В чем смысл жертвы Христа? Искупительная жертва – единственная основа спасения.

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

СМЕР ТЬ ИИСУСА ХР ИСТА КАК ИСКУПИТЕЛЬНАЯ ЖЕР ТВА Страдания Иисуса Христа, закончившиеся Его крестной смертию, не то же, что страдания и смерть обыкновенных людей. Страдания и смерть всех людей суть неизбежные следствия первородного греха и наказания за грехи личные: смерть, по Апостолу, есть оброк греха. Иисус Христос, как безгрешный, лично свободен был от этих бедствий, и скорбей: равным образом и смерть не имела над Ним власти, как чистом и свободном от греха первородного и грехов личных и, следовательно, не было для Него необходимостью. Если же Он и вкусил смерть, то только потому, что добровольно подчинил Себя ее власти. "Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю", говорил Он. "Никтоже возьмет ю от Меня, но Аз полагаю о Себе: область имам положити ю, область имам паки прияти ю" (Ио. 10, 17-18). Если же Христос Спаситель добровольно подчинил Себя смерти, то значит, что это нужно было для спасения человечества, значит смерть Его имела искупительное значение, необходима была по домостроительству так же, как и необходимо было и воплощение Сына Божия. Священное Писание так и учит нас смотреть на крестную смерть Иисуса Христа, как на искупительную жертву. "Кровь Иисуса Христа, очищает нас от всякого греха", говорит апостол Иоанн (Ио. 1,7). Чтобы несколько уяснить себе искупительное значение крестной смерти Иисуса Христа, необходимо принять во внимание следующее: Иисус Христос в Священном Писании часто называется Агнцем, Агнцем Божиим,а Иоанн Предтеча еже яснее называет Его, Агнцем Божиим, вземляющим грехи мира" (Ио. 1, 29). Все эти наименования возводят мысль нашу к агнцу - жертвенному животному Ветхого Завета и самим жертвам. Жертвы в Ветхом Завете были приносимы для того, чтобы испросить у Бога прощение грехов, достигнуть примирения с Ним и освобождении от наказаний за грехи. Грехи приносящего жертву при этом, как бы переносились на неповинное животное, что символически выражалось возложением рук грешника на жертвенное животное и исповеданием вслух грехов над ним. Животное закалалось, проливалась его кровь, оно умирало. и смерть или кровь его являлась, так сказать, заменой смерти грешника, определенною правдою Божиею за грехи человека искупительным наказанием, освобождающим человека от его виновности. Вместо грешного человека, умирало невинное животное, принимавшее на себе грехи его. Конечно, действительного очищения грехов эти жертвы не давали "ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи", говорит св. ап. Павел (Евр. 10,4), но они предуказывали, на будущее, действительное очищение от грехов жертвенной кровью Агнца Божия - Искупителя. Пророк Исаия определенно изображает Мессию "Мужа скорбе" страждущим за грехи наши и страданиями Своими приобретающим нам спасение. Сравнивая Его с агнцем, ведомым на заклание, пророк говорит, что Господь возложил на Него грехи наши, и Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. Таким образом выражение "Агнец Божий" указывает, что Иисус Христос есть Агнец, избранный Самим Богом, и следовательно, не случайно имеет подвергнуться смерти, но по вечному определению Божию. Это - Агнец, - вземляющий грехи мира. "Взять грех" - означает, понести наказание за грехи свои или чужие, принять на себя вину, снять с кого-нибудь вину понесением наказания за грех. Конечно, это не значит, что Христос взял на Себя грех, в смысле греховности и нравственной развращенности души, что Он Сам грешник, а значит только, что Он взял на Себя грехи в смысле нравственной ответственности за грех, что Он подвергнул Себя всему тому, чему подвергал грех человека - страданиям и смерти. В изречениях Священного Писания мы находим подтверждение мыслей в том, что смерть Иисуса Христа есть икупительная жертва и что она есть источник нашего очищения от грехов. Р ассмотрим некоторые из них. Незадолго до Своих страданий Господь говорит Своим ученикам, спорившим о первенстве в царстве Мессии. Они человечески же прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих: "литрон анти поллон" (Мф. 20,28). Слово "литрон", особенно в связи с "анти", обозначает цену или плату, за которую, например, первенцы, посвящавшиеся на служение Богу освобождались от этого, военнопленные и рабы получали свободу, преступники, обязанные по закону нести наказание и даже иногда смерть, освобождались от наказания. Смысл выражения, значит, будет такой: "Иисус Христос Своею смертию дал как бы выкуп за нас. Мы должны были нести за свои грехи, как наказание, смерть, но смерть Христа явилась выкупною платою или средством для освобождения нас от этого наказания, она заменила нашу смерть. На последней вечери, подавая чашу благословения, Господь сказал ученикам Своим: "сия чаша новый завет Моею кровию, яже за вы проливается" (Лк. 22, 20). Здесь крестная смерть Иисуса Христа сопоставляется с жертвой завета, которую Моисей принес за народ во время заключения союза с Богом на горе Синае. Об этом событии предается, что когда Моисей прочитал вслух народу книгу завета и народ дал обещание быть послушным Богу, то Моисей взял кровь жертвенную и окропил народ говоря, "вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих" (Исх. 24, 8). Противопоставление Иисусом Христом Своей криви Нового завета или нового союза с Богом крови ветхозаветных жертвенных тельцов показывает, что Своей Смерти Христос усвоял значение жертвы. Так же учили и апостолы. Ап. Петр учит: "со страхом житии вашего время жительствуйте, ведяше, яко не истленным сребром или златом избавителя от суетного вашего жития, отцы преданного, но честною кровию яко агнца непорочно и пречиста Христа". (I Петр. 1. 18-19). Призывая христиан к богоугодной жизни, апостол указывает, что они освобождены, выкуплены от прежней греховной жизни не золотом или серебром, чем обыкновенно выкупаются военнопленные и рабы, а несравненно более дорогою ценою, что честная кровь непорочного Агнца, т.е. крестная смерть Иисуса Христа есть искупительная цена за грехи мира. Весьма многочисленны свидетельства об искупительном значении смерти Христовой у ап. Павла. Так, в послании к Галатам апостол пишет: "Христос искупил ны от клятвы законныя, быв по нас клятве" (3,18), т.е. Иисус Христос, будучи Сам свободен от клятвы - от осуждения или наказания за неисполнение закона, терпит на Себе осуждение, которому подлежат беззаконные люди, и там приобретает им искупление. Тот же апостол говорит. "О Нем, т.е. Иисусе Христе, имамы избавление кровию Его и оставление прегрешений" (Еф. 1,7), т.е. кровь Иисуса Христа есть избавление - "аполитросис" выкупная цена, освобождающая людей от рабства греху и его следствий - гнева Божия и смерти. Если же смерть Иисуса Христа служила выкупною платой за грехи людей и заменою их смерти, то ясно, что она есть искупительная жертва для спасения людей, подобная ветхозаветным жертвам. Иногда Апостол Павел сравнивает жертву Христову с определенными видами ветхозаветных жертв. Так, он говорит: "пасха наша за ны пожрен бысть Христос" (I Кор.5,7), сравнивая жертву Христову с пасхальною жертвою ветхого завета. Как агнец пасхальный в ветхом Завете был не только пасхальною трапезою, но и искупительною жертвой Богу, выкупом первородных, равно служил благодарственным воспоминанием об освобождении евреев от рабства египетского, так и смерть Иисуса Христа, Агнца Божия служит такою жертвою, которая избавляет людей от смерти и плена диавола. Особенно подробно раскрывает ап. Павел учение об искупительной жертве Христовой в послании к Евреям. Здесь Иисус Христос изображается как Первосвященник, приносящий жертву за грехи людей, и как самая жертва, приносимая Богу. В жертвоприношении Христовом, по словам апостола, осуществилась знаменательная жертва, которую первосвященник приносил в великий день очищения, когда он входил во святое святых с жертвенною кровию и кропил ею крышу завета в знак очищения грехов народа и своих собственных. "Христос же, говорит апостол, Архиерей грядущих благ... ни кровию козлею, ниже тельчею, но Своею кровию, вниде во святая, вечное искупление обретый" (Евр. 9.11-12). Ему не было надобности подобно ветхозаветному первосвященнику входить во святая каждый год. Он так вечный Первосвященник "единою в кончину веков, во отметание греха, жертвою Своею явися" (Евр. 9, 26), и "едином приношением совершил есть во веки освещаемых" (Евр. 10, 14). Таким образом, по ясному учению Священного Писания, неповинная смерть Иисуса Христа была ценою, выкупом за грехи людей, повинных пред судом правды Божий смерти за свою греховность, иначе - искупительною жертвою. Вместе с тем она есть и источник очищения людей от грехов, Бог ради Своей правды требует от человека свободы от грехов, или очищения их, причем Сам Он предлагает и средство для уничтожения грехов в очищении от них жертву Сына Своего, Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха" ,говорит Апостол (I Ис. 1,7). и еще "Той (т.е. Иисус Христос есть очищение о гресах наших, не о наших же точно, но о всего мира" (I Ио. 2, 2). Св. ап. Павел также учит: "Бог Его (т.е. Иисуса Христа) предположи (т.е. предназначил, определил) очищение верою в крови Его, в явление правды Своея за отпущение прежде бывших грехов" (Р им. 3,25). По мысли апостола Сам Бог, чтобы показать правду Свою, наказывавшую грехи людей во Христе Иисусе, предназначил для очищения людей от грехов и от наказанной за них, крестную смерть Иисуса Христа. Сам Господь Иисус Христос, раскрывая очистительное значение Своих крестных страданий и смерти, говорил Своим ученикам на последней вечери, подавая им хлеб и чашу: "сие есть тело Мое, еже за ны ломимое" и "сия бо есть Кровь Моя, яже за многия изливаема во оставления грехов" (Мф. 26, 28). И Святая Церковь веру свою в очистительную силу крестной жертвы Христовой ясно выражает в словах евхаристической молитвы, которую читает священник, погружая вынутые за здравие и упокой частицы просфор и потир. "Омый, Господи, грехи принимавшихся зде кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих". Все эти изречения ясно свидетельствуют, что чрез жертву Христа люди делаются чистыми, святыми, непорочными и неповинными пред Богом, и таким образом примиряются с Богом. О таком значении спасительной жертвы Христовой так говорит ап. в послании к Колосянам. "В нем, т.е. Иисусе Христе, благоизволили Бог всему исполнению вселитися, и тем примирити всяческая к Себе, умиротворив кровию креста Его чрез Его аще земная, аще ли небесная" (Колос. 1, 19-20).

Ответ священника:

В мире Христианства существуют три варианта ответа на вопрос о смысле Крестной жертвы Иисуса Христа: 1. Юридическая концепция Искупления, 2. Нравственная концепция, 3. Онтологическая концепция. Познакомимся с каждой из них. 1. Юридическая концепция именуется таковой потому, что Тайну нашего Спасения она интерпретирует в категориях средневекового права. Эту концепцию, правда с противоположными выводами из неё, доныне исповедуют Западные Христиане: Римо – Католики и Протестанты, а также появившиеся из последних, секты. Предпосылкой зарождения Юридической концепции было развитие в Западной части Римской империи юриспруденции. Своей самостоятельной философской школы Запад не имел. Даже такие известные западные философы, как Цицерон, Лукреций, были всего лишь компиляторами философских систем Востока (греческой философской мысли). Зато Запад прославился своим правоведением. Вплоть до Великих кодексов Наполеона, вся Европа подчинялась правовым нормам, основу которых заложил Рим. Система образования в Западной Римской империи, так – же строилась на изучении права. И когда Рим в 1 веке н.э. принял Христианство, суть Искупительной Жертвы Иисуса Христа, он стал объяснять в знакомых ему категориях права. Так, грехопадение Адама рассматривалось здесь, как оскорбление человеком Божественного величия. В средневековом уголовном кодексе, тяжесть вины определялась статусом того лица, против которого совершено преступление. Если человек украл коня у крестьянина, он получал одну форму наказания. Украл у вельможи, наказывался более серьёзно. Украл у царя, наказание становилось максимально тяжелым. Поскольку Бог – Бесконечное Существо, а люди – тварны и ограничены, ни сам Адам, ни все его потомки, (почему - то унаследовавшие его виновность), оказались не в состоянии оплатить Божественному правосудию за этот грех. Но вот приходит в мир Сын Божий, Воплощается в лице Человека - Иисуса Христа и приносит, так называемую, заместительную Жертву, то есть, принимает на Себя наказание, уготованное Богом Отцом, падшему Адаму и всем его потомкам. Он умирает на кресте, принося, таким образом, удовлетворение оскорбленному правосудию Божию за первородный грех. В силу этой заместительной Жертвы Сына Божия, Бог Отец амнистирует грешников, верующих в Иисуса Христа (то есть, освобождает от наказания за грех) с той лишь разницей, что с точки зрения Римо – Католицизма, человеку через принятие Таинства Крещения прощаются только грехи, совершенные до Крещения (в том числе – и первородный грех). Но в последующих за ними грехах, он может получить прощение через, так называемые, добрые дела, которые в Католическом богословии рассматриваются, как заслуги (и даже сверхдолжные заслуги - у святых). В Протестантизме и сектантстве утвердилась другая крайность. По мнению Протестантов, добрые дела в спасении вообще не нужны, но Бог вменяет человеку, верующему в Искупительную Жертву Иисуса Христа праведность Христову, и он становится свободен вообще от всех грехов. Юридическая концепция серьёзно искажает представления о Боге и Его взаимоотношениях с человеком. Греческий богослов Александр Каломирос в своей книге «Река огненная» говорит, что западное богословие, пропитанное духом юридизма заложило основу появления в Европе 18 – 19 веков атеизма и нигилизма, как попытку спрятаться от карающего за грехи Бога. Основные ошибки этой концепции можно выразить в следующем: А. Библия не знает таких терминов, как заместительная Жертва и удовлетворение и с точки зрения Евангелия, Бог не нуждается в каком - либо удовлетворении Своему правосудию за грех. Ярким подтверждением тому является притча Иисуса о блудном сыне, где отец просто и ничего не требуя взамен, прощает возвратившегося неверного сына. Б. Бог с точки зрения Юридической теории выглядит, как Существо, страдающее странной раздвоенностью. В Нем борются два свойства: правосудие и милосердие. Он и хотел – бы простить падшее человечество, как Милосердный, но не может, как Правосудный, пока не получит соответствующего удовлетворения. То есть, правосудие превращается в свойство, довлеющее над свободой Бога. В. Само спасение изображается, как изменение, происходящее лишь в Боге, но не касающееся человека. В его природе ничего не меняется. Она остаётся повреждённой, смертной и заражённой страстями. Меняется отношение к нему Творца. Как говорит диакон Андрей Кураев: «Кровь Сына Божия застилает очи Бога Отца. Теперь Он не видит грехи человека, хотя они в нем остаются, и видит его праведным, хотя он таковым не является». Но по словам митр. Сергия (Страгородского): «человеческая душа хочет не просто числиться в Царствии Божием, но жить в нем». 2. Как реакция на искажения Юридической концепции, возникает концепция Нравственная, которой придерживались некоторые богословы Русской Церкви, такие, как митрополит Антоний (Храповицкий), проф. Московской Духовной Академии – Тареев. Суть её заключается в том, что Христос, страдая на кресте, преподал нравственный образец преодоления искушений, послушания Отцу, самим делом проиллюстрировал Свое Евангельское учение. Очевидная ложность Нравственной концепции выражается в отсутствии в ней представления о Крестной Жертве, как о событии, способном преобрзить саму испорченную грехом природу человека. 3. Коснемся теперь интерпретации Искупительной Жертвы Христа, возникшей в Восточном Христианстве - в Православии. Само наименование её «Онтологической» говорит о рассмотрении как грехопадения, так и Искупления в категориях природы. Так, суть первородного греха эта теория усматривает не в виновности Адама и всех его потомков перед Богом, а в повреждении грехом самой человеческой природы, в разрыве падшим человеком связи с Богом, и, как следствие, в проникновении в него смерти. По словам преп. Иоанна Кассиана Римлянина «грех нас делает более несчастными, чем виновными». А святитель Василий Великий вообще говорит слова, повергающие Протестантов в полное недоумение: «Бог простил человечеству грехи ещё до пришествия Спасителя». И подтверждением тому является вся Ветхозаветная история: Творец печется о падших людях, заключает с ними Завет, несмотря на всю их греховность. И Сын Божий приходит в наш мир, как Врач. Он Воплощается, то есть, Родившись через Деву Марию «одевается» в человеческое естество, поврежденное грехом Адама. Для чего? – Что – бы в Себе Самом это воспринятое естество исцелить от последствий греха, проклятия и смерти и обожить, то есть теснейшим образом соединить со Своей Божественной природой. Поэтому, все основные события земной жизни Богочеловека Восточная традиция рассматривает, как послужившие исцелению Его человеческой природы и проникновению в неё Божественных энергий: Рождество, Крещение на Иордане, Преображение на Фаворе. Но особое место в этом ряду занимают Крестная Смерть Иисуса и Его Тридневное Воскресение. Апостол Павел в послании к Евреям пишет: «Ибо надлежало, что бы Тот (Бог отец), для Которого всё, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их (Иисуса Христа) совершил через страдания» (Евр. 2.10). Слово «совершил» в греческом тексте послания звучит, как «тэлиосэ», буквально «довёл до совершенства». Что же в Иисусе Христе было несовершенно и нуждалось в усовершении? – Его Божество – совершенно. В усовершении, или в исцелении, нуждалась воспринятая Им в Воплощении человеческая природа. Её – то Он и «совершил через страдания» - исцелил в Себе Самом. А в Воскресении – освободил от власти смерти, проникшей в неё через падение Адама. Для наглядности, представим такой пример. Водолаз, опустившийся на дно моря, случайно перерезал себе шланг с подачей кислорода. И его вовсе не спасут слова капитана, произнесенные с корабля: «Я прощаю тебя за порчу государственного имущества». Если срочно не возобновить подачу кислорода, водолаз просто задохнётся. Именно так и рассматривает Православие спасение человечества, совершенное Иисусом: человек падением разорвал спасительное для него единство с Богом и стал задыхаться и умирать, пораженный грехом. Бог, в лице Иисуса, пришел на землю и в Себе Самом исцелил и обожил человеческую природу, возвращая нам её в Евхаристии. Причащаясь Евхаристического хлеба и вина, христианин приобщается к плодам Искупительной Жертвы, входит в онтологическое единство со Спасителем и обоживается. Он получает прививку бессмертия. Почему Сын Божий для спасения человечества избрал именно такой способ: унизительную смерть на кресте? – Это Тайна, которую ограниченный человеческий рассудок до конца не может вместить. Возможно потому, что в те времена крестная казнь была самой мучительно и позорной. И приняв её, Иисус, во – первых, через страдания исцелил воспринятую Им человеческую природу, во – вторых, явил во всей полноте Свою величайшую Любовь и Смирение, что – бы ею вызвать в искупленном человечестве ответную к Себе любовь и побудить людей воспользовавшись плодами Искупления, возвратиться через Него к Отцу.

Библейская энциклопедия
  • диакон Андрей
  • иерей
  • архим.
  • прот. Джеймс Бернстайн
  • Же́ртва -
    1) священное приношение чего-либо или кого-либо в дар Единому и Истинному Богу, совершаемое в рамках религиозного обряда;
    2) приношение кого-либо или чего-либо в дар ложным богам или демонам, осуществляемое в рамках языческих или демонических культов;
    3) то же, что жертвоприношение;
    4) внутренний добровольный отказ человека от чего-либо во имя Единого и Истинного Бога;
    5) добровольный отказ человека от чего-либо во имя кого-либо, не обладающего Божественным достоинством;
    6) Искупительные Страдания и смерть Господа Иисуса Христа на Кресте; Сам Господь Иисус Христос.

    В Ветхом Завете под жертвой понималось умилостивительное или благодарственное приношение Богу от земных плодов или от царства животных. При этом обряд жертвоприношения не подменял и не затмевал собой смысл религии. Внешняя жертва не исключала собой внутренней жертвы. На протяжении всей пророческой эпохи пророки настаивали на необходимости внутренней жертвы – сокрушения духа пред Богом и совершения праведных дел милосердия. Внешние ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той добровольной Спасительной жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. В своем высшем значении ветхозаветные жертвоприношения способствовали подготовке человеческого рода к пришествию Богочеловека Иисуса Христа.

    Жертва в Новом Завете – Подвиг Богочеловека , заключающийся в крестных страданиях и крестной смерти, принятый Им мир ради грехов мира. На Голгофе Господь добровольно совершил принёс Себя в жертву ради спасения человека. Он страдал и умер не потому, что не мог избежать страдания, но потому что возжелал пострадать. Он Сам допустил над Собою совершиться временному торжеству неправды. Его страдание не было необходимостью, но было проявлением Божественной . Святой сказал, что Христос не стал ждать, когда Он будет вынужден к Своей жертве предательством Иуды, злобой священников, неразумием народа: «Он предварил эту волю зла, и до того, как был к тому вынужден, вольно отдал Себя накануне Страстей, в Великий четверг, даровав Свою плоть и кровь». Именно поэтому говорится о Христе как об , «предопределенном прежде основания мира» () и даже «закланном от создания мира» ().

    Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, всегда, ныне и присно , явлена нам на Литургии, потому что на является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.

    Бескровная Жертва – одно из названий .

    Прот. Валериан Кречетов :
    Суть жертв Ветхого Завета, которые приносились патриархами, заключалась в том, что эти жертвы являлись прообразом жертвы Сына Божия за грехи всего миpa. Поэтому ветхозаветная жертва и была жертвой кровавой. Она несла в себе символ Агнца, закланного за весь миp. И когда совершилось исполнение этого прообраза, тогда кровавая жертва престала. Потому в православном миpe всякие кровные жертвоприношения отсутствуют.
    Жертва Сына Божия, Богочеловека, явилась свидетельством истиной веры. Как говорит святитель , ни один из предводителей всевозможных течений и учений не принес себя в жертву за своих последователей. Только один Сын Божий пострадал прежде всех за всех.
    Это свидетельство истинной любви – до смерти. Об этом и сказано: Больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою положит за други своя (). Эта жертва, принесенная за весь миp, является свидетельством любви Божией к человеку, к миpy. К тому миpy, который Господь сотворил и который возвращается к Богу через очищение, через покаяние. Тако бо возлюби Бог миp, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (). Эти слова сказаны в Евангелии для того, чтобы засвидетельствовать истину любви Божией. Любовь Божия – это сущность Божества. Это то, что только и можно постигнуть, исповедуя Святую Троицу.

    В Ветхом Завете

    Народ Израиля познал свое первое великое спасение, когда Господь избавил его от власти егип. фараонов. Слова «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. ) воспринимаются как введение к Десяти Заповедям. Свою тоску по новому великому освобождению народ Израиля выразил в страстном ожидании Мессии: «Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Господь возвратит пленение народа Своего» (Пс. ) О Господе как о Спасителе свидетельствует и освобождение израильтян из вавилонского плена (Ис 40-55). Подобно тому как раба выкупали из долгового рабства, Бог избавил народ Израиля от ига иноземцев. Господь восстановил благополучие Своего народа, возвратив ему свободу и землю.

    Жертва

    Роль в истории и культуре

    С древнейших времен жертвы играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл - от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собственной ничтожности.

    По свидетельству Библии, жертву Богу приносили Авель , Каин , Ной , Авраам , Исаак , Иаков , Иов (Быт 4:3,4; 8:20; 15:9; 26:25; 31:54; Иов 1:5). Жертва Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения, как правило, были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно.

    Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность, а также кровь животных «покрывала» грехи тех кто приносил эту жертву; 2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из егип. рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа -> Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу Ж., а также порядок их принесения. К важнейшим видам Ж. относятся: Ж. всесожжения (Лев 1), хлебное приношение (Лев 2), Ж. благодарности, или мирная Ж. (Лев 3), а также Ж. за грех (Лев 4:1 - 5:13) и Ж. повинности (Лев 5:14 - 6:7). Среди этих пяти видов Ж. только одна была бескровной: хлебное приношение, к-рое рассматривалось как дополнение к Ж. всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по к-рым приносились Ж., отчасти видны уже из их названий (напр., Ж. за грех, Ж. благодарности). Была также жертва примирения (Лев 15).

    Ветхозаветные жертвы

    1. Основной жертвой в израильском богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 - 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13), к-рую приносили во искупление непреднамер. проступков (Лев 4:2).

    Различаются четыре вида таких Ж.: Ж. за грех первосвященника (ст. 3-12), жертва за грех всего общества Израиля (ст. 13-21), Ж. за грех одного из правителей народа (ст. 22-26) и жертва за грех рядового израильтянина (ст. 27-35). Первосвященник приносил в жертву тельца - самое дорогостоящее из жертв. животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин - козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним.

    Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, к-рое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда жертва приносилась простым израильтянином (Лев 4:27-31). Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:

    • представление Ж. (ст. 27 и след.). Согл. Лев 1:3, жертв. животное следовало привести к дверям скинии . Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;
    • возложение руки. Приносивший Ж. возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср. 16:21);
    • заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому - по милосердному установлению Бога - разрешалось, чтобы вместо грешника умерла Ж., оплатив своей жизнью его грех;
    • помазание кровью. После того как жертва была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря - роги жертвенника всесожжения, если жертву за грех приносил простой израильтянин (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о жертве священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). (-> Окропление -> Чистота, нечистота, чистый, ничистый, очищение.) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказательством того, что жизнь принесена в жертву и, след., вина оплачена;
    • после принесения в жертву крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;

    2) при принесении Жертвы всесожжения (Лев 1) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника (ст. 5).

    Сущность жертвы всесожжения состояла в том, что за представлением жертвенного животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение жертвы. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Т.о., жертва в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали (ст. 9,13). Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт 22:2). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. народа - два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней жертвы (Исх 29:38-42; Чис 28:3-8; Езд 9:4,5; Дан 9:21);

    3) Хлебное приношение (Лев. 2) состояло из плодов земли; оно вместе с жертвой возлияния дополняло собой жертву всесожжения (Чис 28:4-6). (При жертве возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной жертвы) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества (Лев 2:1), белый цвет к-рой символи-зировал чистоту. К этой Ж. добавляли -> ладан (ст. 1,2; в Синод. пер. - «ливан»), симво-лизировавший молитву (ср. Пс 140:2; Лк 1:10; Откр 5:8); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев 2:11), к-рое символизирует греховность (ср. 1Кор 5:6-8).

    Ж. следовало приносить соленой (Лев 2:13): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (-> Маслина, масло, елей) (Исх 29:40). Те остатки Ж., к-рые не сжигались, предназначались священникам (Лев 2:3);

    4) Мирная жертва (Лев 3:3) приносилась из крупного скота - быков (волов) или коров (ст. 1-5), или из мелкого - овец (ст. 6-11) или коз (ст. 12-16). Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, то есть лучшее от Ж. (см. Ис 25:6; 55:2). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время к-рой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. животного (Лев 7:15). Эта совместная трапеза была одновременно радостным праздником примирения (ср. Пс 22:5; Лк 15:23) в Доме Божьем (Втор 12:5-7,17,18), символом восстановленного общения с Богом.

    Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ (Лев 7:12,15; 22:29), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ (Лев 7:16; 22:21; Чис 15:3); 5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ (Лев 5:14 - 6:7; 7:1-10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба (Лев 5:16; 6:5). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех (Лев 7:7), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;

    Отступив от Бога, человек в своем стремлении к неогранич. свободе попал в тяжелейшее рабство, оказавшись во власти мира, греха, дьявола и смерти; вместе с ним в рабстве оказалась и вся вселенная. Чтобы освободить мир и человечество от власти сатанинских сил, от проклятия и принуждения, чтобы помочь им осознать свое предназначение, потребовалась особая спасающая сила Бога Творца. Именно для осуществления этого спасения и явился в мир Иисус Христос (Евр 2:14 и след.). Как возвещается в хвалебной песни Захарии, Бог сотворил избавление, послав в мир Иисуса, и мы должны «небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей» (Лк 1:71,74 и след.). Своей жизнью и смертью на кресте Иисус Христос «приобрел вечное искупление» для нас (Евр 9:12). В Нем мы имеем «искупление Кровию Его» (Еф 1:7) и прощение наших грехов. «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20:28; 1Тим 2:6). Христос искупил людей не только от греха, но и от проклятия Закона (Гал 3:13 - см. пер. НЗ под ред. еп. Кассиана; 4:5), избавил от грядущего гнева Господнего (1Фес 1:10) и от смерти (Рим 7:24 и след.; Евр 2:15). Это избавление предназначено не только конкретному человеку (2Тим 4:18), но и всей Церкви, всему Божьему народу (Лк 1:68). Через Иисуса Христа Бог примирил с Собой всю вселенную (Кол 1:20; Еф 1:10). Благая Весть об И. - основа христ. веры. Языч. народы также испытывали тоску по И. и ожидание некоего спасителя, к-рый оказал бы людям помощь в их бедствиях (с особой силой это проявилось в мистич. культах, ставших особ. популярными именно в новозаветный период). Однако истинное И., по свидет-ву Библии, явлено только в Иисусе Христе (1Кор 1:30). В смерти и в воскресении Иисуса Христа совершено полное И. всех наших грехов (2Кор 5:11-21). Верующие стали сопричастны к силам воскресения, но в течение всей своей жизни они должны бороться с силами зла (Рим 7; 1Кор 4:6-13; 2Кор 4:7-18). Начатый с И. процесс очищения и освобождения от грехов называется освящением. Только воскреснув из мертвых и войдя в Новое Царство, люди достигнут полного И. Это полное И. ожидает не только детей Божьих, но и все творение Господа (Рим 8:21 и след.), к-рое в день Страшного суда воссияет в своей совершенной славе. Верующие, к-рые Духом Божьим «запечатлены в день искупления» (Еф. ), будут жить на новой земле, наполненной «ведением Господа» (Ис 11:9; Авв 2:14).

    Среди богословов возникали споры : кому же Христос принёс искупительную жертву, то есть, кому Он отдал Себя в обмен за грешных людей? Если Богу Отцу, то Бог Сын всегда Ему итак принадлежал и, кроме того, Он против жестокости и кровопролития. Если жертва принесена диаволу , то с ним нельзя договариваться, ибо «ложь есть и отец лжи». Если Сам Себе, то Его крестные страдания придётся признать актом бессмысленного самоубийства.

    Принимается только то, что Христос принёс Себя в жертву за людей людям. И каждый, кто в таинстве святой Евхаристии принимает эту жертву - омыт Кровью Иисуса Христа.

    Эзотерическое христианство на «Мистерию Голгофы» как на глобальный мистический акт, разрушивший преграду между земным и небесным мирами, возникшую после гибели Атлантиды, и определивший поражение сил тьмы, ибо казнь Христа кармически обрекла их.

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Тема "искупительной жертвы Христа" обсуждалась и обсуждается в христианском Богословии подробнейшим образом до сих пор. Тему "Искупления" привнесли в христианское богословие католики и она удачно "прижилась" в человеческом сознании, потому как своей юридической простотой оказалась очень удобна человеку для получения спасения: – "Искуплен" и больше делать ничего не надо, разве что славить Христа и платить "десятину", а место в Царствии небесном тебе уже "забронировано"! Вот почему, тема эта получила самое широкое распространении в современных новомодных христианских церковных собраниях западного толка и до сих пор остается привлекательной для ново начальных христиан … как легкодоступный сыр в мышеловке!

    Абсурдность такой правовой точки зрения на Жертву Христову обличают многие Богословы: - "… Само понятие искупления носит чисто юридический характер. Это выкуп раба. Юридической является и тема посредника, крестом соединившего человека с Богом. Однако это значило бы создавать между Богом и человечеством недопустимые правовые отношения…", - возражает Владимир Лосский.

    Также профессор Несмелов в одной фразе дает очень сильную критику этого мышления: - "… Ни один здравомыслящий человек никогда не допустит, что будто ради справедливого прощения своего обидчика он сам должен перенести то наказание, какое по закону следовало бы перенести его обидчику, и что будто лишь после этого наказания он может с правдою и любовью простить своего обидчика…", - то есть, ради справедливого прощения нас Бог должен перенести наказание (какое нужно перенести нам), и только после этого теперь Он с правдой и любовью сможет простить нас!

    Далее католическая церковь развивает эту сладкоголосую уничижением человека тему так: - "… Все люди – соучастники греха, совершенного Адамом. Однако передача первородного греха – тайна, которую мы не можем понять до конца».

    Можем ли мы согласиться с таковой концепцией вины: - "… да, действительно тайна, но как это так: - Адам согрешил, а я виновен? Это поистине тайна. Я поражаюсь, - справедливо недоумевает профессор Осипов и далее уже сокрушается - это же пишут не дураки, … современные богословы. Когда мы утверждаем абсурдную вещь, то это поистине остается тайной. Но то, что передается не вина, а повреждение – этого они понять не могут … к сожалению, - продолжает он, - вошла эта дикая идея и в наше богословие, переписали ее и защищали подчас люди очень хорошие, даже почти святые – например, Серафим Соболев. Или, митрополит Елевферий Богоявленский писал: «Помимо личной нравственной высоты стоял грех или вообще грехи, как вина перед Богом, уже независимо от покаявшегося сердца или личной праведности», - диву даешься, когда это читаешь.

    Такова вкратце суть богословской полемики в церковно-академических кругах. Также в Священном Писании и у святых отцов мы находим целый ряд терминов, с помощью которых выражается существо Жертвы Христовой: исцеление, спасение, искупление, оправдание, избавление, усыновление, освящение, примирение, освобождение, наконец – обожение.

    Но католицизм остановился только на искуплении, протестантизм – на оправдании, православие же все время настаивает на спасении. Великие святые умоляли дать им еще времени на покаяние, в то время, как их лицо сияло, как солнце. В католицизме же под святостью подразумевается не степень исцеленности, а степень заслуг. Получается, что ты уже спасен искуплением, но заслуг все больше и больше! – Нет и нет … нет в этом никакой логики, ибо: - "… ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его…"!

    Все совершенство заключается лишь в степени исцеления, и по мере этого исцеления происходит все большее приобщение человека к Богу. Стяжание Духа Святого означает, что человек становится способным воспринять Дух Божий. Антоний Великий говорит, что, когда мы каемся и доверительно Богу стараемся жить по заповедям, то соединяемся с Духом Божиим, а когда напротив, грешим, то отделяемся от Бога и соединяемся с демонами-мучителями.

    И вот вопрос: а откуда все это христианское учение о совершении спасения через страдания Бога?

    В этой связи лично мне наиболее достоверной представляется точка зрения протоиерея Сергия Вишнякова, благочинного Обнинского округа Калужской епархии: - "… сущность искупительной Жертвы Христа - это тайна, непостижимая даже для ангелов (1 Пет. 1, 12). Не потому ли единого, "официального" (по словам о. Олега Давыденко) учения об Искуплении в православном богословии пока нет? … И словосочетание "искупительная Жертва" надо применять очень осторожно, ибо даже богословы, цитируя одни и те же места из Священного Писания, могут прийти к совершенно разным выводам. Всё зависит от того, с какой точки зрения они будут рассматривать Слова Божии …".

    Итак, из людей никто не может изменить свою природу, это невозможно – и тем более сделать это еще и для других людей. Поэтому нужен был новый родоначальник всего человеческого рода, новый Адам. Таковым родоначальником никто из людей быть не мог. И вот Бог соединяется с человеком, в Его человечности происходит исцеление, и эта человечность становится родоначальником нового поколения людей.

    Помогая нам в размышлениях о рождении нового человека по подобию родоначальника, апостол Павел подмечает: - "… Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его… и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство …".

    В этих строках соединяется и верховенство власти – Сущность Божия и первенство воскресения из мертвых, коими являемся мы для Жизни вечной. История жития Сына Человеческого есть изрядная картина – пример всякому "ветхому человеку" для преображения в "нового". И осуществить это преображение, суть "рождение от воды и Духа", возможно только по свободной воле человека, к тому еще и "употребившего усилие"!

    Каким показано это наше преображение в земном житии Иисуса Христа? История его начинается в Крещении Сына Человеческого от Иоанна – в воде покаяния, затем – строгий пост и искушения от Диавола в пустыне. Этот момент жизни Иисуса Христа для нашего преображения означает, что после Таинства Крещения, должно человеку пребывать в строгости, постоянно наблюдая за собой "какого он духа", ибо с этого момента, отвергаясь греховного, окружающая его жизнь превращается для человека в пустыню праведности бытия, в которой властвует искуситель.

    Пример нам в том подает история жития мученицы Иустины: - В 3 веке, в царствование римского императора Декия, жил в Антиохии языческий мудрец, знаменитый волхвователь Киприан. Многие обращались к нему в своих нуждах, и он помогал им бесовской силой. Обратился к нему однажды юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Как то увидел он девушку Иустину и поразился ее красотой, и стал с тех пор искать ее расположения и любви, она же отвечала ему отказом: «Жених мой – Христос; Ему я служу и ради Него храню мою чистоту».

    Вооружившись тайными знаниями и призвав на помощь нечистых духов, Киприан три раза посылал их соблазнить Иустину. Они внушали ей дурные мысли, разжигали в ней плотскую страсть, искушали льстивыми и лукавыми речами, но Иустина побеждала их постом, молитвой и крестным знамением, и, посрамленные и устрашенные крестом Господним, они бежали с позором.

    Как это происходило? Приняв решение стать "невестой Христовой", она тщательно хранила в сердце своем дары Христовы – мир, радость, суть чистоту по имени Благодать и внимательно следила за таковым строем своего сердца, а когда обнаруживала нарушение оного, то принимала меры к исправлению случившегося в нем искажения, взывая ко Христу – таков нам пример созидания царствия Божия, которое "внутрь вас есть"!

    Далее, начиная от пустыни, Сын Человеческий преодолевает череду испытаний, которым подвергает Его диавол, лично и через подвластных ему людей. Все эти испытания проходит и человек, но мы не предаем им никакого значения, стараясь извлечь из всего лишь выгоду. Пример жития Сына Человеческого спасителен тем, что обращает наше внимание от жизни временной к Жизни вечной и дает основание в испытаниях искать не выгоды, но верности Любви, суть Отцу небесному по подобию Иисуса Христа – подобию, венцом которого является Воскресение в Жизнь вечную.

    Для того, чтобы открыть человеку Путь Истины Жизни через Таинство Исповеди и покаяния, Иисус Христос Первым преодолел несколько рубежей, ограждающих нас от Жизни вечной. Ибо только как Сын Человеческий Он и мог явить, что преодоление сие для человека возможно – до Него рубежи эти казались большинству людей просто непреодолимыми. Для откровения их преодоления Иисус Христос был подвергнут семи испытаниям от диавола.

    Во свидетельство безграничной Любви к человеку, Сын Божий принял волю Отца покинуть обитель Света, сойти в греховную обитель мира сего заранее зная исход этого согласия – жестокие страдания на Пути возвращения, как Себя Самого, так и последующих за Ним. И Сын Человеческий принял это условие – в этом и состояла Его искупительная жертва!

    Три испытания Его верности делу спасения человека от власти греховных вожделений пришлись на пустыню, в тяжелейших условиях, когда после 40–дневного поста, Сын Человеческий взалкал, – это был момент наивысшего чувства голода, граничащего с голодным обмороком и максимального напряжения всего организма к жажде жизни. А еще четыре, не менее тяжкие испытания, пришлись на последующие три с половиной года жизни Иисуса Христа среди людей.

    Первым испытанием стало предложение диавола: – "… если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами …", – потому как знал искуситель, насколько сильно жаждет этого хлеба плоть Сына Человеческого. Из ответа Иисуса: – "… написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих…", – дано нам понять, что в этом предложении, под словом "камни", подразумевалась "вера" человека в Слово Божие, прочная как камень.

    И вот, в этот столь трудный момент бытия, предложил диавол Сыну Человеческому отречься от этой веры ради "хлеба насущного". Христос устоял в этом испытании, полагая тем и нам Путь спасения от власти унаследованного еще от прародителей греховного вожделения отказаться от своего "первородства" в Любви, ради миски "чечевичной похлебки" в мире сем.

    Однако, как часто нам приходится встречаться в обыденной жизни, когда ради вожделения плоти, даже в гораздо меньших условиях соблазна, мы действительно оставляем заповеди Премудрости Божией о Жизни вечной на "потом"! И это: "… потом … завтра … как–нибудь … в следующий раз …", – может продолжаться "… до дней последних донца…"! Когда мы перейдем в посмертный мир без всякого покаяния. И в таковой нашей кончине будет торжество диавола, ибо воздаянием за поклонение страстям мира сего станет вселение души человека в обители страстей – обители ада! Или, как указывает Царь, призывающий нас на брачный пир Жизни, а мы отказываемся: – "… во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов…"

    Тогда, приступая к Сыну Человеческому со вторым испытанием: – "… берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. …". Казалось бы – бессмысленное испытание! Ну кто станет бросаться с высоты храма? Однако – нет, смысл в том предложении был: либо уловить Иисуса Христа в Его вере Слову Священного Писания и погубить, понудив добровольно прыгнуть с крыла храма, либо обличить Его неверие, если откажется прыгать!

    И как часто, доверившись человеку, в фанатичном уповании на Бога, люди совершают неразумное, в частности – удаляются от жизни и даже добровольно уходят из нее в ожидании "конца света", который должен состояться по календарю убеждения их самости!

    В этой связи, нередко можно наблюдать фанатично доверительное отношение верующих к слову "пастыря" о спасительности честно уплаченной "десятины", в то же время отворачивающихся от действительно спасительного призыва Господня к покаянию, потому как он представляется им более обременительным и вновь каждый сам для себя решает, что ему удобнее для спасения.

    Преодолевая это испытание: – " … Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего…", – здесь Сын Человеческий оставляет нам назидание в надежности "всякого слова, исходящего из уст Божиих", – но предостерегает от соблазна искушать Бога недоверием самости человеческой. Ведь нередко можно уловить себя на мысли: – если Ты есть, Боже, да будет … по Твоему веленью, по моему хотению!

    Веру в надежность "всякого слова, исходящего из уст Божиих" Иисус Христос подтверждает через откровение Иоанну Богослову: – "… Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего…". Чем призывает нас не зарывать своих талантов во все дни жизни временного сего века, но умножать ими радость бытия во всяком деле.

    При третьем искушении Сына Человеческого: – "… возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое…".

    Знаменательно для нас в этом искушении, что Бог не возразил диаволу в том, что он действительно имеет власть над всеми царствами мира сего. Не менее знаменательно и то, что диавол искушает Сына Божия возможностью получить эту власть из его рук – стало быть, действительно дана ему такая возможность, "чтобы сеять нас как пшеницу … в терниях"! Говоря современным языком – тестировать на прочность верности Богу.

    Из первого искушения очевидно, что диавол знал о том, что Иисус Христос есть Сын Божий, а из второго, - знал он и то, что в настоящее время возможности Христа во власти над ним ограничены Его плотью, то есть – нет у Него власти над диаволом большей, чем у обычного человека. И, в период земного искушения, как у всякого человека, есть у Иисуса только одна власть, преодолеть которую диаволу не дано – это его свободная воля, в данном случае – принять власть над миром сей временной жизни и славу его из рук диавола, поклонившись и служа ему, либо отвергнуть эту возможность ради Верности Отцу небесному!

    С каким вожделением многие и многие уповали и доныне уповают получить власть и славу мира сего, даже из рук диавола, хотя бы на краткий миг бытия, взамен продав ему свою душу, поклоняясь и служа ему! И вожделение сие есть серьёзная преграда на Пути Истины Жизни вечной для человека! Для преодоления этого вожделения, Господь наставляет: – "… терпением вашим спасайте души ваши…".

    Наставляя нас терпению в мире самых ярких соблазнов ко греху в надежде на Жизнь будущего века в обителях Любви, Иисус преодолевает и это испытание, опять же верою упования на Слово Божие, сказав: – " … отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи…".

    На этом, – "… окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем…". Из этого евангельского повествования становится очевидно, что диавол оставил свои искушения Иисуса Христа только "до времени", из чего следует, что сатана и нас будет понуждать ко греху во все дни жизни человека!

    "… И возвратился Иисус в силе духа в Галилею …", – здесь еще одно наставление дарит нам Господь – всякий раз, побеждая искусителя верой в Слово Божие, человек укрепляется в силе духа. Ибо, как написано: – "… золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, – в горниле уничижения …". Укрепляется до тех пор, пока сила эта не станет в человеке совершенною до уровня святости. Таковые, – "…немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их … и принял их, … дух сокрушенный…, как жертву всесовершенную …".

    В последующие три с половиной года, уже через человеков, Сын Человеческий претерпел от диавола еще четыре испытания. Вначале, как написано: – " … разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем…", – это был период испытания славой. Целью этого испытания было стремление диавола склонить Сына Человеческого к тому, чтобы Он оставил дело Пославшего Его Отца, но соблазнился жить привычно всякому иудею: принял и лицемерно исповедовал иудаизм – "… оставив заповедь Божию, [держался] предания человеческого … уча учениям, заповедям человеческим …".

    Иисус Христос мирской славой не соблазнился и приступил свидетельствовать об Истине. Краткое содержание этого времени изложено в Евангелии так: – "… И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его …".

    За испытанием славой последовало пятое испытание, суть его сводилась к тому, что диавол и слуги его – демоны, стали понуждать Иисуса Христа пожалеть о Своем служении Пославшему Его и отказаться от этого служения. Теперь они возбуждали власть предержащих публично клеветать на Сына Человеческого, называя его грешником и даже слугою Вельзевула. И было бы большой ошибкой считать, что Иисус Христос относился к таковой клевете равнодушно и преодолевал ее с легкостью, но, как Сын Человеческий, Он очень тяжело переживал клевету, воспринимая ее как разновидность человеческой неблагодарности к Богу и очень скорбел о том. Яркий пример тому Его нечаянное восклицание, как тяжкий вздох: – "… о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? …".

    Испытание это нам очень хорошо знакомо. Так, по природе своей, как образа Божия, человеку свойственно делать добрые дела. Однако далеко не на пустом месте родилась в человеческой среде поговорка: – "Ни одно доброе дело не остается безнаказанным"! Какова природа этой поговорки? Она проста. Есть такое предание, что всякое доброе дело, совершенное человеком в Милости Любви, радостно записывается ангелами в Книгу Жизни на небесах. Об этом тотчас узнаёт диавол и понуждает человека того пожалеть о совершённом им деле. И, как только человек соблазняется о том и сожалеет – доброе дело его из Книги Жизни вычеркивается.

    Есть ли в этом какой–то смысл? Да, есть. Понуждая человека пожалеть о добром деле, диавол показывает Богу, что дело то совершено не по природе Любви, но из интереса выгоды, либо тщеславия. Свидетельство то мы черпаем из Книги праведного Иова, где сатана также клеветал на него Богу, якобы обличая Иова в том, что славит он Бога не из Любви, но ради выгоды беззаботно жить в ограждении Божьего покровительства.

    И конечно Всеведущий Бог не поверил бы клевете диавола, если бы не одна деталь бытия праведного Иова, которая свидетельствовала в пользу таковой клевета – Иов был терпим к греховной жизни своих детей, нарушая тем заповедь Божию: - "… Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая … Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети следующему роду…"!

    Уже тогда Бог попустил сатане искушать праведного Иова, а теперь, доброе дело человека только тогда остается записанным в Книгу Жизни, если он не соблазнится сожалением о нем и радостно воспримет недоброжелательные нападки на него, как свидетельство того, что Бог принял его жертву добродетели и возблагодарит Его: – "Слава Тебе, Господи, что ты сподобил меня совершить это доброе дело ради имени Твоего – имени Иисуса Христа – Жизни вечной"!

    Несмотря на широкое противодействие власти иудеев, известность Иисуса Христа распространялась повсеместно. Так, простой прозревший человек сказал ученым фарисеям: – "… это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего…".

    За помощью к Иисусу Христу устремлялись даже язычники. И тогда власть предержащие, во главе с первосвященником иудейским, стали искать убить Его, чтобы Он Своим влиянием не сокрушил их власти над народом, уплачивающим им "десятину". Единственным обвинением Ему вменялось богохульство, суть которого сводилась к тому, что Он назвал Себя Сыном Божиим и от Сыновства Своего не отрекся!

    Нам, порой боящимся почти безболезненных уколов, даже представить трудно, какого мужества стоило Иисусу Христу не отречься от Отца в условиях издевательского глумления и жесточайших мучений, от которых даже ангелы небесные содрогались!

    Испытание смертью было его шестым испытанием! Угроза смертью являлась обыденным явлением и была самой действенной, перед которой человек, как правило, всегда "ломался", становясь даже на путь предательства. И вдруг, миру предстает Сын Человеческий, Который доблесть мужества верности Любви превозносит выше самой смерти! И тем уничижает ее!

    К этому, самому великому делу Своей Жизни во плоти Сына Человеческого, подавая нам пример, Иисус готовился заранее. В четверг, накануне ареста, сразу после вкушения с учениками Новозаветной Пасхи, "… выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною … молитесь, чтобы не впасть в искушение…" – так Он искал укрепления на предстоящее в присутствии и молитвами учеников Своих. Затем, – "… Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня, … чтобы Мне не пить ее! … впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет…".

    То есть, Иисус осознавал глубину предстоящих страданий и, опасаясь торжества обычного человеческого малодушия, вначале молил Бога–Отца, чтобы чаша страданий сих миновала Его. Но тотчас, доверяясь Отцу, поправлялся и просил только укрепления в Верности порученному Ему делу: - "… находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю …", - тогда: – "… Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его …".

    В этом примере мы видим изрядную картину борения души всякого человека в канун угрозы смерти, более того – смерти крестной. Видим также и Путь борения человека, дабы устоять ему в Правде и праведности – это молитва об укреплении к Отцу небесному, к Иисусу Христу – сколь многие христиане устояли в верности Богу, последовав этим путем за Христом в период жесточайших гонений. И именно молитва сия свидетельствует о том, что человек, в доказательство избрания Пути своего служения Правде, выбирает смерть. Но, осознавая свою немощь, молит Бога укрепить его на этом Пути – в молитве этой и вера, и верность!

    Каких усилий стоило Иисусу Христу испытание страстями жесточайших страданий еще до момента распятия, можно судить по, казалось бы, малозначительному факту: – " …и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его …". Из чего следует, что остальные приговоренные к распятию кресты свои несли всегда сами, а у Иисуса Христа сил на это уже не осталось!

    Известно ныне, насколько благодатен был дар этого опыта борения со страстями в последующем, когда подобные испытания претерпели многие и многие христиане. Только действительно верующее выдерживали оные, когда, покорившись судьбе и приговорив себя к смерти, молитвами к Богу об укреплении их, явили они себя подобием Иисуса Христа в Верности Отцу небесному пред жестокими пытками.

    Знаем, что подобных испытаний не лишены и мы, ныне живущие. Знаем, что испытания наши более утонченные, ибо наряду с физическими, стали они и психологическими, духовными и тем, более тяжкими. Поэтому и предупредил Господь: – "… будут последние первыми, и первые последними …", – как выдержавшие испытания верности Любви даже в условиях, когда: – "… соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь …".

    Прагматичный ум современного человека едва скользнет вниманием по этому событию: – "да стóят ли чего такие страдания?". Только истинно верующий разумеет, что они есть Дверь Доверия Божия для посмертного Воскресения из мертвых, в Жизнь будущего века!
    Как победа Любви над Смертью!
    И тотчас вооружится мужеством Верности Любви!
    По подобию Иисуса Христа.

    На фоне описания великих "страстей Христовых", последнее, седьмое испытание осталось, казалось бы, почти незаметным – всё случившееся, по замыслу диаволю, должно было возмутить Иисуса Христа к проклятию неблагодарного человечества на муки вечные – к преданию всех таковых во власть Сатаны!

    Однако страдания не ожесточили Сына Человеческого и, вместо столь привычного для нас проклятия мучителей, которого так ждал от Него диавол, Он молился за распинающих Его: – "… Отче! прости им, ибо не знают, что делают…", – молитву эту подал нам Господь с Креста страданий Своих для того, чтобы помочь исполнить заповедь Его: – "… любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас …", - молитвой этой молясь за обидчиков.
    В чем находил Он утешение в эти последние часы и минуты своей временной жизни во плоти Сына Человеческого? Что оставлял нам в достояние?

    Вот Его утешение и удаление от обиды на распинающих Его: – "… Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться …", – в момент последних страданий Он думал не о Себе, потому как знал, что сие есть Его Путь и Его время, но сострадал "не ведающим, что творят", – потому как знал их удел о предстоящих страданиях и заранее сопереживал их немощи!

    Именно здесь уместно взглянуть на икону Пресвятой Троицы А. Рублева и обратить внимание на взор всех трех Ипостасей Бога, обращенный к Чаше Милости Божией – взор великого сострадания человеку на Пути его творения по подобию Божию – Пути Истины Жизни Вечной, ценой покаяния.

    История земной жизни Сына Человеческого ярко свидетельствует о тех искушениях, которые предстоят каждому из нас в жизни временной на Пути Истины Жизни вечной. И конечно же, пример доверия Отцу небесному и земной жизни Сына Человеческого всегда будет являться для нас той самой искупительной жертвой, которая стала человеку величайшим подспорьем в избавлении от рабства греху, Дверью в обители Отца нашего небесного – обители Жизни вечной, как и сказал о том Сам Иисус Христос: – "… Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня...".

    Не пожертвуй Сын Божий Своим благополучием во Царствии небесном и не сойди в мир царства страстей, чтобы проложить нам Путь Истины Жизни вечной – обителью нашей навсегда стало бы царство Смерти!

    Поэтому безо всякого стеснения и ложной скромности должно нам взять за основу жизни призыв апостола Павла: – "… умоляю вас: подражайте мне, как я Христу…". С тем, чтобы исполнилось бывшее с ним: – "… и уже не я живу, но живет во мне Христос…". Ибо в этом признании апостола ярко открывается тайна всей сути христианства – преображения человека из образа Божия, ставшего блудным Сыном, в подобие Божие – подобие Сына Человеческого, Иисуса Христа!

    Таким образом, все высокоумные размышления о теории искупления (выкупа) человека ценой страдания Сына Божия, напрочь разбиваются одним простым завещанием Иисуса Христа роду человеческому: - "… радуйтесь! … Я победил мир … если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною …", - сие означает, что и нам, по подобию Сына Божия, надлежит еще победить мир!

    После призыва: - "... если кто хочет идти за Мною...", - самым ярким свидетельством нашего искупления от проклятия (удаления из рая) является Слово Господне: - "... Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется...", - и для того, чтобы исполнить нам заветное желание жизни временной войти в обители Любви Жизни вечной, Господь дал нам целую жизнь... от рождения до Смерти! Чтобы уж наверняка... не передумали по дороге, устрашась испытаний и страданий.

    До Иисуса Христа ни одна религия не имела такой Двери - знания, надежды, упования о посмертной жизни человека и последующем воскресении - это было! А вот Пути Истины Жизни вечной... в обители Любви... и Двери в Нее... не было!

    Суть искупительной жертвы Христа не в том, что Он пришел в мир, пострадал и тем искупил падших - теперь мы достойны рая, но в том состоит, что придя в этот мир во плоти человеческой, Сын Божий не только принес нам Благую весть: – "… приблизилось Царство Небесное …", – указал Путь достижения этого царства: – "… должно вам родиться свыше…", – положил начало этому Пути: – "… покайтесь …", - но и Сам, Первым прошел этот Путь через искушения и страдания, увлекая за Собой и укрепляя на Нем уверовавших в Него!

    Как тут не склониться ниц подвигу Его!? И радостно не возопить: – "… осанна! благословен грядый во имя Господне…", - доверительно последовав за Ним по Пути Истины Жизни вечной?!

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Варианты салатов из крабовых палочек и грибов: рецепты с жаренными и обычными продуктами Салаты с крабовыми палочками и грибами Варианты салатов из крабовых палочек и грибов: рецепты с жаренными и обычными продуктами Салаты с крабовыми палочками и грибами Гадание на ошо дзен таро онлайн расклады Гадание на ошо дзен таро онлайн расклады К чему снится найти телефон К чему снится найти телефон