«Таежный тупик»: как семья Лыковых смогла так долго прожить в изоляции. Агафья Карповна Лыкова: последние известия о сибирской отшельнице

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

КАРТОФЕЛЬНЫЕ ГРЯДКИ В ТАЙГЕ

В августе 1978 года в верховьях реки Абакан открыли месторождение руды. Геологи с вертолета увидели… огород с картошкой. Откуда он в безлюдных местах? До ближайшего села по реке 250 километров! Приземлившись, они нашли людей, живших в допетровских временах вперемежку с каменным веком! При лучине, без соли, хлеба...

В 1982 году у отшельников побывал журналист «Комсомолки» Василий Песков . Страна зачитывалась робинзонадой Лыковых .

Но было белое пятно в «Таежном тупике ». Песков проследил 300-летний путь староверческого рода: Поволжье - Алтай - Сибирь . Почему же семья жила в дебрях Абакана в полном одиночестве?

«Карп Осипович (Лыков, отец Агафьи. - Ред.) говорил о тех годах глухо, невнятно, с опаской, - писал Песков. - Давал понять: не обошлось и без крови».

«ПЕРЕЖИТЬ САТАНИНСКИЕ ВРЕМЕНА»

Николай Второй отменил гонения на старообрядцев. Но грянула революция, затем коллективизация. Многие староверы остались в поселке, создали сельхозартель. А братья Лыковы: Степан, Карп и Евдоким вместе с отцом и еще три семьи перебрались в верховья Абакана. Срубили пятистенные избы, надеясь в глуши пережить сатанинские времена. Их поселок звался в документах «Верхняя кержакская заимка».

В 1930 году постановлением Совнаркома РСФСР создали Алтайский государственный заповедник. Заимка оказалась на его территории. Начальство объявило староверам, что жить им здесь нельзя - в заповеднике запрещена охота и рыбная ловля. Кержаки разбрелись кто куда .

Лишь Евдокиму Лыкову разрешили остаться: жена Аксинья ждала ребенка. К тому же он согласился работать в охране заповедника. Но был анонимный донос, дескать, Лыков - браконьер, всех зверей перебьет. «Проверять сигнал» отправили сотрудников Русакова и Хлыстунова .

Братья копали картошку (Карп приехал помочь Евдокиму) и не сразу заметили вооруженных людей: черные галифе и гимнастерки, на головах черные же остроконечные шлемы. Такую форму ввели в заповеднике недавно, Лыковы про нее не знали. Братья бросились к избе. Русаков вскинул винтовку. «Не стреляй, они, похоже, не поняли, кто мы такие!» - крикнул Хлыстунов . Но тот выстрелил в спину Евдокиму. Рана оказалась смертельной.

Чтобы выгородить себя, охранники составили протокол, обвинив Лыковых в вооруженном сопротивлении. Карп отказался подписать «ложную бумагу».

Об убийстве сообщили в район. Расследование провели поверхностно, никого не судили. Жуткие тридцатые годы. Застрелили - значит, виноват.

ЧЕКИСТЫ ИЩУТ ДЕЗЕРТИРОВ

В 1937-м к Лыковым нагрянул НКВД . Подробно расспрашивали про убийство Евдокима. Мол, решено вновь разобраться в этой истории. Карп насторожился. Убийцы брата могут на следствии оговорить его. Им веры больше. Потому и увел семью в «пустынь» - верховья Большого Абакана. Горы, тайга, сотни километров без жилья - и никаких дорог.

Здесь в августе 1940 года и повстречали его наблюдатели заповедника. Предложили работу охранником на кордоне . Большой двухквартирный дом, баня, амбары, казенное продовольствие. Обещали привезти корову, овец. Заявили, что убийц брата уже наказали (это была ложь).

В переговорах участвовал и завотделом науки заповедника Дулькейт, отец автора книги. Жена Карпа Акулина очень хотела переехать на кордон, ближе к людям. Дети же растут! Но Карп был категорически против. «Сгинем, вон сколь людей загубили, за что? Евдокима убили и нас изведут!»

И перебрался еще дальше в тайгу. Страх разделить трагическую судьбу брата, застреленного на его глазах, та самая кровь, на которую он намекал позже Василию Пескову, гнали «бегуна ». А вовсе не вера. Вскоре началась Великая Отечественная. В заповеднике стало не до Карпа.

Однако о нем помнил НКВД. К концу лета 1941-го чекисты взяли на контроль все таежные заимки. Чтобы там не спрятались дезертиры. Отряд пограничников и чекистов ушел в рейд по поиску беглецов. Проводником взяли старовера Данилу Молокова , давнего знакомого Карпа Осиповича. Из разговоров чекистов тот понял, что главу семьи Лыковых могут запросто порешить в тайге. Карп издали заметил отряд. И когда Молоков отстал, окликнул его. Данила сообщил, что началась война с «германцем», энкавэдэшники ищут дезертиров.

Карп Осипович срочно увел семью в непроходимые дебри верховьев Абакана. В тот самый Таежный тупик, где поныне живет отшельница Агафья.

В 1946 году на убежище наткнулся отряд военных топографов. Его нанесли на карты с пометкой «Заимка Лыкова». Карп и сын Савин вывели отряд картографов через перевал. Но, вернувшись, осторожный Лыков срочно перебрался выше в горы. На «запасной аэродром», где уже два года стоял крытый сруб на случай внезапного переселения.

«Сибирские робинзоны словно сгинули»

Историю с визитом картографов Песков описал в «Таежном тупике». Но Василий Михайлович не знал продолжения истории.

Властям о встрече с отшельниками картографы, разумеется, доложили. Рассказали об их крайней нищете, троих детях (Агафья только родилась). Директора Алтайского заповедника вызвали в обком партии и сделали внушение - у него скрываются староверы, нарушая законы! Директор предложил переселить Лыковых на Абаканский кордон, оформить Карпа охранником, оказать семье помощь.

Но бюро обкома постановило отправить к староверам НКВД. Зимой отряд ушел в верховья Абакана. Чекисты надеялись, что до весны Лыковы не сбегут, надеялись застать их врасплох. Но изба была пустой.

x HTML-код

След НКВД в истории Агафьи Лыковой. 40 лет назад геологи в глухой тайге обнаружили семейство отшельников-староверов. Все эти годы, считалось, что в таежный тупик их загнала религия. Но как выяснилось, дело было не только в ней

Летом 1947 года конный отряд НКВД совершил еще один секретный рейд по абаканским местам. Выяснилось, что все староверы, сбегавшие в 30-е в тайгу от коллективизации, рано или поздно вернулись к людям. А про Лыковых никто не слышал. Словно сгинули.

«Было понятно, что, найди мы Лыковых, главе семьи не поздоровилось бы, - пишет Дулькейт, который был проводником отряда НКВД. - Лыков разделил бы участь тех, кто в те времена осмеливался жить не так, как надо было. Я имею в виду, что с выходом из тайги он был бы арестован и предан суду».

Постепенно о Лыковых в заповеднике стали забывать. Да и у чекистов появились другие заботы. И так бы никто не узнал о Лыковых, если бы не геологи на вертолете.

Кстати, «КП » выпустила полное собрание сочинений Василия Пескова, который открыл миру Агафью Лыкову. Трогательные очерки и уникальные авторские фотографии собраны в великолепно изданные альбомы, приобрести которые можно на и в фирменных магазинах «КП».

Отшельники Лыковы: история

Семью Лыковых случайно обнаружили в тайге в 1972 году. Лётчики, выбирая место для будущей геологической станции, вдруг увидели на склоне горы аккуратно возделанный огород и три маленьких избушки. Даже местные охотники не забредали сюда: уж слишком труднодоступными были эти горы. Оказалось, здесь более полувека вдали от цивилизации и вне всяких контактов с внешним миром обитала семья староверов Лыковых. Жили они исключительно натуральным хозяйством: ели только то, что сами выращивали на таёжном огороде, одевались в то, что сами сошьют из шкур и вручную вытканного полотна.

Вскоре к Лыковым снарядили научную экспедицию, которую возглавил профессор Лев Черепанов и доктор Игорь Назаров. Первый вопрос, заданный главой семейства Лыковых Карпом Осиповичем, звучал так: "Чем мы Вам можем помочь?"

Глава семейства староверов Лыков Карп Осипович увел свое семейство от преследования советской власти после того, как на его глазах большевики расстреляли брата с женой и трёх их маленьких детей. Гибели от рук чекистов Лыковы предпочли жизнь в уединенной тайге, тяжелый труд и недоедание.

По росту Лыковы были маленькими: самый высокий среди них был глава семейства Карп Осипович - 1 метр 58 сантиметров, самая низкая ростом была Агафья - 1 метр 50 сантиметров.

Самая большая проблема при общении с семейством Лыковых - это отказ от фотосъемки. Экспедиторам приходилось делать тайные фотоснимки без разрешения староверов. Многие староверы и поныне не разрешают делать свои фотоснимки, объясняя, что это для них грешно и им приходится потом долго молиться за этот грех.

Годы жизни Лыковых:

Смерть близких Агафьи Лыковой

Жена Карпа Осиповича Акулина Лыкова умерла от голода в тайге в неурожайный год. Четверо детей - двое сыновей и две дочери, никогда не видели людей кроме своих близких. Поэтому они вначале боялись общения с людьми с большого мира, но впоследствии освоились и вели себя более раскованно: природное любопытство и доброжелательность взяли верх. Правда по старообрядческим традициям есть с гостями за один стол они не садились и ели из разной посуды. Для гостей у староверов отдельная столовая утварь: тарелки, ложки, чашки, вилки и прочее. Мирские люди, которые не соблюдают церковные обряды и не читают молитвы, для староверов они нечистые.

Вскоре после обнаружения семьи Лыковых неподалеку от них расположилась геологическая станция (18 км от их жилища). Работники геологической станции, зная про семейство староверов, проживающее неподалеку от их станции, из любознательности навещали их. Обычно посещали они их не с пустыми руками, а с подарками и продуктами питания. Так что от общения с людьми из большого мира староверам стало немного полегче. Например, попробовав поваренную соль при приготовлении пищи, Лыковы были приятно удивлены от вкуса подсоленной еды. И после этого они уже готовили пищу, используя соль. Также бывало и такое, что рабочие гео-станции привозили им кучу уже наколотых дров, что несомненно облегчало тяжелый быт староверов в сложной природе Республики Хакасия Алтайского района.

Общение с людьми из большого мира дало не только положительные, но и трагичные моменты жизни. Староверы Лыковы жили в полной изоляции и не имели понятия, что такое вирусы. И они были полностью беззащитны перед обычным вирусным заболеванием, таким как грипп. К сожалению, у них не выработался иммунитет против некоторых заболеваний. Два брата Савин и Дмитрий, и сестра Наталья заболели гриппом и умерли от его осложнений за один год (год смерти: 1981 октябрь-декабрь). Спустя несколько лет в раннее утро 16 февраля 1988 года умер отец Агафьи Карп Осипович. И после смерти старовера Карпа Осиповича, Агафья осталась одна в безлюдной тайге.

Дальние родственники Агафьи Лыковой

Двоюродная сестра Агафьи - старовер Максимила

Каа-Хем - порожистая река с невероятно красивыми берегами? протекающая в Республике Тува. Мало кто знает об этом, но здесь в глухой тайге 40 лет прожила в своем скиту двоюродная сестра Агафьи Карповны - Максимила. Максимила по согласию родных и близких специально перебралась в глухие места тайги для исполнения строгих обетов и покаяний. В 1992 году Агафью Карповну Лыкову привозили на место жизни своей двоюродной сестры на вертолете. Она пожила со своей сестрой совсем недолго и вернулась к себе в заимку. Максимила прожила в лесу до 100 лет и была похоронена на одном из берегов Малого Енисея(Каа-Хем) неподалеку от поселения Ужеп, где староверы живут и поныне. Староверы пришли в это глухое место в 1913 году из Новгородских лесов и Пермского Края. Фамилии данных людей звучат так: Руковицины, Шмаковы, Кудрявцевы. Фамилий не много, но семьи большие от пяти до десяти детей - это вполне нормально для староверческой семьи. Среди этих староверов были и Лыковы. Добирались они до этих мест долго через Саяны и Алтайские отроги, подальше от людей и городов.

Поселения староверов, в которых живут дальние родственники Агафьи

Для того, чтобы сегодня попасть к родным Агафьи Карповной, нужно преодолеть непреступные горы и проплыть девять часов вверх по Енисею. Староверы говорят: "Чем выше по Енисею - тем выше вера". Но выше уже и некуда: здесь среди глухой тайги, красивых и мрачных отрогов, староверы построили свой отдельный мир, в котором живут по собственным законам. Дорог здесь не строят специально, чтобы чужаки не забирались.

Старовер Татьяна Алилуева, житель села Ужепа, говорит: "Нас никто не беспокоит, у нас в поселении нет воровства, живем тихо и мирно".
Алилуева в Ужепе заведует местной библиотекой, она гордится, что в ее библиотеке нет книг, содержащих насилие и разврат.

Сейчас в поселке Ужепе, где живут дальние родственники Агафьи Лыковой, насчитывается пятьдесят дворов и триста пятьдесят жителей. Все семьи большие, как правило, по пять-семь детей. Рожают, как говорится, сколько Бог пошлёт. Никаких пособий и пенсий принципиально не получают, считают, что все можно заработать своим трудом. Все население живет по канонам старообрядчества. Здесь не принято подавать гостям пищу из своей посуды и брать у чужих людей какие-либо вещи. Те вещи, что побывали в руках цивилизации, считаются у староверов греховными. Едят они только свою пищу, крестятся двумя перстами, как и пару веков назад. Старообрядцы дружелюбные, на общение идут легко.

Живут таежные староверы охотой и своим хозяйством. В каждом дворе по три-четыре коровы. Электричеством пользуются только для хозяйственных нужд. Радио, телевизор и компьютер - здесь не используют. Пекут хлеб, обрабатывают кедровый орех, занимаются сельским хозяйством и ремеслом. Так как поселение Ужеп находится рядом с большой рекой, то здесь ценятся лодки. Лодки делают из дерева, а в последнее время и из легких сплавов металла. Девочек и мальчиков к домашнему труду здесь приучают с самого раннего детства. С пяти-шести лет дети пекут хлеб, ходят на охоту, за ягодами и орехами, ухаживают за огородом и домашними животными. Обычную школу здесь не жалуют, единицы детей доходят до девятого класса. Большинство ребятишек, отучившись несколько лет, бросают ходить в школу. Считается, что для счастливой и правильной жизни в тайге, достаточно выучиться читать и писать, остальное - от лукавого.

Троюродный брат Агафьи - старовер Михаил Руковицин

Дальше всех расположилась заимка Медвежка. До этого места нужно добираться по реке, проплыв ровно пятнадцать километров от поселения Ужепа. Здесь живет троюродный брат Агафьи Лыковой - старовер Михаил Руковицин. У Руковициных семеро детей. Они, как и все староверы, живут своим хозяйством: держат домашних животных и разводят пчел. Руковицины, собственными усилиями построили мост через реку и даже соорудили систему подачи воды из реки на огород и в дом.

Агафья Лыкова в гостях у родных

Когда-то к Агафьи Лыковой с верховьев Енисея родные приезжали целыми семьями. Родственники помогали Агафьи по хозяйству. Как-то раз и сама Агафья посещала своих родных. Она легко перенесла полет на вертолете. Дальше до своих родственников она добиралась на поезде. В поезде её узнали пассажиры, так как в то время Лыковы были популярны: про них писали статьи и показывали документальные фильмы. Поездка в поезде Агафью поразила больше, чем полёт на вертолете. Она удивлялась и говорила, что поезд - это как дом на колесах, который ещё и едет в заданном направлении. Поездка к родственникам у Агафьи получилась не самая хорошая. Так как она с детства жила в полной изоляции от окружающего мира, то у нее не было подходящего иммунитета к современным вирусам и заболеваниям. Она сразу же начала болеть: у нее поднялась температура и она плохо себя чувствовала. Агафья тогда болела долго и тяжело.

Агафьи запомнилось прибывание в миру тем, что там испорченный воздух и совершенно невкусная вода. И так Агафья Карповна отзывалась лишь о поселке городского типа. Мы уже даже и не знаем, чтобы сказала Агафья о современных мегаполисах. Старовер Агафья Лыкова говорила, что в миру много всяких ненужных механизмов окружает людей. Обычные настенные часы и электросчетчик своими издаваемыми шумами не давали ей спокойно заснуть. Единственное благо цивилизации, понравившееся Агафье Карповне, был универмаг. Женскую природу не смогли заглушить ни тайга, ни тятины запреты: Агафья с удовольствием примеряла обновки, а потом еще долго щеголяла в платках и пальто по своей заснеженной заимке в тайге.

Повседневная жизнь Агафьи Лыковой

Много лет журналисты и исследователи пытаются узнать, какова повседневная жизнь отшельников, в первую очередь Агафьи Карповны: как строится день таежной отшельницы, чем занята утром, днем и вечером. Утро у Агафьи начинается с восхода солнца. Летом она встает совсем рано, а зимой чуть позже. Если есть мука, то она заводит тесто и готовит опару, для того чтобы после испечь вкусный домашний хлеб прямо в печи. Затем она идет работать на огород. Главная трудность для Агафьи - это сбор корма для скотины. Она держит несколько коз и кур. И заготавливать сено для коз для нее нелегкое дело, так как она уже немолода и есть беспокоящие ее тело болезни. И если добрые люди не помогут с сеном на зиму, то ей опять придется стоять перед нелегким выбором: убить коз или же пытаться прокормить их, собирая кору и ветки с деревьев.

Казалось бы тайга не город и спешить здесь некуда. Но у Агафьи Лыковой времени все равно не хватает на свое хозяйство. Для Агафьи каждый день нужны сухие дрова, для того чтобы истопить печь и приготовить на огне пищу. А это как вы понимаете, для пожилой женщины не так уж и легко. Кстати, отопительную печь и печь для приготовления пищи Агафья выкладывала сама. Мастерству печника она научилась у своего отца. Добывает огонь не с помощью спичек, а с помощью кресало или огниво, как это делали ее предки. Печка не только кормилица, но и лучший друг Агафьи: если у нее болит поясница, то она ложится на теплую печь спиной и боль утихает.

С продуктами у Агафьи тоже непорядок: большие запасы делать ей не под силу, потому стол Агафьи Карповной не просто скудный, но иной раз получается, что поесть ей удается только один раз в сутки. К тому, что полноценно обедать и ужинать не получается, Агафьи Карповной не привыкать. Но то, что старовер Агафья отменить не может, так это молитвы. Молится она регулярно и знает все православные праздники.

Одиночество старовера Агафьи Лыковой

Если говорить начистоту, то в последнее время Агафье Карповне очень тяжело переносить одиночество. Ведь с самого первого знакомства с людьми ей очень нравилось общение, поначалу с геологами, а впоследствии и с остальными людьми, которые посещали староверов Лыковых. После смерти всех членов своей семьи, она месяцами вымаливала у Бога себе подругу и помощницу.

Люди стали приезжать на житье к Лыковым уже давно. Кого там только не перебывало: семейные пары, художники, старатели, всякого сорта искатели веры. Мало кто задерживался больше, чем на пару месяцев, с первым же вертолетом сбегали, так как очень тяжелый быт и нелегкий характер старовера Агафьи давали о себе знать. Не многие люди могли привыкнуть к суровому местному климату, погода была очень переменчива. Также сильно докучали комары и мошки (гнус). Пища была самая простая и неразнообразная.

Надежда Небукина (Усик) - послушница Агафьи Лыковой

Только из пришлых Надежда Небукина (Усик) задержалась на целых пять лет. Она была у нее как послушница и называла Агафью матушкой. Надежда пошла в служение к Агафьи под воздействием внешних обстоятельств: её муж попал в аварию и она была в страшной депрессии. Сначала Надежда обратилась к своему батюшки в церкви, рассказала ему свои проблемы и попросила разрешения на жизнь в монастыре. Батюшка тогда сказал Надежде, что у неё есть дочь и мать, и ей может быть трудно жить в монастыре. Служитель церкви, духовный наставник Надежды, сообщил, что есть такое тихое место, которое находится в тайге и живет там богопослушная Агафья Лыкова. Святой отец поставил условие Небукиной Надежде в виде испытательного срока - жизнь с Агафьей Карповной Лыковой. Если Надежда сможет ужиться со староверкой в таежном лесу, то значит она получит благословение на жизнь в монастыре.

Идти пришлось Надежде Небукиной к староверу Агафьи Лыковой пешком. Начала она свой путь с истока реки Бахчит с проводником Владимиром Богдановым. Богданов хорошо знал дорогу только до реки Баскон Алтайского края. Дальше они ориентировались по карте. Проблема в том, что карта не всегда отображала точную дорогу и часто выводила их на крутые спуски и подъемы, по которым было невозможно пройти с большими походными рюкзаками. Вот так они ходили и плутали около двадцати дней в поисках заимки Лыковой Агафьи. Все продуктовые запасы подходили к концу, как вдруг они нашли это место.

В это время у Агафьи гостил Сергей из Кемеровской области. Он уже вовсю помогал Агафьи: отремонтировал избушку и сараи, обработал огород и начал сажать картофель. Надежда осталась жить у Агафьи Лыковой. Вскоре Сергей уехал, и они остались с Агафьей одни в тайге. За пять лет жизни Надежды с Агафьей Сергей приходил к ним несколько раз и помогал по хозяйству.

Надежда говорит, что когда она пришла к Агафье, то она уже плохо себя чувствовала и часто болела. Её несколько раз возили лечиться на Горячий ключ (спонсором выступал Тулеев А.Г. – губернатор Кемеровской области). Данное место расположено в 150 км к юго-западу от города Абаза Республики Хакасия. Там из горы бьет ручьем термальный источник, славящийся своими целебными свойствами. После такого лечения Агафьи становилась намного легче и она вновь была готова трудиться.

Затем мама Надежды пишет ей письмо, в котором сообщает о том, что ей тяжело и нужна поддержка дочери, так как у нее за последний год умер муж и брат. Агафья не хочет отпускать Надежду, так как тоже нуждается в её помощи. В своем интервью Надежда говорит то, что Агафья всегда падала в обморок перед тем, как она пыталась уезжать от неё. Настолько она была ценна для старовера Агафьи. Потом пришел постоянный помощник Агафьи - Сергей, и перезимовал с ними зиму, оказывая всестороннюю помощь. А по весне Сергей с Надеждой покинули Агафью.

Но не все так хорошо было во взаимоотношениях Агафьи и ее послушницы Надежды. Надежда в своем интервью выставляет себя в лучшем свете. В последнем интервью Агафье Карповне задали вопрос о её жизни с Надеждой. Агафья с грустью говорила о том, что отношения у них были плохими и её послушница не хотела ей служить подобающим образом. Надежда оскорбляла Агафью и часто смела поднимать на неё руку. Агафья Лыкова сказала, что могло дойти даже до убийства, но тут пришел Сергей на зимовку, а по весне Надежда ушла с Сергеем в родные края. Есть такая информация, что Агафья дала обвинительные показания в полицию на свою послушницу Надежду.

В показании говорится:

о периодических побоях со стороны Надежды, также к делу приложены снимки переломанных рёбер, нанесённых тупым твёрдым предметом. В настоящее время в прокуратуру Абакана подано заявление гр. Лыковой о возбуждении уголовного дела против Надежды о нанесении тяжких телесных повреждений потерпевшей Агафье.

Ст. уполномоченный кировского РОВД В.А Турчинов.

В интервью Агафья говорила о том, что Надежда ее покалечила: вывихнула ей плечо, повредила шею, душила её и всячески избивала. А жаловаться-то в тайге некому, вот и приходилось Лыковой спасаться как истинной христианке: молитвой и терпением.

В последнее время к Агафье постоянных помощников не приезжает, да и после случая с послушницей Надеждой она более осторожно относится к незнакомым людям.

Агафья Лыкова: падение отработанных частей космических кораблей вблизи заимки Лыковых

С некоторых пор буквально на голову Агафьи свалилась ещё одна напасть. Более двадцати лет назад район, где проживает Лыкова, попал в зону падения отработанных ступений ракеты Протон. Естественно, с обломками разной величины на эти земли попадает гептил, токсичное производное отработанного ракетного топлива. Со станции Байконур запускается ракета, а отработанные топливные части падают в тайгу.

По странному совпадению, именно через несколько лет после начала запуска ракет серии "Протон", у Агафьи, которую тогда удалось обследовать в больнице, обнаружили злокачественную опухоль в районе правой груди. Оперативному лечению Лыкова тогда воспротивилась и вернулась в тайгу к повседневной жизни. В силу таинственных механизмов, быть может благодаря целительной силе таежного воздуха, заболевание развивается медленно. Но на данный момент опухоль дает о себе знать и все больше беспокоит Агафью Карповну. Но в больницу ехать на лечение она по прежнему отказывается, часто возникающую боль она снимает тем, что растёт у нее на огороде.

Болезни Агафьи Лыковой

Доктор Игорь Назаров говорит: "У Агафьи сложное заболевание и позвоночника, и суставов, пошаливает сердце и не совсем в норме другие органы. Лыкова на данный момент - это очень больной человек."

Агафья знает, что ее болезнь неизлечима. Но она больше переживает за то, что не успеет больше свидеться со своими родными и близкими, которые живут в отдаленных староверческих поселениях. Но возможности у нее к сожалению нет, ведь чтобы добраться до родственников ей нужно нанимать вертолет, а деньги на данный вид транспорта, как вы понимаете, у неё не имеются.

Бизнесмены и политики в гостях у Агафьи

Залетают бывает в таежную глушь бизнесмены миллионеры с барышнями на пикник, ведь места здесь необыкновенно красивые. Прилетают, жарят мясо, выпивают и куролесят. Поначалу Агафья Карповна не выходила к непрошеным гостям, но постепенно перезнакомилась со всеми, и теперь даже их жалеет. Говорит, что они глупые и им нечем заняться, кроме как выпивать и вести себя неприлично.

Любовь Агафьи Карповны Лыковой

Есть в биографии Агафьи Карповной одна мало известная страничка: история её кратковременного замужества, случившейся после смерти её отца Карпа Осиповича. К ней посватался охотник Алексей Тропин, кстати её дальний родственник. Агафья спрашивала разрешение у своих духовных сестер, живущих в скитаниях на берегах Енисея, те дали добро. Будучи ещё невестой, Агафья поставила условие: жить они с Алексеем будут только как духовные брат и сестра. Но новоиспеченный муж договора не сдержал. Муж был немолодой, шел ему шестьдесят пятый год отроду, но он был ещё в силах и захотелось ему физической близости. Четыре дня кряду домогался он до Агафьи, а на пятый день овладел ею. Но так и не выдержав борьбы с Агафьей за близкие телесные отношения, он ушёл от неё к себе домой. Но после он долго звал Агафью к себе и даже домик в поселке прикупил для их совместной жизни.

Поначалу Агафья страшно сердилась на не пожелавшего оставаться духовным братом Алексея, но потом по нему сильно затосковала и с грустью вспоминает его до сих пор. Не удалось Агафье Лыковой устроить свое семейное счастье. Прожили они с Алексеем всего-то три недели.

Все это время рядом с Агафьей находился ещё один человек - Ерофей Созонтьевич Седов, потомственный охотник. Он то и был проводником для самой первой экспедиции к Лыковым. Ерофей в молодости зимой на охоте обморозил ногу и теперь ходит с протезом. Говорят, что именно из-за страсти к Агафье, он бросил в городе свою семью и переселился в Тайгу, поближе к Лыковым. И он до последнего времени постоянно делал Агафье предложение замужества. На ухаживания Ерофея,Агафья ответила лишь одним поцелуем и было это более тридцати лет назад, но Ерофей Созонтьевич помнит об этом до сих пор.

Сейчас же по воле Агафьи этих людей связывают экономические отношения: он ей дровишек подкинет, а она ему картошки. Да и сын нередко забирает Ерофея в город на лечение и тогда Агафья остаётся в тайге совершенно одна, наедине со своим уже немалым возрастом, болезнями и фактически без связи.

Буй для экстренной помощи Агафьи Лыковой

Агафьи Карповне в одно время поставили специальный буй со спутниковой антенной, с помощью которого она может отправлять сообщения о необходимой экстренной помощи. Агафья два раза вызывала помощь через данное устройство, когда ей было особо плохо и невмоготу. В тот момент она не могла самостоятельно принести дров и затопить печь, то есть ситуация была действительно на грани между жизнью и смертью.

Но так как прислать вертолет в такую даль обходилось для местного бюджета в круглую сумму денег, то впоследствии данное устройство убрали.

В заключении об Агафье и современном мире

Агафья Карповна, конечно, выживет и без связи, и без помощи из вне. Силы духа ей не занимать. Тайга много требовала от маленькой отшельницы, но многое и дала. Может быть поэтому она так легко сходится с людьми, да ещё и с какими: знает все местное начальство, с губернатором за ручку, приветы президенту передает.

А пока миллионы людей, садясь в свои комфортные авто и разговаривая по супер современным телефонам, приходя вечерами в свои теплые квартиры и дома, вряд ли даже вспомнят о том, что каждый вечер, под общими с ними звездами, в глухой тайге таежная отшельница в одиночестве читает молитвы при свете свечи. Агафья, которой известны другие законы жизни. Она в своей тайге, как луч, как маячок, как индикатор того, не становимся ли мы черствее, можем ли понимать и принимать тех, кто живет по другому, и будем ли мы такими же сильными как Агафья Карповна, последняя из рода Лыковых.

Отшельники Лыковы: история (видео)

Лыкова Агафья (видео)

  • 27 сентября 2014: Делегация из Кузбасса и , смотреть он-лайн
  • 8 апреля 2014:
  • 24 марта 2014: Митрополит Корнилий дал совет Агафьи Лыковой: « »
  • 6 февраля 2014: (главное управление МЧС России по Хакасии)
  • 3 февраля 2014: Интервью с бывшей послушницей Агафьи Лыковой Надеждой Усик: , и часть
  • 11 октября 2013:
  • 11 января 2013:
  • Феномен Агафьи Лыковой и старообрядчество. Символы старообрядчества

    С самого момента трагического раскола Русской Церкви являло ярчайшие образы подвижничества, исповедничества и Веры. В середине XVII века самым ярким образом стояния в вере явился подвиг братии святого Соловецкого монастыря , отказавшейся принять церковные реформы патриарха Никона и пострадавшей за это от царских войск.

    Находившаяся в осаде долгие годы Соловецкая обитель стала символом иноческого и народного сопротивления «новолюбным затейкам» патриарха и царя Алексея Михайловича. После разорения обители выжившие старцы монастыря растеклись по всей православной Руси, неся весть о необоримых его исповедниках, заповедавших держаться Старой Веры .

    По мере создания и распространения произведений старообрядческой литературы всё большее значение приобретают апологеты старообрядчества и их сочинения, защищающие древлецерковые обычаи и предания. В начале XVIII века знаковым символом старообрядчества становится имя и его сочинения — «Житие», послания христианам, письма царю и другие сочинения, переписанные в десятках тысяч экземпляров.

    Уже позже, когда во времена императрицы Екатерины Второй путы государственного насилия несколько ослабли, на Руси появляются новые образы и символы Старой Веры . Одно лишь упоминание Рогожского, Преображенского, Громовского кладбищ, Иргизских монастырей и Керженских скитов вызывали в русском сердце отзвук милой старины, древлецерковного предания и истинной веры.

    Когда в 30-е годы XIX века гонения на старообрядчество возобновились, идеологи гонений хотели уничтожить или поколебать символы русского древлеправославия . Были разорены Иргизские и Керженские монастыри, запечатаны алтари Рогожских храмов, закрыты страноприимные дома Преображенского кладбища и других центров старообрядчества . Спустя сто лет, уже в годы советской власти, новый режим идеологическим катком прошелся по оставшемуся культурному и духовному наследию старообрядчества. Безбожники стремились не только физически устрашить христиан, но стереть саму память, что и было фактически сделано к 70-м — 80-м годам XX века.

    Кто-то совсем забыл о вере своих предков. Другие, памятуя о своих корнях, не могли найти дороги к храмам. Третьи вообще полагали, что старообрядчество давно исчезло. Но неожиданно в 1982 году вся страна заговорила о старообрядцах. В чём же было дело?

    Семья Лыковых. Таежный тупик?

    Впервые о семье Лыковых поведала газета «Комсомольская правда» в 1982 году. Её специальный корреспондент, ведущий авторской рубрики «Окно в природу» Василий Михайлович Песков опубликовал серию очерков под общим названием «Таежный тупик », посвященных семье старообрядцев часовенного согласия Лыковых, проживавших у реки Еринат в горах Абаканского хребта Западного Саяна (Хакасия).

    История о семье отшельников, не выходивших на контакт с цивилизацией более 40 лет, вызвала сильнейший резонанс в советское прессе.

    Читателям всё было интересно — и местная природа, кормившая «таежных робинзонов», и сама по себе история семьи Лыковых , и способы выживания, выработанные за годы уединённого проживания в тайге, и, конечно, бытовые, культурные и религиозные традиции, служившие опорой таинственным отшельникам.

    Сам Песков впоследствии говорил, что сама публикация материалов о Лыковых далась ему непросто. Он долго не мог подступить к теме, сложно было рассказать в молодежной газете об отшельниках-староверах, не впадая в «антирелигиозные разоблачения». Тогда Песков решил, показав драму людей, восхититься их жизнестойкостью, вызвать чувство сострадания и милосердия.

    И действительно, в книге главным образом было рассказано о судьбе семьи, характерах её членов и особенностях быта. Религиозным убеждениям Лыковых уделено совсем не много места. Журналист не скрывал факт своих атеистических воззрений и с предубеждением относился к любой религии. По мнению писателя, именно религия завела семью Лыковых в «таёжный тупик». В его публикациях легко было заметить иронические интонации по поводу «темноты», «обрядоверия» и «фанатизма» Лыковых.

    Несмотря на то, что Песков четыре года подряд приезжал на лесную заимку и провел многие дни и часы в гостях у Лыковых , он так и не смог правильно идентифицировать их религиозную принадлежность. В своих очерках он ошибочно указал, что Лыковы принадлежат к странническому толку, хотя на самом деле они относились к часовенному согласию (толками и согласиями назывались группы старообрядческих общин, объединенных схожим вероучением — прим. редакции).

    Тем не менее очерки Пескова, впоследствии ставшие книгой, открыли миру историю жизни семьи старообрядцев Лыковых . Публикации Пескова не только помогли узнать обществу о жизни одной старообрядческой семьи, но и разбудили интерес в целом к старообрядческой теме. После книги Пескова Академия Наук и другие исследовательские институты организовали ряд экспедиций в Сибирь и на Алтай. Итогом их стали многочисленные научные и публицистические работы, посвященные истории и культуре старообрядчества восточной части России.

    О заимке Лыковых и других сибирских скитах, которые, как позже выяснилось, еще сохраняются в достаточном количестве в лесах Урала, Сибири и Алтая, был снят ряд фильмов, которые помогли создать положительный образ старообрядцев в СМИ. Безусловно, семья Лыковых и особенно Агафья Лыкова сегодня являются важным информационным феноменом. Феноменом, который сыграл и продолжает играть важнейшую роль в российском информационном пространстве.

    Журналисты и съемочные группы продолжают посещать некогда тайное убежище Лыковых, а кадры, снятые там, распространяются на множестве телевизионных каналов. Поисковые системы рунета устойчиво показывают высокий интерес к личности Агафьи Лыковой, а количество запросов на её имя превышает рейтинги любого старообрядческого деятеля современности.

    Непростой жизненный путь Лыковых

    Как и многие тысячи других семей старообрядцев переселялись на отдаленные территории страны главным образом по причине небывало длительных гонений со стороны государства и официальной церкви. Эти гонения, начавшиеся со второй половины XVII века, продолжались вплоть до начала 90-х годов века двадцатого.

    Христиане, отказавшиеся принять церковные реформы патриарха Никона и культурные реформы Петра Первого, оказались в ситуации крайней религиозной нетерпимости. Они подвергались жесточайшим казням, поражению в гражданских правах, фискальному гнёту. За внешнее проявление веры, так называемое «оказательство раскола», их ссылали и бросали в тюрьмы. Гонения то затихали, то возобновлялись с новой силой, но никогда полностью не прекращались.

    Сотни тысяч старообрядцев бежали за пределы российского государства. Сегодня их потомки составляют русские общины на всех континентах мира. Другие пытались спастись во внутренней эмиграции — селились в малодоступных и отдаленных местах Урала, Сибири и Алтая. К таковым относится и семья Лыковых .

    Их предки бежали из центральной России вскоре после церковного раскола, чтобы найти убежище на пустынных землях Урала и Сибири. По словам самой Агафьи, её бабка Раиса была насельницей одного из старообрядческих монастырей Урала, расположенного в селение Ялуторское, и, по преданию, основанном на месте «мученном». Агафья Лыкова помнит старинное семейное предание о страшной трагедии, случившейся там в XVIII веке. Правительственный отряд схватил старообрядческих священников, пытающихся скрыться в этих местах. Не добившись отречения от веры, их казнили страшной казнью: поместили их в бочку с гвоздями и спустили с горы. И в том месте, где остановилась бочка, впоследствии стал бить ключ.

    Карп Лыков и семья

    Предки главы семейства Лыковых жили в селе Тиши, неподалеку от города Абакан (Хакасия). Когда после революции 1917 года в окрестностях деревни стали появляться отряды ЧОН (части особого назначения, занимающиеся террором против «враждебных» элементов), Карп Осипович Лыков и его братья решили переселиться в более уединенное место.

    В начале 30-х годов Карп Осипович привез с Алтая себе невесту, Акулину Карповну. Через некоторое время у них родились дети. Вскоре случилась трагедия — на глазах у Карпа Лыкова сотрудниками спецслужб был застрелен его брат Евдоким.

    После этой истории семья Лыковых стала уходить всё глубже в тайгу. В конце 30-х в К.О. Лыков, забрав жену и детей, ушел из общины. Несколько лет их никто не тревожил. Однако осенью 1945 году на убежище старообрядцев наткнулся вооруженный отряд милиции, занимающийся поиском беглых уголовников и дезертиров.

    Хотя сотрудники правоохранительных органов не заподозрили Лыковых в каких-то преступлениях, однако же было решено немедленно перебраться в другое, еще более тайное место. Карп Лыков решил уйти туда, где можно было бы жить в полной изоляции от государства и цивилизации. В дальних урочищах реки Еринат и была основана последняя, самая удаленная колония семьи Лыковых. Здесь в самой полной мере и проявились их навыки жить в самых экстремальных условиях.

    Ученые, впоследствии исследовавшие быт Лыковых, выяснили, что сельскохозяйственные технологии, которые они применяли на своем участке, были передовыми, учитывая ограниченные для уединенного натурального хозяйства возможности. Культуры были высажены на склоне, имевшем кривизну порядка 45 градусов. Разделение на грядки было сделано с учетом особенностей вегетации. Семена картофеля, а он был главной пищевой культурой Лыковых, особым способом сушились и подогревались. Затем проверялась их всхожесть.

    Интересно, что пример Лыковых, употреблявших картофель, опровергает мифы о некоторых пищевых запретах. Зерновые культуры Лыковы смогли воспроизвести из одного единственного кончика ячменного колоса. Благодаря тщательному уходу за этими колосками ячменя они через четыре года смогли сварить первую тарелку каши. Интересно, что никаких заболеваний или вредителей на растениях огорода Лыковых не было.

    На момент открытия учеными заимки Лыковых семья состояла из шести человек: Карп Осипович (род. ок. 1899), Акулина Карповна , дети: Савин (род. ок. 1926), Наталия (род. ок. 1936), Димитрий (род. ок. 1940) и Агафья (род. 1944).


    Первой в семье скончалась супруга Карпа Осиповича — Акулина Карповна . Её кончина была связана с неурожаем и голодом, поразившим эти края в 1961 году. Тем не менее кончина супруги и матери не поколебала хозяйство скита. Лыковы по-прежнему обеспечивали себя всем необходимым.

    Кроме собственно хозяйственных дел, они тщательно следили за календарем и вели непростой график домашних Богослужений. Савин Карпович Лыков , который был ответственным за церковный календарь, точнейшим образом рассчитывал календарь и Пасхалию (судя по всему, по системе вруцелето, то есть с использованием пальцев руки). Благодаря этому Лыковы не только не потеряли счет времени, но и следовали всем указаниям церковного устава относительно праздников и дней поста. Молитвенное правило исполнялось неукоснительно по старопечатным книгам, имевшимся в семье.

    Контакт с цивилизацией произошел у Лыковых в 1978 году, а спустя три года семья стала вымирать. В октябре 1981 г. умер Димитрий Карпович , в декабре — Савин Карпович , через 10 дней сестра Агафьи — Наталия . Через 7 лет, 16 февраля 1988 г., преставился глава семьи Карп Осипович. В живых осталась одна Агафья Карповна .

    Ученые склоняются к тому, что причиной смерти Лыковых могли стать болезнетворные микроорганизмы, занесенные городскими жителями, посещавшими их пристанище. Высказывалось также мнение, что причиной смертей стало «замирщение», т. е. контакт с мирскими людьми.

    Агафья Лыкова и старообрядческая Церковь

    После кончины в 1988 году отца, Агафья Лыкова стала последней насельницей таёжной заимки.

    С этого момента тема экзотических «таежных робинзонов», раскрученная Василем Песковым, мало-помалу начинает уступать вопросам исторического и религиозного характера. Свобода совести, негласно объявленная в СССР после празднования 1000-летия Руси, позволяет, наконец, рассказывать о духовной жизни нашего народа .

    В 1990 году у Агафьи Лыковой побывали посланники старообрядческого митрополита Московского и всея Руси (Гусева). В этой экспедиции приняли участие писатель Лев Черепанов, фотограф Николай Пролецкий и нижегородский старообрядец Александр Лебедев. Гости передали Агафье послание митрополита Алимпия, свечи «ярового воска», духовную литературу и лестовки.

    Впоследствии в статьях Л. Черепанова, очерке А. Лебедева «Таёжный просвет», изданном в старообрядческом журнале «Церковь», наконец, появляется ценная информация о духовной жизни Лыковых и конкретно Агафьи Лыковой. Читатели наконец узнали не только о домотканых портах Лыковых, но о тех краеугольных вероисповедальных причинах, которые заставили их, как и многих других старообрядцев, бежать от притеснений государства и соблазнов мира сего.

    Выяснилось, что Агафья, наследуя веру своих родителей, принадлежала к согласию так называемых «часовенных ». Эти старообрядцы принимали священство «бегствующее» от господствующей, синодальной церкви. Священники, приходящие к часовенным, получали «исправу», начинали служить и совершать церковные таинства во всем согласии с дораскольной церковной традицией. Такое положение сохранялось вплоть до начала XIX века.

    Однако во время гонений, воздвигнутых Николаем I, священников стало становится всё меньше. Многие из них были схвачены полицией и скончались в застенках. Другие умерли от естественных причин. Вместе с кончиной последних священников, чьё крещение и апостольская преемственность для часовенных старообрядцев была бесспорной, они стали привыкать совершать службу уже без священников, постепенно становясь безпоповцами .

    Многие часовенные хранили так называемые Запасные Дары , т.е. хлеб и вино, освященные священником во время Литургии. Такие Запасные дары обычно прятали в разных тайниках, встроенные в книги или иконы. Поскольку количество святыни было ограничено, а сами Дары после исчезновения у часовенных священников никак не пополнялись, то и причащались эти старообрядцы чрезвычайно редко — один или два раза в жизни, как правило, перед кончиной.

    Запасные Дары хранились и у Лыковых. По словам самой Агафьи, эти дары были у них от её бабки Раисы, которая проживала в том самом селе Ялуторское на Урале. Однако Агафья выяснила, что бабка принадлежала не часовенному, а белокриницкому согласию старообрядцев (признававшему новых старообрядческих священников, поставленных от греческого митрополита (Поповича) — прим. редакции). От неё же Агафии досталась и , которая по обычаю часовенных может умножаться через разбавление в новой воде в навечерие праздника Богоявления.

    Агафья Лыкова. Путь исканий

    Оставшись одна, Агафья Лыкова стала задумываться о дальнейшей своей жизни. С замужеством у неё не получилось. Стала Агафья размышлять об иночестве. В 1990 году она переехала в старообрядческий женский монастырь , расположенный в районе Чедуралыга, под начало игуменьи Максимиллы.

    Само по себе иноческое правило нисколько не тяготило Агафью. Когда остальные члены семьи Лыковых были еще живы, Агафья исполняла домашнюю молитву, вставая в 6 утра. Впоследствии она освоила ежедневное чтение скитского чина «дванадесят псалмов», а также каноны за упокой души. («Дванадесят псалмов » — чин молитвы, который включает в себя 12 избранных псалмов и особые молитвы. Он появился в IX веке и впоследствии распространился в монастырях Востока, включая русские, куда был принесен печерским архимандритом Досифеем в XII веке — прим. редакции).

    Впрочем, пробыла Агафья в часовенном монастыре совсем недолго. Сказались существенные разногласия религиозных взглядов с инокинями часовенного согласия. Тем не менее за время пребывания в монастыре Агафья прошла чин «накрытия». Так у часовенных называется пострижение в иноки. Впоследствии у Агафьи были и свои послушницы, например, москвичка , которая провела в скиту Лыковых 5 лет.

    строгую аскетичную жизнь Агафьи Лыковой, её духовные подвиги, включая частую, временами дерзновенную молитву. Были случаи, когда во время летних огородных или полевых работ на заимку надвигались черные грозовые тучи. Послушница предлагала Агафье остановить работу и укрыться от грозящей непогоды. На это Агафья отвечала: «Иди коси, я что, зря молюсь что ли?». И действительно, туча отступала от скитских угодий.

    Один раз женщины собрались надолго в тайгу собирать шишки. Вдруг неподалеку от места их стоянки послышался сильный хруст — рядом в лесу ходил медведь. Зверь ходил и вынюхивал вокруг целый день, несмотря на костёр и удары по металлической посуде. Агафья, помолившись наизусть каноны Богородице и Николе Чудотворцу, закончила их словами: «Ну, ты что, Господа не слышишь, что ли, тебе пора уходить уже». В результате опасность миновала.

    Одно время на заимку Лыковых приблудился волк. Он прожил на огороде Агафьи несколько месяцев и даже подкармливался картошкой и всем остальным, что давала ему отшельница. У Агафьи нет привычного городским жителями страха перед тайгой, лесными зверями и одиночеством. Если её спросить, не страшно ли жить в такой глухомани одной, она отвечает:

    «Я не одна, — и икону Богородицы из-за пазухи достает. — У меня Троеручица-помощница».

    В 2000 годы Агафье Лыковой кто-то подарил книги старообрядческого епископа Арсения Уральского (Швецова), посвященные апологии старообрядческой Церкви и старообрядческой иерархии. Она тщательно прочитала их, по свидетельству очевидцев, делая пометки и подчеркивания.

    Агафья продолжает в эти годы переписку с Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви . В одном из писем к предстоятелю Церкви (Титову) она пишет, что её предки признавали церковную иерархию и молились со священниками, которые впоследствии были замучены во времена гонений на старообрядчество «лютыми муками».

    Она также изучила жизнь и подвиги старообрядческого митрополита Амвросия Белокриницкого и совершенно точно уверилась в истинности и православности основанной им белокриницкой иерархии. В настоящее время она просит довершить её крещение, исповедать и приобщить Святых Христовых Тайн

    Агафья Лыкова и РПсЦ

    В ноябре 2011 года по благословению митрополита Корнилия к Агафье Лыковой прибыл настоятель старообрядческого храма г. Оренбурга о. Владимир Гошкодеря . Несмотря на то, что у Лыковой в гостях было немало духовных лиц, в том числе и новообрядцы, старообрядческий священник посетил этот место впервые. В течение нескольких дней пребывания у Агафьи о. Владимир совершил таинство исповеди, довершил крещение по чину принятия от безпоповцев и причастил её Святых Христовых Таин.

    В апреле 2014 года Агафью Лыкову предстоятель РПСЦ старообрядческий митрополит Корнилий (Титов). 8 апреля 2014 г. владыка прибыл в город Горно-Алтайск, где посетил местную старообрядческую общину при храме Смоленской иконы Богородицы. 9 апреля на вертолете вместе с духовным отцом Агафии Лыковой иереем Владимир Гошкодеря и священноиноком Евагрием (Подмазовым) митрополит прибыл на берег реки Еринат, где и располагалось пристанище семьи Лыковых.

    Фотографии Агафьи Лыковой

    Интересно, что сопровождавший митрополита священноинок Евагрий сам являлся уроженцем этих мест и около 10 лет назад присоединился от часовенного согласия к Русской Православной старообрядческой Церкви. Владыка вручил Агафье медную икону свт. Николы чудотворца, отлитую по старинным образцам, факсимильные издания любимых в старообрядчестве книг «Григорьево видение» и «Страсти Христовы», а также немало одежды и прочих необходимых вещей.

    Дожидаясь гостей, хозяйка лесного пристанища расстелила на полу дома цветные половики, напекла хлеб в русской печи, сварила компот из таежных ягод. Уже прощаясь, у вертолёта, Агафья вручила митрополиту веточку вербы и пригласила посетить заимку Лыковых в следующем году.

    Узнав о присоединении Агафьи Лыковой к РПсЦ, безпоповские наставники пытались отговорить её и всячески стращали. На Еринат приехал даже известный часовенный наставник Зайцев, который убеждал её в ошибочности сделанного шага: «Ты зачем воцерковилась?! Ты вообще, что сделала? Ты кого у себя приняла? » В таком же тоне писала настоятельница монастыря Максимилла: «Ты зачем вообще там кого-то приняла, все, крышка, уезжай оттуда, приезжай к нам ».

    Тем не менее Агафья не только не поддалась на эти уговоры, но еще больше укрепилась в своей правоте. Таковы Лыковы — единожды приняв решение в зад ногами не идут. Рассказывая о спорах с беспоповцами, Агафья говорит:

    «Если бы священство прекратилось, прервалось, то давно бы и век прекратился. Гром грянул бы, и нас не было бы на этом свете. Священство будет до самого последнего Второго Христова пришествия».

    Послесловие

    Итак, Агафья Лыкова сегодня является самой популярной персоной медийного старообрядческого мира . Она хорошо известна и за пределами самого старообрядчества. Удивительно, но никто из современных старообрядческих иерархов, начетчиков, богословов и публицистов не смог оказать столь сильного влияния на информационное пространство, как одинокая отшельница с берегов Абакана.

    Образ Лыковой уже неразрывно связан и самим старообрядчеством. Можно сказать, что Лыкова в глазах наших соотечественников поневоле стала одним из символов старообрядческой ойкумены, а её яркие, характерные черты связывают в целом со всем старообрядчеством. С одной стороны — это бесконечная твердость духа, поразительная выносливость, терпение, умение выживать в самых сложных, самых экстремальных условиях. Тут и безусловное стояние за Веру, готовность пострадать за свои убеждения. Мы видим в этом облике пытливость ума, находчивость, живой интерес к судьбам мироздания, умение ладить с природой и традиционное русское гостеприимство.

    С другой стороны — есть люди, которые упрекают, что определенные черты жизни Агафьи Лыковой немного подмочили имидж старообрядчества в глазах современников. Это изоляционизм, диковатость, духовный консерватизм, следование устаревшим, примитивным бытовым технологиям и обычаям. «Живем в лясу, молимся колясу », — так иногда отзываются о старообрядцах, указывая на Лыкову, некоторые столичные авторы.

    Им возражают: история знает не только бегствующее и кроющееся старообрядчество, но и наступающее просвещенное, пассионарное. Это старообрядчество промышленников и меценатов, писателей и благотворителей, собирателей и первооткрывателей. Бесспорно, всё этот так!

    Но чтобы доказать это, мало ссылаться на пример предков, живших теперь уже во все более далеких XIX-XX веках. Старообрядчество должно уже сегодня, сейчас генерировать новые идеи, подавать пример живой веры и живого участия в жизни страны. Что же касается уникального опыта Агафьи Лыковой и других старообрядцев, скрывающихся от соблазнов мира сего в лесах и расселинах земных, то лишним он никогда не будет.

    Достижения цивилизации всегда эфемерны, а христианам как никому известно, что её история не только крайне изменчива, но и конечна.

    Одежда из конопли, обувь из бересты, огонь с помощью огнива. Летом - страшные дикие звери, зимой - морозы и снега по пояс. Никаких благ цивилизации, а до ближайшего населенного пункта 250 километров.

    40 лет назад облетая глухую тайгу на вертолете, советские геологи заметили огород в безлюдных местах в верховьях реки Абакан. Оказалось, что в лесу живет семья староверов Лыковых - отец и четверо взрослых детей. Многие годы они были оторваны от мира, но после одной газетной заметки стали известны на весь Советский Союз.

    Через пару лет, в 1982 году к отшельникам отправился журналист «Комсомольской правды» Василий Песков. Ожидая увидеть семью из пяти человек, он застал только отца Карпа, его дочь Агафью и три свежие могилы. От болезней один за другим умерли два брата и сестра. В 1988 умер и отец Карп, в лесу осталась одна только Агафья, не пожелавшая менять уклад жизни.

    Губительная цивилизация

    Незнающие люди обвиняли Пескова в смерти Лыковых от непривычного контакта с внешним миром. Журналист очень переживал из-за этого, ведь именно он пытался оградить их от толп нахлынувших зевак. Многие годы он посещал Лыковых - помогал, привозил кухонную утварь, медикаменты и даже козу, чтоб у отшельников всегда было свежее молоко.

    В одну из последних встреч с Агафьей, ныне покойный Песков спросил ее, хорошо ли это по ее мнению, что люди “нашли” их семью. Агафья призналась, что ей кажется, людей им послал Бог. Если бы не люди - они бы давно умерли.

    Владимир Шелков/TASS

    «Какая была наша жизнь - обносились, все лопотинки [одежда] в заплатах. Страшно вспомнить, ели траву, кору,» - цитирует Агафью «Комсомольская правда».

    Как прославились лесные робинзоны

    По итогам встреч с Лыковыми Песков написал серию очерков. История отшельников покорила многих: за каждым выпуском о Лыковых в газетные киоски выстраивалась очередь.

    Илья Питалев/Sputnik

    Песков рассказывал друзьям, что жена Брежнева по утрам отправляла специального человека к киоску, чтобы тот поскорее купил ей «Комсомольскую правду» - так ей не терпелось прочитать продолжение саги о сибирских отшельниках. Позже очерки Пескова были изданы отдельной книгой «Таежный тупик», которая была переведена на многие языки.

    Почему Лыковы забрались в леса

    По всей России было много людей бежавших и скрывавшихся по религиозным убеждениям (и до сих пор время от времени СМИ пишут о таких случаях). Старообрядцы в России всегда терпели гонения, прекратил их лишь царь Николай II. Но после революции советская власть взялась за них с новой силой - заставляла вступать в колхозы, сажала в тюрьмы.

    От коллективизации семейство Лыковых забралось подальше в лес, оказались на территории заповедника. В 1930-е годы начальство заповедника запретило им охотиться и рыбачить.

    Илья Питалев/Sputnik

    Однажды пришел анонимный донос, что старообрядцы - браконьеры. Охранники заповедника пошли проверить это и случайно застрелили брата Карпа Лыкова. Однако следствию обрисовали все так, будто это старообрядцы оказывали вооруженное сопротивление.

    В 1937, самый страшный год большого террора, к Лыковым пришли из НКВД, стали подробно расспрашивать о случившемся. Члены семьи поняли, что нужно бежать. С тех пор они забирались в тайгу все дальше и дальше, постоянно меняя место жительства, заметая следы.

    Звезда Агафья

    Сейчас Агафье 74 года, уже 30 лет она живет одна в лесу. Единственный раз, когда Агафья пыталась выйти в люди, была в 1990 году. Женщина пришла жить в часовенный старообрядческий монастырь, исповедовавший беспоповство и даже постриглась в монахини. Однако взгляд на веру у Агафьи оказался другой, и она вернулась в свое поселение. В 2011 же году к Агафье приехали представители официальной русской старообрядческой церкви и совершили крещение по всем правилам.

    Илья Питалев/Sputnik

    Местные власти поддерживают Агафью, бывший губернатор Кемеровской области Аман Тулеев неоднократно распоряжался, чтобы отшельнице предоставляли всю необходимую помощь. Интерес к одинокой отшельнице с каждым годом только растет. К ней наведываются съемочные группы, журналисты, врачи и волонтеры.

    В 2015 году британская съемочная группа во главе с режиссером Ребеккой Маршалл приезжала к Агафье снимать документальный фильм о ее жизни «Лес во мне».

    Илья Питалев/Sputnik

    Уединение Агафья считает главным путем к спасению души. Хотя одинокой она себя не считает. «Рядом с каждым христианином всегда есть ангел-хранитель, а также Христос и апостолы», - считает отшельница.

    Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание в глухой тайге, за 250 километров до ближайшего поселка. Они ели кору, охотились и быстро забыли, что такое элементарные человеческие удобства вроде туалета или горячей воды. Журнал Smithsonianmag вспоминал, зачем они бежали от цивилизации и как пережили столкновение с ней, а на портале BIRD IN FLIGHT опубликован материал по мотивам этой статьи:

    «Тринадцать миллионов квадратных километров дикой сибирской природы кажутся мало подходящим местом для жизни: бесконечные леса, реки, волки, медведи и практически полное безлюдье. Но несмотря на это, в 1978 году, пролетая над тайгой в поисках места для высадки команды геологов, пилот вертолета обнаружил здесь следы людского поселения. На высоте около двух метров по склону горы недалеко от безымянного притока реки Абакан, вклинившись между соснами и лиственницами, находилась расчищенная площадка, служившая огородом. Место это прежде никогда не исследовали, советские архивы о проживающих здесь людях молчали, а ближайший поселок находился более чем в 250 километрах от горы. Поверить, что там кто-то живет, было почти невозможно.

    Узнав о находке пилота, группа ученых, направленных сюда на поиски железной руды, отправилась на разведку - незнакомые люди в тайге могли оказаться опаснее дикого зверя. Разложив по рюкзакам подарки для возможных друзей и на всякий случай проверив исправность пистолета, группа под руководством геолога Галины Письменской направились к участку в 15 километрах от своего лагеря.

    Первая встреча была волнительной для обеих сторон. Когда исследователи дошли до цели, они увидели ухоженный огород с картошкой, луком, репой и груды таежного хлама вокруг почерневшей от времени и дождей хижины с единственным окошком - размером с карман рюкзака. Письменская вспоминала, как из-за двери нерешительно выглянул хозяин - древний старик в старой рубахе из мешковины, заплатанных портках, с нечесаной бородой и всклокоченными волосами - и, опасливо глядя на чужаков, согласился пустить их в дом.

    Хижина состояла из одной тесной заплесневелой комнаты, низкой, закопченной и холодной, как погреб. Ее пол был покрыт картофельными очистками и скорлупой от кедровых орехов, потолок провисал. В таких условиях в течение 40 лет здесь ютились пять человек. Кроме главы семейства, старика Карпа Лыкова, в доме жили двое его дочерей и двое сыновей. За 17 лет до встречи с учеными здесь же умерла от истощения их мать, Акулина. Хотя речь Карпа звучала разборчиво, его дети уже говорили на своем наречии, искаженном жизнью в изоляции. «Когда сестры говорили между собой, звуки их голоса напоминали замедленное приглушенное воркование», - вспоминала Письменская.


    Младшие дети, родившиеся в лесу, до этого никогда не встречали других людей, старшие забыли, что когда-то жили другой жизнью. Встреча с учеными привела их в исступление. Первое время они отказывались от любых угощений - варенья, чая, хлеба, бормоча: «Нам это не можно!» Оказалось, что хлеб тут видел и когда-то пробовал только глава семейства. Но постепенно связи налаживались, дикари привыкали к новым знакомым и с интересом узнавали о технических новинках, появление которых пропустили. Прояснилась и история их поселения в тайге.

    Карп Лыков был старовером, членом фундаменталистской православной общины, отправляющей религиозные обряды в том виде, в котором они существовали до XVII века. Когда власть оказалась в руках Советов, разрозненные общины староверов, бежавшие в свое время в Сибирь от преследований, начавшихся еще при Петре I, стали уходить все дальше от цивилизации. Во время репрессий 1930-х годов, когда нападкам подвергалось само христианство, на окраине староверской деревни советский патруль на глазах у Лыкова застрелил его брата. После этого у Карпа не осталось сомнений в том, что нужно бежать. В 1936 году, собрав пожитки и взяв с собой немного семян, Карп с женой Акулиной и двумя детьми - девятилетним Савином и двухлетней Натальей - ушли в леса, строя хижину за хижиной, пока не обосновались там, где семью нашли геологи. В 1940-м, уже в тайге, родился Дмитрий, в 1943-м - Агафья. Все, что дети знали о внешнем мире, странах, городах, животных, других людях, они черпали из рассказов взрослых и библейских историй.


    Но жизнь в тайге тоже давалась нелегко. На многие километры вокруг не было ни души, и Лыковы десятилетиями учились обходиться тем, что было в их распоряжении: вместо обуви шили галоши из бересты; латали одежду, пока она не истлевала от старости, а новую шили из конопляной мешковины. То немногое, что семья взяла с собой во время побега, - примитивная прялка, детали ткацкого станка, два чайника, со временем приходило в негодность. Когда оба чайника заржавели, их заменили сосудом из бересты, и готовить стало еще сложнее. К моменту встречи с геологами диета семейства состояла в основном из картофельных лепешек с молотой рожью и семенами конопли.

    Беглецы постоянно жили впроголодь. Использовать мясо и мех они начали только в конце 1950-х, когда Дмитрий повзрослел и научился выкапывать ловчие ямы, подолгу преследовать добычу по горам и стал таким выносливым, что мог круглый год охотиться босиком и спать на 40-градусном морозе. В голодные годы, когда урожай уничтожали животные или заморозки, члены семьи ели листья, коренья, траву, кору и ростки картошки. Именно таким запомнился 1961-й, когда в июне выпал снег, и Акулина, супруга Карпа, отдававшая всю еду детям, скончалась. Остальных членов семьи спас случай. Обнаружив на огороде случайно проросшее зернышко ржи, семья построила вокруг него забор и охраняла сутками. Колосок принес 18 зернышек, из которых несколько лет восстанавливали посевы ржи.


    Ученых поражала любознательность и способности людей, так долго находившихся в информационной изоляции. Из-за того, что младшая в семье, Агафья, говорила нараспев и растягивала простые слова в многосложные, некоторые гости Лыковых сперва решили, что она умственно отсталая, - и сильно ошиблись. В семье, где не существовало календарей и часов, она отвечала за одну из самых сложных задач - на протяжении многих лет вела учет времени.

    Старик Карп в свои 80 лет с интересом реагировал на все технические новинки: он с энтузиазмом воспринял новость о запуске спутников, рассказав, что заметил перемену еще в 1950-х, когда «звезды стали скоро по небу ходить», и был в восторге от прозрачной целлофановой упаковки: «Господи, что измыслили: стекло, а мнется!»

    Но самым прогрессивным членом семьи и любимцем геологов оказался Дмитрий, знаток тайги, сумевший соорудить в хижине печь и сплести берестяные коробы, в которых семья хранила еду. Многие годы, изо дня в день самостоятельно строгая доски из бревен, он подолгу с интересом наблюдал за быстрой работой циркулярной пилы и токарного станка, которые увидел в лагере геологов.

    Оказавшись на десятилетия оторванными от современности по воле главы семьи и обстоятельств, Лыковы наконец начали приобщаться к прогрессу. Сперва они приняли от геологов только соль, которой в их рационе не было все 40 лет жизни в тайге. Постепенно согласились взять вилки, ножи, крючки, зерно, ручку, бумагу и электрический фонарик. Каждое новшество они принимали нехотя, но телевизор - «греховное дело», с которым они столкнулись в лагере геологов, - оказался для них непреодолимым соблазном. Журналист Василий Песков, которому удалось много времени провести рядом с Лыковыми, вспоминал, как семейство тянуло к экрану во время их редких посещений лагеря: «Карп Осипович садится прямо перед экраном. Агафья смотрит, высунув голову из-за двери. Прегрешенье она стремится замаливать сразу - пошепчет, покрестится и снова высунет голову. Старик же молится после, усердно и за все разом».


    Казалось, знакомство с геологами и их полезные в хозяйстве подарки дали семье шанс на выживание. Как часто бывает в жизни, все получилось в точности наоборот: осенью 1981 года троих из четырех детей Карпа не стало. Старшие, Савин и Наталья, скончались из-за почечной недостаточности, возникшей в результате многих лет суровой диеты. Тогда же от воспаления легких умер Дмитрий - вполне вероятно, что инфекцию он подхватил у геологов. Накануне смерти Дмитрий отказался от их предложения перевезти его в больницу. «Нам этого не можно, - прошептал он перед смертью. - Сколько Бог даст, столько и буду жить».

    Оставшихся в живых Карпа и Агафью геологи пытались убедить вернуться к родственникам, жившим в деревнях. В ответ Лыковы лишь перестроили старую хижину, но родное место покинуть отказались. В 1988 году не стало Карпа. Похоронив отца на горном склоне, Агафья вернулась в хижину. «Господь даст, и она проживет», - сказала она тогда помогавшим ей геологам. Так и случилось: последний ребенок тайги спустя четверть века продолжает жить в одиночестве на горе над Абаканом.

    В марте этого года сотрудники заповедника «Хакасский» вертолетом добрались до участка «Заимка Лыковых» и впервые с прошлой осени навестили знаменитую таежную отшельницу, рассказали в пресс-службе заповедника. По словам 71-летней Агафьи Лыковой, зиму она перенесла хорошо, неприятной неожиданностью стали только ноябрьские морозы.

    Чувствует себя отшельница удовлетворительно, жалуется лишь на сезонные боли в ногах. На вопросы, не хочет ли она перебраться поближе к людям, Агафья Лыкова неизменно отвечает: «Никуда я уже не поеду и силой данной клятвы не покину этой земли». Госинспекторы привезли женщине ее любимые гостинцы и письма от единоверцев, помогли по хозяйству и рассказали мирские новости, - добавили в заповеднике «Хакасский».

    В 2016 году Агафья Лыкова впервые за много лет покинула тайгу. Из-за сильной боли в ногах ей потребовалась медицинская помощь и лекарства. Чтобы добраться до больницы, староверке пришлось воспользоваться еще одним благом цивилизации - вертолетом.

    Как говорят сами инспекторы, сотрудники отдела охраны регулярно навещают Агафью. К сожалению, случается это не так часто. Из-за труднодоступности местности зимой и ранней весной добраться до заимки возможно лишь на вертолете, а летом только на лодках по горно-таежным рекам.

    В 2015 году умер единственный сосед Агафьи, геолог Ерофей Седов. Он участвовал в экспедиции, обнаружившей семью отшельников. После выхода на пенсию Седов поселился неподалеку от заимки Лыковой.

    Блогер Денис Мукимов, за год до кончины Седова посетивший заимку, описал отношения Лыковой и Седова следующим образом: «Добродушного Ерофея и строгую Агафью мало что связывает. Они здороваются друг с другом, но редко разговаривают. У них возник конфликт на почве религии, и Ерофей не готов следовать правилам Агафьи. Он сам верующий, но не понимает, что может иметь Бог против консервов в железных банках, почему пенопласт - дьявольский предмет и почему огонь в печке надо разжигать только лучиной, а не зажигалкой».

    Агафья похоронила Седова и с тех пор живет совсем одна.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Салат с корейской морковкой и крабовыми палочками: пошаговый рецепт с фото Салат с крабовыми палочками и вареной морковью Салат с корейской морковкой и крабовыми палочками: пошаговый рецепт с фото Салат с крабовыми палочками и вареной морковью Ленивые вареники с вишней Ленивые вареники с вишней Оригинальные бутерброды для детей: рецепты для праздника или завтрака Оригинальные бутерброды для детей: рецепты для праздника или завтрака