Где находится могила евгения родионова. Святые новомученики земли Российской

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На маленьком деревенском кладбище в селе Сатино-Русское каждый год 23 мая собираются тысячи людей со всей России и из-за рубежа. Да и в обычные дни сюда каждый день заезжают люди. На краю кладбища стоит крест с надписью: “Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года”.
В армию его призвали в пограничные войска. Сразу после учебки он попал на Чечено-Ингушскую границу. По прибытии из учебки его с тремя солдатами отправили на блокпост (полгода в армии, три недели в Чечне, без офицера или прапорщика, без задачи, обусловленной боевыми действиями!). К блокпосту вплотную подъехала машина “скорой помощи”, из нее выскочили боевики и, подхватив солдатиков, затолкали в машину и увезли в Чечню. Через несколько дней его мать получила телеграмму, что сын самовольно оставил военную часть. Некоторое время прошло в переписке с войсковой частью. Она убеждала, что сын не мог дезертировать. Ей не верили - по подвалу дома стали рыскать милиционеры.
Почувствовав беду, мать решила ехать к последнему месту службы сына - на чечено-ингушскую границу. Командир части, где служил Евгений, недовольно буркнул, что, мол, немного не разобрались: ее сын не дезертир, в плену он. Она решила идти к Сергею Ковалеву, активно развернувшемуся с “Комитетом матерей” в станице Орджоникидзевская. “Комитет” почему-то оказался из одних чеченок, получавших от Ковалева гуманитарную помощь. В их окружении, явно рисуясь, Ковалев заорал на мать: “Зачем ты пришла ко мне? Вырастила убийцу”.
Она отправилась на поиски сына сама. Мать Евгения обошла всю Чечню. Была у Масхадова, у Гелаева, у Хоттаба. Молилась Богу своими словами и жива оставалась чудом; она поименно знает матерей, которым чеченцы отрезали головы. Помнит, как ходили к Басаеву с отцом одного контрактника. Этот “Робин Гуд” на людях и перед камерами держался этаким добрым героем, а как вышли из аула - их под горой окружил отряд его брата Ширвани. Этот Ширвани, свалив ее, избил ногами и прикладом так, что когда доползла до своих, - три дня лежала в палатке на животе, ходить не могла. Отца того контрактника увидела потом в Ростове - среди неопознанных трупов.
Евгений Родионов был убит 23 мая 1996 года под Бамутом в день своего девятнадцатилетия. Мать находилась тогда в семи километрах от него. 24 мая Бамут был взят, а через две недели оставлен нашими войсками, согласно очередному предательству - Назранским соглашениям. В конце концов после долгих мытарств она нашла тело своего сына с крестом на груди, но без головы.
Но на этом хождения по чеченскому аду не закончились. Пока перевозила тело сына в Ростов, он снился ей, все просил: “Мама, помоги!” И мать солдата вновь решила идти в Чечню, чтобы не оставлять там голову Евгения. За время пребывания в Чечне она пересмотрела немало голов и даже черепов, и всякий раз не было сомнения - не он. Сейчас точно знала: он - Евгений. Уложив голову в сумку, выбиралась из Чечни. В Ростов возвращалась поездом. В вагоне к ней пристала проводница: “Что вы там везете? Такой запах”. Показала. “Это мой сын”. Проводница закричала: “Сумасшедшая”, привела врача. Мать ответила: “Я-то нормальная...”
Евгений Родионов похоронен на деревенском кладбище в селе Сатино-Русское в Подольском районе Московской области. Каждый год 23 мая в день рождения Евгения Роидионова и в день его смерти сюда приезжают тысячи людей со всей России и из-за рубежа. Десятки священников приезжают в этот день с раннего утра до поздней ночи. Весь день на могиле идут поминальные службы.


Посмертно рядового Родионова наградили орденом Мужества. На его могиле теперь почти все время горит лампадка, и сюда идут и идут люди. Приезжают специально из самых удаленных уголков России, из других стран поклониться русскому солдату, не предавшему ни родины, ни веры. Некоторые чеченские ветераны в знак уважения оставляют у могилы свои медали. Люди, попавшие в беду, пишут записки, прося его о заступничестве.


Легенда о нем дошла даже до Югославии: сербские солдаты и русские добровольцы просили заступничества у святого Евгения под натовскими бомбежками. Появились Женины иконы, правда, пока неофициальные. На всех он - с нимбом над головой, как традиционный святой. Речь о его канонизации с формулировкой «воин-мученик Евгений (Родионов) и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр» уже шла, но пока дело не движется. Но он уже стал народным святым, а это, может быть, важнее официальной канонизации.


Иногда, когда заходит разговор о новом мученике за Христа воине Евгении, приходится слышать, дескать, в правительстве разумеется, все сволочи, а боевики – звери… Но зачем, спрашивается, Евгений Родионов пожертвовал своей молодой жизнью, чего он добился этим, чего хотел доказать?
Эти рассуждения свидетельствуют только о болезни, поразившей наше общество, о том духовном опустошении, которое вызывает она в людях…
Совершенный подвиг не бывает напрасным… Может быть, никто не сделал на этой войне для России больше, чем солдат Евгений Родионов… Его предало правительство, пославшее необученных мальчишек на эту войну. Его предали отцы командиры, пославшие его прямо в руки чеченских бандитов. Только он не предал никого.
Он переступил и через свой страх, и через свои обиды, и одержал победу, которая дается труднее всего… Он одержал победу, которую должен одержать в себе каждый человек, если желает спасения и своей Родины, и своего собственного... Девятнадцатилетний Евгений Родионов прошел через немыслимые мучения, но не отрекся от православной веры, а утвердил ее своей мученической кончиной. Он доказал, что еще живо православие, что еще и сейчас, после стольких десятилетий свирепого атеизма, после стольких лет безудержного демократического разврата, способна Россия, как и в прежние времена, рождать мучеников за Христа, и значит, она непобедима, как бы не предавали ее в Кремле…
“Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, - начертано на кресте, установленном на его могиле, - защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года”.

Кампания по канонизации «Святого Евгения», обезглавленного боевиками, в самом разгареПосле того, как Евгения Родионова обезглавили чеченские боевики, он получил славу современного российского мученика. Как утверждает британская газета pendent, для тысяч прихожан Российской православной церкви он уже стал "Святым Евгением", и кампания по его канонизации в полном разгаре. Не желая дожидаться, пока Церковь рассмотрит его дело, по России уже распространили иконы с изображением солдата-мученика, и тысячи паломников пустились в путешествие по местам, связанным с его жизнью.

Independent (Русский перевод на сайте ИноПресса): Как молодой новобранец превратился в русского святого

[…] Евгению Родионову было 19 лет, когда чеченские боевики отрубили ему голову. При жизни он был самым обычным мальчиком из ничем не примечательного провинциального городка, бренчал на гитаре, писал стихи и мечтал стать поваром. Но, погибнув, Евгений Родионов перестал быть обычным.

Для его почитателей, среди которых – глубоко верующие христиане, ветераны войны, российские националисты, Евгений – это символ патриотизма, который, как верят тысячи людей, внушит гордость юному поколению и даст миллионам попранных россиян то, чего им так отчаянно не хватает, – надежду.

Для них Евгений или Женя, как они ласково его называют, это современный крестоносец, принесший великую жертву во имя своей страны, встретив лицом к лицу главного на сегодняшний момент врага России – радикальный ислам, который олицетворяют чеченские боевики.


Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны. Это произошло в его 19-й день рождения. Его вместе с тремя другими русскими пограничниками захватили в плен и держали в камере в течение 100 дней, избивали и морили голодом. Он не участвовал в боевых действиях. Его и его товарищей схватил на далеком пограничном пункте российско-чеченской границы чеченский боевой командир, внушающий наибольший страх.

С 1994 года, когда Россия впервые отправила танки в Чечню, чтобы подавить сепаратистское движение, там погибли тысячи россиян. Но смерть Евгения от них отличается.

Его мать, Любовь Васильевна Ролионова говорит, что Евгению обещали сохранить жизнь, если он примет ислам и выступит с оружием в руках против российских федеральных сил. Как она говорит, ему нужно было всего лишь символически снять с себя серебряный крестик, который он носил на шее с 11 лет и принять веру своих мучителей. Евгений отказался и предпочел смерть.

Теперь этот крест, на цепочке от которого все еще видны следы крови, превратился в реликвию, покрытую поцелуями многочисленных паломников, посещающих мать Евгения в ее скромном жилище в городе Курилово к западу от Москвы.

Иерей Константин Татаринцев с иконой "Святой Евгений". Фото - "Комсомольская Правда"

Сорок странников, некоторые из которых прошли больше 600 миль без сна, чтобы попасть сюда, собрались у могилы Евгения в прошлую субботу, чтобы отметить восьмую годовщину со дня, когда его обезглавленное тело доставили в Курилово.

Не обращая внимания на десятиградусный мороз, мужчины со смерзшимися бородами, сжимая в руках иконы с изображениями молодого человека, бродили по кладбищу.

Один из них, представившийся священником из тех мест, где родился Евгений, высоко поднимает огромную икону. На ней мальчишеское лицо Евгения окружено нимбом, его форма пограничника выступает из плаща средневекового типа, сам он сжимает в руках православное распятие. Засыпаемые снегом на леденящем ветру паломники поют гимны и читают молитвы, осеняют себя крестом, делятся историями из его жизни и напоминают друг другу, почему Евгения надо канонизировать.

Курсанты близлежащей военной академии, которые проходят обучение для пограничной службы высыпали из развалюхи-автобуса, они тоже приехали сюда, чтобы отдать Евгению почести. Одетые в шинели и меховые шапки, они держат в руках разные иконы, а кругом кружит метель. "Он пример для нас, – говорит серьезный курсант Артем Павлов, – пример отваги и веры. Он не знал, за что сражается, но все равно отказался предать Россию и сражался за Родину. Он – настоящий герой. Нам сейчас нужны герои. России нужно больше таких солдат, как он – не боящихся погибнуть за Родину.

Паломники произносили одну хвалебную речь за другой, и прекрасная белая церковь у них за спиной, церковь, разрушенная в 1812 году армией Наполеона, словно сияет в утреннем сумраке.

Последователи культа Евгения говорят, что его иконы творят чудеса – они мироточат, перед ними "враги забывают о своей вражде".

Любовь Родионова, заваривая чай в кухне, не выглядит как мать святого, но воспринимают ее именно так. "У меня нет ни будущего, ни прошлого. Ни настоящего. Меня больше не называют по имени, я просто "мать Евгения". Я существую только ради этого, и это великая честь". Ни для чего другого в ее жизни места не осталось.

Любовь Родионова похожа на миллионы других таких же русских женщин за пятьдесят, но она в поисках правды о сыне побывала в таких местах, где многие из них никогда не появятся.

Не поверив, что ее сын дезертир, как сказали сначала в армии, она провела девять месяцев в Чечне, где наконец нашла его тело.

Чтобы найти тело, она заплатила 4000 долларов человеку, который, как она думает, убил Евгения. Она выкопала его собственноручно и доставила в Курилово.

Любовь Васильевна говорит, что узнала сына по крестику, который остался на шее обезглавленного тела, и другим приметам, "которые знает только мать". А потом ей пришлось вернуться в Чечню еще раз, чтобы найти его череп, который чеченские боевики раскололи на части, потому что боялись, что иначе его душа будет их преследовать.

Опыт, полученный в Чечне, изменил ее. Ее оскорбляли, на нее плевали, ее чуть не убил брат разыскиваемого чеченского боевика Шамиля Басаева. Он жестоко избил ее и оставил умирать. "Мне выбили все зубы. Когда я вернулась из Чечни, все мои волосы были седыми. У меня нет здоровья. Когда хоронишь ребенка, с ним хоронишь половину себя. Я больше не могу смеяться и радоваться".

Но она говорит, что ей безразлично, будет ли ее сын канонизирован по всем правилам, или нет. "Бог находит место каждому. Его место не изменится, если его сделают святым. Он уже и так в раю".

До гибели сына Любовь не ходила в церковь, но теперь она считает себя глубоко верующей. "Война быстро раскрывает истинную сущность людей. Если ты кусок дерьма, то быстро скукожишься, но если ты порядочный, то она вытачивает тебя, как алмаз, нужно через многое пройти, чтобы дойти до этой ступени". […]

В последнее время широкое распространение получили брошюры о Евгении Родионове, погибшем в Чечне в 1996 году, и даже его иконы, которые можно встретить не только в домах верующих, но и в некоторых храмах. 17 декабря 2003 г. на пресс-конференции в Храме Христа Спасителя Председатель синодального Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами протоиерей Димитрий Смирнов отметил, что он верует и исповедует, что Евгений Родионов "совершил христианский подвиг, достойный канонизации", и выражает надежду, "что скоро, как только мы получим дополнительные сведения, она состоится". Однако не было, и до сих пор нет никаких церковных документов о прославлении воина Евгения. В то же время на официальном сайте Отдела священник Константин Татаринцев утверждает, что прославление возможно по формуле: "воин-мученик Евгений (Родионов) и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр". Далее сообщается, что все материалы переданы в комиссию по канонизации. Ответственный редактор "Церковного вестника" обратился за комментариями к секретарю синодальной Комиссии по канонизации священнику Максиму Максимову.

- Отец Максим, прежде всего, давайте поговорим о том, что является основанием для причисления клириков и мирян к лику святых.

Церковь имеет критерии для канонизации святых любой эпохи. Эти критерии остаются неизменными, но каждая эпоха истории Церкви имеет свои особенности. Если обратиться к эпохе апостолов, то исповедание Христа как Спасителя и сама принадлежность к апостольскому чину делали человека святым. Если обратиться к следующей эпохе, то основным критерием являлся факт мученичества. Здесь важно, чтобы человек не сам себя вверг в эти испытания, но принял происходящее со смирением. Затем важна чистота исповедания веры, связи с Церковью, то есть он не должен быть ни гностиком, ни каким-либо другим еретиком или раскольником. Следующая эпоха - это эпоха преподобных и праведных. Здесь появляются новые критерии: почитание в народе, чудеса. Особое место в истории Церкви занимает ХХ век - это эпоха новомучеников и исповедников российских. Для этой эпохи мы соборно выработали дополнительные критерии канонизации. Когда мы поднимаем уголовно-следственное дело, изучаем биографию человека, мы обращаем внимание на то, уклонялся ли он в раскол и что он там делал, сколько раз он покаялся - один или после этого снова уходил и снова каялся. Из следственных дел мы узнаем, был ли он осведомителем или нет. Канонизация подтверждает вполне определенные выводы: человек в тяжелейших испытаниях сохранил веру и непорочно совершил свой подвиг. Не по факту смерти или убийства прославляется человек, это не может быть основанием для канонизации, даже если он погиб на войне с иноверцами.

- Как бы вы прокомментировали позицию, например, Союза православных хоругвеносцев, которые говорят о Евгении Родионове как "новомученике за Христа и Россию"?

Надо определенно заявить, что эпоха новомучеников и исповедников российских, как бы мы ее не растягивали, уже закончилась. Мы можем провести границу по 1970-м, в крайнем случае, 1980-м годам, когда в мир иной отошли последние исповедники, вышедшие из лагерей. Когда Евгения Родионова причисляют к новомученикам и исповедникам российским, происходит очевидный подлог. Современная история России - это совершенной иной период.

Почему для Церкви при изучении новомучеников было важно выдержать определенную историческую дистанцию? Это не только проблема закрытых и недоступных архивов, это проблема целостного представления об эпохе, механизмов власти, принятия решений, положения Церкви. Сегодня каждый представляет какую-то партию, общественное движение или церковную группу. Но церковная Комиссия по канонизации не может быть ни "правой", ни "левой", ни "центристской". Комиссия руководствуется критериями, о которых мы вкратце уже говорили. Если мы говорим о современности, есть множество вопросов, на которые никто сегодня не сможет дать точный ответ.

Тем не менее, мы можем попытаться дать оценку конкретным фактам из жизни современного человека.

Действительно, сегодня может быть такая ситуация, что человека захватили религиозные экстремисты и требуют от него отречения от Христа или угрожают смертью. Но встает проблема, как сегодня собрать реальные доказательства? У древних мучеников свидетелями были судьи и народ. Все судебные приговоры выносились публично. Отсюда и достоверность мученических актов. Все слышали, как мученики отвечали на вопросы о своей вере, и все видели, как их убивали, христиане бережно собирали косточки после сжигания. И никаких дополнительных доказательств не требовалось. В эпоху новомучеников ситуация изменилась. Двери следственного кабинета, тюремных застенков были плотно закрыты. Народ ничего не видел, но осталась бумага, документы. И они могут быть изучены и служить вполне достоверным свидетельством.

- Какие же документы могут быть в условиях чеченской войны?

Канонизация - это не раздача награждений всем пострадавшим. Канонизация - это призыв Церкви обратить очи сердца к тому, кто верил во Христа и до конца сохранил эту веру. Изучая жизнь и смерть Евгения Родионова, мы вправе потребовать определенные доказательства, что все было именно так. Но оказалось, что основной источник в этом случае - средства массовой информации. Нет нужды говорить, что современные СМИ нельзя рассматривать как серьезный и заслуживающий доверия источник информации. Но и при анализе публикаций выяснилось, что все сводится к рассказам одного человека - матери Евгения Родионова.

- Какое решение приняла комиссия по этому случаю?

Было принято решение о встрече с Любовью Васильевной Родионовой трех членов Комиссии - архимандрита Алексия (Поликарпова), наместника Данилова монастыря, игумена Дамаскина (Орловского), известного исследователя, автора многих книг по новомученикам, и меня как секретаря Комиссии. Наша встреча состоялась 26 июля 2002 года и продолжалась более двух часов. С разрешения Любови Васильевны весь разговор был записан на магнитофон для последующей расшифровки и представления всем членам Комиссии. За время разговора мы коснулись многих тем. Нашей задачей было узнать, что она за человек, понять, насколько ее рассказ достоверен и убедителен с церковной точки зрения.

К сожалению, в данном случае говорить о церковности не приходится. Я связывался со священником, который служит в храме рядом с домом Родионовых. Любовь Васильевна в храм не ходит, а люди, которые приезжают на могилу Евгения, сами служат панихиды и в храм к священнику никогда не обращаются. Что кроме сектантства можно в этом увидеть? Но этот факт для нас - лишь дополнительный штрих к общей ситуации.

- Что же вы узнали из разговора с Любовью Васильевной Родионовой?

Мы предупредили ее, что главный вопрос связан с почитанием ее сына: "Вы - единственный свидетель, которому мы можем доверять, и все, что вы скажете, будет запротоколировано". Она рассказывала о Жене, о себе, о том, как искала сына, получив от командования лживую телеграмму, что он дезертировал. Потом она долго искала правду и в конце концов встретилась с чеченским полевым командиром Русланом Хайхороевым (который к 2002 году, когда состоялся этот разговор, уже погиб. - Прим. ред). Она узнала, что есть люди, которые могут открыть ей место, где похоронен ее сын, но за это требуется заплатить. Она заложила свою квартиру, - в этом смысле у нее есть христианское чувство самопожертвования, кроме одного "но": все это она делала исключительно для своего сына, ею движет безграничная до обожествления любовь к сыну.

- Главный вопрос - откуда известно, что смерть Евгения Родионова была именно такой, как ее описывают в прессе? Действительно ли боевики требовали от него отречься от Христа, снять крестик и принять ислам?

В нашем разговоре с Любовью Васильевной выяснилось, что ее встреча с Хайхороевым продолжалась не более семи минут, и он ничего не говорил ей о конкретных обстоятельствах гибели Евгения. Те диалоги, которые появляются в газетах, типические, они взяты из рассказов других русских солдат, побывавших в плену. Любовь Васильевна честно призналась нам, что доказать ничего нельзя.

- Однако есть видеозапись смерти Евгения. Она может быть принята как доказательство?

Здесь я снова процитирую Л.В. Родионову. Она сказала, что пленок с казнями и издевательствами над пленными воинами у нее много, и на одной из них, как она считает, снят ее сын. Но и это доказать невозможно, потому что убиваемый солдат снят со спины, и у нее самой нет полной уверенности в том, что это ее сын. Она также сделала важное признание относительно обстоятельств своей жизни, которое заставляет нас крайне осторожно относиться к ее свидетельствам.

- Удалось ли членам комиссии выяснить отношение Любови Васильевны к возможной канонизации ее сына, к написанным иконам?

Да, здесь у нее есть четкая позиция. Она считает, что канонизация "народной церковью" уже произошла, и канонизация официальной Церковью тут ничего не изменит. Точнее, она сказала "ничего не даст". Л.В. Родионова ее не добивается и очень болезненно воспринимает известия о написании в том или ином городе "иконы мученика Евгения". Она также протестует против телевизионных репортажей, где сообщается о его канонизации.

Добавлю, что никаких сведений о том, что Евгений или кто-либо из погибших вместе с ним воинов вел сознательную церковную жизни, нет, и фактов, подтверждающих их мученическую - в церковном смысле этого слова - кончину, синодальной Комиссией по канонизации не обнаружено.

- Как же относиться к статьям, стиль которых все чаще напоминает житийный?

Эти авторы, среди которых есть и один священник, могут выражать свое личное мнение. Они могут издавать брошюры как частные лица, но выступать от имени Церкви они не могут. Нельзя забывать, что каждый, кто записывает Предание Церкви, несет ответственность не перед самим собой, а перед Богом и Церковью. Авторы, которые пытаются выдать желаемое за действительное, не могут быть церковными писателями, они не могут хранить церковное предание неповрежденным. В заключение подчеркну: Православная Церковь никогда не причисляла к лику святых тех, кто был убит на войне. Известен исторический факт, когда в Х веке император Никифор Фока потребовал от Константинопольского Патриарха канонизации убиенных воинов, Церковь ему отказала. А мотивация, кстати, была практически такой же, как сегодня: воодушевить армию, поднять боевой дух.

Деятельность Комиссии по канонизации многим известна только своей положительной стороной. И действительно, за десять лет прославлено почти полторы тысячи святых. Но есть и другая сторона нашей работы, о которой мало кто знает: очень много имен пришлось отвергнуть или, по крайней мере, отложить решение вопроса о канонизации до поступления новых материалов.

Постоянно обращаясь к памяти новых мучеников и исповедников Российских, мы молимся о том, чтобы Господь даровал Своей Церкви благодать покаяния на той же глубине, на какой явилась праведность ее святых. И мы вспоминаем не только тех, кто принял страдания в годы коммунистических гонений, но и тех, кто пострадал за Христа в наши дни. Мы знаем имена убиенного иеромонаха Нестора, убиенного иеромонаха Василия и других Оптинских иноков, убиенного архимандрита Петра и многих других невинноубиенных православных христиан, среди которых немало священников, монахов, девиц и детей.

Прошло 15 лет со дня убиения нового мученика и исповедника — воина Евгения, принявшего смерть за Христа 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут в Чечне. День смерти его был в день его рождения, когда ему исполнилось 19 лет. Мы слышали уже о других христианских мучениках чеченского плена — о убиенном протоиерее Анатолии, о трех юных солдатах, распятых в Великую Пятницу несколько лет назад, о других мучениках этой войны. И вот теперь — Евгений Родионов. Вся Россия должна бы увидеть, что это ее национальный герой, и это событие должно быть поставлено посередине Церкви, на свещнице, да светит всем в нашем доме.

Что же произошло? О чем рассказал матери Евгения в присутствии представителей ОБСЕ убийца его? Молодым солдатам, захваченным в плен, сказали: «Кто хочет остаться живым, пусть снимет свой нательный крестик и назовет себя мусульманином». Когда Евгений отказался снять свой крестик, его стали жестоко избивать. Потом подвергли издевательствам и пыткам, которые продолжались в течение трех месяцев. Потом — убили, отрубив голову. Могилу его за огромные деньги указали матери сами чеченцы. Мать опознала тело сына по нательному крестику. Поразительно, что даже с мертвого они не сняли крестик — не посмели.

Что такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?

Многие, наверное, слышали рассказ о юном Ленине, о том, как в детстве в приступе ярости в ответ на настойчивые приглашения пойти в церковь он выбежал из дома на снег, сорвал с себя крестик и стал топтать его. То, что произойдет потом с Россией, будет связано с этим эпизодом его биографии. Я помню, как в шестидесятые годы одна молодая женщина испытывала после принятия крещения диавольские нападения. Ночью на нее сквозь сон навалилась такая тяжесть, что она, осознавая присутствие нечистого, не могла пошевелить рукою, чтобы перекреститься. Голос ласковый и гипнотически-повелительный сказал ей: «Сними крестик, ведь он такой маленький». Она уже было послушно потянулась к крестику, но когда коснулась его, пришла в себя, прочла «Отче наш», перекрестилась и услышала, как диавол с тяжким стоном отошел от нее.

Другой молодой человек в те же годы рассказывал, какие искушения он пережил после крещения. Диавол начал внушать ему, что внешнее необязательно, пусть в сердце будет вера: зачем крестик носить на шее, можно сказать, напоказ? Когда он уже был готов снять свой крестик, Господь сказал ему во сне: «Крестик — это колокольчик на шее овцы, чтобы Пастырь мог скорее услышать ее, когда она в беде». Однако и после этого в храм он продолжал ходить крайне редко. Даже на Пасху однажды, вернувшись усталым после командировки, решил не ходить и лег спать. Но среди ночи он внезапно проснулся от обжигающего грудь огня, и когда невольно схватился за то место, откуда огонь исходил, то в руке его оказался нательный крестик, который продолжал жечь руку и все тело охватывал радостным огнем. Он взглянул на часы: было ровно двенадцать. В храмах начинался пасхальный крестный ход. Он вскочил и побежал в ближайшую церковь, и с тех пор жизнь его переменилась.

Мы не знаем, какие духовные переживания были связаны у Евгения с его нательным крестиком. Вполне возможно, что никаких особенных не было. Кроме веры, что это — Крест Христов. С Крестом Христовым в руке изображаются на иконах Христовы мученики.

А что было с теми, кто сняли свои крестики? Диавол никогда не успокоится, пока не завладеет человеком до конца. Им приказали расстреливать своих же пленных, если они хотят сохранить себе жизнь. А потом, после этого, одного из них заставили перед телекамерой отказаться от родной матери, перед всем миром сказать: «У меня нет матери, у меня есть только Аллах».

Любовь Васильевна, мать нового мученика Евгения сказала: «Что может быть тяжелее для матери, чем потеря сына! Но то, что он оказался достойным христианином, утешает меня. Если бы он отрекся от Христа, от православной веры, от России, от матери, я не могла бы это пережить».

Постараемся осмыслить подвиг нового мученика Евгения. Прежде всего, сама картина истязаний пленных многое раскрывает. Не было пытки, физической или нравственной, через которую они не прошли. Если они уступали, их опускали еще ниже. Никто не может представить все ужасы, которым они подвергались. Как рассказывал один молодой человек, переживший чеченский плен: «Вначале они заставляли меня пытать другого. А потом того, другого — меня». Только диавол может додуматься до такого. Заставить людей убивать друг друга по очереди с тем, чтобы разрушить всякую связь между людьми. Мы призваны быть едиными во Христе, а здесь — единство в диаволе. Чтобы никто не верил никому, никто не доверял никому и все боялись друг друга. Чтобы никто не сопротивлялся торжествующему злу — то, чего диавол добивается в сегодняшнем мире. Чтобы человек почувствовал, что он абсолютно один, одинок как диавол, как тот, кто в аду. Чтобы кругом была выжженная пустыня, чтобы люди не знали, куда они идут, чтобы все были охвачены смертельным страхом.

Мученический подвиг Евгения, обстоятельства его смерти заставляют задуматься, во-первых, о том, что накопление зла столь велико в мире, что нам не избежать новых гонений на Церковь. И во-вторых, о том, как мы должны достойно подготовиться к новым испытаниям.

Кто были эти потерявшие человеческий облик чеченские убийцы и малодушно забывшие человеческое достоинство русские предатели? Если бы не «перестройка», все они были бы комсомольцами, как их отцы и деды.

Но в сегодняшнем мире зло достигает еще бóльших глубин. Разве вы не знаете, что через телевидение, через порнографические видеофильмы, через рок-музыку, которая предельно демонична, через компьютерные игры молодежь с детства учат, как пытать и расстреливать других людей? Для многих юношей, вскормленных на этой культуре, кажется нормальным и возможным сделать из пыток развлечение. К одному батюшке подошла в храме женщина и рассказала, что у нее четверо детей, и двое из них — младших — уже связались с сатанинской сектой. Она со слезами просила батюшку помолиться за этих детей, чтобы они вернулись ко Христу. Самое поразительное, рассказывал батюшка, когда он благословил их крестом, это вызвало у них злобную ярость к нему. Как страдает мать! Дети маленькие, а сатана уже крепко держит их в своей власти.

Мы призываемся воспринять подвиг мучеников наших дней как особенный призыв к молодежи, потому что молодежь, как известно, всегда полна страстей, а атмосфера вокруг сегодня губительная. Наши враги хотят погубить всех. Если человек не желает ограничивать себя в чем-либо (а этот принцип внедряется сегодня в массовое сознание во всем мире), где возьмет он силы не уступить сатане без колебаний, когда придет час испытаний?

Мы все воины Христовы. Но скорее как те воины, которые в речах смелы, но еще не нюхали по-настоящему пороха, и дело покажет, каковы они в действительности. Мы иногда, может быть, слишком легко, не задумываясь повторяем слова о том, что в годы гонения явилась не только великая слава новых мучеников Российских, но открылся позор небывалого в истории Церкви отступничества. Человек может пройти через любые пытки и через смерть и спастись. Но отречься от веры, отречься от всего, что является краеугольным камнем души, сказать, что вся моя жизнь сплошная ложь, что я не верю в Христа Бога, не люблю моих родителей, что мне наплевать на мое Отечество и на Церковь, и остаться живым — что делать человеку после этого с его жизнью?

Чтобы стало понятнее, через какие испытания проходил Евгений (еще раз повторим, что его мучили в течение трех месяцев) и другие мученики, приведем свидетельство православного человека, прошедшего через ГУЛАГ и не выдержавшего пыток, а потом покаявшегося. «Самое трудное — не пытки, — сказал он. — Они могут начать пытать вас сегодня, а завтра еще кого-то, и у вас будет время для отдыха. Но они всегда, как бесы, внимательно наблюдают за вами, и хотят любой ценой заставить вас сказать ложь или хулу на Бога. У них нет времени бить вас каждый день с утра до вечера, но они могут заставить вас сказать что-нибудь против вашего друга или против Бога. Когда вас пытают, после часа или двух часов страданий боль начинает стихать. Но после отречения от Бога от одного сознания, что ты предал Бога, боль не прекращается. Духовная боль несравненно мучительнее телесной. Что делать человеку после этого, чтобы не сойти с ума? Только молиться. Без покаянной молитвы невозможно выжить».

Много раз, рассказывал этот человек, у него восставал ропот на Бога: «Если Ты существуешь, почему Ты позволяешь быть всему этому?» Но были моменты, когда милосердие Божие касалось его, и он мог сказать: «Господи, прости меня. Боже, помоги мне». И этого было достаточно, чтобы знать, что Бог есть и что Он не оставляет его Своей любовью. Этот человек говорил, что ему трудно вспоминать о том, что было — не пытки, не палачей, он их простил. Но трудно простить себя, хотя он знал, что Бог никогда не напомнит ему его отступничество.

Между прочим, мать Евгения сказала, что она лично не находит в себе сил простить убийц и молиться за них после всего, что она насмотрелась, когда искала в Чечне своего сына. И только после того, как ей в руки попали известные стихи, переписанные в заточении Великой Княжной Ольгой, в ней начало что-то меняться:

...И у преддверия могилы
Вложи в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.

Она стала просить Бога дать ей постигнуть смысл слов Царя-мученика в письме, отправленном из Тобольска Царской дочерью: «Отец просит передать всем, на кого он может иметь влияние, чтобы они не мстили за него, что зло, которое в мире, будет еще сильнее, но не зло победит, а любовь».

Самое существенное, что можно сказать о воине Евгении — он участвовал в страданиях за Христа. Они убили его, потому что он был христианином. Его подвиг — оправдание нашего пребывания в сегодняшнем аду. Все золото мира, вся ложь средств массовой информации, вся военная мощь ненавистников России стоит за войной в Чечне, за тем, что происходит сегодня с нашей Родиной. И он показал, что православная вера сильнее.

«Мученик Твой, Господи, Евгений во страдании своем прият венец нетленный от Тебе, Христа Бога нашего. Имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша» . Невозможно найти более точных слов, чем этот общий тропарь мученикам, который мы каждый день поем в церкви.

Значение его мученического подвига в том, что он показывает, чтó есть христианское достоинство и чтó есть человеческое достоинство в мире, где поругание Церкви доходит до показа на всю страну богохульного фильма, до публичного кощунства над иконами в центре Москвы и поругания человека в тотальном растлении детей и молодежи. Его подвиг говорит об очень важном для нашего времени — о тайне неразрывного единства целомудрия и мужества, без которого не бывает мученичества. Они били его в грудь, по спине, они отбили ему легкие и почки. Наше тело — инструмент, через который враг хочет достать нашу душу. Ему надо растлить тело, чтобы сделать душу уступчивой злу. Сластолюбцы не могут быть мучениками за Христа, а только возлюбившие чистоту, как свидетельствует жизнь Церкви от святого мученика Вонифатия до преподобномученицы Елизаветы.

Этот подвиг дает сегодня всем желающим возможность увидеть, что существует духовный мир, и что духовный мир важнее, чем материальный. Что душа дороже всего мира. Его мученичеством как бы спадает завеса со всех событий и обнажается суть: он напоминает, что наступают испытания, когда человек не может жить по совести и правде, не может быть просто честным гражданином, воином, верным своей присяге, не может не быть предателем всех, если он не христианин.

Я знаю, человек может стать диаволом; я знаю, что и я могу стать диаволом. Поэтому я должен быть очень осторожным и внимательным к себе. Я должен наблюдать за собой, пресекать всякое, самое малейшее уклонение ко злу, потому что зло, однажды принятое и нераскаянное, неприметно разрастаясь, может заполнить всю душу. Диавол очень хитер. Христос говорит, чтобы мы были готовы отсечь свою руку или ногу, или вырвать глаз, но только не уступить диавольскому соблазну.

Наступают трудные времена для христиан. Но те, кто ищут чистоты и истины, милостью Божией обретают способность к сопротивлению. Бог сократит, сокращает эти времена, и мы должны понять, что духовное сопротивление в сегодняшней России важнее всякого другого.

Мы должны готовиться не к пыткам, не к голоду или чему-нибудь такому. Но мы должны духовно и нравственно готовить себя к тому, чтобы сохранить душу свою и свое лицо, Божий образ в человеке, незамутненными. Мы должны доверять Богу и знать, что Он не оставит Своих. Это не слова, не просто красивые слова — это жизнь, о которой свидетельствуют тысячи новых мучеников и исповедников Российских, новый мученик Евгений и все святые мученики наших дней, и о которой призваны свидетельствовать мы.

Документальный фильм "Рядовой Евгений Родионов"

(скачать , формат.avi, 527 Мб, 50 мин.)

Что лучше: быть убитым, но остаться в живых для будущих поколений, или заживо погибнуть, как Иуда? Этот вопрос нам - живущим в 21 веке. Этот вопрос, наверное, задавал себе, находясь в заточении, восемнадцатилетний солдат Евгений Родионов, которого бригадный генерал "казнил за упрямство" в самый день его рождения, 23 мая. В этот день был праздник Вознесения Господня. Вместе с ним погибли еще три солдата. Их мучили четыре месяца. Им предлагали сменить веру и остаться в живых. Но они не отреклись от веры, а значит от Родины, от себя. Бамут, где их убили, был взят на следующий день после казни. Им не хватило одного дня.

Песня Александра Маршала: Евгений Родионов

Песня о подвиге святого воина Евгения Родионова

Евгений-воин

15 лет назад рядовой Родионов принял мученический венец Спецпроект «Завтра» Андрей Фефелов 18 мая 2011 года
Номер 20 (913)

Воин Евгений представляется мне, словно выходящим из сумерек. Что это за сумерки? Быть может, это "тьма внешняя", иначе говоря, наша с вами тревожная эпоха; мир, облекшийся в траур по утерянному смыслу. Или это значительные сумерки храма, в которых таинственно плавают разноцветные светила, молчат иконы?

А может быть, эти сумерки — живое, клубящееся и дышащее море русского народа, из глубины которого медленно всплывает навстречу заре легкий золотой корабль?

БИОГРАФИЯ

Евгений Александрович Родионов родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области, погиб 23 мая 1996 года близ села Бамут в Чечне.

Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать — Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог.

Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике, учился на шофёра. Весной 1995 года был призван в ряды Вооруженных Сил, в состав пограничных войск РФ.

Зимой 1996 года в районе границы Чечни с Ингушетией вместе с тремя сослуживцами (Александром Железновым, Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым) попал в плен к боевикам.

Находился в плену в селе Бамут в течение ста дней, на протяжении которых подвергался избиениям и пыткам.

В день своего рождения, в праздник Вознесения, вместе с тремя пленными товарищами был выведен в лес. Всем четверым было предложено перейти в ислам и присоединиться к банде.

Имеющему нательный крестик Родионову было предложено сорвать с себя символ Христа и тем самым сохранить себе жизнь. После отказа два пленника были убиты выстрелами в темя, Евгению и еще одному солдату боевики перерезали горло, а затем отрезали головы.

Вскоре после пленения пограничников мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Командир Евгения сообщил ей, что ее сын в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам выкуп за информацию о месте захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту.

Погребен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. Надпись на кресте гласит: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Христа, казненный под Бамутом 23 мая 1996 года"

Многими православными людьми в России и за ее пределами Евгений Родионов почитается как святой воин-мученик.

Из статьи в электронной энциклопедии

ДУХОВНИК ГАЗЕТЫ "ЗАВТРА" священник Дмитрий Дудко всегда выражал свои мысли просто и коротко: "Евгений Родионов принял мученическую смерть за Христа, за Веру Православную. Это подвиг редчайший. С одной стороны, его смерть вызывает скорбь, с другой, вселяет бодрость. Константин Великий увидел крест и сказал: сим победиши, так и мы, видя то, что свершилось, говорим: только Верой мы победим. Потому что если оглянуться вокруг — ничто нас не спасет. Действительно, человек жил среди нас в очень трудное время, пожалуй, более трудное, чем советское, когда было безбожие. Безбожие вынести легче, развращение — труднее. Но он в развращенное время сохранил Веру. Казалось бы, от него требовали немного — снять крестик. Всенародно отказаться от Христа…"

В одной короткой фразе отца Дмитрия сказано многое. Например, то, что советское "безбожие" было менее опасным и тягостным для души человека, чем нынешнее "развращение". Ведь первое, невзирая на "материализм", тянуло вверх, а последнее предполагает открытое главенство низменных инстинктов, бытовой цинизм и торжество эгоизма. Речь идет об обществе, в котором не принято жертвовать хоть чем-то во имя других людей, но, напротив, приветствуется вырвать больше и больше благ из рук ближнего своего. Уж какие там идеалы, высшие принципы, вечные ценности?! Все это в развращенном обществе считается пустыми глупыми фразами, "разводкой для лохов", далекими, полузабытыми абстракциями. Главное здесь и сейчас продвинуться, закрепить за собой как можно больше конкретных материальных благ и ресурсов. Духовное развращение — это примат сиюминутного, принципиальный отказ от вечности.

В одной из статей о подвиге Евгения Родионова написано следующее: "Он пришел к нам в кромешную пору всеобщего разложения и предательства, во времена великой народной беды и народного падения."

И если эпохи побед и восхождений имеют своей высшей точкой некую сияющую вершину, расположенную на определенном кратком отрезке истории, то эпохи распада и обрушения отмечены особыми впадинами. Именно такой дымящейся впадиной русской истории, черным чудовищным кратером был 1996 год, наполненный до краев дьявольским бредом. Это год предательства, когда в ходе необъявленной Чеченской войны российское телевидение превозносило убийц русских женщин и детей, плевало в спину воюющей армии. А затем в Хасавюрте был подписан позорный мирроссийские власти на глазах у всего мира капитулировали перед шайкой бандитов. Затем последовали чудовищные по степени цинизма и фальсификаций "выборы Ельцина", сопровождаемые бесовскими плясками и шквалом информационного насилия над населением. После такого стало ясно: с народом можно делать всё, что угодно!

И в недрах этого вращающегося кратера, среди потоков гноя и серы явился новый христианский мученик — воин Евгений. Неузнанное, непознанное в невыносимом, мучительном и страшном обличье — случилось чудо Божье!

О ВОИНАХ-МУЧЕНИКАХ

"Святые воины-мученики составляют особый высокий чин небесной иерархии. История церкви отмечает дарованное им особое свойство являться в сражениях и поражать плотских врагов. Так, Дмитрий Солунский уже после своей кончины являлся на стенах осажденной Солуни и поражал сарацинов, а святые страстотерпцы Борис и Глеб, пришедшие на помощь своему сроднику князю Александру в Невской битве, сокрушили часть шведского войска на другом берегу Невы — там, где не проходила с боем княжеская дружина. Как и все мученики за веру, он несет в себе частицу того страшного огня попаляющего, который есть Господь. Несомненно, что так же, как и они, Евгений Родионов - лучший воин в полном смысле слова. Он вел брань свою не только с земными служителями преисподней, но и с духами злобы поднебесной. Он был и есть солдат той армии, Великий Полководец которой не предает своих солдат и ни единой капли пролитой крови не оставляет незамеченной. Так и Евгений брань свою продолжает и после своей земной смерти. Быть может, его явление знаменует рождение среди нас воинов, идущих в бой со Христом в душе. Крепко стоящих в этом бою до смерти и после смерти. На земле и на Небе".

Юрий Юрьев, из статьи "Чудо о Евгении" ("Завтра", 1999, № 46)

СОВСЕМ НЕДАВНО федеральный список экстремистских материалов пополнился лозунгом "Православие или смерть!" Теперь этот лозунг в России официально запрещен, на него поставлена государственная печать — "экстремизм"! Но ведь знаменательная и героическая кончина Родионова есть прямое, непосредственное воплощение принципа "Православие или смерть!". Евгений Родионов был поставлен перед ясным, очевидным, заостренным, как лезвие меча, выбором. "…От него требовали немного — снять крестик." Он не снял крест и выбрал бессмертие… Посмотрим, что выберем мы?

Эта заостренность, кристальность выбора, явленная в мученической кончине Евгения-воина, пугает многих. Иным такой подход представляется и впрямь вредным и экстремистским. Многим православным в рясах и без оных гораздо уютнее пребывать в мире полутонов, в стабильном режиме компромисса с нахрапистой антихристианской цивилизацией. Любые разговоры о неминуемом выборе отметаются, сама постановка вопроса выставляется нелепостью, вывихом сектантского сознания, результатом религиозной экзальтации. Пример Родионова четко указывает на то, что экзальтация тут не при чем. Евгений вовсе не был религиозным фанатиком, едва ли был воцерковлен. Но решил вопрос своей вечной жизни принципиально, по сути, а не по форме.

Современным докторам богословия, отягощенным Сорбонной, изрядно искушенным в многословных прениях, есть чему поучиться у русского мальчика, окончившего девять классов средней школы поселка Курилово.

Панически бежит прочь от Родионова многочисленное племя церковных секретарей и светских очковтирателей-имитаторов. Вблизи от пресветлого лика Евгения-воина обнажается любая, даже самая тонкая, самая изысканная ложь. Любая подделка становится грубой и очевидной. Потому-то многочисленные прокремлевские молодежные движения никогда не поднимут на знамя образ Евгения. Ибо он их спалит, выжжет их них притворство, разрушит фикцию синтетического патриотизма.

"Мое мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, — это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил." Это слова Рамзана Кадырова. Любопытно, что нынешний глава Чечни, говоря о Евгении, обратил внимание именно на религиозный, духовный смысл случившегося, чего в упор не видят или не хотят видеть иереи из Синодальной комиссии по канонизации.

ЗАСТУПНИК РУССКИХ

Тихо, в снегах и румяных зорях, встаёт над Россией звезда Евгения Родионова, русского солдата и мученика, святого юноши, сложившего голову за родную страну и народ. К могиле его, что под Подольском, приходят женихи и невесты, прибредают искалеченные в боях пехотинцы, стекаются отчаявшиеся горемыки. Утешаются, крепнут духом, исцеляются от тоски и недугов.

Художники пишут его иконы. Поэты слагают о нем стихи. Сельские батюшки открывают ему алтари. Иконы мироточат, алтари творят чудеса.

Монах в северной отдаленной обители под заиндевелой сосной, перед иконой Евгения Родионова молился: "Святой Евгений, мученик за веру, заступник русских, воинов крепость, молитвенников сладость, правдолюбцев надежда, жертвующих утоление, труждающихся награда, ищущих обретение, спаси Россию!"

И в снегах, в прозрачных метелях, среди серебряных вьюжных дорог возникало великое шествие. Полки, батальоны, несчетные ратники, несметные ополченцы. От города к городу, от села к селу. Все, ныне живущие среди градов и весей. И все, почившие прежде, распахнувшие сугробы могил. Вся русская мысль и святость. Вся русская мощь и краса. Двигались бессчетно в полях, среди песнопений и гулов. И вел их юноша Евгений Родионов, держа негасимую свечку, сиявшую сквозь метель.

Преклонив колени, я молился вслед за монахом: "Святой Евгений, мученик за веру, заступник русских, спаси Россию!"

Александр Проханов, из передовицы "Чудесная звезда Евгения Родионова" ("Завтра", 2002, № 5)

ИКОНОГРАФИЯ ЕВГЕНИЯ-ВОИНА велика и обширна. Автор этих строк знает более полутора десятков различных икон с изображением мученика. Газета "Завтра" публиковала часть из них.

Сегодня мы украшаем полосу драгоценной работой художника и режиссера Николая Деткова, создавшего образ Евгения-воина в особой технике. Портрет выполнен на бересте, лицо солдата вырастает из великого соцветия русской святости, выходит из сонмища страстотерпцев и подвижников — именитых и безымянных.

Лик молодого воина словно наливается божественным смыслом и ангельской силой. И мы видим воочию, как свершается великое чудо прославления. Наблюдаем великий миг, когда кроткий мальчик становится грозным наставником. Когда невинный юноша превращается в воинственного предстоятеля, небесного витязя-защитника. Там, за спиной Евгения, ткутся наши с вами молитвы, пламенеет и созиждется вечно живая нетленная святая Русь.

Есть предсказания, что когда-то Золотой Крест святого Евгения станет одной из высших воинских наград будущей России. Но до этих дней предстоит нам еще дойти, пройти через великие испытания и искушения.

Святый мучениче Евгение, моли Бога о нас!

О ПОДВИЖНИКАХ БОЖЬИХ

Помимо канонизированных святых, есть ещё один особый вид почитаемых усопших — подвижники благочестия. Канонизации почти всегда предшествует почитание святого как подвижника без всякой на то официальной санкции. На могилах таких подвижников и праведников, еще при жизни прославившихся богоугодным житием и особыми благодатными дарами, поются частые панихиды, в дни их смерти совершаются заупокойные Литургии, их имена вносятся в синодики для каждодневного поминовения на Литургии. Над гробами подвижников благочестия устраиваются памятники в виде арки или часовни, иногда с изображениями подвижников на надгробницах. Почитатели усопших составляют им службы и акафисты, хотя они и не имеют церковного употребления. В своих келейных молитвах почитатели, верующие в их святость, обращаются к ним как к угодникам, предстоящим перед Престолом Божиим.

Иногда при гробницах почитаемых подвижников пели одновременно и панихиды, и молебны. Патриарх Иосиф дозволял петь на гробнице Соломониды, разведенной супруги Великого князя Василия III, не только панихиды, но и молебны. Святой Анне Кашинской после ее деканонизации и до восстановления чествования ее памяти пели панихиды, а затем читали молитвы с обращением к ней, как к угоднице Божией. В XIX веке преподобному Максиму Греку в Троице-Сергиевой Лавре пели панихиды с тропарем ему, как святому. Писали и иконы неканонизированных подвижников. Перед этими иконами возжигали свечи, их лобызали; иногда такие иконы помещали в церквах.

В большинстве случаев канонизации святого предшествует народное почитание как подвижника благочестия.

Протоиерей Владислав Цыпин, из книги "Курс церковного права"

23 мая в понедельник с самого раннего утра и целый день будут служиться молебны и панихиды у могилы героя-воина.

АКАФИСТ мученику воину Евгению (Родионову)

Избранного воина Христова и мученика предивного, поборника святыя веры православныя, Российскою землею рожденного и в земли Кавказстей возсиявшего, святаго мученика Евгения Нового, похвальными песньми почтим; ты же, угодниче Божий, яко предстояй пред престолом Царя Славы, от всяких нас бед свободи, с любовию и благодарением зовущих ти:

Радуйся, святый и преславный мучиниче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Икос 1

Ангелов Творец и Господь Сил, предуведевый благое произволение твое, всеславный мучиниче Евгение, от града Подольска, избра тя, благодатию своею преобильно тя одари и венцем мученическим тя увенча, и аки предстателя и заступника небеснаго, тебе нам паки дарова.
Мы, же, дивящися таковому о тебе Божию смотрению, во умиление сердец зовим ти:
Радуйся, Христа ради на земли пострадавый!
Радуйся, с Ним на небесех воцаривыйся!
Радуйся, светлое звездо Российския земли!
Радуйся, Отечество земны молитвами твоими не оставляй!
Радуйся, заступниче скорый тя призывающих!
Радуйся, предстателю крепкий на тя уповающих!
Радуйся, целомудренных усердный охранителю!
Радуйся, в скорбех наших присный утешителю!

Кондак 2

Видя Христос Господь сердца твоего благое намерение, блаженнее Евгение, предначерта ти тернистый и многотрудный путь спасения: егда во время служения твоего воинского плениша тя агаряне в земли Кавказстей, идеже ты прибыл еси непоколебим в вере православней, веры ради страдание претерпел и смерть приял лютую еси, непрестанно усты и сердцем Господеви воспевая: «Аллилуйя!»

Икос 2

Разумом свыше просвещаем, честный Евгение, начаток и конец жития твоего на камене благом, Христе Спасителе положил еси; Ему же последующее вся красное мира сего презрел еси и страдание прескорбное Его же ради претепевше, радуешися и веселишися ныне в чертозех небесных. Мы, подвиги твоя досточудные ныне поминающе, таковвыя похвалы приносим ти:
Радуйся, Духом Святым просвещенный!
Радуйся, соблазнами мира сего не прельщенный!
Радуйся, жизнь за Христа отдавый!
Радуйся, страданиями Его подражавый!
Радуйся, очи твоя к Богу обративый!
Радуйся, волю твою в добродетели утвердивый!
Радуйся, змия лукавого посрамивый!
Радуйся, лик святых возвеселивый!

Кондак 3

Силою Христовою соблюдаем, достохвальный старстотерпче Евгение, о болезнех телесных не брегл еси, подвигом добрым подвизатися хотящее; тою же силою укрепляем страданий путь всеславно прошел еси, и приял еси от Бога власть чудеса различные творити; да вси, к тебе ныне притекающии, исцеления от недуг телесных, паче же душевных получают; Богу же о тебе вопиют: «Аллилуйя!»

Икос 3

Имея ныне радость вечную в небесных селениях, и нас грешных ан земли не забываеши, угодниче Божий прехвальный воине Евгение; мы же, труждающиеся и обремененные, к тебе прибегаем: не остави нас сирых и недужных, помощи у тебя просящих, но мольбы наша на алтарь небесный принеси, да радостно зовем ти:
Радуйся, в единем Христе утешение полагаяй!
Радуйся, во старданиях призывати Бога научаяй!
Радуйся, чада наша от соблазнов мира соблюдаяй!
Радуйся, оных в целомудрие и чистоте укрепляй!
Радуйся, за грешных Бога умилостивляющий!
Радуйся, блазих в добре утверждающий!
Радуйся, мятущихся помыслов умирителю!
Радуйся, вражиих советов преславный разорителю!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 4

Бури греховныя тебе не потопиша, ниже волны страстей покрыша тя, мучениче Христов Евгение, не погибл бое си, но ко Христу пришел еси и жизнь свою, яко жертву благовонную, Ему Сладчайшему Спасителю Нашему принесл еси; молися убо ныне, да и мы в житейском море сущии, к тихому пристанищу Господу Спасителю притецем, в умилении зовущее: «Аллилуйя!»

Икос 4

Слышавшее злочестивые воеводы российстии о пленении твоем, всеславный Евгение, отступником и изменником бытии тя мняху. Мы же, ведуще тя, яко истиннаго воина Христова, чести отечества твоего не посрамившего и веру Православную во страданиях твох сохранившего, таковые похвалы приносим ти:
Радуйся, воине Христов непобедимый!
Радуйся, в терпении твердейший адаманте невредимый!
Радуйся, яко от неблагомысленных наветы претепел еси!
Радуйся, яко от яростных поношения приял еси!
Радуйся, сердец смятенных умирителю!
Радуйся, от озлобления на нас враждующих охранителю!
Радуйся, яко от неверия избавляеши!
Радуйся, яко от малодушия исцеляеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 5

Боготечной звездою пришел еси в мире сем, страстотерпче преславный Евгение, яко веру Христову пред обезумевшими агаряны дерзновенно исповедал еси; страдания многа и люта мужески претерпел еси и ко Христу Господу и Спасу Нашему радостно востекл еси, Ему же ныне с лики Ангельскими предстошии и немолчно воспеваеши: «Аллилуйя!»

Икос 5

Видевши неверные агаряне знамение Креста Господня на вые твоей, святый Евгение, разсверепеша зело и мукам горьким тя предаша. Ты, старстем Христовым приобщившись, убелил еси ризы твоя в крови агнчей, древлим страстотерпцам равночестен и новым мученикам равнославен явился еси. Мы, вся сия ныне поминающее, таковые похвалы возносим ти:
Радуйся, кровию твоею торжество веры истинныя утвердивый!
Радуйся, яко Сам Господь свыше презре на страдания твоя!
Радуйся, паче мужей сильных крепчайший явившийся!
Радуйся, заточение темничное Христа ради претерпевый!
Радуйся, всемощную силу благодати познавый!
Радуйся, на подвиг мученичества свыше укрепленный!
Радуйся, огнем земным Христа ради опаленный!
Радуйся, Божественным огнем сердца наша возжигающий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 6

Проповедником истины, Христовым апостолом, поревновавшее, не убоялся сеи зверонравных мучителей, Святый Евгение, но с дерзновением имя Христа Бога проповедал еси, Его же ради муки многообразныя претерпел и смерть лютою приял еси, да прославится тебе ради Дивный во святых своих Господь, Ему же ты ныне вопиеши: «Аллилуйя!»

Икос 6

Возсия свет Христов в триех воинех русстих, иже с тобою, пречудный Евгение, во узах агарянских скорбный путь проходиша. Овые убо тобою научаемы, живот свой Христу Спасу Нашему посвятиша и Его же ради мучения лютыя претерпеша, востекли суть в чертози Отца Небесного. Мы же, сия поминающе, молим тя, светозарный мучениче Евгение, просвети и наша сердца, мраком житейских попечений омраченные, озари лучами Божия добродетели всех, любящих тя и молитвенно к тебе ныне взывающих:
Радуйся, триех воинов светом Христовым просветивый!
Радуйся, во страдания оных надеждою укрепивый!
Радуйся, купно с ними в Чертоги Отчии востекший!
Радуйся, купно с ними венец нетленный обретший!
Радуйся, яко заблуждающихся на путь истины наставляеши!
Радуйся, яко всех нас к покаянию ныне призываеши!
Радуйся, яко паче лучей солнечных благодатию просиял еси!
Радуйся, яко светом невещественным души наша просвещаеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!

Кондак 7

Хотяще зверонравному мучителю льстивыми словесы отвратити тя, прехвальный Евгение, от Бога Истиннаго и в зловерие агарянское тя соблазнити, мужественне противостоял еси, глаголя: «не изменю веры моея в Иисуса Христа, Бога Моего, Ему же со Отцем и Святым Духом присно пою и во веки пети буду: «Аллилуйя!»

Икос 7

Новою показа безчеловечия ярость зверообразный мучитель, егда тебе, всеславный страстотерпче Евгение, повеле мукам многоскорбным предати. Ты же гнева агарян и страданий прескорбных не устрашився, паки исповеда себе христианина быти и радостоно восприял еси биения, узы железныя, и иныя муки нестерпимыя. Тем же вси, таковому твоему дерзновению дивящееся, глаголем:
Радуйся, злобы мучителей твоих не устрашивыйся!
Радуйся, муки нестерпимыя победно претерпевый!
Радуйся, язвы Господа на теле твоем носивый!
Радуйся, терпение крепкое во страданиях явивый!
Радуйся, от веры Православныя не отступивый!
Радуйся, страстем Христовым мужественно подражавый!
Радуйся, веру, надежду и любовь до конца сохранивый!
Радуйся, подвигами твоими верных христиан возвеселивый!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 8

Странно бе видити зловерным и бесоподобным агарянам, Силы Божьей неведущем, како в возрасте юношестем и телеси ослабленном возмогл еси, мучениче Евгение, лютейшие муки за Христа притепети. Мы же, благодаре о сем Бога, крепость таковую тебе даровавшего, с любовию ему вопием: «Аллилуйя!»

Икос 8

Яко новое светило на тверди небесней, воссиял еси всему христианскому роду, всехвальный мучениче Евгение, егда во главу усеченный, душу твою Господу предал еси. Тем же мы, благоговейно поминающе страдания и подвиги твоя, с любовию зовем ти:
Радуйся, смерти телесныя не устрашивыйся!
Радуйся, до смерти верен Господу пребывый!
Радуйся, за веру и отечество живот свой положивый!
Радуйся, ум и сердце посреди мучения ко Господу устремивый!
Радуйся, радостно за главу Церкви Христа главу свою под меч приклонивый!
Радуйся, венец славы из рук Господа приявший!
Радуйся, бды и печали от любящих тя отгоняющий!
Радуйся, всем призывающим тя, скорую помощь подавающий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 9

Вси чини Ангельстии и праведных лики возрадовашася, зряще тя, святый Евгение, новаго мученика в пострадавшей и поруганней земле Российстей возсиявшаго. Мы, ныне прославляющее подвиг твой, ко Господу и Спасу нашему взываем: «Аллилуйя!»

Икос 9

Витийство мира сего не может изрещи величие подвига страстотерпца святаго Евгения, яко же и премудрость века сего слова крестного вместити никако же может; мы же, смирении, буйством прповеди о Распятом спасаемы, всеславного Евгения, яко же самого себе отвергшегося и душу свою Христа ради отщепившего, несумненно прославляем, зовущее к нему тако:
Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши!
Радуйся, яко в селениях небесных почивая, нас не оставляеши!
Радуйся, венцем нетленным украшенный на небеси!
Радуйся, всечестно почитаемый на земли!
Радуйся, неверных светом веры просвещаяй!
Радуйся, чад Церкви Христовой в вере утверждаяй!
Радуйся, о спасении нашем Спасителя умоляяй!
Радуйся, милость Богородицы к нам преклоняяй!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 10

Спасения нашего ходатай буди и ныне, святый новомучениче Евгение, зане многия растленныя обычаи нечестивые людие введоша в страну нашу и теми крепость наша оскуде, но в сокрушении сердец наших к твоему предстательству припадаем и на твое заступление уповающе, вопием Богу: «Аллилуйя!»

Икос 10

Стена крепкая и твердая ограда буди нам, страстотерпче святый Евгение, с теплой верою и любовию к тебе ныне прибегающим; ограждаемы бо от враг видимых и невидимых и избавлены тобою, прославим тя тако:
Радуйся, Святыя Православныя Церкви украшения!
Радуйся, о чадах ея теплое моление!
Радуйся, чаше, елей милости Божия к нам содержащая!
Радуйся, горо, тучи гнева Господня от нас отводящая!
Радуйся, печальниче болящим и безпомощным!
Радуйся, заступниче убогим и обидимым!
Радуйся, яко помраченных просвещаеши!
Радуйся, яко просвещенных утверждаеши!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 11

Пение наша всякое побеждается, и многое множество хвалебных песен, воспеваемых ти, несть довольно, дабы по достоянию восхвалити тя, всеславный мучениче и чудотворче Евгение, обаче молитвами твоими получающее от Христа Бога благодеяния многообразныя, благодарни сущи, поем о тебе Богу: «Аллилуйя!»

Икос 11

Света нетварного зритель и радости Божественныя причастник явился еси, страстотерпче святый Евгение. Тем же молим тя: не престани молитися о всех нас купно с пострадавшими с тобою блаженными мученики Александром, Игорем и Андреем, да помилует нас Господь вашего предстательства ради, и сподобит нас, немощных, новую силу нечестия посрамити и победители злонравия явистися, да ублажаем вас сицевыми похвалы:
Радуйтеся, яко орли, к Солнцу Правды воспаривши!
Радуйтеся, к Свету Невечернему из юдоли плача востекшии!
Радуйтеся, Царствия небесного наследници!
Радуйтеся, вечныя славы сопричасници!
Радуйтеся, теплотою Божественныя любве души наша согревающии!
Радуйтеся, в скорбях и болезнех терпению Христову нас научающии!
Радуйтеся, от сетей вражиих верныя избавляющии!
Радуйтеся, ходити в заповедях Божиих на наставляющии!
Радуйтеся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших!

Кондак 12

Благодать великая дана есть ти от Бога Вышняго, пречудный страстотерпче, яко прешедше от скорби велие и убелившему в крови Агнчей ризы своя; сего ради со святыми Престолу Божию предстоиши, зовуще: «Аллилуйя!»

Икос 12

Поющее Бога, Дивного во святых Своих, ублажаем тя, преславный страстотерпче Евгение, почитаем страдания твоя, славим долготерпение и мужество твое непоколебимое, хвалим мученическую кончину твою, торжествуем небесную твою славу и таковые похвалы приносим ти:
Радуйся, выну уповати на Творца нас наставляющий!
Радуйся, к покаянию всех нас призывающий!
Радуйся, омраченныя умы наша просветляющий!
Радуйся, окаменелые сердца наша оживляющий!
Радуйся, скорби наша в радость претворяющий!
Радуйся, светом надежды нас озаряющий!
Радуйся, чтущих тя пред Богом поминающий!
Радуйся, о праславляющих тя, Господа умоляющий!
Радуйся, святый и преславный мучениче Евгение, скорый помощниче и молитвениче о душах наших!

Кондак 13

О святый и преславный страстотерпче, воине-мучениче Евгение, земли Российстей и всего мира христианского похвало и украшение, приими сие малое моление от нас, грешных, любящих тя и благоприятными твоими к Богу молитвами от враг видимых и невидимых нас защити и огради, от всяких болезней душевных и телесных свободи, и от вечнаго мучения твоим ходатайством нас избави, да сподобимся с тобою в селениях райских воспевати Богу победную песнь: «Аллилуйя!»

(Сей кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак).

Молитва ко святому мученику воину Евгению Новому

О всеславный достохвальный угодниче Христов, Церкви Православныя поборниче, воинства Русского похвало и утверждение, мучениче святый Евгение Новый! Преклоньше колена молим тя: призри на ны, грешныя, к заступлению твоему прибегающия, услыши сие малое моление наше и теплым твоим предстательством умоли Всемилосердного Бога, Ему же ныне предстоиши с Царем-искупителем Николаем, ангелы и всеми святыми, да сохранит нас в единении Православныя Церкви и утвердит в сердцах наших живый дух Правыя Веры и благочестия, и избавит нас от всякого искушения и прелести бесовския. По велицей любви твоей, ею же ближняя твоя возлюбил еси, испроси у Всещедрого Бога Отечеству твоему и нашему купно, мир и благоустроение; всем же нам, недостойным, усердно к тебе прибегающим, богоугодное и безмятежное житие и добрую христианскую кончину, таин Божиих причастную. О святый заступниче наш, не отсави нас, слабых и безпомощных, молися за ны ко Господу и Спасу Нашему Иисусу Христу и Пречистой Владычице Богородице, и подвигни на молитву за нас богопрославленные соузники твоя, блаженные мученики Игоря, Андрея и Александра, с ними же вкупе на Небеси предстоиши Престолу Царя Небесного, да дарует Он, Всещедрый и Премилосердный Господь наш, вся пользе временней и вечней полезная и потребная; да не воздаст нам по делам нашим, но по неизреченному человеколюбию своему простит нам беззакония и согрешения наша, да избавит ны от всякия нужды и печали, скорби и болезни; да ниспошлет нам благое намерение и силу подвизатися во исправлении жития нашего, и в будущем веце да сподобит нас внити в Царствие Небесное и славити Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт