Различие между католичеством православием и протестантизмом. Православие и протестантизм: отношение и мнение о религии, главные отличия от православной церкви

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Все три разделяют основополагающие принципы христианства: принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году, признают Святую Троицу, верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие, принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь и избежать ада, не признают свидетелей Иеговы и мормонов христианскими церквами. Ну еще, у католиков и протестантов еретиков беспощадно жгли на кострах.

А теперь в таблице смотрите некоторые отличия из тех, что удалось найти и понять:

Православие Католицизм Протестантизм
(и лютеранство)

Источник веры

Библия и жития святых

Только Библия

Доступ к Библии

Мирянам Библию читает священник и трактует ее, согласно постановлениям церковных соборов, др. словами, по священному преданию

Каждый человек читает Библию сам и может сам трактовать истинность своих идей и поступков, если найдет подтверждение в Библии. Допускается перевод Библии

Откуда исходит
Святой Дух

Только от Отца

От Отца и Сына

Священник

Не выбирается народом.
Могут быть только мужчины

Выборный народом.
Может быть даже женщина

Глава Церкви

Патриарх имеет
право на ошибку

Непогрешимость и
диктат Римского Папы

Главы нет

Ношение сутаны

Носят богатые наряды

Обычная скромная одежда

Обращение к священнику

«Батюшка»

“Отец”

Нет обращения “отец”

Обет безбрачия

Нет

Есть

Нет

Иерархия

Есть

Нет

Монастырь

Как высшее проявление веры

Их нет, люди сами рождены учится, размножаться и стремиться к успеху

Богослужение

С соборах, храмах и церквях

В любом здании. Главное -присутствие Христа в сердце

Открытость престола при богослужении

Закрыты иконостасом с царскими вратами

Относительная открытость

Открытость

Святые

Есть. Человека можно судить по его делам

Нет. Все равны, а человека можно судить по его мыслям, а это право только Бога

Крестное знамение
(жест, изображающий крест движением руки)

Вверх-вниз-
справа-слева

Вверх-вниз-
слева-справа

Вверх-вниз-слева-справа,
но жест не считается обязательным

Отношение
к Деве Марии

Непорочное зачатие отвергается. Ей молятся. Не признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинными

Ее непорочное зачатие. Она безгрешна и ей молятся. Признают явление Девы Марии в Лурде и в Фатиме истинным

Она не безгрешна и ей не молятся, как и другим святым

Принятие решений Семи Вселенских Соборов

Следуют свято

Считают, что были ошибки в решениях и следуют только тем, что соответствуют Библии

Церковь, общество
и государство

Концепция симфонии духовной и светской властей

Историческое стремление к верховенству над государством

Государство вторично по отношению к обществу

Отношение к мощам

Молятся и почитают

Не считают, что в них есть сила

Грехи

Отпускаются священником

Отпускаются только Богом

Иконы

Есть

Нет

Интерьер церкви
или собора

Богатое убранство

Простота, нет статуй, колоколов, свечей, органа, алтаря и распятия (лютеранство это оставило)

Спасение верующего

"Вера без дел мертва"

Приобретается и верой, и делами, особенно, если человек заботится об обогащении церкви

Приобретается личной верой

Таинства

Причащение с младенчества. Литургия на квасном хлебе (Просфора).
Миропомазание - сразу после крещения

Причащение с 7-8 лет.
Литургия на пресном хлебе (Гостия).
Миропомазание - после достижения сознательного возраста

Только крещение (и причащения в лютеранстве). Верующим человека делают его следование 10 заповедям и безгреховные помыслы

Крещение

В детстве путем погружения

В детстве путем окропления

Должно идти только с покаянием, поэтому детей не крестят, а если крестят, то во взрослой жизни следует креститься вновь, но с покаянием

Судьба

В Бога верь, а сам не плошай. Есть жизненный путь

Зависит от человека

Каждому предопределена еще до рождения, тем самым оправдывались неравенство и обогащения отдельных лиц

Развод

Нельзя

Нельзя, но если привести довод, что намерения жениха/невесты были ложные, то можно

Можно

Страны
(в % от численности всего населения страны)

Греция 99.9%,
Приднестровье 96%,
Армения 94%,
Молдавия 93%,
Сербия 88%,
Юж. Осетия 86% ,
Болгария 86%,
Румыния 82%,
Грузия 78%,
Черногория 76% ,
Беларусь 75%,
Россия 73%,
Кипр 69%,
Македония 65%,
Эфиопия 61%,
Украина 59%,
Абхазия 52%,
Албания 45%,
Казахстан 34%,
Босния и Герцеговина 30%, Латвия 24%,
Эстония 24%

Италия,
Испания,
Франция,
Португалия,
Австрия,
Бельгия,
Чехия,
Литва,
Польша,
Венгрия,
Словакия,
Словения,
Хорватия,
Ирландия,
Мальта,
21 государство
Лат. Америки,
Мексика, Куба
50% жителей
Германии, Нидерландов,
Канады,
Швейцарии

Финляндия,
Швеция,
Норвегия,
Дания,
США,
Великобритания,
Австралия,
Новая Зеландия.
50% жителей
Германии,
Нидерландов,
Канады,
Швейцарии

Какая вера лучше? Для развития государства и жизни в удовольствие - протестантизм более приемлем. Если же человеком движет мысль о страдании и искуплении - то православие и католицизм. Каждому свое.

Библиотека "Россиянки"
Что такое буддизм


Публикация всех статей и фотографий с этого сайта разрешается только с прямой ссылкой на .
Звоните в Гоа: +91 98-90-39-1997, в России: +7 921 6363 986.

Как произошли отделения

Православная Церковь сохранила неповрежденной ту истину, которую открыл апостолам Господь Иисус Христос. Но Сам Господь предупредил Своих учеников, что из среды тех, кто будет с ними, появятся люди, которые захотят исказить истину и помутить ее своими выдумками: Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф. 7, 15).

И апостолы тоже предупреждали об этом. Например, апостол Петр писал: у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении… Оставив прямой путь, они заблудились… им приготовлен мрак вечной тьмы (2 Пет. 2, 1-2, 15, 17).

Под ересью понимается ложь, которой человек следует сознательно. Путь, который открыл Иисус Христос, требует от человека самоотверженности и усилий, чтобы проявилось то, действительно ли на этот путь он вступил с твердым намерением и по любви к истине. Мало просто назвать себя христианином, надо своими делами, словами и мыслями, всей своей жизнью доказать, что ты христианин. Тот, кто любит истину, ради нее готов отказаться от всякой лжи в своих мыслях и своей жизни, чтобы истина вошла в него, очистила и освятила.

Но не все вступают на этот путь с чистыми намерениями. И вот последующая жизнь в Церкви выявляет их негодное настроение. И те, кто любит себя больше, чем Бога, отпадают от Церкви.

Бывает грех поступка — когда человек делом нарушает заповеди Божии, а бывает грех ума — когда человек предпочитает свою ложь Божественной истине. Второе и называется ересью. И среди тех, кто называл себя в разные времена христианами, выявлялись как люди, преданные греху поступка, так и люди, преданные греху ума. Тот и другой человек противится Богу. Тот и другой человек, если сделал твердый выбор в пользу греха, не может оставаться в Церкви, и отпадает от нее. Так на протяжении истории из Православной Церкви уходили все, кто выбрал грех.

Апостол Иоанн говорил о них: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1Ин. 2 , 19).

Их участь незавидна, ведь в Писании сказано, что предающиеся ереси… Царствия Божия не наследуют (Гал. 5 , 20-21).

Именно потому, что человек свободен, он всегда может сделать выбор и употребить свободу либо во благо, избрав путь к Богу, либо во зло, избрав грех. В этом причина того, что возникали лжеучители и возникали те, кто верил им больше, чем Христу и Его Церкви.

Когда появлялись еретики, привносящие ложь, святые отцы Православной Церкви начинали объяснять им их заблуждения и призывали отказаться от вымыслов и обратиться к правде. Некоторые, будучи убеждены их словами, исправлялись, но далеко не все. И о тех, кто упорствовал во лжи, Церковь произносила свой суд, свидетельствуя о том, что они не являются истинными последователями Христа и членами основанного Им сообщества верных. Так исполнялся апостольский совет: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден (Тит. 3 , 10-11).

Подобных людей в истории было немало. Самые распространенные и многочисленные из числа основанных ими сообществ, что сохранились до наших дней — монофизитские Восточные Церкви (они возникли в V веке), Римо-католическая Церковь (отпавшая от Вселенской Православной Церкви в XI веке) и Церкви, называющие себя протестантскими. Сегодня мы рассмотрим, что отличается путь протестантизма от пути Православной Церкви.

Протестантизм

Если какая-то ветвь отломится от дерева, то, потеряв связь с жизненными соками, неизбежно начнет засыхать, растеряет свои листья, станет хрупкой и легко сломается при первом же натиске.

То же самое видно и в жизни всех сообществ, отделившихся от Православной Церкви. Как отломившаяся ветвь не может удержать на себе листьев, так и те, кто отделяются от подлинного церковного единства, не могут больше сохранять уже и свое внутреннее единство. Это происходит потому, что, уйдя из Божией семьи, они теряют связь с живительной и спасительной силой Духа Святого, а то греховное желание противиться истине и ставить себя выше других, которое и привело их к отпадению от Церкви, продолжает действовать среди самих отпавших, обращаясь уже против них и приводя ко все новым внутренним разделениям.

Итак, в XI веке от Православной Церкви отделилась Поместная Римская Церковь, а в начале XVI века уже от нее самой отделилась значительная часть людей, последовав за идеями бывшего католического священника Лютера и его единомышленников. Они образовали свои общины, которые стали считать «Церковью». Это движение носит общее название протестантов, а само их отделение называется Реформацией.

В свою очередь, протестанты также не сохранили внутреннего единства, но еще больше стали делиться на разные течения и направления, каждое из которых утверждало, что именно оно является настоящей Церковью Иисуса Христа. Они продолжают делиться и до настоящего времени, и сейчас их в мире уже более двадцати тысяч.

У каждого их направления есть свои особенности вероучения, которые было бы долго описывать, и здесь мы ограничимся разбором только основных черт, которые свойственны всем протестантским номинациям и которые отличают их от Православной Церкви.

Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.

Как отмечает святитель Игнатий (Брянчанинов), действительно, «в Церковь Римскую вкрались многие заблуждения. Хорошо бы сделал Лютер, если б он, отвергнув заблуждения латинян, заменил эти заблуждения истинным учением Святой Христовой Церкви; но он заменил их своими заблуждениями; некоторым заблуждениям Рима, весьма важным, вполне последовал, а некоторые усилил» . «Протестанты восстали против уродливой власти и божественности пап; но так как они действовали по побуждению страстей, утопая в разврате, а не с прямой целью стремления к святой Истине, то и не оказались достойными узреть ее» .

Они отказались от ошибочной идеи о том, что папа Римский является главой Церкви, но сохранили католическое заблуждение о том, что Дух Святой исходит от Отца и Сына.

Писание

Протестанты сформулировали принцип: «только Писание», он означает, что авторитет ими признается лишь за Библией, а Священное Предание Церкви они отвергают.

И в этом они противоречат сами себе, ведь само Священное Писание указывает на необходимость почитать идущее от апостолов Священное Предание: стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес. 2 , 15),— пишет апостол Павел.

Если человек напишет какой-нибудь текст и раздаст его разным людям, а потом попросит объяснить, как они его поняли, то наверняка обнаружится, что кто-нибудь понял текст правильно, а кто-то неправильно, вложив в эти слова свой смысл. Известно, что у любого текста возможны разные варианты понимания. Они могут быть верными, а могут быть ошибочными. То же самое и с текстом Священного Писания, если оторвать его от Священного Предания. И действительно, протестанты думают, что понимать Писание нужно так, как кому захочется. Но такой подход не может помочь обрести истину.

Вот как писал об этом святой Николай Японский: «Ко мне иногда приходят японцы-протестанты, просят объяснить какое-либо место Священного Писания. "Да у вас же есть свои учителя-миссионеры — их спросите,"— говорю я им.— "Что они отвечают?" — "Мы у них спрашивали, говорят: понимай, как знаешь; но мне нужно знать подлинную мысль Божию, а не мое личное мнение"... У нас не так, все светло и надежно, ясно и прочно — потому что мы кроме Священного Писания принимаем еще Священное Предание, а Священное Предание — это живой, непрерывающийся голос... нашей Церкви со времен Христа и Его Апостолов доныне, который будет до скончания мира. На нем-то утверждается все в целом Священное Писание» .

Сам апостол Петр свидетельствует, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою, ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Пет.1 , 20-21). Соответственно, только святые отцы, движимые, тем же Духом Святым, могут открыть человеку истинное понимание Слова Божия.

Священное Писание и Священное Предание составляют одно нераздельное целое, и так было с самого начала.

Не письменно, а устно Господь Иисус Христос открыл апостолам, как понимать Священное Писание Ветхого Завета (Лк. 24, 27), и этому же они устно научили первых православных христиан. Протестанты желают подражать в своем устройстве ранним апостольским общинам, но в первые годы у ранних христиан вообще не было новозаветного писания, а все передавалось из уст в уста, как предание.

Библия была дана Богом для Православной Церкви, именно в соответствии со Священным Преданием Православная Церковь на своих Соборах утвердила состав Библии, именно Православная Церковь задолго до появления протестантов с любовью сохраняла Священное Писание в своих общинах.

Протестанты же, пользуясь Библией, не ими написанной, не ими собранной, не ими сохраненной, отвергают Священное Предание, и тем самым закрывают для себя истинное понимание Слова Божия. Поэтому они часто спорят о Библии и нередко придумывают собственные, человеческие предания, не имеющие никакой связи ни с апостолами, ни с Духом Святым, и впадают, по слову апостола, в пустое обольщение, по преданию человеческому.., а не по Христу (Кол. 2, 8).

Таинства

Протестанты отвергли священство и священнодействия, не веруя, что через них может действовать Бог, и если даже оставляли нечто похожее, то только название, полагая, что это только символы и напоминания об оставшихся в прошлом исторических событиях, а не святая реальность сама по себе. Вместо епископов и священников они завели себе пасторов, не имеющих никакой связи с апостолами, никакого преемства благодати, как в Православной Церкви, где на каждом епископе и священнике находится благословение Божие, которое можно проследить от наших дней до Самого Иисуса Христа. Протестантский пастор лишь оратор и администратор жизни общины.

Как говорит святой Игнатий (Брянчанинов), «Лютер… с запальчивостью отвергая беззаконную власть пап, отверг и законную, отверг сам сан епископский, самую хиротонию, несмотря на то, что установление того и другого принадлежит самим апостолам… отверг и Таинство Исповеди, хотя все Священное Писание свидетельствует, что невозможно получить отпущение грехов без исповедания их» . Отвергли протестанты и прочие священнодействия.

Почитание Богородицы и святых

Пресвятая Дева Мария, родившая по человечеству Господа Иисуса Христа, пророчески сказала: отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1 , 48). Это было сказано об истинных последователях Христа - православных христианах. И действительно, с тех пор и доныне из рода в род все православные христиане почитают Пресвятую Богородицу Деву Марию. А протестанты не желают ее почитать и ублажать, вопреки Писанию.

Дева Мария, как и все святые, то есть, люди, до конца прошедшие по пути спасения, открытому Христом, соединились с Богом и пребывают всегда в согласии с Ним.

Богородица и все святые стали ближайшими и любимейшими друзьями Бога. Даже человек, если его о чем-то попросит любимый друг, то постарается обязательно исполнить, также и Бог охотно слушает и скоро исполняет просьбы святых. Известно, что еще при своей земной жизни, когда они просили, Он непременно откликался. Так, например, по просьбе Матери Он помог бедным молодоженам и сотворил чудо на пиру, чтобы избавить их от позора (Ин. 2, 1-11).

Писание сообщает, что Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). Поэтому после смерти люди не исчезают бесследно, но их живые души содержатся Богом, и те, кто свят, сохраняет возможность общения с Ним. И Писание прямо говорит о том, что усопшие святые обращаются с просьбами к Богу и Он слышит их (см.: Откр. 6, 9-10). Поэтому православные христиане почитают Пресвятую Деву Марию и других святых и обращаются к ним с просьбами о том, чтобы они походатайствовали перед Богом о нас. Опыт свидетельствует, что множество исцелений, избавлений от смерти и другой помощи получают прибегающие к их молитвенному заступлению.

Например, в 1395 году великий монгольский полководец Тамерлан с огромным войском отправился в Россию, чтобы захватить и разрушить ее города, в том числе столицу — Москву. У русских не было достаточно сил, чтобы противостоять такой армии. Православные жители Москвы стали усердно просить Пресвятую Богородицу о том, чтобы она помолилась Богу о спасении их от надвигающейся беды. И вот, однажды утром Тамерлан неожиданно объявил своим военачальникам, что нужно поворачивать армию и возвращаться назад. А на вопросы о причине ответил, что ночью во сне он увидел великую гору, на вершине которой стояла прекрасная сияющая женщина, которая приказала ему покинуть русские земли. И, хотя Тамерлан не был православным христианином, он из страха и уважения к святости и духовной силе явившейся Деве Марии подчинился Ей.

Молитвы за умерших

Те православные христиане, которые при своей жизни не смогли победить грех и стать святыми, после смерти тоже не исчезают, но они сами нуждаются в наших молитвах. Поэтому Православная Церковь молится за умерших, веруя, что по этим молитвам Господь посылает облегчение для посмертной участи наших умерших близких. Но протестанты и этого не хотят признавать, и отказываются молиться за умерших.

Посты

Господь Иисус Христос, говоря о своих последователях, сказал: придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк. 2, 20).

Господь Иисус Христос был отнят у своих учеников первый раз в среду, когда Иуда предал Его и злодеи схватили, чтобы вести на суд, а второй раз — в пятницу, когда злодеи распяли Его на Кресте. Поэтому во исполнение слов Спасителя православные христиане с древнейших времен соблюдают пост каждую среду и пятницу, воздерживаясь ради Господа от вкушения продуктов животного происхождения, а также от разного рода развлечений.

Господь Иисус Христос постился сорок дней и ночей (см.: Мф. 4, 2), подавая пример Своим ученикам (см.: Ин. 13, 15). И апостолы, как сказано в Библии, служили Господу и постились (Деян. 13, 2). Поэтому православные христиане, кроме однодневных постов, имеют также многодневные, из которых главный — Великий пост.

Протестанты отрицают посты и постные дни.

Священные изображения

Тот, кто желает поклоняться истинному Богу, не должен при этом поклоняться ложным богам, которые либо выдуманы людьми, либо теми духами, которые отпали от Бога и стали злыми. Эти злые духи нередко являлись людям, чтобы ввести их в заблуждение и отвлечь от поклонения истинному Богу на поклонение себе.

Однако, повелев построить храм, Господь еще в эти древние времена повелел также сделать в нем изображения херувимов (см.: Исх. 25, 18-22) — духов, которые сохранили верность Богу и стали святыми ангелами. Поэтому с самых первых времен и православные христиане делали священные изображения святых, соединившихся с Господом. В древних подземных катакомбах, где во II-III веках собирались для молитвы и священнодействий христиане, гонимые язычниками, они изображали Деву Марию, апостолов, сюжеты из Евангелия. Эти древние священные изображения сохранились и до наших дней. Точно так же в современных храмах Православной Церкви есть те же самые священные изображения, иконы. При взгляде на них человеку легче вознестись душой к первообразу , сконцентрировать свои силы на молитвенном обращении к нему. После таких молитв перед святыми иконами Бог часто посылает людям помощь, нередко происходят чудесные исцеления. В частности, об избавлении от войска Тамерлана в 1395 году православные христиане молились именно у одной из икон Богородицы — Владимирской.

Однако протестанты по своему заблуждению отвергают почитание священных изображений, не понимая разницы между ними и между идолами. Это происходит из их ошибочного понимания Библии, а также от соответствующего духовного настроения — ведь не заметить принципиальной разницы между изображением святого и изображением злого духа может лишь тот, кто не понимает разницы между святым и злым духом.

Другие отличия

Протестанты считают, что если человек признает Иисуса Христа Богом и Спасителем, то он уже становится спасенным и святым, и никаких особенных дел для этого не нужно. А православные христиане, вслед за апостолом Иаковом считают, что вера, если не имеет дел, мертва сама по себе (Иак. 2, 17). И Сам Спаситель сказал: Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7, 21). А значит, по мнению православных христиан, что необходимо исполнять заповеди, выражающие волю Отца, и таким образом делами доказывать свою веру.

Также у протестантов нет монашества и монастырей, а у православных они есть. Монахи ревностно трудятся в том, чтобы исполнить все заповеди Христа. А кроме того, они берут три дополнительных обета ради Бога: обет безбрачия, обет нестяжания (неимения своего имущества) и обет послушания духовному руководителю. В этом они подражают апостолу Павлу, который был безбрачен, нестяжателен и совершенно послушен Господу. Монашеский путь считается более высоким и славным, чем путь мирянинна — семейного человека, но и мирянин также может спастись, стать святым. Среди апостолов Христовых были и женатые люди, а именно, апостолы Петр и Филипп.

Когда у святого Николая Японского в конце XIX века спросили, почему, хотя у православных в Японии всего два миссионера, а у протестантов шестьсот, тем не менее, больше японцев обращались в Православие, чем в протестантство, он ответил: «Дело не в людях, а в учении. Если японец, прежде чем принять христианство, основательно изучает его и сравнивает: в Католической миссии узнает католичество, в протестантской — протестантство, у нас наше учение, то он, насколько я знаю, всегда принимает Православие. <...> Что же это? Да то, что в Православии Христово учение хранится чистым и целым; мы ничего не прибавили к нему, как католики, ничего не убавили, как протестанты» .

Действительно, православные христиане убеждены, как говорит святой Феофан Затворник, в этой непреложной истине: «Что Бог открыл и что заповедал, к тому не следует ничего прибавлять, ни убавлять от того. Это относится к католикам и протестантам. Те все прибавляют, а эти убавляют… Католики помутили апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело — и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» .

Поэтому все, кому действительно интересна истина, а не свои мысли, и в прошлые века, и в наше время, непременно находят путь в Православную Церковь, и часто даже без каких-то усилий православных христиан, Сам Бог приводит таких людей к истине. Для примера приведем две истории, случившиеся недавно, участники и свидетели которых живы до сих пор.

Случай в США

В 1960-х годах в американском штате Калифорния, в городах Бен-Ломон и Санта-Барбара большая группа молодых протестантов пришла к выводу, что все известные им протестантские Церкви не могут быть настоящей Церковью, поскольку предполагают, что будто бы после апостолов Церковь Христова исчезла, и ее будто только в XVI веке возродили Лютер и другие вожди протестантизма. Но такая мысль противоречит словам Христа о том, что врата адовы не одолеют его Церковь. И тогда эти молодые люди стали изучать исторические книги христиан, с самой ранней древности, от первого века ко второму, затем к третьему и так далее, прослеживая непрерывную историю Церкви, основанной Христом и Его апостолами. И вот, благодаря своим многолетним исследованиям, эти молодые американцы сами убедились в том, что такой Церковью является Православная Церковь, хотя никто из православных христиан с ними не общался и не внушал им такой мысли, но сама история христианства засвидетельствовала для них эту истину. И тогда они вошли в контакт с Православной Церковью в 1974 году все, в составе более двух тысяч человек, приняли Православие.

Случай в Бенине

Другая история произошла в Западной Африке, в Бенине. В этой стране не было совсем православных христиан, большинство жителей были язычниками, еще немного исповедовали ислам, и еще некоторые были католиками или протестантами.

Вот с одним из них, человеком по имени Оптат Беханзин, в 1969 году случилось несчастье: тяжело заболел его пятилетний сын Эрик, которого разбил паралич. Беханзин повез сына в больницу, но врачи сказали, что мальчика невозможно вылечить. Тогда пораженный горем отец обратился к своей протестантской «Церкви», стал посещать молитвенные собрания в надежде, что Бог исцелит его сына. Но эти молитвы были бесплодны. После этого Оптат у себя дома собрал некоторых близких людей, уговорив их вместе молиться Иисусу Христу об исцелении Эрика. И после их молитвы случилось чудо: мальчик исцелился; это укрепило маленькую общину. Впоследствии происходили все новые чудесные исцеления по их молитвам к Богу. Поэтому к ним переходило все больше людей — и католиков, и протестантов.

В 1975 году община решила оформить себя как самостоятельную церковь, и верующие решили усиленно молиться и поститься, чтобы узнать волю Божию. И в этот момент Эрик Беханзин, которому было уже одиннадцать лет, получил откровение: на вопрос о том, как им назвать свою церковную общину, Бог ответил: «Мою Церковь называют Православной Церковью». Это очень удивило бенинцев, потому что никто из них, включая самого Эрика, никогда не слышал о существовании такой Церкви, и они даже не знали слова «православный». Тем не менее, они назвали свою общину «православной церковью Бенина», и только двенадцать лет спустя смогли познакомиться с православными христианами. И когда они узнали про настоящую Православную Церковь, которая издревле так называется и ведет начало от апостолов, они все дружно, в составе более 2500 человек перешли в Православную Церковь. Так Господь откликается на просьбы всех, кто действительно ищет путь святости, ведущий к истине, и приводит такого человека в Свою Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе.

Св. Иларион. Христианство или Церковь.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Лютеранизм.

Чем отличается католическая вера от протестантской?

Существует несколько важных различий между католиками и протестантами. Несмотря на то, что в последние годы было много попыток найти общий язык между двумя группами, факт состоит в том, что различия остаются, и они так же важны сегодня, как и в начале протестантской реформации. Ниже приведен краткий обзор некоторых наиболее важных различий:

  • Одним из первых существенных различий между католицизмом и протестантизмом является вопрос о достаточности и авторитете Писания.
  • Протестанты считают, что только Библия является источником особого откровения Бога для человечества и учит нас всем, что необходимо для нашего спасения от греха.
  • Протестанты же рассматривают Библию как стандарт, посредством которого должно измеряться все христианское поведение. Эта вера обычно называется «sola scriptura» и является одним из «пяти солас» (сола — латынь для «одного»), которая вышла из протестантской Реформации как резюме некоторых различий между католиками и протестантами.

Хотя в Библии есть много стихов, которые устанавливают его авторитет и достаточность для всех вопросов веры и практики, одним из самых ясных является 2 Тимофею 3:16, где мы видим, что «все Писание вдохновлено Богом и выгодно для учения, для обличения, для исправления, для обучения праведности».

Католики отвергают учение о сола-скриптуре и не верят, что одной только Библии достаточно. Они считают, что и Библия, и священная римско-католическая традиция одинаково обязательны для христиан. Многие доктрины римских католиков, такие как чистилище, молитва святым, поклонение или почитание Марии и т. д. Имеют они мало оснований или нет в Писании, но основаны исключительно на римско-католических традициях. По существу, отказ Римской католической церкви от sola scriptura и ее настойчивость в том, что и Библия, и традиция равны в авторитете, подрывают достаточность, авторитет и полноту Библии. Взгляд Писания лежит в основе многих, если не всех, различий между католиками и протестантами.

Еще одно несогласие между католицизмом и протестантизмом — над положением и властью папы.

Согласно католицизму, папа является «викарием Христа» (викарий — замена) и представляет Иисуса как главу Церкви. Таким образом, у Папы есть способность говорить ex cathedra (с властью по вопросам веры и практики), делая его учения непогрешимыми и обязательными для всех христиан. С другой стороны, протестанты считают, что ни один человек не является непогрешимым и что только Христос является главой Церкви. Католики полагаются на апостольскую преемственность как способ попытаться установить авторитет Папы.

Протестанты считают, что власть церкви происходит не от апостольской преемственности, а от Слова Божьего. Духовная сила и власть не покоятся в руках простого человека, но в самом Слове Божьем. В то время как католицизм учит, что только католическая церковь может правильно интерпретировать Библию, протестанты считают, что Библия учит, что Бог послал Святого Духа, чтобы пребывать во всех новорожденных верующих, позволяя всем верующим понять послание Библии.

Протестанты указывают на такие отрывки, как Иоанна 14: 16-17: «Я спрошу Отца, и Он даст вам другого Помощника, чтобы Он был с вами навсегда; это Дух истины, которого мир не может получить, потому что он не видит Его или не знает Его, но вы Его знаете, потому что Он пребывает с вами и будет в вас» (См. также Иоанна 14:26 и 1 Иоанна 2: 27).

Третье существенное различие между католицизмом и протестантизмом — это то, как человек спасен.

Другой из пяти сола Реформации — это sola fide («только вера»), которая утверждает библейское учение об оправдании только благодаря одной вере только благодаря только Христу (Ефесянам 2: 8-10). Однако католики учат, что христианин должен полагаться на веру плюс «достойные дела», чтобы спастись. Существенными для римско-католической доктрины спасения являются Семь Таинств, которые являются крещением, подтверждением, Евхаристией, покаянием, помазанием больных, священных орденов и брака. Протестанты считают, что на основе веры только в Христа верующие оправдываются Богом, поскольку все их грехи оплачиваются Христом на кресте, и Его праведность им приписывается. С другой стороны, католики считают, что праведность Христа передается верующему «благодатью через веру», но сама по себе недостаточна для оправдания верующего. Верующий должен дополнить праведность Христа, переданную ему достойными делами.

Католики и протестанты также не согласны с тем, что значит быть оправданными перед Богом. Для католиков оправдание предполагает быть праведным и святым. Он считает, что вера во Христа — это только начало спасения и что человек должен опираться на это с добрыми делами, потому что благодать Божия вечного спасения должна заслужить. Этот взгляд на оправдание противоречит ясному учению Писания в таких отрывках, как Римлянам 4: 1-12, Титу 3: 3-7 и многим другим. Протестанты различают одноразовый акт оправдания (когда мы объявлены праведными Богом на основании нашей веры в искупление Христа на кресте) и процесс освящения (развитие праведности, которая продолжается на протяжении всей нашей жизни на Земле). Хотя протестанты признают, что работы важны, они считают, что они являются результатом или плодом спасения, но никогда не являются средством для этого. Католики смешивают оправдание и освящение вместе в один непрерывный процесс, что приводит к путанице в том, как один человек спасен.

Четвертое существенное различие между католиками и протестантами связано с тем, что происходит после смерти. Оба верят, что неверующие проведут вечность в аду, но есть существенные различия в том, что происходит с верующими. Из их церковных традиций и их зависимости от неканонических книг католики разработали доктрину чистилища. Чистилище, согласно католической энциклопедии, является «местом или условием временного наказания для тех, кто, отбывая эту жизнь по Божьей благодати, не полностью свободен от избитых недостатков или не полностью оплатил удовлетворение из-за своих преступлений». с другой стороны, протестанты верят, что, поскольку мы оправданы верой только в Христа и праведность Христа вменяется нам — когда мы умираем, мы пойдем прямо на небеса, чтобы быть в присутствии Господа (2 Коринфянам 5: 6- 10 и Филиппийцам 1:23).

Различия между католицизмом и евангельскими протестантами важны и значительны.

Одним из тревожащих аспектов католической доктрины чистилища является убеждение, что человек может и должен платить за свои собственные грехи. Это приводит к низкому взгляду на достаточность и эффективность искупления Христа на кресте. Проще говоря, римско-католическая точка зрения на спасение подразумевает, что искупление Христа на кресте было недостаточной оплатой за грехи верующих в Него и что даже верующий должен заплатить за свои собственные грехи, либо посредством покаяния или времени в чистилище. Однако Библия учит, что только смерть Христа может удовлетворить или умилостивить Божий гнев против грешников (Римлянам 3:25, Евреям 2:17, 1 Иоанна 2: 2, 1 Иоанна 4:10). Наши дела праведности не могут добавить к тому, что Христос уже совершил.

Павел писал Галатам о борьбе с иудеями (евреи, которые говорили, что языческие христиане должны были соблюдать Закон Ветхого Завета, чтобы спастись). Как иудаисты, католики делают человеческие дела необходимыми для того, чтобы Бог был оправдан, и они заканчиваются совершенно другим Евангелием.

Это наша молитва, что Бог откроет глаза тем, кто верит в учения Католической Церкви. Мы надеемся, что все поймут, что его «дела праведности» не могут оправдать его или освятить его (Исаия 64: 6). Мы молимся, чтобы все вместо этого верят только в то, что мы «оправданы по его благодати благодаря искуплению Христа Иисуса. Бог представил Христа как жертву искупления, через пролитие его крови, чтобы получить веру» (Римлянам 3: 24-25). Бог спасает нас, «не из-за праведных дел, которые мы совершили, а из-за его милости. Он спас нас через стирание возрождения и обновления Святым Духом, которого он излил на нас щедро через Иисуса Христа, нашего Спасителя, так что, оправдавшись Его милостью, мы могли бы стать наследниками, надеющимися на вечную жизнь» (Титу 3: 5-7).

Протестантизм – одна из трех основных христианских конфессий, наряду с православием и католичеством. Помимо консервативной ветви – лютеранство, насчитывает множество других. Баптисты, пятидесятники, кальвинисты – это тоже протестанты. Протестантизм – самая молодая из трех конфессий, появившаяся в XVI веке благодаря Мартину Лютеру.

Как возник протестантизм

Происхождение протестантизм неразрывно связано с Реформацией. Именно так называется движение, которое возникло в XVI веке в католической Церкви Германии. Лидером Реформации стал Мартин Лютер, католический монах, благодаря обучению в Виттенбергском университете, он обладал обширными знаниями в области теологии и других науке. Считается, что монашеский обет Лютер принял, попав под сильный ливень и грозу в поле. Упав на землю, он молился о спасении и пообещал посвятить свою жизнь Богу, если выживет. Будучи ревнителем веры, молодой Лютер был шокирован, свободными нравами, царившими в те Риме в 1511 году.

В костелах продавали индульгенции, поклонялись зачастую поддельным святыням, таким как “шип с тернового венца Спасителя”. Все это стоило немалых денег. Священники вели себя распущенно, а паства не понимала и половины того, что происходит на богослужении. Вернувшись из Рима, пораженный Мартин Лютер решил взяться за изменение установленного порядка в католической Церкви. Он не задумывался о создании новой конфессии, но хотел реформировать старую, считая, что за нагромождением обрядов, Церковь отошла от своего истинного предназначения, и от слова Спасителя.

Долго думая о том, как исправить сложившуюся ситуацию, 31 октября 1517 года, Лютер по распространенной легенде, прибил на дверь Виттенбергской Церкви 95 тезисов, в которых изложил принципы Реформации. Лютер критиковал догмат о Чистилище, требовал отменить индульгенции и позволить мирянам читать Писание на немецком языке. Одним из трудов всей его жизни стал перевод Библии на немецкий. Читать Писание в те времена удавалось только тем, кто знал латынь.

Пока Лютер уединился, чтобы перевести Писание, в стране начались погромы католических храмов. Узнав об этом, Мартин Лютер, вышел, чтобы объявить – он хотел совсем другого. Его женой стала Катарина фон Бора – беглая монахиня (Лютер отверг идею монастырей, по его мнению Христос и апостолы не уходили из мира). Во время суда на Лютером, ему предлагали отказаться от принципов протестантизма. Недолго думая, Мартин Лютер заявил “на том стою и не могу иначе, да поможет мне Бог!”. Приговор к нему не был суровым. Но католическая Церковь не приняла реформы. У Лютера к тому времени появились тысячи последователей. Результатом стало появление новой конфессии – протестантизма.

Основные принципы (тезисы) протестантизма

Основные принципы протестантизма изложены в Аугсбургском исповедании – вероучительном документе лютеран.

  1. Между Богом и человеком существует глубокий разрыв, с помощью рационального мышления человек не способен понять и познать Бога.
  2. Бог Сам открывается человеку, осознавая его немощь.
  3. Только доверившись Иисусу Христу человек может избежать греха, заблуждения и вседозволенности перед лицом Бога.
  4. Библия является нормой и критерием истины для церковной проповеди. Слово Божие существует не только в проповедуемой вести, но проповедь также указывает на письменное Слово, то есть Библию.

Три главных Sola или принципа протестантизма:

  1. Sola Scriptura – «Только Писание» – протестанты не признают Церковного Предания и считают, что Слова Господа вполне достаточно для спасения. О богодухновенности других текстов человек судить не может, поэтому следует ориентироваться только на Священное Писание.
  2. Sola fide – «Только верой» – Спасение дается только по вере, а не по вере и делам и, тем более, не только по делам человека. Протестанты не отрицают, что вера без дел мертва, но с “технической” точки зрения человек спасается верой.
  3. Solus Christus – «Только Христос» – спасение для протестантов только во Христе, лютеране возносят молитвы только Богу и, не отрицая Богородицу и святых, считают, что нет необходимости в их особом “ходатайстве” перед Богом.

Существуют и другие принципы:

  1. Soli Deo gloria – «Только Богу слава» – Церковная иерархия является у протестантов формальной, а пастор это – просто человек, хорошо знающий и понимающий писание. Протестантизм не почитает иконы и святые мощи.
  2. Sola gratia – «Только благодатью» – эта доктрина говорит о том, что человек не может поспособствовать делу своего спасения и спасется лишь благодаря Божественной благодати.
  • Протестантизм разделяет общехристианские представления о бытии Бога, Его триединстве, о бессмертии души, рае и аде.
  • Протестанты признают авторитет лишь первых четырех Вселенских Соборов.
  • Одним из символов протестантизма является “Роза Лютера”.

Протестантизм в современном мире

  • По количеству последователей в христианстве протестантизм уступает только католичеству. В 2010 году в мире было более 800 млн протестантов;
  • Протестанты составляли 37 % всех христиан и 11,6 % всего мирового населения.
  • В 92 странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, а в 49 странах большинство населения называли себя протестантами.
  • В ряде стран протестантские церкви имеют статус «государственных» или «официальных Церквей».

Протестантизм и православие: отличия

  • Православие, в отличие от протестантизма признает Церковное Предание.
  • В православии молятся за умерших, лютеране же считают, что посмертную участь человека решит Господь и молитвы уже не помогут душе человека.
  • Протестанты не признают ряд Таинств, считая их обрядами. При этом при Причастии протестанты консервативного направления (лютеранства) все же принимают Тело и Кровь Христа и считают Евхаристию Таинством.
  • Протестанты не молятся Богородице и святым.
  • У протестантов нет монашества и монастырей, но, человек по своей воле может принять целибат и не вступать в брак.
  • Протестантские кирхи обычно очень аскетичны, вместо куполов имеют шпиль, в кирхе стоят скамейке для прихожан, с которых принято вставать в определенные моменты службы.

Интересный факт о протестантизме

Считается, что Мартин Лютер, лидер Реформации, первым из священнослужителей похоронил самоубийцу на городском кладбище, а не за его пределами, как это было принято. Самоубийцей был мальчик-подросток, и Лютер хотел поддержать его убитых горем родителей. Когда его упрекнули в этом, Лютер ответил: “вы думаете, что этот человек убил себя? А я считаю, что его погубил дьявол”.

Многие историки сомневаются в достоверности этого эпизода.

Протестантизм в России

Первые русские и украинские протестантские общины возникли во второй половине XIX века в нескольких регионах Российской империи: на юге Украины (в Херсонской, Екатеринославской и Киевской губерниях), на территории Закавказья, в Санкт-Петербурге и на территории Левобережной Украины (в Таврической губернии). К началу XX века конфессиональный состав протестантов в России был представлен имевшими государственное признание лютеранами, кальвинистами и меннонитами, а также баптистами и евангельскими христианами, которые на несколько лет получили относительную свободу действий после подписания Указа «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г. и по Манифесту Николая II от 17 октября 1905 г. – Из Википедии.

К сожалению, в России также существовал ряд протестантских сект, таких, как “Свидетели Иеговы”, презентовавших себя в качестве протестантских общин. Консервативные протестанты “лютеране” резко выступают против деструктивных христианских сект.

В богоборческие времена лютеранские пасторы также подвергались гонениям, а кирхи закрывали.

В 1054 году после Великого раскола две ветви христианства стали строить свои взаимоотношения с Богом так, как это, с их точки зрения, и должно быть. Через несколько столетий в среде католиков появились те, кто усомнился в чистоте католической веры. Их назвали протестантами. Еще через несколько веков они предъявили свои претензии и Православной Церкви.

Кто такие протестанты и православные

Протестанты – приверженцы религиозного учения Протестантской церкви, которая откололась от Католической в XVI веке вследствие Реформации.
Православные – верующие христиане, которые исповедуют православную веру и принадлежат к Восточной Церкви, образовавшейся вследствие раскола Вселенской Церкви на две ветви – Западную (Католическую) и Восточную (Православную).

Сравнение протестантов и православных

В чем же разница между протестантами и православными?
Православные признают как абсолютный авторитет и Священное Писание и Священное Предание. Протестанты отрицают Предание, называя его человеческим вымыслом.
Православные крестят младенцев, по словам Господа о том, что кто не родится крещения, не наследует жизнь вечную. Но если человек не был крещен в младенческом возрасте, он может принять это таинство и в старшем возрасте. Протестанты крестятся в сознательном возрасте, так как считают, что крещение немыслимо без покаяния, а ребенок не может дать обещание в верности Богу. Если умирает ребенок, утверждают они, то он попадают сразу в рай, так как не имеет греха.
Иконы, крест, мощи святых – безусловная ценность для любого православного христианина. Известны истории создания первых икон – Нерукотворного образа Христа и образов Богородицы, написанных апостолом Лукой при жизни Пречистой. Протестанты считают это идолопоклонством. Они утверждают, что, молясь перед иконой, человек поклоняется не Богу, а изображенному первообразу.
Православные поклоняются Пресвятой Богородице и святым Божиим угодникам. Протестанты отвергают культ Богородицы и не признают святых, так как они были людьми, хоть и праведной веры, а молиться людям нельзя. Кроме этого, они утверждают, что Дева Мария – образ идеальной христианки, кроткой и послушной, но она – не божество.
Православные не берутся сами толковать Библию. Чтобы лучше знать Писание, христианин может обратиться к толкованиям его святыми отцами церкви. Протестанты считают, что человек сам может толковать себе тексты Священного Писания, тщательно изучая их.
Для православного христианина существует двойственное понятие Церкви. Это, во-первых, собрание верующих, обращающих свои молитвы к Богу. Возносить эти соборные молитвы верующие собираются в храме, или, другими словами, в церкви. Храм для верующих православных – святыня, где нет места скверне. Там присутствует Сам Бог.
Для протестантов церковь – невидимое духовное сообщество людей, не стены, и не крыша. Они могут проводить собрания в кинотеатрах, на стадионах и неважно, какое мероприятие проводилось в этом месте перед тем.
Протестанты не признают крестного знамения, так как этому не учит Библия. Для православных крестное знамениеособый знак, символизирующий принадлежность к христианской вере, защита, ограждение от злого. Протестанты не носят нательного крестика.
Протестанты считают, что спасение человека совершилось на Голгофе. Человеку остается только уверовать и с того момента получить полную уверенность во спасении. Неважно, насколько грешную жизнь он вел до этого и, возможно, будет продолжать вести. Православные считают, что жизнь человеку дана для покаяния и нравственного роста. Спасение будет зависеть от этого.
Протестанты отрицают учение о посмертных мытарствах души, не отпевают усопших и не молятся о них. Православные постоянно поминают в своих молитвах умерших ранее, существует специальный чин отпевания, а душа, по их мнению, после смерти проходит мытарства.

TheDifference.ru определил, что отличие протестантов от православных заключается в следующем:

Для православных абсолютный авторитет – Священное Писание и Священное Предание. Протестанты признают только Писание.
Православные считают, что для спасения важен личный нравственный подвиг. Протестанты утверждают, что достаточно одной только веры.
Протестанты не признают крестного знамения.
Протестанты толкуют Библию сами, не опираясь на духовный опыт людей праведной веры, как это принято у православных.
Богослужения православные проводят в храмах. Для протестантов место собрания особой роли не играет.
Протестанты отрицают православное учение о мытарствах души, не отпевают усопших и не молятся о них.
Протестанты не признают божества Пресвятой Богородицы, святых, а также отрицают иконы и другие знаки христианской символики.
Протестанты не носят нательного крестика. Православные даже в исключительных случаях не снимают с себя креста.
Протестанты крестятся только в сознательном возрасте. Православные крестят даже младенцев.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Торт черепаха со сметаной Торт черепаха со сметаной Инструкция о ведении ученических дневников Инструкция о ведении ученических дневников Академия федеральной службы безопасности российской федерации Академия федеральной службы безопасности российской федерации