Священные деревья разных народов. Священные деревья славян

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На всех континентах жизнь людей и деревьев издавна связывали тесные узы. Человечество разрушило их, поэтому нас так волнует наше будущее. Как бы там ни было, если мы попытаемся отвести вполне реальную опасность, которую представляет исчезновение лесов на планете, то нам необходимо, хотя бы кратко, исследовать связи, существовавшие между людьми и деревьями вплоть до нашего столетия.

В разных уголках Земли живет легенда о праотце всех деревьев, древе-великане, которое поднималось к небесам из центра Земли и являлось осью Вселенной. Оно объединяло три стихии, его корни уходили глубоко в почву, а крона упиралась в небесную твердь. Оно дарило планете воздух, всем земным тварям - плоды, налитые солнцем и влагой, которую оно брало из почвы. Дерево притягивало молнии, дававшие людям огонь, и движением ветвей приказывало облакам, резвившимся у его верхушки, поить землю живительным дождем. Оно было источником жизни и обновления. Неудивительно, что культ дерева был столь распространен в древности.

В выжженном солнцем Египте царил священный сикомор, в скованной льдами Скандинавии, родине тевтонов, - ясень Иггдрасиль. В Индии священный (Ficus religiosa) отождествляют с брахманом: у его подножия достиг просветления Гаутама Будда. По китайским преданиям, в центре Срединной империи и всего мира росло «прямостоящее дерево» (Кьен-му). У индейцев, обитавших на территории современной Мексики, мировое древо поднималось во всей своей красе из чрева богини-Земли в пятом измерении пространства, объединявшего высшее царство с низшим. В Африке до недавнего времени священным считалось дерево предков, обитель Бога и человека (у догонов - килена, у бамбара - баанза, у дагомейцев - азе), а в некоторых американских общинах вообще верят, что священное дерево - истинное место рождения человека.

Обычно божество выбирает определенное дерево и делает его своим земным пристанищем. Так оно становится священным. Иногда божество с помощью деревьев общается с людьми. Так, Зевс шелестом дубовых листьев открывал будущее жрицам святилища в Додоне. Но если боги по деревьям сходят на землю, почему бы людям не подниматься по их стволам к небожителям, как это делает сибирский шаман, залезая на березу, или получивший посвящение юноша в австралийской пустыне Арунта, который забирается на вершину священного шеста, напоминающего дерево без ветвей?

Некоторые деревья традиционно ассоциировались с каким-либо конкретным божеством, потому их особенно почитали. Кроме того, считалось, что у всех деревьев есть душа. Они служили вместилищем, телом дриад, гамадриад и кариатид в Древней Греции, леших и русалок у славянских народов (к слову если наберете нечто, скажем, Древняя Греция, все о мифах , то обязательно много мифов будет о деревьях). Вот почему к дереву нельзя было притрагиваться, пока дух не соблаговолит покинуть его. Срубить священное дерево означало приговорить себя к смертной казни. Эти народные поверья нашли отголосок в элегии «Гастинскому лесорубу» великого французского поэта XVI в. Ронсара.

Отождествление дерева и божества, естественно, привело к появлению нового образа - священного леса, который стал атрибутом религии не только древних греков, римлян и кельтов, но также персов и многих других народов Азии, Африки и Америки. Следы священных рощ и сегодня можно обнаружить в Индии, Китае и Японии, а также на севере Африки, где живут берберы. Когда-то это были единственные святилища. Священный лес вызывал благоговение и страх, с ним связывался целый свод строжайших табу, но именно под его сенью собирались юноши после обряда инициации, чтобы узнать от жрецов тайны мироздания. Лес стал прообразом храма, где колоннами служили стволы деревьев, а христианские церкви и сегодня напоминают его своими сводами, полумраком и мягким, радужным светом, струящимся сквозь витражи.

У подножия величественных деревьев издревле вершили суд. Иногда священное дерево считалось сердцем и хранителем города, и, хотя в процессе урбанизации следы этих поверий были стерты, в письменных источниках, относящихся ко временам античности, можно найти немало свидетельств, подтверждающих их существование. В священном городе Эриду шумеры, жившие в третьем тысячелетии до нашей эры, поклонялись мировому древу Кискану. В афинском Акрополе росла олива, которую, по преданию, посадила сама Афина, завладев, таким образом, этой землей и основав здесь город. На территории римского Форума охранялась смоковница, под сенью которой волчица кормила Ромула и Рема. По свидетельству Тацита, гибель дерева в 58 г. была воспринята горожанами как дурное предзнаменование. И не напрасно: год спустя император Нерон убил свою мать Агриппину, после чего предался безудержной жестокости и разврату, чуть было не приведшим к крушению Римской империи.

Однако деревья были связаны с судьбой не только городов, но и отдельных людей. Дерево могло стать двойником человека, охранять его, передавая ему свою силу и даже долголетие - как известно, деревья живут гораздо дольше людей. Раньше во многих странах в день рождения ребенка сажали дерево, которое считалось как бы его близнецом. Полагали, что у них - общая судьба, поэтому за деревом тщательно ухаживали, веря, что если оно погибнет, в опасности окажется и человек. Плиний повествует о том, как один знатный римлянин, стремясь улучшить рост своего дерева, поливал его корни вином.

В некоторых традиционных обществах этот обычай дошел и до наших дней. В ряде случаев связь между человеком и деревом устанавливалась во время болезни. Так, чтобы вылечить больного ребенка, его три раза проносили голым сквозь разрез, сделанный в живом дереве. Бывший когда-то широко распространенным средством от рахита и грыжи, ритуал этот обычно совершался на рассвете, когда у дерева было много сил. Больной ребенок черпал его энергию, а дерево принимало на себя болезнь. После этой церемонии разрез стягивали и замазывали глиной. Так возникала длительная близость ребенка и дерева. Если разрез зарастал, то ребенок излечивался, если он оставался - болезнь продолжалась. Если же дерево погибало, умирал и ребенок. Когда выздоровевший ребенок вырастал, он начинал заботиться о своем спасителе. И никому другому не разрешалось до него дотрагиваться.

Также было распространено поверье, что деревья принимают души усопших. У таких народов, как варрамунга из Центральной Австралии, считалось, что деревья служат пристанищем душ до их перевоплощения. Древние египтяне верили, что души (ба) недавно усопших принимают вид птиц и садятся на ветви священного сикомора, а владычица этого дерева, богиня Хатор появляется в листве и предлагает им хлеб и воду. Но души эти могли быть злыми и опасными. Например, в Корее и многих других странах полагали, что в деревьях находят прибежище души только тех людей, которые умерли насильственной смертью.

В ряде стран верили, будто в деревьях поселяются души, оставленные на земле искупать свои грехи. В книге французского специалиста по фольклору Анатоля Ле Браза «Легенды о смерти в Южной Бретани», написанной в конце XIX в., приводятся интереснейшие примеры подобных верований. Порой люди слышали, как покойник, забравшись на дерево, стонал там и плакал. Тогда в местной приходской церкви служили обедню, по завершении которой покойник спускался вниз и благодарил за избавление от мучений. Рассказывали и о том, как ночью деревья подходят к дому и, превратившись в родственников хозяина, греются у очага.

Очень важно было правильно выбрать дерево для кладбища. Например, в Бретани на могилах обычно сажали тис, прораставший корнями в чрево похороненного под ним человека. В странах Средиземноморья для этой цели служил кипарис, который был символом траура еще во времена минойской культуры: своей пирамидальной формой он напоминает устремленный в небо факел - символ мольбы и бессмертия. В Китае на кладбищах тоже сажали кипарис или какое-нибудь другое вечнозеленое дерево, например, сосну.

Продолжение следует.

Священные деревья славян

Славяне и мир природы –растений и животных неразделимы. Им знали цену, от них зависели, их наделяли особыми свойствами и качествами, им поклонялись, молились использовали в обычаях и обрядах. Пять деревьев считались символами мирозданья. Они являлись примерами Мужского и Женского начал. Символизировали жизнь и отвечали за её продолжительность, переход в Вечную Жизнь тоже связывали с растениями.

Вся жизнь человека и быт были не отделимы от мира природа растений. Часто необъяснимый и причудливый мир верований, до сих пор является представлением мудрости и прозрения.

Дуб – священное дерево славян

Мощь сего дерева, Дуба, воспевали в традиционных песнях не только наши праотцы, но еще и европейцы. Они преподносили ему дары, возносили молитвы и поместили его в центр большинства обрядов, таинств и праздничных дней, как главный атрибут. О Дубе в притчах, беседах, СКАЗАНИЯХ И ПЕСНЯХ указывают, что, собственно, мудрость его в корнях, мощь в стволе, а сочувствие или сила защиты слабых в листьях и ветвях. Потому и стало данное дерево подлинно мужским. Эмблемой мудрости, мужественности.

Если вспомнить, из какого дерева славяне возводили для себя дома, то, абсолютно точно, ответом на него станет – Дуб.

Он - это прочность и мощь, цитадель и база всего сущего для многочисленной семьи. Как следствие или благодаря его качествам, Дуб нередко именуют Древом Мира. Для древних славян оно было не только эмблемой, а Царём деревьев.

Нашли эти верования отражение и в славянском фольклоре. Как раз Дуб становился центральным составляющей ведических сказаний, легенд. В стихах и поэмах возможно найти ту значимость, которой славяне наделяли дубовые рощи.

Храмы Богов наших, в частности Перуна и Велеса, возводились как раз в дубовых полесьях. Деревья, представлялись, как столпы мироздания славянской жизни. Многочисленные обряды, которые велись при рождении ребёнка или же беременности, включали в себя дубовые ветки. Не забывали о них, если делали заговоры на рождение мальчика.Там, где это было возможно, во дворе дома основатель семейства старался высадить молодое дубовое деревце. Оно становилось основателем большой семьи, обуславливало прочность семейства. А ещё делилось с мужскою частью семьи мощью, силой и надёжностью и крепостью. Если дерево заболевало: начинали засыхать листья, отмирать веки, то по поверьям, это пророчило крах семьи, было предостерегающим признаком.

Берёза – знак начал и бодрости

Одно из самих распространённых на Руси деревьев - это Берёза, и имя связывали с основой “белый”. Древние славяне лицезрели в данном дереве чистоту и «начало всея», то есть береза воплощала женское начало. На века в русском фольклоре связаны два символа: тонкая, высокая, трепетная берёза и стан молодой девицы. Каждая женщина, в будущем мама, с удовольствием покупала идолы и талисманы из коры и веток сего великолепного дерева, призванные в будущем оградить хозяйку и младенца будущего от бед и зол. Берёзовый сок считали истинным лечебным снадобьем. Пили, как укрепляющий напиток, готовили квасы на берёзовом соке. Считали его лекарством, способным очистить организм и кровь от заразы.

Берёзу, например, как и умный Дуб, зачастую воспевали и использовали в этнических ритуалах, большей частью в тех, которые связаны были с замужеством. К примеру, популярны древние гадания, когда девицы, надеясь отыскать суженого, пускали по направлению течения речки берёзовые венки. Сообразно поверью, им могли помочь русалки, которые по традициям фольклора, посиживали как раз на берёзах, собственно что вырастают у берегов прудов, озёр и рек. День

Русалии был праздничным днем рождения Русов. Рождение – начало – материнство. Как раз таково смысл данных берёз у славян.

Сосна – древо пути и судеб

Еще одно священное дерево славян – Сосна. Смысл, коим его наделяли наши основатели, одно из более трудных и таинственных. Называли сосну осью мира, путеводной нитью, тропинкой, которая приведёт в светлое завтра и безоблачное будущее, дорогой в мир вечный. Из сосновых дров нередко складывали погребальных костёр, служащий эмблемой как раз непредотвратимой участи, которая ожидает всякого из нас. Такой культ прощания с телами умерших отсылает нас к богине Макоши, которую славяне считали богиней Участи или Удачи. Она считается одной из ключевых фигур в Мироздании, Богиней Космоса.

Сосна часто использовалась в лечебных и целительных ритуалах, как центральный атрибут. Отвары, припарки изготавливались из смолы, пыльцы, хвои и шишек. Говоря о последних, снова же стоит упомянуть о том, собственно что на древе в одно и тоже время вырастают как дамские, например и мужские шишки. Это интересно и знаково потому, что наглядно возможно совмещение женского и мужского начал в единое целое.

Осина – древо кончины и погибели

Осина всякий раз изменяет цвет своего спила до синего.А такой оттенок древние славяне называли «тенью погибели».Древо именовали эмблемой кончины, конца пути. Его часто высаживали на кладбищах, рядом с могилами усопших. Будучи эмблемой погибели, смерти в одно и тоже время, Осина позиционируется, как и мощный идол от неё.

Производили, такие обереги от сглаза, наказания и гнева богов из осиновых веток и ствола.

Учитывая значимость и символизм древа, славяне производили из него не лишь только талисманы-обереги, но еще и орудие, доспехи. К примеру, осиновые копья. Сообразно фольклору, осиновое копьё могло не лишь только уничтожить ворога, но и воскресить его.

В фольклоре этот природный объект – Осина – фигурировал, как ведущее средство от нечисти, вурдалаков и упырей. По представлениям древних славян, вурдалаки и упыри в одно и тоже время и живы и мертвы. Что является неестественным и противоречит порядку вещей в природе.

Ель – знак нескончаемой жизни

В славянской мифологии Ель занимает одно из главнейших мест. Переоценить его не возможно.Ведь Ель является символом вечной жизни. Всё, что считалось вечным, относили или связывали с елью. Например, музыку, которая никогда не ичезнет. Потому музыкальные инструменты старались изготавливать из этого дерева. Домашнюю мебель, посуду, детские люльки… Использовали хвою и ветки при изготовлении припарок и отваров при излечении болезни и желания долго-долгой жизни.

Специалисты считают, что такое отношение к ели, как символу вечной жизни, было заимствовано и другими культурами.

Например, египетские пирамиды по форме очень схожи с кроной ели. Особенность вечной жизни старались подчеркнуть и при сооружение пирамид, как саркофагов, сохраняющих жизнь на века.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Уважаемые читатели, некоторые имена, даты и места действия в нашем материале изменены, потому что многие данные по этой теме ещё не рассекречены. Ряд неточностей в освещении событий допущен намеренно.

В конце XVIII века известный французский синолог (китаист) Жозеф де Гинь обнаружил в древних китайских хрониках запись рассказа буддийского монаха по имени Хуэйшань, который его весьма удивил.

В апреле этого года исполняется 140 лет со дня рождения известного всем человека, чьи косточки перемывают до сих пор - Владимира Ильича Ленина.

Что заставляет историков внимательно вчитываться в документы 90-летней давности? Прежде всего, наверное, интерес к тем событиям, которые ещё недостаточно изучены специалистами и освещены в прессе для широкой публики. А ведь люди имеют право знать - что же происходило с их соотечественниками на этой же самой территории практически век назад. Новосибирский историк Владимир Познанский по недавно открытым архивным источникам проследил развитие Сибирского голодомора. Ленинский призыв - «любой ценой спасти пролетарский центр» - спровоцировал тогда гибель от голода множества людей не только в украинской житнице, на Кубани, на Ставрополье, но и в такой, считавшейся относительно благополучной местности, как Сибирь.

Далеко не все безумцы талантливы, но считается, что подавляющее большинство талантливых людей - обычно слегка «с приветом». А некоторые даже и не слегка, а довольно основательно скорбные главой, можно даже сказать - имевшие очень серьёзные психиатрические диагнозы. Другое дело, что сумасшествие этих гениев не только никому не причиняло зла, а, скорее, наоборот, обогащало наш мир удивительными творениями, которым мы, простые, не обследованные психиатрами смертные, не перестаём радоваться и удивляться.

День 11 сентября 2001 года стал в общественном сознании неким рубежом - датой выхода международного терроризма на качественно новый уровень противостояния общественно-политическим институтам, которые так называемый свободный мир декларирует как единственно правильные. Но обстоятельства этой трагедии невольно наводят на некоторые «неправильные» мысли.

Путешествуя по югу или западу Украины, чуть ли не за каждым поворотом дороги вы непременно увидите замок. Окутанный утренней дымкой, неплохо сохранившийся или даже полуразрушенный, он заставит ваше сердце биться чаще, напомнив о прочитанных когда-то рыцарских романах.

В тот день, 16 июля 1676 года, весь Париж гудел, как растревоженный улей. Ещё бы, ведь не каждый день казнят такого опасного преступника, да к тому же ещё и женщину. И не просто женщину, а одну из первых красавиц Французского королевства.

У многих народов Евразии деревья имели священный статус. Особенно культ деревьев был развит у северных народов: кельтов, германцев, угро-финнов. Славяне тоже почитали деревья.

Характерно что культ предков и священность деревьев связаны между собой. Дерево является наглядной метафорой связи поколений: корни, ствол, ветви. Личная история накладывается на историю мира. Редко какая культура не использует образ Мирового Дерева. Часто этот образ - центральный в разворачиванию мирового сюжета.

В иудо-христианской традиции именно вкушение плодов Мирового Дерева привело к началу человеческой истории: исходу человека из Рая. Иисус Христос был распят на "древе". В буддийской культуре Драгоценный Опыт Просветления произошел под деревом Боддхи. В Северной традиции бог Один получил откровение Рун, вися распятым на Мировом Древе Иггдрассиль.
Дерево - это один из глубинных архетипов. Хотя человек принадлежит к другому царству - царству животных, есть особая, сокровенная связь людей с миром деревьев. Дерево лучше всего передает идею связи поколений, идею развития, согласования с природными циклами как универсального процесса во Вселенной. Дерево дает надежду на Перемены.

Особенным свойством деревеьв является их прямая связь с Солнцем, они - поклонники солнечного культа. Пища дерева - Свет.

Рождается из земли, в землю возращается, делится плодами, живёт светом. Кто это? Как это?

Борис Медвидь

Ниже - фотоочерк о северной традиции почитания сосен.

Сосны - деревья Рода

У современных финнов сохранилась традиция на родовых соснах вырезать или ставить таблички в честь умерших родственников.

Именно на соснах: на заднем дворе дома или на старинных кладбищах.

У наших староверов в Мещёре тоже такие таблички были, cпециальные поминальные таблички .


Священная сосна,обвязанная подношениями - лоскутами ткани. Северная Финляндия

В этих фото везде узнается русская культура. Можно вспомнить множественные почитаемые деревья нашего Севера, Карелии, Вологды, Тверщины, Новгородчины, Поволжья, Вятки.


Святые сосны на жальнике в Гусево. Новгородская область. Боровичский район

У деревни Овино (недалеко от п.Цвылево) бывшей Сугоровской волости Тихвинского уезда есть священная сосна, она расположена рядом с курганами.

Такое о ней говорили: "... недалеко от этой деревни находится сосна, кругом этой сосны - ограда, в ограде стоит крест в срубе. Сосна эта имеет название "Троеручица" - её ствол имеет три больших разветвления; она больше трех моих обхватов. Об этой сосне существует следующая легенда: её не берут ни пила, ни топор, ни огонь. Какой-то Иван попробовал её пилить - у него отсохли руки, какой-то Кузьма хотел её срубить - у него отсохли ноги, какой-то пастух хотел её поджечь - у него сгорел дом. Вода, которая прошла через дупло этой сосны и стекла вниз, к корням (внизу выдолблена чашка, в которую стекает вода) считается целебной от всех болезней. ...женщины, проходя мимо, крестятся на сосну. Место около этой сосны является местом для похорон выкидышей. ...здесь, под святым деревом, его можно похоронить; "может быть на том свете он попадет в рай"

До 1523 года на месте нынешнего Васильсурска была древняя марийская столица крепость Цепель. До сих пор там сохранились многочисленные священные рощи, деревья и источники язычников.


Это священная марийская сосна Хмелёвская, место совершения традиционных жертвоприношений посвященных предкам.


Священные сосны на Шаршеньге. Вологода


Пень священной Великорецкой сосны. Кировская область. В Великорецком стане Хлыновского уезда зафиксированы бывшие вотские поселения

В нескольких метрах от пня на самой кромке крутого берега Великой стоит еще одна сосна, ее могучие корни переходят в тоже нехилый ствол, сплетясь над землей и обра­зуя грот. В этом месте спуск к реке кру­той, глинистый, скользкий даже в сухую погоду. Но богомольцы усердно, оскальзываясь и рискуя ска­титься вниз, ка­рабкаются по крутояру. Ока­зывается есть поверье: пролезешь меж корнями той со­сны – весь год ничем не заболеешь. А особенно усердные норо­вят, тоже для здоровья, от­грызть хоть кусочек уже упомяну­того пня.


Ствол древней священной сосны, в дупле которой, по преданию, подвизался прп. Иларион. Часовня во имя прп. Илариона Псковоезерского в дер. Озёра Гдовского р-на Псковской обл.

омывается водами Индийского океана и его Бенгальского залива. Отделён от Индостана Манарским заливом и Полкским проливом. Так называемый Адамов мост - отмель в Полкском проливе - когда-то полностью соединял Шри-Ланку с материком, но, по данным летописей, был разрушен землетрясением около 1481 г.


Столица Шри-Ланки

— Шри-Джаяварденепура-Котте


Священное дерево Бо Шри-Ланки


История

Избавившись от назойливых англичан, жители Цейлона не мешкая переименовали свою страну так, как считали нужным. Так появилось государство Шри-Ланка. И хотя производимый здесь ароматный чай по-прежнему называется цейлонским, Шри Ланка также далека от Цейлона, как и от Великобритании. Именно здесь уже почти пять тысяч лет стоит дерево Бо. Именно под этим деревом принц Гаутама достиг Просветления и стал Буддой. Именно здесь гигантская змея укрывала медитирующего принца от непогоды под своим капюшоном. Это самое старое дерево на Земле и, похоже, оно еще увидит гибель этого мира.

Дамбулла

— старинный комплекс пещерных храмов тоже имеет свои маленькие, но неразгаданные тайны. Именно здесь вдоль одной из стен в толще камня проделан неширокий желобок, вода в котором бежит… вверх. Она достигает самой высокой точки пещеры и оттуда уже согласно закону тяготения падает вниз в большую золотую чашу.

Туристический рай

Туристам, прибывающим в этот райский уголок, следует знать и соблюдать некоторые правила. Нельзя показывать на кого-нибудь пальцем, это не просто невежливость — это прямое оскорбление. Перед входом во двор и помещение буддийских храмов снимается обувь. Чтобы сфотографировать местного жителя, необходимо прежде получить у него разрешение. Если будете бездумно щелкать фотоаппаратом направо и налево, проведя большую часть отдыха в полицейском участке.

Священное дерево Бо

Дерево Бо (Bodhi Tree) — один из священных объектов поклонения для миллионов буддистов во всем мире, которые приезжают в Анурадхапуру, сохранившую свою известность как средоточие исторических памятников и святых буддистских мест.

Это дерево (одно из самых древних в мире) было выращено из отростка индийской дикой фиги, саженца, взятого от дерева в Будха Гойя (Непал), под которым Будда обрел просветление. Отросток был привезен на остров в III в. до н. э. монахиней Сангамиттой, дочерью индийского императора Асоки, и был посажен в королевском парке Анурадхапуры.

Бо — самое старое дерево на Земле

Так как дерево Будха Гойя в Непале не сохранилось, то Бо – это самое старое дерево на Земле: его возраст – 23 века.

Само дерево небольшое, держится на подпорках. Рядом с ним растет большое защитное дерево.


Тысячи паломников приезжают каждый год, чтобы полюбоваться святынею, для поклонения даже построен отдельный храм Ланкарма. Чтобы увидеть дерево Бо своими глазами, нужно пройти через два кордона охраны, и тогда вы сможете подойти почти вплотную к золотому забору, который окружает священное дерево. Около этого заборчика можно наблюдать буддистов, которые стоят и ждут, когда со священного дерева упадут листочки. Эти листочки они заберут домой, чтобы осталась память о паломничестве на остров Цейлон – остров древней буддистской традиции. Кто-то прямо здесь медитирует или молится — иногда сутки напролет.


Это растение находится в городе Анурадхапура, и известно почти по всему миру. Его значение не столько в его возрасте и даже не в его размерах. Причина такой известность казалось бы обычного дерева – религия и легенды, которые вполне могут оказаться правдивыми.

Именно сюда каждый год приезжает множество буддистов, для которых это дерево священно. Но приходят сюда и просто туристы, которые мечтают посмотреть на это уникальное растение. Причиной тому является его история.

Это не просто дерево, это отросток индийской фиги. Он был взят в глубокой древности у того дерева, которое дарило свою тень Будде в тот момент, когда он обрел просветление. Само то дерево носит, точнее, носило название Будха Гойя. Произрастало если верить древним текстам оно на территории Непала. Но сегодня увидеть его уже невозможно, и единственное, что остается туристам и истинным буддистам – это его часть, его отросток, который уже сегодня стал одним из самых интересных деревьев на земле.


Подтверждением того, что это именно отросток самого священного из деревьев мира это древние тексты. Они прямо указывают на то, что одна из дочерей индийского императора привезла росток прямо из Непала. К тому времени она уже была монахиней, и это действие имело для нее не меньшее значение, чем сейчас имеет для всех поклоняющихся Просветленному. Именно она, девушка по имени Сангамитта, посадила его и в землю у королевского дворца древнего города. С тех пор оно растет и укореняется все глубже в этой земле.

Простых туристов мало интересует буддийская история этого дерева, более интересна датировка. Получается, что сегодня это растение одно из самых старых в мире – его привезли и посадили по древним текстам еще в II веке до нашей эры, а это означает, что сегодня ему уже более двадцати трех столетий.


Не смотря на такой возраст само священное древо невелико, и держится оно за счет специальных подпорок. Но рядом растет и крупнее дерево для его защиты.

Каждый год сюда приходят тысячи паломников, для которых построен отдельный храм.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Фетучини с белыми грибами в сливочном соусе – пошаговый рецепт с фото, как приготовить пасту Как приготовить фетучини с грибным соусом рецепт Как приготовить суп харчо в домашних условиях Как приготовить суп харчо в домашних условиях