Жизнь человеческой души после смерти научно доказана! Владимир Стрелецкий на LightRay. Жизнь души вне тела

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Человека всегда интересовал вопрос: существует ли жизнь души после смерти тела человека?

Воспоминания о прошлых жизнях, стали широко известными с развитием печатной продукции: книг и газет. Причём, они имели достоверные подтверждения, чем и вызвали к себе большой, неподдельный интерес. Эти опыты получения информации из своих прошлых жизней, в основном имеет два источника:

  1. Полученные во время проведения регрессивной терапии ;
  2. Воспоминания детей о своих прошлых жизнях;
  3. Люди внезапно начинают говорить на иностранных языках, в том числе древних.

Жизнь души после смерти тела, ВИДЕО.

========================

Жизнь души после смерти тела человека.

Регрессивная терапия, проводится в тех случаях, когда человек, получивший в прошлом психологическую, или физическую травму, продолжает испытывать на себе её последствия. Суть этого метода заключается в том, что человек, с помощью специалиста, во всех подробностях, вспоминает момент получения этой травмы, и после этого, человек перестаёт испытывать на себе эти негативные последствия. Во время терапии, пациент находится в полном сознании.

Так же, при проведении терапии подобного рода, применяется так называемый регрессивный гипноз, когда человека вводят в гипнотический сон, и гипнолог помогает вспомнить момент времени, когда была получена психологическая, либо физическая травма. Самым удивительным было то, что многие пациенты вспоминали события, которые не происходили с ними в этой жизни. А после подробного восстановления картины произошедшего, пациент также избавлялся от всех негативных последствий, связанных с восстановленными в памяти событиями. Под гипнозом, человек мог описать события из своего прошлого, которые, при тщательной проверке – подтвЕерждались! Это наглядно подтверждает тот факт, что человеческое сознание существует независимо от физического тела. Ознакомившись с подробными исследованиями (подробнее в разделе ) можно сделать, такой же вывод. Там же представлены научные исследования жизни души после смерти.

Помимо избавления от проблемы, доказательством реальности происходивших с человеком событий в прошлой его жизни, являлось и то, что многие пациенты, во время проведения сеанса гипноза, начинали говорить на древних языках, могли точно описать одежду, которую действительно носили в то время. Ещё одним подтверждением достоверности воспоминаний о прошлых жизнях, является и то, что гипнотический транс – это единственное состояние человека, в котором он не может врать , так как гипнолог работает с памятью пациента, без участия его сознания.

Можно найти много материалов, в которых содержатся воспоминания людей о прошлых жизнях, под воздействием регрессивного гипноза, а также во время проведения регрессивной терапии, без введения испытуемого в гипнотическое состояние. Интересен и тот факт, что некоторые люди, в ходе проведения им регрессивной терапии, вспоминали себя растениями. Вопрос о наличии души у растений также освещается на нашем сайте.

  1. Керол Боумэн »Прошлые жизни детей»

Это одна из  замечательных книг про воспоминания из прошлых жизней. В своей   книге Кэрол Боумэн раскрывает неоспоримые свидетельства воспоминаний о прошлых жизнях у детей. Эти переживания не просто реальны – они встречаются гораздо чаще, чем мы можем себе представить.

  1. Ричард Вебстер »Воспоминания о прошлых жизнях»

Автор — известный врач-гипнолог, уже помог сотням людей, восстановить  воспоминания о прошлых жизнях. Исследуя пациентов, он сделал вывод, что события и травмы  полученные в прошлых жизнях, могут оказывать сильное влияние в настоящей жизни. Опыт гипнолога позволил ему разработать двенадцать методов для воскрешения воспоминаний о прошлых  жизнях. В книге представлены разработанные им психотехнические методы, сопровождаемые подробными историями болезней его пациентов, а также примеры из частной практики.

Эта книга даёт возможность по новому взглянуть на жизнь и смерть. Вы не только получите более ясное понимание своего предназначения в этой жизни, но и узнаете, как вы жили раньше.

  1. «Майкл Ньютон , «ПУТЕШЕСТВИЕ ДУШИ» Можно почитать онлайн эпизоды из книги и — саму книгу (страница открывается в новом «ОКНЕ»)

Это книга - сенсация! Она стала мировым бестселлером.

Благодаря ей, широкому кругу читателей  впервые стала доступна достоверная, подробная научная информация о том, что происходит с человеком после смерти. То, что в ней описывается, окончательно снимает тайну с самого загадочного процесса, перехода в новую, следующую жизнь.

  1. Майкл Ньютон«ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ДУШИ» — РЕКОМЕНДУЮ .

Майкл Ньютон гипнотерапевт высшей категории. Он вводил своих пациентов в глубокий гипнотический транс, и записывал их воспоминания, когда те выходили из своего физического тела. Глубокий гипнотический транс, это — единственное состояние человека. когда он — НЕ МОЖЕТ ВРАТЬ ЛИБО — ВООБРАЖАТЬ ЧТО-ЛИБО. Книга Майкл Ньютон »ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ДУШИ», стала — бестселлером сразу после своего выхода.

Как и предыдущая книга автора, она основана на реальном, научном, практическом опыте. Эта книга поможет каждому  найти свое место в этой жизни с максимальной пользой, понять свое настоящее  предназначение не только в коротком промежутке времени, называемом жизнь, а в бесконечной вечности, которая принадлежит человеку.

  1. Майкл Ньютон »Воспоминания жизни после жизни»

Что такое жизнь? Что такое смерть? Каково истинное предназначение нашей жизни? Что нас ожидает после смерти? На все эти вопросы, даются ответы в этой книге.

Эта книга, является продолжением сенсационных исследований жизни после смерти, опубликованных в ставших всемирными бестселлерами книгах »Путешествия Души» и »Предназначение души».

  1. Рэймонд Моуди »Жизнь до Жизни»

Есть ли жизнь после смерти?

Даже закоренелые скептики и атеисты не смогут сказать об этой книге, что все сказанное здесь – выдумка. Эта книга, написана  ученым, врачом, исследователем. Двадцать семь лет назад »Жизнь после жизни» коренным образом изменила наше понимание того, что собой представляет смерть. Исследования доктора Моуди облетели весь мир и в немалой степени помогли сформировать современные представления о том, что человек испытывает после смерти.

  1.  Рэймонд Моуди »Жизнь после жизни»

Книга Рэймонда Моуди «Жизнь после жизни» коренным образом изменила наше понимание того, что собой представляет смерть.

О переселении души человека после смерти его физического тела было известно давно.

Так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское, а из него в старческое, после смерти она получает новое тело. Такая перемена не беспокоит того, кто осознал свою духовную природу.

«Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело». ).

«Душа не рождается и не умирает. Она не возникла однажды в прошлом и никогда не перестанет существовать. Она нерождённая, вечная, всегда существующая, бессмертная и изначальная. Она не уничтожается, когда погибает тело». ).

Многочисленные подтверждённые факты, говорят о том, что человеческая личность – есть энергетическая волновая субстанция, которая, в момент зачатия, в соответствии с кодом ДНК, формирует физическое тело, инициирует в нём процессы жизнедеятельности, и после его непригодности – повторяет это процесс заново в другом месте, в другом физическом теле, сохраняя при этом, информацию о прошлых событиях.

— объективные факты несостоятельности теории Дарвина, также научно - популярный фильм, полностью опровергающий дарвинизм.

— основные направления духовного знания и пути духовного развития человека.

— рассмотрение популярных ответов на этот вопрос, и определение одного правильного ответа.

Потусторонний мир - весьма интересная тема, о которой каждый задумывается хоть раз в жизни. Что после смерти происходит с человеком и его душой? Может ли он наблюдать за живыми людьми? Эти и многие вопросы не могут не волновать. Самым интересным является то, что существует немало различных теорий о том, что после смерти происходит с человеком. Попробуем в них разобраться и ответить на вопросы, волнующие многих людей.

«Тело твоё умрет, а душа будет жить вечно»

Этими словами обращался в своем письме к умирающей сестре епископ Феофан Затворник. Он, как и другие православные священники, верил в то, что умирает только тело, а вот душа живет вечно. С чем это связано и как это объясняет религия?

Православное учение о жизни после смерти слишком велико и объемно, поэтому рассмотрим лишь некоторые его аспекты. В первую очередь для того, чтобы понять, что после смерти происходит с человеком и его душой, необходимо выяснить, какова же цель всей жизни на земле. В Послании к евреям Святого Апостола Павла есть упоминание о том, что каждый человек должен когда-то умереть, а после этого будет суд. Именно так сделал Иисус Христос, когда добровольно отдался врагам на смерть. Тем самым он смыл грехи многих грешников и показал, что праведных так же, как и его, однажды ждет воскрешение. Православие считает, что если бы жизнь не была вечной, то она бы не имела смысла. Тогда бы люди действительно жили, не зная ради чего они рано или поздно умрут, не было бы смысла делать добрые дела. Именно поэтому душа человека бессмертна. Иисус Христос открыл для православных и верующих врата Небесного Царства и смерть является лишь завершением приготовления к новой жизни.

Что такое душа

Душа человека после смерти продолжает жить. Она является духовным началом человека. Упоминание об этом можно встретить в Бытие (2 глава), а звучит оно примерно следующим образом: «Бог создал человека из земного праха и в лицо его подул дыханием жизни. Теперь человек стал живой душой». Священное писание «говорит» нам о том, что человек двусоставен. Если тело способно умереть, то душа живет вечно. Она - живая сущность, наделенная способностью мыслить, помнить, чувствовать. Иными словами, душа человека после смерти продолжает жить. Она все понимает, чувствует и - самое главное - помнит.

Духовное видение

Для того чтобы убедиться в том, что душа действительно способна чувствовать и понимать, необходимо лишь вспомнить случаи, когда тело человека на некоторое время умирало, а душа все видела и понимала. Подобные истории можно прочитать в самых различных источниках, например, К. Икскуль в своей книге «Невероятное для многих, но истинное происшествие» описывает, что происходит после смерти с человеком и его душой. Все, что написано в книге, является личным опытом автора, который заболел тяжелой болезнью и испытал на себе клиническую смерть. Практически все, что можно прочитать на эту тему в различных источниках, очень схоже между собой.

Люди, которые испытали на себе клиническую смерть характеризуют её белым окутывающим туманом. Внизу виднеется тело самого человека, рядом - его близкие и врачи. Интересно, что душа, отделившаяся от тела, может перемещаться в пространстве и все понимает. Некоторые утверждают, что после того, как тело перестает подавать какие-либо признаки жизни, душа проходит по длинному тоннелю, в конце которого горит яркий белый цвет. Затем, как правило, в течение некоторого времени душа снова возвращается в тело, и сердце начинает биться. А если человек умирает? Что тогда происходит с ним? Что делает душа человека после смерти?

Встреча с себе подобными

После того как душа отделяется от тела, она может видеть духов, как плохих, так и хороших. Интересно то, что, как правило, она притягивается к себе подобных, и если при жизни какая-либо из сил имела на нее влияние, то и после смерти она будет к ней привязана. Этот период времени, когда душа выбирает себе «компанию», называют Частным Судом. Именно тогда становится совершенно понятно, напрасно ли прошла жизнь этого человека. Если он выполнял все заповеди, был добр и щедр, то, несомненно, рядом с ним будут находиться такие же души - добрые и чистые. Противоположная ситуация характеризуется обществом падших духов. Их ждут вечные муки и страдания в аду.

Первые несколько дней

Интересно, что происходит после смерти с душой человека в первые несколько дней, ведь этот период является для нее временем свободы и наслаждения ею. Именно в первые три дня душа может свободно перемещаться по земле. Как правило, она находится в это время возле своих родных людей. Она даже пытается с ними говорить, но получается это с трудом, ведь человек не способен видеть и слышать духов. В редких случаях, когда связь между людьми и умершими очень велика, они чувствуют присутствие родной души рядом, но не могут этого объяснить. По этой причине погребение христианина совершается именно спустя 3 дня после смерти. Кроме того, именно этот период необходим душе для того, чтобы осознать, где она теперь находится. Ей приходится нелегко, она, возможно, не успела с кем-либо попрощаться или что-либо кому-то сказать. Чаще всего человек не готов к смерти, и эти три дня нужны ему, чтобы понять суть происходящего и попрощаться.

Однако в каждом правиле бывают исключения. Например, К. Икскуль начал свое путешествие в другой мир в первый день, поскольку так велел ему Господь. Большинство святых и мучеников были готовы к смерти, и для того, чтобы перейти в другой мир, им понадобилось всего лишь несколько часов, ведь это и была их основная цель. Каждый случай совершенно разный, а сведения поступают лишь от тех людей, которые испытали «посмертный опыт» на себе. Если же говорить не о клинической смерти, то здесь все может быть совершенно по-другому. Доказательством того, что в первые три дня душа человека находится на земле, служит и то, что именно в этот период времени родственники и друзья усопших чувствуют их присутствие рядом.

Следующий этап

Следующая ступень перехода в загробный мир очень сложная и опасная. На третий-четвертый день душу ожидают испытания - мытарства. Их насчитывают около двадцати, и все их нужно преодолеть, чтобы душа смогла продолжить свой путь. Мытарства - это целые столпотворения злых духов. Они преграждают путь и обвиняют её в грехах. В Библии также рассказывается об этих испытаниях. Мать Иисуса - Пречистая и Преподобная Мария, - узнав о скорой смерти от Архангела Гавриила, просила сына о том, чтобы он избавил её от бесов и мытарств. В ответ на её просьбы Иисус сказал, что после смерти он за руку отведет её на Небеса. Так и произошло. Данное действо можно видеть на иконе «Успение Богородицы». На третий день принято усердно молиться за душу усопшего, таким образом можно помочь ей пройти все испытания.

Что происходит через месяц после смерти

После того как душа прошла мытарства, она поклоняется Богу и отправляется снова в путешествие. На этот раз её ожидают адские бездны и небесные обители. Она смотрит, как мучаются грешники и как радуются праведники, но собственного места у нее еще нет. На сороковой день душе назначается место, где она, как и все, будет ждать Высшего Суда. Существуют также сведения о том, что только до девятого дня душа видит небесные обители и наблюдает за праведными душами, которые живут в счастье и радости. Остальное время (около месяца) ей приходится смотреть на муки грешников в аду. В это время душа плачет, скорбит и покорно ждет своей участи. На сороковой день душе назначается место, где она будет ждать воскресения всех мертвых.

Кто и куда попадает

Конечно же, только Господь Бог вездесущ и точно знает, куда попадает душа после смерти человека. Грешники попадают в ад и проводят там время в ожидании еще больших мук, которые настанут после Высшего Суда. Иногда такие души могут приходить во снах к друзьями и родственникам, прося о помощи. Помочь в такой ситуации можно, помолившись за грешную душу и попросив у Всевышнего отпущения её грехов. Известны случаи, когда искренняя молитва за усопшего человека действительно помогала ему перейти в лучший мир. Так, например, в 3 столетии мученица Перпетуя увидела, что судьба её брата похожа на наполненный водоем, который был расположен слишком высоко, чтобы он мог до него дотянуться. Дни и ночи она молилась о его душе и со временем увидела, как он дотрагивается к водоему и переносится в светлое чистое место. Из вышесказанного становится понятно, что брат был помилован и отправлен из ада в рай. Праведники же, благодаря тому, что прожили свою жизнь не зря, попадают в рай и с нетерпением ждут Судного дня.

Учение Пифагора

Как уже было сказано ранее, существует огромное количество теорий и мифов относительно загробного мира. На протяжении многих столетий ученые и духовенство изучали вопрос: как узнать куда попал человек после смерти, искали ответы, спорили, искали факты и доказательства. Одной из таких теорий было учение Пифагора о переселении душ, так называемой реинкарнации. Этого же мнения придерживались такие ученые, как Платон и Сократ. Огромное количество информации о реинкарнации можно встретить и в таком мистическом течении, как Каббала. Суть её состоит в том, что у души есть определенная цель, или урок, который она должна пройти и выучить. Если в течение жизни человек, в котором живет данная душа, не справляется с этой задачей, она перерождается.

Что происходит с телом после смерти? Оно умирает и воскресить его невозможно, а вот душа ищет себе новую жизнь. В данной теории интересным является и то, что, как правило, все люди, которые состоят в семейном родстве, связаны совершенно не случайно. Если говорить конкретнее, то одни и те же души постоянно ищут друг друга и находят. Например, в прошлой жизни ваша мама могла быть вашей дочерью или даже вашим супругом. Поскольку душа не имеет пола, она может иметь как женское начало, так и мужское, все зависит от того, в какое она попадет тело.

Бытует мнение, что наши друзья и вторые половинки - это также родственные души, которые связаны с нами кармически. Есть и еще один нюанс: например, у сына и отца постоянно возникают конфликты, никто не хочет уступать, до последних дней два родных человека буквально воюют между собой. Скорей всего, в следующей жизни судьба снова сведет эти души вместе, как брата и сестру или как мужа и жену. Так будет продолжаться до тех пор, пока они оба не найдут компромисс.

Квадрат Пифагора

Сторонники теории Пифагора чаще всего интересуются не тем, что происходит с телом после смерти, а тем, какое воплощение проживает их душа и кем они были в прошлой жизни. Для того чтобы выяснить данные факты, был составлен квадрат Пифагора. Попробуем в нем разобраться на примере. Допустим, вы родились 03 декабря 1991 года. Нужно записать полученные цифры в строчку и провести с ними некоторые манипуляции.

  1. Необходимо сложить все числа и получить основное: 3 + 1 + 2 + 1 + 9 + 9 + 1 = 26 - это будет первое число.
  2. Далее необходимо сложить предыдущий результат: 2 + 6 = 8. Это будет второе число.
  3. Для того чтобы получить третье, из первого необходимо вычесть удвоенную первую цифру даты рождения (в нашем случае 03, ноль мы не берем, вычитаем тройку, умноженную на 2): 26 - 3 х 2 = 20.
  4. Последнее число получаем путем складывания цифр третьего рабочего числа: 2+0 = 2.

Теперь запишем дату рождения и полученные результаты:

Для того чтобы узнать, какое воплощение проживает душа, необходимо посчитать все числа, кроме нулей. В нашем случае душа человека, родившаяся 3 декабря 1991 года, проживает 12 воплощение. Составив из этих чисел квадрат Пифагора, можно узнать, и какими характеристиками она обладает.

Некоторые факты

Многих, конечно же, интересует вопрос: есть ли жизнь после смерти? Ответ на него пытаются дать все мировые религии, но однозначного до сих пор нет. Вместо этого в некоторых источниках можно встретить некоторые интересные факты касательно этой темы. Конечно же, нельзя сказать, что утверждения, которые будут приведены ниже, являются догмой. Это, скорей всего, лишь некоторые интересные размышления на эту тему.

Что такое смерть

Сложно ответить на вопрос, есть ли жизнь после смерти, не выяснив основные признаки этого процесса. В медицине под этим понятием понимают остановку дыхания и сердцебиения. Но не следует забывать, что это есть признаки смерти тела человека. С другой стороны, существуют сведения о том, что мумифицированное тело монаха-священника продолжает подавать все признаки жизни: мягкие ткани продавливаются, суставы сгибаются, от него исходит благоухание. В некоторых мумифицированных телах даже растут ногти и волосы, что, возможно, подтверждает тот факт, что определенные биологические процессы в почившем теле все-таки происходят.

А что происходит через год после смерти обычного человека? Конечно же, тело разлагается.

В заключение

Учитывая все вышенаписанное, можно сказать, что тело - это всего лишь одна из оболочек человека. Помимо него, существует и душа - вечная субстанция. Практически все мировые религии сходятся на том, что после смерти тела, душа человека еще живет, кто-то считает, что она перерождается в другом человеке, а кто-то - что она живет на Небесах, но, так или иначе, она продолжает существовать. Все мысли, чувства, эмоции - духовная сфера человека, которая живет, несмотря на физическую смерть. Таким образом, можно считать, что жизнь после смерти существует, однако она больше не взаимосвязана с физическим телом.

Записанные и исследованные случаи воспоминаний о прошлой жизни ясно указывают на существование жизни души после смерти тела. Во всех зарегистрированных случаях реинкарнаций, было обнаружено, что между смертью человека и его следующим воплощением на Земле существует переменный временный промежуток. Куда же мы попадаем после смерти до нашей реинкарнации на Земле? Является ли это место единственной плоскостью существования или существует множество планов существования? Если да, то каковы критерии «попадания» на тот или иной план? В этой статье мы попытаемся ответить на эти и другие вопросы с точки зрения индуизма.

Примечание. Чтобы лучше понять информацию, рекомендуется прочитать статьи о трех качествах природы: Саттва, Раджас и Тамас.

Что происходит после смерти?

Когда человек умирает, физическое тело перестает существовать. Тем не менее, на этом жизнь души не прекращается. Существование человека за исключением физического тела известно как тонкое тело (линга-деха), и оно состоит из ментального, причинного (интеллекта) и супракаузального (тонкого эго) тела. Это тонкое тело затем переходит к одному из 13 тонких планов существования, вне плоскости Земли.

14 планов существования во Вселенной

В Вселенной 14 основных планов существования. Семь из них — положительные плоскости существования, а семь — отрицательные плоскости существования. Семь отрицательных плоскостей существования широко известны как Ад (Патал). Внутри этих основных планов существования существует множество подпланов.

Согласно словам Святой Ади Шанкарачарье из Индии (VIII-IX вв. н.э.), Праведность (Дхарма) — это то, что выполняет три задачи: сохранение социального порядка, мирской прогресс каждого живого существа, эволюционный прогресс человека в духовной сфере.

Семь положительных планов существования: планы существования, занимаемые в основном живыми людьми и тонкими телами, совершающими праведные дела и занимающиеся духовной практикой в ​​соответствии с позитивным путем духовной практики, известны как семь положительных планов существования или саплаток. Под позитивным путем мы подразумеваем, что ориентация духовной практики направлена ​​на реализацию Бога в человеке, которая является конечной в духовном росте.

Семь отрицательных планов существования: это плоскости существования, в основном занятые тонкими телами, совершившими неправедные поступки, которые участвуют в духовной практике по отрицательному пути. Под отрицательным путем мы подразумеваем, что ориентация духовной практики направлена ​​на развитие сверхъестественных сил. Эта духовная сила в основном используется для усиления контроля над другими или для отрицательных целей. Таким образом, все тонкие тела, которые идут на любой из планов существования Ада, в силу их злых намерений становятся призраками.

Подпланы существования Ада (Нарак): Каждая плоскость существования Ада имеет подплан, известный как Нарак. Например, первая плоскость существования Ада известна как первый Нарак, который зарезервирован для худших призраков (демонов, дьяволов, отрицательных энергий и т. д.) В аду занимающие первый Нарак, подвергаются более суровому наказанию и на более длительный срок, чем те, которые занимают первый план существования Ада.

Земля является физически осязаемой плоскостью; тогда как другие плоскости все более и более тонкие и, следовательно, невидимы для грубого глаза. На самом деле разные люди, хотя живут на плоскости Земли, испытывают мысли и эмоции, соответствующие различным планам существования в соответствии с их духовным уровнем развития или мыслями. Например, духовно развитые люди ведут существование, соответствующее позитивным планам существования Неба и за его пределами. Напротив, человек, планирующий кражу, испытывает мысли, соответствующие 1-му плану Ада, планируя какое-то действие, направленное на то, чтобы нанести вред другим во 2-м плане Ада и так далее, и человек, планирующий убийство, испытывает мысли, соответствующие 7-му плану Ада. Однако не могут одновременно испытывать 2 плоскости существования, т. е. человек не может испытывать мысли, соответствующие двум различным плоскостям, например. Небеса и Махарлок.

Регион Пустоты (Бхуварлока), если быть точным, является равноудаленной областью. Однако мы считаем ее как позитивный план, поскольку тонкие тела из этого региона все еще имеют шанс родиться на Земле для духовного развития. Когда тонкие тела возвращаются в любую из областей Ада, тогда существует весьма отдаленная возможность их рождения на Земле и продвижения к Богу.

Небеса и другие плоскости существования во Вселенной

Каждая положительная и отрицательная плоскость существования вне земной (физической) плоскости существования становится все более и более тонкой. Под тонким мы подразумеваем то, что выходит за рамки понимания пяти чувств, разума и разума. Сатьялок — это тончайшая положительная плоскость, и поэтому он является самым трудным для восприятия или понимания, если достигнут уровень наивысшего шестого чувства (ESP).

Из-за отсутствия духовной практики и более высокой доли недостатков (грехов) большинство людей в нынешнюю эпоху переходят в мир Пустоты или один из планов существования Ада. Обычно мы переходим в мир Пустошей после смерти, когда доля недостатков (понесенных из-за неправильных действий на Земле) составляет приблизительно 30%. Демориты обычно включают злобу в отношении других и множество желаний. Существует большая вероятность нападения в мире Пустоты призраками более высокого уровня из нижней плоскости существования Ада.

Земля — ​​это единственная плоскость существования, где происходит слияние людей с различным духовным уровнем. Однако после смерти мы идем к точному уровню существования, соответствующему нашему духовному уровню.

В основном, с точки зрения духовной науки, «похвальные действия» для достижения Небес или более высокие позитивные планы существования — это те действия, которые делаются без ожиданий с целью реализации Бога. Можно применять следующие три критерия:

  • Деяния с мировоззрением, что Сам Бог делает это посредством меня, и поэтому я не могу претендовать на какую либо выгоду
  • Деяния без сознательного ожидания признания или благодарности
  • Деяние без ожидания результатов (действие ради действия)

Важно отметить, что тонкие тела часто оттягиваются отрицательными энергиями и, следовательно, остаются в мире Пустоты (Бхувар-лока). Чтобы достичь более высокой плоскости существования, которая находится за пределами Небес, нужно быть на высоком духовном уровне. Это может быть достигнуто только благодаря последовательной духовной практике в соответствии с шестью основными законами духовной практики наряду с серьезным усмирением эго.

Под преобладающим телом мы подразумеваем самое активное тело, то есть умственное, интеллектуальное или тонкое эго. Например, в плане Пустоты существования (Bhuvarlok) у тонких тел все еще есть много желаний и привязанностей. В результате довольно часто они становятся призраками, пытающимися выполнить свое желание через своих потомков или людей на Земле. Это оставляет их открытыми для более высоких уровней отрицательных энергий из нижних областей Ада; которые воспользовались своей тягой, чтобы воздействовать на людей на Земле. В мире Пустоты тонкие тела испытывают только несчастье, поскольку желания не могут быть выполнены.

В плоскости существования, известной как Небеса, тонкие тела испытывают переизбыток счастья. Это счастье намного превышает счастье, испытываемое на Земле в количестве, качестве и продолжительности. По мере того, как мы поднимаемся на позитивные планы существования, наблюдается повышение качества счастья и несчастья.

Положительные плоскости существования и реинкарнации на Земле

Из тонких планов существования ниже Махар-лока люди должны перевоплотиться на земном плане существования, чтобы уладить свою судьбу и завершить свои расчеты. Если после своей смерти человек достигает более высоких областей, таких как Махар-лока из-за более высокого духовного уровня, его душа может закончить свой земной путь и перестать перевоплощаться. Однако эти эволюционирующие тонкие тела могут предпочесть родиться по своей воле. Они делают это из-за своей экспансивной природы прежде всего для того, чтобы выступать в качестве духовных наставников для человечества и помогать обществу эволюционировать в положительном ключе.

Благодаря духовным исследованиям мы обнаружили, что существует 5 факторов, которые влияют на этот потенциал для дальнейшего духовного роста.

  1. Имея большое количество духовных эмоций (бхав)
  2. Имея низкое эго,
  3. Имея интенсивное стремление к духовному росту,
  4. Выполняя регулярную духовную практику все более высокого уровня,
  5. Пострадавшие или не затронутые отрицательными энергиями. Будучи затронутыми или обладающими отрицательными энергиями, они могут серьезно препятствовать способности к духовному росту. В загробной жизни такие затронутые тонкие тела, могут быть заблокированы от попадания в более высокие области Вселенной отрицательными энергиями.

Значение плана существования на Земле

Плоскость существования Земли очень важна. Это единственная плоскость существования, где мы можем быстро нарастить духовный рост и урегулировать наш отчет о дате и учете в кратчайшие сроки. Основная причина этого в том, что с помощью физического тела мы можем многое сделать для повышения духовного роста и духовного уровня и уменьшения основного тонкого компонента Тама.

Помимо Земли, духовный рост чаще всего происходит только в регионах за пределами Неба, таких как Махарлока. Это потому, что на Небесах тонкие тела рискуют попасть в бесконечные удовольствия, которые он предлагает. В планах существования Пустоты и Ада наказание настолько серьезное, а также бедствие других призраков высшего уровня таково, что становится очень трудно подняться над страданиями, чтобы предпринять любую духовную практику ценности. Поскольку человек идет на более низкие планы существования Ада, поскольку тонкий базовый компонент Саттвы постепенно уменьшает окружающую среду, становится менее благоприятным для переживания счастья.

В пределах планов существования Ада есть некоторые призраки, которые совершают определенные виды духовной практики, чтобы обрести духовную силу. Самые высокие в иерархии призраков — колдуны из седьмого плана существования Ада. У них огромная духовная сила, и они контролируют все другие типы призраков с меньшей духовной силой.

Когда человек глубже проникает в различные плоскости существования Ада, то есть с 1-го по 7-й, степень счастья, испытываемая тонкими телами в нем, уменьшается, а степень несчастья продолжает расти. Минимальный опыт счастья заключается также в том, что он поглощен воспоминаниями о прошлых позитивных событиях, приятных воспоминаниях о богатстве в прошлой жизни и т. д. Опыт несчастий связан с воспоминаниями о физической боли и оскорбительных событиях, воспоминаниями о невыполненных желаниях, например, в отношении образования, дома, карьеры, ожидания счастья от детей в прошлой жизни.

Степень наказания и боли, которая должна быть перенесена в разных планах существования Ада и связанных с ними Нарака, возрастает с последующим планом существования Ада. Кроме того, период наказания, который должен быть перенесен в каждом Нараке, превосходит по сравнению с соответствующим планом существования Ада. Если мы рассмотрим наказание в первой плоскости существования Ада как 100%, то наказание в соответствующем первом Нараке будет на 50% больше, то есть на 150%.

Каждому присваивается тот план существования, который соответствует своей основной природе в терминах Саттвы, Раджи и Тамы. Это также функция духовного уровня. Следовательно, тонкие тела из более низких положительных плоскостей существования не могут перейти на более высокие положительные плоскости существования, а те из первых или вторых отрицательных плоскостей существования не могут перейти на более глубокие планы существования Ада. Это похоже на то, как люди, живущие в самолетах, на дыхательных путях затрудняются на больших высотах, но люди, находящиеся на более высоких высотах, прекрасно справляются.

Факторы, которые определяют путь души после смерти тела

Во время смерти, когда физическое тело становится неактивным, жизненная энергия, используемая для функционирования физического тела, освобождается. Эта жизненная энергия во время смерти отталкивает тонкое тело от области Земли. «Вес» тонкого тела в первую очередь зависит от количества тонкого основного компонента Тамы в нашем существе.

3 тонких основных компонента: каждый из нас состоит из трех тонких базовых компонентов или гуасов. Эти компоненты являются духовными по своей природе и не могут быть замечены, но они определяют наши личности. Они есть:

  • Саттва: Чистота и знание
  • Раджа: действие и страсть
  • Тама: Невежество и инерция. В среднем человеке в нынешнюю эпоху основной тонкий компонент Тама достигает 50%.

Чем больше мы наполняемся компонентами Раджа и Тама, тем больше мы показываем следующие характеристики, которые добавляют к нашему «весу» и влиянию того плана существования, в который мы входим в нашу жизнь после смерти:

  1. Больше привязанности к мирским вещам и эгоизму
  2. Больше невыполненных желаний
  3. Чувство мести
  4. Более высокое количество недостатков или неправильных действий
  5. Более высокое количество дефектов личности, таких как гнев, жадность, страх и т. д.
  6. Эгоистичность: под эго мы понимаем, насколько человек отождествляет себя с его телом, разумом и интеллектом, в отличие от души внутри

Постоянное сокращение доли тонкого основного компонента Тамы и связанных с ним характеристик, упомянутых выше, происходит только с устойчивой духовной практикой в ​​соответствии с шестью основными законами духовной практики. Психологические улучшения с помощью книг самопомощи или попытки быть хорошими являются в лучшем случае поверхностными и временными.

Значение психического состояния во время смерти

Психическое состояние в момент смерти, помимо того, что было упомянуто выше, очень важно. Наше психическое состояние, как правило, относится к доле тонких базовых компонентов нашего существа.

Если человек выполняет духовную практику даже во время смерти, то влияние желаний, привязанностей, призраков и т. д. будет минимальным. Это делает его тонкое тело светлее. Следовательно, если он уходит в таком состоянии, он достигает лучшего плана существования среди подпланов, чем тот, которого он достиг бы, если бы поддался страху.

Во время смерти, если человек воспевает «Имя Бога» и также находится в состоянии подчинения воле Бога, тогда он достигает еще лучшего плана существования в своей жизни после смерти, и его пребывание происходит с молниеносной скоростью.

Факторы, которые определяют пребывания на отрицательных планах

Ниже перечислены виды деяний в нашей жизни на Земле, которые обычно приземляются в одном из планов существования Ада. Степень, продолжительность и намерение ошибочных действий являются важными факторами, определяющими планы существования ада, достигнутые после смерти, а не только самого действия.

Существует два типа смерти по времени:

  1. Конечная смерть: Это время смерти, которое никто не может избежать.
  2. Возможная смерть: здесь человек приближается к смерти, но может быть спасен из-за его заслуг.

В тех случаях, когда человек переживает непреодолимый кризис в своей жизни или имеет серьезные расстройства личности, он может подумать о том, чтобы взять свою собственную жизнь в депрессивном состоянии. Призраки (демона, дьяволы, отрицательные энергии и т. Д.) Также подпитывают депрессию суицидального человека и иногда способствуют тому, чтобы подтолкнуть человека за край к самоубийству. Однако в большинстве случаев самоубийство остается умышленным актом, который случается, когда человек переживает возможную фазу смерти в соответствии со своей судьбой.

Жизнь на Земле — это драгоценность и дана нам прежде всего для духовного роста. Когда мы убиваем других, мы создаем / разрушаем кармическую «учетную запись» с ними. Однако, совершая самоубийство, мы упускаем возможность для духовного роста. Тяжесть греха может варьироваться в зависимости от обстоятельств, при которых человек совершает самоубийство. Неизменно тонкое тело среднего дела самоубийства пойдет в Бхуварлоку (астральный план). Однако за большие грехи, понесенные в течение их жизни, и обстоятельства, при которых они совершают самоубийство, они могут пойти в нижние районы Ада.

Почему существует временный интервал между двумя реинкарнациями?

В ходе исследования с использованием гипнотического транса для отслеживания прошлых жизней человека было обнаружено, что временное отставание между двумя реинкарнациями на Земле может составлять в среднем от 50 до 400 лет. Причины этого отставания в следующем:

Тонкое тело остается на Небесах или в пространстве Пустоты существования в течение переменных периодов времени, чтобы преуспеть в своих достоинствах и недостатках (грехах).

  • Обстоятельства на земном плане существования должны быть благоприятными для того, чтобы завершить учет жизненного опыта из предыдущих рождений. Это соответствует закону Кармы. Реинкарнация тонкого тела откладывается до тех пор, пока различные другие души, с которыми они будут иметь связи, не будут готовы к материализации.
  • Иногда в регрессии прошлой жизни человек не сообщает о реинкарнации в состоянии транса. Причиной этого является то, что прошлое воплощение было бесполезным с точки зрения накопления жизненного опыта (человек ничему не научился), следовательно, он не помнит никаких подробностей.
  • В случае тонких тел, которые были отнесены к более глубоким планам существования Ада, временное отставание между двумя реинкарнациями может составлять тысячи лет. Они остаются в своей плоскости существования Ада до тех пор, пока не закончат свое наказание. В большинстве случаев это означает томиться в плоскости существования Ада в их жизни после смерти до растворения Вселенной.

Жизнь после смерти — в резюме

Вышеупомянутые факты о различных планах существования дают нам справедливое представление о возможных последствиях в нашей жизни после смерти того, как мы живем. Только с духовной практикой или с крайними достойными делами можно пойти на высшие планы существования и тем самым избежать несчастья и наказания и наслаждаться более высокими уровнями счастья. Есть также лучшие шансы на реинкарнацию на земном плане существования в обстоятельствах, способствующих духовной практике. Это так, что человек движется дальше в тонких плоскостях существования во Вселенной. По мере того, как мы идем дальше в нынешней Эре (Kaliyug), существует меньшая вероятность того, что люди перейдут на высшие планы существования.

Как только мы идем к нижним измерениям, таким как плоскость существования Пустоты или другие планы существования Ада, мы остаемся там и испытываем серьезное несчастье на протяжении веков, пока мы полностью не заплатим за наши недостатки (грехи), страдая от интенсивных наказаний, и получить шанс перевоплотиться на Землю.

Выполнение последовательной духовной практики на земном плане существования в соответствии с 6 основными законами духовной практики — это как плавание против прилива в нынешнюю эпоху. Тем не менее, это также гарантированный способ продвижения к высшим планам существования в нашей жизни после смерти.

Отрывок из книги Николая Рериха «Семь Великих Тайн Космоса».

Просмотры 4 786

В Библии сказано, что "прах возвратится в землю, откуда он и появился, а дух - к Творцу, Который и дал его"... Простите за каламбур, но сегодня только мертвый не пытается выяснить или узнать, что происходит с душой, когда человек умирает. Вот и я озадачилась этим вопросом.

Смерть человека - что это?

С биологической и физической точек зрения, смерть человека - это полная остановка всех процессов его жизнедеятельности. Это необратимое явление, которое никто из нас не сможет обойти стороной. В момент смерти человека происходят процессы, обратно пропорциональные его творению. Мозг необратимо разрушается, теряя свою функциональность. Стирается эмоциональный мир.

Где она - грань бытия?

В Библии сказано, что "прах возвратится в землю, откуда он и появился, а дух - к Творцу, Который и дал его". В соответствии с этим сегодня некоторые ученые вывели формулу На письме она будет иметь следующих два варианта:

  • земной прах + дыхание жизни = живая душа человека;
  • бездыханное тело + дыхание Создателя = живая личность.

Из формулы видно, что любой из нас наделен телом и мыслящим разумом. И до тех пор, пока мы дышим (в нас есть дыхание Бога), мы - живые существа. Наша душа - жива. Смерть же - это всякое прекращение жизни, это - небытие. Тело человека становится прахом, дыхание (дух жизни) возвращается обратно к Созидателю - к Богу. Когда мы уходим - наша душа медленно отмирает, впоследствии перерождаясь. В земле же остается разлагающийся труп. Об этом - далее.

Что происходит с душой, когда человек умирает?

Наша душа освобождается от тела на протяжении нескольких дней, пройдя несколько этапов очищения:


Итак, что происходит с душой, когда человек умирает? Из всего вышеизложенного можно заключить, что она обратно возвращается к Творцу, а не уходит в рай или ад. Однако позвольте! А как же Библия, говорящая о том, что наша попадает либо в рай, либо в ад? Об этом - далее.

Куда уходят души умерших людей?

Сегодня ученые пытаются доказать существование рая и ада, собирая свидетельства людей, которые вернулись "с того света". Кто не понял - я говорю о переживших Их свидетельства совпадают до мельчайших подробностей! Неверующие люди говорят, что видели ад своими глазами: их окружали змеи, бесы и ужасный смрад. Те, кто "побывал" в раю, говорят о свете, благоухании и легкости.

Где находятся души умерших людей?

Священнослужители и медики, которые общались с такими людьми, заметили интересную особенность: "побывавшие" в раю возвратились в свое физическое тело просветленными и спокойными, а те, кто "увидел" ад, очень долго пытались прийти в себя от кошмара. Специалисты суммировали все свидетельства и воспоминания "умерших" людей, после чего сделали вывод, что рай и ад действительно существуют, причем первый находится наверху, а второй - внизу. Все точно так же, как и в описании загробного мира по Библии и Корану. Как мы видим, нет единого мнения. И это совершенно справедливо. Кроме того, в Библии сказано, что "придет судный день, и мертвые восстанут из своих могил". Друзья, остается надеяться, что на наш с вами век зомби апокалипсис не выпадет!

Это важно!

Итак, друзья, мы с вами рассмотрели некоторые аспекты человека. Я постаралась наиболее точно изложить некоторые мнения современных ученых относительно этой проблемы. А теперь серьезно. Вы знаете, что происходит с душой, когда человек умирает? Вот и я не знаю! Чего таить греха, ответа на этот вопрос не знает никто: ни я, ни вы, друзья, ни ученые... Мы можем лишь предполагать, основываясь на тех или иных недоказанных фактах клинической смерти людей. Прямых же доказательств жизни после смерти или смерти после смерти нет, поэтому нам остается лишь оперировать бездоказательными аргументами, которые нам предоставляет наука. Как говорится, все усопшие уносят тайну с собой в могилу...


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
К чему снится Волосы во сне по соннику? К чему снится Волосы во сне по соннику? Весы обезьяна Весы обезьяна К чему снится бывшая невестка К чему снится бывшая невестка