Какие стереотипы существуют. Русские пьют водку на завтрак и ужин

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Не секрет, что общество живет в мире стереотипов и домыслов, которые возникают из-за тривиальной нехватки информации (а в отдельных случаях - и знаний). Данная статья расскажет о происхождении этого термина и о том, какие социальные стереотипы существуют.

Стереотип: что это такое

Стереотип - термин из социальной психологии. В широком смысле слова это определенные убеждения, которые касаются какой-либо категории людей, а также определенная модель поведения, которая используется для определения всей группы таких людей или их поведения в целом. Стереотип - понятие, которое имеет много общего с такими терминами, как "обычай" и "традиция".

Эти мысли или убеждения не всегда точно отражают действительность. В психологии и других науках существуют различные концепции и теории стереотипов, которые имеют общие черты, а также содержат противоречивые элементы.

Происхождение термина

Необходимо знать этимологию данного слова, чтобы понять его суть. "Стереотип" происходит от греческих слов στερεός (стерео) - "твердый, затвердевший" и τύπος (типос) - "впечатление", следовательно, это слово можно перевести как, "твердое впечатление от одной или нескольких идей/теории".

Этот термин изначально употреблялся в основном в типографии. Впервые был использован в 1798 году Фирмином Дидотом для описания печатной формы, которая тиражировала любую печатную продукцию. Дубликат печатной формы, или стереотип, используется для печати вместо оригинала. Вне контекста типографии первое употребление слова «стереотип» датируется 1850 годом. Оно использовалось в значении "увековечение без изменений". Однако только в 1922 году термин "стереотип" впервые использовался в современном психологическом смысле американским журналистом Уолтером Липпманом в его работе "Общественное мнение". Постепенно данный термин входит в обиход и постоянно употребляется как в речи простых людей, так и в средствах массовой информации.

Виды стереотипов

Социальные стереотипы можно разделить на основные подвиды:

  • Стереотипы, относящиеся к народам и целым расам (например, стереотипы о русских и евреях).
  • О богатых и бедных.
  • Относительно мужчин и женщин.
  • О сексуальных меньшинствах.
  • Возрастные (как должен вести себя человек в том или ином возрасте).
  • Стереотипы, относящиеся к какой-либо профессии.

Это лишь часть предубеждений, которые влияют на социальные нормы и поведение людей.

Функции стереотипов

Первые научные исследования утверждалии, что стереотипы используются только жесткими и авторитарными людьми. Эта идея была опровергнута современными исследованиями, которые предполагают, что стереотипы общества существуют повсеместно.

Также было предложено рассматривать стереотипы как вид убеждения какой-либо группы людей, а это означает, что люди, принадлежащие к одной и той же социальной группе, имеют один и тот же набор стереотипов. Современные исследования утверждают, что полное понимание этого понятия требует рассмотрения его с двух взаимодополняющих точек зрения: как разделенных в пределах определенной культуры/субкультуры, так и сформированных в сознании отдельного человека.

Гендерные исследования

Гендерные предубеждения являются одними из самых доминирующих в общественном сознании. По этой причине половые различия между мужчинами и женщинами изучались экспертами различных научных направлений уже очень давно. Долгое время главной целью ученых, изучавших различия между мужчиной и женщиной, было найти научные доказательства гендерным стереотипам и тем самым предоставить достоверное обоснование сложившимся стереотипам касательно гендерных ролей.

Но данная задача так и не была решена: большинство исследований выявили гораздо больше сходств, чем различий между двумя противоположными полами, а выявляемые небольшие различия обычно имеют очевидно социальный базис. Например, мужчины, в отличие от представительниц прекрасного пола, согласно традиционной гендерной роли, сообщают, что не являются слишком эмоциональными и чувствительными. Однако измерения физиологических реакций и их мимики не раз показывали, что различий непосредственно в эмоциональных реакциях между противоположными полами не существует.

Другие научные данные в который раз подтвержают, что мужчины чувствуют гнев, грусть и тревогу так же часто, как женщины, но при этом чаще выражают злость и подавляют другие отрицательные эмоции, а женщины, наоборот, подавляют злость и выражают грусть и страх.

Это еще раз подтверждает, что это стереотипы восприятия нашего общества, которые очень мешают видеть объективную реальность.

Влияние гендерных предубеждений

Как и другие общественные стереотипы, гендерные предубеждения исполняют функцию оправдания социального, а именно полового, неравноправия. Данный вид стереотипов мешает как женщинам, так и мужчинам. К примеру, стереотипы, которые предписывают женщинам быть нежными и осуждают проявление агрессии и напористости, часто способствуют дискриминации представительниц прекрасного пола на работе.

Большинство стереотипов приписывают женщинам положительные свойства: чувственность, интуитивность и заботу. По мнению экспертов, в обществах с подобными стереотипами такие черты характера ценятся не так сильно, нежели рациональность и деятельность, которые присущи сильному полу. Таким образом, эти стереотипы создают и закрепляют андроцентризм — убеждение о мужчинах как о норме, касательно которой женский пол - это, по сути, отклонение.

Как показывают многие научные данные, приверженность этим сложившимся стереотипам и патриархальным взглядам на роли мужчины и женщины — одна из главных характеристик мужчин, которые совершают бытовое и сексуальное насилие по отношению к женщинам. Бытовое насилие всегда тесно связано с желанием сильного пола доминировать.

Предубеждения также вредят мужчинам, которые в силу тех или иных причин оказались не в сильной позиции. Например, мужчины, которые пережили сексуальное насилие, из-за прессинга этих стереотипов очень редко просят помощи, и даже если просят, часто не получают ее, так как врачи и полиция не верят, что мужчины могли стать жертвой такого вида насилия. Общество постепенно признает, что данные стереотипы очень часто далеки от реальности.

Стеклянный потолок

Все эти факторы создают эффект так называемого "стеклянного потолка". Данное понятие происходит из психологии полов, которое ввели в середине 1980-х годов, чтобы описать барьер в карьерном росте). Данный "потолок" ограничивает движение женского пола по карьерной лестнице по причинам, которые не связанны с их уровнем профессионализма. Впоследствии термин распространился и на представителей других социальных групп и меньшинств (этнические меньшинства, представители нетрадиционной ориентации и др.). Конечно, этого потолка официально не существует, поскольку он является негласным.

Карьерные последствия

По заявлениям организаций по защите прав женщин, женщины и сегодня сталкиваются с этим невидимым потолком. Так, около 80 % руководителей 500 главных компаний Америки являются мужчинами, несмотря на то что женщины составляют значительную часть всех работников на низовых уровнях в фирмах.

Данный барьер, по мнению экпертов, существует из-за устоявшихся стереотипов относительно женского пола и других социальных групп, которых угнетают. У данной категории лиц даже возможно появление так называемой боязни успеха. По мнению современных исследователей, главными препятствиями на пути женщин к высоким и ответственным должностям является традиционная кадровая политика фирм, которая полагает, что женщина не пригодна для роли руководителя.

Национальные предубеждения

Практически о любой национальности сложился тот или иной стереотип. Например, все евреи прагматичны и алчны, немцы - прирожденные педанты, а итальянцы - самые страстные мужчины.

Одним из самых главных предрассудков относительно русских является мнение о повальном алкоголизме населения России.

Однако, согласно мировой статистике потребления спиртных напитков по странам мира, Россия далеко не на первом месте. Следует признать, что это стереотип, не имеющий реальных оснований. Первые места в данном рейтинге принадлежат Молдове, Ирландии и Венгрии.

Еще один стереотип о России, что якобы русские - это хмурый и неприветливый народ. Конечно, не в российской традиции улыбаться каждому прохожему. Но вряд ли найдется другой такой народ в Европе, который так ответственно относится к чужому горю или житейским трудностям. В некоторых поселениях России даже сейчас можно постучаться в дом и попроситься на ночлег. Незваного гостя, конечно же, и накормят, и разрешат остаться на ночь.

Существуют также стереотипы о русских женщинах. Например, считается, что российские дамы самые красивые и женственные среди всех европеек. Однако и другие славянские женщины могут похвастаться своей привлекательной внешностью. Польки и украинки тоже славятся на рынке невест в Европе.

Конечно, стереотипов о России большое множество. В основном они распространены в западных странах, которые всегда опасались могучей и большой России.

Каждый сомнительный факт стоит проверять на подлинность. Очень часто оказывается, что это стереотип, всего лишь чье-то мнение, которое ничего общего с реальностью не имеет.

На первый взгляд эта роль кажется не столь значительной. Но это потому, что мало кто отдает себе отчет в том, что поддался влиянию общественных стереотипов. Большая часть используемых стереотипов остается неосознанной людьми, принимается ими как их собственная позиция, их собственные выводы. Даже такие расхожие стереотипы, вроде "все блондинки - дуры" - и то находят приверженцев. Люди довольно часто формируют представления о вещах не на основе собственных наблюдений и выводов, а на основе различных стереотипов, гуляющих в обществе. Иногда эти стереотипы подтверждаются их частным опытом, из чего они делают ошибочный вывод об их правильности, делают неверные обобщения. Стереотипы заменяют людям необходимость мыслить, подменяют собой понимание вещей. В той или иной мере стереотипам подвержены все люди, даже те, что отличаются определенной самостоятельностью мышления. Обычно они прибегают к стереотипам в областях, с которыми мало или совсем не знакомы.

Стереотипы, существующие в сознании человека, влияют на его поведение, т.к. создают превратное представление о действительности и человек поступает в соответствии с этим представлением. Стереотипы могут быть как собственными, сформированными самим человеком, так и общественными, сформированными обществом, которые человек усвоил и принял. Об этих последних и идет речь. Они наиболее опасны, т.к. формируют неправильные представления у большого количества людей, мешают их мышлению. Конечно, вредны не все стереотипы. Если бы у людей не формировались стереотипы, им было бы очень сложно существовать. Благодаря стереотипам мы знаем, что огонь жжется, снег холодный, а брошенный камень непременно упадет - и не нужно каждый раз в этом убеждаться, чтобы знать, что это так. Во многих жизненных ситуациях стереотип может помочь. К примеру, всем известно, что выключатели обычно находятся рядом с дверью, и это помогает быстро сориентироваться в незнакомом помещении и включить свет. Но во всем, что касается более сложных вещей, например, человеческого сознания и поведения, стереотипы только мешают. Надо стараться всегда четко различать, где действительное преставление о рассматриваемом предмете, а где стереотипы о нем же.

Часто люди становятся заложниками общественных стереотипов. Например, когда человек не имеет своей осознанной нравственной позиции, а подчиняется представлениям о нравственности, преобладающим в обществе - даже когда они идут вразрез с его внутренними ощущениями. В качестве примера можно привести ложно понятое чувство долга, основанное не на понимании или хотя бы интуитивном ощущении правильности поступка, а на бытующих стереотипах. Долгое время в обществе главенствовали представления о том, что долг женщины - покорность, преклонение перед мужчинами, а основная забота - поддержание домашнего очага. Мужчины окружены еще более древним стереотипом о роли добытчика. И по сей день и те, и другие изо всех сил стремятся этим стереотипам соответствовать. Нет ничего неправильного в чувстве долга - но только тогда, когда оно является следствием внутренних убеждений человека, подтверждено его совестью, а не вызвано под влиянием общественного мнения или общественных стереотипов. В противном случае, человек испытывает диссонанс, рассогласование в мотивах. С одной стороны он стремится соответствовать стереотипу, с другой - противится тому, чего от него требует этот стереотип. Когда человек руководствуется правильным пониманием долга, то он совершает то, что должен, добровольно, без всякого рассогласования, осознанно. Не потому, что от него этого ждут, а потому что сам так хочет, потому что понимает правильность своего поступка, его необходимость.

Стремление людей подгонять себя и других под определенные стереотипы портит им жизнь и отношения с окружающими, искажает их восприятие действительности. Зачастую люди судят о себе или о других не по тому, кто они есть на самом деле, а по неким существующим стереотипам о той группе людей, к которой они себя (или других) относят. Например, человек может относить себя к верующим людям, т.к. периодически посещает церковь, и на основании этого приписывать себе христианские добродетели, хотя на деле у него их может не быть. Бывает, что человек даже не пытается составить о себе (или о других) собственное мнение, а безоговорочно принимает общественный стереотип. К примеру, уже упомянутые блондинки могут соглашаться со стереотипом о том, что они глупы, и не то что не пытаться с этим бороться, а напротив - стараться соответствовать этому. У каждой условной группы людей есть определенный набор стереотипов, этой группе приписываемый, и если человека можно отнести к одной из таких групп, то ему автоматически приписываются стереотипы для данной группы. Что это могут быть за группы? Это группы, на которые делятся люди по возрастному, половому и прочим признакам: по профессии, уровню дохода, образования и т.д. К примеру, принадлежность человека к мужскому или женскому полу позволяет приписывать ему те стереотипы, которые относятся к данному полу. Хотя совершенно ясно, что принадлежность человека к определенному полу не свидетельствует о наличии у него определенных качеств, поведения, привычек, приписываемых людям этого пола. Следуя данному стереотипу, люди часто обманываются в своих ожиданиях. Например, женщина, выходя замуж, ожидает, что будет под защитой мужа, а оказывается, что тот не обладает нужными для этого качествами. Или мужчина женится, рассчитывая, что жена будет готовить, сидеть с детьми и заниматься домом, а она выбирает карьеру. Люди становятся жертвами стереотипов. Понятно, что нельзя проецировать известные стереотипы на всех подряд. Надо узнавать самого человека, его качества, пытаться понять его стремления и взгляды, а не приписывать ему некие свойственные его группе стереотипы.

Стереотипы - клетка для сознания. Их следует распознавать и отказываться от них в пользу понимания вещей, восприятия действительности в неискаженном стереотипами виде.

Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка Корнеева Елена Николаевна

Жизненные стереотипы

Жизненные стереотипы

Жизненные стереотипы представляют собой цепь привычек, связанных с ними форм поведения и вытекающих из них черт характера. Возникают они под влиянием внешних условий жизни и деятельности, социальных запретов и свобод, режимов работы и отдыха, общепринятых способов удовлетворения насущных потребностей, распространенных среди членов данной общности вариантов структурирования времени, характера их социальной активности.

Образ жизни и привычки горожан отличаются от образа жизни и привычек жителей сельской местности. Ускоренный ритм жизни первых, насыщенность каждого промежутка времени разнообразными событиями рождают суетность и отстраненность. Общение жителей больших городов часто поверхностно, носит скорее ритуальный характер: «Привет!» – «Привет! Как жизнь?» – и разбежались. Пространственная удаленность мест их проживания, частично компенсируемая техническими средствами связи, приводит к подмене непосредственных контактов телефонными разговорами, «смсками», и тому подобное. Из отношений людей уходят теплота и душевность. Одно дело «отзвониться» и поздравить, скажем, с днем рождения или юбилеем, и совсем другое – провести вечер вместе за чашкой чая и именинным пирогом.

Образ жизни в не меньшей степени определяет и поведение детей и подростков. Разные внешние обстоятельства порождают и у них своеобразные способы удовлетворения потребностей в новых впечатлениях, активности, общении, приобретении социального статуса.

Типичные ситуации

Перебрались мы в областной центр примерно год назад. В поселке совсем туго с работой было.

А здесь муж сразу устроился на работу в фирму, я в аспирантуру поступила. Квартиру купили. Но дети плачут, на все каникулы просят отправлять их обратно к бабушке и дедушке. Там у каждого своя компания была. С утра до ночи где-то носились. А здесь сидят на диване у телевизора. Спрашиваем: «Неужели хороших ребят в школе нет? Не надо быть такими зазнайками!» А они только плечами пожимают.

До пяти лет Игорь дома сидел с бабушкой. Ну, сами понимаете, возраст, последний внук, остальные уже взрослые почти. Лдаптировался он в саду нормально, нравится ему. С ребятами-то веселее. Но как он изменился: раньше тихий был, смирный, сидел, конструировал что-нибудь. Но теперь же это какой-то ураган. Только что на ушах не ходит! И не утихомиришь никак. Орет, носится, галдит. В выходные бы отдохнуть, а у нас Содом и Гоморра. Ждем – не дождемся понедельника, чтобы снова в сад отправить.

Обратимся к приведенным примерам.

Отрыв от привычного образа жизни привел к столкновению ребят с новыми жизненными стереотипами их же сверстников, но проводящих свое время как-то иначе. Чужеродность и непонятность этих стереотипов обусловливают у детей внутренний протест, возможную агрессивность, которые родители принимают за зазнайство. Ребята эти интуитивно стараются держаться вместе, хотя разница в возрасте раньше приводила к тому, что у каждого была своя компания. Их сплоченность, привязанность друг к другу вызваны скорее не взаимной симпатией, а общностью воспоминаний и сходством ощущений от переживаемого в настоящий момент. Грустное ностальгическое настроение, тоска по утраченному есть не что иное, как реакция на ломку привычного жизненного стереотипа.

Представьте, что вам пришлось сутки провести на вокзале или в аэропорту. Вас также охватит тоска. Вы также будете неприкаянно слоняться без дела, хотя работники этих учреждений не будут испытывать ничего похожего. Они, находясь в тех же условиях, что и вы, будут полны сил и энергии, ведь вокзальная жизнь привычна и понятна им. А что касается семьи, перебравшейся в областной центр, то, если бы в ней был один ребенок, он скорее адаптировался бы к новой жизни, перестроив свои представления и освоив новые стереотипные формы поведения. В данной же ситуации дети держатся друг за друга как за спасительную соломинку и свято верят в то, что старая жизнь была лучше нынешней.

Во втором случае изменение образа жизни ребенка связано с достаточно поздним поступлением в детский сад. До того им занималась в основном бабушка, которая успела воспитать уже не одного внука. Позиция самого младшего в большом семейном клане, скорее всего, привела к тому, что ребенок привык находиться на особом положении, предполагающем вседозволенность, наличие привилегий, всеобщую любовь и обожание. Родители видели ребенка лишь вечерами, когда он, набегавшись и наигравшись, удовлетворив свое любопытство, проводит остаток дня за настольными играми. Неслучайно в рассказе прозвучала фраза о бабушкином преклонном возрасте. Она, как человек пожилой, при всей своей любви к внуку уже не могла удовлетворять его потребность в активной познавательной деятельности, шумных играх в мяч, резвости и проказах, нормальных для возраста мальчика.

И вот ребенок после разгульной домашней жизни, когда его привычки спать допоздна, есть, что захочешь, делать, что душа пожелает, уже сформировались, попадает в детское учреждение, где на первом месте – режим, на втором – групповые занятия, проводимые по расписанию. Здесь одна воспитательница на двадцать пять-тридцать ребятишек. Ее задача – организовать совместную игровую деятельность детей, а не потакать своевольным выходкам каждого. А поскольку именно в возрасте от четырех до пяти лет у дошкольников наиболее сильно выражена потребность в одобрении взрослых, то, скорее всего, в саду мальчик ведет себя в соответствии с предъявляемыми требованиями. Но следование новым стереотипам (быть аккуратным, вежливым, сдержанным, делать, что говорят, ладить с детьми, не вызывать нареканий) привело к тому, что поведение ребенка дома резко изменилось. От былого спокойствия не осталось и следа. Поскольку дома меньше сдерживающих факторов, ведь здесь он по-прежнему на особом положении, то Игорь кричит и бесится, позволяет себе шумные проказы и выходки. Его поведение дома и в детском саду, по сути, противоположно. Старая позиция в новых социальных условиях привела к изменению характера ребенка.

Жизненные стереотипы порождают социально-типичные формы поведения и черты характера людей. Наличие типичных черт не отрицает нашу индивидуальность, но делает нас членами одной социальной общности, группы. Группа эта может быть достаточно большой или малой, но она обязательно имеет свои нормы. Реализуемые раз за разом ее членами, они обретают характер стереотипов.

Почему же тогда участники одной ситуации, члены одной группы не становятся точной копией друг друга? Да потому, что сила одних и тех же потребностей не равна у разных индивидов. Да и природные предпосылки играют не последнюю роль. Но, тем не менее, можно с уверенностью сказать, что определенные жизненные стереотипы порождают своеобразные типы характеров, как бы производят людей с определенным психическим складом. Ломка же стереотипов неизбежно отражается на характерологических особенностях детей, как, впрочем, и людей постарше.

Из книги Люди, которые играют в игры [книга 2] автора Берн Эрик

Жизненные планы Судьба каждого человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире. Человек сам планирует собственную жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, а сила

автора Шейнов Виктор Павлович

Жизненные установки Маленький Вовочка, читающий книгу "Мифы Древней Греции ", спрашивает отца: – Папа, а почему древние греки всегда изображали Победу в виде женщины? – Когда женишься – узнаешь… Вечные конкурентки Соперничество за мужчину накладывает на женщину

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Жизненные установки Маленький Вовочка, читающий книгу "Мифы Древней Греции ", спрашивает отца: - Папа, а почему древние греки всегда изображали Победу в виде женщины? - Когда женишься - узнаешь… Вечные конкуренткиСоперничество за мужчину накладывает на женщину

Из книги Гендерная психология автора Автор неизвестен

Гендерные стереотипы Под стереотипом понимается набор черт, приписываемых членам определенной социальной группы [цит. по: 7, с. 147]. В отечественной литературе определение гендерных стереотипов было предложено в статье О. А. Ворониной и Т. А. Клименковой «Гендер и

Из книги Одаренный ребенок [Иллюзии и реальность] автора Юркевич Виктория Соломоновна

1. Вредные стереотипы Есть много стереотипов в нашей жизни, лишь меньшая часть из них, концентрирующая живой многовековой человеческий опыт, полезна. Значительная же часть представляет собой своего рода черствый опыт - что-то, бывшее разумным когда-то и в других

Из книги Психология автора Робинсон Дейв

Из книги Люди, которые играют в игры [Психология человеческой судьбы] автора Берн Эрик

А. Жизненные планы Судьба человека определяется тем, что происходит в его голове, когда он вступает в противоречие с внешним миром. Каждый человек сам планирует свою жизнь. Свобода дает ему силу, чтобы осуществлять собственные планы, а сила дает свободу вмешиваться в

Из книги Как правильно воспитать своего мужа автора Леонов Владимир

Стереотипы замужества Нашим поведением управляют стереотипы. С одной стороны, они освобождают человеческий мозг от рутинной, механической работы, заставляя его действовать по каким-то определенным шаблонам. Если бы не было этих клишированных операций, мы были вынуждены

Из книги Все из-за меня (но это не так) [Правда о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости] автора Браун Брене

Стереотипы и ярлыки Хотя все мы каждый день пользуемся стереотипами, думаю, полезно будет начать с определения. Вот самое четкое из найденных мной: «Стереотип – это чрезмерно обобщенная, жесткая характеристика, приписываемая людям, принадлежащим к определенной группе»

Из книги Думай медленно... решай быстро автора Канеман Даниэль

Каузальные стереотипы Теперь взгляните на ту же историю с иным представлением априорной вероятности.У вас есть следующие данные: У обеих компаний одинаковое число машин, но «Зеленые» такси связаны с 85 % происшествий. Информация о свидетеле такая же, как в предыдущей

Из книги Мысль творит реальность автора Светлова Маруся Леонидовна

Две жизненные философии Система негативных убеждений знакома каждому из нас, потому что мы сами жили в этих представлениях и ежедневно встречаем людей, живущих с этими убеждениями, мнениями, мыслями.Так думает большинство людей. Это «массовое» отношение к жизни. Это

Из книги Общественное мнение автора Липпман Уолтер

Часть 3 СТЕРЕОТИПЫ

Из книги Манипуляция сознанием. Век XXI автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Глава 6 Стереотипы 1Каждый из нас живет и работает на небольшом участке нашей планеты, вращается в узком кругу знакомых и из этого узкого круга знакомых лишь немногих знает достаточно близко. Если происходит какое-то значимое событие, то мы, в лучшем случае, можем

Из книги Почему они такие разные? Как понять и сформировать характер вашего ребенка автора Корнеева Елена Николаевна

§ 5. Стереотипы Одним из главных «материалов», с которым орудует манипулятор, являются социальные стереотипы. Метафоры – это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Это – выраженные художественно стереотипы.В словарях сказано: «Социальный

Из книги Проект «Человек» автора Менегетти Антонио

Гендерные стереотипы – стереотипы мужественности и женственности Стереотипы мужественности и женственности проникают в наше сознание с детства. Они регламентируют нашу жизнь, вырабатывают особый взгляд на происходящее. Дети не являются исключением. Им достается даже

Что такое стереотипы? Я думаю, что это некие генерализации (обобщения) определённого человеческого опыта, и возникают они из-за того, что мы живём в социуме. Кстати, изначально это понятие произошло от древнегреческого и состояло из двух слов "твёрдый"+"отпечаток". Так называлось печатное приспособление в типографии, а потом это понятие стало использоваться относительно способов мышления. После этакого разбора происхождения значения слова - оно уже становится крайне неприятным! Нет, я согласна, что устойчивые жизненные позиции очень важны для личностного развития и просто для нормальной человеческой жизни. Но это в том случае, когда Вы их полностью продумали, осознали и даже можете обосновать. Однако, стереотипы - это явление обычно ригидное, часто очень неосознаваемое и, между тем, прочное - этакий укоренившийся участок мышления. Стереотипам даже не нужно обучаться специально, в отличие от других знаний.

Примеры стереотипов

Простые распространённые примеры: "У красивой и интересной женщины обязательно уже есть мужчина", "К 25 годам каждая нормальная девушка должна уже быть замужем и родить ребёнка", "Мужчины не плачут", "Приглашать на свидание и признаваться в любви первым должен мужчина", "То что стоит дорого стоит - обязательно лучше того, что дешевле", "Каждый нормальный человек должен ходить на работу" и т.д. и. т.п. Вы сами может вспомнить не один и не два подобных примера, а может быть даже рассказать о случаях из жизни, когда страдали от воздействия стереотипов. Например, если девушке уже около 30 лет, то она наверняка устала слышать от знакомых и не очень, от близких и далёких вопрос на тему: "Когда же Вас посетит аист?" К сожалению, подобное происходит сплошь и рядом, влияя на нашу жизнь самым разным способом - кто-то второпях выходит замуж, кто-то не может познакомиться с тем, кто нравится (так как тот человек: «Слишком красив/богат/стар/молод...»), кто-то ежедневно буквально тащит ноги на надоевшую работу - и всё это для того, чтобы быть как все, чтобы избавить себя от недоуменных разговоров и взглядов. В результате очень многие чувствуют себя несчастными... К тому же - если Вы делаете что-то, что не доставляет Вам удовольствия, но не можете перестать, так как боитесь осуждения других, то очень скоро Вы рискуете потерять самого себя среди этих других - увы.

Что можно рекомендовать, дабы избавиться от влияния стереотипов? Многие психологи дадут очень простой совет, который на первый взгляд кажется сложным: «Будьте самим собой!» Что это значит? Значит верить в себя, доверять миру и вместо того, чтобы слушать окружающих, делать то, что считаете правильным (если конечно это не связано с чем-то социально-опасным). Услышьте самого себя, свои потребности, используйте творчество и, самое главное - будьте счастливы! Несчастливый человек не способен развиваться, а без развития нет и жизни. Потому отбросьте все стереотипы, мешающие Вам быть счастливыми! Хотя, если очень хочется, то оставьте парочку полезных - оберегающих Вас от чего-либо плохого (если действительно уверены, что оно плохое)

И, напоследок добавлю - возьмите уже ответственность за свою жизнь на себя !

Стереотипы – это хар-ки, которые описывают членов соц.групп, приписываются им или ассоциируются с ними. До сегодняшнего дня в обыденном сознании и в средствах массовой К о стереотипах весьма распространено мнение как о негативном явлении. Во многом это связано с тем, что в мировой науке чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации этнических меньшинств.. Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как соц.явлением и стереотипизацией как психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий стереотипизация стала рассматриваться как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации.Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности инф-цией, но и в результате ее качественной неопределенности. Стереотипизацию следует рассматривать как средство постижения соц.значения инф-ации. Т.е. стереотипизация сущ. главным образом не для того, чтобы экономить познавательные ресурсы воспринимающего индивида, а скорее для того, чтобы отразить социальную реальность. Психологич.механизм стереотипизации во все времена использовался в различных реакционных политических доктринах, санкционирующих захват и угнетение народов, для сохранения господства поработителей путем насаждения негативных стереотипов о побежденных и порабощенных. С другой стороны, стереотипы часто выполняют негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке инф-ции о конкретном партнере по общению. К сложностям при налаживании взаимопонимания между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные стереотипы. Выделяют 4 разновидности этнокультурной стереотипизации: простые авто- и гетеростереотипы (что мы думаем о себе и о «чужих») и переносные авто- и гетеростеротипы (что мы предполагаем о том, что «чужие» думают о нас и о себе самих.

54.Стратегии межличностного взаимодействия.

Выбор той или иной стратегии межличностного взаимодействия зависит от комм.стиля. Понятие комм. стиля обозначает привычные, устойчивые способы поведения, присущие данному человеку, которые он использует при установлении отношений и взаимодействии с др. людьми. Понимание собственного комм.стиля и умение распознавать стиль партнера по К - важные характеристики комм. компетентности. Большинство исследователей стилей деятельности и общения разделяют следующие методологические установки: стиль представляет собой проявление целостности индивидуальности; - стиль связан с определенной направленностью и системой ценностей личности; - стиль выполняет компенсаторную функцию, помогая индивидуальности наиболее эффективно приспособиться к требованиям среды. Каждый человек в своей жизни, согласно Адлеру, поставлен перед тремя неизбежными проблемами: 1) профессиональная проблема: как найти занятие, которое позволило бы выжить в сложном социальном мире; 2) проблема сотрудничества и дружбы: как занять такое положение среди других людей, которое позволило бы сотрудничать с ними и пользоваться совместно преимуществами сотрудничества; 3) проблема любви и супружества: как приспособиться к тому факту, что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни. Все эти проблемы взаимосвязаны Стили поведения в межличностных отношениях, лишь намеченные в концепции Адлера, получили глубокое исследование и развитие в работах немецкого психолога К. Хорни. Основной тезис ее подхода заключается в следующем: в целях достижения чувства безопасности в окружающем мире, снижения тревоги человек прибегает к разным защитным стратегиям. Каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми: - ориентация на людей, или уступчивый тип. Этот тип предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность, беспомощность. Человеку уступчивого типа необходимо, чтобы в нем нуждались, любили и защищали его, руководили им. Подобные люди завязывают отношения с целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности, однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно; - ориентация от людей, или обособленный тип. Для этого типа хар-на установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате человек такого типа утрачивает истинную заинтересованность в людях, привыкает к поверхностным наслаждениям. Для данного стиля хар-рно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности; - ориентация против людей, или враждебный тип. Этот стиль характеризуется доминированием, враждебностью, тягой к эксплуатации. Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, все направлено на повышение собственного престижа, статуса или на удовлетворение личных амбиций.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Тур, или первобытный бык - Безумный Зоолог — ЖЖ Сообщение про тура животное Тур, или первобытный бык - Безумный Зоолог — ЖЖ Сообщение про тура животное Фото морских черепах - среда обитания морских черепах Фото морских черепах - среда обитания морских черепах Слоновая черепаха Все о слоновой черепахе ш 8 Слоновая черепаха Все о слоновой черепахе ш 8