Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
где живет водяной?
Альтернативные описанияВишневый... - роман М. Н. Алексеева
Водоворот на реке, образуемый встречным течением
Водоворот, с которым сравнивал бабье лето поэт Игорь Кохановский
Глубинная часть озера
Глубокая яма на дне реки или озера
Глубокое место реки, озера
Синоним бочаг
Тихая резиденция чертей
Тихое место, в котором водиться всякая нечисть
Черти водятся
Чертовски тихое место
Пресноводная бездна
Тихое место водоема, где водятся черти
Водоворот страстей (перен.)
. «в... танца с головой» (песен.)
Роман американского писателя Фрэнка Норриса
Роман российского писателя М. Алексеева «Вишневый...»
. «от беды бежал, да в... попал» (посл.)
Место, куда можно кинуться с головой
Яма, вырытая водоворотом
Роман русского писателя К. Станюковича
Тихое местожительство чертей
Глубокая яма на дне водоема
Чертовски тихая заводь
Водоем для рисковых
Водоворот с чертями
Водоворот
Яма на дне озера
Водоворот на реке
Пристанище чертей
Водное пристанище чертей
Тихая «чертовщина»
В нем черти водятся
Тихий с виду водоворот
Затягивающая яма
Речной приют для чертей
Тихий приют чертей
Водная яма с чертями
Яма на дне пруда
. «от беды бежал, да в... попал»
Тихое место концентрации чертей
Яма на дне водоема
Тихое местечко для всех чертей
Обитель всех чертей на речке
В нем, тихом, все черти водятся
Тихое место тусовки всех чертей
Речная обитель всех чертей
Яма на дне реки
Речная яма как обитель чертей
Речная яма, вымытая водоворотом
Яма в реке с чертями
Речная яма, вымытая течением
Тихая обитель всех чертей
Речное тихое чертово местечко
Глубокая яма в реке
Место в реке для чертей
Тихое место, где водятся все черти
Речной приют для нечисти
Чертовски тихое речное место
Речной водоворот
Яма, где черти водятся
Самое глубокое место в озере
Гиблое место реки
Место, где черти водятся
Опасное место в реке
Где в реке черти водятся?
. «чертова» яма на дне реки
Речная яма
Место в реке
Бочаг, водоворот
Яма в реке
Глубокое место в реке
Речной бочаг
Тихое место для козлоногих
Место для тихих чертей
Глубокое место реки, озера
Глубокая яма на дне реки или озера
Водоворот на реке, образуемый встречным течением
. "В... танца с головой" (песен.)
. "От беды бежал, да в... попал"
. "от беды бежал, да в... попал" (посл.)
Где в реке черти водятся
Где живет водяной
М. омутина ж. омутник м. пск. омуток, омутец, омутинка, омутица: омутишка; вероятво в начале значило бучало (см. буча), падь под мельницею, где быстрина мутит и вымывает ямину; вообще, яма под водою, в реке, озере; обрывистые, глубокие места в воде. Водяной в омуте сидит. тихом омуте (болоте) черти водятся. *Попасть в омут с головою, в беду. тихой воде омуты глубоки. Омут, говоря о человеке, хитрый и скрытный бестолковый. Омутной и омутовой невод, стенистый, глубокий ногами. Омутистая река дань берет, топит. Речка наша каршиста и омутовата. Омутковый вологодск. о месте, пустопорожний, глухой, бесплодный; о человеке, пустой, вздорный враль. Омучать, омутить воду, помутить, взмутить; -ся, помутиться. Омутеть, смутиться
Роман российского писателя М. Алексеева "Вишневый..."
Тихая "чертовщина"
В нём черти водятся
Самое глубокое место на реке
В нём, тихом, все черти водятся
Тихая заводь для всех чертей
Водяной дух – это хозяин всех водоемов: рек, озер, болот и омутов. Его существование не одному человеку испортило жизнь. О водяном говорят, что он может превращаться в лошадь и заманивает людей в омут, плачет как ребенок и заводит человека в болота, становиться большой рыбой. В древних сказаниях говорится, что водяной использует вместо коня сома, и когда объезжает свои владения держится за длинные усы. Вся рыба и болотная нечисть находятся в его подчинении. Он своеобразный пастух в своем царстве. Благодаря чудо-коню, водяной дух разыскивает тех, кто утонул в его владениях.
Как выглядит водяной дух
По древним мифам и сказкам до наших дней дошло описание непонятного существа, которое живет в водоемах на самой их глубине. Его логово обычно располагается под мельничным колесом, как говорят поверья. Водяной дух человеку кажется очень страшным и непривлекательным. Его тело очень толстое и зеленое, очень часто он покрыт бородавками. Его кожа и волосы имеют зеленый оттенок, а сам он покрыт тиной и сетями. Когда у рыбаков пропадают снасти, они говорят, что это водяной проказничает. Возможно, что большая рыба их повреждает, но отношение к водному духу от этого лучше не становится. Его спутанные длинные волосы и крючковатый нос не делают существо более привлекательным.
Даже если водяной превращается в человека, его легко узнать. Так как с одежды того, в кого он превратиться будет капать вода.
Чем занимается водяной дух
Самым любимым занятием водяного является расчесывание его волос. Для этого он носит с собой специальный гребень. Подбирать расческу на водоеме примета не очень хорошая, так как водяной дух обязательно придет за ним и потребует вернуть.
Жизнь водяного достаточно насыщенная. У него много забот в хозяйстве, поэтому досаждать человеку времени нет, но зато он очень мстительный и никогда не простит вмешательства в водный мир. Самая страшная месть – это утащить человека на дно и сделать его своим слугой. В качестве мелкой проказы, он разгоняет свои стада рыб и ломает мельничные колеса.
Водяной дух не любит жить один. В жены он берет молодых девушек, которые утонули, но при жизни были крещены. Девушки очень проказливы, они путают сети, и делают это так ловко, что ни один человек не может их распутать. Век недолгий. Она рожает ему ребенка, после чего умирает. Водяной дух может пошалить с вдовой, которая родит ему ребенка. Только дитя он забирает с собой рано или поздно.
Зимой водяной впадает в спячку. В замерзшем водоеме ему нечем заняться, а вот с апреля начинается его время. Надо ломать толстый слой льда и приступать к своим обязанностям.
Очень часто на святки девушки обращались к водяному, чтобы гадание было удачным. Но это было очень опасно, так как если кто-то не успевал сказать нужные слова, то оказывался утопленный.
Рыбаки без благословения водяного не могли поймать рыбу. Чтобы улов был большой, надо выпускать самую первую рыбу обратно, в этом случае водяной дух пригонит большой косяк.
Очень часто владыку водоемов задабривали. Чтобы он не допустил разлива воды, в нее кидали жертву в виде шкур и голов животных. Чтобы не утонуть люди наливали в водоемы вино, кидали хлеб и табак. Они очень не любят снасти, которые сплетены в церковный праздник, поэтому рвет их.
Людям нельзя возле водоема говорить о святых вещах или церковнослужителях, а так же громко кричать и будить водяной дух. Так же не любит он пьяных. Те, кто заходит в воду под воздействием алкоголя, могут утонуть, поэтому лучше не рисковать.
Водяной дух может быть добрым или мстительным в зависимости от того, как к нему относится человек.
3 апреля — Водопол (День Водяного) - пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. Другие названия праздника: Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.
Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».
Водяной дедушка — хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно, какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. В застойных озёрах мог представлять горбатого и бородатого старика с ногами и хвостом, как у коровы.
Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников.
В этот день рыбаки примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будет худой». Этому дню предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 апреля) - собственно начало ледолома: «Загуляла река-матушка», «Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала», «Лёд ломается хрястно - ходить по нему опасно». На Акулину (7 апреля), по поверьям, Русалки выходят на берег, просят у людей холстины - наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство… Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 апреля): «Антип воды распустил», «Антиповы водополы - подставляй подолы, жита некуда сыпать будет».
Кто такой Водяной? (основа текста — Тайгана)
Огонь и вода представляют собой священные стихии, не приемлющие ничего «нечистого», ими вершился божий суд, ими клялись, у них вопрошали о будущем… По поверьям вода «выталкивает» из себя все нечистое. Сам мир изначально был растворен в бескрайних водах. В более позднее время вода воспринималась как граница между мирами. Издавна у многих народов существовали обычаи проверять правдивость слов и чистоту намерений, выводить неправду наружу при испытании водой. Возводящего поклеп и обвиненного опускали в прорубь или же в реку, и смотрели — кто первый забьется, запросит пощады, тот и виновен. Считалось, что «виновному» вода причиняет боль, оттого он и не выдерживает. Чтобы вычислить неизвестного преступника из числа знакомых (односельчан) брали чашу с водой, в которую опускали жребьи с написанными именами всех «участников». Тот, чей жребий никак не тонул, признавался виновным. Отсюда взялась присказка «вывести на чистую воду».
С приходом христианства древние верования исказились, продолжая существовать уже в измененном виде. Раньше хозяин водных пространств — не важно, море-океана или же самого заросшего болотца — воспринимался как тот, кто распоряжается судьбой своих владений и всего того, что в них попадает. Водяной «срастался» со своим владением, и если вдруг уходила вода, пересыхали озерца и мелели реки, то в народе считалось, что это «хозяин» ушел. Он мог быть капризным или гневливым, проказливым или мрачным, ужасным и справедливым, но не выступал как безусловное зло (как это пытаются доказать христиане). В названии рек сохранилось почтительное наименование стихии воды: Волга-матушка, Дон-батюшка, Дунай-богатырь. Водным духам приносились жертвы, их уважали, с ними находили общий язык.
Существовало разделение на водных мужских и женских духов, в поздние времена разделившихся на водяных и русалок (речных/лебединых дев). Сейчас речь пойдет именно о мужских водяных духах.
Будучи «хозяином», водяной всегда заботился о чистоте своих владений, и его сила как существа «потустороннего» передавалась месту. Чем заботливей был «хозяин», тем больше проявлялись магические свойства воды. Люди же, если не досаждали водяному, могли рассчитывать на его помощь и покровительство. При содействии водяного рыба сама шла в сети, на мельнице не заканчивалась мука и т.д. В противном случае улов мог превратиться в говно, сети — в лохмотья, а спокойная вода — в злую стихию, сносящую все на своем пути.
Христианство определило всех хозяев водных пространств как упавших с неба в реки и моря мятежных ангелов, и, соответственно, наделило их чертами отрицательных персонажей, тем самым противореча изначальному посылу отторжения водой «дьявольского». На земле же много озер, речек, ручьев и болот — откуда взяться такому числу грешных ангелов? Поэтому на роль водяных стали претендовать утопленники, проклятые или некрещеные люди (младенцы), продолжающие жить под водой. Причем, считалось, что водяной всегда забирает к себе душу, тело же за ненадобностью выбрасывает на берег — чтобы люди похоронили, воду не мутили. Если же тело не находилось, это означало, что утопленник стал одним из обитателей подводного мира, но кем — «слугой» или «хозяином» — зависело от личных качеств человека. Также считалось, что «дух-хозяин» может выбирать среди жертв наиболее достойных, чтобы передать им власть над местом. В народе водяного называли «водяник», «водяной хозяин», «водяной черт», «дедушка водяной», «топельник», «волосатик», «навной».
Будучи агрессивным по отношению к людям, водяной мог «забирать» тех, кто купается (особенно в полдень и в полночь, на Купалу или Илью — периоды наибольшей активности водяного), топить лодки, ломать водяные мельницы. Однако водяной мог быть и благодарным человеку, если тот, например, вбросил его с суши в воду и тем самым спас ему жизнь. Тогда водяной всячески способствовал во всех делах, связанных с водой, особенно в рыбалке. Чтобы заручиться поддержкой водяного в рыбацком деле, нужно было заключить с ним союз. Особенно его услугами пользовались мельники, которые в качестве жертвы забрасывали под первый лёд сало или свиной окорок.
Водяной, подобно лешему, может принимать любой облик. Нередки для него зооморфные черты: рыбья чешуя, коровий хвост, утиные перепончатые лапы и т.п. Нет проблем у водяного и со сменой пола: прикинуться он может и женщиной, и ребенком, и мужчиной; может выглядеть как зверь, птица или рыба, однако перекидываясь в них, достаточно часто оказывается помечен синим цветом. Для зверя и рыбы это может проявляться в изменении окраса, для человека же — в голубой крови. (Синий цвет присущ не только водяному, но и лешему, и является определением принадлежности к старым языческим божествам, каковыми они изначально и были).
Подобно всем существам «иного» мира, водяной может иметь какое-то уродство: например, он горбат, или обладает чересчур большой головой, или же копытами вместо ног. Впрочем, и у него все же есть наиболее излюбленный облик. Это либо получеловек-полурыба, чьи черты расплывчаты и как бы подернуты рябью, либо длиннобородый старик с запутавшейся ряской меж волос, облепленный грязью и тиной, с большим пузом или, наоборот, ужасно худой. А если он выглядит как обычный человек, то опознать его можно по мокрым волосам и краям платья. Впрочем, описаний водяного довольно много.
Считается, что облик водяного зависит от фазы Луны. Когда Луна только начинает расти, «хозяин» кажется молодым человеком, когда же на ущербе — он седеет, превращаясь в старика.
Живет водяной в омутах, водоворотах, на старых мельницах и под шлюзами, а также на дне реки. Но обязательно вода, в которой поселяется «хозяин», должна быть «живой». Водяному иногда приписывается обладание роскошными, хрустальными хоромами и сокровищами под толщей воды. Хотя часто быт водяного рисуется как отражение реальности, без особой роскоши. Ну, хороший дом, скот (преимущественно черные лошади и коровы), жена, дети…
Активность жизни водяного подчинена колесу года. Зимой он, подобно лешему, спит, просыпаясь лишь в начале апреля, с приходом весны. Однако даже зимой можно дозваться до водяного, чтобы, например, он помог в святочных гаданиях у проруби. Наибольшая же активность лешего связана с летними праздниками (Купалой, Петровым днем и т.д.). На Купалу, в дни солнцеворота наиболее мощно проявляют себя все жизненные природные силы. Вода, в т.ч. роса, обладает в этот период максимально целительными и очищающими свойствами, водяной же находится на пике своих возможностей. На Петров день водяной справляет, можно сказать, «профессиональный» праздник (апостол Петр — «Рыболов», покровитель рыбных промыслов). Также активен водяной и на Ильинской неделе. Вероятность встречи с водяным возрастает в «пиковые» моменты суточного цикла — в полдень и полночь (особенно при лунном свете).
Чтобы умилостивить водяного, накануне его пробуждения и перед началом зимней спячки приносились жертвы. В любом случае, водяной «насыщался» энергией жертвы, которая одновременно являлась авансом (весна) и платой (осень) за улов. Общение с «хозяином» накладывало на человека ряд обязанностей и ограничений, не позволявших последнему выказывать неудовольствие, брать рыбы более, чем требовалось для пропитания, загрязнять воду; необходимо было вежливо общаться с хозяином, его «домом».
Водяному также приписывались пророческие функции. Будучи хозяином вод, которые проникают повсюду, он знал все, что происходит в мире. В зеркале воды водяной мог показывать и будущее. (Например, на святочные гадания девушки ходили к проруби, стараясь разглядеть в ней лицо суженого.) Водяной, а вернее, водяница, мог исцелить, наделить здоровьем и красотой. Главное — уважительно относится к владениям духов — «хозяев», не вынуждая их вступать в борьбу за выживание.
Оберегом от водяного считались пепел, свист, а также хлеб из муки, смолотой на Купалу: съев его, человек не мог утонуть. Однако, говорили, за обиду, нанесенную водяному человеком, мог отомстить «сухопутный бес».
Женами водяных являются девушки-самоубийцы, или русалки, которые рождают «водянёнков». Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого зависела от размеров и опасности реки или озера. В том случае, если водоемы искусственно связывали, водяные погибали.
www.d-pankratov.ru/archives/6291
Согласно народным поверьям, водяные - духи водной стихии и появились одновременно с ней. По другой версии, их происхождение связано с восстанием ангелов против Бога: Создатель в гневе низверг непокорных на землю, где они и определились в соответствии с местом попадания. Те, что попали в леса, стали лешими, те, что в людские жилища, - домовыми, а те, что в воду, - водяными. Есть и такая версия - в водяных превратились неудавшиеся дети Адама и Евы, которых они спрятали от Бога. Наконец, самая мрачная легенда повествует о том, что водяные - это проклятые люди, заложные утопленники или покойники, сбрасываемые в воду в качестве жертвы суровым богам.
В разных местностях было разное представление о внешности водяного. Но все описания схожи в одном: это старик, опутанный тиной, который имеет рыбий хвост, длинную зеленую бороду. В целом он похож на лешего, только не оброс шерстью и не так докучает людям. На зиму водяной впадает в спячку и пробуждается с таянием льда на реках. Просыпается голодным и очень злым. Ранней весной лучше его не беспокоить и не попадать под горячую руку - заманит в омут и утопит. А вот ближе к дню рождения духа воды (который, по некоторым данным, приходится на 16 апреля) можно и угощение приносить, и обращаться с просьбами.
Без воды все живое на земле гибнет, древние славяне знали это. Вот почему воде отводится наиважнейшее значение в традициях, обычаях, обрядности. Наши предки были уверены, что от водяного зависят многие сферы жизни человека: от удачи рыбаков до участи тех, кто живет у воды или просто находится рядом с водоемом. Хозяин вод ревниво следит за своими владениями и требует соблюдения определенных законов и правил при ловле рыбы, сплаве леса, купании, передвижении на плавсредствах. Он не терпит шумных людей и болтунов, на дух не переносит, когда близ воды поминают лешего, медведя, зайца, попа и Бога. Он может порвать или спутать рыбацкие сети, если они вязаны в праздники или плохо починены. Будучи не.в настроении, может разогнать рыбу, поломать удочки, украсть весла. Рыбаки, зная это, исстари задабривают водяного - плескают в воду вино, бросают крошки хлеба и табак, приговаривая:
«На тебе табачку да хлебной посыпки, а нам дай побольше рыбки».
Принято первую пойманную рыбу возвращать водяному (кидая ее в воду) или отдать часть улова. Хозяина вод традиционно угощали не только рыболовы, но и крестьяне, жившие близ озер и рек. Традиционно весной, когда водяной пробуждался ото сна, ему бросали в воду скот (иногда падший, а иногда и живой), черных петухов, бараньи головы, гусиное мясо, которое он очень любит, хлеб и масло. При этом приговаривали:
«С приходом весны-красны и с новой водой тебя, хозяюшко-водяной! На тебе гостинчик на новоселье, люби и жалуй нас, помогай и подсобляй. А мы отдаримся не раз».
Гадания
Водяной как существо, связанное со всеобъемлющей водной стихией, наделен способностью знать и предсказывать будущее. Стоит вспомнить про венки из березовых ветвей или красивых цветов, которые девушки кидали в реку или озеро, и по тому, как вел себя венок в воде, узнавали подробности о будущем замужестве. А вот очень популярный способ гадания, не утративший актуальности и сегодня: на щепку или кусок древесной коры нашепчите желание и опустите в реку. Если река живо подхватывает предмет и ровно несет по течению, желание сбудется; если же вода бросает щепку туда-сюда, прибивает к берегу - значит, водяной дает знак: надежды на то, что желание сбудется, нет.
Ритуалы на избавления от болезней
Большое значение имеют ритуалы на избавление от болезней. Так, при серьезном заболевании возьмите свою ночную одежду, в которой спали не менее 9 дней, положите ее на ночь перед изображением водного духа и скажите:
«Батюшка-водяной, забери мою болезнь с собой, утопи ее в тине-болоте, пусть отстанет от моей плоти, пусть душу мою не терзает и смерти моей не желает. Аминь».
На рассвете унесите одежду на реку и утопите в воде (желательно подальше от берега, например, с лодки или с моста) со словами:
«Уходи, болезнь, как и не было. Навсегда!»
Можете завернуть в одежду камень, чтобы наверняка утонула. Если рядом нет водоема, подержите одежду под проточной водой, потом, не отжимая, заверните в пакет и выбросьте в мусорку с теми же словами.
В народном сознании и фольклоре образ Водяного возник вовсе не случайно. Более того, в существование Водяного некоторые вполне прагматичные сограждане верят, потому что встречались с ним. Что это за персонаж? Что несёт он - добро или зло?Водяной — хозяин водной стихии: морей, рек и озер.
Он повелитель и покровитель рыб и других водных существ. Также эта нечисть является командиром русалок, ундин и других обитателей вод. Водяные по своей природе добрые, однако, не лишены и некоторого озорства: стоит какому-нибудь человеку зазеваться на берегу или в воде, и водяной утащит его в свое царство, ради своего развлечения.
Существует множество мнений по поводу внешнего вида Водяного.
Например, в славянской мифологии водяные описываются как голые старики, с выпученными, как у рыб глазами и рыбьим же хвостом. Тина является одежной Водяного, кроме того, он имеет длинную белую или зеленую бороду и такие же усы. Водяной обладает силой превращения в крупных рыб, а также детей или лошадей. Он может утопить купающихся, утягивая свою жертву в глубину, может разогнать всю рыбу или выпустить ее из невода, разорвав его, может прорвать плотину или сделать еще какую-нибудь пакость. Даже там, где Водяные вроде бы сжились с людьми, они иногда могут так расшалиться, что напугают человека насмерть.
Красивые утопленницы могли стать женами Водяного, а утопленник может жениться на его красавице-дочери. В этом случае они рожали водному «водянёнков». Поговаривают, что причиной выхода воды из берегов является буйное празднование свадьбы Водяных. Один из главных членов свиты дедушки-Водяного — сом, которые выступает как транспортное средство и является «правой рукой» Водяного. Поэтому эту рыбу иногда называли «чертовой лошадью», а в некоторых областях советовали не употреблять ее в пищу. Кроме того, в адрес пойманного сома старались не говорить ничего дурного, чтобы не рассердить его хозяина. От Водяного можно откупиться дарами или можно заключить с ним договор о взаимных обязанностях.
Водяные, как уже говорилось, обитают в омутах и водоворотах, на водяных заброшенных мельницах и на дне рек. Вода, где бы, не обитал Водяной, должна быть , то есть «живой». Славянская мифология описывает владения Водяного как богатые подводные хоромы из хрусталя и несметные подводные сокровищницы. Иногда же в более реалистичном преставлении Водяных описывали, как простых трудяг, лишенных роскоши.
Водяные жили, согласно славянскому колесу года. В зимний период он, как его лесной собрат — Леший, спал, лишь, когда весна вступала в свои полноправие — в начале апреля, Водяной пробуждался от спячки. Но так же зимой его можно пробудить. Чаще всего это делали молодые девушки для проведения святочных гаданий у проруби.
В славянские летние праздники — Купала, Петров день и другие Водяной трудился больше всего: например, на Купалу приходятся дни летнего солнцестояния, в этот период вода впитывает в себя больше жизненной природной энергетики. Вода, а также роса, в это время имеет самые высокие лечебные и очищающие качества.
Праздник "День Водяного"
3 (16) апреля (старый-новый стиль) у восточных славян, по народному календарю, праздник рыбака (Ледокол, Водопол, Пробуждение Водяного, Угощение Водяного). Названиями праздника наши мудрые предки все сказали на 100%. Гуляние посвящено открытию нового сезона ловли на открытой воде.
Суть праздника — привлечение пробудившегося от зимней долгой спячки Водяного и его свиты. В День Водяного необходимо было поднести водному духу часть от первого улова, остатки хлеба и вина, щепоть табака или еще какое-то угощение. Одобрение повелитель водных стихий высказывал через обеспечение рыбаков хорошим уловом. Также в случает удовлетворения Водяной не мешал рыбакам, не рвал неводы и не гонял рыбу, а напротив, даже переманивал больших рыб в свой водоем из соседних, защищал людей от бурь и затопления.
Чтобы умилостивить Водяного мельники, строя мельницу, бросали под водяное колесо голову петуха и произносили заклинания: «На тебе, Водяной, табаку, давай мне рыбку», «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью». Рыбаки бросали ему в омут лапоть: «На тебе, черт, обутку, загоняй рыбу». Бывало, во время половодья крестьяне всем селом покупали лошадь, откармливали ее, мазали ей голову медом и топили в реке. Если не угостить Водяного, он может наслать дождь или не пустить воду на луга.
При каких обстоятельствах можно встретиться с Водяным?
Чаще всего это происходит при купании или нырянии. Но Водяной может схватить свою жертву в тот момент, когда человек пьет из реки, озера или даже колодца. Если же человек будет подсматривать за купанием дочерей водяного или морского царя, то встреча с Водяным неизбежна. Бывало, что Водяного удавалось случайно поймать сетью в виде большой рыбы, тогда уже водяному приходилось откупаться от рыбака. Водяного привлекают звуки музыки или девичьи гуляния, если они в шутку позовут Водяного. Но Водяной может и сам обратиться к мужикам, чтобы те ему одолжили сани или телегу для перевозки его пожитков, или чтобы прогнать чужого Водяного.
Байки про Водяного
Но все эти случаи происходили где-то и с кем-то. Так один крестьянин в Вологодской губернии якобы сам видел Водяного и спасся от него молитвой. Он так описывал Водяного:
"Сам черный, вид его наподобие человека, но только глаза красные, большие — с ладонь, нос — как сапог, не меньше".
В другой раз Водяной схватил этого же мужика за руку, отчего у него долго сохранялся отпечаток пятерни Водяного, но и в этот раз мужику удалось отмолиться.
Чтобы избавиться от Водяного, нужно схватить его за средний палец - в нем сосредоточена вся его сила. Или загадать загадку, которую он не сможет разгадать. Можно защититься, бросив в него чесноком. Водяного выманивали из воды, позвав его по имени или бросив ему обглоданную баранью кость. Его можно поймать в мешок, сшитый не обычными стежками — не к себе, а от себя. Водяной не любит лесных зверей, и если рыбаки, находясь на воде, упомянут их, он рассердится, поднимет бурю или порвет сеть.
Больше всего Водяной боится медведя. Одному мельнику благодаря медведю удалось однажды изба-виться от Водяного, который повадился каждую ночь приходить к нему на мельницу и варить там себе рыбу. Он пустил к себе переночевать поводыря с медведем. С тех пор испуганный Водяной еще долго спрашивал мельника, нет ли у него этой страшной «кошки».
Из всего вышесказанного видно, что с Водяным без особой нужды встречаться не стоит. В отличие от Лешего, живых свидетелей встреч с ним не так уж и много.