Был заключен варшавский договор. История и создание овд

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

14 мая 1955 г. в Варшаве на совещании глав правительств Бол­гарии, Венгрии, Германской Демократической Республики (ГДР), Польши, Румынии, СССР, Чехословакии и Албании1 был подпи­сан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, во­шедший в историю как Варшавский Договор. Он был рассчитан на 20 лет, а для тех участников, которые за год до истечения срока не заявят о его денонсации, Договор оставался в силе еще на 10 лет. В 1985 г. высшие государственные деятели стран - участ­ниц Варшавского Договора подписали в Варшаве протокол о про­длении срока действия Договора еще на 20 лет с возможностью со­хранить его силу и на последующие 10 лет.

Целью Варшавского Договора явилось принятие мер по обес­печению своей безопасности и поддержанию мира в Европе. В со­ответствии с Уставом ООН договаривающиеся стороны обязыва­лись воздерживаться от угрозы применения силы и разрешать международные споры мирными средствами.

Высшим политическим органом Организации Варшавского Договора (ОВД) стал Политический Консультативный Комитет (ПКК). Он рассматривал общие вопросы, относящиеся к укрепле­нию обороноспособности и к организации Объединенных воору­женных сил (ОВС), которые составляли основу военной организа­ции ОВД.

В Объединенное командование входили Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС, заместители Главнокомандующего. Первым Главнокомандующим ОВС стал Маршал Советского Со­юза И. С. Конев (1955-1960).

Контингента войск и сил, выделяемых каждой страной в со­став ОВС, в мирное время оставались в подчинении своих нацио­нальных командований, а их деятельность регламентировалась со­ответствующими законами, положениями и воинскими уставами своих стран. При начале агрессии выделенные войска и силы предназначались для ведения совместных действий в составе коа­лиционных группировок.

Штаб ОВС был образован в мае 1955 г. Он первоначально со­стоял только из советских генералов и офицеров и до 1969 г. со­ставлял структурное подразделение Генерального штаба ВС СССР. Первым начальником Штаба ОВС являлся генерал армии А. И. Антонов (1955-1962). В 1969 г. был создан самостоятель­ный Штаб ОВС, ставший рабочим органом Комитета минист­ров обороны (КМО) ОВД.

С согласия правительств государств-участников ОВД в союз­ные армии были направлены представители Главнокомандующего ОВС. На эти должности назначались видные советские военачаль­ники, которые оказывали национальным командованиям помощь в подготовке войск (сил), выделенных в состав ОВС, и являлись связующим звеном между Объединенным и национальными командованиям и.

Структура органов ОВД и ОВС с расширением и углублением сотрудничества союзных стран постоянно совершенствовалась. 17 марта 1969 г. в Будапеште на совещании ПКК были утверждены Положение о Комитете министров обороны, новое Положение об Объединенных вооруженных силах и Объединенном командова­нии, а также Положение о Военном совете, соглашение об орга­низации единой системы ПВО и другие документы.

В состав КМО вошли министры обороны союзных государств, Главнокомандующий и начальник Штаба ОВС. Это был консуль­тативный орган, который вырабатывал рекомендации и предложе­ния по военным вопросам общего характера и вносил их на рас­смотрение ПКК или правительств союзных стран.

В новом Положении об Объединенных вооруженных силах на­шли отражение политические и военные обязательства союзных го­сударств, основные права и обязанности национальных командова­ний в отношении своих войск (сил), выделенных в состав ОВС, а также основы планирования оперативного использования войск.

В связи с этим значительно возросли роль и состав Штаба ОВС, расширился и круг решаемых им задач. Штаб ОВС стал ком­плектоваться за счет генералов, адмиралов и офицеров союзных армий по принципу пропорционального представительства, что в большей степени соответствовало новым требованиям.

Для организации и руководства системой противовоздушной обороны государств-участников ОВД был назначен заместитель Главнокомандующего ОВС по ПВО - командующий Единой сис­темой ПВО стран Варшавского Договора Маршал Советского Со­юза П. Ф. Батицкий (1969-1978).

Начал действовать Технический комитет ОВС, предназначенный для решения задач, связанных с развитием и совершенствованием вооружения и военной техники, их стандартизацией и унификацией. Комитет комплектовался из представителей всех союзных армий. Его возглавил заместитель Главнокомандующего ОВС по вооруже­нию генерал-лейтенант И. В. Степанюк (1969-1975).

Для обеспечения более широкого участия руководящего соста­ва министерств обороны государств-участников ОВД в коллек­тивном обсуждении принципиальных вопросов развития ОВС был учрежден Военный совет в составе: Главнокомандующий ОВС, начальник Штаба ОВС и заместители Главнокомандующего ОВС от союзных армий, командующий Единой системой ПВО, начальник Технического комитета и секретарь Военного совета.

В дальнейшем структура руководящих органов ОВС существен­но не менялась и лишь решением ПКК от 23 ноября 1978 г. были введены должности заместителей Главнокомандующего ОВС: по ВВС - генерал-полковник авиации А. Н. Катрич (1978-1986), по ВМФ - адмирал В. В. Михайлин (1978-1983). Таким образом, ОВС стали в себя включать не только сухопутные войска и войска противовоздушной обороны, но и военно-воздушные силы, воен­но-морские флоты.

Восточноевропейские страны, союзные СССР, располагали ар­миями, которые имели как общие черты, так и своеобразие, обу­словленное спецификой национального военного строительства.

Болгарская народная армия. Строительство Болгар­ской народной армии (БНА) осуществлялось в соответствии с по­ложениями национальной военной доктрины. В состав БНА вхо­дили: сухопутные войска; войска ПВО и ВВС; ВМФ. В Болгарии также имелись пограничные, строительные и железнодорожные войска.

Комплектование БНА осуществлялось в соответствии с законом о всеобщей воинской службе, согласно которому все граждане страны, достигшие 18 лет и годные по состоянию здоровья, призы­вались на действительную военную службу сроком на 2 года.

Офицерские кадры для БНА готовились в военно-учебных за­ведениях. Младший командный состав для всех видов ВС и родов войск готовили сержантские средние училища, а офицеров запа­са - специальная школа.

Венгерская народная армия (Венгерские оборо­нительные силы). Венгерская народная армия (ВНА) состоя­ла из Сухопутных войск, ВВС и Войск ПВО страны. Воинская обязанность распространялась на всех граждан Венгерской На­родной Республики мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет. Срок действительной срочной военной службы составлял 18 месяцев. Срок военной службы офицеров и генералов - до 60 лет.

Личный состав ВНА подразделялся на рядовых, сержантов, под-офицеров, прапорщиков, офицеров и генералов. Сержанты, как правило, готовились из лиц срочной службы в учебных подразде­лениях частей, и по окончании службы им предоставлялось право заключать договор на сверхсрочную службу. Подофицерский со­став комплектовался из лиц, избравших военную службу своей профессией и прошедших специальную подготовку на учебных базах видов и родов войск. Офицерский корпус готовился в вы­сших общевойсковом, инженерном и авиационном училищах. Свои знания офицеры всех родов войск повышали в Военной ака­демии имени Миклоша Зриньи.

Национальная народная армия Германской Де­мократической Республики. В состав Национальной на­родной армии (ННА) входили 3 вида вооруженных сил: сухопут­ные войска, ВВС и войска ПВО, народный ВМФ. Они в свою очередь подразделялись на рода войск, специальные войска и службы.

Всеобщая воинская обязанность распространялась на всех граждан республики - мужчин в возрасте от 18 до 50 лет. При мо­билизации и в военное время на службу могли быть призваны и женщины в возрасте от 18 до 50 лет.

Военнослужащие ННА подразделялись на категории: военно­служащие срочной военной службы; солдаты, унтер-офицеры сверхсрочной службы и офицеры, служившие в армии по контрак­ту; кадровые унтер-офицеры, прапорщики и офицеры.

Будущие офицеры получали образование в высших военных училищах. Главным военно-учебным заведением ГДР являлась Военная академия имени Фридриха Энгельса в Дрездене. Значи­тельная часть офицеров ННА обучалась в советских военно-учеб­ных заведениях.

Войско Польское. В своем составе Войско Польское име­ло: сухопутные войска; войска ВВС и ПВО страны; ВМФ. Терри­тория страны была разделена на 3 военных округа: Поморский, Сленский и Варшавский.

Согласно закону о всеобщей обязанности по обороне 1967 г. граждане Польши, достигшие 19-летнего возраста, призывались на 2 года. Войско Польское располагало высококвалифицирован­ными военными кадрами.

К числу кадрового состава армии относились: сержанты (под-офицеры); хорунжие (прапорщики); офицеры; генералы. Кадро­вый состав ВМФ подразделялся на младших и старших подофице-ров, хорунжих ВМФ, офицеров ВМФ и адмиралов.

Офицерский состав Войска Польского готовился в 4 военных академиях, 8 высших офицерских училищах с 4-летним курсом обучения и центрах подготовки и совершенствования военных кадров, а подофицерский состав - в профессиональных подофи-церских училищах по видам ВС и родам войск. Часть офицеров Войска Польского проходила подготовку в военных учебных заве­дениях Советского Союза, ГДР, ЧССР и ВНР.

Армия Румынии. ВС Румынии являлись основой национа­льной системы обороны государства. В подчинении министерства национальной обороны находились: сухопутные войска; войска ПВО страны; ВВС; ВМФ.

Личный состав армии подразделялся на военнослужащих срочной службы; военнослужащих с сокращенным сроком службы; постоян­ные кадры, которые включали: корпуса офицеров, военных мастеров, подофицеров, а также служащих армии, курсантов военных училищ.

Чехословацкая народная армия (ЧНА). В ее состав входили сухопутные войска, ВВС и войска ПВО страны. Террито­рия страны в военно-административном отношении делилась на 2 военных округа - Западный и Восточный.

ЧНА комплектовалась в соответствии с принятым в стране за­коном о всеобщей воинской обязанности. Порядок прохождения службы в основном был таким же, как и в других армиях стран ОВД. Студенты вузов призывались на срочную службу после окончания учебы.

Офицерские кадры для командных, технических и тыловых должностей готовились в военных академиях и высших военных школах. Корпус прапорщиков комплектовался военнослужащи­ми, окончившими средние военные школы или специальные кур­сы, а также сверхсрочниками и военнообязанными запаса с об­щим средним образованием.

В рамках ОВД осуществлялось скоординированное планирова­ние развития ВС стран-участниц, проводились совместные уче­ния и маневры. Военное содружество социалистических стран было не беспроблемным. В 1956 г. советские войска, размещен­ные в Венгрии и введенные из приграничных военных округов, участвовали в подавлении в Будапеште и других городах страны вооруженного восстания прозападных групп населения, недовольных политикой правящей Венгерской партии трудящих­ся. В 1968 г. разразился политический кризис в Чехословакии, для преодоления которого в страну были введены войска других стран-участниц Варшавского Договора (СССР, Болгарии, Венг­рии, ГДР и Польши).

В связи с происходившими на рубеже 90-х гг. XX в. глубокими переменами в СССР и Восточной Европе государства-участники Варшавского Договора в ходе московского совещания ПКК 7 июня 1990 г. решили упразднить военные органы и структуры ОВД к 31 марта 1991 г. В Будапеште 25 февраля 1991 г. состоялось внеочередное и последнее совещание ПКК ОВД, на котором еди­ногласно был принят и подписан Протокол о прекращении дейст­вия военных соглашений, заключенных в рамках ОВД, и упразд­нении его военных структур с 31 марта 1991 г.

В мае 1955 года на проведенном в Варшаве совещании , в повестке дня которого стояли вопросы обеспечения мира и безопасности, руководители ряда стран подписали Договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве. Принятие документа состоялось 15 мая, при этом инициатива подписания договора принадлежала Советскому Союзу. Кроме него, в фактически созданный военный блок вошли Чехословакия, Болгария, Польша, Венгрия, Албания, ГДР и Румыния. Соглашение было подписано на тридцатилетний срок, который впоследствии был продлен. Так появилась Организация Варшавского Договора.

Договор , что подписавшие его в станут воздерживаться от угрозы применения силы. А при вооруженном нападении на одну из стран-участниц договора остальные стороны обязались оказать ей всеми имеющимися средствами, не исключая и военной силы. Одной из задач блока было сохранение коммунистической власти в Центральной и Восточной Европы.

Мировое сообщество понимало, что Организация Варшавского Договора стала вполне оправданным и адекватным ответом на создание блока НАТО, упорно стремившегося расширить свое влияние в Европе. С этого момента возникло и продолжалось довольно долго противостояние двух военных организаций мирового масштаба.

Характер и значение Организации Варшавского Договора

В рамках Варшавского блока действовал особый военный , управлявший Объединенными вооруженными силами. Существование военного и политического союза государств дало юридические основания для участия советских военных подразделений в подавлении антикоммунистического мятежа на территории Венгрии и в более поздних событиях в Чехословакии.

Наибольшую выгоду от участия в Организации Варшавского Договора получил Советский Союз, военный потенциал которого был основой политического блока. Подписанный в Варшаве договор фактически дал СССР возможность при необходимости без помех использовать территорию союзнических стран для базирования своих вооруженных сил. В рамках договора советские войска получили вполне законное разместить свои войска почти в самом сердце Европы.

Позже выяснилось, что внутри стран, подписавших договор, существуют трудноразрешимые противоречия. Из-за внутренних разногласий Албания вышла из договора. Свою исключительную позицию по отношению к блоку не раз открыто демонстрировала Румыния. Одной из причин разногласий было стремление СССР установить жесткий контроль над армиями других стран, входящих в блок.

Когда рухнула Берлинская стена и Центральной Европы пронеслась волна «бархатных» революций, военный блок социалистических стран потерял свою основу. Формально Организация Варшавского Договора завершила свое существование в июле 1991 года, хотя фактически она распалась уже в конце 80-х годов.

Международное соглашение, в соответствии с решениями которого был создан военный блок европейских социалистических государств в главе с СССР.

После создания НАТО (4 апреля 1949 года) между СССР и рядом социалистических стран были заключены договоры о военном сотрудничестве. Первый договор о дружбе был подписан еще в годы Второй мировой войны: 12 декабре 1943 года с чехословацким правительством в изгнании. В 1943-1949 годах между странами Восточной Европы было подписало 23 двусторонних договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи.

Однако СССР воздерживался от дальнейших шагов до тех пор полка ФРГ формально не была вовлечена в военный блок. 23 октября 1954 года члены военного Брюссельского пакта (Франция, Великобритания, страны Бенелюкса) и Италия подписали с ФРГ Парижское соглашение, фактически провозгласившее ремилитаризацию Западной Германии и ее присоединение, в перспективе, к НАТО. СССР предпринял ряд дипломатических мер, пытаясь предотвратить такое развитие события. На прошедшей в Москве 29 ноября - 2 декабря 1954 года. Конференции по безопасности в представители 8 социалистических стран приняли Московскую декларацию, в которой они предупреждали, что в случае ратификации Парижского соглашения они предпримут шаги по созданию нового военного блока. Страны НАТО ратифицировали Парижские соглашение, которые вступили в силу 5 мая 1955 года.

11-14 мая 1955 года в Варшаве прошло Совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. В последний день его работы (14 мая 1955 года) главы правительств Союза Советских Социалистических Республика (СССР), Социалистической Республики Румынии (СРР), Народной Республики Болгарии (НРБ), Польской Народной Республики (ПНР), Германской Демократической Республики (ГДР), Чехословацкой Социалистической Республики (ЧСССР), Венгерской Народной Республики (ВНР) и Народной Социалистической Республики Албания (НСРА) подписали договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Представлявший Китайскую Народную Республику (КНР) министр обороны и заместитель премьера Госсовета Пэн Дэхуай участвовал в конференции в качестве наблюдателя.

Положения Варшавского договора

Текст договора состоял из преамбулы и 11 статей. Участники констатировали, что «положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде "западноевропейского союза" с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств». В соответствии с Уставом ООН договаривающиеся Стороны обязались «воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность» (Статья 1). При этом, они решили «консультироваться между собой по всем важным международным вопросам…, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности» (Статья 3). Важнейшей была 4-я статья договора, гласившая, что «В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств ‒ участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство ‒ участник Договора… окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь… всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы». Наконец, страны - участница обязались «не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям настоящего Договора» (Статья 7).

Договор заключался сроком на 20 лет и, после передачи всех ратификационных грамот (в СССР договор был ратифицирован Президиумом Верзовного Совета СССР 25 мая 1955 года) на хранение правительству ПНР (1 июня 1955 года), вступил в силу 5 июня 1955 года. При этом ГДР первоначально присоединилась к Варшавскому договору лишь в политическом отношении, в военную часть договора она вступила только 28 января 1956 года, через 10 дней после подписания закона о создании Национальной народной армии. В 1975 году договор был автоматически пролонгирован на 10 лет, т.к. от стран-участников не поступило заявлений о его денонсации. При приближении срока окончания договора, 26 апреля 1985 года его участники продлили его действие еще на 20 лет (т.е. до 14 мая 2005 года).

Организация Варшавского Договора (ОВД)

Для выработки общей военной стратегии, координации действий и осуществления руководства Вооруженными силами стран Варшавского договора по условиям договора (статьи 5 и 6) создавались Политический консультативный комитет (ПКК) и Объединенное командование Вооруженными силами (ОКВС). В его состав выходили руководители компартий, главы государств, руководители правительств и министры иностранных дел. ПКК являлся высшим коллективным органом ОВД и собирался для рассмотрения принципиальных вопросов, связанных с реализацией положений Варшавского договора, а также по обсуждению мер по укреплению и совершенствованию ОВД. Органами ПКК являлись: Комитет министров иностранных дел и объединенный Секретариат, учрежденные в 1976 году. Генеральный секретарь ПКК одновременно являлся руководителем Объединенного секретариата, который являлся исполнительным органом ПКК и состоял из постоянных комиссий по различным вопросам.

Заседания ПКК проводились поочередной в столицах стран - участниц. Первое совещание ПКК прошло 27-28 января 1956 года в Праге; в качестве наблюдателей в ней приняли участие представители Монгольской Народной Республики. Кроме заседаний ПКК регулярно также проводились также конференции министров иностранных дел государств - участников Варшавского договора; первая такая конференция состоялась в Варшаве 27-28 апреля 1959 года (в ней в качестве наблюдателя приняли участие представители КНР).

Кроме обсуждения вопросов также принимались декларации по важнейшим вопросам, связанным с обеспечением мира и безопасности в Европе.

Объединенное командование Вооруженными силами создавалось для обеспечения взаимодействия вооруженных сил и укрепления обороноспособности стран ‒ участниц Варшавского договора. Во главе ОКВС стоял главнокомандующий (всегда - представитель Вооруженных сил СССР) и при нем штаб, который также возглавлял представитель СССР, хотя в его состав входили также генералы, адмиралы и офицеры всех союзных армий стран ‒ участниц Варшавского Договора. ОКВС размещалось в Москве. После руководство СССР приняло решение расширить права своих партнеров. В 1869 году был создан Комитет министров обороны ‒ координационный центр по военным вопросам, куда также входили главнокомандующий и начальник штаба ОВД. Комитет образовывал Военный совет ОКВС из заместителей министров обороны, который проводил регулярные совещания по вопросам повышения боеспособности вооруженных сил, а также Технический комитет.

Главнокомандующие Объединенными вооруженными силами (ОВС): Маршал Советского Союза И.С. Конев (14.05.1955-23.07.1960); Маршал Советского Союза А.А. Гречко (24.07.1960-12.04.1967); Маршал Советского Союза И.И. Якубовский (12.04.1967-30.11.1976); Маршал Советского Союза В.Г. Куликов (01.12.1976-14.02.1989); генерал армии П.Г. Лушев (15.02.1989-31.03.1991)

Начальники штаба Объединенных вооруженных сил (ОВС): генерал армии А.И. Антонов (14.05.1955-16.06.1962); генерал армии П.И. Батов (17.06.1962-1965); генерал армии М.И. Казаков (1965-1968); генерал армии С.М. Штеменко (08.1968-04.1976); генерал армии А.И. Грибков (1976-1989); генерал армии В.Н. Лобов (02.1989-1990)

На момент своего расцвета (1985 год) численность ОВС составляла 7 562 987 военнослужащих, через 5 лет (к 1990 году) она снизилась до 6 960 700 человек. Танковый парк армий ОВД по ряду оценок составлял 53 тысячи советских танков и около 12-15 тысяч танков других стран.

Важнейшей составляющей деятельности ОВС являлось проведения совместные командно-штабных и войсковых учений и маневров, на которых отрабатывалось взаимодействие Вооруженных сил стран - участниц. В основном они проводились на территории восточно-европейских стран. Самыми масштабными стали маневры «Братство по оружию братских стран социалистического содружества», проходившие 12-18 октября 1970 года, а также маневры «Братство по оружию» в августе-сентябре 1980 года, в которых приняли участие около 40 тысяч человек. Другими крупными маневрами были: советско-болгарские учения (июль 1958 года), «Квартет» (1963 год), «Октябрьский штурм» (1965 год), «Влтава» (сентябрь 1966 года), «Родопы-67» (август 1967 года), «Одра ‒ Нисса» (сентябрь 1969 года), «Днепр» (сентябрь 1967 года), «Север» (1968 год), «Вал-77» (лето 1977 года), «Запад-77» (май‒июнь 1977 года), «Щит-79» (май 1979 года), «Союз-81» (март 1981 года), «Запад-81» (сентябрь 1981 года), «Дружба-82» (январь 1982 года), «Щит-82» (сентябрь 1982 года), «Дружба-83» (март 1983 года), «Щит-83» (лето 1983 года), «Дружба-84» (февраль-март 1984 года), «Лето-84» (май-июнь 1984 года), «Щит-84» (сентябрь 1984 года), «Дружба-85» (сентябрь 1985 года).

Единственной совместной боевой операцией Вооруженных сил ОВД стало подавление Пражского восстания в августе 1968 года, когда на территорию Чехословакии были введены воинские контингенты СССР, Польши, Венгрии и Болгарии.

Роспуск ОВД

Во время Венгерских событий 1956 года глава правительства ВНР Имре Надь 1 ноября 1956 года объявил нейтралитете Венгрии и ее выходе из Варшавского договора, однако 4 ноября в Венгрию были введены советские войска и восстание было быстро подавлено, а заявления Надя последствий не имело.

3 сентября 1968 года во время Чехословацкого кризиса из состава ОВД вышла Албания (фактически Албания уже не принимала участия в каких-либо мероприятиях по линии Варшавского договора с 1 февраля 1962 года, после разрыва отношений с СССР).

24 сентября 1990 года после объединения Восточной и Западной Германии в Берлине министр вооружения и обороны ГДР Райнер Эппельман и главнокомандующий ОВД генерал армии П.Г. Лушев подписали протокол о выходе Национальной народной армии из военной организации Варшавского договора. К этому моменту кризис социалистической системы был уже настолько глубоким, что всем было ясно - дни ОВД сочтены. События приняли необратимый характер. Уже 25 феврале 1991 года государства ‒ участники ОВД приняли решение о ликвидации ее военных структур с 31 марта того же года. 1 июля 1991 года представители стран - участник Варшавского договора на совещании в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия Договора «принимая во внимание глубокие изменения, происходящие в Европе, которые означают окончания конфронтации и раскола континента» (от имени СССР его подписал вице-президент Г.И. Янаев).

В течение первых десяти лет после окончания Второй мировой войны в мире возникли и совершенствовались военные организации лишь капиталистических стран, сердцевиной которых являлись США. В середине 1950-х гг. ситуация стала меняться. Напомним, что ООН как международная организация создавалась в качестве преграды на пути возможных агрессоров, для недопущения повторения новых войн, главными возможными источниками которых в момент ее создания считались Германия и Япония. Именно этим обстоятельством объяснялось предоставление почти диктаторских полномочий странам, сыгравшим главную роль в разгроме антигитлеровской коалиции. Однако, в условиях все более обострявшейся «холодной войны» между Востоком и Западом, каждый из этих блоков считал возможным пополнение своих рядов новыми членами, независимо от их прошлого. Договоренности о денацификации, демилитаризации и демократизации Германии, достигнутые Великобританией, СССР, США и Францией, были преданы забвению. В 1947 г. оккупационные зоны, находившиеся под контролем США, Великобритании и Франции, были объединены и объявлены республикой под названием ФРГ. В 1949 г. СССР поступает аналогичным образом – создает в зоне своей оккупации другое немецкое государство под названием ГДР.

Силой обстоятельств и волей «Великих» держав эти два новообразования, поведение которых определялось в Вашингтоне и в Москве, оказались на острие «холодной войны». В начале 1950-х гг. начались переговоры о перевооружении ФРГ и о ее включении в НАТО, якобы как противовеса СССР. Поворот был настолько неожиданным, что даже некоторые страны Запада отнеслись к нему с недоверием. Шли достаточно продолжительные дискуссии и переговоры по этому вопросу, которые завершились подписанием Парижских соглашений в октябре 1954 г. По этим соглашениям оккупация Западной Германии американскими, английскими и французскими войсками прекращалась. Их войска не выводились с ее территории, но отныне функционировали как «союзные силы НАТО». С мая 1955 г. ФРГ становилась полноправным членом НАТО, а ее территория – передовым плацдармом военного альянса.

Руководство СССР восприняло все это как повторение истории 1930-х гг. и перевооружения Германии, приведших ко Второй мировой войне, оккупации части его территории, гибели около трех десятков миллионов человек и решило объединить вооруженные силы своих союзников. Так, в 1955 г., спустя 6 лет после образования НАТО, как ответ на принятие ФРГ в НАТО, создаетсяОрганизация Варшавского договора (ОВД) . 14 мая 1955 г. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия подписывают Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Варшавский договор ). Он предусматривал создание военно-политической организации социалистических стран для коллективной самозащиты. Статья 1 Договора возлагала на его участников обязательство в соответствии с Уставом ООН воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность. Договаривающиеся страны заявляли о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных акциях, имеющих целью обеспечение мира и безопасности, «добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер ко всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов массового уничтожения » (Ст. 2).

Согласно Статье 3, члены ОВД обязывались проводить консультации «по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы », а также всякий раз, «когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или на несколько государств – участников Договора ». В случае такого нападения каждое государство-участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со Статьей 51 Устава ООН окажет жертве агрессии «немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами-участниками Договора всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы ».

Статья 5 Договора предусматривала создание Объединенного командования вооруженными силами, которые будут выделены его участниками в ведение этого Командования, а также принятие других согласованных мер, необходимых для укрепления их обороноспособности. Подписавшие Договор страны обязывались не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям ВД. Статья 9 Договора провозглашала, что он «открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов ».

Срок действия Договора был установлен в 20 лет (Ст. 10) с автоматическим продлением еще на 10 лет, если за год до истечения этого срока его участники не заявят о денонсации Договора. «В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского договора о коллективной безопасности », к чему обязывались стремиться страны-участницы ОВД, региональный Договор утрачивал «свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора » (Ст. 11).

По форме Организация Варшавского Договора почти во всем повторяла НАТО: совместные руководящие органы, объединенное военное командование, возглавляемое советским маршалом или генералом, совместные военные базы. Здесь СССР играл ту же роль, что США в НАТО. Но по целям и степени активности ОВД отличалась от НАТО.

Высшим руководящим органом с правом принятия решений и рекомендаций являлся Политический консультативный комитет , собиравшийся на уровне глав государств и правительств стран Варшавского договора, призванный координировать все действия по обеспечению обороноспособности государств-членов, кроме чисто военных. Решение военных задач входило в обязанностиОбъединенного командования вооруженных сил ОВД со штаб-квартирой в Москве. По примеру стран НАТО, государства Варшавского договора также выделяли небольшие воинские контингенты для выполнения задач в общих интересах альянса, сохранив за собой командование и управление основной частью своих вооруженных сил.

Варшавский договор вряд ли способствовал укреплению обороноспособности СССР и его союзников. Он обеспечил всего лишь правовую основу для пребывания советских войск в странах Восточной Европы. Трудно однозначно оценивать эффект их присутствия в странах Восточной Европы, часть населения которых, в силу исторических факторов относилась настороженно и даже недружелюбно к СССР.

Советские воинские контингенты, в отличие от НАТОвских, жили изолированно от местного населения, но влияние самого факта их присутствия в странах-союзницах было значительным. Это можно было видеть на примере Венгрии. Осенью 1956 г. советские войска, находившиеся там, оказали решающее влияние на ход событий в этой стране. Они были выведены из Венгрии по требованию правительства И. Надя, а затем возвращены по просьбе правительства Я. Кадара, сыграв определенную роль в «стабилизации» положения в Венгрии в последующие 30 лет.

В августе 1968 г. правительства стран ОВД оказали давление на руководство Коммунистической партии и правительства Чехословакии, приступивших к реформированию свой страны с целью, как было заявлено им, «придания социализму человеческого лица ». Когда официальное руководство Чехословакии не захотело во всем следовать рекомендациям стран ОВД, последние решили непосредственно вмешаться в происходившие в Чехословакии процессы. Вооруженные силы Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Польши и СССР были введены в эту страну.

В 1985 г. Варшавский договор был официально возобновлен еще на 20 лет, однако начавшиеся в странах ОВД социально-политические процессы ускорили его распад. СССР, в соответствии с международными договоренностями, стал сокращать свои вооруженные силы, прежде всего за счет континентов, дислоцированных в странах Восточной Европы. Сменились политические режимы в самих странах ОВД. В октябре 1990 г. произошло воссоединение Германии, а в марте 1991 г. перестали осуществляться совместные военные функции ОВД, после чего Организация, по примеру СЕНТО и СЕАТО, перестала существовать. Официально это произошло 1 июля 1991 г.

ОВД, ядром и решающей силой которой был СССР, безусловно, оказывала сдерживающее влияние на политиков, не признававших послевоенных границ в Европе, особенно между Германией и Польшей, а также между Германией и Чехословакией. Сам СССР ничего не выиграл от существования ОВД. Напротив, он нанес себе ущерб, ухудшив отношения со своими союзниками по Второй мировой войне. После признания вначале Германией, а затем и другими странами принципа нерушимости послевоенных границ в Европе (Хельсинки, июль 1975 г.), ОВД превратилась в напарницу НАТО по нагнетанию напряженности в мире. Смена политических режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы положила конец ее существования.

Современная Россия демонстрировала и продолжает демонстрировать свою заинтересованность в установлении отношений доверия и всестороннего сотрудничества между всеми народами. Российское общество весьма настороженно относится к расширению НАТО на Восток путем включения в него даже бывших советских республик. В самом деле, разум многих людей протестует против того, что бывшие военные базы ОВД, созданные на средства СССР и его союзников и имевшие целью укрепление обороноспособности ОВД, вдруг превращаются в опорные базы НАТО, главным врагом которого на протяжении полвека официально считался СССР. Тем не менее, Россия изъявляла готовность сотрудничать с НАТО во всех возможных областях. В 1991 г. Россия стала участвовать в работе САСС, в 1994 г. присоединилась к программе «партнерство во имя мира» и согласилась на более широкое сотрудничество, выходящее за рамки этой программы. С этой целью был учрежден Постоянный объединенный совет НАТО – Россия, в рамках которого проводятся консультации и обмен информацией в конкретных областях без обязательств принятия совместных решений или совместных действий.

Практическое сотрудничество между Россией и НАТО осуществлялось в 1995 г. в процессе реализации соглашения по Боснии и Герцеговине, когда части вооруженных сил России приняли участие в руководимых НАТО операциях по восстановлению мира, а затем и в обеспечении стабильности. 27 мая 1997 г. главами государств и правительств стран НАТО, Генеральным секретарем НАТО и президентом РФ был подписан в Париже «Учредительный акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией » . Этот документ обязывал его подписантов к установлению более близких отношений не только в собственных интересах, но также в интересах всех государств в Евро-атлантической зоне. Сотрудничала Россия с НАТО и в форме участия российского воинского контингента (под командованием генерала НАТО Джексона) в Косово.

Продолжавшаяся жестокая война в Чечне и события 11 сентября 2001 г. в США способствовали дальнейшему сближению позиций руководства России и стран НАТО. 28 мая 2002 г главы государств и правительств стран НАТО, с одной стороны, и России, с другой, приняли Римскую декларацию. Она предусматривала превращение Совета НАТО – Россия в механизм не только консультаций, достижения согласия и сотрудничества, но и принятия совместных решений и совместных действий по широкому кругу проблем безопасности в Евро-атлантическом регионе.

Однако, все это – меры, продиктованные фактом сохранения в мире специализированной Организации по подготовке и проведению взаимно истребительных войн. Без такой организации, без необходимости траты огромных сил и средств на поддержание обороноспособности стран от возможной агрессии, сотрудничество народов стало бы более искренним и действительно взаимовыгодным. Поэтому НАТО, возникшее с началом обострения «холодной войны» и само ставшее одним из источников этой войны, должно прекратить свое существование вместе с исчезновением причин, его породивших и поддерживавших. Попытки преобразоваться в институт мира и сотрудничества, хотя они благородны и приветствуемы, малопродуктивны, поскольку подобные институты, уже доказавшие свою эффективность, давно существуют в мире.

Главные цели международного сообщества, провозглашенные в Уставе ООН, очевидны: налаживание всестороннего сотрудничества между народами во имя прогресса в каждой стране в отдельности и в мире в целом. Исключение войн и угрозы войной как способов решения международных проблем сделает это сотрудничество стабильным и эффективным. Прекращение деятельности военно-политических институтов, призванных содействовать гонке вооружений и усилению международной напряженности, уменьшит опасность войн и может стать одним из важных условий обеспечения мира и безопасности на Земле.

Варшавский договор 1955г. О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955г.

Заключение Варшавского договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО. Варшавский договор носит строго оборонительный характер. Он имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран - его участниц и поддержания мира в Европе. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства – участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженные силы. Члены Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Предусмотрены взаимные консультации участников Варшавского договора по всем важным международным вопросам затрагивающим их общие интересы. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора, создан Политический консультативный комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК представлены все государства – участники Варшавского договора на самом высоком уровне. Срок действия Варшавского договора – 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора.

Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники Варшавского договора приняли решение о создании Объединённого командования вооружёнными силами ОВС.

Объединённое командование и штаб ОВС обеспечивают взаимодействие вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран – участниц Варшавского договора. В этих целях они проводят совместные командно-штабные и войсковые учения, и маневры на территории этих стран. Совместные учения и маневры союзных армий проводились на территории всех входящих в него стран. К числу наиболее крупных относятся учения под кодовыми названиями: «Октябрьский штурм» (1965), «Днепр» (1967) «Север» (1968) … «Братство по оружию» (1970) и др.

На совещаниях ПКК и др. совещаниях стран – участниц Варшавского договора их представители обсуждали важнейшие вопросы международных отношений и совершенствования организации Варшавского договора, а также неоднократно выступали с инициативами по разрядке международной напряжённости. Был создан также Военный совет Объединенных вооружённых сил. Неоднократно созывались в рамках Варшавского договора совещания министров иностранных дел, министров обороны и их заместителей.

Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (1956г) государства – участники Варшавского договора выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

На Московском заседании ПКК (1958г.) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами – участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965г.) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Наиболее полно миролюбивая программа государств – участников Варшавского договора была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (1966г.). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества государства – участники Варшавского договора предложили созвать общеевропейское совещание.

Участники Бухарестского совещания, а также совещания ПКК в Софии (1968г.) решительно осудили вооружённую интервенцию американского империализма во Вьетнаме и подтвердили свою поддержку освободительной борьбы вьетнамского народа. На Софийском совещании состоялся также обмен мнениями по проблеме нераспространения ядерного оружия.

Будапештское совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности.

Идея Будапештского совещания ПКК о созыве общеевропейского совещания получила дальнейшее развитие на совещании министров иностранных дел стран – участниц Варшавского договора. Министры иностранных дел предложили провести совещание в Хельсинки. В повестку дня совещания они рекомендовали два вопроса: об обеспечении европейской безопасности и об отказе от применения силы или угрозы её применения во взаимных отношениях между государствами в Европе; о расширении торговых, экономических и научно – технических связей на равноправных началах, направленных на развитие политического сотрудничества между европейскими государствами.

Позиция стран – участниц Варшавского договора, направленная на укрепление безопасности и развития мирного сотрудничества в Европе, была вновь подтверждена на Берлинском совещании. Участники Берлинского совещания отметили огромное значение для судеб европейского мира признания существующего положения в Европе, сложившегося в итоге 2 – й мировой войны, указали на важность заключения договора между СССР и ФРГ.

Участники совещания подтвердили свою готовность оказывать и впредь решительную поддержку подвергшимся агрессии народам Индокитая и арабским народам, в том числе арабскому народу Палестины, и вновь указали на необходимость политического урегулирования в Индокитае и на Ближнем Востоке.

В связи с агрессией колонизаторов против Гвинейской Республики участники Берлинского совещания потребовали положить конец империалистическим провокациям против независимых народов Африки.

Предложения, выдвинутые государствами – участниками Варшавского договора, находятся в центре внимания всех европейских народов. Эти предложения, как и вся деятельность Организации Варшавского договора, свидетельствуют о подлинном миролюбии её участников и их заботе о поддержании мира и безопасности в Европе.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Варианты салатов из крабовых палочек и грибов: рецепты с жаренными и обычными продуктами Салаты с крабовыми палочками и грибами Варианты салатов из крабовых палочек и грибов: рецепты с жаренными и обычными продуктами Салаты с крабовыми палочками и грибами Гадание на ошо дзен таро онлайн расклады Гадание на ошо дзен таро онлайн расклады К чему снится найти телефон К чему снится найти телефон