Характеристика договоров на негосударственное пенсионное обеспечение. Договор негосударственного пенсионного обеспечения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Наряду с государственным пенсионным обеспечением и государственным пенсионным страхованием действующая в нашей стране система пенсионного обеспечения населения допускает и наличие системы негосударственного пенсионного обеспечения через негосударственные пенсионные фонды.

Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля за их деятельностью регулируются ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ от 7.05.1998.

Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации, т.е. не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Целью создания фонда является осуществление им негосударственного социального обеспечения. Фонд в соответствии с целью создания может выполнять следующие виды деятельности:

1) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым негосударственным пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии.

Предметом пенсионного договора является осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Пенсионный договор заключается на бессрочный срок и может быть расторгнут по решению суда, по желанию вкладчика, а также в случае ликвидации организации-вкладчика, либо по вине фонда (прекращение действия лицензии фонда, ликвидация фонда), либо в связи со смертью участника до наступления пенсионных оснований. Прекращение уплаты пенсионных взносов вкладчиком не может являться причиной расторжения пенсионного договора. При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику выкупную сумму или перевести ее в другой фонд.

Негосударственные пенсионные фонды могут заключать несколько видов договоров:

1. Договор негосударственного пенсионного обеспечения - соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.

2. Договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в пункте 6 статьи 16 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Осуществление деятельности в качестве страховщика негосударственного пенсионного обеспечения фондами стало возможным с 1 января 2004 года. Для осуществления этого вида деятельности фонд должен иметь лицензию, зарегистрировать в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда, подать в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и отвечать требованиям, установленным ст. 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»:

Иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;

Иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;

Иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 100 миллионов рублей;

В целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц иметь совокупный вклад учредителей фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 миллионов рублей с 13 января 2003 года, не менее 30 миллионов рублей с 1 января 2005 года и 100 миллионов рублей с 1 января 2009 года;

Не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности;

Не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

Негосударственный пенсионный фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ. Учредительным документом фонда являются устав фонда, который утверждается его учредителями (учредителем).

Устав фонда должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименование фонда, причем в наименование должны быть включены лова «негосударственный пенсионный фонд», сведения о его местонахождении; положения о предмете и целях деятельности фонда; сведения о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в органах управления; положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизация и ликвидация фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.

Устав представляет собой свод определяющих устройство, деятельность, права и обязанности фонда положений и правил, обязательных для исполнения всеми органами фонда. Именно устав определяет правовое положение фонда. К оформлению устава предъявляется ряд требований. Он должен быть составлен в письменной форме, не содержать исправлений, подчисток или подтирок и утвержден всеми учредителями фонда. В уставе фонда должна содержаться информация обо всех органах управления фонда, их полномочиях и порядке избрания или назначения. Компетенция, состав и порядок образования органов зависят от организационно-правовой формы юридического лица.

Органы управления фонда могут включать в себя:

1) совет фонда - это высший орган управления фондом, в задачу которого входит осуществление общего руководства деятельностью фонда;

2) попечительский совет - это коллегиальный орган, выполняющий надзорные функции и обеспечивающий общественный контроль за деятельностью фонда;

3) ревизионные комиссии для обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда;

4) исполнительный директор, исполнительная дирекция - это исполнительный орган фонда, осуществляющий оперативное управление деятельностью фонда.

Негосударственный пенсионный фонд имеет право на осуществление своей деятельности с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности фонд должен соответствовать указанным требованиям:

1) руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку);

2) главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет, высшее профессиональное образование;

3) величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года - не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей.

На должность единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера фонда не могут быть назначены:

1) работники управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудитора фонда, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда - физическое лицо;

2) аффилированные лица управляющей компании, специализи-рованного депозитария и аудитора фонда, а также лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда;

3) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет;

4) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

5) лица, имеющие судимость за умышленные преступления.

Субъектами негосударственного пенсионного обеспечения являются фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики и участники. Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

К иным участникам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию относятся аудиторы, актуарии, заключившие договоры с фондом на оказание соответствующих услуг, и др.

Процесс создания фонда можно разделить на следующие этапы:

Принятие учредителями решения о создании фонда;

Принятие устава фонда, избрание его органов правления и формирование уставного капитала;

Государственная регистрация фонда;

Получение лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Фонд, как любое юридическое лицо, может быть создан в результате волеизъявления учредителей, т.е. учрежден, или в результате реорганизации уже существующего юридического лица. В первом случае основанием для создания фонда является решение учредителей. Учредителями могут быть полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица, которые не являются:

1) иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;

2) лицами, включенными в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

3) общественными объединениями или религиозными организациями, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

4) лицами, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Фонд должен обеспечить постоянное оперативное управление своей деятельностью; должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих указанные виды деятельности. Внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (контролер) или отдельным структурным подразделением (служба внутреннего контроля).

Фонд обязан иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому фонду.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется уполномоченным федеральным органом без ограничения срока ее действия.

Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и доходов от размещения пенсионных резервов, которое осуществляется актуарием, а также проводить независимую аудиторскую проверку.

Актуарное оценивание осуществляется актуарием и включает в себя результаты актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений. Актуарий и аудитор, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария.

Согласно ст.25 Закона о негосударственных пенсионных фондах фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (на основании договора доверительного управления). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги РФ, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством РФ.

Прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) или ликвидации. Реорганизация фонда осуществляется на основании решения совета фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария. При ликвидации фонда его пенсионные резервы используются для исполнения обязательств по пенсионным договорам, выплаты выкупных сумм, перевода выкупных сумм в другие фонды по выбору вкладчика или участника, а при отсутствии такого выбора в фонд, указанный в пенсионных правилах, либо для перевода выкупных сумм в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников, заключенным со страховыми организациями, по выбору вкладчика или участника. В случае недостаточности пенсионных резервов на указанные цели могут быть использованы средства объединенных гарантийных фондов.

При выявлении нарушений фондами законодательства, государственный уполномоченный орган: дает фондам обязательные для выполнения предписаний об устранении нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливает действие лицензий; обращается в суд с исками о защите прав и интересов участников, иных заинтересованных лиц и государства; обращается в суд с исками о ликвидации фонда, которые осуществляют деятельность без лицензий.

Государство не отвечает по долгам негосударственного пенсионного фонда в отличие от Пенсионного фонда РФ, в отношении обязательств которого государство несет субсидиарную ответственность, т.к. ПФР является государственным учреждением.

трудовой пенсия участник назначение

Альтернативный вариант накопления будущей пенсии стал возможным после поправок в профильное законодательство в начале 2012 года. С этого момента граждане имеют право на заключение соглашения не только с Фондом, но и с иными организациями не из государственного сегмента. Деятельность таких НПФ заключается в предоставлении выплат в большем размере, чем это предусматривается в Фонде, и именно поэтому значительная часть будущих получателей выплат сразу же попытались заключить договор с таким учреждением. Какие после этого предусматриваются преференции, и как они предоставляются на практике, будет рассказано далее.

Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников

Данное положение имеет локальный характере — в каждом учреждении должен действовать акт, в силу которого работники смогут перевести будущие выплаты в коммерческий фонд. Работодатель не должен и не может этому препятствовать, потому что на это указывают также и некоторые законодательные диспозиции . Этот документ не предусматривает обязательный перевод на такую форму совершенно всех работников. Преференция является строго добровольной и заключать договор предлагается только по желанию. Более того, одному учреждению можно сотрудничать сразу с несколькими негосударственными фондами.

За чей счет и каким путем осуществляется негосударственное пенсионное обеспечение

Данные фонды являются некоммерческими — они не могут заниматься никакой другой деятельностью, за исключением программ социального страхования. В России участники данного рынка финансируются за счет размещения депозитов в государственных кредитных организациях, и именно из этого и складывается основная прибыль. Система накопления действует благодаря взносам физических лиц, которые в дальнейшем смогут рассчитывать на повышенные коэффициенты по пенсионному обеспечению. Именно взносы на негосударственное пенсионное обеспечение и формируют основной капитал таких фондов, и за счет данного капитала они могут исполнять свои обязательства.

Договор негосударственного пенсионного обеспечения —

Такой договор заключается как дополнительный к трудовому соглашению. Вкладчик крайне внимательно должен ознакомиться с прописанными в договоре условиями и только после этого принимать решение о переносе своих накоплений. Сам договор по своей структуре будет разниться в зависимости от наименования самого фонда, но общий смысл остается практически всегда одинаковым.

Заявление о расторжении договора с негосударственным пенсионным обеспечением

Заключать и в последующем расторгать такой договор следует не с работодателем, который к этому не имеет никакого прямого отношения, а непосредственно с фондом, в который переводятся все выплаты. В этом отношении следует напомнить, что такие договоры не предполагают согласование сроков в императивном порядке, и поэтому физическое лицо может расторгнуть его в любой интересующий момент. Делается это с помощью формального заявления.

Пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению

Преимуществом данного варианта является использование повышенных коэффициентов. Это означает, что на региональном уровне пенсионное обеспечение будет предполагать более высокие выплаты, чем предполагаются в территориальном ПФР. В рамках профессионального сегмента можно указать на небольшую разницу, но даже она является весьма ощутимой для действующих пенсионеров. НПФ в нашей стране могут предусматриваться в совокупности с ОПС — пропорции выплат определяет сам плательщик.

Социальный вычет на негосударственное пенсионное обеспечение

В настоящее время описываемый вычет действительно предусматривается, но с некоторыми поправками. В первую очередь важно знать, что предоставляется он не только на негосударственное пенсионное обеспечение, но и на пенсионное страхование дополнительно. Помимо этого дополнительно такая преференция распространяется и на договоры жизни, но только если таковые заключаются не менее, чем на 5-ть лет.

Налоговый вычет на негосударственное пенсионное обеспечения

Правовая основа данной преференции указана в диспозиции . В соответствии с ее положениями, максимально возможная сумма, от какой будет рассчитываться описываемый вычет не должна превышать 120 тыс. рубл. Это означает, что предусмотренные 13% будут рассчитываться именно из обозначенной суммы. Все выплаты, которые превышают указанную сумму при предоставлении вычета не будут прямо браться в расчет.

В любом государстве, Россия не является исключением, предусмотрена социальная поддержка граждан преклонного возраста и других категорий населения, не способных по той или иной причине обеспечивать себя материально. Однако существуют и другие возможности предоставления подобных выплат, к которым относится и негосударственное пенсионное обеспечение.

В этой статье пойдет речь о порядке оказания такой поддержки, кому, какими структурами и на каких условиях она может оказываться.

Негосударственным дополнительным пенсионным обеспечением называют материальную поддержку людям пожилого возраста. Оно предусматривает:

  • уплату отчислений на добровольной основе;
  • предоставление выплат, когда страховой стаж отсутствует;
  • досрочное назначение пособий.

У любого гражданина, достигшего совершеннолетия, имеется возможность самостоятельно позаботиться о таком обеспечении. Для этого нужно заблаговременно определиться с и перечислять туда определенные суммы, чтобы формировалась дополнительная пенсия.

На некоторых крупных предприятиях и организациях это осуществляется корпоративно. Организация, таким образом, сама оказывает поддержку своим работникам, путем перечисления в НПФ дополнительных взносов за время работы сотрудников в фирме. Работодатель заключает договор негосударственного пенсионного обеспечения в пользу своего сотрудника, благодаря чему, при завершении трудовой деятельности, ему начисляется соответствующее пособие.

Договором негосударственного пенсионного обеспечения определяется порядок образования такого пособия, и как будут производиться выплаты.

Внимание! Работодатель может побеспокоиться о социальной защищенности работника, самостоятельно заключив в его пользу договор НПО с соответствующей организацией.

Регулирование прав и обязанностей всех сторон, задействованных в данном процессе, регламентируется ст. 13, 14 ФЗ №75 о негосударственном пенсионном обеспечении, принятым в мае 1998 года.

В РФ актуальность темы негосударственного пенсионного обеспечения особенно важна, поскольку государственная пенсия далеко не всегда в состоянии обеспечить необходимый уровень жизни.

По причине разных финансовых возможностей граждан стратегия вкладов в НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению должна учитывать индивидуальные особенности того или иного лица. В соответствии с заключенным договором, определяется, как и в каком размере будут производиться перечисления.

В соответствии со ст. 12 указанного выше законопроекта, для договора обязательным условием является включение следующих сведений:

  • основных данных сторон;
  • информации по существу соглашения;
  • прав и обязанностей участников договора;
  • как будут вноситься взносы;
  • пенсионных схе;
  • каким образом будут производиться выплаты;
  • меры ответственности участников договора за нарушение исполнения обязанностей;
  • по какой срок будет действовать договор;
  • как будут решаться спорные вопросы;
  • реквизитов сторон.

Существует несколько схем НПО с учетом:

  • величины заработка;
  • возрастной категории;
  • наличия индивидуальных особенностей;
  • различных размеров выплат, соответственно, предусматривающих разную величину взносов.

Выделяют следующие схемы:

  • солидарная (когда счет открывается не на одно, а на группу лиц). При этом взносы выплачиваются для нескольких граждан одновременно, но впоследствии перечисление пособия осуществляется по личному счету;
  • индивидуальная, когда изначально договор рассчитан на одно лицо.

В зависимости от сроков:

  • срочная, когда пенсия выплачивается на протяжении срока, указанного в договоре;
  • пожизненная. В этом случае начисление осуществляется с даты начала выплат и до конца жизни.

В зависимости от количества участников:

  • когда выплату взносов осуществляет одно лицо;
  • паритетная схема, когда накопление производится как работодателем, так и сотрудником.

Выделяются общие правила, применимые к такому обеспечению:

  • в любое время возможно расторжение соглашения и возврат выкупной суммы по договору негосударственного пенсионного обеспечения;
  • программа негосударственного пенсионного обеспечения может быть изменена вкладчиком в любое время.

В 2017 году введены новые правила НПО для работников соответствующих рабочих мест. Это определено пп. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 в Законе «О страховых пенсиях». Юридическое основание этого – ст. 1 ФЗ №410, утвержденного в 2013г.

Должна проводиться специальная оценка рабочих мест, предусматривающая отнесение работ к вредным или опасным.

В результате осуществляется выделение следующих классов опасности:

  • оптимального;
  • допустимого;
  • вредного;
  • опасного.

При наличии последних двух пенсионное обеспечение работодателем должно осуществляться ранее общих установленных сроков, при этом допускается как обязательное страхование, так и НПО.

Условия производства напрямую влияют на величину взносов:

  • для вредного класса они должны быть не менее двух процентов от размера зарплаты работника;
  • для опасного – не менее четырех, с учетом премий и других дополнительных выплат.

Это может выполняться путем включения в трудовое соглашение пунктов о подобной возможности или подачей заявления работником о таком обеспечении.

Возможны два варианта определения размера такого пособия. Вкладчик может устанавливать его лично, когда заключается договор, в зависимости от этого назначается величина взносов. Также сумма подобных ежемесячных выплат может рассчитываться фондом при наступлении срока начисления.

Плюсы и минусы негосударственного пенсионного обеспечения

К преимуществам негосударственного пенсионного обеспечения в РФ относится:

  • возможность самостоятельной уплаты взносов;
  • установление периодичности и сроков выплат;
  • возможность расторжения соглашения, когда это потребуется, с возвратом накопленных сбережений;
  • правопреемники имеют возможность наследования.

Если подобное негосударственное пособие организовывается работодателем, и при этом гражданин также является участником данной программы, взносы учитываются отдельно один от другого. Поэтому, по достижению преклонного возраста, у работника появляется возможность получения нескольких выплат.

Для предприятия, в свою очередь, имеется несколько преимуществ:

  • льготы по налогообложению;
  • увеличиваются рабочие места для молодых;
  • повышается лояльность сотрудников;
  • привлекаются ценные кадры;
  • появляется приоритет выхода на международные рынки, возрастает возможность привлечения инвестиционных средств;
  • не важен страховой стаж.

К недостаткам такого обеспечения относятся недостаточные гарантии выплат, поскольку любая коммерческая структура, каковыми являются и НПФ, характеризуется некоторыми факторами риска. В отличие от государства, такие фирмы не могут гарантировать полной надежности, поэтому всегда существует опасность потерять свои деньги.

НПО имеет некоторые проблемы, которые возникают по следующим причинам:

  • многие не думают о своем будущем;
  • неграмотности людей в финансовой и инвестиционной области;
  • недоверию к долгосрочному инвестированию;
  • финансовой необеспеченностью некоторых категорий граждан, в связи с чем люди не могут себе позволить такую возможность.

Как стать участником пенсионного обеспечения?

Чтобы стать участником НПО, необходимо:

  • обратиться в соответствующую организацию и заключить договор, на основании которого будут уплачиваться взносы, а позже начисляться пенсия;
  • специалистами НПФ предлагается выбор подходящей схемы;
  • с учетом выбранного варианта, осуществляется заключение договора, по которому определяется порядок начисления дополнительного пособия;
  • начинается уплата взносов в соответствии с установленными сроками;
  • когда достигнут определенный возраст или выполняются другие условия, начинается перечисление пенсии.

Еще одна особенность: предусмотрена возможность такого обеспечения не только для себя, но и других лиц.

Внимание! Допускается возможность заключения договора НПО и для других лиц.

Вывод

Кратко подводя итоги, можно заметить, что НПО – неплохая возможность обеспечить себе нормальный уровень жизни. Требования к нему устанавливаются государственными законодательными нормами.

Налогообложение НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами

Главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены специальные правила налогообложения налогом на доходы физических лиц доходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. Об этих особенностях мы и поговорим в нижеприведенном материале.

Для начала рассмотрим, что представляет собой негосударственный пенсионный фонд, договор негосударственного пенсионного обеспечения и договор об обязательном пенсионном страховании.

Негосударственным пенсионным фондом (далее – фонд) признается организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (статья 2 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее – Закон № 75-ФЗ)).

Фонд вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию со дня, следующего за днем внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов – участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Договором негосударственного пенсионного обеспечения является соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию (статья 3 Закона № 75-ФЗ).

Договор негосударственного пенсионного обеспечения должен содержать (статья 12 Закона № 75-ФЗ):

– наименование сторон;

– сведения о предмете договора;

– положения о правах и об обязанностях сторон;

– положения о порядке и об условиях внесения пенсионных взносов;

– вид пенсионной схемы;

– пенсионные основания;

– положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;

– положения об ответственности сторон за неисполнение своих обязательств;

– сроки действия и прекращения договора;

– положения о порядке и об условиях изменения и расторжения договора;

– положения о порядке урегулирования споров;

– реквизиты сторон.

Договором негосударственного пенсионного обеспечения могут быть предусмотрены другие положения, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Пенсионными основаниями в договорах негосударственного пенсионного обеспечения являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации (абзац 1 статьи 10 Закона № 75-ФЗ).

Договорами негосударственного пенсионного обеспечения могут быть установлены дополнительные основания для приобретения участником права на получение негосударственной пенсии (абзац 2 статьи 10 Закона № 75-ФЗ).

Договором об обязательном пенсионном страховании является соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты либо осуществлять выплаты правопреемникам застрахованного лица. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в части 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

Требования к договору об обязательном пенсионном страховании установлены в статье 36.3 Закона № 75-ФЗ.

Форма типового договора об обязательном пенсионном страховании между негосударственным пенсионным фондом и застрахованным лицом на сегодняшний день утверждена Приказом Минтруда России от 3 июня 2013 года № 238н.

Договор об обязательном пенсионном страховании может быть изменен сторонами не иначе как в порядке, установленном типовым договором об обязательном пенсионном страховании или Законом № 75-ФЗ (пункт 1 статьи 36.5 Закона № 75-ФЗ).

Пенсионными основаниями в договорах об обязательном пенсионном страховании являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 10 Закона № 75-ФЗ).

Форма заявления застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, утверждены постановлением Правления ПФ РФ от 12 мая 2015 года № 158п "Об утверждении форм заявлений и уведомления, инструкций по их заполнению, Порядка доведения до сведения застрахованных лиц указанных форм заявлений и инструкций по их заполнению". Заметим, что указанным постановлением также, в частности, утверждены:

– форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение № 3);

– инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию (Приложение № 4);

– форма заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 9);

– инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 10);

– форма заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 11);

– инструкция по заполнению формы заявления застрахованного лица о досрочном переходе из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд (Приложение № 12).

– Порядок доведения до сведения застрахованных лиц форм заявлений застрахованных лиц о переходе и заявлений застрахованных лиц о досрочном переходе из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию, из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации, из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, уведомления застрахованного лица, о замене выбранного им страховщика по обязательному пенсионному страхованию (инвестиционного портфеля (управляющей компании), указанного в заявлении застрахованного лица о переходе, а также инструкций по заполнению указанных форм заявлений и уведомления (Приложение № 15).

Следует отметить, что субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию являются фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи (статья 3.1 Закона № 75-ФЗ).

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия. Лицензия предоставляется фондам, созданным в результате их учреждения, а также фондам, создаваемым в результате реорганизации (пункты 1 и 2 статьи 7.1 Закона № 75-ФЗ).

Права и обязанности вкладчиков, участников и застрахованных лиц определяются Законом № 75-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, правилами фонда, договором негосударственного пенсионного обеспечения и договором об обязательном пенсионном страховании (пункт 1 статьи 13 Закона № 75-ФЗ).

Права и обязанности страхователей по уплате страховых взносов на финансирование накопительной пенсии определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 7 статьи 13 Закона № 75-ФЗ).

В целях соблюдения требований Закона № 75-ФЗ, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, надзор и контроль за указанной деятельностью осуществляет уполномоченный федеральный орган и Банк России (пункт 1 статьи 34 Закона № 75-ФЗ).

Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 36 Закона № 75-ФЗ).

Налог на доходы физических лиц

В статье 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) определены особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами.

Согласно пункту 1 указанной статьи при определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

l страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

l накопительная часть трудовой пенсии;

l суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;

l суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц.

Минфин России в письме от 31 октября 2014 года № 03-04-06/55341 со ссылкой на вышеуказанное положение (абзац 5 пункта 1 статьи 213.1 НК РФ) разъяснил, что суммы пенсии, выплачиваемой в соответствии с договором негосударственного пенсионного обеспечения, не учитываются при определении налоговой базы по НДФЛ независимо от того, что указанные пенсии выплачиваются не только за счет поступивших пенсионных взносов, но также за счет начисленного фондом дохода.

Для целей обложения НДФЛ не имеет значения, какой вид пенсионного счета негосударственного пенсионного обеспечения (именной или солидарный) используется для аналитического учета в фонде.

Перечень документов, которые могут быть представлены налогоплательщиком негосударственному пенсионному фонду в целях подтверждения уплаты НДФЛ с пенсионных взносов, внесенных работодателем в указанный фонд до 1 января 2005 года по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, для освобождения от обложения НДФЛ сумм пенсий, выплачиваемых по таким договорам, НК РФ не установлен.

По мнению Минфина России, это могут быть любые документы, прямо или косвенно подтверждающие сумму уплаченного НДФЛ с дохода в виде пенсионных взносов, внесенных работодателем в негосударственный пенсионный фонд по договору негосударственного пенсионного обеспечения.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 231.1 "Особенности возврата налога, удержанного налоговым агентом с отдельных видов доходов" НК РФ предусмотрено, что суммы налога, удержанные налоговым агентом с сумм пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой НДФЛ, признаются излишне уплаченными и подлежат возврату в соответствии со статьей 231.1 НК РФ.

В силу пункта 2 статьи 231.1 НК РФ указанные суммы НДФЛ подлежат возврату в порядке, аналогичном порядку, установленному статьей 78 НК РФ, с начисленными на них процентами.

Указанными положениями НК РФ не регулируются ситуации, когда суммы пенсий выплачиваются физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым вносились работодателем в указанные фонды до 1 января 2005 года с удержанием и уплатой НДФЛ, а также после 1 января 2005 года без удержания и уплаты НДФЛ, а также по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионные взносы по которым уплачивались до 2001 года до вступления в силу части 2 НК РФ.

В связи с изложенным суммы пенсий, выплачиваемые по таким договорам, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии со статьей 213.1 НК РФ;

l суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;

l суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются (пункт 2 статьи 213.1 НК РФ):

l суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абзаце 5 пункта 1 статьи 213.1 НК РФ.

Как разъясняет Минфин России в письме от 23 января 2015 года № 03-04-05/1738, доходы в виде сумм пенсий, получаемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, носят характер экономической выгоды для физических лиц, так как пенсионные взносы по таким договорам, дающим право на получение указанных пенсий, уплачивают за них организации и иные работодатели.

В связи с изложенным, в статье 213.1 НК РФ предусмотрены положения, в соответствии с которыми указанные пенсии подлежат обложению налогом на доходы физических лиц;

l суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц (письмо Минфина России от 20 мая 2015 года № 03-04-05/28898);

l денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров, а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия. Исключением могут быть случаи их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд.

В соответствии со статьей 3 Закона № 75-ФЗ выкупная сумма – это денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику, участнику или их правопреемникам либо переводимые в другой фонд при прекращении договора негосударственного пенсионного обеспечения. То есть выкупная сумма – это сумма денежных средств, фактически выплачиваемых фондом при прекращении договора негосударственного пенсионного обеспечения. С учетом вышеизложенного, налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 213.1 НК РФ как разница между фактически полученной физическим лицом при прекращении договора негосударственного пенсионного обеспечения выкупной суммой и суммой платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 12 октября 2012 года № 03-04-06/4-301.

Обратите внимание, что указанные выше суммы подлежат налогообложению у источника выплат.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 213.1 НК РФ, внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы. Исключением являются случаи досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд.

Напомним, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ социальный налоговый вычет предоставляется в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу членов семьи и (или) близких родственников в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругов, родителей и детей, в том числе усыновителей и усыновленных, дедушки, бабушки и внуков, полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер), детей-инвалидов, находящихся под опекой (попечительством) – в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 НК РФ (в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде). Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению.

При выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм негосударственный пенсионный фонд обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета.

Если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию. Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина России от 11 ноября 2013 года № 03-04-06/48064, от 23 декабря 2008 года № 03-04-06-01/385, ФНС России от 13 августа 2009 года № 3-5-02/1252@, УФНС России по городу Москве от 31 декабря 2008 года № 18-14/4/000039@.

Форма справки, выдаваемой налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающей неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающей факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, утверждена Приказом ФНС России от 12 ноября 2007 года № ММ-3-04/625@ "О форме справки". Рекомендации по порядку выдачи справок налоговыми органами содержатся в письме ФНС России от 19 мая 2008 года № ШС-6-3/368@. Так, для получения справки физическое лицо подает в налоговую инспекцию по месту своего жительства заявление с приложением соответствующих документов (смотри раздел 2 Рекомендаций по порядку выдачи налоговыми органами налогоплательщикам справок и Приложение 1 к указанным Рекомендациям, письма ФНС России от 26 ноября 2008 года № 3-5-04/728@, УФНС России по городу Москве от 31 декабря 2008 года № 18-14/4/000039@).

По мнению чиновников, при отсутствии у налогоплательщика указанной справки негосударственный пенсионный фонд при выплате денежных (выкупных) сумм должен удержать НДФЛ в размере, соответствующем сумме полученного социального налогового вычета (письма Минфина России от 10 ноября 2011 года № 03-04-06/7-302, УФНС России по городу Москве от 17 мая 2010 года № 20-15/3/050869).

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является граждан пенсионного возраста. К его особенностям относится:

Таким образом, совершеннолетнего возраста и старше может начать формировать свою дополнительную пенсию путем перечисления определенной суммы взносов в выбранный им негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Также некоторые крупные компании предусматривают , производя за своих работников дополнительные взносы в НПФ, что позволяет увеличить сумму их будущей пенсии.

Реализация НПО осуществляется посредством . Такая деятельность должна быть строго лицензирована. В договоре должны быть прописаны все правила, условия формирования и выплаты дополнительной пенсии, а также права и обязанности всех субъектов договора. В силу различного уровня дохода в настоящий момент времени и желания дополнительно получать определенную сумму будучи на пенсии различные негосударственные фонды разрабатывают разные , учитывающие индивидуальные особенности граждан. Все условия назначения, выплаты и негосударственной пенсии регламентируются подписанным договором и действующим пенсионным законодательством.

Негосударственное пенсионное страхование - что это такое?

Одной из ступеней трехуровневой пенсионной системы в России является негосударственное пенсионное обеспечение.

По сути это формирование личных накоплений граждан в течение определенного времени на основании договора, заключенного с негосударственным пенсионным фондом (НПФ), и возможность формирования тем самым еще одной (дополнительной) пенсии.

Основными задачами негосударственного пенсионного страхования являются:

  1. Повышение пенсионной выплаты в целом к размеру пенсии по обязательному страхованию .
  2. Прирост сбережений за счет получения инвестиционного дохода.

На законодательном уровне отношения между участниками этой системы регулируются законом № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. .

В отличие от обязательного пенсионного страхования в рамках негосударственного обеспечения можно выделить ряд преимуществ последнего:

  • самостоятельно оплачивать взносы;
  • устанавливать периодичность и срок выплаты;
  • возможность расторгнуть договор и вернуть накопленные сбережения;
  • наследовать правопреемниками в любое время.

Немаловажной отличительной чертой системы негосударственного пенсионного обеспечения является также отсутствие необходимости иметь определенное количество страхового стажа. Все условия получения выплат указываются в договорах о НПО.

Участники системы НПО

Участниками системы взаимоотношений по НПО, а также сторонами договора, действующего в рамках этой структуры, являются:

  • негосударственный пенсионный фонд - организация, действующая на основании лицензии и осуществляющая следующие виды деятельности:
    • негосударственное пенсионное обеспечение, включая досрочное;
    • формирование и выплата накопительной пенсии в рамках обязательного пенсионного страхования;
  • вкладчик - физическое или юридическое лицо, уплачивающее взносы в НПФ;
  • гражданин, являющийся получателем пенсии (может быть вкладчиком в свою пользу).

Основанием формирования такого вида пенсионного обеспечения является договор . Он представляет собой соглашение, заключенное между фондом и вкладчиком, при этом одна сторона обязуется уплачивать взносы, а другая сторона - выплачивать негосударственную пенсию.

Данный документ детально устанавливает условия формирования негосударственной пенсии. Согласно ст.12 закона «О негосударственных пенсионных фондах» он должен содержать следующие пункты:

  1. основные данные сторон (наименование, личные данные);
  2. сведения о предмете договора;
  3. права и обязанности сторон;
  4. порядок внесения пенсионных взносов;
  5. вид пенсионной схемы;
  6. положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
  7. ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  8. сроки действия и прекращения договора;
  9. порядок и условия изменения или расторжения договора;
  10. порядок решения споров;
  11. реквизиты сторон.

Корпоративная пенсия

Перечисление пенсионных взносов в НПФ, осуществляемое организациями в пользу своих сотрудников, называется корпоративным пенсионным обеспечением. Условия формирования такой пенсии отражаются страхователем в коллективном договоре, а также в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником.

Как правило вкладчиком в данном случае является работодатель и за счет его средств происходит формирование корпоративной пенсии. Однако существуют варианты участия и самого работника в таких накоплениях. Учет взносов в таком случае ведется раздельно.

Плюсы корпоративного пенсионного обеспечения для работника очевидны - это обеспечение достойного уровня жизни на пенсии при минимальных вложениях. Но и для работодателя участие в такой системе дает ряд преимуществ :

  • уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • увеличение рабочих мест для молодого поколения;
  • повышение лояльности сотрудников;
  • привлечение ценных кадров с рынка труда;
  • наличие приоритета при выходе на международные рынки и привлечении иностранных инвестиций.

Сейчас корпоративное пенсионное обеспечение своим сотрудникам предлагают многие крупные кампании, например, ОАО «РЖД», НК «Роснефть», АО «Транснефть» и другие.

Как происходит негосударственное дополнительное пенсионное обеспечение

Непосредственно процесс дополнительного пенсионного обеспечения выглядит следующим образом :

  1. Гражданин обращается в выбранный им НПФ для заключения договора, в соответствии с которым будет осуществляться уплата взносов, а позднее и выплата пенсии.
  2. Специалисты фонда предлагают к рассмотрению несколько пенсионных схем.
  3. По выбранному варианту пенсионной программы заключается соответствующий договор, где указываются все условия формирования дополнительной пенсии.
  4. Осуществляется первый платеж согласно срокам выбранной схемы.
  5. При достижении определенного возраста или выполнении иных условий, указанных в договоре, назначается выплата.

Стоит отметить, что гражданин может заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения как в пользу третьих лиц , так и в свою пользу . В последнем варианте он становится одновременно и участником и, соответственно, приобретает права и обязанности обоих сторон.

Пенсионные схемы НПФ

Для максимального учета существующего уровня дохода, приемлемости перечисления определенной суммы в качестве сбережения и желания получать после выхода на заслуженный отдых достойный уровень компенсации заработка негосударственные фонды разрабатывают различные пенсионные программы или схемы. Таким образом, индивидуально разработанные планы учитывают :

  • размер заработка;
  • возраст;
  • индивидуальные особенности характера;
  • понимание уровня комфортной финансовой независимости.

Несмотря на большое разнообразие пенсионных схем , можно выделить несколько в зависимости от тех или иных параметров:

  1. От вида открываемого счета для учета накоплений:
    • солидарные (открытие счета в пользу группы определенных лиц);
    • В данном случае список участников фонда заранее известен, но в момент зачисления суммы не распределяются по каждому конкретному лицу. Так происходит весь период накопления, после чего в момент назначения пенсии открывается именной счет, и необходимая сумма переводится уже на индивидуальный счет.

    • индивидуальные (открытие именного счета);
  2. Такой подход подразумевает учет взносов и начисление дохода по индивидуальной схеме.

  3. От срока пенсионных выплат :
    • срочные (выплачиваются в течение срока, предусмотренного договором);
    • пожизненные (уплата происходит с момента наступления оснований и продолжается всю жизнь);

    Единственное ограничение данной схемы может быть связано с исчерпанием средств на счете участника.

  4. От числа вкладчиков:
    • с единственным лицом, уплачивающим взносы (им может быть страхователь или физическое лицо);
    • паритетные схемы (подразумевают участие в накоплении и работодателя, и сотрудника).

При этом можно выделить и несколько общих правил , применяемых к пенсионным схемам:

  • возможность в любой момент расторгнуть договор и получить выкупную сумму;
  • наличие у вкладчика права изменить существующий вариант пенсионной программы.

Договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения

Досрочное негосударственное пенсионное обеспечение для лиц, занятых на соответствующих рабочих местах по пп. 1 - 18, ч. 1, ст. 30 закона «О страховых пенсиях» , будет осуществляться по новым правилам. Юридическим основанием данного факта является ст. 1 закона № 410-ФЗ от 28.12.2013 г.

Согласно принятым новшествам основным условием выплаты негосударственной пенсии является наличие специальной оценки условий труда , по результатам которой эти условия будут приняты вредными и опасными.

По итогам проведения такой оценки может быть установлен один из четырех классов опасности :

  1. Оптимальный.
  2. Допустимый.
  3. Вредный.
  4. Опасный.

Последние два варианта обязывают работодателя обеспечить своим сотрудникам право на досрочное пенсионное обеспечение:

  • в форме обязательного пенсионного страхования
  • или негосударственного обеспечения.

Но стоит отметить, что размер взноса , уплачиваемого ежемесячно, напрямую зависит от класса условий труда:

  • при вредном классе он не может быть ниже 2 % от уровня дохода сотрудника;
  • при опасном классе - не ниже 4 % всех выплат и вознаграждений работника.

Для того, чтобы стать участником досрочного НПО гражданину необходимо выбрать один из следующих вариантов:

  • включение в трудовой договор пункта о присоединении к пенсионной программе;
  • или заключение отдельного соглашения с работодателем.

Как получить негосударственную пенсию?

Для получения негосударственной пенсии необходимо выполнение двух условий :

  • наступление пенсионных оснований, предусмотренных договором;
  • наличие заявления от участника о выплате ему пенсионного обеспечения.

Образец заявления можно найти на сайте соответствующего фонда или при непосредственном обращении в данное учреждение.

Порядок обращения с письменным заявлением будет зависеть от фонда, в котором размещены пенсионные накопления. Назначение дополнительной пенсии осуществляется со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на нее.

Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя:

  • согласно реквизитам открытого им вклада
  • или по номеру пластиковой карты.

В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.

Размер и условия осуществления выплат

Размер негосударственной пенсии устанавливается по одному из двух вариантов :

  • определяется самостоятельно вкладчиком при составлении договора;
  • рассчитывается фондом на момент назначения выплаты.

При первом варианте размер выплаты напрямую зависит от выбранной пенсионной схемы . В таком случае эта сумма не может быть ниже установленной договором при условии выполнения всех его условий к данному моменту.

При втором варианте сумма к выплате рассчитывается исходя из накопленных к моменту выхода на пенсию денежных средств на индивидуальном счете путем ее деления на количество лет, определяющих период дожития согласно действующего законодательства. Для получения ежемесячной суммы необходимо результат разделить на количество календарных месяцев в году.

При изменении персональных данных или смены реквизитов получателя пенсии необходимо своевременно уведомлять НПФ о данных обстоятельствах во избежание задержек выплаты.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Как приготовить суп харчо в домашних условиях Как приготовить суп харчо в домашних условиях