Юлия Пересильд и Евгений Цыганов: актер оставил семью ради любовницы. Юлия Пересильд биография, личная жизнь, семья, муж, дети — фото Ксения пересильд

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

С детства Юля мечтала стать актрисой. С третьего класса она принимала участие в школьной художественной самодеятельности, пела, играла в школьных спектаклях . В возрасте одиннадцати лет участвовала в конкурсе юных талантов «Утренняя звезда » .

После школы поступила на факультет русской филологии , но, проучившись всего один год, поехала в Москву и поступила в театральный вуз.

Дебютом Юлии Пересильд в кино стала роль Наташи Кублаковой в телесериале «Участок » (2003) режиссёра Александра Баранова .

Первая большая работа в кинематографе - роль Оли Родяшиной в фильме «Невеста » (2006) режиссёра Эльёра Ишмухамедова . Однако, настоящим прорывом в кинобиографии актрисы стала одна из главных ролей (Софья ) в драме режиссёра Алексея Учителя «Край » (2010) .

В фильмографии актрисы около сорока кинокартин, среди которых «Предел желаний » (2007), «Паутина » (2007), «Пленный » (2008), «Похищение » (2008), «Подсадной » (2010), «Карусель» (2010), «Пять невест » (2011), «Зимнее танго » (2011), «Санта Лючия » (2012), «В тумане » (2012), «Weekend » (2013), «Палач » (2014), «Битва за Севастополь » (2015), «Людмила Гурченко » (2015) и многие другие.

15 марта 2013 года актрисе Юлии Пересильд присуждена Премия Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2012 года «за вклад в развитие отечественного театрального и киноискусства», на вручении которой 25 марта 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин сказал :

«Юлия Пересильд - обладательница яркого актёрского дарования, достойная продолжательница традиций русского психологического театра. Её искусство исполнено душевности и сердечной открытости, трудолюбие соединено с чувством ответственности перед искусством и зрителями.»

Юлия Пересильд является членом Попечительского совета негосударственного благотворительного фонда «Галчонок» , оказывающего помощь детям с органическими поражениями центральной нервной системы .

Личная жизнь

Есть две дочери: Анна (род. в 2009) и Мария (род. в 2012).

Театральные работы

Дипломные спектакли

  1. - «Троянки » Еврипида ; режиссёр Светлана Землякова - Андромаха , дочь Ээтиона
  2. - «Синяя борода - надежда женщин» Дэа Лоэра ; режиссёр Олег Кудряшов - слепая
  3. «Вий » Н. Гоголя
  4. «Колесо Фортуны » К. Орфа - средневековая поэтесса -вагантка

Московский театр «Школа современной пьесы»

  1. - «Холостой Мольер» по мотивам пьес Мольера ; режиссёр Андрей Першин - Доримена, молодая кокетка, невеста Сганареля / Николь, служанка господина Журдена

Театральная компания Евгения Миронова

Государственный театр наций

  1. - «Снегири» по пьесе Н. Садур «Смертники» (по роману В. Астафьева «Прокляты и убиты»); режиссёры Тимофей Сополев и Михаил Чумаченко - кума Ширинкина
  2. 2007 - «Шведская спичка» по рассказу А. Чехова ; режиссёр Никита Гриншпун - Ольга Петровна, жена станового пристава Евграфа Кузьмича
  3. 2007 - «Рассказы Шукшина »; режиссёр: Алвис Херманис - дородная баба / щуплая старушка
  4. - «Киллер Джо» по пьесе Т. Леттса ; режиссёр Явор Гырдев - Дотти Смит
  5. 2011 - «Фрёкен Жюли » Ю. Стриндберга ; режиссёр Томас Остермайер - Кристина
  6. - «Женихи » по оперетте И. Дунаевского ; режиссёр Никита Гриншпун - Аграфена Саввишна, вдова трактирщика Ивана Самсоновича Бокастова
  7. - «Электра » Еврипида ; режиссёр Тимофей Кулябин - Электра , дочь Агамемнона и Клитемнестры

Московский драматический театр на Малой Бронной

Клубный театр

Фильмография

Киножурнал Ералаш

  • 2013 - Выпуск 271: «Вот такая драма»

Признание

Государственные награды, премии, звания

Общественные награды и премии

  • - лауреат российской театральной премии «Хрустальная Турандот » в номинации «Лучшая женская роль» - за роль Гели в спектакле «Варшавская мелодия» на сцене .
  • 2010 - лауреат кинопремии «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России в номинации «Лучшая женская роль второго плана» - за роль Софьи в фильме «Край» режиссёра Алексея Учителя .
  • 2010 - лауреат российской кинопремии «Золотой орёл » в номинации «Лучшая женская роль второго плана» - за роль Софьи в фильме «Край» режиссёра Алексея Учителя .
  • - лауреат премии «Звезда театрала » в номинации «Лучшая роль второго плана» - за роль Дотти Смит в спектакле «Киллер Джо» на сцене Государственного театра наций .
  • - лауреат 5-го Пекинского международного кинофестиваля в номинации «Лучшая женская роль» - за роль снайпера Людмилы Павличенко в фильме «Битва за Севастополь » режиссёра Сергея Мокрицкого .
  • - лауреат российской кинопремии «Золотой орёл» в номинации «Лучшая женская роль в кино» - за роль снайпера Людмилы Павличенко в фильме «Битва за Севастополь» режиссёра Сергея Мокрицкого .

Напишите отзыв о статье "Пересильд, Юлия Сергеевна"

Примечания

  1. Официальный сайт Президента Российской Федерации // kremlin.ru
  2. Официальный сайт Президента Российской Федерации // kremlin.ru (24 марта 2013 года)
  3. Электронная версия газеты «Псковская правда» // pravdapskov.ru (25 марта 2013 года)
  4. Телеканал «Россия-1 » // russia.tv
  5. Официальный сайт Московского драматического театра на Малой Бронной // mbronnaya.theatre.ru
  6. Официальный сайт Государственного театра наций // theatreofnations.ru
  7. (рус.) . Радио «Маяк» // youtube.com (veter20062006) (13 апреля 2013). Проверено 10 июля 2013.
  8. (рус.) . // bf-galchonok.ru. Проверено 10 июля 2013. .
  9. Текст: Алёна Карась . «Российская газета » // rg.ru (29 декабря 2006 года)
  10. Официальный сайт Государственного театра наций // theatreofnations.ru
  11. Текст: Алёна Карась . «Российская газета » // rg.ru (25 ноября 2008 года)
  12. Софья Миллер . Сетевое издание «Time Out » (Москва) // timeout.ru (10 января 2013 года)
  13. Официальный сайт Московского драматического театра на Малой Бронной // mbronnaya.theatre.ru
  14. Сайт «Театральный смотритель» // smotr.ru (декабрь 2009 года)
  15. «Первый канал » // 1tv.ru (14 марта 2010 года)
  16. «Первый канал » // 1tv.ru
  17. // oko-kino.ru (5 января 2013 года)
  18. // ruskino.ru
  19. Сайт «Вокруг ТВ» // vokrug.tv
  20. Текст: Татьяна Хорошилова (блог автора) . «Российская газета » // rg.ru (2 октября 2014 года)
  21. Елена Ищенко . Газета «Труд » // trud.ru (3 апреля 2015 года)
  22. «Первый канал » // 1tv.ru (25 мая 2015 года)
  23. Анастасия Рогова . Газета «Известия » // izvestia.ru (3 ноября 2015 года)
  24. Телеканал «Россия-1 » // russia.tv (9 ноября 2015 года)
  25. «Российская газета » // rg.ru (21 января 2011 года)
  26. // teatral-online.ru
  27. Николай Корнацкий . Газета «Известия » // izvestia.ru (24 апреля 2015 года)

Ссылки

  • // peresild.ru
  • // 7days.ru
  • Беседовала Юлия Ионова . Интервью журналу «Театрон» // teatron-journal.ru (14 ноября 2012 года)
  • Компания «Афиша » // afisha.ru
  • Сайт «Актёры советского и российского кино» // rusactors.ru
  • Телеканал «Культура » // tvkultura.ru

Отрывок, характеризующий Пересильд, Юлия Сергеевна

– Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
– Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
– Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
– Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
– Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
– Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
– Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
– Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
– Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
– Отчего же так? – спросил Пьер.
– Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…
– Так отчего же он запрещал?
Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею.
– А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец…
– Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер.
– Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей.
– Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника.
– Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело.
Пьер с удивлением посмотрел на него.
– Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре.
– Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции.
– А от чего же?
– От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате.
Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему.
– Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами.
– В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер.
– В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!
– Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали.
Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы:
– Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один.
– O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ]
– O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос.
– Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос.
– Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер.
– Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите.
– Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами!
Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти.
– Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями…
Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить:
– Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей.
– О нет! – отвечал Пьер, испуганно соболезнующими глазами глядя на князя Андрея.
– Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – и он, поспешно повернувшись, ушел в сарай.
Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно.
Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки.
Князь Андрей, вернувшись в сарай, лег на ковер, но не мог спать.
Он закрыл глаза. Одни образы сменялись другими. На одном он долго, радостно остановился. Он живо вспомнил один вечер в Петербурге. Наташа с оживленным, взволнованным лицом рассказывала ему, как она в прошлое лето, ходя за грибами, заблудилась в большом лесу. Она несвязно описывала ему и глушь леса, и свои чувства, и разговоры с пчельником, которого она встретила, и, всякую минуту прерываясь в своем рассказе, говорила: «Нет, не могу, я не так рассказываю; нет, вы не понимаете», – несмотря на то, что князь Андрей успокоивал ее, говоря, что он понимает, и действительно понимал все, что она хотела сказать. Наташа была недовольна своими словами, – она чувствовала, что не выходило то страстно поэтическое ощущение, которое она испытала в этот день и которое она хотела выворотить наружу. «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать», – говорила она, краснея и волнуясь. Князь Андрей улыбнулся теперь той же радостной улыбкой, которой он улыбался тогда, глядя ей в глаза. «Я понимал ее, – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту то душу ее, которую как будто связывало тело, эту то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…» И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. «Ему ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел».
Князь Андрей, как будто кто нибудь обжег его, вскочил и стал опять ходить перед сараем.

25 го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его стоянку у Валуева.
Переодевшись в придворный мундир, m r de Beausset приказал нести впереди себя привезенную им императору посылку и вошел в первое отделение палатки Наполеона, где, переговариваясь с окружавшими его адъютантами Наполеона, занялся раскупориванием ящика.
Fabvier, не входя в палатку, остановился, разговорясь с знакомыми генералами, у входа в нее.
Император Наполеон еще не выходил из своей спальни и оканчивал свой туалет. Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело. Другой камердинер, придерживая пальцем склянку, брызгал одеколоном на выхоленное тело императора с таким выражением, которое говорило, что он один мог знать, сколько и куда надо брызнуть одеколону. Короткие волосы Наполеона были мокры и спутаны на лоб. Но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие: «Allez ferme, allez toujours…» [Ну еще, крепче…] – приговаривал он, пожимаясь и покряхтывая, растиравшему камердинеру. Адъютант, вошедший в спальню с тем, чтобы доложить императору о том, сколько было во вчерашнем деле взято пленных, передав то, что нужно было, стоял у двери, ожидая позволения уйти. Наполеон, сморщась, взглянул исподлобья на адъютанта.
– Point de prisonniers, – повторил он слова адъютанта. – Il se font demolir. Tant pis pour l"armee russe, – сказал он. – Allez toujours, allez ferme, [Нет пленных. Они заставляют истреблять себя. Тем хуже для русской армии. Ну еще, ну крепче…] – проговорил он, горбатясь и подставляя свои жирные плечи.
– C"est bien! Faites entrer monsieur de Beausset, ainsi que Fabvier, [Хорошо! Пускай войдет де Боссе, и Фабвье тоже.] – сказал он адъютанту, кивнув головой.
– Oui, Sire, [Слушаю, государь.] – и адъютант исчез в дверь палатки. Два камердинера быстро одели его величество, и он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную.
Боссе в это время торопился руками, устанавливая привезенный им подарок от императрицы на двух стульях, прямо перед входом императора. Но император так неожиданно скоро оделся и вышел, что он не успел вполне приготовить сюрприза.
Наполеон тотчас заметил то, что они делали, и догадался, что они были еще не готовы. Он не захотел лишить их удовольствия сделать ему сюрприз. Он притворился, что не видит господина Боссе, и подозвал к себе Фабвье. Наполеон слушал, строго нахмурившись и молча, то, что говорил Фабвье ему о храбрости и преданности его войск, дравшихся при Саламанке на другом конце Европы и имевших только одну мысль – быть достойными своего императора, и один страх – не угодить ему. Результат сражения был печальный. Наполеон делал иронические замечания во время рассказа Fabvier, как будто он не предполагал, чтобы дело могло идти иначе в его отсутствие.

Юлия Пересильд – молодая и талантливая актриса театра и кино родилась в городе Псков 5 сентября 1984 года.

Детство

С юного возраста девочка мечтала об актерском искусстве, хотя родители ее никак не были связаны ни с театром, ни с кино. В школе одноклассники называли ее уничижительно «обезьянкой», намекая на не очень красивую внешность. Но Юлю слишком тянула к себе сцена, и она старалась изо всех сил понравиться зрителям, обаять их.

Поэтому, где только представлялась возможность, там она и выступала. Концертные программы в детских домах, школьный КВН и даже приняла участие в «Утренней звезде» (1995 год), которую вел сам . Юлия уже точно знала, чего она хочет достичь в этой жизни.

Но не сразу все получилось, как она хотела. В театральное училище поступить амбициозная девушка не смогла с первого раза, и пришлось вернуться домой получать образование филолога в местном пединституте. Имея неплохие вокальные данные, Юлия не видела себя в данной ипостаси и продолжила штурмовать вершины актерского мастерства.

Во второй раз приехав в Москву, Пересильд, имея за плечами печальный опыт неудачного поступления, не стала складывать яйца в одну корзину, и сразу подала документы во все возможные театральные вузы столицы. Повезло ей с ГИТИСом, и Юлия становится студенткой этой кузницы кадров театрального искусства, причем учится сразу на двух факультетах.

Карьера

В начале учебы состоялся дебют Юлии в кинематографе. Молоденькую деревенскую девушку она играет в эпизодической роли сериала «Участок». Затем еще следуют съемки в фильмах, которые для широкой публики остаются незамеченными.

После окончания театрального института Пересильд работает в качестве приглашенной актрисы в Театре наций в нескольких спектаклях. Определяющим стало ее участие в постановке «Фигаро. События одного дня» по мотивам известной пьесы П.Бомарше, где она сыграла роль невесты Фигаро.

По признанию Юлии ей больше импонируют съемки в кино, чем работа в театре. Именно с большим экраном она связывает свою карьеру и считает, что молодому актеру нельзя расслабляться. Прорывом к успеху стала работа в военной кинодраме «Пленный» режиссера Алексея Учителя, с которым ее познакомил Евгений Миронов. Талант Пересильд заметили и оценили по достоинству.

Творческий союз Учителя с артисткой нашел дальнейшее свое воплощение на экране и за главную роль в фильме «Край» она была номинирована на сразу две престижные премии. В этой картине, по признанию Юлии, ей нравится играть Софью – женщину, у которой столько любви, и некому ее отдать. Наступает момент признания и популярности.

Четыре десятка киноработ и везде Пересильд говорит только своим голосом – это одно из обязательных ее условий. Военный блокбастер «Битва за Севастополь», где Юлия играет женщину-снайпера, вывел Пересильд в звезды отечественного кинематографа первой величины.

После этого ее пригласили играть Люсю – в одноименный шестнадцатисерийный сериал и зрители, в основном, благожелательно приняли этот фильм.

Но вот Станислав Садальский не стеснялся в выражениях по данному поводу и утверждал, что вышедшая на экраны кинокартина не достойна Люси, а Пересильд бездарна и профнепригодна. Талант неважен, так как денег во время съемок стараются стырить побольше. С ним солидарны те, кто знал Гурченко лично. Наталья Белохвостикова, например, не стала смотреть сериал. Ей достаточно было увидеть рекламу фильма, чтобы понять какое разочарование ее ожидает.

Поддержал молодую актрису Сергей Сенин, последний супруг Гурченко, назвав Юлию блестящей актрисой. В том же духе высказалась и . Сама Пересильд признает, что много чего не получилось у нее с ролью Люси, и она сама себя критикует гораздо сильнее, чем все ее недоброжелатели.

Юлия Пересильд играет также на сцене театра на Малой Бронной, хотя и не состоит в труппе. Она задействована в спектаклях «Варшавская мелодия» (ей приходится говорить с польским акцентом), «Кроличья нора» и других постановках. Актриса любит своего зрителя. Бывает, что ее узнают девочки, которым по 16 лет, подходят и обнимают.

Личная жизнь

Про свою фамилию Юлия говорит, что в переводе со скандинавского она переводится или как «ежик», или как «семейный мост». Во всех ее биографиях написано – не замужем, две дочери.

Все время ей приписывали любовную связь с режиссером Учителем, хотя он женат и имеет троих детей, к тому же супруга — продюсер всех его фильмов. Несмотря на это Учитель не раз называл Пересильд своей музой. Долго общественность искала доказательства не только творческого союза, пока наконец не получила признание актрисы в сентябре 2017 года.

С Алексеем Учителем

Юлия Пересильд утверждает, что для нее не проблема сняться в фильме обнаженной или же в сексуальных сценах и объясняет это тем, что зритель видит на экране героиню кинокартины, а не конкретную актрису. Это, конечно, спорное утверждение, но для Юлии нет разницы в том, сама она снимается в постельной сцене, или вместо нее задействована дублерша.

В то же время фотографироваться голой на страницах мужских журналов Юлия Пересильд категорически отказывается, хотя предложений разных поступало бесконечное множество.

Поднимать таким образом свою популярность молодая знаменитость не желает. Она прекрасно понимает, что людям творческой профессии всегда приходится чем-то жертвовать. Это неизбежно, так как искусство перевоплощения требует большой отдачи души, сердца, здоровья, нервов, времени и никуда не денешься.

С детьми

Однако семьей и детьми жертвовать, по мнению Юлии, не стоит вообще. И еще, считает актриса, нельзя чем бы то ни было жертвовать ради выгоды. Она прекрасно себя чувствует в мужских компаниях, где запросто может сказать крепкое слово или же отпустить острую шутку. Давняя дружба связывает Юлию с олигархом Романом Абрамовичем. Когда скандально известный предприниматель развелся со своей женой, ходили слухи о его романе с Пересильд, но женщина категорически пресекла подобные сплетни.

Юлия часто ездит на метро. Водить машину не собирается. У актрисы растут две дочери – 8-летняя Аня и 5-летняя Мария. Помогает их воспитывать мама Юлии. Несмотря на то, что актриса ненавидит говорить о своей личной жизни, не так давно она все же публично призналась, что отцом ее детей действительно является Алексей Учитель.

Он старше ее на 33 года. Пару видели вместе в школе старшей дочери Юлии на линейке. Пересильд утверждает, что Алексей заботится о детях, он хороший папа, но дочки больше похожи на нее.

На диете знаменитость сидела только один раз – на запаренной гречке. Далось ей это нелегко и не стоит подобное измывательство над организмом утраты испорченного настроения. Поэтому Юлия ест все подряд, в том числе мясо и сладкое. Полторта на ужин, вторую половину – утором.

В особом почете пирожки с яблоком и корицей. И не переживает Пересильд никакими угрызениями совести, так как все излишества благополучно сгорают на работе без остатка. Съемки фильма «Битва за Севастополь» забрали столько энергии, что актриса еще и похудела.

Российские режиссеры всегда рады побаловать зрителей качественными фильмами. Не так давно на экраны вышла комедия Карена Оганесяна «О чем молчат девушки». В данной картине одну из главных ролей сыграла талантливая Юлия Пересильд. Зрители отозвались о киноленте неоднозначно. Многие были рады видеть историю смешного и романтического приключения подруг, в котором ярко и иронично показаны надуманные девичьи проблемы. Другая же часть зрителей была недовольна той ролью, которую сыграла Юлия Пересильд. Зарекомендовавшая себя как актриса серьезных жанров, для многих она несколько нелепо смотрелась в качестве гламурной красавицы. Однако, как говорят, артист должен попробовать себя в разных образах. В любом случае актриса Юлия Пересильд великолепно справилась с поставленной задачей. Эта девушка довольно давно радует телезрителей фильмами со своим участием. Что стало предпосылкой для выбора Юлией профессии актрисы? Может, на это повлияли ее родные и близкие? Давайте разберемся.

Детство. Юность. Пение

Пятого сентября 1984 года появилась на свет Пересильд Юлия. Биография девочки начинает свое повествование в славном российском городе Пскове. Родители малышки никакого отношения к сцене не имеют. Мама всю жизнь посвятила деткам, работая воспитательницей в детском саду. Отец является талантливым иконописцем. Наверное, именно от него девочке передалась творческая жилка. В детстве Юленька очень любила петь. Отличные вокальные данные позволили ей стать участницей местного музыкального коллектива под названием «Эквалайзер». В возрасте одиннадцати лет девочка впервые едет в Москву. Она принимает участие в детской развлекательной передаче «Утренняя звезда». Именно эта поездка поселила в ней мечту жить в столице. Кроме пения в музыкальной группе, Юлия Пересильд активно выступала в школьной команде КВН и занималась хореографией.

Штурмуя учебные заведения

После окончания школы девушка отправилась покорять Москву. Она стремилась поступить в одно из самых престижных театральных учебных заведений страны — во МХАТ. Однако первая попытка приобщиться к актерскому миру прошла неудачно. И Юля вернулась в Псков. Там она поступила в местный педагогический институт. Это был 2001 год. В то же самое время Пересильд познакомилась с интересной творческой личностью — Сергеем Рахмановым. Являясь поэтом и композитором, он предложил талантливой девушке создать творческий дуэт. Команда из двух человек «Ночной перрон» выступала на небольших концертных площадках, в военных частях, в детских домах и домах престарелых. В то же время Юлия активно готовилась к поступлению в театральное училище.

Студенческая пора

Проучившись год на филологическом факультете Пересильд снова отправилась в Москву. На этот раз она собиралась попробовать свои силы в борьбе за место в студенческих рядах РАТИ (ГИТИС). И ей это удалось. Она стала первокурсницей режиссерского факультета. Ее мастером являлся Олег Львович Кудряшов. «Этот талантливейший человек научил меня работать, без остановки и усталости идти к своей цели», — так отозвалась о своем учителе в одном из интервью Юлия Пересильд. Рост карьеры артистки начался с дебютного спектакля «Троянка», где девушка сыграла роль Андромахи. Затем последовало участие и в других институтских постановках. Наиболее запомнившимися являются пьесы «Синяя борода - надежда женщин» по Дэи Лоэру, «Колесо фортуны» по произведению Карла Орфа, гоголевский «Вий» и «Снегири» по Нине Садур. Во время учебы в академии Юлия сыграла несколько ролей в театре «Школа современной пьесы». Она великолепно перевоплотилась в Служанку и Доримену в постановке Першина «Холостой Мольер».

Профессиональная сцена

В 2006 году двери РАТИ распахнулись, выпуская в свет новую группу талантливых актеров, среди которых была и Юлия Пересильд. В этом же году российский режиссер пригласил девушку на роль Сюзанны в его театральной постановке «Figaro. События одного дня». Данная пьеса являлась одним из многих спектаклей, выпуск которых был приурочен к проходящей в то время кампании Евгения Миронова. Ровно через год артистка присоединилась к Государственному театру Наций. Ее первой работой на подмостках этого заведения стала роль Кумы Ширинкиной в пьесе Нины Садур «Снегири». Данная постановка является искусным отображением произведения Виктора Петровича Астафьева «Прокляты и убиты».

Можно посмотреть

На сегодняшний момент Юлия Пересильд задействована в многочисленных пьесах. Зритель может насладиться искусством перевоплощения актрисы в спектаклях «Киллер Джо», «Шведская спичка», «Фрекен Жюли», «Рассказы Шукшина» и прочие. Кроме этого, талантливая артистка работает и в На его сцене девушка играет главную роль в драме лирического характера «Варшавская мелодия», сценаристом которой является Гелена — персонаж в исполнении Пересильд — принесла актрисе любовь заядлых театралов и награду в номинации «Лучшая женская роль» на престижной премии «Хрустальная Турандот-2010». В 2011 году театральная жизнь артистки пополнилась еще одним событием. Она приняла участие в одном независимом театральном проекте под названием «Клубный театр». Здесь Юлия исполнила несколько ролей в спектакле «Любля. Офисная любовь».

Фильм! Фильм! Фильм!

Еще в студенческие годы девушка дебютировала в кино. Первой картиной с участием восходящей звезды стал сериал «Участок». Роль Натальи Кублаковой принесла молодой актрисе любовь публики. Ее стали узнавать на улице. Телезрители желали выведать любую информацию о новой талантливой артистке: кто такая Пересильд Юлия, национальность актрисы, возраст, рост, ее Ответы на эти и многие другие вопросы пытались найти и журналисты. За время учебы в академии фильмография Юлии пополнилась ролями в картинах «Принцесса и нищий», «Есенин» и «Невеста».

Совмещая работу

После окончания учебного заведения девушка продолжила сниматься в кино. Фильмы с Юлией Пересильд привлекали публику. Критики благосклонно называли ее «молодой Натальей Гундаревой». В 2007 году вышло продолжение прославившего актрису сериала «Заколдованный участок». В роли Дарьи Авериной она снялась в киноленте «Паутина-1». В картине «Диверсант. Конец войны» Юлия великолепно исполнила роль Светика. Девушка с благодарностью вспоминает своих партнеров по съемочной площадке, благодаря которым она набралась опыта и стала настоящей актрисой. Екатерина Васильева, Ада Роговцева, Владислав Галкин, Тамара Акулова и другие мастера отечественного кино поделились с молодым дарованием частью своих знаний и умений.

В 2008 году Юлии Пересильд выпал фантастический шанс сыграть в картине гениального режиссера Алексея Учителя «Пленный». Ей довелось исполнить главную женскую роль. Через два года она снова стала частью актерского состава под руководством великолепного маэстро. На тот момент Алексей Учитель снимал картину «Край». Партнером Юлии по площадке был Владимир Машков. Прошло одиннадцать лет с момента выхода первой части сериала «Участок». С тех пор Юлия снялась более чем в двадцати картинах.

Другие проекты актрисы

Последним фильмом с участием талантливой актрисы является кинолента Сержа Аведикяна и Елены Фетисовой «Параджанов». Вышедшая в 2013 году, картина повествует о жизни и любви безгранично талантливого советского режиссера. снимал фантастические фильмы, которые, увы, не соответствовали советской системе. За свою эксцентричность маэстро попал в тюрьму. Однако благодаря тяге к прекрасному он с достоинством перенес все тяготы и лишения. Жену великолепного режиссера — Светлану Щербатюк — и сыграла Юлия Пересильд. Актриса снялась во многих фильмах о войне: «Пленный», «Капли крови на цветущем вереске», «Диверсант», «В тумане», «Край», «Пять невест». В настоящее время артистка готовится к участию в новом проекте режиссера Сергея Мокрицкого «Битвы за Севастополь». Ей предстоит сыграть легендарного снайпера СССР Людмилу Павличенко. Как признается сама актриса, картины о военных действиях ей удаются лучше всего. «Я хорошо чувствую это время», — в одном из интервью признается Юлия.

Скрывая личную жизнь

Конечно, кроме творческих успехов, публику интересуют и семьи артистов. Не стала исключением и Юлия Пересильд. Личная жизнь талантливой актрисы всегда была источником досужих сплетен и разговоров. Ей приписывают бурный и уже довольно продолжительный роман с именитым режиссером Алексеем Учителем. Некоторые источники утверждают, что отцом первого ребенка Пересильд, родившегося в 2009 году, является именно он. Дочку было решено назвать Анечкой. Когда малышке исполнилось три года, мама подарила ей сестричку Машеньку. Истинное имя отца ребенка скрывается. В принципе, на любой вопрос о своей личной жизни актриса реагирует довольно резко и никаких ответов не дает.

Какой рост и вес у певицы Нины Шацкой?

Какой либо информации про рост и вес певицы Нины Шацкой мы не нашли поэтому будет выяснять примерные данные сравнением по фотографиям с людьми чей рост и вес нам известны.

На фото справа Нина Шацкая,обутая в каблуки 9см и рядом с ней стоит Андрей Державин с ростом 179см и обувью прибавляющую 2см.Итого получается,что обутая в 9 см каблуки Нина Шацкая выше 181см примерно на 2-3см.Соответсвенно от 184см отнимаем 9см и получаем примерный рост Нины Шацкой в 175см.Внешне вес Нины Шацкой смотрится на 70-75кг

Рост Нина Шацкая 175см

Вес Нина Шацкая 70-75кг

Какой рост и вес у Ирины Низиной?

Ирина Низина это известная российская актриса театра и кино, лауреат премий «Чайка» и «Московские дебюты».Наибольшую известность актрисе принесли такие работы в кино,как Новая жизнь сыщика Гурова и Адвокат.В сети интернета актрисе приписывают рост 174см,а вес 65кг.

Насколько достоверны и точны о росте и весе Ирины Низиной никому точно неизвестно.

Рост Ирины Низиной 174см

Вес Ирины Низиной 65кг

Какой рост и вес у Надежды Оболенцевой?

Надежда Оболенцева родилась в Москве 24 июля 1983 года и получила наибольшую известность как светская львица.

Какой либо информации про рост и вес Надежды Оболенцевой нет,поэтому будем примерно прикидывать о параметрах знаменитости.

На фото Надежда Оболенцева и Светлана Бондарчук с ростом 177см.Исходя из фото следует,что рост Надежды Оболенцевой около 174-175см,а вес 59кг

Рост Надежда Оболенцева 174-175см

Вес Надежда Оболенцева 59кг

Какой рост и вес у Татьяны Денисовой?

Татьяна Денисова появилась на свет 11 февраля 1981года в Калининградской области РСФСР.Она получила наибольшую известность как украинский хореограф, основатель и руководитель танцевального коллектива «JB ballet» в Германии; один из постоянных членов жюри и хореограф украинского телепроекта «Танцуют все!» ,а также наставник и хореограф российского шоу-проекта «Танцы».

В сети интернета известному хореографу приписывают рост 166см,а вес 58кг.Соответствуют ли эти заявленные параметры реальным данным никто не знают в реальности

Рост Татьяны Денисовой 166см

Вес Татьяны Денисовой 58кг

Какой рост вес у Антона Макарского?

Антон Макарский появился на свет 26 ноября 1975 года в городе Пенза.Наибольшую популярность и известность актер получил благодаря своим ролям в таких фильмах,как Смерш, Бедная Настя,а также многочесленным ролям в театре и кино.

На просторах интернета известному актеру приписывают рост 177-178см,а вес 79кг.Насколько достоверны и точны заявленные данные никому не известно

Рост Антона Макарского 177-178см

Вес Антона Макарского 79кг

Какой рост и вес у Сергея Кучерова?

Сергей Кучеров появился на свет 22 августа 1989 года в городе Магнитогорск.Достиг наибольшей известности благодаря своим спортивным успехам в области бодибилденга и тв проекту Дом2

На просторах инета Сергею Кучерову приписывают рост 178-179см,а вес 88кг.Соответсвуют ли эти заявленные параметры реальности и действительности,никто точно не знает

Рост Сергея Кучерова 178-179см

Вес Сергея Кучерова 88-90кг

Известная актриса российского кинематографа Юлия Пересильд родилась в сентябре 1984 года в Пскове. Если говорить о ее национальности, то, судя по фамилии, у нее есть эстонские корни. Семья будущей артистки была не совсем обычной: мама работала воспитателем в детском саду, а вот папа был художником, писал иконы.

С самого детства у Юлии появилась мечта о большой сцене. Обладая отличными вокальными данными, Пересильд участвовала в детском вокальном коллективе «Эквалайзер». Там юному таланту помогли раскрыть свои вокальные способности, а также научили чувствовать сцену и поставили голос.

Через тернии к звездам

В детстве девочка была разносторонне развита: она занималась спортом, участвовала в школьном театре, принимала участие в КВН. Первое выступление на большой сцене состоялось, когда Юле было всего 11 лет: она попала на программу «Утренняя звезда».

После участия в этой телепередаче желание девочки стать актрисой стало еще сильнее. Пересильд приняла решение в дальнейшем пойти в театральный институт, но, провалив вступительные испытания, вернулась обратно в Псков и поступила в пединститут на филологический факультет.

Там студентка Юля и ее одногруппник Вячеслав Рахманов организовали вокальный дуэт и успешно выступали с песнями собственного сочинения на различных площадках родного города. Однако карьера вокалистки не особенно интересовала Юлию Пересильд. Через год она вновь попыталась поступить в театральный: подала документы в несколько ведущих творческих вузов Москвы. И наконец в ГИТИСе заметили юное дарование и зачислили ее на актерский факультет.

После получения диплома Юлии Пересильд предложили работу в качестве драматической актрисы в Театре наций. Юля согласилась. Там, в театре, она познакомилась со многими актерами и режиссерами. Некоторые из этих знакомств имели для нее судьбоносный характер.

Опыт в кино

В кинофильмах Юлия Сергеевна Пересильд начала сниматься, еще будучи студенткой. В телесериале «Участок» (2003) ей досталась роль пятнадцатилетней девочки Наташи. В нескольких эпизодах Юлия Пересильд появилась в киноленте «Невеста» (2006), здесь у начинающей актрисы была отличная возможность проявить свой актерский талант.

Роль Насти в киноленте «Пленный» (2008) режиссера Алексея Учителя принесла артистке известность, ее стали приглашать в более масштабные проекты отечественной киноиндустрии. С этого момента актрисе поступает огромное количество предложений, и ее фильмография стремительно пополняется. С 2003 года Юлия Пересильд снялась более чем в 40 картинах.

Пересильд имеет две государственные премии за вклад в развитие театрального и киноискусства. Также она является лауреатом многих кинопремий, таких как «Белый слон», «Золотой орел», «Звезда театра», «Фигаро» и др.

Роли, исполненные актрисой Юлией Пересильд, не оставляют равнодушными ее зрителей и поклонников, которые называют ее яркой звездочкой современного киноискусства. Во всех своих работах она предстает разной, много работает над ролью, стараясь вдохнуть душу в своего персонажа. Фильмы с участием Пересильд известны и популярны.

Наибольшую известность актрисе принесла роль Людмилы Павличенко в исторической драме «Битва за Севастополь» (2015). Сама актриса признается, что это самая яркая роль за всю ее карьеру.

Вот еще несколько фактов из биографии артистки:

  • В спектаклях на сцене Театра наций Юлия Пересильд участвует с 2007 г.
  • Она активно сотрудничает с театром «Школа современной пьесы», Театром на Малой Бронной, Театром наций под руководством Евгения Миронова.

Семья актрисы

Долгое время Юлия Сергеевна Пересильд старательно скрывала свою личную жизнь. В прессе время от времени появлялась информация о ее романах, но она не находила разумного подтверждения. И вот пару лет назад актриса решилась показать всему миру своих дочерей – Анну и Марию. Счастливая мама вместе с дочками появляется на премьерах мультфильмов и кинофильмов.

Старшую дочь Анну Юлия родила в 2009 году, и долгое время журналисты гадали, кто же является отцом маленькой Ани. Дочь актрисы учится в школе, увлекается театральной деятельностью, посещает драмкружок, участвует в школьных спектаклях и при такой загруженности успевает учиться на «отлично».

В 2012 году у актрисы родилась вторая дочь – Мария. Из-за большой занятости Юлии Пересильд на съемках ее маме пришлось переехать в столицу, чтобы заниматься воспитанием внучек. Девочки же, в свою очередь, радуют маму и бабушку своими успехами.

Летом 2017-го Пересильд официально заявила, что отцом ее детей является известный кинорежиссер Алексей Учитель. Долгое время актрисе приписывали с ним роман, в прессе появлялись новости, что дети Пересильд именно от него, но Юлия никак не реагировала на эти публикации. Ведь Алексей был женат на Кире Саксаганской, семья воспитывала троих детей.

После развода Учителя пара все-таки решила рассказать о своих отношениях, но заключать брак они не собираются. Как говорит актриса, у нее не было цели выйти замуж, поэтому ей незачем что-то менять в своей жизни. Официально Юлия не в браке, но считает своим мужем Алексея Ефимовича Учителя. Алексей не отказывается от воспитания Маши и Ани, называя Пересильд своей музой.

Также некоторое время назад говорили об амурных отношениях актрисы с Романом Абрамовичем. Пересильд несколько раз появлялась на публике в компании олигарха. Недавно актриса прокомментировала эти слухи, рассказав, что с Романом их связывают только дружеские отношения.

Что ждет впереди

В конце 2017 года в СМИ появилось интервью Пересильд, где ее спросили, что связывает ее с Андреем Бурковским. Актриса рассказала, что вместе они готовятся к выходу спектакля «Солнечная линия». Актеры сыграют супружескую пару. Как признался сам Бурковский, ему очень понравилось работать с талантливой актрисой Пересильд, на репетициях они много смеялись, и это помогло им лучше вжиться в роль.

Юлия Сергеевна Пересильд ведет страничку в социальной сети «Инстаграм», также ее биографию можно прочесть на страницах Википедии. Автор: Софья Малеева

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Жареные лисички со сметаной и луком на сковороде — самый простой рецепт Жареные лисички со сметаной и луком на сковороде — самый простой рецепт Как проявляется отравление угарным газом Как проявляется отравление угарным газом Расчет энергетической ценности Энергетическая ценность единица измерения Расчет энергетической ценности Энергетическая ценность единица измерения