Как отказаться быть крестным. Быть или не быть? Как будущим крестным подготовиться к крещению

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

На вопросы о восприемниках (крестных родителях) отвечает настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня города Вольска протоиерей Михаил Воробьев

Можно ли отказаться от участия в Крещении? Говорят, если отказываешься быть крестным, значит, отказываешься от креста.

Отказываться от креста, который Господь дает каждому человеку для укрепления его духовных сил, конечно, не стоит. Да это и невозможно, поскольку, отказываясь от одного креста, человек тут же получает новый, который чаще всего оказывается тяжелее прежнего. Однако обязанности крестных родителей вряд ли можно считать нравственным испытанием, от которого грешно отказаться.

Само название «крестные родители» (в чинопоследовании таинства Крещения они называются более нейтрально — восприемники) показывает, что их обязанности очень серьезны. Они заключаются в заботе о правильном духовном развитии крестника, в его воспитании в соответствии с нравственными принципами православной веры. Крестные родители ручаются перед Богом в том, что их крестный сын или дочь вырастет порядочным, достойным, верующим человеком, что он или она будет испытывать потребность жить полноценной церковной жизнью. Кроме того, крестные родители обязаны помогать своим крестникам и в обычных житейских нуждах, оказывать им не только духовную, но и материальную помощь.

Если какие--то обстоятельства не позволяют с уверенностью принять на себя такую ответственность, если в сердце нет искренней любви к предполагаемому крестнику, от почетного предложения стать крестным лучше отказаться.

Два года назад мои родственники попросили меня стать крестной матерью. Теперь они требуют от меня подарки, рассказывают, где и что необходимо купить, не спрашивая о том, каково мое нынешнее материальное положение, что я могу или не могу купить. Как быть?

Наверное, следует напомнить кумовьям русскую пословицу: «По одежке протягивай ножки». Став крестной матерью, Вы, прежде всего, приняли обязанность воспитывать крестника в духе христианских ценностей. В их число, кстати, входит и умеренность в удовлетворении материальных потребностей. Старайтесь добросовестно исполнять эту основную обязанность: приучайте ребенка к молитве, читайте с ним Евангелие, объясняя его смысл, посещайте богослужения. Подарки, особенно те, которые приносят духовную пользу и радуют ребенка, конечно, тоже хорошее дело. Но в полной мере заменять природных родителей Вы на себя обязательств не принимали. К тому же справедлива еще одна пословица: «На нет и суда нет».

Может ли стать крестной матерью моему ребенку моя сестра, у которой я крестила сына?

Может. Канонических препятствий для этого нет.

Наш с мужем брак — не венчанный. Но мы стали крестными родителями нашей родственницы, крестившейся уже во взрослом возрасте. Я сразу не вникла в обряд, а потом узнала, что нельзя. А теперь наш брак распадается. Что делать?!

Обстоятельство, о котором Вы говорите, ни в коем случае не может быть основанием для растор-жения брака. Напротив, постарайтесь сохранить ваш брак. Если же сделать это не удастся, вместе с бывшим мужем продолжайте старательно исполнять обязанности крестных родителей.

Что должны делать родители ребенка, если его крестный забыл о крестнике и не выполняет своих обязанностей? Как поступить?

Если крестный — родственник или близкий друг семьи, стоит напомнить ему об ответственности, которую он несет перед Богом за правильное христианское воспитание своего крестника. Если же кум оказался случайным, да еще и совсем не церковным человеком, следует винить только себя за легкомысленное отношение к выбору восприемника.

В этом случае сами родители должны усердно делать то, что обязан делать крестный: воспитывать ребенка в духе христианского благочестия, приучать его к участию в богослужениях, приобщать к культурному богатству Православной Церкви.

Могу ли я усыновить ребенка своего крестника?

Можете; канонических препятствий для усыновления ребенка-крестника нет.

В крестные сыну мы решили взять родственников: дядю и двоюродную сестру нашего младенца, между собой они — отец и дочь. Прошу разъяснить, допускается ли такое? Поясню, что выбор сделан осознанно, и именно эти люди, на мой взгляд, могут быть духовными наставниками для нашего ребенка.

Ваш выбор вполне допустим, если предполагаемая крестная мать не является малолетним ребенком. Ведь восприемники берут на себя взрослую ответственность, они обязаны воспитывать крестника в духе христианских ценностей, а значит, сами должны знать, что это за ценности такие, любить Церковь, богослужение, жить церковной жизнью.

Можно ли, будучи уже крестным отцом старшего ребенка в семье, стать еще и крестным младшего?

Если крестный отец ответственно и добросовестно выполняет свои обязанности по отношению к крестнику, то он вполне может стать крестным отцом и для его младшего брата (Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. М., 1913. С. 994).

Скажите, пожалуйста, могут ли быть крестными родные брат с сестрой. И еще: может ли быть крестной матерью девочка, которой 12 лет?

Родные брат с сестрой могут быть крестными одного и того же ребенка. Двенадцатилетняя девочка также может стать крестной матерью только в том случае, если она воспитана в православной традиции, имеет твердую веру, знает вероучение Церкви и понимает ответственность крестного за судьбу своего крестника.

Имеются ли догматические или канонические препятствия для кумовства супругов; иными словами, можем ли мы с женой стать крестными родителями ребенка наших друзей? А могут ли кум и кума, не состоявшие в браке на момент Крещения, впоследствии стать мужем и женой? Слышал, что в Церкви нет единого мнения на сей счет.

211-я статья Номоканона запрещает мужу и жене быть восприемниками одного и того же ребенка. Однако некоторые постановления высшей церковной власти Русской Православной Церкви (см. об этом: Булгаков С.В. Настольная книга священнослужителя. М., 1913. С. 994) отменяют указанное требование Номоканона. В сложившейся ситуации, на мой взгляд, следует придерживаться более древней традиции, тем более что в Русской Православной Церкви она долгое время считалась единственно правильной. В случае, когда родители ребенка непременно желают иметь его восприемниками супругов, следует обратиться с соответствующим прошением к Правящему архиерею той епархии, в которой предполагается совершить таинство Крещения.

Восприемники одного и того же ребенка, не состоявшие на момент Крещения в браке, не считаются находящимися в духовном родстве. Поэтому в будущем они могут без всяких препятствий вступить в законный брак (Булгаков С.В. Настольная книга священно-служителя. М., 1913. С. 1184).

Справедливости ради, следует заметить, что по этому поводу существует противоположное мнение, которого придерживался, например, святитель Филарет Московский. В случае отказа священника венчать восприемников одного и того же ребенка следует также обратиться к Правящему архиерею той епархии, где предполагается совершение бракосочетания.

Могут быть у крестного еще другие крестники?

Допускается иметь любое количество крестников. Однако, приглашая крестного для своего ребенка, следует задуматься, сможет ли он достойно выполнить свои обязанности, хватит ли у него любви, душевных сил и материальных ресурсов для правильного христианского воспитания своего крестника.

У моей двоюродной сестры 10 лет назад родился сын с врожденным пороком сердца. Врачи говорили, что ситуация плохая, и сестра решила его крестить прямо в больнице. Лежала она в специальном боксе, куда, кроме врачей, никого не пускали. Пустили только священника, чтобы он крестил ребенка. Мне только потом сказали, что меня записали как крестного. Позже в Москве ребенку сделали операцию, он встал на ноги, слава Богу. А в январе у моего друга родился сын, и он мне предложил стать крестным. Могу ли я быть крестным?

Повторяю, допускается иметь любое количество крестников. Однако следует помнить, что обязанности крестных родителей очень серьезны. Крещение является церковным таинством, в котором действует сама Божественная благодать. Поэтому Вас не просто «записали» в крестные, на Вас, может быть, без Вашего ведома, но возложили ответственность за правильное христианское воспитание крестника. Иметь нескольких крестных детей достаточно трудно. Но, если Вы чувствуете любовь к этим детям, Господь даст Вам душевные силы и возможности стать для них достойным крестным отцом.

Газета «Православная вера» № 7 (459), 2012 год

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=60238&Itemid=3

Нередко от «церковных» бабушек, да и в целом от людей пожилого возраста можно услышать фразу: «От креста не отрекаются!». Смысл этой фразы в том, что если Вас попросили стать крестной, но вы не имеете права отказаться. На чем строится данное высказывание? И правда ли это? В этой статье мы разберемся во всем по порядку.

Почему нельзя отказываться быть крестной? Что несет в себе крещение

Сам обряд крещения - это лишь одно из 7 таинств, существующих в Православной Церкви. Суть этого обряда заключается в следующем: верующего человека три раза погружают в воду. Считается, что в этот момент человек перестает существовать для жизни во грехе и возрождается для вечной жизни. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что обряд крещения нужен верующему человеку для того, чтобы обрести спасение. Ведь во время проведения этого обряда происходит рождение для абсолютно новой, духовной жизни.

Что требуется от крестных родителей

Одно из самых главных требований - истинная православная вера будущих крестных родителей. Это должны быть люди, которые живут по церковным законам, ведь главной их целю является научить доверенного им малыша основным законам православия, давать маленькому человеку духовные и жизненные наставления.

Если сложилось так, что сами крестные ничего не понимают в вопросах веры, то что они смогут дать своему крестнику? Чему они его научат? Соглашаясь стать крестной, очень важно осознавать, какая огромная доля ответственности за духовное воспитания ложится на плечи. Ведь крестные наравне с кровными родителями несут ответственность за ребенка перед Богом.

Если человек, принявший решение пройти обряд крещения, является взрослым и может сам произнести слова отречения, то его крестные, которые присутствуют при этом, выступают поручителями перед лицом Церкви, неся ответственность за верность и искренность его слов.

Обязанности крестной:

  • Как можно чаще молиться о своем крестнике.
  • Выполнять все церковные таинства, главными из которых являются исповеди и причащения.
  • Рассказывать о богослужениях, церковном календаре, а также о святости и важности икон.
  • Подробно рассказать о церковных службах, правилах соблюдения поста и силе молитв.

На основании всего вышесказанного становится ясно, что крестной не может стать чужой человек.

Кого не стоит выбирать в крестные

Нельзя доверять такую важную и ответственную миссию добродушной бабушке, встреченной в храме или возле него, которая готова «подержать» Ваше чадо во время крещения. Помимо этого не рекомендуется выбирать в крестные друзей или родственников, которые не смогут выполнять свои духовные обязанности, описанные выше. Крестных для ребенка ни в коем случае нельзя выбирать из личной выгоды для родителей или малыша. Важно помнить об изначальной цели этого таинства, дабы не лишить ребенка истинного духовного наставника и не навязать того, кто в дальнейшем абсолютно не будет беспокоиться о духовной стороне воспитания ребенка, за что сам в последствии будет нести ответ перед Богом. Крестными нельзя выбирать грешников, которые не раскаялись, а также людей, которые ведут аморальный образ жизни.

Приняв во внимание все вышеизложенные факты подытожим: почему же все-таки нельзя отказываться стать крестной. И правда ли нельзя?

Можно ли отказать на предложение стать крестной и будет ли этого грехом

Если человек, которому предложили стать крестным, по какой-то причине ощущает свою внутреннюю моральную и духовную неготовность или имеет обоснованные опасения за то, что он не сможет с полной долей ответственности исполнять данные ему Богом обязанности крестного родителя, то этот человек вполне может ответить отказом кровным родителям этого ребенка (или же самому крещаемому, если он окажется взрослым человеком) выступить в роли крестного у их отпрыска. В этом нет никого страшного греха, о котором там много говорят.

Подумайте сами: ведь поступить так будет честнее по отношению к малышу, его родителям и, что немаловажно, к самому себе, нежели взяв на себя весомую ответственность за духовное воспитание ребенка не исполнить своих обязательств, данных перед Богом.

Предложение стать крестным родителем обычно считается почетным и радостным. Однако есть обстоятельства, когда брать на себя роль восприемника в Таинстве Крещения люди не могут или не хотят. А в народе считается, что отказываться нельзя: раз позвали в крестные должен соглашаться обязательно.

Фото berin.com.ua

О том, как поступить в такой ситуации - протоиерей Михаил Кушнир, настоятель храма Чуда Архистратига Божьего Михаила в Хонех села Слобода Шаргородская на Винниччине.

– Когда предлагают стать крестным отцом или матерью – это делает честь человеку. Ведь родные родители доверяют свое дитя людям, которые потом будут нести ответственность за его духовный рост. И говорить не буду или не могу – это как-то нехорошо.

Но сейчас время такое, что многие ищут крестных, которые смогут стать спонсором ребенка. Так, конечно, неправильно и не должно быть. Но люди часто рассказывают, что пригласили их в крестные, а потом ставят условия, что именно они должны подарить ребенку на год, два и т. д. – золотые сережки или цепочку, еще что-то дорогостоящее. Или хотят, чтобы помогли деньгами в том-то и там-то. А крестным родителям следует духовно обогащать ребенка. Поэтому если человек чувствует и понимает, что ему предлагают стать крестным только ради того, чтобы он материально помогал ребенку, нес определенные траты, то можно отказаться. Тем более если финансово ему это не по силам.

Но когда предлагают быть настоящим крестным, то как же можно отказаться?! Это же Господь дает и Церковь благословляет. Тем более что когда приглашают в крестные, обычно известно, что это за семья, как родители относятся к Церкви и Таинству Крещения. Потому что много есть таких людей, которые крестят своих детей не по вере, а просто ради традиции.
Много крестных, которые формально относятся к с своей роли в жизни ребенка. Им проще подарки дарить, чем заниматься духовным воспитанием. Потому что они сами не ходят в церковь и не живут по вере и с Богом.

Для чего таких людей брать в крестные?! Это просто духовные трутни. Мы же должны совершенствоваться и не только материальным жить. В крестные нужно брать людей, которые помнят, что есть заповеди Господни, и стараются по ним жить.


– А если семья духовно неблагополучная и в крестные приглашают просто «потому, что надо», но участвовать в духовном воспитании ребенка не дадут?
– Обязательно нужно соглашаться и брать на себя духовные обязательства за ребенка. Пусть такой человек радуется, что Господь дает ему в жизни послужить. Если человек привел хоть одну душу к Богу – это уже большая награда на Небесах. Если уже сделан шаг ребенка ко Христу, а родители младенца хоть и просто ради обряда пригласили в крестные, то впоследствии крестный сможет влиять на духовное развитие своего крестника. Он просто обязан это делать. А если родителям сначала это не очень будет нравиться, со временем они перестанут мешать и перечить. И даже когда не будет возможности быть рядом с ребенком, за него можно молиться.
– А если у родителей плохая наследственность, явные нравственные пороки и страшно брать ответственность за предполагаемо сложного ребенка?
– Человек не может знать, как проявится Господня воля. В неблагополучной семье может вырасти хороший ребенок и наоборот. Все в руках Божьих, все Господь определяет. Нужно жить сегодняшним днем и стараться делать все необходимое. Если вложить в ребенка духовную пищу, то она все равно проявится и поможет. Поэтому в такой ситуации нельзя отказываться быть крестным и нужно положиться на волю Господа.

И если есть возможность быть крестным, заботиться духовно о ребенке и помочь ему, значит нужно идти на это. Господь сказал апостолам проповедовать по всему миру, поэтому миряне тоже должны нести слово Божье в свои дома, своим семьям и тем, кого нам Господь посылает.

Лет 20 назад крестил я мальчика из очень неблагополучной семьи. Тогда еще сложно было найти крестных, которые бы исповедовались перед Таинством Крещения младенца. И так случилось, что со временем и крестный этого мальчика стал в церковь ходить и причащаться, и родителям его я говорил, что только ради этого отрока Господь бережет их семью.

Потому что мальчик, хоть и с явными проблемами в развитии, всегда в храме на всех службах. И где на улице меня не встретит, всегда благословение просит и другим показывает, что, мол, тоже просите благословение у батюшки. Он один из огромной и очень неблагополучной семьи ходит на исповедь, а в Великий пост еще и некоторых родственников своих приводит. Вот как Господь управляет.

А при крещении младенца всегда должны быть восприемники. Не в пустыне же мы живем, и кто-то должен брать на себя ответственность. Нужно всегда помнить и понимать, что если мы действительно православные христиане и есть возможность участия в Церковных Таинствах, то должны стремиться поступать так, чтобы принести духовную пользу. Бывают ситуации, когда нужно подать руку помощи. Если физически больному человеку мы помогаем, таблетки даем, скорую вызываем, то это помощь духовная.
– Если человек отказался быть крестным это грех?
– Не знаю, в глаза Господних грех это или не грех. Имеет значение, как человек отказал и при каких обстоятельствах. Нужно исповедоваться, рассказать об этом священнику, а там – как Господь управит.

Беседовала Марина Богданова

Зайка! (05.08.2012, 20:25) писал:

Как отказаться от крестной? возможно ли это?


Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.

А вот еще один интересный вопрос, периодически задаваемый людьми:

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

ИСТОЧНИК: Православие и Мир

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством? На все эти вопросы Вы найдёте исчерпывающие ответы в данной статье, подготовленной редакцией Правмира.

Таинство Крещения: ответы на вопросы читателей

Сегодня хотел бы рассказать читателю о таинстве Крещения и о крестных.

Для удобства восприятия предложу читателю статью в виде вопросов, наиболее часто задаваемых людьми по поводу Крещения и ответов на них. Итак, первый вопрос:

Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством?

Крещение – это одно из семи таинств Православной Церкви, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни греховной, и возрождается Духом Святым для Жизни Вечной. Конечно, этому действию есть основание в Священном Писании: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Христос говорит в Евангелии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16).

Итак, крещение необходимо человеку для спасения. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. А таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого действует незримая спасительная сила Божия – благодать. Как и другие таинства, крещение богоустановлено. Сам Господь Иисус Христос, отправляя апостолов на евангельскую проповедь, научил их крестить людей: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным таинствам.

Теперь, когда читатель познакомился с православным понятием о крещении, уместно рассмотреть один из наиболее часто задаваемых вопросов, относящихся к крещению детей. Итак:

Крещение младенцев: можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?

Совершенно верно, маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Но разве не имеют ее родители, принесшие свое чадо на крещение в храм Божий? Разве не будут они прививать своему ребенку веру в Бога с детства? Очевидно, что родители имеют такую веру, и, скорее всего, будут прививать ее ребенку. Помимо того, у ребенка будут и крестные родители – восприемники от купели крещения, которые ручаются за него и обязуются воспитывать свое крестное чадо в православной вере. Таким образом, младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на крещение.

Прообразом новозаветного крещения явилось ветхозаветное обрезание. В Ветхом Завете младенцев на восьмой день приносили в храм для обрезания. Этим родители ребенка показывали свою и его веру и принадлежность к богоизбранному народу. Христиане могут то же сказать и о крещении словами Иоанна Златоуста: «Крещение составляет очевиднейшее различие и разделение верных от неверных». Тем более что этому есть основание в Священном Писании: «Обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении» (Кол. 2, 11-12). То есть, крещение – это умирание и погребение для греха и воскресение для совершенной жизни со Христом.

Этих обоснований вполне достаточно, чтобы читатель осознал всю важность крещения младенцев. Вполне закономерным после этого будет вопрос:

Когда положено крестить детей?

Определенных правил в этом вопросе не существует. Но обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное – не откладывать крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.

У любознательного читателя может возникнуть вопросы относительно дней крещения. К примеру, в преддверии многодневных постов наиболее часто приходится слышать вопрос:

Можно ли крестить детей в дни поста?

Конечно, можно! Но технически не всегда получается. В некоторых храмах в дни Великого поста крестят только в субботние и воскресные дни. Эта практика, скорее всего, основана на том, что будние великопостные богослужения весьма продолжительны, а промежутки между утренними и вечерними службами могут быть небольшими. В субботние же и воскресные дни богослужения несколько короче по времени, и священники могут уделить больше времени требам. Поэтому, планируя день крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будут крестить ребенка. Ну а если вообще говорить о днях, в которые можно крестить, то никаких ограничений в этом вопросе нет. Можно крестить детей в любой день, когда к этому нет технических препятствий.

Я уже упомянул, что у каждого человека, по возможности, должны быть крестные родители – восприемники от купели крещения. Тем более, они должны быть у детей, которых крестят по вере родителей и восприемников. Возникает вопрос:

Сколько крестных должно быть у ребенка?

Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум – два восприемника.

Разобравшись с количеством крестных, читатель, скорее всего, захочет узнать:

Какие требования предъявляются к крестным родителям?

Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника или крестницу основам православной веры, давать духовные наставления. Если же они сами будут несведущи в этих вопросах, то чему они смогут научить ребенка? На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники, отвечая за своего крестника, дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.

Если крестник уже взрослый и сам произносит слова отречения, то присутствующие при этом крестные становятся поручителями перед Церковью в верности его слов. Крестные обязаны научить своих крестников прибегать к спасительным Таинствам Церкви, главным образом – исповеди и причащения, должны дать им знание о смысле богослужения, особенностях церковного календаря, о благодатной силе чудотворных икон и других святынь. Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике. Очевидно, что крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении.

Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.

Крестные не должны становиться предметом личной выгоды для родителей крещаемого. Желание породниться с выгодным человеком, например, с начальником, зачастую руководит родителями при выборе крестных для ребенка. Забывая при этом об истинной цели крещения, родители могут лишить ребенка настоящего крестного, а навязать ему того, который впоследствии совершенно не будет заботиться о духовном воспитании чада, за что сам тоже ответит перед Богом. Крестными не могут стать нераскаянные грешники и люди, ведущие безнравственный образ жизни.

К некоторым подробностям крещения можно отнести и следующий вопрос:

Можно ли женщине становиться крестной в дни месячного очищения? Что делать, если это все-таки произошло?

В такие дни женщинам следует воздерживаться от участия церковных таинствах, к числу которых относится и крещение. Но если это все-таки случилось, то в этом необходимо покаяться на исповеди.

Возможно, кто-то из читающих эту статью сам в скором будущем станет крестным. Осознавая всю важность принимаемого решения, им будет интересно:

Как будущим крестным подготовиться к крещению?

Каких-то особых правил подготовки восприемников к крещению не существует. При некоторых храмах проводят специальные беседы, целью которых обычно ставится объяснить человеку все положения православной веры относительно крещения и восприемничества. Если есть возможность посетить такие беседы, то необходимо это сделать, т.к. это очень полезно для будущих крестных. Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.

Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также трехдневный пост, исповедь и причастие перед таинством крещения. Существует еще несколько традиций, касающихся восприемников. Обычно крестный отец берет на себя оплату (если таковая есть) самого крещения и приобретение нательного крестика для своего крестника. Крестная мать покупает крещальный крестик для девочки, а также приносит необходимые для крещения вещи. Обычно в крещальный комплект входят крестильная рубашка, простынка и полотенце.

Но эти традиции не являются обязательными для исполнения. Зачастую в разных регионах и даже отдельных храмах существуют свои традиции, за исполнением которых строго следят прихожане и даже священники, хотя они не имеют никаких догматических и канонических оснований. Поэтому лучше подробнее узнать о них в храме, в котором будет проходить крещение.

Иногда приходится слышать чисто технический вопрос, связанный с крещением:

Что крестные должны дарить на крещение (крестнику, родителям крестника, священнику)?

Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п. Вообще, в церковных лавках сейчас можно найти множество интересного и душеполезного, поэтому приобретение достойного подарка не должно стать большим затруднением.

Довольно частым вопросом, задаваемым невоцерковленными родителями, бывает вопрос:

Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?

Совершенно очевидно, что нет, ибо они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.

К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и без всяких угрызений совести приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На крещении, само собой, об этом никто не говорит. Зато потом, узнав о недопустимости содеянного, родители прибегают в храм, спрашивая:

Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?

В первую очередь, такие ситуации показывают крайнюю безответственность родителей при выборе крестных для своего ребенка. Тем не менее, подобные случаи – не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью. Однозначного ответа на вопрос «что делать в этом случае?» дать невозможно, т.к. в церковных канонах нет ничего подобного. Это не удивительно, т.к. каноны и правила написаны для членов Православной Церкви, чего нельзя сказать о инославных и иноверцах. Тем не менее, как состоявшийся факт, крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же – только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому крещение может быть только одно.

Позволю себе небольшое отступление и расскажу читателю, как однажды мне пришлось стать свидетелем одной не очень приятной сцены. Молодая супружеская пара принесла своего новорожденного сына на крещение в храм. Супруги работали в иностранной компании и пригласили стать крестным одного из своих сослуживцев, иностранца, по вероисповеданию лютеранина. Правда, крестной должна была стать девушка православного вероисповедания. Ни родители, ни будущие крестные не отличались особыми знаниями в области православного вероучения. Известие о невозможности иметь лютеранина в крестных своего сына родители ребенка восприняли в штыки. Им было предложено подыскать другого крестного или крестить ребенка с одной крестной. Но это предложение еще более разозлило отца и мать. Упорное желание видеть восприемником именно этого человека возобладало над здравым смыслом родителей и священнику пришлось отказать в крещении ребенка. Так неграмотность родителей стала препятствием для крещения их ребенка.

Слава Богу, что таких ситуаций больше не встречалось в моей священнической практике. Любопытный читатель вполне может предположить, что могут существовать некие препятствия для принятия таинства крещения. И будет совершенно прав. Итак:

В каком случае священник может отказать человеку в крещении?

Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын – Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого крещения. Но это отдельный вопрос и его я коснусь позже.

Очень распространенным вопросом о восприемниках бывает вопрос:

Могут ли стать крестными супруги или собирающиеся вступить в брак?

Да, могут. Вопреки расхожему мнению, не существует канонического запрета супругам или собирающимся вступить в брак, быть крестными у одного ребенка. Существует лишь каноническое правило, которое запрещает крестному отцу вступать в брак с родной матерью ребенка. Духовное родство, устанавливаемое между ними через таинство крещения, выше, чем какой-либо другой союз, даже брачный. Но это правило никак не влияет на возможность вступления в брак крестных родителей или на возможность супругам стать крестными.

Иногда невоцерковленные родители детишек, желая подобрать крестных для своих чад, задают и такой вопрос:

Могут ли стать восприемниками люди, живущие в гражданском браке?

На первый взгляд, это достаточно сложный вопрос, но с церковной точки зрения он решается однозначно. Полноценной такую семью назвать нельзя. Да и вообще нельзя назвать семьей блудное сожительство. Ведь, по сути, люди, живущие в так называемом гражданском браке, живут в блуде. Это большая беда современного общества. Люди, крещенные в Православной Церкви, как минимум, осознающие себя христианами, в силу каких-то непонятных причин отказываются узаконить свой союз не только пред Богом (что, несомненно, важнее), но и перед государством. Отговорок приходится слышать несметное множество. Но, к великому сожалению, эти люди просто не хотят понимать, что любые отговорки они ищут для себя самих.

Для Бога желание «поближе узнать друг друга» или «нежелание пачкать паспорт ненужными печатями» не может быть оправданием для блуда. На самом деле, люди, живущие в «гражданском» браке, попирают все христианские понятия о браке, семье. Христианский брак предполагает наличие ответственности супругов друг за друга. Во время браковенчания они становятся единым целым, а не двумя разными людьми, давшими обещание отныне проживать под одной крышей. Брак можно сравнить с двумя ногами одного тела. Если споткнется или сломается одна нога, разве вторая не будет нести всю тяжесть тела на себе? А в «гражданском» браке люди даже не хотят взять на себя ответственность поставить печать в паспорт.

Что же тогда можно говорить о таких безответственных людях, при этом хотящих быть крестными? Чему доброму они смогут научить ребенка? Разве, имея весьма шаткие моральные устои, смогут они дать добрый пример своему крестнику? Никак нет. Также согласно церковным канонам, люди, ведущие безнравственную жизнь («гражданский» брак должно расценивать именно так), не могут быть восприемниками от купели крещения. А если эти люди решатся, наконец, узаконить свои отношения перед Богом и государством, то они, тем более, не смогут быть крестными у одного ребенка. Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него может быть только один – однозначно: нет.

Тема взаимоотношения полов всегда очень остро стоит во всех областях жизни человека. Само собой, что это выливается в различные вопросы, имеющие непосредственное отношение к крещению. Вот один из них:

Может ли молодой человек (или девушка) стать крестным для своей невесты (жениха)?

В этом случае им придется расторгнуть свои отношения и ограничиться лишь духовной связью, т.к. в таинстве крещения один из них станет восприемником – крестным родителем другого. Может ли сын жениться на собственной матери? Или дочь выйти замуж за собственного отца? Совершенно очевидно, что нет. Конечно, и церковные каноны не могут позволить совершиться такому.

Гораздо чаще других встречаются вопросы о возможном восприемничестве близких родственников. Итак:

Могут ли родственники стать крестными?

Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах.

Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?

Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.

Исходя из того, что между крестными и родителями устанавливается духовное родство, то любознательный читатель может задаться следующим вопросом:

Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?

Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.

Иногда люди задают и такой вопрос:

Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает таинство крещения)?

Да, может. Вообще, этот вопрос очень насущный. Периодически мне приходится слышать просьбу стать крестным у совершенно незнакомых мне людей. Приносят родители свое чадо на крещение. По какой-то причине не нашлось крестного отца для ребенка. Начинают просить стать крестным ребенку, мотивируя эту просьбу тем, что от кого-то слышали, что в случае отсутствия крестного отца священник должен выполнить эту роль. Приходится отказывать и крестить с одной крестной. Священник – такой же человек, как и все остальные, и он вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно. Но священник (даже в том случае, если он сам будет совершать таинство крещения) или, к примеру, дьякон (и тот, который будет сослужить священнику за таинством крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий.

Продолжая тему восприемничества, нельзя не вспомнить о таком явлении, как желание родителей в силу каких-то, иногда совершенно непонятных, причин «взять крестного заочно».

Можно ли взять крестного «заочно»?

Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещеаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.

Иногда от прихожан приходится слышать вопросы и о таком:

Сколько раз человек может становиться крестным?

В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.

Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или самому крещаемому, если это взрослый человек) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.

Продолжая эту тему, приведу еще несколько вопросов, обычно задаваемых людьми относительно количества возможных крестников.

Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?

Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.

Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Наверно, многим будет интересен и такой вопрос:

С какого возраста можно стать восприемником?

Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.

Отношения между родителями ребенка и крестными также имеют немаловажную роль в воспитании детей. Хорошо, когда родители и крестные имеют духовное единение и все свои усилия направляют на должное духовное воспитание своего чада. Но человеческие отношения не всегда безоблачны, и иногда приходится слышать такой вопрос:

Что делать, если поссорился с родителями крестника и по этой причине не можешь видеться с ним?

Ответ напрашивается сам собой: помириться с родителями крестника. Ибо чему могут научить ребенка люди, имеющие духовное родство и при этом находящиеся во вражде друг с другом? Стоит задуматься не о личных амбициях, а о воспитании ребенка и, набравшись терпения и смирения, попытаться наладить отношения с родителями крестника. То же можно посоветовать и родителям ребенка.

Но не всегда ссора бывает причиной тому, что крестный не может долгое время видеться с крестником.

Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?

Думаю, что объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.

К сожалению, некоторые крестные, окрестив младенца, совершенно забывают о своих непосредственных обязанностях. Иногда причиной этому бывает не только элементарное незнание восприемника о своих обязанностях, но впадение его в тяжкие грехи, делающие весьма затруднительными их собственную духовную жизнь. Тогда у родителей ребенка невольно возникает вполне правомочный вопрос:

Можно ли отказаться от крестных, не выполняющих своих обязанностей, впавших в тяжкие грехи или ведущих безнравственный образ жизни?

Чина отказа от крестных Православная Церковь не знает. Но родители могут подыскать взрослого человека, который, не являясь фактическим восприемником от купели, помогал бы в духовном воспитании ребенка. При этом нельзя считать его крестным.

Но иметь такого помощника лучше, чем вообще лишить ребенка общения с духовным наставником и другом. Ведь может настать такой момент, когда ребенок начнет искать духовный авторитет не только в семье, но и за ее пределами. И в этот момент такой помощник был бы очень кстати. А ребенка по мере взросления можно научить молиться за крестного. Ведь духовная связь ребенка с человеком, который принял его от купели, не будет разорвана, если он примет на себя ответственность за человека, который сам с этой ответственностью не справился. Бывает, что дети превосходят своих родителей и наставников в молитве и благочестии.

Молитва за согрешающего или заблудшего будет проявлением любви к этому человеку. Ведь недаром говорит апостол Иаков в своем послании к христианам: «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но все эти действия необходимо обязательно согласовать со своим духовником и получить на них благословение.

А вот еще один интересный вопрос, периодически задаваемый людьми:

Когда нет необходимости в крестных?

Необходимость в крестных всегда есть. Особенно для детей. Но и не каждый взрослый крещаемый может похвастаться хорошим знанием Священного Писания и церковных канонов. В случае необходимости взрослый человек может креститься и без крестных, т.к. он имеет сознательную веру в Бога и вполне может самостоятельно произнести слова отречения от сатаны, сочетаться Христу и прочитать Символ веры. Он вполне отдает отчет своим действиям. Чего нельзя сказать о младенцах и маленьких детях. За них все это делают крестные. Но, в случае крайней нужды, можно крестить ребенка без восприемников. Такой нуждой, несомненно, может стать полное отсутствие достойных крестных.

Безбожное время наложило отпечаток на судьбах многих людей. Итогом этого явилось то, что некоторые люди, после долгих лет неверия, наконец, обретали веру в Бога, но приходя в храм, не знали, были ли они крещены в детстве верующими родственниками. Возникает логичный вопрос:

Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?

Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их крещения. В этом случае человека крестят, произнося формулу: «Аще не крещен, крещается раб (раба) Божий …».

Что-то я все о детях да о детях. Среди читателей, возможно, есть и такие люди, которые еще не сподобились спасительного таинства крещения, но всей душой стремятся к нему. Итак:

Что необходимо знать человеку, который сам готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к таинству крещения?

Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах, которые проводятся во многих храмах. На таких беседах желающему принять крещение разъясняются основы православной веры. Если при храме, в котором человек собирается креститься, не ведется таких бесед, то можно задать все интересующие вопросы священнику в храме. Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий. Хорошо будет, если до принятия таинства крещения человек выучит наизусть Символ веры, в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру. Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до крещения. Эти дни – особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что крещение, как и другие таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением. Желательно в течение 2-3 дней соблюдать пост, живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеских отношений. Являться ко крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно одеть новую нарядную одежду. Женщинам не должно пользоваться косметикой, как впрочем, и всегда, во время посещения храма.

С таинством крещения связано множество суеверий, которых я тоже хотел бы коснуться в этой статье. Одно из самых распространенных суеверий – это:

Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье…

Это утверждение также является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.

Другое странное размышление, которое мне неоднократно приходилось слышать:

Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?

Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери. Мне приходилось также крестить беременных женщин. Малыши рождались крепкими и здоровыми.

Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Причем, причины для столь безумного действия порой указываются весьма причудливые и даже смешные. Но большая часть из этих обоснований имеют языческое и оккультное происхождение. Вот, к примеру, одно из самых распространенных суеверий, имеющих оккультное происхождение:

Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?

Честно говоря, слыша подобные заявления, мне хочется от души посмеяться. Но, к сожалению, тут не до смеха. До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?

Позволю себе небольшое лирическое отступление. Идет человек по улице, споткнулся. Все – сглазили! Срочно надо бежать в храм поставить свечку, чтобы все было хорошо и сглаз прошел. Пока идет до храма, споткнулся еще раз. Видать, не только сглазили, но еще и порчу навели! Ух, нехристи! Ну, ничего, сейчас приду в храм, помолюсь, свечек накуплю, утыкаю все подсвечники, буду во всю с порчей бороться. Добежал человек до храма, на паперти опять споткнулся и упал. Все – ложись и помирай! Порча на смерть, родовое проклятие, ну и еще там какая-то гадость, название забыл, но тоже что-то очень страшное. Коктейль «три в одном»! Против этого свечки и молитва не помогут, тут дело серьезное, заклинание древних вуду! Выход один – заново креститься, причем только с новым именем, чтобы, когда эти самые вуду свои наговоры на старое имя шептали и иголки в куклы втыкали, все их заклинания мимо пролетали. Они же нового имени знать не будут. А все колдовство именно на имя делается, вы разве не знали? Вот потеха будет, когда они там шептать и колдовать усиленно будут, а все мимо лететь будет! Бац, бац и – мимо! Эх, хорошо, когда есть крещение – лекарство от всех болезней!

Вот примерно так и появляются суеверия, связанные с перекрещиванием. Но гораздо чаще источниками этих суеверий являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие «одаренные Богом» личности. Эти неутомимые «генераторы» новомодной оккультной терминологии ради соблазнения человека идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало. И смех и грех! Но многие клюют на эти околоцерковные уловки «матушек Глафир» и «отцов Тихонов», и бегут в храм на повторное крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.

Стоит сказать пару слов и об имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед крещением. Наверняка все знают, что имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же, думается, что каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя. А что же получается на самом деле? Мало того, что человек пренебрегает своим именем, но еще пренебрегает и своим святым, в честь которого он назван. И вместо того, чтобы в момент беды или опасности призывать на помощь своего небесного покровителя – своего святого, занимается посещением гадалок и экстрасенсов. «Награда» за это последует соответствующая.

Есть еще одно суеверие, связанное непосредственно с самим таинством крещения. Почти сразу за крещением следует обряд пострижения волос. При этом восприемнику дается кусок воска, в который положено закатать отстриженные волосы. Это воск восприемник должен бросить в воду. Тут то и начинается самое интересное. Не весть, откуда возникает вопрос:

Правда ли, что если на крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?

Нет, это суеверие. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду. Благо, если суеверный восприемник не увидит этого момента и «гадание на крещальном воске» даст положительный результат. Но, стоит крестному заметить момент погружения воска в воду – тут же начинаются причитания, и новоиспеченного христианина чуть ли не хоронят заживо. После этого порой бывает трудно вывести из состояния жуткой депрессии родителей ребенка, которым передают о «знаке Божием», увиденном на крещении. Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях.

Подводя итог, хотел бы отметить, что крещение – это великое таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным. Прискорбно бывает видеть людей, принявших таинство крещения и продолжающих жить прежней греховной жизнью. Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним. Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам таинство Крещения.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Тур, или первобытный бык - Безумный Зоолог — ЖЖ Сообщение про тура животное Тур, или первобытный бык - Безумный Зоолог — ЖЖ Сообщение про тура животное Фото морских черепах - среда обитания морских черепах Фото морских черепах - среда обитания морских черепах Слоновая черепаха Все о слоновой черепахе ш 8 Слоновая черепаха Все о слоновой черепахе ш 8