Ветка пальмы. Мифологическая энциклопедия: Растения в мифологии: Пальма

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?


. Пальма - palma - Стройная тропическая красавица, пальма - значительный восточный символ победы, славы, превосходства, мира, долголетия, воскрешения и бессмертия.
В мифологии народов Востока пальме отводится такое же почетное место, какое принадлежит дубу у европейцев, а у египтян и жителей Аравийского полуострова именно пальма играет роль косми-ческого Древа Жизни .
В восточных религиях пальма тесно связана с культом солнца. В древнем Вавилоне, Сирии и Финикии финиковая пальма, как символ женского начала и плодовитости, посвящалась великой богине любви и плодородия Астарте (Иштар). На Ближнем Востоке культ пальмы существует еще и по сей день. Э. Тайлор, например, упоминает о священной пальме Негра в Йемене, духа которой местные жители ублажали молитвами и жертвоприношениями с целью получения предсказаний.
В христианской традиции пальме, как символу возрождения и бессмертия, также придается чрезвычайно важное значение. Пальмовая ветвь знаменует в христианстве победу Христа над смертью, поэтому его вступление в Иерусалим торжественно отмечается в Пальмовое воскресенье. Как эмблема возрождения и вечной жизни пальма изображалась на траурных атрибутах при похоронах.
В христианской иконографии пальма в том же значении является атрибутом многих святых мучеников.
История античности связывает пальмовую ветвь с торжествами по случаю победы, поэтому в изобразительном искусстве Ренессанса с пальмовой ветвью в руках изображались аллегорические фигуры Победы и Славы.
В российской геральдике эмблема пальмы сохранила древнюю символику победы и славы. Так, пальма изображена в гербе Полтавы в память о славной победе русской армии, одержанной здесь в 1709 году над шведскими войсками Карла XII. Та же триумфальная эмблема украшает гербы многих российских дворян: Батвиньевых, Глотовых, Лашкаревых (пальмовая ветвь), Сурминых, Топильских, Череповых и др.
В современной государственной ге-ральдике эмблема пальмы используется в гербах многих тропических стран: Боливии, Гаити, Гренады, Доминики, Кубы, Либерии, Мавритании, Маврикия, Мальдивов, Суринама, Сьерра-Леоне, Тринидада и Тобаго. Однако здесь эта эмблема отражает не столько древнюю сим-волику пальмы, сколько экономические приоритеты и географическое положение данных государств.
В XX веке эмблематика сделала пальму символом мира. Эмблема советских дипломатов, как активных борцов за мир во веем мире, в 1943-1954 годах, представляла собой две скрепленные лентой пальмовые ленты. Однако от нее пришлось вскоре отказаться, поскольку пальма может рассматриваться и в значении превосходства, преобладания, закрепившемся в крылатом выражении «пальма первенства», а это неизбежно бросало бы тень недоверия и подозрительности на внешнюю политику Советского государства.
Пальма получила свое название от латинского palma, "ладонь", из-за формы листьев. Это - главный символ победы и триумфа. В Древнем Риме победившие атлеты, солдаты и гладиаторы награждались пальмовыми ветвями. Ранние христиане в Риме обозначали рисунками пальмовых листьев мучеников, чтобы показать их триумф после смерти. На праздновании вербного воекресения, последнего воскресения великого поста, когда отмечается въезд Христа в Иерусалим (встречающие Христа подметали его путь пальмовыми ветвями), священники раздают пальмовые листья в виде креста; их освящают и хранят дома до последующей "печальной среды" (первого дня великого поста) как знак присутствия Христа. В странах, где пальмы не растут, используются другие растения: в России, к примеру, заменой им служат вербы . Первые английские пилигримы, которые отправлялись в Святую землю, приносили пальмовую ветвь в качестве подтверждения; им разрешалось носить маленькое серебряное изображение
пальмовой ветви, и по этим значкам пилигримов называли еще "палмерами".
Пальма во многих ближневосточных традициях древности (Двуречье, Финикия, Египет) выступала в функции древа жизни (как древо жизни, соотнесённое с праведным человеком, пальма иногда изображается и в христианском искусстве), а в Древнем Египте и как образ времени, года. В ряде традиций понимается как образ фаллоса с вырывающимся из него пламенем или как андрогиническая и солярная эмблема, соотносимая с образами типа «майского» дерева. В христианском искусстве - символ мученичества и чистоты, знак посетивших гроб господень (также талисман против искушений), «пальмовым воскресеньем» называется день въезда Иисуса Христа в Иерусалим.

В псалме (91:13) говорится: "Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане". Христианство: праведник, который "будет цвести, как пальмовое дерево"; бессмертие, причем в этом значении она иногда изображается вместе с Фениксом;
Пальмовая ветвь. Первоначально символ воинской победы, её несут во время триумфальных процессий; она была принята ранней Церковью в качестве символа победы Христа над смертью. У римлян пальмовая ветвь традиционно считалась символом победы. Это значение было привнесено в христианскую символику, где пальмовая ветвь использовалась как указание на победу мученика над смертью. На картинах с изображением мучеников часто присутствуют пальмы. Использование пальмовых ветвей в церемониях по случаю по победы (и в качестве награды победившему гладиатору) было заимствовано христианской традицией и знаменовало победу Иисуса Христа над смертью; С 4 в ангелы изображаются со священным сиянием - нимбом - и крыльями, часто в виде юношей в белых одеждах, с жезлами, лилиями, пальмовыми ветвями, огненными мечами (для изничтожения дьявола),
Христа часто изображают с пальмовой ветвью, означающей его победу над смертью, но чаще пальмовую ветвь связывают с Его въездом в Иерусалим: "На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!" (Ин. 12:12-13). Его вход в Иерусалим празднуется в Пальмовое (в России - Вербное) воскресенье. пальмовыми ветвями встречали также Иисуса при въезде в Иерусалим (в христианском праздновании пальмового воскресенья своё место занимают "пальмовые сережки"; в России этот день называется Вербным воскресеньем, соответственно - "почки вербы". - Ред.). Вербное (исходно "пальмовое") Воскресенье отмечается в честь вступления Христа в Иерусалим. В христианской символике пепел является символом покаяния. В пепельную среду (день покаяния), первый день великого поста, пепел, возложенный на лоб, выражает то, что суть этого периода - в покаянии. Этот пепел остается от пальм, сожженных после пальмового воскресенья. Пепел также символизирует смерть человеческого тела и бренность земной жизни,
В христианском изобразительном искусстве пальма (символ долголетия или бессмертия) стала атрибутом многих святых и мучеников, Со времен раннего христианства часто изображаются "пальма первенства" мученика (означающая его духовную победу) и зеленеющая пальма ожидаемого рая в конце земной жизни, также в стилизованной связи с мотивами лилии и виноградной лозы. Она очень часто встречается в искусстве в качестве атрибута мученика и является идентифицирующим знаком. Екатерина Александрийская, Иустина Антиохийская (в сочетании с крестом), Петр Мученик, Агата, Лаврентий, Фекла, святые воины Анания Сиенский и Маврикий.
Ансан (ум. 303). Христианский святой мученик, сиенский вельможа, ставший христианином в двенадцатилетнем возрасте и проповедовавший христианскую веру, будучи ещё совсем молодым. Он был выдан своим отцом императору Диоклетиану, который, согласно преданию, прежде, чем его казнить, погрузил его в кипящее масло. Он умер в возрасте двадцати лет. Среди его атрибутов хоругвь Воскресения и сердце, на котором начертаны буквы IHS (см.). Он изображается в момент крещения новообращенных, ведомым в тюрьму или же стоящим в чане с маслом, тем временем под чаном разжигают огонь. В церковных картинах он иногда одет как воин, он держит стяг и пальмовую ветвь - символы мученичества; порой к стягу прикреплена лента, на которой указаны даты его жизни. Он является святым покровителем Сиены и предстает главным образом на картинах сиенской школы.
Посох, сделанный из пальмы, служит атрибутом Св. Христофора, ибо легенда гласит, что когда он странствовал, он выкорчевал пальму и сделал из нее для себя посох. После того, как он переправил Христа, явившегося в облике ребенка, через реку, он воткнул посох в землю, где он вырос и принес плоды. Пальмовое дерево используется в качестве посоха ХРИСТОФОРОМ.
Одеяние, сделанное из пальмовых листьев, является атрибутом Св. Павла Отшельника. В живописи эпохи Возрождения Павла изображали как старца с длинными седыми волосами и бородой, единственной одеждой которого служили пальмовые листья. Особыми отличительными атрибутами Св. Павла Отшельника являются ворон с хлебом, пальма и львы, которые помогли Св. Антонию Великому похоронить его тело.
Святой Па вел Отшельник (249-341 гг. н. э.) носил набедренную повязку, сотканную из пальмовых листьев. Набедренную повязку из пальмовых листьев обычно носят отшельники пустыни, в особенности ПАВЕЛ ОТШЕЛЬНИК и иногда ОНУФРИИ. Эмблема святого Петра-затворника, изображаемого с пальмовой ветвью в руке, и множества мучеников.
Тема её смерти встречается в живописи эпохи барокко, особенно испанской и итальянской. Агнесса стоит коленопреклоненная на потухших поленьях, в то время как её палачи, за исключением одного, который размахивает мечом, лежат поверженные. Над её головой разверзлись небеса, дабы явить Христа и ангела, который держит пальмовую ветвь (символ мученической смерти) и венок.
Но Аполлония не испугалась и, жертвуя своё тело Христу, сама бросилась в огонь. её атрибуты - пальма мученичества и щипцы с выдернутым зубом.
Св. Евфимия (III век) была знаменитой святой греческой церкви Согласно легенде, она подвергалась преследованию за веру, но ни огонь не сжег ее, ни львы не смогли её растерзать. В конце концов, eй отрубили голову. На её изображениях присутствуют лев или медведь, пальма победь и меч, которым ей отсекли голову.
Иногда на изображениях Св. Клары присутствуют лилия чистоты и пальма победы, а также крест.
Св. Стефана изображали молодым человеком в облачении дьякона. В руках у него пальма мученичества. Его особыми атрибутами являются камни, которыми его забили
Группа детей, держащих пальмовые ветви, - святые невинные (см. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ). Таким же образом держат их ФЕЛИЦАТА и семь её сыновей.
Пальмовое дерево - один из атрибутов Девы Марии Непорочного Зачатия (ДЕВА МАРИЯ, 4). В БЕГСТВЕ В ЕГИПЕТ Иосиф собирает плоды с пальмового дерева, под которым Св. Семейство отдыхает. Пальмовые ветви держат те, кто встречает Христа при его ВХОДЕ В ИЕРУСАЛИМ. Ангел преподносит пальмовую ветвь Деве Марии, возвещая ей о её скорой смерти (СМЕРТЬ ДЕВЫ МАРИИ, 1). Она является атрибутом ИОАННА ЕВАНГЕЛИСТА, передаваемая ему Девои Марией на её смертном одре (СМЕРТЬ ДЕВЫ МАРИИ, 3). по отношению к Деве Марии, Целомудрия. 1. Отдых (или сон) на пути в Египет. Популярная тема в искусстве Контрреформации - чаще религиозного, нежели повествовательного характера. Дева Мария и Младенец сидят на фоне пейзажа, обычно под пальмовым деревом. Иосиф присутствует здесь же, осел виден на заднем плане. Пожитки беглецов, связанные в узел, лежат на земле. Вверху парят ангелы, или ангелы.приносят им на блюде еду. Изображаемая в этой сцене старуха - Саломея (повивальная бабка). Разбитые скульптурные изваяния, валяющиеся на земле, - намек на рассказ из апокрифического Евангелия псевдо-Матфея: когда Св. Семейство прибыло в египетский город Сотинен (Сирен), Дева Мария и Младенец вошли в храм, после чего статуи. языческих богов попадали на землю и разбились. Эта тема тоже изображалась в качестве отдельного сюжета, особенно во французских средневековых соборах. Из того же источника происходит история о пальмовом дереве, под сенью которого отдыхало Св. Семейство и которое по приказу Младенца склонило свои ветви, чтобы путники смогли собрать его плоды. Это дерево, чьи ветви являются символом христианского мученика, очень часто фигурирует во "Сне". Иосиф может собирать финики и передавать их Младенцу; иногда изображаются ангелы, наклоняющие ветви дерева. Другая тема, более позднего времени, демонстрирует Деву Марию, стирающую одежды на камне на берегу реки в традиционном сельском стиле, в то время как Иосиф нянчится с Младенцем.
В конце концов, оставшись одна, она взмолилась, чтобы Господь избавил её от жизни, и ей явился ангел, сказав, что через три дня она должна войти в рай, где её ожидает её Сын. Затем ангел одарил её пальмовой ветвью, которую она, в свою очередь, вручила Св.Иоанну, сказав, чтобы несли эту ветвь впереди её гроба.
Пилигримов, посетивших Святую Землю, называли в западных странах "пальмеры". Изображение пальм на траурных или похоронных атрибутах символизировало воскрешение. В раннем католицизме она была погребальным символом, а также"атри6утом человека, совершившего паломничество в Святую Землю, отсюда само слово "паломник". На Западе традиционные символы паломничества включают шар, широкополую шляпу, капюшон (иногда со знаком красного креста), фляги, пальмовые листья (означающие паломничество в Палестину), походный мешок, створку раковины (атрибут святого Иакова) и посох.
божественное благословение, триумфальное вступление Христа в Иерусалим;
торжество мученика над смертью; рай.
Пальмовые ветви означают славу, триумф, воскресение, победу над смертью и грехом.

Для наших читателей: пальмовая ветвь символ с подробным описанием из различных источников.

Как символический предмет, пальмовая ветвь ведет свою историю из Египта и Месопотамии, в античное время она была заимствована и признана в Древней Элладе. Наиболее известное значение связано с библейским сюжетом Входа Господня в Иерусалим.

По старинному еврейскому обычаю цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, а народ встречал их с приветствиями и пальмовыми ветвями в руках. Таким же образом въехал в Иерусалим Иисус Христос. Евреи, находившиеся тогда под игом Рима, ожидали мессию, и решили, что чудотворец, накормивший пять тысяч людей и умеющий воскрешать людей, является тем самым вождем, который сможет привести свой народ к политической независимости. Народ признал в Иисусе нового царя и спасителя, поэтому при въезде в Иерусалим верхом на осле его встречали и чествовали тысячи людей, видя в нем, прежде всего, победителя смерти. В знак почтения народ стелил на пути Христа свою одежду и пальмовые ветви (ваи). «…Множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12-13).

В христианской традиции день Входа Господня в Иерусалим считается символом будущего воцарения Бога. С тех пор во всем мире праздник так и называется – Пальмовое воскресенье.

Под пальмовой ветвью обычно подразумевают перистый лист финиковой и других похожих пальм. Почему именно пальмовые ветви бросали под ноги Иисусу? Пальмовая ветвь имеет несколько значений. Листья финиковых пальм использовались как символ долговечности в Малой Азии в погребальных ритуалах, клались на могилы вместо венков, принятых у европейских народов. Еще пальма – символ мученичества, на святых иконах можно увидеть мучеников с пальмовой ветвью, в некоторых случаях она слегка окровавлена. В другом значении пальмовая ветвь – символ мира и спокойствия, наравне с оливковой ветвью. Кроме того, если брать историю Востока, то пальма – это еще и кормилица, семья, у которой во дворе росла пальма, могла кормиться с нее круглый год, собирая несколько урожаев плодов. Также в восточной традиции пальмовые ветви означают почтение и преклонение, в еврейской – символизируют победу, обращение к последней трактовке нередко встречается в библейских текстах.

Традиция отмечать победителей пальмовой ветвью существует со времен Древней Греции и Рима. Так, древние греки посылали гонца с пальмовой ветвью для извещения о победе. Победителям Олимпийских игр вручалась, наряду с венком из ветвей оливы, и пальмовая ветвь, которая наделялась значением пожелания здоровья и долголетия. Позднее пальмовая ветвь стала символизировать мир, по аналогии с оливковой, и победу. К 33 году н.э. пальмовые ветви уже использовались для приветствия любой более или менее популярной фигуры. Еще одно значение пальмовой ветви с древних времён она была популярным декоративным мотивом. Римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий. В Риме человек, выигравший в судебном разбирательстве, выходил с пальмовой ветвью в руке, что символизировало его правоту и победу.

В христианской культуре ветка пальмы символизировала вечность и победу над смертью. Римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев в знак памяти об их победах в Северной Африке. Христиане приняли пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью, относимого к Пасхе.

Пальма очень часто встречается в средневековом искусстве в качестве атрибута мученика. В итальянской живописи эпохи Возрождения с пальмовой ветвью изображались мученица Фелицата (II в.) и семь ее сыновей, казненные один за другим у нее на глазах. Набедренную повязку из пальмовых листьев обычно носили отшельники пустыни, например, живший в III в. Павел Отшельник – первый из пустынников Египта. Ангел приносит Деве Марии пальмовую ветвь, возвещая этим ее скорую кончину. Кроме того, пальмовая ветвь является атрибутом евангелиста Иоанна, так как была передана ему Девой Марией на ее смертном одре.
С IV века ангелы изображаются со священным сиянием – нимбом – и крыльями, часто в виде юношей в белых одеждах, с жезлами, лилиями, пальмовыми ветвями, огненными мечами (для изничтожения дьявола). В том же IV веке святитель Амвросий Медиоланский говорил: «Произошло обыкновение в настоящий праздник, во время славословия, держать в руках ветви финиковые, или масличные; отсюда и сам праздник назван Неделей ваий. То, что мы ныне держим в руках эти ветви, имеет свое значение. Масличное дерево, из которого происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означает дела милосердия; а крепкое финиковое дерево, оконечности ветвей которого белы, означает, что после скорбей этой жизни мы переселимся в свет Небесного Отечества. И Давид-псалмопевец говорит, что праведник яко финике процветет (Пс. 91, 13). Поэтому, держа в руках масличные ветви, покажем в делах – милосердие. Возьмем и финиковые ветви – в чаянии не земных утех за дела милосердия, а радостей Небесного Отечества, в чем Господь Христос есть Предтеча нам…»

В эпоху Возрождения была восстановлена античная традиция считать пальмовую ветвь эмблемой мира. В этом же смысле употреблялась пальмовая ветвь и в эпоху классицизма, особенно в конце XVIII – начале XIX века. Это была, так сказать, чисто светская эмблема мира, которая противопоставлялась передовыми людьми в Западной Европе церковному, особенно католическому, символу мира – голубю. Чем известнее христианство становилось как новая религия, тем больше людей стремилось в святую землю, на место распятия и воскресения Иисуса Христа. Само слово «паломник» (производное от лат. palma – «пальма») означает «носитель пальмы». Именно от ваий, пальмовых побегов, происходит слово паломник. Паломник – это тот, кто прошел с крестным ходом в Пальмовое воскресенье из Виффагии в Иерусалим с пальмовой ветвью в руке. Первые английские пилигримы, отправлявшиеся в Святую землю, приносили пальмовую ветвь в качестве подтверждения своего паломничества. После этого им разрешалось носить маленькое серебряное изображение пальмовой ветви.

В Древнем Египте в декабре, в самый короткий день года, приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью. Пальма – «календарное» дерево, дающее новую ветвь раз в месяц. Поэтому её ветки символизировали собой время вообще и его длительность в частности. Так, на двери храма Медамуда (Египетский музей, Каир) изображено, как Сесострис III получает от Гора и Сета (Нижний и Верхний Египет) пальмовую ветвь – ярлык на длительное правление. Кроме того, пальмовые ветви служили опахалом «сидящему на престоле» фараону. Финиковая пальма, или сикомора, у египтян считается также деревом жизни: кто выпьет воду жизни и поест небесных фруктов, тот будет жить и после смерти. Не случайно египтяне клали именно пальмовые опахала на гробы и мумии.

В Израиле один из самых значительных символов иудаизма – обряд пальмовой ветви. Заранее готовят запасы пальмовых ветвей (лулав – нераспустившаяся ветвь) к празднику сбора урожая. Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (Суккот). Молящийся должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой – эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя Ташлих. Пальмовые ветви в Суккот символизируют прощение, данное еврейскому народу на небесном суде в Иом Киппур (Псикта де-рав Кахана 27:2). В еврейской традиции лулав – пальмовые ветви с нераскрывшимися листьями – носят во время шествия вокруг синагоги, как один из четырёх видов ритуальных растений.

Православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресение, используя вместо пальмовых ветвей ветки вербы. На Руси распускающиеся ветви вербы заменили собой пальмовые ветви, которые держат в руках верующие во время праздничного богослужения, как бы встречая Христа. Верба первой просыпается после долгой зимы, именно веточки вербы символизируют победу жизни над смертью. Пальмовые ветви традиционно изображаются на иконе «Вход в Иерусалим», которая обязательно находится в праздничном иконостасе русского православного храма. В храме Воскресения Христова (Санкт-Петербург) рисунок пальмовой ветви повторяется дважды в арке над сенью и в иконостасе. Ветвь символизирует царство небесное, символ вечности.

В традиционный погребальный ритуал Казанского университета входили почетный караул студентов на квартире почившего преподавателя, церковное отпевание, пальмовая ветвь на его гробу.

Армения Преподношение пальмовых и оливковых ветвей Христу, воскресившего мертвого Лазаря, символизировало победу над смертью. В субботу вечером перед Пальмовым воскресением совершается богослужение Цахказарда, открываются завесы алтаря, а на следующий день служат литургию, благословляют зеленеющие ветви оливы или ивы и вместе со свечами раздают присутствующим в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Бесплодные ветви символизируют язычников; они стали плодоносить только после того, как были поднесены Христу. Мягкость ветвей символизирует смиренность последователей Христа.

Католицизм В Ватикане на Пасху Папа Римский проводит обряд освящения пальмовых ветвей. Пепельная среда у католиков. В начале великого поста пальмовые ветви (в России – ветви вербы), сохранявшиеся с прошлого праздника Входа Господня в Иерусалим (или Вербного воскресенья) сжигаются, а собранный пепел освящается по особому чину перед первой мессой Пепельной среды. В древней церкви священный обряд завершался покаянной процессией. На протяжении веков только публично кающиеся получали освященный пепел. Посыпая голову верующего пеплом, священник говорил: «Помни, человек, ты прах и в прах обратишься». Это напоминание о смерти и о том, что без Бога мы не можем получить вечную жизнь. Обычай имеет библейские истоки: в еврейской Библии кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак смирения. Сейчас встречается лишь подобие ритуала: священник после мессы рисует крест золой на лбу прихожан.

Лютеранская церковь Чтобы воспроизвести пышность пальмовых ветвей, немцы-лютеране связывают ветви самых разных растений в пучок (т. н. Palmsuchen «пальмовый пучок»).

Буддизм Типичная скульптура Будды Сакямуни (Корея) – сидящий Будда, в правой руке держит пальмовую ветвь над коленом, а иногда указывает одним пальцем, но обычно всей рукой, к земле. Эта поза и положение рук, которые чаще всего ассоциируются с Буддой Сакямони, означают призыв земли к засвидетельствованию.

Ислам В шиитский праздник «День Гадир» черными и красными флагами, пальмовыми ветвями и начертанными на полотнищах изречениями из Корана украшены дома шиитов.

В псалме (91:13) говорится: “Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане”. Христианство: праведник, который “будет цвести, как пальмовое дерево”; бессмертие, причем в этом значении она иногда изображается вместе с Фениксом;

Пальмовая ветвь. Первоначально символ воинской победы, её несут во время триумфальных процессий; она была принята ранней Церковью в качестве символа победы Христа над смертью. У римлян пальмовая ветвь традиционно считалась символом победы. Это значение было привнесено в христианскую символику, где пальмовая ветвь использовалась как указание на победу мученика над смертью. На картинах с изображением мучеников часто присутствуют пальмы. Использование пальмовых ветвей в церемониях по случаю по победы (и в качестве награды победившему гладиатору) было заимствовано христианской традицией и знаменовало победу Иисуса Христа над смертью; С 4 в ангелы изображаются со священным сиянием – нимбом – и крыльями, часто в виде юношей в белых одеждах, с жезлами, лилиями, пальмовыми ветвями, огненными мечами (для изничтожения дьявола),

Христа часто изображают с пальмовой ветвью, означающей его победу над смертью,

но чаще пальмовую ветвь связывают с Его въездом в Иерусалим: “На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!” (Ин. 12:12-13). Его вход в Иерусалим празднуется в Пальмовое (в России – Вербное) воскресенье. пальмовыми ветвями встречали также Иисуса при въезде в Иерусалим (в христианском праздновании пальмового воскресенья своё место занимают “пальмовые сережки”; в России этот день называется Вербным воскресеньем, соответственно – “почки вербы”. – Ред.). Вербное (исходно “пальмовое”) Воскресенье отмечается в честь вступления Христа в Иерусалим. В христианской символике пепел является символом покаяния. В пепельную среду (день покаяния), первый день великого поста, пепел, возложенный на лоб, выражает то, что суть этого периода – в покаянии. Этот пепел остается от пальм, сожженных после пальмового воскресенья. Пепел также символизирует смерть человеческого тела и бренность земной жизни,

В христианском изобразительном искусстве пальма (символ долголетия или бессмертия) стала атрибутом многих святых и мучеников, Со времен раннего христианства часто изображаются “пальма первенства” мученика (означающая его духовную победу) и зеленеющая пальма ожидаемого рая в конце земной жизни, также в стилизованной связи с мотивами лилии и виноградной лозы. Она очень часто встречается в искусстве в качестве атрибута мученика и является идентифицирующим знаком. Екатерина Александрийская, Иустина Антиохийская (в сочетании с крестом), Петр Мученик, Агата, Лаврентий, Фекла, святые воины Анания Сиенский и Маврикий.

Ансан (ум. 303). Христианский святой мученик, сиенский вельможа, ставший христианином в двенадцатилетнем возрасте и проповедовавший христианскую веру, будучи ещё совсем молодым. Он был выдан своим отцом императору Диоклетиану, который, согласно преданию, прежде, чем его казнить, погрузил его в кипящее масло. Он умер в возрасте двадцати лет. Среди его атрибутов хоругвь Воскресения и сердце, на котором начертаны буквы IHS (см.). Он изображается в момент крещения новообращенных, ведомым в тюрьму или же стоящим в чане с маслом, тем временем под чаном разжигают огонь. В церковных картинах он иногда одет как воин, он держит стяг и пальмовую ветвь – символы мученичества; порой к стягу прикреплена лента, на которой указаны даты его жизни. Он является святым покровителем Сиены и предстает главным образом на картинах сиенской школы.

Посох, сделанный из пальмы, служит атрибутом Св. Христофора, ибо легенда гласит, что когда он странствовал, он выкорчевал пальму и сделал из нее для себя посох. После того, как он переправил Христа, явившегося в облике ребенка, через реку, он воткнул посох в землю, где он вырос и принес плоды. Пальмовое дерево используется в качестве посоха ХРИСТОФОРОМ.

Одеяние, сделанное из пальмовых листьев, является атрибутом Св. Павла Отшельника. В живописи эпохи Возрождения Павла изображали как старца с длинными седыми волосами и бородой, единственной одеждой которого служили пальмовые листья. Особыми отличительными атрибутами Св. Павла Отшельника являются ворон с хлебом, пальма и львы, которые помогли Св. Антонию Великому похоронить его тело.

Святой Па вел Отшельник (249-341 гг. н. э.) носил набедренную повязку, сотканную из пальмовых листьев. Набедренную повязку из пальмовых листьев обычно носят отшельники пустыни, в особенности ПАВЕЛ ОТШЕЛЬНИК и иногда ОНУФРИИ. Эмблема святого Петра-затворника, изображаемого с пальмовой ветвью в руке, и множества мучеников.

Тема её смерти встречается в живописи эпохи барокко, особенно испанской и итальянской. Агнесса стоит коленопреклоненная на потухших поленьях, в то время как её палачи, за исключением одного, который размахивает мечом, лежат поверженные. Над её головой разверзлись небеса, дабы явить Христа и ангела, который держит пальмовую ветвь (символ мученической смерти) и венок.

Но Аполлония не испугалась и, жертвуя своё тело Христу, сама бросилась в огонь. её атрибуты – пальма мученичества и щипцы с выдернутым зубом.

Св. Евфимия (III век) была знаменитой святой греческой церкви Согласно легенде, она подвергалась преследованию за веру, но ни огонь не сжег ее, ни львы не смогли её растерзать. В конце концов, eй отрубили голову. На её изображениях присутствуют лев или медведь, пальма победь и меч, которым ей отсекли голову.

Иногда на изображениях Св. Клары присутствуют лилия чистоты и пальма победы, а также крест.

Св. Стефана изображали молодым человеком в облачении дьякона. В руках у него пальма мученичества. Его особыми атрибутами являются камни, которыми его забили

Группа детей, держащих пальмовые ветви, – святые невинные (см. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ). Таким же образом держат их ФЕЛИЦАТА и семь её сыновей.

Пальмовое дерево – один из атрибутов Девы Марии Непорочного Зачатия (ДЕВА МАРИЯ, 4). В БЕГСТВЕ В ЕГИПЕТ Иосиф собирает плоды с пальмового дерева, под которым Св. Семейство отдыхает. Пальмовые ветви держат те, кто встречает Христа при его ВХОДЕ В ИЕРУСАЛИМ. Ангел преподносит пальмовую ветвь Деве Марии, возвещая ей о её скорой смерти (СМЕРТЬ ДЕВЫ МАРИИ, 1). Она является атрибутом ИОАННА ЕВАНГЕЛИСТА, передаваемая ему Девои Марией на её смертном одре (СМЕРТЬ ДЕВЫ МАРИИ, 3). по отношению к Деве Марии, Целомудрия. 1. Отдых (или сон) на пути в Египет. Популярная тема в искусстве Контрреформации – чаще религиозного, нежели повествовательного характера. Дева Мария и Младенец сидят на фоне пейзажа, обычно под пальмовым деревом. Иосиф присутствует здесь же, осел виден на заднем плане. Пожитки беглецов, связанные в узел, лежат на земле. Вверху парят ангелы, или ангелы.приносят им на блюде еду. Изображаемая в этой сцене старуха – Саломея (повивальная бабка). Разбитые скульптурные изваяния, валяющиеся на земле, – намек на рассказ из апокрифического Евангелия псевдо-Матфея: когда Св. Семейство прибыло в египетский город Сотинен (Сирен), Дева Мария и Младенец вошли в храм, после чего статуи. языческих богов попадали на землю и разбились. Эта тема тоже изображалась в качестве отдельного сюжета, особенно во французских средневековых соборах. Из того же источника происходит история о пальмовом дереве, под сенью которого отдыхало Св. Семейство и которое по приказу Младенца склонило свои ветви, чтобы путники смогли собрать его плоды. Это дерево, чьи ветви являются символом христианского мученика, очень часто фигурирует во “Сне”. Иосиф может собирать финики и передавать их Младенцу; иногда изображаются ангелы, наклоняющие ветви дерева. Другая тема, более позднего времени, демонстрирует Деву Марию, стирающую одежды на камне на берегу реки в традиционном сельском стиле, в то время как Иосиф нянчится с Младенцем.

В конце концов, оставшись одна, она взмолилась, чтобы Господь избавил её от жизни, и ей явился ангел, сказав, что через три дня она должна войти в рай, где её ожидает её Сын. Затем ангел одарил её пальмовой ветвью, которую она, в свою очередь, вручила Св.Иоанну, сказав, чтобы несли эту ветвь впереди её гроба.

Пилигримов, посетивших Святую Землю, называли в западных странах “пальмеры”. Изображение пальм на траурных или похоронных атрибутах символизировало воскрешение. В раннем католицизме она была погребальным символом, а также”атри6утом человека, совершившего паломничество в Святую Землю, отсюда само слово “паломник”. На Западе традиционные символы паломничества включают шар, широкополую шляпу, капюшон (иногда со знаком красного креста), фляги, пальмовые листья (означающие паломничество в Палестину), походный мешок, створку раковины (атрибут святого Иакова) и посох.

божественное благословение, триумфальное вступление Христа в Иерусалим;

торжество мученика над смертью; рай.

Пальмовые ветви означают славу, триумф, воскресение, победу над смертью и грехом.

http://www.simbolarium.ru/simbolarium/sym-uk-cyr/cyr-p/p/paljma.htm

Символика царства растений. Класс знаков по форме идентичных геометрическим элементам, широко использующихся в эмблематике и геральдике. Опубликовано на веб-портале imbf.org

Символика царства растений

  • Виноградная лоза
  • Вишня
  • Гранат
  • Дуб и желудь
  • Каббалистическое Древо
  • Кипарис
  • Клевер
  • Корни
  • Лилия
  • Пальмовая ветвь
  • Розы геральдические
  • Роcтки
  • Тыква
  • Чертополох
  • Яблоня, яблоко

Символ царства растений – дерево. Его ветви, олицетворяющие разнообразие, отходят от общего ствола, что является символом единства. Зеленое, цветущее дерево – символ жизни; мертвое, засохшее – символ смерти. Старое, сучковатое дерево может означать мудрость и силу.

Цветок – эмблема круговращения рождения, жизни, смерти и возрождения. Цветы олицетворяют красоту (особенно женскую), невинность, божественное благословение, весну, молодость, но также и краткость бытия. Все в цветке может нести определенную символику: и его форма, и число лепестков, и цвет, и запах…

Виноградная лоза

Орнамент – мотив виноградной лозы

Виноград – один из древнейших символов плодородия, изобилия и жизненной силы. Виноградная лоза – один из символов Христа. Важность вина во многих религиозных ритуалах основана на символической связи винограда с Божественным благословением. Виноградная лоза была первым растением, посаженным Ноем после потопа.

Сок винограда напоминает человеческую кровь. В некоторых мистериях виноград является символом похоти и разврата, алчности и пьянства. Гроздь винограда иногда представляется как фаллический символ. Но виноград рассматривается также и как символ солнечного духа.

Вишня

Сакура (японская гравюра XIX века, Утагава Кунисада)

В христианской иконографии вишню иногда изображают вместо яблока как плод с Древа Познания добра и зла; иногда Христос изображается с вишнями в руке. В Китае вишневое дерево – символ удачи, весны (из-за раннего цветения) и девственности; вульву называют «весенней вишней». Цветущая вишня (сакура) – символ Японии; она культивируется как декоративное дерево; ее плоды несъедобны. Японцы отождествляют цветущую сакуру с восходящим Солнцем. Вишня, кроме того, – эмблема самураев.

Гранат

Раскрывающийся гранат

Раскрывающийся гранат (плод) символизирует пасхальное Воскресение Христа, дарует христианам уверенность в прощении, веру в жизнь грядущую и воскресение. Из-за обилия семян гранат – символ плодородия. Это также древняя восточная эмблема бога Солнца и эмблема жизни, божественный символ, именуемый «запретным секретом».

Остатки цветка (шипок) на верхней части плода служат изображением короны в геральдике. Гранат изображается всегда золотым. А зерен граната всегда двенадцать – число, с древности символизирующее совершенство.

Дуб и желудь

Дуб – символ мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы. В Древнем Риме венок из дубовых листьев был высочайшей наградой полководцу-победителю.

Как эмблему доблести и мужества дуб (дубовый лист, дубовую ветвь, дубовый венок, дубовую гирлянду) используют в военных знаках различия во многих странах.

Дуб с желудями – эмблема зрелости, полной силы. Дуб без желудей – эмблема юной доблести. Желудь – символ плодородия, процветания, духовной энергии, произрастающей из зерна истины.

Каббалистическое Древо

Каббалистическое Древо (рисунок из книги Р. Флудда, 1574–1637)

Это перевернутое Космическое Древо. Его крона касается земли, а корни укреплены в духовном мире и питаются духовной энергией неба, распространяя ее во внешний мир и вниз. Это любимый образ в каббалистике и других мистических и магических учениях. Он свидетельствует о том, что человеческая жизнь – нисхождение духа в тело и обратно. Это также символ философского роста, роста внутрь.

В «Бхагаватгите» перевернутое дерево означает происхождение всего из единого корня, в исламе – символ счастья и удачи.

Кипарис

Семь кипарисов и двенадцать ветвей – олицетворение мироздания и его вечных истин (Стамбул, Турция)

На Западе кипарис – мистический символ смерти и траура, олицетворение печали и скорби, поскольку использовался при бальзамировании тела и для изготовления гробов. В Азии это символ долголетия и бессмертия. Арабы называют кипарис Древом Жизни. В Греции кипарис всегда имел двойственную репутацию: он был символом мрачного бога подземного царства Гадеса, но в то же время и более жизнерадостных богов – Зевса, Аполлона, Афродиты и Гермеса. Поэтому он стал символом возрождения и жизни после смерти. В Китае дым кипарисовых ветвей – символ светлых сил, оберег от несчастья.

Клевер

Клевер с четырьмя лепестками

Трехлистная форма клевера (трилистник) – символ христианской Троицы. Редко встречающийся четырехлистник является символом удачи; существует поверье, что Ева взяла один четырехлистник как память о потерянном рае. Но клевер с пятью лепестками приносит несчастье.

В Китае клевер – эмблема весны. Ирландцы используют листья клевера в качестве национальной эмблемы, что, вероятно, восходит к почитанию этого растения кельтами за его активный рост весной.

Корни

Семя и корни

Символ связи с землей, с семьей.

«Человек, имеющий корни», – говорят о человеке, который твердо стоит на ногах.

«Смотреть в корень» – обращать внимание на самое существенное, вникать в суть.

«Корень зла» – источник, сердцевина зла.

«Вырвать с корнем» – лишить жизни, перерезать доступ к питанию, радикально разрешить проблему.

Лавр

Лавровый венок

Лавр символизирует бессмертие, но также триумф, победу и успех. Он олицетворяет мир, очищение, защиту, божественность, тайные знания. Согласно древнегреческому мифу, бог Солнца, зари и поэзии Аполлон преследовал нимфу Дафну, которая, убегая от него, превратилась в лавровый куст (по-гречески «лавр» – «дафн»). В объятиях Аполлона оказалось деревце, ветвями которого он украсил свою голову и лиру. Вот почему в Древней Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками. Римляне распространили эту традицию и на военных победителей.

Лилия

Fleur-de-lys, герб французских королей

Один из наиболее многоплановых и даже противоречивых символов. Тройная лилия – символ Троицы и трех добродетелей: Веры, Надежды и Милосердия. Лилия – атрибут многих святых, в том числе Архангела Гавриила. Белые лилии могут иногда символизировать смерть. Лилия также ассоциируется с плодовитостью и эротической любовью из-за ее пестика, имеющего стреловидную или копьевидную (фаллосоподобную) форму, и специфического сильного аромата. Лилия – знак процветания и королевской власти в Византии, позднее – эмблема французских королей.

Пальмовая ветвь

Пальмовая ветвь

Это главный символ победы и триумфа («пальма первенства»).

В Древней Греции пальмовая ветвь вручалась вместе с венком победителю Олимпийских игр как личное пожелание здоровья и долголетия. В Древнем Риме ими награждали также победивших солдат и гладиаторов. На праздновании Вербного воскресенья в Иерусалиме священники раздают освященные пальмовые листья в виде креста. В России заменой им служат вербы. Пальмовая ветвь – символ долговечности и одна из эмблем мира, причем в отличие от голубя светская эмблема.

Роза

Десятилепестковая роза

Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, космического колеса, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность, а в сочетании с вином – чувственность и совращение. Бутон розы – символ девственности; увядшая роза – скоротечность жизни, смерть, скорбь; ее колючки – боль, кровь и мученичество.

Розы геральдические

Геральдические розы: 1 – Ланкастеров; 2 – Йорков; 3 – Тюдоров; 4 – Англии (бэдж); 5 – немецкая роза Розенов; 6 – русская гербовая

Геральдическая средневековая роза имеет пять или десять лепестков, что связывает ее с пифагорейскими пентадой и декадой. Роза с красными лепестками и белыми тычинками – эмблема Англии, самый известный нагрудный знак английских королей. После «Войны Алой и Белой Роз», названной так по нагрудным знакам фамилий, боровшихся за английскую корону, алая роза Ланкастеров и белая Йорков были объединены в форме «Розы Тюдоров». Ярко-пунцовая роза – неофициальная эмблема Болгарии. Знаменитая чайная роза – эмблема Пекина. Девять белых роз – в гербе Финляндии.

Роcтки

Ростки папоротника (четырехчастная схема)

Ростки (сердцевидная схема)

Росток – символ пробуждения жизни. Простейший вид – зернышко, «вылупляющееся из своей оболочки», росток, напоминающий свернутый лист папоротника. Эти изображения сопровождаются округлой или сердцевидной полосой. Сердцевидная схема (острием вверх) – устойчивое выражение аграрного орнамента. Широко используется четырехчастная композиция с ростками папоротника (священного растения у многих народов), листья которого устремлены во все стороны.

Тыква

Расписная тыква-горлянка, сосуд и талисман (Китай, XIX век)

Тыква-горлянка в китайской культуре – символ здоровья, мудрости и даже всего мироздания.

В Америке тыква – главный атрибут традиционного праздника нечистой силы – Хэллоуина. Для этого праздника на тыквах вырезают лица, а внутрь тыквы вставляют свечи и с такими «светильниками» ходят по домам.

В приниженной символике тыквой называют голову.

Чертополох

Чертополох

Эмблема Шотландии

Чертополох означает вызов, аскетизм, мстительность, мизантропию. Пища ослов. Символизирует также грех, скорбь, проклятие Бога при изгнании из рая; согласно Книге бытия, чертополохом был наказан Адам. В христианском искусстве чертополох – эмблема мученичества.

Но в символике чертополоха есть и другая сторона. Подобно некоторым другим колючим растениям, он считается талисманом и наделяется свойством заживлять раны. Это растение с сильными магическими свойствами.

Яблоня, яблоко

Державное яблоко – один из символов монархической власти

Яблоня – символ плодородия, один из символов Матери-Земли. Цветущая яблоня – вечная юность, а в Китае – мир и красота. Яблоко – символ блаженства, особенно сексуального, символ восстановления потенциала, целостности, здоровья и жизненных сил. Яблоко олицетворяет любовь, брак, весну, молодость, долголетие или бессмертие, в христианстве оно связано с искушением, падением человека и его спасением. Надкушенное яблоко – символ греха, анархии, но также знания и надежды. В искусстве яблоко во рту обезьяны или змеи – символ первородного греха.

Не всегда киноманы разделяли мнение жюри, но мы отобрали 15 фильмов-победителей, которые стали хитами и у зрителей, а не только у критиков и судей.

Весь этот джаз / All That Jazz

Полубиографический музыкальный фильм режиссёра и хореографа Боба Фосси наряду с «Золотой пальмовой ветвью» получил четыре Оскара.

«Весь этот джаз» вобрал лучшие элементы голливудских мюзиклов, головокружительный темп и захватывающую яркость, вдохновив целое поколение кинематографистов. В основе картины – история хореографа и режиссёра Джо Гидеона, который ведёт необузданный образ жизни, что приводит его к инфаркту. Но даже угроза смерти не может повлиять на привычки хореографа.

Шербурские зонтики / Les Parapluies de Cherbourg (1964)

«Шербурские зонтики» – движущийся в безупречном темпе, окрашенный мягкими, но чувственными цвета, меланхоличный и ностальгичный фильм-опера, построенный таким образом, что боль и проблемы героев в высшей степени реалистичны и понятны зрителю. Катрин Денёв и Нино Кастельнуово исполнили роли влюбленных, вокруг которых вращается повествование. Режиссировал этот фильм Жак Деми, а музыку написал Мишель Легран.

Париж, Техас / Paris, Texas (1984)

Название фильма Вима Вендерса происходит от небольшого техасского городка. Это трогательная, меланхоличная и в то же время эмоциональная история о Трэвисе (Гарри Дин Стэнтон), немолодом мужчине, который пропал четыре года назад, но неожиданно обнаружился в пустыне неподалёку от мексиканской границы. Он ищет свою жену и сына, надеется на попытку восстановить отношения с близкими, но ближе к финальному повороту обостряются его болезненные воспоминания.

Дерево для башмаков / L"albero degli zoccoli (1978)

На съёмки этого фильма Эрманно Ольми вдохновился историей, услышанной от собственного деда. В основе восхитительного шедевра итальянского кинорежиссёра лежат самые будничные события из жизни нескольких крестьянских семей Ломбардии в конце 19 века. Готовясь к съёмкам, Ольми несколько месяцев провёл в сельской местности, пообщался с местными жителями и многих взял в актёры, что сказалось на натуральности картины. Это вполне обычное, но полностью захватывающее повествование, снятое с огромной широтой, глубиной и искренностью.

Белая лента / Das weiße Band (2009)

В 1913 году, незадолго до Первой мировой войны, в немецкой деревне происходит ряд загадочных происшествий. В фильме поднимается масса вопросов, но почти нет ответов. События, в которые втянуты многие взрослые и дети, похоже, странным образом связаны между собой. Разобраться в них пытается местный учитель.

Это чёрно-белая кинолента Михаэля Ханеке о природе зла и воспитании детей, которым суждено стать нацистским поколением.

4 месяца, 3 недели и 2 дня / 4 luni, 3 săptămâni şi 2 zile (2007)

Действие румынского фильма происходит в 1980-е годы и сосредоточено на двух подружках-студентках. Одна из них собирается сделать нелегальный аборт, а приготовлениями, в том числе подкупом врача, приходится заниматься второй.

Фильм Кристиана Мунджиу смотрится почти как документальный и произвёл сильное впечатление на обозревателей, критиков и зрителей, когда вышел на экраны. Он получил «Золотую пальмовую ветвь» и приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале, а также ряд других международных наград. Особой похвалы удостоился режиссёр и исполнительницы главных ролей – Анамария Маринка и Лаура Василиу.

Криминальное чтиво / Pulp Fiction (1994)

«Криминальное чтиво», пожалуй, один из самых культовых фильмов всех времён. Именно эта картина принесла мировую славу Квентину Тарантино. Фильм показал свежий взгляд на уже затёртый жанр, сумел вдохнуть новую жизнь не только в криминальные и мафиозные фильмы, но и в американское кино в целом. Герои картины в своих преступных начинаниях совершают ошибки, затем их исправляют и постоянно ведут диалоги, которые сохранили остроту по сей день, и прекрасно дополняют разыгрываемые сцены.

Разговор / The Conversation (1974)

В 1974 году этот психологический детектив Фрэнсиса Форда Копполы был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм года», но режиссёр обошёл сам себя, и награда досталась ему за «Крёстного отца 2». Тем не менее «Разговор» удостоился множества других наград. Это история о человеке, который специализируется на подслушивании разговоров. Выполняя очередной заказ, он понимает, что планируется убийство, но сумеет ли он его предотвратить?

Фотоувеличение / Blowup (1967)

Знаменитый фильм Микеланджело Антониони, действие которого происходит в Лондоне. Томас – успешный молодой фотограф, чьи интересы сфокусированы на поп-музыке, сексе, моде и наркотиках. Однажды он скрыто фотографирует в парке мужчину и женщину. Она замечает его и следует за фотографом до самой студии, требуя отдать ей плёнку. После проявки, при фотоувеличении Томас замечает в кадре незнакомца с пистолетом и труп. Вернувшись в парк, он находит тело мужчины. Фотограф пытается рассказать об убийстве, но ему никто не верит. Тем временем все негативы в его студии пропадают и теперь сложно определить, где реальность сменяется игрой воображения.

Таксист / Taxi Driver (1976)

Фильм Мартина Скорсезе о психически неуравновешенном таксисте по имени Трэвис. Главный герой, великолепно сыгранный Робертом Де Ниро, живёт сам по себе, страдает бессонницей, работает по ночам. Он социопатичный ветеран Вьетнамской войны, выброшенный на обочину жизни. Каждую ночь Трэвис бродит в одиночестве, видит воров, проституток, сутенёров... и в какой-то момент решает «очистить» город.

В фильме показана истинная человеческая драма героя, который от отчаяния сам бросает беспощадный вызов обществу и системе.

Сладкая жизнь / La dolce vita (1960)

«Сладкая жизнь» – культовая сатирическая трагикомедия Федерико Феллини. Этот чёрно-белый фильм считается кульминационной точкой в карьере легендарного режиссёра и одним из самых кассовых фильмов в его творчестве. Потрясающе хороша сцена с Марчелло Мастроянни и Анитой Экберг у фонтана Треви в Риме.

Древо жизни / The Tree of Life (2011)

«Древо жизни» – это размышления о смысле жизни глазами юноши. Самый загадочный американский режиссёр Терренс Малик снял кино, затрагивающее духовно-чувственную сторону человеческого бытия. Пытаясь объединить макрокосм и микрокосм, с помощью музыки и видеоряда автор отображает течение жизни – от ее возникновения, «начала» времен, и до жизни конкретной среднестатистической американской семьи середины XX века. Отдельного внимания заслуживают удивительные картины зарождения Вселенной.

Апокалипсис сегодня / Apocalypse Now (1979)

Военная драма Френсиса Форда Копполы оказала огромное влияние ещё в конце 70-х годов, когда многие американцы не поддерживали бессмысленную войну во Вьетнаме. «Мой фильм – это не кино, мой фильм не о Вьетнаме, это и есть Вьетнам. Это то, что происходило в действительности», – сказал режиссёр. Персонаж Марлона Брандо, полковник Курц – это всенародная боль, отображённого времени. Сценарий отчасти основан на повести Джозефа Конрада «Сердце тьмы» (1902).

Третий человек / The Third Man

«Третий человек» Кэрола Рида – признанная классика кинематографа и один из величайших фильмов в истории. В 1999 году Британский институт кино назвал его лучшим британским фильмом всех времён.

Этот нуарный детектив снят по одноимённому роману Грэма Грина. В нём повествуется об американском писателе, который по приглашению давнего друга приезжает в послевоенную Вену, но узнаёт, что его товарищ на днях погиб от несчастного случая. Пообщавшись со знакомыми покойного, герой узнаёт о своём друге факты, с которыми не может примириться, и пытается разгадать его внезапную смерть.

Вечность и один день / Mia aioniotita kai mia mera (1998)

Не многие коллеги режиссёра Теодороса Ангелопулоса обладают таким же терпением, проницательностью, способностью анализировать человеческую уязвимость и показывать всё это размеренно и сдержанно. Создаётся впечатление, что его камера вальсирует в восхитительной тишине, нашептывая образы, которые для зрителей становятся осязаемыми.

«Вечность и один день» – самая личная работа греческого режиссёра. В нём рассказывается о пожилом поэте, жить которому остался один день. Врачи советуют ему не покидать больницу, но старику необходимо пристроить своего пса и помочь новому другу – албанскому мальчику.

Как символический предмет, пальмовая ветвь ведет свою историю из Египта и Месопотамии, в античное время она была заимствована и признана в Древней Элладе. Наиболее известное значение связано с библейским сюжетом Входа Господня в Иерусалим.

По старинному еврейскому обычаю цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах, а народ встречал их с приветствиями и пальмовыми ветвями в руках. Таким же образом въехал в Иерусалим Иисус Христос. Евреи, находившиеся тогда под игом Рима, ожидали мессию, и решили, что чудотворец, накормивший пять тысяч людей и умеющий воскрешать людей, является тем самым вождем, который сможет привести свой народ к политической независимости. Народ признал в Иисусе нового царя и спасителя, поэтому при въезде в Иерусалим верхом на осле его встречали и чествовали тысячи людей, видя в нем, прежде всего, победителя смерти. В знак почтения народ стелил на пути Христа свою одежду и пальмовые ветви (ваи). «…Множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12-13).

В христианской традиции день Входа Господня в Иерусалим считается символом будущего воцарения Бога. С тех пор во всем мире праздник так и называется - Пальмовое воскресенье.

Под пальмовой ветвью обычно подразумевают перистый лист финиковой и других похожих пальм. Почему именно пальмовые ветви бросали под ноги Иисусу? Пальмовая ветвь имеет несколько значений. Листья финиковых пальм использовались как символ долговечности в Малой Азии в погребальных ритуалах, клались на могилы вместо венков, принятых у европейских народов. Еще пальма - символ мученичества, на святых иконах можно увидеть мучеников с пальмовой ветвью, в некоторых случаях она слегка окровавлена. В другом значении пальмовая ветвь - символ мира и спокойствия, наравне с оливковой ветвью. Кроме того, если брать историю Востока, то пальма - это еще и кормилица, семья, у которой во дворе росла пальма, могла кормиться с нее круглый год, собирая несколько урожаев плодов. Также в восточной традиции пальмовые ветви означают почтение и преклонение, в еврейской - символизируют победу, обращение к последней трактовке нередко встречается в библейских текстах.

Традиция отмечать победителей пальмовой ветвью существует со времен Древней Греции и Рима. Так, древние греки посылали гонца с пальмовой ветвью для извещения о победе. Победителям Олимпийских игр вручалась, наряду с венком из ветвей оливы, и пальмовая ветвь, которая наделялась значением пожелания здоровья и долголетия. Позднее пальмовая ветвь стала символизировать мир, по аналогии с оливковой, и победу. К 33 году н.э. пальмовые ветви уже использовались для приветствия любой более или менее популярной фигуры. Еще одно значение пальмовой ветви с древних времён она была популярным декоративным мотивом. Римляне в честь бога земледелия украшали дома зелеными листьями в зимний праздник Сатурналий. В Риме человек, выигравший в судебном разбирательстве, выходил с пальмовой ветвью в руке, что символизировало его правоту и победу.

В христианской культуре ветка пальмы символизировала вечность и победу над смертью. Римляне украшали пальмовыми ветвями надгробия героев в знак памяти об их победах в Северной Африке. Христиане приняли пальмовую ветвь в качестве символа победы Христа над смертью, относимого к Пасхе.

Пальма очень часто встречается в средневековом искусстве в качестве атрибута мученика. В итальянской живописи эпохи Возрождения с пальмовой ветвью изображались мученица Фелицата (II в.) и семь ее сыновей, казненные один за другим у нее на глазах. Набедренную повязку из пальмовых листьев обычно носили отшельники пустыни, например, живший в III в. Павел Отшельник - первый из пустынников Египта. Ангел приносит Деве Марии пальмовую ветвь, возвещая этим ее скорую кончину. Кроме того, пальмовая ветвь является атрибутом евангелиста Иоанна, так как была передана ему Девой Марией на ее смертном одре.
С IV века ангелы изображаются со священным сиянием - нимбом - и крыльями, часто в виде юношей в белых одеждах, с жезлами, лилиями, пальмовыми ветвями, огненными мечами (для изничтожения дьявола). В том же IV веке святитель Амвросий Медиоланский говорил: «Произошло обыкновение в настоящий праздник, во время славословия, держать в руках ветви финиковые, или масличные; отсюда и сам праздник назван Неделей ваий. То, что мы ныне держим в руках эти ветви, имеет свое значение. Масличное дерево, из которого происходит елей, умягчающий раны и врачующий болезни, означает дела милосердия; а крепкое финиковое дерево, оконечности ветвей которого белы, означает, что после скорбей этой жизни мы переселимся в свет Небесного Отечества. И Давид-псалмопевец говорит, что праведник яко финике процветет (Пс. 91, 13). Поэтому, держа в руках масличные ветви, покажем в делах - милосердие. Возьмем и финиковые ветви - в чаянии не земных утех за дела милосердия, а радостей Небесного Отечества, в чем Господь Христос есть Предтеча нам…»

В эпоху Возрождения была восстановлена античная традиция считать пальмовую ветвь эмблемой мира. В этом же смысле употреблялась пальмовая ветвь и в эпоху классицизма, особенно в конце XVIII - начале XIX века. Это была, так сказать, чисто светская эмблема мира, которая противопоставлялась передовыми людьми в Западной Европе церковному, особенно католическому, символу мира - голубю. Чем известнее христианство становилось как новая религия, тем больше людей стремилось в святую землю, на место распятия и воскресения Иисуса Христа. Само слово «паломник» (производное от лат. palma - «пальма») означает «носитель пальмы». Именно от ваий, пальмовых побегов, происходит слово паломник. Паломник - это тот, кто прошел с крестным ходом в Пальмовое воскресенье из Виффагии в Иерусалим с пальмовой ветвью в руке. Первые английские пилигримы, отправлявшиеся в Святую землю, приносили пальмовую ветвь в качестве подтверждения своего паломничества. После этого им разрешалось носить маленькое серебряное изображение пальмовой ветви.

В Древнем Египте в декабре, в самый короткий день года, приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью. Пальма - «календарное» дерево, дающее новую ветвь раз в месяц. Поэтому её ветки символизировали собой время вообще и его длительность в частности. Так, на двери храма Медамуда (Египетский музей, Каир) изображено, как Сесострис III получает от Гора и Сета (Нижний и Верхний Египет) пальмовую ветвь - ярлык на длительное правление. Кроме того, пальмовые ветви служили опахалом «сидящему на престоле» фараону. Финиковая пальма, или сикомора, у египтян считается также деревом жизни: кто выпьет воду жизни и поест небесных фруктов, тот будет жить и после смерти. Не случайно египтяне клали именно пальмовые опахала на гробы и мумии.

В Израиле один из самых значительных символов иудаизма - обряд пальмовой ветви. Заранее готовят запасы пальмовых ветвей (лулав - нераспустившаяся ветвь) к празднику сбора урожая. Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (Суккот). Молящийся должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой - эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя Ташлих. Пальмовые ветви в Суккот символизируют прощение, данное еврейскому народу на небесном суде в Иом Киппур (Псикта де-рав Кахана 27:2). В еврейской традиции лулав - пальмовые ветви с нераскрывшимися листьями - носят во время шествия вокруг синагоги, как один из четырёх видов ритуальных растений.

Православная церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим как Вербное воскресение, используя вместо пальмовых ветвей ветки вербы. На Руси распускающиеся ветви вербы заменили собой пальмовые ветви, которые держат в руках верующие во время праздничного богослужения, как бы встречая Христа. Верба первой просыпается после долгой зимы, именно веточки вербы символизируют победу жизни над смертью. Пальмовые ветви традиционно изображаются на иконе «Вход в Иерусалим», которая обязательно находится в праздничном иконостасе русского православного храма. В храме Воскресения Христова (Санкт-Петербург) рисунок пальмовой ветви повторяется дважды в арке над сенью и в иконостасе. Ветвь символизирует царство небесное, символ вечности.

В традиционный погребальный ритуал Казанского университета входили почетный караул студентов на квартире почившего преподавателя, церковное отпевание, пальмовая ветвь на его гробу.

Армения Преподношение пальмовых и оливковых ветвей Христу, воскресившего мертвого Лазаря, символизировало победу над смертью. В субботу вечером перед Пальмовым воскресением совершается богослужение Цахказарда, открываются завесы алтаря, а на следующий день служат литургию, благословляют зеленеющие ветви оливы или ивы и вместе со свечами раздают присутствующим в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках. Бесплодные ветви символизируют язычников; они стали плодоносить только после того, как были поднесены Христу. Мягкость ветвей символизирует смиренность последователей Христа.

Католицизм В Ватикане на Пасху Папа Римский проводит обряд освящения пальмовых ветвей. Пепельная среда у католиков. В начале великого поста пальмовые ветви (в России - ветви вербы, в Италии наряду с пальмовыми, ветки оливкового дерева), сохранявшиеся с прошлого праздника Входа Господня в Иерусалим (или Вербного воскресенья) сжигаются, а собранный пепел освящается по особому чину перед первой мессой Пепельной среды. В древней церкви священный обряд завершался покаянной процессией. На протяжении веков только публично кающиеся получали освященный пепел. Посыпая голову верующего пеплом, священник говорил: «Помни, человек, ты прах и в прах обратишься». Это напоминание о смерти и о том, что без Бога мы не можем получить вечную жизнь. Обычай имеет библейские истоки: в еврейской Библии кающиеся облачаются во власяницу и посыпают голову пеплом в знак смирения. Сейчас встречается лишь подобие ритуала: священник после мессы рисует крест золой на лбу прихожан.

Лютеранская церковь Чтобы воспроизвести пышность пальмовых ветвей, немцы-лютеране связывают ветви самых разных растений в пучок (т. н. Palmsuchen «пальмовый пучок»).

Буддизм Типичная скульптура Будды Сакямуни (Корея) - сидящий Будда, в правой руке держит пальмовую ветвь над коленом, а иногда указывает одним пальцем, но обычно всей рукой, к земле. Эта поза и положение рук, которые чаще всего ассоциируются с Буддой Сакямони, означают призыв земли к засвидетельствованию.

Ислам В шиитский праздник «День Гадир» черными и красными флагами, пальмовыми ветвями и начертанными на полотнищах изречениями из Корана украшены дома шиитов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Стручковая фасоль в сметане Стручковая фасоль в сметане Простые рецепты своими руками Простые рецепты своими руками Происхождение восточного гороскопа Происхождение восточного гороскопа