Причины и характер наполеоновских войн. Наполеоновские войны

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Главные даты наполеоновских войн

Дата

Событие

Египетский поход французской армии с целью поставить под удар коммуникации Англии с Индией. Египетская армия разгромлена Наполеоном, но английская эскадра адмирала Г. Нельсона нанесла поражение французскому флоту. Русская эскадра Ф.Ф. Ушакова освободила от французов Ионические острова.

Русские войска под командованием А.В. Суворова освободили от французов Северную Италию. Переход войск Суворова через Альпы в Швейцарию.

Поражение австрийских войск при Маренго. Италия под контролем Наполеона.

Завершилось создание антифранцузской коалиции, в которую вошли Россия, Англия, Австрия, Швеция. Сокрушительное поражение русско-австрийской армии от войск Наполеона при Аустерлице (ныне г. Славков, Чехия). Россия потеряла 15 тысяч солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия и почти 20 тысяч русских и австрийских пленных. Австрия вышла из антифранцузской коалиции.

Место разбитой Австрии в коалиции заняла Пруссия. После разгрома русской армии под Фридландом (Пруссия) коалиция распалась. Тильзитский мир. Россия должна была присоединиться к Континентальной блокаде, вывести войска и флот из Средиземноморья.

Отечественная война в России с наполеоновской армией. Поражение армии Наполеона в России.

Заграничный поход русской армии. «Битва народов» под Лейпцигом. Поражение Наполеона.

Войска стран антифранцузской коалиции (Россия, Англия, Швеция, Пруссия, Португалия, Испания) заняли Францию и Париж. Отречение Наполеона.

«Сто дней» Наполеона. Битва у деревни Ватерлоо в Бельгии. Войска антифранцузской коалиции под командованием английского генерала А. Веллингтона нанесли армии Наполеона решающее поражение. Наполеон сослан на остров Св. Елены (Атлантический океан).

При обсуждении с классом событий наполеоновских войн необходимо выделить по тексту учебника ряд основных вопросов.

    Предпосылки военных успехов наполеоновской армии: всеобщая воинская повинность, высокий моральный и боевой дух французских солдат революционной армии, венные таланты офицеров и генералов выдвинувшиеся благодаря революции из низов французского общества, военное искусство гениального полководца Наполеона Бонапарта.

    Причины поражения армии Наполеона в России. Работа с документом задания №2 к параграфу (стр. 259-260).

    Причины поражения наполеоновской империи и ее крах раскрываются учащимися в ходе подготовки ответа на вопрос №4 (стр. 259) к параграфу.

После того как проведена работа по анализу и характеристики основных событий и проблем эпохи наполеоновских войн коллективно формулируется вывод о значении этих событий для последующего развития европейских стран, в том числе и России. Основной вывод по данной теме помещен в разделе «Подведем итоги» и состоит в том, что в ходе наполеоновских войн идеи Великой французской революции распространились по всему европейскому континенту.

Так как в следующей главе, посвященной истории России в XIX веке, больше не упоминаются события Отечественной войны 1812 года, то уместно на этом уроке уделить этой войне особое внимание учащихся. На основе исторического материала текста параграфа и дополнений учащихся раскрываются основные вопросы и события Отечественной войны 1812 г. Работа с картой №14, стр. XVI «Европейская часть России в первой половине XIX в.»

    Что необходимо вспомнить и систематизировать по Отечественной войне 1812 г.?

I . Причины: Контрабандная торговля России с Англией, нарушение условий Тильзитского мира, нарушение традиционной ориентации России на союз с Австрией и Пруссией.

II . Соотношение сил: Перед вторжением Наполеона Россия имела под ружьем около 400 тыс. солдат. Против армии Наполеона Россия могла выставить 317 тыс. солдат, но и те были рассредоточены по широкому пространству вдоль западных ее границ: первая армия (М. Б. Барклая де Толли), насчитывавшая 128 тыс. человек, располагалась на р. Неман прикрывала Петербург, вторая (П.И. Багратиона ) в числе 52 тыс. солдат находилась на юге Литвы и прикрывала Московское направление, третья (А. П. Тормасова ) численностью 46 тыс. солдат была дислоцирована на Волыни и прикрывала Киевское направление. Такое рассредоточение войск диктовалось тем, не было ясно главное направление удара, какое изберет Наполеон. К марту 1812 г. Наполеон завершил подготовку к вторжению в Россию. Было собрано 678 тыс. солдат, из них французы составляли 356 тыс., остальные - немцы, австрийцы, швейцарцы, итальянцы, хорваты, датчане, португальцы и пр.

III . Ход военных действий:

1). 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона - четырьмя потоками форсировала Неман и вторглась в пределы России. Левый фланг французской армии составляли три корпуса под командованием Макдональда, наступавшие на Ригу и Петербург. Основная, центральная группа войск в составе 220 тыс. человек во главе с Наполеоном вела наступление на Вильно. Расчет Наполеона сводился к тому, чтобы, используя свое численное превосходство, разбить русские армии поодиночке. В этих условиях единственно верным решением русского командования было отвести и объединить обе армии. Русская армия должна была отступать. Попытка Наполеона в конце июля окружить и уничтожить армию Барклая де Толли в Дрисском лагере (на Западной Двине) не удалась. Барклай де Толли удачным маневром вывел свою армию из той ловушки, какой мог для нее оказаться Дрисский лагерь, и направился через Полоцк к Витебску на соединение с армией Багратиона. Трудности русских армий усугублялись еще и отсутствием единого командования. 22 июля после тяжелых боев армии Барклая де Толли и Багратиона соединились в Смоленске . Ценой тяжелых потерь Наполеон занял Смоленск. В Смоленске Наполеоном было принято решение наступать на Москву, в решающем сражении разгромить русскую армию, занять Москву и продиктовать Александру условия о мире. По требованию общественного мнения Александр I назначил командующим Кутузова М.И. , который прибыл в войска у Царево-Займища .

2). Бородинское сражение. Для генерального сражения Кутузов выбрал позицию у деревни Бородино . 24 августа французская армия подошла к передовому укреплению перед Бородинским полем - Шевардинскому редуту. Завязался тяжелый бой: 12 тыс. русских солдат, имея 36 орудий, весь день сдерживали натиск 40-тысячного французского отряда, имевшего в своем распоряжении 186 орудий. Большинство защитников Шевардинского редута пали смертью храбрых, но это сражение помогло укрепить левый фланг бородинской позиции и задержало развертывание французской армии на целые сутки.

Перед Бородинским сражением русская армия насчитывала 154,5 тыс. человек (в том числе 28,5 тыс. ополченцев) и располагала 640 орудиями, французская-134 тыс. человек и 587 орудий. Бородинское сражение началось в 5 часов утра 26 августа атакой французской дивизии генерала Дельзона на Бородино. Это был отвлекающий маневр Наполеона от главного удара на левый фланг русских войск. Новая атака на Семеновские (Багратионовы) флеши, составляющие левый русский фланг. На время французам удалось захватить часть укреплений, но контратакой они были выбиты. Атаки следовали одна за другой с перерывами через полчаса. Наполеон вводил все новые и новые части, чтобы прорвать левый фланг, выйти в тыл основной русской армии и заставить ее сражаться перевернутым фронтом. В полдень Наполеон предпринял решительную атаку: в дело было введено 40 тыс. отборных французских войск и сосредоточен огонь почти всей французской артиллерии. Хотя в ходе этой атаки флеши были французами заняты, однако прорвать фронт Наполеону не удалось. В этой атаке был смертельно ранен Багратион . С захватом Семеновских флешей начался массированный артиллерийский обстрел центра русской обороны - Курганной батареи Н. Н. Раевского . Кавалерийский рейд Платова и Уварова в тыл французских войск заставил Наполеона отсрочить на два часа решительную атаку батареи Раевского. За это время Кутузов подтянул к центру обороны свежие силы. К 16 часам редут Раевского был захвачен французской кавалерией. К вечеру Кутузов отдал приказ отойти на новую линию обороны. По признанию Наполеона, Бородинское сражение не было его победой, а для русской армии поражением. Цель Наполеона- разгром русской армии - не была достигнута. В д. Фили в трех верстах от Москвы, был созван военный совет. Кутузов принял решение: оставить Москву, чтобы сохранить армию.

3). Тарутинский маневр. Русская армия, покинув Москву, сначала двигалась к Рязани. По пятам русской армии следовал конный корпус Мюрата. Около Коломны Кутузов повернул на Калужскую дорогу. Русская армия вступила в Тарутино . Здесь, на р. Наре, в 75 верстах от Москвы по Калужской дороге был создан знаменитый Тарутинский лагерь, который сыграл решающую роль в подготовке русской армии к контрнаступлению.

IV . Партизанское движение. В стране разгоралась народная (Отечественная ) война против захватчиков. До оставления русскими войсками Москвы партизанские отряды возникали стихийно и состояли преимущественно из крестьян. После оставления Москвы и особенно в период Тарутинского лагеря партизанское движение приняло уже широкий размах. Стали создаваться армейские партизанские отряды, проводившие свои операции во взаимодействии с регулярной армией. Ими нередко руководили опытные армейские офицеры. Командование снабжало их оружием и боеприпасами. Партизанские отряды, развернув «малую войну», нарушали коммуникации противника, вели разведку, иногда давали настоящие сражения и фактически блокировали отступавшую французскую армию, лишая ее фуража и продовольствия. Серьезное значение придавал Кутузов действиям партизанских отрядов. Некоторые из них насчитывали несколько тысяч человек, имели артиллерию. Таковы отряды под командованием опытных кадровых офицеров Давыдова , Сеславина , Фигнера . Большую помощь действующей армии оказывали крестьянские партизанские отряды Федора Потапова , Ермолая Четвертакова , Герасима Курина , Василисы Кожиной .

V . Гибель «Великой армии». В Москве французская армия находилась 36 дней. Перед выходом из Москвы, который начался 7 октября, Наполеон отдал приказ взорвать Кремль. Из Москвы выступила более чем 100-тысячная, пока еще боеспособная французская армия, с огромным обозом награбленных ценностей. Стратегический план Наполеона состоял в том, чтобы по пути разгромить русскую армию, овладеть продовольственной базой в Калуге и военными арсеналами Тулы и далее отправиться на юг в плодородные и не разоренные войной губернии. Произошло сражение под Малоярославцем . Город восемь раз переходил из рук в руки и хотя в конце концов был захвачен французами, но победа осталась за русской армией. Наполеон вынужден был отказаться от движения на юг и повернуть к Вязьме на разоренную войной старую Смоленскую дорогу . Началось отступление французской армии, впоследствии превратившееся в бегство, и ее параллельное преследование русской армией. Наполеон привел к Смоленску не более 50 тыс. солдат - половину армии, вышедшей из Москвы. Запасы продовольствия в городе оказались незначительными. После переправы через р. Березину 14 ноября началось уже беспорядочное бегство остатков французских войск. 25 декабря 1812 г. был издан царский манифест об окончании Отечественной войны.

Подведение итога обсуждения событий Отечественной войны проводится по определению школьниками значения победы над наполеоновской армией для истории России и истории Европы.

Урок №44. Промышленный переворот и становление индустриального

Запада.

В процессе урока:

    раскрыть сущность и значение процесса изменения в экономике стран Запада, получивший название «промышленный переворот»;

    выявить совокупность причин начала промышленного переворота именно в Англии;

    проанализировать социальные последствия промышленного переворота и те изменения в социальной структуре западноевропейского общества XVIII-XIX вв., которые произошли под его воздействием;

    охарактеризовать основные технические изобретения эпохи промышленного переворота в Западной Европе конца XVIII – XIX вв.;

    подвести итоги и сделать выводы о последствиях промышленного переворота в становлении индустриального капиталистического общества в XIX веке, определив основные черты этого общества.

Средства обучения: учебник §35, таблица «Основные изобретения эпохи промышленного переворота», опорная схема «Социально-классовая структура западноевропейского общества в конце XIX века», схема «Индустриальное общество».

Основные понятия: лендлорд, производительность труда, фабрика, тяжелая промышленность, индустриальная экономика, миграция, коммуникации, научно-технический прогресс, рантье, средства производства, «рабочая аристократия», сезонные рабочие, «средний класс», акционерное общество, урбанизация, средства массовой информации.

    Почему после свержения якобинской диктатуры понадобилась диктатура Наполеона и основание империи во Франции?

    Расскажите об участии Российской империи в наполеоновских войнах. Какое значение для этих войн имела победа русского народа в Отечественной войне 1812 года?

    Как вы думаете, почему, несмотря на громкие победы французской армии и Наполеона, произошел крах его империи?

    Раскройте значение наполеоновских войн для истории Европы и истории России.

Изучение новой темы

Вопросы плана урока

Приемы и средства обучения

    Начало промышленного переворота в Англии во второй половине XVIII века.

 Рассказ учителя. Работа над понятием «промышленный переворот» (см. Словарь терминов), лендлорд, производительность труда. Подготовка учащимися ответа на вопрос №1 (стр. 267).

Причины начала промышленного переворота именно в Англии:

    Ранняя буржуазная революция, уничтожены феодальные преграды.

    Свобода предпринимательской инициативы.

    Власть у буржуазии и нового дворянства (парламентская монархия).

    Колониальная экспансия (рынки сбыта и источники сырья).

Задания.

    Вставьте пропущенные термины. Промышленный переворот характеризуется переходом к экономике индустриального типа, при которой происходит концентрация промышленности в городах. Ручной труд вытесняется (?), мануфактуру сменяет (?).

    Мировым промышленным лидером с конца XVIII века стала Англия. Перечислите обстоятельства, благодаря которым именно в Англии раньше всех начался промышленный переворот.

    Какое условие раннего промышленного переворота в Англии следует из приведенных ниже данных? В 1775 г. работорговлей занимались 237 жителей Бристоля, 146 – Лондона и 89 – Ливерпуля. В 1760 году из английских портов в места продажи «черных» рабов вышло 145 кораблей с 36 тыс. рабами, а в 1771 году – 190 с 47 тыс. Общее количество чернокожих рабов, вывезенных в английские колонии с 1680 по 1786 года, превысило 2 млн. человек.

    В результате огораживания в конце XVI века в Англии исчезло крестьянство. Какие последствия имело огораживание для развития промышленного переворота в Англии?

    Основные изобретения эпохи промышленного переворота.

 Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (разделы: «Начало промышленного переворота» и «Новый этап промышленного переворота»). Заполнение таблицы «Основные изобретения эпохи промышленного переворота» (стр. 267).

Задание.

    Подумайте, почему паровая машина, изобретенная русским мастером Иваном Ползуновым раньше, чем англичанином Джеймсом Уаттом, не нашла применение в России.

    Социальные последствия промышленного переворота.

 Беседа с учащимися по проблеме об изменениях в социально-классовой структуре стран Запада. Подготовка ответа на вопрос №3 (стр. 267). Оформление работы учащимися в виде опорной схемы «Социально-классовая структура западноевропейского общества в конце XIX века».

Задания.

    В связи с чем в XIX веке широко начало использоваться понятие «класс»? Чем оно отличается от понятия «сословие»?

    Иностранных путешественников, посещавших Англию, поражала длительность рабочего дня по 16-18 часов, большое количество детей и подростков на заводах и фабриках. Почему в ходе промышленного переворота активно использовался детский труд?

    Следствием развития индустриальной цивилизации стало возникновение в западноевропейском обществе «средних слоев». Укажите его состав. Из каких категорий населения средний класс пополнялся?

    Основные черты индустриального общества.

 Фронтальная беседа и работа с текстом учебника по выявлению основных черт индустриального общества. Подготовка ответа на вопрос №4 (стр. 267). Рекомендуется использовать на уроке схему «Индустриальное общество». Сравнительный анализ индустриального общества и аграрного (традиционного) общества.

Основные изобретения эпохи промышленного переворота

Изобретения конца XVIII – первой половины XIX в.

Изобретения второй половины XIX в.

Дж. Харгривс – механическая прялка «Дженни» (Англия).

Дж. Уатт – паровая машина (Англия).

Р. Фултон – пароход (США).

Дж. Стефенсон – паровоз (Англия).

С. Морзе – телеграф (США).

А. Белл – телефон (США).

А. Попов (Россия) и Г. Маркони (Италия) – изобретение радио («беспроволочный телеграф»).

Т. Эдисон – лампа накаливания и фонограф (США).

Г. Даймлер и К. Бенц – автомобиль (Германия).

П. Мартен (Франция) и Г. Бессемер (Англия) – новые способы получения стали.

Х Максим – пулемет (США).

С. Мосин – магазинная винтовка (Россия).

А. Нобель – динамит (Швеция).

Социально-классовая структура западноевропейского общества

в конце XIX века

Индустриальное общество

Уроки №45-46. Революции и реформы.

В процессе уроков:

    охарактеризовать принципы, заложенные в основу переустройства Европы на Венском конгрессе, отметив значение Священного союза по сохранению миропорядка после завершения эпохи наполеоновских войн;

    сравнить революции первой половины XIX века во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии по задачам, которые ими ставились, и достигнутым в ходе революций результатам;

    раскрыть влияние победы Севера в гражданской войне в США на политическое и экономическое развитие страны;

    выявить особенности политического развития Великобритании в XIX веке, благодаря которым удалось провести необходимые реформы в обществе без революционных потрясений;

    подвести учащихся к выводам о политических изменениях в странах Европы во второй половине XIX века.

План уроков:

    Венский конгресс и Священный союз.

    Революции во Франции первой половины XIX века.

    Революционное движение в Европе.

    Реформы в Великобритании.

    Гражданская война в США между Севером и Югом.

Средства обучения: учебник §§36-37, сравнительная таблица «Революционное движение в Европе».

Основные понятия: Священный союз, легитимность, бонапартисты, легитимисты, рабочие ассоциации, Вторая империя во Франции, «лоскутная» монархия, компромисс, пролетариат, петиция, чартистское движение, тред-юнионы, Дикий Запад, Гомстед-акт, прокламация, расовая сегрегация, дискриминация.

Вопросы для повторительной беседы:

    Определение причин и условий промышленного переворота в западноевропейских странах на рубеже XVIII-XIX вв.

    Дайте характеристику экономическим последствиям промышленного переворота. Какие изменения произошли в социальной структуре западноевропейского общества под влиянием промышленного переворота?

    Сравните индустриальное общество и аграрное. Какие черты отличают индустриальное общество? Приведите примеры, доказывающие формирование индустриального общества в странах Европы в XIX веке.

На первом уроке целесообразно рассмотреть вопросы первых двух пунктов плана уроков. Второй урок по данной теме следует посвятить реформам в Великобритании и событиям Гражданской войны в США. Последствия наполеоновских войн и миропорядок в Европе по Венскому конгрессу рассматриваются на основе работы школьников с текстом учебника с последующим обсуждением подготовленных ответов на вопросы: «История и роль в жизни Европы Венского конгресса», «Священный союз и политическая реакция в Европе».

Работу на уроке по изучению революций в Европе первой половины XIX века возможно организовать на основе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и выполнения задания по заполнению таблицы «Революционное движение в Европе». Помещать все аспекты по характеристике европейских революций в таблицу вряд ли уместно, так как в этом случае сравнительный анализ из-за большого объема фактического материала будет затруднен. Вероятно, достаточно ограничиться сравнением задач, которые перед ними стояли, и достигнутых результатов революционных событий. В любом случае можно самим учащимся предложить определить критерии сравнительного анализа революционного движения в Европе первой половины XIX века. Если учитель сочтет, что данная форма работы будет сопряжена с излишней тратой времени на уроке и уровень учебной подготовки учащихся достаточно высок, то в качестве одного из вариантов работы по этому вопросу может стать устное выполнение задания №1 к параграфу (стр. 279).

Методические рекомендации

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...

Начало XIX века в Европе было ознаменовано полосой наполеоновских войн, в которые были вовлечены все европейские страны и народы, в том числе и Россия. Причины войн заключались во властолюбии Наполеона, который, стремясь к владычеству над миром и убедясь в недостаточности континентальной системы для уничтожения могущества Англии, мечтал нанести ей смертельный удар походом в Индию, для чего ему предварительно необходимо было сделать Россию послушным своим орудием. В 1803 г. началась подготовка Наполеона к вторжению в Англию. Британское правительство энергично сколачивало новую европейскую коалицию против Франции, чем помогли и вызывающие действия самого Наполеона. По его приказу в 1804 г. в Бадене был схвачен и затем расстрелян принадлежавший к французскому королевскому дому герцог Энгиенский, подозревавшийся в заговоре против Наполеона. Это событие вызвало взрыв негодования всех европейских монархов, однако лишь Александр I заявил официальный протест.

Хронология антифранцузских коалиций:

Первая коалиция – 1792 – 1797 – Австрия, Пруссия, Голландия, Испания

Вторая коалиция –1798 – 1801 - Англия, Австрия, Россия, Турция

Третьи коалиция – 1805 – Англия, Пруссия, Россия

Четвертая коалиция – 1806-1807 - Англия, Россия, Пруссия, Швеция

Пятая коалиция – 1809 - Австрия, Англия

Шестая коалиция – 1813 – 1814 – Россия, Швеция, Испания, Португалия, Австрия, Англия, Пруссия

Наполеон ставил основной задачей победу на Австрией. План включал две задачи – победить Англию, заключить союз с Россией. Подарил Павлу I английский о. Мальта, чтобы поссорить Россию с Британией. В это время победил австрийцев при Гогенлиндене (1800 г.) – Люневильский мир. Убийство Павла в сговоре с английским послом. Александр I говорит о всеобщем мир, о антифранцузской коалиции против захватов Наполеона. Амьенский мир (1802 г.) – Англия + Франция – фиктивный мир, который развязал руки Наполеону. «Мальта или война!» - закричал Наполеон английскому послу. Наполеон ставит задачу создать профессиональную армию, увеличение численности армии, пехота – 80 тыс. чел., укрупнил боевые единицы, создал бригады, корпуса. Перелом в отношениях между России и Франции – взаимные обвинения. 1803 г. Н.Б. продолжил войну – уничтожает Цизальпинскую республику, присоединяет Пьемонт, Швейцарию, желал вести войну в Англии. Англия + Австрия + Россия уговаривают Пруссию. Наполеон разгромил прусскую армию. Пруссия посылает ультиматум Наполеону в декабре 1805 г. при битве при Аустерлице, Австрия проиграла, ультиматум спрятан - - Кресбургский мирный договор, 40 млн. контрибуция – Н.Б. Франция навязывает «союз» с Пруссией, чтобы разбить саму Пруссию, обещает Ганновер, что поссорит с Англией Пруссию. Наполеон образовал «рейнский союз» - союз германских княжеств, которые признали его императором французов и королем Италии. Брат Жозеф – король Неаполитанский, другой брат, Людовик – король Голландии, Франц отказался от титула «император Священной Римской империи» и стал называться Францем I австрийским. Англия заигрывает с Францией, Пруссия просит помощи у Александра. 27 октября 1806 г. Наполеон вошел в Берлин, Пруссия повержена. После поражений русской армии в боях при Фриланде Александр I круто меняет внешнюю политику и идет на сближение с Наполеоном. На Немане у Тильзита начинаются мирные переговоры Наполеона с Александром. Наполеону нужен союз с Александром, он его получает, условия – 1) распространение континент. блокады на терр. России, 2) объявление войны Англии, 3) признание приобретений НБ. Со стороны Наполеона – эвакуация войск, часть Турции, Белосток. Договор подписан 8 июля 1807 г.

Свидание в Эрфурте – Александр + Наполеон, Александр следуя советам Тайлерана не подписывает договор о совместных действиях против Австрии. Австрия 1809 г. опять повержена.

Желание Наполеона – восстановить Польшу, отдал Галицию герцогству Варшавскому, России отдал Тарнополь, этим хотел поссорить Россию с Пруссией и Австрией. Наполеон неудачно посватался к сестре Александра Анне Павловне, после обвенчался с Марией-Луизией, обвенчался. Война 1812 года, поражение Наполеона. С января 1813 г. русская армия вела бои в Пруссии. Формирование шестой коалиции. Австрия заняла выжидательную политику. Весна 1813 г. Англия, Испания, Швеция начинают войну против Наполеона. Битвы при Люцене и Блуцене – май 13 г. французское мастерство выше, 15 июня – Рейхенбагский договор, условия очень легкие для Наполеона. 28 июня – свидание Меттерниха и Наполеона в Дрездене: Австрии не выгодно полное поражение Франции, предлагает вернуться к довоенным границам, Наполеон отверг предложение. Август 1813 г. – глобальная подготовка, решающая битва при Дрездене, октябрь – при Лейпциге «битва народов», поражение Наполеона, отступил во Францию. Наполеон сообщил что готов начать с начала. Шомонский трактат 1 марта 1814 г. – Англия, Россия, Австрия, Пруссия. 30 марта 1814 г. союзники вошли в Париж, Наполеон отрекся от престола в пользу Бурбонов, Людовика XVIII. Александр останавливается в доме Талейрана, считает необходимым передачи власти Марии Луизе. Французы сами должны выбрать кого они хотят видеть. 30 мая Парижский мирный трактат: - границы 92 года, возвращение колоний и завоеваний. Против Тайлерана за невыгодный мир. «100 дней» Когда пришли Бурбоны, перечеркивались завоевание революции, отсутствие свободы, репрессии. Наполеон направляется с Эльбы в Гренобль, королевские войска перешли на сторону Наполеона, приходит в Париж – воен. мин. – Даву, мин. ин. дел – Конекур.

Формирование армии, внутр. преобразования, борьба против новой антифр. коалиции, встреча в Бельгии, июнь 1815 г. войска Наполеона – 180 тыс., коалиции – 1 млн. разделенные на 2 части. Битва при Ватерлу. 2 июня 1815 г. вошли в Париж. 2 Парижский трактат – контрибуция, уничтожение крепостей, в других размещение немецких гарнизонов, контроль со стороны соседей.

Наполеон руководит битвой

Наполеоновские войны (1796-1815) — эпоха в истории Европы, когда ставшая на капиталистический путь развития Франция пыталась навязать принципы свободы, равенства, братства, с которыми её народ делал свою Великую революцию, окружающим государствам .

Душой этого грандиозного предприятия, его движущей силой был французский полководец, политический деятель, ставший в конце концов императором Наполеон Бонапарт. Потому и называют многочисленные европейские войны начала ХIХ века наполеоновскими

«Бонапарт — небольшого роста, не очень строен: туловище его слишком длинно. Волосы темно-каштановые, глаза серо-голубые; цвет лица, сначала, при юношеской худобе, желтый, а потом, с летами, белый, матовый, без всякого румянца. Черты его прекрасны, напоминают античные медали. Рот, немного плоский, становится приятным, когда он улыбается; подбородок немного короток. Нижняя челюсть тяжела и квадратна. Ноги и руки изящны, он гордится ими. Глаза, обыкновенно тусклые, придают лицу, когда оно спокойно, выражение меланхолическое, задумчивое; когда же он сердится, взгляд его становится внезапно суровым и грозящим. Улыбка ему очень идет, делает его вдруг совсем добрым и молодым; трудно ему тогда противостоять, так он весь хорошеет и преображается» (из мемуаров госпожи Ремюза, придворной дамой при дворе Жозефины)

Биография Наполеона. Кратко

  • 1769, 15 августа - родился на Корсике
  • 1779, май-1785, октябрь — обучение в военных школах Бриенна и Парижа.
  • 1789-1795 — в том или ином качестве участие в событиях Великой Французской революции
  • 1795, 13 июня - назначение генералом Западной армии
  • 1795, 5 октября - по приказу Конвента разогнал путч роялистов.
  • 1795, 26 октября - назначение генералом Внутренней армии.
  • 1796, 9 марта — женитьба на Жозефине Богарне.
  • 1796-1797 - Итальянская компания
  • 1798-1799 — Египетская компания
  • 1799, 9-10 ноября - государственный переворот. Наполеон становится консулом вместе с Сиейесом и Роже-Дюко
  • 1802, 2 августа — Наполеону представлено пожизненное консульство
  • 1804, 16 мая — провозглашен императором французов
  • 1807, 1 января - провозглашение континентальной блокады Великобритании
  • 1809, 15 декабря — развод с Жозефиной
  • 1810, 2 апреля — женитьба на Марии Луизе
  • 1812, 24 июня - начало войны с Россией
  • 1814, 30–31 марта - армия антифранцузской коалиции вступила в Париж
  • 1814, 4–6 апреля - отречение Наполеона от власти
  • 1814, 4 мая - Наполеон на острове Эльба.
  • 1815, 26 февраля - Наполеон покинул Эльбу
  • 1815, 1 марта - высадка Наполеона во Франции
  • 1815, 20марта - армия Наполеон с триумфом вступила в Париж
  • 1815, 18 июня - поражение Наполеона в битве при Ватерлоо.
  • 1815, 22 июня - второе отречение от престола
  • 1815, 16 октября - Наполеон заключен на острове Святой Елены
  • 1821, 5 мая - смерть Наполеона

Наполеон считается по единодушным признаниям специалистов величайшим военным гением мировой истории (академик Тарле)

Наполеоновские войны

Наполеон вёл войны не столько с отдельными государствами, сколько с союзами государств. Всего этих союзов или коалиций было семь
Первая коалиция (1791-1797) : Австрия и Пруссия. Война этой коалиции с Францией не входит в список Наполеоновских войн

Вторая коалиция (1798-1802) : Россия, Англия, Австрия, Турция, Неаполитанское королевство, несколько немецких княжеств, Швеция. Основные бои происходили в областях Италии, Швейцарии, Австрии, Голландии.

  • 1799, 27 апреля — при реке Адда победа русско-австрийских войск под командованием Суворова над французской армией под командованием Ж. В. Моро
  • 1799, 17 июня — при реке реке Треббия в Италии победа русско-австрийских войск Суворова над французской армией Макдональда
  • 1799, 15 августа — при Нови (Италия) победа победа русско-австрийских войск Суворова над французской армией Жубера
  • 1799, 25-26 сентября — при Цюрихе поражение войск коалиции от французов под командой Массены
  • 1800, 14 июня — при Маренго французская армия Наполеона одержала победу над австрийцами
  • 1800, 3 декабря — у Гогенлиндена французская армия Моро победила австрийцев
  • 1801, 9 февраля — Люневильский мир между Францией и Австрией
  • 1801, 8 октября — мирный договор в Париже между Францией и Россией
  • 1802, 25 марта — Амьенский мир между Францией, Испанией и Батавской республикой с одной стороны и Англией - с другой


Франция установила контроль над левобережьем Рейна. Цизальпинская (в Северной Италии), Батавская (Голландия) и Гельветическая (Швейцария) республики признаны независмыми

Третья коалиция (1805-1806) : Англия, Россия, Австрия, Швеция. Основные боевые действия происходили на суше в Австрии, Баварии и на море

  • 1805, 19 октября - Победа Наполеона над австрийцами при Ульме
  • 1805, 21 октября - Поражение франко-испанского флота от англичан при Трафальгаре
  • 1805, 2 декабря - победа Наполеона над Аустерлиц над русско-австрийской армией («Битва трёх императоров»)
  • 1805, 26 декабря — Пресбургский мир (Пресбург — нынешняя Братислава) между Францией и Австрией


Австрия уступила Наполеону Венецианскую область, Истрию (полуостров в Адриатическом море) и Далмацию (сегодня в основном принадлежит Хорватии) и признала все французские захваты в Италии, а так же лишилась своих владений к западу от Каринтии (сегодня федеральная земля в составе Австрии)

Четвертая коалиция (1806-1807) : Россия, Пруссия, Англия. Основные события происходили в Польше и восточной Пруссии

  • 1806, 14 октября — Победа Наполеона при Йене над прусской армией
  • 1806, 12 октября Наполеон занял Берлин
  • 1806, декабрь — вступление в войну русской армии
  • 1806, 24-26 декабря — бои при Чарново, Голымине, Пултуске, закончившиеся вничью
  • 1807, 7-8 февраля (н. ст.) — победа Наполеона в битве при Прейсиш-Эйлау
  • 1807, 14 июня — победа Наполеона в битве под Фридландом
  • 1807, 25 июня — Тильзитский мир между Россией и Францией


Россия признала все завоевания Франции и пообещала присоединиться к континентальной блокаде Англии

Пиренейские войны Наполеона : попытка Наполеона завоевать страны Пиренейского полуострова.
С 17 октября 1807 года до 14 апреля 1814, то затухая, то возобновляясь с новым ожесточением продолжались боевые действия наполеоновских маршалов с испано-португало-ангийскими силами. Франции так и не удалось полностью подчинить себе Испанию и Португалию с одной стороны потому, что театр войны находился на периферии Европы, с другой — из-за противодействия оккупации народов этих стран

Пятая коалиция (9 апреля-14 октября 1809 года) : Австрия, Англия. Франция выступила в союзе с Польшей, Баварией, Россией. основные события происходили в Центральной Европе

  • 1809, 19-22 апреля — победные для французов Теуген-Хаузенская, Абенсбергская, Ландсхутская, Экмюльская битвы в Баварии.
  • Австрийская армия терпела одну неудачу за другой, не складывались дела у союзников в Италии, Далмации, Тироле, Северной Германии, Польше и Голландии
  • 1809, 12 июля — между Австрией и Францией было заключено перемирие
  • 1809, 14 октября — Шёнбруннский мир между Францией и Австрией


Австрия лишилась выхода к Адриатическому морю. Франция — Истрию с Триестом. К герцогству Варшавскому перешла Западная Галиция, Баварии получила Тироль и Зальцбургская область, России - Тарнопольский округ (как компенсация за её участие в войне на стороне Франции)

Шестая коалиция (1813-1814) : Россия, Пруссия, Англия, Австрия и Швеция, а после разгрома Наполеона в Битве народов под Лейпцигом в октябре 1813 года к коалиции присоединились германские государства Вюртемберг и Бавария. Независимо с Наполеоном на Пиренейском полуострове воевали Испания, Португалия и Англия

Основные события войны шестой коалиции с Наполеоном происходили в Центральной Европе

  • 1813 — Битва при Лютцене. Союзники отступили, но в тылу битва была представлена победной
  • 1813, 16-19 октября — поражение Наполеона от союзных войск в битве под Лейпцигом (Битва народов)
  • 1813, 30-31 октября — бой при Ханау, в котором австро-баварский корпус неудачно пытался преградить путь отступления французской армии, разбитой в Битве народов
  • 1814, 29 января — победный для Наполеона бой под Бриенном с Русско-прусско-австрийскими силами
  • 1814, 10-14 февраля — победные для Наполеона бои при Шампобере, Монмирале, Шато-Тьерри, Вошане, в котрых русские и австрийцы потеряли 16000 человек
  • 1814, 9 марта — успешное для армии коалиции сражение при городе Лаоне (север Франции), в котором Наполеон все-таки смог сохранить армию
  • 1814, 20-21 марта — сражение Наполеона и Главной армии союзников на реке Об (центр Франции), в котором армия коалиции отбросила небольшую армию Наполеона и пошли на Париж, в который вступили 31 марта
  • 1814, 30 мая — Парижский мирный договор, положивший конец войне Наполеона со странами шестой коалиции


Франция вернулась к границам, существовавшим на 1 января 1792 года, ей были возвращена большая часть колониальных владений, утраченных ею во время Наполеоновских войн. В стране восстанвливалсь монархия

Седьмая коалиция (1815) : Россия, Швеция, Англия, Австрия, Пруссия, Испания, Португалия. Главные события войны Наполеона со странами седьмой коалиции происходили во Франции и Бельгии.

  • 1815, 1 марта бежавший с острова Наполеон высадился во Франции
  • 1815, 20 марта Наполеон без сопротивления занял Париж

    Как менялись заголовки французских газет по мере приближения Наполеона к столице Франции:
    «Корсиканское чудовище высадилось в бухте Жуан», «Людоед идет в Трассу», «Узурпатор вошел в Гренобль», «Бонапарт занял Лион», «Наполеон приближается к Фонтенбло», «Его императорское величество вступает в верный ему Париж»

  • 1815, 13 марта Англия, Австрия, Пруссия и Россия объявили Наполеона вне закона, 25 марта образовали против него Седьмую коалицию.
  • 1815, середина июня — армия Наполеона вошла в Бельгию
  • 1815, 16 июня французы разбили англичан у Катр-Бра и пруссаков у Линьи
  • 1815, 18 июня — поражение Наполеона

Итог Наполеоновских войн

«Разгром феодально-абсолютистской Европы Наполеоном имел положительное, прогрессивное историческое значение… Наполеон нанес феодализму такие непоправимые удары, от которых он уже никогда оправится не мог, и в этом прогрессивное значение исторической эпопеи наполеоновских войн» (академик Е. В. Тарле)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Историко-филологический факультет

Кафедра всемирной истории

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

Анализ эпохи наполеоновских войн

Благовещенск


Введение

1.Личность Наполеона Бонапарта

2. Наполеоновские войны

2.1 Война второй коалиции (1798-1802гг)

2.2 Война третьей коалиции (1805г)

2.3 Война четвертой коалиции (1806-1807гг)

2.3 Война шестой коалиции (1813-1814гг)

2.4 Взятие Парижа и конец кампании (март 1814г)

3. Итоги и значение наполеоновских войн

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена бурным развитием международного публичного права в связи с периодически происходящими в последние десятилетия кардинальными изменениями международной обстановки. Современный мир подобно Европе времен наполеоновских войн сотрясается чередой грандиозных событий: международных конфликтов, гражданских войн, природных, техногенных и гуманитарных катастроф.

Наполеоновские войны заставили содрогнуться весь мир. И в тоже время они способствовали объединению многих стран против наполеоновского владычества.

По данной теме написано значительное количество работ.

Изучение эпохи Наполеона Бонапарта в советской историографии шло в двух направлениях. Одним из направлений было изучение личности и политической биографии (Е.В. Тарле, А.З. Манфред). Работа Е.В. Тарле «Наполеон», вышла в 1936г. и затем выдержала более 10 переизданий. Е. В. Тарле работал над ней в течение почти 20 лет. Главной задачей автора было «дать возможно отчетливую картину жизни и деятельности французского императора, его характеристику как человека, как исторического деятеля, с его свойствами, природными данными и устремлениями. Монография Е.В. Тарле повлияла на формирование взглядов на историю Европы многих историков-новистов, да и просто была популярна среди неспециалистов.

В этом же направлении работал и А.З. Манфред. В 1971г. вышла его монография «Наполеон Бонапарт». В предисловии к ней он пишет о том, что работа Е.В. Тарле оказала на него огромное влияние. Однако он считает необходимым вновь обратится к этой теме в связи с тем, что расширилась источниковая база. А.З. Манфред впервые за всю историю исследования жизни Бонапарта привлек его литературное наследие для изучения политических взглядов. Он уделяет большое внимание стремлению Наполеона к самообразованию, его таланту как полководца и человека, который в сложной ситуации может повести массы за собой.

Из первого направления постепенно к концу 70-ых гг. выделяется и второе, где шло исследование роли в формировании бонапартизма и политический режим Франции периода консульства и империи (Д. М. Туган-Барановский).

В настоящее время проблема значимости наполеоновских войн исследована всецело. Но это не мешает исследователям находить другие подходы в изучении той эпохи. Сегодняшних историков в большей степени интересует дипломатия Наполеона (Сироткин В. Г.), военная история наполеоновских походов (интернет-сайты и форумы, посвященные армии Бонапарта), его психологическое состояние в разные периоды жизни. Значительно расширился круг применяемых методов при проведении исследования за счет контактов российских и зарубежных исследователей, после падения «железного занавеса» появилась возможность работы в европейских архивах.

Тема курсовой охватывает время наполеоновских войн, а именно 1799 -1814гг. Верхняя граница определяется тем, что в 1799г. Наполеон пришел к власти во Франции. В 1814г, Наполеон отрекся от престола, закончилась эпоха Наполеоновских войн.

Географические рамки данной работы охватывают территорию всей Европы.

Цель данной работы – подвергнуть анализу эпоху наполеоновских войн

Изучить личность Наполеона как полководца

Охарактеризовать войны второй, третьей, четвертой, пятой, шестой коалиций

Выявить значение Наполеоновских войн для Франции, и для Европы вообще.

О внешней политике Наполеона мы можем судить по нормативным документам того времени, а также по проблемным работам историков. Тем самым предполагается возможным объединить источники по группам. К первой группе относятся личные работы Наполеона, а именно - сочинения «17 замечаний» на работу под названием «Рассуждения о военном искусстве» (Наполеон. Избранные произведения) отражена личная позиция Наполеона на успехи и не успехи его внешней политики.

Ко второй группе мы отнесем, международные договора эпохи Наполеона. Согласно договору о создании Рейнского союза Наполеон был провозглашен королем Италии («протектором»). «Протекторат» заключался в беспрекословном выполнении воли самодержавного повелителя. Что касается Амьенского мира, то он оказался лишь кратким перемирием. В целом этот договор не ущемлял интересов Франции. Пресбургский договор окончательно похоронил франко–русские соглашения, укрепил власть Наполеона над Австрией и послужил для Наполеона первым шагом на пути к мировому владычеству. Создание Рейнского союза поставило в полную зависимость от Франции шестнадцать немецких государств, таким образом расширилась сфера влияния Наполеона на германские княжества.

С подписанием Тильзитского договора в 1807г. Наполеон стал полным властелином Германии, кроме того создавалась континентальная блокада, которая нанесла немалый урон экономике Англии. Т.е. в целом договор носил пронаполеоновский характер. По Шёнбруннскому мирному договору 1809г. Австрия фактически превратилась в зависимое от Франции государство. Кроме того Пруссия обязывалась закрыть свои порты для Англии, что является продолжением политики континентальной блокады Наполеоном. Все это несомненно усиливает позиции Франции.

Парижский мир 30 мая 1814 блестяще увенчал собою усилия Англии. Наполеон пал, Франция была унижена; все моря, все гавани и берега снова открылись. При написании курсовой работы данные труды были использованы в полной мере.

1. Стремительный взлет Наполеона обусловлен «концентрацией» в одном человеке гениальности, амбиций, правильного понимания складывающейся вокруг него обстановки.

2. В результате непрерывных войн и захватов образовалась огромная наполеоновская империя, дополненная системой прямо или косвенно подвластных Франции государств.

3. Несмотря на ряд частных побед, одержанных в начале 1814 французской армией над войсками союзников, вступивших на территорию Франции, она в конечном итоге была разгромлена.

1. ЛИЧНОСТЬ НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА

Наполеон французский государственный деятель и полководец, первый консул Французской республики (1799 - 1804), император французов (1804 - 14 и март - июнь 1815). Родился 15 августа 1769 года в семье небогатого корсиканского дворянина адвоката Карло Буонапарте.Характер у Наполеона с раннего детства оказался нетерпеливым и неспокойным. "Ничто мне не импонировало,- вспоминал он впоследствии,- я был склонен к ссорам и дракам, я никого не боялся. Одного я бил, другого царапал, и все меня боялись. Больше всего приходилось от меня терпеть моему брату Жозефу. Я его бил и кусал. И его же за это бранили, так как бывало еще до того, как он придет в себя от страха, я уже нажалуюсь матери. Мое коварство приносило мне пользу, так как иначе мама Летиция наказала бы меня за мою драчливость, она никогда не потерпела бы моих нападений!" . Наполеон рос ребенком угрюмым и раздражительным. Мать любила его, но воспитание и ему и другим своим детям дала довольно суровое. Жили экономно, но нужды семья не испытывала. Отец был человек, по-видимому, добрый и слабохарактерный. Истинным главой семьи была Летиция, твердая, строгая, трудолюбивая женщина, в руках которой находилось воспитание детей. Любовь к труду и к строгому порядку в делах Наполеон унаследовал именно от матери. Обстановка этого уединенного от всего света острова, с его довольно диким населением в горах и лесных чащах, с нескончаемыми междуклановыми столкновениями, с родовой кровной местью, с тщательно скрываемой, но упорной враждой к пришельцам-французам, сильно отразилась на юных впечатлениях маленького Наполеона. В десятилетнем возрасте был помещен в Отенский коллеж во Франции, а затем в том же 1779 переведён на казённую стипендию в Бриеннское военное училище. В 1784 успешно окончил училище и перешёл в Парижскую военную школу (1784 - 85). В феврале 1785 г. скончался его отец Карло Бонапарте от той самой болезни, от которой впоследствии умер и сам Наполеон: от рака желудка. Семья осталась почти без средств. На старшего брата Наполеона, Жозефа, надежда была плоха: он был и неспособен и ленив, 16-летний юнкер взял на себя заботу о матери, братьях и сестрах. После годичного пребывания в Парижской военной школе он вышел 30 октября 1785 г. в армию с чином подпоручика и отправился в полк, стоявший на юге, в г. Валенсе. Трудно жилось молодому офицеру. (Приложение 1) Большую часть жалованья он отсылал матери, оставляя себе только на самое скудное пропитание, не позволяя себе ни малейших развлечений. В том же доме, где он снимал комнату, помещалась лавка букиниста, и Наполеон все свободное время стал проводить за чтением книг, которые давал ему букинист. Общества он чуждался, да и одежда его была так невзрачна, что он и не хотел и не мог вести сколько-нибудь светскую жизнь. Читал он запоем, с неслыханной жадностью, заполняя заметками и конспектами свои тетради. Больше всего его интересовали книги по военной истории, математике, географии, описания путешествий. Читал он и философов .

Вряд ли можно дать однозначную оценку значения Консульства и Империи Наполеона Бонапарта для европейской истории. С одной стороны, наполеоновские войны принесли Франции и другим европейским государствам громадные человеческие жертвы. Они велись ради завоевания чужих территорий и ограбления других народов. Облагая побежденные страны громадными контрибуциями, Наполеон ослаблял и разорял их экономику. Когда он самовластно перекраивал карту Европы или когда пытался навязать ей новый экономический порядок в виде континентальной блокады, он тем самым вмешивался в естественный ход исторического развития, нарушая веками складывавшиеся границы и традиции. С другой стороны, историческое развитие всегда происходит в результате борьбы старого и нового, и с этой точки зрения наполеоновская империя олицетворяла новый буржуазный порядок перед лицом старой феодальной Европы. Как в 1792-94 гг. французские революционеры пытались на штыках пронести свои идеи по Европе, также Наполеон на штыках пытался внедрить буржуазные порядки в завоеванных странах. Устанавливая французское господство в Италии и германских государствах, он одновременно отменял там феодальные права дворянства и цеховую систему, проводил секуляризацию церковных земель, распространял на них действие своего Гражданского кодекса. Иначе говоря, он разрушал феодальную систему и действовал в этом отношении, по словам Стендаля, как "сын революции". Таким образом, наполеоновская эпоха была в европейской истории одним из этапов и одним из проявлений перехода от старого порядка к новому времен.

Победы, одержанные Францией над армиями феодально-абсолютистских государств, объяснялись, прежде всего тем, что буржуазная Франция, представлявшая более прогрессивный общественный строй, имела передовую военную систему, созданную Великой французской революцией. Выдающийся полководец, Наполеон I довёл до совершенства стратегию и тактику, выработанные в ходе революционных войн. В состав армии входили также войска подчинённых Наполеону I государств и иностранные корпуса, выставлявшиеся союзными странами. Наполеоновская армия, особенно до разгрома её лучших сил в России в 1812, характеризовалась высокой боевой подготовкой и дисциплиной. Наполеона I окружала целая плеяда талантливых маршалов и молодых генералов (Л. Даву, И. Мюрат, А. Массена, М. Ней, Л. Бертье, Ж. Бернадот, Н. Сульт и др.), многие из которых были выходцами из солдат или из низших слоев общества. Однако всё большее превращение французской армии в ходе Наполеоновских войн в орудие осуществления захватнических планов Наполеона I, огромные потери (по примерным подсчётам, в 1800 - 1815 гг. на военную службу во Франции было призвано 3153 тыс. чел., из них только в 1804 - 1814 погибло 1750 тыс. чел.) привели к значительному снижению её боевых качеств.

В результате непрерывных войн и захватов образовалась огромная наполеоновская империя, дополненная системой прямо или косвенно подвластных Франции государств. Наполеон I подвергал завоёванные страны ограблению. Снабжение армии в походе проводилось главным образом с помощью реквизиций либо прямого грабежа (по принципу «война должна кормить войну»). Большой ущерб странам, находившимся в зависимости от наполеоновской империи, наносили выгодные для Франции таможенные тарифы. Наполеоновские войны были постоянным и важным источником дохода для наполеоновского правительства, французской буржуазии, верхушки военщины.

Войны Великой французской революции начались как национальные. После разгрома Наполеона во многих странах Европы установилась феодальная реакция. Однако главным результатом ожесточённых войн была не временная победа реакции, а освобождение стран Европы от господства наполеоновской Франции, что в конечном счёте способствовало самостоятельному развитию капитализма в ряде европейских государств.

Таким образом, можно сказать, что войны Наполеона носили не просто общеевропейский характер, а общемировой. Они навсегда остались в истории.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Мракобесие в современном обществе - как с ним бороться? Мракобесие в современном обществе - как с ним бороться? Шесть признаков, что девочка точно тп Что значит тп у молодежи Шесть признаков, что девочка точно тп Что значит тп у молодежи Псалмы на разные случаи жизни: какие и когда нужно читать Молитвослов чтение псалтири в разных случаях Псалмы на разные случаи жизни: какие и когда нужно читать Молитвослов чтение псалтири в разных случаях