Андрей панин с семьей. Андрей Панин биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Наталья Рогожкина – российская актриса театра и кино, заслуженная артистка Российской Федерации. Театральным поклонникам Наталья Рогожкина знакома по ролям в спектаклях «Маленькие трагедии», «Платонов», «Профессия миссис Уоррен», «Привидения», «Моя дорогая Матильда», «Ундина», «Самое главное» и «Девушки Битлов». Телезрители знают актрису по появлениям в кино и сериалах «Каменская», «Марш Турецкого», «Дальнобойщики», «Инструктор», а также по роли Анны Одинцовой в экранизации одноименного романа «Отцы и дети» режиссера Дуни Смирновой.

Наталья Сергеевна Рогожкина - коренная москвичка. Будущая актриса родилась в октябре 1974 года в интеллигентной столичной семье. Некоторое время Рогожкины жили в Болгарии, где работал глава семейства.

Наталья Рогожкина с юношеских лет обожала кино и театр. Но мечту дочери стать актрисой родные воспринимали со скепсисом. Поэтому девушка начала серьезно готовиться к поступлению в медицинский вуз. Родителями профессия врача, в отличии от актерской, воспринималась положительно, как серьезная и перспективная.

Но в последний момент, практически перед поступлением, Наталья Рогожкина проявила невиданное упрямство и пошла против воли папы и мамы. Девушка отнесла документы в Школу-студию МХАТ. Поступление Натальи с первой попытки оказалось еще одним неожиданным сюрпризом для родителей. Только тогда родители поверили, что их дочь действительно способная, и в скором будущем они увидят Наталью на театральной сцене и экране телевизора.

Наталья Рогожкина училась на курсе .

Театр

По окончании учебы в театральном вузе Наталья Рогожкина была принята в труппу МХТ. После нескольких проходных ролей, в которых начинающая актриса совершенствовала мастерство, Наталье предложили звездную роль. Наталья сыграла рыжеволосую Елену Тальберг в постановке «Дни Турбиных» по произведению .


Наталья Рогожкина в театре Елены Тальберг

Выбор режиссера остановился на молодой артистке не только по причине сходства цвета волос актрисы и героини. Прежде всего Наталья Рогожкина оказалась похожей на Елену Тальберг каким-то внутренним настроем, умением глубоко переживать и передавать собственную тревогу зрителю.

Спектакль имел громадный успех. И, несмотря на то, что, кроме Натальи Рогожкиной, на сцене появились такие звезды, как и , многие зрители приходили на «Дни Турбиных», чтобы насладиться именно ее игрой.


В 2004 году за роль Елены Тальберг Наталья Сергеевна Рогожкина стала лауреатом престижной театральной премии «Чайка».

В следующее десятилетие зрители с удовольствием наблюдали за игрой актрисы в постановках «Пролетный гусь», «Дуэль», «Новый американец», «Моя дорогая Матильда» и «Маленькие трагедии».

Фильмы

Кинематографическая биография Натальи Рогожкиной началась довольно рано. Еще на 1-ом курсе театрального вуза актриса появилась в картине «Стрингер», имевшей огромный успех.


Наталья Рогожкина в фильме "Полный вперед!"

Позже рыжеволосую актрису пригласили в сериал «Каменская», который побил все рейтинги сразу же, как вышел на экраны. Примечательно, что Рогожкиной изначально предлагали главную роль. Но слишком юные глаза, которые не мог «состарить» никакой грим, не позволили Наталье изображать умудренную жизнью Настю Каменскую. Поэтому главную героиню сыграла . А Наталье досталась роль жены сводного брата Каменской, которого изображал .

В июле 2006 года Наталья Рогожкина получила звание «Заслуженная артистка Российской Федерации».

Личная жизнь

Роман с Андреем Паниным у Натальи Рогожкиной случился, когда девушка была студенткой театрального вуза. Наталье было 20, Андрею 32. Знаменитый актер пришел на курс, где училась Наталья, как ассистент педагога. Искра между парой проскочила сразу же. Но отношения начались несколько позже, когда молодая артистка пришла на постановку «Смертельный номер», где в главной роли блистал Панин.


Позже Наталья Рогожкина призналась, что сила таланта и обаяния Андрея оказались такими, что устоять было просто нереально.

Жить под одной крышей влюбленная пара начала через 2 года после знакомства. Ведь когда они встретились, у Андрея Панина была семья, в которой подрастала дочь, а у Натальи незавершенные отношения с парнем.

Личная жизнь Натальи Рогожкиной и Андрея Панина вошла в нормальную колею, когда у них появилась однокомнатная квартира. Ведь сначала им пришлось ютиться в комнатке общежития. Это стало проблематичным, когда родился их первенец Саша. На этот момент Рогожкина и Панин оказались официально не расписанными. Узаконить отношения они решили в 2006 году, перед рождением второго сына Пети.


Наталья Рогожкина вспоминает, что Андрей Панин был потрясающим отцом. Сыновья не просто любили его, а обожали. Папа для них был настоящим праздником.

Андрея Панина не стало в марте 2013 года. при невыясненных обстоятельствах. Эту трагедию Наталья и дети тяжело переживают до сих пор.

Слухи о том, что пара рассталась незадолго до кончины Андрея Панина, актриса отрицает. Отношения актеров – это отношения двух сильных творческих личностей. Тут действительно бывали разные периоды. Ссоры, примирения, расставания и опять примирения чередовались. Но любовь побеждала, и супруги снова тянулись навстречу друг к другу.


После смерти Андрея Панина начали появляться слухи о новых отношениях актрисы, но официального подтверждения такие предположения не находили. Наталья Рогожкина так и не вышла снова замуж и самостоятельно воспитывает двух сыновей. Старший сын Саша уже вошел в подростковый возраст и регулярно получает вопросы о будущей профессии. Мальчик не отрицает, что думает о том, чтобы связать собственную жизнь с актерской профессией.

Насколько известно прессе, Наталья Рогожкина не особо активна в социальных сетях. Актриса не ведет аккаунт в «Инстаграме», а свежие новости из жизни актрисы и новые фото с Натальей можно найти по именному хэштегу на этом сервисе.

Наталья Рогожкина сейчас

В 2016 году Наталья Рогожкина сыграла заместителя директора фабрики в картине «Шоколадная фабрика», но мелодрама вышла только в конце 2017 года и под другим названием – «Бегущая от любви».

2017 год в целом стал для актрисы куда более щедрым на появления на экране.


Наталья Рогожкина на съемках фильма "Парфюмерша 2"

В марте 2017 года актриса вернулась к роли Нины Аверьяновой во втором и третьем сезонах мелодрамы «Парфюмерша» о жизни сотрудников парфюмерной фабрики и о героине, мечтающей создать собственный аромат. По второстепенной роли Нины актриса уже знакома поклонникам сериала. В этом образе Наталья Рогожкина уже появлялась в первом сезоне мелодрамы в 2013 году.

Также актриса исполнила роль жены Шевцова в медицинской драме с элементами комедии , официальной адаптации культового американского сериала («House, M.D.»). В России уже не раз снимали медицинские картины, вдохновленные американским .


В подобной картине 2010 года – «Доктор Тырса» - Наталья Рогожкина даже снималась и сыграла главную женскую роль, появившись на экранах в образе жены гениального врача. Сериалы, основанные на американской идее, роднит сюжет о буднях больницы, которая сталкивается со странными и запутанными диагнозами, с которыми разбирается только главный герой. Но только «Доктор Рихтер» считается официальной адаптацией.

Еще одной ролью 2017 года для актрисы стал образ Киры Журавлевой в шпионском детективе . Фильм рассказывает о «спящих агентах» - людях, которых завербовали задолго до того, как включить в шпионскую работу. Такие люди устраиваются на нужные должности, занимают ключевые посты и только потом начинают помогать тем, на кого работают на самом деле.


Сегодня актриса работает над драмой «Нянька», которая расскажет о трагических судьбах людей во время раскулачивания. Также на 2018 год запланирована премьера детектива «Тайны города «Эн», где снималась Наталья Рогожкина. Фильм о загадочном убийстве подростка был анонсирован еще в 2016 году, но премьера восьмисерийной драмы постоянно откладывается.

Фильмография

  • 1998 - «Стрингер»
  • 1999-2002 - «Каменская»
  • 2000-2002 - «Марш Турецкого»
  • 2001 - «Дальнобойщиках»
  • 2003 - «Инструктор»
  • 2004 - «Даша Васильева. Любительница частного сыска»
  • 2004 - «Полный вперед!»
  • 2006 - «Виртуальный роман»
  • 2007 - «Оплачено смертью»
  • 2008 - «Отцы и дети»
  • 2010 - «Доктор Тырса»
  • 2012 - «Во саду ли, в огороде»
  • 2013 - «Парфюмерша»
  • 2017 - «Доктор Рихтер»
  • 2017 - «Спящие»

Несмотря на то что Андрей Панин и Наталья Рогожкина официально были в браке, пара жила раздельно. Ходили слухи, что артистка не могла терпеть чрезмерного увлечения супруга алкоголем и тяжело переносила популярность мужа . Тем не менее Рогожкина переживала за Панина и следила за жизнью супруга. Когда появилась информация о гибели актера, Наталья очень переживала.

ПО ТЕМЕ

"Гена Русин был палочкой-выручалочкой Андрея, но и он уже не мог контролировать его падение. Наташа постоянно при мне звонила Геннадию, интересовалась, где ее муж. Он абсолютно перестал посвящать ее в свои передвижения. Несмотря на разлад в отношениях, Андрей Наташке никогда не был безразличен, и она продолжала беспокоиться о нем. В итоге, устав от одиночества, она заручилась поддержкой друга семьи Гены. Русин дал ей то внимание и теплоту, которые она давно не получала в браке с Паниным ", – рассказала подруга Рогожкиной Мария.

Мать Панина Анна Георгиевна, живущая с мужем Владимиром Алексеевичем в Подмосковье, подтвердила, что Русин – частный гость в их доме. "Гена регулярно нас навещает. Забирает к себе на дачу во время каникул сыновей Андрюши – Сашу и Петю. Говорит, мальчишкам нужна мужская рука, и он заменит им отца ", – сообщила она.

Как отмечает "Экспресс газета", которая намекает на роман между Русиным и Рогожкиной, первый раз на публике Наталья и Геннадий появились весной прошлого года. Многие в театральной тусовке заметили, как Русин с нежностью поглядывал на Рогожкину, идущую с ним под ручку.

В близком окружении уверяют, что экс-директор Панина стал чуть ли не главой семьи Рогожкиной. "Геннадий действительно стал главой панинского семейства . Прогуливаясь с собакой, вижу, как он привозит Наташеньке продукты, гуляет с сыновьями. Понятно, что мальчишки к нему прикипели. Гена – мужчина что надо. Интересный, воспитанный, отзывчивый. Как-то даже помог мне донести до квартиры тяжелую сумку", – поведала соседка Рогожкиной София Аркадьевна.

Журналисты решили прояснить ситуацию у самого Геннадия Русина. "Я живу в своей семье, а Наташа в своей . Понятно, забыть семью Андрея я не могу. И вообще, Наталья для меня больше чем друг!" – заявил мужчина.

Актер Андрей Панин, обаятельный и грустный клоун, сыгравший в более чем 80 картинах, умер при странных обстоятельствах в марте 2013 года, ему был 51 год. Панин один из самых востребованных актеров своего поколения, но слава и лучшие роли к которому пришли только в 40 лет.

Панин трижды отец – во втором браке с актрисой, его ученицей Натальей Рогожкиной у Панина родилось двое сыновей – старшему сейчас уже 17. А первый раз Андрей женился задолго до того, как стал успешным актером, - в 20 лет. Тогда он учился в родном Кемерове и предпринимал первые пока безуспешные попытки поступить в столичный театральный институт.

Избранницей актера стала студентка экономического факультета местного вуза, дочь партийного начальника – Татьяна Французова. В документальном фильме Первого канала «Андрей Панин. Невыясненные обстоятельства» родные Панина – его мама и сестра - вспоминают бывшую невестку без лишних эмоций. Говорят, что родители Татьяны Андрея принимать не спешили, он был для них слишком простым парнем.

// Фото: кадр из д/ф «Андрей Панин. Невыясненные обстоятельства»

«Они хотели, чтоб она такого выбрала – с деньгами с машиной. А этого ничего у нас не было, у нас даже своя квартира не всегда была», - рассказала мама актера Анна Панина.

// Фото: кадр из д/ф «Андрей Панин. Невыясненные обстоятельства»

// Фото: кадр из д/ф «Андрей Панин. Невыясненные обстоятельства»

С четвертой попытки, когда Андрею Панину уже было 24 года, он все-таки покорил приемную комиссию и попал на курс Александра Калягина в школу-студию МХАТ, учился вместе с Юлией Меньшовой и Александром Лазаревым-младшим.

Жил, а вернее - ютился взрослый студент Панин в коммуналке, в полуподвальной коморке с низкими окнами. Жена Татьяна, которая его обожала, была рядом. Она переехала сразу, и ее не смущали ни маленькая комната, ни отсутствия работы, ни постоянная нехватка денег. Андрей все время пропадал на учебе, легко увлекался красивыми женщинами, даже его родственники признают, что актер изменял первой жене, но Татьяна все равно боготворила мужа, прощала ему многое. Позже они развелись - фиктивно, чтобы получить жилплощадь. Дочь Надежда появилась тогда, когда Панин служил в Московском художественном, но сидел фактически без работы – на скамейке запасных. Татьяна уехала рожать в Кемерово. Тогда, как вспоминают родные, Андрей впервые серьезно запил. Молодой папаша не приехал к рождению первенца, не появился Панин и позже. Его дочь воспитывали бабушка и дедушка – родители жены.

// Фото: кадр из д/ф «Андрей Панин. Невыясненные обстоятельства»

«Тогда (когда Панин не приехал на рождение) у них и пошли отношения в разнобой. Воспитывали там, у дедушки-бабушки. Последний раз я ее видела совсем маленькой», - говорит сестра Панина Нина.

// Фото: кадр из д/ф «Андрей Панин. Невыясненные обстоятельства»

Бабушка Аня хранит в своем подмосковном доме фото внучки в возрасте не больше 5 лет. Как утверждают создатели документального фильма, Надя вместе с мамой давно переехала жить с США, взяла фамилию мамы, хотя очень похожа на своего отца. Друзья Андрея Панина говорят, что он до последнего дня очень жалел о том, что дочь выросла без него. Хотя пока они общались, очень гордился ее успехами.

Пять лет назад, 7 марта 2013 года, Андрея Панина нашли мертвым в его квартире. Одного. Многочисленные раны на голове актера стали поводом для возбуждения уголовного дела. В начале 2015 года Следственный комитет России прекратил уголовное дело по факту гибели «за отсутствием состава преступления». Вердикт полиции: актер в сильном алкогольном опьянении сам падал и травмировался. В честь Андрея Панина откроют музей, его именем назовут кафедру театрального искусства и даже учредят ежегодную премию «Рыжий клоун».

// Фото: Кадр из д/ф «Андрей Панин. Невыясненные обстоятельства»

Наталья Сергеевна Рогожкина – российская актриса театра и кино, известная на сериалам «Спящие», «Серебряный бор», «Доктор Тырса» и многим другим ярким ролям изобретательных и уверенных в себе героинь. На театральной сцене ее прославила роль Елены Тальберг из постановки МХТ «Белая гвардия» Сергея Женовача. Вдова Андрея Панина.

Детство и юношеские годы

Детство будущей актрисы прошло в Москве, куда из Нижнего Новгорода был переведен ее отец, Сергей Николаевич, сделавший успешную карьеру по комсомольской линии. Начав свой трудовой путь простым монтажником, он в скором времени занял ответственный пост в Горьковском райкоме комсомола, затем возглавлял отдел культуры ВЛКСМ в Москве, работал журналистом в «Московском комсомольце», два года исполнял обязанности министра региональной политики Нижегородской области.


В связи с этим семья часто меняла место жительства и даже несколько лет провела в Болгарии, где Наташа окончила одиннадцатый класс. В школе рыжая отличница с веснушками не пользовалась мужским вниманием, ее постоянно дразнили и обижали.

Несмотря на ее творческую натуру и явные актерские способности, родители мечтали видеть дочь врачом-стоматологом, поэтому были весьма удивлены легкомысленному, по их мнению, желанию поступать в театральный. Как утверждает сама Рогожкина, она просто побоялась «срезаться» на экзаменах в серьезный ВУЗ и решила сделать ставку не на знания, а на индивидуальность и харизму.


Отец поднял старые связи и устроил ей встречу с Олегом Табаковым , чтобы тот оценил ее творческие способности. Стоя перед ним, девушка едва не падала от страха, поэтому неудивительно, что ответ мэтра был: «Вам не стоит поступать в театральный, по крайней мере в этом году». Конечно, родители были рады этим словам, а Наталья сдаваться не собиралась: «В конце концов, на Школе-студии МХАТ свет клином не сошелся!». До поступления еще оставалось время, которое она целиком потратила на создание собственного репертуара.


В итоге Рогожкина легко прошла все туры в ГИТИСе и в Щукинском училище, но все же решила попытать счастья в Школе-студии, хотя знала, что в экзаменационной комиссии будет забраковавший ее Табаков. Но тот, видимо, и не признал в ней ту стеснительную девчушку – с первого раза Наталья стала студенткой школы-студии МХАТ, оказавшись на курсе Аллы Покровской. Очень скоро обаятельная рыжеволосая девушка стала любимицей преподавателей и уже во время учебы была задействована во многих спектаклях легендарного театра.

Знакомство с Андреем Паниным

Также в годы учебы она познакомилась со своим будущим супругом Андреем Паниным . Ей было 19, ему, приглашенному к студентам педагогу-ассистенту, – 32. Когда Наталья училась на 3-м курсе, ей предложили главную роль в «Ундине» МХТ, где также был задействован и Панин. После девушка уже не могла развеять чары его мужского обаяния. По словам Натальи, тогда ее жизнь поделилась на две части, и все, что было до Андрея, оказалось забыто.


После окончания ВУЗа Наталью охотно приняли в труппу МХТ, в котором она служит по сей день. На счету Рогожкиной около десятка успешных театральных работ, среди которых – роль Елены Тальберг в «Белой гвардии», отмеченная премией «Чайка».

Кинокарьера

На экране Наталья впервые появилась в 1998 году, сыграв небольшую роль в британском триллере «Стрингер». Тогда же она играла в трех сериях проекта «Чехов и Ко», поставленного к столетию МХТ (новеллы «Перпетуум-мобиле», «Актерская гибель», «Жених и папенька»).


В следующем году зрители смогли оценить талант молодой рыжеволосой актрисы в популярном сериале «Каменская», где ее партнером стал сам Дмитрий Харатьян , игравший Александра Каменского. Наталья же играла его невесту Дашу.


В 2004-м актриса получила главную роль в картине «Полный вперед», в которой снялась со своим на тот момент уже мужем Андреем Паниным. В 2006 году ей было присвоено звание Заслуженной артистки РФ.


Фильмография Натальи Рогожкиной продолжает пополнятся, и, судя по новым фильмам, актриса, несмотря на жизненные перипетии, по-прежнему находится в прекрасной творческой форме.

Личная жизнь Натальи Рогожкиной

История любви Рогожкиной прекрасна и трагична одновременно. Как уже отмечалось выше, она познакомилась с Андреем Паниным еще студенткой. Актер сразу выделил Рогожкину среди ее однокурсниц, и уже не выпускал ее из поля зрения. Наташе льстило внимание взрослого состоявшегося мужчины, к тому же до этого она не была избалована вниманием сильного пола. В школе ее часто дразнили «Рыжей» и «Очкариком» из-за плохого зрения, и до встречи с Андреем девушка могла похвастаться лишь классическим студенческим романом с однокурсником.


Поэтому когда в ее жизни возник гениальный Панин со своим неуемным темпераментом, она совсем потеряла голову. Первое время влюбленные жили в гражданском браке – актер был несвободен, и ему потребовалось время, чтобы уладить вопросы с первой семьей: Татьяной Французовой и дочкой Надеждой. Да и своего жилья у пары тогда не было.

Первого сына Сашу (род. 2001) пришлось растить на съемной квартире. В 2006-м Наташа и Андрей узаконили отношения. Перед рождением в 2008 году второго сына Пети у супругов наконец-то появилась своя жилплощадь.


Супруги были полными противоположностями по характеру. Циничный, импульсивный и вспыльчивый Панин так не походил на взращенный интеллигентным мягким отцом Натальи идеал ее мужчины.


Через семь лет после рождения второго сына Панин скоропостижно ушел из жизни. 7 марта 2013 года он был найден мертвым в своей квартире, и многие детали его смерти до сих пор остаются загадкой. Хотя в семье до этого случались разногласия и последние два года супруги жили отдельно, Рогожкина тяжело пережила эту утрату. Она полностью сосредоточилась на работе и сыновьях и замуж больше не вышла. Ходили слухи о ее романе с бывшим директором Панина Геннадием Русиным, однако близкие Натальи уверяют, что их связывает только дружба.

фотографий

фотографий

фотографий

Это интервью было взято незадолго до того, как погиб Андрей Панин . Но для нас и для миллионов наших читателей он остается живым: в своем творчестве, в своих фильмах, в своей семье, в своих детях. И поэтому мы решили опубликовать это интервью именно так, как оно прозвучало, когда мы разговаривали с женой Андрея Панина - актрисой Натальей Рогожкиной .

Мы с Андреем вместе уже 18 лет. И наши отношения - настоящие американские горки. Мы же с ним совершенно разные люди! Полярные противоположности с диаметральными взглядами на семейную жизнь. Хорошо еще, что у нас такая счастливая профессия, что мы имеем возможность отдыхать друг от друга. Я не могу без ужаса вообразить, как бы мы 18 лет без перерыва встречались после работы дома - не успев соскучиться, не успев все проанализировать и прийти к выводу, что заменить друг друга кем-то на стороне мы не сможем.

Но если мысли на этот счет вообще возникают, это означает, что с какими-то недостатками вашего мужа вам трудно мириться…

Это только поначалу Андрей казался мне человеком без недостатков. Не в том смысле, что я их не замечала, просто в тот период мне даже странно было бы называть какие-то особенности его характера недостатками. Я видела в них исключительно проявление его неординарности. Что неудивительно: на момент знакомства мне было 19 лет, Андрею - 32. То есть я - совсем девчонка и он - сформировавшийся мужчина. Разумеется, я приняла его таким, какой он есть. Меня устраивало, что он - планета абсолютно самодостаточная. Вокруг него можно только вращаться неким спутником. И что он человек-хаос. Андрей врывался в мою жизнь и исчезал, потом вновь появлялся и опять надолго пропадал, а затем возникал снова. Пока люди не живут вместе, такая фрагментарность появлений кажется нормой. Человек привносит в твою жизнь праздник, дарит тебе общение с собой - и ты так и воспринимаешь это как некий подарок. Но когда ты с этим человеком начинаешь жить семьей, а фрагментарность его появлений не меняется - это сказывается на семейной жизни. Ты вдруг обнаруживаешь, что такую же жадную потребность в нем испытывают еще и другие люди. А ты теперь - по другую сторону баррикад…

- А как вы с Андреем Паниным познакомились?

Он появился на нашем курсе в Школе-студии МХАТ в качестве ассистента-педагога по приглашению Дмитрия Владимировича Брусникина - ставить спектакль «Женитьба Бальзаминова». Хотя, по-моему, таких, как Панин, нельзя пускать к студентам. Это же бешеный человек, с безумным обаянием. Помню, он постоянно что-то говорил, бегал по аудитории, вообще был сгустком какой-то немыслимой энергии. Любви с первого взгляда я к нему не почувствовала, но невозможно было не обратить на такого человека внимание. Что за эмоции испытывал в тот момент Андрей по отношению ко мне, не знаю, но под его пристальное мужское внимание я попала. Может быть, благодаря колдовскому действию своей рыжины. Просто не успела за кого-нибудь спрятаться, и яркий цвет моих волос бросился Андрею Владимировичу в глаза…

А в конце третьего курса мне предложили сыграть во МХАТе главную роль в спектакле «Ундина». Андрей в нем участвовал и взялся помогать мне на вводных репетициях. Мы опять соприкоснулись. Теперь уже в театре, то есть на его территории. И я смотрела на него все с большим интересом. Ведь обаяние таланта завораживает! А тут еще я увидела Андрея в спектакле «Смертельный номер». И для меня это действительно стало «смертельным номером» - я «погибла» окончательно и бесповоротно. (С улыбкой.) Правда, со временем поняла, что погибала-то я под очень четким прицелом оптического ружья Панина, который и сделал окончательный выстрел.

Неужто Андрей пленил вас исключительно со сцены и не было с его стороны никакого флирта, никаких особенных мужских приманочек?

Просто Андрей каким-то чудодейственным образом стал постоянно появляться около меня - за кулисами, в столовой, на репетициях и банкетах. Теперь-то я понимаю, что это было не случайно. Он буквально заполнил собой пространство! И я получала несказанное удовольствие от общения с ним. Так продолжалось весь четвертый курс. Андрей не был педагогом в классическом представлении. Он ходил в наши студенческие компании, его знали все мои друзья, подруги, он легко общался с нами, много шутил, даже выпивал с нами. И всякий раз дарил невероятное количество веселья, радости, смеха. Сколько же я тогда смеялась!.. В общем, он совершенно не оставил мне выбора. Я влюбилась. До смерти, до дрожи.

Ну а были какие-то широкие жесты, необычные сюрпризы, букеты? Панин же нетривиальный человек и ухаживал, наверное, с фантазией…

Панин человек совершенно нетривиальный! А цветы, конечно, случались. На день рождения, допустим, Андрей принес мне какую-то совершенно несчастную хрупкую розу, но сопроводил свое подношение такими словами, что я целый месяц потом все пыталась спасти эту розу, реанимировать, чтобы она как можно дольше напоминала мне о его словах. А еще Андрей рисовал, да как! Конечно, Бог поцеловал его не только в то место, которое отвечает за актерский талант, и, если бы Панин не стал актером, он был бы гениальным художником. Ему удается свое неординарное видение мира переносить на бумагу. И он рисовал мне маленькие смысловые рисуночки о любви. Трудно описать их словами, это надо видеть. Потому что, если я скажу, что он нарисовал лицо, у которого вместо глаз сердечки, - это будет очень мало передавать суть рисунка. В общем, я тихо и мирно погибала по-женски... Я влюблялась небыстро, но это медленное заполнение сосуда в результате привело к осознанию: я должна находиться рядом с этим человеком. В любом качестве! А по-другому уже просто не смогу жить. И вот наступил момент, когда нам обоим стало очевидно: сопротивляться тому, что происходит между нами, уже невозможно.

- На каком этапе вы стали парой? Когда вы еще учились в институте или позже?

- (Задумавшись.) Когда мы стали парой?.. Представляете, я этого даже не могу вспомнить! У меня ощущение, что мы были парой с рождения. Влияние Андрея на меня было огромно - по всем позициям: как мужчины, как актера, как авторитета, вообще как явления. Моя жизнь поделилась на два периода: до встречи с Паниным и после. И то, что было до, мне трудно вспомнить, словно это было не со мной, а с другим каким-то человеком. Андрей затмил собой все!

- Сейчас проверим. Вот помните ли вы свою первую школьную любовь?

В школьные годы я перманентно находилась в состоянии влюбленности в кого-то. Но не имела никакого успеха у мальчиков. Все мои подруги были девочками очень красивыми, нежными, а я на их фоне совершенно проигрывала. Длинная, ярко-рыжая, конопатая, да еще отличница - для мальчишек комплект совершенно непривлекательный. По правде говоря, совсем без внимания они меня не оставляли: постоянно задирали, дразнили рыжей, насмешничали, но, увы, это был совершенно не тот интерес, о котором я мечтала… Сильно ли я страдала от этого? Пожалуй, все же нет. Но размышляла на эту тему много. И пришла к выводу, что рыжие люди - особые. На протяжении жизни им приходится свыкаться с постоянными подначками, юмористическими комментариями, дразнилками. Сам-то человек свою рыжесть не замечает и некоторое время наивно воспринимает себя абсолютно нормальным, но по реакции окружающих постепенно осознает, что к нормальным людям не относится. Мама рассказывала мне, что проблемы начались еще с детского сада. Если кто-то из детей впадал в агрессию, то хватал за волосы именно меня, поскольку ярко-рыжий цвет всегда первым бросается в глаза. А в школе меня по той же причине чаще других вызывали к доске. Иногда очень хотелось спрятаться, раствориться, стать как можно более незаметной…

- Странную вы профессию себе выбрали, однако, при таких желаниях…

Родители ориентировали меня на медицинский институт. Но одиннадцатый класс я оканчивала в Болгарии, куда моего папу (он долгие годы работал секретарем ЦК ВЛКСМ, а мама была учителем черчения) направили работать в Дом советской науки и культуры. Находясь вдали от России, я не имела возможности ни заниматься с репетиторами, ни найти каких-то гарантов поступления в институт. А ведь это было время очень высоких конкурсов в вузы и повсеместных взяток за поступление. Я понимала, что, несмотря на то что всегда хорошо училась, нахожусь в очень невыгодной ситуации, трусила, что не поступлю. И вот я решила, что надо найти такой институт, где на экзаменах от меня потребуются не столько знания, сколько я сама - такая, какая есть. Таким образом мой выбор пал на театральный.

Да, это была, конечно, наглость с моей стороны. Вернее, незнание ситуации из-за все той же отдаленности от Москвы. Может быть, если бы я оканчивала школу в столице, я бы не решилась пойти в театральный. Впрочем, у меня был крошечный актерский опыт. Когда мы с родителями жили в Нижнем Новгороде, в одной инсценировке я исполнила несколько детских песен, из чего впоследствии была сделана программа на местном телевидении.

- Что сказали родители, когда узнали о вашем намерении?

Мама сказала: «Хорошо. Попробуй. Ты быстро поймешь, что у тебя не получилось, и поступишь, куда мы планировали». А папа ни много ни мало устроил мне встречу с Олегом Павловичем Табаковым - попросил посмотреть девочку и оценить актерские перспективы. Олег Павлович милостиво согласился, и меня привели к нему в «Табакерку» - я бы сказала, «за хвост» привели. Помню, сначала мы попали в приемную, потом меня попросили пройти в кабинет… И все, дальше ничего не помню, дальше был один большой обморок. Олег Павлович попросил меня что-то прочитать, чтобы понять, что я из себя представляю. Очень скоро стало ясно, что я не представляю из себя ничего. У меня все тряслось и изгибалось от страха. Я бледнела, краснела, держалась за все стулья и столы, которые оказывались рядом, и каким-то совершенно козлиным голосом читала басни. В какой-то момент Табаков, видимо пытаясь меня хоть как-то успокоить и раскрепостить, задал вопрос: «Ну хорошо, а в каком амплуа вы себя видите? Характерной актрисы или героини?» А это амплуа весило 48 кг при 170 см роста и ничего внятного произнести не могло. Мне было 16 лет, и разницы между характерной актрисой и героиней я не понимала совершенно. Но, как-то схватившись за корни этих слов, я стала соображать: характерная - это все-таки человек с каким-то характером, а героиня - это та, у кого характер героический. Поскольку на героическую личность в тот момент я явно не тянула, промямлила: «Конечно, я характерная». На этом была поставлена жирная точка. Олег Павлович очень корректно сказал отцу, что не советует мне поступать в театральный институт, по крайней мере в этом году. После чего папа пошел домой в прекрасном настроении, считая, что дело решено высшей инстанцией, и, следовательно, решено окончательно. Так я узнала, что знакомство с кем-то влиятельным - вещь очень опасная. Ведь в результате встречи с Табаковым дверь в Школу-студию МХАТ оказалась для меня закрыта. Так я, во всяком случае, считала. Но, слава богу, театральных институтов в Москве много. А благодаря Олегу Павловичу я вовремя поняла, что подготовлена из рук вон плохо, и успела исправить ситуацию. Все оставшееся до экзаменов время я занималась своим репертуаром. В итоге и в ГИТИСе, и в «Щуке» стала легко продвигаться от тура к туру. Успех меня так окрылил, что я отважилась все-таки сунуться и в Школу-студию МХАТ, подумав: чем черт не шутит? В результате именно там я и стала учиться, хотя меня брали и в ГИТИС. А Олег Павлович в следующий раз увидел меня, когда я уже твердо стояла на сцене учебного театра. Но не уверена, что узнал…

Рискну предположить, что ко времени вашей учебы в институте мужчины пересмотрели свое отношение к вашей рыжине и стали считать ее скорее достоинством, чем недостатком. Наверняка в поклонниках уже недостатка не было…

Будучи близорукой, я в своих поисках не стала вглядываться вдаль, поэтому тут же рядышком разглядела однокурсника, с которым у нас закрутился роман, продлившийся около трех лет. Мы строили планы на будущее, у нас были чудесные отношения, и я не сомневалась, что это навсегда. По примеру родителей считала, что выбор надо делать единожды, и, сделав его, существовала исключительно комфортно. До тех пор, пока в моей жизни не появился Андрей Владимирович Панин.

- Вам сложно было объяснить ситуацию своему прежнему другу?

Мне - нет. Ситуация благоприятствовала - к этому времени у меня как раз появилось право сделать другой выбор. Хуже то, что Андрей был несвободен. Именно из-за этого наши отношения достаточно долго развивались, прежде чем мы...

- Стали семьей?

Наши отношения категорически не подходили под ту модель семейной жизни, какую я с детства считала нормой. Образ мужчины, который до встречи с Паниным заполнял мое воображение, был связан с отцом. А папа - человек интеллигентный, деликатный, уравновешенный, очень уважительно, нежно и мягко относящийся к женщине. И все то, что я получила в Андрее, никаким образом не пересекалось с таким типажом. Безумно импульсивный, он вел себя так, как ему свойственно, говорил тем языком, который ему удобен, не оглядываясь лишний раз, сидит за столом женщина или нет. И первое время я пугалась, что он не воспринимает меня как женщину, раз не считает нужным при мне быть как-то аккуратнее в выражении своих эмоций. Пыталась осторожно намекнуть. Однако Андрюша относится к той категории людей, которые даже мысли не допускают о возможности меняться под чьим-то влиянием.

- Вы говорили, что являетесь его полной противоположностью…

Андрей - человек очень резкой энергетики. Он достаточно циничный, вспыльчивый, категоричный. Он легко черпает энергию из разного рода негатива, из собственного недовольства. Андрей сам говорил: чтобы он выдал максимальный результат, нужно загнать его в угол. А я выросла в тепличных условиях, под ударами слабею. И меня в угол загонять нельзя, иначе я там и останусь навсегда. Помести меня в холод недоброжелательности, и мои резервы немедленно иссякнут. И наоборот: когда вижу расположенность к себе, когда мне комфортно, я способна выдать такое, о чем сама не подозревала. Андрей вечно пеняет мне, что я не прислушиваюсь к нему по поводу профессиональных дел. Считает, что я сознательно отвергаю его советы и специально делаю все наоборот. Но, к сожалению, я почти никогда не могу воспользоваться его советами. Что поделать: то, что хорошо для него, совершенно не годится мне. И так во многом! Взять хотя бы привычку Андрея - пугать. Его самого в детстве пугал папа, и Андрей, видимо, получал от этого какое-то удовольствие, непонятное мне. Это как щекотка - кто-то любит, кто-то не выносит... Вот я из тех, кто терпеть не может такие вещи. И если меня напугать, я потом с трудом прихожу в себя. Помню, однажды я была дома одна, а Андрей тихонечко зашел в квартиру и на коленях подполз ко мне сзади. Когда я обернулась, он возник где-то на уровне моих ног - там, где человек вообще не ожидает нападения. Я потом оч-ч-чень долго не могла успокоиться. К счастью, Андрей понял, что я не шучу и что от таких сюрпризов у меня действительно могут наступить серьезные, а может быть, даже и необратимые последствия. И с некоторых пор перестал так делать. Помню, мы отдыхали с детьми во Франции. Андрея не ждали - он был занят, но каким-то образом к нам вырвался. И вот он сначала хотел устроить сюрприз, спрятавшись в шкафу, с тем чтобы, когда мы вернемся с пляжа, неожиданно выйти оттуда. Но вовремя сообразил, что впечатление, которое он произведет, будет слишком сильным. И изменил план. Просто вошел следом за электриком, которого мы как раз вызвали, и говорит: «Ну что у вас тут надо починить?»

- Значит, все-таки ваши отношения не стояли на месте, а развивались, как и положено…

Конечно, мы прошли разные этапы. Например, на первой стадии нашей семейной жизни все держалось на страстях, на чувствах, и сигналы разума затмевал щенячий восторг. Я радовалась всему, что есть в Андрее. Не раздражало и не обижало ничего. Взять, например, ерундовый банальный пример. Человек никогда не заправляет кровать. На первом этапе это безумно нравится. Потому что даже такие аккуратистки, как я, в глубине души мечтают позволить себе пожить в хаосе. Но рано или поздно наступает момент, когда вечно неубранная кровать уже раздражает. При этом позиция Андрея простая: ты хочешь жить в убранной, чистой квартире? Убирай, ради бога, никто тебе не мешает, но меня самого это ни к чему не обязывает. Ты считаешь, что, если люди живут вместе, они должны предупреждать друг друга, когда где-то задерживаются? Пожалуйста, предупреждай. Но не принуждай меня к этому. Я пыталась высказать мужу какие-то претензии, объяснить, что у меня на душе. Но наткнулась на стену непонимания. И тогда я просто… абстрагировалась от проблемы. От всех проблем! К счастью, к этому моменту я уже имела свою собственную спальню со своей собственной кроватью, которая у меня всегда в таком виде, в каком я хочу ее видеть. Словом, наступил третий этап отношений - когда ты живешь так, как тебе комфортно, а от мужчины не требуешь ничего…

Да уж, большие таланты в быту невыносимы. А жены вынуждены всю жизнь проявлять по отношению к ним жертвенность…

Это не жертвенность. Ты миришься с какими-то недостатками человека, пока находишь на это силы. Пока тебе самой это в удовольствие. Пока жива твоя любовь к нему. И пока потребность в человеке больше, чем любые огорчения из-за него. Я думаю, что талант и профессию обязательно нужно учитывать. Потому что актерская профессия придает мужчине некоторые очень женские черты. Ведь он постоянно обязан нравиться! Мужчина-актер требует огромной заботы, огромной поддержки, огромного внимания к себе, а подчас и реанимации. Нужно уметь помочь ему справляться со всеми его депрессиями, с разыгравшимися нервами. Нужно время от времени становиться для него крепким плечом…

- Неужели, несмотря на внешнюю брутальность, Андрей Панин нуждается в крепком плече?

Ну он в некотором плане абсолютный ребенок! Мой третий, самый тяжелый ребенок...

Но ведь вы тоже творческая единица! Вы актриса и тоже имеете право на свои собственные депрессии. А о вашем муже иной скажет: если не эгоист, то, во всяком случае, эгоцентрист. Живет, как ему удобно, не интересуясь, удобно ли это близким людям…

Думаю, назвать Андрея эгоистом или эгоцентристом совершенно неверно! Я лично чувствую его любовь. Семья для Андрея - единственное, что у него на самом деле есть и куда приложены его усилия. При всех его особенностях, все, что он делает, - ради нас. И все, что мы имеем, создано Андреем. Наша жизнь полностью организована им - начиная от дома, где мы живем, до выбора места отдыха. В его представлении дети летом должны ездить на море. Это константа. На этой идее он настаивает. Андрей постоянно заботится о том, чтобы у нас было всего по максимуму. Другое дело, как он понимает эту заботу... Взять тот же отдых: он узнает, куда лучше поехать, создаст условия. Ну а уж покупать билеты, звонить, договариваться, бегать с чемоданами - этим он не станет заниматься никогда. Или, к примеру, он признает, что нам с маленькими детьми необходима машина. Говорит: «Пожалуйста! Какую захочешь машину - такая у тебя и будет». Но водить сам он не будет никогда! Или он говорит, что мы покупаем квартиру. И зарабатывает на нее деньги. Но дальше все этапы покупки, ремонта предоставлены мне. Мол, это уж делай, как хочешь, это уж сама, сама, сама. А у него есть какие-то другие сферы интересов.

Я уже говорила, что он очень во многом повлиял на меня. В том числе и мое отношение к штампу в паспорте сформировалось под влиянием Андрея Панина. Для него это не имело значения, и я разделяла его позицию. Потому что понимала: штамп в нашей жизни ничего не изменит - ни в лучшую сторону, ни в худшую. А значит, это лишь формальность. Мы и без этого вполне способны доверять друг другу.

- Ну а что вы скажете о ревности? Ревность в вашей семье существует?

Ревность - это как раз недоверие к человеку! Но если меня спросить, считаю ли я, что все мысли и чувства Андрея сконцентрированы только на мне?.. Нет, я так не считаю. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что у Андрея огромная жизнь: бесконечные встречи, постоянные отъезды в командировки. И, стало быть, я являюсь всего лишь частью этой жизни, даже не самой большей ее частью - просто в силу количества людей вокруг него и времени, которое он с ними проводит. Допустим, Андрей почти все девять месяцев съемок в «Шерлоке Холмсе» жил в Питере. Надо быть слишком наивной, излишне самоуверенной, а то и просто глупой, чтобы считать, что при таких обстоятельствах человек полностью принадлежит мне. Или что Андрей в принципе способен на протяжении 18 лет дышать только мной одной, оставаясь все это время на том же накале эмоций, и не замечать, что на свете существуют другие люди. Но также я знаю и другое: в каждый выходной, даже без возможности ночевать дома, Андрей приезжал со съемок в Москву - для того, чтобы побыть со мной и с детьми. И все время ждал нас в Питере, постоянно звал приехать. И я ни секунды не сомневаюсь: ему было бы очень приятно, если бы у меня была возможность проводить с ним больше времени. И этого знания мне достаточно.

- Это высшая степень мудрости! Ну а что бы вы могли попросить для себя у судьбы?

Сейчас, когда подрос младший ребенок - а Петру пять лет, то есть он достиг возраста, когда мама уже не нужна круглосуточно, - я созрела попросить у жизни чуть побольше по части профессии. И стала принимать предложения сниматься. Вообще-то мне грех жаловаться на карьеру: в театре у меня всегда было много хороших ролей, да и в кино я никогда не проходила этого ужасного, унизительного поиска работы, предложения себя кому угодно, лишь бы взяли. Но у меня никогда не было каких-то чудовищных амбиций, которые, может быть, необходимы в моей профессии. Я всегда с удовольствием относилась к роли жены и с фанатизмом - к роли мамы. И не ставила собственную профессиональную состоятельность на первый план. У меня, видимо, просто счастливый характер - я очень легко адаптируюсь и принимаю ту ситуацию, в которой нахожусь. Есть одна мудрость, которую я сделала бы своим девизом: счастлив не тот, у кого много, а тот, кому достаточно.

- И все же именно сейчас вам захотелось чуть большего, чем у вас есть. Значит, стало недостаточно?

Просто я поняла, что со мной произошла обычная история! Большинство женщин с момента возникновения семьи воспринимают жизнь с позиции местоимения «мы». В отличие от большинства мужчин, соотносящих себя с местоимением «я». В связи с этим мне было вполне достаточно успехов Андрея, признания его как серьезного, большого актера. Мне казалось, что существует некая общая копилка, куда мы складываем наши успехи, и неважно, чьи именно эти успехи. А ведь, может быть, это вечное «мы» - большая женская ошибка! Честно скажу, теперь я сожалею о том, что позволила себе так долго плыть в чужой лодке. Задалась вопросом: «А что я-то из себя представляю? Что могу?..» В противовес тому времени, когда все мои интересы были сосредоточены только на Андрее, мне захотелось быть интересной самой для себя.

- Андрей не препятствует вам в желании самореализоваться?

Ту свободу, которую он предоставляет себе, он предоставляет также и мне. Андрей не относится ко мне как к своей собственности.

- Это его плюс или минус?

Конечно, плюс! Однозначно! Но я сейчас подумала: интересно, какие ответы дал бы на все эти вопросы Андрей? Наверное, совершенно другие…

P.S. Редакция выражает глубокие и искренние соболезнования Наталье Сергеевне и их с Андреем Владимировичем сыновьям - Александру и Петру.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Лорис меликов был министром внутренних дел Лорис меликов был министром внутренних дел Александр сергеевич яковлев Александр сергеевич яковлев Как общаться с судебными приставами Как общаться с судебными приставами