Мегаполисы и крупнейшие агломерации мира. Понятие городской агломерации

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Агломерации как естественное продолжение жизненного цикла городов возникают во всем мире. В России крупнейшей агломерацией является Московская, активно идут процессы в Нижегородской, Самаро-Тольяттинской, Санкт-Петербургской и некоторых других. Лидером по развитию агломераций в азиатской части России является Новосибирская.

Городская агломерация – компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Московская агломерация

В настоящее время территория Московской агломерации составляет не менее 20 тыс. км 2 , численность населения – около 17,4 млн человек. Московская агломерация насчитывает примерно 100 городов, в том числе полтора десятка в соседних областях. В Московской агломерации около трех десятков наукоградов, почти половина существующих в России. Среди них центры не только прикладной, но и фундаментальной науки – Дубна, Пущино, Протвино, Троицк, Черноголовка. Московская агломерация имеет развитый историко-культурный каркас, звеньями которого являются древние города Коломна, Дмитров, Волоколамск, Боровск, знаменитые монастыри, такие как Троице-Сергиева лавра в Сергиевом Посаде, Николо-Угрешский монастырь в Дзержинском, Иосифо-Волоколамский под Волоколамском, Новый Иерусалим в Истре. Сюда же входят усадьбы – литературные гнезда и очаги искусств, места боевой славы, связанные с событиями Отечественной войны 1812 года и битвой под Москвой в 1941–1942 годах.

По общей численности мест в санаториях и других оздоровительно-лечебных объектах Подмосковье не уступает Крыму. Московская агломерация – гигантский резервуар трудовых ресурсов. Пригородные поезда московского железнодорожного узла ежедневно перевозят около 1,5 млн пассажиров, что при условии поездки туда и обратно дает свыше 700 тыс. человек, участвующих в ежедневной миграции из пригородов в Москву, из Москвы в пригороды и по территории самой Москвы или самой Московской области.

Каркасом агломерации служат радиусы разветвленного транспортного узла, имеющего 11 железнодорожных и 13 автомобильных магистралей, а также водные дороги Москвы-реки и канала им. Москвы. Транспортный узел определяет конфигурацию Московской агломерации – многолучевую звезду. Вдоль некоторых радиусов сформировались на десятки километров почти сплошные полосы расселения, особенно развитые на Рязанском, Ярославском, Владимирском направлениях. О сложности территориальной организации Московской агломерации свидетельствует формирование в ее составе агломераций второго порядка, складывающихся как территориальные группы сближенных городов и поселков. Так, в центральной части Московской агломерации это Ногинско-Электростальская, Подольско-Климовская, Люберецко-Раменская, Балашихинско-Реутовская, Химкинско-Зеленоградская, Долгопрудненско-Лобненская агломерации; на периферии – Серпуховско-Чеховская, Каширско-Ступинская, Коломенская, Орехово-Зуевская, Обнинско-Нарофоминская. В некоторые периферийные агломерации второго порядка вошли поселения соседних областей. На калужском направлении у границ с Московской областью сложилась группа городов и поселков во главе с Обнинском, в Орехово-Зуевскую агломерацию вошли города Владимирской области – Покров, Петушки, Костерево. Происходит сближение Московской агломерации с агломерациями Калуги, Твери, Владимира, Рязани, Тулы, что усиливает связность районов в Центральной России.

Нижегородская агломерация

Нижегородская агломерация, в которой насчитывается около 2,1 млн человек, что составляет 63,1 % населения Нижегородской области, 6,97 % населения Приволжского федерального округа, 1,48 % населения Российской Федерации, сформировалась вокруг столицы Нижегородской области и Приволжского федерального округа – Нижнего Новгорода. В состав агломерации входят восемь муниципальных образований, общая площадь составляет 10,5 тыс. км 2 .

Перспективой развития агломерации является освоение 3,6 тыс. га территории Борского района, расположенной на левом берегу Волги, напротив исторической части Нижнего Новгорода, создание «Города будущего».

Уникальность агломерации придает Санкт-Петербург – культурная столица России. Санкт-Петербург единственный из российских центров начал свое существование с одновременным созданием в своем окружении поселений-спутников: резиденций правителей, крепостей, промышленных центров, портов. Своеобразие агломерации придает приморское положение. Агломерация приобретает характерный рисунок, следуя природным объектам и ландшафтам. Вдоль полноводной Невы сформировался Невский луч расселения, завершающийся у Шлиссельбурга (64 км от Санкт-Петербурга) перед Ладожским озером. Карельский перешеек, изобилующий красивыми озеро-лесными ландшафтами и выходящий на берега Ладожского озера и Финского залива, благодаря своим природным условиям представляет обширный рекреационный ареал и почти входит в пригородную зону, являясь частью агломерации. Карельский перешеек, обладая большой рекреационной емкостью, является местом отдыха, лечения, туризма и спорта. Рекреационная составляющая присуща многим городам Санкт-Петербургской агломерации, в том числе и тем, которые выполняют и другие функции: портовые, промышленные, научные, административные.

Агломерация простирается примерно на 50 км от центра Санкт-Петербурга. Численность населения Санкт-Петербургской агломерации составляет примерно 5,4 млн человек, площадь территории– около 11,6 тыс. км 2 .

Ядро включает территорию Санкт-Петербурга в пределах высокоплотной, почти сплошной застройки. Примерная площадь ядра составляет 550 км 2 . В составе агломерации примерно 35 городских поселений, в том числе 15 городов. Среди городов и поселков агломерации много знаменитых, занимающих видное место в истории, хозяйстве, культуре и территориальной организации России. В административном подчинении Санкт-Петербурга находятся восемь городов и 21 поселок городского типа общей численностью 560 тыс. человек. Города Колпино, Сестрорецк, Зеленогорск, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Пушкин, Петродворец сохраняют обособленность, отделены от центрального города значительными пространствами, которые вряд ли в обозримом будущем будут застроены. Находясь в административных границах Санкт-Петербурга, они фактически образуют первую (ближнюю) зону спутников в составе агломерации.

Город Сочи охватил своей городской чертой курортную агломерацию, протянувшуюся вдоль черноморского побережья на 145 км от реки Шепси на северо-западе до реки Псоу на государственной границе России и Грузии. Территория агломерации составляет 3,5 тыс. км 2 .

Агломерация Сочи – полицентрическая, в нее входят собственно город Сочи и входящие в его черту прибрежные поселения – Магри, Макопсе, Аше, Лазаревское, Солоники, Головинка, Якорная Щель, Вардане, Лоо, Дагомыс, Мацеста, Хоста, Адлер, а в горах – поселок Красная Поляна. После того как железная дорога от Туапсе до Адлера была продолжена в Грузию, Сочинская агломерация оказалась в транспортном коридоре. Железная дорога и еще раньше проложенное Черноморское шоссе послужили осями развития агломерации.

Постоянное население Большого Сочи составляет порядка 500 тыс. человек. Около 2/5 постоянного населения сосредоточено в Центральном районе Сочи, где располагаются администрация, главные культурные учреждения: оперный театр, филармония, художественный музей, музей Николая Островского, цирк, дендрарий, крупные гостиницы, а также железнодорожный, морской и автовокзалы. Значительная часть многоэтажного жилого фонда размещена в долине реки Сочи.

Развитие Сочи как столицы зимних Олимпийских игр 2014 года позволит осуществить коренную реконструкцию агломерации и полнее использовать ее уникальный потенциал.

Самаро-Тольяттинская агломерация

Самарская Лука – одно из самых примечательных мест на Волге. Дугообразная излучина с крутыми поворотами, где река на 90° меняет направление, огибая горы Жигули, далеко выдается к востоку. У крайней восточной части дуги расположена Самара – крупнейший центр Поволжья, два других поворота излучины отмечены парами городов: Тольятти – Жигулевск, Сызрань – Октябрьск.

Агломерация имеет численность населения от 2,3 до 2,7 млн человек, что делает ее по этому критерию третьей агломерацией в России. В ее состав включаются 9 из 10 городских округов и 9 из 27 муниципальных районов области. Самаро-Тольяттинская агломерация занимает более 40 % территории области, здесь проживает 80 % населения, создается 90 % промышленной и более половины сельскохозяйственной продукции.

Характеризуется объединением интенсивными производственными, культурно-бытовыми и рекреационными связями, а также в связи с высокой плотностью населения и инфраструктуры низкими транспортными издержкам, как повышенным инвестиционным и человеческим потенциалом, так и высоким текущим научным, инвестиционным и культурным развитием, а также высоким качеством спроса.

Ростовская агломерация

Население агломерации достигает 2,2 млн человек, что делает ее наиболее выделяющимся межрегиональным центром социально-экономического развития и притяжения для большого макрорегиона юга России. Ростов-на-Дону не знает конкурентов и, несмотря на положение «в углу» Северного Кавказа, является его признанным и естественным социально-экономическим фокусом.

Ростовско-Шахтинская полицентрическая агломерация-конурбация имеет порядка 2,7 млн жителей и прогнозируется к укреплению и росту до 3,5 млн человек к 2025 году. Каждый из городов конурбации имеет примечательную историю, характерные черты, свою траекторию развития. Ростов-на-Дону связывает угольно-металлургический Донбасс с Донской и Кубанской житницами, открывает пути на Кавказ и Нижнюю Волгу. Современный Ростов-на-Дону – крупнейший культурный, научный и промышленный центр, важнейший транспортный узел. В значительной степени функции транспортного узла возложены на спутник Ростова-на-Дону – город Батайск, расположенный в 15 км к югу, на противоположном берегу Дона. Второй ближний спутник – промышленный центр Аксай – находится в 18 км к востоку. Новочеркасск, утратив административные функции, сохранил культурные и образовательные, превратившись также в крупный многоотраслевой промышленный центр. Город Шахты – промышленный центр. Город Азов в течение веков имел беспокойную судьбу ключевого города-крепости. Сейчас это многофункциональный город, морской и речной порт, центр промышленности и туризма. Таганрог – второй по числу жителей город области и конурбации, центр северного Приазовья. Его промышленному развитию способствовало положение на выходе из Донбасса. В Таганроге развиты металлургия, электротехническая промышленность. Таганрог – важный центр культуры и образования.

Агломерация имеет положительный прирост населения, прогнозируемый до 2,4 млн человек к 2025 году, и значительные перспективы благодаря статусу столицы Южного федерального округа, хорошему климату, удачному расположению, федеральным планам «опорных городов».

Екатеринбургская агломерация занимает центральное положение на Среднем Урале. Центр агломерации – город Екатеринбург, основанный в 1723 году как административно-хозяйственный центр горнозаводского Урала. Город Невьянск получил права города в 1917 году, хотя как поселение при заводе возник в 1700 году. В годы довоенных пятилеток городами стали шесть поселений, в войну – два, в послевоенное время – восемь. Наряду с городами, имевшими глубокие исторические корни, появились города-новостройки: известный атомоград и наукоград Новоуральск, наукоград Заречный при первой на Урале Белоярской АЭС и город-энергетик Среднеуральск.

Екатеринбургская агломерация – многолучевая, имеет вид, характерный для агломераций, сложившихся в разветвленном транспортном узле: у Екатеринбурга семь железнодорожных направлений. Часть городов агломерации – центры добычи рудных и нерудных ископаемых (Березовский, Дегтярск, Асбест, Верхняя Пышма). На своих рудах работает крупнейший в России медеплавильный комбинат в Кировграде. Характерная черта – наличие в территориальной структуре агломерации гнезд городских поселений – территориально сближенных групп городов и поселков городского типа (Первоуральск–Ревда – Дегтярск, Заречный – Белоярский, Сысерть – Верхняя Сысерть и др.).

Площадь агломерации составляет 13,1 тыс. км 2 , населения – порядка 2,2 млн человек.

В России насчитывается 20 формирующихся агломераций с населением более 1 млн человек. Это свидетельствует о смене парадигмы стратегии регионального развития России. Включение малоурбанизированных городов в состав агломераций или промышленно-инновационных кластеров дает возможность для встраивания их в общую систему развития, включая и агропромышленный комплекс, обеспечивая новые финансовые потоки, приток инвестиций и изменение социально-экономических условий жизни.

При подготовке статьи использованы материалы портала http://geographyofrussia.com

Агломерация

Население, млн. чел.

Страна

Республика Корея

Сан-Паулу

Бразилия

Осака – Киото – Кобе

Джакарта

Индонезия

Лос-Анджелес

Калькутта

Филиппины

Буэнос-Айрес

Аргентина

Рейнско-Рурская

Германия

Рио-де-Жанейро

Бразилия

Великобритания

Пакистан

Бангладеш

Примечательно, что в начале XX в. крупнейшей агломе­рацией на Земле являлся Лондон (насчитывавший 4,5 млн. жителей), который сегодня занимает 20-е место. Соответствен­но, за сто лет население Лондона выросло примерно в 2,5 ра­за. А первой агломерацией с населением свыше 10 млн. чело­век в 1940-х гг. стал Нью-Йорк, который в настоящее время находится на 7-м месте. За XX в. население этого города выросло примерно в 10 раз. Население сегодняшнего лидера Токио выросло за 100 лет примерно в 30 раз. Но население большинства современных крупнейших городских агломера­ций за последние 100 лет выросло в 100 раз и более (Мехи­ко, Сеул, Сан-Паулу и т. д.). Именно такие сверхвысокие темпы роста городов в крупных развивающихся странах (около 5% ежегодного прироста населения в среднем за 100 лет) и сфор­мировали современный список крупнейших агломераций мира, почти 2/3 из которых находятся в развивающихся странах.

С течением времени пригородные поселения в рамках аг­ломераций начинают развиваться быстрее, чем центральный город, в том числе за счет переезда части жителей из цент­рального города в пригороды . Этот процесс получил название субурбанизации (от латинского слова suburb – приго­род). При этом «выталкивают» жителей из центральных го­родов сложная экологическая ситуация, рост преступности, высокая стоимость недвижимости, высокие налоги и другие условия, которые в пригородных поселениях оказываются значительно лучше.

Необходимым условием субурбанизации является разви­тие транспорта для обеспечения перевозок между местом жительства и местом работы, так как большинство пересе­ляющихся продолжает работать в главном городе. Именно поэтому первые признаки субурбанизации появились в раз­витых странах после развития в них пригородного железно­дорожного сообщения. Но интенсивная субурбанизация на­чалась только с массовой автомобилизацией населения , по­скольку только личный автомобиль обеспечивает достаточно высокую степень свободы относительного размещения места жительства и места работы.

Первоначально переселяются в пригороды наиболее обес­печенные слои населения, элита общества. Этим они создают для остальных слоев населения образец поведения, не реа­лизуемый по материальным причинам. Но по мере роста благосостояния общества в переселение вовлекаются все бо­лее широкие массы населения. Интенсивная субурбанизация связана с переселением многочисленного в развитых странах «среднего» класса. Вслед за переселением жителей начинает­ся перемещение в пригороды промышленности и других сфер занятости. Перемещение торговли и сферы обслуживания непосредственно связано с переселением жителей и идет практически одновременно с ним. В некоторой степени пере­мещаются в пригороды и управленческие функции. Тем не менее, перемещение в пригороды рабочих мест происходит все-таки в меньшей степени, чем переселение жителей.

В настоящее время большинство развитых стран уже прошли стадию субурбанизации. В итоге основная часть го­родского населения в этих странах живет в пригородах. А кризис главных городов, который являлся одной из причин субурбанизации, в ее результате еще больше усилился. Глав­ные города лишились значительной части налоговой базы, в них сократилось количество рабочих мест и, соответствен­но, выросла безработица, увеличилась концентрация марги­нальных слоев населения с низкими доходами и т. д. Поэтому если в первые десятилетия после второй мировой войны боль­шинство развитых государств осуществляло государствен­ные программы, направленные, на деконцентрацию населе­ния и хозяйства, подстегивая субурбанизацию, то в после­дние десятилетия государственные и местные программы направлены на возрождение городских центров. Хотя в ос­новном не как мест проживания, а как мест концентрации различных прогрессивных видов деятельности.

Но и городские агломерации являются не конечной фор­мой развития городского расселения. В некоторых районах, особенно привлекательных для городского развития, сосед­ние агломерации разрастаются и сливаются своими перифе­рийными частями. Иногда более мелкие агломерации попа­дают в зону влияния более крупной агломерации, становясь агломерациями второго порядка. Образовавшиеся системы из 3 – 5 агломераций называют урбанизированными районами . В России подобные районы сформировались вокруг Московс­кой агломерации, вдоль Волги, вдоль восточных склонов Уральских гор, в Кузнецком угольном бассейне.

В отдельных случаях, как правило, вдоль важнейших транспортных полимагистралей, количество слившихся аг­ломераций может составлять десятки. Такие крупнейшие на данный момент формы городского расселения получили на­звание урбанизированных зон или мегалополисов (мегаполисов) – обе последние дефиниции в принципе однозначны. Мегалополис (от греч. megas – большой; в родительном падеже – megalu – больщой и polis – город, гигантское скопление городов)– первоначально имя собственное первой такой городс­кой структуры, которая была описана в 1950-х гг. французс­ким урбанистом Ж. Готманом на северо-востоке США. Впоследствии подобные образования сформировались и в других регионах Земли. Характеристики крупнейших магаполисов Земли представлены в табл.. 2.3.4.

Специфика определения понятия «город» зависит, конечно, от того, с каких позиций рассматривают проблему. В самом общем виде город — это крупный населенный пункт, преобладающее большинство жителей которого занято вне сельского хозяйства: в промышленности, торговле, сфере обслуживания, науке, культуре.

Можно выделить следующие характерные особенности современных городов:

  • экономические — занятость населения вне сельского хозяйства;
  • экистические — концентрация значительного населения на относительно небольшой территории и, следовательно, высокая плотность населения (до нескольких десятков тысяч жителей на 1 км2 территории города);
  • демографические — формирование специфических городских характеристик и его структуры;
  • архитектурные — образование характерной городской архитектурно-планировочной среды;
  • социологические — формирование городского образа жизни;
  • правовые — города, как правило, — административные центры прилегающей территории.

Степень благоприятности развития города в том или ином направлении определяется его .

Социологи предлагают искать специфические черты города в структуре его «социального пространства», «в городском стиле жизни», который, прежде всего, выражается в более высокой степени мобильности городских жителей и в увеличении количества контактов между ними, рассматриваемых как мера потенциальных человеческих взаимодействий.

В литературе можно встретить следующие характеристики городского образа жизни: увеличенная подвижность населения; свобода выбора своей среды, а также возможность легко изолироваться от нее; урегулированное рабочее время и возможность планирования свободного времени; дезинтеграция семьи; уменьшение средней величины семьи и домашних хозяйств.

В системе географического разделения труда каждый город представляет собой, прежде всего, место сложной концентрации функций, участвующих в этом разделении труда. Отсюда вытекает экономико- определение города как места сложной концентрации социально-экономических функций.

С позиций изучения народонаселения город — место жизнедеятельности (в широком понимании) концентрированных масс населения, отличающихся специфическими социально-демографическими характеристиками и факторами развития народонаселения.

По нашему мнению, наиболее правильно народнохозяйственная структура и функциональный профиль городов могут быть количественно охарактеризованы при выделении градообразующего контингента трудящихся города, т.е. той части трудящихся, которая занята в градообразующих отраслях хозяйства города, на предприятиях и в учреждениях, имеющих значение, выходящее за рамки данного пункта (промышленность, внешний , склады и базы заготовительных и снабженческих организаций, административные учреждения, научно-исследовательские институты и учебные заведения, строительные организации, сельское , прочие учреждения внегородского значения).

В настоящее время понятие «город» существенно трансформируется. Будучи формой расселения людей на территории, город издавна ассоциируется в нашем представлении не только с местом, где сосредоточивается несельскохозяйственная деятельность (индустрия, торговля, транспорт и т.д.), но и с местом, где скапливается население, концентрируются жилища, скрещиваются дороги. Понятие «город» неразрывно связано с представлением о каком-то центре — функциональном, населенном, жилом. Можно отметить, что исполнение различных функций такого центра не менее типично для городов, чем их индустриальная роль. В этом смысле города как центры издавна оказывались как бы в фокусе территориальной структуры расселения, но вместе с тем оставались лишь отдельными, хотя и фокусными точками на карте. Сущность новых видоизменений, привнесенных в развитие городов, состоит в том, что на смену городу как точечной форме расселения приходят городские агломерации.
Производственные, трудовые, культурные связи между городом и его окружением на определенном, достаточно высоком уровне развития производительных сил становятся настолько тесными, что ни город, ни прилегающие к нему населенные пункты друг без друга существовать не могут. Этот процесс слияния, сращивания идет столь быстро и интенсивно, что некоторые ученые предлагают заменить понятие «город» как устаревшее.

Города несут разнообразные экономические и надстроечные функции, содержание которых в различные исторические эпохи существенно изменялось. В связи с этим исторически менялось и само понятие «город». В определениях города конца XIX и начала XX в. предпочтение отдавалось торговле, в то время как промышленности отводилась меньшая роль.

В дореволюционной России определение города соответствовало административно-территориальной и сословной структуре Российской империи. Название «город» вначале означало укрепленное поселение, огороженное место, а территория города ограничивалась пределами крепости. Постепенно город «обрастает» населением, живущим за его пределами, но в непосредственной близости от стен крепости. Со временем эти поселки превращаются в части города (в России это «предградья» или «посады» с ремесленным и торговым населением). Причем сам термин «город» принимает два значения: город как крепость и город как населенное место, т.е. крепость с окружающим ее предградьем.

До начала XX в. термин «агломерация» применялся для определения территориальных скоплений промышленных предприятий, а для обозначения процесса большой концентрации населения в городах его ввел А. Вебер (1903). По мере того как крупные города разрастались и в сферу их влияния вливались все новые городские и сельские поселения, этот термин стал применяться и для обозначения новых территориальных образований. Основные черты таких образований:

  • тесные экономические связи по комбинированию и кооперированию промышленных предприятий между производством и потреблением промышленной и продукции (показателями тесноты этих связей являются значительно более мощные грузопотоки в пределах агломерации по сравнению с внешними грузопотоками);
  • трудовые (часть работающих на предприятиях и в учреждениях одного поселения проживают в других поселениях, т.е. в пределах агломерации наблюдается взаимосвязанное и происходят ежедневные маятниковые между главным городом и поселениями пригородной зоны, а также между этими поселениями);
  • культурно-бытовые и рекреационные (учреждения или места отдыха одного или нескольких поселений частично обслуживают жителей других поселений, происходят ежедневные или еженедельные маятниковые миграции с культурно-бытовыми или целями);
  • тесные административно-политические и организационно-хозяйственные (вызывающие повседневные деловые поездки между поселениями агломерации — по делам производства, службы и общественной работы).

Все указанные характерные черты обусловливают специфику развития агломерации как многоотраслевого, многофункционального центра национального значения со специализацией на наиболее прогрессивных отраслях народного хозяйства. Таким образом, агломерацию следует рассматривать одновременно как подсистему общей системы размещения производства и как подсистему общей системы расселения страны.

Экономическая предпосылка стремительного развития агломераций — преимущества, присущие данной форме размещения производства и расселения, а именно: высокая степень концентрации и диверсификации производства, что обусловливает его максимальную эффективность; концентрация квалифицированных кадров, тесная связь производства с наукой и учебными центрами; максимально эффективное использование систем производственной и социальной .

Существует также такая форма расселения, в которой роль «лидера» играет не один, а два или группа городов; некоторые авторы применяют в этом случае термин «конурбация». Другие авторы термины «агломерация» и «конурбация» применяют как равноправные. Разница заключается в том, что агломерация складывалась при «присоединении» крупным городом окружающих его территорий, а конурбация — при слиянии нескольких часто равнозначных в экономическом отношении и по людности городов. В случае такого понимания к конурбациям следует относить пол и центрические высокоразвитые системы городских поселений. Но обычно такие системы преобразуются в моноцентрические (с одним центром), в этом случае стирается различие между конурбацией и агломерацией.

Стадии динамики населения агломераций следующие:

  • численность населения ядра увеличивается, а внешней (пригородной) зоны уменьшается за счет миграции в ядро, в целом численность населения агломерации растет;
  • ядро сильно растет, внешняя зона также растет, сильная концентрация во всей агломерации;
  • ядро продолжает расти и наиболее высокая концентрация в пригородной зоне, агломерация продолжает расти;
  • население ядра начинает сокращаться, но в пригородной зоне оно увеличивается, агломерация в целом растет;
  • население ядра сокращается, в пригородной зоне продолжается рост, но численность населения в агломерации уменьшается (эта стадия ныне характерна для ряда );
  • сокращается и численность населения ядра, и его численность во внешней зоне, население агломерации уменьшается.

Всё в этом мире имеет свойство изменяться. Причем иногда эти изменения происходят очень стремительно. Еще столетие назад большинство жителей планеты проживали в селах. Сегодня же города становятся локомотивами научно-технического прогресса, центрами экономической, политической и культурной жизни. Города увеличиваются в своих размерах, разрастаются и в конце концов сливаются друг с другом, формируя крупные агломерации.

Значение слова «агломерация»

Этот термин на сегодняшний день используется в трех научных дисциплинах - биологии, геологии и урбанистике. Однако считается, что первоначально он появился в лоне геологической науки.

В геологическом деле агломерация - это термическая обработка руды и рудного концентрата.

Позже этот термин перекочевал в социальную географию, урбанистику и демографию. Здесь, по аналогии, агломерация - это слияние городских поселений в единое целое. Во второй половине ХХ века урбанисты начали активно использовать это слово для обозначения общих мировых тенденций, спровоцированных процессами глобальной урбанизации.

Городская агломерация

Города увеличиваются, обрастают новыми заводами и предприятиями, привлекают к себе все большее количество новых жителей. Как результат - на окраинах строятся всё новые и новые жилые кварталы, спальные районы… Незаметно для себя и для своих жителей город начинает «поглощать» некогда самостоятельные села и поселки, расположенные рядом. Так рождается процесс соединения.

Агломерация - это компактное слияние нескольких городов, которые отныне становятся единым целым, одной органичной системой со своими внутренними устойчивыми связями.

Чтобы более живо представить себе, что такое агломерация, вообразите, что вы поднимаетесь на самолете высоко в небо в ясную безоблачную ночь. Посмотрев вниз, вы увидите на земной поверхности, в некоторых её участках, плотные и яркие световые сгустки, обозначающие места компактной городской застройки. Именно по этим пятнам света и можно определить крупнейшие городские агломерации.

Все агломерации делятся на два типа:

  • моноцентрические (те, которые сформировались вокруг одного крупного ядра);
  • полицентрические (сформировавшиеся из нескольких центров).

Исторический аспект

Процесс формирования городских агломераций очень интересный и порой неожиданный. К примеру, город Васильков, основанный в 988 году, когда-то был таким же важным городом Киевской Руси, как и Киев. Сегодня же он является всего лишь частью крупной Киевской агломерации.

Самые первые агломерации, как ни странно, появились еще в древнем мире. Это были Рим, Александрия и Афины. В 17-м веке к числу городских агломераций присоединился Лондон и Париж. Правда, это были крохотные (по современным меркам) агломерации, насчитывающие всего 700 тысяч жителей.

В начале ХХ века кварталы зданий, тянущиеся вдаль на много километров, казались совершенной дикостью. Сегодня же это воспринимается весьма прозаично. Более того, дети из крупных мегаполисов могут годами не видеть леса, широкого поля и обычной деревни. Всё это - реалии нашего века.

К 1970 году в США уже существовало 16 крупных агломераций, в которых было сконцентрировано около 40% населения страны. Однако агломерации продолжают расти и в наши дни! И если раньше сливались друг с другом отдельные города, то сегодня уже срастаются целые городские агломерации. Ученые уже даже придумали название и для этого феномена - конурбации.

Формирование российских агломераций

Все агломерации России - детища ХХ столетия. Раньше условий для их формирования просто не было. Неким исключением здесь можно считать лишь Санкт-Петербург, агломерация которого начала формироваться несколько ранее.

На рубеже 19-20-го веков, в эпоху индустриального бума, возле крупных городов России стали возникать заводы и фабрики. Поселки, закономерно возникающие рядом, стали основой для будущих городов-спутников. Так, вокруг Москвы уже в начале ХХ века «родились» Мытищи, Люберцы, Кусково, Орехово-Зуево и другие.

Крупнейшие агломерации в России

По современным российским нормативам, агломерация - это группа населенных пунктов с населением в её центральном городе (ядре) не менее 100 тысяч жителей. При этом на расстоянии в 1,5-часовой транспортной доступности от него должно находиться еще как минимум два города или поселка.

В России доминируют моноцентрические агломерации с одним центральным городом-ядром. Такой центр, как правило, намного превосходит свое окружение как по размерам, так и по уровню экономического развития. Для российских агломераций не чужды общемировые характеристики и тенденции: высокая плотность населения, высокая степень индустриализации, а также обилие научных и учебных комплексов.

На сегодняшний день в России насчитывается 22 агломерации-миллионера (то есть в каждой из них живет свыше одного миллиона человек). Самая крупная российская агломерация, само собой разумеется, - Московская с населением около 16 миллионов человек. За ней следует Санкт-Петербургская (приблизительно 5,5 миллиона), Ростовская (около 2,5 миллиона), Самарско-Тольяттинская (2,3 миллиона), Екатеринбургская и Нижегородская (по 2 миллиона жителей в каждой агломерации).

Введение

1 Понятие городской агломерации

1.1 Иерархия городских систем

1.2 Пространственная структура городских агломераций

1.3 Пути формирования агломерации

1.4 Проблемы больших городов

2 Крупнейшие городские агломерации мира

2.1 Зарубежная Европа

2.2 Зарубежная Азия

2.3 США и Латинская Америка

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Город - одно из величайших и самых сложных творений человека. Облик городов – каменная летопись человечества – хранит память о важнейших событиях мировой истории. Города – главная арена политических, экономических, социальных процессов, совершающихся в современном мире, место сосредоточения наибольших ценностей, созданных трудом человека.

Как и почему растут города? Как раскрыть загадочную тайну пространственной концентрации городов в разных точках земного шара? Какова их внутренняя структура? Эти вопросы волнуют всех людей и составляют профессиональную задачу географического изучения городов.

Целью курсовой работы является рассмотрение крупнейших городских агломераций, путей их формирования и развития.

Задачи данной работы состоят:

· в выявлении особенностей структуры и формирования крупнейших городских агломераций;

· в рассмотрении иерархии городских систем;

· в определении проблем городов.

Городские агломерации – развивающаяся форма расселения и территориальной организации хозяйства. Сосредоточивая в себе огромный научно-технический, производственный и социально-культурный потенциал, они являются основными базами ускорения научно-технического прогресса и оказывают большое влияние на окружающие их обширные территории, поэтому их изучение на сегодняшний день особенно актуально.


1 . Понятие городской агломерации

В исторической эволюции форм расселения на смену традиционным типам населенных мест - городским и сельским поселениям, развивающимся относительно автономно, - все более приходят новые «групповые» формы высококонцентрированного расселения, образующиеся при сближенном размещении поселений и формировании между ними интенсивных связей. Таковы городские агломерации – быстро развивающиеся во всём мире скопления населенных мест, состоящие нередко из десятка, а иногда из сотен населенных пунктов, включая и сельские поселения, тесно связанные друг с другом. Единой терминологией для обозначения этих скоплений населения не существует. Наряду с термином «городская агломерация» употребляют термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «созвездие городов».

Наиболее распространенный термин «городская агломерация» не вполне удачен . В технологии промышленного производства агломерация означает «образование крупных кусков (окускование) из мелкой руды и пылеватых материалов путем спекания». В экономической литературе термином «агломерация» характеризуется территориальное совмещение, концентрация в одном месте промышленных предприятий.

Термин «агломерация» применительно к расселению был введен французским географом М. Руже , согласно которому агломерация возникает тогда, когда концентрация городских видов деятельности выходит за пределы административных границ и распространяется на соседние населенные пункты.

В отечественной литературе понятие городской агломерации использовалось, и достаточно широко, уже в 10-х 20-х гг., хотя и под разными именами: это и «хозяйственный округ города» А.А. Крубера, и «аггломерация» М.Г. Диканского, и «экономический город» В.П. Семенова-Тян-Шанского.

Существует и множество определений слову «агломерация».

По Н.В. Петрову городскими агломерациями называются компактные скопления территориально сосредоточенных городов и других населенных мест, которые в процессе своего роста сближаются (иногда срастаются) и между которыми усиливаются многообразные хозяйственные, трудовые и культурно-бытовые взаимосвязи .

Е.Н. Перцик дает другое определение: городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации . А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации – дальность ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растёт пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Е.Н. Перцик предлагает различные критерии городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тыс. человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и пр.) . В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других – ориентируется на один из них (например, выделяют границы агломерации по 1,5- или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра).

1.1 Иерархия городских систем

Города растут и развиваются. В некоторых случаях из ранее небольших городов образуются мегагорода, население которых часто выше 8 млн. человек.

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город - агломерация - урбанизированная зона -урбанизированный район - мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) :

1.Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2.Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3.Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4.Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5.Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепт приготовления картофельного гратена с курицей с пошаговыми фото Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления Рецепты приготовления блюд из страуса Страусиное мясо рецепты приготовления