Ремонт на трассе м4. «Автодор» не выполнил в срок ремонт участка трассы М4 «Дон» к Черноморскому побережью

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Который год мы наблюдаем, как преображается трасса М4 "Дон", дорога к морю. Живописности ей никогда было не занимать, но сейчас это и самая современная трасса в России. Новые современные АЗС, зоны отдыха, кафе, гостиницы - всё это есть в достаточном количестве. Хорошее качество дорожного полотна, четырехполосное движение, отбойники, освещение и пункты вызова экстренной помощи (на платных участках) делают путешествие спокойным и уверенным. Те, кто ездил по старой М4 и имеет возможность сравнить, понимают, что все новшества - благо. В том числе пресловутые платные участки. Чуть больше 1 100 рублей мы заплатили, путешествуя по М4 с транспондером (в обе стороны!). Совсем нестрашные деньги за быструю, безопасную и удобную езду. Если верить последним новостям, к осени 2017 года откроют ещё два участка - в Ростовской области (1091,6 - 1119,5 км.) и Краснодарском крае (1195 - 1319 км.).

В "Клубе путешественников LT" множество статей об М4. И, казалось бы, можно уже успокоиться. Но нет. Во-первых, трасса каждый год меняется, местами - до неузнаваемости. Покажу вам эти изменения. Во-вторых, сдам новые проверенные на личном опыте "пароли и явки" - гостиницу "Евразийский", где мы два раза останавливались на ночлег в Ростове-на-Дону и кафе на М4, где ели по пути туда и обратно.
Ехали на юг, как обычно, в два этапа. Первый день - марафон до Ростова-на-Дону, 1 100 километров. Второй день - решающий рывок до Сочи, 560 километров. Более короткий по километражу, но не менее напряжённый. Приглашаю и вас в путешествие на машине в Сочи - по М4 (Москва - Новороссийск) и А147 (Джубга - Туапсе - Сочи - Адлер).

Реклама — поддержка клуба

С утра хотели выехать пораньше, часа в четыре. Но получилось как всегда. Легли поздно. Долго не могли уснуть. В результате стартовали уже в шестом часу.

В воскресный день машин на МКАДе оказалось мало. До М4 добрались за 40 минут.

Машин было немного на протяжении всего пути. Если бы не пробки на трёх участках (п. Лосево, перед р. Лихая и перед п. Красный колос), до Ростова добрались бы очень быстро.



Все платные участки проехали по транспондеру. Эту чудесную штучку мы купили в прошлом году в августе, когда ездили в . За год пользовались ею неоднократно. Но в полную мощность испытали только в этот раз.

Ездить по транспондеру оказалось очень выгодно. Платные участки в обе стороны обошлись нам в 1 146 руб. Вот полная распечатка.

По времени это тоже существенная экономия - не надо стоять в очереди на оплату. Думаю, один час в общей сложности сэкономили. И это почти при свободной трассе!

Обычно первый раз мы заправляемся на АЗС "Шелл" в Московской области и там же заходим на перекус в "Помпончик". В этот раз машина была уже заправлена, да и есть не хотелось совсем.

Обращение к новичкам на М4: на подъезде к каждому платному участку, точнее к пунктам взимания платы, обращайте внимание, на какую полосу вы заезжаете. Полосы для тех, кто едет по транспондеру, всегда обозначены - это и зелёный цвет самих полос, и надпись " Т-pass " над полосой. Если у вас нет транспондера, заехав на эту полосу вы создадите затруднение в движении и себе, и другим.

На трассе "Дон" есть несколько памятных достопримечательностей. Обращали внимание на крест, который стоит на холме над дорогой в Тульской области? Крест воину Евгению?

19-летний солдат Евгений Родионов был убит бандитами на Первой чеченской войне, когда отказался снимать с себя крест и изменить вере. Этот крест - личная инициатива неравнодушных людей.

Проезжая по М4 в Тульской области, всегда любуюсь храмом Иверской Иконы Божией Матери в селе Борщевое Веневского райна (183 км.).

За прошедшее время на трассе "Дон" открыто много новых гостиниц, обновлено старых. На 200-м километре заметила ярко-оранжевый мотель "Эдем" (Венёвский район, деревня Кукуй). Место популярное.

Гостиница "Ильинка" на 220 км. трассы М 4 "Дон" - одна из новых.

Качество дорожного полотна на М4 отличное. Почти на всех участках есть отбойники.

Не до конца сделаны некоторые мосты и путепроводы.

Там хуже асфальт, это даже по фотографиям видно. :)

Кое-где идут завершающие работы.

Пообедать решили в пиццерии "Симпатио" в Новой Усмани. Голод уже сводил наши желудки невыносимо, решили до 720 километра не тянуть.

Но с Усманью вышла трагикомедия. Перед очередным платным участком трассы мы не обратили внимание на жёлтый щит. А говорил он о том, что открыт новый платный участок - в объезд Новой Усмани.

Пункт взимания платы проезжаем на одном дыхании.

Не рассматривая указатели, движемся по белой дорожной разметке "М4".

И только в этот момент поднимаем глаза вверх и... говорим пиццерии "До свидания". Забавно то, что на обратном пути мы невзначай поехали не по платной дороге и оказались в Усмани. Вот мы удивились, когда увидели, что пиццерии "Симпатио" вообще больше нет. Так что в этот раз нас просто Бог отвёл от лишней потери времени.

В этот раз на трассе было много питерских машин и, конечно, московских. Их всегда большинство. Но по общим ощущениям ездят на машине на юг сейчас отовсюду. Ещё пять лет назад такого не было. Автопутешествия стали очень популярны, потому что экономичны, удобны и увлекательны.

Опять проезжаем пункт оплаты без очереди. Спасибо, транспондер!

По пути туда и обратно наблюдали активное строительство объездной дороги вокруг Лосево и Павловска. В этот раз нам пришлось в Лосево постоять. Минут 40 точно потеряли, если не больше.

А вот и "Лукойл" на 720-м километре. Заправляем машину и идём обедать. Мы в пути уже 9,5 часа. Как назло, не взяли с собой традиционные фрукты (любим брать персики, порезанные долечками, и абрикосы; еда лёгкая, но насыщает хорошо).

На обратном пути мы заехали в кафе на заправке "Татнефть" на 749 км. (от Москвы). Я обратила на неё внимание ещё по пути на юг. Это новые заправки есть с обеих сторон дороги.

Располагается "Татнефть" сразу за Дядиным (хутор в Богучарском районе Воронежской области). Проехать невозможно. За Дядиным - если ехать в Москву! Перед Дядиным - если ехать к морю!

Кафе небольшое. Есть магазин и детская игровая.

Еда вкусная, домашняя. Нам очень понравилось. Набрали ещё пирожков с собой. Борщ настоящий, с мясом. Селёдка под шубой, манты и рыба вкусные. Ягодный морс - обалденный, натуральный.





Перед рекой Лихая мы застряли в серьёзной пробке.

Вместе с нами по соседству маялась вот такая прелестная собака.

Ещё одну пробку мы "поймали" уже практически перед Ростовом, а точнее - перед посёлком Красный Колос.

Из новшеств на М4 - несколько новых "Помпончиков" в Ростовской области и Краснодарском крае. Перед Ростовом открыли такое сетевое кафе. Дааа, некогда подмосковная сеть стала федеральной. Хорошо, что есть возможность есть в проверенных местах.

В Ростов-на-Дону мы въезжали уже в темноте, в 21.00. Дорога от дома до Ростова заняла 15,5 часа. Около 2-х с половиной часов потратили на пробки. И час - на отдых на 720-м километре. Итого - чистого пути 12 часов при нашей скромной скорости 90 км./час.



На следующий день мы продолжили свой путь к морю.
В гостинице позавтракали. Завтрак не очень плотный, но как перекус вполне. За Ростовом увидели ещё один "Помпончик". Но к этому моменту есть ещё совсем не хотелось.

Ростов-на-Дону находится почти на границе Ростовской области и Краснодарского края. Не успеваешь "испугаться", как ты уже въезжаешь на Кубань. Для меня это самый трепетный, самый сладкий и волнительный момент. Люблю Кубанщину, люблю наш юг, люблю ездить туда на машине!

Когда проезжаю под этой широкой гостеприимной "аркой" с подсолнухами "Добро пожаловать в Краснодарский край", душа громко поёт.

Точно так же душа рыдает, когда читаю надпись с обратной стороны: "Ждём вас снова. Курорты Краснодарского края".

Памятная достопримечательность на трассе М4 - мемориальный комплекс "Поле казачьей славы". Издалека виден всадник на вздыбленном коне. Надпись на монументе: "Здесь в августе 1942 года стоял насмерть, защищая ворота Кавказа, 4-й Гвардейский Кубанский казачий корпус, удивив мир своей стойкостью и величием духа".

Вид на памятник с обратной стороны дороги.

На повороте на Тихорецк М4 делает резкий поворот направо.

Были поражены, что ремонтные работы, ведущиеся на этом участке уже давным-давно, до сих пор окончательно не закончились. Пусть только 10 километров, но помучаться за тяжеловозом на однополоске пришлось.

На 1 252 км. всё наладилось, и трасса полетела.

Одна их новых АЗС на трассе. Поверьте, их вдоль всей М4 много. Причём это комплексы, включающие кафе и магазин.

У Краснодара, в отсутствие указателя, проскочили поворот на объездную. Хорошо, что поняли это вовремя, не заехали в город. Пришлось разворачиваться. На обратном пути, кстати, указатель уже стоял.

На часах было около часа. И хоть изначально подумывали остановиться в , не дотерпели, решили перекусить всё в том же "Помпончике".

Краснодарский "Помпончик" - наш фаворит. Очень вкусная еда! Окрошка на кефире отличная. Чебуреки с кавказским акцентом - остренькие, очень вкусные. А какие здесь пончики... Настоящие! Совершенно другое тесто, чем у нас сейчас делают. Пончики из моего детства. Очень рекомендую!


А вот и "Казаки", до которых мы не дотерпели.

Дорога М-4 «Дон» была спроектирована Дорожным проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом ГИПРОДОРНИИ и построена в 1959-1966 годы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к дороге третьей технической категории - с шириной дорожного полотна 7 метров и двумя полосами движения. Рассчитана она была на небольшие нагрузки. С 1984 года по 1990 год был построен и сдан в эксплуатацию дублирующий М-4 участок в Домодедовском районе Московской области протяженностью 18,4 км. В 1999 году было сдано в эксплуатацию уже 72 км дороги с 4 - 8 полосами движения, в 2000 году - 63 км дороги в Московской и Тульской областях. В результате сегодняшняя автодорога «Дон» является продолжением Липецкой улицы в Москве. Прежняя трасса дороги - старое Каширское шоссе - утратила прежнее значение и служит в основном для региональных перевозок, а также для объезда пробок, которые появляются на трассе «Дон». В ноябре 1998 в Липецкой области был торжественно введен в эксплуатацию платный участок дороги в объезд села Хлевное длиной около 20 км, первый в современной истории дорог России платный участок. В 2000-е годы продолжилась реконструкция автодороги на всём протяжении, в результате чего большая часть дороги получила раздельные проезжие части и разноуровневые пересечения с другими дорогами, увеличилась длина участков с ночным освещением. Были построены обходы городов Богородицк (2009), Ефремов (2010), Елец (2011) и других населенных пунктов.

В 2010 дорога была передана в доверительное управление Государственной компании «Автодор» . Госкомпания совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков, «Опорой России», СМИ произвела мониторинг состояния объектов придорожного сервиса, признав более 50% существующих объектов некомфортными для использования, еще 30% - не соответствующим требованиям законодательства.

Практически на всех платных участках автомобильной дороги М-4 "Дон" действует открытая система сбора платы за проезд за исключением участка 414-464 км, который имеет смешанную систему. Оплата проезда совершается один раз при пересечении ПВП и не взимается с пользователей, которые будут перемещаться в пределах платного участка, не проезжая через ПВП. Участок в Липецкой области (414-464 км) имеет закрытую систему взимания платы. Пункты взимания платы расположены на 416 км и на 460 км. Оплата осуществляется при въезде на платный участок и действует в течение 12 часов с момента оплаты. Для выезда с платного участка необходимо предоставить чек об оплате проезда кассиру-контролеру ПВП. Если проезд по платному участку занял больше 12 часов, то проезд необходимо оплатить заново.

На протяжении всей длины платных участков автомобильной дороги расположены стационарные телефонные аппараты экстренного оповещении специальных служб о возникновении экстренной ситуации (аварийные комиссары). Благодаря разделенным потокам встречного движения, отсутствию светофоров и примыкания второстепенных дорог в одном уровне расчетная скорость движения по платным участкам составляет от 90 до 130 км/час.

Также на платных участках внедрены элементы автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) , которые обеспечивают:

  • сбор информации об обстановке на дороге в режиме реального времени через систему видеонаблюдения
  • сбор информации о погодных условиях от автоматических дорожных метеостанций;
  • сбор информации о работе наружного освещения и срочной оперативной информации от пунктов экстренной связи;
  • оперативное принятие решений
  • передачу информации соответствующим службам эксплуатации дороги, при необходимости службам экстренной помощи;
  • информирование пользователей дороги о скоростном режиме движения, о возможных ограничениях проезда посредством информационных табло, установленных на всем протяжении дороги.

Режим платного проезда по данному участку вводится на основании постановлений Правительства Российской Федерации, которые в свою очередь были принят в соответствии со статьей 36 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Подробная информация о расположении Пунктов взимания платы и Центров продаж и обслуживания на автомобильной дороги М-4 "Дон" размещена на странице

В стране - разгар летнего сезона, и народ, естественно, массово едет на юг - на курорты Черноморского побережья. Однако если, скажем, весной от Ростова -на-Дону можно доехать - не спеша, спокойно - до той же Джубги за шесть часов, то сейчас на это уходит и 8, и 10 часов. И дело здесь не только в разы выросшем потоке автомобилей, хотя и это играет определенную роль. - Проблема в другом - в ремонтных работах на магистралях, которые традиционно наши дорожники, словно издеваясь над всеми, начинают активно вести именно летом, когда все регионы, включая самые дальние, едут по М-4 в сторону моря, - возмущается водитель Александр Л. , по словам которого, поездка до Анапы и обратно (туда - восемь часов, обратно - десять) превратилась в настоящий кошмар. - У меня простой такой вопрос к руководству нашего, прежде всего, региона: почему все это делается в июле и, самое главное, днем? Отчего нельзя заниматься этим весной? А если уж приспичило делать именно сейчас, то почему хотя бы не ночью, а? Самый большой ужас - перед селом Самарским, и объехать этот участок ну никак нельзя. Все стоят! Многие с детьми, у некоторых и кондиционера в машине нет, вообще ад какой-то получается - стоят подолгу, люди бегают по нужде в лесополосы! К слову, врио губернатора Ростовской области отмечал эту тему на недавнем заседании региональной комиссии по безопасности дорожного движения, когда о своей работе отчитывались крупнейшие дорожные организации - ростовское подразделение Росавтодора и управление автомобильных дорог. - Организовывать дорожные работы необходимо так, чтобы они не создавали дополнительных аварийных ситуаций и пробок на дорогах, - говорил тогда Василий Голубев. - А для этого дорожникам следует основную часть работ перенести на ночное время. Однако дорожники к этому совету, судя по всему, прислушались мало: ГИБДД региона сообщает о том, что есть как минимум два крупных участка на М-4, где ведется ремонт - на мосту через Дон (1061 - 1062-й км трассы) и - 28-километровый! - перед упоминавшимся нашим читателем с. Самарским (1091 - 1119-й км).

Красный цвет на карте красноречиво свидетельствует о том, как "весело" придется ехать по М-4 в сторону Самарского: пробка начинается фактически уже от Батайска. Фото: Яндекс-Карты.

«КП » нашла, впрочем, еще несколько трудных участ ков. - Первая внушительная пробка еще перед Ростовом-на-Дону - в районе ТЦ «Мега», где находится развязка, уводящая М-4 в обход Южной столицы. Там все зависит от времени суток - к вечеру, когда собирается караван фур, желающих повернуть на мост в сторону Краснодара направо (а там - только по полосе в каждую сторону), столпотворение начинается километров за пять до развязки. - Пробка возле Самарского. - В Краснодарском крае - перед Кореновском, в районе х. Малеваный, сразу несколько участков, но коротких, одна полоса, как правило, работает. - Несколько километров придется тащиться после поворота на ст. Динскую (это уже недалеко от Краснодара). - Небольшой затор - на дороге, проходящей через Горячий Ключ. - Постоять несколько раз придется на отрезке между селами Молдавановка-Дефановка. - Разрыли часть дороги перед Джубгой (это если ехать на юг, в сторону Сочи ), а также перед Архипо-Осиповкой (в другую сторону, на север, к Геленджику ). Так что наш вам совет, уважаемые желающие отдохнуть на море: запасайтесь терпением и водой. Дорога предстоит очень сложная.

Недавно ездил по маршруту Москва - Ростов-на-Дону и обратно по трассе М4. Пробег в одну сторону около 1100 - 1200 км.
Москва - Ростов
Дорога туда заняла около 13 часов, обратно - 15. Дорога в москвской области хорошая, минимум 2-х полосная в каждую сторону с разделителем. В тульской области дорога похуже, но тоже ничего. Ближе к липецкой области дорога становится однополосной без разделителя, двухполосные участки редки - просто кармашки для обгона тихоходов. На подъезде к Воронежу коротенький участок платной дороги, то ли 8, то ли 18 км. Стоимость проезда 10р. Качество нормальное, ментов не было. По дороге туда заехали в Воронеж, перекусили Макдоналдсе. Он недалеко от центра на ул.Генерала Лизюкова. Рядом памятник коту Василию из мультфильма. По ходу всей поездки чувствуешь себя как дома - 99% автомобилей с номерами Москвы, Мос.области и Питера. После Воронежа дорога так себе - много участков ремонта. Менты есть, но не особо много. Много муляжей автомобилей ДПС. В липецкой области засад ДПСников было особенно много, причем прятались сотрудники удивительно глубоко в лес, поэтому на для остановки автомобилей очень быстро выбегали оттуда. В ростовской области из-за ремонта дороги много пробок. Из поломок по дороге в Ростов перегорела 1 лампа ближнего света и 1 противотуманка.
Ростов
На следующий день сдохла вторая лампа ближнего света. Ростов оказался беден на автомобильные магазины, а в попавшихся не было ламп H7. Поскольку поездка была отпускной сильно утруждаться было неохота и решил поехать к официалам. Доехал до "Автолиги". H7 Motorkraft обошелся в 306р за штуку, на просьбу установить ответили, что
очередь несколько дней! Установил в придорожном сервисе. Взяли 150р, правда потом пришлось самому покопаться - одну из лампочек установили криво. В Ростове движение несколько хаотичное. Местные водители в душе казаки, поэтому трогаются только с пробуксовкой, постоянно гудят, поворотниками не пользуются, о том, что можно уступить дорогу даже не догадываются. Светофоры не очень удобные - висят высоко и светят тускло. Дороги удовлетворительного качества. Заправлялся только на ТНК, без проблем. За все время пребывания ни разу не был остановлен ДПС.
Ростов-Москва
Выехали утром в воскресенье, поэтому многочисленной дорожной техники не было. Ростовскую область проехали довольно быстро. В воронежской области были пробки, особенно на подъезде к Воронежу и вокруг него. Из-за большого количества грузовиков-тихоходов нервы водителей не выдерживали и было много обгонов, несколько таких обгонов прямо на глазах закончились авариями. Температура за бортом была за 30, ехали с кондеем. К сожалению через некоторое время машина стала перегреваться. Фокус стал тупить, обороты стали упираться сначала на 4000, потом на 3000 и обгоны стали невозможными. Когда выше 2500 движок уже не крутился пришлось остановиться и постоять с поднятым капотом. Минут через 20 поехали дальше, кондей больше не включали. Пробки были и на подъезде к Ельцу. Где-то с середины тульской области дорога стала 2-х полосной и можно было ехать 120 - 140. Дальше приключений не было, по хорошей дороге московской области спокойно доехали до Москвы.
И без того хреновое ЛКП разжилось новыми сколами. Других поломок по дороге не было.
По приезде в Москву сразу заказал воздухозаборник от Focus ST. Надеюсь после установки проблема с перегревом не повторится.

Около двух часов в пути - 140 км. Краснодар - Архипо-Осиповка - один из самых популярных у туристов маршрутов на море. Эта же дорога ведет в Геленджик. По сравнению с прошлогодним летом однозначно можно сказать: пробок нет. Как нет и реверсивного движения, на которое жаловались водители. Губернатор лично проверяет, что сейчас происходит на М4 «Дон». К 15 июня на дороге должны были прекратить любой ремонт. Однако на обочине все равно встречаются рабочие бригады и техника.

«Мы с вами вместе едем от самого Краснодара. Сейчас приедем в Джубгу. Любое препятствие, любой лишний знак, любое ограничение на дороге, естественно, снижает скоростной поток практически до остановки. Если поток встал, тогда зачем, к чему проводим много совещаний, что-то пытаемся объяснить, доказать. Не надо заверять. Вы реально покажите результат на дороге, что сегодня техника ушла, рабочие ушли, но выполнив весь объем работ», - сказал губернатор.

Здесь работы ведутся в круглосуточном режиме с освещением, мы ночью не останавливаемся. Здесь дорога могла вообще исчезнуть. Река подмыла, прошло проседание на 1,5 м.

В свою защиту руководитель кубанского управления «Автодора» пытается объяснить: ремонт ведется не на проезжей части и не мешает движению автомобилей. Но звучит это больше как оправдание. Особенно когда видишь огороженный кусок дороги. Оказалось, участок моста бетоном залили всего пару дней назад.

«У нас сейчас уже вторая половина июня, а вы заливаете только. О чем вы говорите? Кто мешал залить в январе, феврале, марте, ноябре? Каждый находит оправдание для себя. Давайте остановим любую машину - никакого оправдания они не услышат. Они ехали год назад, два года назад, в этом году будут ехать, и опять М4 «Дон» в ремонте. Ничто не будет служить оправданием. Если не успеваете, не можете, это будут делать другие», - сказал Кондратьев.

При этом в краевом управлении госкомпании на каждом совещании с губернатором обещали к началу курортного сезона закончить на трассе ремонт. Судя по всему, высокопоставленные дорожники не ждали сегодняшней поездки на море и даже не предупредили рабочих о визите губернатора. Поэтому те и рассказали все, что думают о своей деятельности.

Что нужно для того, чтобы скорей завершили строительство или ремонт дороги?

В день можно сделать, не торопясь, при правильной организации труда 50 куб. м. А на этом объекте мы берем 3 м оттуда, носим сюда в руках. Видите, одна тачка на 16 человек. Одна тачка, два ведра.

Нужен результат, а результат, наверное, в первую очередь все-таки здесь, в организации самого ремонтного процесса. А ремонтный процесс сегодня не просто хромает, его просто нет.

Еще один участок, где есть риск появления пробок, - 5 км после Архипо-Осиповки в сторону села Возрождение. Дорога разделена бетонными блоками. Проезжая этот отрезок, автомобили сбрасывают скорость. В этом случае при интенсивном движении возможны заторы.

Существующая дорога, которая есть на той проезжей части, ниже, чем та, вновь покрытая. Для безопасности дорожного движения мы разделяем встречные потоки.

Но это лишь маленькое исключение из того, что мы увидели, а в целом у меня ощущение, что вся дорога в ремонте. И здесь не надо винить ни федеральные госпредприятия, ни иные структуры. Есть участки, которые однозначно снижают пропускной режим, снижают скорость автопотока и явно не вызывают положительных эмоций ни у жителей края, ни тех, кто приехал отдохнуть на побережье.

После поездки по М4 «Дон» Вениамин Кондратьев намерен обратиться в Министерство транспорта России , чтобы уже там обратили внимание на то, что региональное управление госкомпании «Автодор» не выполнило договоренности по срокам ремонта участка федеральной трассы, сообщается в эфире телеканала «Кубань 24».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Тур, или первобытный бык - Безумный Зоолог — ЖЖ Сообщение про тура животное Тур, или первобытный бык - Безумный Зоолог — ЖЖ Сообщение про тура животное Фото морских черепах - среда обитания морских черепах Фото морских черепах - среда обитания морских черепах Слоновая черепаха Все о слоновой черепахе ш 8 Слоновая черепаха Все о слоновой черепахе ш 8