Примеры византийской мозаики. Мозаики айя софии

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Византийская мозаика

Начало формирования византийской мозаики приходится на 3-4 века нашей эры. Именно в эту эпоху создаются первые мозаичные композиции. Расцветом мозаичного искусства Византии принято считать 6-7 века нашей эры. В дальнейшем данный вид монументальной живописи переживал кризис. В период с 9 по 14 века мозаичное искусство стало возрождаться и развиваться. Большая часть композиций - это библейские сюжеты и образы святых, которые украшают стены, потолки храмов и церквей.

Применяя античные методики в составлении мозаик, мастера Византии сформировали собственную технику в создании произведений. Частицы прозрачной и матовой смальты, а порой и камешки разнообразной формы и размеров склеивались в связующей основе под различным углом наклона. Такая техника позволяла солнечному свету переливаться различными оттенками на мозаичных полотнах.

Тематику мозаичных композиций составляли сюжеты из Библии. Они как будто переносили верующих в другой мир. Лики Христа, изображения ангелов и пророков, а также возвеличивание власти помазанника Божьего стали главными сюжетами мозаичных произведений Византии. При этом сюжет с библейскими персонажами обязательно создавался на золотом фоне, который символизировал роскошь и богатство. Таким образом византийские мозаичисты хотели создать эффект сопричастности зрителя с изображением.

Неровные сияющие поверхности мозаик затрагивались в игре светотени, тем самым формируя в интерьере еще больший ореол таинственности.

Яркие красочные тона создавали у зрителя ощущение того, что вот-вот произойдет чудо.


До настоящего времени сохранились известные всему миру мозаики Равенны – города, расположенного в северной части Италии. В этом городе в 6 веке нашей эры лучшие мастера мозаичного искусства декорировали стены церкви Сан Витале. Солнечный свет, попадающий из арочных проемов галерей и купола, дает возможность мозаике сверкать всеми оттенками цветовой палитры. По обеим сторонам от окон находятся мозаики, изображающие императора Юстиниана и его супруги Феодоры со свитой.

На первом мозаичном полотне изображен император Юстиниан, который преподносит подношение церкви в виде золотой чаши. Его голову украшает диадема, мастер также увенчал ее нимбом, чтобы показать, насколько сильно император привержен религии. Юстиниан облачен в цветные одежды, декорированные золотом. По правую сторону от императора изображены двое придворных и несколько стражников, фигуры которых закрывает парадный щит с монограммой Христа. С левой стороны от Юстиниана - старец в одежде сенатора и епископ Максимиан, держащий в руке крест, а также два дьякона. Абсолютно точная симметрия левой и правой сторон мозаичного полотна формируют у зрителя ощущение равновесия и гармонии.

На противоположной стене находится мозаика с образом жены императора Феодоры. Она входит в собор, держа в руках потир с золотыми монетами. На ее плечах и шее – удивительно красивые и изысканные ожерелья. Голову императрицы украшает корона с колоритными подвесками из жемчуга. Ее голова также увенчана нимбом. С левой стороны от жены Юстиниана находятся придворные особы, туники которых декорированы драгоценными камнями. С правой стороны от императрицы изображены евнух, который открывает завесу собора и дьякон. Мозаичист составил данную композицию на золотом фоне.

Обе работы создают у зрителя ощущение того, что власть императора Византии крепка и незыблема. Как не подчиниться такой власти, когда она окружена такой роскошью и богатством.

Следует отметить также уникальные мозаичные произведения в церкви Успения в Никее, Которые были созданы в 7 веке нашей эры. К сожалению, церковь была разрушена в 1922 году. Композиции, изображающие ангелов, просто потрясают зрителя своей красотой и великолепием. Образы ангелов настолько благородны, что создается ощущение, будто это настоящий идеал красоты античной эпохи. Они изображены в выразительных нарядах придворных стражников на золотистом фоне алтарного свода. Охраняя трон, они попарно стоят у него, держа в руках знамена. Ангелы предстают перед зрителем в естественной позе. Вместе с тем, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивается божественный свет, делают образы максимально реалистичными и выразительными.

Заслуживает особого внимания мозаичное полотно с изображением известного ангела «Динамиса», который олицетворяет собой эталон совершенства, благородства и одухотворенности. Лик ангела просто поражает богатством внутреннего мира, глубиной эмоций и чувств. К большому сожалению, имя создателя этого уникального шедевра неизвестно.


Отличительная особенность византийского стиля в мозаичном искусстве заключается в том, что мастера соблюдали максимальную точность пропорций человеческих тел. Нередко фигуры изображались мозаичистами в повороте или движении. В большинстве случаев мозаичная картина составлялась таким образом, чтобы визуально подчеркнуть объемность изображения.

Иконопись
Мозаика
Фреска
Книжная миниатюра

«Искусство византийской мозаики»

Мировую славу приобрели
мозаики Византии.
Античная технология+ новые
способы создания мозаик:
Кусочки матовой или
прозрачной смальты с
тончайшей золотой
подкладкой;
Большинство мозаик
располагалось под разным
углом наклона на вогнутой
или сферической поверхности
стен, а от этого увеличивался
золотой блеск неровных
кубиков смальты. Он
превращал плоскость стен в
сплошное мерцающее
пространство, еще более
сверкающее благодаря свету
горящих в храме свечей.

Смальта - это великолепный
материал, из которого создавались
мозаики Византийской империи.
Стеклоделие-умение изготовить
стекло и стеклообразные массы и
вырабатывать из них различные
изделия- принадлежит к
древнейшим ремеслам.
Византийские мозаичисты пользовались
широким красочным спектром: от нежно –
голубого, зеленого и ярко – синего до
бледно – лилового, розового и красного
различных оттенков и степени
интенсивности.
Подобно цветному ковру, мозаика
повторяла кладку каменных стен, сливаясь
с богатой резьбой рельефов и мраморной
облицовкой. Время почти не властно над
мозаикой старинных мастеров: когда ее
очищают от застарелой пыли и копоти, она
оказывается такой же сияющей и звучной
по цвету, какой была много веков назад.

Их золотой фон также имел особый смысл. Вопервых, он воспринимался как символ богатства и
роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких
цветов он создавал вокруг изображенных фигур
эффект немеркнущего, священного сияния.

В Византии был
разработан строгий
порядок размещения
на стенах
церквей росписей и
мозаик на священные
сюжеты.

Часто в куполе помещали мозаику Христа в окружении
ангелов.

Затем, над алтарём, изображалась фигура Богоматери напоминающая о
связи бога с человеком.

На верхней части стен художники развёртывали эпизоды из земной жизни
Христа в порядке описания в Евангеле.

Ниже изображали пророков, апостолов, учеников Христа, мучеников,
святителей, всех кто связан с Христом.
В западной части храма, у выхода, изображали картины ада или
страшного суда.



переливаются отражая свет.

Изображения на стенах
рассказывали об основных
событиях христианской истории,
они переносили мысли верующих
в особый мир. Многочисленные
изображения Христа, пророков и
ангелов, сцены из Священного
Писания и прославление власти
императора стали излюбленными
темами и сюжетами византийских
мозаик.

Изображения на стенах главным образом рассказывали об основных событиях
христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть
императора.
Христос между
императором
Константином и
императрицей Зоей.
Мозаика храма св.
Софии в
Константинополе.
1028- 1048 гг.

Техника мозаики очень сложна требует большого искусства. Мелкие разноцветные
кубики смальты (сплав стекла и минеральной краски) мерцают, вспыхивают,
переливаются отражая свет.

Особую известность приобрели мозаики церкви Сан – Витале в
городе Равенне (VI в.).Равенна, город на побережье Адриатики,
некогда была столицей королевства остготов, потом крупным
культурным центром Византии.
Среди мозаик портретные изображения императорской четыЮстиниана и его жены Феодоры со свитами. Здесь чувствуется дух
византийского церемониала, официальность, парадность,
возведенная в ранг сверхземного, полубожественного.
И в императоре и в его жене нет человечески – конкретных черт. Они
не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают; у всех изображенных
одинаковые слишком большие неподвижные глаза.

Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах города
Равенны
Императорская власть в Византии достигла небывалого
могущества. Мозаики в алтаре церкви св. Виталия в
Равенне (546-547г.г.) переносят зрителя в атмосферу роскошных
царских выходов. Декор алтаря имел не только религиозный, но и
политический смысл.
Персона императора рассматривалась как священная. Властитель
считался наместником Бога на земле.

ВЫХОД ИМПЕРАТОРА ЮСТИНИАНА. МОЗАИКА АЛТАРНОЙ
ЧАСТИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

Вцентре изображен император Юстиниан, подносящий в дар церкви тяжелую
золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимб – символ святости. На нем
богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое
придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с
монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде
сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из
которых держит Евангелие. Зеркальная симметрия правой и левой сторон
композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а
как бы парят, проплывают по земле.

ИМПЕРИАТРИЦА ФЕОДОРА. ДЕТАЛЬ МОЗАИКИ АЛТАРНОЙ ЧАСТИ
ЦЕРКВИ СВЯТОГО ВИТАЛИЯ В РАВЕННЕ

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору. Она входит в
храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные
ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками. Вокруг головы – нимб.
Слева от Феодоры придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа
– дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на
нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественного величия.
Обе мозаичные картины, расположенные под фигурой восседающего Христа, внушают
зрителю мысль о незыблемости византийского императора.

Имериатрица Феодора.
Император Юстиниан.
В портретах нет конкретных черт. Пристальный гипнотизирующий взгляд
слишком больших глаз. Они не стоят, а предстоят, не живут, а пребывают.

Мавзолей Галлы Плацидии

Мозаика в мавзолее принцессы Галлы Плацидии в Равенне.
Византийские мозаичисты умели очень точно рассчитывая угол
падения света создавать великолепные живописные эффекты.

Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.
Блок. Вдохновленный мозаиками, он написал
такие стихи:
Все, что минутно, все, что бренно,
Похоронила ты в веках.
Ты, как младенец, спишь, Равеннна,
У сонной вечности в руках.

Удивительно лицо ангела: оно
все еще чем – то напоминает об
античном идеале красоты –
нежными овалами,
классическими пропорциями и
чертами, хотя чувственный рот
становится у них слишком
маленьким, нос гораздо более
тонким, а взгляд – пристальным
и как бы гипнотизирующим.
Перед нами совершенный
пример «одухотворенной
чувственности».
Ангел «Дюнамис». Церковь Успения в
Никее.VII в. Никейский ангел

ИСКУССТВО ИКОНОПИСИ
Первоначально иконами называли
любые священные изображения,
выполненные на камне, дереве,
ткани или металле. Со временем
этот термин стал применяться для
обозначения изображений на
специальных досках,
используемых во время
богослужения. Самые первые
иконы относятся к IV в.

В византийской иконописи сложился иконографический канон - строгие
правила изображения сцен религиозного содержания и образов Христа,
Богоматери, святых и пр.
целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а
отображение художественными средствами сверхъестественного мира,
существование которого утверждало христианство.
Отсюда главные канонические требования к иконографии.
-образы на иконах должны подчеркивать их «духовный», неземной,
сверхъестественный характер, что достигалось своеобразной трактовкой головы и
лица фигуры. В изображении на первый план выдвигались одухотворенность,
спокойная созерцательность и внутреннее величие.
-поскольку сверхъестественный мир, это мир вечный, неизменяемый, фигуры
библейских персонажей и святых на иконе должны изображаться неподвижными,
статичными.
-икона предъявляла специфические требования к отображению
-пространства и времени.

Писали священные картины –
иконы.
Это не изображение бога, а его
символ. Лица на иконах
напоминают идеал античной
красоты – нежный овалами,
классическими пропорциями и
чертами, хотя рот становится
слишком маленьким, нос гораздо
более тонким, пристальным
взгляд. В лицах прослеживается
высокие помыслы и святость.

Художники работали по
определённой схеме от которых
нельзя было отступать при
изображении священных сюжетов.
Деятельность художников была
подвержена строжайшему
регламентированию. Всякое
новшество принималось если
разрешалось двором и церковью.

Но в некоторых иконах есть
затаённая человечность.
Это хорошо известная икона
Владимирской Богоматери,
которая в 12 в. Привезена на
Русь из Византии.
Владимирская Богоматерь
близка человеческому
сердцу. Этому не мешает
строгость её облика,
сумрачность тёмного взора,
сурово сомкнутые губы.
Трогает сдержанность в
выражении чувства –
глубокого и понятного.

Сергий и Вакх. VI в.
Государственный
музей западного и
восточного искусства,
Киев
На одной из ранних византийских икон «Сергий и Вакх» запечатлены
святые мученики, особенно почитавшиеся в Константинополе. Внимание
зрителей непременно привлечет их пристальный взор, переданный с
помощью неестественно крупных, широко раскрытых глаз. В этих образах
особенно подчеркиваются духовная сосредоточенность и отрешенность от
внешнего мира.

Характерными особенностями
икон становятся
- фронтальность изображения
(обращенность их к зрителю),
- строгая симметрия по отношению к
центральной фигуре Христа или
Богоматери,
- подчеркнуто высокий лоб средоточие духовного начала, сияющий
нимб вокруг головы,
- пристальный, суровый взор
увеличенных глаз, состояние
аскетического бесстрастного покоя,
- декоративность и условность
одежды, подчеркивающей бесплотность,
бестелесность фигур.

Шедевром византийской
иконописи по праву
считается икона
«Владимирской
Богоматери» (начало XII
в.), привезенная на Русь из
Константинополя в 1155.
Мир переживаний Богоматери
глубоко человечен. В нем
выражено то, что близко и
понятно всем людям, - идея
жертвенности материнской
любви. В глазах Богородицы
святая печаль. Она предвидит
трагическую участь сына.
Владимирская Богоматерь.
Начало XII в. ГТГ

Иконы играли важную
роль в убранстве
византийских храмов. К X в.
в Византии сформировался
иконостас - особая
преграда, отделяющая
помещение храма от алтаря,
место сосредоточения
большого количества икон.
В иконостасе иконы
располагаются рядами над
«царскими вратами»,
ведущими в алтарь.

ИСКУССТВО ЭМАЛИ
Высокого расцвета в Византии IХХII вв. достигло производство эмали,
позаимствованное с Востока.
Эмаль - это прочное стекловидное
вещество, получаемое путем обжига,
прозрачное или окрашенное в разные
цвета.
Художественная эмаль
применялась при украшении икон,
императорских корон, блюд, кубков,
ювелирных изделий и пр. Византийские
мастера славились искусством
перегородчатой эмали на золоте.

При изготовлении эмали
стекловидную разноцветную
массу заливали в участки,
образованные тонкими
перегородками, напаянными
на золотую основу, затем
массу обжигали, а после
затвердевания она
приобретала прозрачность и
особый блеск.

МУЗЫКА ВИЗАНТИИ
Считалось, что во время
богослужения голоса
ангельские сливаются с
человеческими и воссоздают в
песнопениях божественный
образ.
Основным видом церковного
песнопения был тропарь
(греч. «тропос» - стиль,
характер, лад, тональность)
Это были музыкальнопоэтические импровизации на
библейские сюжеты или тексты.
Широкое распространение
получили и гимны, возникшие
поначалу вне церковной музыки.

Начиная с VII в. самым
популярным жанром становится
канон -
сложная музыкально-поэтическая
композиция, исполнявшаяся во
время утренней службы. Она
имела несколько частей, строфы
канона (от 8 до 36) объединялись
в песни, число которых
составляло от 2 до 9, по четыре
строфы в каждой.
История византийской музыки
ознаменована также введением
нотного письма,
позволившего с точностью
записывать и воспроизводить
мелодию.

Турецкие войска, завоевавшие
Константинополь в 1453 г., поставили
точку в истории Византийской империи.
Но это не был конец ее
художественного и культурного
развития.

1453 год
гибель
империи
Турецкий
султан
Мехмед II

8 и 9 вв. были трудными временами для византийского искусства. В
стране бушевало иконоборческое движение. Иконоборцы уничтожали
произведения искусства, на которых были изображены люди. Позднее
византийское искусство пережило новый подъём – прежде чем турки в
1953 г. окончательно завоевали страну.

Это значит, что византийское искусство прекратило своё
существование, но оно продолжало жить в искусстве Древней Руси.

Икона принадлежит к редчайшим на Синае мозаичным образам. Вероятно, она была прислана из Константинополя, где существовал один из немногочисленных центров по производству таких икон. Дорогие мозаичные иконы требовали специального и изощренного мастерства, поэтому сохранившиеся памятники, практически без исключений, самого высокого художественного уровня.

Изображение набиралось из мельчайших кубиков специально приготовленной стекловидной смальты, насчитывавшей обычно более сотни оттенков и позволявшей передать тончайшие живописные эффекты. В отличие от живописи минеральными красками мозаичные иконы еще и обладали особым свойством долговечной драгоценной поверхности, которая в представлениях византийцев ассоциировалась с торжественным блистанием и вечностью божественного мира, со стенами Небесного Иерусалима, сделанными из золота и драгоценных камней (Откр. XXI, 18-21).

Несмотря на небольшую утрату, приходящуюся на плечо и правую руку младенца, хорошо видны все детали иконографического типа. Младенец, как на троне, восседает на правой руке Богоматери. Он держит свернутый свиток (символ Логоса), уподобленный царскому скипетру. Христос поворачивается и благословляет Богоматерь, которая также поворачивается к Нему, чуть склоняя голову в знак особой близости и материнской нежности. Однако взгляд ее задумчивого лица устремлен в пространство. Византийские описания икон Богоматери позволяют понять смысл этого странного взгляда: Богоматерь провидит будущее - крестные муки и искупительную жертву рожденного ею Богомладенца. Взгляд Христа также устремлен в сторону от Богоматери.

Оба взгляда раскрывают изображение в пространство перед иконой, принадлежащее молящемуся, который тем самым становится сопричастным молчаливому и таинственному собеседованию двух главных действующих лиц истории спасения. С этим невидимым молением связана и драматургия жестов: Христос благословляет руку Богоматери, которая не только указывает на Спасителя мира, но и обращена к Нему с молитвой о заступничестве и милосердии. Интересно, что правой рукой Богоматерь сжимает край своего мафория и одновременно золотую ризу Христа, ясно указывая на их символическую связь и вызывая в памяти образ «покрова земной плоти», в который облекся вечно сущий Владыка мира.

Одеяния Христа совершенно не похожи на традиционные хитон и гиматий. Фигура обернута длинной плащевидной тканью, доходящей до самых пят. Возможно, иконописца вдохновил образ плащаницы, которой было покрыто тело Христа при погребении. Подобные златотканные плащаницы использовались в средневековом погребальном ритуале. На синайской иконе золотое одеяние одновременно говорило и о царственности, и о жертвенности Христа. Под этой ризой, у ворота и на рукаве, видна тонкая белая рубашка, напоминавшая о воплотившемся младенце. Редкое сочетание одеяний могло вызывать ассоциацию с белым и златотканным покровами, последовательно полагавшимися на каждый алтарный престол. Этот литургический аспект образа был"подчеркнут другой необычной деталью в одеждах Христа.

Речь идет о темно-синем поясе, перевязывающим плащ под грудью. Он восходит к одеянию ветхозаветного первосвященника (Исх. XXXIX, 5). Древнее опоясывание под грудью было включено в обряд облачения православного священника, знаменуя духовную силу и готовность к служению. Примечательно, что пояс на иконе имеет лентообразную форму и украшен характерными параллельными полосками, делающими его похожим на орарь и епитрахиль. В этой связи заметим, что золотая риза Христа в верхней части напоминает священническую фелонь.

Важным иконографическим мотивом является и изображение ступни младенца, которая неестественно вывернута, демонстрируя пятку. Эта деталь получает распространение в византийской иконографии ХII-ХIII веков, которая с помощью разных изобразительных приемов концентрирует внимание на пятке младенца, несомненно имевшей особый смысл. Согласно одному из истолкований, для иконографов был важен символический мотив «Пяты Спасителя», восходящий к ветхозаветному пророчеству (Быт. III, 15) и переосмысленный в литургических текстах как образ победительной жертвы.

И в символическом, и в художественном решении синайской иконы огромную роль играет цвет.

Одеяния Богоматери и младенца испещрены золотыми линиями, так называемым ассистом, истолковывавшимся как символ божественных энергий. При этом золото сгущается в фигуре младенца, который тем самым становится центром притяжения и в живописной структуре иконы. По контрасту фон заполнен многокрасочным орнаментом в виде медальонов с стилизованными цветками и побегами виноградной лозы. Такой орнамент в XII веке украшал византийские рукописи, но не менее популярен он был в искусстве перегородчатой эмали. По всей видимости, именно к драгоценным окладам и золотым эмалевым иконам восходит идея орнаментированного фона с использованием характерных красных медальонов с греческими буквами «Матерь Божия». Влияние перегородчатой эмали с ее подробным золотым рисунком и обобщенной моделировкой можно заметить и в стиле синайской иконы. Знаменательно, как иконописец, используя высокую технику мозаики, стремится подражать еще более высокой, когда материалом иконы наконец становится само золото, единственно подходящее для передачи божественной природы.

И греки в период эллинизма, и римляне использовали мозаику в основном для украшения стен. При этом в качестве материала чаще всего применялся мрамор. Раннехристианские настенные мозаичные композиции практически не имеют прецедентов. Выполнялись они из смальты. По сравнению с мрамором это кубическое непрозрачное окрашенное стекло давало гораздо более яркие цвета и намного больше оттенков.

Основные характерные признаки византийских мозаик

К основным отличительным особенностям раннехристианских мозаик можно отнести:
. использование смальты как основного материала для создания панно;
прямой набор и наличие четких контуров в картине;
правильные пропорции человеческих тел;
яркость красок. Мозаичисты Византии использовали в своих панно зеленые, нежно-голубые, ярко-синие, розовые, бледно-лиловые и красные оттенки. Фон всегда выполнялся из золотой смальты;
монументальность. Панно обычно выложены с большим размахом;
расчет падения угла света. Византийские мастера умели учитывать оптическое слияние оттенков в глазу, смотрящего на картину зрителя;
бархатистость картин.

В эпоху утверждения христианства мозаика занимает в византийских храмах господствующее положение. Стены и потолки расписываются смальтовыми изображениями библейских святых и сценками из Евангелия, образами апостолов и Христа. К шедеврам раннехристианского мозаичного искусства, безусловно, можно отнести панно «Крещение Христа и апостолы» в Равенне, «Никейских ангелов», «Добрый пастырь в райском саду» в мавзолее Галлы Плацидии.

Мозаики Софии Константинопольской

Среди памятников раннехристианского зодчества особенно выделяется София Константинопольская - храм, построенный в 324-337 годах византийским императором Константином. Первые мозаичные иконы в этом соборе были созданы в 867 году, сразу же после окончания эпохи иконоборчества. Красивейшее панно с изображением Богоматери, держащей на руках Христа, украсило аспиду. На примыкающей к ней виме византийские мастера выложили из смальты изображение архангела Гавриила. Кубики материала в этих двух картинах расположены совершенно свободно. Они то выстраиваются в ряд, то составляются наподобие живописных мазков. Мозаики несколько худшие по качеству, чем эти две, открыты над южным вестибюлем храма. На входной стене выложен деисус. Рядом находилось изображение Крестителя, ныне утраченное.

На своде когда-то мастерами было выложены изображения 20 святых. До наших дней сохранились лишь изображения мученика Стефана, пророка Изекииля и императора Константина. На боковых стенах в люнетах первоначально находились мозаичные образы 12 апостолов и 4 византийских патриархов. Как можно судить по сохранившимся до наших дней фрагментам, эти панно изготовлялись не слишком умелыми мастерами, скорее всего монахами, культивирующими восточнохристианские традиции. В северном тимпане в 878 году были выполнены панно Игнатия Богоносца, Иоанна Златоуста и четырех других святых. Во времена правления Льва VI (886–912) центральный люнет украсила композиция с Христом, перед которым на колени опустился сам император. В северной галерее на северо-западном столбе был открыт портрет императора Александра, выложенный в 912 г. Самодержец изображен в великолепном облачении в строгой фронтальной позе. Софию Константинопольскую украшают и другие замечательные мозаики, не утратившие своих ярких красок до наших дней.

Мозаики Софии Киевской

Главным христианским храмом на Руси была построенная в XI века Ярославом Мудрым София Киевская. В этом соборе сохранилась самая полная коллекция подлинных мозаик той эпохи. Панно, украшающие храм, выполненные когда-то русскими и приглашенными из Византии мастерами, никогда не переделывались и не дополнялись при реставрации. Шедевры Софии считаются одними из самых красочных произведений мозаичного искусства из всех известных. Древними мастерами при их изготовлении было использовано 35 оттенков коричневого, 34 – зеленого, 23 – желтого, 21 – синего и 19 красного, всего в общей сложности 150 различных оттенков. Археологические раскопки, произведенные недалеко от храма, подтверждают существование находившейся неподалеку от него мастерской по производству смальты.

Центральным является изображение Спасителя, выполненного в главном куполе храма. Его мощная фигура заключена в медальон. Суровый Пантократор как-будто обозревает землю с небес. Медальон украшают архангелы (из четырех сохранился лишь один). В барабане изображены апостолы, а на столбах четыре евангелиста. Над главным алтарем выложена Богородица Оранта. Как Спаситель символизирует церковь небесную, так Дева Мария представляет в храме церковь земную. Монументальное панно высотой в 5,5 метров встречает каждого входящего в храм. Несмотря на то, что картина выполнена на вогнутой поверхности, воспринимается она абсолютно без искажений. Раннехристианские мозаики поражают яркостью своих красок и монументальностью. Смальтовые панно, дошедшие до наших дней, служат свидетельством непревзойденного мастерства древних мозаичистов, византийских и русских.


У этих мозаик разные цели, разные технологии и вызывают они совершенно разные чувства. В первом случае мы переноимся в мир божественный, во втором остаемся любоваться мозаиками в земном мире.

Мозаика. Равенна. Римская мозаика.


Византийская мозаика. Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).
Отличительные особенности :
1. Цель: переместить смотрящего из земного мира в божественный (за счет технологии, сияющего цвета, марева, золота).
2. Сюжеты: грандиозные по замыслу и реализации монументальные полотна на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

3. Материал - это прежде всего мозаика из смальты (в сырьевую стекломассу добавляли различные металлы (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях и научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты). Цвета смальты получались яркие, чистые, прозрачные, сияющие, божественные. Это намек на не земной, божественный мир. Солнечный свет, попадая на смальту, оживает и окрашивается ее цветом.

Именно византийцы разработали технологию производства смальты.
4. Технология: элементы укладывались по разным углом к стене и имели не ровную поверхность, это позволяло свету (дневному и свечей) отражаться в цветной смальте и давать ощутимое телом марево над мозаикой. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины,человек переносился в божественный мир.
5. Форма мозаичных элементов- преимущественно кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

6. Функции: визуальные задачи вышли на первый план (главный элемент художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик).
7. Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Золото - это божественный свет.

8. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.


XII в. Византийская мозаика в конхе апсиды собора в Чефалу, Сицилия. Христос Пантократор
Мозаики Равенны.
Мавзолей Галлы Плацидии.


«Райский сад» — мозаика на потолке


Крест и звёздное небо — мозаика в куполе. Эта мозаика демонстрирует торжество Христа над смертью, Его абсолютную власть над тварным миром.


Мозаика «Христос — Добрый Пастырь». Изображение Иисуса совсем не каноничное.


Олень, пьющий из источника. Сюжет мозаики навеян стихами 41 псалма: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» .

Мозаики в церкви Сан-Витале
Колорит божественный, цвета воистину светящиеся.

Император Юстиниан.

Императрица Феодора со свитой. 6 в. в церкви Сан-Витале в Равенне. 526-547


Церковь Сан-Аполинаре.

А это процессия мучеников с одной из стен в Церкови Сан-Аполинаре в Равенне.

Равенна. Мозаика в апсиде Сан Аполлинаре

Равенна. Мозаика в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово святого Аполлинария Равеннского

Мозаика с изображением города и порта в Классе

Варварски одетые волхвы, подносящие дары Христу, фрагмент

Стихотворение Византийские мозаики

В мерцаньи смальт восточный мозаик,

Без радостей земного бытия

Пришел суровый век. И Божий лик

Каноном стал, из конх* абсид глядя.

Регламент держит жизненный устой,

Но роскошь красок превосходит Рим.

Художник — червь пред росписью стенной,

Без имени, хоть храм был создан им.

Под пышный свод взмывает благовЕст,

Святые в ризах блещущих стоят,

Как веры стражники у царских мест** -

Шеренгой строгой гвардии солдат.

В Европе духа жизнь была вольней

В цветеньи фресок сумрачных церквей.

20.05.2011г.Владимир Гоголицин

*Конха — полукупольное перекрытие апсиды внутри церкви.

** В ранних романских византийских храмах в главном зале

обычно у колонны располагалось место для главы государства.

РИМСКАЯ мозаика

Старейшие мозаичные образцы римской укладки, найденные при археологических раскопках, относятся к IV веку до н.э. А в период расцвета Римской империи мозаика стала самым распространенным способом декора интерьера, причем как дворцов, так и общественных терм, и частных атриумов.

Отличительные особенности:
1. Цель: развлекать смотрящего (красота) и функциональность, долговечность.

2. Мозаики трехмерные с объемными формами.
3. Материал: преимущество отдается мрамору и природным камням. Цвет камней матовый, приглушенный, не ясный, он не дает свечения, присущего Византийским мозаикам.
4. Сюжеты- бытовые, земные, реальные (рыбы, звери, люди, птицы,венки из виноградных листьев и сцены охоты с подробными изображениями животных, мифологические персонажи и героические походы, любовные истории и жанровые сцены из обыденной жизни, морские путешествия и военные сражения, театральные маски и танцевальные па. Выбор сюжета для конкретной мозаики определялся или заказчиком (иногда мозаика запечатлевала даже портрет хозяина дома, например), или назначением здания).
5. Технология: элементы укладывались параллельно стене друг за другом прямой кладкой. Поверхность элементов была гладкая. Чувства земные.

6. Форма: фоновые элементы римских мозаик как правило светлые и достаточно крупные, зачастую фон формируется однотонными камнями с хаотичной укладкой без определенного порядка. Элементы рисунков и фигур - более мелкие, но часто все же крупные для выбранного рисунка. Разнообразие цвета часто зависит от возможностей мастера в каком-то конкретном поселении или, по всей видимости, финансовых возможностей заказчиков. Если мозаики больших дворцов подчас поражают изысканностью цветовой гаммы, то небольшие композиции кажутся ограниченными в выборе цветов.

7. Римской мозаике присуща легкость восприятия и вместе с тем впечатление роскоши, богатства. В отличие от проникновенных и монументальных образов византийских мозаик, которые будут сложены позже, римская мозаика более обыденна и вместе с тем нарядно-декоративна, празднична.


Кулачные бойцы. Древнеримская мозайка

На берегах Нила. Древнеримская мозаика

Бой Гладиаторов.


Древне-римская мозаика на стене в музее Бардо


Музей древнеримских мозаик в Тунисе

Источники
фото http://medieviste.livejournal.com/623641.html?view=4125721#t4125721
http://humus.livejournal.com/1616137.html?view=24140297#t24140297
http://mirandalina.livejournal.com/264857.html
Интернет
Текст лекции Л. М. Попова, просторы интернета

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
К чему снится — обворовали К чему снится — обворовали Совместимость знака телец в любви и браке Парень телец с каким знаком лучшая совместимость Совместимость знака телец в любви и браке Парень телец с каким знаком лучшая совместимость Презентация на тему Презентация на тему "проблема общественного прогресса"