Организация договора о коллективной безопасности (одкб). Договор о коллективной безопасности Организации договора о коллективной безопасности входят

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

15 мая 1992 г. в Ташкенте Республикой Армения, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Документ о присоединении к Договору подписан Азербайджанской Республикой 24 сентября 1993 г., Грузией – 9 декабря 1993 г., Республикой Беларусь – 31 декабря 1993 г.

В Договоре государства–участники подтвердили свои обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами, воздерживаться от вступления в военные союзы или группировки государств.

В качестве основного механизма противодействия возникшим угрозам (безопасности, территориальной целостности, суверенитету, угрозы международному миру) Договор указывает на «совместные консультации с целью координации позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».

В случае совершения акта агрессии против любого из государств–участников все остальные государства–участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН (ст. 4 Договора). Статья 6 говорит о том, что решение об использовании

Вооруженных Сил в целях отражения агрессии принимается главами государств–участников. Договором также создается (СКБ)

в составе Глав государств–участников и Главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами Содружества Независимых Государств. На него возлагается координация и обеспечение совместной деятельности государств–участников в соответствии с Договором. Статьей 11 предусматривалось, что Договор заключается на пять лет с последующим продлением. Он подлежит ратификации и вступает в силу после сдачи ратификационных грамот подписавших его государств–участников.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г., таким образом, срок его действия истекал 20 апреля 1999 г. В связи с этим ряд государств, исходя из стремления продолжить сотрудничество в рамках Договора и обеспечить непрерывность его действия, подписали в Москве 2 апреля 1999 г. Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. В соответствии с этим Протоколом государствами–участниками Договора являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация,

Республика Таджикистан. В мае 2000 г. в г. Минске главы государств–участников Договора подписали Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. и его адаптации к современной геополитической ситуации. В Меморандуме не только выражена готовность повысить эффективность деятельности межгосударственных органов системы коллективной безопасности по вопросам, связанным с реализацией Договора и формированием действенной системы коллективной безопасности, но и активизировать деятельность, направленную на решительную борьбу против международного терроризма. Государства участники выступили за более полное использование возможностей Договора в интересах предотвращения и урегулирования конфликтов на их территории и, наряду с использованием предусмотренных механизмов консультаций, договорились рассмотреть вопрос о создании при СКБ консультативного механизма по проблемам миротворчества. Упоминание в тексте Меморандума «миротворчества», на наш взгляд, может иметь существенные последствия. Дело в том, что довольно часто ДКБ рассматривается в качестве самостоятельной региональной организации в смысле гл. 8 Устава ООН, так же как и Содружество Независимых Государств является региональной организацией в этом же смысле. В ДКБ создана собственная организационная структура, он с самого начала был выведен за рамки СНГ. Невозможность проведения миротворческих операций в рамках ДКБ, минуя СНГ, создавала определенную иерархию этих структур. Организация Договора о коллективной безопасности. В пользу определения ДКБ как региональной организации говорит и факт создания собственных органов. Окончательная институционализация договора произошла в 2002 г., когда был принят Устав Организации Договора о коллективной безопасности . Статья 1 этого документа посвящена учреждению международной региональной Организации Договора о коллективной безопасности .

Органами системы коллективной безопасности являются.

Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший политический орган, обеспечивающий координацию и совместную деятельность государств-участников, направленную на реализацию Договора о коллективной безопасности. В состав Совета входят главы государств, министры иностранных дел, министры обороны государств-участников, Генеральный секретарь СКБ. Совет министров иностранных дел (СМИД) – высший консультативный орган Совета коллективной безопасности по вопросам согласования внешней политики. С овет министров обороны (СМО) – высший консультативный орган по вопросам военной политики и военного строительства. Комитет секретарей Советов безопасности государств – консультативный орган по вопросам взаимодействия государственных органов, обеспечивающих национальную безопасность государств-участников, в интересах их совместного противодействия вызовам и угрозам национальной, региональной и международной безопасности. Комитет начальников штабов Вооруженных Сил государств–участников Договора о коллективной безопасности создан при Совете министров обороны с целью реализации задач по формированию системы безопасности в военной сфере на основе Договора о коллективной безопасности и руководства коллективной обороной государств–участников.

Генеральный секретарь Совета коллективной безопасности назначается Советом коллективной безопасности из числа гражданских лиц государств–участников Договора, является членом Совета коллективной безопасности и подотчетен ему.

Секретариат Совета коллективной безопасности – постоянно действующий рабочий орган для осуществления текущей организационной, информационно-аналитической и консультативной работы по обеспечению деятельности Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей Советов безопасности государств–участников Договора, а также для хранения документов, принимаемых Советом коллективной безопасности. Важное значение в деятельности ОДКБ принадлежит механизму военно-технического сотрудничества. В 2000 г. было подписано соответствующее соглашение, которым предусматривается ряд преференций и осуществление межгосударственных поставок продукции военного назначения для союзных вооруженных сил (на основе внутригосударственных цен). Позднее были приняты решения о дополнении военно-технического сотрудничества механизмом военно-экономической кооперации, что позволяет осуществлять в формате ОДКБ совместные программы НИОКР, модернизацию и ремонт вооружений и военной техники. Основным инструментом взаимодействия на этом направлении является созданная в 2005 г. Межгосударственная комиссия по военно-промышленному сотрудничеству (МКВПС ОДКБ).

Содружество в борьбе с международным терроризмом и другими вызовами ХХI века. В силу своего геополитического положения государства–участники СНГ оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом, экстремизмом и наркомафией .

Терроризм и организованная преступность. 4 июля 1999 г. в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств–участников СНГ в борьбе с терроризмом (участники – Азербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Республика Казахстан, Республика Молдова, Российская федерация, Республика Таджикистан). Решением СГГ

21 июня 2000 г. была утверждена Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г. В соответствии с этой Программой был создан Антитеррористический центр – постоянно действующий специализированный отраслевой орган, предназначенный для координации взаимодействия компетентных органов государств СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. Одним из приоритетных направлений деятельности государств Содружества является борьба с организованной преступностью. Распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР не привел к разрушению единого криминального пространства, напротив, оно получило дальнейшее развитие, чему в немалой степени способствует «прозрачность» границ между странами СНГ.

Вместе с тем коллективный опыт противодействия показал тесную взаимосвязь терроризма с другими проблемами безопасности, прежде всего с незаконным оборотом наркотиков, преступные доходы от которого часто направляются и на финансирование террористической и экстремистской деятельности. Большую опасность для каждого из государств, входящих в Содружество, представляет развитие международных связей между организованными преступными сообществами стран СНГ. Если первоначально укрепление этих связей обусловливалось стремлением членов организованных преступных группировок избежать ответственности за совершенные преступления, пользуясь «прозрачностью» границ, различием норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства в государствах СНГ, то в настоящее время наблюдается их всеобщая консолидация для проникновения во власть, отмывания преступно нажитых доходов и достижения других целей. При этом криминальные сообщества теперь уже самостоятельных государств активно налаживают межгосударственные и транснациональные связи. Особенно это характерно для таких видов преступности, как торговля оружием и радиоактивными материалами, наркобизнес, фальшивомонетничество, разбои и грабежи, преступления в кредитно-банковской сфере. В совершении этих преступлений нередко участвуют лица, являющиеся гражданами разных стран В 1993 г. по линии МВД государств Содружества образовано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории СНГ . Успешно работают межведомственные соглашения о сотрудничестве между органами внутренних дел отдельных государств. Большое значение имеет Минская конвенция 1993 г. о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В статье 4 Устава СНГ определено, что к сфере совместной деятельности государств–членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами–членами в рамках Содружества, относится, в числе других положений, и борьба с организованной преступностью. Так, в 1995 г. в Исполнительном секретариате СНГ состоялось Межведомственное консультативное совещание по проблемам координации совместных усилий в борьбе с преступностью. По предложению Республики Беларусь Совет глав правительств

СНГ образовал Рабочую группу , которая проделала полезную аналитическую и практическую работу и выработала проект Межгосударственной программы . После рассмотрения и проработки этого проекта в государствах–участниках Содружества Совет глав государств Содружества 17 мая 1996 г. утвердил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений до 2000 г. В Программе заложен механизм контроля и реализации. Для реализации сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с преступностью принято 14 соглашений и решений, вытекающих из указанной Программы. Благодаря реализации мероприятий, предусмотренных Межгосударственной программой, и активному участию правоохранительных органов в 1996–1997 гг. были проведены совместные согласованные крупномасштабные и специальные операции по борьбе с преступностью. Например, в конце 1996 г. в результате совместных мероприятий МВД Российской Федерации с МВД Киргизии и Таджикистана арестована группа боевиков, совершившая на территории нескольких регионов серию убийств на почве раздела сфер влияния.

Концепция взаимодействия правоохранительных органов. В 1997 г. в Москве состоялось Совместное заседание генеральных прокуроров, министров внутренних дел, руководителей органов безопасности, пограничных войск, таможенных служб и налоговой полиции государств Содружества. Участники совместного заседания единодушно выразили мнение о том, что борьбу с транснациональной преступностью можно вести только совместными усилиями. В этой связи был рассмотрен проект Концепции взаимодействия правоохранительных органов государств–участников СНГ. Концепция взаимодействия правоохранительных органов – государств–участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью была подписана в апреле 1999 г. (не подписана Туркменистаном). Ее целью является расширение и укрепление сотрудничества и взаимодействия государств–участников СНГ в борьбе с преступностью.

К основным формам взаимодействия при борьбе с этим явлением Концепция относит:

    осуществление совместных следственных, оперативно-розыскных действий и иных мероприятий на территориях государств–участников СНГ;

    оказание содействия работникам компетентных органов одного государства работниками другого государства в пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, розыске преступников;

    обмен компетентных органов информацией и опытом работы по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, проведение совместных семинаров, учений, сборов, консультаций и совещаний;

    выполнение запросов и просьб, поступающих от компетентных органов других государств–участников СНГ;

    выдача лиц для привлечения к уголовной ответственности, приведения приговора в исполнение и передача осужденных для дальнейшего отбывания наказания в порядке, предусмотренном соответствующими договорами;

    обеспечение привлечения к уголовной ответственности граждан своего государства за совершение преступлений на территориях других государств–участников СНГ;

    проведение совместных научных исследований;

    сотрудничество компетентных органов государств–участников СНГ в международных организациях;

    сотрудничество в подготовке кадров компетентных органов;

    развитие согласованных форм и методов профилактики преступлений и иных правонарушений.

Проблема миграции. Новой проблемой для государств СНГ стали разрастающиеся миграционные потоки , которые при отсутствии единых правил перемещения и трудоустройства мигрантов и коллективных принципов визовой политики создали явную дополнительную опасность, подпитывая организованную преступность и увеличивая ресурс международного терроризма.

Ключевой вопрос любой грамотной миграционной политики – комплекс мер по пресечению нелегального проникновения в страну, совершаемого в нарушение законодательства о въезде и транзите иностранцев. При этом, очевидно, что современное сообщество уже не может жить обособленно. Но хаос, создаваемый нелегальной миграцией, является одной из важнейших угроз международной стабильности и безопасности государств. Незаконная миграция из более отсталых в экономическом смысле регионов нарушает безопасность в точке прибытия. В силу особенностей геополитического положения ряд стран СНГ находятся на основных маршрутах транзитной миграции из азиатских, арабских и африканских стран с неблагополучной внутриполитической, экономической и экологической обстановкой, а также из среднеазиатских и закавказских республик самого Содружества в страны Западной Европы и Скандинавии, в США и Канаду. Преступные организации пользуются беспрецедентной технологической свободой оперирования финансовыми, информационными, организационными и другими ресурсами, которую дала глобализация, и развивают свою, «параллельную» глобализацию путем нелегальной миграции. Она уже стала самым выгодным криминальным бизнесом, даже в мировом масштабе 90 .

На территории Беларуси и России в операциях по нелегальной переправке людей участвуют хорошо законспирированные преступные группировки, которые обеспечивают проработку маршрутов переброски, подбор и расстановку «кадров», легализацию нелегальных мигрантов и отправку их за рубеж. В этот бизнес вовлечена также и Украина. Основные потоки незаконной миграции из стран дальнего зарубежья идут с маньчжурского (граница с Северо-Восточным Китаем), среднеазиатского (граница с Китаем, Афганистаном, Ираном), закавказского (граница с Ираном, Турцией), а также западного (в основном с территории Украины и республик бывшей Югославии) направлений. Так, в Беларуси каждый второй нарушитель границы – выходец из Азии или Африки. На территории Российской Федерации, по оценкам экспертов МВД, России находятся до 5–7 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих определенного правового статуса. При этом в большинстве случаев иммигранты на вполне законных основаниях въезжают в страну, но затем находятся на ее территории с нарушением режима пребывания. Свободному и слабо контролируемому перемещению иностранцев в значительной степени способствует, с одной стороны, Бишкекское соглашение о безвизовом передвижении граждан государств–участников по территории участников данного Соглашения от 1992 г., а также Московское соглашение о взаимном признании виз от 1992 г., которое дает право иностранцу с визой одного из государств СНГ–участника Соглашения свободно въезжать на территорию другого, с другой – необустроенность внутренних границ СНГ В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 641 от 30 августа 2000 г. Россия с 5 декабря того же года вышла из Бишкекского соглашения о безвизовом передвижении граждан государства СНГ по территории его участников, который являлся базовым документом, регулирующим правоотношения стран Содружества в данной сфере. Российская сторона объяснила, что принятие столь ответственного решения было обусловлено необходимостью усиления борьбы с возрастающей нелегальной миграцией, международным терроризмом, контрабандой наркотиков. При этом имелось в виду сохранение безвизового режима с большинством партнеров по СНГ. В 1997 г. были заключены соответствующие двусторонние соглашения с Украиной и Азербайджаном, в течение 2000 г. – Арменией, Молдовой, Узбекистаном и Украиной, а также многостороннее Соглашение между правительством Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Таким образом, на сегодняшний 91 день безвизовый режим границ действует со всеми странами Содружества, за исключением Грузии и Туркменистана (вышел из соглашения).

Международные связи Содружества быстро развиваются. Так, Европейская экономическая комиссия ООН сотрудничает с СНГ в проведении экономического и статистического анализа. Техническая помощь и экономическое сотрудничество осуществляется и через ПРООН. Составными элементами этой работы на перспективу являются экологическое и экономическое возрождение таких районов, как Аральское море. Сотрудничество между СНГ и системой ООН включает и осуществление обширных программ совместно с бреттонвудскими учреждениями: Всемирным Банком и Международным валютным фондом.

Важной вехой в биографии СНГ стало представление Генеральной Ассамблеей ООН в марте 1994 г. статуса наблюдателя Содружеству. Аналогичный статус предоставлен Содружеству и Советом по торговле и развитию ЮНКТАД в том же году.

В 1994 г. между Секретариатом ЮНКТАД и Исполнительным Секретариатом СНГ было подписано Соглашение о сотрудничестве, в 1996 г. – Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом Европейской экономической комиссии ООН и Исполнительным Секретариатом СНГ. В 1995 г. налажены деловые контакты с Международной организацией труда, Всемирной организацией здравоохранения, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

Минскую штаб-квартиру СНГ посетил Генеральный секретарь ООН г-н Бутрос Бутрос-Гали (1994 г.), Исполнительный секретарь ЕЭК ООН г-н Ив Бертелло, Генеральный секретарь Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе г-н Вильгельм Хойнк (1994 г.), Генеральный директор Всемирной организации интеллектуальной собственности г-н Арпад Богш (1994 г.), Генеральный секретарь ОБСЕ г-н Джанкарло Арагона (1996 г.), Генеральный секретарь Совета Министров Северных стран г-н Пер Стейнбек (1996 г.), Президент Форума «Кран-Монтана» г-н Жан-Поль Картерон (1997 г.).

В свою очередь, представители Исполнительного Секретариата СНГ принимают участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН, ЕС, ОБСЕ, ЕЭК ООН, ЭСКАТО, АСЕАН, ЮНЕСКО, ФАО, ОАГ, УВКБ ООН и других международных организаций.

О перспективах развития ОДКБ. Мир Перемен публикует полную версию документа.

Краткая историческая справка

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) был подписан 15 мая 1992 года через полгода после развала СССР. Его основной задачей было сохранить взаимодействие армий новообразованных независимых государств на постсоветском пространстве.

Государствами-основателями стали Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В 1993 году к договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия.

В 1999 году Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлевать членство в ДКБ и сосредоточились на работе в ГУАМ (ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия) - антироссийская организация, созданная в 1997 году для налаживания горизонтальных связей между постсоветскими республиками в интересах США и Евросоюза. В периоды членства Узбекистана организация называлась ГУУАМ. В настоящее время ГУАМ не является действующей и реально работающей структурой, несмотря на то, что формального решения об ее роспуске не принималось, а расположенный в Киеве Секретариат ГУАМ регулярно выпускает пресс-релизы на русском языке о своей работе).

В 2002 году было принято решение о трансформации ДКБ в полноценную международную организацию.

7 октября 2002 года в Кишинёве были приняты Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Документы о создании ОДКБ были ратифицированы всеми странами-участницами и 18 сентября 2003 года вступили в силу.

16 ноября 2006 года главы парламентов стран-членов ОДКБ приняли постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ).

В 2009 году были созданы Коллективные силы быстрого реагирования (КСОР). Их задача - отражение военной агрессии, проведение специальных операций по борьбе с международным терроризмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Учения КСОР проходят на регулярной основе.

21 декабря 2015 года главы государств-членов ОДКБ приняли Заявление о противодействии международному терроризму, в котором заявили о намерении «последовательно укреплять силовой потенциал ОДКБ, наращивать ее контртеррористическую составляющую, повышать боеготовность Коллективных сил оперативного реагирования с целью эффективного противодействия новым вызовам и угрозам».

14 октября 2016 года Совет коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ в Ереване принял Решение об утверждении Стратегии коллективной безопасности до 2025 года, а также о дополнительных мерах по борьбе с терроризмом и создании Центра кризисного реагирования.

Генеральным секретарем ОДКБ с 2003 года является Николай Бордюжа.

ОДКБ: Родовые травмы и неустранимые противоречия

Крупнейшая геополитическая катастрофа XX века - развал Советского Союза - особенно серьезно сказалась на способности внезапно и зачастую не по собственной воле получивших независимость государств поддерживать должный уровень безопасности - как внешней, так и внутренней.

Если европейские постсоветские республики (за исключением Молдавии, не сумевшей обуздать собственных националистов и в результате лишившейся Приднестровья) в начале 90-х столкнулись максимум с ростом преступности, то среднеазиатские страны оказались наедине с угрозой международного терроризма и религиозного экстремизма.

Наиболее серьезной ситуация была в Таджикистане, с его протяженной границей с Афганистаном. Гражданская война в этой стране угрожала крайне серьезными последствиями не только для самого Таджикистана, но и для соседних стран. Именно поэтому и Россия, взявшая на себя охрану таджикско-афганской границы, и Казахстан, и Узбекистан активно участвовали в национальном примирении в республике.

«Руководящие деятели Таджикистана неоднократно отмечали важную военно-политическую роль ДКБ в процессе достижения национального примирения. И сейчас в рамках ОДКБ этой стране оказывается существенная политическая, военная и военно-техническая помощь», - говорится на работавшей до 2012 года версии сайта ОДКБ в разделе «Общие сведения».

ОДКБ изначально была ориентирована в первую очередь на решение задач поддержания безопасности в Средней Азии. Еще немного цитат со старой версии сайта организации:

«На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств-участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства. Об этом свидетельствует востребованность Договора в целом ряде случаев применения его положений.

Возможности Договора задействовались осенью 1996 года, летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе.

В 1999 и 2000 годах в результате оперативно осуществленных мер государствами-участниками ДКБ, с участием Узбекистана, была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии".

Нормативно-правовые акты, на основании которых работали структуры ДКБ, это принятые в 1995 году «Декларация государств-участников ДКБ», «Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ», документ об «Основных направлениях углубления военного сотрудничества», план реализации Концепции коллективной безопасности и Основные направления углубления военного сотрудничества.

В 1999 году был утвержден План второго этапа формирования системы коллективной безопасности, который предусматривал формирование коалиционных (региональных) группировок войск (сил) на восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском направлениях.

В 90-е у ДКБ не было шансов стать полноценной и действенной международной организацией из-за большого количества претензий его участников друг к другу.

Армения и Азербайджан, как тогда, так и сейчас, находились, по сути, в состоянии войны друг с другом. Грузия как тогда, так и сейчас, обвиняла Россию в «сепаратизме» Абхазии и Южной Осетии, хотя следует отметить, что Москва в 90-е годы вела гораздо более жесткую политику по отношению к непризнанным государствам, чем в 2000-е. Абхазия фактически находилась в экономической блокаде, Южная Осетия и Приднестровье были предоставлены сами себе.

Узбекистан пытался проводить то, что в Ташкенте называли «взвешенной» политикой, но в результате просто метался между Москвой и Вашингтоном, то входя в ДКБ, то переходя оттуда в ГУАМ, то соглашаясь на создание американской военной базы, то требуя от США немедленно покинуть свою территорию.

Разумеется, в НАТО тоже есть примеры того, как членами альянса являются «недолюбливающие» друг друга страны, такие как Греция и Турция, но такой напряженности, а тем более прямых боестолкновений между ними, как в случае с некоторыми бывшими членами ДКБ, не было давно.

Но, пожалуй, главной проблемой ДКБ, перешедшей по наследству к ОДКБ, был изначальный отказ от серьезных попыток интегрировать крупнейшую после России в военном отношении постсоветскую республику - Украину.

Разумеется, Киев и Москва в 90-е годы подвергались серьезному давлению со стороны Запада, «нейтральность» Украины была одним из условий вывода ядерного оружия с ее территории. Но отсутствие Украины в созданном Россией оборонительном союзе, безусловно, заложило предпосылки для дрейфа этой страны в сторону НАТО и нарастающей антироссийской направленности украинской политики, достигшей своего апогея в ходе так называемого «Евромайдана».

ДКБ в том виде, в каком он существовал в 90-е годы, не мог оперативно реагировать на вызовы времени, его реформа или роспуск были неизбежны.

Работа по подготовке к переформатированию организации начались в 2000-м году. Было подписано соглашение об основных принципах Военно-технического сотрудничества (ВТС). В 2001 году были созданы Коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона, которые были укомплектованы четырьмя батальонами из России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана общей численностью в 1500 человек.

Параллельно усовершенствовались органы политического управления и межгосударственных консультаций. Были созданы Совет министров иностранных дел и обороны, Комитет секретарей советов безопасности. Был организован Секретариат СКБ, налажен консультационный процесс на уровне СКБ, СМИД и СМО с участием заместителей министров иностранных дел и обороны, экспертов государств-участников, и их Полномочных представителей при Генеральном секретаре Совета коллективной безопасности.

Решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности в международную региональную организацию в соответствии с Главой VIII Устава ООН было принято в Москве в мае 2002 года главами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана.
Местом для создания ОДКБ был выбран нейтральный Кишинев. 7 октября 2002 года в столице Молдавии проходил саммит глав государств СНГ, в рамках которого главы стран-участниц ДКБ подписали уставные документы о трансформации последнего в ОДКБ.

Молдавия, отметим, так же как и Украина с самого начала собственной независимости воздерживалась от участия в военном сотрудничестве с Россией - из-за недовольства пребыванием российских войск в Приднестровье. Возглавлявший эту республику в 2002 году коммунист Владимир Воронин считался «пророссийским» президентом вплоть до ноября следующего года, когда он в последний момент отказался подписывать уже парафированный документ о приднестровском урегулировании, так называемый «Меморандум Козака». После этого никаких разговоров о возможном членстве Молдавии в ОДКБ уже не велось.

ОДКБ в 2002-2016 годах: через противоречия к укреплению союза

В 2002-2003 годах, когда создавалась ОДКБ, главной мировой угрозой, как и сейчас, большинство стран считало международной терроризм. США вели операцию в Афганистане и готовились к вторжению в Ирак. Российско-американские отношения переживали период относительного подъема после резкого ухудшения в 1999 году, когда США и НАТО без санкции ООН разбомбили Югославию.

Изначально в рамках ОДКБ не планировалось серьезной политической составляющей, только обеспечение безопасности стран-участниц. Политический диалог в Средней Азии велся либо на основе СНГ, либо в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), созданной в 2001 году на основе «Шанхайской пятёрки», образованной в результате подписания в 1996-1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области. В ШОС также вошел Узбекистан. Целями и задачами ШОС были названы укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Также следует подчеркнуть, что ОДКБ не рассматривалась как альтернатива НАТО. Задачами организации была безопасность в Средней Азии, а также военно-техническое сотрудничество стран-участников. Безудержное, подобное раковой опухоли, расширение НАТО никогда не было примером для подражания для участников ОДКБ.

Тем не менее, со временем стало понятно, что одного лишь сотрудничества в рамках исполнительной власти недостаточно - для обеспечения должного уровня взаимодействия требовалась гармонизация законодательства.

23 июня 2006 года минская сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ определила необходимость развития парламентского измерения ОДКБ в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Основываясь на этом решении и на Конвенции о Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств, председатели парламентов государств СНГ - членов ОДКБ на заседании 16 ноября 2006 года приняли постановление о создании Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ).

Как говорится на сайте ПА ОДКБ, «в рамках ассамблеи созданы три постоянные комиссии - по вопросам обороны и безопасности, по политическим вопросам и международному сотрудничеству и по социально-экономическим и правовым вопросам.

В соответствии с Положением о Парламентской Ассамблее Организации Договора о коллективной безопасности, ПА ОДКБ обсуждает вопросы сотрудничества государств - членов ОДКБ в международной, военно-политической, правовой и иных областях и вырабатывает соответствующие рекомендации, которые направляет Совету коллективной безопасности (СКБ), другим органам ОДКБ и национальным парламентам. Помимо этого, ПА ОДКБ принимает модельные законодательные и иные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере компетенции ОДКБ, а также рекомендации по сближению законодательств государств - членов ОДКБ и приведению их в соответствие с положениями международных договоров, заключенных этими государствами в рамках ОДКБ".

Полноценная работа различных структур ОДКБ, к сожалению, неоднократно ставилась в зависимость от текущей политической или экономической ситуации. Например, переговоры о создании коллективных сил оперативного реагирования (КСОР), основной боевой силы ОДКБ, в июне 2009 года были омрачены так называемой «молочной войной» между Россией и Белоруссией. В результате представители Минска отказались участвовать в заседании ОДКБ под предлогом того, что военная безопасность невозможна без экономической.

Это поставило под сомнение легитимность решения о создании КСОР, ведь согласно пункту 1 Правила № 14 Правил процедуры органов ОДКБ, утверждённых Решением СКБ от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал пакет документов о присоединении Белоруссии к Коллективным силам оперативного реагирования только 20 октября 2009 года.

В июне 2010 года президент Киргизии Роза Отумбаева обратилась к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой о вводе КСОР на территорию этой страны в связи с беспорядками и межэтническими столкновениями в Ошской и Джалалабской областях. Медведев ответил, что «критерием для задействования сил ОДКБ является нарушение одним государством границ другого государства, которое входит в эту организацию. Пока об этом речь не идёт, потому что все проблемы Киргизии коренятся внутри. Коренятся в слабости прежней власти, в их нежелании заниматься нуждами народа. Я рассчитываю на то, что все проблемы, которые сегодня существуют, будут разрешены властями Киргизии. Российская Федерация поможет».

Это заявление стало предметом критики со стороны президента Белоруссии. Александр Лукашенко заявил, что КСОР должны войти в Киргизию и навести там порядок. В результате было принято компромиссное решение - на российскую авиабазу Кант в Киргизии был доставлен усиленный батальон 31-й десантно-штурмовой бригады ВДВ для обеспечения безопасности. Представители ОДКБ, в свою очередь, приняли участие в поисках организаторов беспорядков и обеспечили координацию сотрудничества по пресечению деятельности террористических групп, которые фактически влияли на ситуацию из Афганистана. Также специалисты ОДКБ занимались выявлением подстрекателей и разжигателей розни в интернете. В Киргизию были направлены спецсредства нелетального действия, спецтехника, транспортные средства, включая вертолеты.

Генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа по итогам событий в Киргизии выступил со специальным заявлением, в котором, в частности, говорилось, что все страны-члены ОДКБ согласились с тем, что ввод миротворческих войск в республику в ходе массовых беспорядков был нецелесообразным: «Ввод войск мог бы спровоцировать еще большее обострение ситуации в регионе в целом», - отметил он.

В 2011 году все тот же Александр Лукашенко выступил с инициативой использовать КСОР для предотвращения государственных переворотов. «Потому что войной, фронтом, никто на нас не пойдет, а вот конституционный переворот совершить - руки чешутся у многих», - отметил тогда он.

В 2012 году ОДКБ во второй раз покинул Узбекистан - среди причин называлось как несогласие с политикой организации по отношению к Афганистану, так и двухсторонние противоречия с Киргизией и Таджикистаном. Серьезным ударом по ОДКБ это не стало - участие Узбекистана во время его «второго прихода» было во многом формальным.

Однако по мере усиления террористической опасности на Ближнем Востоке и в Средней Азии и приближения сил НАТО к границам России и Белоруссии стало понятно, что альтернативы ОДКБ в текущей ситуации нет. Обеспечение внутренней и внешней безопасности, а также военно-технического сотрудничества наших стран возможно только при постоянном и эффективном взаимодействии всех отвечающих за безопасность структур, включая парламентское взаимодействие.

К 2016 году ОДКБ подошла достаточно единой и сплоченной организацией. Регулярно проводятся учения как КСОР, так и других структур, разрабатываются концепции и стратегии, налажено взаимодействие с ООН, ШОС, СНГ, ЕАЭС и другими международными организациями.
По этому поводу генсек ОДКБ Николай Бордюжа неоднократно отмечал, что освещение деятельности ОДКБ находится в России не на должном уровне.

«Я хотел бы сослаться на последний наш опыт - это проведение мотопробега по государствам-членам ОДКБ, за исключением Армении, поскольку были чисто технические проблемы. Представители некоторых байк-клубов вместе с представителями минского мотоциклетного завода проехали через все государства блока, везде встречались с населением, возлагали венки к могилам военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне. По их оценкам, во всех государствах, в том числе в маленьких населенных пунктах достаточно неплохо знают про ОДКБ, за исключением Российской Федерации», - отметил он на пресс-конференции в 2013 году.

ПА ОДКБ: большой потенциал качества

Активизация межпарламентского сотрудничества в рамках ПА ОДКБ со странами-участницами организации, наблюдателями и всеми заинтересованными в сотрудничестве организациями становится важным элементом международной безопасности на Евразийском пространстве и во всем мире.

Определенный оптимизм по поводу развития ситуации вокруг ОДКБ внушает единогласное избрание Председателя Государственной Думы РФ Вячеслава Володина на аналогичный пост в Парламентской Ассамблее ОДКБ.

Это, с одной стороны, традиционное решение - ранее ПА ОДКБ возглавляли спикеры Госдум предыдущего и позапрошлого созыва Сергей Нарышкин и Борис Грызлов соответственно. Но, судя по изменениям, произошедшим по инициативе Вячеслава Володина в Госдуме, «традиционным» его председательство ПА ОДКБ не будет.

«Очевидно, что приоритетным направлением работы Ассамблеи на ближайшие четыре года станет выполнение программы по гармонизации национального законодательства государств - членов Договора - начало работы положено в текущем году, рассчитана программа до 2020 года. А задач накопилось достаточно, среди первоочередных - вопросы безопасности. Пять проектов документов по сверке национальных законов уже подготовлены постоянным комитетом ОДКБ по обороне и безопасности. Касаются они вопросов борьбы с коррупцией, с наркотрафиком, противодействия технологическому терроризму, подготовки кадров по направлению „Безопасность в чрезвычайных ситуациях“, реагирования на кризисные ситуации», - отмечает одна из российских федеральных газет.

В своем первом выступлении на новом посту Володин отметил, что в настоящее время перед ОДКБ стоит ряд приоритетных задач, в числе которых, в частности, ускорение формирования единого правового пространства в сфере обороны и безопасности на территории ОДКБ. В числе других важнейших направлений работы он назвал парламентское реагирование на кризисные ситуации не только на пространстве ОДКБ, но и за его пределами.

Афганистан и Сербия уже являются наблюдателями в ОДКБ. Иран и Пакистан должны получить этот статус в 2017 году. По словам вице-спикера ПА ОДКБ, зампредседателя Совета Федерации Юрия Воробьёва, интерес к взаимодействию с ОДКБ проявила Молдавия - после избрания президентом социалиста Игоря Додона, неоднократно заявлявшего о необходимости восстановления связей с Россией, отношения Москвы и Кишинева могут если не кардинально улучшиться, то, по крайней мере, стать менее идеологизированными и более прагматичными.

Среди задач, стоящих перед ПА ОДКБ и организацией в целом также можно отметить необходимость наладить такое взаимодействие со структурами СНГ, ЕАЭС, ШОС и другими, которое исключало бы дублирование функций и ненужную соревновательность между сотрудниками аппаратов этих организаций. Перед всеми вышеперечисленными межгосударственными организациями стоят разные задачи, и «аппаратная война», точнее, даже не война, а излишняя конкуренция приведет лишь к понижению эффективности взаимодействия во всех сферах, включая безопасность.

Сама организация остается достаточно закрытой, слишком сосредоточенной на сугубо специфических вопросах безопасности, которые не всегда приобретают публичный характер. Эксперты отмечают, что новый председатель ПА ОДКБ сможет придать импульс публичной составляющей работы, во-первых, самой Парламентской ассамблеи, а во-вторых, всего ОДКБ в целом.

Здесь можно говорить о том, что вопросы безопасности будут требовать и четкого, понятного, актуального законодательного процесса обеспечения. Важным фактором становится диалог гражданских обществ по вопросам безопасности. Сегодня идет своего рода дискуссия между теми, которые считают, что демократические процедуры должны доминировать в системе, и между теми, кто считает, что вопросы безопасности требуют сегодня отступления от каких-то принципов. В данном случае участие Володина в этой дискуссии осовременит ее, поднимет до уровня развития всего гражданского общества. И в то же время приведет в соответствие с законодательными потребностями и конституционным статусом.

Международная повестка в мире остается напряженной, а избрание президентом США Дональда Трампа добавило непредсказуемости внешней политике этой сильнейшей и влиятельнейшей страны. В подобной ситуации государствам, заинтересованным в поддержании мира и внутреннего спокойствия следует максимально объединить свои усилия как в борьбе с международным терроризмом, так и с маскирующимся под «демократизацию» и «борьбу за права человека» стремлением западных стран навязать свои ценности и максимально ослабить традиционный жизненный уклад в странах Восточной Европы, Закавказья и Средней Азии.

Сотрудничество в рамках ОДКБ является ярким примером того, как самый сильный в военном плане участник организации в лице России не стремится навязать другим участникам собственные ценности и не вмешивается во внутреннюю политику своих партнеров.

20 лет назад главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности.

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года - Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 года сроком на пять лет.

В соответствии с Договором, государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе : "в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы".

Одновременно предусмотрено, что "если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников" и "все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".

В апреле 1999 года Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть стран (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана). 14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в настоящее время объединяющая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.

7 октября 2002 года в Кишиневе принят Устав ОДКБ, в соответствии с которым основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются: Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности.

В период между сессиями СКБ координация в реализации решений органов ОДКБ возлагается на Постоянный Совет при Организации, который состоит из полномочных представителей государств-членов. В его заседаниях участвует также Генеральный секретарь ОДКБ.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации.

ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными организациями. Со 2 декабря 2004 года Организация имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. Поддерживаются продуктивные контакты с международными организациями и структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), Евросоюз, Организацию Исламская Конференция, Международную организацию по миграции и другие. Налажено тесное взаимодействие ОДКБ с ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и СНГ.

В целях противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов приняты решения СКБ ОДКБ о создании Миротворческих сил, координационных советов по чрезвычайным ситуациям, борьбе с незаконной миграцией и нелегальным оборотом наркотиков. При СМИД ОДКБ действует Рабочая группа по Афганистану. При КССБ ОДКБ функционируют рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия незаконной миграции, информационной политики и безопасности.

В рамках военного сотрудничества в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). Учения КСБР ЦАР проводятся на регулярной основе, в том числе с отработкой антитеррористических задач.

В феврале 2009 года было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. От подписания пакета документов воздержался Узбекистан, зарезервировав возможность подключения к Соглашению позднее. Регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ.

Под эгидой ОДКБ ежегодно проводятся международная комплексная антинаркотическая операция "Канал" и операция по борьбе с нелегальной миграцией "Нелегал". В 2009 году были впервые осуществлены совместные мероприятия по противодействию преступлениям в информационной сфере под условным наименованием операция "ПРОКСИ" ("Противодействие криминалу в сфере информации").

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

20 лет назад главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности.

Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) В сентябре 1993 года к нему присоединился Азербайджан, в декабре того же года - Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу для всех девяти стран в апреле 1994 года сроком на пять лет.

В соответствии с Договором, государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе : "в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы".

Одновременно предусмотрено, что "если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников" и "все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН".

В апреле 1999 года Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности подписали шесть стран (кроме Азербайджана, Грузии и Узбекистана). 14 мая 2002 года была учреждена Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в настоящее время объединяющая Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан.

7 октября 2002 года в Кишиневе принят Устав ОДКБ, в соответствии с которым основными целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчетен СКБ.

Консультативными и исполнительными органами ОДКБ являются: Совет министров иностранных дел (СМИД), осуществляющий координацию внешнеполитической деятельности государств-членов ОДКБ; Совет министров обороны (СМО), обеспечивающий взаимодействие государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества; Комитет секретарей советов безопасности (КССБ), курирующий вопросы обеспечения национальной безопасности.

В период между сессиями СКБ координация в реализации решений органов ОДКБ возлагается на Постоянный Совет при Организации, который состоит из полномочных представителей государств-членов. В его заседаниях участвует также Генеральный секретарь ОДКБ.

Постоянно действующими рабочими органами ОДКБ являются Секретариат и Объединенный штаб Организации.

ОДКБ осуществляет свою деятельность в сотрудничестве с различными международными организациями. Со 2 декабря 2004 года Организация имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве подписана Совместная декларация о сотрудничестве между Секретариатами ООН и ОДКБ, которая предусматривает налаживание взаимодействия между двумя организациями, в частности, в сфере миротворчества. Поддерживаются продуктивные контакты с международными организациями и структурами, включая Контртеррористический комитет СБ ООН, Управление ООН по наркотикам и преступности, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе), Евросоюз, Организацию Исламская Конференция, Международную организацию по миграции и другие. Налажено тесное взаимодействие ОДКБ с ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество), ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и СНГ.

В целях противодействия всему спектру вызовов и угроз безопасности государств-членов приняты решения СКБ ОДКБ о создании Миротворческих сил, координационных советов по чрезвычайным ситуациям, борьбе с незаконной миграцией и нелегальным оборотом наркотиков. При СМИД ОДКБ действует Рабочая группа по Афганистану. При КССБ ОДКБ функционируют рабочие группы по вопросам борьбы с терроризмом и противодействия незаконной миграции, информационной политики и безопасности.

В рамках военного сотрудничества в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона коллективной безопасности (КСБР ЦАР). Учения КСБР ЦАР проводятся на регулярной основе, в том числе с отработкой антитеррористических задач.

В феврале 2009 года было принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. От подписания пакета документов воздержался Узбекистан, зарезервировав возможность подключения к Соглашению позднее. Регулярно проводятся совместные комплексные учения с участием контингентов и оперативных групп государств-членов ОДКБ.

Под эгидой ОДКБ ежегодно проводятся международная комплексная антинаркотическая операция "Канал" и операция по борьбе с нелегальной миграцией "Нелегал". В 2009 году были впервые осуществлены совместные мероприятия по противодействию преступлениям в информационной сфере под условным наименованием операция "ПРОКСИ" ("Противодействие криминалу в сфере информации").

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развёртывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России, два от Казахстана, остальные страны ОДКБ представлены одним батальоном. Общая численность личного состава коллективных сил - около 4 тыс. человек . Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолётов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

    При этом стоит отметить что многие политики оценивают перспективы ОДКБ весьма не однозначно, например Александр Лукашенко назвал бесперспективной дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов» (имелись в виду события в Киргизии). Тем не менее, Белоруссия рассматривает деятельность ОДКБ перспективной, но не в военном плане:

Организация договора о коллективной безопасности не рассматривается нами в качестве военного блока. Это международная региональная организация, которая занимается широким спектром проблем в области безопасности. В поле зрения ОДКБ, помимо военных угроз, находятся вопросы противодействия международному терроризму, наркобизнесу, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности, коллективное реагирование на чрезвычайные ситуации, гуманитарные катастрофы, [которых, слава Богу, пока вроде не было], широкий спектр угроз в информационной сфере и борьба с киберпреступностью. Это не декларативная задача, которая записана в каких-то уставных документах, это реальные конкретные алгоритмы коллективного реагирования на потенциальные вызовы и угрозы.

У нас бывало недопонимание с российским руководством. Но мы - братья и друзья! И все, что касается ОДКБ, - шутки в сторону. Здесь у нас никогда не было никаких недопониманий, - заявил 26 октября Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко на встрече с участниками заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ.

Цели и задачи[править | править вики-текст]

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

Деятельность ОДКБ в сфере борьбы с наркоугрозой[править | править вики-текст]

Одним из важных направлений деятельности Организации Договора о коллективной безопасности является противодействие современным вызовам и угрозам. Весьма серьезное внимание в этой работе уделяется борьбе с незаконным оборотом наркотиков.Устав ОДКБ

Практически все государства-члены Организации в силу своего географического расположения находятся на передовых рубежах борьбы с трансграничной наркопреступностью, поскольку через их территории проходит, так называемый «Северный маршрут» афганского наркотрафика. «Помимо этих, ставших традиционными наркоугроз, в последнее время правоохранительные органы регистрируют стремление наркоторговцев продвинут наркотики синтетического ряда произведенные в Европе на рынки России и Центральной Азии. Что подтверждается изъятиями достаточно крупных партий этих препаратов в некоторых городах этого региона».

«Учитывая серьезность проблемы, вопросы повышения эффективности и совершенствования антинаркотической деятельности находятся под постоянным контролем глав государств - членов ОДКБ. Особый акцент делается на разработку и использование коллективных мер организационного, правового и практического характера». 23 июня 2003 года решением СКБ был создан Координационный совет руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков государств-членов ОДКБ и Положение о нем.

«Ежегодно под эгидой ОДКБ проводится комплексная оперативно профилактическая операция под условным название «Канал». В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля, государственной безопасности, таможни, милиция и пограничной охраны государств-членов Организации».

Целью операции является выявление и блокирование маршрутов контрабанды наркотических средств из Афганистана, перекрытие международных и межрегиональных каналов синтетических наркотиков из стран Европы, пресечение деятельности подпольных лабораторий, предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических основ наркобизнеса.

5 сентября, 2008 года в Москве в целях дальнейшего развития проекта «Канал» на сессии Совета коллективной безопасности Решением Президентов государств-членов ОДКБ оперативно-профилактической операции «Канал» был придан статус Региональный антитеррористической операции ОДКБ постоянного действия. Это решение позволить более быстро и гибко реагировать на любые изменения оперативной обстановки связанной с распространением наркотиков, решать практические проблемы на нескольких уровнях. А именно, на первом уровне это будет двух-трех-четырех сторонние операции регионального и субрегионального характера, проводимые на отдельных наркоопасных направлениях в рамках единого замысла.

«В интересах борьбы с наркобизнесом налажены рабочие контакты Секретариата ОДКБ с Управлением по наркотикам и преступности ООН, организован регулярный обмен информацией с этой международной структурой. Кроме того, обеспечено и развивается взаимоотношения с Региональным узлом связи по правоохранительной работе Всемирной таможенной организации по странам СНГ RILO-Москва, а также с Оперативным комитетом Совета государств Балтийского моря. Активизируется взаимовыгодное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков с ОБСЕ, ведется диалог в формате процесса «Париж-2 –Москва-1». В 2012 г. в Астане обсуждалось контрабанда наркотиков из Афганистана. Страны, которые входят в ОДКБ, намерены приложить все усилия в борьбе с наркотрафиком.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ) Белгородский государственный национальный исследовательский университет (БелГУ) Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы