Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд (Oscar Fingal O’Flahertie Wills Wilde). Оскар Уайльд (Уайлд, полное имя Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллз Уайльд, англ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Изящные манеры, блестящий ум, острый язык, эпатажно-изысканный стиль — вот, пожалуй, ключевые характеристики этого человека. Хотя нет, есть еще одна. Всю свою жизнь он подчинил собственным желаниям, считая единственным способом избавиться от искушения — поддаться ему.

Оскар Уайльд — автор двух сборников чудесных сказок (из них наиболее известна далеко не лучшая — «Звездный мальчик»), написанных им для своих любимых сыновей, рассказов (в том числе знаменитого «Кентервильского привидения»), романа «Портрет Дориана Грея», сборника теоретических статей «Замыслы» и трактата «Душа человека при социализме».

Мечтала сыграть в его пьесе « », а его комедии «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания» и «Идеальный муж» шли с аншлагами при жизни создателя, их ставят и экранизируют до сих пор.

«В жизни есть только две настоящие трагедии: первая — когда не получаешь чего хочешь, вторая — когда получаешь»

Биография Оскара Уайльда всесторонне иллюстрирует этот его афоризм. Уайльд хотел привлекать внимание. Он считал высоту притязаний «и долгом художника, и его привилегией», мечтая о славе и всей полноте самовыражения. По совету матери хотел жениться на богатой женщине. Человек с сильным романтическим воображением, он мечтал изведать необычные вещи, хотел наслаждений: «Я помню, как сказал одному из своих друзей, когда мы были в Оксфорде, — мы бродили как-то утром накануне моих экзаменов по узеньким, звенящим от птичьего щебета дорожкам колледжа Св. Магдалины, — что мне хочется отведать всех плодов от всех деревьев сада, которому имя — мир, и что с этой страстью в душе я выхожу навстречу миру. Таким я и вышел в мир, так я и жил.

(...) Я ничуть не жалею, что жил ради наслаждения. Я делал это в полную меру — потому что все, что делаешь, надо делать в полную меру. Нет наслаждения, которого бы я не испытал. Я бросил жемчужину своей души в кубок с вином. Я шел тропой удовольствий под звуки флейт. Я питался сотовым медом ». Были у него и довольно странные для столь поэтизирующего и театрализующего свою жизнь человека мечты: так, Уайльд еще юношей говорил, что хочет выступить обвиняемым на процессе «корона против Оскара Уайльда».

Все эти желания сбылись.

Он долгое время хотел стать католиком. Испытывал потребность перейти от гедонизма к более глубоким потребностям своей души. «Но жить так постоянно было бы заблуждением, это обеднило бы меня. Мне нужно было идти дальше. В другой половине сада меня ждали иные тайны. И конечно, все это было предсказано, предначертано в моем творчестве».

Хотел быть понятым и принятым. После суда и тюрьмы мечтал восстановить свое доброе имя, творческие способности, литературную известность или хотя бы материальное положение.

Он искал любви, поддержки и утешения. Хотел быть рядом со своими сыновьями.

Ничему этому не суждено было сбыться.

«Страдание — это одно нескончаемое мгновенье. Его нельзя разделить на времена года. Мы можем только подмечать их оттенки и вести счет их возвращениям. Здесь само время не движется вперед. Оно идет по кругу. Оно обращается вокруг единого центра боли. Парализующая неподвижность жизни, в которой каждая мелочь имеет свое место в неизменном распорядке (...). У нас царит единственное время года — время Скорби. У нас словно бы отняли даже солнце, даже луну. Снаружи день может сиять золотом и лазурью, но через тусклое, забранное решеткой крохотное окошко, под которым сидишь, пробивается только серый, нищенский свет» — эти пронзительные строки написал заключенный номер С.3−3, отбывавший последние месяцы в Редингской тюрьме.

До суда, перечеркнувшего его жизнь в 1895 году, он был известен как самый изящный острослов англоговорящего мира. И более ста лет спустя — в 2007-м канал Би-би-си, согласно масштабному опросу телезрителей, назовет его самым остроумным человеком Великобритании, обошедшим в том, что касается юмора, даже Уильяма Шекспира и Уинстона Черчилля. А его надгробный памятник в виде крылатого сфинкса будет настолько зацелован поклонницами, что придется искать способы защитить этот предмет искусства от разрушительного действия губной помады.

Однако после выхода из тюрьмы в 1897 году от недавней славы его отделяла такая же неодолимая пропасть, что и от будущей. Следующие три года между освобождением и безвременной смертью он проживет в изгнании, назвавшись вместо безликого тюремного номера мрачным символичным именем «Себастьян Мельмот»: «Мельмот Скиталец» — готический роман, написанный его двоюродным дедом Чарльзом Метьюрином, вместе с историей святого мученика Себастьяна будут метафорой его собственной жизни — изящной сказки со страшным концом. Все это время его многократно очерненное газетами имя будут заклеивать на афишах и книжных обложках полосками белой бумаги. Без указания автора выйдет и последнее произведение — «Баллада Редингской тюрьмы».

Его имя открыто появится только на простом каменном надгробии (недорогом предшественнике зацелованного сфинкса), где рядом с цитатой из библейской Книги Иова многострадального будет высечено: «Оскар Уайльд».

«Материнство — факт. Отцовство — мнение»

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд был сыном ярких и незаурядных родителей. При этом его отца уместнее считать незаурядным, а мать — яркой. Ирландец Уильям Уайльд был врачом с международной репутацией, известным специалистом по ушным и глазным заболеваниям, лечившим особ королевской крови: так, он был назначен хирургом-офтальмологом при королеве Виктории. Опираясь на сведения из медицинского журнала, в котором описывались симптомы непонятной слепоты, за несколько лет до того поразившей шведского короля Оскара I, Уайльд смог поставить правильный диагноз («катаракта»), о котором написал монарху. Король пригласил врача в Швецию, где Уильям Уайльд сделал своему венценосному пациенту операцию. За возвращенное королю зрение Уайльда наградили шведским орденом Полярной звезды.

Уильям Уайльд написал несколько значительных медицинских книг, собрал первые в Ирландии статистические сведения о слепоте и глухоте.

Он регулярно лечил и бедных пациентов, нередко бесплатно, или брал оплату сказками и легендами: серьезным хобби сэра Уильяма (за медицинские заслуги его посвятили в рыцари) была фольклористика. Он написал более десяти разносторонних книг об ирландском фольклоре и традициях.

Правда, его слава не исчерпывалась медицинской практикой и литературными достижениями: этот худенький, низкорослый, не обладающий эффектной внешностью человечек был знаменитым дамским угодником. Кроме трех детей, рожденных в браке, он был отцом еще трех внебрачных. Сэр Уильям всегда щедро помогал своим незаконным детям: Эмили и Мэри Уайльд воспитывались на его деньги в доме его брата — священника (бедняжки трагически погибли совсем юными: на одной загорелось от камина платье, вторая пыталась спасти сестру, и обе получили тяжелые ожоги); Генри Уилсон, которому Уильям дал медицинское образование, работал ассистентом своего отца. Популярность сэра Уайльда у женщин была так велика, что ходила упорная легенда, будто он соблазнил жену Оскара I, пока лечил ее мужа; принц Густав, посещая Ирландию, даже называл себя в шутку «единокровным братом Оскара Уайльда».

Жена сэра Уильяма, мать Оскара Уайльда Джейн Франческа относилась к увлечениям мужа легко. Она охотно принимала в доме его незаконнорожденного сына, а когда муж был при смерти, разрешила матери одного из его детей прийти и посидеть у постели умирающего (для женщины викторианского времени это был жест необыкновенной терпимости).

О своей матери — Джейн Франческе, именовавшей себя на итальянский манер «Сперанца» («Надежда»), — Оскар Уайльд быт самого высокого мнения (то есть почти такого же, какого была о себе она сама). Он считал ее «равной по своему интеллекту Элизабет Баррет Браунинг, а по историческому значению — мадам Ролан». Джейн писала стихи, пламенные статьи о свободе Ирландии и после смерти мужа составляла сборники из его текстов по фольклору. Она ярко, даже эпатажно одевалась, подбирала диковинные аксессуары, была звездой собственных литературных салонов в Ирландии и позже в Англии и считала себя прямым потомком Данте Алигьери. Темпераментная Сперанца была уверена в величии своей души и грандиозности своей судьбы.

Было ли детство Оскара Уайльда радостным? Трудно сказать. Об этом периоде его жизни известно относительно мало. Казалось бы, мать обожала и его старшего брата Уильяма, и его самого, и их рано умершую от осложнения простуды сестренку Изолу. Но такое впечатление, что при всей пылкости ее чувствам недоставало глубины. По письмам складывается ощущение, что леди Уайльд не столько любила своих детей, сколько мечтала об их великом будущем (например, о политической карьере в парламенте), необходимом, чтобы доказать ее собственную значительность. Любое нестандартное воспитание отчасти лишает человека ориентиров, отчасти освобождает его от стереотипов и зашоренности. Хорошо, если оно при этом подкрепляется поддержкой подлинной любви и каких-либо, пусть и не вполне традиционных, но четких моральных основ. Последнего семье Уайльдов явно не хватало: леди Уайльд ценила необычную форму гораздо выше, чем содержание, сильные ощущения — больше, чем убеждения, и славу — сильнее, чем суть. Именно в этих представлениях она последовательно и осознанно воспитывала своих детей. Эффектный поступок был для нее важнее, чем стоящий за ним человек. Этот факт подтвердится много лет спустя, когда все боящиеся за судьбу Оскара Уайльда люди будут уговаривать его бежать из Англии от судебного разбирательства, которое со всей очевидностью должно было уничтожить (и уничтожило) его, а собственная мать скажет ему: «Если ты останешься, пусть даже тебя посадят в тюрьму, я всегда буду тебе матерью. Но если уедешь — между нами все кончено ». Что ж, он остался.

Оскар Уайльд был воспитан горячо любимой матерью, привившей ему исключительно внешние и очень специфические критерии оценки себя, окружающих и жизни. Переехав в Англию (викторианские правила которой отличались как от культуры более снисходительной Ирландии, так и от правил его достаточно необычной семьи), он попал в общество, где критерии оценки людей и бытия были такими же неумолимыми, как и у безапелляционной Джейн Уайльд, такими же внешними (художник Фрэнк Майлз был растлителем малолетних, но действовал без огласки: его репутация в юности была лучше, чем репутация его соседа по съемному жилью Уайльда, всего-навсего выпустившего сборник со слишком откровенными эротическими стихами, — дошло до того, что отец Майлза велел сыну съехать от «сомнительного соседа»), но при этом... совершенно иными.

Если Сперанца ценила незаурядность, страстность, эффектность и мятежность, громогласно презирая респектабельность и законопослушность, то «рать королевы Виктории» почитала благопристойность, пусть даже и лицемерную.

«Старики всему верят, люди средних лет всех подозревают. Молодые все знают»

После обучения в Королевской школе Портора Уайльд поступил в ирландский Тринити-колледж. Оскар обладал талантом скорочтения, прекрасной памятью и способностями к языкам: с детства зная французский и немецкий, он полюбил в колледже древнегреческий и латынь. Там же он познакомился с профессором Дж. П. Махаффи, экспертом в области античной истории, которой тот увлек и Уайльда.

Через 3 года Уайльд выиграл стипендию на обучение в Оксфорде и переехал в Англию.

Быстро преодолев ирландскую провинциальность, Оскар стал заметной фигурой даже в том элитном окружении, которым отличался Оксфорд 1874—1878 годов. Он был успешным студентом курса гуманитарных наук — скорее благодаря хорошей памяти и искреннему интересу к языкам и античности, чем благодаря усидчивости. Впрочем, он необыкновенно много читал, и круг его чтения был весьма разнообразен. Уайльд метался между протестантской религией, которой придерживалась его семья, и католичеством, которым увлек его друг, а также проповеди популярных священников Генри Мэннинга и Джона Ньюмена (но отец воспротивился переходу сына в другую религию и даже пригрозил лишить наследства).

Театры, теннис, крикет, рыбная ловля, пирушки с друзьями и, конечно, увлечение модным в XIX веке эстетизмом, как нельзя лучше отвечавшим чаяниям Уайльда... Оскар наслаждался произведениями прерафаэлитов, собирал голубой фарфор и изящные безделушки, сочинял стихи и необычные до театральности костюмы, эпатировавшие, но никогда не изменявшие хорошему вкусу.

В эти же студенческие годы он влюбился во Флоренс Болком, красивую и интеллектуально интересную девушку, дочь британского подполковника, с которой у него был длительный платонический роман, не мешавший ему, впрочем, заводить интрижки на стороне и пользоваться услугами публичных женщин. Несколько лет спустя Флоренс предпочла Уайльду Брэма Стокера (автора знаменитого романа «Дракула»), который уже был успешным литератором и выгодно сотрудничал с театром.

«Если говорить правду, рано или поздно тебя выведут на чистую воду»

После Оксфорда Уайльд зарабатывал лекциями по искусству в США и Англии. Это была вынужденная мера: к этому времени его отец умер, оставив небольшое состояние вдове и сыновьям, которого вполне хватило бы на скромную и достойную жизнь, вот только никто в семействе Уайльд не умел экономить, и Оскар меньше всех. Ждать помощи было неоткуда: его мать, переехав в Лондон ближе к сыновьям, существовала на свою долю наследства (позже Уайльд добился для нее государственной пенсии), старший брат работал журналистом (невзирая на материнские пророчества, посредственным) и начинал свой путь от тихого пьянства к убившему его в последствии алкоголизму.

Уайльд выстраивал жизнь как театральную мизансцену. Он хотел блистать — и блистал: был желанным гостем в любом модном салоне, литератором, вызывавшим много разговоров, газетных публикаций и карикатур в знаменитом журнале «Панч». Вопреки собственному утверждению о том, что «человек должен вбирать в себя краски жизни, но никогда не помнить деталей. Детали всегда банальны» , внимание Уайльда к деталям было изумительным. Через несколько лет, во время премьеры его первой пьесы «Веер леди Уиндермир», декадентская зеленая гвоздика в его петлице произведет фурор. Его ораторское искусство будет также отточено до мелочей. Студент, услышавший его выступление в Америке, напишет: «У него великолепная дикция, и его способности к изъяснению своих мыслей достойны высших похвал. Фразы, которые он произносит, благозвучны и то и дело вспыхивают самоцветами красоты ».

«Положительные люди действуют на нервы, плохие — на воображение»

Восхищение, впрочем, не обеспечивало материальной стабильности. Леди Уайльд давно уговаривала Оскара жениться на богатой девушке.

Был ли его брак с Констанс Ллойд браком по расчету или, как утверждали многие, Уайльд был безумно в нее влюблен? Похоже, влюблен он был, но, к сожалению, это чувство не переросло во что-то более глубокое.

Констанс была красивой, доброй, преданной, умной и хорошо образованной. Она прекрасно знала французский и итальянский, о ее незаурядных способностях говорит тот факт, что по желанию Оскара она выучила немецкий, чтобы они могли вместе читать книги на этом языке. Уайльда она обожала, растворялась в нем. Другой муж мог бы быть очень счастлив с такой женой. Но...

Разумеется, мужчина далеко не всегда ищет женщину, похожую на собственную мать, однако иногда этот упрощенный фрейдистский постулат оказывается верным. Уайльду нужна была не столько умная женщина, сколько яркая особа, уверенная в себе и своей значительности, любящая блистать и не желающая довольствоваться исключительностью жены и матери (у них с Конастанс было двое детей — Сирил и Вивиан).

Да, он хотел обожания, но не такого, которое бы «сводило к нулю» того, кто его обожает («женщиной, сведенной к нулю, и нежной» называл Констанс Поль Бурже). Это было слишком пресно для человека, сказавшего: «Когда со мной сразу соглашаются, я чувствую, что я не прав» .

Кроме того, жена, к сожалению, не слишком понимала его истинные желания: выражение «любишь меня — люби и мою собаку» в случае с Уайльдом преобразовывалось в «любишь меня — разделяй мою игру» (они с матерью всегда подыгрывали друг другу в своих публичных проявлениях). Его жизнь была постоянным, как бы сегодня сказали, перформансом, и Констанс не могла и, кажется, не очень хотела быть частью этого представления. Уайльд легко вынес бы споры в виде искрометной словесной дуэли в духе шекспировских Беатриче и Бенедикта, но не унизительные прилюдные одергивания, без всякого изящества прерывающие его колоритные монологи.

«Ничто так не мешает роману, как наличие чувства юмора у женщины и отсутствие его у мужчины» , — сказал Оскар Уайльд. Верным оказалось и обратное: Констанс Ллойд не понимала юмора своего мужа и сама не была остроумной. Перед свадьбой Констанс обещала ему «оплести и держать его узами любви», но ему нужен был некто, делавший такие путы не только надежными, но и соблазнительными. Чтобы «держать» Оскара Уайльда, требовалась натура если и не достаточно одаренная, то, безусловно, сильная.

«Человек слова», из тех, кто верит сказанному зачастую больше, чем делаемому, Уайльд хотел не кроткой преданности, а бурных заверений в преданности, не только любви, но и объяснений в любви, желательно страстных и неординарных.

В Констанс не было недостатков, которые он мог бы прощать, чувствуя себя великодушным, сильным и снисходительным. Она была само совершенство. Но совершенство обыденное, а потому скучное. Разумеется, все это не уменьшает ответственности Оскара Уайльда перед женой: он связал жизнь с этой женщиной, жил на ее деньги и при этом причинил ей бездну незаслуженного горя, начиная с измен, заканчивая унизительным скандалом, который вынудил ее и детей жить в изгнании и под чужим именем.

Уайльду хотелось романтики, яркого чувства, безумств, любви. Спустя недолгое время он получил все, чего желал, воплощенное в человеке, чрезвычайно похожем на его мать, — Бози Дугласе. Но эта встреча не принесла ему счастья, более того, разрушила его жизнь.

«За каждое новое неизведанное ощущение не жаль заплатить чем угодно»

Есть немало людей, которые смогли достичь гармонии с собой, только приняв свою сексуальную ориентацию. Однако с сексуальным самоопределением Уайльда все не так просто.

Среди его друзей и знакомых, начиная с оксфордских времен, было много гомосексуалистов, об ориентации которых Уайльд, несомненно, знал и относился к ней без всякого протеста. Тем более существенным кажется тот факт, что сам он впервые был близок с мужчиной в 32 года, до этого вступая в интимные отношения только с женщинами. Он был человеком, для которого, в отличие от большинства его современников, гомосексуализм не был чем-то запретным — отчасти благодаря вызывающей уважение широте взглядов, отчасти из-за увлеченности античной культурой, отчасти из-за поиска наслаждений во всех их формах.

Учитывая этот факт, все то, что Уайльд хотел получить в отношениях с любовным партнером, было проще найти у мужчины, чем у женщины. Безусловно, речь идет не только о сексе.

Мужчины Викторианской эпохи были более раскованными и в то же время более снисходительными, чем женщины. Сын Уайльда Вивиан Холланд писал: «Фраза «Женский род страшней мужского» была особенно верной в применении к Англии конца XIX века. Мужчины были в целом более терпимыми и смотрели на вещи шире, но они не отваживались выступать с собственным мнением, поскольку викторианский матриархат был в то время на подъеме. (...) Мужчинам было проще, они могли делать все что угодно, если только вели себя при этом достаточно скрытно и осмотрительно ».

Обширные знания считались достоинством для мужчины, тогда как для женщины они были, скорее, простительным недостатком.

Читая о дружеском окружении Уайльда, через одного видишь людей, получивших элитное образование (или хотя бы отчисленных во время получения такового), знатоков искусства, людей неординарных, склонных к экспериментам, творчеству и шалостям, которые общество соглашалось прощать юношам (но никак не девушкам!). Гетеросексуальный Пьер Луи вспоминал о том, как стильно вели себя молодые люди из гомосексуального общества, в которое был вхож Уайльд, как они умели «облечь все в поэтические одежды».

В интимной жизни Оскара Уайльда, по его словам, привлекал не столько секс как таковой, сколько эротическая игра, фантазии. Для большинства порядочных викторианских женщин с их идеалом скромности это было едва ли не патологией. От проституток можно было ожидать лишь большей доступности и грубой простоты, но не эротической изощренности. А вот юноши-проститутки в викторианском мире часто бывали менее закрепощенными, более инициативными и готовыми к экспериментам, чем женщины...

Несколько лет спустя суд над Оскаром Уайльдом, обвиненным в непристойном поведении, проходил одновременно с судом над Альфредом Тейлором — молодым человеком, содержавшим дом свиданий для гомосексуалистов. Когда обоим «распутникам» был вынесен обвинительный приговор, торжествовали не только викторианские пуритане: лондонские проститутки пустились в пляс возле здания суда, радуясь устранению такого конкурента, как Тейлор. Фантасмагорическая сцена, которая могла бы понравиться Уайльду своим почти театральным безумием.

«Между капризом и «вечной любовью» разница только та, что каприз длится несколько дольше»

Через несколько лет у женатого Оскара Уайльда появились любовники. Роковое место в этой череде увлечений занял Альфред Дуглас, прозванный «Бози», которому Уайльд помог откупиться от шантажировавшего его юноши-проститутки. Бози был ярок, эксцентричен, бесконечно уверен в себе, убежден, что он яркая личность и незаурядный поэт. Часто говорят, что Альфред Дуглас был главной любовью Оскара Уайльда. Но если верить самому Уайльду, то Бози, скорее, был тягостной зависимостью. Уайльд был несколько поверхностным человеком и так и не успел обрести опыт серьезного чувства с мужчиной или женщиной, недаром он писал о своих романтических желаниях как о «странной смеси страсти с безразличием».

Для Бози же Оскар Уайльд был, с одной стороны, доказательством собственной незаурядности (он к месту и не к месту подчеркивал, что его полюбил великий человек), с другой — чувства Уайльда были ему удобны: сын богатых родителей. Альфред Дуглас довольно скоро лишился содержания (за то, что его выгнали из Оксфорда) и запустил руку в карман своего друга. Сочетание оказалось самое губительное: Уайльд и вообще-то был необыкновенной щедрости человеком, а уж по отношению к дорогим ему людям не смог бы проявить сдержанности ни при каких условиях. Уайльд понимал, что отношения с Альфредом Дугласом вредят ему. Бози мешал его творчеству, подтачивал его семейную жизнь, бесконечно истощал душевно. Бози был хамом, скандалистом, не брезгующим публичными сценами самого безобразного толка, он был капризен и, при некотором таланте, удивительно недалек умом. Вдобавок он с последовательностью слепого эгоцентризма портил репутацию Уайльда — крайне небрежно относился к личным письмам, которые неоднократно (!) оказывались в карманах шантажистов, а позднее попали в руки сыщика, нанятого его отцом, и стали одной из главных улик обвинения в суде над Уайльдом.

Почему же Уайльд не порвал с Дугласом? О, он хотел и пытался! «Моя ошибка была не в том, что я с тобой не расстался, а в том, что я расставался с тобой слишком часто» .

Хотя физическая составляющая их отношений прекратилась относительно скоро и у обоих уже были другие любовники, порвать с Бози окончательно Уайльду не удалось. Отчасти виной тому был характер Оскара — снисходительный, добродушный, чуть ленивый, отчасти сыграло роль то, что Бози был прекрасным манипулятором. Уайльд писал: «Насколько я помню, я регулярно каждые три месяца прекращал нашу дружбу, и каждый раз, когда я это делал, ты ухитрялся мольбами, телеграммами, письмами, заступничеством твоих и моих друзей добиться, чтобы я позволил тебе вернуться» .

И наконец: «Я сделал непростительный психологический промах. Я всегда считал, что уступать тебе в мелочах пустое и что, когда настанет решающая минута, я смогу вновь собрать всю присущую мне силу воли и одержать верх. Но ничего не вышло. В самую важную минуту сила воли изменила мне окончательно. В жизни нет ничего великого или малого. Все в жизни равноценно, равнозначно. Моя привычка, поначалу вызванная равнодушием, — уступать тебе во всем — неощутимо сделалась моей второй натурой. Сам того не сознавая, я допустил, чтобы эта перемена наложила постоянный и пагубный отпечаток на мой характер. Вот почему Уолтер Патер в тонком эпилоге первого издания своих статей говорит: «Ошибки нередко входят в привычку-».(...) Я позволил тебе подорвать силу моего характера, и, превратившись в привычку, это стало для меня не просто Ошибкой, но Гибелью. Мои нравственные устои ты расшатал еще больше, чем основы моего творчества» .

Если Бози был юным скандалистом, то его отец — маркиз Куинсберри — был скандалистом, проверенным временем. Куинсберри презирал троих своих сыновей, но хуже всех, по его мнению, был Бози. Даже менее вспыльчивому отцу было бы трудно смириться с тем, что его сын — бездельник, бросивший Оксфорд и тратящий жизнь на кутежи и сомнительные эскапады. Кто-то должен был быть в этом виноват. Винить же себя или взывать к ответственности беспутного отпрыска маркизу было невмоготу. Проше было свалить вину на третье лицо. Которым стал для Куинсберри Оскар Уайльд.

Это было более чем несправедливо: Уайльд познакомился с Бози, когда тот давно уже катился по наклонной плоскости трат, скандалов и авантюр. Он хорошо понимал пороки Альфреда и много раз пытался направить его на более созидательный путь, но не имел на него достаточного влияния.

Уайльд безнадежно погряз в скандале между Бози и его отцом, везде и всюду обменивавшимися ругательствами лично и письменно. Он стал пешкой в их семейной сваре. Куинсберри писал Уайльду оскорбительные письма, обвиняя в содомии и разврате, врывался к нему домой и в клуб с угрозами. Что мог сделать Уайльд? Не обращать внимания? Но это означало бы, что он согласен с обвинениями в непристойном поведении. Ситуация была патовая. Выйти из нее можно было, только совершенно прекратив отношения с Бози. Уайльд пытался, но Альфред держался за него мертвой хваткой. Умело разжигая скандал между отцом и Уайльдом, Бози (получавший от всего происходящего истинное удовольствие) добился того, что Уайльд подал на Куинсберри в суд за клевету. Тот легко выиграл дело и отозвался ответным иском. Раздражительный и богатый маркиз, и без того ненавидевший Уайльда, был в отвратительном настроении: у него только что умер старший сын, которого он считал хоть сколько-то дельным человеком, а вторая жена добилась развода с ним. Причем если причиной для его первого расторжения брака когда-то стала его супружеская неверность, то поводом для второго послужили доказательства его неспособности исполнял, супружеский долг. Словом, Куинсберри нужен был только повод дать волю гневу, и он его получил.

Суд был чудовищным, даже если оставить, за рамками тот факт, что человека судили фактически за личные пристрастия в интимной жизни. Общественное мнение жестоко осудило Уайльда задолго до приговора. Множество друзей отвернулось от него. Слушания строились самым невыгодным для подсудимого образом, и часто роль играло отношение судьи и присяжных к обвинению и обвиняемому, а не сила доказательств. В ряде пунктов он мог очистить себя от обвинений, но тогда под ударом оказался бы Бози, часть поступков которого по неведению или злому умыслу приписали Уайльду, и Оскар предпочел молчать.

Суды полностью разорили Уайльда (состояние которого и без того было сильно уменьшено тратами Бози). Альфред Дуглас твердо обещал, что его мать и брат, ненавидевшие Куинсберри, оплатят все судебные издержки, и обманул. Сара Бернар, дружившая с Уайльдом, охала и ахала, но не дала ни гроша ему в помощь и отказалась выкупить вызывавшую у нее восторг «Саломею», чтобы помочь узнику.

Разумеется, были у Уайльда и настоящие друзья. Его бывший возлюбленный и ближайший друг Роберт Росс поддерживал его во время процесса, навещал в тюрьме и старался помочь после выхода на свободу. Констанс Уайльд, несмотря на требования родственников, не развелась с мужем. Она писала ему, посещала его (даже приехала из Италии, куда была вынуждена отправиться, защищая сыновей от скандала, чтобы Уайльд не оставался один, узнав о смерти матери) и содержала после освобождения (у нее остался небольшой собственный капитал). Ада и Эрнест Леверсон дали ему приют между судами (ни одна гостиница не хотела пускать постояльца с испорченной репутацией, а собственный дом Уайльда ушел с молотка) и встречали его из тюрьмы. Уайльд всегда хотел показать, что лучшая политика в отношениях между людьми — это доброта, снисходительность и прощение. Как пишет в своей замечательной биографии Оскара Уайльда Ричард Эллман, «Уайльд не уставал доказывать, что пуританство чревато своего рода порочностью и распущенностью. Бездумная добродетель столь же саморазрушительна, как зло, и в конечном счете становится именно тем, что она осуждает ». Возможно, осуждение Уайльда стало одной из самых ярких иллюстраций этой жестокости, ударив не только по этому талантливому человеку, но и по невинным — его жене и детям.

Вивиан Холланд вспоминал: «Еще долго мы спрашивали маму, где наши солдатики, поезда и другие игрушки. Мы не понимали, почему маму так расстраивают эти вопросы, ведь мы ничего не знали о распродаже. Только увидев список много лет спустя, я понял, почему маму это так печалило. Список выставленного на продажу имущества включал в себя 246 пунктов, под пунктом 237 значилось «Большое количество детских игрушек». Этот лот ушел за 30 шиллингов. (...) Лишать ребенка его любимых игрушек так же жестоко, как нарушать данное ребенку обещание. Это подрывает его веру в людей ». Конечно, эти дети потеряли не только солдатиков. Они потеряли имя, дом, страну. Их разлучили с отцом — их добрым другом, писавшим им сказки, игравшим с ними, чинившим им игрушки. Их детство было отравлено сомнениями (они не знали наверняка, за что осужден их отец, — вдруг он убил кого-то или украл что-то?), боязнью насмешек, страхом собственной порочности. Они постоянно задавались вопросом, примут ли их люди, узнав, кто они на самом деле. После смерти матери (Констанс умерла от последствий травмы позвоночника) родственники скрыли от них, что Оскар Уайльд жив, и мальчики, нуждавшиеся в отце, который в это время мечтал о встрече с ними, были уверены, что он давно умер.

Эпилог

Старший сын Уайльда Сирил посвятил себя службе в армии, прославился исключительной храбростью и погиб во время Первой мировой. Младший Вивиан после счастливой женитьбы примирился с горечью пережитого, перестал скрывать свое происхождение и написал прекрасную книгу об отце и своем детстве, полную тонкого психологизма и мягкого юмора.

Альфред Дуглас прожил долгую жизнь, пестрящую судами и скандалами, то пытаясь доказать, как много значил для Оскара Уайльда, то стараясь добиться поэтической славы.

Произведения и афоризмы Оскара Уайльда, переведенные на множество языков, живут по сей день.

«Цель жизни — самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность — вот для чего мы живем. А в наш век люди стали бояться самих себя» .

Данная статья посвящена творчеству писателя Оскара Уайльда, поэтому его биография дана очень кратко и представляет перечисление основных событий жизни. Я попыталась самостоятельно проанализировать творчество Оскара Уайльда, прочитав его произведения, в том числе и на английском языке. Наибольшее впечатление на меня произвела его философская сказка «Рыбак и его душа» — . В статье использованы оригинальные выдержки из произведений; названия произведений, год их создания взяты из Википедии.

Оскар Уайльд (1854-1900). Жизнь и творчество

Писатель Оскар Уайльд — одна из самых трагических и ярких фигур в истории английской литературы. Ирландец по происхождению, он писал по-английски.

Отец –сэр Уильям Роберт Уайльд — ирландец, известный врач;
мать- леди Джейн Франческа Уайльд–ирландка, светская дама, поэтесса

Вся его жизнь, начиная с облика и заканчивая поведением, выражает настроения того времени, конца 19 века (поздний Викторианский период), который во Франции получил название европейского декаданса.

Европейский декаданс — модернистское направление в литературе, музыке, архитектуре и изобразительном искусстве, характеризующееся извращенным эстетизмом и индивидуализмом. Распространён был во второй половине XIX века, примерно в 1868-1901 годах. В Англии это направление представлял Оскар Уайльд, и принято считать, что его угасание связано с судебным процессом над ним (1895).

Из «Википедии»

Оскар Уайльд вырос в обеспеченной аристократической семье и получил блестящее образование, сначала престижный колледж Св. Троицы в Дублине, затем колледж Св. Магдалины в Оксфорде в Англии. Юноша был очень одаренный, увлекался историей и античной литературой, проявлял способности к языкам. Особенно в Оксфорде Уайльд много работал над собой, именно там он выработал кристальный английский акцент.

После окончания университета (1878) Оскар Уайльд переезжает в Лондон, где перед ним открываются большие возможности. Он становится журналистом, пишет статьи по вопросам искусства и литературы, одновременно читает лекции, в которых пропагандирует эстетизм.

Эстетическое движение , или эстетизм (англ. Aestheticism , Aesthetic movement ) - это европейское движение в литературе, а также изобразительном и декоративном искусствах в XIX веке, которое подчёркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами.

Из «Википедии»

Молодой красивый человек, повеса и острослов, он становится частым гостем лондонских салонов. Ему всегда рады, его ждут. Прекрасно одетый, с неизменным цветком в петлице, он – законодатель лондонской моды. Его называют «британский нарцисс», им восхищаются. А он, эстет по натуре, восхищается красотой, все безобразное его отталкивает, а тривиальное – раздражает. Он скучает, и одновременно страдает от пошлости и несовершенства мира, ища свое прибежище в красоте, которую находит в искусстве, «где всегда много радости и немного забвения, где хотя бы на краткий миг можно позабыть все распри и ужасы мира».

Оскар Уайльд — отвергнутый принц (видео, навеянное его произведениями)

Оскар Уайльд начинает серьезно заниматься творчеством. Первый поэтический сборник «Стихотворения» (Poems) он издает на свои деньги в 1881 году. Надо сказать, что его мать была известной ирландской поэтессой. Патриотка своей Родины она писала пламенные стихи под псевдонимом Сперанца. Именно от нее Оскар унаследовал мечтательный ум, интерес к таинственному и фантастическому, а также склонность к позе, ораторству и природный аристократизм.

Стихотворение О. Уайльда «Федра» (на английском языке)

Phèdre: To Sarah Bernhardt (in English) by Oscar Wilde

How vain and dull this common world must seem
To such a One as thou, who should’st have talked
At Florence with Mirandola, or walked
Through the cool olives of the Academe:
Thou should’st have gathered reeds from a green stream
For Goat-foot Pan’s shrill piping, and have played
With the white girls in that Phaacian glade
Where grave Odysseus wakened from his dream.
Ah! surely once some urn of Attic clay
Held thy wan dust, and thou hast come again
Back to this common world so dull and vain,
For thou wert weary of the sunless day,
The heavy fields of scentless asphodel,
The loveless lips with which men kiss in Hell.

Оскар Уайльд. Федра. (перевод на русский язык)

Как скучно, суетно тебе теперь со всеми,
Тебе, которой следовало быть
В Италии с Мирандоло, бродить
В оливковых аллеях Академий.
Ломать в ручье тростник с мечтами теми,
Что Пан в него затрубит, и шалить
Меж девушек у моря, где проплыть
Мог важный Одиссей в своей триреме.
О, да! Наверно, некогда твой прах
Таился в урне греческой, и снова
Ты в скучный мир направила свой шаг,
Возненавидев сумрака оковы,
Унылых асфоделей череду
И холод губ, целующих в Аду.

Перевод Н. Гумилева

Чтобы немного развеяться, Оскар Уайльд отправляется путешествовать. Сначала он едет в Америку, где читает лекции по теории искусства. («Ренессанс английского искусства» — его первая лекция). Проведя год в Америке, Оскар отправляется в Париж, где легко завоевывает симпатию таких известных писателей как Пол Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Стефан Малларме, Анатоль Франса и др.

У Оскара Уайльда прекрасная дикция и он, играя словами, как будто очаровывает, завораживает своих слушателей, которые попадают под влияние его харизматической личности. На мой взгляд, в этом был его главный талант – он видит красоту фразы, истинностью которой иногда пренебрегает.

Я пожертвую достоверностью ради удачной фразы и готов поступиться истиной ради хорошего афоризма.

Оскар Уайльд


Вернувшись в Лондон, Оскар женится на Констанции Лойд, причем женится по любви. Он обожает двух своих сыновей Сирила и Вивиана, специально для которых сочиняет сказки.

Начинается наиболее плодотворный период его творчества (1887-1895 гг). Книги, написанные Оскаром Уайльдом в этот период:

1887 — «Кентервильское привидение» (The Canterville Ghost )

  • Преступление лорда Артура Сэвила
  • Портрет господина У. Х.
  • Натурщик-миллионер
  • Сфинкс без загадки

1888 — сборник « Счастливый принц и другие сказки» (The Happy prince and Other Tales)

  • Счастливый Принц
  • Соловей и роза
  • Великан-эгоист
  • Преданный Друг
  • Замечательная ракета

1892 — сборник «Гранатовый домик» (A House of Pomegranates)

  • Юный король
  • День рождения Инфанты
  • Рыбак и его Душа
  • Мальчик-звезда

Однако, если прочитать эти «детские сказки», нельзя не заметить пронизывающую их грусть и неудовлетворенность окружающей жизнью. Его «счастливый принц» несчастен и сердце его разбивается от горя, а соловей умирает в страданиях на шипе розового куста. Откуда эта настроение? Что кроется за маской «лондонского денди» и «баловня судьбы»?

Однако его произведения пока не пользуется известностью публики. И он зарабатывает себе на жизнь журналистикой. В период с 1887 по 1889 Оскар Уайльд — редактор журнала «Женский мир». И пишет, пишет…

Наконец в 1890 году выходит в свет его единственный роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray), который приносит Уайльду невиданную известность. Это взрыв, удар по буржуазной морали, удар по всему английскому обществу. Неудивительно, что публика не поняла и не приняла этот роман, а критики обвинили автора в безнравственности. А ведь смысл-то произведения как раз в том, что убить свою совесть – это все равно, что убить себя, свою душу.

В ответ критикам Оскар Уайльд пишет предисловие к роману, которое становится своеобразным манифестом литературному направлению, которое он создал, – эстетизму.

Романы Портрет Дориана Грея (1891)

ПРЕДИСЛОВИЕ к роману «Портрет Дориана Грея»

Художник — тот, кто создает прекрасное. Раскрыть людям себя и скрыть художника — вот к чему стремится искусство.
Критик — это тот, кто способен в новой форме или новыми средствами передать свое впечатление от прекрасного. Высшая, как и низшая, форма критики — один из видов автобиографии.
Те, кто в прекрасном находят дурное, — люди испорченные, и притом испорченность не делает их привлекательными. Это большой грех. Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадежны.
Но избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно: Красоту. Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.
Ненависть девятнадцатого века к Реализму — это ярость Калибана, увидевшего себя в зеркале. Ненависть девятнадцатого века к Романтизму — это ярость Калибана, не находящего в зеркале своего отражения.
Для художника нравственная жизнь человека — лишь одна из тем его творчества. Этика же искусства в совершенном применении несовершенных средств. Художник не стремится что-то доказывать. Доказать можно даже неоспоримые истины. Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций: ему дозволено изображать все.
Мысль и Слово для художника — средства Искусства. Порок и Добродетель — материал для его творчества.
Если говорить о форме, — прообразом всех искусств является искусство музыканта. Если говорить о чувстве — искусство актера.
Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск.
В сущности, Искусство — зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь.
Если произведение искусства вызывает споры, — значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное.
Пусть критики расходятся во мнениях, — художник остается верен себе.
Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.
Всякое искусство совершенно бесполезно.
Оскар Уайльд

Эстетические и этические взгляды, которые проповедует Оскар Уайльд, представляют собою смесь ницшеанства и культа красоты. Однако часто получалось так, что в силу своей честности и порядочности, он опровергает самого себя своим творчеством, которое оказывается правдивей и человечней его теоретических положений

Период с 1891 по 1895 г — последние счастливые годы Оскара Уайльда. Ему 37 лет. Он пишет статьи, трактаты. В трактате «Душа человека при социализме» (The Soul of Man under Socialism, 1891), писатель утверждает, что человек создан для прекрасного. Он мечтает о том времени, когда после отмены частной собственности, «не станет более людей, живущих в зловонных притонах, одетых в вонючие рубища… Когда сотни тысяч безработных доведенных до самой возмутительной нищеты, не будут топтаться по улицам, …когда каждый член общества будет участником общего довольства и благополучия».

В 1891 году Оскар Уайльд пишет драму - «Саломея» (Salome). Однако опять неудача, в Лондоне её запрещают к постановке и пьеса была поставлена в Париже в только в 1896 году.

Наконец, Оскар Уайльд находит путь к сердцу английской публики. В 1892 году он пишет свою первую комедия - «Веер леди Уиндермир» (Lady Windermere’s Fan). Затем в 1893 году выходит комедия - «Женщина, не стоящая внимания» (The Woman of No Importance). Успех писателя растет, публика им восторгается. В 1895 Уайльд пишет еще две комедии - «Идеальный муж» (An Ideal Husband) и «Как важно быть серьёзным» (The Importance of Being Earnest).

Пьесы

  • Вера, или Нигилисты (1880)
  • Герцогиня Падуанская (1883)
  • Саломея (1891, исполнена впервые в 1896 в Париже)
  • Веер леди Уиндермир (1892)
  • Женщина, не стоящая внимания (1893)
  • Идеальный муж (1895)
  • Как важно быть серьёзным (ок. 1895)
  • Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями (фрагменты, опубл. в 1908) Флорентийская трагедия (фрагменты, опубл. в 1908)

Оскар Уайльд окончательно завоевывает слову одного из лучших драматургов Европы: диалоги его героев остроумны и оригинальны. Чувство стиля, ум, острота мыслей и парадоксов, игра слов восхищают и завораживают зрителя. Так поднявшись на вершину славы, Оскар теряет чувство меры и осторожности и начинает думать, что ему позволено все.

Роковая связь с Альфредом Дугласом, начавшаяся еще в 1891 году, приводит писателя к трагическому концу. Суд над Оскаром Уайльдом состоялся в 1895 году в Лондоне. Ему не удалось отстоять свое право гения на «любовь, что таит свое имя», в которой, по словам Оскара Уайльда, нет ничего противоестественного. Ни пламенная речь в зале суда, ни восторг слушателей не спасли Уайльда от вынесения сурового приговора – два года тюрьмы и исправительных работ.

В тюрьме Уайльд написал горькую исповедь в форме письма Дугласу, которую называет «Epistola: In Carcere et Vinculis» (лат. «Послание: в тюрьме и оковах» , потом его верный друг Роберт Росс переименовывает это произведение в «De Profundis» (лат. «Из глубины»).

«В моей жизни было два великих поворотных пункта: когда мой отец послал меня в Оксфорд и когда общество заточило меня в тюрьму»

Выйдя из тюрьмы сломленным человеком, Оскар Уайльд переехал во Францию, где провел два года в нищете, живя под чужой фамилией Мельмот. Его жена, друзья, дети и Альфред Дуглас — все от него отвернулись. Его последнее произведение – поэма «Баллада Редингской тюрьмы» (The Ballad of Reading Gaol; 1898), подписанная им псевдонимом С.3.3. - таков был тюремный номер Оскара.

Оскар Уайльд умер во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита и был похоронен в Париже. На его могиле установлен крылатый каменный сфинкс Джейкоба Эпстайна.

Эссе

  • Душа человека при социализме (1891; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»)
  • Сборник «Замыслы» (1891): Упадок искусства лжи (1889; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
  • Кисть, перо и отрава (1889; впервые опубл. в журнале «Фортнайтли ревью»)
  • Критик как художник (1890; впервые опубл. в журнале «Найтинс сенчури»)
  • Истина масок (1885; впервые опубл. в журнале «Найнтинс сенчури» под названием «Шекспир и сценический костюм»)

Лекции и эстетические миниатюры

  • Ренессанс английского искусства
  • Заветы молодому поколению
  • Эстетический манифест
  • Женское платье
  • Ещё о радикальных идеях реформы костюма
  • На лекции м-ра Уистлера в десять часов
  • Отношение костюма к живописи.
  • Чёрно-белый этюд о лекции м-ра Уистлера
  • Шекспир о сценическом оформлении
  • Американское нашествие
  • Новая книга о Диккенсе
  • Американец
  • «Униженные и оскорблённые» Достоевского
  • «Воображаемые портреты» м-ра Пейтера
  • Близость искусств и ремёсел
  • Английские поэтессы
  • Лондские натурщики
  • Евангелие от Уолта Уитмена
  • Последний томик стихов м-ра Суинберна
  • Китайский мудрец

Выдающийся ирландский писатель, драматург, поэт, философ. Прославился своими пьесами «Как важно быть серьезным », «Идеальный муж », романом «Портрет Дориана Грея », сказками.

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд / Oscar Fingal O"Flahertie Wills wilde, более известный как Оскар Уайльд / Oscar wilde, родился 16 октября 1854 года в Дублине в семье сэра Уильяма Уайльда / William wilde и леди Джейн Франчески Уайльд / Jane Francesca wilde. Его отец был выдающимся хирургом, специализировавшимся на офтальмологии и отоларингологии, он получил рыцарский титул в 1864 году за заслуги в медицине. Мать будущего литератора под псевдонимом Эсперанца публиковала революционную поэзию в духе ирландских националистов. У Оскара был брат Уильям и сестра Изола, которая скончалась от менингита в возрасте 9 лет. Кроме того, у сэра Уильяма было трое детей от внебрачных связей.

До девяти лет Оскар получал домашнее образование, благодаря гувернанткам он свободно говорил на немецком и французском языках. В 1971 году Оскар Уайльд получил королевскую стипендию и поступил в Тринити колледж в Дублине, где на протяжении трех лет был лучшим студентом курса. По окончании учебы он получил золотую медаль Беркли – высшую награду за успехи в изучении древнегреческого. После этого Уайльд получил стипендию и перешел в колледж Магдалины в Оксфорде, где учился с 1874 по 1878.

Публиковаться Оскар Уайльд начал еще во время учебы в Тринити колледже. В 1878 его поэма «Равенна » была отмечена призом Ньюдигейта. В том же году он окончил обучение, получив максимально высокие оценки и степень бакалавра гуманитарных наук.

Получив небольшое наследство, Оскар Уайльд поселился в Лондоне. В 1881 году опубликованный им сборник поэм ждал большой успех.

В 1982 году Оскара Уайльда пригласили с лекциями в тур по Америке. Поездка планировалась на 4 месяца, но выступления писателя пользовались такой популярностью у американской публики, что он провел в Штатах больше года.

Доходы от турне и пьесы «Герцогиня Падуанская » (1883) позволили Оскару Уайльду в 1883 году переехать в Париж. В том же году в США была поставлена его первая пьеса «Вера, или Нигилисты ».

Вернувшись в Англию, в 1888 Оскар Уайльд выпустил сборник сказок «„Счастливый принц“ и другие сказки ». В 1891 были опубликованы еще два сборника: «Преступление лорда Артура Сэвила » и «Гранатовый домик ».

В 1891 году в свет вышел единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея ».

В 1891 во время пребывания в Париже Оскар Уайльд написал на французском пьесу «Саломея ».

В 1892 – 1895 из-под пера Уайльда вышло несколько пьес, остроумно обыгрывающих нравы викторианского общества: «Веер леди Уиндермир », «Женщина, не стоящая внимания », «Идеальный муж », «Как важно быть серьезным ».

В 2007 году по результатам опроса канала BBC Оскар Уайльд был признан самым остроумным человеком в истории Великобритании.

Личная жизнь Оскара Уайльда / Oscar wilde

В юности Уайльд был увлечен Флоренс Балкомби / Florence Balcombe. Приехав после окончания Оксфорда в родную Ирландию, он узнал, что она вышла замуж за другого известного писателяБрэма Стокера / Bram Stoker.

В 1881 году Оскара познакомили с дочерью известного лондонского адвоката Констанс Ллойд / Constance Lloyd. В 1884 году они поженились. В 1885 году Констанс подарила мужу первого сына – Сирила / Cyril, в 1886 родился младший сын Вивиан / Vyvyan.

Оскар Уайльд / Oscar wilde в тюрьме

В 1891 году 37-летний Оскар Уайльд познакомился с очаровательным и избалованным студентом Оксфорда Альфредом Дугласом / Alfred Douglas, известным в своем кругу под именем Бози. Вскоре блестящий интеллектуал и молодой сын маркиза Куинсберри стали неразлучны. Отец Бози нанял детективов, чтобы подтвердить сексуальный характер отношений между Уайльдом и Дугласом, что в те времена расценивалось как уголовное преступление. Он спровоцировал писателя на скандал. Последовав неудачному совету друзей, Уайльд подал на маркиза в суд за клевету, однако в 1895 году сам оказался на скамье обвиняемых. Его осудили за непристойное поведение и приговорили к двум годам исправительных работ.

Наказание Оскар Уайльд отбывал в тюрьмах Лондона, где ужасные условия содержания заключенных нанесли непоправимый урон его здоровью. Однажды из-за болезни и голода он потерял сознание, в результате падения повредил барабанную перепонку, что, возможно, ускорило кончину писателя.

В мае 1897 года Оскар Уайльд вышел на свободу и на следующий день покинул Англию. Последние три года жизни он провел в бедности в изгнании на территории Франции, где жил под псевдонимом Себастьян Мелмот.

Несмотря на лишения, в 1998 году он написал «Балладу Редингской тюрьмы ». Она была опубликована под псевдонимом и пользовалась большой популярностью в Англии. Однако, несмотря на семь переизданий за два года, поэма не принесла большого дохода Уайльду.

Освободившись, Уайльд написал несколько статей в английские журналы, в которых рассказал о плачевном состоянии тюрем. Он также внес предложения по улучшению тюремной системы, которые были учтены в принятом парламентом «Акте о тюрьмах» (1898).

В 1987 году Оскар Уайльд и Бози воссоединились в Руане, несмотря на протесты своих семей. В этот период жена Уайльда Констанс, вынужденная бежать из Англии и сменить фамилию, запрещала ему видеться с сыновьями, но поддерживала супруга материально. Проведя некоторое время вместе в Неаполе, Уайльд и Дуглас были вынуждены расстаться из-за угроз родных.

Оскар Уайльд скончался от церебрального менингита 30 ноября 1900 года в возрасте 46 лет. Он был похоронен на кладбище Баньо, в 1909 его останки перезахоронили на главном парижском кладбище Пер-Лашез.

Оскар Уайльд / Oscar wilde в кино

В 1997 году вышел биографический фильм «Уайльд », в котором писателя сыграл популярный британский актер и писатель Стивен Фрай / Stephen Fry.

В киноальманахе «Париж, я люблю тебя » один из эпизодов посвящен Оскару Уайльду .

По мотивам произведений Оскара Уайльда было снято несколько фильмов, в том числе «Дориан Грей » (2009), «Портрет Дориана Грея » (2004), «Как важно быть серьезным » (2002). Также были экранизированы «Кентервильское привидение », «Саломею », «Счастливого принца » и другие рассказы Уайльда.

Оскар Уайльд — известный английский драматург, писатель, поэт ирландского происхождения, один из самых популярных авторов Викторианской эпохи. Уайльд отличался особенным виденьем вещей, он не хотел соглашаться с существованием социальной несправедливости, любил дорого наряжаться, вести светские беседы и бездельничать.

Он как фокусник, вытаскивающий платок из рукава перед видом изумленной публики, раздавал свои рассказы и дарил их первому встречному. Писатель разрешал друзьям вести записи его разговоров, так как сам мало писал.


Творчество Оскара Уайльда

Книги Оскара Уайльда выделяются красочным описанием окружающего мира, что уводит на второй план само повествование, представляя читателю настоящий орнаментальный натюрморт. В рассказах писателя главным объектом описания является вовсе не человек или природа, а интерьер.

Стиль написания характеризуется множеством живописных и детализированных сравнений. Размышления наполнены эстетической игрой, что отображается в умелом использовании афоризмов и парадоксов. Важно не потерять основную мысль за словесными оборотами, образами и двойственными смыслами.

Среди них можно выделить:

  • «Идеальный муж»;
  • «Как важно быть серьезным»;


Краткая биография Оскара Уайльда

Родился писатель в 1854 в дублинской семье врачей. Первое образование будущий писатель получил дома, с самого раннего детства родители прививали любовь к книгам и чтению.

С 1864 по 1871 год Уайльд учился в Королевской школе Портора, по окончании отправился в Тринити-колледж. В колледже проходил этап формирования характера и предубеждений, которые после повлияли на его творчество. Следующей ступенькой в образовании стал Оксфорд. В студенческие годы успел написать несколько рассказов.

После успешного окончания университета Уайльд жил часто был в разъездах, читал лекции в американских городах. Возвратившись, поселился в Лондоне и вскоре женился.

В 1881 году вышел первый сборник стихотворений. Некоторое время работал журналистом, писал рассказы. В 1890 году был опубликован самый известный роман Оскара Уайльда .

Из-за любовного инцидента писатель был осужден на два года лишения свободы, что окончательно сломало его моральный дух. В 1897 году освободился и переехал во Францию. В 1900 году из-за менингита Уайльд скончался.

Английский драматург, поэт, прозаик Оскар Уайльд (Oscar Wilde, полное имя — Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд, Oscar Fingal O"Flahertie Wills Wilde) родился 16 октября 1854 года в Дублине (Ирландия) в семье Уильяма и Джейн Франчески Уайльд. Его отец был известным хирургом, специализировавшимся на офтальмологии и отоларингологии. Мать будущего литератора под псевдонимом Эсперанца (Speranza) публиковала революционную поэзию.

В 1871 году Оскар Уайльд получил королевскую стипендию и поступил в Тринити-колледж в Дублине, где на протяжении трех лет был лучшим студентом курса. По окончании учебы он получил золотую медаль Беркли — высшую награду за успехи в изучении древнегреческого языка. После этого Уайльд перешел в колледж Магдалины в Оксфорде, где учился с 1874 по 1878 год.

Публиковаться Оскар Уайльд начал еще во время учебы в Тринити-колледже. В 1878 году его поэма "Равенна" была отмечена призом Ньюдигейта — престижной награды в области поэзии среди студентов Оксфорда.

В 1878 году Уайльд поселился в Лондоне. В 1881 году опубликовал поэтический сборник "Стихотворения". Ранние стихи продемонстрировали его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence — упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния.

В конце 1881 года Уайльд уехал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях он первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 году в книге "Замыслы" ("Кисть, перо и отрава", "Истина масок", "Упадок искусства лжи", "Критик как художник"). В Америке Уайльд прочитал 140 лекций в течение девяти месяцев.

Вернувшись в Англию, в 1888 году Уайльд выпустил два сборника сказок "Счастливый принц" (1888) и "Гранатовый домик" (1891) и сборник рассказов "Преступление лорда Артура Сэвила" (1891).

В 1890 году в свет вышел единственный роман Уайльда "Портрет Дориана Грея", в котором герой, отвергающий все нравственные ограничения во имя наслаждения и свободы самовыражения (идея, созвучная самому Уайльду), гибнет, оказавшись заложником своего аморализма и эстетства. Критики обвинили роман в безнравственности.

Несравненный дар остроумнейшего человека своего времени Уайльд явил в своих пьесах "Веер леди Уиндермир" (1892), "Женщина, не стоящая внимания" (1893), "Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями" (1893), "Идеальный муж" (1895), "Как важно быть серьезным" (1895). Пьесы были сразу же поставлены на театральной сцене за исключением "Саломеи" (1891), написанной Уайльдом для Сары Бернар. Цензура запретила постановку на том основании, что герои пьесы — библейские персонажи. Сценическую историю "Саломея" обрела лишь в начале XX века, с расцветом символизма.

В 1895 году разразился скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю жизнь Оскара Уайльда. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Иск Уайльда признали несостоятельным, а самого писателя арестовали, дважды судили, признали виновным и приговорили к двум годам исправительно-трудовых работ. Уайльда освободили в 1897 году. Некоторое время он жил на вилле Бурже в Берневале, близ Дьепа (Франция), где написал свое последнее произведение, "Балладу Редингской тюрьмы" (1898). В тюрьме он написал прозаическую апологию "Из бездны", опубликованную посмертно в 1905 году.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Денситометрия: виды, методы проведения, результаты Денситометрия: виды, методы проведения, результаты Sapiens краткая история человечества ю харари Sapiens краткая история человечества ю харари Ной харари сапиенс читать Ной харари сапиенс читать