Гордон Александр: Биография и его семья. Плохой-хороший муж: Александр Гордон и все его жены (редкие фото) Александр гордон телеведущий личная жизнь

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Александр Гордон – это легенда российского телевидения. На его счету – множество успешных проектов. Кроме того, много времени он уделил преподавательской деятельности. А некоторые знают его в качестве создателя успешных фильмов.

Детство Александра Гордона

Александр Гарриевич Гордон родился в Калужской области, в маленьком поселке Белоусово. Он появился на свет 20 февраля 1964 года. Семья не очень долго прожила в этом месте. Когда мальчику исполнилось три года, родители посчитали, что лучше будет отправиться в Москву, куда в итоге Гордоны и переехали. Сначала они поселились в Даниловском районе, а затем перебрались в Чертаново, где прошли практически все детские годы мальчика.

Папа и мама Александра относились к интеллигенции. Его отец, Гарри Борисович, прославился на весь Советский Союз как талантливый писатель. Мама же, Антонина Дмитриевна, трудилась медработником в больнице. Однако семейный союз родителей не сложился. Вскоре они расстались. Мать встретила нового любимого человека. Им стал Николай Чинин, которого Александр Гордон и по сей день называет отцом. А вот с Гарри Борисовичем отношения у него наладились только в зрелые годы.

Возвращение в Россию

В 1994 году Александру поступило интересное предложение от русских коллег с телеканала ТВ-6. Они попросили его сделать программу о том, как живут русские за границей. Гордон не отказался. Так и появилась программа «Нью-Йорк, Нью-Йорк», которую в течение нескольких лет с удовольствием смотрели российские зрители.

Устав от постоянных перелетов и жизни на два города, в 1997 году Александр вернулся в Россию. Ему предстояло много работы. Гордон принял участие в создании множества известных передач, в том числе «Частный случай» и «Хмурое утро». Однако широкую славу ему принесло шоу «Собрание заблуждений». Оно собирало огромную зрительскую аудиторию у экранов, поскольку по своему формату сильно отличалось от других программ на телевидении.

Постепенно Гордон увлекся общественно-политической тематикой. Он выпустил программу «Процесс», в которой обсуждались самые острые и наболевшие вопросы. А потом Александр пошел еще дальше. Он создал «Партию общественного цинизма» и даже собирался претендовать на пост президента на ближайшем голосовании. При этом партия привлекала большее внимание. За первые дни создания ее ряды захотели пополнить более 3000 добровольцев. Между тем Гордон приостановил свою политическую деятельность, продав партию всего за несколько долларов.

Телевидение, кино, анимация

Александр Гордон по-прежнему продолжает заниматься любимой работой и все свое время посвящает именно ей. Некоторое время он трудился на телеканале НТВ, где вел такие проекты, как «Стресс» и «Гордон». Потом Александр снял программу для телеканала Психология 21 под названием «Наука о душе». Сейчас же Гордон работает на Первом канале. В числе его проектов – «Гражданин Гордон», «Гордон Кихот», «Закрытый показ», «Мужское/женское». За свою журналистскую деятельность ведущий был удостоен трех статуэток ТЭФИ.

Несмотря на очень плотный график, Александр уделил время и своей главной страсти – кинематографу. Он выпустил в качестве режиссера четыре картины. Наиболее известные из них – «Огни притона» и «Пастух своих коров». Причем обе ленты были поставлены по произведениям его отца – Гарри Гордона. А в некоторых проектах Александр засветился и как актер. Так, он сыграл в «Generation П» и «Судьбе на выбор», а в новом сериале "Физрук" сыграл отца Саши Мамаевой в исполнении и бывшего начальника Фомы, которого сыграл .

Принял участие ведущий и в озвучивании мультфильмов. Его голосом говорят персонажи анимационного фильма «Кукарача 3D», а также в «Сумасшедшей помощи».

Личная жизнь Александра Гордона

Александра Гордона нельзя назвать однолюбом. В его жизни случалось много страстных и ярких романов. Его первая супруга, Мария Бердникова, тоже работала на телевидении. Но то ли сказалась профессиональная конкуренция, то ли просто бытовые разногласия, но они довольно быстро разошлись. Второй законной женой Александра стала Катя Гордон. Супруги были действительно яркой, привлекающей к себе внимание парой. Они часто посещали вечеринки и перед журналистами производили впечатление счастливой семьи. Но идиллия обернулась скандальным разводом. Катя не уставала попрекать бывшего мужа, обвиняя его во всех смертных грехах. Между тем даже после расторжения брака фамилию она решила не менять, так и оставшись Катей Гордон.

После этого Гордон попал под очарование актрисы и телеведущей Наны Кикнадзе. С этой красавицей он прожил более семи лет в гражданском браке. Пара так и не зарегистрировала свои отношения и вскоре распалась. В 2011 году Александр преподнес поклонникам настоящий сюрприз. Выяснилось, что он женился на Нине Тригориной, которой к тому моменту исполнилось всего 18 лет. А уже через год Гордон стал отцом. Но ребенка ему родила не его супруга Нина, а другая возлюбленная ведущего – журналистка Елена Пашкова. Она подарила Гордону очаровательную дочь Александру. В результате невообразимой шумихи брак Нины и Александра тоже распался.

Гордон же не очень долго оставался в одиночестве. В 2014 году он связал себя узами брака со студенткой театрального ВУЗа. Ей оказалась 20-летняя Нозанин Абдулвасиева. Нозанин, как и Александр, происходит из интеллигентной семьи. Ее отец занимается продюсированием проектов, а дедушка, Валерий Ахадов, является заслуженным деятелем искусств России. Он снял немало известных фильмов. На этот раз Александр Гордон надеется, что общие интересы и культурная среда, помогут его браку и сделают его крепким. По словам ведущего, к супруге он относится с уважением и готов создать с ней действительно настоящую семью.

Александр Гарриевич Гордон родился 20 февраля 1964 года, в Обнинске. В возрасте трёх лет он переезжает с родителями в Москву. Отец Александра, Гарри Борисович Гордон, писатель и художник из Одессы, мать - Антонина Дмитриевна Стрига, медицинский работник. Воспитывал Сашу отчим, Николай Фёдорович Чинин.

Главные фильмы режиссера Александра Гордона


  • Главные фильмы актера Александра Гордона

    • Краткая биография

      В 1987 году Александр Гордон выходит из Щукинского училища с дипломом, закончив актёрский факультет. После этого он зачислен в труппу театра-студии Симонова, а также преподаёт актёрское мастерство.

      В 1989 году Александр Гордон решается иммигрировать в Соединённые Штаты Америки с женой и дочерью. Там он получает гражданство. Проведя в США девять лет, возвращается на родину.

      Во время пребывания в Америке Гордон практически осуществляет американскую мечту, работая сначала настройщиком кондиционеров и разносчиком пиццы, с 1990 года режиссёром и диктором в компании RTN, а в 1992 старшим корреспондентом канала WMNB. В 1993 году он открывает собственную компанию «Vostok Entertainment». С 1994 по 1997 годы Александр Гарриевич ведёт передачу «Нью-Йорк, Нью-Йорк», в которой рассказывает о том, как он видит американскую жизнь.

      Возвращается он в Россию в 1997 году, но с тех пор часто навещает оставшихся в США друзей и родственников, в том числе первую жену с дочерью.

      После приезда в Москву Гордон устраивается корреспондентом в программу «Частный случай», а через некоторое время сам становится её автором и ведущим. Также он является радиоведущим «Серебряного дождя», видеотрансляция которого показывается на канале М1. В 1998 году Александр Гордон организовывает Партию общественного цинизма, сокращенно ПОЦ, становится её генеральным секретарём и заявляет о своём желании баллотироваться в президенты в 2000 году. Через семь лет он продаёт партию за три доллара. В 2001 году Александр Гордон ведёт передачу «Гордон» на канале НТВ, в 2004 выходит ещё одна программа с его участием под названием «Стресс». С 2007 года он работает ведущим в «Закрытом показе» и «Гордон Кихоте». С 2009 года Александр ведет программы «Гордон в засаде» на телеканале «Охота и рыбалка».

      С 2005 года участвует в движении «Образ Будущего», поддерживает социальные проекты в регионах России.

      Александр Гордон является режиссёром фильмов «Американцы НЕ БЫЛИ на Луне», «Пастух своих коров» (по сценарию отца), «Огни притона» (так же по сценарию отца), и спектакля «Одержимые».

      Участвовал в фильмах «Generation П» и «Ночные посетители».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гордона Александра Гарриевича

Гордон Александр Гарриевич – российский телеведущий, радиоведущий, режиссер, актер.

Детство

Александр родился 20.02.1964 в поселке Белоусово (Калужская область, Россия). Его отец Гарри Гордон был известным поэтом и художником, мать Антонина Дмитриевна – медработником. Гарри ушел из семьи почти сразу же после того, как его сын появился на свет. Саша остался на попечении любящей мамы и заботливой бабушки.

Когда Саше исполнилось три года, семья покинула родной поселок и перебралась в Москву. А вскоре в жизни Антонины Дмитриевны произошли перемены – она познакомилась с порядочным мужчиной Николаем Чининым. Вскоре они поженились. Николай заменил мальчику отца, стал для него примером для подражания, верным другом и добрым советчиком.

С раннего детства Саша мечтал о том, чтобы стать театральным режиссером. В возрасте пяти лет он ставил сценки и маленькие представления с куклами. Параллельно мальчик увлекался спортом – играл в хоккей на асфальте.

Армия

Достигнув призывного возраста, Гордон, не желая оставлять родной дом, на две недели добровольно лег в психиатрическую клинику. По истечении положенного срока Александр вышел из лечебницы, получив медицинскую справку с диагнозом "психопатия".

Образование

В 1987 году Гордон стал выпускником училища имени Щукина (актерское отделение).

Карьера

После училища Александр некоторое время работал в Театре имени Симонова, был преподавателем в актерском кружке для детей. В 1989 году он перебрался в США. Сначала трудился на простых и низкооплачиваемых работах, потом стал телеведущим. Карьера его пошла в гору. Он занялся созданием собственных телепроектов, увлекся режиссурой.

В 1997 году Гордон вернулся в Россию и продолжил свой творческий путь.

Личная жизнь

Первой женой Александра Гордона была Мария Вердникова (с которой он и переехал в США), выпускница Литературного института. В этом браке, который продлился 8 лет, родилась дочь.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


После развода с Марией Гордон в течение 7 лет поддерживал романтическое отношения с актрисой Наной Кикнадзе.

В 2000 году Гордон женился на (она стала известна публике под именем ), российской телеведущей и журналистке. В 2006 году их семейной жизни настал конец.

В конце 2011 года Александр Гарриевич женился на восемнадцатилетней студентке Московского института телевидения и радиовещания Нине Щиполовой. Поначалу их брак держался в строгом секрете, о нем стало известно лишь в начале 2012 года. Осенью 2013 года Александр и Нина развелись.

Следующей супругой Гордона стала двадцатилетняя студентка ВГИКа Нозанин Абдулвасиева. Нозанин родила мужу сына. Мальчика назвали в честь отца.

Есть у Александра Гордона и внебрачный ребенок. Эта информация была обнародована в мае 2012 года. В то время журналистка Елена Пашкова из Краснодара, с которой у Гордона был мимолетный роман, родила от него девочку. Елена назвала дочь Александрой.

Интервью с Гордоном

"Телевидение – низкий жанр" .

"Приятно Вас видеть в нашей студии. Напомню, что Александр Гордон работает на "Серебряном дожде" – думаю, что я имею право об этом сказать, мы вне конкуренции, мы на разных площадках работаем" .

"Хотя с одной стороны баррикад все-таки".

"И то, слава Богу, да. Ну а то, что на телевидении, я думаю, что надо напомнить, что появился Александр Гордон на телевидении с программой "Нью-Йорк, Нью-Йорк", это было еще в ту пору, когда Александр был еще за пределами нашей родины. А затем уже вернулся сюда и продолжает работу. Я думаю, что, наверное, самая популярная программа – это, безусловно, "Процесс" на ОРТ, которую Александр ведет вместе со своим коллегой . Ну, еще я тут вспоминала "Собрание заблуждений" – это такие исторические версии спорные, которые выходили тоже на ОРТ. Не знаю, сейчас идет эта программа?".

"К счастью, нет уже, закончилась".

"Почему к счастью?".

"Был очень тяжелый проект для меня, потому что надо было успеть нарыть, собрать, записать, снять на кино еще, озвучить – и все это за 2 недели. Это была каторга".

"Здесь, конечно, проще?".

"Да, "Процесс" – простая передача".

"Что же, давайте начнем наш разговор именно о телевидении. Так как Вы много поездили, посмотрели, так как для многих является эталоном американское телевидение, рассчитанное на все слои населения, вот как Вам кажется, что сегодня из себя представляет телевидение российское? Я говорю не российский канал, а именно как национальное телевидение? Из чего мы все состоим, что мы смотрим? Что это за образ, из чего он складывается?".

"Надо сказать, что наше телевидение, в отличие от американского, довольно пестрое. Я думаю, что это объясняется тем, что пока у нас мало каналов, и каждый канал вынужден бороться за всех зрителей, как Вы правильно сказали, поэтому можно видеть и то, и другое, и третье, и так далее. Там все-таки есть, в США, определенная специализация. Есть каналы общедоступные, так называемые ear channals, то, что у нас называется метровый диапазон. Они строятся приблизительно по тому же принципу, что ОРТ, НТВ и так далее. Но есть каналы специализированные – детские каналы, канал погоды, канал судебный и так далее. Мы до этого пока, слава Богу, еще не дошли, хотя приближаемся. Вот, НТВ+ – как раз такая схема: спортивный канал, канал фильмов наших, зарубежных и так далее. Кроме того, там сильно развито кабельное телевидение, в США, и в среднем это пакет из 80 с лишним каналов, поэтому можете себе представить, какая там конкуренция. У нас пока этим тоже не пахнет, потому что если любая наша программа берет "шэр", то есть часть аудитории, то есть аудитория как бы делится на 100%, и программа может взять определенное количество аудитории из тех людей, которые в данный момент смотрят телевизор. И если бывают программы на ОРТ или НТВ, которые берут "шэр" до 50-60, это значит, что 50% тех, кто включил телевизор, смотрят эту передачу. В США это невозможно. Даже такие исторические трансляции, как выборы президента или клятва президента или не знаю, что там – вдруг будет ураганом разрушен Белый дом – все равно не наберут такой аудитории, потому что она распылена. А у нас пока нет. Кроме того, отсутствие телевидения у нас в стране все-таки не воспринимается как трагедия, что доказал пожар на Останкинской башне. Есть – хорошо, нет – ну, плохо, но не так уж плохо".

"Но это только на уровне Москвы было, стоит оговориться, потому что страна-то смотрела телевидение. Только москвичи остались без телевидения".

"Ну, Подмосковье ближайшее и дальнее тоже. Я так понимаю, что в Подмосковье до сих пор показывают 1-2 канала. И ничего, все же живут, никто не умер".

"Смотрите, у нас все-таки есть традиции советские, так как никак мы не можем отвыкнуть от образа телевизора, который был нашим маленьким другом в квартире, собеседником, который с нами разговаривал обо всем на совете – ну, то, о чем сейчас ностальгируют представители левого большинства, да, вот по поводу духовности. Раньше нас учили, просвещали, рассказывали, от всей души, с другой стороны, с третьей стороны – и просветительская какая-то деятельность. Сегодня телевидение, наверное, находится в таком гибридном состоянии, потому что все равно мы от этого не отойдем, от этого советского представления".

"Ну, это не так плохо, кстати".

"Не так плохо, но мы никак не можем понять, мне так кажется, что телевизор не должен претендовать на жанр искусства, хотя, может быть, я ошибаюсь?".

"Знаете, телевидение – низкий жанр, вне всякого сомнения. Не потому, что человек смотрит его между кухней и туалетом или между походом на работу и в кино. Он низкий, потому что возможности телевизионные не позволяют, к сожалению, так часто, как хотелось бы, говорить о высоком и на довольно внятном и сложном языке. Все это так, но с другой стороны, мне кажется, что выделение, образование канала "Культура" – это абсолютно преступное деяние, потому что все каналы заведомо получили карт-бланш на то, чтобы ничего в эту сторону не делать. Зачем? Есть канал "Культура", пусть они культурку и гонят, а мы, значит, перейдем от духовке к половухе, что называется. Мне кажется, что низкий рейтинг канала "Культура" – не очень высокий профессионализм, отсутствие практически такого серьезного финансирования. Это все катастрофически сказывается на качестве остальных телеканалов в том, что касается... Я вообще считаю, давайте так, что телевидение должно делать 4 вещи: информировать, развлекать, провоцировать на активную гражданскую позицию и, вне всякого сомнения, просвещать. У нас основные наши каналы не выполняют, на мой взгляд, ни одно из этих требований. И выделение канала "Культура" в отдельный канал дает им возможность вообще, повторюсь, в эту сторону не думать. Есть ли выход из этой ситуации? Я не думаю, что он есть, так как мы все прекрасно понимаем, что телевидение сейчас – это в первую очередь коммерция, потому что до сих пор ни один из телеканалов больших просто не в состоянии даже выжить на те деньги, которые он зарабатывает. Причин много – и воруют, и неправильно распределяют эти деньги, и явно платят завышенные гонорары людям, которые могли бы эти гонорары не получать, но так как они связаны с руководством тех или иных телеканалов узами, далекими от профессиональных, то таким образом идет перераспределение общих средств по отдельным карманам. Это все как бы не секрет – существование больших производителей так называемых, которые имеют приоритетные права на том или ином канале, это дележка средств между своими. От этого страдают независимые производители, от этого совершенно невозможно, я убедился в этом на собственном опыте, быть производителем и держаться в эфире с одной программой, потому что как бы не образуется тот самый жировой запас нужный, который позволит тебе в случае неплатежа выпустить очередную программу в эфир. И ты целиком и полностью зависим от финансовой политики канала. ОРТ, скажем, со мной не расплатился за последние 2 программы до сих пор, хотя прошло 8 месяцев. То есть пока программа нужна была в эфире, она как-то держалась, они платили. Причем надо отдать им должное, часто это были авансные платежи, чего уж на ОРТ вообще не бывает. Как только нам стало понятно, что 25-я серия будет последней, интерес резко пропал, тем более, что появилась программа, которая взяла "Тэфи", и которая, на мой взгляд, является абсолютной калькой с той передачи, что делали мы".

"Это какая программа?".

"Это "Цивилизация". Потому что они мало того, что использовали все темы, которые звучали в наших программах, они еще и приемы все те же самые использовали".

"Но это тоже отдельный разговор по поводу клонированных программ. Они бродят по нашим каналам уже стаями. Каждый канал считает обязательным для себя свой женский взгляд, женскую историю, женскую судьбу – ну, чего там говорить. Это странно. Но мне кажется, что это опять же отсутствие каких-то прав юридических, потому что можно чем угодно прикрываться, но мне кажется, что это невозможно, допустим, в той же Америке?".

"Я думаю, что возможно. Дело не в этом. Ну вот идет, скажем, программа "Собрание заблуждений" и "Цивилизация". У них разные названия, их делают разные группы. Темы? Ну, открой энциклопедию, там тоже те же темы, я не могу на них претендовать. Разработки? Ну, хорошо, их редакторская группа тоже поработала в этом направлении. То есть официально придраться не к чему. Стиль? Ну да, почему бы и нет? Похоже, ну так и что? Все художественные фильмы похожи, везде играют актеры, везде ставят свет, снимает камера, то есть не придерешься. Но не то, что обидно... Сколько идей украли у меня в чистом виде и на радио, и на телевидении – это даже перечислять не хочется. Когда вдруг я кладу на стол руководителя канала заявку на телеигру "Будь человеком", часовая телеигра, и через 2 месяца после этого появляется усеченная 15-минутная версия этой идеи под названием "Будь добрым", ну, остается только руками развести".

"Это, скорее, в области морали и этики проблема, тут ничего не сделаешь".

"Ничего. Можно поссориться, можно поругаться, ну и что?".

"Ну, а с другой стороны, мне кажется, мир ничего нового не придумал. Если мы говорим о форме – ток-шоу, еще что-то, есть публика, есть ведущий, есть гость – все. Либо 2 говорящие головы, либо 15 говорящих голов – тут ничего нового не придумаешь. Вот, посмотрите, мы все ссылаемся на Америку – вот они там сидят по 40 лет на одной программе. Национальные герои. Ничего в передаче не меняется, кроме постепенного устарения организма".

"Да и то яростно обсуждаются пластические операции, которые делают, это становится темой 10-15 программ – посмотрите, как она выглядит, ай-ай-ай! Нет, это все верно. Телевидение – низкий жанр, потому что у него мало возможностей, мало выразительных средств. Кроме того, по-моему, АВС проводила исследования и оказалось, что в разные часы по-разному люди реагируют на телевизор. Скажем, в утренние часы для аудитории 70% информации, которые они получают из "ящика", это звуковая информация, то есть он почти как радио работает, телевизор. И это тоже феномен, но мало кто этого понимает у нас, скажем, поэтому все утренние шоу идут в таком формате, когда надо смотреть, а это неправильно. Все-таки человек собирается на работу или дети уходят в школу, он готовит кофе, телевизор он слушает в основном с утра. Пытался это втолковать – не понимают. Но вообще, честно говоря, у нас есть определенный запас еще неизведанных тем, жанров и даже вот визуально по-другому выглядящих программ, чем те, что идут сейчас. Но опять вопрос в том, что это нуждается в дополнительном, даже большем финансировании, чем уже идущие ток-шоу или другие программы".

"А Вы что-нибудь смотрите сами дома, когда есть возможность?".

"Я очень редко. Я в основном новости смотрю, новости и вдруг, если покажут, какой-нибудь хороший фильм, потому что, честно говоря, я уже не ожидаю ничего хорошего увидеть. Хорошего в том смысле, что мне пригодилось бы, что меня бы отвлекло от того, чем я сейчас занимаюсь, то есть давало возможность расслабиться. В основном я бешусь и, когда в плохом совсем состоянии, плюю в экран, фигурально выражаясь".

"Ну, Вы ничем не отличаетесь от своих зрителей. Я думаю, что так реагирует абсолютное большинство".

"Абсолютно. Я-то вообще ставил своей задачей, приходя на телевидение, делать программы антителевизионные, если можно так сказать. Ну, самой телевизионной программой была "Нью-Йорк, Нью-Йорк", это просто был репортаж. Там было другое – там было отношение, то есть я не был репортером. Я был таким, знаете, разведка боем, то есть это наш человек на Луне такой. Но это время прошло, слава Богу, и вряд ли уже вернется. Потом была абсолютно антителевизионная программа на ТВ-6 "Частный случай", где я 3 раза в неделю по 15 минут учил народ, как пользоваться правами и обязанностями".

"Скажите, а Воеводин?".

"Да, он сначала вел ее, а потом мне отдали эту передачу и я попытался сделать из нее, меня даже кто-то назвал Гордон-Кихотом, потому что это была абсолютно борьба с ветряными мельницами. И очень скоро ее закрыли, потому что такая программа просто не может существовать, это какие-то мелкие уколы власть имущим, кому это нужно? Тем более, что реально помочь совершенно невозможно с экрана телевизора. Потом "Процесс" я тоже задумывал со своей стороны как абсолютно телевизионную программу и мне кое-что удалось здесь добиться, потому что как бы яростно я не отстаивал позицию, в конце программы всегда звучит фраза, что личная точка зрения господина Гордона не всегда совпадает с позицией, которую он защищает".

"А Вы знаете, я как-то слежу за этой передачей, смотрю, когда есть возможность, она, конечно, начиналась как именно жанр такой телевизионной провокации. А потом все-таки победил наш политизированный песок, тут никуда не деться. Я стала чувствовать, может быть, я ошибаюсь, опять же, как зритель, что Вас это стало увлекать, Вы перестали в это играть. Потому что сначала это была, конечно, провокация".

"Нет, такого увлечения серьезного нет. Единственное, что мы сейчас меняем немного формат программы в сторону как бы еще большего обострения позиций с одной и другой стороны. И нам надоела уже такая диктовка ОРТ – что можно, что нельзя".

"А это существует?".

"Конечно, существует. И мы, честно говоря, в последнее время просто пошли ва-банк. Мы снимаем темы, которые интересны нам или по которым мы расходимся драматургически, почти театрально, и смотрим, что из этого выйдет. Не исключено, что по балде нам дадут, но что делать? Иначе просто скучно работать".

"Очень многие наши слушатели считают, что Гордон – это вообще такая мистификация. Нет, это не мистификация – вот, сидит человек напротив меня. Я даже знаю, что Саша в свое время закончил театральное училище им. Щукина и вообще артист по образованию драматический. И это совершенно нормально, что вот так в итоге жизнь его бросает в разные творческие проекты. Очень много вопросов от слушателей. Так: "На мой взгляд, Ваш проект "Нью-Йорк, Нью-Йорк" был самым интересным из всего, что Вы делали. Почему эта программа выпала из эфира?".

"Она не из эфира выпала, а из жизни сначала, а потом уже из эфира. Я не могу согласиться, что это самое интересное. Просто тогда была волна такого вот интереса к Америке, мало кто что-то знал об этой стране, какие-то верхи и только. А так как я лазил там по самым низам, то на тот момент это было интересно. Если бы я сейчас возобновил этот проект, я вас уверяю, что аудитории у него не было бы. Ну, а потом, жизнь-то идет, я меняюсь и программы меняются".

"Судя по количеству вопросов, связанных с и с радиостанцией "Эхо Москвы", есть 2 вещи, которые почему-то терпеть не может Александр Гордон" – это я ссылаюсь на мнение наших слушателей. "Он не любит и не любит "Эхо Москвы" – так ли это?".

"Нет, это не так. Мне не за что не любить . Я никогда в жизни не говорил с ним тет-а-тет, я не знаю, какой он человек. Судить могу только о его публичной деятельности. Что касается "Эха Москвы", то я себя никогда не чувствовал обиженным этой радиостанцией, хотя, наверное, со стороны могло показаться, что были поводы, и всегда говорил 2 вещи, что существование такой радиостанции необходимо, так как это единственная реально информационная радиостанция. С другой стороны, я не совсем понимаю, почему информационная радиостанция позволяет себе выпадение из формата, как-то шутки, прибаутки, песенки и так далее. Но это опять во мне говорит консерватизм, тут уж вольному воля, спасенному – рай. Что касается , то что вам сказать? Он поступил недостойно, как я считал. Я, может быть, в несколько непривычной для нашего уха форме, вернее, привычной, но не в СМИ-форме, сказал об этом. Я и сейчас считаю, что он тогда поступал неправильно. И даже после того, как наш конфликт разгорелся, он поступил еще более неправильно – вместо того, чтобы сразу подать на меня в суд, а повод был, он почему-то стал обращаться к , потом к премьер-министру. Чушь какая-то!".

"Были ли американцы на Луне?".

"Я не знаю. Я знаю только, что после довольно долгих занятий этой темой, она увлекает, надо сказать... Я не знаю, были ли американцы на Луне, но то, что все фотографии, все пленки, которые предоставляются как доказательства того, что они там были, подделка – в этом я не сомневаюсь".

"Как Вы относитесь к политике? Не хотелось бы Вам сделать политическую программу, в отличие от тех, что есть на экранах?".

"Нет, я политикой не хочу заниматься уже довольно давно. И даже объявил о том, что продаю свою "Партию общественного цинизма". Если есть желающие купить – пожалуйста".

"Я уже и забыла. Это тоже было достаточно давно, да?".

"Да, но она до сих пор существует, я являюсь генеральным секретарем по жизни и могу распоряжаться этой партией как угодно".

"Есть ли у Вас задумки по поводу новой какой-нибудь программы? Если да, то что бы Вы хотели делать?".

"Была очень хорошая идея, но мы не сошлись в цене с ОРТ на эту передачу. Дешево я ее делать не могу, так как она очень сложная, а дорого они платить не могут. Программа должна была называться "Гордон Жуан или все, что человек должен знать о женщинах". Это была бы такая попытка ответить на вопросы, которые у меня накопились за жизнь о том, что такое женщина и чем она отличается от человека. И ответить с помощью специалистов, которые серьезно этим занимаются, но в такой довольно легкой игровой форме. должен был изображать вечного оппонента Лепорелло, ваш покорный слуга появлялся бы то Дон Гуаном, то Дон Хуаном, то Дон Жуаном, то Казановой, исследуя весь мировой литературный опыт в этом смысле, ну и там куча разных экспериментов. Не получилось. Теперь это будет рубрикой в программе "Хмурое утро", которая с 15 января получает еще и телевизионное воплощение. Это будет программа, которая будет одновременно в прямом радиоэфире и в прямом телевизионном эфире на канале М-1, бывший 31 канал".

"Это утренний канал?".

"Да. По радио мало что изменится – она так и будет выходить где-то с 7:30, я опаздываю обычно с утра, до 11, а на телевидении четко с 8 до 11 в понедельник и пятницу".

"Вообще это тоже такая рискованная, мне кажется, затея, потому что радиоэфир в телевидении... Мы тоже пробовали это здесь делать, в свое время Матвей это пробовал делать с программой "Бомонд", но в итоге все равно перешли на постановочное решение, потому что радиопередача, как вот мы с Вами сейчас сидим и поставить сюда камеры, я не думаю, что это... Должна быть картинка, в конце концов".

"Да, я знаю это, и об этом мы серьезно думали. Мы будем это делать в студии М-1, а не в студии "Серебряного дождя", и там возможности позволяют. Уже построены декорации, уже мы потихонечку населяем эфир разными персонажами и штучками. Посмотрим".

"Ваше отношение к зрителям и к слушателям? Вас они раздражают?".

"Дураки – да, умные – нет. Какие зрители, так я и отношусь. Я вообще считаю, что все, что мне на радио удалось сделать за эти почти 4 года, что я работаю, так это изменить отношение к слушателям, потому что прежде оно диктовалось только одним правилом – как клиент в супермаркете, слушатель всегда прав. Я думаю, что это чушь. Если звонит дурак, я не вижу повода и причины, почему бы ни сказать ему, что я считаю его дураком. И наоборот, если звонит человек интересный и умный, то почему бы ни дать ему возможность 10-15 минут в эфире говорить? Я думаю, что это правильно. В жизни же вы ко всем относитесь по-разному, почему же нужно объединять людей в категории – слушатели или нет?".

"Но у них другое, кстати, отношение к тем, кто звучит по радио или показывается по телевизору".

"Но не у всех же".

"У Вас театральное образование. Как Вы попали в Америку и какой работой там занимались?".

"В Америку я эмигрировал в 1989 году, мне было 25 лет, у меня был маленький ребенок, и я решил, что я больше не буду никогда заниматься театром, а раз так, то что мне делать в России? Ну, и потом, тяга к перемене мест, сложность характера".

"А почему театром не захотелось заниматься?".

"1989 год – это, во-первых, я был абсолютно убежден, что в театре я понял уже абсолютно все, ну, 25 лет – не самый разумный возраст".

"А успели где-нибудь поработать?".

"Год я работал, у нас был такой экспериментальный пятый курс, после 4 курса, из которого потом вышла студия Рубена Симонова, что на Арбате. Вот там в 2 спектаклях я играл – в "Чайке" Треплева. И после этого я как бы расчистил себе дорогу на запад, потому что здесь уже делать совсем нечего было. Но когда уезжал, сказал всем близким, что если я пойму, что ошибся, я вернусь. Что и произошло. А там работал – сначала устанавливал кондиционеры, вешал лампочки, потом год проработал в пицце, развозил и готовил ее, потом попал на телевидение, которое только что открылось там – русское телевидение для иммигрантов. Проработал там 2 года, потом еще год на другом телевидении, а потом получилась программа "Нью-Йорк, Нью-Йорк", которую стал покупать канал ТВ-6 Москва. Вот, собственно, краткая биография".

"Большое Вам спасибо за Ваш добрый юмор, песни, за тот заряд бодрости, который Вы дарите нашим зрителям" – тут, кстати, вспоминают, что вы пели где-то у в программе, я этого не знаю, это действительно так, Вы еще и поете?".

"Все началось в Сочи на фестивале "Кинотавр". Мы выпили с и я, когда пьяный, я пою все время. И стал петь украинские песни. Ему бешено понравилось. Он сказал – все, приходи в эфир. Я говорю – я не могу прийти в эфир и петь песни, потому что я трезвый не пою. Он говорит – приходи пьяный, какие проблемы! И вот случилось: я после матча "Спартака" с "Арсеналом", хорошенько набравшись, да еще на морозе, пришел в студию. А сильно пьяный, надо сказать. И пел украинские песни, когда хуже, когда лучше, когда попадая, когда нет. Но это был аттракцион в любом случае. И перепугался, конечно, но все было более-менее прилично, я со стула не упал и о разговаривать не стал".

"Как Вы реагируете на свои портреты на урнах на Тверской?" – на урнах я не видела, на троллейбусе видела".

"Нормально реагирую, потому что у нас есть склонность у ряда профессионалов – рано или поздно вдруг хватать звездочку, говоря профессиональным языком, то есть заболевать звездной болезнью. Я думаю, что самое эффективное лекарство от любого проявления этой звездной болезни – это здоровая доля самоиронии и самоуничижения, что мы и попытались продемонстрировать, разместив фотографии всех 4 ведущих "Серебряного дождя" на урнах с надписью "Хочешь узнать, что у них в голове – загляни внутрь". Это так, потому что на самом деле, чем мы занимаемся – мы пытаемся освободить в эфире прямом свою голову от того мусора, который копится там всю неделю, всю жизнь".

"И слушателей тоже освободить от этого мусора".

"Надеюсь! Какой-то терапевтический эффект должна программа иметь, я так думаю".

"Саша, Вы абсолютно не похожи на себя. Что произошло? Ведете себя как интеллигент. Это странно!".

"Я сейчас себя так веду?".

"Да. А я не знаю, как Александр Гордон, допустим, ведет себя в эфире, как хам? Я не знаю".

"Нет. Как хам – не хотелось бы думать, просто я убежден, что программа имеет право на существование и на столь долгое существование, если она все-таки очень тесно связана с тем, что называется жизнью ведущего. То есть если бы я делал профессиональную программу с профессиональным к этому делу подходом и отношением, она бы уже кончилась года 2 назад. Я позволяю себе просто быть в эфире таким, каким я в данный момент являюсь".

"А Вы не боитесь быть абсолютно таким, кем Вы являетесь в жизни? Мне кажется, что это опасно очень".

"Да нет, чего опасного?".

"Народ разный".

"Народ разный. Нет, конечно, у меня какие-то тормоза работают, хотя не всегда, конечно, работают. Я стараюсь все-таки не совсем, то есть я прихорашиваюсь, разумеется, потому что иначе это было бы невыносимо ни слушать меня, ни видеть. Но стараюсь честно что-то там думать и говорить. Всякий раз бывает в конце программы ужасно стыдно, что 4 часа прошли и, как мне кажется, без толку. Но аудитория растет, значит, чего-то я там напридумывал".

"Когда программа только появилась и какой-то резонанс общественный возник уже, какие-то реакции, какая-то критика появилась на "Хмурое утро", все Вас сравнивали и почему-то вместе с Вами с Говардом Стерном – этот фильм "Части тела", на котором все мы были помешаны, передавали эту кассету из рук в руки на всех радиостанциях, все это смотрели. Действительно оттуда пошел этот образ? Он Вам помог в чем-то?".

"Знаете, помог в том, что я понял, что можно, вот честно говорю, единственное, что я взял у Стерна – я понял, что можно очень долгое время в утреннем эфире просто говорить. И мне это показалось интересным. Другое дело, что есть всегда различие между тем, что ты делаешь и как ты это делаешь. И в конечном счете сходство моей программы с программой Стерна свелось к тому, что он мужчина и я мужчина, оба белые, он с утра в эфире и я с утра в эфире. А наполнение – как бы это разные жизни совершенно и разные люди. А формат – да, формат, да. Как мы уже с вами говорили, не так много вообще этих форматов".

"Но все равно опять получается провокация. Я понимаю, тот самый интерактив, о котором мечтает директор любой радиостанции, любого телеканала, чтобы побольше интерактива, чтобы их раздражать, чтобы они звонили, кричали, плевались, да?".

"Ну, этого хоть отбавляй, конечно. Я все время задаю вопросы. Я говорю – скажите мне, пожалуйста, вот вы позвонили в эфир и сказали, что я сволочь, дурак, козел, что мне не надо этим заниматься и вообще я жидовская морда и так далее, так зачем вы слушаете? Но ведь просто, да, денег с вас за это не берут, бесплатное радио у нас, слава Богу. Ну, переключите на другую волну, их много сейчас, или не слушайте. Что-то задевает, провоцирует, что заставляет их вместо спокойного ухода от этого все-таки высказывать свое бешенство в разных формах? Ну и хорошо. Пусть лучше они на меня кричат, чем друг на друга, такой гроомотвод, куча навозная, санитар леса, как я себя часто называю".

"Что же, давайте вернемся к разным жизням Александра Гордона нынешним, так как вернулся в театр Александр, я не знаю, сказали ли мы об этом в начале программы. Саша играет Треплева опять же в театре-школе современной пьесы в "Чайке". И, как я знаю, снимает даже сейчас кино как режиссер. И об этом, наверное, стоит чуть-чуть рассказать".

"Да. О Треплеве – что было естественно, когда мне было 25 лет, то немножко стыдно, когда мне 37. Я вообще уже давно Райхельгауза двигаю на то, что мне давно уже Тригорина пора играть в этом спектакле, а не Треплева, тем более, что там больше совпадений в судьбе. Но, тем не менее, да. Я очень люблю этот спектакль, как ни странно, и с удовольствием выхожу в роли Треплева, когда хуже, когда лучше. Что касается фильма – о, это, вот если говорить о мечте, то это мечта, которая сейчас, тьфу-тьфу, вроде бы как начинает воплощаться. Я давно хотел заниматься кинематографом и вот эти 25 серий "Собрания заблуждений" – был такой технологический подход к этому. Я хоть понял, как делается кино, технологию и сколько это стоит. Когда папа мой Гарри Борисович больше года назад уже написал повесть "Пастух своих коров", я вдруг увидел там сценарий, хотя хотел снимать современно другой фильм. И попросил его подумать в эту сторону, и он написал сценарий, который как-то до сих пор живет своей жизнью, постоянно дописывается, что-то там меняется. И как-то так получилось, что видимо из-за того, что я поссорился с , потому что где-то в каком-то журнале появились отклики о том, как я себя веду, и Марк Рудинштейн сказал, что за это надо бить морду и вообще я, там, человек недостойный. Я тут же вызвал его на дуэль в прямой эфир "Хмурого утра". Морды мы бить не стали, а в конце эфира он признался, что, в общем, да, конечно, ведет себя не очень хорошо. Ну, и я тоже, мол. С тех пор нельзя сказать, что мы подружились Рудинштейном, но я получил приглашение на фестиваль сочинский, поехал туда и состоялся там же разговор о том, что неплохо было бы продюсерскому центру "Кинотавра" самим начать производить фильмы, замкнув таким образом цепочку – производят фильмы, дают им премии и показывают у себя в кинотеатрах. Замечательно! И это первый фильм, который производит продюсерский центр "Кинотавра", и как-то вдруг это стало реальностью. Хотя подготовительный этап работ почти год длится и вот у нас были первые съемочные дни. Мы все ждали снега...".

"Не дождетесь!".

"Да. Там 4 времени года проходят в картине и мы закончим снимать ее, дай Бог, в июле. И к осени, я думаю, что мы уже отмонтируем все и сможем что-нибудь показать".

"Ну, про что кино-то?".

"Это по жанру притча, только не пугайтесь – это такая нормальная притча с реальными действующими лицами. Кино про то, как молодой человек вместо обычной судьбы инженера решил избрать себе жизнь, в общем, он остается в деревне, куда приехали на пенсию его родители, и пытается создать себе свободу и независимость ни от кого и ни от чего. Кончается все это печально, потому что неправильно понятая свобода в таких огромных дозах и независимость, которая превращается в неприкаянность в конечном итоге – они дамы капризные и имеют обыкновение убивать. Ну, что с ним, в общем, и происходит. Фильм не мрачный, не тяжелый. Что мне кажется, что фильм про каждого, кто будет его смотреть, в той или иной степени, хотя у всех судьбы разные, но так или иначе приходятся делать выбор в ту или иную сторону. Я думаю, что это будет цеплять. И как сказал папа мой в ответ на вопрос "Это на широкого зрителя?" – "Скорее, на глубокого". Это фильм для глубокого зрителя. И мне хотелось бы здесь профессионально добиться трех простых вещей. Я считаю, что лучшие фильмы, которые я видел, они всегда снимались по этому правилу – это сюжет, который интересен каждому и задевает каждого, что вызывает слежение элементарное, это второй план – мои мысли, рассуждения, эмоции, которыми мы можем наполнить, которые будут интересны как раз тому самому глубокому зрителю, и, наконец, это должно быть интересно и для профессионалов тоже. И в этом смысле, я думаю, фильм, без выпендрежа, будет снят таким для нас немного необычным языком. Очень простым, с одной стороны, а с другой стороны, мне кажется, очень выразительным. Посмотрим!".

"Вы все по любви пытаетесь делать, все, что придумываете?".

"А какой смысл иначе? Всех денег не заработаешь. Того, что я зарабатываю, тяжело, кстати, зарабатываю, мне не хватает, ну, по ряду причин – приходится тратить деньги не столько на образ жизни, сколько на отношения. У меня ребенок есть в Америке, которому нужно посылать деньги время от времени, родители там же, ну, понятно. Но я никогда не ставил себе целью только заработок. Если ты делаешь то, что считаешь нужным, и тебе за это еще и платят, это блеск, счастье. Но иногда получается, что и не платят. Но тогда, а что же делать, надо работать. В театре, например, я получаю в месяц деньги, которые за час зарабатываю на телевидении, и что? Просить Райхельгауза платить больше? Я от этой-то зарплаты хотел отказаться в пользу театра, но Райхельгауз обиделся и сказал – нет, получай уж, на сок хватит и хорошо уже".

"Вам не страшно было на сцену выходить после такого перерыва?".

"Страшно, конечно. И сейчас страшно часто выходить. Единственное, что я понял, что вот эта сублимация, которой я занимался на телевидении и радио, это для актерского дела все равно сублимация, она помогла все-таки держаться в актерской форме. И я очень быстро, я, во-первых, ввелся в спектакль за неделю с двух репетиций, что, конечно, ужасно в моем положении и в моем возрасте. Ну, не знаю, успешно или нет – мне нравится. Ближайший спектакль 22 декабря, по-моему, поэтому, кому хочется – приходите, посмотрите".

"Что же, спасибо! На этом мы и закончим нашу встречу. Напомню, что наш сегодняшний гость Александр Гордон. Очень много вопросов для Саши на пейджере. Относиться можно по-разному, но то, что человек неординарный... Вот как вот – тот, кто ненавидит, слушает, потому что ему интересно, что будет дальше, и тот, кто любит, слушает, потому что ему интересно, что будет дальше – это почти цитата из того самого фильма "Части тела". Саша, удачи Вам, и счастливо!".

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

На экране он кажется циничным и жестким. В жизни Александр Гордон любящий молодой отец, успевающий и подгузники сыну поменять, и дом построить.

О сыне

– У меня с женой (в 2014 году Александр женился в четвертый раз, на 20-летней студентке ВГИКа Нозанин Абдулвасиевой, внучке режиссера Валерия Ахадова. – Прим. «Антенны») разница в возрасте 30 лет. Не вижу в этом ничего плохого, все естественно. Можно жить с любой разницей в возрасте, особенно когда у вас общий ребенок. Тут мне пожаловаться не на что. Пока все хорошо, тьфу-тьфу! Когда мы с Нозой куда-нибудь уезжаем, сына оставляем с родителями жены. Саша разлуку переносит легко. Он иногда путает свою маму с бабушкой, потому что они и внешне, и голосами похожи. Иной раз даже вздрагивает и не понимает, как это у него две мамы получилось. А вот мы, родители, расставание переживаем гораздо тяжелее. Что называется, скучаем. Для меня отцовство – это такое трудное удовольствие.

Сейчас, конечно, несложно ухаживать за детьми. А вот когда родился первый ребенок, тогда даже не знали такого слова – «памперс». Я и пеленки стирал, и ползунки – всякое было. Поэтому навыки в этом деле не утеряны. Если у меня нет утренней работы, а Нозе надо на первую пару в университет ехать, то, конечно, завтрак даю ему я. А потом с ребенком еще и пообщаться нужно. Честно признаюсь: когда сын начинает капризничать, а я не могу взять его на руки (пью утренний кофе, например), то сажаю Сашку в кресло, пристегиваю и врубаю какой-нибудь советский мультфильм. Но только на пять минут. Больше – уже вредно.

Со старшей дочкой Анной мы хорошо общаемся. Она по-прежнему живет в Америке. Кстати, Аня сдружилась с Нозой. Как говорят, сошлись характерами. И по скайпу с ней чаще разговаривает жена, так как я не люблю общение через экран компьютера. Каждое лето Аня вместе со своим бойфрендом Дэном приезжает в Россию, где им очень нравится. В этом году они усиленно работают, поэтому вряд ли возьмут отпуск. Хотя рвутся. Все время ругаюсь с дочкой из-за того, что она никак не хочет меня осчастливить внуками. Надоело спорить. Причем Дэн любит старые машины. И когда он приехал в Россию, я сказал будущему зятю: «Вот женишься, «копейку» подарю». А он прям фанатеет от «копейки». И теперь каждый раз, когда мне звонит, напоминаю: «Слушай, а они ведь не дешевеют, эти машины становятся только дороже, чего ты тянешь?» Как узнаю о свадьбе, сразу куплю автомобиль и даже отправлю сам в Америку. Эти американцы живут традициями – для них и в 35 лет первого ребенка родить не поздно и жениться через десять лет знакомства. Дэн, правда, там не коренной житель, он итальянец, мозги у парня на месте, но живет почему-то американским мышлением.

Нынешняя супруга Александра Нозанин и их сын Саша

Об отце

Споры у отца и сына только творческие

– У меня в отношениях с отцом (поэтом и художником Гарри Борисовичем Гордоном. – Прим. «Антенны») было разное. После первой картины «Пастух своих коров», где он был сценаристом и художником-постановщиком, мы больше полугода не разговаривали. Случился конфликт режиссера и сценариста. А на второй картине «Огни притона» мы сразу на берегу договорились, чтобы потом не обижаться. И то, что сделали вдвоем, он ценит, как мне кажется. А вот гордится ли мной или, наоборот, жалеет, что я появился в его жизни, – это у него надо спросить.

Не могу понять отцов, которые не общаются со своими детьми. Не берусь комментировать то, что происходит в отношениях Юлии Барановской и Андрея Аршавина. Лично не знаком с Андреем. Вижу, что между ними есть до сих пор какой-то конфликт. Странно другое: за целый год после развода Андрей так и не захотел увидеть детей, хотя ему никто не препятствует. А они у него чудесные! Я всех троих видел – прям замечательные такие детки!

О рыбалке и строительстве дома

– Для того чтобы отдохнуть, нужно сначала научиться отдыхать, а у меня по жизни это так и не получилось. На данный момент лучший отдых – рыбалка. Раньше любил посидеть с удочкой на берегу реки Медведицы (это приток Волги). Сейчас строю дом в Подмосковье – наконец-то будет собственное жилье. Все-таки 51 год уже: дерево посадил, пацана родил, пора уже и дом построить... Проект делал сам при помощи родственника архитектора. Придумал все от начала до конца, но сейчас иногда даже жалею об этом. А все потому, что на реализацию задуманного уходит громадное количество времени и денег. По моему замыслу строение надо вписать в местность так, чтобы его не было видно, чтобы создавалось ощущение, что со стороны улицы никакого дома нет. Сама архитектура простая: словно два помещения в одном. Гостевая часть, она же фасадная, такая светленькая, беленькая, с деревенскими ставенками. Дальше идет общая часть – большая гостиная, спальня, детская и кабинет, оформленные в совершенно другом стиле. С будущими соседями уже познакомился. Мне повезло в этом смысле: рядом живет замечательный документалист Олег Уралов, бывший зампредседателя Госкино. У нас с ним почти творческие посиделки. На стройку приезжаю, иду к нему. Он фильмы свои показывает, и мы их обсуждаем.

О женщинах

На 18-летней Нине телеведущий женился в 2011 году

– Научиться разбираться в психологии женщин невозможно. Каждая – отдельно выросший цветок: иногда кактус, иногда что-нибудь поприятнее. Комфортно всегда с любимой, хотя любовь зла, полюбишь и козла. Любовь уйдет, козел останется. Человек должен быть своим. А что этот «свой» делает – ругается ли с тобой с утра до вечера или, наоборот, сюсюкает, это уже неважно. Муж и жена одна сатана. Они друг для друга в первую очередь друзья. Мужчина и женщина тогда живут вместе, когда есть он, она и что-то третье между ними (я не про ребенка говорю). И это, конечно, очень трудно. Почти невозможно. Но случается.

Первая жена телеведущего Мария Бердникова

Брак с певицей и теле- и радиоведущей Катей Гордон длился шесть лет

С Наной Кикнадзе Александр прожил семь лет. Отношения пара регистрировать не стала

Досье

Образование: Театральное училище им. Б.В. Щукина.

Карьера: окончил Театр-студию им. Рубена Симонова, в 1989 году эмигрировал в США. В 1997 году вернулся в Россию. В 2005-м появился на «Первом канале» с программой «Гордон 2030», с 2007-го по 2013-й вел ток-шоу «Закрытый показ», с 2008-го по 2010-й – «Гордон Кихот», с 2013-го по 2014-й – «Они и мы». Сейчас в паре с Петром Толстым ведет ток-шоу «Политика», а с Юлией Барановской – проект «Мужское/Женское». Обладатель пяти премий «ТЭФИ». Как режиссер снял четыре картины: «Пастух своих коров», «ЛДПР. 20 лет лицом к России», «Метель» и «Огни притона».– В любой программе я выполняю определенную работу, которая требует, чтобы оправдывались ожидания зрителей – их надо удивлять и поражать. Трудно упрекать в цинизме актера, который играет определенную роль. Представьте, что есть такой же пожилой артист, как я. Раньше он играл «Гамлета» или «Короля Лира», а сейчас ему предлагают сценарии комедий дрянного качества. Зато смешно, и народ смотрит. Кто-то, может, откажется, а я не могу. Мне надо кормить семью. Причем не одну даже. Да, я не люблю телевидение. Мало того, не люблю кино, хотя сделал три фильма. Смотреть кино и его делать – это разные вещи. За всю мою карьеру было несколько счастливых моментов, когда мне реально нравилась работа. Это время прошло.

О друзьях

– За последние три года очень сильно подружился с Колей Хомерики – мы дружим семьями. У них девочка, она родилась на две недели раньше, чем наш ребенок. Я вообще горжусь Колей. Он замечательный человек и режиссер. Был у меня курьезный случай с Маковецким. Я его встретил как-то, когда гулял с ребенком. Поздоровались, поцеловались. У нас привычка, еще Щукинская, мужчины при встрече всегда целуются в щечку. Сергей посмотрел на сына и спрашивает: «О, а кто это?» Я ему отвечаю: «Чудо». Потом поболтали, Маковецкий пригласил на спектакль. Я обрадовался, у меня жена давно хотела попасть на «Онегина». На прощание интересуюсь: «Когда играешь-то?» А он: «Да кто его знает». И ушел. Остальные мои друзья не из сферы искусства. В шоу-бизнесе точно друзей нет. По поводу завистников никогда не интересовался. Еще какое-то время назад, когда я общественной деятельностью занимался, у меня были специальные люди, делавшие обо мне подборку мнений из интернета, и я даже как-то читал это. Сейчас меня совершенно не волнует никакое мнение.

На экране он кажется циничным и жестким. В жизни Александр Гордон любящий молодой отец, успевающий и подгузники сыну поменять, и дом построить.

О сыне

– У меня с женой (в 2014 году Александр женился в четвертый раз, на 20-летней студентке ВГИКа Нозанин Абдулвасиевой, внучке режиссера Валерия Ахадова. – Прим. «Антенны») разница в возрасте 30 лет. Не вижу в этом ничего плохого, все естественно. Можно жить с любой разницей в возрасте, особенно когда у вас общий ребенок. Тут мне пожаловаться не на что. Пока все хорошо, тьфу-тьфу! Когда мы с Нозой куда-нибудь уезжаем, сына оставляем с родителями жены. Саша разлуку переносит легко. Он иногда путает свою маму с бабушкой, потому что они и внешне, и голосами похожи. Иной раз даже вздрагивает и не понимает, как это у него две мамы получилось. А вот мы, родители, расставание переживаем гораздо тяжелее. Что называется, скучаем. Для меня отцовство – это такое трудное удовольствие.

Сейчас, конечно, несложно ухаживать за детьми. А вот когда родился первый ребенок, тогда даже не знали такого слова – «памперс». Я и пеленки стирал, и ползунки – всякое было. Поэтому навыки в этом деле не утеряны. Если у меня нет утренней работы, а Нозе надо на первую пару в университет ехать, то, конечно, завтрак даю ему я. А потом с ребенком еще и пообщаться нужно. Честно признаюсь: когда сын начинает капризничать, а я не могу взять его на руки (пью утренний кофе, например), то сажаю Сашку в кресло, пристегиваю и врубаю какой-нибудь советский мультфильм. Но только на пять минут. Больше – уже вредно.

Со старшей дочкой Анной мы хорошо общаемся. Она по-прежнему живет в Америке. Кстати, Аня сдружилась с Нозой. Как говорят, сошлись характерами. И по скайпу с ней чаще разговаривает жена, так как я не люблю общение через экран компьютера. Каждое лето Аня вместе со своим бойфрендом Дэном приезжает в Россию, где им очень нравится. В этом году они усиленно работают, поэтому вряд ли возьмут отпуск. Хотя рвутся. Все время ругаюсь с дочкой из-за того, что она никак не хочет меня осчастливить внуками. Надоело спорить. Причем Дэн любит старые машины. И когда он приехал в Россию, я сказал будущему зятю: «Вот женишься, «копейку» подарю». А он прям фанатеет от «копейки». И теперь каждый раз, когда мне звонит, напоминаю: «Слушай, а они ведь не дешевеют, эти машины становятся только дороже, чего ты тянешь?» Как узнаю о свадьбе, сразу куплю автомобиль и даже отправлю сам в Америку. Эти американцы живут традициями – для них и в 35 лет первого ребенка родить не поздно и жениться через десять лет знакомства. Дэн, правда, там не коренной житель, он итальянец, мозги у парня на месте, но живет почему-то американским мышлением.

Нынешняя супруга Александра Нозанин и их сын Саша

Об отце

Споры у отца и сына только творческие

– У меня в отношениях с отцом (поэтом и художником Гарри Борисовичем Гордоном. – Прим. «Антенны») было разное. После первой картины «Пастух своих коров», где он был сценаристом и художником-постановщиком, мы больше полугода не разговаривали. Случился конфликт режиссера и сценариста. А на второй картине «Огни притона» мы сразу на берегу договорились, чтобы потом не обижаться. И то, что сделали вдвоем, он ценит, как мне кажется. А вот гордится ли мной или, наоборот, жалеет, что я появился в его жизни, – это у него надо спросить.

Не могу понять отцов, которые не общаются со своими детьми. Не берусь комментировать то, что происходит в отношениях Юлии Барановской и Андрея Аршавина. Лично не знаком с Андреем. Вижу, что между ними есть до сих пор какой-то конфликт. Странно другое: за целый год после развода Андрей так и не захотел увидеть детей, хотя ему никто не препятствует. А они у него чудесные! Я всех троих видел – прям замечательные такие детки!

О рыбалке и строительстве дома

– Для того чтобы отдохнуть, нужно сначала научиться отдыхать, а у меня по жизни это так и не получилось. На данный момент лучший отдых – рыбалка. Раньше любил посидеть с удочкой на берегу реки Медведицы (это приток Волги). Сейчас строю дом в Подмосковье – наконец-то будет собственное жилье. Все-таки 51 год уже: дерево посадил, пацана родил, пора уже и дом построить... Проект делал сам при помощи родственника архитектора. Придумал все от начала до конца, но сейчас иногда даже жалею об этом. А все потому, что на реализацию задуманного уходит громадное количество времени и денег. По моему замыслу строение надо вписать в местность так, чтобы его не было видно, чтобы создавалось ощущение, что со стороны улицы никакого дома нет. Сама архитектура простая: словно два помещения в одном. Гостевая часть, она же фасадная, такая светленькая, беленькая, с деревенскими ставенками. Дальше идет общая часть – большая гостиная, спальня, детская и кабинет, оформленные в совершенно другом стиле. С будущими соседями уже познакомился. Мне повезло в этом смысле: рядом живет замечательный документалист Олег Уралов, бывший зампредседателя Госкино. У нас с ним почти творческие посиделки. На стройку приезжаю, иду к нему. Он фильмы свои показывает, и мы их обсуждаем.

О женщинах

На 18-летней Нине телеведущий женился в 2011 году

– Научиться разбираться в психологии женщин невозможно. Каждая – отдельно выросший цветок: иногда кактус, иногда что-нибудь поприятнее. Комфортно всегда с любимой, хотя любовь зла, полюбишь и козла. Любовь уйдет, козел останется. Человек должен быть своим. А что этот «свой» делает – ругается ли с тобой с утра до вечера или, наоборот, сюсюкает, это уже неважно. Муж и жена одна сатана. Они друг для друга в первую очередь друзья. Мужчина и женщина тогда живут вместе, когда есть он, она и что-то третье между ними (я не про ребенка говорю). И это, конечно, очень трудно. Почти невозможно. Но случается.

Первая жена телеведущего Мария Бердникова

Брак с певицей и теле- и радиоведущей Катей Гордон длился шесть лет

С Наной Кикнадзе Александр прожил семь лет. Отношения пара регистрировать не стала

Досье

Образование: Театральное училище им. Б.В. Щукина.

Карьера: окончил Театр-студию им. Рубена Симонова, в 1989 году эмигрировал в США. В 1997 году вернулся в Россию. В 2005-м появился на «Первом канале» с программой «Гордон 2030», с 2007-го по 2013-й вел ток-шоу «Закрытый показ», с 2008-го по 2010-й – «Гордон Кихот», с 2013-го по 2014-й – «Они и мы». Сейчас в паре с Петром Толстым ведет ток-шоу «Политика», а с Юлией Барановской – проект «Мужское/Женское». Обладатель пяти премий «ТЭФИ». Как режиссер снял четыре картины: «Пастух своих коров», «ЛДПР. 20 лет лицом к России», «Метель» и «Огни притона».– В любой программе я выполняю определенную работу, которая требует, чтобы оправдывались ожидания зрителей – их надо удивлять и поражать. Трудно упрекать в цинизме актера, который играет определенную роль. Представьте, что есть такой же пожилой артист, как я. Раньше он играл «Гамлета» или «Короля Лира», а сейчас ему предлагают сценарии комедий дрянного качества. Зато смешно, и народ смотрит. Кто-то, может, откажется, а я не могу. Мне надо кормить семью. Причем не одну даже. Да, я не люблю телевидение. Мало того, не люблю кино, хотя сделал три фильма. Смотреть кино и его делать – это разные вещи. За всю мою карьеру было несколько счастливых моментов, когда мне реально нравилась работа. Это время прошло.

О друзьях

– За последние три года очень сильно подружился с Колей Хомерики – мы дружим семьями. У них девочка, она родилась на две недели раньше, чем наш ребенок. Я вообще горжусь Колей. Он замечательный человек и режиссер. Был у меня курьезный случай с Маковецким. Я его встретил как-то, когда гулял с ребенком. Поздоровались, поцеловались. У нас привычка, еще Щукинская, мужчины при встрече всегда целуются в щечку. Сергей посмотрел на сына и спрашивает: «О, а кто это?» Я ему отвечаю: «Чудо». Потом поболтали, Маковецкий пригласил на спектакль. Я обрадовался, у меня жена давно хотела попасть на «Онегина». На прощание интересуюсь: «Когда играешь-то?» А он: «Да кто его знает». И ушел. Остальные мои друзья не из сферы искусства. В шоу-бизнесе точно друзей нет. По поводу завистников никогда не интересовался. Еще какое-то время назад, когда я общественной деятельностью занимался, у меня были специальные люди, делавшие обо мне подборку мнений из интернета, и я даже как-то читал это. Сейчас меня совершенно не волнует никакое мнение.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жареные лисички со сметаной и луком на сковороде — самый простой рецепт Жареные лисички со сметаной и луком на сковороде — самый простой рецепт Как проявляется отравление угарным газом Как проявляется отравление угарным газом Расчет энергетической ценности Энергетическая ценность единица измерения Расчет энергетической ценности Энергетическая ценность единица измерения