Неэффективные решения. Курсы менеджмента: проблемы в управлении компанией - это результат низкой эффективности руководства

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Как преодолеть кризис. 33 эффективных решения для вашей компании Хэмен Саймон

Неэффективные решения

Неэффективные решения

Во время каждого кризиса всегда появляются люди, которые утверждают, что знают решение всех проблем. Снова и снова мы слышим одни и те же банальности: «Каждый кризис – это возможность для развития, просто надо использовать ее», «Инновации решат все ваши проблемы», «Будьте смелыми, и кризис сделает вас сильнее», «Действуйте активнее, и вы добьетесь победы».

Перечислим стратегии роста, которые считаются эффективными во время кризиса:

Инновации;

Выход на новые рынки (новые сегменты рынка, новые страны);

Диверсификация (расширение ассортимента, области деятельности);

Приобретение (слияние) предприятий;

Вертикальная интеграция;

Абсолютно новая бизнес-модель;

Повышение квалификации сотрудников.

Согласно исследованию, проведенному известным бизнес-консультантом, «ориентация на клиента, эффективный бизнес-процесс, гибкая организация с опытными сотрудниками и четкой стратегией, а также точное определение основного бизнеса» – ключевые факторы успеха в период кризиса. Более того, партнер той же консалтинговой фирмы утверждает: «В ближайшие месяцы мы планируем внести изменения, которые заставят нас изменить определение ключевого бизнеса компании».

Еще одно очень популярное стандартное решение – увеличить долю рынка. В недавнем исследовании деятельности шести компаний в условиях кризиса их руководители дали один и тот же ответ: они хотят использовать сегодняшний кризис для увеличения своей доли рынка. В течение многих лет эта стратегия была популярна в автомобильной отрасли, где целевые доли рынка конкурентов всегда составляли в сумме 120 или 130 %. Мы все понимаем, как это нелепо – сумма долей рынка всегда будет равна 100 % (и в тяжелые, и в благоприятные времена). Не все компании смогут получить долю на рынке. На каждую завоеванную позицию приходится одна утраченная. Стремление увеличить долю рынка во время кризиса очень опасно, за исключением нескольких действительно мощных компаний. Менеджеры не должны забывать о том, что выживание их компании во время кризиса зависит не от доли рынка, а от объема наличности и прибыли.

Хотя все перечисленные рекомендации действительно могут стать эффективными стратегиями в долгосрочной перспективе, во время кризиса они не смогут дать быстрых результатов по двум причинам. Во-первых, эти стратегии требуют больших ресурсов и средств. Во-вторых, они приносят плоды только по прошествии значительного времени, обычно через несколько лет. В период кризиса, как мы уже отмечали, большинству компаний нужны решения, которые быстро реализуются и положительно влияют на продажи, доход, денежные средства и прибыль – через несколько недель или месяцев.

Несколько удачливых компаний, вероятно, смогут представить на рынке инновационную продукцию уже сейчас. Но если компания только приступает к инновационному проекту, ей потребуются крупные инвестиции на исследования и разработку, а сам инновационный продукт удастся вывести на рынок не раньше, чем через несколько лет. Другими словами, инвестирование инноваций не поможет компании выжить во время кризиса. По сути, новые инновационные проекты могут подвергнуть риску само выживание компании. То же самое касается выхода на новые зарубежные рынки или сегменты рынка. Эти стратегии роста требуют крупных первоначальных инвестиций, которые окупаются только через несколько лет. Открытие новых зарубежных филиалов, включая поиск и обучение персонала, может занять несколько месяцев или лет. Напротив, быстрый и экономичный выход на рынок, например увеличение экспорта с помощью импортера или дистрибьютора, может дать дополнительный доход в короткие сроки. Недавнее исследование, проведенное Simon-Kucher & Partners, показало, что во время кризиса компании склонны экспортировать продукцию на новые рынки вместо открытия собственных филиалов на этих целевых рынках. Эта тактика, экономящая и время, и деньги, намного эффективнее в сегодняшних условиях.

То же самое касается абсолютно новых бизнес-моделей и проектов, направленных на диверсификацию или вертикальную интеграцию. Такие стратегии вынуждают компании работать в новых бизнес-областях, а это требует компетенций, освоения рынка и значительных финансовых и временны?х затрат. Приобретения – тоже не самое эффективное решение текущих проблем в условиях кризиса. Бизнес часто страдает из-за того, что менеджеры заняты процессом интеграции после слияния с другим предприятием. Гораздо экономичнее – не покупать целую компанию, а переманить отдельных сотрудников или команды сотрудников у ослабленных конкурентов (например, сотрудников отдела продаж). Когда компания слабеет, лучшие сотрудники часто начинают активно искать нового работодателя. Кризис – благоприятное время для привлечения наиболее опытных и талантливых сотрудников своих конкурентов.

Повышение квалификации сотрудников с помощью тренингов – вроде бы эффективно в период кризиса, так как у них появляется больше времени для личностного развития. Однако на практике дополнительные тренинги требуют новых расходов, а результаты дают только в долгосрочной перспективе. Поэтому во время кризиса в первую очередь сокращают бюджет на обучение и развитие персонала. Если его обучение удастся организовать без дополнительных расходов (например, когда опытные сотрудники, у которых уменьшился объем работы, берут на себя роль коучей), это может оказаться очень эффективным.

Итак, традиционные стратегии роста не подходят для достижения быстрого положительного результата во время кризиса. А быстрый положительный результат – это именно то, что нужно большинству компаний. Однако в рамках долгосрочных стратегий традиционные подходы могут быть эффективными. Например, если планируется приобретение компании, то в тяжелые времена легче договориться о выгодной цене. Финансово устойчивые компании, имеющие стабильное производство, могут использовать уникальные возможности, которые предлагает кризис в этом отношении. Тем не менее даже сильные компании должны сосредоточиться на своем основном бизнесе, чтобы избежать проблем. Во время кризиса менеджеры должны сконцентрироваться на том, чтобы благополучно провести свою компанию «сквозь бурю и непогоду». Итак, что нужно делать компаниям в течение следующих недель и месяцев? Перед лицом опасностей и рисков компании должны отложить традиционные долгосрочные стратегии роста и принимать решения, которые быстро дают нужные результаты.

Во время кризиса компании должны направить свои усилия на то, чтобы как можно быстрее увеличить прибыль и объем денежных средств. Не следует сочетать краткосрочные и долгосрочные решения. На сегодняшний день каждая третья компания борется за свое выживание. Именно об этом мы и говорим: о выживании – не больше, не меньше.

Из книги Как преодолеть кризис. 33 эффективных решения для вашей компании автора Хэмен Саймон

Глава 2 Эффективные и неэффективные методы борьбы с кризисом Несмотря на множество советов и рекомендаций, для преодоления сегодняшнего кризиса предлагаются те же стандартные решения, которые применяются в период стабильности: инновации, рост, расширение доли

Из книги Как качественно оценить человека. Настольная книга менеджера по персоналу автора Тибилова Т. М.

Проблемы и решения Для того чтобы нанять лучших специалистов, нужно создать им соответствующие условия. Трудности в подборе персонала и высокая текучесть кадров взаимосвязаны между собой, соответственно, решить обе эти проблемы можно при помощи одних и тех же средств.

Из книги Решение проблем автора Кинан Кейт

Анализ решения Прежде чем начинать действовать, рассмотрите ваше решение. Вы можете убедиться, что предприняли правильные шаги, лишь тщательно проанализировав их. Сделайте это, ответив на два вопроса.1. Будет ли это непосредственным решением проблемы?Утвердительный

Из книги Решение проблем автора Кинан Кейт

Реализация решения Решение работать требует определенных обязательств и усилий. Всегда легче выполнить работу, привлекая к этому тех, кто играет ключевую роль в решении проблемы. Думая, что вы в состоянии сделать все самостоятельно, вы взвалите на себя больше, чем

Из книги Арифметика маркетинга для первых лиц автора Манн Игорь Борисович

Решения Товары и услуги, которыми занимается ваша компания, необходимо активно продвигать. Нет продвижения решений – нет продаж – нет дохода – нет компании.Пожалуй, это самое главное направление работы: когда маркетинг в компании – драйвер, то его задача создавать

Из книги Финансовый менеджмент – это просто [Базовый курс для руководителей и начинающих специалистов] автора Герасименко Алексей

Из книги Найти умного. Как проверить логическое мышление и творческие способности кандидата автора Паундстоун Уильям

Из книги Лидерство, основанное на принципах автора Кови Стивен Р

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

Из книги Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей автора Адизес Ицхак Калдерон

Из книги Как продать слона или 51 прием заключения сделки автора Барышева Ася Владимировна

Неэффективные приемы реагирования на критику Кроме того что наши клиенты хмурятся, говорят раздраженным тоном, сидят в закрытой позе и снисходительно поглядывают на нас в процессе деловых переговоров, они часто прибегают к вербальному способу выражения агрессии -

автора Автор неизвестен

25. ОСОЗНАНИЕ ЗАДАЧИ И РАЗРАБОТКА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ (1-И ЭТАП) 1-й этап – мыслительная, творческая деятельность руководителя.Вход 1-го этапа – возникшая проблема или поставленная вышестоящим руководителем задача, которую

Из книги Теория управления: Шпаргалка автора Автор неизвестен

26. УТОЧНЕНИЕ РЕШЕНИЯ НА СОЗДАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ, СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗА ПРОЦЕССОМ И КАЧЕСТВОМ РАЗРАБОТКИ РЕШЕНИЯ (2-И И 3-И ЭТАПЫ) Входом 2-го этапа является выход 1-го: 1) цели и задачи предстоящей деятельности в результате которой

Из книги Теория управления: Шпаргалка автора Автор неизвестен

29. СОГЛАСОВАНИЕ ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ С ИСПОЛНИТЕЛЯМИ (6-Й ЭТАП). ВЫБОР ОДНОГО ИЗ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ И ДОВЕДЕНИЕ ЕГО ДО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ (7-И ЭТАП) Технология согласования проекта решения с исполнителями (6-й этап) состоит из следующих основных шагов:Шаг 1. Установление перечня

Из книги Человеческий фактор в программировании автора Константин Ларри Л

Из книги Монетизация сайта. Секреты больших денег в Интернете автора Меркулов Андрей

2.3.2. Факторы, определяющие принятие эффективных решений

Можно говорить о самых разнообразных формах соотношения целей и средств, которые будут фиксировать их сущностные взаимопереходы и взаимосвязи. При этом, с одной стороны, сами средства будут обусловливать цели, и в этом случае мы будем иметь дело с процессами целепроектирования, целеполагания и т.д. Во-вторых, целерациональность будет направлять анализ, выбор в рамках рациональной деятельности и создание тех средств, которые позволяют говорить о целесообразной социальной деятельности. И, наконец, средство, например, с точки зрения определённого способа решения поставленной задачи, может само становиться целью или предметом для специального усвоения. Достигнутый результат как продукт реализации цели включается в дальнейшую рациональную деятельность в качестве её своеобразного средства .

Если используемые средства не являются достаточно эффективными, то, конечно, нельзя говорить о достижении намеченного положения дел. Сам социальный субъект рациональной деятельности в этом случае попадает в проблемную ситуацию; используемые средства, которые не являются необходимыми для достижения цели, как правило, дают в большинстве случаев побочный результат и результат эффективности рациональной деятельности имеет знак минус.

Формирование цели зависит от выбираемых средств. Поэтому определяемые социальным субъектом параметры цели должны находиться в определённом и достаточно точном соответствии с основными сущностными и объективными характеристиками программируемой рациональной деятельности. В этой связи сама цель может оказаться и беспредметной, если содержащийся в ней образ желаемого результата, будет являться таким, что можно его сопоставить с фикцией, вымыслом, что никак не связано с объективным положением дел. Естественно, что подобная цель принципиально недостижима, а направляемая ею деятельность вступает в противоречие с самими законами развития социальных процессов.

Принятая социальная программа становится своеобразной нормой действий. Подобная норма утверждает то, что должно быть, и то, что нельзя делать. При этом принятию социальной программы предшествует процесс её разработки. Весьма существенным является знание об отношениях целей и подцелей, что является своеобразным детализированием самой социальной программы. Очевидно, что каждая из подцелей является необходимым, но недостаточным условием реализации конечной цели.

Своеобразные различия в рамках подобных подходов, конечно, происходят с точки зрения своеобразной конкретизации социальной программы и отражаются в реализации планов рациональной деятельности. Сам план - это система описывающих и предписывающих тенденций, дающая представление о целерациональной деятельности и об эффективных путях их достижения. Каждая система описывающих тенденций будет выражаться в языковых формах, что делает её общедоступной и общезначимой как для самих социальных субъектов, так и для тех, кто будет выполнять социальные программы; а во-вторых, система содержит исчерпывающую информацию о средствах и об отношениях реализации рациональной цели, при этом нельзя не обратить внимание, что устанавливается своеобразный порядок в плане последовательности применения средств и обозначаются этапы достижения конечных рациональных целей .

Любой процесс подготовки к принятию эффективного решения связан с разрешением некоторых проблем, то есть с рациональной деятельностью в условиях некоторых неопределённостей. Принять рациональное решение - это означает выбрать некоторую линию действий из ряда возможных. Как отмечает В.С. Швырев «рациональное сознание необходимым образом оказывается связанным с альтернативностью выбора линии поведения, различных стратегем действия, позволяет наметить контуры пространства возможной вариабельности поведения» .

Подлежат подобному выбору самые разные элементы рациональной деятельности, то есть и цель, и средства, и элементы социальной программы действий в целом. Можно выделить ряд факторов, которые образуют ситуацию, в которой принимаются рациональные решения:

Субъект, принимающий решение; его функция заключается в выборе основной стратегии действий, которая ведёт к желательному результату, то есть к эффективному результату или к достижению поставленной цели;

Средства для достижения поставленной рациональной цели; обычно они представляют собой так называемые управляемые переменные и сам социальный субъект, принимающий решение, может их изменить в зависимости от сложившихся обстоятельств и в связи с изменением намеченных целей в рамках достижения общего эффективного результата;

Условия, в рамках которых принимается рациональное решение; социальному субъекту рациональной деятельности следует считаться с объективными условиями как со своеобразными неуправляемыми переменными, которые могут существенно влиять на сами результаты рационального выбора;

Ограничительные требования, исходящие от наличия средств или объективных условий; речь идёт о том, что существуют возможности, которые могут повлиять на выбор рационального решения;

Ситуация принимаемого рационального выбора, который обеспечивает различные возможности в стратегии поведения; подобная ситуация предполагает, что должно существовать несколько подобных возможностей, или альтернатив. В ином случае проблемы не возникает, т.к. сама линия рационального поведения уже на начальном этапе предопределена;

Необходимо также рассматривать возможные результаты, они будут зависеть как от объективных обстоятельств, так и от выбора самой стратегии рационального поведения; при этом необходимо иметь как минимум два возможных результата, они должны быть неравноценны, так как в противном случае не имеет значения: какое решение принимается социальным субъектом.

При принятии рационального решения необходимо разделять решения на надёжные, рискованные и безосновательные. Надёжное решение - социальный субъект должен быть хорошо осведомлён о ситуации и объективных условиях достижения целей, что даёт ему возможность уверенно и точно предсказать последствия своих рациональных действиях. Безосновательное решение - социальный субъект владеет ситуацией плохо и неспособен адекватно оценить последствия своих действий. Что касается рискованных решений, то они не дают возможности субъекту полностью ориентироваться в последствиях, контролировать и предвидеть их, но у него есть возможность дать им вероятную оценку, что в последнее время является достаточно модным в контексте социально-философских исследований , , .

С другой стороны, в рамках рассмотрения рискованных рациональных решений есть смысл говорить о возможности рассмотрения понятия полезности и ценности такого решения. Можно сказать, что стратегия поведения, с точки зрения полезности и ценности, зависит от многих факторов, но в конечном счёте, дело сводится к тому, что социальный субъект выберет ту ситуацию, в условиях которой наиболее ценится само его время для принятия подобного решения. Для социальных субъектов предпочтительней рациональное поведение с наименьшей потерей времени, так как потеря времени - это и потеря эффективности. В этой связи обратим внимание на то, что процесс принятия рационального решения связан с системой самих ценностей рациональной деятельности. Поскольку социальная деятельность имеет дело с рискованным решением, постольку принято считать, что социальный субъект способен оценить вероятность наличия объективного обстоятельства принятия этого решения и способен найти определённый алгоритм, который позволит ему рассмотреть данное обстоятельство и определить пути его преодоления.

Социальный субъект, который принимает решение, должен выбрать наиболее эффективную линию достижения поставленной цели. Подобный процесс выбора наилучшего варианта из имеющихся возможных называется оптимизацией рациональной деятельности.

Решение проблем, связанное с рациональной деятельностью, в любом случае процесс творческий, требующий нестандартности мышления, импровизации, фантазии и изобретательности. В этом смысле указанные методы едины в главном, то есть, направлены на реализацию поставленной задачи, дают различные варианты подхода к общей проблеме .

Принятие рационального решения и рациональное поведение достаточно глубоко связаны друг с другом, и это позволяет сказать, что это единый процесс в рамках рациональной деятельности. Обратим внимание на то, что действия по выработке рационального решения, когда они выступают на уровне определённого алгоритма, конечно, не требуют своеобразного осознания, а требуют лишь корректировки с учётом места, времени, отношений и ряда других обычных факторов. Само социальное сознание в данном контексте включается только тогда, когда происходит изменение определённого сложившегося стереотипа, причём в этой ситуации становится невозможным продолжение изначально начатого действия. В современной литературе подобную ситуацию, связанную с ограничением подобного действия, принято называть «текущей» проблемой. При этом само появление проблемы в рамках рационального поведения фактически характеризует появление определённого акта сознательного выбора в рамках социального поведения, нацеленного на эффективное средство её решения. Подобное средство решения обычно связано с тремя основными параметрами:

Определяется поставленная проблема;

Конструируются альтернативные способы решения этой проблемы;

Из имеющихся проблем выбирается лучшая альтернатива.

Определить проблему в рамках социальной деятельности обычно означает некий выбор того, что связано с изучением условий, которые препятствуют эффективному решению. После того, как причина подобных ограничений рациональной деятельности уже установлена, начинается своеобразный этап конструирования спектра возможных действий, которые в итоге направлены на решение возникающей проблемы. Это как раз является одним из самых сильных творческих моментов мыслительной деятельности и тех показателей, которые в итоге характеризуют эффективность мышления социального субъекта. В этом контексте следует сказать о том, что большинство рациональных решений, связанные с принимаемыми в социальной деятельности инновациями, всё же следует разделять с точки зрения их содержания, выделять моменты творческого и нетворческого этапа.

Любое возможное действие в рамках социальной деятельности обычно направлено на решение возникшей проблемы, которое в современной философии науки обычно называется альтернативой, или альтернативной ситуацией, или возможными мирами и т.д. Сами объективные условия оптимального решения так или иначе связаны с проблемой вероятности. Так иногда вероятности самих объективных условий известны, но иногда они являются и неизвестными. В последнем случае социальному субъекту как субъекту, принимающему решение, приходится давать субъективные, личностные, вероятностные оценки. В той же социально-рациональной деятельности подобная ситуация тем не менее зависит от того, известны ли объективные или субъективные вероятности той или иной ситуации или же - нет, поэтому следует говорить о том, что принятие решения происходит в условиях риска неопределённости или определённости, что, естественно, будет являться лучшим позитивным результатом. Обратим внимание на то, что заключительный этап принятия решения обычно состоит в выборе наилучшей альтернативы из имеющейся в данном случае у социального субъекта. Для того, чтобы сделать выбор разумно, субъект, принимающий решение, должен знать, к каким следствиям, последствиям и результатам приводит каждая альтернатива и какова полезность этих альтернатив для него.

Для социального субъекта следует обращать внимание на то, что выбор той или иной альтернативы, которая обладает наивысшей полезностью - это основное правило начала принятия эффективного решения. То есть оно означает, что из всех возможных рациональных решений сам социальный субъект должен выбрать именно то, что с его точки зрения в это время и при данных обстоятельствах является наиболее эффективным.

Для того чтобы принять эффективное решение, нужно обладать определённой информацией. Если говорить об обобщённом варианте, то принятие этой информации означает следующее:

Следует принять множество альтернативных действий, каждое из которых указывает на один из возможных вариантов решения поставленной социальной проблемы;

Следует принять множество объективных, не зависящих от социального субъекта, принимающего решение, обстоятельств или условий, влияющих на исходы возможных направлений деятельности или альтернатив, при этом одна из альтернатив обязательно должна осуществиться;

Следует принять множество вероятностей или вероятностных оценок как объективных ситуаций влияющих на исходы альтернативных действий;

Следует принять, что множество субъективных значений, результатов для лиц, принимающих вместе с субъектом рациональное решение, рассматривается с точки зрения его полезности.

Социальный субъект как субъект, принимающий решение, не всегда обладает надёжными объективными данными о вероятностях событий и полезностях результатов в рамках его рационального решения. Но при этом, имея даже такие данные, социальный субъект так или иначе вынужден интерпретировать их со своей точки зрения, исходя из существа рассматриваемой проблемы, своих интересов, опыта и влияния на позитивные решения. То есть подобному субъекту, в подобляющем числе случаев, приходится давать свою оценку всех элементов возможных вариантов в движении к решению. Если подобные ситуации в конечном счёте включают события, наступление которых не зависит от субъекта, то он, конечно, желает знать их вероятность , .

Классические модели принятия рациональных решений всегда являются оптимальными, так как нацелены на максимизацию результата. Они построены таким образом, чтобы можно было использовать оптимизационный алгоритм и получить оптимально-эффективный результат. Их недостаток заключается в вынужденном упрощении социальной действительности, поскольку определение параметров модели должно быть ориентировано на обеспечение возможности выработки решений. Поэтому полученные рекомендации часто теряют практическую ценность. Этим объясняется, почему социальная практика относится к ним скептически. Тем не менее оптимизационные модели по сравнению с интуитивными умозрительными моделями социальных субъектов имеют значительные преимущества: не допускают логических ошибок, так как могут быть математически проверены на наличие нарушений логики; являются бескомпромиссными и не содержат ничего лишнего, сводят проблему к ее сути и содействуют выражению основополагающих взаимосвязей целей и средств.

Контрольные вопросы

1. Каковы факторы, определяющие понятие «рациональные решения»?

2. Сравните виды рациональных решений с точки зрения их надёжности.

3. Какую информацию необходимо учитывать при выборе альтернативных решений?

4. Как Вы понимаете оптимизационный алгоритм для получения эффективного результата?

1. Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М., 1970.

2. Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. 2000. № 1. С. 39-55.

3. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. М., 2003. 160 с.

4. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 2000. 744 с.

5. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. № 2. С. 35-40.

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. 527 с.

7. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1996. 312 с.

8. Перспективы метафизики: Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. СПб., 2000.

У.Дункан «Основополагающие идеи в менеджменте» - М., 1996.:

«Легитимность того, что позднее стали называть рациональной, нормативной или математической теорией принятия решений, была установлена во время второй мировой войны. Подразделения операционных исследований Королевского британского флота и аналогичное подразделение 10-го флота США, известное как Исследовательская группа по ведению боевых операций против субмарин (ASWORG), прославились тем, что им удалось решить некоторые из наиболее сложных проблем ведения боевых действий. Используя математику и другие науки, эти группы способствовали увеличению шансов на выживание союзных конвоев, пересекавших Северную Атлантику и выбирающих «оптимальные» схемы «глубина-заряд» при атаках самолетов и надводных кораблей на подводные лодки противника. После войны Генри Форд доказывал, что если проблемы войны можно решать с помощью математики и статистики, то таким же образом можно решать и проблемы менеджмента. В результате на свет появилась нормативная теория принятия решений».

Нормативная теория принятия решений предназначена помогать менеджерам в достижении целей (норм), которые они поставили перед своей организацией.

Решение проблем, как и управление - процесс, ибо речь идет о нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов. Для решения проблемы требуется не единичное решение, а совокупность выборов. Фактическое число этапов решения зависит от самой проблемы.

Шаги на пути решения проблемы:

  1. Диагностика проблемы – т.е. определение или диагноз, полный и правильный. Полностью определить проблему часто бывает трудно, т.к. все части организации взаимосвязаны.

· Первая фаза в диагностировании сложной проблемы – осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей (например, низкие прибыль, сбыт, производительность и качество, чрезмерные издержки, многочисленные конфликты, большая текучесть кадров). Обычно несколько симптомов дополняют друг друга. Например, чрезмерные издержки и низкая прибыль часто неразлучны. Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде. Это способствует также сокращению числа факторов, которые следует учитывать применительно к управлению.

· Для выявления причин возникновения проблемы необходимо собрать и проанализировать требующуюся внутреннюю и внешнюю информацию. Информацию можно собирать формальными методами (анализ рынка, опрос работников с помощью анкетирования, приглашая консультантов по управлению, анализ финансовых отчетов), а также неформальными методами (беседы, личные наблюдения). Увеличение количества информации не обязательно повышает качество решения. Как указывает Рассел Акофф, руководители страдают от избытка не относящейся к делу информации, поэтому необходимо отличать релевантную и неуместную информацию и уметь отделять одну от другой. Релевантная информация (relevant – относящийся к делу) – это данные, касающиеся только конкретной проблемы, человека, цели или периода времени.


  1. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет о том, что именно можно с нею сделать. Многие возможные решения проблем в организации не будут реалистичными, поскольку либо у руководителя, либо у организации недостаточно ресурсов для реализации принятых решений. Кроме того, причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (например, законы). Такие ограничения сужают возможности в принятии решений. Необходимо определить суть таких ограничений, а также определить стандарты, по которым предстоит оценивать альтернативные варианты выбора. Эти стандарты принято называть критериями принятия решений . Они выступают в качестве рекомендаций по оценке решений.
  1. Определение альтернатив. На этом этапе формулируют набор альтернативных решений проблемы. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы. На практике часто не располагают достаточными знаниями либо временем, чтобы сформулировать и оценить каждую инициативу. Кроме того, рассмотрение очень большого числа альтернатив может привести к путанице. Поэтому руководитель, как правило, ограничивает число вариантов выбора всего несколькими альтернативами, которые представляются наиболее желательными. При этом руководитель понимает, что поиск оптимального решения занимает чересчур много времени, дорого стоит или труден. Поэтому вместо поиска наилучшего возможного решения, руководители продолжают перебирать альтернативы только до тех пор, пока не выявится такая, которая удовлетворит определенному приемлемому минимальному стандарту и которая позволит снять проблему.
  1. Оценка альтернатив. На этом этапе определяют достоинства и недостатки каждого альтернативного варианта и возможные общие последствия.
  1. Выбор альтернативы. Если проблема была правильно определена, а альтернативные решения тщательно взвешены и оценены, сделать выбор, т.е. принять решение сравнительно просто – выбирают альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями. Но, если проблема сложна и приходится принимать во внимание множество компромиссов, или если информация и анализ субъективны, может случиться, что ни одна из альтернатив не будет лучшим выбором. В этом случае главная роль принадлежит хорошему суждению и опыту.

3. Факторы, влияющие на процесс принятия решений.

  1. Личностный фактор (личностная оценка руководителя) – когда человек выбирает между несколькими альтернативами, его ценностные ориентации накладывают отпечаток на этот процесс. Все менеджеры обладают своими стереотипами, т.е. мнениями о личностных качествах группы людей. Стереотипы могут быть чрезмерно обобщенными, неточными и резистентными к новой информации. Руководители могут быть ориентированы на производственные задачи в ущерб состраданию к людям и наоборот. Руководители принимают организационные и персональные решения.

К организационным относятся решения, которые принимаются менеджером внутри формальных рамок его официальной власти и авторитета. С другой стороны, персональные решения принимаются им как частным лицом. Организационные решения часто программируются в том смысле, что они могут быть переданы подчиненным. Персональные решения, по определению не могут быть переданы другим. Например, менеджер увольняет рабочего из-за долгого отсутствия на работе, - он принимает организационное решение. Но если он увольняет того же рабочего, чтобы поставить не его место своего брата, то это решение основано на личных, а не на организационных причинах. Это можно назвать персональным решением. Разница между организационным и персональным решением помогает определить взаимодействие между субъективными человеческими факторами (гнев, обида, личные интересы служащего) и объективными целями и нуждами (соответствие на рабочих местах, производственной конкуренции). Различие помогает менеджеру обратить внимание на главный вопрос, стоящий за принятием решения, принято ли оно в интересах организации или в его собственных интересах?

  1. Среда принятия решений – важно учесть степень риска, который понимается в этом контексте не в смысле опасности, а скорее относится к уровню неопределенности, с которой можно прогнозировать результат. Различают 3 условия принятия решения по отношению к риску: определенность, риск и неопределенность.

В случае определенности точно известен результат, который будет иметь каждый выбор, поэтому затруднений в выборе решения не бывает. Но, в условиях определенности принимаются сравнительно малое количество организационных и персональных решений.

К решениям, принимаемым в условиях риска , относятся такие решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности совершения данного события и изменяется от 0 до1.

Решения, принимаются в условиях неопределенности – когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это часто случается в условиях отсутствия релевантной информации. Также неопределенность характерна для решений, принимаемых в быстро меняющихся обстоятельствах. Наивысшим потенциалом неопределенности обладает социокультурная, политическая и наукоемкая среда. Среди рекомендаций по уменьшению неопределенности можно выделить 2 основные возможности:

  • Попытаться получить дополнительную релевантную информацию и ещё раз проанализировать проблему. Этим часто удается уменьшить новизну и сложность проблемы. Руководитель сочетает эту дополнительную информацию и анализ с накопленным опытом, способностью к суждению и интуицией, чтобы придать ряду результатов субъективную и предполагаемую вероятность.
  • Действовать в точном соответствии с прошлым опытом, суждениями и интуицией и сделать предположение о вероятности событий. Это необходимо, когда не хватает времени на сбор дополнительной информации или затраты на неё чересчур велики.
  • Информационные и временные ограничения – имеют важнейшее значение при принятии управленческих решений.
  • Поведенческие факторы – например, негативное отношение к чему-либо или кому-либо; личностные пристрастия и барьеры восприятия информации являются распространенными ограничениями на пути принятия эффективных решений.
  • Негативные последствия – каждое важное решение сопряжено с компромиссами, негативными последствиями и побочными эффектами, значение которых руководитель должен соотнести с ожидаемой выгодой.
  • Взаимозависимость решений – важное решение потребует многочисленных последующих решений и повлияет на все сегменты организации. Необходимо понимать взаимозависимость решений и выбирать те альтернативы, которые вносят наибольший вклад в дело достижения общих целей организации.
  • Распознавание и решение проблем - это постоянное заня­тие людей, но лишь немногие получают какую-либо помощь в обучении тому, как эффективно и умело браться за это. Перво­очередная задача менеджеров - это решение проблем, поэтому наработанный годами опыт в этой сфере является ключевым для их работы.

    Решение проблем никогда не бывает простым но

    Соответствующие навыки могут быть в значительной степени

    Развиты в себе, и в данной главе исследуются три возможных пути к достижению этой цели:

    /. Использование систематизированного подхода к решению проблем;

    2. Подбор методов, подходящих к решению разных видов про­блем;

    3. Использование людей и ресурсов, которые могли бы помочь в решении проблемы.

    Вместе эти пути формируют эффективный подход к реше­нию проблем, но они также имеют смысл и по отдельности и могут быть проанализированы с разных точек зрения. Мы счи­таем, что одного мысленного усвоения этих методов недоста­точно, необходимо также применять эти в реальных дей­ствиях, проверяя их практически.

    Оказывается, как ни парадоксально это выглядит, что лю­бая процедура, применяемая при решении проблем, тем менее полезна, чем более жестко ее придерживаешься. Поэтому мы желаем вам гибко относиться к приводимому далее руковод­ству и быть готовым приспосабливать ваш подход к конкрет­ным проблемам, с которыми вы сталкиваетесь. При решении проблем вполне можно работать последовательно, и каждый шаг этой работы можно четко определить. Если вам не удает­ся эффективно решать проблемы, вероятно, вы неправильно действуете на одной или нескольких из стадий.

    ШАГ ПЕРВЫЙ. НАСТРОЙКА. Первым делом необходи­мо оценить, понять и распределить проблемы, выявив, какие конкретно трудности в них имеются. Если данная проблема входит в круг работы группы, ее члены должны понять приро­ду проблемы и решить, как организовать совместную работу для ее успешного решения.

    ШАГ ВТОРОЙ. ЦЕЛИ. Цель представляет собой заявле­ние о том, чего один человек или группа намереваются добить­ся. Цель работы группы может быть четко уяснена и принята всеми ее членами, но может быть и так, что цель расплывчата или слишком обща и является предметом разногласий в груп­пе. Она должна быть определена ясно и конкретно, понятна для всех, вовлеченных в работу, еще до ее начала.

    Цель в результате столкновения с действительностью мо­жет быть определена заново или модифицирована; кроме того, конкретная работа может быть многоцелевой. Общи е и слиш­ком широко сформулированные цели можно сделать более кон­кретными, задавая вопрос

    ШАГ ТРЕТИЙ. КРИТЕРИЙ УСПЕХА. Полезно знать, как измеритьудачность ваших действий. Иногда критерий их оцен­ки может включаться в изложение целей. Если же это не так, вам необходимо отыскать способ объективной оценки ваших действий. В этом вам могут помочь два вопроса:

    Как определить, достигли вы поставленных целей или нет?

    Как судить об эффективности совместной работы?

    Как только установлен критерий успеха, для членов рабо­чей группы становится яснее тот конечный результат, который от них требуется. И, следовательно, для выполнения задачи будут затрачены строго необходимые усилия, время будет ис­пользовано наилучшим образом.

    ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ. ИНФОРМАЦИЯ. До того как будет найдено решение проблемы, ее необходимо глубоко уяснить. Связанные с ее решением люди могут обладать различными фактами, мнениями, идеями и предубеждениями в отношении этой проблемы. Из-за того, что человеческий мозг неспособен удерживать большие объемы информации, в прояснении про­блем помогает искусное использование методов сбора и пред­ставления данных. Новую информацию можно стремиться по­лучить как внутри группы, так и с помощью специальных иссле­дований. Как только информация собрана, можно приступать к выявлению различных способов действий. Возможные аль­тернативы должны быть ясно определены для оценки их силь - сторон и слабостей.

    ШАГ ПЯТЫЙ. ПЛАНИРОВАНИЕ. Стадия планирования начинается с принятия решения о том, что должно быть сдела­но. При этом может быть выбрана одна возможность, а другие отбрасываются. Члены рабочих групп должны четко представ­лять себе общий план и конкретные практические шаги, кото­рые должны быть ими предприняты.

    ШАГ ШЕСТОЙ. ДЕЙСТВИЯ. На этом этапе начинается практическая работа. Поскольку цели и критерий успеха ясны, все вовлеченные в нее знают, чего им нужно добиться, и они могут вносить разумные изменения в свои планы под влияни­ем конкретных обстоятельств. Качество результата во многом зависит от качества подготовки (с небольшой долей везения).

    ШАГ седьмой. АНАЛИЗ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ИХ КОР­РЕКТИРОВКИ. Люди учатся на результатах своих действий. Они учатся, оценивая характеристики успешной работы и пы­таясь установить причины неудач. Важно не впасть в песси­мизм и подавленность, анализируя их. Без такой обратной свя­зи мало шансов на изменения и развитие - вы будете просто ходить по кругу. Изречение «на опыте совершенствуешься» будет более точным, если добавить... «и привыкаешь к посто­янному образцу». Так как целью анализа является накопление информации и дополнительной энергии, которые могли бы позво­лить вам улучшить ваши последние результаты, полезно закан­чивать его, формулируя основные направления будущих дей­ствий.

    Состоящий из приведенных семи шагов, подход к система­тизированному решению проблем представляет собой орудие, приспособленное к гибкому применению. На любой стадии можно вернуться на несколько шагов и модифицировать наш образец так, чтобы он лучше соответствовал вашим личным методам работы и конкретной задаче, которую вы решаете. Что­бы его усвоить, необходимо время, так что ждет период ничества, прежде чем вы достигнете совершенства в использо­вании этого метода.

    Ценная работа по проблемам систематизированного реше­ния проблем дает руководителям единый для Полезно проанализировать ваши рабочие совещания, чтобы выяснить, не нуждаются ли и они в более систематизирован­ном подходе. Мы считаем, что лучшим средством такого изу­чения деловых совещаний, заседаний по планированию, действий является их запись, предпочтительно на видеомагнитофон. Однако для этого необходимо добровольное согласие и сотруд­ничество всех их участников.

    Обратная «видеосвязь» - это мощное средство, с помощью которого можно поставить участников группы лицом к с Тем, что в ней происходит. Оно позволяет им посмотреть на себя с объективностью, которой нельзя добиться никаким дру­гим путем. Видео - это посредник, позволяющий осуществить тщательный анализ. В результате возникает возможность уста­новить обратную связь людей друг с другом, и могут быть вы­явлены и открыто проработаны трудности, возникшие в меж­личностном общении. Поскольку видеоанализ становится как бы средством измерения эффективности групповой работы, его можно время от времени проводить при обычных заседаниях для оценки решения проблем. «Анализ действий для их улучше­ния» может быть внедрен в практику деловой жизни. Те руко­водители, которые умеют использовать события своей жизни для того, чтобы чему-либо научиться, многого добились в по­вышении эффективности своей работы.

    КУРСЫ МЕНЕДЖМЕНТА: ЛЮБАЯ ПРОБЛЕМА - СКРЫТАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ

    Немного трудностей, которые сотрудники создают друг другу при работе, наряду со здоровой атмосферой в коллективе способствует усилению творческого процесса и внедрению инноваций . На курсах менеджмента у руководителей формируется навык создания эффективной корпоративной культуры . Но время от времени даже приятное общение может сопровождаться стрессами. Когда вам приходится сталкиваться с проблемами в управлении , возникающими в процессе общения людей, помните, что «нет худа без добра». Не важно, как вы их назовете: проблемы, сложности, затруднения, - именно они подтолкнут Вас, других сотрудников , а также руководство компании к лучшему пониманию друг друга. Вы начнете придавать больше значения тому, чего не замечали ранее: сильным сторонам, способностям и внутреннему миру других людей. На курсах менеджмента формируется навык эффективного решения проблем и принятия решений . Некоторых проблем в управлении и общении вполне можно избежать, однако определенные трудности все же будут возникать из-за разных причин: мировосприятия , культурного происхождения , жизненного опыта . Ваше мнение по некоторым аспектам может расходиться с мнением остальных сотрудников, но если вам удастся найти общий подход к основной идее, то не так уж и важно, как вы её реализуете. Оценивайте результаты , а не способы достижения целей , тогда у вас будет возможность отслеживать прогресс и при необходимости вносить коррективы. На курсах менеджмента формируется навык стремления к результатам , а не к совершенству. В то же время вы сможете продемонстрировать, что различия в отношении сотрудников к работе, воспринимаете спокойно и объективно. При эффективной организации работы различия между сотрудниками не вызовут каких-либо серьёзных осложнений, если вы как руководитель четко обозначите основные цели и требования компании. Курсы менеджмента формируют у руководителей навык повышения эффективности деятельности . Различия могут послужить источником творческого подъема, вместо того, чтобы быть причиной конфликта .

    КУРСЫ МЕНЕДЖМЕНТА: ВАЖНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ ПРОБЛЕМ В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ

    Отсутствие четкого взаимопонимания между подчиненными и руководителем в большинстве случаев становится причиной проявлений серьезного недовольства сотрудников . Будучи представителем руководящего звена , вы являетесь первой инстанцией, в чьей власти не допускать возникновения и нарастания недовольства равно как и устранять причины его появления. Одна из ваших важнейших обязанностей как руководителя - способствовать снятию напряженности и, что не менее важно, стараться предотвращать возникновение конфликтов между сотрудниками . Курсы менеджмента формируют у руководителей навык эффективного разрешения конфликтов в организации . Сотрудники, как правило, выражают недовольство, когда их что-то не устраивает в работе: условия, зарплата, премии, временные приостановки, отзывы об их профессионализме , требования к подготовке, ротации либо просто поведение других людей. Любое обстоятельство, влияющее на степень их удовлетворенности работой, способно стать причиной недовольства. При этом сам сотрудник самостоятельно справиться с этим не может. Недовольство не всегда свидетельствует о низкой производительности труда или негативном отношении сотрудников. Чем понятнее вы объясните сотрудникам, что вы ждете от них, тем с большей вероятностью они сами будут решать проблемы, а не станут в них винить других или компанию. На курсах менеджмента внимание руководителей фокусируется на необходимости развития системы эффективных коммуникаций в организации. На курсах менеджмента формируется навык эффективных управленческих коммуникаций . Когда сотрудники точно представляют результаты своей работы, они знают лучше, что им нужно предпринять для улучшения ситуации.

    КУРСЫ МЕНЕДЖМЕНТА: СПОСОБЫ ПРОФИЛАКТИКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОБЛЕМ В УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИЕЙ

    Поскольку ваша работа сопряжена с принятием решений , обеспечением эффективности рабочего процесса , а также выражением общей политики компании , вы невольно можете столкнуться с непопулярностью своей личности. На курсах менеджмента формируется навык принятия эффективных решений . Воспринимайте это как отношение к занимаемой вами должности, а не к вам лично. Тогда вы сохраните профессиональные отношения взаимопонимания с коллективом и испытаете удовлетворение от качественного выполнения работы. Помните, что, как правило, не вы являетесь причиной недовольства сотрудников, и тогда вам будет легче контролировать свои эмоции. Обычно рассерженные сотрудники недовольны общим решением, направлением развития компании или новыми правилами , которые вам положено выполнять по должности. Помните, ваша обязанность - отстаивать интересы компании , а не защищаться от личной неприязни. Курсы менеджмента формируют у руководителей навык эффективного управления конфликтами в компании. Примите на вооружение этот разумный подход - и вы сможете анализировать и поступать хладнокровнее, не подливая «масло» ваших эмоций в огонь накалившейся к тому времени ситуации. Эмоциональная реакция на проявление недовольства только осложнит проблемную ситуацию . Даже если, выслушивая жалобу сотрудника, у вас возникает раздражение или досада, не позволяйте разговору выйти за рамки обсуждения причин возникновения проблемы . Когда вы излагаете свою точку зрения, говорите от своего лица. Это позволит Вам защитить себя от критики и возражений. Обращение на «ты» часто воспринимается как обвинение или осуждение. Например, не говорите: «Вам необходимо более оперативно отвечать на записки», лучше скажите: «Без Ваших своевременных ответов на записки мне невозможно принять соответствующие решения». Или вместо: «Вы не обеспечиваете эффективное управление коллективом » попробуйте выразиться иначе: «Мне часто приходится видеть как Ваши сотрудники бездельничают, так как они не знают точно, что Вы от них хотите». Подобные «Я» сообщения в противоположность «Ты» сообщениям позволят вам четко показать как проблема отражается на Вас лично. Либо подобным образом можно показать важность проблемы, не оказывая давления на человека. При обсуждении проблемы старайтесь избегать слов «должен», «мог бы», «было бы желательно», «только при условии», «однако». Слово «однако» сводит на нет все, сказанное собеседником ранее, служит признаком того, что вы слушали невнимательно и были неискренни. На курсах менеджмента формируется навык построения эффективной системы коммуникаций в компании . Кроме того, очень важно принимать меры для решения проблемы своевременно, а не откладывать «на потом». Одной крупной компании с мировым именем удалось добиться снижения официальных жалоб на 95 процентов за счёт того, что были приняты все усилия для незамедлительного решения возникающих проблем непосредственно там, откуда эти претензии поступали. Своевременность решения конфликтных ситуаций снижает себестоимость товаров и услуг, повышает конкурентоспособность организации и степень удовлетворенности потребителей . На курсах менеджмента формируется навык командообразования . Те руководители , которые принимают на вооружение принцип постоянного позитивного отношения , сокращают вероятность возникновения разочарования и досады у подчиненных, что, в свою очередь, вызывает жалобы и претензии сотрудников.

    Курсы менеджмента: эффективные методики профилактики конфликтных ситуаций:

      Относитесь ко всем сотрудникам одинаково объективно , т.е. убедитесь, что всем воздается по заслугам независимо от результата. Объективный подход вовсе не предполагает одинаковое отношение. Сотрудники, внесшие выдающийся вклад, заслуживают более щедрого вознаграждения и большего признания.

    1. Учитесь точно выражать свои мысли . Не ждите, что сотрудники прочтут ваши мысли или додумают непонятое. В процессе общения или обучения очень важно точно говорить то, что вы хотите сказать.
    2. Акцентируйте внимание не на абстрактном отношении, а на конкретных особенностях поведения . Определите желаемое в поведении других сотрудников, развейте это в нем, закрепите путем обратной связи.
    3. Когда вам сообщают две разные версии случившегося, пригласите обоих сотрудников вместе и попросите рассказать их о том, что произошло.
    4. Учите лучшему . Рассказывайте не о нежелательном поведении, а о нужных изменениях .
    5. Ждите от сотрудников готовности следовать вашим указаниям .

    Самый лучший способ решать проблемы в управлении людьми - это профилактика . Курсы менеджмента детально рассматривают 14 задач менеджера по разрешению и профилактике организационных конфликтов . Однако независимо оттого, насколько хорошие тесные отношения вам удалось установить с сотрудниками, вы сможете столкнуться с разными мнениями и другими неизбежными межличностными трудностями . При решении проблем в управлении вам очень поможет понимание причин того, почему люди поступают так или иначе.

    КУРСЫ МЕНЕДЖМЕНТА: РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЛИЧНЫХ ПРОБЛЕМ И ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С КОМПАНИЙ

    Относитесь к этой части ваших обязанностей с готовностью слушать, понимать и оказывать помощь. Это даст гораздо больший положительный результат, чем стремление наказать и тем самым обеспечить выполнение правил. Хотя сотрудники в резкой форме требуют внимания компаний к их потребностям, вам надлежит сохранять объективность и хладнокровие. Гораздо важнее создать условия для реализации потенциала сотрудников и повышения эффективности их труда, чем одержать победу в словесном поединке и доказать преимущества своих полномочий. На курсах менеджмента формируется навык эффективности . Если подчинённый чем-то недоволен, то, прежде всего, определите, имеете ли вы дело с проблемой личного свойства, которую сотрудник должен решить сам, или же более уместно переадресовать ее решение руководству компании. С претензиями, которые сотрудники выражают прямо и открыто, разбираться легче, хотя, возможно, и неприятно. Как правило, люди скрывают своё недовольство, и проявление его служит сигналом к тому, чтобы решить проблему . На курсах менеджмента формируется навык решения проблем . Скрытое недовольство может привести к различным последствиям. Иногда возросшее количество прогулов, опозданий, увольнений сотрудников с работы свидетельствует о какой-либо неудовлетворенности. Курсы менеджмента формируют у руководителей навык эффективной мотивации сотрудников. Раздражительность, сплетни, брюзжание, излишнее желание вступать в споры сигнализируют о том, что внутри накопилось скрытое напряжение. Сюда же можно отнести и снижение производительности. Ухудшение качества предоставляемых клиентам услуг, возросшее количество ошибок и брака, замедленное реагирование на нужды компании - все это также может говорить о невысказанных проблемах. Часто истинная причина проблемы заключается не в выражении претензий, поэтому необходимо искать причины, а не следствие, иначе проблема может вновь напомнить о себе с новой силой. Задавая вопросы, Вы привносите объективность и хладнокровие в процесс принятия решения ; в половине случаев проблему также можно также решить, если просто задавать людям вопросы. На курсах менеджмента формируется навык выявления мотивов . Задавая сотрудникам вопросы, тщательно взвешивайте слова, при этом убедитесь, что вы понимаете истинную причину проблемы , а не ее следствие. Задавайте следующие вопросы:
    • Когда возникла проблема?
    • На ком еще это сказывается?
    • В чем, по-вашему, причина?
    • Как можно решить проблему?
    • Что необходимо для того, чтобы решить проблему?
    Когда вам рассказывают о проблеме, прежде всего вы должны выслушать. Если вы столкнулись с незначительной проблемой одного человека, то, возможно, вам достаточно будет одной - двух встреч с этим сотрудником, в ходе которых вы сможете помочь ему с решением. При этом внимательно слушайте собеседника, не высказывайте своих суждений и умозаключений, не предлагайте пути решения сложившейся ситуации. На курсах менеджмента формируется навык активного слушания . Создайте атмосферу участия, позвольте ему самому найти выход из сложившейся ситуации. Создав для человека атмосферу участия, вы пробудите в нем желание максимально использовать свой потенциал для эффективной работы .

    КУРСЫ МЕНЕДЖМЕНТА: ЭФФЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОТРУДНИКОВ

    Независимо от того, приходится ли разбираться с неофициальной жалобой или официально направленной претензией, при общении с одним человеком или с группой старайтесь придерживаться следующих правил:

    Xml:namespace>

    1. Будьте благодарным слушателем.

    Даже если вы не согласны, никогда не перебивайте говорящего. Зачастую недовольство проходит, когда людям дают возможность просто высказаться.

    2. Задавайте вопросы. ?xml:namespace>

    Ваши вопросы свидетельствуют о вашей заинтересованности и стремлении узнать больше. Спрашивая, вы сможете выяснить скрытые причины или сопутствующие проблемы. Открытые вопросы типа: «Как Вы считаете, в чем причина проблем?» или «Какое, по-вашему, может быть решение?» позволят вам получить больше информации, чем вопросы, предполагающие односложный ответ «да» или «нет». Задавая правильные вопросы , вы тем самым демонстрируете непредвзятое и объективное отношение к человеку или ситуации.

    3. Не спорьте. ?xml:namespace>

    Любую информацию преподносите убедительно, без малейшего оттенка двусмысленности. Спор порождает сопротивление, заставляет человека непреклонно отстаивать свою точку зрения вне зависимости от истинного положения вещей. Задавая вопросы, вы тем самым уклоняетесь от потенциального спора. Демонстрируя способность мыслить масштабно, вы придаете своей точке зрения еще большую неоспоримость; кроме того, вы демонстрируете нежелание участвовать в споре.

    4. Убедитесь, что правильно понимаете собеседника.

    Некоторым людям довольно сложно четко и ясно выражать собственные мысли, поэтому вам придется пустить в ход все свои способности слушать и задавать вопросы. Только тогда вы сможете с уверенностью сказать, что правильно понимаете человека. Вы не сможете помочь ему решить проблему, если после общения с Вами он уйдет с убеждением, что его точку зрения так и не поняли. Перефразируйте, резюмируйте, задавайте дополнительные вопросы, тогда вы сможете с уверенностью сказать, что поняли собеседника правильно.

    5. Проявляйте к собеседнику уважение.

    Ирония и комментарии действуют разрушительно. Они значительно снижают впечатление об участии слушающего, поэтому их необходимо всячески избегать. Любая попытка выставить человека с неприглядной стороны сделает общение невозможным и подорвет доверие. Позвольте собеседнику сохранить лицо, и вам ответят благодарностью.

    6. Сориентируйте людей относительно того, когда им ждать вашегоответа.

    Принимая на себя обязательство отправить ответ, вы показываете серьезность своего отношения к проблеме, а также желание разобраться в происходящем. Во многих случаях проблему можно решить на стадии возникновения, и чем быстрее, тем лучше.

    7. Соберите информацию.

    Если во время встречи принять решение невозможно, то проверьте информацию собеседника, просмотрите трудовое соглашение и другие не менее важные документы, при необходимости проконсультируйтесь у руководства. И только после этого сформулируйте окончательное решение.

    8. Примите решение.

    Когда решение принято, следуйте ему неукоснительно, даже если оно непопулярно, пока не станут известны другие обстоятельства, способные повлиять на его пересмотр.

    9. Разъясните мотивы такого решения.

    Если сотрудник ожидал от вас иного решения, то объясните мотивы такого шага, ответьте на возникшие вопросы. С вами могут не согласиться и попытаться оспорить ваши действия, но будут уважать за твердую позицию и следование собственному мнению.

    10. Поблагодарите сотрудника.

    Выразите человеку благодарность за его готовность открыто поговорить о проблемах, тогда в будущем люди еще более охотно будут идти на контакт.

    КУРСЫ МЕНЕДЖМЕНТА: ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА СОТРУДНИКАМИ

    Снижение производительности труда вряд ли становится для вас неожиданностью, когда в компанию приходит много новых сотрудников, либо изменяются правила или устанавливаются новые компьютеры. Но что действительно удивляет, так это сотрудник, ранее показывавший неплохие результаты и демонстрировавший успешную работу, неожиданно начинает отступать от установленных правил, становится замкнутым, эмоционально реагирует на события или просто снижает производительность труда. На курсах менеджмента формируется навык повышения производительности управленческого труда . Судя по всему, этому есть объяснение. Понимание истинных причин, подталкивающих людей к тем или иным поступкам, поможет вам выбрать наиболее соответствующий подход к сотрудникам, чье поведение, как Вам кажется, абсолютно лишено здравого смысла. Часто в основе схожего поведения могут лежать противоположные причины. Любые поступки направлены на удовлетворение каких-либо потребностей, поэтому даже неэффективные действия обусловлены нереализованной, скрытой потребностью человека. В отношении физических потребностей довольно легко можно увидеть, насколько сложно людям сдерживать их. Например, спустя несколько часов после завтрака вам снова захочется поесть. Удовлетворение психологических потребностей не менее важно, однако сопряжено с большими трудностями. Как правило, существует несколько объяснений нелогичного поведения. На формирование личных проблем значительное влияние оказывают жизненные события, подчас делающие их еще более сложными. Сначала люди для удовлетворения потребностей действуют прямолинейно. Они усердно работают, чтобы создать имидж преуспевающего человека, занимаются спортом, чтобы выглядеть и чувствовать себя крепче и увереннее, читают книги для расширения кругозора. Большинству людей такой подход помогает. Однако многие в детские годы столкнулись с таким количеством нереализованных потребностей, что в настоящее время они чувствуют себя приниженными и виноватыми, их самооценка очень низка. Низкая самооценка значительно усложняет удовлетворение потребности в самоуважении. На курсах менеджмента формируется навык повышения самооценки . Прямолинейных действий недостаточно, они дают лишь временный эффект. В результате люди с заниженной самооценкой прибегают к защитному поведению. Точно так же, как опытный боксер выстраивает прочную защиту и постоянно готов к отражению нападения, люди с низкой самооценкой используют различные способы психологической защиты. На курсах менеджмента формируется навык повышения уверенности в себе . Это не всегда способствует удовлетворению потребностей, однако смягчает последствия неудач и волну критики. Некоторые формы психологической защиты можно легко распознать. Зная их отличительные черты, Вы сможете направить людей на определение альтернативных способов удовлетворения потребностей.

    Курсы менеджмента: способы психологической защиты сотрудников:

    1. Агрессивность.

    Агрессивные люди часто подсознательно делают резкие ответные выпады в попытке устранить источник беспокойства. Агрессивность свидетельствует скорее о внутреннем страхе, чем о мужестве. В нашем обществе непосредственно физическое выплескивание агрессии неприемлемо. Люди могут сублимировать раздражение путём сплетен, распускания кривотолков, насмешек как способа снятия раздражения. Любое проявление агрессии должно восприниматься вами как предупреждение о скрытых проблемах. В качестве эффективного способа устранения проявлений агрессивности используйте прием «расскажите-мне-о-случившемся».

    2. Мечтательность.

    Некоторые люди, несмотря на соответствующий уровень образования и неординарные способности, предпочитают сбежать из однообразных серых будней в иллюзорный мир, где жизнь предстаёт в розовом свете. Пребывающие в мире грёз сотрудники на работе ведут себя не адекватно. Со своей стороны вы можете помочь им перебороть мечтательность. Для этого научите их ставить перед собой краткосрочные цели и последовательно формировать принципы успеха.

    3. Подавление.

    Любому человеку иногда хочется что-то забыть, в таком случае он прибегает к подавлению своих чувств.. Когда у человека возникают неприятные либо способные вызвать чувство вины или стыда мысли, подавление защищает самолюбие, отклоняя такие умонастроения. Подавление в незначительной степени способно положительно повлиять на человека, однако избыток приводит к страху и чувству неполноценности. Чувство подавления вызывает чувство вины, что выражается в самокритике и явном желании спровоцировать наказание. Люди, отличающиеся значительным подавлением чувств, стараются пробудить в себе чувство страдания в качестве компенсирования вымышленных недостатков, поскольку они хотят думать о себе положительно.

    4. Рассудительность.

    Рассудительные люди всегда могут объяснить неудачи совокупностью объективных причин. Почему ухудшилось качество продукции? Сырье оказалось низкосортным. Почему вы не получили повышение? Это все из-за любимчиков! Рассудительность можно определить как стремление повысить самолюбие через обман других. Рассудительных людей необходимо научить признавать собственные ошибки и уметь их исправлять. Создайте благоприятную и конструктивную атмосферу обратной связи. Тогда сотрудники будут чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы признать собственные недостатки и выбрать способы их устранения.

    5. Изоляция.

    Изоляция представляет собой способ держать волнение и чувство вины под контролем путем разделения противоречащих мыслей в сознании. Сотрудники, будучи твердо убеждены, что воровать нельзя, могут использовать изоляцию в качестве оправдания выноса имущества компании, поскольку, по их мнению, это послужит компенсацией их недостаточно высокой зарплаты. Вы только напрасно потеряете время, если попытаетесь при общении с такими людьми выявить причины и мотивы их поведения. Однако, разговаривая с ними эмоционально, вы окажете стимулирующее воздействие на их «я» и с большей вероятностью сможете выработать у них обязательство поступать так, как от них ждут. Вряд ли можно назвать дальновидным шагом попытки обвинить людей в использовании защитных механизмов, поскольку желание вновь и вновь защищаться от мира станет еще сильнее.

    Курсы менеджмента: правила профилактики психологической защиты сотрудников:

      Признайте склонность к защите как факт, воздерживайтесь сами от поведения в защитном стиле.

      При любой возможности сведите к минимуму ощущение угрозы, помогите сотруднику почувствовать одобрение их поступков и самоуважение.

      Добейтесь согласия сотрудника со своими суждениями, обращаясь к его желанию удовлетворять потребности.

      Ненавязчиво продемонстрируйте сотруднику, что для него гораздо лучше относиться к окружающему позитивно.

      Вместо ощущения постоянной угрозы, неудач и ошибок создайте атмосферу безопасности, взаимопонимания и успеха.

    Время от времени у отдельных сотрудников возникает желание отгородиться от внешнего мира для самозащиты, но по-прежнему они не способны справляться с внутренним страхом, волнениями и чувством вины. В таких случаях вы может заметить, что люди часто прибегают к различным способам психологической защиты , в том числе и экстремальным. Сотрудник, который видит причину неудач в несоответствующем уровне обучения, может жаловаться на то, что его коллеги намеренно создают ему проблемы. В чрезвычайных случаях у такого человека могут зародиться подозрения, что его работу просто-напросто саботируют. В результате развития ситуации может стать возникнуть серьезная проблема. Эмоциональные и психологические затруднения негативно сказываются на эффективности работы в большей степени, чем все физические заболевания вместе взятые. К счастью, в настоящее время возможностей для оказания помощи в таких ситуациях гораздо больше, чем это было раньше. Зная признаки депрессии, волнений либо чрезмерного желания отгородиться от внешнего мира, вы сможете эффективно помочь сотруднику справиться с проблемой. Искренне интересуйтесь проблемами сотрудников, оказывайте максимально возможную помощь им для восстановления прежней высокой производительности труда . Иногда сотрудники сталкиваются с проблемами, значительно сказывающимися на результатах их труда, хотя эти проблемы не обусловлены ситуацией на работе. Они могут обратиться к Вам с проблемами такого плана, как нехватка денег, сложности со здоровьем, в семье, другими жизненными трудностями, поскольку воспринимают вас как человека, наделенного властными полномочиями. Переборите в себе желание играть одновременно роль родителя, психолога, министра или правового консультанта. С особой осторожностью подходите к советам. Лучше всего использовать метод обратной связи, чтобы заставить человека самостоятельно думать. Слушая и общаясь с собеседником подобным образом, вы сможете выявить проблему и помочь сотруднику решить ее самому. Помогая людям эффективно справиться с проблемами, вы тем самым подтвердите свое желание к созиданию. На курсах менеджмента детально рассматривается формирование эффективной корпоративной культуры . Продолжение следует... на

    Xml:namespace -->?xml:namespace>!-- ?xml:namespace -->?xml:namespace>!-- ?xml:namespace -->?xml:namespace>!-- ?xml:namespace -->?xml:namespace>?xml:namespace>

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Варианты салатов из крабовых палочек и грибов: рецепты с жаренными и обычными продуктами Салаты с крабовыми палочками и грибами Варианты салатов из крабовых палочек и грибов: рецепты с жаренными и обычными продуктами Салаты с крабовыми палочками и грибами Гадание на ошо дзен таро онлайн расклады Гадание на ошо дзен таро онлайн расклады К чему снится найти телефон К чему снится найти телефон