Как правильно понимать преждеосвященных даров литургия. Особенности великопостной вечерни, когда не совершается литургия преждеосвященных даров

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Многие согласятся с тем, что одна из самых красивых служб Великого поста – Литургия Преждеосвященных Даров. Но так как она совершается только во время Великого поста, очень мало людей с ней знакомы основательно.

Давайте же разберем некоторые интересные особенности этой службы.

Всем известно, что составление этого богослужения приписывается святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому. Его имя упоминается в завершении этого богослужения. В конце благодарственных молитв по Святом Причащении читается тропарь ему. Споры о том, он или не он составитель этой службы, среди ученых не утихают уже много лет, но доподлинно известно, что в Риме, где святитель Григорий Двоеслов служил епископом, примерно в его время тоже была установлена служба с причащением Преждеосвященными дарами. Она совершалась (и совершается сегодня католиками) только раз в год – в Великую Пятницу.

Если полных Литургий у нас две – святителя Иоанна Златоуста и святителя Василия Великого, то Литургия Преждеосвященных Даров – одна. Но так было не всегда. В древних рукописях существует и другая служба, ее авторство приписывается апостолу Иакову, брату Божьему (не путать с полной Литургией ап. Иакова, совершаемой в некоторых храмах в день памяти святого). Ее служили в Иерусалиме и его окрестностях. В современное богослужение она не вошла. Вне православия Литургия Преждеосвященных Даров совершается у монофизитов – в Маланкарской церкви (Индия) и, как было сказано выше, у католиков.

Каждый, кто бывал на этой службе, думаю, замечал, что в ней содержится множество песнопений из чина вечерни. Это не случайно и связано с тем, что в древности Литургию Преждеосвященных Даров служили вечером и присоединяли ее к вечерне, чтобы после длинных великопостных служб днем, не вкушая пищу гораздо больше обычного (с полуночи до вечера), причаститься Святых Христовых Тайн. Сейчас в подавляющем большинстве храмов эту Литургию совершают утром, зная, что современному человеку сложно выдержать такую подготовку.

Также многие обращали внимание на то, что во время этой службы читают отрывки из Книг Бытия и Притч. Это связано с тем, что в Византии пост был временем обучения оглашенных, т. е. тех, кто желал креститься (а крестили всех в основном в Великую Субботу). Учитывая, что книги были очень дороги и позволить иметь их у себя дома могли только единицы, Ветхий Завет стали читать во время богослужения, чтобы научить оглашенных и напомнить всем остальным основы нашей веры. Ведь в Книге Бытия раскрывается христианское понимание устройства нашего мира, а Книга Притч содержит основы нравственной жизни.

С подготовкой к крещению оглашенных связан и возглас «Свет Христов просвещает всех», который произносит священник держа свечу между чтением ветхозаветных отрывков. Святые отцы древности часто понимали крещение как просвещение. Даже сейчас наше Таинство Крещения содержит такие слова: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего». Возгласом «Свет Христов…» и образом видимого света – свечой оглашенным, которые должны через несколько минут покинуть богослужение, напоминалось, что вскоре они будут просвещены Светом истинным – Христом, а присутствующим верным – то, что они должны помнить, что были просвещены Богом.

Нельзя не вспомнить о, наверное, самом трогательном и запоминающемся песнопении Великопостной литургии – песнопении «Да исправится молитва моя». Этот отрывок из 140-го псалма, который поется певцами у амвона, не что иное, как великий прокимен – четыре стиха из псалма с припевом. Нам гораздо привычней встретить прокимен перед чтением Апостола или Евангелия, здесь же он поется на своем древнем месте. Чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить тем, кто часто бывает на вечерних службах, что великий прокимен (а это «Господь воцарися» на каждом субботнем всенощном бдении или «Кто Бог велий» на вечернем Богослужении в дни великих праздников) поется именно на этом месте.

Если кто-то бывает на Литургии Преждеосвященных Даров постоянно, то может заметить, что ровно с началом второй половины Четыредесятницы (а это среда четвертой седмицы поста) в богослужебный чин добавляется еще одна ектения. Она называется ектения «готовящихся к просвещению» и содержит прошения о том, чтобы Бог укрепил и направил тех, кто будет креститься. Это связано с тем, что именно к этому времени в древнем Константинополе составляли окончательные списки намеревающихся креститься в этом году и начиналась усиленная подготовка. Эта ектения читается до Страстной среды – до самой последней Литургии Преждеосвященных Даров в текущем году.

На каждой полной Литургии мы слышим Херувимскую песнь «

Иже Херувимы», на Литургии Преждеосвященных Даров тоже есть Херувимская песнь, но другая – «Ныне силы Небесныя с нами невидимо служат». Это одно из самых древних песнопений Литургии Преждеосвященных Даров, впервые его полный текст мы встречаем в Константинопольской «Пасхальной Хронике» под 615 или 616 годом.

После «Ныне силы» и Великого входа у нас принято закрывать завесу только наполовину, символизируя, что Литургия неполная. Но нужно знать, что это типично славянская традиция, в греческой практике закрывают всю завесу полностью.

Примечательной особенностью этой службы является и то, что последняя молитва богослужения – заамвонная, тоже не такая, как на обычной Литургии. В частности, в ней есть такие строки: «Подаждь и нам, Блаже, подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися и неосужденно достигнути поклонитися и Святому Воскресению…» Пасха – вот та цель, к которой мы должны явиться уже как победители греха.
Мы всего лишь немножко коснулись Литургии Преждеосвященных Даров, но уже увидели, сколько смысла она несет. Взгляд на историю богослужения всегда помогает понять его глубже и тем самым более деятельно и осознанно в нем участвовать.

Александр Адоменас

Фото Серафима Росохи

Чин Литургии, происхождение, особенности, последование, видео

Литургия преждеосвященных Даров - это главнейшая торжественная служба . Во время этого богослужения таинство преложения хлеба и вина в плоть и кровь Господни не совершается, а предлагаются для причащения верных Дары, освященные на прежде бывшей полной литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста . Литургия преждеосвященных Даров совершается только в Великом посту : в среду и пятницу первых шести недель поста, в первые три дня , а также в дни святых, которым на утрени положен полиелеос .

Происхождение Литургии преждеосвященных Даров

В древности благочестивые христиане имели святое обыкновение причащаться святых Даров за каждой Литургией. Но в дни Великого поста, как особые дни печали, отцы Церкви не могли совершать такого радостно-торжественного богослужения, как святая Литургия. В то же время им не хотелось оставлять благочестивых христиан без причащения, хотя бы и на одну неделю. Ввиду этого Церковью и было установлено предлагать для причащения Дары, освященные раньше. Установление Литургии преждеосвященных Даров относится к первым временам христианства, а окончательное ее образование и письменное изложение приписывается св. Григорию Двоеслову, папе Римскому , жившему в VI веке.

Особенности Литургии преждеосвященных Даров

Литургия преждеосвященных Даров совершается в соединении с и . Сначала читаются часы 3-й, 6-й и 9-й, затем вечерня и, наконец, литургия. Вечерня заменяет собой и начинается возгласом полной литургии «Благословено Царство ». Далее следует чтение псалма 103, великая ектения и стихословие кафизмы с тремя малыми ектениями. После кафизмы поется «Господи воззвах » со стихерами. В это время священник вынимает из Дарохранительницы, которая находится на престоле, преждеосвященный Агнец и кладет его на дискос, поставленный на жертвенник. Затем вливает в чашу вино с водою, для более удобного преподания верующим св. Даров, и покрывает дискос и потир покровами. Все это делается только со словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас », так как все молитвословия уже были произнесены на ранее совершенной полной литургии.

После вечернего входа и прокимна обычно читаются две паремии: одна из книги Бытия о грехопадении прародителей и их изгнании из рая и дальнейших событиях, другая - из книги Притчей, побуждающая любить и искать Божественную премудрость. По прочтении первой паремии Царские врата отворяются. Диакон возглашает: «Премудрость прости », а священник, держа в руке кадило и три сплетенные вместе зажженные свечи, обращаясь на восток, крестообразно осеняет, возглашая: «Свет Христов », и, обращаясь на запад, осеняет также народ, говоря: «Просвещает всех ». В древности обряд этот имел особенное значение. В дни Великого поста в храме было много оглашенных , которые крестились в день Пасхи , и вот этих оглашенных перед литургией верных осеняли зажженной свечей в знак того благодатного света, который они получат в крещении. Это осенение совершалось при открытых Царских вратах. А так как оглашаемые не должны были видеть святыни алтаря, то, в сознании своего недостоинства, они преклонялись до земли. Теперь это делают и все верные в покаянные дни поста. Далее чтец читает вторую паремию. После нее Царские врата открываются, и для большего возбуждения покаянного чувства поется стих 140 псалма Д aсz и3спрaвитъ моли1тва моS, я4кw кади1ло предъ тоб0ю. воз8дэsніе рyку моeю, жeртва вечeрнzz со стихами:

  1. Г Dи воз8вaхъ къ тебЁ ;
  2. П оложи2 гDи хранeніе ўстHмъ мои1мъ, и3 двeрь њграждeніz њ ўстнaхъ мои1хъ (перевод: и огради двери уст моих );
  3. Н е ўклони2 с®це моE въ словесA лукaвствіz, непщевaти вины2 њ грэсёхъ (перевод: не допусти сердце мое до лукавых оправданий в грехах моих ).

Присутствующее в храме молятся в это время, наклонившись до земли, а священник, стоя пред престолом, совершает каждение в знак возношения Богу приносимых молений. После пения этих стихов священником пред престолом произносится молитва св. Ефрема Сирина с земными поклонами. Последними ектениями литургии оглашенных заканчивается собственно вечерня. Далее следует самая Литургия преждеосвященных Даров, то есть в сокращенном виде: исключаются те ее части, которые относятся к освящению св. Даров.

Последование Литургии преждеосвященных Даров

Самая Литургия преждеосвященных Даров начинается или чтением Евангелия, если оно положено, или же сугубой ектенией. За сугубой ектенией следует ектения об оглашенных. Со среды 4-й седмицы поста присоединяется еще особая ектения о готовящихся к просвещению, т.е. крещению. После молитв за оглашенных произносятся две ектении от лица верных, как и за полной литургией. Во время произнесения этих ектений священник тайно молится о неосужденном причащении Тела и Крови Христовых, которые уже предлежат на жертвеннике. Вместо обычной «Херувимской песни » поется особая песнь, содержанием своим примененная к Дарам, уже освященным:

Н hнэ си1лы нбcныz с8 нaми неви1димо слyжатъ: се бо вх0дитъ цRь сlавы: се жeртва тaйнаz совершeна дарми2 прин0ситсz. Вёрою и со стрaхомъ пристyпимъ, да причaстницы жи1зни вёчныz бyдемъ. Аллилyіа.

Ныне силы небесные (т.е. св. Ангелы) с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы: се жертва тайная совершена (уже освященная) дарми приносится (торжественно переносится). Верою и со страхом приступим, да причастницы жизни вечные будем (чтобы быть участниками вечной жизни). Аллилуиа.

Перед словами «Верою и со страхом приступим »…, как и в полной литургии, перед «Яко царя », Дары переносятся чрез северные двери с жертвенника на престол. При этом диакон на главе несет дискос со св. Агнцем, а священник в правой руке - чашу с вином. Как и на литургии Златоустовой возглашается: «Всех вас да помянет Господь Бог » и т. д.

По поставлении св. Даров на престол совершаются: приготовление верующих к причащению, раздробление св. Агнца, самое причащение, благодарение за причащение и отпуст. Все это происходит в том же порядке, как и на полной литургии. Не бывает только возношения Тела Христова при словах: «Святая святым », потому что оно уже было совершено на литургии полной, и священник только прикоснется к св. Агнцу, возглашая: «Преждесвященная Святая святым ».

Причастный стих поется на преждеосвященной Литургии всегда один и тот же: «В куси1те и3 ви1дите, ћкw блaгъ гDь. Аллилyіа »; а вместо «Благословен грядый во имя Господне »… поется: «Благословлю Господа на всяко время ». Заамвонная молитва - особая, великопостная: «Владыко вседержителю ». В ней священник молит Господа, чтобы Он помог нам сохранить истинную веру, победить грех и неосужденно дожить и поклониться святому Христову воскресению. По прочтении 33 псалма литургия оканчивается обычным полным отпустом.

Литургия преждеосвященных Даров. Видео

Старообрядческое Богослужение . Литургия Преждесвященных Даров на память 40-ка мучеников Севастийских . Совершили: архиепископ (Еремеев) в сослужении иерея , клира и прихожан старообрядческой Общины Ростова-на-Дону. Вторник третьей Недели Великого поста, 2017 год.

Видео снято по благословению архиепископа Зосимы

О литургии преждеосвященных даров

Литургия преждеосвященных даров, или просто преждеосвященная обедня, есть такое богослужение, за которым таинство преложения хлеба и вина в тело и кровь Господа не совершается, но верующие причащаются св. даров прежде освященных на литургии Василия Великого или св. Иоанна Златоуста.

Эта литургия отправляется Великим постом по средам и пятницам, на 5 неделе - в четверг и на Страстной неделе - в понедельник, вторник и среду. Впрочем, литургия преждеосвященных даров по случаю храмовых праздников или праздников в честь св. угодников Божиих может быть совершаема и в другие дни Великого поста; только в субботу и воскресенье она никогда не совершается по случаю ослабления поста в эти дни.

Литургия преждеосвященных даров установлена в первые времена христианства и совершаема была св. апостолами; но настоящий свой вид она получила от св. Григория Двоеслова, архиерея римского, жившего в VI веке по Р. Хр.

Необходимость ее учреждения апостолами явилась от того, чтобы не лишать христиан св. Христовых Таин и в дни Великого поста, когда, по требованию постного времени, не полагается литургии, совершаемой торжественным образом. Благоговение и чистота жизни христиан древних были так велики, что для них идти в церковь к литургии значило непременно и принимать св. тайны. Ныне благочестие в христианах настолько ослабело, что и среди Великого поста, когда представляется большая возможность христианам проводить доброе житие, не видно желающих приступить к св. трапезе за литургиями преждеосвященных даров. Есть даже, особенно в простом народе, странное мнение, что будто бы за преждеосвященной обедней миряне не могут приобщаться св. Христовых Таин - мнение ни на чем не основанное. Правда, грудные младенцы не приобщаются св. Таин за этой литургией, потому что св. кровь, коей только приобщаются младенцы, находится в соединении с телом Христовым. Но миряне, по должном приготовлении, после исповеди, удостаиваются св. Христовых Таин и за литургиями преждеосвященных даров.

Литургия преждеосвященных даров состоит из великопостных 3, 6, и 9 часов, вечерни и собственно литургии. Великопостные богослужебные часы отличаются от обыкновенных, тем, что, кроме положенных трех псалмов, на каждом часе читается по одной кафизме; отличительный тропарь каждого часа читается священником пред царскими вратами и три раза поется на клиросах с земными поклонами; в конце каждого часа читается молитва св. Ефрема Сирина: Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми; дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу Твоему. Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь .

Перед самой преждеосвященной литургией отправляется обыкновенная вечерня, на которой после стихир, поющихся на Господи воззвах, совершается вход с кадилом , а в праздники с Евангелием, из алтаря в царские врата. По окончании вечернего входа читаются две паремии: одна из книги Бытия, другая из книги Притчей. По окончании первой паремии священник в отверстых вратах обращается к народу, делая крест кадилом и горящею свечою, и говорит: свет Христов просвещает всех ! Верующие при этом падают ниц, как бы пред Самим Господом, моля Его о просвещении их светом Христова учения для исполнения заповедей Христовых. Пением да исправится молитва моя оканчивается вторая часть преждеосвященной литургии, и сугубой ектеньей начинается собственно литургия преждеосвященных даров .

Вместо обыкновенной херувимской песни поется следующая умилительная песнь: Ныне силы небесныя с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная совершенна дориносится. Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа (3-жды).

Среди этой песни совершается великий вход . Дискос со св. Агнцем с жертвенника, через царские врата, на св. престол несет священник на своей главе, ему предшествует диакон с кадильницей и свещеносец с горящей свечей. Предстоящие падают ниц на землю в благоговении и святом страхе пред св. дарами, как пред Самим Господом. Великий вход на преждеосвященной литургии имеет особенную важность и значение, чем на литургии св. Златоуста. За преждеосвященной литургией в это время переносятся уже освященные дары, тело и кровь Господа, жертва совершенная , Сам Царь славы, поэтому-то освящения св. даров не бывает; а за просительной ектеньей, произносимой диаконом, поется молитва Господня и приобщаются св. даров священнослужители и миряне.

За этим литургия преждеосвященных даров имеет сходство с литургией Златоуста; только заамвонная молитва читается особая, примененная ко времени поста и покаяния.

Что такое Литургия Преждеосвященных Даров, в чем ее отличие от полной литургии, когда её служат, как на ней причаститься и всем ли можно? На эти и некоторые другие вопросы мы постарались найти ответы.

Чем отличается Литургия Преждеосвященных Даров от «обычной» литургии - Иоанна Златоуста или Василия Великого?

Во время Литургии Преждеосвященных Даров верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде - на предыдущей полной литургии по чину св. Василия Великого или св. Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце обычно на престоле или (реже) на жертвеннике.

В последовании Преждеосвященной литургии:

  • нет первой части полной литургии - проскомидии;
  • литургия предваряется службой 3-го, 6-го и 9-го часов с Последованием Изобразительных;
  • по отпусте Изобразительных совершается вечерня, которая заменяет начальную часть литургии оглашенных (последняя ее часть имеется и в Преждеосвященной литургии);
  • на литургии верных нет молитв и песнопений, относящихся к приготовлению и преложению Святых Даров

Когда служится Литургия Преждеосвященных даров?

Литургия преждеосвященных даров служится вместе с великопостной вечерней. В древности служили по вечерам, воздерживаясь от пищи целый день.

Сегодня в большинстве храмов Преждеосвященная служится утром, однако в некоторых приходах бывают и вечерние службы.

Если причащаться вечером, какой продолжительности должен быть евхаристический пост?

Шесть часов по установившейся традиции.

В какие дни служится Литургия Преждеосвященных Даров?

По средам и пятницам Великого поста, в праздник Первого и Второго обретения главы Иоанна Предтечи (9 марта по новому стилю), в четверг пятой седмицы Великого поста (26 марта в 2015 году), в день памяти 40 мучеников Севастийских, а также в первые три дня Страстной седмицы.

Исключения:

  • В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы всегда служится литургия св. Иоанна Златоуста, вне зависимости от дня недели. Так будет в 2015 году - Благовещение празднуется в Великий Вторник.
  • Если обретение главы Иоанна Предтечи и день памяти 40 мучеников Севастийских приходятся на выходные дни - служится литургия или Василия Великого (в субботу) или Иоанна Златоуста (в воскресенье). В 2015 году так получается с днем памяти 40 мучеников Севастийских, это воскресный день (22 марта).

Всех ли причащают за Литургией Преждеосвященных Даров?

По сложившейся в Русской Православной Церкви традиции, за Преждеосвященной причащаются те, кто может принять Частицу. То есть младенцев, которые причащаются Кровью, за литургией Преждеосвященных Даров не причащают.

Самым распространенным ответом на этот вопрос будет - святитель Григорий Двоеслов. И он же будет не совсем верным.

На самом деле этому не находится подтверждений: ни в греческих, ни славянских рукописях, этот чин обычно не подписан там ничьим именем или упоминаются имена свт. Василия Великого, Епифания Кипрского или Германа Константинопольского. Кроме того, в сохранившихся текстах самого святителя Григория тоже ничего такого нет. Однако его труды содержат указание на чинопоследование Римской Церкви - освящение Чаши через погружение в нее Преждеосвященного Хлеба.

Когда и зачем во время Литургии Преждеосвященных Даров звенит колокольчик?

Звоном колокольчика отмечаются важнейшие моменты службы. По традиции при звуке колокольчика все молящиеся встают на колени, а при повторном - поднимаются.

Первый раз во время перенесения Святых Даров на жертвенник:

Читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это будет отмечено звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен.

Второй раз:

Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.

Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен.

Субботы и воскресенья Великого поста постными днями не считают. И не потому, что позволяется в эти дни есть что-то скоромное. (Скоромное для здоровых телесно людей запрещено до самой Пасхи.) А потому, что в субботние и воскресные дни служится полная, настоящая литургия. Так литургия помещается Церковью во главу угла, и от ее наличия или отсутствия дни становятся праздничными или скорбными соответственно.
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы поста, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это литургия Преждеосвященных Даров.

Она отличается от традиционной литургии тем, что на ней не приносится Богу Бескровная Жертва. Жертва принесена заранее, Дары освящены, и Ими можно причаститься. Вся служба – это приготовление к Причастию заранее заготовленными Дарами.

Главная мысль, которая должна родиться от внимания к поднятой теме, – это тоска по Причащению, скорбь разлуки. Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без Святых Таин. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными Дарами.

Невозможно понять литургию Преждеосвященных Даров, ее чин, ее происхождение, необходимость в ней без любви к Таинствам и практики частого Причащения. Что хотите говорите и что хотите думайте, но если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия Преждеосвященных Даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней. А нужда эта называется: не могу без Христа и Причастия. «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение».

Если причащаться редко, то и литургию служить надо редко, заполняя остальные дни чтением обедницы, псалмопением, акафистами, поучениями и проповедями. Но это – честный путь в никуда, что и незрячему должно быть понятно. Литургию оставлять нельзя. Она – наше единственное богатство. Нужно, напротив, так крепко полюбить литургию, чтобы через нее понять церковную жизнь вообще. А.С. Хомяков совершенно справедливо говорил, что «христианство понимает лишь тот, кто понимает литургию».

Мария Египетская не иначе ушла в пустыню на долгие годы, как причастившись. Еще не очищенная от страстей, она словно в залог на будущее получила Причащение и благодать, чтобы там, в пустыне, иметь Божественную помощь.

Вот и мы, по слову Андрея Критского, должны вселиться «в пустыню страстей покаянием».

Во время поста страсти обнаруживают себя, просыпаются, томят и тревожат душу. Временами не просто тревожат, но жгут и опаляют. Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более ощутимой. Для таких благопостящихся тружеников, ощутивших особо остро свою немощь, и создана литургия Преждеосвященных Даров.

По своему чину она соединяется с вечерней, и служить ее хорошо бы вечером. (Не спешите возражать – дайте договорить.)

Собственно сложность вечернего служения только одна – долгий евхаристический пост. Все остальное – технические детали. Отговорка, что, мол, так уже давно не делали, не работает. У нас много чего хорошего не делали, а ко многому плохому привыкли. Что ж нам, все ошибки маркировать значком «не тронь», а от всего забытого наследия отмахиваться?

Непривычно длинный евхаристический пост – единственное серьезное вопрошание на пути к вечерней литургии Преждеосвященных Даров. Но разве не для этого и существует пост, чтобы ощутить голод и жажду, некую тонкую слабость в теле и легкую сухость во чреве? Разве мы совсем уже отказались от трудов, усилий, воздержания и годны только на то, чтобы ублажать свои немощи? Стоит только попробовать, и людей, готовых к борьбе и молитве, окажется больше, чем мы думали. Дети на этой службе не причащаются. Для них есть суббота и воскресенье. Скажут: мол, старики не могут долго без лекарств и еды. Но и для них есть суббота и воскресенье. А те, кто может не есть и не пить до вечера, кто силен и крепок, кого по молодости и по избытку сил тревожат плотские страсти, пусть терпят и борются с собой. Скажу вам больше: на поверку оказывается, что старики готовы не есть и молиться в ожидании Причащения нередко чаще молодых. Да и молодые люди жаждут подвига чаще, чем нам кажется.

Стоит однажды в жизни отслужить эту службу вечером, хотя бы ради опыта и ощущения контраста. Стоит пропеть: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний», – не в 8:30, а в 18:00, когда солнце действительно пришло на запад. Стоит ощутить, насколько лучше сочетать свой ум со словами псалма: «Воздеяние руку моею – жертва вечерняя», – во мраке храма, освещенного лишь лампадами, а не при ярком солнечном свете. И «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» несравненно лучше и естественнее произносить поздним вечером, а не до полудня. Стоит телом понять, насколько лучше молиться на совершенно пустой желудок, чтобы потом избрать путь древний и лучший, хотя и более трудный.

Все пения, каждения, коленопреклонения, все хождения со свечами и фимиамом вокруг Евхаристического Агнца, все молитвы святого Ефрема предназначены здесь для вечерней поры. Эта служба таинственна и по-особому интимна. Она чуждается прямых солнечных лучей и электрического света, поскольку на ней причащаются Христу люди, решившиеся на усиленный подвиг, люди, стеснившие себя ради широты Небесного Царствия.

Литургия вообще не для чужих глаз. Сущая болезнь и истинное наказание – это наши всегда открытые на службе двери и случайный народ, покупающий свечи и торгующийся у столов с записками в любой момент службы. Читается ли Евангелие, поют ли Херувимскую, всегда кто-то будет блуждающим взглядом искать места на подсвечнике для своей свечи. Дал бы Бог, чтоб мы повзрослели, стали серьезнее и когда-нибудь на возгласе «Двери, двери!» действительно закрывали входные двери, чтоб никто уже до конца службы не вошел и не вышел.

Так на обычной литургии.

Но на литургии Преждеосвященных Даров это еще серьезнее. Тут совсем не место случайным людям, забредшим на огонек, «не могущим молиться с нами». Их сразу видно. Они не преклоняют со всеми колен, они пялятся на священника при возгласе «Свет Христов просвещает всех!» и, что еще хуже, при входе с Дарами. Их точно нельзя причащать.

Она, литургия Преждеосвященных Даров, поднимает планку требований к духовенству. Нужно многое объяснить, рассказать. Нужно научиться толковать тексты Бытия и Притчей, читаемые на этих службах. Нужно успокоить и тех, кто во всем непривычном видит след обновленчества.

Обновленчество – это понижение церковной дисциплины ради угождения духу времени. А возврат к традиции – это противоположное движение: от расслабленности – к собранности, от потворства себе – к борьбе с собою. Это движение от простого вычитывания текстов к постижению духа текстов. Вот, например, на литургии Преждеосвященных Даров положены частые молитвы об оглашенных и о «иже ко святому просвещению готовящихся». Это след древней эпохи, когда люди долго готовились к крещению и проходили оглашение. Мы сегодня, чтобы не выпускать эти молитвы за ненадобностью и не читать ради простого вычитывания, должны найти им применение. У многих ведь есть родственники, друзья и знакомые, слышавшие о Христе, но не принявшие крещения. Многие почти согласны, но еще колеблются. Так, может, нам принимать записки с именами тех, кто стоит на пороге крещения, кому нужен Божественный толчок? Особенно если это родственники наших постоянных прихожан. А если нет таких, то можно было бы молиться о просвещением светом Христовой веры многих народов, доныне пребывающих во тьме язычества.

Не везде все это получится. По крайней мере, не везде получится сразу. Это и хорошо. Потому что все люди разные, и не надо нам революций, коренных реформ и моментального единообразия. Но нужна любовь к Церкви и горячее желание, чтобы все было правильно, а не так, «как мы привыкли». Если же все «как мы привыкли», то это – всего лишь любовь к себе и страх всколыхнуть привычную среду, а не ратование за истину.

Великий пост пролетает быстро. А пролетев, часто оставляет по себе осадок неудовлетворенности. Дескать, опять постное время миновало, а я не успел ни потрудиться, ни измениться. Пасха близится, а я чувствую, что пролукавил всю Четыредесятницу, жалел себя, постился в полсилы. И вроде знаю, что «Царство силою берется», что «узок путь и тесны врата», но повторяю по привычке, что «времена не те», что сил нет. Сам расслабляюсь, других расслабленных успокаиваю.

Оттого и Пасха Красная вечной жизнью нас не наполняет до краев, что за время поста мы нутро вычистить не успеваем. Не наливает нам Господь «вино молодое в мехи ветхие». И виноват не Господь, но мы, удобно усевшиеся за частоколом из различных отговорок.

Не хорошо это. Некрасиво. Нечестно.

Планеты кружат свой хоровод вокруг Солнца.

Наше Солнце – Христос. «Для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет солнце правды и исцеление в лучах его», – говорит пророк Малахия (Мал. 4: 2).

Так на литургии Преждеосвященных Даров мы со страхом прикасаемся к Агнцу и звоним в колокольчик, чтоб преклонили колени люди; и кладем поклоны: и много поем покаянных и хвалебных песен. И небесные силы служат Царю Славы с нами вместе невидимо. И все это дает в результате такое молитвенное ощущение и настрой, такую жажду к предстоянию перед Христом, что этого надолго должно хватить.

И пост пройдет, а благоговение останется. И вслед за Пасхой наступят другие праздники, а желание молиться со слезами, класть поклоны и поститься не уйдет из души. Поэтому нужно вдыхать полной грудью скорбный и целебный воздух Великого поста, чтобы целомудрие и строгость, в этом воздухе растворенные, глубоко проникли в каждую клеточку нашего духовного организма.

Протоиерей Андрей Ткачев

15 ноября 2014

В данной статье приводится текст возможных комментариев при совершении Литургии Преждеосвященных Даров. Помимо устного комментирования, его можно раздавать в печатном виде прихожанам, желающим более глубоко узнать богослужение.

Перед началом Литургии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Возлюбленные о Господе дорогие братья и сестры!

Литургия Преждеосвященных Даров, по древним свидетельствам, передана нам самими апостолами. Самые ранние свидетельства о ее совершении относятся к началу VII века. Эта литургия служится только в Великий пост – Святую Четыредесятницу, которая напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя.

Литургия Преждеосвященных Даров начинается Великой вечерней с возгласа священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков!», таким же, как и на Литургии святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого; таким образом, с первых слов данной Литургии мы видим, что все богослужение обращено к надежде Царства Небесного, оно есть то духовное ожидание, которым пропитано богослужение Великого поста.

Во время чтения 103 псалма «Благослови, душе моя, Господа!», священник в алтаре читает светильничные молитвы, в которых просит Господа о том, чтобы Он «исполнил уста наша хваления Божия дабы величать нам святое имя» Господа, «в остальное время нынешнего дня избежать различных козней лукавого», «оставшуюся часть дня провести непорочно пред святою Славою» Господа.

По окончании чтения 103 псалма диакон произносит Великую ектению.

«Миром Господу помолимся» - первые слова ектении, означают, что мы в мире душевном должны начинать свои молитвы. Прежде примириться со всеми, на кого держим свои обиды, кого мы сами обидели, это непременное условие для нашего участия в богослужении.

Каждый молящийся в храме – не пассивный зритель, а участник богослужения. Диакон призывает нас к молитве, священник от лица всех собравшихся в храме совершает молитву, а все мы вместе являемся общим церковным собранием.

По окончании ектении и возгласа священника чтец читает 18 кафизму, которая состоит из псалмов (119-133) царя Давида, называемых «песнями восхождения». Их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним; это была песнь людей, собиравшихся для молитвы, готовившихся к встрече с Богом.

Во время чтения первой части кафизмы священник отлагает в сторону Евангелие, разворачивает святой антиминс, после чего Святой Агнец, заранее освященный на Литургии в воскресение, с помощью копия и лжицы перекладывает на дискос.

После этого диакон произносит так называемую «малую» ектению, потому что, в отличие от предыдущей, она содержит всего три прошения, в которых испрашивается Божие заступничество. «Паки и паки миром Господу помолимся», т.е. «снова и снова в мире Господу помолимся». «Господи, помилуй» – отвечает хор, а вместе с ним и все мы. В это время следует молитва священника, в которой у Бога испрашивается утверждение в хождении по Его заповедям: «Господи, не в ярости Твоей обличай нас и не во гневе Твоем наказывай нас… Просвети очи сердец наших для познания Твоей Истины… ибо Твоя держава, и Твое есть Царство и сила и слава».

Далее мы услышим чтение второй части 18 кафизмы, во время которого священник совершает троекратное каждение престола со святыми Дарами и полагает земной поклон перед престолом. Снова произносится «малая» ектения и читается тайная молитва: «Господи Боже наш, вспомни нас грешных и непотребных рабов Твоих… даруй нам Господи все просимое для спасения и помоги нам любить и бояться Тебя от всего сердца нашего… ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог…».

Затем читается последняя, третья часть кафизмы, в это время совершается перенесение Святых Даров с престола на жертвенник. Во время перенесения Святого Агнца священник поставляет дискос на главу, выражая тем самым глубокое смирение и благоговение перед Великой Святыней. В это время вновь переживается таинственное и трепетное событие Сошествия на землю Царя мира, который принесет Себя в жертву за жизнь всего человечества. Перенесение Даров предваряется звонком в небольшой колокол, и все собравшиеся в храме, отмечая важность и святость этого момента, опускаются на колени.

Священник покрывает на жертвеннике Святые Дары и поставляет перед ними зажженную свечу. Покровение Даров одновременно символизирует и Вифлеемскую пещеру, и Голгофу; свеча – освящение, подаваемое нам Истинным Светом.

Затем хор начинает пение стихов из 140 и 141 псалмов: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя!» и положенных на этот день стихир.

Стихиры – это богослужебные поэтические тексты, в которых отражается суть празднуемого дня. Во время этого пения диакон совершает каждение алтаря и всего храма. Обычай воскурять фимиам берет свое начало в ветхозаветной древности. Зажженное кадило символизирует горение в вере наших сердец, а возносящийся ввысь дым фимиама — наши молитвы к Богу. Во время пения последней стихиры священнослужители совершают торжественный вход. Предстоятелем читается молитва: «Вечером, как и утром и в полдень, восхваляем, благословляем Тебя и молимся Тебе Владыко всех, исправь молитву нашу подобно кадилу пред тобою… не дай уклониться сердцам нашим к словам или мыслям лукавым… избавь нас от всех уловляющих души наши… Тебе подобает вся слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу».

Священнослужители выходят на солею – так называется возвышение перед входом в алтарь, и предстоятель благословляет Святой вход через Царские врата словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда ныне и присно и во веки веков!». Диакон, начертывая кадилом святой крест, произносит «Премудрость, прости!». «Прости» – значит, станем прямо, благоговейно.

В Древней Церкви, когда богослужение было значительно продолжительнее современного, собравшиеся в храме сидели, вставая на особенно важные моменты богослужения. Диаконский возглас, призывающий стать прямо и благоговейно, напоминает нам о важности и святости совершаемого Входа. Хор поет древний христианский богослужебный гимн «Свете Тихий». «Тихим Светом» называется в нем Господь наш Иисус Христос, который по Божеству, есть Присносущий Свет, ибо Он есть вечное сияние Бога Отца и образ Существа Его; ради любви к людям, ради нашего спасения Он принял образ человека и соделался доступным для всех. Священнослужители входят в святой алтарь и совершают восхождение на Горнее место.

Остановка после «Свете Тихий»

Чтец произносит прокимен.

Прокимен – это стих из Священного Писания, чаще всего из Псалтири. Для прокимна стих выбирается особенно выразительный и подходящий к случаю. Название свое прокимен, «предваряющий», получил потому, что он предшествует чтению Священного Писания.

Для лучшего понимания эти отрывки из книг Бытия и Притчей Соломоновых могут быть прочитаны в русском переводе. Паремия – с греческого означает притча, иносказание.

Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым, призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте.

Между паремиями Царские Врата открываются, и священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех! » — напоминая верующим, что ветхозаветные праведники были просвещаемы светом Божественной истины и пророчествами готовились к пришествию на землю Спасителя.

По установившейся традиции, в этот момент все собравшиеся опускаются на колени, о чем их предупреждает звон небольшого колокола.

Следует второй отрывок из Священного Писания из книги Притчей Соломоновых, после которого, по указаниям устава, полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма, начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою ». В нем выражено глубокое осознание греховности человеческого естества, постоянно стремящегося к лукавому самооправданию. В знак осознания собственной немощи и противления греху все молящиеся смиренно опускаются на колени и призывают на помощь Божественное милосердие.

Полную покаяния вечерню завершает молитва святого Ефрема Сирина , которая за богослужением читается только во время Великого поста. Эта молитва сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего духовного делания, которое заключается не только и не столько в ограничении себя в пище, но прежде всего в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями.

В те дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, дни памяти великих святых и на Страстной седмице, полагаются чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия.

Остановка перед сугубой ектенией

После молитвы преподобного Ефрема Сирина следует непосредственно Литургия Преждеосвященных Даров. Вкушая от одной священной Трапезы Тела и Крови Христовых, христиане соединяются с Богом, и в Нём становятся едиными. Евхаристия берет свое начало с Тайной Вечери, совершенной Господом накануне Своих страданий, а участие в Евхаристии является реальным переживанием этой Вечери.

Во время произнесения сугубой ектении священник молится о том, чтобы Господь принял наши усердные моления и ниспослал на народ Свой, т.е. на нас, всех собравшихся в храме, Свои богатые щедроты.

В Древней Церкви Таинству Крещения предшествовал долгий период оглашения желающих стать христианами.

Великий пост в древности был временем подготовки к Таинству Крещения, которое обычно совершалось в Великую Субботу или на Пасху. Те, кто готовились принять Таинство Крещения, посещали специальные огласительные беседы, на которых им разъяснялись основы православного вероучения для того, чтобы их жизнь в Церкви была осмысленной. Такие беседы, как вы знаете, и сейчас проводятся в наших храмах. Оглашенные посещали также и богослужения, в частности Литургию, на которой они могли присутствовать до ектении об оглашенных. Во время её произнесения диакон призывает всех верных, т.е. уже крещеных и постоянных членов православной общины, помолиться об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, огласил их словом Истины, открыл им Евангелие правды. А священник в это время молится Господу и просит Его о том, чтобы Он избавил их (т.е. оглашенных) от древнего обольщения и козней противника… и сопричислил их к духовному стаду Христову.

С половины Поста, с Крестопоклонной седмицы, прибавляется еще ектения о «просвещаемых», т.е. уже «готовых к просвещению». Заканчивается период длительного оглашения, который в Древней Церкви мог продолжаться и несколько лет, и оглашаемые переходят в разряд «просвещаемых» и уже скоро над ними совершится Таинство святого Крещения. Священник в это время молится, чтобы Господь укрепил их в вере, утвердил в надежде, усовершенствовал в любви… и показал их достойными членами Тела Христова. Затем диакон призывает, чтобы все оглашенные и все, кто готовится к просвещению вышли из храма, и на богослужении остаются только верные, т.е. только крещеные православные христиане.

Наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол. Внешне перенесение похоже на Великий вход за полной Литургией, но по существу и духовному значению он отличается. Он знаменует собой шествие Христа на Распятие, на вольные страдания за жизнь мира, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Хор исполняет особое песнопение: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, ибо входит Царь Славы, вот Жертва, таинственно освященная, переносится ». Священник в алтаре с воздетыми вверх руками трижды произносит эти слова, на которые диакон отвечает: «С верой и любовью приступим и причастниками Жизни вечной будем. Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя» . Эти слова говорят о том, что мы должны приступать к Священной Трапезе памятуя о духовной чистоте, необходимой для участия в Евхаристии. Во время перенесения Святых Даров, все благоговейно должны опуститься на колени. Священник ставит Святые Дары на престол и покрывает их особым платом, называемым «воздУх». После этого произносится молитва святого Ефрема Сирина с тремя поклонами.

После просительной ектении следует молитва Господня «Отче наш».

После возгласа диакона «Вонмем», т.е. будем внимательны, священник, касаясь рукой Святых Даров, громко произносит: «Преждеосвященная Святая – Святым!», это означает, что Преждеосвященные Святые Дары предлагаются святым, т.е. всем верным чадам Божиим, всем собравшимся в этот момент в храме. Хор поет: «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Наступает долгожданный момент духовной радости – причащения Святых Христовых Тайн.

Когда Причастие завершится, священник заходит в алтарь, благословляет народ и произносит отпуст с упоминанием празднуемых святых дня и святителя Григория Двоеслова, папы Римского, святого еще неразделенной Древней Церкви, к которому восходит традиция составления и совершения Литургии Преждеосвященных Даров.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как выражать разрешение на английском: глаголы let, allow, permit Как выражать разрешение на английском: глаголы let, allow, permit Мертвая рыба к чему снится? Мертвая рыба к чему снится? К чему снится – целоваться К чему снится – целоваться