Сергей "пахом" пахомов. Экстрасенсы "битвы экстрасенсов", отзывы Ли пахомов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Этой осенью стартовал 16-ый сезон программы «Битва экстрасенсов». Без сомнения, за несколько серий шоу у телезрителей появились свои любимчики, которых уже сейчас можно смело назвать одними из самых ярких за всю историю шоу. Поклонники проекта, ведущий, эксперты и многие, кому довелось стать свидетелями открытий на съемках, определенно, выделяли неординарного участника Деда Пахома.

Мужчина поразил еще в первом выпуске шоу воображение общественности не столько своими способностями, сколько манерой их преподносить. Например, он появился в тапочках, во время выполнения заданий весьма выразительных образом входил в транс, но в итоге результат ошеломил участников шоу. Пахома даже попросили повторить результат, что он сделал блестяще. Экстрасенс поражал и заставлял смеяться и плакать. Одним словом, из серии в серию внимание зрителей было приковано именно к нему. Все ждали, как он себя проявит в следующий раз.

Эксперты и гости шоу высоко оценили способности экстрасенса и признали, что он действительно обладает особым даром чувствовать и видеть то, чего не могут другие. Доказательством послужило решение судей в «Битве экстрасенсов» признать Пахома лучшим экстрасенсом недели по итогам прошлого выпуска. Но немногие могли ожидать, что в одно мгновение Дед Пахом перестанет сражаться за победу.

В новом выпуске шоу, который зрители имели возможность видеть уже сегодня, Сергей Пахомов (настоящее имя экстрасенса. – Прим. редакции) внезапно заявил об уходе. Оказалось, что решение участника проекта связано не столько с желанием прекратить борьбу за звание лучшего из лучших, сколько с попыткой выручить коллег.

Две другие участницы, демонстрирующие способности в тандеме, мать и дочь Вороновы, должны были уйти по решению судей. Именно их имена были в черном конверте. Когда выяснили это, Пахом поспешил вмешаться в текущий ход событий и заявил о намерении уйти вместо Вороновых. Решение экстрасенса шокировало не только телезрителей, но и самих создателей шоу - никто не ожидал такого исхода. Благородный жест Сергея Пахомова мать и дочь Вороновы приняли с благодарностью, хоть и не скрывали, что это решение их удивило.

Поступок Пахома уже сейчас стал активно обсуждаться зрителями с соцсетях. Многие выразили негодование, но поддержали эстрасенса, признав, что он все равно для них лучший, и он уже стал настоящим любимцем тысяч поклонников шоу. А кто-то пересмотрел свое отношение к Сергею. Ведь ни для кого не секрет, что он всегда вызывал неоднозначное отношение, потому что он мог своеобразно отреагировать, своеобразно себя повести. Но данная ситуация позволила людям понять, что мужчина способен оказаться от всего ради спасения кого-то другого.

Не исключено, что решение Деда Пахома не было спонтанным, как это может показаться на первый взгляд. Вероятно, участник проекта намного раньше понял, что успел все доказать себе и окружающим, а потому не видел смысла в продолжении этой игры. Чем на самом деле руководствовался экстрасенс, когда заявлял о желании покинуть «Битву экстрасенсов», остается догадываться.

Откровенно говорить о себе Пахом не привык. , которое он дал накануне, экстрасенс признался, что для него гораздо важнее создать для зрителей определенный образ. «Я формирую миф о себе, - сказал Пахом. - Поэтому как раз сейчас все по законам мифа, недоговоренности. Мне сейчас важнее ощущение, которое люди испытывают, глядя на меня, нежели какая-то конкретизация. Я не буду ни в коем случае давать повод что-то обо мне разузнать. Я скорее буду путать. В большей степени даже уводить от истины».

Выступал Пахом в Музее современного искусства «Эрарта» с программой «Спасительный крик», и публика, пришедшая на него, разделилась на два противоположных лагеря.

Первый, побольше, - это молодежь, которая знает Пахома благодаря «Зеленому слонику» - фильму, снятому в 1998 - 1999 годах на любительскую камеру в так называемом «мусорном» жанре и обретшему невероятную популярность в соцсетях из-за стеба над табуированными темами. А вторая часть аудитории, пришедшая на выступление Пахома в Петербурге, - это зрители ТНТ, знающие артиста как очень сильного экстрасенса, участвовавшего в 16-м сезоне «Битвы» и с успехом проходившего все испытания, а потом внезапно покинувшего проект по своему желанию.

Сразу скажем, что те, кто прочел на афише «Коррекция судьбы криком. Уникальная техника Деда Пахома» и, купив билеты по цене от 400 до 1000 рублей, пришел в «Эрарту» в надежде на чудо, были разочарованы. Хотя, может, чудо все-таки и произошло, потому что вера в экстрасенсов пошатнулась.

Дед Пахом (хотя, по меркам Карлсона, он вовсе не дед, а мужчина в самом расцвете сил - Сергею Игоревичу всего 49 лет) начал свое выступление так:

Организаторы мне сказали, что в зале очень много женщин бальзаковского возраста. Я вас очень прошу, передавайте мне записки, а я буду на них отвечать.

И пока зрители думали, что бы такое спросить у Пахома, артист вместе со своим партнером по сцене Алексеем Борисовым, который отвечает за музыкальную атмосферу, приступил к своему перфомансу. Начал он с автобиографической минималистической пьесы «Курлык. Начало».

Первый «курлык» я издал во время съемок «Зеленого слоника», ставшего фильмом целого поколения, чему я очень удивлен. Тот «курлык» был спонтанный, рожденный молодостью, чувственностью и некой ошпаренностью. А второй мой «курлык» был осознанным, он случился через 20 лет там, где люди разговаривают с миром тайны (речь о «Битве экстрасенсов». - Прим. ред.). Издал я второй «курлык», чтобы люди подумали, что я человек последовательный, и чтобы все поняли, что глупость поступательно захватывает мир, - рассказал Пахом.

По его словам, второй «курлык», произнесенный на «Битве экстрасенсов», стал очень публичным и полюбился всему честному народу. Но для тех, кто в теме, кто смотрел «Зеленого слоника», этот «курлык» поставил очень актуальный вопрос: как может быть экстрасенсом человек, евший перед камерой свои испражнения?

Собственно, такой вопрос Пахому был задан в одной из записок. А ответ на него артист дал такой: «А почему говноед не может быть экстрасенсом? С другой стороны - чтобы стать экстрасенсом, нужно быть говноедом, так?». Большая часть зала, состоящая из поклонников «Зеленого слоника», растащивших этот фильм на интернет-мемы, ликовала, а другая начала мысленно собираться покинуть «Эрарту».

Затем Пахом музицировал на белом рояле, назвав испускаемые инструментом не очень стройные звуки оздоравливающими. Потом радовал публику цитатами из все того же фильма Светланы Басковой «Зеленый слоник», а также картины «Пять бутылок водки», рассказывающей о закулисной жизни столичного бара.

Вот сомневаюсь, отношусь ли я к дамам бальзаковского возраста, но спросить хочется. Интересует вопрос о моем здоровье, но задам другой: человек может влиять на свою судьбу или все в руках Божьих? - прочитал Пахом одну из записок.

Пахом ответил, что здоровьем своим надо заниматься, прислушиваясь к нему лет с 25, а что касается судьбы, то человеку дано очень мало… Он заявил, что только коллективное может спасти людей от деструкции, призвал объединяться в «секты», которые по сути своей являются семьями, порассуждал об умалишенных, рассказал, что не пьет уже четыре года, опять вспомнил про «Зеленого слоника», потому что большая часть публика этого требовала. А последний вопрос от зрителей, пришедших на экстрасенса, а не на артхаусного артиста, касался причин, по которым Пахом добровольно покинул проект ТНТ.

Участвовал я в «Битве экстрасенсов» сознательно, потому что, во-первых, думал, что мне есть что рассказать, а во-вторых, полагал, что со своим подсознательным сценарием смогу внедриться в уже готовый. Я понял, что «Битва экстрасенсов» - единственное место, где можно, не стыдясь, говорить о таких вещах, как добро, любовь, помощь, сострадание, забытых в телевизионном формате. И я ушел с «Битвы», потому что выработал себя. И если бы я остался, то превратился бы в тряпичную куклу, что меня лично не устраивало бы, - сказал Пахом. - Но я рад, что меня полюбили зрители.

А затем артист принялся исполнять свои песни: «Жизнь - веселый карнавал», нечто не очень приличное про борщ любви и многое другое в том же стиле. Публику, которая шла на арт-деятеля, Пахом и Борисов действительно «прокачали», других насмешили, третьих озадачили… Но шоу явно не оставило никого равнодушным, судя по

Пахомов Сергей Игоревич, более известен под псевдонимом Пахом (р. 1966) – российский актёр и сценарист, музыкант и стендап-комик, дизайнер интерьеров и художник-авангардист. Андеграундная личность, его творчество противопоставлено массовой культуре и официальному искусству. В 2015 году принимал участие в телевизионном шоу «Битва экстрасенсов».

Детские и юношеские годы

Сергей появился на свет в Москве 4 ноября 1966 года. Его отец, профессор микробиологии, ушёл из семьи, когда сын был ещё совсем маленьким. Мама воспитывала ребёнка одна. Неполная семья отразилась на болезненности мальчика. В детстве Серёжа страдал галлюцинациями и видениями. Если в какой-то момент его посещала мысль о смерти мамы, он мог проплакать шесть часов подряд.

Когда ему было пять лет, мама отдала Серёжу в музыкальную школу обучаться игре на маленькой скрипке-кварте. Играть на инструменте мальчик научился, но его музыкальная карьера закончилась после того, как во время сильного гололёда мама поскользнулась, упала и раздавила скрипку.

Музыкой Пахомов не ограничился, с ранних лет он увлекался рисованием. В 1981 году окончил Краснопресненскую художественную школу. Получив среднее образование, Сергей решил продолжить учёбу в этом же направлении и поступил в Московское художественно-промышленное училище. Во время обучения он стал увлекаться иконописью. В 1985 году получил диплом специалиста.

Живопись

В 1986 году Пахомов должен был поступить на службу в армию. Но вместо афганской войны призывная комиссия отправила его в психиатрическую клинику имени Кащенко. Директор медицинского учреждения занимался исследованием произведений сумасшедших художников. В связи с этим все заведующие отделениями должны были выискивать среди своих пациентов рисующих и нести их работы директору для коллекции. Пахомов стал рисовать, его наброски особенно заинтересовали руководителя больницы, так он определил для себя свой дальнейший творческий путь.

Выйдя из клиники, большую часть времени Пахом уделял рисованию, со своими работами принимал участие в квартирных выставках. Помимо живописи увлекался музыкой, играл в различных музыкальных коллективах – «Звуки Му», «До мажор», «Ночной проспект». Интересовал его и спорт, в частности борьба.

С 1988 года живопись Пахомова вышла на более высокий уровень, он стал участвовать в московских и зарубежных выставках.

Широкая публика впервые узнала его в качестве художника в конце 1980-х годов, когда Сергей появился на телевидении в программе «Взгляд». Он продавал свои картины на московских улицах, а когда развалился Советский Союз, уехал в длительное заграничное путешествие изучать современное искусство в европейских странах и Америке. Там ему сопутствовал успех: Пахомов разрисовывал Берлинскую стену, получал гранты в Нью-Йорке, был вхож в общество парижской богемы, участвовал в выставках в Марселе.

Его картины отличаются яркими и контрастными оттенками, грубой и в то же время меткой начертательностью. Повсеместно по полотнам надписи – иногда вполне разумные и ясные, порой самодостаточные или абстрактные:

  • «Барин-гомосек»;
  • «Соф Яоц Зююл»;
  • «Свобода, равенство и братство, обожаю прикасаться».

Кино

Однако известность Сергею Пахомову принесли не столько его картины, сколько работы в кино. У него есть очень хороший друг – режиссёр Светлана Баскова, она снимает его во всех своих фильмах. Дебют Пахома в кино состоялся в 1998 году в картине «Кокки – бегущий доктор», где он сыграл хирурга Женю.

Следующей его киноработой стала роль младшего офицера «Поехавшего» в картине «Зелёный слоник». Этот культовый фильм в жанре «трэш» в 1999 году Светлана Баскова сняла на любительскую камеру. Критики сразу заявили, что это «жестокая антимилитаристская притча», пропагандирующая трансгрессивный кинематограф и предельный натурализм. Тем не менее на Московском кинофестивале «Любить кино! 2000» картина получила диплом II степени среди полнометражных игровых фильмов в номинации «Любительское кино». «Зелёный слоник» вошёл в число наиболее популярных среди молодёжи фильмов, многие выражения из него растащили на цитаты.

Партнёром Пахома по фильму стал актёр Владимир Епифанцев, он сыграл второго младшего офицера «Братишку». По сюжету за дисциплинарные провинности они вдвоём попали на гаупвахту, далее в камере и происходят все действия фильма. Картину сняли за два дня, репетиций никаких не было. Отзывы актёров, сыгравших главных персонажей, о фильме противоречивы. Епифанцев сказал, что после просмотра картина вызвала у него чувство стыда. В то время как неординарная личность Пахом заявил, что «этот фильм из области чуда, которое может случиться лишь один раз в жизни».

Режиссёр Светлана Баскова заявила, что замыслом фильма стал протест против Чеченской войны. Это была своего рода реакция на разложение армии перед началом Чеченской кампании. Из-за обилия крови, человеческих испражнений и сцен насилия «Зелёный слоник» назван «самым грязным фильмом тысячелетия», он запрещён к показу на территории Беларуси. Но, по мнению кинокритика Валерия Кичина: «Можно этот фильм и не запрещать. Из-за рвотных порывов, которые вызваны всем происходящим на экране, мало кому удаётся досмотреть «Зелёного слоника» хотя бы до середины».

Следующей совместной работой Пахома и Светланы Басковой стал фильм «Пять бутылок водки», снятый в 2001 году. В картине показана закулисная жизнь обычного московского бара. Сергей сыграл здесь уборщика.

В 2003 году Светлана сняла фильм «Голова», в главной роли, как всегда, Сергей Пахомов, сыгравший нового русского. У него есть всезнающая голова, что-то типа джина, исполняющего любые желания. Голова указывает новому русскому, что и как надо делать, благодаря ей он заключает выгодные сделки. Но на протяжении всего фильма герой Пахома пытается найти своё место в жизни, в этом ему также помогает голова, давая нужные советы. Но в конце картины новый русский избавляется от головы, разбив её палкой, а сам уходит в монастырь.

После этого у Пахомова был почти восьмилетний перерыв в кино, он снялся лишь в маленьких эпизодических ролях в картинах:

  • «Вдвоём» (2005);
  • «Моцарт» (2006);
  • «Ад» (2009).

В начале 2012 года на экраны страны в широкий прокат вышла комедия с элементами драмы режиссёра Сергея Лобана «Шапито-шоу». Сергей сыграл в картине небольшую роль дебошира Пахома.

В конце 2012 года Пахомов появился на экранах в фантастической комедии-фарс «Звёздный ворс», сыграв посетителя выставки (жителя планеты Атит).
В нашумевшем серале Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни» среди множества приглашённых знаменитостей Пахом отметился в роли Ильдара, свингера.

2012 год оказался плодотворным для актёра, возобновилось его сотрудничество со Светланой Басковой. Она сняла фильм «За Маркса…», и Сергей сыграл в нём главную роль – активиста профсоюза и бригадира литейного цеха. В период экономического кризиса, после череды увольнений, на заводе разросся конфликт между руководством и рабочими. К концу фильма среди профсоюзных активистов живым остался только герой Пахомова, он же и убил директора завода. В 2013 году картину показали на Берлинском кинофестивале. На фестивале «Белый слон» фильм одержал победу в номинации «Событие года», а также номинировался на главную награду «Кинотавра» в 2012 году.

В 2014 году состоялась премьера криминальной комедии Романа Каримова «Всё и сразу», режиссёр пригласил Сергея Пахомова на роль дяди главного персонажа Тимы. В этом же году Валерия гай Германика сняла Сергея в небольшой роли сторожа в своём новом фильме «Майские ленты».

Пахома также можно увидеть в театре «Школа современной пьесы», где он работает в жанре стендап-камеди. Это вид комедийного искусства, когда артист выступает перед живой аудиторией, разговаривая напрямую со зрителем. В репертуар Сергея входят комические монологи и лекции.

Работа в глянцевых журналах

В 2000 году Пахомов устроился на работу в издательский дом «Hachette Filipacchi Shkulev». На тот момент всё это казалось ему очень далёким – компьютеры, структуры модных глянцевых журналов. При этом нужно было вести двойную жизнь: днём держать в голове концепцию журнала, а вечером идти на съёмки к Басковой. Но такая занятость шла ему на пользу. Уже в скором времени Сергей стал не просто сотрудником издательского дома, а арт-директором глянцевых журналов:

  • «Elle Декор» (2002-2007);
  • «Marie Claire» (2008-2009);
  • российская версия журнала «Elle» (с 2009).

Телевидение

В 2015 году Сергей стал участником проекта «Битва экстрасенсов» на телевизионном канале ТНТ.

Многие сразу сомневались, что у него есть дар ясновидения, думали, что Пахомов пришёл на программу для поднятия своего имиджа. Но дед Пахом (такой он выбрал себе псевдоним для проекта) уверял, что обладает уникальными способностями ещё с детства. Будучи ребёнком, он давал людям странные советы, они действительно помогали и сбывались, после чего к нему стали обращаться за помощью.

Дед Пахом – это некий собирательный образ русского простофили, который не стрижёт ногтей и не вытирает носа. Вообще главной идеей жизни Сергея является величие через убожество. Он понимает и любит в окружающем мире всё убогое, некрасивое и уродливое за то, что оно прекрасно. Не каждому дано так видеть, думать и понимать.

По словам деда Пахома, он входил в состояние, когда логика отключалась, а наступало некоторое контролируемое безумие. В этот момент он как бы наблюдал со стороны за тем, что происходило. В первом же выпуске программы он два раза безошибочно определил среди множества машин именно ту, в багажнике которой был спрятан человек. Вёл он себя при этом не совсем адекватно: прыгал, бегал трусцой, кряхтел и даже стоял, как цапля, на одной ноге. Тем не менее это помогло ему отыскать человека.

Сергей провёл в «Битве экстрасенсов» шесть выпусков, а потом принял решение покинуть проект, объяснив это тем, что захотел сделать доброе дело. В социальных сетях тогда начались стихийные акции протеста с просьбой вернуть Пахома.

Продюсер «Битвы экстрасенсов» Мария Шайкевич говорила о Пахоме, что это гиперчувствительный человек. Никто не хотел, чтобы он ушёл с проекта, наоборот, все пророчили ему победу. На телевизионном канале подтвердили, что Сергей действительно был фаворитом и у зрителей, и у жюри. Когда проходил зрительский опрос, он набирал 50 % голосов, опережая ближайшего соперника в три раза.

В феврале 2017 года Пахомов принял участие в одиннадцатом сезоне развлекательного шоу на канале ТВ-3 «Человек-невидимка» в качестве гостя-селебрити. По сюжету передачи гость находится в отдельной комнате, а в студии шесть экспертов (психолог, хиромант, гадалка, криминалист, маг и шаман) пытаются угадать, кто находится в тайной комнате. Для этого они могут пользоваться личными вещами гостя, его отпечатками пальцев, волосами, оттиском зубов, и даже детскими игрушками.

Сергея Пахомова по-разному воспринимают в московской тусовке. Как только его не называют: культовым актёром, скандально известным персонажем, буйным скоморохом в завязке, социальным феноменом, человеком-ренессансом. Но все неизменно сходятся в одном, что ему свойственны две главные характеристики – идиотизм и абсурд.

Творчество Пахома – это наглядная демонстрация дерзкой попытки выйти за грани общедозволенного, сломать шаблоны. При этом его никак нельзя назвать душевнобольным. Наоборот, он человек умный, крайне расчётливый и по-настоящему успешный.

Сам Сергей не считает, что в его способностях есть что-то сверхестественное. Он утверждает, что такой талант может обнаружить в себе каждый человек. Надо лишь выйти за обрисованные обществом рамки, открыться миру, и тогда мир откроется тебе в ответ. Как только человек сумеет по-настоящему отрешиться от всего мирского и стать частью Вселенной, сразу же сможет понимать происходящие в ней процессы.

Личная жизнь

Личная жизнь Пахома, как и творчество, полна абсурда. В интервью он говорит по-разному. То он не женат, потом уже воспитывает приёмного сына, в следующем заявляет, что есть жена и родные дети. По последней информации, которую он обнародовал в 2013 году, Сергей Пахомов официально женат на Елене Токаревой, работавшей ранее главным редактором журнала «ELLE Декор».

19 сентября на канале ТНТ стартовал 16-й сезон одного из самых рейтинговых российских реалити-шоу «Битва экстрасенсов». Одним из новых участников проекта неожиданно стал Сергей Пахомов — артист, художник и мастер экстремального стэнд-апа. Ценителям андеграундного российского кино он также знаком по фильмам Светланы Басковой «Пять бутылок водки», «За Маркса», «Голова» и, конечно, «Зеленый слоник» — герой Пахомова из этой картины уже давно стал источником бесконечных мемов в интернете. На сей раз Сергей выступил в новой для себя роли экстрасенса и моментально вырвался в фавориты «Битвы». «Газета.Ru» связалась с артистом, чтобы выяснить, как произошла эта метаморфоза.

— Как вы оказались в «Битве экстрасенсов»?

— С одной стороны, я решил опровергнуть миф, существующий в массовом сознании, о том, что ни на какую передачу нельзя попасть простому человеку. Я прочел в интернете, как это делается, сходил на отборочные встречи, заполнил анкету и в итоге попал в состав участников на общих основаниях. С другой стороны, надо же было куда-то приложить свои способности — тем более что я уже давно к этому стремился. В общем, выбрал программу по профилю. Экстрасенс идет к экстрасенсам, верно?

А я не только экстрасенс, но и выступать люблю — вот и пошел на телевидение.

— Но ведь у вас уже есть популярный образ благодаря роли в фильме Светланы Басковой «Зеленый слоник», в котором вы много нецензурно выражаетесь, едите фекалии…

— Так «Зеленый слоник» — это тоже магическая практика! Если мы рассматриваем социальные правила как реальность — нельзя жрать говно, нельзя говорить об этом, — то любое осмысленное разрушение этой реальности и есть магия. Пощечина общественному вкусу — это магия, выход к другим формам восприятия.

«Зеленый слоник» опередил свое время и сейчас постепенно с ним смыкается — как музыка Баха, которую сравнивают с огромным акведуком из прошлого в будущее.

Разумеется, какие-то смелые проекты всегда вызывают у людей резкую реакцию. Именно поэтому в перформансах я использую грязноговорение, какие-то провокационные вещи. При этом я люблю сочетать, сталкивать это с какими-то наивными, искренними вещами, с красивой музыкой. В некотором смысле то же самое происходит и сейчас, когда привычный образ сталкивается с тем, что зрители открывают меня в новом качестве.

— Считается, что «Битва экстрасенсов» — это подставное, срежиссированное шоу. У вас не было таких подозрений, когда вы шли на кастинг?

— Вообще, зрителей «Битвы экстрасенсов», на мой взгляд, принято недооценивать, хотя они намного внимательнее и энергетически сильнее недоброжелателей и кликуш, которые поливают программу грязью. Я же верю в людей, люблю их и уверен, что они сами разберутся, верить ли тем, кто говорит, допустим, о том, что я на самом деле мерзкий говноед из «Зеленого слоника», а не добрый дедуля Пахом. Они увидят, что и здесь, в «Битве», и там была одна и та же мощная доброта. Что же касается передачи, то никакой подставы нет: я прихожу на испытания и только на самой съемке, когда ведущий объявляет задание, узнаю, о чем пойдет речь.

Ритуал, которым по факту являются правила проекта, сам по себе ценен, поскольку уже стал частью реальности.

Правдивость тут очень важна, важен момент взаимодействия с человеческими судьбами, который мне в данном случае понятен и близок. В отличие, например, от хоккея и футбола, которые я не смотрю, потому что совершенно не понимаю, хотя и ценю любовь к ним окружающих. Кроме того, сомнения публики в правдивости, по-моему, только делают программу интереснее — этим принципом я руководствуюсь и в своих перформансах. Я вообще враг однозначности.

— А как давно у вас проявились сверхъестественные способности?

— Ну, началось все с детских галлюцинаций, совпадений, попаданий, каких-то шоковых состояний… Позднее, когда люди делились со мной своими бедами, я проникался их горем и давал какие-то странные, дикие советы, которые и сам не мог объяснить, но тем не менее это помогало справляться с проблемами. Я долго пытался объяснить эту силу, но в итоге просто принял как есть и стал с ней работать. Мои техники предполагают полное рассредоточение, абсолютную утрату воли, мне становится абсолютно все равно — это такое почти буддистское состояние. Когда я впадаю в транс, то уже не могу объяснить, как, что и почему ко мне приходит, просто понимаю, что надо сделать то-то и то-то. Мне, кстати, кажется, что это состояние очень в духе того времени, в котором мы живем. Сегодня ведь ушел большой стиль, нет идеологий, нет ценностей, зато есть множество точек зрения по любому вопросу и каждая из них в той или иной мере верна.

Исчезло разделение на правду и неправду — вполне можно допустить и то, что Земля стоит на трех китах, и то, что на время сна человек умирает.

В общем, мировоззренческое стало дробным. В современном мире, по-моему, одновременно существует вообще все: и чудеса, и суровая реальность, и реальность объективная, которая к людям относится, скажем так, отстраненно. А значит, надо просто делать то, что хочешь, иррационально. В то же время созрела потребность в новой культуре, новой деятельности, в преображении каком-то. Этим я и занимаюсь, мне очень нравится встраиваться в реальность таким образом.

— Вас привыкли воспринимать как художника, актера, перформера. Эта деятельность для вас тоже как-то связана с экстрасенсорикой?

— Конечно, занятия искусством — это и есть магия. Ведь я обладаю какими-то способностями не потому, что я художник, а, наоборот, я, скорее, художником стал именно благодаря своим способностям. В своих перформансах я тоже прибегаю к трансовым практикам, делаю то же самое, что и в эфире «Битвы». Логическая система в эти моменты выключена, я впадаю в состояние такого контролируемого безумия, наблюдая за собой со стороны. Управляю своей бессознательностью, не снижая ее градуса.

Я называю это состояние Чувством Ошпаренности, из которого я всегда выходил совершенно другим.

Собственно, на телевидение я пошел в том числе и из-за того, что мне захотелось проверить эту практику контролируемого транса в каких-то других условиях.

— То есть принципиальной разницы в роде деятельности между сценой и экраном для вас нет?

— Да, верно. Я вообще так всю жизнь живу, доверяю своему трансу. Для некоторых моя жизненная траектория выглядит наполненной бесстрашием и случайностью. Я не сотрудничаю ни с какими институциями, не хожу проторенными дорожками. У меня есть принцип, что я берусь за любое интересное мне дело и делаю его хорошо. С этим связана и моя популярность — ведь это тоже странное, чудесное явление, учитывая, что я нигде этому не учился. Я считаю, что ничто не может помешать мне заниматься тем, чем хочется. Грубо говоря, я уверен, что мог бы стать хорошим журналистом, даже если бы был глухим и не умел ни читать, ни говорить.

В наше время это вполне возможно. Мне кажется, что люди вообще все наделены какими-то способностями, но они отказывают себе в них, поскольку им навязана некая понятийная система, логика, с которой я никогда в дружеские отношения не вступал.

Мне всегда ближе были абсурд, странность, транс, экстаз. России, русской культуре вообще свойственно все это, это и есть русская стихийность, о которой часто говорят.

Наша страна управляется как раз всеми этими законами — странными, иррациональными, — а не законами доллара, рынка, нефти. Поэтому я уверен: чтобы стать личностью, надо прислушиваться к себе, уметь услышать исходящий изнутри язык и уже на нем общаться с внешним миром. Тогда появится особенный взгляд на мир и мир вокруг начнет двигаться.

— Ну и в заключение должен спросить: что вы собираетесь делать дальше, после окончания участия в проекте? Вернетесь к перформансам?

— А я понятия не имею. Любые стратегии, любое программирование — это, по-моему, всегда смешно. Мое сознание находится в состоянии полулевитации, поэтому меня, кстати, и молодежь любит, которой чужда заскорузлость. Раньше я иногда мечтал — так все будет или иначе, а сейчас, уже лет десять как, перестал мечтать вообще. После «Битвы экстрасенсов» я, может быть, запишу новый альбом или еще что-нибудь сделаю, не знаю.

Главное, чтобы это помогло мне понять, почувствовать, в каком мире я живу, потому что он устроен так сложно, что с ума можно сойти.

Поэтому и надо постоянно действовать, иначе можно засохнуть и сгинуть в проклятую пустоту.

Когда он появился на отборочном туре 16-го сезона «Битвы экстрасенсов», зрители, хоть немного знакомые с московским андеграундом, были поражены. У всех бился в голове один-единственный вопрос: "Зачем он сюда пришел?" И действительно, для чего проходить испытания, предназначенные для людей со сверхспособностями, человеку, соединившему в себе умения музыканта, художника-авангардиста, сценариста, актера андеграунда и некоторые другие? После первого же выпуска сезона зрители начали нескончаемый спор о том, кем же он является на самом деле: экстрасенсом с удивительным даром, хорошим актером или шарлатаном. Итак, Биография его привлекла множество любопытных глаз с момента появления на битве.

Детские увлечения

В ноябре 1966 года на свет появился мальчик, названный Сережей. Он рассказывал, что в возрасте пяти лет родители отдали его в музыкальную школу. Он окончил ее по классу скрипки. Играл он и после окончания школы, но вскоре забросил это увлечение. Случай послужил тому виной: его мама, как-то подскользнувшись на обледенелом асфальте во время обычной прогулки, упала на инструмент.

Еще одним увлечением мальчика по имени Сергей Пахомов, биография которого полна непонятных фактов, было рисование. Для того чтобы его талант получил подтверждение и развивался далее, он окончил художественную школу и художественно-промышленное училище. В училище парень увлекается русскими техниками живописи и иконописью.

Параллельно с этим он симпатизирует музыке и спорту: играет в музыкальных коллективах и занимается борьбой.

Выставки и глянец

В одном из интервью Сергей Пахомов, биография которого до сих пор подвергается сомнению, равно как и факты, изложенные в ней, сообщил, что примерно за год до окончания им училища его помещают в психиатрическую лечебницу имени Кащенко. отправила его туда, вместо того чтобы отослать на войну, никак не заканчивающуюся в Афганистане.

В восьмидесятых художник-авангардист участвовал в некоторых камерных художественных выставках, которые проводились не только в клубах, но и в квартирах. По окончании десятилетия у Пахомова появилась возможность делиться своим мастерством с зарубежными ценителями искусства — в Нью-Йорке и Австрии.

На протяжении двенадцати лет, с 1988 по 2000 год, Сергей Пахомов, фото которого представлены в статье, с особым вниманием изучал искусство в странах Америки и Европы. Он считал, что для его дальнейшего творческого развития это необходимое условие.

Еще одна сфера его деятельности — арт-директор в Работал он и штатным художником, а с лета 2009-го он был арт-директором в редакции российской версии Elle.

Его киношедевры

Известен Сергей Пахомов, биография которого постоянно пополнялась непонятными для обычного обывателя фактами, стал после исполнения ролей в скандально известных фильмах режиссёра Светланы Басковой «Зелёный слоник», «Кокки — бегущий доктор» и некоторых других. Режиссер считает, что их совместная с Сергеем работа по сути и содержанию такая же, как у Феллини и Мастроянни. Она постоянно останавливает внимание на том, что без этого андеграундного актёра ни один из ее фильмов не будет ярким и запоминающимся, фильмы лишатся своей души.

Правда, сам актер относится к себе с огромной долей критики и называет свой труд в российском кинематографе «помесью абсурда и идиотизма». Самой заметной ролью, которую сыграл Сергей Пахомов, экстрасенс - в недалеком будущем, была роль мужика из деревни в картине «Зеленый слоник». Позже он появлялся в сериалах Гай Германики.

Личная жизнь странного человека

Личная жизнь его так же, как и его творческие устремления, полна некоего непонятного и неподдающегося упорядочиванию абсурда. С одной стороны, весной 2007 года Сергей Пахом утверждает, что не состоит в браке, но приходится отцом приемному сыну Ивану. С другой стороны, в одном из интервью, которые Сергей Пахомов раздает довольно часто, особенно в последнее время, он рассказывает, что счастлив в браке и занимается воспитанием своих родных сыночков.

И только пару лет назад достоянием общественности стал факт, что Сергей Пахомов находится в официальном браке с Еленой Токаревой, которая была главным редактором издания «ELLE Декор».

И снова «Битва»

Дед Пахом, как он сам себя называет, был одним из самых неординарных и противоречивых участников 16-го сезона «Битвы экстрасенсов». Его появление на шоу стало очень уж неожиданным. Он убеждал всех, что до этого момента ни разу не смотрел ни одного выпуска из предыдущих сезонов. Но его знакомые, которые были осведомлены о том, что у него есть некоторые способности, убедили Сергея в том, что ему просто необходимо попробовать свои силы наравне с другими участниками.

В первом же отборочном туре, когда нужно было найти человека, спрятанного в багажник одного из нескольких десятков автомобилей, расположенных по обе стороны большого ангара, он поразил всех. Вликолепно справившись с заданием, дважды (!) нашел человека Сергей Пахомов. «Битва экстрасенсов» такого еще не видела. Еще ни один из участников не показывал такого великолепного результата. Правда, когда он выбрал правильную машину, ведущий не поверил, посчитал, что Пахому просто повезло, и попросил его попробовать повторно. Что тот и сделал просто превосходно!

И все дальнейшие испытания этот странный, больше похожий на бомжа или юродивого человек проходил так, что окружающие просто диву давались.

И только после окончания съемок Сергей Пахомов, биография которого теперь расцвела яркими красками, рассказал, почему он здесь. Ему просто не хватает славы. Да, конечно, некоторая слава у него уже была после выхода фильмов и выставок с его полотнами. Но ему было этого мало. Что из этого получилось, можно узнать, посмотрев 16-й сезон о битве людей со сверхспособностями.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Лорис меликов был министром внутренних дел Лорис меликов был министром внутренних дел Александр сергеевич яковлев Александр сергеевич яковлев Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами