивное питание (растворенными в воде веществами).

Тут-то и можно преподнести им сюрприз, рассказав о том, что клетка гриба по своему строению больше напоминает клетку животного – к примеру, жука или скорпиона, так как покрыта хитиновой (панцирной) оболочкой. Кроме того, грибы не могут под действием солнечных лучей вырабатывать собственные питательные вещества, как это делают растения, а значит, это тоже служит отличительным признаком.

Спросите деток: где чаще всего в лесу можно встретить гриб? Конечно же, под деревом. Не даром многие грибы получили свои названия от названий своих лучших друзей — деревьев, под которыми они растут (под-осиновик, под-березовик). А чем объясняется такое соседство? Как раз тем, что грибы не могут обеспечить себя всеми нужными веществами, как это делают растения. Поэтому многие из них стараются дружить с деревьями, чтобы через их корни получать те продукты, которых им не хватает.

Размышляем, на какие большие группы делятся все грибы? Конечно же, на грибы съедобные и грибы не съедобные.

Пусть детки вспомнят самых известных представителей каждой группы, а вы помогайте им, заранее вооружившись карточками-фотографиями с изображением грибов.

Для лучшего усвоения и большей наглядности, на доске или столе закрепите карточки с названием группы: «Съедобные грибы» и «Не съедобные грибы». Каждую картинку после обсуждения отправляйте в соответствующую группу. При этом грибы-двойники лучше изучать параллельно, это научит малышей быть осторожными в процессе их сбора.

В изучении съедобных грибов вам поможет видео-презентация «Съедобные грибы»:

Карточки с изображениями грибов

Как правило, ребятишки знают следующие виды:

Шампиньон. Этот гриб специально выращивается в теплицах, так как он, в отличие от многих своих собратьев, не нуждается в соседстве с деревьями. Какие два отличительных признака шампиньона нужно запомнить? Первый – розовый или темно-коричневый цвет пластинок под шляпкой. Второй – красноватый или желтый оттенок мякоти гриба. И, конечно же, нужно помнить об уникальном аромате этого гриба, который невозможно ни с чем перепутать, если хотя бы раз вдохнуть.

Сразу же вспоминаем, как называется двойник этого благородного гриба? Конечно же, бледная поганка. Рассматриваем ее изображение, ищем отличительные черты. Самые наблюдательные смогут отметить:

  • белый цвет пластинок под шапкой;
  • наличие специфического мешочка у основания ножки гриба.

Дополняем, что мякоть бледной поганки на срезе всегда остается бледной, за что этот гриб и получил свое название.

Сыроежка. Этот гриб отличается яркостью и разнообразием окрасок своей шапки. От поганок он отличается толстой ножкой, мясистой шляпкой и хрупкой мякотью. А своим названием он обязан тому факту, что не требует длительной варки, так как не содержит вредных веществ.

Подберезовик. Один из ярких представителей союза грибов с деревьями. Отличается необычным (крапчатым) цветом своей ножки и трубчатым строением шапки.

Подосиновик. Из его названия видно, что этот гриб особенно дружен с осиной. И его шапочка ярко-красного цвета – такая же, как листья осины осенью.

Рыжик отличается от остальных грибов не только своим цветом, но и тем, что его срез со временем приобретает синий оттенок.

Опята. Дружные грибы, которые растут на пеньках срубленных или погибших деревьев. Одни из самых поздних грибов, появляются лишь в начале осени.

Маслята. Необычные грибы, растущие в хвойных лесах. Их шапочка покрыта слоем маслянистой жидкости, за что они и получили свое название.

Груздь. Всеобщий любимец, царь соленых грибов. Отличается необычной формой и короткой ножкой. Встречается в двух видах – мокрый (его поверхность покрыта бахромой и слегка влажная) и сухой – с гладкой шляпкой.

Белый гриб, боровик. Благородный представитель своего вида. Обладатель очень толстой, мясистой светлой ножки и шляпки с трубчатым строением низа.

Лисички. Необычные рыжие грибы, у которых ножка плавно переходит в шляпку с волнистым краем.

Говоря о лисичках, сразу же нужно вспомнить их опасного двойникаложных лисичек, и обратить внимание на их отличия от настоящих: неприятный запах, яркую окраску (с красноватым оттенком), ровные края шляпки.

Тут же вспоминаем о самом известном не съедобном грибе – . Рассуждаем, откуда могло произойти это название. Ребятишкам запоминается тот факт, что мухомор очень опасен для различных насекомых, и наши предки раскладывали его грибы на окнах, чтобы в дом не залетали мухи.

Каждый малыш знает, как выглядит этот гриб, настолько уникальна его окраска. Детям будет также интересно узнать, что шляпка мухомора может быть не только красной, но и коричневой или желтой.

И, наконец, вспомним еще одного необычного представителя грибного царства – трюфель. Этот деликатесный гриб растет в лиственных лесах, причем под слоем земли. Поэтому для его добычи используют различные способы. Особенно хорошо находят трюфели свиньи и специально обученные собаки.

Для большей наглядности используем плакат с изображением всех распространенных съедобных и не съедобных грибов, среди которых находим знакомые, а также изучаем ранее не встречавшиеся грибы.

Через плакат, на котором изображения грибов прорисованы, плавно переходим к следующей, закрепляющей части занятия – картинкам с грибами. На некоторых из них отображены основные особенности каждого гриба, благодаря чему он становится узнаваемым. На других мы видим общие контуры грибов. Можно предложить малышам загадки или стишки о грибах, которые подходят к картинкам.

Картинка для детей гриб (стихи о грибах, загадки о грибах) используются с целью закрепления знания названий основных частей гриба; при помощи них мы пытаемся вспомнить, как и какими частями, а также характерным местом своего обитания отличаются друг от друга те грибы, которые сегодня изучали.

Загадки про грибы

Например, можно предложить такие стишки и загадки:

Шапочка моя –

Там, где хвоя.

На солнце блестит,

В руках скользит. (масленок)

С толстой ножкой, невелик,

В мох укрылся…(боровик).

Если заберусь в корзину –

Будет вам запас на зиму.

Очень я хорош на вкус!

Догадались? Это … (груздь).

Водят дружный хоровод

Рыжие сестрички.

Каждый сразу тут поймет:

Перед ним … (лисички).

На пеньке сидит отважно

Кучка храбрецов-ребят.

Их легко узнает каждый:

Кто ж не знает про ….(опят)?

Всех оттенков и цветов

Шапочки у тех грибов.

Собирайте их без спешки,

Очень хрупки …(сыроежки).

Посмотрите на видео загадки про грибы:

Как завершение занятия, для включения в работу моторной памяти, в итоговой части предлагаем малышам поработать с раскраской. Раскраска гриб настраивает малышей на спокойный лад.

Раскраски с грибами

По окончании работы нужно рассмотреть все результаты и даже сделать импровизированную выставку окрашенных в яркие тона грибов.

Презентация «грибы для детей» на видео:

Картинки с грибами

Кому-то могут пригодиться картинки с забавными грибами-домиками.

Осень - прекрасная пора для прогулки по лесу - все украшено разноцветной, яркой листвой. К тому же наслаждаясь чистым воздухом и золотистым пейзажем можно насобирать еще кошелку грибов .

Собирать грибы особое удовольствие и очень азартное занятие, которое наверняка большинству из нас очень нравится. Есть лишь один минус - употреблять грибы можно не всегда и далеко не всем.

Когда грибы можно давать детям?

Начну с самого важного и главного - к грибам собранным в лесу всем и всегда следует относиться с особой осторожностью - отравиться грибами может и любой взрослый здоровый человек.

Лесные грибы имеют множество положительных качеств, они содержат большое количество белка, минеральных веществ и витаминов группы В. Но детям лесные грибы в рацион вводить врачи не рекомендуют, так как они достаточно тяжело усваиваются. В грибах большое количество трудно-перевариваемых волокон клетчатки - из-за этого становится более сложным всасывание других полезных веществ в организм. Также, нужно быть уверенным в экологической чистоте места, в котором собираются грибы, так как при росте, они впитывают в себя токсические вещества из почвы. К токсинам детский организм очень чувствителен. В организме ребенка нет достаточного количества ферментов для переваривания столь тяжелого продукта.

Лесные грибы, немного, можно давать детям не раньше 5-6 лет, а лучше и вовсе с 7-12 лет.
Даже для взрослых грибы должны быть едой-деликатесом - их не стоит кушать в больших количествах на завтрак, обед и ужин.

Грибы, собранные в лесу, нельзя кушать детям (и людям любого возраста) с проблемами желудочно-кишечного тракта.

Грибы кормящим мамам

Что касается кормящих мам и беременных женщин - то им в любом случае стоит очень осторожно относиться ко всему, что они едят. От вашего питания зависит здоровье ваше и что еще более важно - вашего крохотного ребенка, у которого еще очень слабый и чувствительный организм.

Я руководствовалась таким правилом в подобные периоды моей жизни: «Уверен в качестве еды - ешь и наслаждайся. Есть малейшие сомнения - лучше не рисковать». В первые месяцы кормления грудью вообще с едой экспериментировать не рекомендую, лучше есть только простую, не тяжелую пищу.

Шампиньоны из магазина

И второе очень важное, особенно для тех, кто жить не может без грибочков. Такие грибы как, шампиньоны и вешенки, выращенные в искусственных условиях, можно кушать без опасности и беременным и кормящим мамам и деткам от 1,5 года в небольших количествах. Все это допустимо, конечно, при одном обязательном условии - при правильном приготовлении грибов и их свежести.

Из своего личного опыта хочу сказать: я живу в местности, где растет большое количество грибов, и разные люди, по-разному относятся к их употреблению. Некоторые, едят много разных грибов в больших количествах и в любом виде, и без особой осторожности дают их детям уже с самого юного возраста.

Знаю мамочек - которые не едят вообще никаких грибов от начала беременности до окончания кормления грудью и детям абсолютно никаких грибов не дают до 10-12 лет. И те и другие категории родителей и их дети живы здоровы.

Но одно я знаю точно: никогда не было зазорным бережное отношение к своему здоровью и здоровью детей. Нужно знать и помнить об опасности, которую могут нести лесные грибы, и никогда этим не пренебрегать. Будьте осторожны! Берегите свое здоровье и здоровье своих детей!

Доктор Комаровский о грибах и детях


Цели: уточнить знания детей о грибах; учить различать съедобные и несъедобные грибы; знать внешние признаки; учить составлять описательные рассказы; согласовывать числительные с существительными; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в подборе слов-антонимов; закрепить употребление предлогов; закрепить словарь по теме.

Оборудование: демонстрационный материал - картинки по данной теме; раздаточный материал - предметные картинки в конвертах на каждого ребенка.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения

«Чух-чух-чух», Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит, - «Тороплюсь», - гудит: «У-У-У-»

2. Дидактическая игра «Сбор грибов»

Дети «приезжают» в лес.

Какое сейчас время года? (Осень.)

Лес какой? (Смешанный, хвойный, тихий, золотой и т.д.)

День какой? (Солнечный, пасмурный, дождливый, теплый, свет лый и т.д.)

У детей в руках корзинки. Дети собирают грибы. В процессе сбора уточняются названия грибов, внешние признаки, строение и понятия «съедобные» и «несъедобные».

БЕЛЫЙ ГРИБ - шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык

На толстой крепкой ножке я.

Найти попробуйте меня.

ПОДБЕРЕЗОВИК - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

Подберезовик хорош.

На опавший лист похож.

ПОДОСИНОВИК - с красной шляпой, ножка высокая.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

ЛИСИЧКИ - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

Лисички рассыпались

Желтою стайкой,

Как будто погнались

За солнечным зайкой.

ОПЯТА - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Опята букетом

Стоят на пеньке.

Найдется им место

В твоем кузовке.

СЫРОЕЖКИ - шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие.

В шляпках модных, симпатичных,

Яркий праздничный наряд...

Сыроежками нас кличут,

Но сырыми не едят.

МУХОМОР - самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

БЛЕДНАЯ ПОГАНКА - смертельно ядовитый гриб. Ножка длинная, у корня находится мешочек, из которого гриб растет. Есть воротничок, шляпка круглая, неровная, по цвету бледная.

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня - отравится.

3. Физкультминутка

По дорожке шли, - Маршируют,

Боровик нашли - наклонились,

Боровик боровой - показали,

В мох укрылся с головой, - руки над головой в «замке»,

Мы его пройти могли - ходьба по кругу.

Хорошо, что тихо шли.

(А. Прокофьев)

4. Грамматический строй и словообразование

а) Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сколько грибов собрали?»

б) Закрепление правильного употребления предлогов. (Как называется этот гриб? Где он растет? Под каким деревом? Срежем откуда? Положим куда? и т.д.)

в) Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

(В лесу растут большие грибы и маленькие. Большой мухомор и маленький мухоморчик и т.д.)

г) Подбор слов-антонимов:

У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика - тонкая.

У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора - шероховатая.

У лисички шляпка вогнутая, а у опят - выгнутая.

Гриб высокий, а рядом - низкий и т.д.

д) Согласование существительных множественного числа родительного падежа. - Мы собрали много... ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.)

5. Составление описательных рассказов

Что это? Где растет? Под каким деревом? Строение. Цвет, форма. Величина. В каком виде употребляем?

6. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить названия грибов, их строение (грибница, ножка, шляпка). Уметь различать съедобные и несъедобные грибы. Подобрать эпитеты к слову грибы. Составить описательные рассказы.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа родительного падежа.

Например: лисичка - лисички - лисичек и т.д.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: гриб - грибочек и т.д.

3. Дидактическая игра «Чей?»

Согласование притяжательных местоимений с существительными.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой гриб - маленький гриб, высокая ножка - ... , толстая ножка - ... и т.д.

5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

6. Употребление предлогов: в, на, из, под, из-под, около, между, рядом.

Придумать предложения с предлогами по данной теме.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Артикль a, an, the в английском языке: примеры употребления, правило Артикль a, an, the в английском языке: примеры употребления, правило Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ) Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ) Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица