Такие ли уж неправильные - чайлдфри? Чайлдфри: причуда или сознательный выбор? Церковь против чайлдфри яп.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Зачем идти в ЗАГС, если браки заключаются на небесах, или Гражданский брак: «за» и «против» Арутюнов Сергей Сергеевич

ЧТО ТАКОЕ ЧАЙЛД-ФРИ И КТО ТАКИЕ ЧАЙЛДФРИШНИКИ И ЧАЙЛДФРИШНИЦЫ

Наша цивилизация успела накопить критическую массу людей с отклонениями по всем возможным и мыслимым направлениям! Особенно много этих отклонений в сфере половой. Еще ни один исследователь не причислил бездетность к девиациям, однако при формировании прямо на наших глазах «идеологии бездетности» ничего другого не остается.

Чайлдфри (англ. childfree - свободный от детей, бездетный; childless by choice - добровольная бездетность) - отсутствие детей и сознательное нежелание когда-либо иметь их.

Речь не идет о людях, которые откладывают рождение детей на более поздний срок или не имеют твердой позиции в данном вопросе. Бесплодные могут быть или не быть чайлдфри, так как, с одной стороны, врожденное или приобретенное в результате заболеваний, травм и т. п. бесплодие не является сознательным выбором, а чайлдфри могут добровольно пойти на стерилизацию; с другой стороны, возможно наличие приемных детей. Хотя наличие ребенка противоречит формальному определению, оно не мешает некоторым людям относить себя к чайлдфри.

Добровольная бездетность может быть основана на весьма разнообразных (в том числе и взаимоисключающих) вариантах личных убеждений; это обстоятельство не позволяет говорить об «убеждениях чайлдфри» или, тем более, об «идеологии чайлдфри».

Термин childfree возник в противовес слову childless (бездетный), которое, по мнению некоторых, означает, что детей «недостает» и они желанны. Чайлдфри утверждают, что их жизнь может быть полноценной и без потомства. Некоторые из них могут любить детей, некоторые остаются безразличными, некоторые испытывают неприязнь, но общими для всех чайлдфри являются: отсутствие детей и нежелание становиться родителем.

История слова несколько неясна; оно, возможно, было введено в 1970-х Национальной организацией для не-родителей (теперь более не существующей). Популярность приобрело в 1990-е, когда Лесли Лафэйетт сформировала одну из первых современных групп чайлдфри the Childfree Network.

Национальный Центр статистики здравоохранения утверждает, что доля американских женщин детородного возраста, которые определяют себя как «добровольно бездетных», быстро растет: 2,4 % в 1982 году, 4,3 % в 1990 году, 6,6 % в 1995 году.

В целом наблюдения показали, что чайлдфри-пары более образованны, более востребованы как профессионалы и руководители, имеют больший доход (оба супруга), склонны жить в городах, менее религиозны, менее склонны к соблюдению традиционных гендерных ролей и обычаев.

Многие исследователи отмечали, что чайлдфри являются менее «социально удобными», им в большей степени свойственен эгоизм и индивидуализм.

В ходе статистического исследования были выяснены наиболее распространенные причины быть чайлдфри: нежелание жертвовать личным пространством ради ребенка, отсутствие убедительной причины заводить детей, нежелание терять время, активное отвращение к детям, удовлетворенность домашними животными и наблюдением за детьми родственников или друзей.

Есть еще более экстремистские, хотя и довольно «тихие» формы безбрачия. Например, антисексуализм.

Антисексуализм - термин, служащий для обозначения и описания:

- взглядов кого-либо, кто является антагонистом сексуальности как таковой;

- движения против всех форм сексуальности.

Людей, так или иначе поддерживающих антисексуализм или являющихся его пропагандистами, можно называть и характеризовать словом «антисексуал». Однако следует заметить, что термин «антисексуализм» редко используется самими антисексуалами. Чаще встречается употребление слов «антисексуальность» и «антисекс».

Во времена, исторически предшествовавшие Новому времени, антисексуализм, как правило, находил выражение в религиозных формах, но на современном этапе он встречается в виде вполне светского проявления воли, направленной на реформирование общества.

Большинство антисексуальных людей убеждены в том, что сексуальность - разновидность зависимости (наподобие алкогольной, наркотической и т. п.), приводящая к отрицательным последствиям как на физическом, так и социальном уровне; приводящая к разрывам человеческих отношений, вынуждающая людей прибегать ко лжи и обману для достижения сексуального удовлетворения и связанных с ним удовольствий.

Антисексуал, отказывающийся от сексуальной жизни, считается воздерживающимся от секса из неких соображений, но не обязательно характеризуется асексуальностью. Некоторые антисексуалы убеждены, что сексуальность является причиной многих мировых проблем.

Движение антисексуалов - это движение, в рамках которого люди объединяются в группы с целью взаимной поддержки, обсуждения вопросов антисексуализма и способствования ему как образу жизни. Следует еще раз заметить: антисексуалы не обязательно должны быть асексуалами, основания их антисексуальности происходят из рациональной аргументации или морали, которых они придерживаются.

Самым известным российским антисексуалом является Юрий Нестеренко, основавший в 1995 году эхоконференцию RU.ANTISEX в сети Фидонет, где начало формироваться антисексуальное интернет-сообщество и велись тематические дискуссии; а также составивший FAQ эхоконференции.

В 1999 году был создан сайт Antisexual Stronghold (русская и английская версии), его гостевая книга также стала местом общения антисексуалов.

Впоследствии это название перенял ныне действующий сайт Antisex.info, и начиная с 2006 года его форум является основным местом общения русскоязычных антисексуалов. Движение антисексуалов занесено в Россию из США, где вовсю открываются центры для лечения людей от сексуальной зависимости; целомудренные же браки получили широкое распространение Японии. И все же именно российские антисексуалы объявили о создании Международного антисексуального движения (International Antisexual Movement, IAM), однако оно все еще находится на стадии зарождения и не представляет собой единой силы. Более того, активное объединение антисексуалов затруднено тем мировоззренческим моментом, что само это объединение во многом строится на отрицании.

Существуют и организованные формы пассивной борьбы за исчезновение человека как вида.

Движение за добровольное исчезновение человечества - более известное как VHEMT (произн. как ви?эмэнт , аббрев. от англ. Voluntary Human Extinction Movement) - общественное экологическое движение, целью которого является добровольное вымирание человечества путем отказа от размножения. Основная идея движения заключается в том, что для биосферы Земли будет лучше, если человечества не будет существовать. По мнению сторонников этого движения, человеческая раса - это некий «экзотический захватчик», популяция которого вышла из-под контроля и является угрозой планете Земля и другим видам животных и растений, живущих на ней; и только полное исчезновение вида Homo sapiens восстановит естественный порядок вещей и гармонию природы.

Движение основано Лэсом Найтом (англ. Les Knight) в 1991 году в США городе Портленде штата Орегон. Найт - владелец сайта vhemt.org и «голос» движения. Хотя сам Лэс Найт утверждает, что не основал движение, а всего лишь дал ему название.

Ни один человек не является основателем VHEMT. Лэс У. Найт лишь дал название философии или мировоззрению, которое существует с тех пор, как люди стали разумными. Эту позицию разделяли многие независимо друг от друга в разное время, но она была забыта, когда общество стало пронаталистским.

Как и миллионы других людей, Лэс, следуя простой логике, руководствуясь любовью, пришел к выводу, что нашей планете было бы лучше без людей. Он может считаться основателем, так как определил название движения, хотя каждый из нас находит истину для себя.

Хотя Лэс стал известен в мире как представитель движения, никто не может говорить от имени всех членов движения VHEMT. Не существует никакой официальной позиции по вопросам помимо того, что подразумевается в названии движения.

Лэс Найт заинтересовался экологическим движением в 1970-е годы после возвращения из Вьетнама, став членом движения «Нулевого роста населения» (англ. Zero Population Growth), и сделал себе вазэктомию будучи двадцатилетним.

Лозунг движения - «Жить долго и счастливо вымереть». Движение не пропагандирует убийства, самоубийства, массовую стерилизацию и прочие насильственные методы, вместо этого предлагается отказаться от дальнейшего воспроизведения человеческого рода.

VHEMT не рассматривает себя как организацию, так как не имеет никаких собственных структур. Это просто движение, представленное международной интернет-страницей. Таким образом, официального представительства движение не имеет.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Мальчики и девочки - два разных мира автора Еремеева Валентина Дмитриевна

Что такое «хорошо», и что такое «плохо»: почему дети не слышат наших оценок? Что происходит в коре головного мозга у ребенка, когда он воспринимает оценки взрослых? От чего зависит действенность этих оценок? Какие скрытые процессы лежат в основе этих явлений? Почему

автора Кузнецов Максим Валерьевич

Часть I. Что такое социальная инженерия и кто такие социальные хакеры В первой части обсуждаются основные концепции социальной инженерии и социального хакерства. Первая глава, как обычно, - это введение в обсуждаемый вопрос, а во второй главе приведены различные примеры

Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

Почему они такие? Заказчики, имеется в виду. И так им не так, и эдак не эдак. Я вам скажу. Из-за чувства собственной значимости. Как и мы. Ведь все относительно. Сегодня вы исполнитель, и ублажаете клиента всеми доступными вам способами, а завтра вы уже заказчик. В магазине, к

Из книги Психология и психотерапия семьи автора Эйдемиллер Эдмонд

Что такое семейная психотерапия и кто такие семейные психотерапевты? В нашей стране накоплен немалый опыт изучения семейных отношений, семейного воспитания и проведения семейной психотерапии (Мягер В. К., Мишина Т. М., 1976; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1980, 1990, 1999; Захаров А.

Из книги Достигатор на халяву автора Курамшина Алиса

Кто такие МЫ? Авторы с плохо скрываемой иронией говорят, что о себе могли бы рассказывать часами, но вряд ли это украсит книжку, так как составит львиную долю её объёма. Поэтому мы наступили на горло собственной песни о себе, любимых, и вкратце представимся.Алиса Хакимовна

Из книги Лечение с помощью дельфинов (дельфинотерапия) автора Филипьечев Алексей Олегович

Кто такие дельфины? Прежде чем приступить к описанию самого метода дельфинотерапии, неплохо бы и узнать, кто такие на самом деле дельфины. Несмотря на доступность всевозможной популярной литературы, в доступной форме рассказывающей об этих представителях животного

Из книги Психика в действии автора Берн Эрик

6. Кто такие психопаты? При обычных неврозах индивид причиняет ущерб главным образом самому себе. Инстинкты Ид направлены внутрь. А сейчас мы познакомимся с группой людей, которые, пытаясь облегчить свои напряжения, причиняют страдания в основном окружающим.Если

Из книги Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства автора Козлов Николай Иванович

Такие разные манипуляции, такие разные манипуляторы Если мы расшифруем, какие средства образуют это самое «скрытое воздействие», то список получится исключительно разноплановый и разнообразный: когда-то качественная пристройка и ведение, использование заведомо

Из книги Начнем сначала, или Как разглядеть свое Завтра автора Козлов Николай Иванович

Мы все такие разные Можно выделить три категории процессников: ответственные, бездумные и искатели счастья.Ответственный процессник – это, например, бухгалтер, которая занимается своей бухгалтерией и квартальными отчетами просто потому, что это всегда должно быть

Из книги Хорошая девушка начинает и выигрывает! автора Николаева Елена Ивановна

Глава 1 Что такое успех и что такое счастье? В этой главе мы не собираемся давать единственный рецепт достижения успеха или счастья.Попытки осчастливить людей по единым предписаниям уже многие делали, и они всегда заканчивались несчастливо для всех участников такого

Из книги Радость, гадость и обед автора Херцог Хел

Такие разные собаки, такие разные люди Двадцать - тридцать тысяч лет назад некая стая волков решила вручить свою судьбу человеку - и последствия этого решения оказались весьма неоднозначны. Со временем потомки волков прочно обосновались в человеческих сердцах и стали

Из книги Опоздания и невыполненные обещания автора Красникова Ольга Михайловна

Не такие, как все Помимо уважительных причин, делающих невозможным выполнение обещания, о которых уже говорилось в предыдущих главах (непредвиденные обстоятельства, сложности с детьми, особенности профессиональной деятельности, личные причины и т. п.), есть еще одна,

Из книги Как располагать к себе людей автора Карнеги Дейл

Такие же, как и я Люди лучше чувствуют себя в компании таких же, как они сами. Мы склонны делать выбор в пользу тех, кто имеет такое же происхождение, как и мы, кто ходил в ту же школу или живет в том же районе, что и мы.Президент банка в городе Гранд-Рапидс (штат Мичиган)

Из книги Я - мужчина [Для мужчин, и немного про женщин] автора Шереметева Галина Борисовна

Глава 3 Кто мы такие

Из книги Как мы портим наших детей [Коллекция родительских заблуждений] автора Царенко Наталья

Глава 3 Коллекция заблуждений на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?» Помимо поощрений и наказаний, в наших отношениях с детьми существует еще множество других моментов: детский сад и школа, друзья и домашние зверушки, ложь и стремление к идеалу, семейные

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

«МЫ ТАКИЕ ЖЕ ЛЮДИ…» Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Иак. 4, 4 Вместо введения Для начала несколько зарисовок.Знакомые перевели дочку - шестиклассницу в православную школу. Разговор полгода спустя.- Ну, как там ваша девочка?- Да все хорошо.

Новая болезнь, прибывшая к нам с Запада, и заразившая некоторые не окрепшие умы, лично меня шокировала. Я узнала, что чайлдфри — это те, кто не желает иметь детей, кому они якобы мешают чувствовать себя свободными.

Чайлдхейт опускаются ещё ниже. Они ненавидят детей, могут причинить вред малышами и их родителям.

У меня имеется опыт двух реальных встреч с чайлдфри (надеюсь, что это были именно чайлдфри, а не чайлдхейт). Обе они не из приятных. Первой была девушка 18 лет, которая, не стесняясь, заявляла: «Дети — зло. Вы посмотрите, сколько их развелось? Они повсюду!».

Второй случай произошел в поезде дальнего следования. Тогда у меня ещё не было детей.

Утро. Плацкартный вагон. В одном закутке едут бабушка и дедушка с малышом лет 2, он ведёт себя адекватно своему возрасту. Сильно не балуется. Естественно, слышно его хорошо. На одной остановке заходит молодая пара, каждому лет по 20-22. Видимо «встречаются». Внешне очень яркие, красивые. Сразу же забираются под одеяло спать в соседнем закутке плацкарта.

Внезапно парень подскакивает и идёт качать права родственникам малыша, дескать, ему мешает крик. Мальчик только начал говорить, громко и радостно повторяя одни и те же слова. Молодой человек, уже вернувшись на место, нецензурно срифмовал детский лепет малыша, на что девушка мило улыбнулась… Мне было очень противно наблюдать эту сцену. Родственники ребёнка были растеряны.

Появление у меня детей, отличающихся веселостью и звонкими голосами, заставило задуматься: а как бы я отреагировала в этом случае на неадекватные претензии к моему ребёнку? Признаюсь, первая предполагаемая моя реакция груба и не эффективна. Но как защитить себя и своих детей от психологических травм в результате столкновения с чайлдфри и чайлдхейт, которое прочно и надолго останется в памяти?

Чайлдфри и чайлдхейт. Почему они не любят детей?

Психологи утверждают, что в среднем чайлдфри и чайлдхейт — это люди, не достигшие 21 года. Скорее всего, они перенесли некую психологическую травму, и теперь хотят скрыть свою боль за таким вот поведением и ненавистью к детям. Хотя надо отметить, что сами они так не считают, они обосновывают свою точку зрения свободным от стереотипного семейного общества мышлением. Мам, которые занимаются детьми и посвящают часть своей жизни детям, они называют «овуляшками», которые занимаются бессмысленным размножением. А сами себя хвалят разными словами: независимые, самодостаточные, адекватные, сознательные и проч. Само название чайлдфри означает на их языке – сознательно бездетные. Детей они искренне не любят, мотивируя это якобы объективными причинами. Основные из популярных оправданий своей неполноценности (с точки зрения христианства это назвать по-другому нельзя):

— набор лишнего веса

— отсутствие сексуальной жизни после рождения ребенка

— отсутствие денег, т.к. все деньги уйдут на ребенка

— потеря свободы и невозможность вести прежний образ жизни

— ребенок изменит брак в худшую сторону и прочие нелепые «отмазки».

Надо сказать, что личности, исповедующие чайлдфри и чайлдхейт, ведут себя агрессивно в основном в Интернет-пространстве. Там они могут свободно высказаться и не получить достойной затрещины, которая ожидает их от энергичных отцов при оскорблениях, попытках навредить детям и матерям в реальной жизни. Например, цитата из правил в их сообществе в живом журнале: «однодетные, испытывающие давление общества из-за недостаточного выполнения размноженческой программы, НЕ приравниваются в правах к чайлдфри».

И вот еще: «администрация сообщества верит в существование одиннадцатой заповеди — «Держи свою религию при себе» и следит за ее исполнением в сообществе». А вот еще одна, но не заповедь, а скорее кредо чайлдфри:

«Люди без детей могут легко распоряжаться своей жизнью, и принимать важные решения. Они могут месяцами сидеть, дожидаясь лучшей работы и переезжать в другие города и даже страны в поисках лучшей карьеры. Они могут расходиться с неподходящими партнерами и находить новых. Дети — это ваши кандалы и наручники, в которых вы пытаетесь пробежать стометровку. Фактически, дети нуждаются в стабильном и безопасном мирке, и обоих родителях. И Вы будете просто обязаны дать вашему ребенку такую стабильность за счет вашей собственной свободы. Варианты возможны, но только ценою ваших и их нервов и здоровья с совершенно непросчитываемыми психическими эффектами, выплывающими на поверхность через многие годы. И, в любом случае, платить по счетам придется вам же» (Из сообщества childfree).

Лучше всего взгляд на сознательную бездетность услышать, так сказать, из первых уст.

Екатерина, 29 лет, замужем, москвичка:

«Я слишком люблю себя. Пусть это звучит глупо и эгоистично, но мне совершенно не хочется портить свою внешность беременностью и родами, терпеть неудобства, боль, рисковать жизнью, выпадать из привычной деятельности на довольно долгий срок, отягощать себя маленьким, беспомощным и (по большому счету) ненужным мне созданием.

Дети — это прекрасно, они должны рождаться, но, если можно, не у меня.

Я слишком люблю Мужа. И мне абсолютно без надобности еще один человек, пусть даже являющийся его прямым потомком.

Зачем, если сам Муж — со мной, и нам хорошо вдвоем, без третьего?

Мне жалко Мужа, я не хочу, чтобы он не спал ночей от детского крика, искал вторую работу, чтобы прокормить ребенка, забыл, что такое покой, сон и секс.

Я слишком люблю свою работу, свои хобби, друзей, прогулки, развлечения, походы в гости и на природу. У меня масса интересных дел, которым ребенок только помешает.

Я законченная, самодостаточная эгоистка, и это меня радует. Я не страдаю комплексами, и даже целая телестудия, набитая моими противниками, не смогла меня даже чуть-чуть смутить.

А посему меня не волнуют ни «вымирание нации» (которая вовсе не вымирает), ни абстрактное «женское предназначение», ни прочая чепуха, которой пичкают чайлдфри, надеясь пробудить в них некие «инстинкты».

Но детей я люблю — детей «как таковых». Они чище, невиннее, лучше взрослых. Но в мире вполне достаточно детей, и обогащать генофонд планеты своим скромным хромосомным набором я не собираюсь никогда.

Достигнув возраста 35 лет, я сделаю хирургическую стерилизацию и, наверное, полностью забуду об этом вопросе» .

Чайлдфри на улицах и общественных местах вполне безобидны. Они тихонечко отсядут от пассажира с детьми в транспорте, воткнут наушники в уши в зале ожидания. Чайлдхейт же относятся к детям, как к «куску мяса». Они могут толкнуть малыша, подставить ему подножку, сломать игрушку — в общем, сделать всё, чтобы доставить психологическую, а то и физическую боль малышу. Именно от детоненавистников — чайлдхейт — нужно уметь защищаться.

Что делать, когда чайлдхейт оскорбляют семью, угрожают?

Поинтересовавшись у мужа, как он отреагирует при встрече с чайлдхейт, я поняла, что он сразу готов пустить в ход кулаки. Да, такое поведение может поучить уму-разуму, но вот только обидчиком уже окажется отстаивающий честь и защищающий семью. И ответственность соответственно тоже он понесет. Поэтому решение о рукоприкладстве, конечно же, не верное.

В статьях, посвященных этой проблеме, размещены советы: начинать снимать видео на телефон, пригрозить статьей Административного Кодекса, штрафом. Если чайлдхейт угрожает, наносит вред здоровью ребенка, это уже 119 статья Уголовного Кодекса. Однако стоит ли пугать статьями потенциального преступника? На этот вопрос отвечает юрист Антон Тенсин.

«Что значит припугнуть потенциального преступника? Реакция может быть двоякой. Человек от слов может перейти к действию. Обычно в данной ситуации, как я понимаю, у него наблюдается некий психологический кризис. Он вымещает внутреннюю обиду на определенную группу социума, без определенных личностей. То есть у человека нет конкретного врага-лица, есть спонтанно возникшая неприязнь к тому, кто попался на пути.

В данном случае лучший вариант — попытаться уйти от конфликта или если человек настроен действительно агрессивно, привлечь внимание толпы, вызвать полицию, то есть не остаться один на один с ним.

Любая угроза человеку с нарушенным социальным поведением может привести к совершению им определенных действий, так как в это время он скорее всего не отдает им отчет или им движет маниакальная навязчивая идея. В любом случае вспышку ярости лучше избежать, чем пережить.

Опять же если виновное лицо действительно совершает действия, попадающие под статью 119 УК РФ, к примеру, кричит о том, что сейчас будет конец и машет во все стороны предметом, похожим на нож/пистолет или начинает бежать к вам с занесенными для удара руками (а именно так это будет выглядеть для состава 119 УК РФ), кричать о том, что его действия подпадают под действие УК РФ нет смысла, надо спасаться.»

Семья — это круто!

«Борьба с этим явлением — это не УК РФ и не Административный кодекс РФ. Это государственная политика, которая должна быть направлена на создание образа счастливой семьи, на образ того, что семья — это круто. То есть люди, которые так ведут себя, должны чувствовать, что они есть изгои общества , те, кто идет против нормальных ценностей, против рожна. Как подготовиться? Так же как ко встрече с любым человеком, который хочет причинить тебе зло: уметь уйти от опасной ситуации или уметь защитить себя.

С точки зрения закона при таком поведении человека в общественном месте (поезд, вокзал, аэропорт) можно призвать на помощь сотрудников охраны, наряд полиции. Если случается где-то в автобусе, то словами призвать общественное порицание виновного, ведь в большинстве случаев у людей есть правильный набор ценностей в отношении маленьких детей. Если видно, что человек ведет себя на показ, то наверно стоит его с помощью юмора поставить на место, а возможностей для этого сейчас много. Такие люди боятся быть смешными.

В конце концов, есть такой метод: чтобы озадачить и сбить с толку преступника нужно сделать то, что он не ожидает от вас. Люди, которые идут на конфликт ожидают того, что оппоненты пойдут на конфликт в ответ. Отсюда и надо отталкиваться.

Я считаю, нужно, чтобы люди, которые так ведут себя, оказывались на смеху у общества.»

Заключение

— Вы что, чайлдхейт?

— Люди добрые, что это делается? Ребенку средь бела дня поговорить не дают!

— Что творится, что делается? Детей не любят!

Этими и другими фразами можно привлечь внимание окружающих и заставить отступить чайлдхейт, решившегося проявить себя в общественном месте. Кроме того, эти слова через время могут помочь самому чайлдхейт что-то изменить в своей голове в нормальную сторону. При условии относительного психического здоровья, конечно же. Важен также и тон, с которым подобные слова доносятся до конфликтующей стороны. Юмор и улыбка часто действует обезоруживающе, помогают разрядить обстановку.

Иногда может показаться, что детоненавистники везде. То и дело мамам с детьми норовят сделать замечание и поучить воспитывать. Но в большинстве случаев, это просто уставшие люди, которые хотят покоя. Может быть, в другой раз они улыбнулись бы малышу, но не сейчас, потому что им плохо, они раздражены.

Я думаю, что мамам с одной стороны нужно уметь извиняться, если малыш набезобразничал, но и предавать своих детей, шлепая их, потому что те не сидят подобно роботам в угоду вон той тётеньке в шляпе, тоже не нужно. В любом деле необходима золотая середина, здравый смысл и любовь.

Екатерина Соловьева, Антон Тенсин

Сегодня Православная Церковь отмечает , родителей Пресвятой Богородицы. До глубокой старости они не имели детей, но продолжали молиться и плакать, прося Господа послать им ребенка и тем самым снять «поношение безчадства». Почему же теперь поносят именно многодетных родителей, в норму жизни вошло детоубийство, а ещё одна идеология - - становится всё более популярной? На эти и другие вопросы корреспондента портала отвечают многодетные священники Олег Булычев и Филипп Ильяшенко , а также матушка .

«Безумие в наше время стало нормой»

, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Бетлица (Калужская митрополия):

С практической точки зрения время многодетных действительно прошло. Мы не монаршие особы, которым нужно много наследников мужского пола, мы не купцы и не крестьяне, которым нужны рабочие руки, помощники по хозяйству и опора в старости. Наши дети теперь не столько помощники, сколько основная «статья расходов». И даже «инвестировать» в детей не слишком-то удается: кто знает, кем еще они в итоге вырастут, чем «отплатят» своим родителям. В общем, это все широко известные аргументы.

Ни одно время не было столь комфортным и изобретательным на новые и новые «гаджеты», облегчающие материнство

Смешным было бы утверждение, что много детей поднять на ноги стало труднее - ни одно время не было столь комфортным и изобретательным на новые и новые «гаджеты», облегчающие материнство. Разве что мы лишены в городах такого блага, как безопасная придомовая территория, на которой дети могли бы резвиться, дышать свежим воздухом, общаться и высвобождать таким образом часть родительского времени. Хотя и этот вопрос во многих городских кварталах уже бывает неплохо решен. Мы не имеем реального повода сказать, что рожать детей в наше время стало труднее - это именно что просто невыгодно.

Остаются умозрительные, идеальные причины. Думаю, большинство современных многодетных семей руководствуется именно «идеальными» мотивами. Такие мотивы были и раньше, а сейчас остались только они. Кстати, я думаю, что число таких «сознательных» многодетных не слишком отличается от того, что было «давеча». Нам привычно сравнивать «наше время» с былым, сетуя, что тогда и трава была зеленее, а люди благочестивее… Все-таки по существу человек не слишком меняется, и немощи его не новы. Ещё Толстой в «Крейцеровой сонате» описывал, как уже в «те времена» в образованной среде появилась мода меньше рожать. Теперь многодетность окончательно перестала быть выгодной, изменился фактор общественного мнения (раньше не родить было делом постыдным, и потому рожали даже те, кого дети не слишком-то сами по себе и интересовали) - и вот изменилась численность , остались многодетными лишь те, для кого важны не только выгода и общественное одобрение.

Часть современных многодетных семей - это семьи религиозные, но есть и те, кто просто любит детей и искренне радуется возможности жить большой и шумной семьей. Когда мы говорим про религиозное обоснование деторождения, у людей со стороны как-то сразу возникает желание пожалеть нас, «бедненьких» за наше «примитивное» богословие. Почему-то многие считают, что многодетность зиждется лишь на повелении Бога Адаму и Еве: «плодитесь и размножайтесь». И всегда находятся те, кто скажет: «Ребята, да мы же тоже не против этой заповеди - просто вы «плодитесь» только количественно, а мы - качественно. У нас в семье есть только один Петенька, зато какой всесторонне развитый мальчик!»

Мы воспринимаем многодетность как проявление веры

Но в том-то и дело, что религиозное сознание вовсе не так узко воспринимает многодетность: надо скорее родить, и чтобы было всех побольше! Для верующего человека появление ребенка - это непосредственное, очень конкретное и осязаемое действие Бога в его жизни, новый поворот, новая задача, новое чудо. Именно поэтому мы воспринимаем многодетность как проявление веры - ведь в этом действительно выражается вера, доверие Богу, готовность принять из его рук новое послушание в надежде на дальнейшую помощь Божию в исполнении этого послушания.

Вот здесь, наверное, можно немного попричитать про «теперича не то, что давеча». Все-таки именно принимать, доверять, отдавать главенство в собственной жизни Кому-то, кроме себя, современный человек умеет хуже своих предков. Предки жили, окруженные смертью. Даже в переписке августейших особ невероятно часты упоминания о безвременных смертях в кругу родственников. Умирали от родов, простуды, кори, пореза на пальце, легкого огнестрельного ранения - от всего того, что теперь в 99% случаев успешно лечится и в захолустной районной больнице. Это смиряло. Иллюзий о том, что ты можешь все-все в своей жизни распланировать на годы вперед, было меньше… Было легче принять вмешательство Промысла в жизнь. Дитя - так дитя. Еще двое? Ну, еще двое. Еще? И слава Богу! Сейчас людям кажется, что у них в руках ключи от всех вариантов счастья, и они вольны построить свой вариант исключительно по собственному проекту….

Доверие как основа чадородия должно быть не только к Богу, но и к спутнику жизни

А еще доверие как основа чадородия должно быть не только к Богу, но и к спутнику жизни. Понятно, что, не доверяя даже Богу, современный человек тем более не может доверить свою жизнь «какому-то там мужу». Кто его, скажут, знает: сегодня муж есть, а завтра к другой уйдет - и что мне делать с пятью детьми? На это можно отвечать долго, но хочется сказать лишь одно. Трудно, наверное, жить с человеком и, простите, делить с ним ложе, считая его в глубине души потенциальным предателем, потенциально чужим. Это грех против любви - и прививка против счастья, какими бы красивыми иллюзиями ни тешила себя та женщина, которая не желает вынуть камень из-за пазухи.

«Дети - это награда семейной жизни»

Древние представители израильского народа считали, что спасется тот, кто доживет до прихода Мессии. Но жизнь человека конечна, и древние верили в то, что их жизнь можно продолжить в детях. Люди, не имевшие детей, считались недостойными благодати Божией. Соответственно цель всякого человека в те времена была одна - вступить в брак с целью рождения детей. Но не нужно думать, что цель брака - это рождение детей, потому что дети - это награда семейной жизни.

Надо сказать, что в современном обществе христианское представление о браке фактически отошло в прошлое. В современно мире люди, даже если любят друг друга, не стремятся рано . В лучше случае они считают, что сначала надо найти хорошую работу, получить большую зарплату, объездить весь мир и только потом, когда пришло пресыщение этой жизнью, когда человеку стало скучно и хочется семейного тепла и спокойствия, только тогда они задумываются о детях. В худшем случае люди будут придерживаться идеологии чайлдфри, которая говорит: «зачем тебе обуза, когда ты спокойно и в достатке можешь прожить всю жизнь?» Парадокс заключается в том, что, когда людям предлагают материальную помощь, чтобы они дали жизнь своему ребенку, люди от этой помощи отказываются и просто губят и своих детей и свои души.

Если основная ценность нашей жизни - это деньги, достижение материального и бытового комфорта, то в этом случае дети всегда будут преградой на пути к получению неких удовольствий. В современном мире дети стоят, может быть, и не на последнем, но на весьма удаленном месте в «списке» радостей жизни современного человека. И это удручающий показатель ценностной шкалы нашего общества.

В молодых людях нужно воспитывать принципиально иное отношение к браку

Поэтому, на мой взгляд, в молодых людях нужно воспитывать принципиально иное отношение к браку, к семье, а также к любви как к высшему чувству. Молодым людям нужно учиться любить. А это значит, не ждать счастья для себя, а пытаться его дать другим: мужу, жене, своему ребенку, родителям, тогда счастливыми будут не только родные, но и сам человек.

Чайлдфри - так называют себя люди, которые добровольно отказываются иметь детей. Сам термин возник во второй половине ХХ века.

Кто эти люди?

Как движение чайлдфри заявили о себе в 70-х в США. Тогда возникли самые яркие и при этом первые организации: No Kidding! International и National Alliance for Optional Parenthood. Представители чайлдфри- взглядов любят знакомится через интернет. Развитие соцсетей позволило людям, которые не желают становиться родителями, найти друг друга. Например, развлекательный сервис Reddit создал онлайн-сообщества специально для таких пользователей. Там зарегистрировано свыше 100 000 человек.

Причины

Причинами подобных убеждений могут стать перенаселение планеты, религиозные взгляды и деятельность, этические убеждение или простое нежелание.

Многие люди отказываются быть родителями из побуждений спасения человечества. На Земле сейчас проживает 7 миллиардов, у многих людей нет доступа к чистой воде, еде и другим базовым ресурсам. Часть чайлдфри-сообщества принимает решение не приводить нового человека в мир, где и так на всех не хватает условий для нормальной жизни.

Религиозные причины бывают разные: есть ряд конфессий и религий, в которых практикуется целибат, то есть полный отказ от семьи и брака, а также монашеский образ жизни. Такие люди посвящают жизнь “духовной” службе. В частности, в католической церкви вопрос чайлдфри вызывает много споров, ведь с одной стороны, это может быть допустимым способом жизни для одинокого человека, а с другой — Библией людям предназначено размножаться.

Часть чайлдфри-общества не ссылается на какие-то ценностные системы, а просто утверждают, что не видят себя в роли родителей, не ощущают в себе желания иметь ребенка, хотят оставаться свободными от отношений или сфокусироваться на карьере. Они открыто говорят, что скорее всего будут не очень заботливыми родителями и больше пользы принесут обществу или себе лично, будучи бездетными.

Представителей подобных взглядов часто обвиняют в эгоизме — дескать, эти люди не выполняют природное предназначение или неспособны о ком-то заботиться. Некоторые противники чайлдфри настаивают на налоге на бездетность. Особенно это актуально для стран с солидарной пенсионной системой, которая действует и в Украине. При таком положении дел пенсии начисляются людям с налогов трудоспособного населения. Здесь аргумент против чайлдфри следующий: в старости их будут содержать чужие дети.

Отношение к чайлдфри

Во многих странах быть чайлдфри до сих пор - вызов. В частности, в России по решению генпрокуратуры админы соцсети ВКонтакте блокировали интернет-сообщества людей с чайлдфри-взглядами, аргументируя это тем, что в них «содержалась крайне негативная информация, призывающая к противозаконным действиям по отношению к детям и матерям», а также «отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям». Недавно президент Турции Раджеп Тайип Эрдоган назвал женщин-чайлдфри неполноценными. Широкую огласку получила также история британки Холли Броквел , которая 4 года в судах отстаивала право на собственную стерилизацию.

Что думают харьковчане?

Этот материал был подготовлен в рамках Программы межредакционных обменов при поддержке международного медиапроекта MyMedia.

7 августа - Успение праведной Анны, матери Богородицы и супруги святого Иоакима, родившей чудесным образом дочь после долгих лет бездетного брака. Поэтому неудивительно, что сегодня верующие в молитвах праведной Анне просят помощи в даровании детей.

Но если одни родители вымаливают у Господа деток, то другие, организовавшиеся в целое сообщество, сознательно отказываются от рождения детей, да так категорично, что даже идут на стерилизацию.

Телевизор я смотрю редко. У нас его попросту нет. Но когда смотрю, то всегда огорчаюсь. Вот и в этот раз, когда гостила у мамы, попала на новости, где журналист ТСН в привычной бойкой манере рассказывал о последнем писке моды от просвещенной Европы - «чайлдфри». Тем, кто в школе осилил курс английского, не составит труда перевести эту фразу - «свободные от детей».

Из репортажа следовало, что теперь и у нас появилась категория людей, которые сознательно отказываются от рождения детей, причем, бывает настолько категорично, что даже идут на стерилизацию. Мотивация банальная - не хочется ничем и никем сковывать свою свободу («ведь тогда мы не сможем в любой момент сорваться и полететь провести уикенд в другую страну»), портить фигуру , ломать карьеру и т.п. Все бы ничего, но эти «чайлдфри» ведут себя агрессивно, наполняя социальные сети лозунгами типа «Долой всех беременных» , «Д ети - цветы жизни, поэтому их либо в воду, либо в землю!» , объединяясь в интернет-сообщества и проводя пропаганду образа жизни, свободного от детей.

Тогда мы с мужем, повздыхав о развращенном Западе и перекинувшись парой фраз типа «А вот если б твои родители были «чайлдфри», то не летал бы ты, гад, ни на какие уикенды», благополучно об этом забыли. Но недавно эта тема всплыла снова - я наткнулась на статью в интернете о бездетных «звездах» поп-индустрии - счастливых, успешных, самодостаточных (по мнению автора), способных пренебречь социальными стереотипами.

Конечно, были тут и дискуссии, заявили о себе и сторонники традиционной семьи, но как-то терялись они на фоне блещущих остроумием циников.

Результаты моего дальнейшего мониторинга сети тоже оказались неутешительными - блоги, форумы, сайты дипломированных психологов, статьи в информационных изданиях - все в один голос заявляли: «Доколе будем мучить женщину никому не нужной репродукцией никому не нужного биоматериала? Хватит давить на семью (или, пардон, партнеров) постоянными упреками о наследниках, нужно пожить для себя, реализовать себя как личность, а вот потом, может быть, если оба партнера осознают такую потребность, взвесят свои возможности и т.д и т.п.». Традиционный взгляд на семью с детьми, как естественную и закономерную, однозначно поддерживают лишь христианские издания и сайты для молодых родителей.

Но справедливости ради, все же, стоит заметить, что мнение интернета в этом вопросе это далеко не мнение народное. Есть тут момент пропаганды. Да, возможно мне тяжело говорить об общественном мнении, проводя половину дня на детской площадке, где у мам и пап с маленькими детьми вопрос рожать или не рожать вообще не стоял, и вопросы фигуры, карьеры, успешности видятся им в совершенно другом свете. И все же, чувствуется мне, да и отчетливо видится, что бездетность по причине бесплодия, физической невозможности зачать и выносить ребенка воспринимается у нас как большое горе, а отсутствие детей у молодых здоровых пар вызывает как минимум недоумение и пресловутые шутки, упреки друзей и родственников.

Все пока у нас на своих местах - и консервативное общественное мнение, и желание большинства семей иметь детей.

Но тогда откуда взялись «чайлдфри»?

Оттуда же, откуда пришло к нам поклонение перед гомосексуализмом, где стряпаются рецепты успешной и красивой жизни (и наглядные ее примеры, конечно), где учат взращивать и пестовать свое эго.

Толерантная Европа и американский континент, якобы, обеспечили своим гражданам достойные зарплаты и самую лучшую медицину, но - упрямый факт - количество желающих плодиться европейцев и американцев не возрастает, а наоборот. А неблагополучные африканские и азиатские страны вопреки всякой логике бьют рекорды рождаемости. Хотя нет, специалисты говорят, что уже и там показатели рождаемости снижаются.

На что же надеются эти несчастные, размножающиеся в антисанитарных условиях? На то же, на что надеялись все и всегда - на Бога. Живут, не утруждая себя умствованиями и расчетами, страдая от эпидемий и голода, но все же - живут.

Цивилизованный же человек гиперответственнен - он не может «завести ребенка», пока не обеспечит будущему чаду достаточный уровень комфорта, и чем выше ответственность, тем больше претензий к комфорту. И очень часто такой перфекционизм доходит до высшей точки - отказа от детей вообще. Ну не сможет человек, даже очень обеспеченный, изменить для своего ребенка все более и более ухудшающуюся экологию, остановить терроризм и т.д.

А человек верующий в вопросе рождения ребенка более схож с туземцем

Всю ту ответственность, которую развитый европеец возлагает на свои плечи, верующий доверяет Богу, уповая, прежде всего, на Него. И выигрывает, получая по вере своей. А мнение общественное в такой момент абсолютно на стороне дерзающего вопреки чему-либо родить ребенка, и наш фольклор это только подтверждает: «дал Бог зайку, даст и лужайку», «ребенок рождается с краюшкой хлеба за пазухой» и т.п.

Но вот в чем искушается мнение общественное, и что четко видно из тематических форумов - это возможность жизни в свое удовольствие. Вот это главный козырь «чайлдфри». Отнюдь не перфекционистские убеждения движут ими, а самый банальный эгоизм.

Причем порой эти убеждения настолько циничны и омерзительны по своей сути, что просто пугаешься. И в этом им помогает наша современная культура, СМИ, нацеленные на потребление.

«При появлении ребенка вы разжиреете, ваша семья распадется , у вас больше никогда не будет денег, свободы…»; «Если Вы решаете иметь ребенка, то он станет вашим абсолютным и высшим приоритетом. Если вы напомните ему об этом, когда он или она станут старше, и кое-что пойдет нет так, он/она бросят сквозь зубы "а я не просил, чтобы меня родили"»; «Младенцы ужасны. Их вопль - самый раздражающий звук на земле, и нет никакого способа его остановить... Они не едят детское пюре, а расплевывают его в радиусе досягаемости. Они прыскают на вас мочой, когда Вы их купаете. Никакой человек со здоровой головой не принял бы домашнее животное в дом, которое имело бы привычки, близкие к усредненному ребенку»; «Рано или поздно в некоторой точке жизни ваш ребенок будет вероятно очень рассержен на Вас, и может даже ненавидеть Вас, иногда в течение долгих лет, иногда-навсегда Одной единственной Вашей ошибки будет достаточно чтобы перечеркнуть ГОДЫ вашей жизни, отданные вашему ребенку» ; «Еще страшне - инвалидность ребенка, вы или пойдете на компромисс со своей совестью и вероятный разрыв с партнером, и откажетесь от порожденного вами же чуда природы, или найдете новый смысл в своем существовании, которое больше не будет жизнью, в полном смысле этого слова Любите играть в лотерею?» (цитаты взяты из форума «чайлдфри», где авторы приводят 20 причин не иметь детей).

В этом свете, действительно, рождение детей представляется сущей нелепицей - чередой ненужных жертв - и во имя чего? Пресловутого стакана воды, которого от современных детей не слишком-то и дождешься? Улучшения демографической ситуации? Бред!

И здесь не каждому противнику осознанной бездетности хватает энтузиазма расписать все прелести материнства и отцовства, чтобы эти заблудшие поняли, как глубоко они ошибаются. Ведь как рассказать тем, кто лоб расшибает во имя своих принципов, как радостно переступить через свою правоту ради примирения с близкими? Рассказать тем, кто никогда не пожертвовал своим сном ради доброго дела, как утешительно, просидев (или пробегав) у кровати больного всю ночь, на утро услышать наконец мерное посапывание и ощутить губами заветные 36,6? Или тому, кто никогда не терпел боли ради другого, изъяснить то ощущение чуда, когда в муках рождается новая жизнь?

Человек, не готовый пойти на малую жертву, просто не достоин детей. И хотя они (как и другие родные и близкие), увы, часто приносят огорчения, эти печали тоже надо еще заслужить.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт