Тест реформаторская деятельность сперанского. Реформаторская деятельность М.М

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Биография Михаила Михайловича Сперанского. Первый проект политических преобразований. Вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии. Введение к уложению государственных законов. Реализация реформ Сперанского на практике.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2012

    Политическая ситуация в России в первой половине XIX века. Личность Александра I, его реформы. Биография М.М. Сперанского, его назначение на должность помощника царя, планы и некоторые реализованные реформы, а также дальнейшая деятельность в ссылке.

    реферат , добавлен 27.10.2009

    Первые годы царствования Александра I. Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России. Служебная карьера Сперанского и претворение плана в жизнь. Установление трех основных сословий. Проект политической реформы и причины неудачи.

    презентация , добавлен 11.11.2014

    Краткая биография М.М. Сперанского. План преобразований центрального управления, Государственного Совета, учреждения министерств и Сената. Реорганизация финансовой политики России. Отлучение от государственных дел и восстановление Сперанского на службе.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2012

    Определение факторов, повлиявших на укрепление государственного аппарата и проведение ряда реформ в начале XIX в. Исторические условия формирования мировоззрения М.М. Сперанского. Деятельность М.М. Сперанского в период правления Александра I и Николая I.

    реферат , добавлен 29.04.2019

    Учение Михаила Михайловича Сперанского о праве и государстве. Анализ его государственно-правовых взглядов по общим и частным вопросам государственного управления, права и законодательства, финансов, политической и гражданской свободы, сословного строя.

    контрольная работа , добавлен 09.05.2016

    Биография графа Михаила Михайловича Сперанского - общественного и государственного деятеля времён Александра I и Николая I, реформатора, законотворца, основателя российской юридической науки и теоретического правоведения. Политические взгляды и реформы.

    презентация , добавлен 15.01.2015

Сперанский М. М. и его реформы

План реферата.

1. Краткий экскурс в историю России начала XIX века.

2. Реформы Сперанского.

3. Причины неудач реформ Александра I и Сперанского.

К началу XIX в. в России начинают проявляться новые потребности, которые готовят переход государственного порядка на новые основания. Во внешней политике продолжается территориальное и национальное объединение русской земли.

Во внутренней политике - это необходимость уравнять сословия общими правами и призвать их к совместной деятельности. Практически в каждое царствование делались попытки приступить к разрешению этих проблем. Каждый раз раздавались робкие или громкие голоса против существующего порядка с требованиями изменений; следующее царствование начинало робко или решительно проводить их во внутренней преобразовательной деятельности. Но каждый раз происходило так, что какое-нибудь препятствие, внешние или внутренние, война или особенности личного характера правителя, останавливали правительство на полдороги. Тогда начавшееся движение поникало в глубь общества и принимало различные формы.

Уже в конце царствования Екатерины II раздавались одинокие голоса против существующего порядка, особенно портив отношений между основными классами - дворянством и крепостными крестьянами. Правительства Павла I и Александра I собирались пойти навстречу реформам, хотя с неодинаковой охотой и сознательностью, но начавшаяся война 1812 г. остановила Александра I на его пути, на который он так решительно вступил.

Борьба с сословными привилегиями была основной из главных задач Павла I. Он отменил грамоту 1785 г., на которой держались привилегии дворянства, отменил губернские дворянские собрания и выборы, отменил свободу дворян от телесных наказаний. По резолюции 3 января 1797 г. и указу Сената, дворяне, высшие слои городского населения, белое духовенство за уголовные преступления подвергались телесным наказаниям наравне с людьми податных сословий.

Павел I превращал равенство прав в общее бесправие.

Была попытка облегчения участи крепостных крестьян. По указу от 5 апреля 1797 г. была определена мера крестьянского труда в пользу землевладельца (три дня в неделю). Но эта деятельность была лишена твёрдости и последовательности.

Начав царствовать с мыслью определить законом нормативные отношения землевладельцев с крестьянами и улучшить положение последних, он не только не ослабил крепостного права, но и содействовал его расширению (100 тыс. крестьян с млн. десятин казённой земли были розданы им в частное владение).

Александр I, приемник императора Павла, вступил на престол с более широкой программой и осуществлял её более последовательно и обдуманно. Основные цели внутренней политики: уравнение всех сословий перед законом и введение их в совместную государственную деятельность. Необходимо было установить новые законодательные отношения между классами, повысить образовательный уровень народа, обеспечить новое устройство государственного хозяйства (финансы).

Частичное введение этой перестройки вызвало двойное недовольство в обществе: одни были недовольны тем, что разрушается старое; другие были недовольны тем, что слишком медленно вводится новое. Ряд войн и внутренних реформ расшатывали государственное хозяйство, расстраивали финансы, понижали народное благосостояние.

С 1801 г. по 1808 г. были произведены некоторые преобразования.

30 марта 1801 г. Государственный совет был заменен постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для обсуждения государственных дел и постановлений.

Затем были преобразованы петровские коллегии. Манифестом 8 сентября 1802 г. они были преобразованы в 8 министерств: иностранных дел, военно-сухопутных сил, морских сил, внутренних дел, финансов, юстиции, коммерции и народного просвещения. Главным отличием новых органов центрального управления была их единоличная власть: каждое ведомство управлялось министром, который отчитывался перед Сенатом.

С 1801 г. была запрещена раздача населённых имений в частную собственность.

Указ от 12 декабря 1801 г. представлял право всем лицам свободных состояний приобретать вне города в собственность недвижимые имущества без крестьян. Этот закон разрушил вековую землевладельческую монополию дворянства.

20 февраля 1803 г. был издан указ о свободных хлебопашцах: помещики могли вступать в соглашение со своими крестьянами, освобождая их обязательно с землёй целыми селениями или отдельными семьями.

Затем последовали события, которые на некоторое время отвлекли императора от внутренних дел; это было участие в двух коалициях против Франции - в 1805 г. в союзе с Австрией, в 1806-1807 гг. - в союзе с Пруссией. Походы и неудачи охладили первоначальное либерально-идиллическое настроение Александра I. Члены неофициального комитета один за другим удалялись от него. Их опустевшие места занял один человек, который стал единственным доверенным сотрудником императора, Это был Михаил Михайловч Сперанский Сперанский вышел из общественной среды, которой прежние государственные деятели не знали. Он родился в 1772 г. и был сыном сельского священника села Черкутина Владимирской губернии. Первоначальное воспитание он получил в Суздальской духовной семинарии и довершил своё образование в Петербургской главной семинарии, которая при Павле I была преобразована в духовную академию. Отлично окончив курс, он остался преподавателем академии; преподавал сначала свой любимый предмет математику, потом красноречие, философию, французский язык и т.д. Все эти разнообразные предметы он преподавал с большим успехом. Рекомендованный в домашние секретари князю Куракину, Сперанский при его протекции поступил в канцелярию генерал прокурора, которым тогда и стал это вельможа. Так в 1797г. 25 - летний магистр богословия преобразился в титулярного советника. Сперанский принёс в русскую неопрятную канцелярию XVIII века необыкновенно выправленный ум, способность бесконечно работать (по 48 часов в сутки), отличное умение говорить и писать. Этим подготовилась его необыкновенно быстрая служебная карьера. Уже при Павле I он был очень известен. При воцарении Александра I он был переведён в новообразованный Непременный совет, где в звании статс-секретаря ему поручено было управлять экспедицией гражданских и духовных дел. Все важнейшие проекты законов, изданных с 1802 г., были редактированы Сперанским, как управляющим департаментом министерства внутренних дел. С1806г. Сперанский и Александр I сблизились.

Сперанский был назначен товарищем министра юстиции и вместе с императором начал работать над общим планом государственных реформ.

Сперанский был лучшим, даровитейшим представителем старого, духовно - академического образования. По характеру этого образования он был идеолог или теоретик, как бы его назвали в наше время. Он был способен к удивительно правильным политическим построениям, но ему тяжело давалось тогда понятие действительности. Он и начертил такой план, отличающийся удивительной стройностью, последовательностью в проведении принятых начал. Но, когда пришлось осуществлять этот план, ни государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных средств России.

По словам Сперанского, «весь разум его плана состоял в том, чтобы посредством законов учредить власть правительства на началах постоянных и тем сообщить действию этой власти больше достоинства и истинной силы».

План его излагал основания управления русских сословий перед законом и новое устройство управления: крестьяне получили свободу без земли, управление составлялось из тройного рода учреждений - законодательных, исполнительных и судебных. Все эти учреждения сверху донизу с сельской волости до вершины управления имели земский выборный характер. Во главе этого здания стоят три учреждения: законодательное - Государственная Дума, состоящая из депутатов всех сословий; исполнительное - министерства, ответственные перед Думой, и судебное - Сенат. Деятельность этих учреждений объединяется Государственным советом, состоящим из представителей аристократии, устроенной на подобии английской. Эта аристократия - блюстительница законов по всем отраслям управления и охранница интересов народа.

План составился очень быстро: он был начат в конце 1808г. и в начале октября 1809г. лежал вполне готовый на столе императора.

Этот план не мог быть осуществлён в полном объёме, т.к. Нисколько не был рассчитан на политические средства страны. Это была политическая мечта, разом озарившая два лучших светлых ума России.

Но кое - что из этого плана было осуществлено. Осуществленные части преобразованного плана Сперанского все относятся к центральному управлению.

3 апреля 1809г. издан был Указ о придворных званиях. Указ 6 августа 1809г. установил порядок производства в гражданские чины коллежского асессора (8 класс) и статского советника (5 класс). Новый указ запретил производить в эти чины служащих, которые не имели свидетельства об окончании курса в одном из русских университетов или не выдержали в университете экзамена по установленной программе, которая и была приложена к указу. По этой программе требовалось знание русского языка и одного из иностранных, знание прав естественного римского и гражданского, государственной экономики и уголовных законов, знание отечественной истории и элементарные сведения в истории всеобщей, в статистики Русского государства, в географии и даже в математике и физике.

Оба указа готовились и были изданы в тайне от высших правительственных сфер. 1 января 1810г. был открыт преобразованный Государственный совет.

Таким образом, устанавливался твёрдый порядок законодательства: 1) Совет рассматривает новые законы по всем отраслям управления; 2) он один их рассматривает; 3) ни один рассмотренный им закон не предаётся исполнению без утверждения верховной власти.

Этими чертами указывается двоякое значение совета - законодательное и объединительное: он, во-первых, обсуждает возбуждаемые по всем отраслям управления законодательные вопросы; во - вторых, объединяет деятельность всех этих отраслей, сообщая им одинаковое направление. В совете председательствует сам царь, назначающий и членов совета (35 человек). Совет состоял из общего собрания и четырёх департаментов - законодательного, дел военных, дел гражданских и духовных и государственной экономики.

Была учреждена государственная канцелярия с особым отделением для каждого департамента. Канцелярией руководил государственный секретарь, которым был назначен Сперанский.

Вслед за Государственным советом были преобразованы по плану Сперанского министерства, учреждённые 8сентября 1802 года. Сперанский находил двойной недостаток в этих министерствах: отсутствие точного определения ответственности министров и неправильное распределение дел между министерствами. Они были преобразованы двумя актами: манифестом 12 июля 1810г. и 25 июня1811г.

Образовалось 12 министерств вместо 8. Оба акта признавались образцовыми произведениями нашего законодательства, и административный порядок, в них установленный, даже в подробностях, действовал очень долго.

Предложено было преобразовать и Сенат. Проект преобразования был подготовлен к нач. 1811г. и в июне был внесён в Государственный совет. Проект был основан на строгом разделении дел административных и судебных. Сенат предложено было преобразовать в два особых учреждения: Сенат правительствующий, который бы состоял из министерств с их товарищами и начальниками особых частей управления; и другое под названием Сената судебного. Особенностью этого судебного Сената была двойственность его состава: одни члены его назначались от короны, другие выбирались дворянством.

Возражений против этого проекта в Государственном совете было много. Реформа не была проведена, хотя большая часть совета высказалась «за» и государь проект утвердил.

Значит из трёх отраслей высшего управления - законодательной, исполнительной и судебной - были преобразованы только две первые; третьей реформа не коснулась. Губернское управление тоже не было преобразовано.

По разным причинам Сперанский был уволен, едва только начали вводиться преобразованные им учреждения. Он получил отставку в марте 1812г. и был сослан в Нижний Новгород. Его опале были искренне рады в высшем обществе, что вполне понятно, и со стороны народа, который относился к нему с ожесточённой озлобленностью, т.к. для упорядочения финансов, законами 2 февраля 1810г. и 11 февраля 1812г. были повышены все налоги - иные удвоены, другие более чем удвоены Так, цена пуда соли с 40коп. Была поднята до рубля; подушная подать с 1руб. - до 3руб. Был введён небывалый прежде «подоходный прогрессивный» налог, им обложен был доход помещика с земель: 500руб - 1%; более 18 тыс. руб. - 10%. Увеличение налогов и было причиной недовольства народа против Сперанского, чем и воспользовались его враги.

После ссылки Сперанский был назначен пензенским губернатором, потом генерал-губернатором Сибири, изучил обширную Сибирь и составил проект нового её устройства, с которым приехал в Петербург в 1821г. Его (Сперанского) оставили в Государственном совете, хотя он не пользовался прежним влиянием.

Его назначили составителем свода законов. Он составил «Полное собрание законов Российской империи», начиная с уложения 1649г. (1803). Это полное собрание Сперанский и положил в основание действующих законов, так составился «Свод законов Российской империи», изданный в 1833г. в 15 томах. Кроме того Сперанский приводил в порядок целый ряд специальных и местных законодательств: свод военных постановлений в 12 т.; свод законов остзейских и западных губерний; свод законов Великого княжества Финляндского.

Работал над законом об освобождении крестьян, но без особого продвижения.

Умер в 1839г.

Причины неудач Сперанского и Александра I.

Причина безуспешности преобразовательных начинаний Сперанского и Александра I заключалась в непоследовательности. В этой непоследовательности историческая оценка деятельности Александра. Новые правительственные учреждения, осуществленные или только задуманные, основаны были на начале законности, т.е. на идее твёрдого и единого для всех закона, который должен был стеснить произвол во всех сферах государственной и общественной жизни, в управлении, как и в обществе. Но по молчаливому или по гласному признанию действующего закона целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. общего пола, целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца; следовательно, частные гражданские отношения не были согласованны с основаниями новых государственных учреждений, которые были введены и надуманны. По требованию исторической логики новые государственные учреждения должны были стать на готовую почву новых согласованных гражданских отношений, как следствие вырастает из своих причин. Император и его сотрудники решились вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы согласованные с ними гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве, т.е. они надеялись добиться последствий раньше причин, которые их производили. Известен и источник этого заблуждения; он заключается в преувеличённом значении, которые тогда придавали формам правления. Люди тех поколений были уверенны, что все части общественных отношений изменятся, все частные вопросы разрешатся, новые нравы водворятся, как только будет осуществляться нарисованный смелой рукой план государственного устройства, т.е. система правительственных учреждений. Они расположены были тем более к такому мнению, что гораздо легче ввести конституцию, чем вести мелкую работу изучения действительности, работу преобразовательную. Первую работу можно начертать за короткое время и пожать славу; результаты второй работы никогда не будут оценены, даже замечены современниками и представляют очень мало пищи для исторического честолюбия.

1.Император Александр 1 был

1) внуком Екатерины 2 и братом Павла 1

2) племянником Екатерины 2 и сыном Павла 1

3) внуком Екатерины 2 и сыном Павла 1

4) племянником Екатерины 2 и братом Павла 1

2. В негласный комитет не входил

1) П.А.Строганов

2)В.п.Кочубей

3)Н.Н.Новосильцев

4) Д.Н.Сенявин

3. В новой системе образования 1803 г. , созданной по указу Александра 1 , не было

1) гимназий

2) приходских училищ

3) университетов

4) сельских школ

4. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

5. Четвёртая антифранцузская коалиция была создана

1)в 1804 г. После разгрома «континентальной блокады» Наполеона

2) в 1805 г. После заключения Тильзитского мира

3) в 1806 г. После победы Наполеона под Аустерлицем

4) в 1807 г. После войны со Швецией

6.Реформы М.М. Сперанского получили поддержку императора

4) в 1809 г

7.Крепостные крестьяне, согласно проекту реформы 1809 г. Имели

1) общие гражданские права и право перехода в более высокое сословие через выкуп

2) право своего выкупа и право приобретения орудий труда

3) право на участие в земском управлении и на ограниченную покупку земли

4) право выкупа себя и своих родственников по решению суда

8. Государственный совет был создан

2) осенью 1811 г. Для подготовки выборов в Государственную думу.

9. Согласно «Введению к уложению государственных законов», устанавливались три основных сословия:

    вариант

1.Александр 1 стал российским императором

1) в 1803 г. после смерти своего брата

2) в 1801 г. после смерти Екатерины 2

3) в 1803 г. по решения Негласного комитета

4) в 1801 г. после убийства Павла 1 в результате дворцового переворота

2. К первым изданным Александром 1 указам не относился указ

1) об улучшении содержания заключённых

2) о сокращении срока службы солдат регулярной армии

3) о свободе пропуска российских произведений за границу

4) о передаче рассмотрения всех судебных дел в Сенат

3.Реформа высших органов государственной власти Александра 1предполагала

1) введение министерств вместо коллегий и передачу Сенату высшей судебной власти

2) отмену властных полномочий Сената и передачу их Негласному комитету

3) превращение Сената в высший судебный орган и запрет на участие дворян в городском управлении

4) превращение Сената в высший судебный орган и отмену Табели о рангах

4. Конвенция «О взаимной дружбе» была заключена

1) в 1801 г. между Россией и Швецией

2) в 1804 г. между Россией и Австрией

3) в 1801 г. между Россией и Великобританией

4) в 1805 г. между Россией и Швецией

5.Тильзитский мир был заключён

1) между Францией и Россией в 1807 г., эти страны стали союзниками

2)между Россией и Турцией по итогам войны 1806-1812 гг.

3) между Россией и Швецией по итогам войны 1808-1809 гг.

4) между Россией и Ираном в 1813 гг., эти страны стали союзниками

6. Согласно «Введению к уложению государственных законов», устанавливались три основных сословия:

1) дворянство, государственные служащие, крепостные крестьяне

2) государственные служащие, помещики, крепостные крестьяне

3) дворянство, «среднее состояние», «народ рабочий»

4) дворянство, « мещанство и купечество», «всякий люд»

7. Избирательное право, согласно проекту реформы 1809 г. , получали

1) только дворяне и мещане

2) только лица, владевшие крепостными крестьянами

3) все, кто имел движимое и недвижимое имущество

4) все, кто родился в России и проживал в ней не менее 10 лет

8.Согласно замыслу М.М.Сперанского, сенат необходимо было

1) разделить на 8 министерств

2) разделить на 3 палаты- судебную, государственных законов и министерскую

3) разделить на 2 части

4) заменить Государственным советом

9. Указ о «вольных хлебопашцах» был принят

1) в 1803 г. И разрешал помещикам продавать крепостных крестьян вместе с наделами

2) в 1802 г. И разрешал крепостным крестьянам продавать излишки своей продукции на рынке

3) в 1803 г. И разрешал крепостным крестьянам выкупать себя и свои наделы за деньги у помещика

4) в 1802 г. И разрешал крепостным крестьянам выкупать у помещика в собственность землю

▫ На мнение - имеет. На высказывать гадости - выходит, тоже. Увы. И то: разве ж высказанное этим деятелем (уж не знаю, с каких таких дум и по какой при чине... жара? настолько увлёкся учением? иное?) оскорбительно? Это же не с айфоном зайти куда, поснимать! И не станцевать под песенку. Глупую, правда, песенку. Вот зайти с айфоном и под песенку когда - вот то настоящее оскорбление! На школьном сайте проглядывается называние заслужившего - заслуженными эпитетами... ========================= А ещё есть понятия `честь` и `совесть`. Наряду с понятиями `Да класть я хотел!`, к сожалению. ... Коллеги этого `докладчика` прокомментировали. Привожу мой уже комментарий - к их комментарию: - епископ Стефан призвал `спокойнее относиться` к высказываниям главы Белгородской епархии и не рассматривать их `в контексте того, что владыка Иоанн кого-то там осуждает или привносит что-то такое в религиозное осмысление событий, что является каким-то новшеством`. ================= Итишкин же ты кот, а! ПРИВНОСИТ! И не `что-то такое`, а... А сдуреть что он привносит. И именно в религиозное - да! - осмысление событий. Но вы, дескать, того... Спокойней относитесь. Не рассматривайте. Ибо сказал этот сказун хоть и так, да вот ни разу не так! (Почему? А потому! Но как же так... А вот так!). ... Расслабтесь, типа. Поедайте свой попкорн. Спокойней, граждане, что за треволнения. ========================== Ладно хоть не сказал `А ну цыть тут у меня, рты, вишь, пораскрывали!`... Вот вообще - совесть есть?! Стыд - есть?!
▫ Пушкин так Радищева чихвостил, особенно касательно слога и содержания, что после его выпадов Радищева страшно даже открывать. Вот и не стала министр читать ересь всякую, ну а потом немного ошиблась. Но в целом же попала правильно. Не ревизора же она назвала. :):) Но, почему она не сказала, что школы сами выбирают программы для изучения, так как теперь важны универсальные знания, целостное понимание, бла-бла...Ведь это мог быть `заказ` конкурентов...., а время эфира ограничено, она могла бы до бесконечности `уходить от темы`. В этом она ступила.. Вот когда какую-то министершу про снилс спрашивали, она такого лазаря напела, договорились до того, что это вовсе не православие против, вовсе не Патриарх 2013 году выступал с трибуны, а какие-то ортодоксы и секты против снилса, а православие За....и ничего не изменилось....
▫ Каждый имеет право на свое мнение! Мой родной дядя в 18 лет погиб под Тверью, был крещен. И два брата бабушки погибли в 20 - 24 года, оба крещеные... Статистики нет и не может быть - сколько было крещеных, а сколько нет... Но и обзываться не делает чести здесь присутствующим. Низкий уровень воспитания, к сожалению, проглядывается и на школьном сайте...Эх, педагоги!

Вернуть авторитет, утраченный после Тильзита, Александр I решил с помощью нового витка реформаторской деятельности. С охлаждением царя к членам Негласного комитета возникла потребность в новых лицах, которые, однако, должны были продолжить прежнее направление реформ. Император быстро нашел человека, который отвечал этим требованиям. Им стал М. М. Сперанский.

Происходил из семьи бедного сельского священника. После окончания Санкт-Петербургской Духовной академии он некоторое время работал учителем, а затем секретарем у князя А. Б. Куракина - любимца Павла I.

Когда князь был назначен генерал-прокурором Сената, Сперанский стал работать чиновником в Сенате при Куракине. В короткий срок он зарекомендовал себя поистине незаменимым и очень способным человеком. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства, хотя и не занимал первоначально крупных государственных постов.

Члены Негласного комитета привлекали Сперанского к обобщению материалов своих обсуждений, а затем стали поручать ему составление проектов по заданным ими темам. В 1803-1807 гг. Сперанский имел уже пост директора одного из департаментов Министерства иностранных дел. Он был наиболее близок к В. П. Кочубею - всесильному министру внутренних дел. В период болезни министра Сперанскому было поручено вместо него лично докладывать императору о положении дел. Эти доклады показали Александру, что Сперанский - тот человек, который ему нужен. Кроме того, в отличие от ближайшего окружения царя, Сперанский не выступал против Тильзитского мира, симпатизируя в душе законам, установленным во Франции Наполеоном.

Началось восхождение Сперанского к вершинам государственной власти. С 1807 г. он статс-секретарь императора, а с 1808 г. - заместитель министра юстиции, который одновременно являлся и генерал-прокурором Сената.

Проект политической реформы: замыслы и результаты

Первый проект политических преобразований Сперанский предложил царю еще в 1803 г. в «Записке об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Он ставил вопрос о необходимости осторожного введения в стране конституционной монархии и предотвращении таким образом для России «французского революционного кошмара». Однако лишь после Тильзитского мира царь поручил ему составить проект всеобъемлющей реформы государственного управления. Такой проект был готов к октябрю 1809 г. Им стало «Введение к уложению государственных законов», в котором содержались следующие положения:

    Управление государством должно осуществляться на основе разделения властей: законодательная власть принадлежит новому выборному учреждению - Государственной думе; исполнительную власть осуществляют министерства; судебная власть принадлежит Сенату;

    Еще один новый орган - Государственный совет - должен был стать совещательным органом при императоре и рассматривать все проекты законов до их поступления в Думу;

    Устанавливались три основных сословия российского общества: 1) дворянство, 2) «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне), 3) «народ рабочий» (крепостные крестьяне, домашние слуги, рабочие);

    Политические права должны были принадлежать представителям «свободных» (первых двух) сословий; однако третье сословие получало общие гражданские права (главным среди них было положение о том, что «никто не может быть наказан без судебного приговора») и могло по мере накопления собственности и капитала перейти во второе сословие; первое сословие сохраняло и особые права (покупать имения с крепостными и т. п.);

    Избирательное право получали лишь лица, обладавшие движимым и недвижимым имуществом (т. е. представители первых двух сословий);

    Выборы в Государственную думу предполагались четырехступенчатыми (вначале проходили выборы в волостные думы, затем депутаты этих органов избирали членов окружных дум, те, в свою очередь, - депутатов губернских дум. И лишь губернские думы выбирали депутатов Государственной думы);

    Руководить работой Думы должен был назначаемый царем канцлер.

Осуществление проекта Сперанского должно было стать важным шагом на пути реформ. Этот план со временем получил бы развитие в других преобразованиях. Конечную цель реформатор видел в ограничении самодержавной власти царя и ликвидации крепостного права.

Александр I в целом одобрил проект Сперанского. Однако его следовало претворять в жизнь постепенно, не вызывая потрясений в обществе. С учетом этого царь решил вначале дать ход наиболее «безобидной» части реформы.

1 января 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета. Его главной задачей было наведение порядка в подготовке и принятии законов. Все их проекты теперь должны были рассматриваться только через Государственный совет. Совет оценивал не только содержание законов, но и саму необходимость их принятия. В его задачи входило также «разъяснение» смысла законов, принятие мер к их исполнению. Кроме того, члены Совета должны были рассматривать отчеты министерств и вносить предложения по распределению государственных доходов и расходов.

Государственный совет был призван стать не законодательным, а законосовещательным органом при императоре, орудием его законодательной власти.

В 1811 г. Сперанский подготовил проект «Уложения Правительствующего сената», которое должно было стать следующим шагом на пути политической реформы. Исходя из идеи разделения властей, он предлагал разделить Сенат на Правительствующий (ведающий вопросами местного управления) и Судебный (являющийся высшей судебной инстанцией и контролирующий все судебные учреждения). Этот проект, однако, не был осуществлен.

Проведенные в 1810 - 1811 гг. преобразования, а также стремление предоставить крепостным гражданские права вызвали такую бурю негодования среди высших чиновников и большинства дворян, что Александр был вынужден прекратить осуществление реформ: слишком свежа была в памяти судьба отца.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Как приготовить суп харчо в домашних условиях Как приготовить суп харчо в домашних условиях