Михаил Барятинский - Лёгкий танк Pz.38(t). Описание конструкции Т 38 танк чехия

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Современные боевые танки России и мира фото, видео, картинки смотреть онлайн. В данной статье дается представление о современном танковом парке. В его основу положен принцип классификации, используемый в наиболее авторитетном на сегодняшний день справочнике, но в несколько измененном и улучшенном виде. И если последний в своем первозданном виде еще можно встретить в армиях целого ряда стран, то другие уже стали музейным экспонатом. И всего-то в течение 10 лет! Идти по стопам справочника Jane’s и не рассматривать эту боевую машину (весьма кстати любопытную по конструкции и ожесточенно обсуждаемую в свое время), составлявшую основу танкового парка последней четверти XX века, авторы посчитали несправедливым.

Фильмы про танки где до сих пор нет альтернативы этому виду вооружений сухопутных войск. Танк был и, вероятно, надолго останется современным оружием благодаря возможности сочетать в себе такие, казалось бы, противоречивые качества, как высокая подвижность, мощное вооружение и надежная защита экипажа. Эти уникальные качества танков продолжают постоянно совершенствоваться, а накопленные за десятилетия опыт и технологии предопределяют новые рубежи боевых свойств и достижений военно-технического уровня. В извечном противостоянии «снаряд - броня», как показывает практика, защита от снаряда все более совершенствуется, приобретая новые качества: активность, многослойность, самозащищенность. В то же время снаряд становится более точным и мощным.

Русские танки специфичны тем, что позволяют уничтожить противника с безопасного для себя расстояния, имеют возможность совершать быстрые маневры по бездорожью, зараженной местности, могут «пройтись» по территории, занятой противником, захватить решающий плацдарм, навести панику в тылу и подавить врага огнем и гусеницами. Война 1939-1945 гг стала наиболее тяжелым испытанием для всего человечества, так как в нее были вовлечены почти все страны мира. Это была битва титанов – ют самый уникальный период, о котором спорили теоретики в начале 1930-х и в ходе которого танки применялись в больших количествах практически всеми воюющими сторонами. В это время проходила "проверка на вшивость" и глубокое реформирование первых теорий применения танковых войск. И именно советские танковые войска все это затронуто в наибольшей степени.

Танки в бою что стали символом прошедшей войны, становым хребтом советских бронетанковых войск? Кто и в каких условиях создавал их? Каким образом СССР, потерявший большую часть своих европейских территорий и с трудом набиравший танки для обороны Москвы, смог уже в 1943 г выпустить на поля боев мощные танковые соединения?На эти вопросы призвана дать ответ эта книга, повествующая о развитии советских танков "в дни испытаний", с 1937-го по начало 1943 г. При написании книги использованы материалы архивов России и частных коллекций танкостроителей. В нашей истории был период, который отложился в моей памяти с каким-то гнетущим чувством. Он начался с возвращения наших первых военных советников из Испании, а прекратился только в начале сорок третьего, – рассказывал бывший генеральный конструктор САУ Л. Горлицкий, – ощущалось какое-то предгрозовое состояние.

Танки второй мировой войны именно М. Кошкин, чуть ли не подпольно (но, конечно, при поддержке "мудрейшего из мудрых вождя всех народов"), смог создать тот танк, что спустя несколько лет повергнет в шок немецких танковых генералов. И мало того, он не просто создал его, конструктору удалось доказать этим глупцам-военным что именно его Т-34 нужен им, а не очередной колесно-гусеничный "автострадник. Автор находится на несколько иных позициях, которые сформировались у него после знакомства с предвоенными документами РГВА и РГАЭ. Поэтому, работая над этим отрезком истории советского танка, автор неизбежно будет противоречить кое-чему "общепринятому". Данная работа описывает историю советского танкостроения в самые трудные годы – от начала радикальной перестройки всей деятельности конструкторских бюро и наркоматов в целом, во время бешеной гонки по оснащению новых танковых соединений РККА, перевода промышленности на рельсы военного времени и эвакуации.

Танки википедия автор хочет выразить свою особую благодарность за помощь в подборе и обработке материалов М. Коломийцу, а также поблагодарить А. Солянкина, И. Желтова и М. Павлова, – авторов справочного издания "Отечественные бронированные машины. XX век. 1905 – 1941", так как эта книга помогла понять судьбу некоторых проектов, неясную прежде. Также хочется вспомнить с благодарностью те беседы с Львом Израэлевичем Горлицким, бывшим главным Конструктором УЗТМ, которые помогли по новому взглянуть на всю историю советского танка в годы Великой Отечественной войны Советского Союза. У нас сегодня почему-то принято говорить о 1937 -1938 гг. только с точки зрения репрессий, но мало кто вспоминает, что именно в этот период были рождены те танки, что стали легендами военной поры…" Из воспоминачий Л.И. Горлинкого.

Советские танки подробная оценка о них того времени звучала из многих уст. Многие старые люди вспоминали, что именно с событий в Испании всем стало ясно, что война все ближе подбирается к порогу и воевать придется именно с Гитлером. В 1937 г. начались массовые чистки и репрессии в СССР и на фоне этих непростых событий советский танк начал превращаться из "механизированной кавалерии" (в которой одно из его боевых качеств выпячивалось за счет снижения других) в сбалансированную боевую машину, обладающую одновременно мощным вооружением, достаточным для подавления большинства целей, хорошей проходимостью и подвижностью при броневой защите, способной сохранить его боеспособность при обстреле наиболее массовыми противотанковыми средствами вероятного противника.

Большие танки рекомендовалось вводить в состав дополнительно только специальные танки – плавающие, химические. Бригада имела теперь 4 отдельных батальона по 54 танка и была усилена за счет перехода от трехтанковых взводов к пятитанковым. Кроме того, Д. Павлов обосновал от каз от формирования в 1938 г. к четырем имеющимся мехкорпусам еще трех дополнительно, считая, что эти соединения немобильны и трудноуправляемы, а главное – требуют иной организации тылов. Тактико-технические требования к перспективным танкам, как и ожидалось, были скорректированы. В частности, в письме от 23 декабря начальнику КБ завода № 185 им. С.М. Кирова новый начальник потребовал усилить бронирование новых танков с тем, чтобы на дистанции 600-800 метров (эффективная дальность).

Новейшие танки мира при проектировании новых танков необходимо предусмотреть возможность увеличения уровня броневой защиты во время модернизации по крайней мере на одну ступень…" Эта задача могла быть решена двумя путями Во-первых, увеличением толщины броневых листов и, во-вторых, "применением брони повышенной сопротивляемости". Нетрудно догадаться, что второй путь считался более перспективным, так как применение особым образом упрочненных броневых листов, или даже двухслойной брони, могло при сохранении прежней толщины (и массы танка в целом) поднять ее стойкость в 1,2-1,5 раза. Именно этот путь (применение особо упрочненной брони) и был выбран в тот момент для создания новых типов танков.

Танки СССР на заре танкового производства наиболее массово применялась броня, свойства которой по всем направлениям были идентичны. Такая броня называлась гомогенной (однородной), и с самого начала броневых дел мастера стремились к созданию именно такой брони, ведь однородность обеспечивала стабильность характеристик и упрощала обработку. Однако в конце XIX века было замечено, что при насыщении поверхности броневой плиты (на глубину от нескольких десятых долей до нескольких миллиметров) углеродом и кремнием ее поверхностная прочность резко повышалась, тогда как остальная часть плиты оставалась вязкой. Так в обиход вошла гетерогенная (неоднородная) броня.

Военные танки применение гетерогенной брони было очень важно, так как увеличение твердости всей толщи броневого листа приводило к уменьшению его упругости и (как следствие) к увеличению хрупкости. Таким образом, наиболее прочная броня при прочих равных условиях оказывалась очень хрупкой и часто кололась даже от разрывов осколочно-фугасных снарядов. Поэтому на заре броневого производства при изготовлении гомогенных листов задача металлурга заключалась в том, чтобы достичь максимально возможной твердости брони, но при этом не потерять ее упругости. Поверхностно упрочненная насыщением углеродом и кремнием броня была названа цементированной (цементованной) и считалась в то время панацеей от многих бед. Но цементация – процесс сложный, вредный (например, обработка раскаленной плиты струей светильного газа) и сравнительно дорогой, и потому его освоение в серии требовало больших затрат и повышения культуры производства.

Танк военных лет даже в эксплуатации эти корпуса были менее удачными, чем гомогенные, так как без видимых на то причин в них образовывались трещины (преимущественно в нагруженных швах), да и ставить заплатки на пробоины в цементованных плитах в ходе ремонта было весьма затруднительно. Но все же ожидалось, что танк, защищенный 15-20-мм цементованной броней, будет эквивалентен по уровню защиты такому же, но укрытому 22-30-мм листами, без значительного увеличения массы.
Также к середине 1930-х в танкостроении научились упрочнять поверхность сравнительно тонких бронеплит неравномерной закалкой, известной с конца XIX века в судостроении как "метод Круппа". Поверхностная закалка приводила к значительному увеличению твердости лицевой стороны листа, оставляя основную толщу брони вязкой.

Как стреляют танки видео до половины толщины плиты, что было, конечно, хуже, чем цементация, так как при том, что твердость поверхностного слоя была выше, чем при цементации, упругость листов корпуса значительно снижалась. Так что "метод Круппа" в танкостроении позволял поднять прочность брони даже несколько больше, чем цементация. Но та технология закалки, что применялась для морской брони больших толщин, уже не годилась для сравнительно тонкой брони танков. До войны этот способ почти не применялся в нашем серийном танкостроении из-за трудностей технологического характера и сравнительно высокой стоимости.

Боевое применение танков наиболее отработанной для танков была 45-мм танковая пушка обр 1932/34 гг. (20К), и до событии в Испании считалось, что ее мощности вполне хватает для выполнения большинства танковых задач. Но бои в Испании показали, что 45-мм орудие может удовлетворять только задаче борьбы с вражескими танками, так как даже обстрел живой силы в условиях гор и леса оказывался малоэффективным, а уж вывести из строя окопанную вражескую огневую точку можно было только в случае прямого попадания. Стрельба же по укрытиям и ДЗОТам была неэффективна вследствие малого фугасного действия снаряда массой всего около двух кг.

Виды танков фото чтобы даже одно попадание снаряда надежно выводило из строя противотанковую пушку или пулемет; и в-третьих, чтобы увеличилось пробивное действие танковой пушки по броне вероятного противника, так как на примере французских танков (уже имевших толщину брони порядка 40-42 мм) стало ясно, что броневая защита иностранных боевых машин имеет тенденцию к значительному усилению. Для этого существовал верный путь – увеличение калибра танковых пушек и одновременное увеличение длины их ствола, так как длинная пушка большего калибра ведет огонь более тяжелыми снарядами с большей начальной скоростью на большее расстояние без исправления наводки.

Лучшие танки мира имели пушку большого калибра, также имеет большие размеры казенной части, значительно больший вес и увеличенную реакцию отдачи. А это требовало увеличения массы всего танка в целом. Кроме того, размещение в замкнутом объеме танка больших по габаритам выстрелов приводило к снижению возимого боекомплекта.
Положение усугублялось тем, что в начале 1938 г. вдруг оказалось, что дать заказ на проектирование нового, более мощного танкового орудия просто некому. П. Сячинтов и вся его конструкторская группа были репрессированы, так же как и ядро КБ "Большевика" под руководством Г. Магдесиева. На воле осталась лишь группа С. Маханова, который с начала 1935 г. пытался довести свое новое 76,2-мм полуавтоматическое единое орудие Л-10, да коллектив завода № 8 неспешно доводил "сорокапятку".

Фото танков с названиями количество разработок велико, но в серийное производство в период 1933-1937 гг. не принят ни один…". В самом деле, ни один из пяти танковых дизелей воздушного охлаждения, работа над которыми велась в 1933-1937 гг. в двигательном отделе завода № 185, доведен до серии не был. Более того, несмотря на решения на самых верхних уровнях о переходе в танкостроении исключительно на дизельные двигатели, процесс этот сдерживался рядом факторов. Конечно, дизель имел значительную экономичность. Он расходовал меньшее количество топлива на единицу мощности в час. Дизельное топливо менее подвержено возгоранию, так как температура вспышки его паров была весьма высока.

Новые танки видео даже наиболее доведенный из них танковый двигатель МТ-5 требовал для серийного выпуска реорганизации двигательного производства, что выражалось в постройке новых цехов, поставках передового иностранного оборудования (своих станков нужной точности еще не было), финансовых инвестициях и укреплении кадров. Планировалось, что в 1939-м этот дизель мощностью 180 л.с. пойдет на серийные танки и артиллерийские тягачи, но из-за следственных работ по выяснению причин аварий танковых двигателей, которые длились с апреля по ноябрь 1938 г., эти планы выполнены не были. Также была начата и разработка немного увеличенного по высоте шестицилиндрового бензинового мотора № 745 мощностью 130-150 л.с.

Марки танков удельными показателями, вполне устраивавшими танкостроителей. Испытания танков проводились по новой методике, специально разработанной по настоянию нового начальника АБТУ Д. Павлова применительно к боевой службе в военное время. Основой испытаний был пробег протяженностью 3-4 дня (не менее 10-12 часов ежедневного безостановочного движения) с однодневным перерывом для техосмотра и производства восстановительных работ. Причем ремонт разрешалось производить только силами полевых мастерских без привлечения заводских специалистов. Далее следовала "площадка" с препятствиями, "купание" в воде с дополнительной нагрузкой, имитировавшей пехотный десант, после чего танк отправлялся на обследование.

Супер танки онлайн после работы по улучшению, казалось, снимали с танков все претензии. И общий ход испытаний подтвердил принципиальную правильность основных изменений конструкции – увеличение водоизмещения на 450-600 кг, применение двигателя ГАЗ-М1, а также трансмиссии и подвески "Комсомольца". Но в ходе испытаний в танках вновь проявились многочисленные мелкие дефекты. Главный конструктор Н. Астров был отстранен от работ и в течение нескольких месяцев находился под стражей и следствием. Кроме того, танк получил новую башню улучшенной защиты. Измененная компоновка позволила разместить на танке больший боекомплект к пулемету и два маленьких огнетушителя (прежде огнетушителей на малых танках РККА не было).

Танки США в рамках работ по модернизации, на одном серийном образце танка в 1938-1939 гг. прошла испытания торсионная подвеска, разработанная конструктором КБ завода № 185 В. Куликовым. Она отличалась конструкцией составного короткого соосного торсиона (длинные моноторсионы нельзя было использовать соосно). Однако такой короткий торсион на испытаниях показал недостаточно хорошие результаты, и потому торсионная подвеска в ходе дальнейших работ не сразу проложила себе дорогу. Преодолеваемые препятствия: подъемы не менее 40 градусов, вертикальная стенка 0,7м, перекрываемый ров 2-2,5 м".

Ютуб про танки работы по изготовлению опытных образцов двигателей Д-180 и Д-200 для разведывательных танков не ведутся, ставя под угрозу выпуск опытных образцов". Оправдывая свой выбор, Н. Астров говорил, что колесно-гусеничный неплавающий разведчик (заводское обозначение 101 или 10-1), равно как и вариант танка-амфибии (заводское обозначение 102 или 10-2), являются компромиссным решением, так как удовлетворить требованиям АБТУ в полной мере не представляется возможным. Вариант 101 представлял собой танк массой 7,5 т с корпусом по типу корпуса, но с вертикальными бортовыми листами цементованной брони толщиной 10-13 мм, так как: "Наклонные борта, вызывая серьезное утяжеление подвески и корпуса, требуют значительного (до 300мм) уширения корпуса, не говоря уже об усложнении танка.

Видео обзоры танков в которых силовой агрегат танка планировалось выполнить на базе 250-сильного авиамотора МГ-31Ф, который осваивался промышленностью для сельскохозяйственных самолетов и автожиров. Бензин 1-го сорта размещался в танке под полом боевого отделения и в дополнительных бортовых бензобаках. Вооружение полностью отвечало заданию и состояло из спаренных пулеметов ДК калибра 12,7-мм и ДТ (во втором варианте проекта значится даже ШКАС) калибра 7,62-мм. Боевая масса танка с торсионной подвеской составляла 5,2 т, с рессорной – 5,26 т. Испытания прошли с 9 июля по 21 августа по методике, утвержденной в 1938 г., причем особое внимание уделялось танкам.

В середине 30-х гг., в период модернизации чешской армии, военное ведомство привлекло большие средства для увеличения числа легких танков. Как уже говорилось выше, "подмоченная" репутация танка LT vz 35, произведенного фирмой «Шкода», препятствовала увеличению выпуска этой модели. Поэтому министерство вооружения объявило о конкурсе проектов на создание нового улучшенного легкого танка. Две модели представила "Шкода", еще четыре - ЧКД. Военные предпочли модель TNHP-S, производства фирмы ЧКД, Первоначально фирма предназначала свой танк на экспорт, однако он оказался востребован чешской армией.

Новый танк с честью выдержал трехмесячные испытания, продемонстрировав способность пройти более 5584 км (из них 1553 км по пересеченной местности) без сколько-нибудь серьезных поломок". Кроме того, танк оказался очень прост в обслуживании, ему требовалось всего полчаса ежедневного ухода. По результатам испытаний в июле 1938 г. 150 боевых машин этой модели были заказаны чешской армией, и новый танк получил название LT vz 38. Первые 20 танков появились на свет уже в конце 1938 г. Однако неблагоприятная внешнеполитическая ситуация привела к тому, что дальнейшее производство LT vz 38 было заморожено". Только в конце мая 1939 Г, после оккупации Чехословакии, возобновился выпуск этих танков для нужд гитлеровской Германии. 22 мая 1939 г. появились на свет девять серийных машин. Новые танки произвели неизгладимое впечатление на немцев. Они по всем параметрам превосходили немецкие PzKpfw 1 и PzKpfw II.

Руководство вермахта потребовало от фирмы ВММ (Bohmisch-Mahrische-Maschinenfabrik - так немцы назвали ЧКД) немедленно закончить заказ на 150 машин и приниматься за производство еще 325 единиц. На немецкой службе чешский танк получил название PzKpfw 38(t).

Стоит заметить, танк PzKpfw 38(t) а именно чешский легкий танк LT vz 38 изобрел русский инженер-конструктор Сурин Алексей Михайлович (закончил Политехнический институт в Киеве), который после Октябрьской революции эмигрировал в Чехию, где и основался. По сути, Сурин изобрел танк LT vz 38, который изобрел русский танк, который воевал против России.

Предоставим слово отставному полковнику Икену: «Чешские офицеры в Миловицах рассказали нам о замороженном серийном производстве нового легкого танка. Этот танк, впоследствии получивший название PzKpfw 38(t), имел боевую массу 9,7 тонны и вооружение, сходное с моделью PzKpfw 35(t). Высшее командование вермахта пока ничего не знало о новом танке. По окончании нашего визита в Миловицы мы, не снимая формы и личного оружия, посетили завод ЧКД, пионера Богемско-Моравской тяжелой индустрии. С 1907 г. под именем Пражского автомобильного завода это предприятие: выпускало различные транспортные средства - автомобили, тяжелые грузовики и трактора. Кстати, именно этот завод произвел впечатление солидного, но очень старого предприятия.

Типичная картина периода окончания словацкого восстания 1944 г. Дороги усеяны подбитыми остовами немецких танков, включая такие, как этот словацкий PzKpfw 38(t). Немцам потребовалось два месяца, чтобы подавить восстание, оставшиеся в живых повстанцы в октябре 1944 г. ушли в Татры. Ныне на площади города Банска Быстрица, бывшего центра вооруженного восстания, в намять о событиях 1944 г., стоит танк PzKpfw 38(t)S.

Вахтер на ломаном немецком объяснил нам, что завод закрыт, а все работы остановлены. Однако, впечатленный нашими требованиями, он вызвал инженеров из проектного отдела. Несмотря нa отсутствие у нас соответствующих документов, эти люди любезно согласились показать нам завод. Во время экскурсии они рассказали о новом танке, только недавно запущенном в серийное производство. Я сразу же оценил преимущества этого танка с ведущими передними колесами, новой трансмиссией Вильсона, с четырьмя парами опорных катков, с листовыми рессорами и эффективной полуавтоматической 37-мм пушкой. Я немедленно доложил о новом танке майору Томалю, танковому эксперту при ОКХ (*ОКХ - Oberkommando des Heeres - Верховное командование сухопутными войсками Германии. - Прим. пер.). Немедленно была создана комиссия ОКХ в составе членов комитетов по совершенствованию вооружений WA Pruf 6 и распределению военных заказов WAB6.

В апреле 1939 г. комитет по вооружениям принял решение о передаче фирмы ЧКД под свою юрисдикцию. С этого момента фирма была переименована в ВММ. Аннексия прошла без эксцессов и сопротивления со стороны персонала фирмы. В том же апреле со сборочных линий ВММ сошли первые 100 танков PzKpfw 38(1). Несмотря на очевидные достоинства этих простых и надежных машин, комитет по танкостроению WA Pruf 6 не оказывал должной поддержки их производству, по крайней мере, до тех пор, пока не сосредоточил в своих руках все вопросы их использования на службе вермахта.

Глава этого ведомства, полковник Вильгельм Филиппе, впоследствии принявший командование 2-м танковым полком, с 1937 г. отвечал за развитие немецкого танкостроения. Именно в его компетенции было обеспечение адаптации танка PzKpfw 35(t) к нуждам наших бронетанковых войск. В рекордно короткие сроки он решил эту проблему, высвободив место для четвертого члена экипажа и обеспечив танк новой немецкой радиостанцией, с успехом применявшейся и на танках PzKpfw 38(t).

Модификации танка PzKpfw 38(t)

Первые 150 танков PzKpfw 38(t) Ausf А были произведены ВММ в период с мая по ноябрь 1939 г. В целом этот танк был идентичен TNHP-S, однако имелись и незначительные отличия. За счет уменьшения боекомплекта для пушки на 18 снарядов - с 90 до 72 удалось выкроить место для заряжающего, тем самым увеличив экипаж до четырех человек. С января по ноябрь 1940 г. появляются на свет еще 325 танков Ausf В, С и D. От предшествующей модели PzKpfw 38(c) Ausf А эти танки отличало наличие дымовых шашек на корме и отсутствие на левом борту боевой поручневой антенны, которая позволяла неприятелю легко определять местоположение танка.

Между ноябрем 1940 г. и октябрем 1941 г. появляются 525 танков новых Ausf Е и Е Учитывая опыт боевых действий в Польше, выявивший слабость бронирования немецких танков, броневая защита новых машин была увеличена до
25 мм (в лобовой части корпуса) и 15 мм (на бортах).(* Поданным отечественных источников, на танках PzKpfw 38(t) Ausf E лобовая броня корпуса и башни была увеличена до 50 мм, а бортовая броня - до 30 мм. См. Panzer 38(t). История создания и применения. М. Восточный фронт, 1996, с. 7. -Прим. ред.)

Следом появляется серия PzKpfw 38(t) S - экспортный вариант, идентичный по конструкции Ausf А -С.В. 1939 г., еще до оккупации Чехословакии, Швеция разместила в ЧКД заказ на 90 машин типа TNHP-S, однако немцы присвоили уже произведенные танки. Только в 1940 г. они согласились продать шведам лицензию на производство PzKpfw 38(t). Последней серийной модификацией стал танк PzKpfw 38(t) G, весивший 9,5 тонны. Когда производство PzKpfw 38(t) было закончено, невостребованные шасси последней модификации использовали для создания самоходных противотанковых орудий.
Всего было произведено 1411 танков PzKpfw 38(t) (не считая трех прототипов). В начале 1942 г. появилось несколько разведывательных танков типа PzKpfw 38(t) Neuer Art (нового образца) с усиленным бронированием (до 35мм) и 8-цилиндровым двигателем «Прага». Этот 15-тонный танк мог развивать предельную скорость порядка 62 км/ч. Однако до серийного производства дело не дошло, и даже уже созданные танки так никогда и не появились в войсках.

Общее описание конструкции танка PzKpfw 38(t)

Танк PzKpfw 38(t) Ausf А имел боевую массу 9,4 тонны, был рассчитан на четырех человек экипажа (командир-стрелок, радист, механик-водитель и стрелок-заряжающий). Основное вооружение -37-мм полуавтоматическая противотанковая пушка «Шкода» (немецкое обозначение - 37-мм KwK 37(t). Дополнительное вооружение состояло из двух 7,92-мм пулеметов ZB-53, один из которых размещался в башне независимо от пушки, а второй, курсовой, - в лобовой части корпуса. Пулемет, расположенный в башне, обслуживался заряжающим и мог весnи огонь как одновременно с пушкой, так и самостоятельно. Второй пулемет был закреплен за радистом, а в особых случаях из нero вел огонь водитель.

Толщина брони составляла 25 мм в лобовой части корпуса и башни, 15 мм - на корме и по бортам, 10 мм - крыша танка. В качестве силовой установки танк оснащался 6-цилиндровым карбюраторным двигателем "Прага" ЕРА с жидкостным охлаждением и мощностью 125 л. с. при 2200 об./мин, планетарной коробкой передач и двухступенчатым механизмом поворота. Танк PzKpfw 38(t) развивал максимальную скорость 40 км/ч при запасе хода в 250 км.

Ходовая часть (с одного борта) состояла из четырех пар обрезиненных опорных катков большого диаметра, сблокированных по два на листовых горизонтальных рессорах с механическими амортизаторами. Каждый каток имел независимую подвеску на полуэллиптических листовых рессорах. В передней части корпуса находились ведущие колеса, а в задней - колесо натяжения гусеницы. В верхней части подвески располагались еще два сдвоенных маленьких поддерживающих катка. Стальные гусеницы шириной 293 мм снабжались дополнительными шипами для придания танку дополнительной устойчивости в условиях гололеда и снежных заносов. Управление танком облегчала удобная пятискоростная коробка передач «Прага - Вильсон».

Башня PzKpfw 38(t) не имела силового привода, поэтому перемещение пушки в вертикальное положение, а также поворот башни осуществлялись вручную. Для управления огнем командир танка имел в своем распоряжении перископ и телескопический прицел тип 2.6. Стрельба велась с углами склонения/возвышения от - 10 гр. до +25°. Командир танка располагал также командирской башенкой с четырьмя смотровыми щелями, место командира оборудовалось перископом. Радиостанция Fu 5 размещалась слева в передней части корпуса. Поскольку конструкцию танка пришлось приспосабливать для размещения дополнительного члена экипажа, отсек для радиста оказался крайне тесным и неудобным. PzKpfw 38(t) Ausf А имел штыревую трехметровую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности 5 км, и дополнительную поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Система внутренней связи в танке не была предусмотрена, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи цветных лампочек (красной, зеленой и синей) и соответствующих кнопок. Впоследствии эти кнопки покрасили в цвета сигналов, чтобы можно было осуществлять связь в темноте.

PzKpfw 38(t) на испытаниях в Великобритании

В 1939 г, фирма ЧКД, стремясь выйти на британский рынок вооружений, предложила англичанам оценить качества своего нового танка TNHP-S. Изготовленный из мягкой стали прототип был отправлен морем на испытания в Англию. В танковом музее в Бовингтоне я нашел подробный отчет об испытаниях чешского танка и с удовольствием познакомлю своих читателей с выдержками из него. Забегая вперед, скажу, что в целом новый танк англичанам не понравился. Несмотря на то, что TNHP-S во многом превосходил современные ему английские машины и мог сравниться лишь с самой последней моделью крейсерского танка А-9, англичане нашли массу недостатков в его конструкции. Однако обратимся к документу:

«За период испытаний - с 17 по 29 марта 1939 г. - танк прошел 291 км, из них 103 км по пересеченной местности. Обзор командира танка неудовлетворителен, расположение перископа и четырех смотровых щелей не позволяете точностью определить расстояние до цели. В целом позиция командира удовлетворительна, хотя расположение гашетки мешает занять удобное положение за орудием. Местоположение рации очень мешает пулеметчику, сидящему в башне. Конструкция башни неудовлетворительна. Позиция водителя в целом удовлетворительна, хотя при движении на марше один из членов экипажа должен сидеть сзади, выполняя роль штурмана. В остальном же место механика-водителя расположению и оборудовано удачно.

Вентиляция плохая, при движении в танке сильно чувствуется запах выхлопных газов. Ручной тормоз действует очень быстро, поэтому во время движения в колонне требуется особая осторожность. В нормальных условиях танк почти не заносит, он устойчив даже при движении на предельной скорости. Машина легко осуществляет повороты, нормально идет задним ходом, но при спуске с препятствий ход становится тяжелым и жестким. Мощность двигателя оптимальная.
Конструкция шасси не позволяет использовать его в качестве орудийной площадки. Очень качественные рессоры позволяют танку мягко двигаться по пересеченной местности. Плавный ход напоминает движение нашего крейсерского танка А-9 I. Максимальная скорость танка на трассе № 12 составила 10 миль в час. Способность преодолевать препятствия достаточно высокая. Танк одолел поток глубиной 5 футов, прошел 7-футовую траншею с отвесными скатами, но не смог взобраться на песчаный холм высотой 4 фута. Максимальная высота препятствия, которое танк способен преодолеть без затруднений, составляет 2 фута 10 дюймов. Выхлопы негромкие. При движении по пересеченной местности танк идет тихо, зато на дороге гусеницы издают очень сильный грохот. Гусеницы не новые, но износ не большой. В целом гусеницы высокого качества, натяжение хорошее, при движении не соскакивают.

Башня не имеет силового привода и поворачивается стрелком вручную. Впрочем, учитывая балансировку башни, это представляется весьма проблематичным и в любом случае требует огромных мускульных усилий... Командиру танка крайне неудобно заряжать орудие или прочищать его в случае засорения, однако, если эту работу будет выполнять третий член экипажа, ему придется действовать в еще более сложном положении. Из боекомплекта удобно расположены лишь ящик со снарядами для 37-мм пушки. Пулеметная лента для башенного пулемета при стрельбе прямо по ходу или левее мешает водителю.

В целом конструкторский замысел и качество его исполнении можно признать достаточно высокими, но не выдающимися. Затраты на производство этого танка должны быть меньше, чем для А-9. В наших танках гораздо выше требования к удобствам экипажа и возможности быстрой эвакуации раненых. В заключение следует отметить, что данная машина по своим качествам приближается к нашим крейсерским танкам, но имеет существенные недостатки в организации боевого отделения, расположении членов экипажа и общей боеспособности.Вот примерные варианты решения проблемы оптимального размещения членов экипажа и повышения боеспособности танка.

Как видно из таблицы, непродуманное расположение экипажа приводит к тому, что во время движения танк остается без огневого обеспечения, а во время остановки теряет способность маневрировать. Предлагаемые ниже вари

анты решения этой проблемы осуществимы лишь при существенном увеличении внутрибшенного пространства или включении четвертого танкиста в экипаж танка. Если ведущие колеса и двигатель расположить сзади, можно избавиться от карданного вала и тем самым опустить вращающийся пол башни. Настоящая конструкция пола представляет плохую опору для ног стрелка и заряжающего... Стрелку крайне неудобно одной рукой заряжать пушку, поэтому скорострельность не превышает 6-8 выстрелов в минуту. Стрелок не в состоянии заряжать спаренный пулемет. Повысить темп стрельбы можно, объединив обязанности заряжающего и стрелка из башенного пулемета, но в таком случае этому танкисту придется за-нять еще более неудобное положение. При наличии заряжающего в кормовой нише башни не придется располагать такой большой боекомплект, что позволит установить там радиостанцию.

Танк легко управляется, имеет плавный ход, но на пересеченной местности подпрыгивает. Из этого следует, что во время продвижения по незнакомой территории экипаж рискует получить серьезные травмы. Жесткость подвески вызывает такую сильную тряску в башне, что при скорости свыше 5 миль в час невозможно заряжать орудия. На этой скорости стрельба очень слабая. Кроме того, существует еще целый ряд факторов, снижающих боевую мощь танка. Среди них: неудачный стреляющий механизм танкового орудия, неудовлетворительное крепление пушки, некачественный телескоп, слабость систем наблюдения за стрельбой, несовершенная балансировка пушки. В целом боевое
отделение танка намного хуже, чем у наших легких танков с Км V no MK VI В».

Когда я дошел до этих строк, мне на память пришла лисица из известной басни. "Зелен виноград" - хочется повторить вслед за ней и напомнить читателям, что на тот момент у английских легких танков вообще не было танковых пушек (!!!), и они вооружались одними пулеметами!

Боевая летопись танка PzKpfw 38(t)

Боевое крещение танки PzKpfw 38(t) Ausf А получили в период польской кампании, действуя в составе 67-го танкового батальона 3-й легкой дивизии. Из 59 машин PzKpfw 38(t) 7 были выведены поляками из строя, но впоследствии их удалось отремонтировать". Несколько PzKpfw 38(t) в апреле 1940 г. принимали участие в операции «Вессерюбунг» - вторжении в Норвегию. Однако очень скоро они были отозваны с норвежского фронта и спешно переброшены на новый - французский. К началу наступления на Францию PzKpfw 38(0 уже находились в строю 7-й и 8-й танковых дивизий (всего 229 единиц).
На этот раз потери были намного ощутимее, чем в Польше (" Поданным отечественных источников, только 7-я германская танковая дивизия потеряла в боях во Франции танков PzKpfw 38(t) См. Panzer 38(t).), но, поскольку большинство танков снова удалось отремонтировать, ущерб оказался невелик.

Совершенно иная судьба ожидала чешские танки в России. Чарльз К. Климент и Хилари Л. Доул в своей монографии приводят данные о потере 796 танков PzKpfw 38(t) в первые шесть месяцев боевых действий. Принимая во внимание то обстоятельство, что на тот момент чешские танки составляли больше четверти всех машин панцерваффе, можно представить масштаб понесет кого урона. Первые же месяцы операции «Барбаросса» заставили немецкое командование сделать неутешительный вывод о том, что PzKpfw 38(t), так же, как и PzKpfw 35(t), совершенно не приспособлен для ведения танковых операций в условиях России. Пришлось срочно искать новое применение оставшимся машинам и шасси. Какое-то количество чешских танков было передано союзникам Германии (" Часть танков PzKpfw 38(t) Германия Продала Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии. См. Указ. соч., с. 33- - Прим. ред.), оставшиеся в строю PzKpfw 38(t) использовались в полицейских целях для обеспечения порядка на оккупированных территориях, а также для борьбы с партизанами. Большое количество nанков этого типа после демонтажа башен использовалось в качестве шасси для самоходных артиллерийских установок. Снятые с танков башни применялись в качестве элементов для береговых фортификационных сооружений (например, на Корсике и в Италии).

Полковник в отставке Генрих Вуст так вспоминает о боевом пути PzKpfw 38(t) в своих мемуарах "Танковый марш из Праги в Эйзенах": «Осенью 1939 г., в польскую кампанию, старые добрые крупповские PzKpfw I окончательно отправились на покой, а взамен мы получили PzKpfw II, PzKpfw IV и совершенно новые чешские машины PzKpfw 38(t).

150-мм тяжелое пехотное орудие "Бизон". Создано на базе шасси PzKpfw 38(t) сразу двух Ausf - Н и М. Самоходка вооружалась 150-мм тяжелой пехотной гаубицей sIG 33 н состояла на вооружении вермахта в 1943-1944 гг.
Этот"-Бизон» был захвачен в Бельгии бойцами Первой американской армии, во время противостояния фашистскому наступлению в Арденнах.

Для того чтобы поближе познакомиться с новыми танками, мы решили сами забрать их с завода в Праге. Прикинув, что на старых машинах нам потребовалось бы 4-5 дней для того, чтобы преодолеть 350 км, мы на случай непредвиденных обстоятельств отвели на путешествие недельный срок Часть экипажей отправилась за танками, остальные стали с нетерпением ждать их возвращения. Каково же было наше изумление, когда меньше чем через два с половиной дня после отгрузки танков с заводских цехов, мы услышали возле своих казарм шум моторов! Колонна PzKpfw 38(t) с легкостью зашла в ангары и остановилась. Командир колонны рассказал, что танки шли так легко и мягко, что не пришлось делать долгие остановки и путешествие превратилось в короткий марш. В дивизии с энтузиазмом восприняли эти новости и прониклись глубоким уважением к ходовым качествам новых танков. Нашим PzKpfw II и PzKpfw IV чешские машины намного уступали в качестве бронезащиты и вооружения. Но за счет повышенной маневренности он почти не отличался от других легких машин. На испытательных маневрах танк показал столь высокие ходовые качества, что даже впоследствии, когда производство PzKpfw 38(t) было прекращено, на базе его шасси создавались самоходные противотанковые орудия («Мардер» и «Хетцер»). Этому способствовали высокое качество отдельных элементов шасси и повышенная мобильность танка. Двигатель, рулевое управление и ходовой механизм работали слаженно, как единое целое. Следует также отмстить высокую надежность PzKpfw 38(t). За время его эксплуатации нам практически не пришлось сталкиваться с серьезными поломками.

Штурм Соммы. 5 июня 1940 г. части 7-й танковой дивизии заняли плацдарм глубиной в 3 км на южном береuу реки Сомма. В 16.00 основные силы дивизии совместно с 25-м танковым полком начали прорыв на юг. Гладкий спуск к реке на деле оказался очень вязким, поэтому его предстояло преодолеть наискосок. Роты легких PzKpfw 38(t) без труда справились со спуском, а вот ротам средних танков PzKpfw IV пришлось туго, большинство из них оставили гусеницы в топкой грязи. Эта досадная неудача существенно замедлила наступление. В общем, трудно представить местность, преодоление которой представляло бы сколько-нибудь серьезную трудность для PzKpfw 38(t). Водители умудрялись даже заставлять танк карабкаться по песчаным ямам! В полной мере это преимущество чешских машин проявилось на берегах Соммы, когда PzKpfw 38(t) без труда следовали за тяжелыми и быстрыми .

«Дивизия-привидение» (как в в шутку стали называть 7-ю танковую дивизию), 12 июня, прорвав линии Вейгана, овладела городом Сен-Валери на 6epeгy Ла-Манша. Во время церемонии капитуляции один из французских генералов спросил генерала (будущего генерал-фельдмаршала) Эрвина Роммеля, какая дивизия одержала над ними победу. «Седьмая танковая!» -гордо ответил Роммель. «Седьмая танковая!» - воскликнул француз, и в сердцах выругался. «Черт бы побрал эту «дивизию-привидение»! Всюду она! Сначала в Бельгии, потом на Сомме, теперь здесь! Эта дивизия, как призрак, возникает в самых разных местах Франции!

Единственный прототип легкого многоцелевого шасси вооружения leichter Einheitswaffentrager на базе PzKpfw 3H(t) был создан в начале 1945 г. Первая модификация подъемника вооружалась 105-мм пушкой, вторая -ее вы видите на снимке - 88-мм.

С этих пор 7-я танковая с гордостью носила имя «дивизии-привидения». Во многом своей славой дивизия обязана именно танкам PzKpfw 38(t). Например, утром 12 июня, сразу же после завтрака, генерал Роммель вместе с полковником Ротенбургом, командующим 25-го танкового полка, сели в PzKpfw 38(t) и отправились на разведку. Они часто предпринимали
такие вылазки на 20-30 км за линию фронта, но Роммель никогда не ходил в разведку ни на PzKpfw III. ни даже на PzKpfw IV. Почему? Во-первых, эти танки были менее скоростными, чем PzKpfw 38(t), a кроме того, они намного чаще ломались. Зато маневренный, проворный и надежный PzKpfw 38(t) был словно специально создан для таких опасных предприятий.

Машины на базе танка PzKpfw 38(t)

Истребитель танков "Мардер" III (Marder lll) . К концу 1941 г. выяснилось, что все имевшиеся в распоряжении вермахта танки бессильны против тяжелых советских машин. Единственным орудием, которому удавалось сокрушить броню этих танков, оказалась трофейная советская 7,62 см дивизионная пушка Ф-22. В конце декабря 1941 г. Управление вооружения сухопутных войск принимает решение использовать надежные шасси PzKpfw 38(t) для создания самоходных артиллерийских установок. В качестве главного оружия предписывалось использовать модифицированную советскую 7,62-см противотанковую пушку Ф-22. Так появилась знаменитая противотанковая самоходная установка истребитель танков 7,62-см RAL36(t) auf Pz 38 (t) Marder III SdKfz 139 .

Вращающаяся башня танка была заменена неподвижной боевой рубкой, в которой монтировался лафет с люлькой советской пушки Ф-22, прикрытый щитом толщиной 14,5 мм. В 1942 г. пражская фирма ВММ изготовила 344 САУ «Мардер III» с 76-мм пушкой.
Еще одним истребителем танков, созданным на базе шасси PzKpfw 38(t). стало противотанковое самоходное орудие, вооруженное 75-мм немецкой пушкой РАК 40/3."

Кроме того, на шасси PzKpfw 38(t) производились самоходные противотанковые орудия sIG 33 со 150-мм гаубицей 15 см slG 33 auf PzKpfw 38 (t) «Бизон» (SdKfz 138/1) . В начале 1943 г. было произведено около 90 таких орудии."
В более поздних модификациях САУ «Мардер III» двигатель располагался в центральной части корпуса, что позволило переместить экипаж в бронированную рубку, установленную на корме, и повысить тем самым его безопасность. Такие установки производились в 1943-1944 гг. и были удачным выходом из положения до поступления на вооружение вермахта более совершенных средств для борьбы с тяжелыми советскими танками (КВ-1, КВ-2).

Истребитель танков «Хетцер» (Hetzer) . Как уже говорилось выше, «Мардер III» являлся не более чем временным решением в деле обеспечения противотанковой обороны немецких войск на советском фронте- Однако именно эти самоходные установки явились предшественниками мощных истребителей танков, поступивших на службу вермахта на заключительном этапе войны, Первый немецкий истребитель танков 7,5-см Panzerjager 38 (t) был разработан фирмой «Хеншель и сын АГ» на базе шасси PzKpfw 38(t).

Новая самоходка, получившая название Hetzer («Хетцер» - охотник), имела совершенно новый широкий низкий корпус и просторную рубку (с большими углами наклон броневых листов) для четырех человек экипажа. Бронирование лба корпуса и рубки составляло 60 мм, борт н корма - 20 мм. Вооружался «Хетцер* 75-мм противотанковым орудием РАК 39 L/48 и 7,92-мм пулеметом MG-34, установленным на крыше рубки. Боекомплект состоял из 41 бронебойного снаряда и 1200 пулеметных патронов.

Самоходки обеспечивались улучшенной модификацией двигателя «Прага» АС/2800, что позволяло ей развивать скорость до 42 км/ч. Выпуск самоходных установок начался в мае 1944 г. и продолжался до конца войны. К марту 1945 г. фирмами ВММ и "Шкода» было произведено 2584 установки (Поданным отечественных источников, в 1944-1945 гг. было изготовлено 2840 истребителей танков Hetzer.)

На базе истребителя танков «Хецер» были разработаны следующие бронированные машины специального назначения:
- ремонтно-эвакуационный танк (БРЭМ) (Bergepanzer 38(t)Hetzer);
- огнеметный танк (flammpanzer 38(t) Hetzer).
Кроме того, шасси PzKpfw 38(t) использовались при создании командирских танков, тягачей для подвоза боеприпасов. Но, пожалуй, самым экзотическим вариантом был учебный танк, двигатель которого в целях экономии драгоценного бензина работал на дровах!

Постскриптум

Лучше всего о месте чешских PzKpfw 38(t) в истории немецких бронетанковых сил сказал полковник в отставке Гельмут Ритген. Приведенное ниже его высказывание цитируется автором по книге Вальтера Спилберга «Die Panzer-Kampfwagеn 35(t) und 38 (t) unc ibre Abarten». «До того момента, как мне предложили помочь в написании этой книги, я как-то не отдавал себе отчета в том, что все танковые полки, создававшиеся в период 1940-1941 гг. (то есть 29-й, 39-й, 27-й и 21-й), оснащались танками PzKpfw 38(t). Это означает, что без чешской военной промышленности и чешских танков у нас не было бы четырех танковых дивизий, что сделало бы невозможным нападение на Советский Союз».

___________________________________________________________________
Источник данных: Журнал "Бронеколлекция" М.Братинский (1998. - № 3)

LT vz.38 - ТNHР -
Panzerkampfwagen 38(t) -
Pz.Kpfw.38(t).

Танк LТ-38 разработан в 1938 году концерном "ЧКД-Прага" под обозначением TNHP. Отличался простой, рациональной конструкцией. В его ходовой части с каждого борта использовались четыре опорных катка большого диаметра, сблокированных попарно на листовых рессорах. Ведущие колеса с трансмиссией располагались в передней части корпуса. Для облегчения ремонта трансмиссии в полевых условиях в передней части корпуса был сделан большой люк. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки и двух 7,92-мм пулеметов.

В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения. Первоначально танк поставлялся чехословацкой армии, а после оккупации Чехословакии Германией его производство продолжалось уже для нужд вермахта. До 1942 года вермахту было поставлено 1411 таких машин под маркой танк 38(t). Но особую известность танк получил в связи с тем, что его простое надежное шасси широко использовалось для создания самых разнообразных самоходно-артиллерийских установок, бронетранспортеров, ремонтно-эвакуационных машин и другой техники. Одних только так называемых "истребителей танков" типа "Хетцер" с начала 1944 года и до конца войны было выпущено 2500 единиц. После войны эти вооруженные 75-мм пушкой установки поставлялись армии Швейцарии под обозначением G13.

Лучшим чехословацким легким танком был LТ vz.38 или TNHP производства фирмы ЧКД. Это была последняя модель, полностью отработанная до оккупации страны фашистской Германией и в 1938 году заказанная чешской армией. Однако по условиям мюнхенского договора Чехословакия должна была ограничить производство вооружения, поэтому подготовка к серийному производству боевых машин LТ - TNHP была приостановлена.

Ко времени оккупации Чехии и Моравии 15 марта 1939 года со сборочной линии завода фирмы ЧКД сошли всего 3 предсерийных машины. После оккупации Чехословакии фашистской Германией производство легкого танка ТNНР было продолжено для нужд гитлеровской армии, в которой он получил обозначение Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A. Первые 9 серийных машин под обозначением 38(t) Ausf. А покинули стены завода BMM 22 мая 1939 года. Всего же до начала второй мировой войны было построено 98 танков этой модификации.

Рz.Kрfw.38(t) представлял собой легкий танк с экипажем из трех человек (Словакия) или четырех (Германия, Венгрия, Румыния). Толщина брони не превышала 10-25-мм. Рz.Kрfw.38(t) имел ходовую часть типа "Кристи", которая состояла из четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков большого диаметра (775-мм). Каждая пара опорных катков подвешивалась индивидуально на листовых рессорах. В передней части корпуса располагалось ведущее колесо с 19 зубьями, в задней - колесо натяжения с механизмом натяжения. В верхней части корпуса находились два маленьких поддерживающих катка.

В качестве силовой установки танки оснащались 6-цилиндровыми рядными карбюраторными двигателями типа "Прага" ЕРА мощностью 125 л. с. при 2200 об/мин. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A развивал по дороге максимальную скорость 48 км/ч и 20-25 км/ч при движении по бездорожью. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки "Шкода" А-7 и 7,92-мм пулемета ZВ 53 (vz. 37), которые размещались в башне, и второго такого же пулемета в лобовом листе корпуса. Башня танка не имела силового привода, перемещение орудия в вертикальной плоскости, а также поворот башни выполнялись вручную. Командир имел в своем распоряжении наблюдательную башенку с четырьмя смотровыми щелями, закрытыми пуленепробиваемым стеклом, и перископ.

Попасть внутрь машины можно было либо через люк в командирской башенке, либо через люк над местом механика-водителя с правой стороны корпуса. Некоторые исследователи (Чарльз К Климент и Хилари Л. Дойл) утверждают, что в аварийной ситуации танк можно было покинуть через люк в противопожарной перегородке, ведущий в силовое отделение, из которого можно было выйти наружу, подняв верхние защитные крышки.

Радиостанция размещалась слева в передней части корпуса. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A, как и LT vz. 38, имел штыревую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности до 5-9 км, и "боевую" поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Несколько позже немцы стали оснащать танки своими радиостанциями FuG 5 и FuG 2. Системы внутренней связи не было, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи разноцветных сигнальных огней.

И, наконец, немцы установили дополнительное бронирование пулемета в виде кольца, которое монтировалось вокруг его маски. В остальном танк не претерпел никаких изменений по сравнению с тремя предсерийными LT vz. 38.

По основным параметрам чешские танки LT vz. 35 и LT vz. 38, безусловно, превосходили ту технику, которой располагала гитлеровская армия в 1938-1939 годах (т.е. Pz.I и Pz.II). Таким образом, захват чехословацкой промышленности и материальной части чехословацких танковых частей способствовал значительному усилению фашистской армии. На основе чешского LT vz. 38 немцы построили ряд модификаций, а также использовали его шасси для производства самоходных артиллерийских установок.

Еще до захвата Чехословакии Германией были выпущены конструктивно близкие к модели LT vz. 38 танки LTP и LTH. Танк LTP имел боевой вес 7,5 т. Форма его башни приближалась к цилиндрической, а командирская наблюдательная башенка располагалась в ее правой части. Такие танки поставлялись Перу. Танк LTH был вооружен 24-мм пушкой и двумя пулеметами. Боевой вес LTH составлял 7,5 т. С незначительными изменениями танк TNHP начал производиться в Швеции под обозначением m/41. Производство Т-21 было организовано в Венгрии, где вместе с новым вооружением он стал называться "Туран" I (с 40-мм пушкой) и "Туран" II (с 75-мм пушкой). При этом его лобовая броня была увеличена до 60-мм.

Тактико-технические характеристики

Боевая масса
Размеры:
длина

4600 мм

ширина

2120 мм

высота

2400 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1х37-мм пушка 2 х 7,92-мм пулемета

Боекомплект

72 снаряда 2400 патронов

Бронирование:
лоб корпуса
лоб башни
Тип двигателя

карбюраторный "Прага"

Максимальная мощность

125 л.с.

Максимальная скорость
Запас хода

250 км

Bapианты

  • TNHP Первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук)
  • LTP Экспортный вариант для Перу
  • LTH Экспортный вариант для Швейцарии
  • LT vz. 38 Обозначение в Чехословацкой армии (на вооружение принят не был)
  • Strv m/41 Производились по лицензии в Швеции
  • Sav m/43 Штурмовое орудие на базе LT vz. 38, производилось в Швеции
  • PzKpfw 38(t) A-D Танк производства Германии
  • PzKpfw 38(t) E-G Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной фронтальной брони
  • PzKpfw 38(t) Ausf S Производился для Швеции, но был конфискован Германией
  • SdKfz 138 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой
  • SdKfz 139 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой
  • SdKfz 138/1 Grille САУ со 150-мм немецкой пехотной пушкой; текже был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов
  • SdKfz 140 Flakpanzer 38(t) ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой
  • SdKfz 140/1 Разведывательный танк
  • SdKfz 141/1 Разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля SdKfz.222
  • Jagdpanzer 38(t) Hetzer Истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48
  • G-13 Швейцарское обозначение Hetzer"ов, проданных Чехословакией Швейцарии после войны.

Источники:

  • М.Б. Барятинский. Легкие танки Второй Мировой;
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • LT vz.38 Pz.Kpfw. 38(t) Praga ;
  • PzKpfw 38(t) LT vz.38 ;
  • Thomas L. Jentz: Die deutsche Panzertruppe 1933-1942;
  • Chris Bishop, The Encyclopedia of Weapons of World War II.

Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A

Основные характеристики

Кратко

Подробно

1.3 / 1.3 / 1.3 БР

4 человек Экипаж

Подвижность

9,7 тонн Масса

5 вперёд
1 назад КПП

Вооружение

90 снарядов боезапас

10° / 25° УВН

одноплоскостной
вертикальный стабилизатор

5 500 снарядов боезапас

200 снарядов размер обоймы

769 выстрелов/мин скорострельность

Экономика

Описание

Pz.Kpfw. 38 (t) Ausf. A - немецкое наименование чешского легкого танка LT vz.38, который был захвачен немцами ввесной 1939 года после оккупации Чехословакии. С 1939 по осень 1941 года, танк был одним из лучших легких танков в мире, т.к. сочетал в себе хорошие подвижность и манёвренность, высочайшую надёжность, хорошее противопульное бронирование и неплохое вооружение. Поэтому немцы, после испытаний машины, не только приняли на вооружение уже построенные танки LT vz.38, но и продолжили их выпуск постоянно модернизируя и улучшая их конструкцию, кроме того, после прекращения выпуска танков в 1942 году, на базе их шасси выпускалось множество другой техники, такой как САУ и ЗСУ .


Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A принимал участие в Польской, Французской и Балканской кампаниях Вермахта, где показал себя очень эффективной боевой машиной. Последней кампанией в которой танк принимал участие стала операция Барбаросса (нападение на СССР), где стало очевидным что машина уже не может эффективно вести боевые действия т.к. броня и вооружение танка уже сильно уступали новым советским средним и тяжелым танкам. Тем не менее танки Pz.Kpfw. 38(t) использовались в Вермахте до самого конца войны. Ausf. A - первая серийная модификация танков LT vz.38, это первые 150 машин выпущенные с мая по ноябрь 1939 года которые, первоначально, предназначались для Чехословацкой армии, но были захвачены немцами на заводе еще до поступления танков в войска.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

15 мм участок брони под маской орудия который пробивается даже крупнокалиберными пулемётами

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A обладает лучшей лобовой броней, чем большинство аналогичных легких танков на том же БРе . Почти вся лобовая броня танка имеет толщину 25-30 мм, что исключает её пробитие крупнокалиберными пулемётами, за исключением узкого участка брони под маской орудия, который имеет толщину всего 15 мм и может пробиваться крупнокалиберным пулемётом. Несмотря на хорошую лобовую бронезащиту, машина все равно уязвима для вражеских орудийных снарядов, а очень плотная компоновка внутри приводит к тому, что снаряд с хорошим заброневым действием может уничтожить танк с одного попадания. Борта и корма танка защищены хуже - 15 мм во всех проекциях, поэтому, при атаках с флангов и тыла, Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A уязвим для любого вооружения, кроме пулемётов ружейного калибра. На живучести танка негативно сказывается расположение боекомплекта, который размещен длинной пачкой вдоль правого борта и в башне. Не раз осколки снарядов противников, задевшие боекомплект машины, приведут к его взрыву.

Подвижность

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A имеет очень хорошую подвижность и манёвренность. Максимальная скорость в 47 км/ч делает танк одним из самых быстрых в своём классе и даёт преимущества перед более медленными легкими и средними танками. У танка также неплохая манёвренность, как с места, так и во время движения, что даёт возможность быстро и почти без потерь скорости менять направление движения на ходу. С места манёвренность чуть хуже, но все равно достаточная чтобы быстро разворачиваться на месте. Задний ход в 6 км/ч не такой быстрый, но, учитывая размеры танка, достаточный чтобы быстро сдать назад, за укрытие и спрятать машину от огня противников. Проходимость Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A на высоте, машина без труда и значительных потерь скорости преодолевает почти все рельефные ландшафты в игре. Единственным недостатком в проходимости танка является преодоление разрушаемых препятствий, таких как заборы, деревья и прочее, где машина очень сильно замедляется и теряет скорость разрушая собой объекты. Игроку стоит быть аккуратным при резких манёврах на скорости и на крутых склонах, т.к. при узкой базе машина довольно высокая и может перевернуться при неаккуратном манёвре.

Вооружение

Основное орудие

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A вооружен 37-мм орудием KwK 38(t) с боезапасом в 90 снарядов. Орудие обладает неплохим, для своего БРа, бронепробитием, но слабым заброневым действием снарядов, что приводит к тому что для уничтожения противника, в основном, нужно 2-3 снаряда. Выведение из строя вражеской техники с одного попадания редкость для этого орудия. На дальних дистанциях у пушки присутствует небольшой разброс снарядов, но всё равно точность стрельбы довольно хорошая. Орудие обладает хорошими углами вертикальной наводки (УВН) от -10 до 25 градусов.

Для танка доступно три вида снарядов:

  • Pzgr. 34(t) - бронебойный остроголовый снаряд (с бронебойным наконечником). Стандартный снаряд Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A имеет достаточное бронепробитие чтобы бороться со всеми встречающимися противниками, меньшее, однако, чем у Pzgr.(t) umg.. Заброневое действие у снаряда слабое.
  • PzGr. 40 - бронебойный подкалиберный снаряд. Имеет самое высокое бронепробитие, но практически не имеет заброневого действия. Малоэффективен при стрельбе по наклонной броне. На дальних дистанциях теряет своё бронепробитие и уступает обычным бронебойным снарядам. Рекомендуется для стрельбы по хорошо бронированным целям, а также для точечных ударов по экипажу и модулям противников на ближних дистанциях.
  • Pzgr.(t) umg. - бронебойный снаряд с бронебойным наконечником и баллистическим колпачком. Имеет лучшее бронепробитие чем у Pzgr. 34(t), но меньшее чем у PzGr. 40, при этом обладает таким же заброневым действием как и Pzgr. 34(t). Может эффективно бороться со всеми встречающимися противниками. Рекомендуется как основной снаряд для данного танка.

Пулемётное вооружение

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A вооружен 7,92-мм пулемётом vz.37 с боезапасом в 5500 патронов. Пулемёт находиться в башне и спарен с орудием. Может быть эффективен при стрельбе по не бронированным целям, таким как например ЗСУ на базе грузовиков и для стрельбы по членам экипажа вражеской техники не защищенными броней. Против бронированных противников пулемёт бесполезен.

Применение в бою

Расположение экипажа и модулей внутри Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A, благодаря своей хорошей подвижности, может одним из первых приехать на точки захвата. Неплохая лобовая броня и хорошая подвижность и манёвренность дают возможность использовать этот танк как в авангарде атак, так и для поддержки атакующих сил. Но несмотря на лучшую, чем у других легких танков, лобовую броню, машина всё равно очень уязвима для снарядов, особенно крупного калибра, поэтому игроку нужно быть осторожным чтобы лишний раз не подставлять свою машину под вражеский огонь. По этой причине Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A может неплохо себя зарекомендовать в атаках из засад или фланговых обходах противника. Малые размеры машины позволяют занимать неожиданные для противника позиции, а отличные скорость и манёвренность позволят быстро и не заметно заходить противникам во фланг или тыл. Единственные две тактики, которые не подойдут этому танку - это оборона точек и снайперская стрельба. Слабое бронирование, плотная компоновка и не так уж быстро вращающаяся башня делают Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A не самым лучшим выбором для обороны, а разброс снарядов при стрельбе на дальние дистанции и снижение бронепробития снарядов исключают возможность ведения эффективного огня на дальние дистанции.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

  • Хорошая лобовая броня
  • Отличная подвижность
  • Замечательная манёвренность
  • Неплохое бронепробитие
  • Превосходная проходимость
  • Хорошие УВНы

Недостатки:

  • Слабое заброневое действие снарядов
  • Слабое бронирование бортов и кормы
  • Плотная компоновка
  • Расположение боекомплекта

Историческая справка

Легкий танк LT vz.35 на замену которому пришел LT vz.38

В конце 30-х годов армия Чехословакии нуждалась в замене уже устаревшего по конструкции лёгкого танка LT vz.35. На объявленный конкурс откликнулись 2 компании - Škoda и Сeskomoravska-Kolben-Danek (ЧКД). После испытаний был принят на вооружение вариант танка ЧКД, в основном из-за безотказной надежности материально-технической части танка (после пробега в 7740 км, которые танк преодолел без единой серьёзной поломки, что для того времени было настоящим достижением) и получил обозначение LT vz.38. Первый заказ от министерства национальной обороны Чехословакии поступил ЧКД в апреле 1938-го года и составлял 150 машин, но ни одна машина так и не попала в армию из-за оккупации Чехословакии войсками Вермахта в марте 1939 года. Немецкая реквизиционная команда обнаружила первые танки LT vz.38 на заводах ЧКД. Их сразу же реквизировали как боевые трофеи и взяли на испытание. Немцам машина очень понравилась и танк был принят на вооружение под обозначением Pz.Kpfw 38(t), буква «t» в скобках указывала на то, что он был чешским (от немецкого tschechischen, означающее чешский). Более того, после того как все 150 машин предназначавшихся для Чехословацкой армии были построены, немцы делали последующие заказы ЧКД на эти танки.

В Вермахте Pz.38(t) оценили по достоинству, ведь по надежности и вооружению он превосходил немецкие танки Pz.Kpfw I и Pz.Kpfw II. Pz.38(t), на конец 30-х годов, был одним из лучших легких танков в мире, сочетал в себе такие положительные качества как высокая скорость и маневренность, хорошее вооружение, позволяющее справляться не только со всеми легкими танками других стран, но и с некоторыми моделями средних танков, а также отличался небывалой надежностью ходовой части. Но машина имела и некоторые конструктивные недостатки, например броня танка скреплялась заклепками, а не сваркой. В начале 40-х годов все танкостроительные фирмы мира отказались от клепаной брони и перешли на сварку, т.к. заклепки добавляли лишний вес танку, а при попадании вражеского снаряда по клёпаной броне, заклепки, отрываясь от взрывной волны, могли представлять большую угрозу экипажу, чем осколки вражеских снарядов.

Немецкий танкист на Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

Танк использовался немцами при захвате Польши, Франции и в Балканской кампании, где показал себя с хорошей стороны. Последней кампанией, где воевал танк, стала Восточная кампания против Советского Союза. В начальный период кампании (лето 1941-го года) Pz.Kpfw 38(t)был таким же эффективным как и ранее, но уже с появлением на арене боевых действий новейших советских танков Т-34 и КВ-1 показал свою полную небоеспособность против них - 37-мм пушка не могла справится с броней советских новинок, в то время как сам Pz.Kpfw 38(t) прошивался орудиями Т-34 и КВ-1 практически насквозь. В начале 42-го года от дальнейшего выпуска танка отказались т.к. противостоять Т-34 и КВ-1, которых на фронте становилось всё больше, он уже не мог. Но немцы так нуждались в пополнении все растущих потерь в бронетехнике, что не могли терять уже отлаженное под Pz.Kpfw 38(t) производство. В связи с этим, а также с учётом большой надежности шасси танка, на заводах ЧКД было разработано множество машин на базе Pz.Kpfw 38(t), таких как Marder III, Jagdpanzer 38(t), Aufklärungspanzer 38(t) и многое другое, таким образом шасси танка выпускалось до самого конца войны. Известно что по состоянию на октябрь 1944 года, в Вермахте всё еще числилось 229 единиц танков Pz.Kpfw. 38(t), после октября статистика учета перестала вестись, но, скорее всего, некоторые танки Pz.Kpfw. 38(t) принимали участие в боях вплоть до капитуляции нацистской Германии.

За период войны было выпущено 8 модификаций данного танка - A, B, C, D, E, F, S и G + командирские варианты. На столь долгий срок выпуска этих машин, возможно, сыграло роль еще то, что немцам остро не хватало своих бронетанковых войск и им была нужна любая возможность нарастить свой боевой потенциал, однако, так удачно подвернувшаяся им техника, пожалуй, была одной из лучшей на конец 30-х годов, а о её надёжности и говорить не приходилось.

Особенности модификации танка Pz.Kpfw 38(t) Ausf. A (номера шасси с 1 по 150):

  • Перископ кругового обзора командира танка не защищен бронекрышкой-колпаком и выступает из защитного стакана-цилиндра
  • По левому борту смонтирована "боевая" поручневая антенна
  • На кормовой плите корпуса машины поперек люка доступа к вентилятору размещено крепление инструмента - кирки и лопаты
  • В подвеске танка использованы узкие резиновые бандажи и пакеты из 14 листовых рессор
  • Светоотражатели размещены спереди по самым углам надгусеничных полок, а не на специальных креплениях, как на последующих модификациях
  • С июля 1939 года и до конца производства модификации (ноябрь 1939 года) слева над глушителем танка размещались приборы дымопуска по типу Pz. III / Pz. IV
  • В ходе производства между шаровой установкой башенного пулемета и пушкой введена пластина, препятствующая ориентации пулеметного ствола в ствол пушки
  • К концу производства на левом заднем углу подбашенного листа появился поручень для облегчения посадки экипажа
  • Практически в начале производства введена установка фары "Нотек" спереди на левой гусеничной полке и конвойного фонаря "Нотск" сзади на стойке с правой стороны.

Медиа

    Наступление группы танков Pz.Kpfw. 38(t)

    Немецкие танки Pz.Kpfw. 38(t) (слева) и Pz.Kpfw. III (справа) во время операции «Барбаросса»

    Pz.Kpfw. 38(t) (слева) и Pz.Kpfw. II (справа) преодолевают склон

    Подразделение вооруженное танками Pz.Kpfw. 38(t) в наступлении

    Группа танков с Pz.Kpfw. 38(t) (между деревьями) движущаяся через лесополосу

    Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. A

В германские танковые части с 1939 года начали поступать чешские танки, получившие обозначение Pz Kpfw 38(t). По многим показателям, данные машины были выигрышнее немецких, потому на вооружение вермахта они поступали без изменений.

Легкие танки Pz.38 из состава Словацкой экспедиционной армии


Вообще танк LT-38 (или TNHP-S) разработанный Суриным считается наиболее удачным образцов мирового танкостроения того времени. Конструктивные особенности танка множество раз повторялись в различных позднейших разработках. Хорошо продуманная компоновка давала возможность свободно размещались внутри машины четыре человека. На легком танке были установлены: карбюраторный шестицилиндровый двигатель «Прага» ЕРА, двухступенчатый планетарный механизм поворота, планетарная коробка передач. Опорные катки, имевшие большой диаметр, сблокировали по два на горизонтальных листовых рессорах имеющих механический амортизатор. Равномерное распределение массы танка на катки увеличивало маневренность машины и облегчало вождение. Удельное давление на грунт – 0,55 кг/см2 (данный показатель был в полтора раза меньше, аналогичного показателя немецких машин). На башне устанавливалась командирская башенка, имеющая триплексы. Корпус полностью клепаный.

Немецкий мотоциклист едет мимо легких танков Pz. II и Pz. 38(t) 8-й танковой дивизии вермахта. Восточный фронт, 1941 год

Если быть точным, то 150 легких танков LT-38, которые были построены по заказу военного министерства Чехословакии, достались немцам в качестве трофея. Остальные 1411 Pz Kpfw 38(t) построили по заказу германского управления вооружений. Производство завершилось в 42-м году. В модификациях А, В, С, D, E, F, S и G просматривается направленность проводимой модернизации: увеличивались мощность двигателя, бронирование и масса. Производство танковых шасси, которые использовались в различных самоходных установках, велось до конца войны. В составе танковых подразделений германии чешские танки участвовали во французских и польской кампании. 1 июня 1941-го года в войсках насчитывалось 763 Pz Kpfw 38(t). Данные машины и 189 трофейных танков LT-35 составляли почти 25% танкового парка вермахта. Но бои на германо-советском фронте положили конец «карьере» данных машин. Немецкое командование перебросило уцелевшие машины словацкой армии на Запад.

Скопление немецкой бронетехники в Белоруссии. Начало войны, июнь 1941 г. На переднем плане - легкий танк чешского производства LT vz.38 (в вермахте - Pz.Kpfw. 38(t))

Боевые и технические характеристики Pz Kpfw 38(t) (Ausf A/Ausf S):
Год выпуска – 1939/1941;
Боевая масса – 9400/9850 кг;
Экипаж – 4 человека;
Длина по корпусу – 4600/4610 мм;
Ширина – 2120/2140 мм;
Высота – 2400/2400 мм;
Толщина бронелистов лобовой части корпуса – 25 мм (угол наклона к вертикали 16 град.)/50 мм (угол наклона к вертикали 16 град.):
Толщина бронелистов бортов корпуса – 15 мм (угол наклона к вертикали 0 град.);
Толщина бронелистов лобовой части башни – 25 мм (угол наклона к вертикали 10 град.)/50мм (угол наклона к вертикали 10 град.);
Толщина бронелистов крыши и днища корпуса – 8 мм;
Марка пушки – KwK38(t);
Калибр пушки – 37 мм;
Длина ствола – 47,8 клб.;
Боекомплект – 72 выстрела;
Число пулеметов – 2;

Калибр пулеметов – 7,92 мм;
Боекомплект – 2400 патронов;
Тип и марка двигателя – «Прага» ЕРА;
Мощность двигателя – 125 л. с.;
Максимальная скорость по шоссе – 42 км/ч;
Запас топлива – 236 л;
Запас хода по шоссе – 250 км;
Среднее давление на грунт – 0,55 кг/см2.

Немецкий лёгкий танк Pz.Kpfw.38(t) чешского производства из 7-й танковой дивизии потерял гусеницу при попытке преодолеть разрушенную бельгийцами транспортную двухуровневую развязку. На фото видно, как его готовят оттаскивать тросом с помощью другого танка

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица Кириллическая азбука. Кириллический алфавит. – Уже когда возникла кириллица Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы Как рассчитать амортизацию автомобиля: основные методы Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис Скрытый сифилис: симптомы, диагностика и лечение всех форм Ранний и поздний скрытый сифилис