Любовь всему верит библия. Любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. Прп. Симеон Новый Богослов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Я не знаю более сильных и глубоких слов о любви, чем те, которые сказал апостол Павел в главе 13 Первого послания к коринфянам. Эти слова называют «Гимнам любви». «Если я говорю языками человеческими и им ангельским, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, знаю тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то и ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13).

В Новом Завете содержится тринадцать букв или посланий с именем святого Павла. Из этих тринадцати писем наиболее важным является то, что адресовано верующим общины Рима; Затем приходят два письма, адресованные верующим Коринфа, и письмо, адреса которого являются христианами церквей Галатии. Подлинность этих четырех частей допускается почти единодушной критикой, хотя есть подозрения в переработке и интерполяции какой-то важности.



Первое письмо коринфянам. Апостол упрекает верующих в Коринфской церкви за религиозные разделения, которые разлучают их за скандалы, вызванные лишением свободы, за практику подачи споров перед языческими трибуналами. Его спросили о браке, второй вопрос о мясе, принесенном в жертву идолам, и в этом отношении он рекомендует снисходительно относиться к сомнениям слабых, а затем Павел поднимает энергию с теми, кто отрицает воскресение мертвых. и объявляет о сверхъестественной трансформации, которая положит конец нынешней экономике.

Любовь превыше всего, она превыше всех духовных даров, - говорит апостол Павел. Путь любви - это путь превосходнейший, то есть путь, который превосходит действие всех духовных даров в том случае, если мы пользуемся этими дарами без любви, которая призвана координировать и гармонизировать использование даров.

В нашей обыденной жизни словом «любовь», как правило, обозначается чувство (эмоция). Когда, например, говорят, что Иван любит Марью, то имеют в виду определенное более или менее глубокое чувство, которое Иван испытывает к Марье. Апостол же описывает любовь не как чувство, не как эмоцию. Он показывает ее проявление в действии, говорит о том, как поступают любящие. По существу словом «любовь» апостол описывает святую жизнь, которую производит в нас полнота Святого Духа.

В документе завершены рекомендации по сбору бедных в Иерусалиме и личные показания. Второе послание коринфянам. Апостол благословил Бога, что он утешил его в своих страданиях и избавил его от недавней опасности. То, что делает его слава, заключается в том, что он всегда вел себя лояльно, он отложил свой визит, то есть пощадил коринфян, он благодарит Бога за счастливое решение разных дел. деликатная. Павел извиняется за то, как он выполняет служение нового завета, намного превосходящее по сравнению с прежним заветом, не будучи обескураженным трудностями задачи.

Подлинная любовь в нас - всегда от Духа Святого, Подлинная любовь диктует мотивы наших поступков и объяснит их. Пребывание в состоянии подлинной любви - это важнейшая характеристика зрелого христианина, характеристика святого. А к святости призваны все мы, то есть все мы призваны к любви.

Павел говорит нам, что любовь долготерпелива, милосердна, бескорыстна, правдива, исполнена надежды, вынослива, не завистлива, не горда, не эгоцентрична, то есть не ставит конкретного человека в центр забот и попечений.

Это письмо очень интересным образом представляет серию из четырех великих посланий святого Павла, в которых говорится, что христиане Галатии находятся на грани отказа от чистого Евангелиона, Евангелия благодати и веры, апостола настаивает на том, что Евангелие, которое он проповедовал верующим этого региона, приходит непосредственно от Христа, что его апостольство является законным и в то же время делает его независимым от других апостолов, которые, кроме того, торжественно Иерусалим. Он был совершенно уверен в своем праве вернуть Апостола Петра, который скомпрометировал христианский принцип.

Но какое время в будущем имеет в виду апостол, говоря, что тогда и пророчества упразднятся, и языки умолкнут, и знание упразднится? Конечно же, время после второго пришествия Иисуса Христа.

Любовь - это живой динамический центр, который собирает, координирует, организует и регулирует духовные дары. Любовь направляет действие духовных даров, ориентирует их действие на служение ближним во славу Господа. Можно сказать, что любовь - это необходимое и достаточное условие правильного пользования духовными дарами. Дарования бесполезны, если ими пользуются без любви.

По вере, что галаты получили Дух Божий, именно благодаря этой же вере, что язычники становятся сыновьями от Авраама и наследовать обещанные ему благословения, невозможно, чтобы мозаичный закон аннулировал обещание, данное ранее Аврааму и его потомству; он вставлен между древним обетованием и его осуществлением в Евангелии, чтобы подготовить последнее: когда наступила вера, закон, который стал неактуальным, отменяется.

Человек по закону предназначен только для бедного ребенка в опеке, только по вере человек становится свободным, сын Бога, наследник обещания. Мы не должны возвращаться к этим бедным рудиментам; союз закона делает рабами, союз веры освобождает людей. Апостол заканчивается призывом к поддержанию свободы, увещеваниями к любви, к смирению, к щедрости наконец, последним предупреждением сторонникам обрезания.

Высший вид любви - это любовь к Богу, которая проявляется прежде всего в нашей любви к ближнему. Воз любви к Богу невозможна и подлинная любовь к ближнему. Апостол Иоанн утверждал: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец; Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4:20). Любая подлинная любовь - это, в конечном счете, любовь к Богу.

Письма к Фессалоникийцам номер два, а к Филимону иногда подозревали; их догматическое содержание, по крайней мере, не вызывает серьезных возражений. Это не то же самое с письмами к христианам Эфеса, Филиппа и Колосси, которые представляют тип христианства, тесно связанные с системой Святого Павла, но стремящиеся отделить себя от него спекуляциями, которые похоже, относятся к более продвинутой стадии христианской мысли.

Мы, в свою очередь, предложили увидеть настоящие писания, сильно переработанные или откровенно псевдографические произведения. Павел выражает народу Филиппа надежду на освобождение и снова увидеть их; Тем временем он увещевает их к твердости в вере и чувствам любви, смирения и святости. После того, как они предупредили их об иудаизаторах, он предлагает им специальные рекомендации.

Если любовь к Богу будет руководить нами, нашим сердцем, то мы будем святыми и не сможем совершить греховного, то есть неправильного поступка. Именно поэтому святой Августин дает такую рекомендацию для повседневной жизни: «Люби Бога и делай, что хочешь».

Почему именно любовь превыше всех духовных даров? Потому что она является образом Божиим, подобием нашего Творца, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).

После поздравлений по вкусу двух предыдущих писем писатель прославляет Иисуса Христа и его работу по примирению. Колоссянам, которых он инструктировал, не позволяют отвлечься от Евангелия ложными философскими и аскетическими доктринами. Вторая часть письма содержит моральные увещевания и специальные рекомендации.

Первое и второе послание к Фессалоникийцам. Он призывает их твердо стоять против преследований евреев и просит Бога снова укрепить их в день пришествия Господа. Час пришествия Христа, являющийся неопределенным, необходимо проявлять бдительность, чтобы не удивляться. Павел, поздравляя себя с прогрессом, достигнутым получателями в вере и их сопротивлением преследованию, дает им представление о счастливой перспективе возвращения Христа, которому будут предшествовать различные обстоятельства, которые он обязывает их принять к сведению.

Духовные дары временны, они действуют лишь в земном, временном мире и сохраняют свое значение лишь до второго пришествия Иисуса Христа. Когда Иисус вернется к нам, верующие обретут иные дары, которые, видимо, будут бесконечно превосходить известные нам духовные дары, о которых апостол Павел пишет в Первом послании к коринфянам: слово мудрости, знания, вера, дар исцелений, дар чудотворения, дар пророчества, дар различения духов и т. д.

Павел рекомендует рабу Онесиму к благосклонности его корреспондента. Павел выражает желание снова увидеть Тимофея, чью веру он помнит; он приглашает ее не стыдиться Евангелия, но знать, как страдать за веру, согласно примеру, который он сам дал. Он дает ему совет для своего служения и его поведения, совета, который тем более актуальен, потому что он предвидит трудные времена и требует от служителей Бога удвоить свое рвение. Пол заканчивает, объявляя свою приближающуюся смерть; он обязывает своего ученика прийти и найти его незамедлительно, потому что он оставлен всеми.

О дарах же, которые верующие обретут после второго пришествия Иисуса, апостол написал такие слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

И пророчества, и знания позволяют лишь отчасти проникнуть в истину, поэтому они потеряют всякое значение, когда истина откроется нам во всей полноте и абсолютной всецелостности.

Павел пишет своему ученику Титу, чтобы вести его по выбору старейшин или пресвитеров, чья роль так важна в церкви, он указывает ему призывы, которые подходят для разных категорий людей. Ситуация должна напоминать всем о представлении магистратам, доброта для всех и практика добрых дел, которая лучше богословских споров, писатель заканчивается некоторыми личными подробностями.

Благодаря Коринфскому служению, благодаря служению Павла, большой сбор. Он пишет из Ефеса это первое письмо, которое также адресовано «всем тем, кто призывает имя Господа нашего Иисуса Христа во всех местах». Таким образом, это также написано для нас, если мы являемся частью этого.

Любовь по своей природе всеобъемлюща и всепроникающая, поэтому она переживет все земное и пребудет вовеки.

В завершение скажу немного о смысле 12-го стихи из главы 13 Первого послания к коринфянам: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Апостол говорит: и этой жизни мы видим небесное как бы в тусклом зеркальном отражении, туманно и неопределенно, а и жизни будущего века нам дано будет узреть Бога «лицом к лицу».

Пол получил недовольство из Коринфа. В этой сборке появилось разное расстройство. Но прежде чем обратиться к этим задумчивым аргументам, апостол напоминает верующим о своем духовном богатстве, приписывая их Божьей благодати. Чтобы измерить нашу ответственность и более серьезно относиться к нашей христианской жизни, мы иногда пытаемся оценить нашу неоценимую привилегии. И мы благодарим Господа, как это делает апостол по этому поводу.

Первое упрек, адресованный Коринфской Ассамблее, касается их разногласий. Они следовали за человеком, а не объединялись в общении «Иисуса Христа, нашего Господа», Сына Божьего. Это всегда наша часть. Ибо «мы, которые на пути спасения», слово креста - это сила Бога, но для других людей это не дурак. Все, что означает Крест: смерть праведности, необходимой для Божьей праведности, свободного прощения грешников, окончательного осуждения естественного человека, есть истина, что они причиняли человеческий разум.

Кстати, то, что в русской Библии переведено с оригинального греческого текста Послания словами: «видим как бы сквозь тусклое стекло», точнее было бы перевести словами: «видим как бы в туманном зеркале».

«Гимн любви» апостола Павла

Я не знаю более сильных и глубоких слов о любви, чем те, которые сказал апостол Павел в главе 13 Первого послания к коринфянам. Эти слова называют «Гимнам любви». «Если я говорю языками человеческими и им ангельским, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, знаю тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то и ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею, - нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13).

Ну! все мудрые, богословы, полемисты, короче говоря, великие люди этого века и всех возрастов, 18 классифицирует их под общим и пугающим обозначением: «те, кто погибает». Прославлять Бога выбирает то, что является слабым, мерзким, презираемым и таковым являются верующие во Христа согласно мировой оценке.

Мы знаем, что в мире ораторский дар, определенная похоть и «убедительные речи человеческой мудрости» достаточно для того, чтобы обеспечить торжество любой причины. Но, чтобы передать веру, Богу не нужно использовать эти человеческие способности или пропагандистские навыки. Павел, несмотря на свое наставление, не замечал Коринфа за его мудрость, свою культуру или его красноречие. Он бы противоречил его учению, потому что крест Христа, который он провозгласил, означает конец этого человека. Но без этой потери верующий в то же время получал «Богом данные» невидимые вещи и средства, чтобы различать и наслаждаться им: Святой Дух, единственный агент, который Бог использует, чтобы передать свои мысли.

В Новом Завете содержится тринадцать букв или посланий с именем святого Павла. Из этих тринадцати писем наиболее важным является то, что адресовано верующим общины Рима; Затем приходят два письма, адресованные верующим Коринфа, и письмо, адреса которого являются христианами церквей Галатии. Подлинность этих четырех частей допускается почти единодушной критикой, хотя есть подозрения в переработке и интерполяции какой-то важности.



Первое письмо коринфянам. Апостол упрекает верующих в Коринфской церкви за религиозные разделения, которые разлучают их за скандалы, вызванные лишением свободы, за практику подачи споров перед языческими трибуналами. Его спросили о браке, второй вопрос о мясе, принесенном в жертву идолам, и в этом отношении он рекомендует снисходительно относиться к сомнениям слабых, а затем Павел поднимает энергию с теми, кто отрицает воскресение мертвых. и объявляет о сверхъестественной трансформации, которая положит конец нынешней экономике.

Любовь превыше всего, она превыше всех духовных даров, - говорит апостол Павел. Путь любви - это путь превосходнейший, то есть путь, который превосходит действие всех духовных даров в том случае, если мы пользуемся этими дарами без любви, которая призвана координировать и гармонизировать использование даров.

В нашей обыденной жизни словом «любовь», как правило, обозначается чувство (эмоция). Когда, например, говорят, что Иван любит Марью, то имеют в виду определенное более или менее глубокое чувство, которое Иван испытывает к Марье. Апостол же описывает любовь не как чувство, не как эмоцию. Он показывает ее проявление в действии, говорит о том, как поступают любящие. По существу словом «любовь» апостол описывает святую жизнь, которую производит в нас полнота Святого Духа.

Что может сделать музыкальная музыка без инструмента для воспроизведения, или диск без устройства, который позволяет ему слушать его? Каким будет эффект самого красивого концерта на слух глухих? Таким образом, язык Духа непостижим для «естественного человека». Вместо этого «духовный человек» может адаптировать «духовные слова» к «духовным вещам».

Разочарованные своими делениями и их проступками, Коринфяне не достигли прогресса. Они были похожи на плохих учеников, которые глупо говорили о том, кто имеет самого умелого мастера или самого красивого класса. Павел говорит им, что общение с слугой вместо его учения было симптомом детства, предназначенным для того, чтобы быть еще плотским. Сколько раз мы путаем истину с тем, кто ее представляет: если, например, мы слушаем слугу Бога с предубеждением, нам нечего нам дать, мы получим то, что ожидаем.

Подлинная любовь в нас - всегда от Духа Святого, Подлинная любовь диктует мотивы наших поступков и объяснит их. Пребывание в состоянии подлинной любви - это важнейшая характеристика зрелого христианина, характеристика святого. А к святости призваны все мы, то есть все мы призваны к любви.

Павел говорит нам, что любовь долготерпелива, милосердна, бескорыстна, правдива, исполнена надежды, вынослива, не завистлива, не горда, не эгоцентрична, то есть не ставит конкретного человека в центр забот и попечений.

Затем апостол помнит об ответственности строителя. В работе Бога, рассматриваемой как поле для культивирования или в качестве здания, каждый рабочий имеет свою собственную деятельность. Вы можете приносить материалы: строить души, представляя им справедливость Бога, искупление, славу Христа. Здание может выглядеть очень большим, но быть построено из дерева, сена, соломы, все работы, которые не будут противостоять огню. Да, «помните каждого в качестве здания» об этой уникальной и несовершенной основе: Иисусе Христе.

Наряду с настоящими рабочими, которые могут плохо работать, есть ложные слуги, которые коррумпируют храм Бога. Пусть никто не делает иллюзий относительно того, что он или она делает. И мы боимся человеческих критериев и рассуждений: они вводят в заблуждение измерительные приборы. Мудрость мира - это безумие для Бога, и мудрость Бога - безумие для мира. Оба оцениваются в соответствии с целью. «Естественный человек» повелевает верующему во Христе, который, по его мнению, жертвует неопределенным и неопределенным будущим преимуществами и удовольствиями настоящего момента.

Но какое время в будущем имеет в виду апостол, говоря, что тогда и пророчества упразднятся, и языки умолкнут, и знание упразднится? Конечно же, время после второго пришествия Иисуса Христа.

Любовь - это живой динамический центр, который собирает, координирует, организует и регулирует духовные дары. Любовь направляет действие духовных даров, ориентирует их действие на служение ближним во славу Господа. Можно сказать, что любовь - это необходимое и достаточное условие правильного пользования духовными дарами. Дарования бесполезны, если ими пользуются без любви.

Высший вид любви - это любовь к Богу, которая проявляется прежде всего в нашей любви к ближнему. Воз любви к Богу невозможна и подлинная любовь к ближнему. Апостол Иоанн утверждал: «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец; Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4:20). Любая подлинная любовь - это, в конечном счете, любовь к Богу.

Письма к Фессалоникийцам номер два, а к Филимону иногда подозревали; их догматическое содержание, по крайней мере, не вызывает серьезных возражений. Это не то же самое с письмами к христианам Эфеса, Филиппа и Колосси, которые представляют тип христианства, тесно связанные с системой Святого Павла, но стремящиеся отделить себя от него спекуляциями, которые похоже, относятся к более продвинутой стадии христианской мысли.

Мы, в свою очередь, предложили увидеть настоящие писания, сильно переработанные или откровенно псевдографические произведения. Павел выражает народу Филиппа надежду на освобождение и снова увидеть их; Тем временем он увещевает их к твердости в вере и чувствам любви, смирения и святости. После того, как они предупредили их об иудаизаторах, он предлагает им специальные рекомендации.

Если любовь к Богу будет руководить нами, нашим сердцем, то мы будем святыми и не сможем совершить греховного, то есть неправильного поступка. Именно поэтому святой Августин дает такую рекомендацию для повседневной жизни: «Люби Бога и делай, что хочешь».

Почему именно любовь превыше всех духовных даров? Потому что она является образом Божиим, подобием нашего Творца, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).

Духовные дары временны, они действуют лишь в земном, временном мире и сохраняют свое значение лишь до второго пришествия Иисуса Христа. Когда Иисус вернется к нам, верующие обретут иные дары, которые, видимо, будут бесконечно превосходить известные нам духовные дары, о которых апостол Павел пишет в Первом послании к коринфянам: слово мудрости, знания, вера, дар исцелений, дар чудотворения, дар пророчества, дар различения духов и т. д.

Павел рекомендует рабу Онесиму к благосклонности его корреспондента. Павел выражает желание снова увидеть Тимофея, чью веру он помнит; он приглашает ее не стыдиться Евангелия, но знать, как страдать за веру, согласно примеру, который он сам дал. Он дает ему совет для своего служения и его поведения, совета, который тем более актуальен, потому что он предвидит трудные времена и требует от служителей Бога удвоить свое рвение. Пол заканчивает, объявляя свою приближающуюся смерть; он обязывает своего ученика прийти и найти его незамедлительно, потому что он оставлен всеми.

О дарах же, которые верующие обретут после второго пришествия Иисуса, апостол написал такие слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).

И пророчества, и знания позволяют лишь отчасти проникнуть в истину, поэтому они потеряют всякое значение, когда истина откроется нам во всей полноте и абсолютной всецелостности.

Любовь по своей природе всеобъемлюща и всепроникающая, поэтому она переживет все земное и пребудет вовеки.

В завершение скажу немного о смысле 12-го стихи из главы 13 Первого послания к коринфянам: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан». Апостол говорит: и этой жизни мы видим небесное как бы в тусклом зеркальном отражении, туманно и неопределенно, а и жизни будущего века нам дано будет узреть Бога «лицом к лицу».

Кстати, то, что в русской Библии переведено с оригинального греческого текста Послания словами: «видим как бы сквозь тусклое стекло», точнее было бы перевести словами: «видим как бы в туманном зеркале».

Из книги Апостол Павел. Обоснование универсализма автора Бадью Ален

Глава I. Современность Павла Почему апостол Павел? Зачем обращаться к этому сомнительному «апостолу» тем более, что апостолом он провозгласил себя сам, а его имя обычно ассоциируется с наиболее институциональными и наименее открытыми измерениями христианства: церковью,

Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей Вячеславович

[О ЛЮБВИ] ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ КОРИНФЯНАМ СВЯТОГО АПОСТОЛА ПАВЛА ГЛАВА 13 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая, или кимвал звучащий.2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так-что могу и

Из книги Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке автора Субетто Александр Иванович

Пока Земля еще живет… (ноосферный гимн) Пока Земля еще живет, Человек, проснись! Спасай Землю от себя, Как спасаешь мать во время войны, Как спасаешь себя сам, Когда грозит смертельная Тебе опасность. Пока Земля еще живет, Человек, оглянись вокруг: Ведь все вопиет к твоему

Из книги Смысл жизни автора Трубецкой Евгений Николаевич

IV. Критерий апостола Иоанна Последствия греха, отделяющего нас от Бога, в области сознания, мысли совершенно те же, как и во всей нашей жизни. И там и здесь грех является началом полного внутреннего распада.Раздвоение между чувственностью и мыслью – дуализм отвлеченного

Из книги Феноменология духа автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

2. Гимн Художественное произведение поэтому требует иной стихии своего наличного бытия, божество - иного происхождения, чем то, в котором оно ниспадает из глубины своего творческого ночного мрака в противоположное ему, во внешнюю выраженность, в определение вещи,

Из книги Битва за хаос автора de Budyon Michael A.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ ГИМН И ПРИГОВОР Культ смерти - Информационный шлейф - Замысел и случай - Последний рубеж - Большие и маленькие страны - Неизбежность войны - Потеря управления - Изгнание из системы - Потеря всего - Стратегия противостояния - Лаборатория

автора Лосев Алексей Федорович

1. Гимн к Софии а) Первый гимн воспевает бракосочетание Христа и Софии. Правда, ни того, ни другого имени в самом тексте не содержится, но на основании широкого контекста все исследователи считают, что речь здесь идет именно об этом небесном браке. В гимне не содержится

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

2. Гимн о душе Второй текст из трактата"Деяния Фомы", интересующий нас, есть гимн о душе, который, как сказано, содержится в описании девятого подвига Фомы. Содержание этого гимна насквозь символическое; и без учета этой символики он совершенно теряет всякий свой смысл и

Из книги Бог и человек. Парадоксы откровения автора Печорин Виктор Владимирович

Открытие святого Павла Савл и Павел Святой Павел - личность совершенно уникальная и удивительная. Он называл себя апостолом (греч. ?????o??? - «посланник») Христа, хотя никогда не встречал Иисуса при жизни: Павел принял веру назореев (так первоначально именовались

автора Мюллер Макс

ГИМН НЕИЗВЕСТНОМУ БОГУ «1. Вначале появился зародыш золотого света (Хира-ньягарбха), он был один рожденный Господь всего сущего. Он установил землю и это небо. Кто бог, которому мы должны приносить наши жертвы?2. Тот, который дает жизнь; тот, который дает силу, волю которого

Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер Макс

ГИМН НАСАДИМ 1. Тогда не было ни того, что есть, ни того, что не есть; не было ни неба, ни небес вверху. Что покрывало? Где было это и под чьим покровительством? Была ли вода глубокой бездной?2. Тогда не было смерти и не было ничего бессмертного. Тогда не было света (отличия) между

автора Хомяков Алексей Степанович

Перевод послания к Галатам св. апостола Павла ОПЫТЫ ПЕРЕВОДОВ АПОСТОЛЬСКИХ ПОСЛАНИЙ.Эти переводы были едва ли не последними занятиями покойного автора. Мы нашли в его рукописях два оконченных перевода: послания к Галатам и к Ефесеям; сверх того заметку на текст из

Из книги Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Том 2 автора Хомяков Алексей Степанович

Перевод послания к Ефесянам св. апостола Павла ГЛАВА I1. Павел волею Божиею посланец Иисус Христов, святым, сущим в Ефесе и верным во Христе Иисусе.2. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.3. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа,

Из книги Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Том 2 автора Хомяков Алексей Степанович

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Социализации теория Т. Парсонса. Теория систем парсонса Парсонс социология Социализации теория Т. Парсонса. Теория систем парсонса Парсонс социология Иван Александрович Ильин: жизнь, творчество, из наследия Иван Александрович Ильин: жизнь, творчество, из наследия Хозин, Михаил Семёнович Гражданская война и борьба с бандитизмом Хозин, Михаил Семёнович Гражданская война и борьба с бандитизмом