Катастрофа над Боденским озером: личная трагедия Виталия Калоева. Виталий калоев, убивший авиадиспетчера, приехал на премьеру фильма о себе Роман калоев убил диспетчера

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Виталий Калоев, казалось бы, обычный человек, советский архитектор и строитель. Но событие, произошедшее 1 июля 2002 года, в корне поменяло жизнь мужчины, полностью лишив ее смысла.

В авиакатастрофе Виталий Константинович потерял жену и двух детей. Убитый горем отец и любящий муж решил наказать виновного в произошедшей трагедии диспетчера . Эта история приобрела мировой масштаб: о поступке Виталия говорят не только в России, но и в других странах.

Детство и юность

Биография Виталия Калоева началась 15 января 1956 года в Северной Осетии, в городе Владикавказе, бывшем Орджоникидзе. Рос мальчик в поселке Чермен в интеллигентной семье: его отец Константин Камболатович, осетин по национальности, преподавал в школе родной язык, а мать Ольга Газбеевна работала воспитательницей. У Виталия два брата и три сестры, среди них он младший.


В доме Калоевых на полках стояло много книг, так как отец семейства часто покупал литературу даже на последние деньги. Витя обожал читать эпос родной страны, а также произведения русских писателей. Маленький мальчик отличался умственными способностями: в 5 лет он уже спокойно учил стихи наизусть, в отличие от его братьев и сестер.

В средней школе одаренный мальчик учился с отличием, в его дневнике стояли одни пятерки. После окончания школы Калоев поступает в строительный техникум, а затем отправляется на службу в армию.

Карьера

После армии Виталий успешно сдал экзамены в Северокавказский горно-металлургический институт и поступил на архитектурный факультет. Время учебы Калоев не терял даром, талантливый студент подрабатывал прорабом на стройке, постигая азы профессии на практике. Бригада Калоева участвовала в возведении военного городка «Спутник» под Владикавказом.


Архитектор Виталий Калоев

В конце 80-х годов Виталий создал собственный строительный кооператив. Позднее архитектора пригласили на должность главы строительного управления в столице Северной Осетии. С 1999 года сотрудничал с испанской строительной фирмой, которая занималась возведением домов для выходцев с Кавказа.

Личная жизнь

По воспоминаниям Юрия, брата Виталия, со свадьбой младший Калоев не торопился. Константин Камболатович мечтал о женитьбе сына и даже вырастил четырех быков в качестве подарка на праздник, но Виталий сначала хотел встать на ноги, а потом заводить семью, чтобы обеспечить жену и детей.


С будущей невестой Светланой Гагиевской Калоев познакомился в банке, где та работала директором.

В 1991 году, зимой, влюбленные поженились, в семье Калоевых было масштабное торжество: наконец-то Виталий женился, да еще и невеста понравилась родственникам. У пары родились двое детей: сын Костя в 1991-м и дочка Диана в 1998-м.


Костик хорошо учился в школе, а также интересовался космонавтикой. Виталий старался воспитывать своих детей в мире и согласии: семья Калоевых жила дружно, у мужчины сохранились домашние съемки со счастливыми временами, когда все улыбались. На видео из семейного архива Калоев носил свою дочку на руках и все время смеялся.

Авиакатастрофа и убийство диспетчера

Летом 2002 года Виталий работал в Испании, строил коттедж для заказчика. Из-за пребывания за границей мужчина не видел жену и детей 9 месяцев. Светлана с детьми решили навестить мужа в солнечной стране.

Приехав в московский аэропорт, семья Калоевых не приобрела билеты в Барселону из-за отмены рейса, но за три часа до отправления в путь женщине предложили места на самолет «Башкирских авиалиний», и Светлана сразу же согласилась. Их встретил брат Виталия Юрий, и, по его воспоминаниям, женщина паниковала, так как не успевала на рейс.


Самолет летел в Барселону, почти все пассажиры на борту – дети, которые получили бесплатные путевки в Испанию от государства за хорошую учебу и победы на олимпиадах. Поэтому компания решила распродать оставшиеся восемь мест: на борту самолета был 71 человек.

Авиалайнер пролетал над Германией ближе к ночи, управлением воздушными рейсами занималась частная швейцарская компания Skyguide. В момент трагедии в диспетчерской работали 2 человека, один из которых отлучился на перерыв. 34-летнему Петеру Нильсену пришлось самостоятельно справляться с двумя пультами и давать команды пилотам.


В диспетчерской была отключена часть оборудования, а также не работала телефонная связь. Петер Нильсен поздно заметил, что «Боинг», который летел в Брюссель, находится на одном эшелоне с самолетом Ту-154 «Башкирских авиалиний». Петер попытался исправить ситуацию и давал команды рейсу 2937 снижаться. В то же время электронная автоматическая система TCAS дала такую же команду на снижение «Боингу».

Пилоты рейса 611 пытались сообщить Нильсену, что они выполнили команду TCAS, однако авиадиспетчер давал инструкцию другому экипажу и прослушал сообщение команды «Боинга».


Перед трагедией за считанные секунды пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга и делали все возможное, чтобы аварии не произошло, полностью отклонив штурвалы.

Самолеты столкнулись под прямым углом над Боденским озером, неподалеку от городка Иберлинген в Германии 1 июля 2002 года в 21:35. Погибли все люди, находящиеся на борту обоих экипажей.

Виталий узнал о трагедии утром 2 июля. В 7 часов он позвонил брату Юрию и заплакал. Калоев незамедлительно вылетел из Барселоны в Швейцарию, а оттуда добрался до Иберлингена на место трагедии. Виталий вместе с полицейскими участвовал в поисковых операциях и вскоре самостоятельно нашел тело маленькой дочки.


После того как произошло столкновение двух самолетов, начались судебные процессы между авиакомпаниями. «Башкирские авиалинии» подали иск на Федеративную Республику Германия за то, что они пользуются услугами иностранных коммерческих организаций, и на Skyguide за халатность сотрудников и неисправность оборудования. Во время расследования Петер Нильсен не был уволен и по-прежнему продолжал выполнять свои рабочие обязанности. Winterthur, страховщик швейцарской авиафирмы, выплатили родственникам погибших компенсацию в размере $150 тысяч.

Похороны семьи состоялись на родине. Церемонию прощания посетили несколько тысяч соотечественников. После случившегося Виталий Калоев утратил смысл жизни, заключавшийся в семье. Практически каждый день убитый горем отец проводил на кладбище. Работа потеряла для него значение.


Виталий Калоев у могилы жены и детей

Единственное, в чем Виталий видел для себя цель – это обычные человеческие извинения и признание своей вины Петером Нильсеном, который, по мнению мужчины, виноват в произошедшей трагедии. Диспетчер отделался только штрафом и продолжал работать в Skyguide, живя нормальной жизнью с женой и маленькими детьми.

Летом 2003 года Виталий приехал в компанию «Скайгайд» в поисках справедливости. Мужчина надеялся дождаться извинений за сломанную жизнь. По воспоминаниям директора швейцарской организации Аллена Росьера, Виталий вел себя возбужденно, постоянно спрашивая у диспетчеров, виноват ли в случившемся Нильсен. Также он добивался встречи с Петером, который работал в тот день, но получил отказ.


Калоев перестал верить в Бога, продолжал самостоятельно искать справедливость. Зимой 2004 года, надеясь поговорить с Петером, Виталий отправляется в швейцарский городок Клотен. Соседка Нильсена подсказала мужчине, где находится дом авиадиспетчера.

Стоя на пороге с фото жены и детей, Виталий постучался в дверь виновника трагедии. Нильсен открыл. Калоев начал объясняться с диспетчером на ломаном немецком языке, показывая фото, надеясь, что преступник раскается. Вместо того, чтобы извиниться перед незнакомым мужчиной, Петер толкает его, и фотографии падают на землю.


24 февраля 2004 года Нильсен скончался от 12 ножевых ранений на пороге собственного дома в присутствии своих родных. Калоев не признавался в содеянном, но и не отрицал своей вины, потому что из-за помутнения рассудка не помнит, что произошло в тот день.

Швейцарский суд приговорил Калоева к 8 годам лишения свободы, доказав, что тот убил диспетчера. Когда Виталий Константинович отбывал срок, на его имя в тюрьму прибывали письма со всего мира от неизвестных людей, которые выражали соболезнования заключенному. Посланий было так много, что их считали на вес. За 2 года накопилось порядка 20 кг писем, которые архитектор забрал после освобождения.

Осенью 2008 года Виталий был выпущен досрочно за примерное поведение. В России этого человека встречали как настоящего героя. Калоев признается: ему было приятно, что его поддерживали сотни людей, но сам он себя героем не считает и не хочет, чтобы его жалели.


После освобождения Виталий сумел наладить личную жизнь. Мужчина обрел новую любовь и в 2012 году женился во второй раз. Его супругой стала Ирина Дзарасова, инженер ОАО «Севкавказэнерго». На свадьбе присутствовали только близкие молодоженов. А спустя несколько лет Калоев вновь стал отцом: 25 декабря 2018-го жена подарила мужчине двойняшек - сына Максима и дочь Софью.

Виталий Калоев сейчас

С 2008 года Виталий Калоев занимал пост заместителя министра строительства в Республике Северная Осетия. В день своего 60-летия вышел на пенсию. Несмотря на то, что трагедия над озером Боден произошла в 2002 году, об этом страшном событии помнят до сих пор.

7 апреля 2017 года вышел фильм «Последствия», снятый по мотивам реальных событий, в котором роль Виталия Калоева исполняет . Местом действия был выбран город Коламбус, штат Огайо. Имя главного героя и его история жизни изменены. В американской драме его зовут Виктор, и он – эмигрант из России.

Фильм "Последствия" - русский трейлер

Сам Виталий в интервью признается, что остался недоволен игрой знаменитого актера: по его словам, Арнольд стремится вызвать жалость у зрителей, что противоречит мировоззрению Калоева.

13 апреля 2017 года на Первом канале вышла передача «Пусть говорят», посвященная ужасной трагедии и памяти погибшим. Летом 2018-го на НТВ трагедии осетинского архитектора была посвящена программа «Новые русские сенсации: Виталий Калоев. Исповедь мстителя».

"Пусть говорят" - "Трагедия над Боденским озером. 15 лет спустя"

В российском кино также не смогли пройти мимо истории Виталия Калоева. стал режиссером драмы « », в которой главного героя представил на экране . Премьера состоялась 27 сентября 2018 года. Сам исполнитель главной роли считает эту работу лучшей в своей творческой карьере.

Фильм 2018 года "Непрощенный" - трейлер

В кинокартине также снялись , . На первом открытом кинофестивале «Хрустальный источникъ», который проходил в Ессентуках, фильм получил 3 награды.

В 2002 году над немецким озером Боден в районе города Юберлинген в ночь с 1 на 2 июля столкнулись два самолета: пассажирский Ту-154 «Башкирских авиалиний» и почтовый Боинг-757 американской авиалинии. Погибло 72 человека, в их числе 52 ребенка из Республики Башкирия, которые по реФшению ЮНЕСКО были признаны лучшими в учебе и получили двухнедельные каникулы в Испании в качестве подарка.

Архитектор Виталий Калоев, у которого погибли жена и двое детей нанес более 20 ножевых ранений авиадиспетчеру Петеру Нильсону, которого посчитал главным виновным в трагедии, случившейся 14 лет назад.

Случайный рейс

Семья Виталия Калоева попала на этот рейс случайно. Они летели к нему, своему отцу, известному архитектору, который заканчивает проект строительства дома недалеко от Барселоны. В Москве у Светланы с детьми была пересадка, но нужных билетов не было. Им предложили полететь на самолете «Башкирских авиалиний», который летел в Барселону.

Сожженные деревья

Жители Южной Германии увидели в ночном небе множество разноцветных огненных шаров, яркие искры, которые стремительно приближались к озеру и взрывались. Некоторые даже подумали, что это связано как-то с НЛО. Но это была одна из самых страшных и редких авиационных катастроф нашего времени.

Обломки самолетов упали на границе Германии и Швейцарии. Осколки и обломки были разбросаны в радиусе 40 квадратных километров. Деревья были сожжены. Целую неделю полицейские искали тела погибших. Они находили их в поле, около школы, около дорог.

Жемчужное ожерелье дочери

Виталий Калоев тем временем ждал свою семью в Барселоне. Он был одним из первых, кто приехал сюда, чтобы искать своих родных в сельской провинции Южной Германии. Полицейские не хотели его пускать на место трагедии, но пошли ему навстречу, когда узнали, что он будет вместе с ними искать погибших.

В лесу он нашел разорванное жемчужное ожерелье своей четырехлетней дочери Дианы. К удивлению спасателей, тело его дочери практически не пострадало. Обезображенные тела его жены Светланы и десятилетнего сына Константина поисковые службы найдут гораздо позже.

Неудачная попытка встретиться с диспетчером

После этого Виталий несколько раз подходил к руководству авиакомпании и задавал один и тот же вопрос, касающийся степени вины диспетчера в случавшейся катастрофе над озером. «Человека с бородой» директор компании испугался. Больше об этом руководство компании ничего не говорило. Авиационный диспетчер остался работать на своем месте.

Виталий на протяжении этого времени много раз ездил на кладбище к погибшей семье, во Владикавказе он установил им памятник.

Калоев неоднократно обращался к руководству компании Skyguide с просьбой о встрече с диспетчером. Сначала ему пошли навстречу, но потом отказали без объяснения причин. Когда проходили траурные мероприятия, посвященные годовщине трагедии, Калоев снова подошел к руководителям швейцарской компании, но никакого ответа от них не получил.

Версии крушения

Изначально в СМИ широко распространилась версия о том, что в ту роковую ночь авиационный диспетчер Питер Нильсен остался в комнате один, а его товарищи ушли отдыхать. Он следил за передвижениями самолетов с помощью двух экранов, расположенных друг от друга на расстоянии около метра. Это в компании было обычным делом: ночью оставался работать только один оператор. В эту ночь инженеры компании отключили часть аппаратуры потому, что проводили профилактическую работу с радарами.

По версии следствия, в тот день по роковой случайности авиадиспетчер не правильно рассчитал воздушных коридор для двух самолетов. Они набрали один и тот же эшелон высоты и начали стремительное сближение, действуя по командам с земли. В это время в воздушное пространство вошел третий самолет, который отвлекал внимание диспетчера. В радиосвязи возникли помехи. Спустя 22 месяца после катастрофы, немецкие следователи огласили две основные версии происшествия. Во-первых, Питер Нильсен слишком поздно заметил опасность столкновения, во-вторых, российский экипаж совершил ошибку, выполняя команды оператора, а не своей специальной бортовой системы, предупреждающей об опасном сближении. Следователи также указали руководству компании на недопустимость дежурства одного оператора.

Авиадиспетчер убит

Через полтора года эта трагедия имела продолжение. В 2004 году информационные агентства облетела еще одна страшная весть – на пороге своего дома 24 февраля был убит авиадиспетчер, который отвечал за обеспечение воздушного коридора для двух самолетов. Судмедэксперты насчитали на теле жертвы нападения более 20 ножевых ранений, нанесенные хаотично и с большой силой. От полученных ран диспетчер умер на пороге своего дома. У него осталось трое детей и жена.

З6-летний диспетчер стал последней, 72-ой жертвой.

Психически здоров

Полиция разослала ориентировку на человека восточной внешности, одетого в черные брюки и черное пальто. Виталия Калоева нашли неподалеку в местном отеле. Его задержали.

В ходе допроса он рассказал, что узнал адрес диспетчера и позвонил ему в дверь. Когда он открыл, показал фотографии своих детей и жены. Но потом, по признанию Калоева, он ничего не помнил. Больше ничего рассказывать швейцарским следователям Калоев не стал. Его поместили на обследование в психиатрическую клинику и, признав вменяемым, дали восемь лет заключения. Срок мститель отбывал в швейцарской тюрьме. Через два года по решению Верховного суда Швейцарии Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение. Он вернулся на родину в Осетию, где стал работать на посту заместителя министра архитектуры и строительства Республики Северная Осетия.

Трагедия над Боденским озером стала главным мотивом фильма американского режиссера «Последствия», в котором Арнольд Шварценеггер сыграл Виталия Калоева.

Пятнадцать лет прошло с того момента, когда произошла трагедия в небе над Германией. Авиакатастрофа 2002 над Боденским озером унесла жизни 71 одного человека, большая часть которых были детьми.

Авиакатастрофа

Авиакатастрофа произошла в 2002 году в ночь с первого на второе июля в районе Боденского озера в небе над Германией. Столкновение двух самолетов унесло жизни 19 взрослых и 52 детей. Практически все пострадавшие - это пассажиры российского авиалайнера Ту-154м, на котором дети летели на отдых в Испанию. Самолет принадлежал компании «Башкирские авиалинии», он выполнял чартерный рейс из Москвы в Испанию (Барселона).

Второй борт, участвовавший в столкновении, Boeing-757 международной компании по авиаперевозкам HDL, следовал из Италии (Бергамо) в Бельгию (Брюссель). На борту Ту-154М находились 57 пассажиров, из которых лишь пятеро - взрослые, а 52 человека - дети, а также 12 членов экипажа.

Пассажиры самолета

Среди погибших в авиакатастрофе 2002 над Боденским озером оказалось много детей. Связано это с тем, что они летели на отдых в Испанию. Талантливых учеников премировали поездкой за высокие достижения в учебе. Комитет по делам ЮНЕСКО предоставил путевки для башкирских детей.

Случайные события

Уже после столкновения над Боденским озером было выяснено, что событию предшествовала целая череда роковых случайностей, на которые можно было бы и не обратить внимания, не случись беды. Башкирские дети вообще не должны были лететь той ночью. По случайности сопровождавшие взрослые привезли их не в тот аэропорт. Вместо Домодедово, откуда вылетал их самолет в Барселону, они оказались в Шереметьево. Естественно, свой рейс они пропустили.

Многие школьники, которые отправлялись на отдых, были детьми высокопоставленных чиновников. Так, например, на борту находилась пятнадцатилетняя дочь главы администрации при президенте Башкирии Лейсан Гимаева.

Если бы в группе находились дети из обычных семей, то наверняка они бы просто отправились домой, опоздав на самолет. Школьники, конечно, были бы разочарованы, но зато остались бы живы.

Однако события развивались совсем по другому сценарию. Влиятельные родители приняли решение послать в Москву самолет «Башкирских авиалиний», который чартерным рейсом смог бы переправить детей в Испанию. Главой экипажа авиалайнера был Александр Гросс, который ранее уже летал в Барселону и прекрасно знал маршрут.

После посадки школьников на самолет выяснилось, что в наличии имеется еще несколько свободных мест. Молниеносно было принято решение реализовать эти семь билетов. Так постепенно количество будущих жертв увеличивалось.

Четыре билета приобрело семейство Шисловских из Беларуси, которые опоздали на свой рейс, а потому были вынужден лететь другим. Еще три билета достались жительнице Северной Осетии Светлане Калоевой с двумя детьми, которая летела к мужу Виталию, работавшему по контракту в Испании. После столкновения над Боденским озером имена случайных пассажиров были выяснены не сразу.

Как все было...

В роковую ночь перед авиакатастрофой над Боденским озером оба столкнувшихся впоследствии лайнера находились в небе над самой Германией, но по каким-то причинам руководство их движением было передано швейцарской фирме «Скайнайд», находящейся в Цюрихе. В данном центре полетов, как правило, по ночам работало лишь три человека: ассистент и два диспетчера. Однако именно в эту страшную ночь дежурил только один человек. Это был Питер Нильсен, который вынужден был сразу отслеживать два терминала.

Когда диспетчер заметил неладное, лайнеры уже находились на одной линии на расстоянии 36 000 футов, а это означало, что до столкновения оставались лишь секунды. По каким причинам дежурный так поздно обнаружил проблему, неизвестно, но авиакатастрофа над Боденским озером уже была практически неизбежна. Однако и в этой ситуации можно было попытаться что-то сделать, чтобы спасти ситуацию. Но, к сожалению, Питер Нельсон сделал все совершенно неверно. То ли он оказался не готов к подобным экстренным ситуациям, то ли просто растерялся… Но его ошибочные команды привели к гибели множества людей.

Ошибочные команды диспетчера

Когда Питер Нельсон понял, что курсы лайнеров пересекаются, и они неумолимо сближаются друг с другом, он попытался исправить ситуацию. А потому дал команду российскому самолету пойти на снижение. Стоит отметить, что в этот момент экипаж уже и сам заметил приближение другого борта с левой стороны. Пилоты были готовы выполнить маневр для того, чтобы благополучно разойтись.

Однако после команды наземного диспетчера на борту российского самолета сработала автоматическая система TCAS, которая предупреждает об опасности сближения. Так вот, она проинформировала о необходимости набора высоты.

В это же самое время и на "Боинге" сработала идентичная система, предложившая пилотам набрать высоту. Возможно, катастрофы удалось бы избежать, если бы на обоих самолетах выполнили эти команды. Второй пилот российского лайнера сразу заметил несоответствие команд диспетчера и TCAS, о чем тут же сообщил остальным членам команды. Но получил ответ, что будут выполнены наземные команды. Тем более что указание снижаться было получено повторно.

Чья ошибка стала причиной трагедии?

Сложно винить пилотов в авиакатастрофе над Боденским озером, ведь они следовали командам с земли, как и предписывает инструкция. Позднее следствие установит причину катастрофы - несвоевременная команда диспетчера Питера Нильсена. Он предоставил ошибочную информацию русским пилотам о том, что справа от них находится борт. Расшифровка черных ящиков показала, что команда была просто введена в заблуждение. Пилоты, полагаясь на диспетчера, посчитали, что справа от них находится еще один самолет, который не обнаружила система TCAS, ведь не секрет, что наземные установки дают более точные данные, а бортовые приборы в силу каких-то причин могут выходить из строя.

Учитывая, что на принятие важных решений у пилотов имеются всего доли секунды, и замешательство в таких ситуациях равносильно гибели, команда выполнила указания наземного дежурного. Остается загадкой, почему ни один из пилотов не сообщил Питеру Нильсену о том, что его команда противоречит сообщениям автоматической системы безопасности. Возможно, на это просто не хватило времени.

Столкновение самолетов

После команды диспетчера авиакатастрофы над Боденским озером было не избежать. Оба лайнера шли на снижение. Российский борт при этом выполнял команду Питера Нильсена, а "Боинг" работал по инструкции системы TCAS. Обе команды сообщили о своих действиях наземному диспетчеру, однако Питер Нильсен не услышал одну из команд, поскольку они обе одновременно выходили на связь на разных частотах. А будь в это время в диспетчерской несколько дежурных, как это и должно быть, информация была бы услышана вовремя.

В последние секунды перед авиакатастрофой над Боденским озером пилоты двух самолетов, как могли, пытались уйти от столкновения, отклонив штурвалы. Однако их попытки были тщетными. Столкновение лайнеров произошло практически под прямым углом. Грузовой самолет HDL врезался в российский, из-за чего Ту-154М раскололся пополам на десятикилометровой высоте. Обломки лайнера при падении развалились на четыре части, разлетевшись в окрестностях городка Иберлинген. А остатки "Боинга" были обнаружены в семи километрах от российского лайнера.

Расследование авиакатастрофы

Трагедия над Боденским озером стала причиной долгих расследований. Поскольку катастрофа произошла над Германией, то расследованием занималось немецкое Федеральное ведомство. Первые выводы комиссией были даны лишь спустя два года.

В отчете были представлены следующие причины, по которым произошла авиакатастрофа над Боденским озером с участием Ту-154 и "Боинга":

  1. Авиадиспетчер не сумел вовремя правильно обеспечить эшелонирование лайнеров.
  2. Инструкция относительно снижения была дана слишком поздно.

Впоследствии с летчиков были сняты все обвинения.

В ходе расследования был выяснен еще ряд обстоятельств. Как оказалось, аппаратура телефонной связи и автоматическое оповещение о сближении лайнеров центра управления полетами были отключены по непонятным причинам. Также не работали и резервные телефонные линии. Более ответственный диспетчер из города Карлсруэ в Германии заметил сближение самолетов и многократно пытался дозвониться на пункт, где дежурил Нильсен, но все попытки были безуспешны.

Сразу после катастрофы Питера Нилсена отстранили от работы до выяснения причин и обстоятельств трагедии. Что касается компании «Скайгайд», то в ее отношении следственные органы организовали уголовное расследование.

Итоги катастрофы

Сразу после авиакатастрофы фирма «Скайгайд» обвинила в произошедших событиях пилотов российского лайнера. По их словам, экипаж неверно выполнял команды, поскольку не понимал указания диспетчера на английском языке. Только в 2004 году Федеральное ведомство Германии опубликовало официальное заключение итогов расследования. Согласно заключению, в столкновении виновен диспетчер из компании «Скайгайд». Только после публикации итогов расследования фирма признала свою вину. Только через два года директор компании удосужился принести извинения семьям тех, кто погиб в ту страшную ночь. А 19 мая 2004 года Йозеф Дайсс (президент Швеции) отправил Владимиру Путину официальный документ с извинениями за произошедшее.

И лишь в декабре 2006 года Ален Россье ушел в отставку с должности директора компании «Скайгайд».

А в сентябре 2007 года суд швейцарского городка Бюлах вынес обвинительный приговор четырем сотрудникам «Скайгайда», виновным в халатном отношении к своим обязанностям, приведшем к трагедии. В общей сложности перед судом предстало восемь человек, работавших в швейцарской компании. Обвиняемые отказались признавать свою вину, переложив всю ответственность на уже умершего на тот момент Питера Нильсена. И все же четверо менеджеров были признаны судом виновными в непредумышленном убийстве.

Всем им были определены разные наказания. Троим работникам дали лишь условные сроки заключения, а одному - только штраф.

Последствия катастрофы 2002 года

После падения самолетов череда неприятностей не закончилась. Убитые горем родственники не выдерживали свалившихся на них испытаний, часть семей после трагедии распалась. Очень много жизней унесла трагедия. Список погибших в катастрофе над Боденским озером изначально состоял из фамилий 52 детей и 19 взрослых. Однако 24 февраля 2004 года списки дополнила еще одна фамилия - Нильсена.

Тот самый диспетчер, по вине которого произошла раковая ошибка, был убит Калоевым Виталием, дети и жена которого случайно стали пассажирами злополучного рейса. Суд рассматривал дело в течение года. И в октябре 2005 года признал вину Калоева, приговорив его к восьми годам тюремного заключения. Однако, учитывая тяжелое психическое состояние мужчины, а также все обстоятельства дела, срок впоследствии был уменьшен до пяти лет. Через три года Калоева освободили за примерное поведение, после чего он вернулся в Северную Осетию.

Мемориал памяти погибшим

На месте трагедии в 2004 году был установлен мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером - разорванная нить жемчуга символизирует разлетевшиеся обломки самолета. Идеей для создания такого памятника послужило жемчужное ожерелье девочки Дианы (дочери того самого Калоева), найденное на месте трагедии.

Практически все жертвы катастрофы были похоронены на Южном кладбище в Уфе. Их могилы расположили в соответствии с тем, как люди сидели в самолете.

Немое напоминание

Еще один мемориал напоминает о той трагедии. В Цюрихе в 2006 году, рядом со зданием фирмы «Скайгайд», был установлен памятник из камня и стекла в виде спирали, по которой расположены 72 свечи, символизирующих 71 жертву катастрофы и одного диспетчера.

Фильм о катастрофе

Жуткая трагедия и дальнейшие ее последствия, а также поступок Виталия Калоева легли в основу фильма «Последствия», снятого в США. Конечно, многое в нем было изменено и действие перенесено в Америку, но именно авиакатастрофа 2002 года послужила основанием для съемок. Главного героя фильма сыграл Арнольд Шварценеггер. Его зовут Роман Мельник, он давно живет и работает в США. И вот к нему наконец-то летят беременная жена и дочь. Именно поэтому на могиле будет установлен памятник троим… Как и в реальной истории, Мельник сам находит бусы своей дочери и ее тело. А также сходит с ума в поисках виновных в трагедии. Компания, чей диспетчер стал причиной катастрофы, предлагает ему отступные, но он не понимает, почему виновник аварии до сих пор на свободе. Мельник отправляется к диспетчеру домой с ножом и все происходит по тому же сценарию, что и в реальной жизни. Лишь некоторые детали изменены режиссером, который сумел на экране передать неимоверные переживания главного героя.

Петер Нильсен – печально известный «герой» одной из самых резонансных начала 2000-х, вошедших в перечень воздушных происшествий под названием «Столкновение над Боденским озером». Любая катастрофа страшна, но в этой подавляющее большинство погибших – дети.

Вина диспетчера «Скайгайд» доказана судом и собственным внутренним расследованием работодателя, однако до момента, когда руководство швейцарской компании и потерпевшая сторона услышали друг друга, фигурант дела не дожил.

Так уж сложилось, что в истории со столкновением самолетов в июле 2002 года в небе над Германией распространено куда больше фактов биографии другого фигуранта – , чьи жена и дети находились на борту ТУ-154. О Петере известно только то, что он датчанин.

Карьера

Информации о том, как долго работал Нильсен в Swiss Air Navigation Services Ltd, а попросту SkyGuide, и было ли это его первое или очередное место работы, нет. На сайте «поставщика аэронавигационных услуг» сказано, что претендент на должность диспетчера должен владеть минимум двумя иностранным языками, уметь мыслить логически и работать в условиях многозадачности, справляться с психологическим напряжением и поддерживать командный дух.


Авиадиспетчер Петер Нильсен, судя по всему, обладал перечисленными качествами. А во время встречи руководства «Скайгайд» с российской делегацией, состоявшейся в годовщину трагических событий, швейцарская сторона сообщила, что их сотрудник своевременно прошел переаттестацию и получил подтверждение лицензии.

Личная жизнь

У Петера была семья, с женой и тремя детьми он жил в богатом пригороде Цюриха – Клотене. Как писали датские издания, в городке иностранцев было немного, и Нильсенов все знали. Когда Калоев в поисках их дома обратился к местным жителям за помощью, те без труда указали на лужайку у одноэтажного особняка.

Выпуск передачи "Пусть говорят" о трагедии над Боденским озером

В дальнейшем – ни после смерти диспетчера, ни во время тянувшегося не один год расследования – сведения о членах семьи Петера не всплывали. Руководство SkyGuide засекретило имя сотрудника сразу после катастрофы, однако фото папарацци попали на телевидение, в швейцарские и датские газеты.

Авиакатастрофа и убийство

Как сказал глава компании «Скайгайд» Алан Россиер в интервью «Аргументам и фактам», к столкновению авиалайнеров привела цепь из 10-12 обстоятельств. В тот июльский день 2002 года Нильсен был старшим смены и в нарушение правил отпустил напарника отдохнуть в другом помещении. В экстренном случае можно было связаться по пейджеру, но вызывало недоумение – каким образом, если на время ремонта отключили основную и резервную телефонные сети.


Авиакатастрофа над Боденским озером

Кроме того, из-за пресловутого ремонта не работал и главный радар. И ни об одном из этих фактов Петер не знал. Потом диспетчер отвлекся на разговор с запаздывающим аэробусом, заходящим на посадку, а посадить самолет – приоритетная задача по инструкции «Скайгайд».

На это наложился резкий рост интенсивности полетов – как позже показали записи, в небе находилось 15 воздушных судов. Немудрено, что на вопрос следователя, почему Нильсен не вызвал напарника, последовал ответ: «Не до этого было». Соседний диспетчерский пункт в Карлсруэ видел, что надвигается катастрофа, но не смог дозвониться.


Когда диспетчер заметил опасное сближение самолетов, то дал указание российскому ТУ-154 начать снижение, но в это время отошел к другому экрану и не услышал сообщение экипажа «Боинга», что тот выполняет аналогичный маневр. Замешкался и пилот, так как бортовая система предупреждения столкновения дала сигнал набора высоты.

На TCAS у самолетов понадеялся и Петер, а наземный аналог опять-таки был отключен. Он повторил команду и предупредил, что по курсу идет другой самолет, но ошибся с направлением. Через 50 секунд лайнер «Башкирских авиалиний» и грузовой Boeing 757 авиакомпании DHL пропали с экранов радаров.


Работодатель не оставил сотрудника одного. Петера отправили на психологическую реабилитацию, а потом перевели в другое место. Но это не помогло. В феврале 2004-го Нильсен погиб на пороге собственного дома. Причиной смерти стали 12 ножевых ранений, нанесенных Виталием Калоевым.

Когда в новостных лентах западных СМИ появилось сообщение об убийстве швейцарского авиадиспетчера, но еще не было известно, чьих рук это дело, почти сразу появились предположения, что это месть родственников погибших. Такой сценарий казался первоочередным только потому, что, как написал российский портал "Известия":

«...руководители компании "Скайгайд" с самого начала повели себя вызывающе. Они не только не признавали вину своего диспетчера, но и выдвигали оскорбительную версию о якобы плохом знании английского языка российскими пилотами».

Человек, чью вину подтвердили записи «черных ящиков», продолжал работать. Издание предположило – начнись суд над ним раньше, возможно, Нильсен избежал бы смерти,

«но компания больше обеспокоена вопросом уменьшения компенсации родственникам жертв катастрофы. В обмен на деньги SkyGuide потребовала отказа от любых претензий в дальнейшем».

В 2007 году было вынесено судебное решение, согласно которому четырех менеджеров SkyGuide признали виновными в причинении смерти по неосторожности. Но приговоры оказались мягкими: трое получили год тюремного заключения условно, один отделался штрафом в 13500 швейцарских франков. Еще четверо должностных лиц оправданы. Ошибка Нильсена названа главной, но не единственной причиной столкновения лайнеров.


Спустя 15 лет после катастрофы, отвечая на вопросы «Комсомольской правды» в связи с выходом , в котором исполнил роль Калоева, Виталий сказал, что не простил Петера и не сожалеет о своем поступке. Но еще на заседании суда в Цюрихе, приговорившего его к 8 годам тюрьмы, бывший архитектор извинился перед семьей диспетчера:

"Из-за своих детей я прошу прощения у детей Нильсeна. Мне очень трудно говорить, но я говорю искренне."

На сайте SkyGuide приводится только краткое упоминание о столкновении двух самолетов и сказано, что трагический характер этой аварии и последующих событий коренным образом поменял представление о безопасности полетов в швейцарской и международной авиациях. Культура и управление безопасностью сделали большой шаг вперед., Самвел Мужикян. Премьера в России назначена на 27 сентября 2018 года.

Трейлер фильма «Непрощенный»

Память

  • 2009 – «Полет в ночи – Несчастье под Юберлингеном» (совместный немецко-швейцарский фильм)
  • 2017 – «Последствия» (режиссер Эллиотт Лестер, продюсер Даррен Аронофски)
  • 2018 – «Непрощенный» (режиссер )
  • Памятник жертвам катастрофы в Центре воздушной навигации Цюриха, местность Ванген, Дюбендорф

15 лет назад Виталий Калоев потерял всю свою семью в авиакатастрофе над Боденским озером. Впоследствии он убил авиадиспетчера, дежурившего в момент столкновения самолетов. Ксения Каспари, автор документального романа, посвященного этим трагичным событиям, в своей книге рассказывает о том, как произошло убийство, и было ли оно случайным или все-таки преднамеренным. Больше о мотивах уже отбывшего наказание вдовца вы узнаете из отрывка, эксклюзивно предоставленного нашему порталу издательством «ЭКСМО».

3 мая 2017 · Текст: Ксения Каспари, отрывок из романа «Столкновение», публикуется с сокращениями

Документальный роман «Столкновение», написанный при непосредственном участии его главного героя Виталия Калоева , повествует об авиакатастрофе над Боденским озером, которую считают самой страшной страницей в истории отечественной авиации.

2 июля 2002 года в небе над немецким городом Юберлинген столкнулись грузовой «Боинг» компании DHL и пассажирский самолет «Башкирских авиалиний», выполнявший чартерный рейс из Москвы в Барселону. Большинство пассажиров разбившегося ТУ-154 были детьми. Виталий Калоев потерял в этой катастрофе жену Светлану и двоих детей – 10-летнего Костю и 4-летнюю Диану. Он единственный из всех родственников погибших примет участие в поисковой операции на месте крушения. А после, так и не дождавшись результатов расследования, убьет диспетчера, осуществлявшего контроль за воздушным пространством во время трагедии.

К 15-летию авиакатастрофы над Боденским озером в издательство «Эксмо» вышел документальный роман, посвященный трагедии

«Сопровождающим от полиции назначили Гельмута Зонтхаймера. На его машине они быстро преодолели дорогу, без остановок минуя все посты. Обломки увидели издалека. Утопленный в пожарной пене хвост «Туполева» лежал прямо на проселочной дороге. В нескольких метрах от него – шасси и турбины. Искореженный, покрытый копотью металл. Чьей-то рукой расчищен российский флаг на фюзеляже. Десятки полицейских и экспертов в защитных костюмах. Из обломков выносили тела.

Виталий, извините, но этого нельзя делать. – Гельмут (полицейский, - прим. сайт) остановил Калоева, попытавшегося войти за экспертами в самолет.
- А вдруг там мой сын? Или дочь? – закричал он в ответ. – Я имею право! Это мои дети!
- Виталий, нам разрешили присутствовать здесь только при условии, что мы не станем мешать работать оперативным службам! Пожалуйста! Мне придется надеть на вас наручники!

Светлана, супруга Виталия Калоева, с дочерью Дианой (весна 1999 года)

Виталий простоял у обломков до тех пор, пока не вынесли все обнаруженные там останки. Каждый раз, когда из темноты салона показывались полицейские с носилками, он вздрагивал, но заставлял себя смотреть. Некоторые тела были настолько обезображены, что простого взгляда было мало, и он бежал за носилками, пока не появлялась полная уверенность, что это не его ребенок. Тела и их фрагменты складывали на поляне, где другие полицейские убирали их в мешки и относили в припаркованный на обочине грузовик.

Виталий, вы хотите, чтобы я прочитал молитву? – Пастор видел, что Калоева трясет от едва сдерживаемых слез.
Священник хотел подойти поближе и обнять Виталия, но чувствовал, что тот пребывает в полном смятении и отнюдь этого не жаждет, а наоборот.

Молитву?! – прокричал ему Калоев в ответ. – После всего этого, - он показал рукой на тела, - вы все еще верите в Бога?! Если он есть, ваш Бог, то почему допустил такое?! – Виталий тяжело задышал, сдерживая гнев и слезы.

Шесть минут до Земли

[…] Эксперт задавал Виталию стандартные в таком случае вопросы: даты рождения, имена, особые приметы, во что были одеты. На случай, если потребуется ДНК тест, взяли образец слюны.
- И еще, - эксперт, явно робея, опустил глаза, - у нас есть фотографии уже обнаруженных тел. Если вы готовы…
Он протянул Калоеву пачку снимков. Виталий просмотрел первых два, а взглянув на третий, вдруг закричал:
- Диана! Моя Диана!

Он слышал свой голос будто со стороны. Страшный, надрывный крик незнакомого ему человека. Виталий ослеп от навернувшихся слез, мир поплыл перед глазами. Он потерял контроль над собой, душа словно вышла из него, ломая ребра, разрывая плоть. Боль пронизывала все. Одна лишь сплошная непрерывная боль!

Майя (переводчица, - прим. сайт) обнимала Виталия, пытаясь успокоить его, остановить этот крик, но он смотрел сквозь нее, не видя и не слыша ничего, будто и нет его здесь. Майя побледнела так, что, казалось, вот-вот упадет в обморок. Гельмут с трудом оторвал ее от Виталия и вывел на свежий воздух. Там ее осмотрели врачи «скорой помощи», дежурившей у штаба. Когда они вернулись назад, Калоев уже взял себя в руки.

Майя, скажи им, что я хочу видеть свою дочь!

Костя и Диана у недавно посаженного дерева черешни во дворе дома Калоевых (весна 2001 года)

Гельмут предвидел эту просьбу и боялся ее. Место, где хранили тела, тщательно скрывали. В Юберлингене и его окрестностях не было ни одного морга, рассчитанного на такое количество тел. И останки временно свозили в Гольдбахские штольни. Их начали строить осенью 44-го года после серии интенсивных бомбардировок Фридрихсхафена. Специально для этого в окрестностях Юберлингена открыли «филиал» Дахау, куда перевели 800 с лишним военнопленных. Это были в основном поляки и русские. Работали круглосуточно. Менее чем за семь месяцев внутри скалы был вырыт тоннель длиною в четыре километра. Это стоило жизни двум сотням заключенных.

И вот спустя полвека бункер, который строили для нацистов советские военнопленные, вдруг стал временным «прибежищем» для 52 погибших российских детей. Понимая эту жуткую иронию судьбы, немцы держали в строжайшей тайне, где им приходится хранить тела.

Виталий, - Гельмут вдруг осознал, что говорит с этим несчастным русским, как с ребенком, - ты же знаешь, это запрещено…
- Мне плевать на их запреты! - тут же вспыхнул Калоев. - Все уже знают, что тела свозят в штольни. Один ты делаешь из этого секрет! Если мне не разрешат увидеть мою дочь, я сам туда пойду!
- Я поговорю с руководством. Возможно, для тебя снова сделают исключение. Ты ведь уже опознал ее.

В штабе взяли паузу, чтобы согласовать это решение с министерством. Гельмут предложил Виталию пока съездить к тому месту, где нашли Диану. Тело девочки обнаружили наутро после катастрофы на ферме в двадцати километрах от Овингена. Как рассказал по дороге Гельмут, Диану увидела дочь хозяйки фермы, выгоняя коров на пастбище.

Эксперты осматривают обломки Ту-154 в Овингене

Я все пытаюсь вспомнить ускорение свободного падения… 9,8? - спросил вдруг Виталий.
- Да, 9,8 метра в секунду, - подтвердил Гельмут. - А почему ты об этом спрашиваешь?
- Я пытаюсь посчитать, сколько они летели до земли, прежде чем погибнуть…
- Виталий, они погибли в момент столкновения! - вмешался в разговор Михаэль (психолог, - прим. сайт). - Самолеты столкнулись, был взрыв, пожар!
- Тогда почему Диана целая? - спросил его Виталий. - Она ведь даже не обгорела! Что, если ее просто выбросило из самолета в момент столкновения? И она была жива, пока не упала на землю…
- Пожалуйста, не надо думать об этом! - взмолилась Майя.
- Виталий! - Гельмут только сейчас по-настоящему испугался за Калоева.

До сих пор ему казалось, что Виталий неплохо держится, но что на самом деле творится в его голове, если он думает о таком?

На такой высоте низкое давление. Если в самолете происходит разгерметизация и в течение нескольких секунд не надеть кислородную маску, развивается гипоксия, и человек просто отключается. Те, кто не погиб в момент столкновения, потеряли сознание через несколько секунд! - продолжил полицейский.
Майя увидела, как Виталий достал из кармана мобильный, открыл в нем калькулятор и стал что-то считать.
- Получается что-то около шести минут, - сказал он, закончив подсчет.

Они съехали на грунтовую дорогу. Слева от нее тянулись яблоневые и грушевые сады, а справа - зеленые луга, огороженные невысоким деревянным забором, за которым паслись два десятка черных лохматых коров.

Руководство швейцарской авиадиспетчерской компании Skyguide (осуществляла контроль за воздушным пространством в зоне столкновения) пыталось уйти от ответственности, обвиняя в произошедшем российских пилотов. Официальные извинения родственникам погибших и властям России принесли только в 2004 году (на фото Ален Россье, возглавлявший компанию)

Разорванные бусы

Хозяйка фермы проводила их к месту, где нашли Диану. Девочка, по ее словам, лежала под деревом. Ветки могучей ольхи расцарапали лицо, но смягчили падение, и тело ребенка почти не пострадало. Виталий опустился на колени, лег на примятую телом Дианы траву и заплакал. Майя, Михаэль и Гельмут отошли в сторону, решив, что Виталию нужно побыть одному. Через несколько минут они услышали его крик.

Я нашел ее бусы! - кричал Калоев.
Виталий выглядел безумным. Он плакал и смеялся одновременно, а потом показал Майе три перламутровые бусины на своей ладони:
- Я подарил их Диане в прошлом году.
Калоев снова опустился на колени и стал шарить руками по траве.
- Хотите, я вам помогу? - спросила Майя.
- Не надо! Не подходите! Я сам.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Торт черепаха со сметаной Торт черепаха со сметаной Инструкция о ведении ученических дневников Инструкция о ведении ученических дневников Академия федеральной службы безопасности российской федерации Академия федеральной службы безопасности российской федерации